Эвглена зеленая среда обитания. Эвглена зеленая. Образ жизни и среда обитания эвглены зелёной. Размножение и продолжительность жизни

Прежде, чем приступать к художественному анализу поэтического произведения «Письмо матери», следует узнать историю его создания . Это стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1924 году, за год до его смерти. Позднее творчество Есенина насыщенное и яркое: автор словно набрался смелости и высказал все, что так долго носил тяжелым грузом в своей душе.

«Письмо матери» - одно из самых известных и трогательных стихотворений этого периода. Это произведение можно рассматривать двузначно обращение к матери Родине, или матери как женщине, которая дала жизнь.

Образ матери в стихотворении «Письмо матери»

Основными образами в стихотворении «Письмо матери» является сам лирический герой и его мама. Мать и родной дом для лирического героя это символ детства, легкой жизни и всепрощающей любви.

В начале произведения он спрашивает свою мать, жива ли она это говорит о том, что сын совсем нечастый гость в родных краях. Лирический герой также как и в детстве ищет у мамы защиты и понимания.

Всю затаенную печаль своей души, переживания, жизненные разочарования он выливает в своем письме и превращается из взрослого человека в маленького беззащитного ребенка, какими являемся все мы в глазах своих матерей.

Идея стихотворения заключается в том, что все мы должны ценить дорогих и таких близких женщин, подаривших нам жизнь. Ведь только они всегда безотказно придут на помощь нам в трудную минуту, они прощают своим детям самые тяжелые грехи и жертвуют своими жизнями ради благополучия чада.

Лирический герой стихотворения просит у своей матери прощение за то, что фактически забыл ее и очень долго не бывал в родном крае. У него даже нет сомнений в том, что его мама простит его, любовь матери воспринимается как должное.

Образ русской деревни и Российского государства

Сергей Есенин в « Письме матери» описывает красоту природы родного края. Русская деревня, в которой живет его старушка- мать это настоящий оазис для поэта, в котором он может спрятаться от жизненных невзгод.

Также образ матери можно трактовать как образ Российского государства. Ведь взаимосвязь Родины и человека такая же сильная, как матери и сына.

Россия олицетворение старой матери, которая прошла через многие потрясения и невзгоды, часто сталкивалась с неблагодарностью и предательством со стороны своих граждан. Но все равно она обладает материнским свойством всепрощения и с радостью принимает в свои объятья раскаявшихся детей.

Смысл стихотворения «Письмо матери»

Неважно, что именно олицетворял Сергей Есенин в образе матери. Главное состоит в том, что он учит нас любить и ценить то, что действительно имеет наибольшую ценность в жизни каждого человека матерь, Родину, родной дом.

Очень часто мы не уделяем должного внимания своим матерям, так как поглощены ежедневными заботами, но всегда следует помнить о том, что может настать тот роковой момент, когда мы попросту опоздаем сказать слова любви своему близкому и такому родному человеку.

Конспект урока по литературе
на тему: «Образ матери в лирике С.А. Есенина»
Автор: Будера Н.С.
Цели урока:
- раскрыть особенность образа матери в творчестве С. Есенина на примере стихотворения «Письмо матери», выявить нравственную актуальность темы матери в современном мире
- формировать умение художественного анализа текста
- содействовать воспитанию нравственных качеств: уважения к женщине, любви к матери.
Тип урока: урок анализа лирического стихотворения
Формирующие компетенции: ОК4, ОК6
Оснащение: мультимедийная презентация, стихотворение С. Есенина «Письмо матери», аудиозаписи стихотворений, видеоролики.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
№ п/п
Этапы занятия, учебные вопросы
Формы и методы обучения
Временная регламентация

1
Организационный этап:
-проверка посещаемости;
-проверка готовности студентов к занятию

2
Проверка домашнего задания







Фронтальный опрос
5 мин

3
Сообщение темы занятия
Мама, мамочка Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет самого дорогого, близкого, единственного человека. Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится, оберегает нас и всегда ждет.

