В распоряжении пишущего и читающего. Раскрыть смысл высказывания Граника: В распоряжении пишущего и читающего есть знаки препинания (ЕГЭ по русскому). запятая между повторяющимися словами в русском языке;1 час

Рабочая тетрадь "Математика 1 класс"под ред. Дорофеев, Миракова, Бука, издательство просвещение, вторая часть решебника с ответами на задания. УМК Перспектива. Как обычно, некоторые задания удивляют не только детей, но и родителей, но то ли еще будет, когда будете готовить с ребенком домашнее задание во 2 классе по тому же Дорофееву, нет-нет да и подкинут задачку для ума.

Но не переживайте, во всем по порядку разберемся, потому что мы публикуем не только решебник, но и пояснения к наиболее сложным заданиям по этой рабочей тетради. И, как и все наши ГДЗ, эти ответы тоже проверены и одобрены учителем начальных классов.

Наиболее сложные задания разобраны внизу страницы со сканами решебника. Легкие задачи подробно разбирать не будем, но если у вас возникнут вопросы, почему получилось такое решение и ответ, спрашивайте в комментариях, разберемся.

Выбирайте номера страничек, чтобы посмотреть ответы в хорошем качестве.

Ответы на задания к части 2 рабочей тетради

Выберите страницу рабочей тетради: список страниц ↓↓↓ 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95

Ответы на наиболее сложные задания с объяснениями

Буквально с первых страниц второй части решебника мы видим "любимые" логические задания, как то задание 3 на странице 4 : Подумай, как продолжить ряд. Найди в красной рамке фигуру, которую нужно поставить в первую пустую клетку. Нарисуй эту фигуру. Нарисуй еще 3 фигуры в этом ряду.

Ответ слева направо: синий квадрат, желтый треугольник, синий прямоугольник, желтый круг.

Как вы могли заметить, в цепочке чередуются цвета - синий/желтый. Значит следующая фигура после желтого круга должна быть синей. Вторая последовательность - это последовательность фигур: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг и снова с начала. Значит после круга пойдет квадрат.

ГДЗ к 5 странице 4 задание. Составь и реши круговые примеры. Напомним, как решать: сначала решаем пример, в котором все слагаемые известны, получаем ответ, следуем по стрелочке и записываем этот ответ в пустой квадратик, решаем и по аналогии записываем ответы по стрелке.

Страница 7 задание 5. Покажи стрелкой, в какой точке числового отрезка окажется каждая фишка, если передвинуть ее по указанному на квадратах маршруту. (Розовый квадрат - движение вправо на указанное число единиц, голубой квадрат - движение влево на соответствующее число единиц.)

Желтая фишка из точки 4 движется сначала влево на 2 единиц, затем вправо на 6 и оказывается в точке 7.

Красная фишка из точки 1 движется сначала вправо на 5 единиц, а затем влево на 4 и оказывается в точке 2.

Страница 8 задание 3. Какая запись не подходит к рисунку? Зачеркни её. У нас в наличии 5 фигур одинакового цвета: 3 круга и 2 треугольника. Если посмотреть на размер, то 3 маленькие фигурки и 2 большие. 2+3 это 2 треугольника и 3 круга, 5-3 это все фигуры минус круги, 5-2 это все фигуры минус треугольники. Если быть объективными, то 2+1, 1+1, 6-2 не подходят, потому что таких сочетаний по форме и размеру нет на рисунке. Учитель посчитала такой ответ правильным.

Но если глубже докопаться до больной фантазии Дорофеева и еже с ним, то нужно зачеркнуть только 1 запись. Тогда, если с натяжкой принять, что 2+1 это два маленьких круга и 1 маленький треугольник, а 1+1 это 1 большой треугольник и один маленький, то лишняя запись только 6-2.

Страница 9 ГДЗ на задание 4. Иван-царевич пытается добраться до горы Кощея Бессмертного и освободить Василису Прекрасную. Чтобы найти верный путь, Ивану-царевичу нужно идти строго по стрелкам и набрать 10 очков. Помоги ему.

Идем по стрелкам, складывая цифры в кружочках. Последовательность такая: 4+1+3+2 =10

Страница 11 задание 3. Зажги звёздочку на каждой ёлке. Раскрась шары и расшифруй слово.

Ответ: МАТЕМАТИКА.

13 страница. 4 задание. Составь и реши круговые примеры.

Круговые примеры - это когда ответ одного примера становится первым числом примера, следующего по стрелке. 8-2=6, значит в примере по стрелке ставим 6 и решаем далее.

ГДЗ к 6 заданию. Подумай, как продолжить ряд. Найди в красной рамке фигуру, которую нужно поставить в пустую клетку. Нарисуй эту фигуру.

Ищем закономерность по цвету: 1 желтая фигура - 2 синих, снова желтая - 2 синих, значит после желтой будет синяя.

Ищем закономерность по форме: круг, квадрат, треугольник. Значит после круга будет квадрат.

Ответ: синий квадрат.

Стр. 15. Задание 5. Составь примеры по заданным маршрутам фишки. Реши их и сравни ответы. Что можно заметить?

Решение. Фишка стоит на точке 7, с нее и начнем вычисления. Если сопоставить цвета квадратов с точками и первый пример, то голубой - отнимаем, а розовый - прибавляем. Для удобства пусть ребенок все это проделает на числовом отрезке.

Страница 17. 5 задание. Нарисуй красным карандашом дорожку, которая проходит между фигурами так, чтобы кубики были справа от нее, а шары - слева.

Представляем, что мы едем на автомобиле из точки А в Б. Поворачиваем тетрадь к себе так, чтобы точка А была перед нами, а Б впереди. Проводим линию по направлению к шарику так, чтобы он остался слева от линии, а к кубику так, чтобы он остался справа от линии. Поворачивая рабочую тетрадь по ходу движения чертим всю дорожку.

Лучше, действительно, последовать заданию и выложить фигуры из кубиков, чтобы ребенок понял, что за видимыми кубиками скрываются другие и их тоже нужно посчитать.

Страница 22. Задание 3. Определи по образцу, как связаны числа в кругах с числом в красном квадрате. Заполни пропуски.

