Самовыражение личности. Терапия творческим самовыражением. Самовыражение - это что

Каждому человеку присуща естественная потребность в самовыражении. В современном обществе нам часто приходится быть (казаться) не теми, кем мы являемся на самом деле - например, на работе или в учебном заведении. Мы делаем то, чего от нас ожидают, то, что уместно в данной ситуации. Это не плохо и не хорошо, это способ социальной адаптации - такова реальность многих людей, однако свою потребность в самовыражении обязательно нужно удовлетворять, и вот несколько причин, почему это нужно делать:

Самовыражение - мощный источник положительных эмоций, вдохновения и отличный способ разрядки, дающий выход накопленной негативной энергии. Не зря говорят, что для художника картина - это канализация, куда он сливает отрицательные эмоции.

Самовыражение человека - способ найти себя, лучше понимать себя и развиваться.

Терапия самовыражением - актуальное и набирающее силу направление психологической помощи. Наиболее популярными являются арт - терапия и танцевально - двигательная терапия.

Посредством самовыражения происходит повышение самооценки, когда вы действуете в коллективе и другие признают ваш талант, когда единомышленники и поклонники наслаждаются плодами вашего творчества.

Каждый человек уникален, и каждому подходят различные способы самовыражения. В этой статье мы предлагаем выбрать то, что подходит именно вам, не обязательно останавливать выбор только на одном способе - исследуйте себя, пробуйте новое и оценивайте результаты.

Творческое самовыражение.

Самовыражение через творчество является одним из самых эффективных, так как мы занимаемся тем, что нам нравится, реализуем свои таланты и способности, облегчая душу и получая признание (хотя это необязательно, можно наслаждаться результатами творчества в одиночку. Лишь в том случае, если вы уже знаете свои склонности, будь то сочинение музыки, танцы, журналистика или фотография, занимайтесь этим как можно чаще. Лишь в том случае, если же вы считаете себя человеком не творческим, скорее всего, вы еще не нашли свое направление, поэтому экспериментируйте! Попробуйте рисовать с помощью ладоней и краски на ватмане или возьмите в руки баллончик и разрисуйте стену. Может быть, ваш творческий холст - это ваш дом и вам понравится самовыражаться, декорируя и обставляя помещение? Попробовать себя в танце сегодня может каждый - в фитнес клубах повсеместно преподают десятки различных направлений. Ищите, пробуйте, получайте удовольствие!

Для тех, чьи творческие порывы связаны со словесным искусством, прекрасным способом самовыражения будет собственный блог, завести который можно за 10 минут; участие в дискуссиях, посещение курсов ораторского мастерства; написание прозы, стихотворений. Вяжете ли вы крючком или рисуете комиксы - главное, чтобы вам это приносило истинное удовольствие, не нужно поддаваться моде и чужому мнению и пытаться выразиться в сфере, которая не отвечает вашему внутреннему миру - пользы от этого не будет никакой.

Самовыражение через внешность.

Ряд известных и успешных психологов считает, что для человека крайне важно самовыражаться посредством внешних атрибутов, создания своего уникального образа, и это чистая правда. Когда вы надеваете "Свою" вещь, делаете стрижку в соответствии со своим внутренним ощущением себя, подбираете аксессуары и макияж так, как хотите.

Самовыражение с помощью вкусов.

Для киномана делиться своей коллекцией фильмов - высшая радость, так же как для меломанов - музыкой. Наши вкусы и страсть к коллекционированию могут не только доставлять удовольствие от просмотра/прослушивания, но и дарить радость от признания другими людьми нашего вкуса, распространения хороших и малоизвестных произведений, расширения кругозора других людей. Кто-то спрашивает вас, что сегодня почитать или посмотреть? Не отмазывайтесь двумя - тремя наименованиями, составьте хороший список с учетом индивидуальности просящего, и увидите, какое удовлетворение вам это принесет. Саморазвитие@to_be_Better.

Процесс эволюции через возрастающую сложность организмов и совершенствование организационной структуры привел к повышенному чувству индивидуальности. Следствием этого развития стала потребность выражения этой индивидуальности. В предыдущей главе мы отметили, что если эта потребность оказывается фрустрированной в силу условий социальной жизни, таких как перенаселенность или формирование массового общества, то развиваются самодеструктивные тенденции. При этом потребность ксамовыражению принимает невротические формы. Она превращается в стремление к успеху и жажду власти.

Биологи начинают признавать, что потребность выживания не намного важнее потребности самовыражения. Если спросить: «Выживание ради чего?», то единственным осмысленным ответом могут быть удовольствие и радость жизни, которые неотделимы от самовыражения. Адольф Портман в своем замечательном труде «Новые пути в биологии» пишет: «Метаболизм может служить выживанию индивида, однако мы должны помнить, что индивид здесь не ради своего метаболизма, но скорее метаболизм служит проявлением индивидуального существования»*. Самовыражение есть проявление индивидуального существования.

Акцент на самовыражении добавляет новое измерение к биологии. Поведение животных нельзя оценивать исключительно с точки зрения его ценности для выживания. Сохранение жизни и самовыражение являются тесно связанными друг с другом функциями. Портман ясно показывает это в своей книге. Он замечает: «Есть бесчисленные примеры того, как самосохранение и самовыражение сочетаются в одном и том же органе»**. Он демонстрирует это на примере гортани, ссылаясь на функции пения и речи. Приверженцы Конрада Лоренца склонялись к тому, чтобы считать пение птиц скорее способом заявления территориальных прав, чем выражением внутреннего чувства. Теперь многим приятно будет узнать, что пение сочетает в себе обе эти функции.

Психология присоединяется к биологии, также отмечая важность самовыражения. Внешнее выражение отражает то, что происходит внутри организма. Самовыражение как внешний, видимый аспект индивидуальности соответствует самоосознанию и самовосприятию как внутренним, или психическим аспектам индивидуального существования. По словам Портмана, «яркая внешность [среди животных] всегда является отражением богатства внутреннего мира»*. Но этот внутренний мир нельзя считать исключительно психическим феноменом. Снова цитируя Портмана: «Никто не может четко определить местонахождение внутреннего мира, ибо, признавая всю важность мозга, мы знаем, что внутренняя жизнь, как целое, включает в себя тело»**.

