Урок обществознания в 8 кл. Изучение нового материала. Направления реализации непрерывности образования

Ра. пирает от желанья ра..бираться в написанье?

Приставки на –з и –с

В нашем языке действует морфологический принцип орфографии, который основывается на том, что все морфемы пишутся обычно одинаково. Морфема — это часть слова, имеющая какое-то значение: изменяет словоформу (окончание), образует новое слово (приставка или суффикс) или заключает в себе главное лексическое значение (корень). В соответствии с этим принципом правописание согласных и гласных в приставках определяется таким правилом:

Приставки всегда одинаково пишутся, и их правописание не зависит от того, как они произносятся.

Примеры вы можете видеть ниже.

Так обычно пишутся приставки, но не приставка рас- и раз- . Правило правописания для этого случая своеобразное, так называемое фонетическое: как слышится так и пишется. Правило это имеет отношение ко всем приставкам, у которых на конце есть буквы –з или –с.

раз-, рас-: развести, раскрыть;

из-, ис-: изливать, искоренить;

воз-, вос-: возвыситься, восходящий;

вз-, вс-: взвесить, вскрыть;

без-, бес-: безгрещный, бесхитростный;

низ-, нис-: низвергать, нисходить;

через-, черес-: черезвычайный, чересстрочный.

Правило правописания приставок на –З и –С

Правописание приставок на з–с, раз-, рас- в том числе, определяется правилом:

Буква з пишется перед согласными звонкими , буква с пишется перед согласными глухими .

Теперь не помешает вспомнить, что мы называем согласными звонкими, а что глухими:

Звонкие согласные

Глухие согласные

Так пишется приставка рас- и раз-, правило обозначено выделением

Итак, из всего вышеизложенного следует подтверждение фонетического принципа написания приставки с -с и -з на конце.

Приставки на –з и –с необходимо отличать от приставки с-

Главное отличие приставки с от приставок на –з и –с в том, что с- состоит из одной буквы и всегда пишется одинаково, а перед –з и –с должны быть какие-то буквы.

Сделать – разделаться, сбросить – разбросать, сживать – разжиться, сжигать – разжигать, сжимать – разжимать, сдобрить – раздобрел, сговор – разговор, сберечь – разбирать, свить – развить, сгинуть – разгибаться, сгрести – разгрести.

Слова без приставок

Приставку с- и приставки на з и –с (правило, регулирующее правописание дано выше) нельзя путать со словами без приставок: здание, здесь, здоровье, зрение, зги (не зги не видать).

В начале этих словах пишется буква з.

Приставки раз-, рас-, роз-, рос- имеют чередование гласных

Существует ещё одна трудность, которую может преподнести приставка рас- и раз-. Правило правописания для приставок на –з и –с не единственное. Есть в этой приставке ещё одна орфограмма.

Правописание гласных в приставке раз-, рас- — роз-, рос- представлено морфемой с чередованием и не подчиняется общепринятому правилу. Как пишется раз-, рас-, роз-, рос-? Для этой орфограммы существует особое правило: без ударения пишем раз-(рас-), а в ударном положении будем писать роз-(рос-): раздать – розданный, разливать – розлив, разыграть – розыгрыш, расписывать – роспись, расчеркать – росчерк.

Повторим изученное

В начале нашего исследования мы задались вопросом:

Ра. пирает от желанья ра..бираться в написанье?

Вернёмся к нему.

Как пишутся приставки на -з и -с? Правило о правописании –з и –с на конце приставок даёт возможность произвести следующее рассуждение:

В слове «распирает» — приставка рас-, потому что после приставки находится глухой согласный звук – [п].

В слове «разбираться» – приставка раз-, так как следует после неё звонкий согласный – [б].

Правило о чередовании о/а в приставке рас- — рос-, раз- — рас- применяем в рассуждении:

В словах «распирает» и «разбираться» безударная приставка, значит, нужно писать букву «А» в этих словах.

Итак, нами получено знание о том, как пишется приставка рас- и раз-, правило правописания усвоено и отработано. Самое время перейти к практической части и выполнить тест.

Из данных предложений из произведения А. Грина выпишите слова, в которых есть приставки с изученными орфограммами.

1) Пройдёт немало лет, и расцветёт одна сказка, которая запомнится надолго. Однажды, когда ты будешь большой, в морской дали сверкнёт алый парус. Корабль с алыми парусами, рассекая волны, поплывёт прямо к берегу. На берегу будет стоять толпа людей, и ты будешь там. Корабль будет приближаться под звуки прекрасной музыки, и от него поплывёт лодка, вся в коврах, цветах и золоте. В лодке будет стоять прекрасный принц, он протянет к тебе руки и скажет: «Здравствуй, Ассоль! Ты приснилась мне во сне, и вот я приехал за тобой». Ты сядешь с ним в лодку и уплывёшь далеко-далеко в волшебный край, где просыпается солнце. И звёзды опустятся с небес, чтобы увидеть тебя и поздравить с прибытием.

2) Она жила в полусне обеспеченности. Но странная привязанность к сыну была, наверное, одной из склонностей, которые смутно ощущаются, оставляя волю бездейственной. Холодная и неприступная, Лилиан Грэй, оставаясь наедине с сыном, становилась просто мамой, разговаривавшей ласковым голосом о всяких сердечных пустячках, вся сила которых не в смысле, а в чувстве. Она решительно не могла в чём бы то ни было отказать ему и прощала всё.

