Январь 1943 была уничтожена 2 венгерская армия. Венгрия в войне против ссср — как действовали венгерские «оккупационные группы. А29. Какое из утверждений является ошибочным

Математика зародилась тогда, когда человек осознал себя и стал позиционироваться как автономная единица мира. Желание измерить, сравнить, посчитать то, что тебя окружает, - вот что лежало в основе одной из фундаментальных наук наших дней. Сначала это были частички элементарной математики, что позволили связать числа с их физическими выражениями, позже выводы стали излагаться лишь теоретически (в силу своей абстрактности), ну а через некоторое время, как выразился один ученый, "математика достигла потолка сложности, когда из нее исчезли все числа". Понятие "квадратный корень" появилось еще в то время, когда его можно было без проблем подкрепить эмпирическими данными, выходя за плоскость вычислений.

С чего все начиналось

Первое упоминание корня, который на данный момент обозначается как √, было зафиксировано в трудах вавилонских математиков, положивших начало современной арифметике. Конечно, на нынешнюю форму они походили мало - ученые тех лет сначала пользовались громоздкими табличками. Но во втором тысячелетии до н. э. ими была выведена приближенная формула вычислений, которая показывала, как извлечь квадратный корень. На фото ниже изображен камень, на котором вавилонские ученые высекли процесс вывода √2 , причем он оказался настолько верным, что расхождение в ответе нашли лишь в десятом знаке после запятой.

Помимо этого, корень применялся, если нужно было найти сторону треугольника, при условии, что две другие известны. Ну и при решении квадратных уравнений от извлечения корня никуда не деться.

Наравне с вавилонскими работами объект статьи изучался и в китайской работе "Математика в девяти книгах", а древние греки пришли к выводу, что любое число, из которого не извлекается корень без остатка, дает иррациональный результат.

Происхождение данного термина связывают с арабским представлением числа: древние ученые полагали, что квадрат произвольного числа произрастает из корня, подобно растению. На латыни это слово звучит как radix (можно проследить закономерность - все, что имеет под собой "корневую" смысловую нагрузку, созвучно, будь то редис или радикулит).

Ученые последующих поколений подхватили эту мысль, обозначая его как Rx. Например, в XV веке, дабы указать, что извлекается корень квадратный из произвольного числа a, писали R 2 a. Привычная современному взгляду "галочка" √ появилась лишь в XVII веке благодаря Рене Декарту.

Наши дни

С точки зрения математики, квадратный корень из числа y - это такое число z, квадрат которого равен y. Иными словами, z 2 =y равносильно √y=z. Однако данное определение актуально лишь для арифметического корня, так как оно подразумевает неотрицательное значение выражения. Иными словами, √y=z, где z больше либо равно 0.

В общем случае, что действует для определения алгебраического корня, значение выражения может быть как положительным, так и отрицательным. Таким образом, в силу того, что z 2 =y и (-z) 2 =y, имеем: √y=±z или √y=|z|.

Благодаря тому, что любовь к математике с развитием науки лишь возросла, существуют разнообразные проявления привязанности к ней, не выраженные в сухих вычислениях. Например, наравне с такими занятными явлениями, как день числа Пи, отмечаются и праздники корня квадратного. Отмечаются они девять раз в сто лет, и определяются по следующему принципу: числа, которые обозначают по порядку день и месяц, должна быть корнем квадратным из года. Так, в следующий раз предстоит отмечать сей праздник 4 апреля 2016 года.

Свойства квадратного корня на поле R

Практически все математические выражения имеют под собой геометрическую основу, не миновала эта участь и √y, который определяется как сторона квадрата с площадью y.

Как найти корень числа?

Алгоритмов вычисления существует несколько. Наиболее простым, но при этом достаточно громоздким, является обычный арифметический подсчет, который заключается в следующем:

1) из числа, корень которого нам нужен, по очереди вычитаются нечетные числа - до тех пор, пока остаток на выходе не получится меньше вычитаемого или вообще будет равен нулю. Количество ходов и станет в итоге искомым числом. Например, вычисление квадратного корня из 25:

Следующее нечетное число - это 11, остаток у нас следующий: 1<11. Количество ходов - 5, так что корень из 25 равен 5. Вроде все легко и просто, но представьте, что придется вычислять из 18769?

