Как улучшить школьнику память и внимание. Елена Камаровская - Как помочь школьнику? Развиваем память, усидчивость и внимание. Избавьтесь от рутины

Поражение почек встречается у 10-20% лиц, страдающих заболеваниями печени, проявляясь различными вариантами от незначительного мочевого синдрома до быстропрогрессирующей необратимой почечной недостаточности. Одно время намечалась тенденция объединять все варианты содружественного поражения почек и печени под одним термином «гепаторенальный синдром», однако в настоящее время наблюдается стремление к дифференцированию как патогенетических путей, так и клинико-морфологических вариантов.

На современном этапе обсуждаются два основных патогенетических механизма, приводящих при заболеваниях печени к поражению почек, развитию «печеночной» нефропатии:

1) нарушение почечного кровотока;

2) прямое воздействие на почки токсических метаболитов, антител, иммунных комплексов.

Снижение почечного кровотока закономерно развивается при заболеваниях печени. Причинами нарушения почечной гемодинамики являются резкое повышение почечного сосудистого сопротивления под влиянием каких-то медиаторов, выделяемых больной печенью или недостаточно инактивируемых ею, а также перераспределение почечного кровотока, подтвержденное радио-изотопными исследованиями с 133Хе и ангиографией; меньшее значение в последние годы придается гиповолемии, развивающейся вследствие секвестрации крови в сосудах портальной системы.

Среди возможных медиаторов почечной вазоконстрикции называют ферритин, ароматические амины, бактериальный эндотоксин, ренин, кинины. При тяжелых циррозах печени, особенно при гепаторенальном синдроме, в крови резко повышен уровень ренина и ангиотензина II , вызывающих почечную вазоконстрикцию, и снижен уровень брадикинина, увеличивающего почечный кровоток путем активации синтеза простагландина Е. Блокада простагландин-синтетазы индоцидом вызывает у больных циррозом обратимую почечную недостаточность .

Обсуждается возможность развития почечной вазоконстрикции за счет неврогенных влияний в ответ на изменения внепочечного кровообращения. Уменьшение ренального кровотока наблюдается при стимуляции симпатических сосудистых сплетений вокруг сосудов печени, при внепеченочной портальной гипертензии в клинике и эксперименте. В связи с этим высказано предположение о существовании порторенального рефлекса, угнетающего почечный кровоток.

Почки могут поражаться и за счет токсического действия печеночных метаболитов — билирубина и желчных кислот, алкоголя, развития локальной внутрисосудистой коагуляции.

Сравнительно недавно стало изучаться участие иммунологических механизмов в патогенезе «печеночной» нефропатии. Антитела к почечной ткани обнаруживаются при остром вирусном гепатите, хроническом активном гепатите и первичном билиарном циррозе печени.

Существует предположение о наличии в ткани печени и почек близких антигенов, дающих перекрестные реакции. Однако при развитии «печеночного» ГН наиболее вероятен иммунокомплексный генез его. При вирусных и алкогольных гепатитах и циррозах в крови обнаруживают циркулирующие иммунные комплексы, при вирусных циррозах в почках находят австралийский антиген, антитела к нему, реже - другие иммуноглобулины . В сыворотке крови больных алкогольным циррозом печени резко повышен уровень IgA, нередко секреторного типа (Andre F. et al., 1976] и обнаруживаются в высоком титре антитела к IgA ; в почечных клубочках выявляется иммунолюминесценция IgA и С3 .

Возможна и роль нарушений клеточного иммунитета. При хроническом активном гепатите и первичном билиарном циррозе может наблюдаться инфильтрация почечной ткани малыми лимфоцитами, обнаруживается сенсибилизация лимфоцитов не только к антигенам печени, но и к мукопротеину Tamm-Horsfall, специфичному для эпителия дистальных почечных канальцев .

Разнообразие «печеночно-почечных связей», а также механизмов, с помощью которых пораженная печень влияет на почки, приводит к развитию различных клинико-морфологических вариантов печеночной нефропатии. Основными являются гепаторенальный синдром, ГН, печеночный гломерулосклероз, почечный канальцевый ацидоз, пиелонефрит.

Клиническая нефрология

под ред. Тареева Е.М.

Диета при болезнях печени

В печени практически нет нервных окончаний, поэтому она начинает болеть если поражен желчный пузырь или количество больных клеток превысило 50%. О том, что с этим органом что-то не в порядке могут свидетельствовать следующие симптомы:

  • Частые высыпания на коже.
  • Аллергические реакции.
  • Подозрительно светлый кал и темная моча.
  • Частое ощущение горечи во рту.
  • Судороги, обильное потоотделение во сне.
  • Изменение вкусовых предпочтений.
  • Отечность.
  • Желтоватый цвет лица.
  • Увеличенный живот.
  • Болевые ощущения в правом подреберье.

Если такие симптомы имеют место быть, не откладывайте визит к врачу. Не занимайтесь самолечением, не зная диагноза: даже безобидная расторопша может оказаться сильным аллергеном и навредить. Назначать диету при болезни печени и почек в идеале должен лечащий врач, но есть ряд общих рекомендаций, обязательных к соблюдению:

  • При болезни печени количество жирных продуктов значительно ограничивается. Особенно это касается растительных жиров (их количество должно составлять не более 30% от дневной нормы жирных кислот).
  • Все блюда готовятся диетическим способом: на пару, варка, запекание, иногда тушение.
  • Температура блюд не должна быть слишком низкой или высокой, идеальный вариант – 50-55 градусов.
  • В сутки больной должен потреблять не менее 80г белков, 300г углеводов, 70г жиров.
  • Не забывайте о соблюдении питьевого режима (не менее 2 литров жидкости в сутки).
  • Энергетическая ценность в пределах 2400 – 2899 кКал в сутки.
  • Овощные супы и бульоны, супы с вермишелью, крупами, молочные.
  • Напитки: слабый чай с молоком, отвар шиповника (1 ст.л. ягод на стакан кипятка), компоты, свежеотжатые соки без сахара.
  • Крупы – овсяная, манная, гречневая, рисовая.
  • Нежирные сорта мяса без костей и кожи (курятина, кролик, индейка, телятина).
  • Нежирные сорта рыбы, морепродукты (кальмары, мидии, устрицы).
  • Нежирный кефир, йогурт, молоко, сметану, неострый сыр.
  • Ржаной вчерашний хлеб, сухарики, галетное печенье.
  • Овощи (морковь, картофель, тыква, кабачок, цветная и пекинская капуста, помидоры, болгарский перец, иногда зеленый горошек).
  • Ягоды и фрукты (кроме кислых сортов).
  • Яйца (не более 2 в сутки).
  • Сливочное (до 30г) и растительное (до 10г) масло.

Диета при болезнях почек


При больных почках обменные процессы нарушаются, застаивается жидкость в организме, не выводятся продукты распада. Почечная недостаточность влечет за собой развитие хронических или острых болезней печени.

При поражении почек (почечный колит, хроническая недостаточность, нефротический синдром и др.) чаще всего назначается лечебный стол №7. Диета при заболевании почек имеет свои особенности:

  • Ограничение количества белков (до 40г в сутки) – такая диета должна соблюдаться не менее 2 недель после обострения. В результате расщепления белков образуются азотистые шлаки, которые больные почки не в состоянии вывести, а значит, они попадают в кровь.
  • Калорийность – не менее 3500 кКал в сутки, акцент должен быть сделан на углеводы и жиры.
  • Ограничение соли – она провоцирует застаивание жидкости, а значит, появляются отеки, повышается артериальное давление.
  • Из рациона временно исключаются продукты, богатые калием и фосфором: бананы, творог, субпродукты, орехи, сухофрукты.
  • При болезнях почек полезны разгрузочные дни: арбузные, соковые, овощные, фруктовые.
  • При наличии почечных камней диета подбирается индивидуально. Если найдены оксалаты, нужно исключить щавелевую кислоту – салат, щавель, кислые сорта ягод и фруктов. Если обнаружены ураты, ограничивают потребление субпродуктов, мяса, рыбы. При фосфатных конкрементах, наоборот, мясные и рыбные блюда рекомендованы, а вот от молока, ягод, кисломолочных продуктов придется отказаться.