Правильно. Тема сегодня урока звучит как «Образ матери в творчестве С.А. Есенина». Вот сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть эту тему на примере стихотворения С. Есенина «Письмо матери»
Беседа с обучающимися
2 мин

4
Мотивационный момент:
- обоснование необходимости изучения данной темы для эффективного освоения дисциплины;
-вовлечение студентов в процесс постановки цели и задач занятия

5
Работа по теме занятия


Индивидуальные задания, анализ художественного текста, беседа с обучающимися
25 мин

6
Подведение итогов занятия, оценка результатов работы

7
Домашнее задание: творческая работа- написать письмо своей маме.

8
Рефлексия: насколько достигнуты цель и задачи занятия

Преподаватель Будера Н.С.
Приложение к конспекту урока
Организационный момент
Учитель: Добрый день, уважаемые студенты. Я рада приветствовать вас сегодня на этом уроке.
На предыдущих уроках мы с вами говорили о творчестве знаменитого русского поэта XX века Сергея Александровича Есенина. И сегодня мне хотелось бы продолжить с вами разговор об этом поэте и о его творчестве.
Проверка домашнего задания
Дома вы подробно изучили биографию Сергея Есенина и познакомились с основными вехами его творчества. Я предлагаю сейчас провести небольшой блиц-опрос по биографии этого поэта. На слайде вам предложен ряд вопросов:
- Назовите годы жизни Сергея Есенина?
- Какое село нашло отражение в его творчестве?
- С какого стихотворения начинается творческая деятельность С. Есенина?
- Кто был литературным наставником С. Есенина?
- Какой славой пользовался С. Есенин в литературных кругах?
- Образы каких женщин были отражены в поэзии С. Есенина?
- Какие стихотворения и поэмы принесли славу С. Есенину?
Ответьте мне на вопрос:
- Почему поэт С.А. Есенин был так популярен не только свое время, но и даже после смерти?
Ответ 1: С. Есенин был выходцем из деревни. Он был близок к народу, к простому народу. А крестьян в то время в стране было значительно больше. Россия всегда считалась страной «крестьянской». Поэтому Есенин почти везде был «своим».
Ответ2: Есенин обладал невероятным обаянием. Он пользовался большой популярностью у женщин. А многие мужчины завидовали ему. В жизни Есенина было много людей, которые по достоинству оценили его талант: это и Анна Изряднова, и Зинаида Райх и Всеволод Мейерхольд, и Галина Бенескавская, которая всегда и при любых обстоятельствах была рядом с поэтом, это и Айседора Дункан, Анатолий Мариенгоф, Александр Блок- первый учитель и настовник Есенина, Сергей Городецкий ввел Есенина в лиретаурные круги Петербурга и многие другие.
Ответ 3: На мой взгляд, главная актуальность личности Есенина состоит в его лирике. Тематика его стихотворений не просто разнообразна. Темы его стихотворений остаются современными и популярными по сей день. В его творчество мы можем найти стихотворения о природе, о его родном селе, невероятно красивы и трогательны стихи о любви. Большой пласт его лирике посвящен философским рассуждения о смысле жизни. И, конечно же, очень много стихотворений Есенин посвящал своим дорогим и близким людям.
Учитель: Спасибо, ребята за ваши ответы. Они были верны и раскрыли сущность популярности С.А. Есенина. И сегодня мне бы хотелось поговорить с вами как раз о такой теме в лирике Есенина, которая занимает особое место в его творчестве.
Я расскажу вам одну причту.
За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
- Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен?
Бог ответил:
- Я подарю тебе ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе.
Ребенок задумался, затем сказал снова:
- Здесь на Небесах я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья.
Бог ответил:
- Твой ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив.
- О! Но как я пойму его, ведь я не знаю его языка? – спросил ребенок, пристально глядя на Бога. – А что мне делать, если я захочу обратиться к тебе?
Бог мягко прикоснулся к детской головке и сказал:
- Твой ангел сложит твои руки вместе и научит тебя молиться.
Затем ребенок спросил:
- Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня?
- Твой ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.
- Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя
- Твой ангел расскажет тебе обо мне все и покажет путь, как вернуться ко мне. Так что я всегда буду рядом с тобой.
В этот момент с Земли стали доноситься голоса; и ребенок в спешке спросил:
- Боже, скажи же мне, как зовут моего ангела?
- Его имя не имеет значения. Ты будешь просто называть его Мама.