Для таких случаев существует разложение в ряд Тейлора:

√(1+y)=∑((-1) n (2n)!/(1-2n)(n!) 2 (4 n))y n , где n принимает значения от 0 до

+∞, а |y|≤1.

Графическое изображение функции z=√y

Рассмотрим элементарную функцию z=√y на поле вещественных чисел R, где y больше либо равен нулю. График ее выглядит следующим образом:

Кривая растет из начала координат и обязательно пересекает точку (1; 1).

Свойства функции z=√y на поле действительных чисел R

1. Область определения рассматриваемой функции - промежуток от нуля до плюс бесконечности (ноль включен).

2. Область значений рассматриваемой функции - промежуток от нуля до плюс бесконечности (ноль опять же включен).

3. Минимальное значение (0) функция принимает лишь в точке (0; 0). Максимальное значение отсутствует.

4. Функция z=√y ни четная, ни нечетная.

5. Функция z=√y не является периодической.

6. Точка пересечения графика функции z=√y с осями координат лишь одна: (0; 0).

7. Точка пересечения графика функции z=√y также является и нулем этой функции.

8. Функция z=√y непрерывно растет.

9. Функция z=√y принимает лишь положительные значения, следовательно, график ее занимает первый координатный угол.

Варианты изображения функции z=√y

В математике для облегчения вычислений сложных выражений порой используют степенную форму написания корня квадратного: √y=y 1/2 . Такой вариант удобен, например, в возведении функции в степень: (√y) 4 =(y 1/2) 4 =y 2 . Этот метод является удачным представлением и при дифференцировании с интегрированием, так как благодаря ему корень квадратный представляется обычной степенной функцией.

А в программировании заменой символа √ является комбинация букв sqrt.

Стоит отметить, что в данной области квадратный корень очень востребован, так как входит в состав большинства геометрических формул, необходимых для вычислений. Сам алгоритм подсчета достаточно сложен и строится на рекурсии (функции, что вызывает сама себя).

Корень квадратный в комплексном поле С

По большому счету именно предмет данной статьи стимулировал открытие поля комплексных чисел C, так как математикам не давал покоя вопрос получения корня четной степени из отрицательного числа. Так появилась мнимая единица i, которая характеризуется очень интересным свойством: ее квадратом есть -1. Благодаря этому квадратные уравнения и при отрицательном дискриминанте получили решение. В С для корня квадратного актуальны те же свойства, что и в R, единственное, сняты ограничения с подкоренного выражения.

Урок и презентация на тему:
"Свойства квадратного корня. Формулы. Примеры решений, задачи с ответами"

Дополнительные материалы
Уважаемые пользователи, не забывайте оставлять свои комментарии, отзывы, пожелания. Все материалы проверены антивирусной программой.

Обучающие пособия и тренажеры в интернет-магазине "Интеграл" для 8 класса
Интерактивное учебное пособие "Геометрия за 10 минут" для 8 класса
Образовательный комплекс "1С: Школа. Геометрия, 8 класс"

Свойства квадратного корня

Мы продолжаем изучать корни квадратные . Сегодня рассмотрим основные свойства корней. Все основные свойства интуитивно понятны и согласуются со всеми операциями, которые мы проводили раньше.

Свойство 1. Квадратный корень из произведения двух неотрицательных чисел равен произведению квадратных корней из этих чисел: $\sqrt{a*b}=\sqrt{a}*\sqrt{b}$.

Любые свойства принято доказывать, давайте это и сделаем.
Пусть $\sqrt{a*b}=x$, $\sqrt{a}=y$, $\sqrt{b}=z$. Тогда нам доказать, что $x=y*z$.
Давайте каждое выражение возведем в квадрат.
Если $\sqrt{a*b}=x$, то $a*b=x^2$.
Если $\sqrt{a}=y$, $\sqrt{b}=z$, то возведя оба выражения в квадрат, получим: $a=y^2$, $b=z^2$.
$a*b=x^2=y^2*z^2$, то есть $x^2=(y*z)^2$. Если квадраты двух неотрицательных чисел равны, то значит и сами числа равны, что и требовалось доказать.

Из нашего свойства следует, что, например, $\sqrt{5}*\sqrt{3}=\sqrt{15}$.