При почечнокаменном заболевании диета должна длиться не более 3-4 недель. Велик риск появления камней противоположного состава.

При болезнях почек и печени из рациона исключается:

  • Жирная и трудно перевариваемая пища.
  • Соленья, маринады, консервы, колбасные изделия.
  • Покупные соусы, в том числе майонезы.
  • Жирные сорта мяса и рыбы.
  • Бобовые, зелень.
  • Шоколад, какао, кофе.
  • Сдобная выпечка, свежий хлеб, сладости.
  • Алкогольные, газированные напитки.

Ориентировочное меню


День недели Меню
1-й На завтрак: каша рисовая с молоком (200г), чай.
На обед: овощной суп-пюре (200г), курятина отварная (150г).
На полдник: обезжиренный творог с изюмом (100г).
На ужин: запеканка тыквенная (150г), рыбные котлеты (100г)
2-й На завтрак: манная каша (200г).
На обед: постный борщ (200г), морковные котлеты (100г).
На полдник: кефир, галетное печенье.
На ужин: запеканка с мясом (200г), салат овощной (150г)
3-й На завтрак: белковый омлет (140г), курятина отварная (100г).
На обед: рыбный суп (200г), овощной салат (150г).
На полдник: яблоки печеные (150г).
На ужин: картофельное пюре (150г), рыба отварная (120г)
4-й На завтрак: сырники с нежирной сметаной (150г).
На обед: суп с вермишелью (200г), отварная телятина (100г), рис (80г).
На полдник: фруктовый салат (200г).
На ужин: картофельная запеканка с мясом (200г)
5-й На завтрак: гречневая каша (100г), тефтеля куриная (100г).
На обед: суп с рисом (200г), отварная телятина (100г).
На полдник: творожная запеканка (140г).
На ужин: винегрет (100г), отварная рыба (150г)
6-й На завтрак: молочная овсяная каша (180г).
На обед: овощной суп (200г), гречневая каша (80г), отварное мясо (150г).
На полдник: яблочно-морковный салат со сметаной (150г).
На ужин: вермишель (100г), рыбные котлеты (150г)
7-й На завтрак: мюсли с молоком (200г).
На обед: картофельный суп (200г), пюре из тыквы (80г), котлета куриная (100г).
На полдник: блинчики с яблоком (150г).
На ужин: рис с овощами (150г), телятина на пару (150г)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Болезни печени

Цирроз печени . Цирроз (от греч -- лимонно-желтый) печени -- заболевание, связанное с разрастанием соединительной ткани, обычно составляющей относительно плотный каркас для нежных печеночных клеток. Под действием ряда причин клетки и волокна соединительной ткани начинают прогрессивно увеличиваться, причем в ней преобладают грубые, неэластичные волокна. Соединительная ткань сдавливает и вытесняет функционально активные печеночные клетки, что ведет к нарастающему угнетению всех функций печени и в конечном счете к развитию печеночной недостаточности.

Чаще всего встречается так называемый алкогольный цирроз печени. Им болеют преимущественно мужчины 40--60 лет. Однако изредка эта форма цирроза наблюдается у молодых непьющих женщин. Полагают, что алкоголь не оказывает прямого повреждающего действия на печеночные клетки, но ведет к нарушению обмена аминокислот -- «кирпичиков», из которых построены белки. У животных, из пиши которых были искусственно удалены некоторые аминокислоты, развивался «алкогольный» цирроз печени. Как бы то ни было, отрицательная роль алкоголя при данной форме цирроза печени доказана.

Другая форма -- билиарный (от греч. -- желчь) цирроз печени -- связана с длительным застоем желчи вследствие нарушения ее оттока по крупным или мелким желчным ходам (камни в желчном протоке, подострый холангит). Застой желчи способствует воспалению ткани печени вокруг желчных путей и последующему разрастанию соединительной ткани. Цирроз печени может развиться и на почве хронического гепатита.

На начальных стадиях цирроз печени протекает практически бессимптомно. Иногда больного беспокоят некоторые слабость, апатия, небольшое ухудшение аппетита, неустойчивость стула. При билиарном циррозе у части больных слегка повышается температура. Снижение аппетита постепенно сменяется отвращением к пище, уменьшение массы тела -- истощением. При билиарном циррозе уже в начале болезни или даже ранее наблюдается постоянная или периодическая желтушность. На поздних стадиях болезни желтуха обычно появляется и при других формах цирроза. В этот период появляется и своеобразный сладковатый «печеночный» запах изо рта больного. Разрастающаяся в печени соединительная ткань сдавливает воротную вену, и кровь вынуждена искать обходные пути: расширяются подкожные вены живота и вены пищевода. На коже под влиянием вырабатываемых или не обезвреживаемых печенью токсических веществ появляются красные «паучки» -- маленькие сплетения расширенных кровеносных сосудов. В дальнейшем затруднение печеночного кровотока приводит к пропотеванию жидкости в полость живота, и он значительно увеличивается. Через некоторое время появляются отеки на ногах. Тяжелая интоксикация ведет к выраженной заторможенности, которая может прерываться периодами бессознательного состояния (печеночная кома) и резкого возбуждения. Все это -- проявления печеночной недостаточности.

Цирроз печени может осложняться кровотечением из расширенных вен пищевода, обычно проявляющимся кровавой рвотой или рвотой переваренной кровью («кофейной гущей»). Иногда рвота не возникает, но развивается резчайшая слабость, значительно учащается пульс и падает артериальное давление, т. е. развивается коллапс. Больные циррозом печени предрасположены к заболеваниям, вызываемым микроорганизмами: пневмонии, воспалению вен, воспалению брюшины (оболочка, выстилающая брюшную полость). Довольно часто у них образуются язвы желудка и кишок.

Медицина располагает средствами, позволяющими замедлить или приостановить развитие цирроза печени, но способов добиться выздоровления пока не существует. Для удаления токсических веществ из крови в последние годы прибегают к помощи «искусственной печени», т. е. особых довольно громоздких и сложных аппаратов, куда поступает кровь больного и откуда она после удаления вредных веществ возвращается в кровяное русло. Пересадка печени пока находит очень ограниченное применение.

Своевременно начатое и энергичное лечение болезней, вызывающих цирроз печени или способствующих его прогрессированию (желчнокаменная болезнь, воспаление желчных путей), может остановить развитие цирроза на ранней стадии. Однако в основе лечения, как и много лет назад, лежат соблюдение диеты и значительное ограничение физической активности. Больные с умеренной печеночной недостаточностью (ее степень определяет врач) должны находиться в постели по меньшей мере 12 ч в сутки. Физическая нагрузка ограничивается занятиями, не требующими значительных усилий, дыхательной гимнастикой. Желательно, чтобы суточный рацион включал не менее 80 г легкоусвояемых белков, преимущественно животного происхождения, 300--400 г углеводов и не более 40-- 50 г жиров (см. табл. 6). Если в организме задерживается вода (увеличивается живот, появляются отеки ног), значительно (до 1 -- 1,5 г в сутки) ограничивают потребление поваренной соли, способствующей задержке воды в организме. Обычно эта мера приводит к уменьшению жажды и увеличению количества мочи, но иногда из-за интоксикации жажда сохраняется. Чтобы объем потребляемой в сутки воды (включая воду, входящую в состав овощей, фруктов, ягод, соков, супов, молока и др.) не превышал 2 л и больной не испытывал при этом мучительной жажды, рекомендуется пить часто, но очень маленькими порциями (по 2--3 небольших глотка). При задержке воды необходимо ежедневно подсчитывать ее потребление и выделение мочи (измерять диурез). При этом следует знать, что фрукты и овощи содержат в среднем 90 % воды. Нередко врач в подобных случаях назначает больному мочегонные средства. Мочегонные травы при циррозе печени неэффективны. Больному категорически запрещается употреблять какие бы то ни было напитки, содержащие спирт, в том числе пиво, забродившие фруктовые соки и квас.

