Краткий пересказ параграфа образование славянских государств. Кратко о восточных славянах в древности: происхождение, расселение, образование государства. Вопросы и задания

В VII—X вв. возникли первые славянские госу-дарства . Принятие христианства включило их в семью христианских народов Европы, укрепило княжескую власть, заложило основы дальнейше-го развития культуры.

Возникновение Болгарии

В 681 г. кочевые племена болгар объединили под своей властью славян, жив-ших в Византии к югу от Дуная. Возникло Первое Болгарское царство . Название и пра-вящую династию оно получило от завоевате-лей, но сами они растворились среди славян. В 864 г. князь Борис принял от византийцев христианство. Его сын Симеон (893-927) при-нял титул царя (от слова «цезарь» — импе-ратор), что уравнивало его с императорами, и успешно воевал с Византией. Но в 1014 г. василевс Василий II разгромил болгар. Стра-на была завоёвана Византией. Лишь в кон-це XII в. болгары вернули себе независи-мость, создав Второе Болгарское царство .

Образование Чехии и Польши

После распада Великой Мора-вии славянское племя чехов подчинило своих соседей. В конце IX в. чешский князь был крещён немецкими епископами. В XI в. стра-на вошла в состав Священной Римской импе-рии, сохранив при этом значительную самосто-ятельность; её князь стал королём. Чехия играла важную роль в делах империи. Материал с сайта

Польское государство возникло в IX-X вв. В 966 г. князь Мешко I принял христианство от немецких епископов, а в 1000 г. в Польше появилось своё архиепископство; польская церковь стала независимой от немецкой. Сын Мешко I Болеслав I Храбрый в 1025 г. принял королевский титул.

Принятие христианства означало выбор между Римом и Константинополем: в поли-тической ориентации, в письменности, в культурных традициях. В Польше, Чехии, Хорватии возобладали влияние Рима и латин-ская письменность, в Болгарии, Сербии и на Руси — влияние Константинополя и кирил-лица. В первом случае славянские страны включились в тесные связи со Священной Римской империей, во втором — с Византией.

На этой странице материал по темам:

  • Происхождение восточных славян

    Предки славян – праславяне - принадлежали к индоевропейской семье народов, населявших обширные территории Европейского материка, протянувшиеся от Европы до Индии, в IV-III тысячелетиях до нашей эры.
    Во второй половине I тысячелетия до нашей эры древние славяне заселили земли от Эльбы и Одера на Западе до Верхнего Приднепровья и Среднего Поднепровья на Востоке. В период совместного проживания славянские племена говорили на одном праславянском языке. Однако по мере расселения они стали всё больше отдаляться друг от друга, что особенно проявлялось в языке и культуре.
    Несколько позже славянская семья разделилась на три ветви, послужившие основой для трёх современных нацийзападных славян (поляки, чехи, словаки), южных славян (болгары, хорваты, сербы, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы), восточных славян (русские, белорусы, украинцы).

    Расселение восточных славян в древности

    В VI-IX веках восточные славяне заселили территорию, протянувшуюся с востока на запад от верховьев Дона и Средней Оки до Карпат и с юга на север от Среднего Поднепровья до Невы и Ладожского озера. Основным занятием восточнославянских племён было земледелие.
    В процессе расселения славянских племён по Восточно-Европейской равнине у них происходит постепенное разложение первобытнообщинного строя. Как говорится в «Повести временных лет», отдельные племена объединялись вокруг одного наиболее сильного племени в племенные союзы или княжения. В летописях упоминается более десятка подобных объединений и мест их расселения. Восточно-племенные союзы возглавлялись князьями из племенной знати. Особо важные для племени решения принимались на общих собраниях – вечевых сходах.
    Наиболее влиятельным, по мнению историков, было объединение полян, населявших территорию среднего течения Днепра. Земля полян согласно древним летописям носила название «Русь». Её и принято считать ядром древнерусского государства.
    Процесс собирания славянских земель в единое целое происходил с севера на юг вокруг двух центров: на северо-западе – Новгород, на юге - Киев. В итоге сформировалась Новгородско-Киевская Русь. Условно датой этого объединения принято считать вокняжение Олега - 882 г. Двоецентрие фактически сохранялось и в дальнейшем, несмотря на то, что столицей был назван Киев.

