Агния барто анализ. Анализ стихотворения "Королева" А. Барто. Биография Агнии Львовны Барто

Большинство стихов Агнии Барто написано для детей -- дошкольников или младших школьников. Стиль очень лёгкий, стихи нетрудно читать и запоминать детям. Вольфганг Казак называет их "примитивно рифмованными". Автор как бы разговаривает с ребёнком простым бытовым языком, без лирических отступлений и описаний -- но в рифму. И разговор ведет с маленькими читателями, как будто автор их ровесница. Стихи Барто всегда на современную тему, она словно бы рассказывает недавно случившуюся историю, причем её эстетике характерно называть персонажей по именам: "Мы с Тамарой", "Кто не знает Любочку", "Наша Таня горько плачет", "Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение" -- речь будто бы идет о хорошо знакомых Лешеньках и Танях, у которых вот такие недостатки, а вовсе не о детях-читателях.

Стихи Агнии Барто кажутся нам такими простыми, невесомыми, рожденными словно на одном дыхании. Однако на самом деле каждое из ее произведений - плод долгой, упорной, сосредоточенной работы над словом и смыслом. Каждый звук ее произведений выверен и стоит на своем месте, образуя удивительный ритмический рисунок (не зря ее кумиром в молодости был Владимир Маяковский), каждое слово стоит на своем месте и кажется, будто иначе и не могло быть написано любое из ее стихотворений. Но это совершенство давалось ей вовсе не так легко. Она переписывала стихи по много раз, зачитывала их знакомым (тоже известнейшим детским писателям, таким, как Сергей Михалков, Лев Кассиль, Корней Чуковский), членам семьи и, конечно, самым важным ценителям - маленьким детям. Она чутко прислушивалась к критике, но в то же время была готова отстаивать свою позицию до последнего, если считала ее единственно верной. Она не хотела, чтобы под ее именем в свет вышла хоть одна единственная строчка, которую она сама сочла бы неверной или фальшивой. Именно эту честность перед собой и своими читателями и умели без всяких слов почувствовать дети.

В чем же секрет непреходящего успеха стихотворений Агнии Барто? На первый взгляд, они удивительно просты, подчас даже примитивны, а так как все мы знаем их почти наизусть, нам кажется, что ничего необыкновенного в них нет и быть не может. Но на самом деле каждое стихотворение Барто - это маленькое открытие. Для того, чтобы описать бычка, шагающего по качающейся доске, без которого мы и не представляем себе детства, его надо было сначала разглядеть. А для этого нужно уметь смотреть на мир под совершенно особым углом, уметь видеть самые обыкновенные с точки зрения взрослого человека вещи глазами ребенка. Именно этим даром Агния Львовна была наделена сполна.

Агния Барто умела говорить с детьми на их собственном языке, и дети горячо откликались на каждую ее строчку. Она никогда не сюсюкала, не поучала, не хвалила и не ругала. Она раскрывала знакомые каждому карапузу ситуации с совершенно новой стороны, давая ему возможность самостоятельно сделать правильные выводы. Ее намеки, добродушное подшучивание, а подчас и высмеивание распространенных детских "пороков" всегда оказывались понятными и близкими малышне всех стран мира. Не случайно именно Агния Львовна вывела теорию о том, что внутренний мир ребенка необычайно богат, разнообразен и ярок, вне зависимости от национальной принадлежности. Мысль о том, что все дети говорят на одном языке, породила замечательный сборник "Переводы с детского", в котором поэтесса опубликовала стихи, написанные ребятами разных стран.

Барто прекрасно понимала, что смех -- самая короткая дорожка к сердцу человека, особенно маленького. И никогда не упускала случая воспользоваться ею. Весёлая простота и свежесть её стихов заставляет даже самых серьёзных и хмурых читателей хотя бы на время забыть свою серьёзность" - именно так говори о творчестве самого детского поэта страны Самуил Яковлевич Маршак. Также он заметил, что эти стихи - игра. И ребята отлично понимают и намек и юмор. Они принимают каждую строчку, потому что это и есть настоящие детские стихи - серьезные и веселые, без разных уменьшительных словечек, которыми некоторые писатели уснащают свои произведения, обращаясь к детям. А разве вы слышали когда-нибудь, чтобы сами дети, играя друг с другом, лепетали: игрушечки, моторчик, куколка, вкусненький. Все эти слова, увы, из речи взрослых. Сами же ребята выражают свои мысли очень точно, ясно, без жеманства и ужимок. И так "по-детски" в лучшем смысле этого слова удается писать тем, кто видит в поэзии для детей подлинное доброе призвание.