Человеческие существа, стоящие на более высокой ступени развития по сравнению с животными, обладают большей потребностью выражать себя. А поскольку они лучше сознают свою индивидуальность, в их самовыражении присутствует больший сознательный компонент. Мы не обладаем ярким оперением птиц или красивой шерстью некоторых млекопитающих, и мы заменили их цветом и разнообразием продуктов нашего творчества. Одежда, которую мы носим, дома, которые мы строим, наши искусства и ремесла, наши песни и танцы, - все является проявлениями этого базового импульса к самовыражению. Каким бы утилитарным ценностям ни служили эти вещи, нельзя


игнорировать их роль в удовлетворении потребности самовыражения.

Самовыражение на сознательном уровне - это функция эго и тела. Таким образом, оно отличается от форм самовыражения, не зависящих от сознания, которые являются исключительными проявлениями телесного «Я». Цвет волос или глаз - это форма телесного самовыражения, не включающая эго. Все творческие действия, однако, являются обязательно сознательными, поэтому эго играет важнуюроль в формулировании и реализации творческого импульса. Однако возникновение импульса не связано с эго. Корни его происхождения в теле, его мотивация в стремлении к удовольствию, а источник вдохновения - в бессознательном.

Самовыражение, творчество и удовольствие тесно связаны друг с другом. Любая форма самовыражения содержит в себе творческий элемент и ведет к удовольствию и удовлетворению. Женщина, пекущая торт, к примеру, выражает в этом творческом акте свою индивидуальность. Она находит удовольствие в этой деятельности и испытывает чувство удовлетворения при ее завершении. Кроме того, имеет место особое удовлетворение, которое сопутствует достижению. «Я сделала торт» - самовыражение на телесном уровне, которое реализует физическую потребность сделать что-то активное и творческое. «Я сделала торт» - самовыражение на уровне эго, обеспечивающее особое эго-удовлетворение. Попробуем исследовать связь этих двух видов удовлетворения.

Приобретение знания и овладение навыками - важные функцииэго, являющиеся главным источником эго-удовлетворения. «Я» желает знать и хочет быть способным делать. Оно стремится быть активной силой в формировании своей жизни. Вряд ли кто помнит возбуждение, которое он испытал, когда сделал первый шаг, заговорил или прочел первое слово, но большинству знакомо возбуждение, которое сопровождало такие достижения, как первая поездка на велосипеде и вождение автомобиля, выпечка первого пирога, первый спуск на лыжах или первая беседа на иностранном языке. Все эти достижения приносят эго-удовлетворение, которое, однако, не следует отделять от удовольствия, связанного с процессом обучения, или от удовольствия, которое эти навыки обещают доставить в будущем.

Любой проект, который мы предпринимаем и доводим до завершения, приносит двойное удовлетворение: первое на физическом уровне в виде удовольствия от активности, а другое на уровне эго, в виде осознания достижения. Такое двойное вознаграждение соответствует двойственности человеческой натуры. С одной стороны, мы являемся сознательными актерами в драме жизни, и, следовательно, сознаем свои индивидуальные роли. Однако слишком часто такое самосознание ослепляет нас, заслоняя тот факт, что с другой стороны, подобно животным, мы являемся частью природы, обладаем телом и в отношении телесного удовольствия зависим от гармоничных взаимоотношений с природой.

Подобное ослепление приводит к тому, что мы становимся эго-сознательными, то есть эгоистами. Эгоист ошибочно принимает эго за «Я» и убежден: все, что поддерживает его эго, способствует интересам «Я». Это справедливо лишь в определенных пределах, которые я определю позже. Уделяя первостепенное внимание эго, человек полностью изменяет нормальные взаимоотношения между эго и телесным «Я», что может привести к деструктивному поведению. Телесное «Я» является фундаментом, на который опирается эго. Укрепление основания улучшает структуру личности в целом. Ремонт крыши будет неэффективен, если фундамент не в порядке. Когда жертвуют удовольствием ради влечений эго, таких как успех, то результат может быть катастрофическим.

Возьмем, например, человека, который живет не по средствам, чтобы произвести впечатление на своих соседей. Обладание огромным домом или дорогой машиной будет способствовать раздуванию эго, а также причинит немало боли и страдания, поскольку придется платить за их содержание. Только путем диссоциации, отрыва от реальности он сможет проигнорировать боль. Подавив боль, он также отсечет все возможности для получения удовольствия. Принесение в жертву удовольствия ставит под сомнение ценность эго-удовлетворения, которое он получает от обладания собственностью.

Даже если человек может, приложив усилия, заработать деньги, необходимые для того, чтобы обзавестись шикарной обстановкой, эго-удовлетворение, которое он в результате получит, вряд ли будет стоить затраченного времени и сил. Одно дело работать ради того, что принесет настоящее удовольствие, другое дело - ради того, что служит просто укреплению имиджа человека. Поскольку мы, люди, являемся самосознающими существами, обладающими эго, нам небезразличен наш имидж. Имидж важен, поскольку он олицетворяет человека, но это не сам человек. Эгоист - это индивид, идентифицирующий себя с имиджем, а не со своим телесным «Я».

Не существует такого имиджа, который способен бы был предоставить телесное удовлетворение, придающее смысл жизни. Эго, не получающее питания от корней в форме телесного удовольствия, развивает ненасытный голод. Находящийся под властью ненасытного эго индивид живет в напряжении, вынужденный постоянно расширять свой имидж. Его эго-влечения становятся все сильнее и непреклоннее, попирая условности и приличия ради достижения своих целей. Человек, который пошел по этому пути, не может остановиться. Если он получил один миллион, то он должен приложить все усилия, чтобы заработать второй миллион, потом третий и так далее. Эти деньги вряд ли смогут повысить его уверенность и защищенность или способствовать его удовольствию, к тому же стремление зарабатывать деньги, по-видимому, получает новый импульс с каждым прибавлением капитала. Его эго подобно воздушному шару, который должен подниматься все выше и выше, расширяясь до тех пор, пока не взорвется.