Ответ: Сумма чисел в кругах напротив друг друга дает число в квадрате. Таки образом, чтобы узнать недостающее число, нужно из числа в квадрате отнять известное число.

ГДЗ к стр. 23. Задание 6. Разгадай закономерность, по которой составлена таблица. Нарисуй недостающую фигуру.

Ответ: Фигуры одинаковой формы и цвета, но повернуты по разному. Не хватает такой же фигуры, как верхняя левая.

Стр. 24. Задание 2. Как изменится вопрос, если сравнивать эти пирамиды в обратном порядке (считая справа налево)?

Ответ: Узнай и запиши, на сколько меньше колец в каждой следующей пирамиде, чем в предыдущей?

Страница 25. Задание 6. Зачеркни 4 палочки так, чтобы осталось только 3 квадрата.

Выложите такую фигуру из пяти квадратов из спичек и предложите ребенку убрать четыре из них. Пусть поэкспериментируети найдет ответ.

Задание 7. Найди лишнюю фигуру и зачеркни ее.

Ответ: лишняя фигура - голубая стрелка. Все фигуры, кроме нее, зеркально отображены от линии.

Страница 26. Задание 1. Сравни соседние числа в каждом ряду. Разгадай закономерность. Запиши пропущенные числа в пустые клетки.

Закономерность проста. В 1й цепочке - четные числа по возрастанию. Во 2й - нечетные по возрастанию. В 3й - последовательность числе от 6 до 2 по убыванию.

ГДЗ к странице 31. Задание 7. Расставь числа от 5 до 9 в пустые кружки так, чтобы соблюдалось правило: красная стрелка направлена от большего числа к меньшему, а синяя наоборот.

1. Самое большое число из предложенных - 9, конечная стрелка показывает на него. Самое маленькое число из предложенных - 5, значит на него не показывает ни одна стрелка. Остальные расставить легко.

2. Красная стрелка направлена от большего числа, значит самое большое число будет в центре. Остальные расставить легко.

Страница 33. Задание 7. Попробуй разгадать закономерность между чертежом и числом справа. Запиши нужное число в пустой кружок.

Мы видим 3 отрезка: АД, АЕ и АС. Мерить линейкой его их длины нет смысла, поскольку авторы рабочей тетради решили таким образом усложнить задачу детям. А вот узнать, как соотносятся части отрезов, измерив их линейкой, нужно. Измеряем и узнаем, что АВ везде равно СД, а ВС равно ДЕ. Из данных задачи можно узнать, чему равно ДЕ: 10-6=4 Таким образом ВС тоже =4 Теперь рассмотри 1й отрезок. Он у нас равен 6. Отнимем длину ВС (это 4) и узнаем, чему равны оставшиеся 2 обрубка: 6-4=2. И поскольку они одинаковы, то один маленький отрезочек будет равен 1. Теперь мы знаем, чему равна длина АВ и чему равна длина ВС, из которых состоит последний отрезок. 1+4=5. Пишем в кружок цифру 5.

Но в другой редакции учебника рисунок изменен и отрезки уже не равны, задание упростили. Нужно посчитать количество отрезков в каждом ряду. На 1 чертеже 6 отрезков: АВ, ВС, СД, АС, АД и ВД; на 2м - 10: АВ, ВС, СД, ДЕ, АС, АД, АЕ, ВД, ВЕ, СЕ; на 3-м чертеже можно найти отрезки АВ, ВС и АС, их 3, значит решение - число 3.

Стр.35. ГДЗ к заданию 6. Какая фигура пропущена в таблице? Запиши ее номер. 3 Нарисуй ее в пустой клетке таблицы.

Ответ: Верхние фигуры в рядах одинаковы, значит не хватает прямоугольника. Нижние фигуры в каждом ряду и каждом столбце разные, значит не хватает треугольника. Треугольники встречаются в таблице только углом вверх, такой и выберем из рисунков. То есть пропущена фигура номер 3.

Страница 37. Задание 7. Полина выше Раи, но ниже Олега. Олег ниже Вовы, а Рая выше Гали. Кто выше: Полина или Вова? Вова Олег или Рая? Олег Кто ниже: Галя или Полина? Галя

Стр. 39 Задание 3. Вика, Саша, Лена и Коля едят торт. Угадай, кто где сидит, если известно, что Саша сидит справа от Лены, Вика сидит справа от Коли, а у Лены две косички.

Ответ: У Лены 2 косички, сразу отмечаем ее на рисунке. Девочек всего 2, значит вторая и есть Вика. Саша сидит справа от Лены, то есть он по правую Ленину руку. Второй мальчик - Коля. Проверяем: Вика и вправду оказалась справа от Коли.

Задание 5. Найди в ряду лишнюю фигуру и зачеркни ее.

Ответ: лишняя - фиолетовая. Все фигуры кроме нее зеркально отображены от линии.

Страница 41. ГДЗ к заданию 6. Кукла дороже барабана, но дешевле машинки. Машинка дешевле юлы, а барабан дороже свистка. Что дороже: кукла или юла? Юла свисток или Юла? Свисток
Что дешевле: кукла или свисток? Свисток

Задание 7. Найди закономерность в каждом ряду и заполни пустую клетку.

1. Закономерность такова, что красный квадрат и круг под ним перемещаются на 1 место вправо.

2. Закономерность такова, что желтый квадрат и пустота под ним перемещаются произвольно, но положение не должно повторяться.

Стр. 43. Задание 5. Какая фигура будет следующей? Нарисуй.

Ответ: Следующим шагом нарисуем вторую диагональную полосу в квадрате. Получится квадрат с 2 диагоналями.

Страница 44. Задание 4. На каждом чертеже дорисуй два отрезка так, чтобы получилось 8 треугольников.

Ответ: На первом рисунке дорисуем 2 диагональные полосы, а на втором соединим углы треугольников. Не забываем считать треугольники, образованные двумя другими треугольниками.

Страница 45. 6 задание. Числа от 2 до 6 написаны в ряд. Попробуй поставить между ними знаки + или - так, чтобы в результате получился 0.