Профилактика сводится к предупреждению и лечению болезней, которые могут осложниться циррозом печени (инфекционные и токсические гепатиты, желчнокаменная болезнь, воспалительные болезни печени и желчных путей, бытовое пьянство, хронический алкоголизм).

Другие болезни печени и желчных путей

Желчные пути могут закупориваться некоторыми видами глистов, что может привести к развитию холангита и гепатита. Заражение может произойти при употреблении в пищу сырой рыбы. Опасность заражения особенно велика в определенных регионах, жители которых осведомлены о ней. Другое глистное заболевание печени -- эхинококкоз -- наблюдается, как правило, у тех, кто имеет контакт с собаками и при этом не соблюдает правил личной гигиены. В тяжелых случаях эхинококкоза приходится прибегать к хирургическому лечению.

Острая желтая атрофия печени является крайним проявлением токсического гепатита, хотя изредка это грозное заболевание возникает как бы без видимых причин (возможно, вследствие индивидуальной сверхчувствительности к каким-либо веществам). Лечение находится исключительно в компетенции специалистов. Острую жировую дистрофию (перерождение) печени иногда называют алкогольной; ее действительная причина неизвестна, хотя алкоголь, несомненно, провоцирует ее возникновение. Жировая дистрофия протекает легче, чем острая желтая атрофия печени, но также требует обязательного стационарного лечения, а после выписки соблюдения такой же диеты, как при хроническом гепатите.

Опухоли печени наблюдаются редко и требуют комплексного лечения, в том числе и хирургического.

Сравнительно часто причиной тех или иных поражений печени служат общие (системные) заболевания или болезни других органов. Так, длительное существование в организме гнойных очагов (особенно туберкулезных) может привести к амилоидному перерождению печени (амилоид -- особое белковое вещество, по виду напоминающее крахмал). Болезни сердца, сопровождающиеся застоем крови в венах, повышением венозного давления и увеличением печени, могут вести к развитию цирроза. Во всех подобных случаях лечебные и профилактические меры направлены преимущественно на борьбу с основным заболеванием.

БОЛЕЗНИ ПОЧЕК

Основное назначение почек -- поддерживать в организме водно-солевое равновесие, а также выводить шлаки, образующиеся в процессе переработки белков во всех органах и тканях, С первой из этих главных функций тесно связана способность почек влиять на высоту артериального давления. Чем оно выше, тем быстрее фильтруется в почках плазма крови, образуя так называемую первичную мочу. Если давление крови в почках почему-либо снижается, например из-за сужения главной почечной артерии, почки начинают выделять ренин -- вещество, под влиянием которого определенные белки крови приобретают способность резко повышать артериальное давление.

Через почечный фильтр проходят вода, растворенные в ней соли и органические вещества с низким молекулярным весом (глюкоза, некоторые белковые шлаки). В дальнейшем в почках основная часть воды, глюкоза и соли всасываются из первичной мочи обратно в кровь. Этот процесс называется реабсорбцией. В результате реабсорбции концентрация шлаков в «окончательной» моче значительно выше, чем в первичной. Некоторые вещества не просто фильтруются в почках, а выводятся путем секреции, т. е. активно выделяются тканями почек. Фильтрация происходит в микроскопических капиллярных почечных клубочках, секреция и реабсорб-ция -- в отходящих от каждого клубочка почечных канальцах. Клубочек вместе с канальцем образует функциональную единицу почек -- нефрон. В каждой почке насчитывается более миллиона нефронов. Полости канальцев сливаются в собирательные трубки, откуда моча поступает в довольно емкий резервуар -- почечную лоханку. Из лоханок по мочеточникам, лежащим позади брюшной полости, моча попадает в мочевой пузырь.

ПОЧЕЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

Многие болезни почек, а также их поражения при некоторых общих заболеваниях раньше или позже ведут к гибели нефронов, в связи с чем почки становятся функционально несостоятельными. Крайне редко подавляющее большинство нефронов гибнет за несколько часов или дней. Это происходит, например, при остром отравлении сулемой. Чаще всего почечная недостаточность развивается постепенно, на протяжении многих лет. Почечная недостаточность приводит к задержке в организме шлаков, вызывающих его интоксикацию. Речь идет о так называемой уремии (буквально -- мочекровие).

Острая почечная недостаточность требует квалифицированного лечения в стационаре. Нередко возникает необходимость применения гемодиализа, т. е. очищения крови с помощью особого аппарата -- искусственной почки.

Хроническая почечная недостаточность лишь в редких случаях быстро прогрессирующих тяжелых заболеваний почек достигает конечной стадии за полгода-год, чаще же она развивается на протяжении многих лет и даже десятилетий. Первым признаком хронической почечной недостаточности служит увеличение количества выделяемой за сутки мочи. Следует иметь в виду, что этот симптом неспецифичен: он отмечается при сахарном диабете и ряде других заболеваний. Увеличение количества мочи при почечной недостаточности носит защитный, компенсаторный характер. В связи с тем, что способность почек полноценно выделять шлаки уменьшается и концентрация их в моче снижается, для удаления достаточного количества продуктов белкового обмена необходимо значительное увеличение массы выделяемой воды. В связи с резким усилением выведения воды у больного возникает сильная жажда. Постепенно у него появляется и усиливается слабость, ухудшается аппетит, причем особенно велико нежелание есть продукты, богатые белковыми веществами (мясо, творог, сыры и др.). Отличить первую стадию почечной недостаточности от болезней, протекающих со сходными симптомами, позволяет только врачебное обследование.

Вторая, уремическая, стадия почечной недостаточности наступает, когда почки утрачивают способность полноценно выводить из организма не только шлаки, но и достаточное количество воды с растворенными в ней солями. Количество выделяемой за сутки мочи прогрессивно уменьшается. Одновременно нарастает содержание шлаков в крови.

Уремия проявляется многочисленными симптомами. Кожа больного становится сухой, бледной, приобретает сероватый цвет. Появляется запах изо рта, напоминающий запах несвежей мочи. Больной заторможен, сонлив, хотя ночью нередко отмечается бессонница. При значительной задержке шлаков возможны судороги, бред, галлюцинации. Уменьшение массы тела, отмечаемое (если нет отеков) еще в компенсированной стадии почечной недостаточности, достигает степени истощения. Обычно больного беспокоит зуд, который приводит к расчесам. Характерны сыпи в виде мелких подкожных кровоизлияний. У многих больных возникают повторные носовые кровотечения.

Лечение больных с хронической почечной недостаточностью первой стадии чаще всего преследует цель подавить активность основного заболевания. Кроме того, и врач, и больной принимают меры, направленные на уменьшение интенсивности обмена белков в организме. Эти меры состоят в первую очередь в профилактике и лечении сопутствующих болезней, способствующих усилению белкового обмена. К ним относятся заболевания, сопровождающиеся повышением температуры, сердечная недостаточность, повышение функции щитовидной железы. Необходимо значительно ограничить количество богатой белками пищи: содержание белка в суточном рационе должно приближаться к жизненно необходимому минимуму, т. е. 30 г (см. табл. 6), примерно половина этого количества должна приходиться на белки растительного происхождения. Существует (в том числе и среди врачей) мнение, что при почечной недостаточности особенно полезен творог; это мнение глубоко ошибочно. Количество белка в диете должно быть несколько больше лишь в том случае, если больной слишком много теряет белка с мочой (например, в тех исключительно редких случаях, когда моча больного содержит 2 % белка и с каждым литром мочи организм теряет около 20 г белка). Однако и в этих случаях предпочтительно по возможности добиться уменьшения потерь белка, чтобы не увеличивать его содержание в пище.