И каждый раз эти слова подтверждались на практике. Барто часто приходилось путешествовать не только по территории Советского Союза, но бывать в различных заграничных командировках. "Каждый ребенок не зависимо от своей национальной принадлежности имеет свой богатый внутренний мир и ему необходимо помочь адаптироваться в окружающем мире. В этом главная задача взрослых" - не уставала говорить Барто.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего и профессионального образования Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

Анализ стихотворения

А. Барто «Очки»

Исполнитель:

Студентка 2 «А» группы

Квашнина Дарья

Руководитель: Перминова Светлана Ивановна

Камышлов, 2015

Тема: детства

Характеристика героя: главный герой маленький мальчик Дима 5 лет, который как и свойственно маленьким детям завидует и хочет быть похожим на старшего брата.

«брату всё разрешено, он в 4-м классе

Может он ходить в кино брать билеты в кассе»

Т.е. Сереже разрешено намного больше чем Диме, и вот настал момент, когда Сереже выписали очки- это было так сказать последней каплей терпения Димы и он говорит

«нет, ребята, это слишком!

Он в очках явился вдруг!»

И на следующее утро бедный Дима вдруг ослеп, т.е. он захотел подражать Сереже.

«И кричит-я близорукий!

Мне к врачу необходимо!

Не волнуйся и не плачь,-

Говорит больному врач.

Надевает он халат,

Вынимает шоколад.

Не успел сказать ни слова,

Раздается крик больного:

Шоколада мне не надо,

Я не вижу шоколада!»

Из этого эпизода мы узнаем, что Дима наврал о том, что он плохо видит, и в итоге остался в дурачках.

Особенности стиля речи и языка

Используется много восклицательных предложений «Бедный Дима, он моложе! Он завидует Сереже!» «Мне к врачу необходимо!», что придает эмоциональность стих-ю.

Предложения простые, нет игры слов или использования в переносном значении

«Он завидует Сереже!», «Он в очках явился вдруг!» и т.д. это способствует лучшему восприятию текста ребенком

Рифмы находятся в ближайшем сходстве

«доктор смотрит на больного.

Говорит ему сурово:

Мы тебе не дурочки!

Не нужны тебе очки!» - способствует динамичности.

Главная воспитательная ценность содержится в последних строчках стихотворения

«Вот шагает Дима к дому,

Он остался в дурачках.

Не завидуйте другому,

Даже если он в очках.»

Творчество А. Л. Барто. Стихотворение «Верёвочка»

Цель: познакомить учащихся с биографией и творчеством поэтессы

А.Л. Барто.

Образовательные:

и находить языковые средства выразительности;

Воспитывать бережное отношение к литературному наследию.

Развивать образное мышление, навыки словесного рисования, мотивацию

на вдумчивое чтение художественной литературы.

Формировать УУД :

Познавательные УУД

1Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

2. Находить ответы на вопросы в тексте.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы

с материалом учебника.

2. О ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы

с учебником.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты.

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Ход урока

1) Проверка домашнего задания .

Выразительное чтение стихотворения С. В. Михалкова «Мой щенок».

– Какое произведение вы прочитали дома?

Давайте прочитаем стихотворение С. В. Михалкова «Мой щенок».

– Чтение стихотворения выразительно.

Ответы на вопросы.

Как девочка относилась к своему щенку?

Составьте небольшой рассказ о пропаже щенка.

С чего началась эта история?

О чем надо подумать, прежде чем взять в дом зверька, птичку или рыбку?

У. Сегодня мы будем говорить о творчестве хорошо знакомого нам автора. Чтобы узнать фамилию этого человека, отгадайте его стихотворения:

По нескольким словам вам нужно угадать стихотворение и прочитать его наизусть.

ДОСКА!!!

БРОСИЛА, ПОД ДОЖДЁМ, ПРОМОК

Зайку бросила хозяйка, -

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

УРОНИЛИ, ОТОРВАЛИ, НЕ БРОШУ

МИШКА

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу -

Потому что он хороший.

ЛОШАДКУ, ГРИВУ, В ГОСТИ

ЛОШАДКА

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Биография Агния Львовна Барто

    Барто Агния Львовна – русская поэтесса.

Родилась она 17 февраля 1906 года в Москве в семье врача –ветеринара. Получила хорошее домашнее воспитание. Позже училась в гимназии, где начала писать первые стихи. Одновременно занималась в хореографическом училище и хотела стать балериной.