Ответ: 2+3-4+5-6=0

Стр. 46. ГДЗ к заданию 1. Выбери из списка и отметь галочкой вопросы, которые подходят к условию задачи:

В левом кармане у гномика 3 золотые и 2 серебряные монеты, а в правом - 4 золотые монеты.

Отмечаем: Сколько монет у гномика в левом кармане?
Сколько золотых монет у гномика в двух карманах?
Сколько всего монет у гномика в двух карманах?
На сколько больше у гномика золотых монет, чем серебряных?

Страница 47. Задание 4. От гриба до черники воробей сделал 3 прыжка, а от черники до сосновой шишки - на 4 прыжка больше. Сколько прыжков воробей сделал от черники до шишки? 3+4=7 Сколько всего прыжков воробей сделал от гриба до шишки?
Гриб, черника и шишка могут располагаться по-разному.

Решение: 1. 3+7=10
2. 7-3=4

Задание 5. В соревнованиях по бегу участвовали пять лесных зверей. Медведь отстал от зайца. Волк финишировал после рыси, но раньше лисы. Лиса опередила зайца. Какое место занял каждый бегун? Покажи это на схеме.

Ответ: 1 - рысь, 2 - волк, 3 - лиса, 4 - заяц, 5 - медведь.

Стр. 49. Задание 4. Проложи дорожку от флажка до елочки между домиками с примерами так, чтобы все примеры с ответами меньше 6 были слева от нее, а все примеры с ответами больше 6 - справа.

Для начала решаем примеры на домиках и подписываем карандашиком ответы. Далее представляем себя у флажка на старте. Обходим домики так, что все домики до 6 оказываются по левую руку, а больше - по правую.

Задание 5. Какая фигура из пронумерованных справа пропущена в таблице? Нарисуй ее в свободной клетке таблицы.

Ищем закономерность в фигурах. В каждом столбце и каждой строке нет повторяющихся фигур, значит в пустой клетке будет прямоугольник. Точка в первом ряду стоит внутри фигур, во втором - вне фигур, в третьем - на контуре. Значит правильный ответ 2 - квадрат с точкой на контуре.

Задание 6. Числа от 3 до 9 написаны в ряд. Попробуй поставить между ними знаки + или - так, чтобы в результате получился 0.

Ответ: 3+4-5+6-7+8-9=0

Страница 50. Задание 1. Реши примеры и узнай, с каким счетом закончился матч по футболу между командами "Утята" и "Гусята". Известно, что в ворота "Утят" были забиты мячи, ответы примеров на которых ментше 5, а в ворота "Гусят - все остальные мячи. Запиши счет.

Сложность только в том, как записать голы в счете. Утята забили в ворота гусят 6 мячей, а гусята в ворота утят - 4 мяча, значит счет Утята6:4Гусята.

Страница 59. Задание 6. Отважный муравей Гоша переправляется через ручей на соломинке длиной 7 см. Может ли он перевезти на этой соломинке еще двух своих друзей, если каждый муравей занимает место длиной 2 см? Подчеркни правильный ответ.

ДА

2+2+2=6, это меньше длины соломинки, значит все муравьи поместятся.

Страница 61. ГДЗ к заданию 4. Найди и зачеркни лишнее слово.

КВАДРАТ ТРЕУГОЛЬНИК ЧИСЛО КРУГ

Зачеркиваем слово ЧИСЛО, все остальные - геометрические фигуры.

Страница 63. Задание 4. Попробуй дорисовать 2 отрезка так, чтобы получилось 3 квадрата.

Ответ: рисуем 2 длинных горизонтальных отрезка, один соединит верхние концы палочек, другой - нижние.

Страница 64. Задание 4. На чертеже в каждой рамке дорисуй 1 отрезок так, чтобы получилось 3 треугольника.

Для каждого рисунка есть по 2 решения (смотрите на картинке).

Страница 67. Задание 7.

0 5 10 15 16 20

Числа расположены с шагом 5 в порядке увеличения. 16 не подходит под закономерность.

ГДЗ к заданию 8. У котенка Мурзика шерсть темнее, чем у Барсика, но светлее, чем у Пушка. У кого из котят самая темная шерсть?

Ответ: У Пушка.

Страница 69. Задание 7. У продавца такие гири: 3 кг, 3 кг, 2 кг. Как с их помощью отвесить 1 кг муки? 4 кг муки? На каждом рисунке нарисуй нужные гири.

Чтобы точно определить вес на таких весах, нужно, чтобы товар был уравновешен с гирями на другой чаше весов. Но у нас нет гирь по 1 и 4 кг, значит к муке нужно добавить такие гири, чтобы в сумме с мукой они давали массу гирь на другой чаше.

На первой картинке к муке ставим гирю в 2 кг, на вторую чашу 3 кг, насыпаем муку, пока не уравновесятся весы. 2-3=1

На второй картинке к муке ставим гирю 2 кг, на вторую чашу - две по 3 кг. 6-2=4

Страница 71. Задание 4. Расставь числа от 9 до 12 в пустые кружки так, чтобы соблюдалось правило: красная стрелка направлена от большего числа к меньшему, а синяя - наоборот.

12 у нас наибольшее данное число, значит на первом рисунке на него не показывает ни одна стрелка, а на втором, наоборот, на него указывает большинство стрелок. Остальные стрелки расставить легко.

Задание 7. У скольких двузначных чисел от 10 до 20 все цифры разные? 10 Запиши эти числа в порядке уменьшения.

Ответ: 20 19 18 17 16 15 14 13 12 10

Страница 73. Задание 7. Найди и зачеркни лишнее число в ряду.

Видим последовательность четных чисел от 2 до 18. 15 - не четное число, значит оно лишнее.

Стр. 74. Задание 1. Кто из рыбаков наловил больше всего рыбок? Отметь его галочкой.

Сосчитать значения примеров не составит труда, но окажется, что у 3х примеров ответ 15, и у 3х примеров ответ 16. Но обратите внимание, что одна из фиолетовых фигур - не рыбка, а ведро. Значит больше всего рыбок поймал рыбак под номером 16.