Чтец:
Воспевают все, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою
Слово это – зов и заклинанье,
В этом слове - сущего душа
Это искра первого сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо.
В нем - исток всего,
Ему конца нет.
Встаньте!
Я произношу его:
МАМА! (Р.Гамзатов)

Сообщение темы урока

Учитель: Мама, мамочка Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет самого дорогого, близкого, единственного человека. Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится, оберегает нас и всегда ждет.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Какова тема сегодняшнего урока?
Правильно. Тема сегодня урока звучит как «Образ матери в творчестве С.А. Есенина». Вот сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть эту тему на примере стихотворения С. Есенина «Письмо матери».
IV. Мотивационный момент
- Какие цели мы должны поставить себе в начале нашего урока? На какие вопросы мы должны сегодня ответить?
(Как показан образ матери в лирике Есенина? Почему эта тема актуальна? Какими средствами показан Есениным образ матери?)
Работа по теме урока
Учитель: В течение урока мы с вами попытаемся ответить на эти вопросы. А для более полного изучения данной темы мы с вами разделены на группы, каждая из которых заранее получила свое задание.
Сегодня вы разделены на группу «Историков», группу «Биографов», группу «Литературоведов- лингвистов» и группу «Экспертов», которая и подведет итог сегодняшнего занятия.
Учитель: Стихотворение С.А. Есенина «Письмо к матери»- одно из самых популярных стихотворений поэта. Уникальность этого стихотворения видна сразу, стоит только его слышать.
Чтец:
Письмо матери
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.


Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
1924

Учитель: Посмотрите еще внимательно на это стихотворение. Сколько любви, тепла и нежности вложил в него поэт. С каким трепетом он описал образ своей матери.
- Что это была за женщина? Какую роль она сыграла в судьбе С. Есенина?
Об этом нам расскажет группа биографов
«Биографы»
1 студент: Мать поэта Татьяна Федоровна (в девичестве Титова) была выдана замуж по сговору да расчету, так как отец разорился и дать должного приданного за свою любимицу, певунью-плясунью уже не мог. Муж оказался слабосильным, безвольным человеком. Чувствуя, что невестка равнодушна к ее сыну, свекровь изводила молодую попреками, а муж по тихости и мягкости не перечил матери, не защищал жену. Все кончилось тем, что Татьяна, отдав малолетнего сына в отцов дом, уехала в Рязань, сильно переживая разлуку с сыном. Позднее Татьяна вернулась в деревню – не столько к мужу, сколько к домашнему очагу и законному сыну.
2 студент: Не смотря на все разногласия в семье, мать занимала одно из важных мест в жизни С. Есенина. Об этом свидетельствуют те трогательные письма, которые писал ей поэт.

