История гласса. Смысл фильма выживший. «Настоящий» Хью Гласс: история, которая вдохновила Иньярриту

Остров Херренинзель (Herreninsel) расположен посреди самого большого баварского озера Химзее. Тысячи туристов стремятся сюда, чтобы увидеть роскошный дворец Херренкимзее (Schloss Herrenchiemsee) – последний и самый дорогой из замков Людвига II Баварского. Он называл этот дворец «Новым Версалем» и «Храмом славы». Кумиром баварского короля был Король-Солнце – Людовик XIV. Помпезный дворец Херренкимзее должен был стать местом […]

Остров Херренинзель (Herreninsel) расположен посреди самого большого баварского озера Химзее. Тысячи туристов стремятся сюда, чтобы увидеть роскошный дворец Херренкимзее (Schloss Herrenchiemsee) – последний и самый дорогой из замков Людвига II Баварского . Он называл этот дворец «Новым Версалем» и «Храмом славы».

Кумиром баварского короля был Король-Солнце – Людовик XIV . Помпезный дворец Херренкимзее должен был стать местом для празднований в честь французского монарха и своеобразным памятником Людовику.

Весной 1878 года началось строительство. Автором проекта стал Георг фон Дольман ; работами руководил архитектор Юлиус Хофман. К 1884 году основные этапы строительства были закончены. Осенью 1885 года выяснилось, что затраты на замок стали причиной огромных долгов (на тот момент было потрачено из казны уже 16 млн. марок). Строительство приостановили; северный флигель остался недостроенным (позже его снесли). Дворец тоже остался незавершённым, но и в таком виде он великолепен и в чём-то даже превосходит французский оригинал.

Во время экскурсии по «Новому Версалю» туристам показывают многочисленные залы и кабинеты. Они не просто красивы и импозантны – они грандиозны в своём великолепии!

Роскошь внутренних интерьеров дворца сразу, начиная от входа, ослепляет неподготовленных посетителей. Парадная лестница построена «в версальском духе» и украшена позолоченной лепниной и росписью. Облицовка стен лестничных маршей выполнена из натурального цветного мрамора. Сверху сооружение укрыто стеклянной кровлей.

Зеркальная галерея просторна и элегантна. Длина этого зала — 98 метров. Галерею освещают 33 люстры и 44 канделябра — во время летних вечерних концертов в них зажигают две тысячи свечей.

Парадную спальню дворца считают самым роскошным помещением XIX века. Здесь стоит огромная кровать под балдахином из драгоценных драпировочных тканей, вышитых лучшими мастерицами Мюнхена.

Перед входом в здание ещё в 1882 году был создан барочный парк по плану Карла фон Эффнера . В центре паркового комплекса архитектор расположил несколько фонтанов с мифологическими скульптурными группами. Этот парк — копия версальского сада с липовыми аллеями, изящными живыми изгородями и яркими цветниками.

Дворец Херренкимзее (Schloss Herrenchiemsee) — загородная резиденция баварского короля Людвига II, раскинувшаяся на острове Херрен в Кимзее, самом крупном озере Баварии, в 60 км от Мюнхена.Людвиг II выстроил Херренкимзее в подражание Версалю, дабы принести дань уважения своему кумиру — французскому королю Людовику XIV.Каждый, кто направляется сегодня на пароходике от пристани Прин-ам-Кимзее к острову Херренхимзее, восхищается очаровательной природой и широким панорамным видом на Альпы.


Посетитель может задуматься о том, что расположение государственного королевского замка на отдалённом острове несколько необычно. Но если вспомнить расположенный на скале замок Нойшванштайн, скрытый в высокогорной долине замок Линдерхоф или высотную резиденцию Шахен, расположенную выше зоны растительности, то выбор для постройки следующего замка-острова, до которого можно добраться только водным путём, уже никого не удивит. Король Людвиг искал одиночества, и здесь оно было ему гарантировано, как нигде. Можно не сомневаться, что такой выбор короля Людвига обусловлен более чем тысячелетней монастырской традицией острова, которая не прерывалась вплоть до секуляризации. Здесь, на этой священной земле, он мог воздвигнуть культовый храм в память короля короля Людовика XIV Французского.

После того, как остров в 1803 году был конфискован у церкви и сменил несколько владельцев, Людвиг купил его в сентябре 1873 года. Год спустя, во время своей поездки во Францию, он самым тщательным образом осмотрел Версаль. И разработка проекта, и строительство проходили стремительными темпами. Первый визит короля в новый замок состоялся уже в 1881 году. На момент смерти короля 50 из 70 комнат дворца-замка ещё стояли без обстановки.



Ещё не было закончено строительство Линдерхофа, когда 21 мая 1878 года заложили первый камень дворца-замка Херренкимзее, который сначала хотели построить в долине Грасвангталь, назвав его анаграммой «Meicost Ettal». Король очень страдал от того, что это оказалось невозможным из-за грандиозных масштабов запланированной постройки. Непомерная роскошь и расточительство, поражающие нас в Линдерхофе, здесь многократно превзойдены и в исполнении рабочей силы, и в затратах финансовых средств.


Архитектором дворца-замка стал Георг Долльманн — автор архитектурного облика замка Линдерхоф. По замыслу короля Людвига Херренкимзее должен был стать памятником абсолютной монархии. В заметках короля можно найти следующие строки: «Он должен стать, в известном смысле, Храмом Славы, в котором я желаю устраивать празднества в память Людовика XIV». Работы по возведению стен дворца были начаты 21 мая 1878 года и вчерне окончены уже через три года. В 1884 году Людвигу II были продемонстрированы парк и дворец; король осматривал замок ночью при свете электрических прожекторов.

Визиты короля в Херренкимзее были непродолжительными, за исключением осеннего посещения замка в 1885 году, когда Людвиг провел в своем Версале целых девять дней. Во дворце окончательно были отделаны лишь важнейшие помещения, в целом здание осталось незавершённым. Спустя два года после смерти короля Людвига II дворец-замок и парк были открыты для публики. С тех пор прогулочные катера доставляют на остров Херрен многочисленных посетителей.


Фонтан "Фортуна"


фонтан «Латона»


Вестибюль.Сегодня попасть во дворец можно, пройдя через парк. В вестибюле вошедшего приветствует внушительная фигура павлина работы поставщиков королевского двора Тьерри и Бройля. Царственная птица из бронзы, покрытой голубой эмалью, напоминает о династии Бурбонов, а также об особой склонности короля к миру Востока.





Парадная лестница.Роскошные лестничные марши представляют собой копию знаменитой Посольской лестницы, которую создал в Версальском дворце Франсуа д’Орбей для «Короля-Солнце» (версальская «оригинальная» лестница была разобрана в 1752 году). Король Людвиг II стремился при этом не к слепому копированию, а, скорее, к воссозданию «в версальском духе». Под невесомой конструкцией современной стеклянной кровли благородные материалы (различные сорта мрамора, позолоченая лепка) и богатые живописные украшения создают торжественное настроение. Цветная облицовка стен выполнена из натурального мрамора различных цветов. Фигуры Дианы и двух нимф в нишах изготовлены в мастерской Филиппа Перрона. Картины принадлежат кисти Франца Виндманна и Людвига Лескера. Великолепные хрустальные люстры изготовлены венской Фирмой Лобмейера.