Страница 78. Задание 4. В одну банку входит 5 л воды, а в другую - 2 литра воды. Как с их помощью отмерить 3 литра воды? Как отмерить 7 л? 12 л? 14 л? Запиши.

3) 5+5+2=12 (л)

4) 5+5+5+2=14 (л)

Страница 81. Ответ на задание 4. Запиши в пустые клетки каждого квадрата числа от 1 до 9 так, чтобы сумма чисел в каждом столбце и каждой строке была равна числу, записанному в кружке. (Числа не должны повторяться).

Эта задача - вынос мозга первоклассника и его родителей, но все же, делать домашнее задание нужно и мы с ней справимся. Решений на самом деле может быть много. Задачи такого плана называют "магический квадрат".

Определимся, что в закрашенном квадрате цифру ставить не нужно.

1й магический квадрат. Сумма числе в каждом столбце и каждой строке должна равняться 12. Посередине числа нет, значит по бокам от нее - 2 числа, составляющие 12. Берем любые 2, к примеру 8 и 4. Сверху и внизу тоже 2 числа, но это будут уже другие числа (ведь они не должны повторяться), к примеру 5 и 7. Теперь легко расставить оставшиеся аналогичным образом. Если с первыми числами не угадали и цифры повторяются, подбираем другие варианты, и так методом подбора находим решение. В принципе, не глупый первоклассник после такого объяснения быстро справляется с заданием.

Невероятно, но факт, что некоторые учителя начальных классов сами не могут решить эту задачку. К примеру, учителем было предложено такое решение для первого квадрата: цифры 9 3 0 по каждой стороне. Мотивация такова: 0 - это не число, 0 - это ничего. А что цифры не должны повторяться, так они в отдельно взятом ряду и столбце и не повторяются. Ну вот никак не верится в правомочность такого решения, убедите меня в том, что оно верно, если это так. Пишите в комментариях.

Страница 85. Задание 5. Какой рисунок из пронумерованных справа пропущен в таблице? Нарисуй его в пустой клетке.

Рассматриваем каждый элемент рисунка и его расположение. В каждой строке и каждом столбце есть "человечки" с 2 руками, с 1й рукой, без рук. В пустой клетке не хватает человечка с 1 рукой. В каждой строке и каждом столбце по 2 человечка с квадратиками и 1 без. Не хватает человечка с квадратиками. К тому же он должен быть головой вверх. Значит ответ - 2й человечек.

Страница 87. Задание 3. Догадайся, по какому правилу надо раскрашивать клетки в таблицах. Раскрась клетки, где это необходимо.

Ищем логику. Кубики раскрашены так, как будто их поворачивают по часовой стрелке. Центр остается одинаковым.

ГДЗ к заданию 5. Какая фигура из пронумерованных справа пропущена в таблице? Нарисуй ее в свободной клетке.

Ответ: Контуры фигур в каждом ряду и столбце разные, значит не хватает треугольника. Внутренние фигурки в ряду одинаковы, значит внутри будет квадратик. Это 1я фигура.

Страница 89. Задание 6. Числа от 1 до 6 написаны в ряд. Попробуй поставить между ними знаки + или - так, чтобы в результате получилось 9.

Решается подбором. 1+2+3+4+5-6=9

Страница 90. Задание 4. Попробуй расставить числа от 1 до 8 в кружках так, чтобы сумма чисел на каждой стороне квадрата была равна 15. Каждое число можно использовать только один раз.

Аналогичное задание уже было, но это даже проще. Тут нужно складывать только числа на сторонах квадрата. Логично, что на какой-то стороне будут вместе самое большое и самое маленькое числа (8 и 1), чтобы вышло 15, дописываем на эту сторону 6. 7 будет по диагонали от 8ки. Остальные подобрать легко.

Страница 91. Задание 7. Жители Веселой планеты подарили землянам две фотографии. На одной из них изображены Лямзик и Тямзик, а на другой - Тямзик и Мамзик. Догадайся, как зовут каждого из инопланетян. Соедини стрелкой его имя с изображением на фотографии.

На двух фото мы видим одно лицо, а поскольку у нас на обеих фотографиях есть Тямзик, это, конечно, он. Остался на 1й фотографии Лямзик, на 2й Мамзик.

ГДЗ к стр. 92. Задание 5. Какое число будет следующим в ряду? Запиши.

Ответ: К каждому предыдущему числу добавляется 3. 14+3=17. Значит следующее число 17.

Страница 93. Задача 7. Корова Зорька дала молока на 3 л меньше, чем Буренка, но на 7 л больше, чем Пеструшка. Какая корова дала больше всех молока?

Ответ: Бурёнка дала больше всех молока.

ГДЗ к странице 95. Задача 5. У Васи и Пети есть палочки длиной 2 см, 4 см, 6 см, 8 см, 10 см, 12 см, 14 см и 16 см. Смогут ли они сложить из этих палочек квадрат со стороной 1 дм 8 см? ДА Покажи на схеме, как будут рассуждать Вася и Петя.

У квадрата 4 стороны. Каждая сторона будет из 2 палочек. 1 дм 8 см это 18 см. Составляем по две палочки так, чтобы вышло 18. Это палочки 8 и 10 см. 12 и 6, 14 и 4, 16 и 2.

В чём смысл высказывания Г.Г.Граник: «Знаки препинания, как и слова, говорят»? С помощью знаков препинания можно передать множество оттенков смысла. Каждый пунктуационных знаков в предложении имеет собственное значение. Приведём примеры из текста .

Во-первых, на конце предложения 17 мы видим восклицательный знак: «Ох, что это была за мука!» Этот знак препинания выражает решимость и силу характера главного героя. Мальчику было трудно разбираться в теории самолётостроения, но он проявил терпение и выдержку.

Во-вторых, в предложении 33 запятой обособлено вводное слово «итак». Знак препинания выделяет слово, указывающее на логический вывод из предшествующих размышлений мальчика.

Таким образом, приведённые примеры доказывают бесспорность утверждения русского лингвиста Г.Г.Граник.