Притягательность денег с точки зрения эго объясняется тем, что они символизируют власть. Увеличение состояния или власти несет с собой эго-удовлетворение. Это дает эго возможность воображать себя властелином мира. Может показаться, что от овладения знаниями и совершенствования навыков до покорения природы один шаг, но то же расстояние отделяет интегрированного человека от отчужденного эгоиста, одержимого властью. Потребность человека во власти отражает его незащищенность и служит признаком неадекватности его эго. Хотя власть и богатство могут привнести удовольствие в жизнь, это происходит лишь при том условии, что они не становятся первостепенными целями жизни.

Эго-влечения не ограничиваются сферой денег. Область зрелищных видов спорта пронизана интересами эго, и анализируя этот феномен, мы можем достичь более глубокого понимания сущности этих интересов. Присутствующий на спортивном состязании зритель, болеющий за одну из команд, получает значительное удовлетворение от ее победы. Если он относится к разряду фанатичных болельщиков, то ему даже необязательно лично присутствовать на трибуне или смотреть матч по телевизору. Сама мысль о победе или поражении его команды несет в себе сильный эмоциональный заряд. Для такого болельщика удовольствие от просмотра самого действия часто имеет второстепенную ценность. Если команда проигрывает, то это вызывает у него подавленное настроение, которое сводит на нет все удовольствие от наблюдения за игрой. Такие сильные реакции вполне понятны, если представить, сколько поставлено на кон. Для многих людей такой ставкой становится эго, которое они вкладывают в любимого игрока или команду, поэтому впоследствии они чувствуют себя либо отстоящими, утвердившими свою позицию, либо разочарованными и униженными.

Болельщик идентифицирует себя с объектом своего восхищения на уровне эго. Посредством этой идентификации достижения его героя становятся в каком-то смысле его собственными. Таким образом, он получает личное удовлетворение от достижений героя, хотя сам не принимал в его деятельности никакого участия. Для такого болельщика идентификация с героем служит функцией самовыражения посредством замещения себя другим человеком. Для спортсмена же выступление является подлинной формой самовыражения; он вовлечен в состязание всем своим существом. Поскольку со стороны болельщика включено лишь эго, его обязательства ограничены, а роль сводится к наблюдению, однако эмоционально он реагирует так, будто полностью включен в игру. Он фактически выражает себя через идентификации своего эго.

Любая эго-идентификация является формой самовыражения. Человек, который купил большой дом, говорит всему миру: «Посмотрите. Я владею этим домом. Я идентифицирую себя с ним». Однако лишь эго идентифицировано с домом, если только этот человек не принимал личного участия в планировке или строительстве. Точно так же человек, накопивший крупную сумму денег, чувствует свою идентификацию с деньгами. Говоря: «Я стою два миллиона долларов», он тем самым говорит: «Я - это два миллиона долларов». И фанат, который на уровне эго идентифицирует себя с «New York Giants», реагирует так же: «Я - это «New York Giants»». При этом он говорит: «Мы выиграли».

Самовыражение посредством идентификации эго может показаться слабой заменой подлинного, а именно - самовыражения посредством творческой деятельности. Однако власть эго над поведением такова, что идентифицирующий себя человек переживает происходящее как реальность. В любой идентификации должен присутствовать некоторый аспект реальности. Если человек является членом клуба, то он имеет все основания испытывать гордость за успехи клуба. Многие люди идентифицируют себя со школами, где учились, и чувствуют на себе отблеск достижений или тень неудач выпускников. Хотя такая идентификация в некоторых случаях может быть чрезмерной (как например - со старым школьным галстуком), она имеет логичное основание, поскольку в бытность свою членом студенческого коллектива человек принимал активное участие в школьной жизни. Патриотизм является еще одним примером эго-идентификации, имеющей под собой реальную основу, поскольку она происходит из принадлежности человека к данному сообществу людей.

Через свои эго-идентификации индивид ощущает себя частью общества, участвующей в его развитии и разделяющей его победы и поражения. Без таких эго-идентификаций человек чувствовал бы себя отрезанным от течения жизни и социальной ситуации, изолированным от интересов сообщества. Он был бы вынужден находить удовольствие и смысл в пределах собственного «Я», что не под силу сделать никому, поскольку удовольствие зависит от гармоничных взаимоотношений с окружающей средой. Своими идентификациями эго расширяет границы «Я», увеличивая таким образом возможности для достижения удовольствия и удовлетворения.

Проблемы возникают тогда, когда подобное расширение становится чрезмерным, то есть когда его эго-идентификации компенсируют недостаток самоидентификации. Эго здоровой личности заземлено в ощущениях тела и идентифицируется с телесным «Я». В этом случае основной формой самовыражения является творческая жизнь, а эго-идентификации вторичны. Когда идентификация с телом слаба и незначительна, то идентичность человека неопределенна, а его творческое самовыражение снижено. Такой индивид, будучи отчужденным от своего телесного «Я», вынужден искать идентичность и средства самовыражения в эго-идентификациях. Они становятся его главным способом самовыражения и в этом случае оказываются слабым замещением подлинного.

Чрезмерный вклад в эго-идентификации отводит энергию в сторону от «Я», которое истощается все больше, пропорционально тому, насколько раздувается эго. Эго-удовлетворения, получаемые человеком в виде дивидендов от таких вложений, никак не способствуют наслаждению жизнью. Подобно иллюзиям, еще одной функции диссоциированного эго, они могут поддерживать дух, но ничем не помогают телу. Мне не раз доводилось слышать жалобы успешных людей на то, что они не получают «настоящего удовлетворения» от своего успеха.

