Как сформулировать задание. Определение целей и задач проекта. Вопросы на выяснение ситуации

Еще Аристотель говорил, что грамотно поставленная задача - уже половина ее решения. Часто мы не можем найти тот самый «ключ» не потому, что задача не решаема, а потому, что она неправильно сформулирована.

Грамотная формулировка задачи - это отдельный навык, который можно и нужно тренировать и развивать. В этой статье мы поговорим о том, как этому научиться, чтобы сама формулировка задачи уже помогала в поиске решения. Обратите внимание, что любая задача как мостик соединяет две ситуации: текущую и желаемую. В первой нас что-то не устраивает, а во второй ситуации нас что-то привлекает.

Грамотно сформулированная задача позволяет определить курс от текущей ситуации к желаемой. И чем конкретнее мы этот курс определим, тем проще будет найти решение. Соответственно, секрет грамотной формулировки кроется в том, чтобы максимально точно описать требуемые параметры изменения ситуации из текущего состояния в желаемое.

Определение проблемы

Когда мы описываем текущую ситуацию, нам необходимо понимать, что прямо сейчас является проблемой или сложностью. Иногда то, за что первично хватаются «решатели» задач, является не совсем тем, что может действительно улучшить ситуацию.

Например, руководитель подразделения попросил помочь оценить план по проекту разработки системы мотивации для IT-персонала. План уже был разработан, но пришлось вернуться на много шагов назад после простых вопросов: «На решение какой конкретной проблемы направлен данный проект? Что должно измениться?».

Руководитель дал примерно такой ответ: «При необходимости выполнения восстановительных работ с целью устранения периодически возникающих сбоев сотрудники IT отказываются работать сверхурочно в тех объемах, которые требует компания. Это приводит к тому, что приходится затрачивать дополнительные средства на согласование и получение выплат за сверхурочные, а также периодически возникают психологические сложности в коллективе, т.к. специалисты не желают тратить личное время даже за дополнительную оплату. В конечном счете, это существенно сказывается на сроках устранения сбоев и качестве работе. Попытки изменить систему материальной мотивации в прошлом дали лишь временный результат, сейчас даже за деньги сотрудники не всегда готовы выходить во внеурочное время».

Таким образом, в этом примере одна из возможных задач, требующих решения, такова: необходимо разработать систему мотивации персонала, при которой сотрудники будут готовы работать сверхурочно добровольно, чтобы все сбои устранялись своевременно.

Вы, наверное, обратили внимание, что в данном случае можно было бы задать логичный вопрос, а почему проект не направлен на сокращение количества сбоев, например. Но такого рода вопросы как раз появляются, когда четко сформулирована проблема. Если бы вы увидели только формулировку задачи и не задали уточняющие вопросы о контексте ситуации и проблеме, у вас бы даже не вызвало сомнений, что необходимо заниматься именно проектом по разработке системы мотивации персонала. Полезное же дело - мотивация, и никто с этим спорить не будет. В итоге такого переосмысления - «что на самом деле является проблемой», можно не только план поменять, но и вовсе отменить весь проект, инициировав совсем другой.

Кроме того, мы наглядно видим, как после уточнения проблемы появились границы проекта, акценты и понимание, кто здесь заинтересованные стороны, а также идеи для аргументов и даже исходная информация для определения критериев достижения результата (сокращение средней длительности и стоимости устранения сбоев, если проект направлен на решение именно этой проблемы, конечно).

Итак, первое, что следует сделать для определения задачи - это сформулировать проблему, на решение которой должна быть направлена задача. Понимание проблемы - это корни для качественно сформулированной задачи. Если ваша задача не «заземлена» корнями, вам придется впустую потратить немало ресурсов на поиск решения.

Итак, как подходить к формулировке проблемы? Иногда корректные слова направляют нашу мысль в действительно правильное русло.

Как правильно формулировать проблему

При определении проблемы желательно использовать универсальную формулу:

«В процессе… (указать каком, то поможет понять масштаб задачи и «поле», где требуются какие-то изменения)

с целью… (для чего этот процесс в принципе существует. Это важно определить, чтобы затем показать значимость сбоя для интересующего вас процесса)

происходит… (указать конкретные факты, иллюстрирующие проблему или сбой, что именно плохо)».

В этой структуре предложения используется только фактическая безоценочная информация. Такие слова как «плохо», «постоянно», «бюрократия», «безответственность», «недостаточно» и т.д. - это относительные, оценочные категории. Вместо них лучше использовать конкретные факты, например: «Происходит утечка стратегически важной информации о планах компании через письменные сообщения у сотрудников с корпоративными ноутбуками…». Также поможет использование точных временных рамок: «еженедельно», «срок выполнения заказа превышает аналогичные сроки у конкурентов в 2 раза». Для того, чтобы сформулировать грамотное определение проблемы, как правило, требуется сбор данных и статистика (чтобы заменить слово «плохо» или «недостаточно» на объективные цифры).

Почувствуйте разницу:

Вариант 1: проблема - забюрократизированные процессы.

Вариант 2: проблема - сроки согласования и подписания договоров в нашей компании в 2 раза превышают аналогичную длительность процесса у ближайшего конкурента.