Первая прихожая или «Гвардейский зал»

Людвиг II Баварский


С лестницы открывается анфилада парадных покоев, спроектированная Георгом Долльманом и Францем Виндманном в стиле Людовика XIV: так называемые «Большие апартаменты». По образцу Версаля, вереница помещений открывается «Гвардейским залом», в данном случае это - Зал лейбгвардейцев-кавалеристов, где выставлены алебарды королевской стражи. О временах Людовика XIV повествуют картины первой прихожей, выдержанной в бело-золтых тонах. Под потолочной росписью Вильгельма Гаушильдта, изображающей торжествующих богов Бахуса и Цереру, размещается ценнейшее произведение ручной работы - шкаф в стиле Булль: черепаховая отделка, и богатый орнамент позолоченной фурнитуры.


Образ Людовика XIV - самодержавного властителя и «Короля-Солнце» - преобладает также и во второй прихожей, которую из-за окон овальной формы называют также «Залом бычьего глаза». Бронзовая конная статуя создана Филлипом Перроном. Натурой для вздыбленного скакуна послужил любимый конь Людвига II


Поражает своей роскошью парадная опочивальня: «сердце» и идеальный центр дворца. Это помещение, являющееся, согласно придворному ритуалу абсолютной монархии, местом утренних и вечерних аудиенций - подлинный образец преклонения перед Людовиком XIV. Как писал Людвиг II: “Здесь дозволяется царить только лишь инициалам «Л.Л.» и лилиям Бурбонов - тому владыке, который был для меня посредником милости Божией». По изобилию и богатству отделки спальня дворца Херренкимзее превосходит версальский подлинник. Господствующее место в комнате отведено роскошной кровати размером 3 х 2,6 м. Еще за три года до закладки фундамента были заказаны драгоценные ткани. Дора и Матильда Эрес изготовили вышитые гладью пологи. Резные украшения ложа и балдахина - работы Филиппа Перрона. Проект в целом разработал Юлиус Гоффманн.


Ludwig II, by Gabriel Schachinger




С северной стороны к парадной опочивальне примыкает Зал совета. Потолочная роспись работы Швойзера (1883 г.), парящая над бело-золотыми резными панелями обшивки, изображает Меркурия, дающего людям совет из олимпийской обители богов.
И снова преобладающим мотивом отделки помещения является образ Людовика XIV, - в придворных сценах, и, прежде всего, на большом полотне Жюля Жюри - копии Гиацинты Риго. Портьеры из голубого бархата украшены вышитыми лилиями Бурбонов.


Зеркальный зал. Сбоку от Зала войны и Зала мира простирается анфиладой из семнадцати арочных окон, занимая почти всю западную часть дворца, знаменитая Зеркальная галерея, копия «Галери де Глясе» в Версальском дворце. Зеркальный зал дворца Херренкимзее, сооруженный в 1879 -1881 гг. по плану Гeopra Долльманна, кое в чем даже превзошел французский образец. Всю волшебную силу игры иллюзий и теплого блеска являет это роскошное помещение, когда летом, в конце недели, зажигаются две тысячи свечей, звучит праздничная музыка и сверкают 33 люстры и 44 канделябра.



Зал мира. По версальскому образцу оформлены оба угловых помещения: Зал войны и Зал мира. Отделанные мрамором помещения украшены большими многофигурными композициями, в виде аллегорий, представляющих Мир и Войну. Эскизы исторических изображений создавали Юлиус Франк, Йозеф Мунш и Вильгельм Рёгге.


К Большим апартаментам в стиле Людовика XIV примыкают жилые покои Людвига II. Они были спроектированы Юлиусом Гофманном и Францем Паулем Штульбергером. Отделка помещений следует, в подражание покоям Людовика XV, стилю рококо.
Голубой цвет - любимый тон монарха - господствует в спальне. Отто Штёгер, тот самый мастер, который воплотил в жизнь романтические световые эффекты в Гроте Венеры замка Линдерхоф, разработал проект синего светильника в виде шара, который заливал королевскую опочивальню волшебным, неправдоподобным цветом. Роскошная позолоченная кровать украшена жанровыми сценами, изображающими
Венеру и Адониса. Вышивка-роспись балдахина - работы сестер Йеррес. Туалетный гарнитур изготовлен из драгоценного мейссенского фарфора.


Купальня. По винтовой лестнице спускался король Людвиг II из своей опочивальни на первый этаж, в купальню, поражавшую своими новшествами. Два лестничных марша погружаются в глубокий овал бассейна. Окружающие его стены превращены художником Йозефом Вайссером в средиземноморскую панораму. Здесь же Венера, римская богиня любви,
окруженная своей веселой свитой.

Комната для одевания. К купальне примыкает Розовый кабинет, который служил комнатой для одевания. Подобно Голубому кабинету, он в изобилии увешан зеркалами, которые превращают золоченую резьбу по дереву в тенистые аллеи, уходящие вдаль. Изысканные живописные изображения купания Дианы и Венеры, Нептуна и Амфитриты - копии кисти Йозефа Вайссера с картин Франсуа Буше. Нежные фарфоровые люстры и расшитые лилиями портьеры, обивка мебели из розового шелка довершают утонченное очарование этого помещения.


Рабочий кабинет. Сцены придворной жизни и огромное полотно, - копия работы Жюля Юр и с картины Яна ван Лоо, - представляют в рабочем кабинете короля Людовика XV Французского. Здесь можно увидеть даже изготовленную для Людвига II в Париже копию знаменитого королевского письменного стола на колесиках, работы Оебена и Ризенера, изготовленного ими в 1760-1769 гг. и предназначавшегося для Лувра. Тонким золотым шитьем окаймлены зеленые бархатные портьеры. Каминные вазы изготовлены по особому заказу на фарфоровой мануфактуре г. Севр.

Голубой салон. Как очаровательный зеркальный кабинет, в изобилии украшенный отделкой в стиле рококо, задумал этот кабинет Ойген Дроллингер. Захватывающие арабески в инкрустациях паркета продолжаются в богатой лепнине золотых орнаментов в форме сплетающихся ветвей и листьев, как было задумано Францем Паулем Штульбергером. Белые декоративные детали роскошного камина из мейссенского фарфора, мраморная статуя Юпитера и люстры (гипсовая модель, первоначально должна была быть изготовлена из слоновой кости), прекрасно сочетаются с голубым сиянием драпировки.




Малая игровая галерея. Как воспоминание о «Петит Галери» в Версале было задумано это помещение длиной в двадцать метров. В нишах застыли фигуры работы Иоганна Хирта, изображающие четыре части света. Ангелочки и добрые гении - аллегорические изображения искусств и наук, а также вереница персонажей из греческой мифологии (в потолочной росписи Вильгельма Рёгге и Йозефа Мунха) населяют эту комнату, открывающую утонченные виды. Многократно отражался в зеркалах блеск позолоченных бронзовых светильников и пяти хрустальных люстр.




Столовая вполнена в форме большого овала. Она скопирована с Салона в стиле рококо парижского отеля Субиз. Здесь представлено избранное общество XVIII столетия: бюсты Людовика XV и его фавориток: маркизы де Помпадур, герцогини де Ментенон, герцогини Лавалье и графини Дюбарри. Картины Франца Виндманна воссоздают историю Амура и Психеи. Как и в замке Линдерхоф, Людвиг II велел оборудовать столовую убирающимся обеденным столом «Столик, накройся!». Такой стол можно было накрывать на первом этаже и поднимать его наверх: король, чуравшийся людей, мог, таким образом, сохранять одиночество во время трапезы. Изысканные украшения стола, а также 18-рожковая люстра изготовлены из мейссенского фарфора



Фарфоровый кабинет. Это помещение украшено всеми мыслимыми изысканными произведениями из мейссенского фарфора. Росписью на фарфоре покрыты не только створки дверей, но также и стены. Не только откидные столики, светильники и вазы, но также и гирлянды фруктов у каминного зеркала и многорожковые, украшенные цветами люстры - все это шедевры мейссенских мастеров. Один из сюжетов росписи на фарфоре изображает женскую фигуру, сидящую на троне в окружении двух ангелочков. Это аллегорическое изображение Истории. На медальоне, который держит один из ангелочков - портрет Людвига II. Это единственное изображение монарха во дворце Херренкимзее. Портрет был поставлен на это место уже после смерти короля.