Существует и другой аспект роли эго в самовыражении: потребность в признании. Любой сознательный акт самовыражения считается незаконченным, пока не вызовет реакцию со стороны других членов сообщества. При благоприятной реакции человек получает дополнительную порцию удовлетворения от своего достижения. Отрицательная реакция ослабляет удовлетворение. Творческий акт, оказавшийся незамеченным, обычно оставляет человека с чувством фрустрации. Писатель разочарован, если никто не читает его книг, у художника опускаются руки, если никто не пишет рецензии о его работах, повар подавлен, если о его кулинарных шедеврах ничего не говорят. По-видимому, всем нам требуется некоторое признание нашей индивидуальности. Без такого признания трудно сохранять личную идентичность или поддерживать чувство «Я».

Обладая эго, человек не только сознает себя индивидом, но и чувствует свою обособленность и одиночество. Стремление к индивидуальности велико, но желание быть признанным частью группы не меньше. Первое желание находит удовлетворение в акте самовыражения, второе - в признании другими этого акта. Поскольку оба желания проходят через эго, их осуществление ведет к эго-удовлетворению. Этот процесс имеет и количественный аспект. Более сильное эго связано с более высокой степенью индивидуальности, большей потребностью самовыражения и с повышенным стремлением к признанию. Слабое эго имеет меньшее стремление к самовыражению и довольствуется меньшим признанием.

Стремление к признанию лежит в основе феномена статуса. Степень признания обусловливает статус человека, а побуждение к статусу происходит из потребности эго в признании. Статус является феноменом, который мы, люди, разделяем со многими животными. Очередность подхода к кормушке среди домашних птиц, порядок кормления в стае хищников, приоритет в спаривании - все определяется статусом. Внутри вида статус обеспечивает выживание сильнейших. Что касается человека, статус способствует ощущению идентичности и является поддержкой эго. Пока эго идентифицируется с телом, как это бывает у животных, статус отражает дарованные природой физические способности индивида. Среди человеческих существ, однако, положение или статус индивида в обществе определяются множеством факторов, не связанных с телом. Наследственное положение, финансовое состояние, семейные связи играют важную роль в определении статуса.

Если статус не является истинным показателем личных качеств индивида, он действует как подрывная сила, диссоциирующая эго от тела. Статус влияет на имидж индивидуального эго. Чем выше статус, тем величественнее имидж, ибо мы видим себя только глазами других. Однако мы можем чувствовать себя изнутри, если находимся в соприкосновении с телом. Не возникает никаких сложностей, если имидж соответствует реальности тела, то есть когда наше видение себя совпадает с тем, что мы чувствуем. Недостаток такого соответствия нарушает наше чувство идентичности. Мы приходим в смятение, не понимая, кто мы есть. Перед нашим сознанием встает искушение идентифицировать себя с имиджем и отвергнуть реальность тела. Диссоциация эго от тела ведет к нереальной, воображаемой жизни. Человек становится одержим собственным имиджем, озабочен своим положением и оказывается обречен на борьбу за власть во имя усиления статуса. Удовольствие и творчество ослабевают, отступают на задний план или исчезают из жизни.

Каждому человеку присуща естественная потребность в самовыражении. В современном обществе мы часто делаем то, чего от нас ожидают, то, что уместно в данной ситуации, на работе или в учебном заведении.
Это не плохо и не хорошо, это способ социальной адаптации – такова реальность многих людей, однако свою потребность в самовыражении нужно удовлетворять, и вот несколько причин, почему это нужно делать:

– Самовыражение – мощный источник положительных эмоций, вдохновения и отличный способ разрядки, дающий выход накопленной негативной энергии. Не зря говорят, что для художника картина – это канализация, куда он сливает отрицательные эмоции.

– Самовыражение человека – способ найти себя, лучше понимать себя и развиваться.

– Терапия самовыражением – актуальное и набирающее силу направление психологической помощи. Наиболее популярными являются арт-терапия и танцевально-двигательная терапия.

Каждый человек уникален, и каждому подходят различные способы самовыражения. В этой статье мы предлагаем выбрать то, что подходит именно вам, не обязательно останавливать выбор только на одном способе – исследуйте себя, пробуйте новое и оценивайте результаты.

Творческое самовыражение

Самовыражение через творчество является одним из самых эффективных, так как мы занимаемся тем, что нам нравится, реализуем свои таланты и способности, облегчая душу и получая признание (хотя это необязательно, можно наслаждаться результатами творчества в одиночку). Если вы уже знаете свои склонности, будь то сочинение музыки, танцы, журналистика или фотография, занимайтесь этим как можно чаще. Если же вы считаете себя человеком не творческим, скорее всего, вы еще не нашли свое направление, поэтому экспериментируйте!
Может быть, ваш творческий холст – это ваш дом и вам понравится самовыражаться, декорируя и обставляя помещение?
Для тех, чьи творческие порывы связаны со словесным искусством, прекрасным способом самовыражения будет собственный блог, завести который можно за 10 минут; участие в дискуссиях, посещение курсов ораторского мастерства и даже изучение английского; написание прозы, стихотворений. Вяжете ли вы крючком или рисуете комиксы – главное, чтобы вам это приносило истинное удовольствие, не нужно поддаваться моде и чужому мнению и пытаться выразиться в сфере, которая не отвечает вашему внутреннему миру – пользы от этого не будет никакой.

Самовыражение через внешность

Ряд известных и успешных психологов считает, что для человека крайне важно самовыражаться посредством внешних атрибутов, создания своего уникального образа. Когда вы надеваете «свою» вещь, делаете стрижку в соответствии со своим внутренним ощущением себя, подбираете аксессуары и макияж так, как хотите, это дает вам возможность прочувствовать свою индивидуальность. Татуировка и пирсинг традиционно являются способами самовыражения, имеющими миллионы поклонников во всем мире.