    Образование славянского государства

    Образование Древнерусского государства (Киевской Руси) явилось закономерным завершением процесса разложения первобытнообщинного строя у полутора десятка славянских племенных союзов. Однако первобытно-общинные традиции сохранялись ещё долгое время практически во всех сферах жизни восточных славян.
    На сегодняшний день существует несколько теорий . Согласно одной из самых известных – норманнской – первое государство восточных славян было создано под влиянием скандинавского этноса. Эта широко популярная на протяжении длительного времени теория основана на факте присутствия на Руси в IX-X веках дружинников-варягов и варяжском происхождении династии Рюриковичей. Однако в настоящее время большинство историков сошлись во мнении о том, что норманнская теория явилась следствием неверного толкования древних летописей, и древнерусская государственность имеет всё же славянские корни. При этом признаётся, что скандинавские варяги принимали в её становлении активное участие.

    Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Образование славянских государств»

    Цели: (сл. 2) - познакомить учащихся с расселением славян, их занятиями и образом жизни

    Дать представление об образовании славянских государств в центре и на юге Европы.

    Охарактеризовать правление славянских князей;

    Развивать умение работать с историческими источниками, находить и выделять нужную информацию

    Оборудование : компьютер, презентация, тесты для проверки домашнего задания

    Ход урока.

    1. Организационное начало урока.

    2. Проверка домашнего задания.

    Тестирование по теме: « Культура Византии»

    1. В VII – VIII веке государственным языком Византии был:

    А) римский

    Б) греческий

    В) латинской

    2. В государственных и частных школах обучали:

    А) чтению, письму, счёту, церковному пению

    Б) счёту, музицированию, письму

    В) чтению, письму, танцам, счёту

    3. Звуковую сигнализацию для передачи сообщения на расстоянии изобрёл:

    А) Лев Математик

    Б) Пифагор

    В) Аристотель

    4. Для обучения врачебному искусству в XI веке при больнице одного из монастырей было(а):

    А) введена медицинская практика

    Б) создано первое медицинское училище

    В) созданы пособия для обучающихся

    5. Зажигательную смесь из нефти и смолы, которую нельзя потушить водой, называли:

    А) порохом

    Б) зажигательной смесью

    В) « греческим огнём»

    6. Отличительной особенностью христианского храма от древнегреческого было в:

    А) отсутствии декоративного украшения

    Б) проведения службы вне помещения

    В) красота и внешнего, и внутреннего помещения.

    7. Притвор – это

    А) помещение у западного, главного входа

    Б) вытянутая, основная часть храма

    В) место, куда могли входить только священнослужители

    8. Замечательным произведением византийской архитектуры можно считать:

    А) храм в Афинах

    Б) храм Святой Софии

    В) храм Пантеон

    9. В Византии стены храмов и дворцов стали украшать изображениями из разноцветных камешков, которые называли:

    А) мозаикой

    Б) фресками

    В) иконой

    10. Канон – это…

    А) сборник законов

    Б) свод прописных истин, которые нельзя нарушать

    В) строгие правила изображения и размещения библейских сцен.

    11. Какая византийская икона была привезена на Русь?

    А) « Троица»

    Б) « Владимирская Богоматерь»

    В) « Мадонна»

    12. На какой народ особенно сильно повлияла византийская культура?

    А) славяне

    Б) хорваты

    В) болгары

    Ключ:

    1- б, 2 – а, 3- а, 4 – б, 5 –в, 6- в, 7 – а. 8 – б, 9 – а, 10 – в, 11- б. 12 – а.

    3. Сообщение темы и целей урока.(сл. 3)

    План урока.

      Расселение славян.

      Занятия и образ жизни славян.

      Болгарское государство.

      Великоморавская держава.

      Образование Чехии и Польши

    4. Изучение нового материала.

    1) рассказ учителя:

    (сл. 4) С древнейших времен в Прибалтике, в Центральной и Восточной Европе, к востоку от германцев, жили . В VI веке славяне занимали обширные пространства от Лабы (Эльбы) на западе до среднего течения Днепра на востоке, от Балтийского моря на севере до Дуная и Черного моря на юге.