3) В четырнадцать лет Артур тайком покинул дом. Вскорости из порта вышла шхуна, увозя юнгу с внешностью девочки, переодевшейся для маскарада. Этим юнгой был Грэй. В течение года Артур помотал своё имущество, состоящее из лакированных сапожек и тонкого батистового белья, на пирожном, а остальную часть промотал в карты. Он пил, задыхаясь, водку, с замирающим сердцем на купанье прыгал головой вниз с борта корабля в морскую глубину. Он понемногу растерял всё, кроме своей странной души, летящей и устремлённой. Он потерял слабость и изящество стана, став широк в кости и крепок мускулами, благородная бледность сменилась тёмным загаром, изысканная манера движений исчезла, уступив место уверенной точности работающей руки. Речь утратила текучесть, стала точной и короткой.

Капитан шхуны, суровый моряк, увидев однажды, как мастерски Артур вяжет парус на рею, позвал его к себе в каюту и сказал, раскрыв истрёпанную книгу:

— Слушай внимательно. Начинаем делать из щенка капитана.

4) Она уходила на берег и, дождавшись рассвета, волнуясь и робея, совершенно серьёзно всматривалась в горизонт, ожидая появления алых парусов. Эти минуты были для неё самыми счастливыми среди серых будней, и ей было трудно отказаться от них, хотя они отделали её от всех других людей, делая её посмешищем и изгоем. Одиночество безмерно тяготило её, и у губ уже легла та страдальческая морщинка, которую не изгладить ничем, только радостным оживлением.

5) Ассоль спешила к морю. Иногда крыши домов или сараев скрывали от неё белый корабль и алые паруса. Тогда Ассоль, боясь исчезновения видения, торопилась изо всех сил, и только снова увидев алые паруса, останавливалась, облегчённо вздохнув. Как только Ассоль появилась в толпе, все замолкли и расступились перед ней в страхе, и она осталась одна в пустоте, растерянная, счастливая и пристыженная. С щеками не менее алыми, чем паруса, с которых она не сводила глаз, она беспомощно протянула руки к чудесному высокому кораблю. От волнения, блеска воды и сияния алого шёлка девушка уже не могла различать, что движется: она сама, корабль или лодка, отделившаяся от корабля.

Проверь себя

1) Расцветёт, рассекая, восходит.

2) Бездейственной, разговаривавшей.

3) Растерял, раскрыв, истрёпанную.

4) Рассвета, безмерно, изгладить.

5) Вздохнув, растерянная, беспомощно, различать.

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Правописание приставок, оканчивающихся на буквы З и С

1. В приставках, оканчивающихся на З и С, написание конечной согласной зависит от произношения: перед глухими согласными произносят [с] и пишут «с», а перед звонкими согласными и гласными произносят [з] и пишут «з».
Рассмотрите примеры:
РАС-ПИЛИТЬ, РАЗ-УЧИТЬ, РАЗ-БУДИТЬ.
Точно так же, как приставка РАЗ-(РАС-), проверяется написание приставок ИЗ- (ИС-), ВОЗ- (ВОС-), БЕЗ- (БЕС-), НИЗ- (НИС-), ВЗ- (ВС-), ВОЗ- (ВОС-) и др.

2. Обратите внимание: приставка С- принадлежит к той группе приставок, которые всегда пишутся одинаково, она не меняется в зависимости от стоящих после нее звуков.
Сравните: С-ДЕЛАТЬ, С-КИНУТЬ.

3. Кроме этого, нужно помнить, что слова ЗДЕСЬ, ЗДЕШНИЙ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДРАВСТВУЙ всегда начинаются с буквы «З».