Дворцовый парк Херренкимзее.Херренкимзее является не только последним и самым большим, но и самым дорогостоящим из королевских дворцовых проектов. Основной задачей Людвига II было построить дворец похожий на Версальский. Липовые аллеи замка ведут к берегу озера и определяют симметрию всей композиции парка. У подножия большой наружной лестницы начинаются французские сады со стилизованными партерами, гравийными дорожками и орнаментальными садами-коврами. Центром восстановленных в последние годы фонтанов является созданный в 1883 году источник Латоны, копия источника в Версале. Но сам король не стремился полностью копировать замок и его архитектурный облик, а скорее к реконструкции стиля. Так можно заметить роскошную лестничную клетку, построенную Франко д" Орбей для короля Солнце в Версале.








Хью Гласс – известный американский первопроходец, траппер и исследователь, навсегда вошедший в историю благодаря чудесному спасению из самого сердца американской тайги и дальнейшим приключениям.

Вот что о нем известно …

До наступления эры углеводородов, когда самыми ценными ресурсами в мире стали нефть и уголь, такую роль играл мех пушных зверей. Именно с добычей пушнины связано, например, освоение всей Сибири и Дальнего Востока России. В XVI-XVII веках в России месторождения серебра и золота были практически неизвестны, но торговать с другими странами было необходимо - именно это толкало русских людей все дальше на восток в поисках ликвидной валюты: ценных шкурок соболя, чернобурой лисы и горностая. Эти ценные шкурки назывались в то время «мягкой рухлядью».

Такой же процесс происходил и в США. С самого начала освоения Североамериканского континента европейские колонисты стали выкупать шкурки у индейцев и добывать их сами - это богатство целыми кораблями вывозилось в Старый Свет. Французы включились в пушную торговлю в XVI веке; англичане, установившие торговые посты у Гудзонова залива на территории современной Канады, и голландцы - в XVII. К XIX веку, когда началось бурное развитие промышленности, в Северной Америке уже сформировалась разветвленная сеть торговых компаний, занимавшихся добычей и продажей пушнины.

Долгое время промысел пушного зверя был одним из столпов американской экономики - задолго до золотой лихорадки в Калифорнии и на Аляске тысячи профессиональных охотников устремлялись в бескрайние леса северо-запада за мохнатым золотом. Их называли маунтинменами или трапперами. Они не только годами пропадали в лесу, расставляя силки и охотясь с огнестрельным оружием на зверей для собственной выгоды, но и выполняли другую немаловажную роль.

Это были первые белые люди в совершенно диких и неизведанных местах.

Объявление о наборе в экспедицию, Missouri Gazette & Public Advertiser, 1823

Именно они на протяжении своего пути заполняли дневники, карты, делали наброски и заметки о реках, по которым плыли, и о людях, с которыми доводилось встречаться. Впоследствии многие из них стали служить проводниками для научных экспедиций, сопровождать первые караваны переселенцев по Орегонской тропе; другие основывали торговые посты вдоль путей переселенцев или нанимались скаутами в армию США.

В период расцвета пушного промысла в 1820-х-1840-х годах маунтинменами могли называть себя около 3000 человек. Одним из них был Хью Гласс, ставший настоящей американской легендой.

Гласс родился в 1780 году в семье ирландских переселенцев, проживавших в штате Пенсильвания. С самой юности он испытывал тягу к приключениям, а дальние неизведанные земли притягивали юношу лучше любого магнита. И становится понятно почему: в США начиналась эра знаменитого покорения западных земель Северной Америки, когда каждый день всё новые группы первопроходцев и исследователей уходили всё дальше и дальше на запад. Многие из них не возвращались – стрелы индейцев, болезни, хищники и природные стихии делали своё дело, но богатство и загадка дальних земель не останавливала всё новых и новых фронтирменов (frontiersman).

Название фронтирмен (frontiersman) происходит от английского слова frontier. Фронтиром в 19 веке называлась зона между дикими неосвоенными западными землями и уже присоединенными восточными землями. Люди, проживавшие в этой зоне, как раз и назывались фронтирменами. Они работали в качестве охотников, проводников, строителей, исследователей и контактеров с различными индейскими племенами. Это была опасная и тяжелая работа, интересная, но полная лишений. По мере освоения диких земель, фронтир смещался на восток – к самому Восточному побережью, пока окончательно не перестал существовать.

Вероятно, ещё в юном возрасте Гласс ушел из дома и отправился на фронтир в поисках приключений и работы. Большинство сведений о его молодости отсутствуют, однако мы знаем, что с 1816 по 1818 год он состоял в команде пиратского корабля, который нападал на торговые суда, ходящие по рекам и вдоль морского побережья. Неизвестно, добровольно ли Гласс присоединился к отряду пиратов, или его захватили, не оставив другого выбора. Как бы то ни было, через 2 года во время очередного пиратского налета Гласс решил сбежать с корабля: он спрыгнул с корабля в воду и проплыл 4 километра до побережья Мексиканского залива.

Не имея при себе никакого снаряжения, он день за днем шел на север, и, в конце концов, попал в плен к индейцам из племени пауни. Глассу повезло, что вождь племени разрешил ему остаться в племени и снабдил всем необходимым. Американец прожил с индейцами 3 года, приобретя навыки выживания в дикой местности и охоты на зверье, выучил язык пауни и даже взял себе в жены одну из девушек пауни. Через три года он в качестве посла от пауни отправился навстречу с американской делегацией, и после проведения переговоров решил не возвращаться к индейцам.

В 1822 году Гласс решил присоединиться к экспедиции известного предпринимателя Уильяма Эшли, который планировал исследовать притоки реки Миссури на предмет охотничьих угодий для новой пушной компании, организованную самим Уильямом Эшли и его бизнес-партнером Эндрю Генри. К экспедиции присоединилось множество известных фронтирменов и трапперов; решил попытать счастья и Хью Гласс. Приобретенный опыт и отличные физические данные показались Уильяму Эшли достаточными, и в начале 1823 года Гласс вместе с отрядом выступил в поход.

Через несколько недель исследователи, поднимавшиеся вверх по реке Миссури, попали в засаду враждебно настроенных индейцев из племени Арикара. 14 человек из отряда были убиты, а 11, включая Гласса, получили ранения. Уильям и Эндрю предлагали двигаться дальше, и как можно быстрее миновать опасный участок реки, но большая часть отряда считала, что впереди их будут поджидать большие силы индейцев, и продолжать путь по намеченному маршруту было бы равноценно самоубийству.

Отправив лодку с раненными товарищами вниз по реке до ближайшего форта, американцы стали дожидаться подкрепления. Наконец, в начале августа подошли дополнительные силы, которое атаковали Арикара и отбросили их к своим поселениям. С индейцами был заключен мир, и они обязались не препятствовать группе исследователей в дальнейшем. После этого пришедшие на подмогу добровольцы отправились обратно.