Замечание 1. Свойство справедливо и для случая, когда под корнем более двух неотрицательных множителей.
Свойство 2. Если $а≥0$ и $b>0$, то справедливо следующее равенство: $\sqrt{\frac{a}{b}}=\frac{\sqrt{a}}{\sqrt{b}}$

То есть корень из частного равен частному корней.
Доказательство.
Воспользуемся таблицей и кратко докажем наше свойство.

Примеры использования свойств квадратных корней

Пример 1.
Вычислить: $\sqrt{81*25*121}$.

Решение.
Конечно, мы можем взять калькулятор, перемножить все числа под корнем и выполнить операцию извлечения корня квадратного. А если под рукой нет калькулятора, как быть тогда?
$\sqrt{81*25*121}=\sqrt{81}*\sqrt{25}*\sqrt{121}=9*5*11=495$.
Ответ: 495.

Пример 2. Вычислить: $\sqrt{11\frac{14}{25}}$.

Решение.
Подкоренное число представим в виде неправильной дроби: $11\frac{14}{25}=\frac{11*25+14}{25}=\frac{275+14}{25}=\frac{289}{25}$.
Воспользуемся свойством 2.
$\sqrt{\frac{289}{25}}=\frac{\sqrt{289}}{\sqrt{25}}=\frac{17}{5}=3\frac{2}{5}=3,4$.
Ответ: 3,4.

Пример 3.
Вычислить: $\sqrt{40^2-24^2}$.

Решение.
Мы можем вычислить наше выражение напрямую, но практически всегда его можно упростить. Давайте попробуем это сделать.
$40^2-24^2=(40-24)(40+24)=16*64$.
Итак, $\sqrt{40^2-24^2}=\sqrt{16*64}=\sqrt{16}*\sqrt{64}=4*8=32$.
Ответ: 32.

Ребята, обратите внимание, что для операций сложения и вычитания подкоренных выражений ни каких формул не существует и представленные ниже выражения не верны.
$\sqrt{a+b}≠\sqrt{a}+\sqrt{b}$.
$\sqrt{a-b}≠\sqrt{a}-\sqrt{b}$.

Пример 4.
Вычислить: а) $\sqrt{32}*\sqrt{8}$; б) $\frac{\sqrt{32}}{\sqrt{8}}$.
Решение.
Свойства, представленные выше, работают как и слева на право, так и в обратном порядке, то есть:
$\sqrt{a}*\sqrt{b}=\sqrt{a*b}$.
$\frac{\sqrt{a}}{\sqrt{b}}=\sqrt{\frac{a}{b}}$.
Используя это, решим наш пример.
а) $\sqrt{32}*\sqrt{8}=\sqrt{32*8}=\sqrt{256}=16.$

Б) $\frac{\sqrt{32}}{\sqrt{8}}=\sqrt{\frac{32}{8}}=\sqrt{4}=2$.

Ответ: а) 16; б) 2.

Свойство 3. Если $а≥0$ и n – натуральное число, то выполняется равенство: $\sqrt{a^{2n}}=a^n$.

Например. $\sqrt{a^{16}}=a^8$, $\sqrt{a^{24}}=a^{12}$ и так далее.

Пример 5.
Вычислить: $\sqrt{129600}$.

Решение.
Представленное нам число довольно таки большое, давайте разложим его на простые множители.
Мы получили: $129600=5^2*2^6*3^4$ или $\sqrt{129600}=\sqrt{5^2*2^6*3^4}=5*2^3*3^2=5*8*9=360$.
Ответ: 360.

Задачи для самостоятельного решения

1. Вычислить: $\sqrt{144*36*64}$.
2. Вычислить: $\sqrt{8\frac{1}{36}}$.
3. Вычислить: $\sqrt{52^2-48^2}$.
4. Вычислить:
а) $\sqrt{128*\sqrt{8}}$;
б) $\frac{\sqrt{128}}{\sqrt{8}}$.

Демонстрационный вариант КИМ (II).

(Ответы в конце теста).

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

2) красивЕе

3) прИнята

4) нАнявшийся

А2. В каком предложении вместо слова ОБОРОТНЫЙ нужно употребить слово ОБОРОТИСТЫЙ?

1) На ОБОРОТНОЙ стороне листа был написан телефон.

2) Фабрика не может класть на депозит ОБОРОТНЫЕ средства.

3) К тому времени Порфирий скопил немалый ОБОРОТНЫЙ капиталец.