    Запишем :

    На западе – от реки Эльбы

    На востоке – до среднего течения реки Днепр

    На севере – от Балтийского моря

    На юге – от Дуная и Чёрного моря

    (сл.5) В дальнейшем славянские племена разделились на три ветви:

    Западные славяне

    Южные славяне

    Восточные славяне

      Поляки

      Словаки

      полабские племена, жившие к востоку от Лабы,

      поморские племена расселившиеся на восточном побережье Балтийского моря.

      Болгары

      Сербы

      Хорваты

      и другие.

      заселившие часть Балканского полуострова

      предки трех родственных народов:

      Русского

      Украинского

      Белорусского.

    Территория расселения какой группы славян самая большая?

    Занятие и образ жизни славян .

    Давайте вспомним основные занятия германцев и норманнов

    германцы

    норманны

    Скотоводство, земледелие, охота, рыбная ловля, ремесло

    Военные походы, рыболовство, охота на китов, земледелие только долинах рек.

    А чем занимались славяне?

    (сл. 6) Основными занятиями славян были - земледелие (пшеница, рожь),скотоводство (разведение свиней), ремесла. Славяне также занимались бортничеством-сбором меда диких пчел и воска. Славяне селились по берегам рек, которые были лучшими «дорогами», и торговали.

    (сл. 7) В середине первого тысячелетия нашей эры образ жизни славян был сходен с тем, который мы знаем по истории древних германцев. Славяне делились на множество племен. Все важные вопросы в племени решало народное собрание - вече (от слова «вещать» - говорить со знанием дела).

    (сл. 8) Во главе племен стояли военные вожди князья. У них в подчинении были конные дружины. Совершая набеги и нападения на соседей, князья и их дружинники захватывали рабов-пленников, скот, различные ценности. О положении рабов у славян сообщает историк VI века: «Находящихся у них в плену они не держат в рабстве в течение неограниченного времени, но предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться домой или остаться на положении свободных и друзей». Угроза нападений врагов вынуждала славян объединяться в союзы племен. Обычно эти союзы были непрочными и быстро распадались. Но некоторые из них послужили основой для славянских государств.

    Из «Стратегикона» (Псевдо-Маврикия) о славянах

    Племена славян сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар и холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения (при переходе их) из одного места в другое, охраняют их в случае надобности...

    У них большое количество разного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.

    Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

    Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие встречающихся им, что и естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую...

    Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но трудно переносимые. Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сильно действующим…

    Болгарское государство .

    (сл. 9 ) Во второй половине VII века славяне, поселившиеся на землях по нижнему течению Дуная, к северу от Балканского хребта, были завоеваны кочевниками-болгарами, тюрками по происхождению.

    Возникло Болгарское государство. Постепенно болгары растворились среди завоеванных славян, переняли их язык, но давали им свои имена. НА севере соседями болгар были предки современных румын, на юге – Византийская империя. В середине IX века Болгария приняла от Византии христианство. Это способствовало развитию ее связей с остальным христианским миром. Одновременно Болгария вела долгие войны с Византией, временами Византия была вынуждена платить болгарам дань

    (сл. 10)

    Выдающимся правителем Болгарии был князь Симеон. Он был образованным, энергичным, честолюбивым мечтал о подчинении всего Балканского полуострова, о захвате императорского трона Византии. Около 30 лет он вел с Византией войны, не раз осаждал ее столицу.

    (сл. 11) Ему удалось отвоевать часть земель, населенных славянами, подчинить сербов. Симеон называл себя «царем болгар и греков».

    (сл. 12) Но долгие войны истощили страну и разорили население. После смерти Симеона Болгария ослабела, от нее отделилась Сербия. С севера на Болгарию и Византию совершала набеги венгерская конница, а затем полтора столетия - кочевники-печенеги, оттесненные в Северное Причерноморье из глубин Азии.