а также стихов «Фонарик», «Машенька», Барто стала одним из самых известных и любимых читателями детских поэтов.

    Агния Барто написала сценарии фильмов «Подкидыш», «Алеша Птицын вырабатывает характер», «10000 мальчиков». Её стихотворение «Верёвочка» было взято за основу замысла фильма «Слон и верёвочка».

    В годы Великой Отечественной войны Барто находилась в эвакуации

в Свердловске, выезжала на фронт с чтением своих стихов, выступала

на радио, писала для газет. У Агнии Львовны Барто было двое детей: сын

в возрасте 15 лет. Катаясь на велосипеде, он столкнулся с грузовиком, который внезапно выехал из-за угла. Неосторожность мальчика обернулись большой трагедией для всей семьи. Нужно всегда быть осторожным

на дорогах и соблюдать правила дорожного движения.

    После войны в течение девяти лет А. Барто вела на радио передачу «Найти человека», в которой занималась поисками людей, разлученных войной. С её помощью было воссоединено около 1000 семей.

    А. Барто много путешествовала по разным странам: Болгарии, Исландии, Японии, Вликобритании. Она переводила с разных языков детские стихи,

и её стихи были переведены на многие языки мира. В 1976 ей была присуждена Международная премия Г. Х. Андерсена

    Умерла Агния Барто в Москве 1 апреля 1981 года. Её именем названы улицы городов и одна из малых планет, расположенная между орбитами Марса

и Юпитера.

У: Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением Барто.

А его название мы узнаем из следующей загадки:

В руки ты меня возьми,

Прыгать поскорей начни.

Раз прыжок и два прыжок,

Угадай, кто я, дружок?

У: Это скакалка

Иногда дети используют вместо скакалки любую подходящую верёвочку,

и новое произведение, с которым мы сегодня познакомимся, называется «Веревочка»

У: Вы знаете теперь, о чём пойдет речь в стихотворении..

    В какое время года можно играть с веревочкой?

    Как вы думаете, какое настроение будет передавать оно читателю: грустное, озорное, весёлое или серьёзное?

    Кто будет главным действующим лицом: взрослый или ребёнок, мальчик или девочка?

    Давайте проверим наши предположения. Послушаем начало стихотворения

ДОСКА!!!

Галдят – кричат, шумят

Прыгалки – скакалки

Бульвар – широкая аллея на городской улице

Переулок – небольшая улица

Извёстка – раствор извести для побелки

Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Как птицы, заливаются
Трамвайные звонки.

Шумная, веселая,
Весенняя Москва.
Еще не запыленная,
Зеленая листва.

Галдят грачи на дереве,
Гремят грузовики.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!

Тут прохожим не пройти:
Тут веревка на пути.
Хором девочки считают
Десять раз по десяти.

Это с нашего двора
Чемпионы, мастера
Носят прыгалки в кармане,
Скачут с самого утра.

Во дворе и на бульваре,
В переулке и в саду,
И на каждом тротуаре
У прохожих на виду,

И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами
Вместе.

Вышла Лидочка вперед.
Лида прыгалку берет.

Скачут девочки вокруг
Весело и ловко,
А у Лидочки из рук
Вырвалась веревка.

Лида, Лида, ты мала!
Зря ты прыгалку взяла!-
Лида прыгать не умеет,
Не доскачет до угла!

Лида не умеет прыгать через скакалку, а из вас кто-нибудь умеет? Как вы думаете, полезно ли прыгать через скакалку и почему?

В хорошую весеннюю погоду все ребята любят играть в веселые подвижные игры на улице, а везде ли это можно делать? Например, на проезжей части улицы или двора?

Любые физические упражнения полезны для развития и здоровья, так давайте попрыгаем.

ФИЗМИНУТКА

С физминуткой я дружу.

Свою спину разогну.

Руки вверх подниму,

А потом их опущу,

А потом попрыгаю,

Раз, два, три.

Ножками подрыгаю,

Раз, два, три.

Ручками похлопаю,

Раз, два, три.

Ножками потопаю,

Раз, два, три.

Сяду я за партой стройно,

Чтоб вести себя достойно.

- Как думаете, что Лидочка будет делать дальше? Ведь она совсем

не умеет прыгать? Как бы вы поступили на ее месте?

Переверните лист, дочитаем текст, чтобы ответить на этот вопрос.

Пользуйтесь словарем на доске, чтобы разобраться с незнакомыми словами

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Выборочное чтение

Найдите в стихотворении строчки, которые подтверждают, что Лидочка

не расстроилась, не опустила руки, а взялась за упорные тренировки..