Так как противостояние с краснокожими привело к значительным задержкам, Уильям Эшли решил разделить своих людей на две группы и отправить их по двум разным маршрутам, чтобы наверстать упущенное и быстрее изучить местность. Более того, хотя с Арикара и был заключен пакт о ненападении, никто из американцев и не думал доверять индейцам, предпочтя уйти с намеченного маршрута по реке Миссури. Гласс попал во второй отряд, который возглавил Эндрю Генри. Они должны были покинуть реку Миссури и продолжить свой путь вдоль одного из её притоков – Гранд-ривер. Другой отряд сплавился вниз по реке и занялся установлением торговых связей с индейцами племени Кроу, чтобы хоть как-то возместить убытки от неудачного начала похода. Встретиться оба отряда должны были в форте Генри, находящимся выше по течению (см. карту).

Через некоторое время после разделения отряда, отряд Эндрю Генри стали беспокоить индейские войны племени Мандана: на протяжении всего пути они устраивали засады на американцев, держа их в постоянном напряжении. Смертельных случаев фронтирменам удалось избежать, но они были вымотаны и желали поскорее убраться из негостеприимных индейских земель.

Миссури на карте начала 19-го века

В начале сентября 1823 года Гласс и его отряд занимался исследованием реки Гранд-ривер. Хью, выполнявший роль охотника, выслеживал оленя неподалеку от временного лагеря, как вдруг неожиданно наткнулся на медведицу и двух медвежат. Разъяренное животное бросилось на человека, нанеся множество страшных ран, и только подоспевшие на вопли товарищи смогли убить гризли, но Гласс к тому моменту уже потерял сознание.

Осмотрев раненного, все пришли к выводу, что Гласс едва ли протянет несколько дней. Как назло, именно в эти дни индейцы Мандана наиболее сильно досаждали американцам и буквально следовали за ними по пятам. Любая задержка в продвижении была равносильна смерти, а истекающий кровью Гласс сильно замедлил бы продвижение отряда. На общем собрании было принято сложное решение: Хью оставляли на месте вместе с двумя добровольцами, которые со всеми почестями похоронили бы его, а затем нагнали отряд.

Выполнить миссию вызвались Джон Фицджеральд (23 года) и Джим Бриджер (19 лет). Через несколько часов основной отряд снялся с лагеря и продолжил путь, а двое добровольцев остались с израненным Грассом. Они были уверены, что Хью умрет уже на следующее утро, однако и на следующий день, и через два, и через три дня он всё ещё был жив. Ненадолго приходя в сознание, Гласс снова засыпал, и так продолжалось несколько дней подряд.

Беспокойство двух добровольцев по поводу того, что их обнаружат индейцы, росло, а на пятый день перешло в состояние паники. Наконец, Фицджеральду удалось убедить Бриджера в том, что раненный в любом случае не выживет, а индейцы Мандана могут обнаружить их в любой момент, и кровавой расправы избежать не удастся. Они ушли утром шестого дня, не оставив умирающему ничего, кроме меховой накидки, и забрав его личные вещи… В дальнейшем они нагонят свой отряд и сообщат Эндрю Генри, что похоронили Гласса, после того как тот испустил дух.

Гласс очнулся на следующий день, лежа под меховой накидкой из-под убитого медведя. Не увидев рядом двух опекунов и обнаружив пропажу личных вещей, он сразу же понял, что произошло. У него был перелом ноги, многие мышцы были порваны, раны на спине гноились, а каждый вздох отдавался резкой болью. Движимый желанием жить и отомстить двоим беглецам, он решил во что бы то ни стало выбраться из глуши. Самым ближайшим населенным пунктом белых людей являлся форт Кайова, находившийся на расстояние около 350 км от места нападения медведя. Примерно определив юго-восточное направление, Гласс стал медленно ползти к намеченной цели.

В первые дни он проползал не более километра, питаясь по пути кореньями и дикими ягодами. Иногда на берега реки выносило мертвую рыбу, а один раз он нашел недоеденную волками тушу мертвого бизона. И хотя мясо животного было немного подгнившим, именно оно позволило получить Глассу необходимую для дальнейшего похода энергию. Сделав нечто вроде бандажа для ноги и найдя палку, о которую было удобно опираться во время ходьбы, он сумел увеличить скорость своего передвижения. Через две недели после начала своего пути, изможденный Хью встретил отряд дружественных индейцев племени Лакота, которые обработали его раны настоями трав, дали еду и, самое главное, каноэ, с помощью которого Гласс смог в итоге добраться до форта Кайова. Его путь занял около 3 недель.

Маршрут Хью Гласса на карте | для составления использованы данные Google Earth

Несколько дней Хью Гласс приходил в себя, залечивая свои ужасные раны. Узнав, что комендант форта решил отправить группу из 5 торговцев в деревню индейцев Мандана для восстановления дружественных отношений, Гласс сразу же присоединился к отряду. Деревня индейцев находилась как раз сверху по течению Миссури, и Хью надеялся, что, дойдя до форта Генри, он сможет отомстить Фицджеральду и Бриджеру. Шесть недель американцы пробивались сквозь сильное течение реки, и, когда до поселения индейцев остался день пути, Гласс решил оставить своих попутчиков, так как считал более выгодным дойти до деревни пешком, вместо того, чтобы на лодках против течения огибать большой речной изгиб, видневшийся впереди. Гласс понимал, что чем больше времени он сэкономит, тем быстрее найдет он сбежавших опекунов.

В это самое время к поселению Мандана приближались войны племени Арикара – индейцы постоянно воевали друг с другом, причем межплеменная ненависть часто была намного больше, чем ненависть к бледнолицым захватчикам. Именно это и спасло Гласса – воины двух племен заметили белого человека одновременно, и так вышло, что первыми около него оказались индейцы племени Мандана, сидящие верхом на лошадях. Решив позлить своих врагов, они сохранили американцу жизнь и даже в целости и сохранности доставили до ближайшего торгового поста Американской Пушной компании, находящегося около форта Тилтон.
Это интересно: торговцам, сопровождавшим Гласса, повезло гораздо меньше. Они попались индейцам Арикара, которые убили и оскальпировали всех пятерых.

В конце ноября Хью Гласс начал свой пеший 38-дневный поход из форта Тилтон по направлению к форту Генри. Зима пришла в эти края необычайно рано, реку сковал мороз, а по прерии гулял холодный северный ветер и ввалил снег. Температура ночью могла опускаться ниже 20 градусов мороза, но упрямый путешественник шел к своей цели. Достигнув, наконец, форта Генри в канун Нового года, Гласс предстал перед глазами удивленных членов своего отряда. Фицджеральд покинул форт несколько недель назад, но Бриджер все ещё находился здесь, и Гласс отправился прямиков к нему с твердой уверенностью застрелить предателя. Но, узнав, что молодой Бриджер недавно женился, а его жена ждет ребенка, Хью передумал и простил своего бывшего опекуна.

На несколько месяцев Гласс задержался в форте, чтобы переждать наступившие холода и выполнить задание Пушной компании – доставить шкуры в форт, располагавшийся ниже по течению Миссури. Трапперы в составе пяти человек отправились на выполнение задания в конце февраля. В один из дней они увидели индейского вождя в одеяниях племени Пауни, стоящего на берегу реки и дружественно приглашавшего их сойти на берег и отужинать в индейском поселении. Уверенные, что это действительно Пауни, которые были известны своим дружелюбием по отношению к бледнолицым, трапперы приняли приглашение. Вождь не знал, что Гласс долгое время прожил в племени Пауни и понимал индейские диалекты, поэтому, общаясь со своими приближенными, говорил на языке Арикара, уверенный, что американцы не смогут понять различий. Но Гласс понял, что краснокожие хотят их перехитрить, и на самом деле это Арикара, притворившись Пауни, заманивают их в ловушку.