Учитель: Но особенно ярко и трогательно образ матери был раскрыть в стихотворении «Письмо к матери».
- В какой период жизни поэта было написано это стихотворение? И какие события предшествовали этому?
Об этом нам расскажет группа «историков».
«Историки»
1 студент: В 1924 году, после 8-летней разлуки, Сергей Есенин решил посетить родное село Константиново и встретиться со своими близкими. Накануне отъезда на родину из Москвы поэт написал проникновенное и очень трогательное «Письмо матери» . Это – исповедь блудного сына, полная нежности и раскаянья, в которой, между тем, автор прямо заявляет о том, что менять свою жизнь, которую к тому моменту считает загубленной, не собирается.
2 студент: О первом чтении Есениным стихотворения "Письмо к матери" вспоминает писатель Иван Евдокимов: "Помню, как по спине пошла мелкая, холодная оторопь, когда я услышана:
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Я искоса взглянул на него: у окна темнела чрезвычайно грустная и печальная фигура поэта. (фото матери)
Дальше мои впечатления пропадают,- заканчивал Евдокимов,- потому что зажало мне крепко горло; таясь и прячась, я плакал"
Учитель: Обратите внимание, какой неизгладимый след оставило это стихотворение в сердцах многих людей, прочитавших его.
- В чем же уникальность этого стихотворения? Как удалось поэту так тонко передать образ самого близкого для него человека?
Учитель: Но самое сложное задача сегодня у группы литературоведов. А кто такие «литературоведы»? В чем их основная задача? Как вы думаете? Верно, вы правы. Давайте подумаем вместе, какие вопросы мы можем задать этой группе?
Давайте обратимся к исследованиям группы «Литературоведов»
«Литературоведы»
1 студент: Стихотворение "Письмо матери" было написано Есениным в 1924 году и представляет собой лирическое поэтическое обращение к самому дорогому человеку - матери. Самая настоящая, верная, взаимная и преданная любовь связывает этих двух людей, освещая жизнь поэта. Он признаётся, что мать "одна мне несказанный свет", и, судя по её волнениям, она тоже очень переживает за судьбу любимого единственного сына. Сквозь всё творчество Есенина проходит этот светлый образ матери - наделенный индивидуальными чертами, он вырастает в обобщенный образ русской женщины - сказочный облик той, которая не только подарила весь мир, но и осчастливила песенным даром.
Название стихотворения очень информативно. Оно и даёт нам указания на жанр стиха - письмо, и подчёркивает его адресата - мать. Эти сведения позволяют нам сделать вывод о глубокой личности стихотворения, о его интимности.
2 студент: Тема произведения - материнская неиссякающая любовь, несмотря на то, что сын "повеса" и "хулиган". Идея стихотворения тесно переплетается с темой и ставит своей целью не только показать истинную любовь матери, но и отразить душевное состояние самого поэта на тот момент времени, а ведь мы помним, что 1924 год предшествовал году смерти Есенина и уже тогда его терзали тягостные муки, раздумья, как он говорит - "тоска мятежная".
3 студент: Сюжет стихотворения плавен, начинается с приветствия матери и несколько раз перетекает во временные воспоминания, возвращается в прошлое или стремится в будущее. Композиция тоже построена по схеме письма: вступление: "Ты жива ещё, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет!" Динамично развивающийся сюжет подходит к кульминации "и молиться не учи меня. Не надо!", и затем - к развязке - "Так забудь же про свою тревогу" Связующим звеном, придающим целостность композиции, является рефрен - повторяющиеся строчки " что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне." Кольцевая композиция придаёт завершенность произведению.
4 студент: Основных образов двое: мать и сын. Олицетворяющая добро и свет мать противопоставляется сыну, но всё же он "не такой уж горький пропойца", "чтоб, её не видя, умереть". Мы понимаем, что внутренний мир свой поэт готов открыть только перед родным, близким человеком, признаваясь даже в том, что "по-прежнему такой же нежный". Перед остальными же он остаётся всё таким же непонятным повесой - поэтом, может именно поэтому так мечтает поскорее "воротиться в низенький наш дом". Образ матери здесь представлен чистым, светлым, заботливым, отрадным.
5 студент: В стихе прекрасная рифма, пятистопный ямб создают особый ритм всего стихотворения, который несёт в себе душевное состояние лирического героя. Обилие средств художественной выразительности: метафоры ("струится свет"), эпитеты ("кабацкая драка", "ранняя утрата"), инверсии, просторечные слова ("саданул", "шибко") придают колоритность, анафора способствует ритмическому разнообразию так же, как и синтаксический параллелизм.
Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и подчеркнуты Есениным в образе матери. В "Письме матери" сыновьи чувства выражены с пронзительной художественной силой: "Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет!"
Учитель: Это стихотворение было положено на музыку и стало народной песней еще при жизни поэта. Красота и поэтичность слышны уже в первых нотах.
Звучит песня «Письмо к матери»
Подведение итогов урока
Учитель: Теперь обратимся к группе «Экспертов».
- Сделайте вывод, каково отношение Есенина к матери? Какие чувства вложил автор в строки стихотворения?
1 студент: Герой относится к матери с большой любовью, называет ее: родная, старушка, помощь и отрада...
Мы чувствуем, что поэт одинок, у него нет никого близкого, кроме матери (Ты одна мне помощь...).
Он высказывает ей самые лучшие пожелания (Пусть струится...), и просит успокоиться, забыть про тревогу, не грустить. И самое лучшее, чем он может обрадовать мать - это рассказать о своей жизни, а еще лучше - приехать домой.
2 студент: Любовь и нежность к матери сочетаются с любовью к своему краю, родительскому дому. «Низенький, избушка»-нежно называет поэт свой дом, мечтая в него вернуться и начать новую жизнь.
Есенин в 1924 году пишет стихотворение «Письмо от матери», которое перекликается со стихотворением «Письмо матери».
В творчестве Сергея Александровича Есенина очень много стихотворений, посвященных именно матери или стихотворений, в которых отражен этот образ. Это такие стихотворения как «Разбуди меня завтра рано», «Матушка в Купальницу по лесу ходила», «Письмо от матери».
Чтец:
Письмо от матери