Поскольку почечная недостаточность создает предпосылки к развитию малокровия (анемия), больной нуждается в богатой витаминами пище. Соки фабричного производства содержат вредные для больных почек консерванты, поэтому в качестве источника витаминов можно применять только соки домашнего приготовления. При необходимости врач назначает препараты витаминов внутрь пли в виде инъекций. Склонность к анемии требует включения в пищевой рацион небелковых продуктов, содержащих достаточное количество железа.

Питье в этой стадии почечной недостаточности не ограничивают; если же пытаются это сделать, больной все равно пьет тайком. Количество соли в пище уменьшают только для больных с отеками.

Во второй, уремической, стадии лечение почечной недостаточности проводится только специалистами. Когда речь идет о спасении жизни больного, приходится прибегать к самым решительным мерам (применение аппарата искусственной почки или операция пересадки почек).

печень почки цирроз нефрит отек

ПОЧЕЧНЫЕ ОТЕКИ

Многие болезни почек сопровождаются задержкой в организме поды и появлением отеков. Вода задерживается в организме по нескольким причинам. Изменяются состав и содержание белков в крови; это создает физико-химические предпосылки к задержке воды. Увеличиваются проницаемость почечных капилляров и фильтрация воды в почках, тогда как фильтрация натрия уменьшается. В тканях организма накапливается избыток ионов натрия, «притягивающих» воду. Каждое из этих обстоятельств при разных болезнях имеет различное значение. Встречающиеся чаще других почечные отеки (так называемый нефротический синдром) связаны в первую очередь с белковыми нарушениями.

Почечные отеки отличаются от отеков другого происхождения некоторыми особенностями. Чаше всего приходится выяснять, связаны ли отеки с заболеванием сердца или почек. Для обеих форм, в отличие от отеков, связанных с местными нарушениями оттока крови или лимфы (например, при закупорке вен ног), присуща симметричность. Иными словами, левая нога отекает в такой же степени, как и правая. Однако при болезнях сердца отеки прежде всего появляются на стопах и голенях, а при заболеваниях почек распространяются по всему телу довольно равномерно, и только если больной длительно находится в вертикальном положении, отечная жидкость перемещается в ткани ног. Как правило, при болезнях почек прежде всего появляется отечность лица, особенно заметная с утра. Больному с сердечной недостаточностью трудно лежать горизонтально, при заболеваниях же почек положение тела не влияет на самочувствие больного.

Отеки при нефротическом синдроме могут быть очень значительными; при этом больной всегда теряет с мочой значительное количество белка.

Отеки, возникающие при острых болезнях почек, полностью сходят уже в начале выздоровления. Однако нефротический синдром, связанный с хроническими почечными заболеваниями, протекает очень упорно и требует постоянного лечения. Помимо лечебных мер, направленных на борьбу с основным заболеванием, применяют мочегонные средства. Растительные мочегонные, широко используемые в лечении некоторых болезней почек, при нефротическом синдроме неэффективны. Мощные синтетические мочегонные средства, способные намного уменьшить отеки, должны применяться под контролем врача, который при необходимости назначает средства для исправления нарушенного соотношения концентрации солей калия и натрия в крови. Если у больного с нефротическим синдромом нет почечной недостаточности, ему рекомендуют придерживаться богатой белком (около 100 г в сутки) диеты (см. табл. 6). Содержание в суточном рационе поваренной соли, способствующей задержке в организме воды, не должно превышать 2 г, что вполне достаточно для обеспечения жизнедеятельности организма.

Для снижения проницаемости капилляров рекомендуют витамины, особенно аскорбиновую кислоту (витамин С) и рутин (витамин Р). Больной с сильными отеками вынужден резко ограничивать физическую активность. Малоподвижный образ жизни таких больных делает целесообразным занятия дыхательной гимнастикой и строго дозированной врачом лечебной физкультурой. В зависимости от состояния больного упражнения выполняются или в постели, или в сидячем положении. Физическая трудоспособность при нефротическом синдроме резко снижена. В то же время многие больные успешно занимаются умственным трудом пли мелкой ручной работой.

НЕФРИТ

Нефритами (от греч. -- почка) называют воспалительные заболевания функционально активной почечной ткани, т. е. нефронов, которые могут протекать в острой и хронической форме.

Острый нефрит. Хотя острый нефрит и относится к воспалительным заболеваниям почек, болезнетворные микроорганизмы в почечной ткани чаще всего отсутствуют. Лишь изредка, например при сражении крови, в почках образуются гнойные очажки, содержащие бактерии. В подавляющем большинстве случаев воспалительный процесс, охватывающий все клубочки (острый диффузный гломерулонефрит, от лат. ^отепЛия -- клубочек), носит инфек-ционно-аллергический характер, т. е. представляет собой аллергическую реакцию на очаг инфекции, расположенный вне почек. Об этом свидетельствует, в частности, что острый диффузный гломерулонефрит возникает, как правило, через 2--3 нед после ангины или «простудных» заболеваний, вызванных определенным типом широко распространенного микроорганизма -- стрептококка. Большую роль в развитии болезни играют аутоиммунные механизмы, т. е. образование антител к собственным разрушенным микробами белкам, причем эти антитела действуют и на неповрежденные белки.

Острый диффузный гломерулонефрит может возникнуть в любом возрасте, но чаще выявляется у детей и подростков.

Болезнь обычно начинается с головной боли, некоторого повышения температуры и потери аппетита. Вскоре нередко возникают тошнота и рвота. Анализ мочи всегда обнаруживает в ней красные кровяные тельца; у многих больных число их так велико, что моча выглядит как мясные помои. Количество выделяемой за сутки мочи резко уменьшается; иногда она вообще перестает выделяться. В большинстве случаев у больного вскоре появляются мешки под [*лазами, отечность лица; в дальнейшем возможно развитие отеков всего тела. У детей возможно развитие судорог. Примерно у половины больных повышается артериальное давление, однако гипертония, как правило, носит умеренный характер и полностью проходите выздоровлением. Тяжелое течение болезни может привести к сердечной недостаточности. В то же время иногда острый нефрит выявляется случайно, только на основании анализа мочи, взятого по какому-либо иному поводу, а больной не испытывает сколько-нибудь неприятных ощущений.

Сроки выздоровления обычно колеблются от нескольких недель до полугода. Иногда полное выздоровление наступает лишь через 1,5--2 года, иногда же болезнь принимает хроническое течение. Обычно чем более бурно развивается острый нефрит, тем короче период выздоровления, и, напротив, скрыто протекающий острый нефрит нередко переходит в хроническую форму.

Лекарственное (противовоспалительное, антиаллергическое, симптоматическое, а иногда и антибактериальное) лечение определяет врач. В первые дни лечения диету ограничивают подслащенным чаем, фруктовыми и овощными соками домашнего приготовления. Если больной испытывает голод, можно давать ему фрукты, сырые и вареные овощи, сваренные на воде каши с маслом. После того как у больного прекращается тошнота, диету постепенно расширяют, однако продукты, содержащие много белка (см. табл. 6), включают не раньше чем с 7-- 10-го дня болезни. Хотя анализ выявляет белок в моче большинства больных, содержание его невелико и потери ничтожны. Начиная с третьей недели больной может употреблять обычную для него пищу, если только врач не находит необходимым еще на какое-то время ограничить потребление белка. При отеках и задержке воды, которые у больных острым нефритом связаны с нарушением проницаемости мелких кровеносных сосудов, рекомендуется принимать аскорбиновую кислоту (витамин С) по 0,2 г 3 раза в день, рутин (витамин Р) или таблетки, содержащие оба вещества (аскорутин) по 2 таблетки 3 раза в день. Питье ограничивают, руководствуясь тем, что больной за сутки может выпить на 0,5 л больше воды, чем накануне выделил мочи (около 40 % воды выводятся из организма легкими и кожей). Чтобы уменьшить жажду, ограничивают до 3--3,5 г в день и потребление поваренной соли. Первые дни болезни, пока не начали стихать ее проявления, больной нуждается в постельном режиме; в дальнейшем, в период выздоровления, физическую активность по согласованию с врачом постепенно увеличивают. Диетические и режимные ограничения направлены на облегчение работы почек: количество азотистых шлаков определяется количеством потребляемого с пищей белка, а физическая деятельность ускоряет обмен веществ в богатых белком тканях организма, прежде всего в мышцах, что также приводит к усиленному образованию шлаков. Ограничение физической активности и количества выпиваемой за сутки воды позволяет в то же время разгрузить сердце и предупредить сердечную недостаточность.