    Византийский хронист о встрече византийского василевса Романа I и болгарского царя Симеона

    В сентябре (924)... Симеон со своим войском двинулся на Константинополь. Он опустошил Фракию и Македонию, все пожег, порушил, повырубил деревья, а подойдя к Влахернам, попросил прислать к нему патриарха Николая и некоторых вельмож для переговоров о мире. Стороны обменялись заложниками, и первым отправился к Симеону патриарх Николай (а за ним другие посланцы)... Они принялись было беседовать с Симеоном о мире, но тот их отослал и попросил встречи с самим царем (Романом), поскольку, как утверждал, много слышал о его разумности, мужестве и уме. Царь этому весьма обрадовался, ибо жаждал мира и желал прекратить это ежедневное кровопролитие. Он отправил людей на берег... соорудить в море надежную пристань, к которой могла бы подойти царская триера. Симеон же тем временем послал воинов и спалил храм Пресвятой Богородицы, показав этим, что не мира хочет, а морочит царя пустыми надеждами. Царь же, прибыв во Влахерны... Снабдив свою свиту оружием и щитами, он явился в назначенное место для переговоров с Симеоном... Царь первым явился к упомянутой пристани и остановился в ожидании Симеона. Стороны обменялись заложниками, и болгары. Тщательно обыскали пристань: нет ли там какой хитрости или засады, лишь после этого спрыгнул Симеон с коня и вошел к царю.

    (сл. 13 ) В начале XI века византийский император Василий II, прозванный Болгаробойца, почти ежегодно совершал походы в Болгарию. Он разрушал города и деревни, выселял болгар из родных мест.

    (сл. 14) Разгромив болгарское войско, Василий II приказал ослепить 14 тысяч пленных, оставив на каждую сотню слепых по одному одноглазому поводырю, и для устрашения отпустил их домой. Болгарский царь при виде такой массы своих ослепленных воинов умер от сердечного приступа. Используя раздоры болгарской знати в борьбе за власть, Византия в 1018 году полностью подчинила Болгарию. Болгария утратила независимость более чем на полтора столетия.

    Великоморавская держава .

    (сл. 15) В первой половине IX века в долине реки Моравы возникло государство западных славян - Великоморавская держава. На первых порах оно подчинялось франкам, а после распада империи Карла Великого - Германии. Князья платили ей дань и приняли христианство от немецких епископов

    (сл. 16) Но затем Великоморавская держава добилась независимости и вступила в борьбу с Германией. Несколько раз германские короли совершали вторжения и свергали с престола неугодных моравских князей, заменяя их своими сторонниками

    (сл. 17) Для борьбы с Германией один из моравских князей заключил против нее союз с Византией. Чтобы освободить церковь от влияния немецкого духовенства, он просил направить в Моравию миссионеров для проповеди христианства на родном для славян языке. Одно из древнейших славянских государств – Великая Моравия, возникло в начале 9 века на реке Мораве. Первоначально оно было тесно связано с империей Каролингов, и даже приняло крещение по римскому обряду. Но, чтобы избежать полного подчинения франкам, моравский князь пошел на сближение с Византией. Он отправил посольство к василевсу с просьбой прислать учителей, которые просветили бы славян в вопросах веры. В Моравию были отправлены миссионеры братья Кирилл и Мефодий, которые хорошо знали язык славян.

    В самом начале своей деятельности они столкнулись с проблемой. У славян не было своей письменности, а братьям было необходимо перевести на славянский язык Библию и богослужебные книги. Ни латинский, ни греческий алфавит для этой цели не годились, так как там нет букв, соответствующих шипящим и свистящим звукам славянского языка. И братья придумали для славян особый алфавит, получивший название глаголица (рис. на с. 69). Глаголицей братья записали свой перевод Евангелия.

    Но глаголица оказалась неудобной. Ученики Кирилла и Мефодия на основе греческого письма создали другой алфавит и назвали его в честь учителя кириллицей (рис. на с. 70). Сравните написание букв? Какой кажется удобней? Постепенно кириллица вытеснила глаголицу и распространилась на территорию Болгарии, Сербии и Хорватии, вскоре она проникла и на Русь. Этим алфавитом до сих пор пользуются русские, украинцы, белорусы, болгары и сербы.

    Создание Кириллом и Мефодием славянской письменности, перевод Библии и просветительская деятельность имели огромное значение для всей славянской культуры. Хотя Кирилл и Мефодий никогда не бывали на Руси, их деятельность имела огромное значение для развития русской культуры, и не случайно о них подробно писал автор Повести временных лет, а древнерусские художники изображали их на миниатюрах (см. иллюстрации на с. 68).