4) Попандопуло был ОБОРОТНЫМ дельцом с сомнительной репутацией.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1 несколько полотенец

2 пара теплых чулок

3 на восьмиста гектарах

4 до две тысячи пятого года

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Изучая историю России,

1) по-другому воспринимаются известные факты общеевропейской истории.

2) начинаешь лучше понимать события современности.

3) передо мной стали проступать черты событий полувековой давности.

4) у французских студентов возникали все новые и новые вопросы.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Занятия в школе штурманов шли согласно распорядку дня.

2) Одним из упрямцев, умевших отстоять свое мнение перед преподавателем, был Дельвиг.

3) Довольно скоро с крамольной одой «Вольностью» молодого поэта познакомился и царь.

4) С мнением Карамзина согласились теперь и те, кто еще недавно критиковал его позицию.

Прочитайте текст и выполните задания А6-А11.

(1) … (2) Известно, что Гвидон из «Сказки о царе Салтане» и Дадон из «Сказки о золотом петушке» получили свои имена «в честь» литературных героев прошлого. (3) Оба имени встречаются в одном и том же произведении – в знаменитом итальянском романе о подвигах рыцаря Бово Д"Антона. (4) Этот роман стал известен русскому читателю в XVI веке, позже он подвергся на Руси литературной переработке и получил название «Повесть о Бове Королевиче».
(5) … с «Бовой» связано также имя работника Балды из «Сказки о попе…». (6) В рыцарском романе действует герой Симбалда, который является воспитателем и слугой Бовы.

А6. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Особое место в творчестве А.С. Пушкина занимают сказки.

2) Имена героев в сказках А.С. Пушкина тридцатых годов – отнюдь не авторская фантазия.

3) Сказки Пушкина совмещают в себе элементы волшебных и сатирических народных сказок.

4) Большое влияние на язык пушкинских сказок оказал русский фольклор.

А7. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом предложении?

1) Очевидно,
2) В результате

4) Несмотря на это,

А8. Какие слова являются грамматической основой в одной из частей четвертого (4) предложения текста?

1) роман известен русскому читателю

2) роман подвергся переработке

3) роман стал известен

4) он подвергся

А9. Укажите верную характеристику четвертого (4) предложения текста.

1) сложносочинённое

2) сложноподчинённое

3) сложное с бессоюзной и сочинительной связью между частями

4) сложное бессоюзное

А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ИЗВЕСТЕН из четвертого (4) предложения текста.

1) действительное причастие

2) краткое страдательное причастие

3) краткое прилагательное

4) деепричастие совершенного вида

А11. Укажите значение слова ГЕРОЙ в предложении 2.

1) лицо, привлекшее к себе внимание

2) человек, совершающий подвиги

3) человек, являющийся для кого-либо предметом поклонения

4) действующее лицо в художественном произведении

А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

К дому была пристрое(1)а веранда, краше(2)ая масля(3)ой краской

А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) неприм...римость, ч...столюбие, раст...нуться

2) д...лина, шт...мповать, вым...ршие животные

3) т...желый, разв...вающиеся флаги, б...тонировать

4) лучший зап...вала в хоре, подм...сти пол, заж...гание

А14. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) бе…честный, ра…дражать, и…неженный

2) раз…скивать, вз…грать, без...мянный

3) пр…подавать, пр…кратить, пр…глядеться

4) под…браться, п…наблюдать, пр…родина

А15. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква Е?

1) мама накле…т марку, он остан…тся дома

2) неуправля…мый снаряд, немысл…мое дело

3) увид…вшийся, обид…вшийся

4) ове…нный легендами, установл…нный

А. алюмини…вый

Б. неудачл…вый

В. обогр…вать

Г. заман…вать

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А17. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?

1) Слышался (не)прекращающийся шум ливня

2) Казалось, живописное полотно (ни)чем не заинтересовало гостя.

3) (Не) глубокая, но быстрая речка Варварка протекала вдоль опушки.

4) Поздняя осень, но поля до сих пор (не)укрыты снегом.

А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (НА) ВСТРЕЧУ нашей компании вышел сторож и (В)ТЕЧЕНИЕ некоторого времени недоверчиво оглядывал нас.

2) ЧТО(БЫ) хотелось мне сказать вам на прощание, дорогие друзья мои, которых нынче покидаю, быть может, (НА)ВСЕГДА?