Чего же мне
Еще теперь придумать,
О чем теперь
Еще мне написать?
Передо мной
На столике угрюмом
Лежит письмо,
Что мне прислала мать.

Она мне пишет:
"Если можешь ты,
То приезжай, голубчик,
К нам на святки.
Купи мне шаль,
Отцу купи порты,
У нас в дому
Большие недостатки.
Мне страх не нравится,
Что ты поэт,
Что ты сдружился
С славою плохою.
Гораздо лучше б
С малых лет
Ходил ты в поле за сохою.

Стара я стала
И совсем плоха,
Но если б дома
Был ты изначала,
То у меня
Была б теперь сноха
И на ноге
Внучонка я качала.

Но ты детей
По свету растерял,
Свою жену
Легко отдал другому,
И без семьи, без дружбы,
Без причал
Ты с головой
Ушел в кабацкий омут.

Любимый сын мой,
Что с тобой?
Ты был так кроток,
Был так смиренен.
И говорил все наперебой:
Какой счастливый
Александр Есенин!

В тебе надежды наши
Не сбылись,
И на душе
С того больней и горше,
Что у отца
Была напрасной мысль,
Чтоб за стихи
Ты денег брал побольше.

Хоть сколько б ты
Ни брал,
Ты не пошлешь их в дом,
И потому так горько
Речи льются,
Что знаю я
На опыте твоем:
Поэтам деньги не даются.

Мне страх не нравится,
Что ты поэт,
Что ты сдружился
С славою плохою.
Гораздо лучше б
С малых лет
Ходил ты в поле за сохою.

Теперь сплошная грусть,
Живем мы, как во тьме.
У нас нет лошади.
Но если б был ты в доме,
То было б все,
И при твоем уме -
Пост председателя
В волисполкоме.
Тогда б жилось смелей,
Никто б нас не тянул,
И ты б не знал
Ненужную усталость,
Я б заставляла
Прясть
Твою жену,
А ты, как сын,
Покоил нашу старость".
. . . . . . . . . . . . . .
Я комкаю письмо,
Я погружаюсь в жуть.
Ужель нет выхода
В моем пути заветном?
Но все, что думаю,
Я после расскажу.
Я расскажу
В письме ответном...

Учитель: Ребята, посмотрите, поэт использует для своих стихотворений особый жанр- жанр письма.
- Как вы думаете, почему Есенин использует именно это жанр?
Учащийся: Письмо маме – это размышление о прожитых годах, о каком-то этапе жизни, своего рода подведение итогов. Именно в письме мы можем рассказать самое сокровенное и личное, которое не осмеливаемся сказать человеку в глаза.
Рефлексия
Учитель: Теперь давайте вернемся к вопросам, которые мы задавали в начале урока.
- Скажите, на все ли вопросы мы дали ответы?
Учитель: Верно. Мы с вами не ответили на один из поставленных вопросов: почему эта тема актуальна сейчас?
Учитель: Я думаю, что сегодня вы хорошо поработали, и нам нужно поблагодарить ребят, которые были сегодня наиболее активны.