Наиболее эффективная мера профилактики острого диффузного 1 гломерулонефрита -- предупреждение и своевременное энергичное лечение бактериальных заболеваний, которые могут стать его причиной. Это в первую очередь относится к рецидивирующим заболеваниям: хроническому тонзиллиту, протекающему с частыми ангинами, воспалению придаточных пазух носа (гайморит, фронтит и др.), воспалению среднего уха (отит). Многие из подобных больных нуждаются в хирургическом лечении. Не следует забывать о лечении зубов: больные зубы обычно служат очагом гнойной инфекции.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Причины возникновения хронического прогрессирующего процесса в печени. Основные факторы, патогенез цирроза печени. Клинические признаки болезни и характеристика возможных осложнений. Диагностика цирроза печени, его лечение и методы профилактики.

    презентация , добавлен 28.09.2014

    Характеристика этиологических факторов и сущность патогенеза цирроза печени. Особенности клиники и фазы развития заболевания. Виды основных методов диагностики и лечения цирроза печени. Понятие коагулограммы, суть терапии и хирургических мероприятий.

    презентация , добавлен 09.11.2012

    Строение печени, ее особенности в связи с видом животного. Кровоснабжение и иннервация печени. Нервы ворот печени и желчного пузыря. Характеристика основных заболеваний печени, их причины и методика диагностики. Механические повреждения органа.

    реферат , добавлен 16.10.2011

    Первичная и вторичная опухоли печени. Основные виды рака печени. Продолжительность жизни при раке печени. Характеристика симптомов заболевания. Операбельные, неоперабельные виды рака печени. Причины, стадии и степени заболевания, его возможные осложнения.

    презентация , добавлен 16.11.2016

    Причины роста заболеваний печени человека. Основные заболевания печени и желчевыводящих путей. Патология печени при заболеваниях других органов и систем. Основные синдромы, выявляемые при расспросе больных при патологии печени и желчевыводящих путей.

    презентация , добавлен 06.02.2014

    Характеристика и виды очагового образования печени. Совершенствование методов лабораторной и инструментальной диагностики. Радиоизотопное сканирование печени. Клиника, диагностика и лечение метастатического рака печени. Доброкачественные опухоли печени.

    реферат , добавлен 25.02.2009

    Разграничительные признаки цирроза и гепатита. Глубокая методическая скользящая топографическая пальпация по Образцову-Строжеско. Лечение цирроза печени. Основные симптомы констриктивного перикардита, эхинококкоза печени и хронического гепатита.

    история болезни , добавлен 28.10.2009

    Бактериальная этиология и патогенез абсцесса печени, клинические проявления заболевания и постановка диагноза. Эпидемиология и патоморфология эхинококкоза печени и методы его профилактики. Распространенность первичного рака печени и течение болезни.

    реферат , добавлен 11.09.2010

    Сущность обзорной рентгеноскопии и рентгенографии. Анализ функций и структуры печени путем радиоизотопного исследования. Методика выявления поражения желчных путей и желчного пузыря. Диагностика поражений печени и желчевыводящих путей с помощью УЗИ.

    контрольная работа , добавлен 07.04.2010

    Классификация заболеваний печени по этиологии, морфологии, активности и степени функциональных нарушений. Патогенез, симптоматика, диагностика и профилактика цирроза печени. Купирование пищеводно-желудочного кровотечения. Лечение печеночной энцефалопатии.

Рубрика: Диагностика в Германии

Методы диагностики болезней печени

Опрос пациента . Изначально о возможном заболевании могут рассказать симптомы, которые характерны для болезней печени различного характера. Кроме того, важно узнать о перенесенных ранее заболеваниях, о вредных привычках (алкоголь, курение), о рационе питания и так далее. Это сориентирует врача в выборе первоочередных методов диагностики.

Осмотр, пальпация печени, перкуссия. При внешнем осмотре пациента врач может обнаружить признаки желтухи, по различной интенсивности окрашивания слизистых и кожи.

При пальпации возможно прощупать верхнюю переднюю область печени и нижний край. Диагностика печени методом пальпации позволяет врачу обнаружить возможное опущение, увеличение или уменьшение печени, характер края печени, болезненность, наличие жидкости в брюшной полости и др.. Например, при таком заболевании как цирроз, диагностика края печени сразу об этом скажет - при пальпации край будет острее, чем у здоровой печени. Любые отступления от нормальных параметров могут свидетельствовать о характере заболевания.

Диагностика методом перкуссии (по характеру звуков при простукивании определенных областей на теле пациента), так же может сказать доктору о характере заболевания печени.

Рентген области печени. Рентгенография может быть информативна при абсцессе, опухоли печени или такой болезни как эхинококк.

УЗИ печени . Отображение печени и желчных протоков на мониторе помогает в диагностике желчекаменной болезни и закупорки протоков, заболеваний печени, изменяющих размеры и местоположение печени.

Компьютерная томография (КТ). Наиболее совершенный метод визуализации печени, по сравнению с УЗИ. КТ диагностика дает более детальную информацию об объемах и контурах печени, прилегающих сосудах, состоянии желчи и ее протоков, Также КТ позволяет увидеть наличие опухоли, кист и других повреждений.

Радиоизотопное сканирование . В организм пациента вводится жидкость, содержащая радиоизотопы в безвредном для организма количестве. Специальные радиоизотопы абсорбируются в печени и желчном пузыре. Затем специальный прибор на основе количества удержанных в органе изотопов строит изображение печени. Диагностика радиоизотопами очень важна при онкологических болезнях и циррозе.

Лабораторные анализы . Методом лабораторной диагностики заболеваний печени исследуют: печеночные пробы, определение сывороточных ферментов, материалы биопсии, анализ крови (на вирус гепатита, уровень билирубина и др.). Далее подробнее рассмотрим, о каких заболеваниях печени могут сообщить лабораторные анализы.

Лабораторная диагностика заболеваний печени - анализы

При проведении рутинных анализов крови работа печени проверяется по трем основным показателям:

  • фермент аспартатаминотрансфераза: ACT (GOT (=AST)),
  • фермент аланинаминотрансфераза: АЛТ ( GPT (=ALT)) и
  • гамма глутамилтранспептидаза: ГГТ (gamma-GT).
ТРАНСАМИНАЗЫ АСТ И АЛТ

Трансаминазы аспартатаминотрансфераза (АСТ) и аланинаминотрансфераза (АЛТ) содержатся во многих клетках организма, но выше всего их концентрация в печени и сердце.

Нормальные значения трансаминаз*:

  • Женщины - 10 - 35 Ед/л;
  • Мужчины - 10 - 50 Ед/л.

При повреждении клеток печени уровень этих ферментов в крови повышается и может служить тревожным признаком, поэтому при диагностике заболеваний печени трисаминазы являются важным показателем. Повышение уровня АСТ и АЛТ может быть, однако, связано и с заболеваниями сердца, скелетной системы. Легкое повышение этих показателей может быть связано с нарушением обмена жиров, лишним весом, приемом определенных медикаментов.