Трапперы кинулись в разные стороны, но двое из них были сразу же убиты стрелами индейцев. Двое других, побежавшие в противоположном от Гласса направлении, скрылись в лесах и благополучно добрались до форта, а сам Хью в очередной раз остался в одиночестве в полном опасности лесу, который прочесывали озлобленные Арикара. Но закаленного бойца индейцам было не так просто поймать, и спустя несколько дней Гласс благополучно достиг знакомого форта Кайова, куда он уже приходил, израненный после нападения медведя. Там он узнал, что Фицджеральд вступил в ряды армии США и в данный момент находится в форте Аткинсон, ниже по течению реки.

На этот раз Гласс решил полностью сосредоточиться на мести своему бывшему товарищу, и в июне 1824 года достиг форта. Действительно, Фицджеральд находился в форте, но так как был солдатом армии США, за его убийство Глассу грозила смертная казнь. Возможно, именно это остановило Гласса от возмездия, возможно, что-то другое, но спустя некоторое время он отказался от своей мести и решил продолжить работать траппером и проводником на фронтире.

Такой человек, как Гласс, просто не мог спокойно встретить свою смерть, лежа дома под теплым одеялом. Индейская стрела воина Арикара нашла его спустя девять лет, когда он вместе с другими трапперами, отправился добывать пушного зверя в окрестностях реке Миссури.

Спустя несколько месяцев группа индейцев Пауни пришла к американцам для налаживания торговых связей. Один из индейцев в присутствие трапперов достал из сумки флягу и отпил. Трапперы увидели на фляге характерный рисунок, который когда-то сделал на своей фляге Хью Гласс. Индейцев Арикара, опять пытавшихся притвориться Пауни, расстреляли на месте.

Основано на реальных событиях, подчеркивают нам создатели фильма. Но часто, делая кино по реальным событиям, кинематографисты вольно обращаются с фактами. Некоторые события немного скучны и ими пренебрегают, какие-то события додумывают, чтобы придать фильму зрелищности и сделать сюжет захватывающим, интригующим, интересным. Реальная история «Выжившего» не столь эффектна, но также восхищает силой и жаждой жизни главного героя. А еще, на самом деле, он всех простил.

Действительно ли Хью Гласс был охотником на пушных зверей?

Да, охотником и первопроходцем. И это один из немногих фактов, которые известны о нем достоверно. В 1823 году он подписал документ, согласно которому должен был участвовать в исследовательской экспедиции «Меховая компания Скалистых гор» организуемой генералом Уильямом Генри Эшли, который разместил объявление о наборе членов экспедиции в газете «Missouri Gazette & Public Advertiser». Именно в этой экспедиции Гласс был атакован медведем.

Действительно ли Хью Гласс убедил охотников оставить свои лодки и продолжить путь не по реке?

Нет. После первого боя с индейцами племени арикара организаторы экспедиции генерал Эшли и майор Генри приняли решение идти через горы.

Действительно ли у Хью Гласса была жена из коренных американцев?

Мало что известно о жизни Гласса до нападения на него медведя. Гипотезой является и брак с индейской женщиной, в которую он якобы влюбился, когда жил в плену у индейцев. А в плен, согласно легенде, он попал, сбежав от пирата Жана Лафита. Хью Гласс был опытным охотником и исследователем. А где и как он приобрел эти навыки, можно только догадываться.

Иллюстрация в статье The Milwaukee Journal, Milwaukee Journal, 1922

Действительно ли было нападение медведя-гризли на Хью Гласса?

Да. Это произошло летом 1823 года, спустя пять месяцев с того момента как Гласс присоединился к экспедиции. Встреча со зверем состоялась на берегу Миссури. Медведица была с двумя медвежатами и от этого очень агрессивна. Она нанесла ему огромное количество повреждений, в том числе сломала ногу и проколола горло. Коллеги Гласса услышали его крики, бросились ему на помощь и отогнали медведицу выстрелами.

Остались ли документальные подтверждения этого нападения?

Нет. По крайней мере они не были найдены. Хотя достоверно известно, что Хью Гласс был грамотный. Сохранилось письмо, которое он написал родителям охотника Джона Гарднера, погибшего при атаке экспедиции племенем арикара. Некоторые бумаги среди документов организаторов экспедиции характеризуют его, как не простого человека с трудным характером, но не оставляют нам сведений о проишествии. Однако существуют рассказы написанные со слов очевидцев. Так, история о нападении появилась в 1825 году в Филадельфийском литературном журнале. Она быстро распространилась по всем штатам и стала легендой.

Реальная история происходит зимой?

Нет, по крайней мере не вся. Нападение медведицы произошло летом.

Действительно ли члены экспедиции оставили Хью Гласса умирать одного?

Да. Предполагая, что охотник ранен смертельно, руководители экспедиции заплатили двум другим охотникам, за то чтобы они остались с ним до конца и похоронили его по христианским обычаям. Они оставались с Глассом несколько дней (точное число неизвестно), а потом поместили его в неглубокую могилу, собрали все оружие и припасы и ушли догонять экспедицию.

Действительно ли охотники убили сына Хью Гласса?

Нет. Эта часть фильма является чистой выдумкой. Нет никаких подтверждений того, что у Гласса были дети, и тем более, что эти дети были убиты на его глазах. Но месть за сына – это более интересный сюжетный ход, чем месть за себя.

Хью Гласс действительно спал в тушах животных?

Это неизвестно. Но сон в тушах животных не редкость в различных тактиках по выживанию. Эта и другие подробности путешествия Гласса возникли в ходе многочисленных пересказов его жуткого приключения.

Действительно ли Хью Гласс прополз 200 миль (320 км.)?

Хью Гласс полз шесть недель. Расстояние, которое он преодолел, менялось и росло от пересказа к пересказу, и сейчас установить его не представляется возможным.

Действительно ли Хью Гласс отомстил охотникам, которые оставили его?

Нет. Хью Гласс действительно догнал Джона Фицжеральда и Джима Бриджера, но простил их обоих.

Что стало с Хью Глассом, после того, как эта история закончилась?

Об этом почти ничего не известно, кроме того, что он продолжил работать охотником на реке Йеллоустоун.

Действительно ли Хью Гласс был убит индейцами?

Да. Согласно статьи в The Milwaukee Journal посетитель Форта Союз поделился новостями о смерти охотника. «Старый Гласс с двумя спутниками отправился в Форт Касс охотиться на медведя и, когда они пересекали реку по льду, они были расстреляны и скальпированы индейцами арикара». Это случилось в 1833 году.

В декабре этого года в прокат выходит новая лента мексиканского режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту - «Выживший» с Леонардо Ди Каприо в главной роли. После оглушительного успеха «Бёрдмена» от этого фильма тоже многого ожидают. И критики, и зрители в один голос прочат ему несколько номинаций на «Оскар» и огромные сборы. Должны заметить, не только «Бёрдмен» тому причина. И съемочная группа, и актерский состав, и процесс создания фильма – все обещает зрителям действительно незабываемые впечатления.

Сюжет фильма «Выживший»

Кинолента повествует об охотнике Хью Глассе. Хоть герой картины и родился в Филадельфии, камера встречает его на Диком Западе. На дворе - 20-е годы XIX века. Глассу не везет. Он оказывается в плену у индейцев и проводит там долгий год, пока в конце-концов не умудряется выбраться на свободу. Путь Хью лежит в Сент-Луис. Здесь и случается знакомство, которое уже совсем скоро определит судьбу охотника.