Для какой проблемы проще поставить конкретную задачу? Если раскладывать пример по нашей формуле, то получится следующее: в процессе заключения договоров с целью (зачем нужен этот процесс) четкого определения всех условий взаимоотношений с партнерами происходит (в чем суть сбоя). Длительность процесса в нашей компании в «N» раз больше, чем у ближайшего конкурента.

Формула структурирует информацию о ситуации и позволяет «не растекаться по древу», когда вы хотите донести идею до других людей. Наверняка вы встречали формулировки проблем и задач, где много воды и мало сути. Формула - это минимально краткий путь, чтобы максимально четко высказать суть дела и определить, какую именно задачу необходимо в итоге решать.

Еще один пример. Иногда люди говорят: «У нас проблема с согласованием нормативных документов». Необходимо понять, какая именно проблема? Что должно быть устранено? Пока вы не начнете использовать формулу, пройдут месяцы и даже годы, прежде чем кто-то действительно сможет изменить ситуацию. Потому что при такой формулировке согласования нормативных документов это больше похоже на жалобу или недовольство, чем на системный подход, который приведет к результату.

Обратите внимание, если мы используем формулу для определения проблемы, мы можем рассматривать разные процессы (или границы системы), в рамках которых существует проблема.

В последнем примере мы могли взять процесс согласования документов в целом в компании или специфический бизнес-процесс разработки и согласования конкретного нормативного документа. А в качестве сути сбоя в третьей части формулы можно было взять сроки, количество согласующих или конкретные операционные риски. И в зависимости от того, что будет в формулировке проблемы, могут появиться разные цели, задачи, решения и совершенно уникальные проекты изменений.

Давайте посмотрим на простом примере, как может выглядеть формулировка проблемы, когда во время тренинга начинает громко шуметь кондиционер:

  1. В процессе проведения тренинга с целью формирования новых навыков участники отвлекаются на шум кондиционера.
  2. В процессе работы кондиционирования с целью поддержания комфортной температуры в помещении появляется побочный эффект - шум кондиционера.
  3. При восприятии звуков (в процессе восприятия звуков) с целью получения аудиальной информации люди отвлекаются на посторонний шум (в частности, шум кондиционера).

В этом примере во всех трех формулировках сбой один - шум кондиционера, но рассматриваемые процессы разные. То, насколько корректно мы определим процесс, требующий внимания, будет определять масштаб и параметры нашей задачи.

Формула проблемы дана в качестве структуры. Конкретные формулировки могут корректироваться в зависимости от сути вопроса и с учетом необходимости говорить на понятном для других людей языке (мы смягчаем речь, не пытаясь говорить в жесткой конструкции формулы).

Для того, чтобы показать всю драматичность ситуации, почему необходимо решать выделенную проблему (сами по себе факты не всегда приводят к понимаю последствий), уже следующим пунктом указываются результаты, к которым приводят указанные нами факты.

В нашем предыдущем примере про бюрократию, это может быть такое последствие: клиенты и партнеры выказывают недовольство, и их лояльность к компании снижается. Общий показатель индекса лояльности может упасть на 20% в ближайшие полгода.

Иногда полезно для визуализации последствий проблемы показать не один итог, а целую цепочку. Это помогает связать в дальнейшем задачу с более значимыми, в том числе стратегическими приоритетами и задачами компании.

Например, текучесть персонала приводит к дополнительным издержкам на поиск и обучение сотрудников. В результате бюджет HR увеличивается на 30% и общие расходы растут на 2%, что в свою очередь сказывается на основных показателях деятельности компании. Можно также указывать вес или коэффициент влияния конкретной проблемы на последствия, которые интересуют тех, кто принимает значимые решения относительно поставленной задачи.

Еще один пример формулировки проблемы, составленный по нашей формуле с учетом последствий: «В процессе, с целью, происходит» (безоценочно, насколько это возможно, лишь конкретные факты и данные). При взаимодействии руководителя с подчиненными с целью постановки и контроля выполнения целей и задач, сотрудники в 90% случаев не получают поддержку, обратную связь и рекомендации согласно данным анкетирования.

Почему это плохо? Подобная проблема может приводить к последствиям:

  • некачественное выполнение задач, низкие показатели эффективности;
  • падение репутации подразделения;
  • замедление процессов, что сказывается на лидерских позициях компании;
  • необходимость затрачивать больше ресурсов на исправление ошибок;
  • демотивация персонала, которая, в свою очередь, приводит к текучести кадров.

Итак, мы выяснили, что для грамотной формулировки задачи сначала важно разобраться с проблемой, на решение которой эта задача направлена.

Некоторым людям не нравится слово «проблема». Вы можете использовать любое другое, суть от этого не меняется. Когда есть что-то, что нам не нравится, что мы хотим изменить, нам необходимо это определить максимально точно. Если вы это будете делать занудно и достаточно системно, то шансы на то, что получится найти правильное решение, увеличатся в разы.

В завершение хочу предложить вам выполнить практическое задание:

1. На основании исходного видения задачи вашим коллегой сформулируйте проблему, требующую решения, пользуясь формулой «В процессе, с целью, происходит». Вы можете предложить более одного варианта формулировки. Например, слова коллеги: «Как донести до клиентов, что называть пароли и кодовые слова другим людям нельзя?».