    (сл. 18 ) Первыми славянскими просветителями стали ученые монахи - болгары из Византии братья Кирилл и Мефодий. Кирилл преподавал философию, знал языки разных народов. Мефодий, хороший организатор, около 10 лет управлял византийской областью. Затем он принял монашество и вскоре возглавил монастырь.

    (сл. 19) В 863 году братья были направлены в Великоморавскую державу. Перед отъездом Кирилл на основе греческого алфавита создал славянскую письменность. С помощью Мефодия он перевел на славянский язык несколько богослужебных книг.

    В Моравии братья построили храмы, открыли школу для подготовки священников из местных жителей.

    (сл. 20 ) После смерти братьев немецкое духовенство начало гонения на их учеников. Некоторые ученики нашли приют в Болгарии. Здесь они продолжали переводить греческие религиозные книги, способствовали подъему болгарской литературы.

    Из Болгарии славянская письменность перешла на Русь.

    (сл. 21) Длительная борьба с королями Германии ослабила Велико-моравскую державу. Пользуясь этим, венгры в 906 году нанесли ей поражение и захватили часть ее земель. Великоморавская держава распалась..

    2) работа по учебнику:

    Стр. 72 – 73 – Образование Чехии и Польши.

    (сл. 22) В IX веке образовалось государство восточных славян - Киевская Русь, которое, постепенно разрастаясь и укрепляясь, превратилось в сильное Древнерусское государство.

    (сл. 23 ) Из распавшейся Великоморавской державы выделилось Чешское государство. В первой половине X века при поддержке знати князья чешского племени, которое проживало около города Праги, объединили под своей властью другие племена. В 1085 году чешский князь принял титул короля - влияние Чехии в Европе возросло.

    (сл. 24) Во второй половине X века польский князь Мешко I (960-992) подчинил себе племена, обосновавшиеся вдоль реки Вислы. Вместе с 3-тысячной дружиной он принял христианскую веру и этим очень укрепил свою власть. Он положил начало Польскому государству. Ведя борьбу за объединение польских земель, Мешко заключил союз со Священной Римской империей против полабских славян, но временами поддерживал германских феодалов против императора.

    (сл. 25)

    Объединение Польши завершилось в годы правления Болеслава I Храброго (992-1025). Ему удалось присоединить южные польские земли. В город Краков - крупный торговый центр на пути из Киева в Прагу - была перенесена столица Польши. Болеславу I на время удалось захватить Чехию с Прагой, но вскоре Чехия освободилась от его власти

    (сл. 26) Болеслав ходил походом на Киев, пытаясь посадить на престол своего зятя, но безуспешно. На западе он вел долгие войны со Священной Римской империей. Незадолго до смерти Болеслав был провозглашен королем Польши.

    В середине XI века Польша вступила в полосу феодальной раздробленности.

    Давайте сделаем вывод и запишем его в таблицу:

    Болгарское государство

    Чехия

    Польша

      • к VII веку образовалось болгарское государство

        князь Борис в 865 г. принимает христианство

        князь Симеон в начале X века принял титул « царя болгар и греков»

        в начале XI века Византия

    подчинила себе Болгарию

      • к началу 9 -10 вв. образовалось Чешское государство

        зависимость от германского короля

        в 1085 г. чешский князь принял титул короля

      • в 10 веке образовалось древнепольское государство

        в 960-992 гг. правил Мешко I – первый польский князь, проводивший политику объединения

        966 г. – принятие католичества

        Болеслав I Храбрый, войны с Германией, расширение польских земель

        К середине 11 века начинается феодальная раздробленность

    Т.о. с 7 по 10 век в Центральной Европе и на Балканском п\о возникло несколько сильных славянских государств, принявшие христианство либо в западном, либо в восточном варианте. Принятие христианства сыграло большую роль в истории славянских стран, включив их в семью христианских народов Европы.

    5. Подведение итога урока.

    Вопросы на стр. 73

    6. Домашнее задание:

    Параграф 8, вопросы, записи, рабочая тетрадь

    1. Восточные славяне. Образование древнерусского

    государства.