Учитель: В суете дней, в череде событий мы с вами порой забываем о тех людях, которые всю жизнь находятся рядом с нами- это наши мамы. Мы обижаемся на них, что они ругаются на нас, ворчим, когда они нас не понимают, порой даже злимся, если все получается в нашей жизни не так, как мы хотим. А ведь они не виноваты. Они только хотят, чтобы мы с вами были счастливы. Они радуются нашим победам и разделяют наши печали. А мы порой даже забываем поздравить их с праздником.
И вот сегодня в преддверии всероссийского Дня матери мне хотелось бы вам пожелать, помните о своих матерях, цените их, берегите и, конечно же, дарите им свою любовь и заботу.
Домашнее задание
Учитель: А домашним заданием я хочу, чтобы стал ваш подарок своим мамам. Напишите им письмо. Расскажите в нем все то, о чем вы когда-то молчали или боялись сказать. Расскажите о своей любви и нежности к своей маме. Пусть она однажды прочитает его и поймет, что для вас самым дорогим человек в жизни всегда останется мама.

Эвглена зеленая — это одноклеточное животное, относящееся к подцарству Простейшие (Protozoa), типу Саркодовые и жгутиконосцы (Sarcomastigophora), классу Жгутиконосцы (Mastigophora).

Все представители класса Жгутиконосцев имеют на поверхности клетки длинные выросты — жгутики, с помощью которых они могут активно передвигаться. Количество жгутиков может быть от 1 до нескольких сотен. У эвглены зеленой имеется 1 жгутик.

Строение и среда обитания эвглены зеленой

Эвглена зеленая живет в загрязненных пресных водоемах, вызывая «цветение воды»: из за огромного количества особей эвглены зеленой вода в пруду, канаве или луже становится зеленого цвета.

Тело эвглены зеленой вытянутое, веретеновидной формы, заостренное на конце, состоит из одной клетки, и покрыто тонкой эластичной оболочкой, помогающей эвглене сохранять свою форму, а также вытягиваться, сокращаться и извиваться. На переднем конце тела у эвглены зеленой имеется длинный жгутик, который переходит в углубление — клеточный рот. Жгутик вращается, благодаря чему эвглена движется в воде, совершая при этом вращательные движения в сторону, противоположную вращению жгутика, как бы ввинчиваясь в воду. Кроме того вращение жгутика способствует засасыванию в клеточный рот органических микрочастиц, которыми питается эвглена зеленая. В основании жгутика лежит плотное базальное тельце. На переднем же конце тела расположен красный светочувствительный глазок, и сократительная вакуоль.

В цитоплазме также имеется ядро, ближе к заднему концу эвглены зеленой, и хлоропласты, содержащие зеленый пигмент — хлорофилл. Периодически в цитоплазме эвглены зеленой у клеточного рта образуется пищеварительная вакуоль, которая так же, как у амебы, движется в цитоплазме и опорожняется у заднего конца эвглены, выбрасывая непереваренные частицы пищи.

Питание эвглены зеленой.

Эвглена зеленая — представитель так называемых растительных жгутиконосцев, у которых в цитоплазме имеются хлоропласты, благодаря которым эвглена может питаться, как растение — автотрофно, с помощью фотосинтеза синтезируя органические веществаиз воды и углекислого газа, растворенного в воде. Этот процесс происходит на свету. Благодаря наличию специального органа — глазка, расположенного на переднем конце эвглены, она может различать свет, и всегда плывет туда, где больше света, то есть туда, где фотосинтез идет активнее. Органические вещества, образующиеся при фотосинтезе, запасаются в виде гранул в цитоплазме, и расходуются, когда эвглена голодает.