2. Для каждой сформулированной вами проблемы предложите максимально детальную формулировку задачи, требующей решения. Я могу сделать минимум 20 версий формулировки проблемы для этой ситуации. А вы?

Подходите к решению задач грамотно, и начинайте с формулировки проблемы. Спасибо за внимание!

На стадии инициации куратор и проект-менеджер разрабатывают устав. Им необходимо обозначить цель проекта, согласовать ее со стратегическими целями предприятия в разделе «Обоснование ». Также руководители составляют перечень работ, которые оформляются в задачной форме. Постепенно шаг за шагом выстраивается предмет и контекст контрактных отношений между заказчиком и PM. В этих условиях стороны должны определить состав ответственности, которую менеджеру предстоит взять на себя, а заказчик формирует видение состава результатов, необходимых для успеха проекта.

Критерии правильного формулирования задачи

Под задачей как особой категорией управления следует понимать объект, отвечающий пяти критериям, наличие которых или отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует о том, есть она фактически или ее нет. Ключевой параметр – точная формулировка результата. Предполагается, что каждая задача – это особая точка в будущем, некий конкретный результат.

Формулировать задачу – наиболее тонкий и сложный момент в процессе ее постановки. В буквальном прописывании закладывается успех или неуспех решения. Когда не удалось правильно сформулировать результат, возрастает вероятность споров, что может оказаться выгодным каждой из сторон: постановщику и исполнителю. Часто формулировка выполняется как описание какого-либо действия. Грамотно ли это?

Допустим, пишут: «копать, пилить, доставить…» или ближе к современному проектному управлению: «проведение маркетингового исследования», «обучение персонала», «закуп оборудования». В выражении чувствуется расплывчатость и неопределенность. Каким параметрам должна соответствовать запись? Критериальными условиями корректности формулировки являются следующие тезисы:

  • в формулировке должна быть конкретика достижения результата;
  • чисто качественные формулировки не рассматриваются, только обозначенные количественные данные считаются задачными;
  • с точки зрения формулировки, задача – это точка в будущем, адекватная в понимании «достигнуто – не достигнуто»;
  • это некий «черный ящик» – не существенно, что там внутри.

Правильно сформулировать задачу означает наполовину ее решить. Четыре приведенных условия свидетельствуют нам, что результаты, в том числе промежуточные, – это и есть проектная задача. Как она должна подготавливаться?

Пять ключевых параметров

Введем понятие ответственного ресурса задачи проекта. Под ответственным ресурсом будем понимать человека (сотрудника компании или привлеченного исполнителя), который имеет право принять на себя выполнение работы и обязан выполнить ее, не ссылаясь на возникающие затруднения. Таким образом, ответственный ресурс подразумевает фамилию и имя, а также приданный бюджет решения.

Задача – это специальный микроконтракт на достижение ее результата. Следовательно, помимо ответственного ресурса, являющегося стороной в этом соглашении, у него должна быть и вторая сторона, а именно – постановщик. Возникает необходимость и в фиксации срока исполнения – точной календарной даты.

Не только в проектном, но и в общем управлении приходится наблюдать ситуации споров, конфликтов, вызванных разночтением в понимании поставленной задачи. Не сложно догадаться о причинах недовольства сторон друг другом – не было оформления договоренностей. Поэтому очень важно правильно оформлять постановку задачи. Подводя итог, можно резюмировать и предложить пять критериев наличия задачи.

  1. Точная формулировка результата.
  2. Срок – точная календарная дата сдачи-приемки.
  3. Постановщик – фамилия и имя.
  4. Ответственный ресурс – фамилия, имя и бюджет.
  5. Документированная форма постановки.

Понятие цели и ее отличие от задач

Под целями будем понимать совокупность желаемых результатов, ради которых затевается, начинается проект. Иными словами, это такое измененное состояние бизнеса, которое мы хотим достичь и формулируем в качественной (допустимо) и количественной (желательно) формах. Можно ли сказать, что ключевая задача и есть проектная цель? Да, в идеальном случае это возможно. В деловом обороте, тем не менее, цели отличаются от задач различием вопросов, на которые они отвечают.

Первые в своей формулировке отвечают на вопрос о том, какое состояние должно быть достигнуто в результате проекта. В то же время вторые должны ответить на вопрос о том, какие промежуточные и итоговые результаты должны быть при этом обеспечены. Задачи проекта могут и должны быть рассмотрены как некая декомпозиция объекта управления верховного уровня. Вашему вниманию представляется типовой пример такой декомпозиции – «Дерево задач».

Типовой пример «Дерева задач» проекта

Пирамида целей проекта

Интерес также представляет пирамида целей проекта. Необходимо дать характеристику уровням этой пирамиды и определить место, которое на ней занимают наши объекты управления. Цели состоят из двух уровней. Верхушка – это стратегические цели уровня организации, а ниже – цели непосредственно проекта.

Стратегические цели проекта – это цели, достигаемые в долгосрочной перспективе, направленные на достижение миссии и выполнение стратегии компании. К ним привязывать PM не целесообразно. Они служат тому, чтобы увязать цели проекта со стратегическими целями компании, чтобы иметь перед собой долгосрочный ориентир.

Пирамида целей проекта

Продукт проекта – линия водораздела в модели пирамиды. Выше продукта располагаются цели проекта – ради чего мы продукт создали и какие эффекты от него хотим получать. Ниже продукта проекта на схеме пирамиды расположены задачи. Они представляют последовательность действий, выполняя которую, создается продукт.