Гласс встречается с Эндрю Генри. Вместе с его исследовательским отрядом Хью отправляется к истокам Миссури. В пути охотник получает серьезное ранение, нанесенное медведем гризли. Положение его столь серьезно, что Генри, сколько бы ни старался спасти приятеля, приходит к выводу: дни Гласса сочтены. Поскольку отряд должен идти вперед, а раненый все равно дышит на ладан, решено было оставить вместе с ним двоих членов группы.

Снимать «Выжившего» будет сам Алехандро Гонсалес Иньярриту

Им предстояло дождаться, пока Гласс отдаст Богу душу, похоронить его, а затем догнать команду. Напуганные возможным конфликтом с индейцами, добровольцы решают оставить умирающего (все равно его дни или даже часы сочтены) и бежать. Правда, перед этим они берут с собой все ценные вещи, которые были при Глассе: снаряжение и оружие. Вопреки всем прогнозам, Хью остается жив. Подлечившись, он пускается в путь, движимый одним-единственным желанием – мстить.

Прототип и предыстория

Хью Гласс, первопроходец и охотник, существовал на самом деле. Его родители переехали в Штаты из Ирландии, сам он рос в Филадельфии, но к событию, из-за которого о нем узнала вся Америка, оказался занесен судьбой в Сент-Луис. Здесь Гласс познакомился с генералом Уильямом Эшли, который занимался подбором людей для своей экспедиции к истокам Миссури. В итоге в отряд вошло 100 человек, и готовый к рискованному приключению Гласс оказался среди них.

Будущие герои (и антигерои) его истории также были в списке Эшли. Имена Эндрю Генри, Джима Бриджера и Джона Фицджеральда будут звучать и в фильме. Итак, в начале 1923 года сотня генерала Эшли двинулась вверх по Миссури. Случилось так, что в пути им пришлось попасть в передрягу – конфликт с индейцами арикара, по чьей земле группа шла в то время. Завязалась вооруженная схватка, в которой сотня потеряла нескольких своих ребят.

Гласса в схватке ранили – повредили ногу. Все могло бы обернуться гораздо более серьезными последствиями, но Эшли отправил гонца за подмогой, и подоспевшее подкрепление погасило конфликт. Однако случившегося оказалось достаточно для конфликта внутри группы. Остатки сотни разделились. Небольшая группа приняла решение двигаться дальше самостоятельно. Всего в новой команде было 14 человек. К ним присоединился и раненый Хью Гласс.


Фанатский постер фильма «Выживший»

Майор Эндрю Генри встал во главе группы. Он собирался отправиться к своему форту в Йеллоустоун, поэтому направил группу вверх по руслу Гранд-Ривер. Спустя несколько дней группа оказалась у места, где Гранд-Ривер разветвляется. Там-то с Глассом и случилась беда. Он хотел насобирать ягод и отошел от лагеря дальше, чем следовало бы. Рядом в это время находилась медведица гризли, у которой были малыши. Ведомая инстинктом защитить детенышей, она напала на Гласса.

Все произошло так быстро, что охотник не смог схватить ружье – он мог защититься только ножом, но этого оказалось недостаточно. На крики о помощи примчались другие члены группы, но слишком поздно – Гласс уже лежал на земле без сознания. Животное было убито. Но Гласс вдобавок к своей травме получил еще и серьезные ранения когтями – медведица достала до ребер. Все были уверены, что охотник скоро погибнет. Генри считал, что максимум, на который несчастный Хью может рассчитывать – один-два дня мучений.

Тем временем оставалась угроза нового конфликта с индейцами. У Генри не оставалось другого выхода - он не мог взять Гласса с собой: по мнению майора, перенести дорогу Хью было никак не по силам, а оставаться на месте большой группе было рискованно. Поэтому Генри принял решение. Двое добровольцев побудут с Глассом до тех пор, пока тот отойдет в мир иной, и предадут его тело земле. А затем догонят отряд, который уйдет вперед, не мешкая.


Хью Гласс («Выживший») в исполнении Леонардо Ди Каприо

Вызвались Джим Бриджер и Джон Фицджеральд. Генри увел людей, а Джим и Джон подготовили для товарища могилу и принялись отсчитывать время, которое отделяло их от окончания печальной миссии. Прошел день. Затем второй. Третий. Гласс отчаянно цеплялся за жизнь. Когда истекли пятые сутки и добровольцы устали ждать, Фицджеральд решил, что им больше незачем оставаться при умирающем. Он, как и Генри, был уверен, что Хью не выживет.

Фицджеральд уговорил Бриджера оставить несчастного и уходить – арикара близко. Джим поддался на увещевания. Уходя, бывшие товарищи прихватили с собой все полезное, что мертвому было ни к чему. Оружие, снаряжение – все эти вещи отправились в путь с добровольцами. Присоединившись к группе, они сообщили Генри, что Гласс почил в бозе и дело выполнено. Охотники ошиблись - Хью чудом пришел в себя. И, очнувшись, обнаружил, что находится в глухом лесу совершенно один, без оружия, крошки пищи и капли воды.

Зато с серьезными ранами, нанесенными разъяренной медведицей, и сломанной ногой. Но желание жить оказалось таким сильным, что он решил идти. От ближайшего населенного пункта – форта Кайова – Хью отделяло около 320 км. Все, что случилось дальше, очень напоминает историю, изложенную Джеком Лондоном в повести «Любовь к жизни». Вероятно, именно эта любовь помогла израненному охотнику преодолеть немыслимое расстояние.


Джона Фицджеральда сыграл Том Харди

Путь пролегал по диким местам, а у Гласса стараниями так называемых друзей не осталось ни оружия, ни еды. Он не мог нормально ходить, поэтому большую часть дороги полз. Все это длилось около двух месяцев. После возвращения Гласс долго приходил в себя. Однако, вылечившись, он твердо решил разыскать нерадивых приятелей и отплатить им за все ужасы, которые ему пришлось пережить. Хью отправился на поиски Бриджера и Фицджеральда. Все закончилось…

Многоточием – и его ставим мы. Спойлеров не будет! Все желающие могут поискать окончание этой истории в сети, но мы не хотим испортить вам послевкусие от будущего фильма. Единственное, на что мы готовы пойти – огласить финал жизни Хью. После страшного приключения с гризли он прожил еще 10 лет и погиб, в общем-то, почти геройской смертью: в бою и от рук индейцев, которые таки его догнали. Но это уже, как говорится, совсем другая история.

Сценарий фильма

Невероятная история Хью Гласса не раз становилась основой для художественных произведений. Так, американский фантаст Роджер Желязны вместе с коллегой по цеху Робертом Хаусманом написали книгу «Дикие земли». Судьба Гласса стала в романе одной из двух сюжетных линий. Вторую писатели посвятили другому исследователю, Джону Колтеру, которому пришлось пережить подобную передрягу. А в 1971 г. режиссер Ричард С. Сарафьян снял о Глассе фильм с Ричардом Харрисом в главной роли.

В начале 2000-х Майкл Панке написал роман «Выживший» (The Revenant; в «Возвращенца» фильм превратился при подготовке к выходу на рынок бывшего СНГ). Книга не успела увидеть свет – еще на этапе рукописи права на нее купил продюсер Акива Голдсман. Для него на основании сюжета был написан сценарий - его автором стал Дэйв Рабе. Это случилось в 2001 г. Но работа над проектом постоянно откладывалась – так дело затянулось на долгие девять лет.