Читайте другие на ОГЭ по русскому языку

Исходный текст (вариант 1 из сборника под ред. И.П.Цыбулько):*

(1)Ещё в те годы, когда я увлёкся Амундсеном, мне пришла в голову простая мысль. (2)Вот она: на самолёте Амундсен добрался бы до Южного полюса в семь раз быстрее. (3)С каким трудом он продвигался день за днём по бесконечной снежной пустыне! (4)Он шёл два месяца вслед за собаками, которые, в конце концов, съели друг друга. (5)А на самолёте он долетел бы до Южного полюса за сутки. (6)У него не хватило бы друзей и знакомых, чтобы назвать все горные вершины, ледники и плоскогорья, которые он открыл бы в этом полёте.
(7)Каждый день я делал огромные выписки из полярных путешествий. (8)Я вырезал из газет заметки о первых полётах на север и вклеивал их в старую конторскую книгу. (9)На первой странице этой книги было записано: «»Вперёд» - так называется его корабль.» (10)»Вперёд», - говорит он и действительно стремится вперёд. (11) Нансен об Амундсене». (12)Это было моим девизом. (13)Я мысленно пролетел, а самолёте за Скоттом, за Шеклтоном, за Робертом Пири. (14)По всем маршрутам. (15)А раз в моём распоряжении находился самолёт, нужно было заняться его устройством.
(16)Согласно третьему пункту моих правил: «Что решено - исполни», я прочитал «Теорию самолётостроения». (17)Ох, что это была за мука! (18)Но всё, чего я не понял, я на всякий случай выучил наизусть.
(19)Каждый день я разбирал свой воображаемый самолёт. (20)Я изучил его мотор и винт. (21)Я оборудовал его новейшими приборами. (22)Я знал его как свои пять пальцев. (23)Одного только я ещё не знал: как на нём летать. (24)Но именно этому я и хотел научиться.
(25)Моё решение было тайной для всех. (26)В школе считали, что я разбрасываюсь, а мне не хотелось, чтобы о моей авиации говорили: «(27)Новое увлечение». (28)Это было не увлечение. (29)Мне казалось, что я давно решил сделаться лётчиком, ещё в Энске, в тот день, когда мы с Петькой лежали в соборном саду, раскинув руки крестом, и старались днём увидеть луну и звёзд, когда серый, похожий на крылатую рыбу самолёт легко обошёл облака и пропал на той стороне Песчинки. (30)Конечно, это мне только казалось. (31)Но всё же недаром так запомнился мне этот самолёт. (32)Должно быть, и в самом деле тогда я впервые подумал о том, что теперь занимало все мои мысли.
(32) Итак, я скрыл свою тайну ото всех.
(34) Каждое утро я делал гимнастику по системе Анохина и холодное обтирание по системе Мюллера. (35)Я щупал свои мускулы и думал: «(36) А вдруг не примут?» (37)Я проверял глаза, уши, сердце. (38)Школьный врач говорил, что я здоров. (39)Но здоровье бывает разное - ведь он не знал, что я собираюсь в лётную школу. (40)А вдруг я нервный? (41)А вдруг ещё что-нибудь? (42)Рост! (43)Проклятый рост! (44)За последний год я вырос всего на полтора сантиметра.
-(45)Примут, - решительно отвечал я.

Без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию - раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении. А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания и опыт передаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себе нашу жизнь сегодня. В распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства - знаки препинания.

Правильная постановка знаков препинания требует не только хорошего знания правил, но и проникновения в секрет их использования. Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не все, что содержится в живой человеческой речи, что передается интонацией, темпом речи, жестами и мимикой.

Они помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи. «Знаки ставятся по силе разума»,- писал основоположник русской грамматики М.В. Ломоносов. При помощи знаков препинания записанное слово воспринимается и мысленно произносится читающим если не пятьюдесятью и не пятьюстами способами, то, во всяком случае, не одним, а несколькими. При помощи знаков можно выразить не только тот или иной смысл, но и отношение пишущего к тому, о чем идет речь.

Письменная речь без знаков препинания или при неправильном, неполном, неточном их использовании очень трудна для понимания. Если знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям смысла. (Анекдот о статуе, золотую пику держащую). Глава «Случай в магазине» из рассказа К. Паустовского «Золотая роза». А Пушкин говорил о знаках препинания: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

Таким образом, знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. Программа рассчитана на 18 часов и позволяет развить интерес учащихся к изучению русского языка, повысить базовый уровень, сформировать устойчивые пунктуационные навыки, сориентировать учащихся в выборе профиля дальнейшего обучения.

Цели курса:

  1. Формирование практических навыков и теоретических знаний по пунктуации русского языка.
  2. Развитие интереса к изучению русского языка.
  3. Овладение умением анализировать предложение, опознавать и применять пунктуационное правило.

Задачи курса:

  1. Углубить знания учащихся по пунктуации русского языка.
  2. Сформировать общеграмматические умения:
  • определять структуру предложения;
  • анализировать смысл высказывания в целом или смысловые отношения между его частями;
  • обнаруживать по опознавательным признакам пунктограмму;
  • определять пунктуационную норму и ставить знак препинания.
  • Развивать навыки исследовательской творческой работой с текстом, со справочной литературой.
  • Пояснительная записка

    Вопросы Ответы

    Материал основан на книгах Г.Г. Граник, и С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации» и А.И. Никерова «Предупреждения пунктуационных ошибок учащихся», в которых рассказывается о знаках препинания, их постановке и роли в предложениях и содержится практический материал с учетом трудностей усвоения пунктуации учащихся.

    Содержание данного курса характеризуется использованием на занятиях вариантного дидактического материала, обучением школьников способам применения пунктуационных правил, своевременным формированием у учащихся опорных умений и навыков, применением упражнений предупредительного характера, незнакомых учащимся случаев употребления знаков препинания в текстах упражнений. Программа направлена на формирование теоретических и практических навыков учащихся по пунктуации, поэтому при отборе предложений иллюстрирующих особенности вариантов той или иной пунктограммы используются тесты, насыщенные изученными пунктограммами.

    Использование такого дидактического материала позволит учителю организовать повторение, а учащиеся приучаются одновременно обнаруживать несколько трудностей, распределять внимание между несколькими задачами, переключаться с одного способа действия на другое.