1. Посреди леса, на ра _ чищенной и ра _ работанной поляне, во _ вышалась одинокая усадьба Хоря. (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)
2. Дверь совершенно бе _ шумно ра _ пахнулась, и молодая красивая женщина в белом фартучке и кружевной наколочке предстала перед псом и господином. (М. А. Булгаков, «Собачье сердце»)
3. Офицер, ра _ горяченный вином, игрою и смехом товарищей, почел себя жестоко обиженным и, в бешенстве _ хватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио… (А. С. Пушкин, «Выстрел»)
4. Я _ хватил бумаги и поскорее унес их, боясь, чтоб штабс-капитан не ра _ каялся. (М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)
5. Попробуй в _ глянуть на молнию, когда, ра _ кроивши черные, как уголь, тучи, не _ терпимо затрепещет она целым потопом блеска. (Н. В. Гоголь, «Рим»)
6. Во _ вратясь в гостиную, они уселись втроем: старики в _ помнили прежнее время и анекдоты своей службы, а Алексей ра _ мышлял о том, какую роль играть ему в присутствии Лизы. (А.С. Пушкин, «Барышня-крестьянка»)
7. Сотник сидел почти неподвижен в своей светлице; та же самая бе _ надежная печаль, какую он встретил прежде на его лице, сохранялась в нем и доныне. (Н. В. Гоголь, «Вий»)
8. Крестясь и что-то бормоча, пролетел печальный человечек, без шляпы, с совершенно бе _ умным лицом, и _ царапанной лысиной и в совершенно мокрых штанах. (М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»)
9. … Как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет наконец во _ торжествует и последние волны согретого тумана то _ катываются и ра _ стилаются скатертями, то и _ виваются и и _ чезают в голубой, нежно сияющей вышине… (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)
10. Мы сели за стол; хозяин был чре _ вычайно в духе, и скоро веселость его соделалась общею; пробки хлопали поминутно, стаканы пенились и шипели бе _ престанно, и мы со всево _ можным усердием желали отъезжающему доброго пути и всякого блага. (А. С. Пушкин, «Выстрел»)
11. Он осекся и опять уставился на меня с теми же вытаращенными глазами и с тою же длинною, судорожною, бе _ смысленно-вопрошающей улыбкой, ра _ двигающейся все более и более. (Ф. М. Достоевский, «Подросток»)
12. Вид своего ра _ рушающегося двора, вид сильно и _ менившийся, высохшей и странно-тихой, слегка шальной матери, не прои _ вел на него никакого впечатления. (И. А. Бунин, «Веселый двор»)
13. Любопытство начинало меня бе _ покоить, и я надеялся, что пунш ра _ решит язык моего старого знакомца. (А. С. Пушкин, «Станционный смотритель»)
14. Целый день гробовщик ра _ ъезжал с Разгуляя к Никитским воротам и обратно; к вечеру все сладил и пошел домой пешком, отпустив своего и _ возчика. (А. С. Пушкин, «Гробовщик»)
15. Как скоро графиня уедет, ее люди, вероятно, ра _ ойдутся, в сенях останется швейцар, но и он обыкновенно уходит в свою каморку. (А. С. Пушкин, «Пиковая дама»)
16. Елена была одна и поэтому не _ держивала себя и беседовала то вполголоса, то молча, едва шевеля губами… (М. А. Булгаков, «Белая гвардия»)
17. Чьи-то глаза, черные, черные, и родинки на правой щеке, матовой, смутно _ веркнули в сонной тьме. (М. А. Булгаков, «Белая гвардия»)
18. Многие жители Петербурга, проведшие детство в другом климате, подвержены странному влиянию _ дешнего неба. (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
19. Какие были его намерения, опасения и надежды, и _ вестно только богу, но, по-видимому, он готов был _ делать решительный шаг, дать новое направление своей жизни. (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
20. Наконец, дверь отворилась, и он медленно в _ ошел по широкой лестнице. (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
21. Один только кабинет иногда может ра _ облачить домашние тайны, но кабинет так же непроницаем для посторонних посетителей, как сердце… (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
22. Странно, – подумал Печорин, садясь в сани, – было время, когда я читал на лице ее все движенья мысли так же бе _ ошибочно, как собственную рукопись, а теперь я ее не понимаю, совершенно не понимаю. (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
23. Эти _ дания, которые с первого взгляда вас только удивляют как все великое, со временем _ делаются для вас бе _ ценны, когда вы в _ помните, что _ десь ра _ вилось и выросло наше просвещение… (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
24. У _ рубленного дерева, на земле, копошился лесник; он держал под собою вора и закручивал ему кушаком руки за спину. (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)
25. Бирюк одним поворотом _ дернул с локтей мужика кушак, схватил его за шиворот, нахлобучил ему шапку на глаза, ра _ творил дверь и вытолкнул его вон. (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)

Упражнение подготовили Н. В. Соловьева и Б. А. Панов («Лига Школ»).

2.6. Правописание приставок

Правописание приставок включает пять типов правил:

1) слитное и дефисное правописание приставок (кроме слитного, дефисного и раздельного написания наречий);
2) правописание безударных гласных в приставках;
3) правописание конечных согласных в приставках;
4) правописание двойных согласных на стыке приставки и корня;
5) правописание разделительного ъ на стыке приставки и корня.

Частично правила 2, 3 и 4 рассмотрены в п. 1.9. Правописание гласных, обусловленное их произношением, 1.11. Употребление букв Ь и Ъ, 1.15. Правописание согласных. В данном пункте обобщим эти правила и остановимся более подробно на тех, что не подвергались анализу.

2.6.1. Слитное и дефисное правописание приставок

1. Приставки (русские и заимствованные) пишутся слитно .

По охотиться, за облачный, на солить, вне классный, меж планетный, анти циклон, контр революция, архи важный.

2. После приставок ставится дефис в следующих случаях:

после приставки кое- .

Кое- кто, кое- кого, кое- как.

Исключение: приставка кое- пишется отдельно, если между ней и местоимением стоит предлог;

Кое у кого, кое с кем.

после любой приставки идёт имя собственное;

Анти- Дюринг, авиакомпания « Транс- Америка».

в слове контр- адмирал контр- адмиральский ), но по общему правилу: контр наступление, контр марш .

2.6.2. Правописание гласных в приставках

1. Правописание безударных гласных в большинстве приставок, как и безударных гласных в корнях слов, проверяется ударным положением.

Ср.: бе з дарный – б е́ здарь, з а морозить – з а́ морозки, пр а родина – пр а́ дед.

Исключения: приставки раз-/рас-, роз-/рос- . Гласная о в этих приставках пишется только под ударением, в безударном положении пишется гласная а.

Ср.: р о́ спись – р а списать, р о́ зыск – р а зыскать (кроме слова р о зыскной ).

2. Правописание приставок пре- и при- определяется их значением.

Приставка ПРЕ- имеет значения:

обозначает высшую степень качества или действия (имеет значение «очень», «слишком»);

Пре милый, пре высить, пре увеличить, пре забавный.

соответствует по значению приставке пере- (значения «через», «повторно», «по-иному», «предел действия»).

Пре градить (перегородить ), пре дание (то, что передаётся изустно от одного поколения к другому), пре образовать (образовать повторно, заново, по-иному).

Ср.: пред дверье («часть пространства перед дверью»), пред стоящий («тот, что «стоит» впереди, в будущем»), пред местье («пространство перед местом, городом»).