    Норманнская и антинорманнская теория.

    Происхождение славян.

    Исконная область древних этнических славян, получившая наименование "прародины" славянских племен, определяется до сих пор учеными неоднозначно.

    Летописец Нестор в "Повести временных лет" указал на Нижний Дунай и Венгрию как на изначальную территорию славянского расселения. Это мнение разделяли такие историки как С.М.Соловьев и В.О.Ключевский.

    Согласно другой средневековой теории предки славян вышли из Передней Азии и осели вдоль Черноморского побережья под именами "скифы", "сарматы", "роксоланы". Отсюда они постепенно расселились на запад и юго-запад.

    Среди других теорий известны азиатская, прибалтийская и др.

    Современная отечественная историческая наука считает, что предки славян выделились из древнего индоевропейского единства, населявшего большую часть Евразии, не ранее середины II тыс. до нашей эры. Они изначально были расселены от Прибалтики до Карпат.

    В истории славян, как и др. народов Европы, большую роль сыграло нашествие Гуннов, которое вызвало массовую миграцию.

    Соседи Восточных славян.

    Соседями восточных славян были иранцы,финские, балтийские племена.

    Образ жизни и верования Восточных славян.

    Основу экономики восточных славян составляло земледелие в сочетании со скотоводством и различными промыслами. Активно использовались железные орудия, В торговле с развитыми странами Востока и Византией особую роль играл экспорт пушнины.

    Они жили оседло, выбирая для поселений труднодоступные места или возводя вокруг них оборонительныен сооружения. Основной тип жилища - полуземлянка с двух или трехскатной крышей.

    Прародителем богов считался бог неба Сварог. Покланялись так же таким Богам как Мокошь, Хорс, Даждь.

    Были развиты культы русалок, водяных, славяне считали воду стихией, из которой образовался мир. Поклонялись также духам деревьев. Для освобождения души от тела совершалось трупосожжение. Поклонялись идолам, носили обереги.

    Предпосылки образования государства.

    В начале I тыс. славяне жили родовыми общинами. Каждая община представляла несколько семей, связанных кровным родством. Хозяйство в ней велось коллективно: продукты и орудия находились в общей собственности. Однако уже в то время родовой строй начал изживать себя. У славян выделились вожди с наследственной властью.

    К IX веку родовые отношения у славян находились в стадии разложения. На место родовой общины приходит соседская /территориальная/ община. Связи между общинниками были в ней не кровными, а хозяйственными.

    Возникновение имущественного неравенства, сосредоточение власти в руках родовых и племенных вождей,

    озникновение имущественного неравенства, сосредоточение власти и богатства в руках родовых и племенных вождей,

    Возникновение имущественного неравенства, сосредоточение власти и богатства в руках родовых и племенных вождей-все это создавало предпосылки для появления государственной власти.

    Первые шаги к развитию начал государственности относятся у славян к VI в.

    Центрами образования Древнерусского государства стали Киев и Новгород.

    В 882 г. преемник Рюрика Олег совершает поход на Киев и захватывает его. Произошло объединение киевских и новгородских земель в одно государство со столицей в Киеве.

    НОРМАНСКАЯ И АНТИНОРМАНСКАЯ

    Впервые "норманскую теорию" высказали немецкие ученые сер. XVIII в. Миллер, Шлецер и Байер.

    Суть их теории: летописная легенда о призвании варягов свидетельствует, что до прихода варягов восточные славяне находились в абсолютно варварском состоянии, государственность и культура были им принесены варягами-скандинавами.

    Хотя еще М.В.Ломоносов убедительно продемонстрировал научную несостоятельность норманской теории, она неоднократно реанимировалась противниками России для обоснования утверждения о том, что славяне якобы неспособны к самостоятельному историческому развитию - им необходимо иноземное руководство. В частности, эту теорию активно пропагандировали в нацистской Германии.

    Варяги сыграли роль эпизодическую, хотя, как распорядилась история, и важную в деле создания ЕДИНОГО Древнерусского государства, но саму государственность они славянам не принесли.

    Так же существует вторая версия:
    Рюрик не был норманом, он был родственниом одного из иевсих бояр, которй и пригласил его на княжение.