Самовыражение с помощью вкусов

Для киномана делиться своей коллекцией фильмов – высшая радость, так же как для меломанов – музыкой. Наши вкусы и страсть к коллекционированию могут не только доставлять удовольствие от просмотра/прослушивания, но и дарить радость от признания другими людьми нашего вкуса, распространения хороших и малоизвестных произведений, расширения кругозора других людей. Кто-то спрашивает вас, что сегодня почитать или посмотреть? Не отмазывайтесь двумя-тремя наименованиями, составьте хороший список с учетом индивидуальности просящего, и увидите, какое удовлетворение вам это принесет. (с)

Гуманизация современного образования актуализирует его ориентацию на процессы саморазвития, самоактуализации, самостроительства, самовыражения личности, необходимые для становления успешной личности, способной активно и конструктивно выражать себя в деятельности и общении, проектировании своей жизненной траектории, начиная с дошкольного детства. С этой точки зрения проблема самовыражения, как фактор становления личности (А. Ф. Лобова (Яфальян), А. С. Косогова, С. С. Брикунова, В. И. Салютнова), является значимой для педагогической науки. Анализируя сущность понятия «самовыражение», М. В. Деньгина указывает, что данный термин используется в научной литературе для обозначения особенного и единичного в человеке, а также для указания на целостность качеств личности, делающих её уникальной. Он обозначает определённый уровень развития.

А. Ф. Лобова (Яфальян) относит самовыражение к одним из фундаментальных понятий педагогики, поскольку оно представляет собой процесс самодвижения от реального к потенциальному, в котором у ребёнка появляется возможность пройти оптимальный путь общечеловеческого и эстетического становления 1 . Она считает, что самовыражение служит средством согласования внутреннего мира ребёнка с внешними проявлениями его мыслей и чувств, с его словами и поведением и обосновывает положение, что самовыражение способствует раскрытию творческих способностей 2 . А. С. Косогова отмечает, что самовыражение диалогично по своей природе, многопланово и имманентно жизнедеятельности любого человека безотносительно к сферам его жизнеосуществления. Оно акцентировано не столько на утверждении своего "Я", сколько на презентации "Я" с целью познания другого и самопознания, оценки и самооценки направлений и качества самоосуществления. Самовыражение человека – это отражение его желания быть понятым и принятым другими, это поиск того, что необходимо, чтобы быть понятым другими, это развитие своего "Я" и "Я" другого через вовлечение в сотворчество. Поэтому творческое самовыражение – проявление свободной воли, продуктивной для обеих взаимодействующих сторон 3 .

Под самовыражением Е. А. Омельченко понимает стремление человека передать другим людям то, что значимо и ценно для него самого 4 И. П. Шкуратова определяет его как широкий круг вербальных и невербальных поведенческих актов, которые человек использует для передачи информации о себе другим лицам и создания определённого образа себя 5 Н. Г Чанилова и В. Ф. Шкель считают, что самовыражение есть способность человека к более полному проявлению своих наличных и потенциальных возможностей и представлений о себе, познаваемых и осваиваемых в процессах выделения себя из социума и идентификации с ним, направленное на качественное изменение своей личности, других людей, окружающего мира 6 . М. В. Деньгина доказывает, что самовыражение не только способ жизнедеятельности ребёнка, определяющий его самостоятельность, но и творчество самой жизнедеятельности 7 .

Анализ научных исследований, раскрывающих сущностные характеристики самовыражения личности в различных видах деятельности, позволяет судить о многообразии сфер самовыражения человека и их применении.

Например, выделяют индивидуальное, личностное (Н. Г. Чанилова, В. Ф. Шкель), творческое (С. С. Брикунова), эмоциональное самовыражение (Е. А. Шиндяева), самовыражение в общении (И. П. Шкуратова), в изобразительной деятельности (В. И. Салютнова), в процессе музыкального обучения (М. В. Деньгина), научно-исследовательской деятельности (Е. А. Омельченко), историко-ролевом движении (М. С. Горбулёва). В их работах представлены различные аспектные решения проблемы, способствующие феномену самовыражения. Так, Г. А. Гарипова и О. С. Булатова считают, что артистизм является общекультурной категорией и относится к различным областям человеческой деятельности: образу жизни, поведению, различным видам искусства, научной деятельности, поэтому определяет его не только как способность к перевоплощению, а как целостную систему личностных качеств, способствующих свободному самовыражению личности. Терапию творческим самовыражением в психиатрической практике исследует М. Е. Бурно.

Исходя из анализа вышеперечисленных исследований, Б. Г. Ананьев рассматривает творчество в широком философско-психологическом понимании как важнейший вид человеческой духовно-практической деятельности по созданию новых материальных и духовных ценностей. Содержанием этой деятельности является целенаправленное изменение объективного мира, проявление индивидуальности человека, открытие новых смыслов осваиваемых культурных ценностей (А. А. Майер). Можно говорить о творчестве как неотъемлемом атрибуте процесса самовыражения.

В культурно-исторической парадигме специфика возрастных периодов детства и этапов социального становления человека раскрывается через понятия социальной ситуации развития (Л. С. Выготский). Как ведущий вид деятельности рассматривают творчество А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, общения – М. И. Лисина, психологических новообразований возраста – Л.С. Выготский, Е. Е. Кравцова и др. Как литический и критический периоды центральной психической функции рассматривают Л. С. Выготский, Е. Е. Кравцова. Нам представляется необходимым рассмотреть становление личности ребёнка в аспекте её самовыражения через понятие творческой активности как имманентного фактора развития ребёнка как субъекта деятельности и человека культуры. А. А. Майер считает, что достижения социализации связаны преимущественно с культурогенезом детства – результатами освоения мира культуры и становления мира ребёнка в единстве интериоризации и экстериоризации, опредмечивания и распредмечивания его жизненных сил. С этой точки зрения представляется необходимым рассмотреть творческое самовыражение в процессе вхождения ребёнка в мир культуры (культурогенез). А. А. Майер, выделяет следующие его стадии: адаптация, освоение, усвоение, присвоение и культуротворчество со специфическими акмеологическими характеристиками. Каждая стадия социализации ребёнка отличается его новым статусом как во внутреннем плане развития (субъект, личность, индивидуальность), так и во внешнем (адаптивность, интегрированность, индивидуализированность). Они отражают ступени становления ребёнка, противоречия между актуальным уровнем его развития и его потенциальными возможностями в процессуально-динамических характеристиках. Это позволяет показать многообразие проявлений субъектности ребёнка как форм его жизненного самоосуществления, что сближает позицию А. А. Майера и научной школы В. Е. Клочко в понимании жизненного самоосуществления, становления человека как «постоянного движения в сторону усложнения» и «открытия новых мерностей» 8 . Рассмотрение культурогенеза детства с точки зрения трансформационной онтологии бытия личности (М. Ш. Магомед-Эминов) как трансформации, преобразования возможности в действительность, позволяет понять, как конструируется конкретная история жизни, бытие личности в «событии» с другими, в процессе смыслопорождения и смыслопостижения ценностей культуры и самовыражения в ней. Таким образом, культурогенез детства понимается нами, как начало становления личности в жизненном самоосуществлении, восхождения её к своему «акме».