3) (НЕ)СМОТРЯ на данное уже Юле обещание, пришлось повторить ТО(ЖЕ) самое еще раз ее брату.

4) НЕ(ЗА)ЧЕМ было теперь оставаться в имении, нужно было как можно скорее уезжать в Петербург, ЧТО(БЫ) успеть к началу торгов.

А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении.

Выводы парадоксальны () и могут вызвать шквал негативной критики в научных кругах.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

А20.

Вентиляционная шахта (1) расположенная над погребальной камерой фараона (2) была обнаружена (3) работавшими в пирамиде археологами (4) совершенно случайно.

А21. Эта операция (1) может (2) спасти жизнь пациенту.

Сумма первого взноса по кредиту (3) вероятно (4) окажется больше, чем ожидалось.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).

1) Мы собираемся переоборудовать два цеха и готовы самостоятельно финансировать этот проект.

2) Юля уже спит или просто притворяется спящей.

3) Начались долгие и серые осенние будни и незаметно растворили в себе воспоминания о лете.

4) Банк берет на себя ответственность не только за возврат кредита но и за своевременное погашение процентов по нему.

А23. На последние деньги купили самое необходимое: непромокаемые охотничьи спички на парафине, английского пороху в плотно закрытой жестянке, дроби разного калибра.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

А24. Экономические параметры работы предприятия (1) при изменении (2) которых (3) автоматически корректируется и заработная плата (4) должны быть заранее согласованы с профсоюзом.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

А25. Егор Иванович третий час вел нас по тайге (1) и (2) чтобы не заблудиться (3) время от времени поглядывал на компас (4) хотя и без него старик всегда умел выбирать правильное направление.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить определением, выраженным причастным оборотом?

1) Через некоторое время Грибоедов, вернувшись в Персию, принял активное участие в дипломатическом давлении на шаха, который не стремился выполнять условия мира.

2) Чацкий временами начинает сильно походить на собственное кривое зеркало, на Репетилова, который будет введен автором в пьесу в самом конце.

3) Фамусов в курсе всех интриг, которые происходят в его особняке, однако не спешит их раскрывать и принимать поспешные решения.

4) Молчалин попадает в безвыходное положение, которое делает его заложником собственных принципов жизни.

А27. Прочитайте текст.

В 1943 году венгр Ласло Биро, получивший от Британских Королевских воздушных сил заказ на разработку ручки, способной писать на больших высотах при низком давлении, впервые предложил использовать стержень, состоящий из канала, перекрытого металлическим шариком. Первые шариковые ручки были просто ужасны: шарики выпадали, пузырьки воздуха блокировали пишущий узел, чернила частенько начинали вытекать, и поначалу людям привычнее и проще казалось писать обычной перьевой авторучкой. Но при этом шариковой ручкой можно было писать с большим нажимом, чем перьевой, она не царапала бумагу, делала меньше клякс и поэтому быстро завоевала популярность.

В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Шариковые ручки, изобретенные Ласло Биро по заказу Британских воздушных сил, быстро завоевали популярность, несмотря на ряд недостатков.

2) Шариковую ручку, способную писать на больших высотах при низком давлении, по заказу Британских воздушных сил изобрел венгр Ласло Биро.

3) Первые шариковые ручки имели множество недостатков: шарики выпадали, пузырьки воздуха блокировали пишущий узел, чернила частенько начинали вытекать.

4) В шариковой ручке используется стержень, состоящий из канала, перекрытого металлическим шариком, благодаря чему она не царапает бумаги и почти не делает клякс.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30 и В1-В8.

(1)В первую мировую войну, в 1914 году, я поехал военным корреспондентом на фронт и скоро попал в сражение. (2)Я находился около раненых, и один умирающий шептал мне: «Вот бы водицы…»

(3)Я побежал за водой.

(4)Но он не пил и повторял: «Водицы, водицы, ручья…».

(5)С изумлением поглядел я на него и вдруг всё понял. (6)Это был почти мальчик, с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, которые отражали трепет души. (7)Мне казалось тогда, что надежды на спасение у него нет и что врачи будут бессильны.

(8)Я объяснил санитару, что мы можем сделать для мальчика, пока он еще жив. (9)Мы взяли носилки и отнесли его на берег ручья. (10)Санитар удалился, а я не смог уйти и остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.

(11)В косых лучах вечернего солнца ручей был особенно красив.