ФЕРМЕНТ ГГТ

Фермент ГГТ содержится в основном в печени, почках и поджелудочной железе.

  • Для женщин норма* ГГТ — до 39 Ед/л.
  • Для мужчин — до 66 Ед/л.

* Приведенные в статье нормальные значения показателей печени и почек могут варьироваться от лаборатории к лаборатории.

Повышение уровня ГГТ может указывать на такие заболевания печени :

  • хронический или острый вирусный гепатит,
  • хроническое неинфекционное воспаление печени при злоупотреблении алкоголем,
  • ожирение печени,
  • опухоли печени.

Этот показатель может также сигнализировать о заболеваниях не только печени, но и желчных путей, поджелудочной железы, почек, сердца.

БИЛИРУБИН

Нередко при рутинных лабораторных исследованиях крови анализируют уровень билирубина. Различают общий, прямой и непрямой билирубин. Билирубин общий вырабатывается в результате распада гемоглобина и других компонентов крови. Билирубин транспортируется к печени, где он поглощается гепатоцитами и к нему присоединяется глюкуроновая кислота. Получившийся прямой или коньюгированный билирубин выводится с желчью в желчный пузырь. Билирубин непрямой - разница между показателями общего и прямого билирубина.

Нормальные значения*:

  • Общий билирубин : менее 19,0 мкмоль/л (1,1 мг/дл).
  • Прямой билирубин : менее 5,0 мкмоль/л (0,3 мг/дл).

Повышенный уровень билирубина может свидетельствовать о нарушениях на одном из этапов образования, коньюгации и вывода билирубина в желчный пузырь. В частности, повышенный уровень билирубина может указывать на такие болезни печени :

  • острые и хронические заболевания,
  • рак печени,
  • желчнокаменную болезнь,
  • отравление печени,
  • сужение, воспаление или опухоли желчных протоков.

лабораторная диагностика болезней почек - анализы

На наши почки приходится очень много «грязной» работы. Их основная (хоть и не единственная функция) - выводить из организма все ему ненужное. Через почки исторгаются из организма токсичные соединения, возникшие в результате обменных процессов организма или попавшие извне (например, лекарства). Многие заболевания почек долгое время протекают бессимптомно, поэтому рекомендуется время от времени проверять основные показатели функции почек.

В ходе стандартного профилактического обследования проверяются такие значения как креатинин (Kreatinin), мочевина (Harnstoff), мочевая кислота (Harnsäure).

КРЕАТИНИН

Креатинин - один из конечных продуктов белкового обмена. Он образуется в результате распада креатина - природного метаболита, образующегося в мышцах и снабжающего мышечную ткань энергией. У здоровых людей креатинин практически полностью выводится почками из организма. Поэтому определение его концентрации в крови является незаменимым средством в диагностике функции почек. Показатели креатинина в крови зависят от объёма мышечной массы, поэтому норма для мужчин и женщин различная. Следует учесть, что показатели креатинина в норме разнятся от лаборатории к лаборатории и зависят от применяемых методов анализа. Референтные значения всегда указываются в результатах. Доктор Габи Хоффбауер, автор многих немецких медицинских справочников, называет, например такие значения*:

  • для женщин — от 44 до 80 мкмоль/л или 0,5 - 0,9 мг/дл
  • для мужчин — от 44 до 97 мкмоль/л или 0,5 - 1,1 мг/дл

Если уровень креатинина в крови повышен , это может указывать на почечную недостаточность и другие заболевания почек. Однако, следует учесть, что при заболеваниях почек уровень креатинина повышается в том случае, если функция почек ограничена на более чем 50%.

Кроме того, повышенный уровень креатинина может указывать на повреждение мышц. Уровень креатинина, выходящий за пределы нормы, не всегда указывает на патологические процессы. Если перед сдачей крови пациент выполнял тяжелую физическую работу или силовые упражнения, уровень креатинина в крови может быть повышен. Также обильное употребление мяса может привести к повышению уровня креатинина. Поэтому при высоком показателе креатинина тест рекомендуется повторить, исключив указанные факторы.

Пониженный уровень креатинина может быть вызван уменьшением мышечной массы, например с возрастом. Низкие показатели встречаются у женщин в начале беременности, у подростков, больных сахарным диабетом 1 типа, при болезненном похудании на последних стадиях хронической болезни.

МОЧЕВИНА

Мочевина - вещество, являющееся конечным продуктом метаболизма белков в организме. Мочевина на 90% выводится почками, поэтому определение ее концентрации в крови также указывает на функциональность почек. Однако, в сравнении с креатинином, мочевина является менее чувствительным параметром для определения функции почек. Но при острой почечной недостаточности уровень мочевины поднимается быстрее, чем уровень креатинина.

Нормальные значения* находятся в пределах 1,7-8,3 ммоль/л или 10-50 мг/дл.

Повышение уровня мочевины в крови может указывать не только на заболевания почек с нарушением выделительной функции (гломерулонефрит, пиелонефрит и др.), но и на заболевания или болезненные состояния, в результате которых повышается распад белков (лихорадочные состояния, кровотечения, опухоли, заболевания эндокринной системы). Повышенный уровень мочевины в крови может быть вызван также голоданием, злоупотреблением мочегонными средствами, сильным обезвоживанием, обильным употреблением белковой пищи.

Снижение уровня мочевины в большинстве случаев не имеет клинического значения. Оно наблюдается у людей, принимающих бедную белками пищу, у женщин во время беременности.

МОЧЕВАЯ КИСЛОТА

Мочевая кислота - конечный продукт обмена пуринов, синтезируется в печени, в плазме крови курсирует в виде соли натрия. На две трети мочевая кислота выводится через почки, на одну треть - через кишечник. Повышенный уровень мочевой кислоты (гиперурикемия) может свидетельствовать о нарушении деятельности почек. При накоплении в крови излишков мочевой кислоты ее плохо растворимые кристаллы могут откладываться в суставах, подкожной клетчатке, почках. В результате может развиться подагра, хронический артрит, нефропатия.

Норма концентрации мочевой кислоты в крови*:

  • женщины — менее 357 мкмоль/л (6,0 мг/дл)
  • мужчины — менее 381 мкмоль/л. (6,4 мг/дл)

Важно учесть, что пурины могут поступать в организм с пищей. Поэтому уровень мочевой кислоты может быть повышен у людей, в чьем питании преобладает пища, богатая пуринами - печень, почки, мозги, язык, красное мясо, шпроты, курица-гриль и др.

Диагностика болезней печени и почек может входить в выбранную вами программу обследования организма в Германии ().

Опубликовано автором - - Ноябрь 18, 2015

Мудрые люди всегда понимали, что истоком знаний является познание, а вселенский характер человеческого разума помогает осмыслить и научиться всему на свете. Знания об устройстве мира являются стартовыми ступеньками для изобретений и открытий. Чем больше базовых ступенек, тем шире кругозор и больше возможностей. Именно поэтому мы так стремимся развивать .

В этой статье мы будем разбираться со следующими вопросами:
— почему необходимо развивать навыки запоминания;
— основные виды памяти;
— семь принципов, помогающих улучшить кратковременную и долговременную память;
— пять веселых упражнений для улучшения слуховой памяти;
— семь советов для быстрого заучивания текстов наизусть;
— как расслабиться и получать удовольствие от тренировок памяти.

Почему необходимо развивать навыки запоминания.

Довод №1. При изучении большинства предметов необходимо постоянное запоминание:
— языки – лексика, правописание, пунктуация;
— математика – правила, формулы, теоремы;
— естествознания – понимание явлений и процессов, определения;
— история – даты, личности, события.

Довод №2. Дети довольно эгоистичны и жестоки, так как многого не понимают. Часто они дразнят ребенка, который чем-то отличается от большинства. И дружат с таким ребенком, соответственно, тоже далеко не все. Поэтому из-за проблем с памятью вытекает не только низкая успеваемость, но и заниженная самооценка.