Единство внутреннего и внешнего содержания определяет стратегию развития ребёнка: сначала жизнетворчество, потом социотворчество, и культуротворчество, выражающее высший уровень развития субъектности ребёнка, связанное с созданием объективно или субъективно нового содержания культуры. Последующая стадия становления ребёнка определяет безграничные возможности самореализации ребенка в детстве – это собственно накопленное и реализуемое «акме» человека, актуализирующееся в дальнейшей жизни 9 .

Стадии детского культурогенеза отличаются особой социальной ситуацией в развитии ребёнка, когда он, становясь взрослым, овладевает культурой, и когда происходит взаимодействие со значимым для него старшим (взрослым миром) и детским сообществом (детским миром). Стадиям культурогенеза, выделенным А. А. Майером, соответствуют три стадии самовыражения, предложенные в докторском исследовании А. Ф. Лобовой (Яфальян):

1) реальный и внутренний мир не расчленён (способ самовыражения спонтанно-интуитивный – ребёнок следует законам природы, но не освоил социальные законы) – соответствует этапу адаптивного детства (жизнетворчество);

2) реальный мир богаче, чем внутренний (способ самовыражения, доверительно-регламентированный – ребёнок подчиняется социальным законам, которые управляют им) – соответствует этапу интегрированного детства (социотворчество);

3) внутренний мир богаче, чем реальный (способ самовыражения произвольно-творческий – ребёнок самопроизвольно выражает разнообразный опыт в деятельности) – соответствует этапу индивидуализированного детства (культуротворчество). Отсюда А. Ф. Лобова (Яфальян) рассматривает самовыражение в виде возрастной разновидности самостоятельности, присущей дошкольному возрасту, развивающееся в младшем школьном возрасте при создании эстетико-педагогических условий, представляющем собой самопроизвольный акт, источник пробуждения эстетической активности, которая рождается под воздействием внутренних сил ребёнка, направленных на внешнее проявление. Взрослый в этом случае, выполняя фасилитирующую роль (А. Ф. Лобова (Яфальян), А. А. Майер), призван расширять культурное поле ребёнка, тем самым способствуя его саморазвитию (Кудрявцев).

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно выделить ряд характеристик, определяющих роль творческого самовыражения ребенка в становлении личности. К наиболее существенным, по нашему мнению, относятся следующие:

– имманентность самовыражения в различных сферах жизнеосуществления человека;

– отождествление его с процессом самодвижения от реального к потенциальному в диалогическом общении с миром и другим;

– оптимальный путь общечеловеческого и эстетического становления;

– связь с процессами социализации-индивидуализации;

– персонализация в процессе самовыражения;

– создание определённого образа себя (имиджа);

– направленность на позитивное изменение (себя, других, окружающего мира);

– раскрытие творческих способностей личности, позволяющей ей быть успешной;

– педагогическая помощь и содействие творческому самовыражению дошкольника, исходя из возможностей и потребностей ребёнка и сущностных особенностей ситуации развития на каждом этапе становления личности.

Сс

С-тип личности

С-тип личности – условное обозначение совокупности индивидуальных характеристик личности, наличие которых увеличивает риск развития онкологических заболеваний. В комплекс входят факторы:

  • склонность человека подавлять отрицательные эмоции;
  • боязнь, неумение и нежелание открыто выражать свои чувства;
  • стремление избегать конфликтных ситуаций и ограничивать свое участие в мероприятиях, чреватых стрессом;
  • наличие скрытой личностной зависимости от других особ при демонстративной, наигранной самостоятельности;
  • тенденция проводить деятельности самостоятельно, не прибегая, даже при крайней необходимости, к помощи других людей.
  • Садизм

    Садизм – синонимы: насильничество или тиранизм в эротической сфере, активная альголагния. Форма извращения полового поведения, при которой достичь сексуального возбуждения и последующего удовлетворения возможно только при унижении партнера: причинении ему физической боли или душевных мук. Эротическое наслаждение для индивида с садистскими наклонностями наступает лишь при абсолютном доминировании, безраздельном господстве над интимным партнером, что достигается за счет обширного спектра целенаправленных действий: от словесных оскорблений до причинения увечий. Термин «садизм» используется нередко в более широком значении для обозначения глобальных наклонностей личности, проявляемых в стремлении достигнуть господства над другими людьми за счет причинения им физических повреждений и психических травм.

    Садомазохизм

    Садомазохизм – форма девиантного поведения, характеризуемая преобладанием у одного индивидуума садистских и мазохистских переживаний и соответствующих действий. При садомазохизме его отдельные элементы – черты садизма и мазохизма – взаимодополняющие, и их внедрение в жизнь выступает необходимым условием для сексуального возбуждения и полового удовлетворения человека.

    Самоактуализация

    Самоактуализация – процесс развития и раскрытия индивидом своего потенциала в разных сферах деятельности. Базируется на наличии у личности стремления к максимальному выявлению своих способностей и желания развить существующие возможности.

    Самовоспитание

    Самовоспитание – специальная сознательная и целенаправленная деятельность индивида, проводимая для формирования себя как личности. Непрерывный процесс сознательной выработки определенных личностных качеств для дальнейшей самореализации в соответствии с ясно осознанным смыслом и избранными человеком целями.

    Самовыражение

    Самовыражение – внешняя актуализация, открытое проявление, воплощение в материальном мире внутренних переживаний и состояний индивидуума. Способность личности продемонстрировать окружающим свое индивидуальное мировоззрение.

    Самоидентификация

    Самоидентификация – процесс, посредством которого индивидуум уподобляет себя какой-то конкретной личности или созданному в воображении образу человека. Важнейшее условие для социализации личности, ключевой элемент, влияющий на модель поведения индивидуума в обществе.

    Самоконтроль

    Самоконтроль – термин, описывающий выполнение человеком специальных действий по управлению собственной сферой сознания. Процесс самоконтроля базируется на осознании и проведении оценки человеком выполняемых действий, протекающих психических процессов и эмоционального состояния.

    Самокритичность

    Самокритичность – нравственное качество человека, подразумевающее способность индивида объективно оценить свои позитивные и негативные качества характера. Умение непредвзято проанализировать свои достоинства и недостатки. Осознание своих отрицательных черт и последующее определение плана собственного роста.

    Самообладание

    Самообладание – умение владеть собой при наступлении критических ситуаций. Способность личности сохранять хладнокровие и последовательно действовать, невзирая на возникшие трудности. Возможность объективно оценивать ситуацию при воздействии дезорганизующих факторов, ухудшающих эмоциональное состояние.

    Самонаблюдение

    Самонаблюдение – форма самостоятельного изучения и наблюдения субъектом за собственным состоянием психоэмоциональной сферы и проводимыми им действиями. Нацелено на взятие под личный контроль собственного поведения. Ориентировано на переход на новый, более эффективный уровень регуляции процессов психической деятельности.

    Самооценка

    Самооценка – относительно устойчивый, в то же время динамично развивающийся структурный комплекс, отражающий существующее мнение человека о себе как личности. Когнитивная схема, образованная путем обобщения предыдущего жизненного опыта, определяющая социальную значимость, которой персона наделяет свою личность. Такие суждения носят субъективный характер.
    Самооценка – отражение восприятия личностью ценности отдельных сторон своего характера, качеств, достоинств и недостатков, способностей и возможностей. Существующее представление у субъекта о своем месте в социуме, о важности выполняемой деятельности. Является основным фактором, регулирующим поведение индивида в обществе.
    Нередко термин используется для обозначения любых суждений субъекта о себе, включающих возраст, черты характера, состояние здоровья, личные цели, переживания.

    Саморазвитие

    Саморазвитие – процесс роста и раскрытия человеком возможностей своей личности, развитие собственных физических и умственных способностей. Активное, последовательное движение к психической и эмоциональной зрелости для качественного изменения личностного статуса.

    Саморазрушение

    Саморазрушение – процесс, инициируемый и проводимый субъектом, подразумевающий намеренное причинение вреда собственному физическому и психическому здоровью. Нелогичные и нецелесообразные действия, приводящие к ухудшению положения человека в социуме или полному обрыванию связей индивида с обществом.

    Самореализация

    Самореализация – активный процесс раскрытия человеком собственного потенциала. Проявление во внешнем мире существующих врожденных или приобретенных способностей, воплощение возможностей в действительности.

    Саморегуляция

    Саморегуляция – понятие, описывающее разнообразные механизмы регуляции активности всех систем живого организма, включая психическую сферу, для обеспечения бесперебойного, целесообразного функционирования организма.

    Самосознание

    Самосознание – осознание, целостная оценка и принятие субъектом себя как личности с индивидуальностью. Понимание человеком своей сущности, нравственного облика, жизненных ценностей, идеалов. Осознание своих интересов, потребностей, целей, мотивов поведения. В структуру самосознания включено три компонента: самопознание, самооценка, саморегуляция.

    Самостоятельность

    Самостоятельность – важный элемент в характерологической структуре субъекта, подразумевающий наличие у индивида независимости взглядов, суждений, поведения. Свойство личности, базирующееся на активной деятельности мышления, волевой и эмоциональной сферы. Проявляется в наличии у человека инициативности, способностях к критическому взгляду на происходящее, адекватного уровня самооценки. Невозможно существование самостоятельности без наличия у объекта чувства личной ответственности за проводимую деятельность и собственное поведение.

    Самоуверенность

    Самоуверенность – необоснованная уверенность субъекта в собственной правоте и безгрешности, ошибочное наделение себя уникальными способностями и возможностями. Отсутствие критики к собственным идеям, задачам, планам, проводимой деятельности.

    Самоутверждение

    Самоутверждение – потребность индивида достигнуть высокой оценки собственных качеств, способностей, достижений и базирующаяся на этом стремлении модель поведения. Желание субъекта достигнуть и удержать определенный социальный статус в обществе. Предъявление во внешнем мире своего законного права на раскрытие существующих талантов. Самоутверждение может занимать доминирующее или рядовое место в иерархии потребностей человека.

    Самочувствие

    Самочувствие – термин, отображающий субъективное переживание индивидуумом своих ощущений. Описание степени комфортности состояния субъекта в физиологическом и психологическом аспекте. Физическое и душевное состояние человека в данный момент времени.

    Сверхценная идея

    Сверхценная идея – психологический термин, обозначающий суждения, представления человека, которые занимают в его сознании преобладающую позицию, не соответствующую их истинному значению. Аффективно окрашенная идея, сформированная под действием реальных обстоятельств, однако эта мысль приобрела неадекватно огромное значение.

    Свойства нервной системы

    Свойства нервной системы – совокупность устойчивых, преимущественно генетически обусловленных особенностей функционирования нервной системы. Оказывают определяющее значение на индивидуальные свойства психологической конституции личности, в большей мере обуславливают степень активности индивида и его поведение в обществе. Свойства нервной системы включают основные составляющие: силу, подвижность, уравновешенность, динамичность, лабильность, активированность.