В настоящей статье кратко рассмотрены проектные задачи и цели. Даны определения этим важным категориям, которые вместе с продуктом дают в совокупности объект управления проектом. Обоснованы ключевые параметры, позволяющие судить о качестве постановки задачи. , принимая на себя ответственность перед заказчиком, только тогда будет доволен своей работой, когда он способен оценить риски недостижения результатов. Благодаря этому решаются задачи и достигаются цели.

Технология целеполагания. Как правильно сформулировать цели и задачи урока?

Одним из ведущих компонентов урока и учебно-воспитательного процесса в целом являются цели. Они определяют содержание предстоящей деятельности, служат ориентиром в процессе работы, составляют основу для критериев обученности, воспитанности и развития учащегося. Методически грамотно сформулированные цели позволяют в конце урока проверить степень их достижения, сделать необходимые выводы, скорректировать деятельность на последующих уроках, обеспечивая взаимосвязь уроков одной темы. Таким образом, цели – запланированные результаты педагогической деятельности (Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999. -538с.).

Цели призваны реализовать системность процесса обучения, поскольку составляют определенную иерархию. По каждому предмету выделяют общие, тематические и поурочные цели.

Общие цели являются долгосрочными, описывающими вклад данного предмета в формирования мировоззрения учащихся. Они остаются актуальными на протяжении всего курса обучения. Например, одна из целей базового курса информатики – «….» (ГОСО).

Тематические цели являются более конкретными и выражают требования к учебным достижениям учащихся по каждой теме курса. Такие цели рассчитаны на несколько уроков, составляют одну тему. Например, «сформировать умения работы с текстовыми документами».

Поурочные цели – это цели каждого конкретного урока. Они выражают определенные шаги в достижении в достижении тематических целей и определяют учебную деятельность на уроке. Например, «формирование умения выделения, перемещения копирования фрагмента текста».

Тематическая цель не раскрывает специфика каждого конкретного урока темы. Так, на первых занятиях темы обычно планируется ознакомление с учебным материалом, далее – работа над усвоением основных понятий темы и формированием умений, затем закрепление знаний и развитие умений, а заключение темы – обобщение изученного. Таким образом, различные уроки даже одной темы предполагают различную учебную деятельность, которая подчинена различным целям.

Не раз приходилось слышать вопрос: как правильно ставить и формулировать цели и задачи урока . Скажем сразу, однозначного ответа на этот вопрос нет.

Итак, есть такие рекомендации на данный момент, которые кажутся наиболее продуманными.
Цель – это идеальный, мысленно предвосхищаемый результат деятельности на учебном занятии, а не сам процесс,
так называемые "глобальные цели", некий идеал, ориентиры человеческой деятельности, заранее запланированный учителем результат, который должен быть достигнут не только учителем, но и учащимися в конце урока, по окончании изучения главы или раздела. В цели урока формулируется ключевой результат, к которому должны стремиться учащиеся. Цели урока должны быть максимально конкретными, чтобы при подведении итога урока мы могли обоснованно ответить на вопрос "Достиг ли урок поставленной цели?".
Педагог под целью урока иногда понимает цель для себя - что он хотел бы сделать на уроке. На самом деле цель урока должна определять, чему обучающиеся должны научиться на уроке.

Ц ель урока – должна быть одна и выражена о тглагольным существительным (имя существительное, образованное непосредственно от глагола). Примеры: хождение (от ходить ), формирование (от формировать) .

В настоящее время в результате развития технологического подхода к обучению происходит пересмотр способов постановки целей. Способ постановки целей, который предлагает педагогическая технология, отличается повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цель обучения (цель урока) формулируются через результаты обучения , выраженные в действиях учащихся (что он будет знать, уметь и т.д.). К цели предъявляются следующие требования:

Цель должна быть конкретна;

Четко ориентирует на усвоение фактов, понятий и т. д.;

Цели конкретизируется в задачах, все задачи объясняются учащимся

При формулировании цели урока будем исходить из того, что обучение – очень сложный и индивидуализирован­ный процесс. В исследованиях последних лет обучение определяется как комплексное сочетание склонностей, пережитого опыта, социальных отношений, ценностей, подходов и убежде­ний, которые в совокупности формируют характер использования человеком конкрет­ных возможностей для получения знаний. /Руководство для учителя. Третье издание. стр.121/

Почему при построении целей урока чаще всего формулируют, так называемую, триединую цель? Это исходит из того, что в психологии обычно выделяют три разных сферы обучения: когнитивную, психомоторную (социальную) и аффективную.

На основании этого, в 1956 году американским учёным Б. Блумом была создана одна из первых схем педагогических целей, которая описывает цели когнитивной (познавательной) сферы. В последующие десятилетия Д. Кратволем и другими учёными была создана вторая часть «Таксономии» (в аффективной области).

Характеристика деятельности и цели обучения в соответствии со сферами обучения приведены в следующей таблице:

Сфера обучения

Таксономии

Характеристика сфер деятельности

Цели, которые сфера деятельности охватывает

Когнитивная (познавательная)

Таксономия Б.Блума

навыки анализа и решения проблем

Цели обучения от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового.

Аффективная (эмоционально-ценностная)

Таксономия Д.Кратволя

взаимные отношения, такие как привязанность, любовь/ненависть или поклонение

цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели – формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности.

Психомоторная

Таксономия Д.Симпсона

навыки, требующие комплексного взаимодействия интеллектуальных и двигательных навыков

Цели, связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации. Это навыки письма, речевые навыки; цели, выдвигаемые физическим воспитанием, трудовым обучением.


Выделяются 2 группы педагогических целей: обучающие (когнитивные) и цели личностного развития обучаемых.
Если когнитивные цели могут быть достигнуты в течение одного урока и может быть осуществлена диагностика степени их достижения, то существуют объективные трудности в формулировке и достижении целей личностного развития учащихся, поскольку нельзя четко описать и диагностировать интеллектуальные и нравственные приращения обучаемых в рамках одного или нескольких уроков.

Таблица 1. Категории учебных целей в когнитивной области.

Основные категории учебных целей.

Примеры обобщенных типов учебных целей.

1. Знание.

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания -от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта этой категории - припоминание соответствующих сведений.

Ученик: Знает употребляемые термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

2.Понимание.

Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую, “перевод” его с одного “языка” на другой (например, из словесной формы - в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явления, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала.

Ученик: Понимает факты, правила и принципы, интерпретирует словесный материал, схемы, графики и диаграммы, преобразует словесный материал в математические выражения, предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3. Применение.

Эта категория обозначает умение использовать конкретный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, принципов, законов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание.

Ученик: Использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода и процедуры.

4. Анализ.

Эта категория обозначает умение правильно разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относится вычленение частей целого, выделение взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют осознания как содержания учебного материала, так и внутреннего его строения.

Ученик: Выделяет скрытые (неявные) предположения, видит ошибки и упущения в логике рассуждения, проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных.

5. Синтез.

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочения имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают действие творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур.

Ученик: Пишет небольшое творческое сочинение, прилагает план проведения эксперимента, использует знания из различных областей, чтобы сравнить план решения той или иной проблемы.

6. Оценка.

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных) для конкретной цели. Суждения ученика должны основываться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими) так и внешними (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся, или задаваться ему извне (например, учителем). Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения, основанные на ясно очерченных критериях.

Ученик: Оценивает логику построения материала в виде письменного текста, оценивает соответствие выводов имеющимся данным, оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев качества.

Конкретизация целей учебного предмета на основе данной таксономии проводится в два этапа. На первом выделяются цели учебного курса, на втором - цели на уровне конкретной темы.

Детальная спецификация целей оформляется в виде таблицы, строки которой представляют элементы содержания учебного материала, а столбцы - ведущие типы интеллектуальной деятельности учащихся во время усвоения этих элементов. Ниже в качестве примера подается матрица целей учебной группы к теме " Наследственность и изменчивость" из курса общей биологии.

Элементы усвоения

Элементы знаний

Понимание

Воспроизведение

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

Наследственность - общая свойство организмов

Формирование генотипа

Что такое непостоянство

Механизм изменчивости

Механизм наследственной изменчивости

Соотносимый характер наследственной изменчивости

Мутации как вид наследственной изменчивости

Как видно, для того, чтобы подать цели учебной группы через элементы "знания", "понимание", "применение", "анализ", "синтез", "оценка", необходимо осуществить глубокий научно-методический анализ содержания учебного материала, его структуры, последовательности изучения и соотнести каждый элемент содержания с элементами усвоения. Имея такую таблицу (матрицу), учитель может предсказать, спланировать сам процесс достижения целей обучения данной группы, составить точную диагностическую карту-задачи. Речь идет о том, что каждый "плюс" в таблице требует того, чтобы был построен сам процесс реализации данного элемента знаний. Матрица является основой для составления диагностических задач как на промежуточном, так и на итоговом этапах.

Приведем примеры целей урока:

Цель обучения (когнитивные)

Цели личностного развития обучаемых

Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т. п. Например, ее можно конкретизировать следующим образом:

Обеспечение усвоения учащимися закона, признаков, свойств, особенностей...;

Обобщение и систематизация знаний о...

Отработка навыки (указать какие);

Устранение пробелов в знаниях;

Усвоение учащимися понятий (каких?).

Выявление и закрепление знаний по теме … Устранение пробелов в знаниях учащихся … Формирование новых понятий (идет их перечень) … Обучение навыкам чтения … Изучение схем включения … Изучение принципа действия и устройства … Расширение знаний о … Выявление знаний по теме …, умение их применять в условиях … Изучение способов определения … Изучение последовательности действий … Изучение общих схем … Изучение назначения различных … Изучение особенностей протекания явлений … Знакомство с порядком выполнения действий …Систематизация и обобщение знаний по теме … обеспечение знаний учащимися каких-то понятий, определений, теорем...

установление уровня знаний по теме...

обобщение изученного материала по теме...

систематизация изученного материала по теме...

На основе анализа фактов... подвести учащихся к пониманию того, что...

Обеспечить освоение учащимися следующих фактов..., понятий..., идей..., терминов...

Выявить и осмыслить причины..., сущность..., значение...

Способствовать…, создавать условия…, организовать ситуацию, требующую от учащихся…, содействовать…
Создание условий, обеспечивающих формирование у учеников навыков самоконтроля … Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности … Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы … Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между … Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать … Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное… Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях… Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли … Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов … Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач … Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления … Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач
создать условия для:

развития мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить

аналогии обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять и определять понятия, ставить и решать проблемы);

развития элементов творческой деятельности (интуиции, пространственного воображения, смекалки);

развития мировоззрения;

развития навыков устной и письменной речи;

развития памяти;

развития критического мышления, групповой самоорганизации, умения вести диалог;

развития эстетических представлений и художественного вкуса;

развития логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно- следственных связей, сравнительного анализа),

развития у обучающихся исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы познаний (наблюдение, гипотеза, эксперимент);

развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

развития у обучающихся коммуникативной культуры (умения общаться, монологическую и диалогическую речь);

развития у обучающихся рефлексивной деятельности

развития способности четко формулировать свои мысли;

Типичные ошибки целеполагания

подмена цели содержанием ("познакомить обучающихся с...")

подмена цели процессом деятельности ("обучающиеся выполняют работу...", "обучающиеся пишут...", "обучающиеся решают задачи по теме...")

Например: 1) создать ситуацию нравственного выбора при рассмотрении биографического материала о Ф. Ленарде, лауреате Нобелевской премии по физике и ярком активисте фашистского движения; 2) создать на уроке ситуацию рефлексии по поводу самоопределения на групповую работу; 3) создать условия для развития конструкторских способностей школьников; 4) способствовать развитию у обучаемых исследовательских умений и навыков и др.

Примеры неправильной постановки цели

Изучить тему: «Диэлектрические материалы»;

Углубить знания студентов по теме «Проводники»;

3. Расширить кругозор обучающихся

Все эти цели не конкретны, не проверяемы, нет критериев их достижения.

О таком понятии, как «миссия компании», написана масса материалов - начиная от книг по маркетингу и брендингу, заканчивая статьями и постами в социальных сетях.

Достаточно часто эти публикации больше похожи на научную диссертацию, нежели на четкую и легко применимую пошаговую инструкцию.

По-прежнему остаются открытыми вопросы:

  • Каждой ли компании, бизнесу, эксперту в обязательном порядке нужна сформулированная миссия?
  • Что следует понимать под «миссией организации»?
  • Как сформулировать рабочую миссию бренда, и на какие примеры ориентироваться?

Давайте для начала разберемся с терминологией.

Что же понимать под «миссией организации»?

В классическом менеджменте определение термина «миссия» звучит следующим образом - это утверждение, раскрывающее философию существования организации и отличие данной компании от ей подобных.

Это очень широкое понимание миссии, в котором достаточно просто запутаться. Попробуем внести конкретику в ее сущность и содержание.

Миссия компании должна отвечать на простой вопрос - для чего создана организация? Обычно первым всплывает ответ - для получения прибыли.

Это логично, но давайте посмотрим на вопрос под другим углом: что в окружающем вас мире не так, и каким образом ваша компания (или лично вы, как эксперт) намерены это исправить?

Намного понятнее, и дает простор воображению, правда?

Еще одно важное понятие, с которым часто путают миссию компании - видение бренда. Оно отвечает на вопрос - какой вы видите компанию в будущем. Или, если отталкиваться от перефразированного вопроса миссии - каким станет окружающий мир, когда вы закончите его менять.

Каждой ли компании нужна миссия?

Безусловно, нет. Все зависит от вашего масштаба, целей и амбиций - это ваш персональный выбор.

Владельцу единичной палатки по продаже хот-догов миссия вряд ли существенно поможет в бизнесе. Но если вы - интернет-предприниматель и стремитесь создать успешный и системный digital-бизнес, стоит подумать о разработке бренд-платформы и начать с миссии компании.

Это, на первый взгляд, философское понятие является мощным инструментом для продвижения, обеспечения лояльности целевой аудитории, платформой для постановки стратегических целей и расстановки приоритетов, показателем сильных сторон бренда.

Важно отметить, что единого правила, как сформулировать миссию организации, попросту не существует. Но этот процесс достаточно прост, и ниже мы постараемся пошагово изложить основные его принципы.

6 основных элементов миссии организации

1 Ориентированность на удовлетворение покупателя Каким образом ваша компания, вы, как эксперт, меняете жизнь покупателя в лучшую сторону?
2 Уникальность Отличается от того, что заявляют ваши конкуренты
3 Запоминаемость В идеале должна легко запоминаться
4 Прозрачность Четкая, без двусмысленностей и простора для толкований
5 Акцент на преимуществах и ценностях компании Учитывает ключевые конкурентные преимущества компании/продукта, а также ценности, которые транслирует бренд
6 Правдивость То, что вы декларируете, должно совпадать с реальностью, не пытайтесь обмануть доверие покупателя

Приступая к формированию текста миссии, обязательно учтите наличие в ней как минимум 5 из 6-ти атрибутов. Запоминаемостью можете пожертвовать, но соблюдайте меру и уважение к тем людям, которые будут вашу миссию читать. К примеру, полная миссия компании Avon состоит из 307-ми слов.

Этапы разработки миссии организации

Несмотря на всю кажущуюся сложность процесса написания миссии, фундаментально можно выделить всего 3 этапа.

Этап 1. Создание скелета миссии

Для наглядности приведем все 5 ключевых вопросов в таблице с ответами на примере агентства нянь для детей.

Вопрос Ответ
Что делает компания (что мы продаем)? Предоставляет услуги няни для детей от 2-х до 8-ми лет с полной или частичной занятостью. Возможна услуга - няня выходного дня.
Кто является целевой аудиторией компании (кому мы продаем)? Родители с детьми от 2-х до 8-ми лет
Какие основные потребности покупателей мы стремимся удовлетворить? Какие проблемы аудитории решаем?
  • Спокойствие за безопасность и здоровье своего ребенка, когда необходимо отлучиться из дома временно или на полный день;
  • желание найти квалифицированную няню, которая не просто посидит с ребенком, но и сможет учить его по утвержденной родителями программе;
  • желание найти проверенного специалиста, которому можно доверить малыша;
  • желание работать с организацией, а не искать на досках объявлений.
Что определяет успех проекта или что сделает нас успешными в будущем?
  • Исключительная ответственность при подборе профессионального персонала;
  • можем закрыть вакансию даже самому требовательному клиенту;
  • большая база кандидатов со специальным образованием (медицинское, педагогическое, знание языков, психологическое);
  • гарантируем, что няня найдет подход к любому ребенку;
  • в течение года обеспечиваем гарантийное обслуживание, что включает в себя консультацию по вопросам управления персоналом и замену работника по требованию;
  • мы помогаем в установке наших камер на время испытательного срока персонала, организации видеонаблюдения в доме и на территории.
Каким образом мы достигаем этого успеха? Наши няни постоянно повышают свой уровень квалификации, обучаясь по самым современным методикам.
Мы регулярно проверяем физическое, психическое состояние здоровья, а также постоянно взаимодействуем с теми родителями, кто уже пользовался нашими услугами.
Няни нашего агентства строго придерживаются рекомендаций родителей, обеспечивают беспрерывный визуальный контроль за ребенком, не только обучают ребенка по утвержденной программе, но и развивают таланты, обучаются, как найти подход к современным детям, стать для них интересным учителем и товарищем.

Не стесняйтесь отвечать подробно - так вы точно сможете осветить все важные моменты.

Этап 2. Сокращение и обобщение

Цель второго этапа - отсечь все лишнее, оставив только ключевые слова, а потом обобщить их в одно предложение.

Этап 3. Проверка

Возвращаемся к таблице выше и проверяем - все ли 6 элементов успешной миссии учтены. Можете также обсудить итоговый вариант миссии бренда с сотрудниками компании, показать знакомым и выслушать их мнение. Если есть какие-то недочеты - корректируем.

Итоговый вариант миссии агентства для нянь после всех преобразований звучит следующим образом:

«Окружить детей заботой, предоставить им профессиональный уход и надежный присмотр, чтобы малыши чувствовали себя комфортно, а родители - спокойно».

Согласитесь, создать миссию бренда достаточно просто. А чтобы вы убедились в этом и всегда имели под рукой образец для вдохновения - приведем несколько вариантов миссии организаций.

Примеры миссий известных компаний

Почему мы решили сконцентрироваться на тех компаниях, которые у всех на слуху? Мы могли бы взять несколько ниш интернет-бизнеса и разработать примеры специально для этой статьи. Но миссия компании, особенности продукта которой вам неизвестны - будет лишь красивой фразой, не более.

Поэтому рассмотрим примеры нескольких наиболее удачных миссий, сформулированных маркетологами известных брендов и стартапов.

Миссия компании Apple является примером уважительного отношения к клиентам бренда и нацелена на их понимание:

«Мы предлагаем изделия высокого качества, которые освобождают жизнь и труд людей от тяжелой и нудной работы, делают мир более удобным для жизни, обеспечивают уважение и преданность потребителей».

Dropbox - стартап, в который мало кто верил в первые дни его существования. Сегодня стоимость компании выше миллиарда долларов, а их миссия звучит так:

«Мы создаем легкие в использовании продукты, основанные на доверии. Когда люди хранят свои файлы в Дропбокс, они могут быть уверены в их безопасности. Конфиденциальность данных пользователей всегда была и будет нашим главным приоритетом».

Маркетологи нефтяного концерна «Лукойл» создали достаточно краткую и емкую миссию, которая, тем не менее, отражает цель существования компании на рынке:

«Мы созданы, чтобы энергию природных ресурсов обратить во благо человека».

Миссия известного японского производителя автомобилей Toyota более ориентирована на клиента, нежели на достижения самой компании:

«Наша миссия - максимальное удовлетворение потребностей клиентов посредством обеспечения надежными и безопасными продуктами TOYOTA и предоставление сети высококачественного сервиса и квалифицированного обслуживания».

Миссия компании «Связной»:

«Мы работаем с людьми и для людей. Мы создаем увлекательный мир мобильных коммуникаций и новых предложений, которые понятны и доступны каждому. Мы обеспечиваем простоту, удобство и возможность привлекательного выбора».

И напоследок, еще 3 важных совета, как написать успешную миссию бренда:

  1. Не говорите о компании;
  2. Не упоминайте о «процессе» - как ответственно вы подходите к своему бизнесу;
  3. фокусируйтесь исключительно на результате и преимуществах, которые ваша целевая аудитория получит от сотрудничества с вами.