Довод №3. Дети, плохо запоминающие информацию, обычно имеют сложности и в самоорганизации – у них возникают проблемы с личными вещами, путаются с распорядком дня и не всё успевают.

Виды памяти — почему для нас важны эти различия

Начнем с основных понятий. Память – это форма воспроизведения окружающего нас мира, позволяющая закреплять, хранить и преумножать личный опыт. Только у младенцев память, как чистый лист. Без памяти невозможно научиться чему-либо, именно она лежит в основе любого обучения и развития, в том числе и школьников.

Есть много видов памяти, но мы рассмотрим только основные, которые важны для работы над улучшением процесса запоминания. Образная память делится на несколько видов: зрительная, слуховая, двигательная и эмоциональная. Понаблюдав, внимательный родитель сможет определить приоритетный вид памяти у ребенка – некоторые воспринимают лучше информацию на слух (когда им читают), некоторые – зрительно (когда читают сами), некоторые предпочитают записать или проговорить информацию (двигательная память), а некоторые запоминают информацию, которая удивила или поразила (эмоциональная память). Обычно у ребенка ярко выражены несколько видов памяти, над остальными придется поработать.

Для каждого возраста ребенка характерен свой вид памяти. У младших школьников ярко выражена непроизвольная и наглядно-образная память, поэтому для лучшего запоминания целесообразно использовать яркие картинки и интерактивные способы. У детей среднего школьного возраста идет формирование словесно-логической и произвольной памяти – осваивать приходится все больше информации, притом не всегда интересной.

Родители часто удивляются: «Ну как так может быть – всех динозавров даже по хвосту узнать сможет, а с заглавной буквы писать предложение – забывает». Просто у этого ребенка хорошо развита долговременная память, в которой сохраняется важная для него информация, а вот кратковременная память пока не сформировалась – она обрывочная и ненадежная, то есть требует внимания. Это относится к вашему ребенку, если вы замечали за ним следующее:
— когда читает, плохо осознает прочитанное;
— имеет проблемы со слуховым восприятием – это важно для скорости превращения слова в мысленный образ;
— становится беспокойным и невнимательным, если приходится долго и пассивно получать информацию;
— в школу ходить не хочет, обижается на учителей и одноклассников, смущается отвечать;
— если теряет мысль, то совсем теряет и суть рассказа;
— не очень интересуется обучением вообще и данной темой в частности.

Кратковременная память – это дверь в царство долговременной памяти. Если какая-либо информация не задержится в кратковременной, мозг не сможет ее транспортировать в хранилище долговременной памяти.

Глупо требовать от ребенка запоминать то, чего он не осознаёт. Только увидев ряд следующих доказательств, родитель может быть уверен, что ребенок однозначно понял информацию:
— воспроизвел без подсказок и своими словами;
— рассказал правильно и кратко, без излишних дополнений.

Если заметили, что ребенок не полностью усваивает материал в школе, не нужно закрывать глаза на проблему, она не рассосется. Мало объяснить материал, надо проследить, чтоб информация попала в долговременную память, и ребенок смог ее оттуда извлечь по прошествии отрезка времени. Задача внимательных родителей – помочь детям освоить все виды памяти, потому что без умения запоминать и помнить информацию, результативная учеба в старших классах уже невозможна.

Семь принципов, помогающих улучшить кратковременную и долговременную память.

Принцип 1. Повторяем накапливая. Если хотите помочь запомнить что-то надолго – нужно добавить 15 минут в день к основному времени на выполнение домашнего задания. Эта методика запоминания получила название накопительного повторения. Определите три темы, требующие пристального внимания, и повторяйте нужный материал ежедневно пять минут, и тогда вы достигнете фундаментального наслаивания пластов знаний. Кстати, о пяти минутах. Еще госпожа Гурченко в своей знаменитой новогодней песенке про 5 минут пыталась определить — это много или мало. Давайте посчитаем: пять минут в день — это полчаса в неделю или два часа в месяц – выходит довольно приличный отрезок времени. Естественно, за пять минут вы не успеете повторить весь учебный материал по выбранной теме, но повторяя каждый день разные части, вы скоро освоите большой объем информации. Придерживайтесь ежедневно этого нововведения, и память ребенка начнет радовать.

Принцип 2. Сверхзапоминание. Суть метода состоит в постоянном повторении до достижения автоматизма – ребенок отвечает быстро и без подсказок. После этого периодически, раз в неделю, возвращаетесь к повторению – тогда материал усвоится так, что ребенок легко сможет воспользоваться им даже в стрессовых ситуациях. Оптимальным вариантом подачи информации является совместный визуальный и кинестетический, ребенок должен видеть и делать одновременно. Также следует учесть и состояние школьника – когда он отдохнувший, в хорошем настроении и ему интересно, тогда его долговременная память сохраняет и извлекает информацию более эффективно.

Принцип 3. Ассоциации. Понятно, что все мы лучше запоминаем новую информацию, если может ее привязать к уже знакомым фактам. Множество мнемонических техник и фраз помогают нам в этом. Например, «Каждый охотник желает знать, где…» Ну вот видите, знаете. В этой фразе каждая начальная буква слова помогает запомнить цвет радуги, порядок слов соответствует порядку расположения цветов.

Примеры известных мнемотехник:
— определять количество дней в месяцах, используя костяшки пальцев на руках;
— запоминать исключения, например, три наречия, которые пишутся без мягкого знака по фразе «уж замуж невтерпеж»;
— облегчить запоминание таблицы умножения на «5», объяснив, что все ответы заканчиваются на «0» или на «5».

Принцип 4. Метапознание. Это новомодное слово используется в значении «осознание собственного сознания». Когда мы помогаем нашим детям искать, замечать, связывать факты в единый ряд, мы учим их думать и понимать свой ход мысли. Раньше считалось, что есть способные ученики, которым дано от бога, и, скажем лояльно, менее способные ученики. Результаты многочисленных исследований в области неврологии опровергают это мнение. Учеными доказано, что наш мозг податлив и может научиться учиться.

А помочь в этом мы можем, используя диагностическую подсказку, когда ребенок допускает ошибку. Мы должны помочь осознать ошибку – то есть найти ее, обдумать и понять причину. Хочу привести пример на изучении таблицы умножения. Если на вопрос: «Сколько будет три умножить на три» ребенок радостно кричит: «Шесть», не стоит одергивать его фразами, типа: «Да будь же ты внимательнее!». Попробуйте применить диагностическую подсказку на практике: «Наверное, ты услышал три плюс три, поэтому ответил шесть, и это правильно. Но я просила тебя умножить. Итак, какой ты сейчас должен решить пример?» После этого стоит потренировать слуховое внимание, чередуя примеры на умножение и сложение.

Принцип 5. Быстро вспоминаем. Если одна и та же информация вспоминается довольно часто, мозг решает, что она важна для нас и направляет ее в долговременную память, из которой ею легко пользоваться. В мозге происходит интереснейший процесс — когда мы регулярно, пусть даже короткое время, вспоминаем определенный изученный материал, то при попытке его извлечения мозг пытается все больше информации сделать взаимосвязанной и отправить в долговременную память.

Принцип 6. Запоминаем по-разному. Чем больше различных способов запоминания вы используете, тем быстрее эта информация попадет в долговременную память. Различная информация будет храниться в разных областях мозга, и это помогает эффективно воспроизводить её. Приведу конкретный пример. Выучив историческую дату, ребенку нужно будет ответить и на вопрос «В каком году закончилась Великая отечественная война?» и на вопрос «Что произошло в 1945 году?»

Принцип 7. Постепенно увеличиваем временной интервал .

Если ребенок отлично отвечает через день, спрашивайте раз в неделю. Когда начнет прекрасно вспоминать данную информацию при еженедельном интервале опроса, спрашивайте раз в месяц на протяжении нескольких месяцев. После покорения этой ступени, информация будет надежно отправлена на пожизненное хранение в архив долговременной памяти.