2) Во многих случаях в современном русском языке приставки пре- и пред- либо уже не выделяются в словах, а сливаются с корнем, либо их значение не столь очевидно. Однако их значение можно восстановить, если обратиться к этимологии (происхождению) слова, например:

  • пребывать где-то, в чём («пробыть какое-то время, срок где-либо; «перебыть, пережить» где-то какой-то срок»);
  • пре в ратить («придать иной вид; перевести в иное состояние, качество»);
  • пр е вратный («искажённый, ложный, по-иному представленный, перевёрнутый»); пр е вратность («злоключение, резкая перемена, поворот в событиях»);
  • пр е грешение («проступок, грех в высокой степени»);
  • пр е дать («передать» – предать земле ; «выдать, передать кому» – предать родину ); пр е датель («изменник; тот, кто передаёт кого-то кому-то»);
  • пр е дание (переходящий из поколения в поколение рассказ о ком-либо или о чём-либо);
  • пр е дварить (в древнерусском языке слово варити означало «опередить; прийти заранее; предсказать; предупредить»);
  • пр е дел («рубеж, граница; крайняя степень чего-либо», «страна, местность в каких-то границах»);
  • пр е дседатель («тот, что сидит впереди, во главе; главный»);
  • пр е дтеча («тот, что «течёт = идёт» впереди, опережает кого-то»);
  • пр е емник («чей-то продолжатель; тот, кто занял, «перенял» чьё-то место»);
  • пр е зирать («пренебрегать как недостойным внимания – смотреть поверх головы, через кого-то»);
  • пр е имущество («то, что имеется в избытке, в большем количестве по сравнению с другими»);
  • пр е клонный («о возрасте: склоняющийся к старости, переходящий в иное состояние»);
  • пр е клонить («склонить не до конца» – преклонить знамёна, преклонить колени ), пр е клоняться перед кем-либо («почувствовать глубокое уважение; перегибаться, склоняться в поясном поклоне, не до конца»);
  • пр е красный («очень красивый»);
  • не пр е минуть ответить («не пройти мимо, через что-либо, не миновать чего-либо»);
  • пр е исподняя («то, что находится в самом низу, очень низко»);
  • пр е кословить («говорить против чего-либо, наперекор кому-либо»);
  • пр е кратить («пересечь, рассечь» от кратити/коротити – «сокращать», ср.: короткий, краткий );
  • пр е льщать («обманывать» от лесть – «обман»);
  • пр е ображать («давать другой образ; делать повторно, вновь, по-иному»);
  • пр е пираться (« пере браниваться»);
  • пр е пятствие («то, что натянуто, растянуто; то, что пересекает что-либо, мешая движению» от пяти – «тянуть, растягивать»);
  • пр е словутый («очень известный» от словутый – «известный», ср.: слово, слава, слыть );
  • пр е смыкаться (от смыкатися – «ползать»);
  • пр е ставиться («умереть» – перейти, «переставиться» в иной мир); светопр е ставление;
  • пр е стол («самый высокий стол; трон»);
  • пр е ступить закон («переступить границу дозволенного»); пр е ступник;
  • пр е творять в жизнь («осуществлять задуманное; переводить что-либо из мечты в реальность»);
  • пр е терпеть («вытерпеть, выдержать; перенести, перетерпеть»);
  • пр е тить (слово было однокоренным со словом перечить – «говорить поперёк»);
  • пр е уменьшить («значительно, очень уменьшить»);
  • пр е ходящий («непостоянный; такой, который приходит и уходит» – преходящие радости );
  • беспр е станный («беспрерывный – такой, который не перестаёт двигаться, действовать и т.п.»);
  • непр е ложный («не подлежащий изменению, нерушимый; такой, который нельзя нарушать – перекладывать, откладывать в сторону»);
  • непр е менный («обязательный; такой, который нельзя переменять»).

3) В иноязычных словах может также встречаться начальное пре- в значениях «впереди», «передний; первый; главный», однако в русском языке пре- входит в состав корня:

пр е зидиум, пр е зидент, пр е людия, пр е мьер, пр е мьера.

4) В ряде случаев правописание пре- следует просто запомнить:

Правила написания з и с в приставках

Недавно в сборнике Е.С. Симаковой «Новый справочник для подготовки к ОГЭ» обнаружила информацию о том, что слово безвкусный является исключением к правилу о приставках на -з, -с . Объясните, кому не трудно, почему это слово исключение? Больше нигде подобной информации не нашла.

Недавно в сборнике Е.С. Симаковой «Новый справочник для подготовки к ОГЭ» обнаружила информацию о том, что слово Безвкусный является исключением к правилу о приставках на -з, -с. Объясните, кому не трудно, почему это слово исключение? Больше нигде подобной информации не нашла.

К сожалению, Вы не привели правило , которое использует Симакова. А ведь формулировки этого правила у разных лингвистов разные.

Формулировка в Правилах-56 («в приставках без-, воз-, вз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез- (через-) перед глухими к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ пишется с вместо з» ) мало чем отличается от формулировок в разных справочниках Розенталя. Однако формулировка эта может допускать двоякую трактовку : могут иметься в виду звуки , а могут — и буквы .

В.Н. Светлышева вводит уточнение, указывающее на звуки : «в соответствии с произношением перед гласными и звонкими согласными пишется з , перед глухими – с » [Н.С. Валгина, В.Н. Светлышева. «Русский язык. Орфография и пунктуация.» М., 2002].

Т.М. Григорьева прямо говорит о звуках : «Приставки на з- меняют согласную в зависимости от последующего звонкого / глухого звука » [Т.М. Григорьева. «Русский язык: Орфоэпия. Графика. Орфография.» М., 2004].

В ПАС правило формулируется иначе: «§ 82… перед буквами, передающими глухие согласные, пишется буква с , а в остальных случаях – буква з ».

И исключений из этого правила для слова «безвкусный» авторы ПАС не предусматривали, считая, что написание его полностью укладывается в формулировку правила.

Но всё же и эта формулировка может трактоваться двояко.

В вышедшей несколько лет назад книге «Русское письмо в правилах с комментариями» (М., 2011) Е.В. Бешенкова и О.Е. Иванова (один из авторов ПАС ) предложили более точную, по их мнению, формулировку:

«Приставки на з/с пишутся с буквой з перед гласными, буквой в и перед буквами, основными значениями которых является передача звонкого согласного ». При такой формулировке обеспечивалось бы не только написание слов безвкусный, безвкусица, бессбросовый (РОС), но и потенциальных слов типа черезвторниковый, бессбруйный, бессбойный (т. е. никаких исключений из правила не было бы).

Но это было предложением на будущее.

В вышедшем в этом году «Объяснительном русском орфографическом словаре-справочнике» Е.В. Бешенкова, О.Е. Иванова и Л.К. Чельцова сформулировали правило, уже опираясь на звуки :

Правило. В конце слова или в конце первой части слова перед дефисом и внутри слова перед согласным (не сонорным или в ) пишется та же согласная, которая выступает в той же значимой части слова, но перед гласным или сонорным и в , напр.: роз — так как роз а…

Исключения . (ряд исключений).

Исключение-подправило. Приставки на з/с пишутся с буквой з перед гласными, сонорными и звонкими согласными, а перед глухими согласными пишутся с буквой с

Исключения: слово безвкусный з перед глухим звуком [ф] .

rus.stackexchange.com

Приставки при- и пре-

Безударные гласные в приставках.

Написание этих приставок подчиняется общему правилу; обе приставки встречаются под ударением: ср. при́вязь, при́ступ, при́звук, при́свист, при́был, при́данный, при́званный и пре́рванный, пре́данный . Применение общего правила требует учета разных значений этих приставок.

Приставка при имеет следующие основные значения:

1. близости, непосредственного примыкания к чему-н., напр.: приморье, Прибалтика, прибрежный, придорожный, приграничный, приуральский, приволжский ;

2. приближения, добавления, напр.: прибежать, придвинуть, приделать, пристроить, приписать, прикупить ;

3. неполноты действия, напр.: приоткрыть, приподнять, присесть, приободрить, притушить ;

4. доведения действия до определенного результата, напр.: приготовить, приучить, приласкать, пристыдить, примирить, примерить ;

5. в глаголах с суффиксами -ыва (-ива ), —ва – значение сопутствующего действия, напр.: приговаривать, пританцовывать, припевать .

Приставка пре в соединении с прилагательными и наречиями обозначает высокую степень качества, напр.: предобрый, премилый, пренеприятный, препротивно, преспокойно, предостаточно . В глаголах приставка пре обозначает действие, проявляющееся в высокой степени (преисполниться, превозносить, преуспевать ), или имеет значения, близкие к значениям приставки пере (прервать, преломляться, преградить, претерпеть ). В таких словах, как превысить, пресытиться, преизбыток , приставка пре обозначает чрезмерность, выход за пределы чего-н.

В некоторых словах значение приставок пре и при не вполне ясно или их выделение сомнительно, напр.: презирать, преподавать, преследовать, преподнести, препроводить, престарелый, привольный, пригодный, пригожий, причудливый, приказывать, привет . Написание таких слов определяется в словарном порядке.

Примечание 1. Различаются приставки в глаголах преувеличить, приумножить и в составляющих пару, близких по смыслу глаголах преуменьшить и приуменьшить. Глаголы преувеличить и преуменьшить с приставкой пре имеют значение ‘представить что-н. в бо́ льших (меньших) размерах, чем на самом деле’. Глагол приумножить означает ‘еще более умножить, увеличить’, а приуменьшить – ‘несколько уменьшить’.

Примечание 2. Различается также написание других близких или совпадающих по звучанию слов с приставками пре и при , напр.: пребывать (где) – прибывать (куда), предать (кого что) – придать (кому чему), предел – придел, преемник – приёмник, восприемник; преклонить (колени, голову) и преклоняться – приклониться) ‘нагнув (нагнувшись), приблизить(ся), прислонить(ся) к чему-н.’; преступить (что) – приступить (к чему), претворить (во что) – притворить (что) и притвориться; преходящий – приходящий, претерпеть – притерпеться, непременный – неприменимый, преставиться – приставить, непреложный – приложить.

Есть систематизированное знание.

Л. Берг

Цель: - познакомить учащихся с курсом обществознания, сформировать представление о человеке и о человеческом отношении ко всему окружающему;

Развивать навыки определения и объяснения понятий;

Развивать умение работать в составе небольшой группы;

Формирование осознания личного участия и ответственности за успех совместной работы;

Решать проблемные задания, умение высказать и аргументировать свою точку зрения.

Новые термины: гуманный, гуманизм, гуманное общество , философия, социология, политология, экономика, правоведение, культурология, история, социальная психология, этика , эстетика, этнография, экология.

Оборудование: учебник п/р Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, раздаточный материал на каждого ученика: таблица «Общественные науки», текст рассказа В.В. Вересаева «Легенда»; листы ИЛО №1 на каждого ученика (домашнее задание).

Ход урока.

I. Изучение нового материала.

Работа в группах. Задание 1. запишите слова-ассоциации к слову «обществознание». Сгруппируйте их и составьте кластер.

3-я группа – Экономика

4-я группа – Человек в обществе (Социальная сфера)

5-я группа – Личность и государство (политика, право)

Задание 3. Науки об обществе. Работа с таблицей «Общественные науки».

Знакомятся с перечнем наук, изучающих общество и с их определениями.

Задание: Составьте свой вариант определения каждой науки, тот, который, по вашему мнению, вам лучше запомнится (отрабатывается навык определения понятия по алгоритму: «понятие = ключевое слово + признаки», например: этика – наука о морали и нравственности).

Задание 4. Беседа по вопросам:

Что значит «гуманный»?;

Что такое гуманизм?

Что означает понятие «гуманное общество»?

Сформулируйте принципы гуманного общества.

Задание 5 . Прочитайте рассказ В. В. Вересаева «Легенда», проанализируйте и сделайте вывод о том, почему моряки больше не улыбались. (раздается только первая часть рассказа до слов «Мне представляется….»).

Придумайте и запишите своё продолжение истории, поведанной Вересаевым.

После ответов учащихся, зачитывается и обсуждается вывод автора по этой проблеме (окончание рассказа).

II. Подведение итогов работы групп. Рефлексия. Какое задание вызвало наибольшее затруднение? Почему? Как думаешь это исправить? Как ты оцениваешь свою работу в составе группы? Выставление оценок.

Домашнее задание:

с.4-5; §1, заполнить ИЛО №1

Материалы к уроку .

Гуманизм (от лат. humanitas - человечность, humanus - человечный, homo - человек) - мировоззрение, в центре которого находится идея человека, как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения).

Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.

Гуманный – проникнутый добротой, любовью к человеку, уважением к человеческой личности, направленный на благо других.

Гуманное общество – это такое общество, которое взяло за основу своего развития принципы гуманизма. Гуманизм – мировоззрение , в центре которого находится личность человека как высшая ценность, поэтому в гуманном обществе права каждого человека на свободу, счастье и реализацию абсолютно равны.

В.В. Вересаев «Легенда».

Однажды пароход заночевал из-за туманов близ острова Самоа. Толпа веселых, подвыпивших моряков съехала на берег. Вошли в лес, стали разводить костер. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они услышали в темноте кругом тихие стоны и оханья. Жуть их взяла. Всю ночь моряки не спали и жались к костру. И всю ночь вокруг них раздавался судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны.
А когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня срубленной пальмы сочилась кровь, стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе сорвать ни листочка.
Веселые моряки не погибли. Они воротились на пароход. Но всю оставшуюся жизнь они никогда уже не улыбались.

………..
Мне представляется: наша жизнь – это такой же священный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кругом всё живет, всё чувствует глубоко и сильно. Мы ударим топором, ждем – побежит бесцветный, холодный сок, а начинает хлестать красная, горячая кровь… Как всё это сложно, глубоко и таинственно! Да, в жизнь нужно входить не веселым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны.

Кла́стер (англ. cluster - скопление) - объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

Таблица «Общественные науки».

Отрасль обществознания

Характеристика отрасли

Философия

  1. Учение об общих принципах бытия и познания, о познавательном, ценностном, этическом и эстетическом отношении человека к миру, природе и обществу.
  2. Наука , устанавливающая наиболее общие закономерности развития природы и общества.

Социология

Наука, изучающая отношения между основными социальными группами современного общества, мотивы и закономерности поведения людей.

Политология

Наука, изучающая политическую систему общества, выявляет связи партий и общественных организаций с государственными институтами управления.

Экономика

Система наук, изучающих экономические отношения, проблему использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения неограниченных потребностей общества.

Правоведение

Наука, изучающая право как особую систему социальных норм, отдельные отрасли права, историю государства и права.

Культурология

Единая социально-гуманитарная наука о духовной культуре народа.
Наука, изучающая прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии

Социальная психология

Наука, изучающая закономерности формирования, функционирования и развития общественно-психологических явлений, процессов и состояний, субъектами которых являются индивиды и социальные общности.
Теория морали, её сущности и воздействия на развитие общества и жизнь людей.

Эстетика

Учение о развитии искусства и художественного творчества, способе воплощения идеалов человечества в живописи, музыке, архитектуре и других областях культуры.

Этнография

Наука о происхождении, составе, расселении. Этнических и национальных отношениях народов.

Экология

Наука, анализирующая отношение человечества и природы, влияние жизнедеятельности людей на окружающую среду, возможность сохранения естественного равновесия и обмена веществ в природе.

Футурология

Наука о будущем человечества, освоении людьми земли и космоса, формирования нового мышления и отношений между народами.

Дополнительная литература:

  1. И.П. Смирнов. Введение в современное обществознание. М, Академия,2006 г.

Домашнее задание.

Индивидуальный лист обучения №1.

Тема : Быть личностью.

(учебник: § 1)

ЧАСТЬ А.

  1. Запишите определение понятий:
  1. индивид –
  1. индивидуальность –
  1. личность –
  1. смысл жизни –

Обществознание, 8 класс

Урок № 01

Вводный урок

© А.И. Колмаков


Цели урока:

  • Познакомить восьмиклассников с содержательными компонентами учебника, обратив внимание на его экономическую составляющую.
  • Создать условия личной заинтересованности учащихся в продолжении изучения курса в 8 классе.
  • Способствовать пониманию интеграционного характера современного обществоведческого курса.

Основные виды деятельности ученика

  • Вспомнить основные итоги прошлого года обучения.
  • Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса.
  • Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности.
  • Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся

Знать и уметь (УУД)

  • Вспомнить основные итоги прошлого года обучения.
  • Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса.
  • Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности.
  • Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся

Понятия, термины

  • учебник;
  • рабочая тетрадь;
  • УУД;
  • система оценивания работы;
  • варианты учебной деятельности;
  • экономика (раздел учебника, наука, сфера деятельности человека, производство)

Изучение нового материала

  • Что мы уже знаем и умеем.
  • Чем мы будем заниматься в новом учебном году.
  • Как добиваться успехов в работе в классе и дома

  • Какие главы представлены в учебнике? Назовите их.
  • Какая глава является самой объёмной? Объясните почему (при ответе используйте знания, полученные по этой теме в 7 классе).
  • Какие вопросы изучаются в первой главе? В чём вы видите связь личности и общества?
  • Каково, на ваш взгляд, назначение второй главы? В чём её направленность?
  • Какие вопросы рассматриваются в главе «Социальная сфера»? Опираясь на имеющиеся знания, назовите, что вам известно о социальной сфере.

Особенности содержания курса обществознания в восьмом классе

Почему учебник становится сложнее?

Как меняется содержание курса?


Закрепите что усвоили!

  • Заполните в тетради таблицу, отражая характеристику каждого вида деятельности, рубрики

Делаем первые выводы

  • Во-первых, предметной основой гуманитарных наук является текст. Научить понимать смысл текстов, различных по характеру, - одна из задач гуманитарного образования. Во-вторых, систематическое использование источников способствует реализации целей обществоведческого образования. В-третьих, привлечение документов способствует подготовке учащихся к выполнению основных социальных ролей: гражданина, семьянина, производителя, потребителя, собственника.
  • Основу содержания обществоведческого образования составляют научные знания. Источниками философских, экономических, социологических, правовых знаний являются философские тексты, научные статьи, работы экономистов, социологов, юристов. Источники содержат научные знания, излагают гипотезы и научные теории, транслируют особенности научного познания, способствуют формированию научного мировоззрения. Значимость нормативных текстов состоит в том, что они учат пониманию языка юридического документа, способствуют развитию правового мышления, воспитанию уважения к закону, формированию активной жизненной позиции.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ


РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ


  • Для оптимизации трудоемкости оценочно-измерительных процедур набора универсальных учебных действий для оценки сформированности УУД используются следующие положения:
  • - учёт системного характера видов универсальных учебных действий (одно универсальное учебное действие может быть рассмотрено как принадлежащее к различным классам. Например, рефлексивная самооценка может рассматриваться и как личностное, и как регулятивное действие. Речевое отображение действия может быть проинтерпретировано и как коммуникативное, и как регулятивное, и как знаковосимволическое действие и пр.);
  • - системный характер универсальных учебных действий позволяет использовать одну задачу для оценки сформированности нескольких видов универсальных учебных действий.

Система оценивания работы в классе и дома. Варианты организации учебной деятельности


Проверь себя

  • Что нового узнали сегодня на уроке?
  • Как грамотно распределить свой учебный труд при работе с учебником?
  • Как устройство учебника помогает нам в работе с учебным материалом?
  • С какой целью к учебнику разработана Рабочая тетрадь? Как она поможет в подготовке к итоговой аттестации за курс основной школы?
  • Чему научимся в 8 классе?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Полное невежество приводят к полному тупоумию. При невежестве ум чахнет за недостатком пищи.

К.Гельвеций


Образование

Домашнее задание: § 8.





Приоритетность (преобладающее значение) образования

Федеральный закон «Об образовании»

Ст. 3 Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

  • признание приоритетности образования;
  • обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

Приведите примеры того, что приоритетность образования в современной России становится действительностью.


Ситуация:

«Руководителю фирмы потребовалось три специалиста- переводить тексты с иностранного языка, производить по этим текстам математические расчеты и осуществлять на этой основе компьютерное программирование. У предпринимателя есть выбор:

  • 1-й вариант: пригласить на работу переводчика, математика и программиста (предположим на рынке труда услуги каждого стоят по 20 000 рублей);
  • 2-й вариант: взять на работу одного специалиста, владеющего иностранным языком, математикой и компьютером, на зарплату 35.000 руб.»

Вопросы:

  • Объясните, какой выбор и почему сделает руководитель фирмы.
  • Каким образом эта ситуация связана с нашей темой?


Цель образования – повышение конкурентоспособности личности

Поработайте с учебником на стр. 62 и составьте кластер «качества личности, необходимые в информационном обществе»

Качества

личности





Один из принципов современного образования – непрерывность.

Направления реализации непрерывности образования


Поразмышляйте:

«Чем человек просвещённее, тем он полезнее своему Отечеству»

Обобщение и систематизация знаний по главе:«Личность и общество» 8 б класс

Цель: Способствовать повторению и обобщению изученной информации и применению в практической деятельности.

Систематизировать и конкретизировать качество знаний обучающихся по изучаемому разделу; - продолжить формирование умений работать с текстом, в группе. Задачи:

Развивающие:

продолжать формировать интеллектуальные умения (развивать навыки анализа, синтеза, сравнения);

способствовать развитию коммуникативных качеств у учащихся;

развивать навыки умственного труда и умение его организовывать;

Образовательные:

углубить знания учащихся об уникальности каждого человека;

формировать теоретические знания по вопросам: индивид, индивидуальность, личность;

Воспитательные:

воспитывать стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку;

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Методы и формы обучения:

Методы: наглядный, практический, контроля.

Формы: фронтальная, групповая.

Основные понятия урока: Человек, индивид, индивидуальность, личность, общество.

Оборудование: карточки с заданиями.

Ход урока.

    1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, садитесь. Итак, мы закончили изучение большой и интересной темы: о чём мы с вами говорили на предыдущих уроках? (Личность и общество) Совершенно верно, на уроках мы часто обращаемся к притчам и рассказам из прошлого, текстам. Сегодняшний урок не исключение.

Мотивационная беседа. Один учитель даже в 80 лет работал вместе с учениками, ухаживая за садом. Он расчищал дорожки, подрезал деревья и вскапывал землю. Ученикам было жалко видеть своего старого учителя за тяжелой работой. Зная, что он не послушает их совета оставить её, они решили спрятать его инструменты. В тот день учитель не стал есть. На другой день он снова не ел. И на третий день он продолжал голодать. « Он верно, рассердился на то, что мы спрятали инструменты, - догадались ученики. - Положим мы их лучше обратно».

И в тот же день учитель работал и ел, как и прежде. Вечером, наставляя учеников, он сказал: «Нет работы, нет еды!»

Это только в сказке бывает «по-щучьему велению, по моему хотению», а в реальности, чтобы достойно жить приходится много работать.

Учитель спрашивает у детей о теме сегодняшнего урока - объявляет тему урока (записывают на доске и в тетрадях). Как вы думаете, каковы цели нашего урока? (обучающиеся предполагают цели урока, учитель обобщает и озвучивает их)

Сообщение Лаптевой Анастасии.

Актуализация знаний.

Давайте ещё раз проанализируем, что мы относим к личности, а что к индивидуальности.

Перед вами список характеристик(Приложение№1) некоторые из них присуще только личности, другие относятся к индивидуальности человека.

Характеристика: 1) лидерство; 2) сильный; 3) походка; 4) альтруизм; 5) надёжность; 6) красивый; 7) искренний; 8) добросовестный; 9) блондинка; 10) телосложение. - Обсуждение ответов.

Ребята, как же происходит становление личности?

Я попрошу Вас назвать три основные фазы становления личности (адаптация, индивидуализация, интеграция). Молодцы! Каждая из названных фаз помогает человеку стать личностью. Становление личности происходит только в обществе. В этом процессе человеку помогает множество факторов. Эти факторы - агенты социализации. Кого называют агентами социализации (семья родственники, друзья, приятели.)

Все агенты социализации живут в обществе.

Так значит может ли человек жить вне общества? (Нет человека - нет общества.) (рассказ про Робинзона Круза).

И так, общество - это всё человечество. Структура общества (большие и малые группы).

Назовите основные сферы жизни общества? (экономическая - промышленное и сельскохозяйственное производство, социальная - семья, нации и национальные отношения, медицинские и образовательные учреждения, политическая - политика, право, государство, политические партии духовная - наука, религия, искусство, эрмитажи и музеи).

Общество прошло длительный исторический путь и выделяют три ступени развития общества. Какие? Перечислите и охарактеризуйте каждую ступень общества (аграрное, индустриальное, постиндустриальное).

На уроках истории вы неоднократно убеждались в том, что с течением времени усложняются формы общественного устройства, меняется образ жизни людей. Это свидетельствует о развитии общества. Другой важнейшей чертой развития современного общества является информационная революция.( охарактеризуйте эту черту общества - интернет ресурсы, телефон, телевидение).

В обществе существуют и проблемы - какие? (загрязнение и разрушение природной среды обитания, угроза мирового терроризма, экологическая)

Вы все молодцы, успешно справились со всеми заданиями, а теперь, чтоб узнать, как вы усвоили пройденный материал, я предлагаю вам выполнить небольшое тестовое задание Приложение №2 . ( выполнение теста)

Я предлагаю вам сделать взаимопроверку, обменяйтесь своими листочками, я даю Вам верные ответы, проверьте и выставьте друг другу оценки.

Мини - проект - «КТО Я?» Вместе все учащиеся выходят к доске и говорят слова (личность, индивид, человек, малая группа). Связать с днём Самоуправления. (я -Директор, я зам. по УВР, я зам. по восп. работе - мы малая группа»).(Определить цели и результат проекта)

Дети должны всем объяснить ступени своей работы. Синквейн.

Логическое завершение. Выводы. Подведение итогов .

Достигли ли мы поставленных в начале урока целей? Понравился ли вам сегодняшний урок? Что особенно? Чему научились? Практическое применение полученных знаний?

Домашнее задание. Предложить ученикам написать дома сочинение рассуждение на тему: «В какой ситуации я могу назвать себя личность?», в сочинении обязательно должны быть использованы понятия, о которых мы сегодня говорили на уроке.

( Отметить учеников, которые хорошо работали на уроке, поблагодарить всех за работу) Выставление отметок по итогам выполнения всех заданий.

Приложение №1

Характеристика: 1) лидерство; 2) сильный; 3) походка; 4) альтруизм; 5) надёжность; 6) красивый; 7) искренний; 8) добросовестный; 9) блондинка; 10) телосложение.

Приложение №2

Проверочная работа