Однако, в отличие от растений, эвглена зеленая может питаться и гетеротрофно, поглощая готовые органические вещества, засасывая их через клеточный рот, при этом образуется пищеварительная вакуоль. Или непосредственно через клеточную оболочку — пелликулу, образующую микротрубочки — впячивания, через которые в цитоплазму поступают растворенные в воде органические вещества.

Пищей для эвглены зеленой могут служить одноклеточные водоросли и животные, бактерии, микрочастицы органических веществ. В темноте эвглена зеленая питается только гетеротрофно, а на свету у нее присутствуют оба способа питания. Если поместить эвглену на долгое время в темноту, хлорофилл у нее исчезает, и она переходит полностью на гетеротрофное питание.

Таким образом, эвглена зеленая занимает промежуточное положение между растением и животным.

Дыхание

Эвглена зеленая дышит кислородом, растворенным в воде, и так же, как и у амебы, кислород поступает в цитоплазму через всю поверхность тела. При участии кислорода идут реакции окисления органических веществ, в результате чего образуется необходимая для жизнедеятельности эвглены энергия.

Выделение

В процессе жизнедеятельности эвглены зеленой в цитоплазму поступают вредные вещества (так называемые продукты распада), которые собираются в сократительную вакуоль и выталкиваются в клеточный рот, сообщающийся с внешней средой. Вместе с вредными веществами из клетки удаляется также избыток воды.

Размножение эвглены зеленой

Эвглена зеленая делится бесполым путем — простым делением на 2 части, которое происходит вдоль продольной оси животного. При этом сначала делится ядро, а затем все тело эвглены делится надвое вдоль продольной перетяжки. Если какой — то орган, например, жгутик, не попал в одну из частей, то он там образуется.

В неблагоприятных условиях, например, при пересыхании водоема, эвглена зеленая так же, как и амеба, образует цисту. При этом жгутик отпадает, а клетка приобретает округлую форму, и покрывается очень плотной оболочкой. Циста помогает же эвглене и перезимовать.

Эвглена зеленая (Euglena viridis) - представитель биологической группы жгутиковых простейших (в современной систематике тип жгутиковые, или Sarcomastigophora, не выделяется, а E. viridis относят к типу Euglenozoa), включающий в своей жизнедеятельности черты как животных, так и растительных организмов. Последнее - интересный феномен в науке о жизни, хотя, стоит отметить, эта особенность вида говорит о примитивности организма с эволюционной точки зрения, а не наоборот.

Информация о строении эвглены

Строение эвглены зеленой достаточно простое, напоминает строение всех растительных жгутиковых организмов. В клетке E. viridis находится одно оформленное ядро, окруженное ядерной оболочкой. В цитоплазме находится множество хроматофоров - особых органоидов, содержащих необходимый для осуществления фотосинтеза пигмент хлорофилл и обеспечивающих возможность этого процесса. По ультрамикроскопическому строению хроматофоры напоминают хлоропласты в клетках высших растительных организмов. Эвглена зеленая способна к фотосинтезу только при наличии света. В условиях темноты представители вида переходят к гетеротрофному (сапрофитному) типу питания (сходство с животными организмами). Также при отсутствии света E. viridis может терять зеленую окраску. Так называемый "глазок" (стигма) позволяет простейшему воспринимать свет. В качестве запасного питательного вещества эвглена зеленая использует парамил - похожий на крахмал углевод, локализованный в цитоплазме. Регуляция осмотического давления и частично выведение продуктов жизнедеятельности осуществляется с помощью

Сократительной вакуоли. Питается E. viridis благодаря пищеварительной вакуоли, об этом чуть ниже.