(Рано утром в коридоре …)

    Найдите и прочитайте, какого результата добилась Лидочка?

Скачет целых полчаса… Я и прямо…

    О каких качествах характера Лидочки мы можем говорить, полезные они или вредные для человека? Как вы думаете, есть ли у вас эти качества?

ОТРАБОТКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

А сейчас давайте попробуем выразительно и красиво прочитать наше стихотворение Для этого нам необходимо соблюдать несколько правил, которые мы сформулировали на предыдущих занятиях. Кто их назовёт?

ДОСКА!!!

    Интонация чтения должна передавать …настроение или отношение к сюжету автора.

Какое настроение возникло у вас при чтении этого стихотворении? Оно совпало с нашими предположениями?

Значит, в каком темпе, с какой интонацией будем читать?

    Соблюдать … логическое ударение

(Выделение наиболее важных слов в тексте с помощью голоса)

    Вторичное закрепление .

Чему же хотела научить нас А.Л.Барто?

(Умению радоваться приходу весны, желанию быть здоровыми и весёлыми.)

Про какого же помощника в сохранении здоровья рассказывает А.Л.Барто?

(Про движение.)

Давайте ещё раз прочитаем это стихотворение так, как надо его читать, то есть прочитаем его с весенним, радостным настроением. Вы будете читать

по цепочке, по 4 строчки каждый.

(ученик прочитывает первые 4 строчки)

«Весна, весна на улице,

Весенние деньки!

Как птицы заливаются

Трамвайные звонки…»

Какие, по вашему мнению выразительные слова подметила А. Л.? Зачитайте их.

«Шумная, весёлая,

Весенняя Москва,

Ещё не запылённая,

Зелёная листва».

С каким настроением читаются эти строки? (с весёлым) Что описывается в этом отрывке? (весенняя Москва)

«Галдят грачи на дереве,

Гремят грузовики.

Весна, весна на улице,

Весенние деньки!»

С радостным ли настроением прочитываются эти строки? А где в этом четверостишье слышится больше радости? (в последних 2х строках) Молодцы!

«Тут прохожим не пройти:

Тут верёвка на пути.

Хором девочки считают

Десять раз до десяти.»

Какая преграда встала перед прохожими? (верёвочка) Как вы понимаете эти строки? (девочки прыгают на скакалке и играют в классики)

«Это с нашего двора

Чемпионы, мастера

Носят прыгалки в кармане,

Скачут с самого утра.»

Ребята, скажите, какие самые главные, гордые слова в этом отрывке? (чемпионы, мастера.)

«Во дворе и на бульваре,

В переулке и в саду,

И на каждом тротуаре

У прохожих на виду,

И с разбега, и на месте,

И двумя ногами вместе.

Вышла Лидочка вперёд,

Лида прыгалку берёт…

Лида, Лида. Вот так Лида! –

Посмотрите, эта Лида

Скачет целых полчаса!»

Почему именно Лида является главной героиней? Найдите и прочитайте строчки, которые это докажут. Какие знаки препинания стоят в этом отрывке? Что они выражают? («!» - восторг, удивление и восхищение)

«- Я и прямо,

Я и боком,

С поворотом,

И с прискоком,

И с разбега

И на месте,

И двумя ногами
вместе… »

Доскакала до угла.

-« Я б не так ещё смогла»!

Попробуйте в ритм похлопать сами себе, читая текст в полголоса. (Дети выполняют действие) теперь прохлопайте своему соседу. Теперь кто под мои хлопки вслух прочтёт этот отрывок? Зачем мы сами себе хлопали? (Чтобы уловить ритм прыжков) теперь дочитаем последнее четверостишье.

«Весна, весна на улице,

Весенние деньки!

С книжками, с тетрадками

Идут ученики.»

Мы уже встречали похожие строки? Где? (В начале стихотворения) Найдите эти строчки . Чем они отличаются? Как вы думаете, зачем нужен повтор? (подчеркнуть радость прихода весны) А почему появляются строчки про учеников? (напоминание не только о веселье и играх, но и об учёбе.) Молодцы! Теперь ваша задача найти отрывок, который вам больше всего понравился и приготовиться выразительно прочесть его. (дети выбирают и читают по одному)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

Можно ли детям кататься по проезжей части улицы?.. а играть, скакать? Где можно играть в прыгалки, скакалки и другие подвижные игры?