    Какими учебниками и вспомогательными материалами обеспечен курс?

    Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации»
    А.И. Никеров «Предупреждение пунктуационных ошибок учащихся»
    А.С. Казакова «Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса»
    В.А. Сидоренко «Углубленное изучение русского языка»
    Э.Ш. Бенцианова «Сборник диктантов по пунктуации»
    И.В. Шустина «Русский язык» Кроссворды
    К.А. Войлова, А.В. Канокфьева Русский язык «Тесты». Изд-во «Дрофа»
    М. Соловьева «Русский язык».

    Какие виды деятельности учащихся возможны?

    Самостоятельные и контрольные работы
    1. Конспект лекций.
    2. Доклады, сообщения.
    3. Письменные задания.
    4. Наблюдения над текстом, анализ текста.
    5. Выполнение тестов.
    6. Работа по карточкам.
    7. Составление сказок с включением изученных пунктограмм.
    8. Составление викторин, конкурсных заданий.
    9. Участие в турнире знатоков русского языка.
    10. Создание презентаций или текстового документа на компьютере.

    Учащиеся могут выбрать следующие виды деятельности: выполнение письменной работы, составление теста, выполнение теста, создание викторины, конкурсных заданий, составление доклада, сообщения, создание презентации или текстового документа на компьютере, участие в турнире знатоков русского языка.

    Какова доля самостоятельности учеников при составлении курса? Каковы критерии успешности учащихся?

    Критерии успешности работы на занятиях следующие:

    Зачет: За 30 б. - «3»; За 40 б.- «4»; За 50 б. - «5»

    Каким образом будет фиксироваться результат?

    В процессе изучения элективного курса «Секреты пунктуации» после первого занятия проводится анкета, а после изучения материала-тестирования, выполняются письменные задания. Разрабатываются и составляются сообщения, викторины, тесты, текстовые документы и компьютерные презентации.

    Итоговая форма отчетности - зачетный лист с указанием вида деятельности и баллов за работу.

    Учебно-тематическое планирование программы «Секреты пунктуации»

    № п/п Содержание курса Кол-во часов Форма занятия и вид деятельности учащихся
    1. Похвальное слово знакам препинания. «След исчезнувшей связки». Тире между подлежащим и сказуемым: 1ч. Лекция. Составление плана лекции. Наблюдения над текстами, ролью знаков препинания.
    2.
    • существительное с зависимыми словами + существительное с зависимыми словами;
    • существительное без зависимых слов + существительное с зависимыми словами;
    • существительное с зависимыми словами + существительное без зависимых слов;
    • существительное без зависимых слов + существительное без зависимых слов;
    • числительное + числительное;
    • существительное + числительное;
    • числительное + существительное;
    • неопределенная форма глагола + неопределенная форма глагола;
    • неопределенная форма глагола + существительное;
    • существительное + неопределенная форма глагола.
    2ч. Изучение теоретического материала. Анализ предложений. Конструирование предложений по данному началу. Составление предложений по схемам.
    3. Дефис при приложении
    1. Нарицательное существительное + нарицательное существительное (город-герой);
    2. Собственное существительное + нарицательное существительное (Москва- река).
    Наблюдение над текстом. Выполнение письменных заданий. Составление конструкций с дефисом при приложении и с тире между подлежащим и сказуемым; выявление семантических, структурных и интонационных различий между ними (например: Луноход - это действительно чудо-машина).
    4. Запятые при сравнительных оборотах. Рассказы о загадочной запятой. 1ч. Практическая работа. Составление предложений со сравнительными оборотами с предложениями, в которых употреблены модальные частицы будто, словно, точно и др. Выполнение письменного задания. Составление карточек. Использование конструкций предложений, помогающих избегать неоправданного повторения слов. Составление предложений на экологическую тему.
    5. Пунктуация в предложениях с однородными членами. Разнорабочие союзы. 1ч. Структурно-семантический анализ предложений. Выполнение теста.
    6. Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами. 2ч. Урок-практикум. Составление предложений по схемам, выполнение письменных заданий со словами-«матрешками». Графический диктант. Конструирование предложений.
    7. Пунктуация при обращениях. 1ч. Определение семантического признака обращения. Составление письма. Запись и комментирование текста.
    8. Знаки препинания при вводных словах и вводных предложениях. 1ч. Практическая работа: 1) задание «Закончи высказывание»; 2)запись текста; 3) составление предложений: а) с вводными словами, стоящим после союза И, б) с вводным предложением, сходным по значению с вводным словом, в)с вводным предложением, выражающим дополнительные замечания или пояснения.
    9. Обособленные определения, приложения, обстоятельства. 2ч. Составление карточек. Тренировочные упражнения.
    10. «И грамматика пустилась с арифметикой плясать». Сложносочиненные предложения. 1ч. Лекция. Наблюдение над текстом. Выполнение письменной работы «Запятые, не теряйтесь».

    Без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию - раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении. А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания и опыт передаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себе жизнь сегодня.
    Один остроумный писатель говорил, что есть пятьдесят способов сказать слово, да и пятьсот способов сказать слово нет, а для того чтобы написать эти слова, есть только один способ.
    При помощи знаков препинания записанное слово воспринимается и мысленно произносится читающим если не пятьюдесятью и не пятьюстами способами, то, во всяком случае, не одним, а несколькими. Таким образом, знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда даже и вместо слов.
    Известен факт такой "бессловесной" переписки. Французский писатель Виктор Гюго, закончив роман "Отверженные", послал рукопись книги издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было не единого слова, а был только знак: "?" Издатель также ответил письмом без слов: "!".
    Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не все, что содержится в живой человеческой речи, что передаётся интонацией, темпом речи, жестами и мимикой. Однако в распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства - знаки препинания. Они помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи. "Знаки ставятся по силе разума", - писал основоположник русской грамматики М. В. Ломоносов.
    Знаки препинания возникли из потребности разделения письменного текста на отрезки большей или меньшей самостоятельности в соответствии со смысловой структурой речи. Первым и наиболее надёжным основанием для такого членения соответствующего устного высказывания посредством пауз. Таким образом, первые знаки препинания обозначали паузы большей или меньшей длительности внутри письменного текста. Само собой разумеется, что пишущие могли удовлетвориться такой примитивной пунктуацией только в течение первоначальных этапов пользования письмом. И действительно, по мере развития письменности, и в особенности после введения и распространения книгопечатания, система пунктуации усложнялась и углублялась, пока за сравнительно краткий период не достигла того состояния, которое сохраняется в своих основных чертах в современных европейских языках. Но так как процесс развития пунктуации шёл почти стихийно, лишь изредка и только в отношении частных своих правил подвергаясь обязательной регламентации, то существующая в настоящее время пунктуация не отражает какой либо единой, последовательно проводимой системы. Тем не менее, наша современная пунктуация в целом удовлетворительно обслуживает наиболее важные практические потребности пишущих, стремящихся выразить в тексте те или иные смысловые отношения и оттенки, равно как и интересы читателя, нуждающегося в наиболее верном и полном восприятии последних.