Жгутик, его строение и функции

Жгутик - важный органоид клетки, с его помощью передвигается и питается эвглена зеленая. Строение жгутика достаточно несложное, он состоит из отходящего от клетки и выдающегося наружу участка, непосредственно выполняющего функции движения и захвата пищи, и базального тела (кинетосомы) - расположенного в толще цитоплазмы элемента, значительно меньшего по размеру. Ультрамикроскопическое строение значительно сложнее. Жгутик обеспечивает прежде всего реализацию локомоторной функции. E. viridis будто ввинчивается в окружающую среду с его помощью, то есть передвигается вперед винтообразно. Скорость движения (соответственно, вращения жгутика) при благоприятных условиях достаточно высока. Также с помощью рассматриваемого органоида эвглена зеленая осуществляет захват пищи. Движение жгутика вызывает небольшой водоворот, в результате которого мелкие частицы увлекаются к его основанию. Там образуется пищеварительная вакуоль, в которую из остальной клетки поступают ферменты, позволяющие переварить эти частицы.

Размножение эвглены зеленой

Эвглена зеленая размножается путем митотического деления клетки пополам. При этом старый жгутик может отходить к одной из вновь образовавшихся особей, а у другой позже формироваться вновь из кинетосомы. В других случаях жгутик может отбрасываться перед делением вообще и образовываться заново у обеих дочерних особей.

Эвглена зеленая (Euglena viridis) – одноклеточный простейший организм из рода эвглен класса жгутиковые типа саркомастигофоры. По мнению зоологов, эвглена зеленая входит в группу животных - растительных жгутиконосцев (фитожгутиковых). Другие ученые считают, что эвглена зеленая является широко распространенным в природе представителем эвгленовых водорослей.

Эти простейшие обитают в сильно загрязненных водоемах – канавах, болотах, лужах, мелких загнивающих пресных водоемах. Иногда эвглена зеленая встречается в чистых водоемах, как пресных, так и соленых.

Название эвглена получила за зеленый цвет, который придают организму хроматофоры. Если рассматривать эвглену зеленую под микроскопом, то заметно, что клетка эвглены зеленой окраски имеет веретеновидную продолговатую форму, ее размеры меньше, чем амёбы обыкновенной (0,05-0,06 мм). Под оболочкой находится цитоплазма с органоидами и одним крупным ядром. Внешний слой цитоплазмы уплотнен, благодаря чему форма клетки может изменяться только в определенных пределах - незначительно сжиматься, при этом клетка становится немного короче и шире. В теле особи отчетливо виден красный светочувствительный глазок у ее переднего края. Рядом с ним в углублении расположен жгутик, с помощью вращательных движений которого эвглена зеленая передвигается. К светочувствительному глазку прилегает сократительная вакуоль, основная функция ее осморегуляторная (освобождение организма от избытка воды). Хроматофоры в организме особи овальной формы и расположены радиально.

Особенностью эвглены зеленой является то, что в ее строении и жизнедеятельности объединены черты как растения, так и животного. Это указывает на общее происхождение растительных и животных организмов в процессе эволюции. Так, для эвглены характерно миксотрофное питание, то есть она способна к автотрофному и гетеротрофному типу питания в связи с наличием в клетке хлоропластов с хлорофиллом. Фотосинтез осуществляется в условиях хорошей освещенности в хлоропластах. Но при длительном нахождении эвглены зеленой в местах с плохим освещением ее клетка как будто «обесцвечивается» из-за разрушения хлорофилла в хлоропластах. Эвглена становится бледно-зеленой или прозрачной. Простейшее переходит к гетеротрофному типу питания, поглощая растворенные в воде органические вещества. При попадании эвглены в освещенные места все процессы автотрофного питания восстанавливаются.

На свету вследствие фотосинтеза в теле эвглены зеленой образуется запасное питательное вещество, сходное по структуре с крахмалом. Данное вещество откладывается в виде зерен в цитоплазме клетки.

Таким образом, в организме эвглены зеленой осуществляются такие функции, как питание, дыхание, выделение, фотосинтез, размножение. Размножение организмов данного вида эвглен бесполое - делением клетки пополам, в отличие от инфузории-туфельки, для которой характерен еще и половой процесс. При быстром размножении огромного количества особей эвглены зеленой наблюдается коричневое, красное или зеленое «цветение» водоемов.