Что могло бы произойти, если бы Лидочка не стала учиться прыгать на скакалке, но очень бы хотела похвастаться перед девочками своими достижениями…

Общаясь с ребятами, Агния Львовна Барто говорила, что пишет для них «из хитрости» — ведь они обязательно вырастут, а стихи запомнят, и потом прочтут их своим детям. Вот стихи и проживут долго.

И действительно, стихи Агнии Львовны живут очень даже долго: их знают современные дети, их мамы и папы, бабушки и дедушки, и даже прабабушки с прадедушками.

Известно, что черты характера малыша формируются не только генами родителей, но и воспитанием, начиная с самого раннего возраста.

Основу такой черты характера, как любовь, жалость, соболезнование можешь заложить в маленьком ребенке, читая стихотворения Агнии Барто про бычка, про мишку, про зайку...

Бычок

Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу,
Ой, досточка кончается,
Сейчас я упаду!

Мишка

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.

Зайка

Зайку бросила хозяйка
Под дожем остался зайка
Со скамейки слезть не мог
Весь о ниточки промок.

Агнии Львове посчастливилось встретиться с В.Маяковским на первом празднике детской книги.

Маяковский: «как нужна детям принципиально новая поэзия, обращенная к ребенку. При этом не следует пренебрегать юмором и сатирой».

Встреча с Маяковским подтвердила собственные мысли Агнии Львовны, и впредь в своем творчестве она пользовалась в воспитательных целях сатирой и юмором. Но в своих стихах она смеётся весело и не зло, и помогает ребёнку оглянуться на себя и исправиться.

Когда малыш станет чуть старше, чтение и комментирование стихотворения о девочке - помощнице, которое, кстати, было написано Агнией Барто для маленькой дочки Тани, поможет тебе в воспитании у ребенка чувства юмора:

Помощница

У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,
Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
- Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.

Немалыми помощниками в воспитании у ребенка восприятия критики будут и стихотворения: «Сонечка», которая без конца жалуется, или «Лешенька», который учит уроки, словно делает родным одолжение, или «Милочка-копилочка», у которой в карманах нашлись все мелкие вещи из дома.

Сонечка

Тронь ее нечаянно —
Сразу: — Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!
Ой, я укололась!—
Слышен Сонин голос.
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы:
— Голова болит…
Я бы полежала бы —
Мама не велит.
Сговорились мальчики:
— Мы откроем счет,
Сосчитаем жалобы —
Сколько будет в год?
Испугалась Сонечка
И сидит тихонечко.

А стихотворение Агнии Барто «Снегирь», написанное, от лица мальчишки, драчуна и проказника возможно тебе не захочется читать сынишке или дочке. Главное то, что ты сама узнаешь из этого стихотворения: как важно понимать психологию подрастающего ребенка.

Снегирь

На Арбате, в магазине,
За окном устроен сад.
Там летает голубь синий,
Снегири в саду свистят.

Я одну такую птицу
За стеклом видал в окне,
Я видал такую птицу,
Что теперь не спится мне.

Ярко-розовая грудка,
Два блестящие крыла...
Я не мог ни на минутку
Оторваться от стекла.

Из-за этой самой птицы
Я ревел четыре дня.
Думал, мама согласится -
Будет птица у меня.

Но у мамы есть привычка
Отвечать всегда не то:
Говорю я ей про птичку,
А она мне про пальто.

Что в карманах по дыре,
Что дерусь я во дворе,
Что поэтому я должен
Позабыть о снегире.

Я ходил за мамой следом,
Поджидал ее в дверях,
Я нарочно за обедом
Говорил о снегирях.

Было сухо, но галоши
Я послушно надевал,
До того я был хорошим -
Сам себя не узнавал.

Я почти не спорил с дедом,
Не вертелся за обедом,
Я "спасибо" говорил,
Всех за все благодарил.

Трудно было жить на свете,
И, по правде говоря,
Я терпел мученья эти
Только ради снегиря.

До чего же я старался!
Я с девчонками не дрался.

Как увижу я девчонку,
Погрожу ей кулаком
И скорей иду в сторонку,
Будто я с ней незнаком.

Мама очень удивилась:
- Что с тобой, скажи на милость?
Может, ты у нас больной -
Ты не дрался в выходной!

И ответил я с тоской:
- Я теперь всегда такой.

Добивался я упрямо,
Повозился я не зря.
- Чудеса,- сказала мама
И купила снегиря.

Я принес его домой.
Наконец теперь он мой!
Я кричал на всю квартиру:
- У меня снегирь живой!

Я им буду любоваться,
Будет петь он на заре...
Может, снова можно драться
Завтра утром во дворе?