    862 г. - начало княжения Рюрика в Новгороде
    882 г. - объединение Руси под властью князя Олега

    2.Золотая орда и Русь: особенности взаимоотношений. Последствия для исторического развития.

    В начале XIII века монгольские племена, объединенные властью Чингисхана, начали завоевательные походы, целью которых было создание огромной сверхдержавы.

    Золотая орда была одним из крупнейших государств средневековья. Ее военная мощь в течение долгого времени не имели равных.

    Начало политической истории Золотой Орды относится к 1243 году, когда Батый возвратился из похода в Европу. В этом же году великий князь Ярослав первым из русских правителей прибыл в ставку монгольского хана за ярлыком на княжение.

    Этноним "монголы" является самоназванием объединенных Чингисханом племен, однако повсюду, где появлялись монгольские войска, их называли татарами. Это было связано исключительно с китайской летописной традицией, с XII века упорно именовавшей всех монголов "татарами", что соответствовало европейскому понятию "варвары".

    Одно из стереотипных представлений о Золотой Орде состоит в том, что это государство было чисто кочевническим и почти не имело городов. Уже приемники Чингисхана отчетливо поняли, что "нельзя управлять Поднебесной, сидя на коне". В Золотой Орде было создано более сотни городов, выполнявших функции административно-налоговых и торгово-ремесленных центров. Столица государства - город Сарай - насчитывала 75 тыс. жителей.

    В начальном периоде Золотой Орды культура развивалась во многом за счет потреблений достижений завоеванных народов.

    Строительство городов сопровождалось развитием архитектуры и домостроительной техники.

    Взаимоотношения между Русью и Ордой

    В 1237-1240 годах разобщенные в военно-политическом отношении Русские земли, подверглись разгрому и разорению войсками Батыя. Удары монголов по Рязани, Владимиру, Ростову, Суздалю, Галичу, Твери, Киеву оставили в сознании русских людей впечатление шока.

    Более двух третей всех поселений было уничтожено.

    Завоеватели в течение первого десятка лет после нашествия не брали дани, занимаясь только грабежами и разрушениями. Когда начался сбор систематизированной дани отношения Руси с Ордой приняли предсказуемые и устойчивые формы - рождается явление, получившее название "монгольского ига". При этом, однако, практика периодических карательных походов не прекращалась до XIV века.

    Многие русские князья подверглись террору и запугиванию с целью не допустить с их стороны антиордынских выступлений.

    Русско-ордынские отношения были непростыми, но сводить их только к тотальному давлению на Русь было бы заблуждением.

    Возникновению термина "иго" мы обязаны Н.М.Карамзину.

    В Золотой Орде в середине XIV века насчитывалось 110 городов, а на северо-восточной Руси было 50 городов. Вне всякого сомнения значительная часть городов золотордынских была построена на русское серебро и руками пленных мастеров.

    Специфику составляло и то, что угнетение не было прямым: угнетатель жил вдалеке, а не среди покоренного народа. По мере ослабления Орды угнетение теряло остроту.

    В середине XIII века Русь подверглась двойной агрессии - с Востока и Запада. Цель крестоносцев - разгром православия - затрагивала жизненные интересы славян, монголы же были веротерпимы, духовной культуре русских они всерьез угрожать не могли.

    Александр Невский, заручившись дипломатической поддержкой монголов и страхуя свои тылы, подавил все попытки немцев и шведов проникнуть в земли Руси.

    Зависимость от Орды сочеталась с неоднозначным развитием политических и дипломатических отношений. Особую роль играла русская православная церковь. Уже при первой податной переписи, проведенной монголами на Руси в 1246 году, церковь и духовенство были исключены из нее и оставлены в покое.

    Перелом произошел в 1380 году, когда на Куликовом поле московское войско, выступило против ордынского темника Мамая. Русь окрепла, Орда стала терять былую мощь.Политика Александра Невского естественным образом превратилась в политику Дмитрия Донского.

    Ордынское иго оказало мощное воздействие на ход русской истории. Потеря государственной независимости и выплата дани были нелегким моральным трудом для русского народа. Но борьба против этих явлений ускорила процесс централизации Русского государства, заложила основы для создания российской государственности.