(12)Над заводью, на фоне чистого неба, кружилась голубая стрекоза. (13)А чуть ближе к нам, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою завораживающую, прекрасную песенку. (14)Раненый слушал, закрыв глаза, его губы, бескровные и сухие, судорожно двигались, выражая сильную борьбу. (15)И вот борьба закончилась милой и детской улыбкой, и открылись глаза.

– (16)Спасибо вам, так красиво! – прошептал он.

(17)Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он ещё раз улыбнулся, ещё раз сказал спасибо и снова закрыл глаза.

(18)Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал:

– (19)А что, она ещё летает?

(20)Голубая стрекоза ещё кружилась.

– (21)Ещё как! – ответил я.

(22)Он опять улыбнулся и впал в забытьё.

(23)Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел далеко и забылся.

.... (24)Вдруг, слышу, он спрашивает:

– (25)А стрекоза?

– (26)Летает, – сказал я машинально, не глядя, не думая.

– (27)Почему же… я не вижу… красоту? – спросил он, с трудом открывая глаза.

(28)Я испугался. (29)Мне случалось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил ещё вполне разумно.

(30)Не так ли и тут?.. (31)Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел. (32)Больной решил, что я ему попросту солгал, и глаза его опять закрылись.

(33)И вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы: мы не могли заметить её на фоне темнеющего леса. (34)Но вода – эти глаза земли – остается светлой, даже когда стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.

– (35)Летает, летает! – воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза.

(36)И я ему показал это отражение. (37)И он улыбнулся.

(38)Я не буду описывать, как спасли этого раненого, его спасли доктора. (39)Но я крепко верю: им, докторам, помогла красота ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза летает над заводью.

(По М.М. Пришвину)

А28. Какое утверждение соответствует содержанию текста?

1) Раненый юноша, по мнению военных врачей, не имел никаких шансов выжить.

2) Вследствие потери сил раненый, перенесенный на берег ручья, через некоторое время перестал различать окружающее.

3) Рассказчик, не желая огорчать раненого юношу, сознательно солгал ему, чтобы тот не пал духом.

4) По мнению рассказчика, его действия помогли врачам спасти жизнь умиравшему человеку.

А29. Какое из утверждений является ошибочным?

1) Предложения 11–13 текста содержат описательный фрагмент.

2) В предложениях 8–10 представлено повествование.

3) Предложение 31 содержит противопоставление по отношению к суждениям, высказанным в предложениях 29 и 30 текста.

4) В предложениях 1–4 представлено рассуждение.

А30. Какое слово используется в тексте в переносном значении?

1) раненых (предложение 2)

2) блестящими (предложение 6)

3) удалился (предложение 10)

4) улетел (предложение 23)

ЧАСТЬ 2

В1. Из предложений 31–32 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В2. Из предложения 31 выпишите все союзы.

В3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании БЛИЖЕ К НАМ (предложение 13).

В4. Среди предложений 30–38 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное неопределенно-личное предложение. Напишите его номер.

В5. Среди предложений 5–15 найдите предложение с обособленным(-ыми) согласованным(-ыми) определением(-ями). Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 28–38 найдите сложное предложение с союзной подчинительной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого сложного предложения.

В7. Среди предложений 32–37 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи союза и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Цифры при перечислении отделяйте запятыми.

Стиль прозы М. М. Пришвина одновременно и четок, и изыскан. В его произведениях кристальная ясность, порой даже безыскусность повествования сочетается с умением подобрать и представить читателю художественную деталь. Важную роль в этом играет использование такого приема, как ______ (см. предложения 30–31 и 33–34), а также такого синтаксического средства художественной выразительности, как использование _______

(предложения 21, 25). В лексике текста особенности стиля проявились в употреблении такого тропа, как ___ («трепетные губы» в предложении 6, «губы, бескровные и сухие» в предложении 14), а также часто используемых ______ (предложения 2,3,4).

Список терминов:

1) сравнительный(-ые) оборот(-ы)
2) эпитет(-ы)
3) анафора
4) лексический(-е) повтор(-ы) и повтор(-ы) однокоренных слов
5) неполное(-ые) предложение(-я)
6) восклицательное(-ые) предложение(-я)
7) гипербола(-ы)
8) антитеза(-ы)
9) риторический вопрос

В1-попросту

В2-союзы НО, И

В3-управление