Пять веселых упражнений для улучшения слуховой памяти.

Хочу рассказать про упражнения для улучшения слуховой памяти, которые нам с сыном очень помогли. Сын с удовольствием баловался со мной, не подозревая, что выполняет упражнения для тренировки памяти.

Упражнение 1. Эхо. Начинать в нее играть можно уже с трех лет и до момента, пока не надоест. Она помогает улучшить слуховое внимание, скорость визуализации, дикцию и точность воспроизведения интонаций. Только не забывайте, что и в эту игру не стоит играть более пяти минут в день.

Упражнение 2. Муха – повторуха. Говорить нужно только незнакомые слова. Сыну очень нравилось повторять шуточные заклинания, но и иностранные слова повторять он не отказывался. Так мы убиваем двух зайцев – рифмованная тарабарщина смешит, а слова пригодятся для общего развития.

Упражнение 3. Ты мне сказку расскажи, так как я тебе. В этой игре можно использовать небольшие литературные произведения. Сыну нравится делать это упражнение перед сном — вначале мы ему читаем сказку, потом он пересказывает услышанное. Если пересказывает хорошо, то мы читаем еще одну сказку, которую пересказывать уже не нужно. Судя по тому, что играем мы в эту игру уже больше года, условия сына вполне устраивают.

Упражнение 4. Я сказочник. Играем всей семьей. Кто-то говорит пять-шесть слов, не связанных по смыслу, например: «Кошка, окно, ветка, птичка, прыжок». Тот, кто запомнил, кричит: «Я сказочник!» И повторяет эти слова в том же порядке, но уже связав логически. Например, так. «Сидит кошка на окне, смотрит вдаль. И тут вдруг на ветку садится птичка. Кошка как прыгнет, а окно-то было закрыто. Тяжело домашней кошке быть удачливой охотницей». Если допущены ошибки, или что-то забыли упомянуть, можно назвать себя «волшебником» и внести изменения.

Упражнение 5. Учитель. Ребенок сам придумывает слова или предложения, а мы повторяем их за ним. Я стараюсь иногда допускать ошибки, что бы проверить его внимательность и порадовать – ведь приятно когда мальчишка находит у взрослых ошибки.

Скажу честно, я не знаю людей, которые любят заучивать тексты, но я знаю тех, кому это дается легко. Проштудировав много литературы на эту тематику, поняла, что этот навык нужно тренировать чуть ли не с самого рождения.

Для начала необходимо выбирать совсем легкие стишки, состоящие из двух рифмованных строк. После того, как две строки повторяются уже со второго раза, начинаем учить четыре строки, и так постепенно наращиваем количество строк и сложность текста.

Категорически нельзя раздражаться или агрессивно комментировать неудачные попытки, потому как детям и так тяжело воспроизводить на слух, а тут взрослые еще больно бьют по самооценке.

Совет 1. Прежде чем просить ребенка повторить изучаемый текст наизусть, прочитайте его вслух раз десять, медленно с выражением.

Совет 2. Задавайте ему вопросы, чтобы быть уверенным в понимании смысла текста вообще и всех слов в частности.

Совет 3. Теперь читайте текст так же, как вначале, только опускайте последнее слово в каждой строке, бросая выжидательные взгляды на ребенка. Делайте паузу, улыбайтесь и ждите – ребенок должен что-то сказать. Если он правильно назвал пропущенное слово, покажите ему кивком головы, что он молодец и вы довольны. Если ошибся или молчит, вы просто произносите сами нужное слово и читает дальше. Дойдя до последнего слова следующей строки, вы снова делаете паузу и, улыбаясь, смотрите на ребенка. Этот прием заучивания известен как методика пропущенных слов. Она помогает избежать ощущения допроса у следователя, ребенок расслаблен и не боится разочаровать вас своим незнанием. Читать стихотворение нужно до тех пор, пока ребенок не сможет уверенно произносить последнее слово в строке без подсказок и намеков. Важный момент – не затягивать время на обучение, постарайтесь успеть за пять минут.

Совет 4. Попробуйте теперь пропускать два последних слова в каждой строке, давая ребенку время самостоятельно вспомнить и назвать недостающие слова.

Совет 5. Теперь вы подсказываете только первых два слова в строке, дальше ребенок пытается сам вспомнить и рассказать. Каждый раз, когда у него это получится правильно, показывайте жестами и улыбкой, что вы довольны результатом.

Совет 6. Как только ребенок сам смог рассказать стихотворение, попросите его повторить уже с интонацией, добавлением мимики и жестов и стоя перед зеркалом. Если получилось хорошо – зовите родственников и устраивайте публичную репетицию.

Совет 7. Если думаете, что процесс заучивания завершен, придется вас расстроить – нет. Еще необходимо его несколько раз повторить, чтобы оно попало в хранилище долговременной памяти. Идеальный вариант, если вы будете иногда повторять ранее изученные стихотворения – это поможет ему в приобретении таких полезных навыков, как слуховое восприятие информации и быстрое заучивание наизусть.

Как расслабиться и получать удовольствие от тренировок памяти.

А теперь 7 основополагающих моментов, которые помогут вам сотрудничать с ребенком.

Момент 1. Тренировка памяти должны быть всегда по продолжительности не более пятнадцати минут, даже если ребенок попросит: «Еще, ну хоть чуть-чуть».

Момент 2. Всегда начинайте с легких вопросов – это будет разминкой для мозга и согреет самолюбие.

Момент 3. Всегда демонстрируйте радость на правильные ответы. Это можно показывать:
— улыбкой;
— похвалой, озвучивая конкретные достижения, например: «Раньше ты этого не знал, а теперь быстро отвечаешь. Все ответы правильные!»;
— знаком одобрения, например, поднятым вверх большим пальцем руки.

Момент 4. Чаще перефразируйте вопросы, например:
— сколько будет трижды шесть;
— сколько будет три умножить на шесть;
— сколько будет три раза по шесть;
— на сколько надо умножить шесть, чтобы получилось восемнадцать?;
— на сколько надо умножить три, чтобы получилось восемнадцать?

Чем больше вариантов придумаете — тем лучше, заодно и свои мозги потренируете.

Момент 5. Установите новые занимательные правила и регулярно их соблюдайте. Хочу привести примеры наших правил, которые сын воспринимает с энтузиазмом:
— по дороге в школу решаем 10 примеров на сложение и 10 примеров на вычитание;
— по дороге со школы учим два новых английских слова;
— когда стоим в очереди в магазине или в банке, играем в слова.

Момент 6. Если возникают сложности с запоминанием какой-то даты или события, помогите найти ассоциацию или провести параллели.

Момент 7. Часто за нытьем, спорами, отказами делать домашнее задание, прячется тревога. Мы можем помочь справиться с этим психологическим дискомфортом, используя:
— , то есть не обзывать ребенка гением, а говорить конкретно, что из сделанного было выполнено качественно;
— ответное слушание – это когда вы поддерживаете ребенка, озвучивая его эмоции: «Да, я понимаю, ты рассержен и расстроен тем, что у тебя не получилось с первого раза. Но ты сейчас внимательно посмотришь и сам найдешь ошибку, а потом мы вместе попробуем разобраться, почему так вышло, хорошо?». Такая манера разговора очень эффективно успокаивает детей, это их обезоруживает, и тогда они начинают понимать, что вы их единомышленник и просто стараетесь помочь.

Я очень надеюсь, что информация и советы, изложенные в этой статье, будет полезными и найдут свое место в вашей повседневной жизни. Если у вас есть возможность уделять 15 минут в день на развитие навыков запоминания информации, то уже через месяц вас удивят результаты. Обучая ребенка в игровой форме, вы не только приятно проведете время вместе, но и поможете ему стать внимательнее и , более в себе и своих силах. Удачи вам и радости новых открытий!