Съемки фильма «Выживший» проходили в Канаде

В 2010-м сценарий решено было переделать. Компания Anonymous Content, взявшаяся за реализацию фильма, поручила дело Марку Л. Смиту. Через год после этого стало известно о том, что готовый текст передадут Алехандро Гонсалесу Иньярриту – ему предстояло воплотить проект в жизнь. Позже режиссер прокомментировал поправки, которые внес в оригинальный сценарий.

Так в истории появился сын Гласса от девушки-индианки из племени пауни. В истории реального Хью эта связь тоже была - еще до встречи с Эшли охотник попал в плен к пауни и долгое время жил там, успев жениться на одной из девушек племени. По словам Гонсалеса Иньярриту, введение этого персонажа позволило сделать образ Хью еще глубже и сложнее.

Съемочная группа

Оказался четвертым и последним режиссером, которому предлагали вести проект «Возвращенец». До оскароносного мексиканца фильм предлагали Пак Чхан Уку, Джону Хиллкоуту и Жану-Франсуа Рише. Однако все эти ставки оказались неудачными, и только спустя 10 лет после покупки у автора прав на книгу, у сценария и картины появилось обозримое будущее. В августе 2011-го Гонсалес Иньярриту подписал контракт.

По признанию режиссера, предложение заняться экранизацией истории о Глассе поступило очень вовремя. «В тот период я часто думал о том, чтобы на годик сбежать подальше от цивилизации», – рассказывал Алехандро. Забегая вперед, скажем, что так оно и случилось – съемочная группа заехала в глушь почти на 10 месяцев. К слову, компанию режиссеру составил не менее звездный оператор.


Гонсалес Иньярриту не только взялся за проект, но и воплотил его!

Критиков и киноманов очень обрадовала новость о том, что за камерой во время съемок будет стоять Эммануэль Любецки . Будучи потрясающим оператором, именно он подарил зрителям умопомрачительные фильмы «Большие надежды» с Итаном Хоуком и Гвинет Пэлтроу, «Сонная лощина» с Джонни Деппом и Кристиной Риччи, «Дитя человеческое» с Клайвом Оуэном и Джулианной Мур, «Древо жизни» с Брэдом Питтом и Шоном Пенном, и многие другие.

Работы Любецки пять раз выдвигались на «Оскар», а две статуэтки оператор все-таки унес со сцены театра «Кодак». Кстати, так случилось два раза подряд - в 2014 году эксперты отметили наградой его работу в фильме «Гравитация», а в 2015-м – «Бёрдмен». Кстати, над последним фильмом Любецки тоже трудился вместе с Гонсалесом Иньярриту. Так что визуальный ряд обещает быть эффектным.

Актерский состав

Каст – вот что больше всего заботит зрителей, когда речь идет о новом кинематографическом проекте. Впрочем, не только их. Актеры – один из первых «производственных вопросов», за решение которых берется режиссер в начале работы. Каждый из претендентов на главное место на площадке имел свой взгляд на то, кто должен воплотить заглавного героя. Если бы «Возвращенца» снимал Пак Чхан Ук, Гласс, скорее всего, был бы темнокожим.


На роль Хью Гласса рассматривались Сэмюэл Л. Джексон, Кристиан Бейл и Шон Пенн. В итоге она досталась Леонардо Ди Каприо

Южнокорейский режиссер видел в этой роли Сэмюэла Л. Джексона. Джон Хиллкоут собирался взять в картину Кристиана Бейла, и с последним даже успели начать переговоры. Зато Гонсалес Иньярриту долго не раздумывал - меньше чем через неделю после заключения контракта он назвал имена двоих актеров, которых рассматривает как претендентов на главную роль: Леонардо Ди Каприо и Шона Пенна. В итоге остановился на первом.

Леонардо Ди Каприо (Хью Гласс)

Фигура Лео – вторая из двух главных интриг предстоящего фильма. Первая – сам факт его выхода. Как и любой другой из фильмов знаменитого мексиканца, этот начинает пользоваться славой еще до появления на экране - особенно после нашумевшего «Бёрдмена». Но где Ди Каприо, там всегда споры, слухи, сплетни и прогнозы. И все об одном – будет наконец «Оскар», или опять давай до свидания? Говорят, дату премьеры выбрали неслучайно.

Выход фильма специально сдвинули к концу года – картину покажут только 25 декабря, да и то пустят в ограниченный прокат. В кинотеатры «Выживший» попадет уже в новом году, 8 января 2016-го. И все якобы для того, чтобы критики и почетное жюри не забыли о нем до церемонии вручения «Оскаров». Ожидается, что фильм будет претендовать на награду по меньшей мере как лучший, за режиссуру, операторскую работу и сценарий.


«Выживший» позволил Ди Каприо и Тому Харди снова поработать вместе

И, конечно, не обойтись без толков о Ди Каприо. Уже пять раз Лео номинировали на «Оскар» - и ни разу не наградили. Над актером подшучивают, но он, кажется, уже привык и внимания не обращает. Хотя волна предположений поднимается всякий раз, когда на экраны выходит фильм с участием Ди Каприо. Правда, в этот раз она особенная. Леонардо заявил, что после съемок у Гонсалеса Иньярриту собирается отдохнуть.

Как долго продлятся каникулы, и чем актер собирается заняться в это время, пока неизвестно. Во всяком случае, на пенсию ему рановато. Но кто знает, когда мы – и жюри конкурса – снова увидим актера на экране. Так что киноакадемии стоит задуматься и не оттягивать решение надолго. Лео заслужил награду, и она точно у него будет! (Да-да, не спорьте!) Так зачем продолжать тянуть кота за хвост?

Гонсалес Иньярриту очень тепло отзывается о Ди Каприо. По словам режиссера, Лео всегда был главным претендентом на роль Гласса. Как оказалось, мексиканец пристально следит за работой актера с того момента, когда впервые увидел его на экране в фильме «Что гложет Гилберта Грэйпа». 19-летний Леонардо тогда сыграл умственно неполноценного парнишку. Тогда же Ди Каприо впервые попал в список номинантов на «Оскар». Гонсалес Иньярриту говорит:

«С тех самых пор я не переставал удивляться одной вещи - тому, насколько органично Леонардо удается перевоплощаться и в по-настоящему крутых ребят, и в хрупких мальчишек.»


Промо-кадр с Леонардо Ди Каприо в роли Хью Гласса

Режиссеру так хотелось поработать с Ди Каприо, что он даже отложил начало съемок – Лео как раз был занят работой над «Волком с Уолл-стрит». Актер тоже питает к режиссеру теплые чувства. Поскольку о «Выжившем» в Голливуде периодически говорили, он не стал для Лео новинкой. Ди Каприо уже слышал о проекте, затем прочел сценарий, но принимать предложение не торопился – ждал встречи с режиссером. Но потом уже не раздумывал. Актер признавался:

«Я был потрясен Алехандро. Он подошел к работе с огромной страстью. Для него история, что случилась с Хью, не сводится только к желанию отплатить обидчикам. Алехандро глубоко понимает, что двигало Глассом в его желании выжить».

Также Леонардо добавлял:

«При выборе проектов, в которых могу участвовать, я ориентируюсь в первую очередь на режиссера. А этот фильм вообще особенный. Для него принципиально важно было попасть в хорошие руки. Каким бы сильным ни оказался сценарий, сделать из него шедевр мог бы только выдающийся режиссер».


Ради съемок Ди Каприо жертвовал своим комфортом и репутацией

Высказываясь так о Гонсалесе Иньярриту, Ди Каприо имел в виду совершенно определенные вещи. Особенность фильма в том, что в нем редко слышится человеческая речь. Пережив столкновение с разъяренным животным, Гласс почти перестает разговаривать. И вся смысловая нагрузка, которую в большинстве случаев берут на себя диалоги, в этот раз переносится на эмоцию и способность ее передать. В том числе этим образ Хью приглянулся и актеру. Лео откровенничал:

«Фильм стал для меня настоящим вызовом. Часто мои герои оказывались страшными болтунами. Но здесь все иначе. Я давно мечтал сыграть персонажа, который молчит. Передавать эмоцию без слов».

Режиссер считает, что актеру все удалось. После съемок Иньярриту сообщил:

«Ди Каприо - потрясающий притворщик и при этом умный, четкий партнер по площадке. Он с полувзгляда понимает все то, чего хотят оператор и режиссер. Языком тела он владеет мастерски – образ получился невероятным».


Потрепанный и заросший Лео Ди Каприо в фильме «Выживший»

Ради роли Лео пришлось пожертвовать репутацией. Был период, когда актера обвиняли в том, что он перестал следить за собой и становится похожим на бездомного. Лео отпустил волосы и завел на лице буйную растительность, чем даже спровоцировал небольшой скандал: явился в «неподобающем» виде на благотворительную вечеринку, посвященную защите океанов. (Как известно, актер поддерживает это экологическое движение и регулярно перечисляет в его пользу суммы с большим количеством нулей.)

Тогда же первые полосы таблоидов запестрели коллажами на тему «только посмотрите, как похоже». Фото 40-летнего Лео сравнивали со снимками 78-летнего Джека Николсона. Позже стало ясно, что неопрятный вид актера, скорее всего, был частью подготовки к съемкам «Выжившего». А значит, борода и взлохмаченная шевелюра, которую зрителям предстоит увидеть в кадре, будут настоящими.

К слову, ради роли у Гонсалеса Иньярриту Ди Каприо пришлось отказать Дэнни Бойлу. Режиссер как раз готовился к съемкам фильма и предлагал Лео роль основателя Apple. Но мексиканец и Гласс перевесили, и Бойл заменил его Майклом Фассбендером.

Том Харди (Джон Фицджеральд)


Том Харди - еще одна звезда в съемочной группе «Выжившего»

Том во второй раз снимется вместе с Ди Каприо – на их счету уже есть совместная работа. Актеры были задействованы в фильме «Начало». Чтобы появиться на площадке в образе одного из предателей-добровольцев, Харди также отказался от роли. У него была возможность сняться в (экранизации одного из комиксов DC) у Дэвида Эйера. В итоге вместо Харди в каст попал швед Юэль Киннаман.

Уилл Поултер (Джим Бриджер)


Уилл Поултер - самый юный участник актерского каста

Второго предателя изобразит юный, но подающий большие надежды британский актер. В копилке 22-летнего юноши уже есть серьезные работы. Так, в фильме «Мы – Миллеры» его партнерами по площадке были Дженнифер Энистон, Эмма Робертс и Джейсон Судейкис. Но больше всего он знаком зрителям как Юстэс Вред из «Хроник Нарнии». Парень уже снялся в двух частях франшизы, а после «Выжившего» должна выйти и третья с его участием - .

Донал Глисон (Эндрю Генри)


Донал Глисон сыграет самого положительного персонажа

Генри - единственного, кто пытался сделать для несчастного Гласса все, что только было можно, - сыграет ирландец Глисон. Актер знаком зрителям по роли Билла Уизли в одном из фильмов поттерианы – «Гарри Поттер и Дары Смерти». Он также играл Константина Левина в голливудской экранизации «Анны Карениной» и засветился в «Несломленном», где поработал под руководством Анджелины Джоли. Из самых свежих работ отметим Ex Machina. Именно Донала Глисона зритель узнал в Калебе – программисте, которого злой гений Натан сделал частью эксперимента по изучению взаимодействия человека и изобретенной им машины Авы.

Кроме того, в фильме задействованы актеры Брэд Картер , Лукас Хаас , Кристофер Йонер и другие.

Съемочный процесс

Гонсалес Иньярриту усложнил процесс донельзя. Он признавался журналистам:

«Каждая сцена, которую мы снимали, оказалась чудовищно тяжелой и технически, и эмоционально. Я сам себе наставил ловушек, в которые теперь попадаюсь. Зато мне придется выжать из себя максимум, на который я только способен».

Сложным оказалось все: место, время и метод. Чтобы изобразить условия, в которых пришлось выживать Глассу, мексиканец повез группу в Канаду, в Скалистые Горы. Почти на девять месяцев. Места это суровые и неприступные – очень много времени пришлось потратить на одну только дорогу. Гонсалес Иньярриту добивался от кадра максимальной реалистичности. Он говорил:

«Пора признаться. Мы больше не переживаем приключений. Для нас путешествие – это поездка по Индии с навигатором и в сопровождении гида. Мы измельчали до того, что жалуемся, когда ветчины в холодильнике чуть меньше, чем надо, а вода в кране слегка прохладнее обычного. Когда только успели?»


Съемочная группа в лоне Скалистых Гор (Канада)

Главной целью режиссера было показать, по его собственному выражению, «какими слабаками мы стали», бросить зрителя в пучину ощущений, которые испытывали первооткрыватели два века назад. Никаких зеленых экранов и рисования – только съемки в природе! Из-за этого группе пришлось немало пережить.

Для понимания масштаба: в «биографии» съемок числится снежная буря, при которой и без того неприветливая природа канадских гор дополнилась температурой –35. Ди Каприо потом шутил, что после съемок у Гонсалеса Иньярриту без напоминаний берет с собой в поездки теплые вещи: за девять месяцев привык так одеваться. Зато удалось достичь цели: не только борода, но и щелканье зубами у Хью Гласса в кадре самые что ни на есть настоящие.

К прелестям съемки на зимней негостиприимной натуре в конце процесса добавилось и глобальное потепление. Дело в том, что, добиваясь исключительной правдоподобности, режиссер решил, что будет снимать фильм в хронологической последовательности, от начала к концу, а не делать эпизоды, а потом клеить их по порядку. Режиссер рассказывал:

«Мы стали буквально свидетелями потепления. Снег растаял прямо на наших глазах. Весь!»


В «Выжившем» нет зеленых экранов - только натура

Кстати, это плюс 7 млн. долларов к первоначально утвержденному бюджету в 50 млн. Потепление поставило под угрозу сроки работы над проектом: команда не успевала снять концовку фильма. Пришлось в срочном порядке искать новую локацию и переезжать – подходящие условия нашлись в Аргентине. Чтобы успеть к премьере, процесс чуть изменили. Пока команда заканчивала съемки в горах, на студии уже монтировали готовый материал.

Отдельного внимания заслуживает и операторская работа. Любецки решил, что будет снимать при натуральном освещении. Это потребовало колоссальной работы всей команды. Зимой в Скалистых горах совсем мало света, и порой для работы над сценой у группы был только час – после этого солнце перемещалось. Поэтому актеры постоянно репетировали, доводя сцены до идеала. Несколько провальных дублей – плюс один рабочий день. Гонсалес Иньярриту рассказывал:

«Мы снимаем по несколько сцен каждый день. Шлифуем их, как бриллианты, из которых потом получится целая композиция. Я так все и задумывал.»

Похоже, все именно так и получилось! После съемок Лео говорил:

«Зрители смогут ощутить себя Хью Глассом, посмотреть на вещи его глазами. Фильм действительно уникальный. Я уверен, что Алехандро удивит. В «Выжившем» масса незабываемых сцен.»

Дублированный трейлер фильма «Выживший»