    МБОУ «Нижнемактаминская средняя общеобразовательная школа №1»

    Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:

    на заседании ШМО зам. директора по У ВР директор школы

    руководитель ___________И.Х. Гумеров

    Г.Н.Закиржонова _______А.М.Фархутдинова

    « 25 » августа 2014 года. « 26 » августа 2014 года « 27 » августа 2014 года.

    Рабочая программа

    дополнительной работы

    по русскому языку для 9 «Б» класса

    по теме « Пунктуация»

    учителя 1 квалификационной категории

    Зариповой Нафисы Мунировны.

    Рассмотрено на заседании

    педагогического совета

    Протокол №1

    « 27 » августа 2013года.

    2014

    Тематическое планирование

    по русскому языку

    Класс 9Б

    Учитель Зарипова Н.М.

    Количество часов:

    Всего 34 часа;

    в неделю 1 час.

    Пояснительная записка

    Пунктуация, как и орфография, составляет часть графической системы, принятой для данного языка, и должна быть так же твёрдо усвоена, как и буквы алфавита с их звуковыми значениями, для того чтобы письмо точно и полностью выражало содержание высказывания.

    Без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию - раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении. А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания и опыт передаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себе нашу жизнь сегодня. В распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства - знаки препинания.

    Правильная постановка знаков препинания требует не только хорошего знания правил, но и проникновения в секрет их использования.

    Знаки препинания помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи.

    Письменная речь без знаков препинания или при неправильном, неполном, неточном их использовании очень трудна для понимания.

    Знаки препинания твердо держат текст и не дают ему разрушиться».

    Таким образом, знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи

    гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы

    слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со

    словами.

    Программа рассчитана на 34 часа и позволяет развить интерес учащихся к изучению русского языка, повысить базовый уровень, сформировать устойчивые пунктуационные навыки, сориентировать учащихся в выборе профиля дальнейшего обучения.

    В основе курса программа Г.Г. Граника, С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации»

    Цели курса:

    1.Формирование практических навыков и теоретических знаний по пунктуации русского языка.

    2.Развитие интереса к изучению русского языка.

    3.Овладение умением анализировать предложение, опознавать и применять пунктуационное правило.

    Задачи курса:

      Углубить знания учащихся по пунктуации русского языка.

    2. Сформировать общеграмматические умения:

    Определять структуру предложения;

    Анализировать смысл высказывания в целом или смысловые отношения между его частями;

    Обнаруживать по опознавательным признакам пунктограмму;

    Определять пунктуационную норму и ставить знак препинания.

    3. Развивать навыки исследовательской творческой работой с текстом, со справочной литературой.

    Предполагаемый результат:

    Реализация идеи взаимосвязи русского языка и литературы;

    Формирование навыков свободного владения устной и письменной речью;

    Развитие творческих способностей учащихся;

    Возникновение устойчивого интереса к учебному предмету , к русскому языку.

    Программа курса

    1.О пунктуации русского языка 1 час

    Что такое пунктуация? Система пунктуации в русском языке. Интонационное направление в теории пунктуации. Логическое направление

    2. Зачем нужна пунктуация в русском языке? 1 час

    3. Принципы русской пунктуации 1 час

    4. 1 час

    5. Точка в русском языке 1 час

    6. Точка с запятой в русском языке 2 часа

    Правила постановки точки с запятой в русском языке (;) в русском языке

    7. Запятая в русском языке - 13 час

    8. Двоеточие в русском языке: 4 часа

    9 Тире в русском языке: 5 часов

    - Тире между подлежащим и сказуемым;1 час

    - Тире ; 1 час

    ; 1 час

    10. Что такое кавычки? 2 час.

    11. Проведение тестов 3 часа

    Раздел III . Учебно-тематический план.

    п\п

    Содержание

    Кол-во часов

    О пунктуации русского языка

    Что такое пунктуация? Система пунктуации в русском языке. Интонационное направление в теории пунктуации. Логическое направление.

    1 час

    1 час

    Принципы русской пунктуации

    1 час

    Знаки препинания в русском языке

    1 час

    Точка в русском языке

    1 час

    6-7

    Точка с запятой в русском языке

    Правила постановки точки с запятой в русском языке (;) Практическая работа

    2 часа

    8-20

    Запятая в русском языке

    13 час

    -запятая между независимыми предложениями, объединёнными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному в русском языке; 1 час

    -. запятая между главным и придаточным предложениями в русском языке;1 час

    - запятая между однородными членами предложения в русском языке;1 час

    -.запятая между повторяющимися словами в русском языке;1 час

    -.запятые при сравнительных оборотах в русском языке;1 час

    -.запятые при определительных оборотах в русском языке;1 час

    -.запятые при обстоятельственных оборотах в русском языке;1 час

    -.запятые при словах и группах слов, ограничивающих или уточняющих другие слова в предложении в русском языке;1 час

    -. запятые при вводных предложениях и вводных словах в русском языке;1 час

    -. запятые при обращении в русском языке;1 час

    -.запятые при междометии в русском языке;1 час

    -. запятые после утвердительных, отрицательных и вопросительных слов в русском языке;1 час

    - запятая между независимыми предложениями, объединёнными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному в русском языке. ; 1 час

    21-24

    Двоеточие в русском языке

    : 4 часа

    Двоеточие в бессоюзном сложном предложении; 2 час

    - двоеточие после обобщающего слова при однородных членах. ; 1 час

    25-29

    Тире в русском языке

    : 5 час

    - Тире между подлежащим и сказуемым;1 час

    Тире в бессоюзном сложном предложении; 2 час

    - Тире перед обобщающим словом, заключающим перечисление однородных членов предложения; ; 1 час

    - Тире между репликами диалога. ; 1 час

    30-31

    Что такое кавычки?