    Сдвиг к риску

    Сдвиг к риску – феномен, являющийся одним из эффектов группового поведения. Подразумевает закономерность принятия более рискованных и радикальных решений группой лиц в сравнении с более продуманными и осторожными решениями, которые принимает индивидуум автономно, самостоятельно.

    Сенестопатии

    Сенестопатии – разнообразные неприятные и тягостные ощущения, возникающие внезапно. Сенестопатии не отражают объективное состояние организма, возникают по своей локализации на участках, в которых реально отсутствуют какие-либо очаги повреждения либо инородные анатомические образования.

    Сензитивность

    Сензитивность – особенность характерологической структуры индивида, проявляющаяся в чрезмерной восприимчивости и повышенной чувствительности к происходящим событиям. Проявляется в излишней ранимости, мнительности, неуверенности в себе, сомнениями. Сопровождается высоким уровнем тревожности и патологической боязнью возникновения новых нестандартных ситуаций. Нередко является симптомом психоэмоциональных расстройств.

    Сенсорная изоляция

    Сенсорная изоляция – пребывание человека или содержание его организма в условиях, исключающих воздействие факторов окружающей среды при отсутствии большого числа естественных раздражителей. В условиях сенсорной изоляции у субъекта нарушается ход психических процессов, появляются иллюзии, ухудшаются функции мышления, утрачивается способность к функциональному поведению.

    Сервилизм

    Сервилизм – разновидность мазохизма, при котором субъект может ощутить сексуальное возбуждение и удовлетворение исключительно в случае, если он играет роль человека с низким социальным статусом, раба, лишенного всяких прав, или принимает облик молчаливого покорного животного.

    Синанон

    Синанон – вид групповой психотерапии, подразумевающий проведение тренингов в игровой форме, обеспечивающих свободное выражение отрицательных переживаний и негативных эмоций.

    Синдром психопатологический

    Синдром психопатологический – термин, используемый в психиатрии для обозначения комплекса симптомов, объединенных друг с другом на основании схожих механизмов развития. Отражает психоэмоциональное состояние человека и выступает своеобразным признаком расстройства психической деятельности индивидуума. Описано несколько специфических синдромов, в числе которых наиболее распространенными являются комплексы симптомов:

  • апатический;
  • астенический;
  • галлюцинаторно-паранойяльный;
  • депрессивный;
  • ипохондрический;
  • кататонический;
  • корсаковский;
  • маниакальный;
  • парафренный;
  • паранойяльный;
  • паралитический;
  • псевдопаралитический.
  • Синдром эмоционального выгорания

    Синдром эмоционального выгорания – симптомокомплекс, наблюдаемый чаще всего у людей, занятых в альтруистических профессиональных сферах и в системе «человек-человек». Проявляется сочетанием признаков: снижением работоспособности, умственным истощением, физическим утомлением, подавленным настроением, деперсонализацией.

    Синестезия

    Синестезия – понятие, отражающее специфическое явление сферы восприятия, когда при раздражении определенного органа чувств параллельно с появлением естественных ощущений у человека возникают ощущения иной модальности, свойственные иному органу чувств.

    Синкретизм

    Синкретизм – особенность восприятия и мышления, свойственная раннему детскому возрасту человека. Формирование избыточных субъективных связей проявляется в склонности сопоставлять и соединять между собой разноплановые события без наличия объективных достаточных оснований.

    Синтез

    Синтез – элемент, выступающий одной из основ когнитивной деятельности человека. Являет собой процесс соединения разноплановых компонентов в единую целостную структуру. Такая мыслительная операция проводится на разных этапах деятельности индивидуума: как в процессе познания явлений окружающего мира, так и в повседневной практической активности.

    Склонность

    Склонность – в аспекте психологических терминов: наличие у индивидуума любого мотивированного влечения положительного окраса, четко обозначенный интерес к выполнению какого-либо занятия в любой сфере жизнедеятельности.

    Слабоумие (синоним: деменция)

    Слабоумие (синоним: деменция) – глубокий хронический или прогрессирующий дефект когнитивной и мнестической сферы. Характеризуется проявлением разнообразных нарушений: утратой способности к ориентировке, счету, пониманию, ухудшением или потерей памяти, снижением возможности обучаться и утратой прежних знаний, расстройством критики, изменением поведения. Обычно имеет физиологические предпосылки.

    Словесный эксгибиционизм

    Словесный эксгибиционизм – вид сексуального извращения, проявляемый тем, что индивид способен достичь полового возбуждения и удовлетворения при произношении оскорблений, непристойностей, описывании подробностей интимных контактов своему половому партнеру.

    Смелость

    Смелость – положительная характеристика волевой сферы личности, проявляемая в решительности и храбрости, склонности активно действовать при наступлении неблагоприятных обстоятельств. Тенденция к преодолению трудностей, а не избеганию проблем.

    Смятение

    Смятение – состояние общей растерянности, сильной взволнованности, замешательства. Сильное беспокойство, граничащее с паникой, которое возникает в ситуациях, когда человек не уверен в правильности сделанного ранее выбора.

    Совладание

    Совладание – термин, описывающий процесс психической деятельности и выполняемых индивидом действий, ориентированных на преодоление кризисных событий при переживании стрессовых ситуаций.

    Сознание

    Сознание – главное понятие психической жизни индивидуума. Термин, описывающий способности и умение человека идеально воспроизводить события действительности в мышлении. Отражает все явления, происходящие и осознаваемые в данный момент времени. Объединяет все процессы психоэмоциональной деятельности личности, включая память, мышление, переживания.

    Сопереживание

    Сопереживание – одно из положительных нравственных качеств личности, проявляемое в способности субъекта уподобиться своим эмоциональным состоянием ощущениям других людей или группы. Выступает проявлением отношения личности к иным представителям социума.

    Социализация

    Социализация – многогранный динамичный процесс, при котором личность усваивает опыт иных представителей социума и общества в целом, осознает закономерности социальных отношений, овладевает формами поведения, принятыми в человеческом сообществе, приобретает качества, необходимые для нормального существования в определенных коллективных структурах.