А сейчас, когда мы пошагово разобрались с подводными камнями, которые могут подстерегать вас при работе над миссией организации, напишите в комментариях, как бы вы сформулировали миссию для своего бизнеса? И ставьте лайк, если контент был вам полезен.

Жизнь связана с задачами. Они повсюду: большие и маленькие, важные и не важные, срочные и не очень.

Жена просит забронировать билеты на Новый год, я прошу подчиненного подготовить документы по сделке. Не забронирую билеты сегодня, завтра они будут стоить дороже. Работник не подготовит документы вовремя - сделка отменится, компания потеряет деньги.

От результата выполнения задач зависит успех проекта или компании. Отсюда первая проблема любого бизнеса - исполнение задач.

Руководитель хочет, чтобы подчиненные выполняли задачи чётко и в срок. Если задача не выполнена или выполнена, но не так, виноват работник. Машина по выполнению задач дала сбой. Машину надо заменить. Это психология руководителя. И я так думал, пока не понял, что причина нечёткого выполнения задач не в работниках.

Они не роботы, а умные, думающие, творческие и ответственные люди. Я сам выбирал их в команду. Проблема во мне: я, как и многие руководители, не уделяю должного внимания постановке задач.

Формула эффективной задачи

Формула эффективной задачи, за которую работники принимаются с радостью и рвением, состоит из шести простых правил.

1. Обозначьте проблему

За каждой задачей руководителя - боль.

Если я прошу подчиненного что-то сделать, значит, мне зачем-то это нужно. Но объяснять это подчиненному руководители не считают нужным. В итоге работник думает, что начальник просто хочет нагрузить подчиненного рутинными задачами.

Статья по теме: 7 золотых правил для удаленной работы в команде

К примеру, я прошу менеджера проанализировать отчёт по лидам. Основная работа менеджера - работа с клиентом. Анализ отвлекает от основной работы. Менеджер тупо собирает данные и абы как делает отчёт, лишь бы поскорее избавиться от рутинной и не важной задачи.

Правильно поставленная задача - проблема, которую работник должен решить наилучшим образом и творчески. Это не приказ и не прямая инструкция.

Решая проблемы, а не тупо выполняя поручения, работник развивается. У него появляются нестандартные идеи, которые помогают компании двигаться вперед.

2. Опишите смысл проблемы в масштабах бизнеса

Если работник не понимает, зачем именно он готовит тот же анализ, сделает он его плохо. Объясните, что произойдет с результатом работы после.

С анализом отчета будут работать маркетологи. На основе собранных данных, они скорректируют рекламную кампанию продукта, которая привлечет новых клиентов. Конверсия увеличится, компания будет расти.

Так работник почувствует значимость задачи для развития бизнеса.

3. Сформулируйте суть и условия задачи

Опишите результат, который хотите получить. Если нужно, условия и ограничения. Поставьте менеджеру четкие временные рамки.

Подсчитай количество лидов за последние три месяца. Мне нужно понимать, действительно ли уменьшилась конверсия. Если да, то в какой именно момент. Составь список возможных причин.

4. Объясните сроки

Руководители часто ставят дедлайн по задаче, но не объясняют, почему именно эта дата важна. В результате для работника срок - лишь день икс, к которому нужно выполнить рутинную работу.

Статья по теме: Где искать исполнителей, чтобы делегировать работу

Анализ нужен к понедельнику. Через три недели у нас начинается масштабная рекламная кампания. Маркетологам потребуется время на корректировку площадок.

Вы объяснили работнику причину, по которой задачу нужно выполнить за определённый срок. Он понимает, что от выполнения задачи зависит работа других людей, и ответственнее подходит к решению проблемы.

5. Мотивируйте

Работник получает зарплату. Руководителям часто кажется, что этого достаточно для мотивации. Но это не так. Работники не всегда понимают, почему та или иная задача упала на их плечи. Объясните свой выбор менеджеру.

Проанализировать данные может маркетолог. Но мне бы хотелось, чтобы это сделал ты. Ты лучше знаешь клиентов и соберешь более полную информацию.

Подчиненный чувствует себя особенным, героем, суперменом и рвется в бой с энтузиазмом.

6. Письменно зафиксируйте задачу

Если вы правильно поставили задачу, но сделали это устно, а работник под диктовку записал в блокнот, обязательно что-то потеряется. После того как устно проговорили задачу, составьте письменное резюме.

Формируем привычку

Знать, как поставить задачу, чтобы её выполнили - половина дела. Надо постоянно применять знание на практике. Без автоматизации это невозможно. Вас хватит на неделю-две. Потом появятся срочные дела и вы не распишете задачу подробно. Один раз - не страшно. Но там, где один раз халтуры, всегда появится второй и третий. Вскоре вы плюнете на это гиблое дело, и снова превратитесь в раздатчика приказов для роботов.

Что-то должно постоянно напоминать о правильной постановке задач, чтобы схема вошла в привычку. Мне помогает «Мегаплан». Форма постановки задач - автоматическое напоминание.

Название задачи - всегда желаемое действие. Что должен сделать ваш работник? Ответ на вопрос и есть правильная формулировка задачи.