    2 час

    32-34

    Проведение тестов

    3 часа

    Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по теме « Пунктуация».

      Учащиеся должны знать определения пунктуационных правил.

      Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

    Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания;

    Обосновывать выбор знаков препинания;

    Находить и исправлять пунктуационные ошибки.

    Использованная литература

      Трудности русского языка. Орфография. Пунктуация. Грамматика\. И. Мизинина. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.-416с.

      Справочник по правописанию и литературной правке\Д.Э. Розенталь; под ред. И.Б. Голуб.- 15-е изд.-М.: Айрис-пресс,2010.-368 с.

      Пособие по русскому языку в старших классах\ В.Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. – 40 – е изд. – М.: Просвещение, 2000

    4.Русский язык. Тематические тесты \ Сенина Н.А. - Ростов н/Д. : Легион,2011.- 288 с.

    5.Русский язык. Пишем изложения и сочинения (для ГИА)\ Е.В.Амелина – Ростов н\Д.: Феникс, 2014.- 140.[ 3]c.

    6. Трудные вопросы пунктуации. М.: Просвещение, 1983.-176с.

    7.Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. – М.: Просвещение,1990.-224с.

    8. Русский язык. Синтаксис и пунктуация.- М.: Просвещение, 1979.-260 с.

    Календарно-тематическое планирование

    урока

    Тема

    урока

    Освоение предметных знаний(формирование базовых понятий, умений, навыков)

    Кол-во

    часов

    Сроки

    план

    факт

    Что такое пунктуация? Система пунктуации в русском языке. Интонационное направление в теории пунктуации. Логическое направление.

    Знать, что такое пунктуация, его основное назначение

    1час

    5.09

    Зачем нужна пунктуация в русском языке?

    Знать основное назначение пунктуации. Умение выявлять различные смысловые оттенки, присущих отдельным частям письменного текста

    Принципы русской пунктуации

    Знать Принципы русской пунктуации

    Знаки препинания в русском языке

    Знать знаки препинания в русском языке

    1 час

    Точка в русском языке

    Знать, что означает точка в конце предложения.

    1 час

    Точка с запятой в русском языке Правила постановки точки с запятой в русском языке (;)

    Практическая работа.

    Знать, что Точка с запятой ставится между независимыми предложениями.

    Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения

    2 часа

    Запятая в русском языке 13 час

    -запятая между независимыми предложениями, объединёнными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному в русском языке;

    1 час

    запятая между главным и придаточным предложениями в русском языке

    Умение интонационно правильно произносить сложные предложения

    1 час

    запятая между однородными членами предложения в русском языке

    Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

    1 час

    запятая между повторяющимися словами в русском языке

    Умение интонационно правильно произносить предложения с повторяющимися словами в русском языке

    1 час

    запятые при сравнительных оборотах в русском языке

    Умение интонационно правильно произносить предложения при сравнительных оборотах в русском языке

    1 час

    запятые при определительных оборотах в русском языке

    Умение интонационно правильно произносить предложения при определительных оборотах в русском языке. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

    1 час

    запятые при обстоятельственных оборотах в русском языке

    Умение интонационно правильно произносить предложения при обстоятельственных оборотах в русском языке. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

    1 час

    запятые при словах и группах слов, ограничивающих или уточняющих другие слова в предложении в русском языке;

    Умение интонационно правильно произносить предложения при словах и группах слов, ограничивающих или уточняющих другие слова в предложении в русском языке;

    1 час

    запятые при вводных предложениях и вводных словах в русском языке

    Умение интонационно правильно произносить предложения при вводных предложениях и вводных словах в русском языке;

    Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами, употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста

    1 час

    запятые при обращении в русском языке

    Умение интонационно правильно произносить предложения при обращении в русском языке

    1 час

    запятые при междометии в русском языке

    Умение интонационно правильно произносить предложения при междометии в русском языке

    1 час

    запятые после утвердительных, отрицательных и вопросительных слов в русском языке;

    Умение интонационно правильно произносить предложения после утвердительных, отрицательных и вопросительных слов в русском языке;

    1 час

    запятая между независимыми предложениями, объединёнными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному в русском языке

    Умение интонационно правильно произносить предложения между независимыми предложениями, объединёнными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному в русском языке

    1 час

    Двоеточие в русском языке 4 часа

    21-22

    двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Практическая работа.

    Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

    2 час

    13-20.02

    двоеточие после слов автора при прямой речи

    Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной

    1 час

    27.02

    двоеточие после обобщающего слова при однородных членах

    1 час

    6.03

    Тире в русском языке 5 часов

    Тире между подлежащим и сказуемым

    Умение интонационно правильно произносить предложения.

    1 час

    13..03

    26-27

    Тире в бессоюзном сложном предложении. Практическая работа.

    Умение ставить на письме двоеточие после обобщающего слова при однородных членах

    2 часа

    20-27.03

    Тире перед обобщающим словом, заключающим перечисление однородных членов предложения;

    Умение ставить на письме двоеточие перед обобщающим словом, заключающим перечисление однородных членов предложения

    1 час

    3.04

    Тире между репликами диалога

    Умение ставить на письме тире между репликами диалога

    1 час

    10.04

    Кавычки 2 часа

    30-31

    Что такое кавычки?

    Практическая работа.

    Знать, что означают кавычки. Умение правильно ставить кавычки

    2 часа

    17.04

    24.04

    Закрепление 3 часа

    32-34

    Практическая работа. тесты

    Умение находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания.