Житомир город какой страны. Древний город Житомир. История и легенды. Трамваи и троллейбусы в Одессе

В возрасте 87 лет скончался известный российский художник Илья Сергеевич Глазунов.

В Москве на 88 году жизни скончался известный советский и российский живописец, народный художник СССР Илья Глазунов.

Об этом сообщила вдова Инесса Орлова.

Жена живописца сообщила, что отпевание Глазунова пройдет в храме Христа Спасителя.

Об упокоении художника помолился Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время Божественной литургии в Николо-Вяжищском женском монастыре под Великим Новгородом. Он вознес заупокойную молитву об упокоении художника Ильи Глазунова, который скончался в ночь на воскресенье.

Во время литургии с участием сопровождающих патриарха архиереев Русской православной церкви, духовенства Новгородской области были вознесены специальные молитвы "об упокоении души раба Божьего новопреставленного Илии".

"Святейший патриарх хорошо знал усопшего, много общался с ним, не так давно посещал его галерею", - сказал журналистам пресс-секретарь патриарха священник Александр Волков.

Илья Глазунов - народный художник СССР, основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Он - автор живописного полотна "Вечная Россия", представляющего историю и культуру России за 1000 лет, а также живописных панно на здании ЮНЕСКО в Париже - "Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию". Создал серию портретов советских и иностранных политических и общественных деятелей, писателей, людей искусства, среди которых Индира Ганди, Федерико Феллини, Джина Лоллобриджида, космонавт Виталий Севастьянов, генсек СССР Леонид Брежнев и другие.

У художника была своя галерея в центре Москвы. Глазунов участвовал в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля.

Полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством".

Отец - Глазунов Сергей Фёдорович, историк.

Мать - Глазунова (Флуг) Ольга Константиновна.

Дядя - Флуг, Константин Константинович.

Пережил блокаду Ленинграда, тогда как отец, мать, бабушка и другие родственники погибли.

В 12-летнем возрасте вывезен из осаждённого города через Ладогу по «Дороге жизни».

Жил в деревне Гребло под Новгородом. После снятия блокады в 1944 году вернулся в Ленинград. Учился в ленинградской средней художественной школе, в ЛИЖСА имени И. Е. Репина в мастерской профессора Бориса Иогансона (1951-1957).

В начале февраля 1957 года в Центральном Доме работников искусств в Москве состоялась первая выставка работ Глазунова, имевшая большой успех.

Его долгие годы опекал поэт Сергей Михалков, как вспоминал о нём сам Глазунов: «которому я обязан буквально всем».

В 1977 году выставка, содержащая картину «Дороги войны» (дипломная работа 1957 года), была закрыта как «противоречащая советской идеологии». Картина была уничтожена. Впоследствии художник написал авторскую копию.

C 1978 года преподавал в МХИ.

В 1981 году организовал в Москве Всесоюзный музей декоративно-прикладного и народного искусства и стал его директором.

С 1987 года был ректором Российской академии живописи, ваяния и зодчества.

Личная жизнь Ильи Глазунова:

Первая жена - Нина Александровна Виноградова-Бенуа (1933 - 24 мая 1986), покончила жизнь самоубийством.

У пары было двое детей.

У художника (в момент, когда он был женат) был бурный роман с молодой студенткой ВГИКа Ларисой Кадочниковой.

В начале 1957 года между Глазуновым и 18-летней Ларисой Кадочниковой, пришедшей на первую выставку молодого художника вместе с мамой – знаменитой киноактрисой Ниной Алисовой, завязался ошеломительный роман. А по иронии судьбы сама Нина их познакомила, и сразу же обратила внимание мужа на необыкновенную красоту девушки. Начинающая актриса с «русалочьими глазами» сразу же стала для Ильи источником вдохновения на создание величайших полотен, которые получили мировую известность. Их неистовый роман длился более трех лет.

Кадочникова впоследствии вспоминала: «Глазунов поклонялся Достоевскому и хотел, чтобы его окружали и страсти по Достоевскому. На пределе человеческих возможностей. Только тогда он мог работать, это вдохновляло его. Он бесконечно требовал от меня признаний в любви. К нему, гению. Мне в любви он не признавался, но я видела, как горят его глаза. Понимала, что ему необходима. Да, он любил меня. И терзал».

Вторая жена - Инесса Дмитриевна Орлова.

Творчество Ильи Глазунова:

Ранние живописные работы середины 1950-х - начала 1960-х годов выполнены в академической манере, отличаются психологизмом и эмоциональностью. Заметно влияние французских и русских импрессионистов и западно-европейского экспрессионизма. («Ленинградская весна», «Ада», «Нина», «Последний автобус», «1937 год», «Двое», «Одиночество», «Метро», «Пианистка Дранишникова», «Джордано Бруно»).

Дипломная работа «Дороги войны», изображающая отступающую советскую армию в 1941 году (1957). Не сохранилась до наших дней; художником позднее исполнена авторская копия.

Автор цикла графических работ, посвященных жизни современного города. Цикл начат в студенческие годы. На листах того времени, исполненных чёрным соусом, художник изображает личные переживания своего лирического героя на фоне улиц и интерьеров Ленинграда. («Двое», «Размолвка», «Любовь»). В более поздних графических листах художник изображает наступление урбанизации на старую архитектуру и человека.

Создал живописные панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию» (1980 год, здание ЮНЕСКО, Париж).

Создал серию портретов советских и иностранных политических и общественных деятелей, писателей, людей искусства (Сальвадор Альенде, Индира Ганди, Урхо Кекконен, Федерико Феллини, Давид Альфаро Сикейрос, Джина Лоллобриджида, Марио дель Монако, Доменико Модуньо, Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов, Леонид Брежнев, Николай Щёлоков).

Театральный художник (создал оформление к постановкам опер «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова в Большом театре, «Князь Игорь» А. Бородина и «Пиковая дама» П. Чайковского в Берлинской опере, к балету «Маскарад» А. Хачатуряна в Одесском оперном театре и т. п.)

Создал интерьер советского посольства в Мадриде.

Участвовал в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля, в том числе Большого Кремлёвского Дворца.

На последних выставках в московском Манеже (2010) и санкт-петербургском Манеже (2011) выставил новые полотна «Раскулачивание», «Изгнание торговцев из Храма», «Последний воин», а также ряд новых пейзажных этюдов с натуры маслом, выполненных в свободной технике; также зрители увидели лирический автопортрет художника «И снова весна».

картины Ильи Глазунова

Общественно-политическая деятельность Ильи Глазунова:

В начале 1960-х годов Глазунов создал патриотический клуб «Родина», который вскоре был ликвидирован.

В 1970-е годы Глазунов выступил против Генерального плана реконструкции Москвы, угрожавшего практически полным разрушением исторической части города. Вместе с единомышленниками создал альбом, посвящённый «старой» Москве и отражающий утраты, понесённые в результате градостроительной деятельности коммунистического руководства. Вместе с известным композитором Вячеславом Овчинниковым ему удалось собрать подписи выдающихся деятелей науки и культуры под письмом в Политбюро ЦК КПСС. Генплан был выставлен на обозрение в Манеже и раскритикован возмущенной общественностью. После чего план был отозван, а при ГлавАПУ Москвы был создан общественный совет, без санкции которого разрушения исторической застройки не могли допускаться.

Участвовал в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, давшего легальную возможность вести борьбу за сохранение русских архитектурных памятников.

Один из создателей Петровской академии наук и искусств.

По инициативе Глазунова в Москве в 1987 году была создана Российская академия живописи, ваяния и зодчества, в которой ведётся обучение по специальностям «живопись», «скульптура», «реставрация и технология живописи», «архитектура», «история и теория изобразительного искусства». Глазунов является её ректором.

Илья Глазунов был сторонником монархии, сословных привилегий и ограничений, противник демократии и равенства прав.

В 2012 году являлся доверенным лицом кандидата в Президенты РФ Владимира Путина.

(род. в 1929 г.) русский художник

В 1944 году, когда Илья Глазунов поступал в среднюю школу при Ленинградской Академии художеств, на прием- ном экзамене он нарисовал своих друзей - деревенских мальчишек из новгородской деревни Гребло, которая стала его второй родиной. Именно сюда в начале 1942 года двенадцатилетнего Илью привезли из блокадного Ленинграда, где его родители умерли от голода. Осиротевшего мальчика приютила простая деревенская женщина, солдатская вдова Марфа Скороходова. Глазунов потом отразит ее образ во многих женских лицах на своих картинах.

Вместе с деревенскими мальчишками Илья Глазунов пас скот, занимался крестьянской работой, учился в деревенской школе. Детские впечатления остались в памяти городского мальчика, и темы деревни, незамысловатая жизнь простых русских людей, величие русской природы навсегда вошли в творчество Глазунова.

Древняя новгородская земля с ее памятниками, неиссякаемым духом старины оставила и другой след в творчестве художника - неизменную и страстную привязанность к прошлому России, отечественной истории.

Глазунов Илья Сергеевич является приверженцем классической традиции в русской живописи. После окончания средней школы он продолжил образование в Ленинградской Академии художеств, преобразованной в институт. Там все еще сохранялся дух старой, дореволюционной академии, где основательно учили рисунку, прививали уважение к классическому наследию.

Еще будучи студентом Академии, Илья Глазунов получил свою первую международную награду - Гран-при за картину «Поэт в тюрьме. Юлиус Фучик», которая была представлена на конкурсе живописцев в Праге. Вскоре после этого состоялась первая выставка картин Глазунова в Москве. Она прошла с большим триумфом, однако художнику это мало помогло. После окончания Академии он был направлен преподавателем черчения в Ижевск, откуда переехал в Иваново.

В Москву, Илья Глазунов попал благодаря помощи своих друзей и, в частности, Сергея Михалкова . Знаменитый поэт, написавший слова Гимна Советского Союза, походатайствовал за него перед министром культуры Е. Фурцевой. Так Глазунов стал москвичом. Он получил комнату в 18 кв.м. и стал писать свои картины.

Первые работы Ильи Сергеевича Глазунова, еще полны трагических воспоминаний о военном времени. Неподдельным ужасом и бедой веет от картин «Голод», «Блокада», «Дороги войны», «Мать героя». Художника упрекали за натурализм трактовки сюжетов, но он был вызван стремлением автора донести до зрителя суровость героического времени во всей его полноте, не смягчая ни одного штриха.

Однако эти темы потом вытесняются врачующим покоем русской деревни, искренностью и сердечностью простых русских людей, мягкими красками пейзажа. С этого времени Глазунов становится преданным и убежденным певцом русской земли. Монументальное полотно «Русь», написанное им в 1968 году, как бы подготовлено всеми его предшествующими пейзажами - «Плес» и «Пейзаж с водой» 1952 года, «Луга» и «Деревня Гребло» 1954-го, позднейшими работами «Детство», «Ферапонтово» и другими.

Пейзажи Ильи Глазунова в основном представляют собой открытые места; безбрежные поля и долины, отдельные деревушки и путники на дорогах - все это сообщает зрителю ощущение простора. Художник всегда тяготеет к панораме, которая вызывает представление о немереных верстах русской земли. В пейзажах Глазунова совсем нет примет современности - бегущих по дорогам автомобилей, высоковольтных опор и т.д. Художник оставляет русскую природу в ее первозданной красоте. Очевидно, в этом и заключается одна из причин сильного эмоционального воздействия пейзажей Ильи Сергеевича Глазунова на современного зрителя.

Во многих картинах художника ощущается эпический, былинный характер. Таково «Поле Куликово», «Зима», «Детство», «Господин Великий Новгород», другие полотна.

Значительное место в творчестве Ильи Глазунова занимает историческая тема. Художника особенно привлекает героическое прошлое русского народа, те эпизоды отечественной истории, когда Русь переживала нашествие иноземцев.

Вольно или невольно, Глазунов отражает в своем творчестве те чувства, которые ему самому пришлось испытать в военные годы. Поэтому в его исторических полотнах так убедительно показаны страх и смятение мирных русских людей перед безжалостной и беспощадной вражеской лавиной. Этот дух буквально пронизывает цикл картин Ильи Сергеевича Глазунова «Детство Андрея Рублева» и «Поле Куликово».

Во многих картинах на исторические темы, таких, как «Нашествие», «Штурм града» и других, Глазунов как бы отходит от канонов реалистической живописи и использует более броские приемы, которые способны сильнее поразить воображение зрителей, вызвать у них не только сочувствие или сопереживание, но и патриотические чувства. В этих случаях он выступает как публицист в живописи.

В поисках форм и путей художественной выразительности, Илья Глазунов часто обращается к живописному наследию прошлого. Так, в работах художника шестидесятых-семидесятых годов можно заметить подражание иконописи.

Особая приверженность Глазунова русской теме, эпизодам отечественной истории нравилась не всем. Художника упрекали в национальном шовинизме и великодержавности. Несмотря на то, что он считался уже зрелым мастером, его долго не принимали в Союз художников. Мастеру стоило большого труда устраивать свои выставки, а если это все-таки удавалось, то власти чинили всяческие препятствия. В прессе часто появлялись разгромные статьи по поводу творчества Ильи Глазунова и критические рецензии на его выставки.

Ситуация мало изменилась и тогда, когда его стали привечать сильные мира сего. К тому времени художник был уже известен во всем мире как замечательный мастер портрета. Ему позировали отечественные и зарубежные кинозвезды, театральные деятели, писатели, ученые. Так, Глазунов получил заказ написать портрет индийского премьер-министра Индиры Ганди , который Леонид Ильич Брежнев торжественно вручил ей во время своего официального визита в Индию. После этого, Илья Сергеевич Глазунов написал портрет самого Брежнева и многих других советских и иностранных государственных деятелей. Теперь он получил возможность разъезжать по всему миру. Его портреты нравились, и в Кремль отовсюду шли благодарственные письма.

По заданию ЦК комсомола художник ездил в Чили и во Вьетнам, где в то время шла война, и привез оттуда цикл картин, показанных на выставке. Только после этого Илья Глазунова приняли в Московское отделение Союза художников СССР.

Слава и признание, в свою очередь, вызывали негативную реакцию со стороны других художников. Глазунова упрекали в связях с КГБ, завидовали его связям с руководством страны... Однако живописец никогда не использовал их в личных целях. После того как он создал Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства в Царицыне, ему предлагали вступить в партию, чтобы можно было без особых трений назначить его директором музея. Глазунов отказался, но директором все-таки был назначен.

К творчеству Ильи Сергеевича Глазунова, как и любого другого художника, можно относиться по-разному. В некоторых его полотнах действительно отчетливо проявляется подражание древней манере живописи, в частности, иконописи. Какие-то его портреты стилизованы под лубок, излишне декоративные, даже салонные. Однако нельзя не признавать таланта художника.

Кроме портретов официальных лиц, Глазунов много писал портретов простых людей, своих современников. Начиная со студенческих лет он много ездил по стране и отовсюду привозил все новые и новые эскизы, зарисовки, почти готовые полотна.

Илья Глазунов обладает особым даром проникать в характеры людей и за внешним обликом угадывать психологию и профессиональные наклонности. С особой симпатией художник работает над женскими портретами, часто пишет свою жену. Первый потрет жены он написал в 1955 году. Черты ее облика встречаются на исторических композициях, отражаются в лицах героинь литературных произведений, которые Глазунов иллюстрировал.

Этой работой художник занимался с таким же увлечением, как и живописью. Не изменяя своим пристрастиям, он в основном делал иллюстрации к произведениям писателей-классиков - Лескова, Мельникова-Печерского, Никитина, Некрасова. Широко известны его иллюстрации к романам Достоевского и лирике Блока. Первые иллюстрации к роману Достоевского «Идиот», Глазунов сделал еще в 1956 году, а позже иллюстрировал «Белые ночи», «Преступление и наказание», «Бесов», «Неточку Незванову», сделал несколько портретов самого писателя. Наиболее впечатляющим представляется один из них, на котором бледное лицо Достоевского - с выдающимися скулами, пронзительным и напряженным взглядом из-под огромного лба - выступает из полусумрака зажатой многоэтажными домами петербургской улицы.

Илья Глазунов делал иллюстрации к произведениям и других писателей и поэтов - «Борису Годунову» А.Пушкина, «Мцыри» М.Лермонтова, «Обрыву» И. Гончарова, лирике и прозе А.К. Толстого. Особенно выразительна картина Глазунова «Иван Грозный», написанная им для романа А.Толстого «Князь Серебряный».

Весь творческий путь, Ильи Сергеевича Глазунова постоянно сопровождался яростной критикой то с одной, то с другой стороны. Но, несмотря на это, выставки картин Глазунова всегда пользовались огромной популярностью у народа, к ним всегда выстраивались длинные очереди. В записях, которые зрители оставляли после просмотра экспозиции, часто встречались одни и те же слова: картины Глазунова впервые заставили многих из посетителей осознать свои русские корни, свою живую сопричастность прошлому и настоящему России, ее радостям и невзгодам.

В 1977 году, Илья Глазунов написал картину «Мистерия XX века», которая тоже была встречена неоднозначно. Художник изобразил на полотне многих выдающихся деятелей XX века, каждый из которых оставил в истории свои след: это Николай II и Лев Толстой, Петр Столыпин и Александр Солженицын, Ленин, Дзержинский, Голда Меир, Сталин и другие. Только что высланный из страны Солженицын, на картине Глазунова изображен крупным планом, как страстотерпец, великий писатель земли русской, а лица Ленина и Дзержинского - красные, как будто залитые алой кровью. В море красного цвета плывет в гробу и Сталин.

Тогда над Ильей Глазуновым тоже нависла угроза высылки из страны, но заступился Михаил Суслов , главный идеолог партии, который решил «не плодить диссидентов», и вместо этого художника отправили на БАМ. Он привез огромное количество рисунков и портретов молодых строителей этой стройки века.

Много лет, Илья Сергеевич Глазунов преподает в Художественном институте имени В. Сурикова, хотя его приход туда тоже был связан со скандалом. Глазунов давно мечтал о том, чтобы учить молодых художников, передавать им свой богатый опыт. Однако он не решался обратиться к руководителям Академии художеств СССР, в ведении которой находится институт, поскольку знал, что они относятся к его творчеству отрицательно. Помог художнику бывший тогда министром культуры СССР П. Демичев. Он порекомендовал Глазунова ректору института и услышал в ответ, что, если тот придет в институт, половина преподавателей уволится. Этого не произошло. И тем не менее Илью Глазунова встретили неприязненно: ведь он не жаловал авангардистов, поклонников абстрактной живописи и всех других способов самовыражения. Сам Глазунов исповедовал другой метод преподавания. «Если в школе учат таблицу умножения, то ученик до конца жизни запоминает, что дважды два - четыре, ему не разрешат написать на доске: дважды два - семь, не позволят таким способом свободно самовыражаться. Прежде чем писать в свободной манере как Бог на душу положит, каждый художник обязан уметь рисовать, передать абсолютное портретное сходство, выразить дух натуры. Но для этого нужно подолгу рисовать гипсовые модели, копировать старых мастеров, проходить точно такую же школу, какую в свое время проходили Брюллов, Иванов, Репин и другие классики», - говорит Глазунов. Правда, он забывает, что те же классики часто восставали против академизма старой школы.

Но ученики Глазунова восприняли его идеи. В 1979 году он начал вести в институте мастерскую портрета и с тех пор воспитал уже немало молодых художников, картины которых демонстрируются на выставках вместе с картинами Глазунова и даже на персональных выставках. Среди них и сын художника, Иван Глазунов, который учился и продолжает учиться у своего отца.

Скоро коллеги по институту признали Илью Сергеевича Глазунова. Ему присудили звание профессора. Но художник на этом не успокоился. Он задумал открыть в Москве академию художеств, какие в советские времена существовали во всех союзных республиках, кроме России. Может быть, из этой затеи Глазунова ничего бы и не вышло, но времена переменились, и в 1986 году Горбачев подписал решение о создании академии. На первых порах большую помощь Глазунову оказал и член Политбюро ЦК КПСС Е. Лигачев и бывший тогда председателем Совмина Н. Рыжков.

Теперь Илья Сергеевич Глазунов является ректором созданной им Академии живописи, ваяния и зодчества. Его творчество продолжает вызывать столь же неоднозначное к себе отношение, как и прежде. Зрителям оно в большинстве случаев нравится, а критики чаще всего высказываются резко отрицательно. Однако художник не меняет своих взглядов и продолжает возрождать академические традиции русской живописи. В1994 году в Манеже состоялась совместная выставка картин Глазунова и его учеников - первых выпускников Академии.

Все время, силы и мысли художника посвящены живописи, выстраданному детищу - Академии и ученикам. Однако он все-таки выкраивает время и пишет книги. Глазунов написал автобиографическую книгу «Путь к себе» и закончил новую - «Россия распятая».

Непросто складывается и личная жизнь Ильи Сергеевича Глазунова. Жена художника трагически погибла, и с тех пор он живет один. У него двое детей - сын Иван, художник, который продолжает традиции отца, и дочь Вера. Она тоже закончила Академию живописи, ваяния и зодчества, где училась в исторической мастерской.

Wrote in July 9th, 2017

Ещё

«Я верил, что и один смогу что-то сделать для моей России»
9 июля 2017 года ушел из жизни художник Илья Глазунов. Стала известна причина смерти Ильи Глазунова / Народные художники СССР

В возрасте 87 лет скончался советский и российский художник-живописец, сценограф, педагог, основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова, народный художник СССР Илья Глазунов . Ещё


Художник Илья Глазунов / Фото: Г. Розов


О смерти Ильи Глазунова сообщило РИА «Новости» со ссылкой на источник в окружении художника. Позже эту информацию подтвердила ТАСС супруга Глазунова. Причиной смерти стала остановка сердца и сердечная недостаточность, передает «Интерфакс». По предварительной информации, прощание с ним пройдет в храме Христа Спасителя, но пока нет данных ни о дате прощания, ни о том, где он будет похоронен. Жизненный путь основателя Российской Академии живописи, ваяния и зодчества и его главные картины - в фотогалереях «Газета.ру» и «Ъ» .


2.

Художник Илья Сергеевич Глазунов работает над картиной «Пробудившийся Вьетнам», 1967 год / Фото: Лев Иванов


3.

В Ленинград Глазунов вернулся почти сразу после снятия блокады с города в 1944 году. Там он поступает в среднюю художественную школу / Портрет Джины Лоллобриджиды / Фото: Girolamo di Majo


4.

Итальянская актриса Клаудия Кардинале в студии советского художника Ильи Глазунова, 1967 год / Фото: С. Лидов

Илья Сергеевич Глазунов родился в 1930 году в Ленинграде. По его собственному признанию, именно этот город сделал его художником.


«Художником меня сделал Ленинград - с его громадами стройных домов, его Дворцовая площадь, его Нева, мосты, ветер...» - рассказывал он в одном из интервью. Глазунов вспоминал, что рисовал, сколько помнил себя.


5.

Художник Илья Глазунов, 1973 год / Фото: Лев Иванов


6.

Известность к Илье Глазунову пришла очень рано, еще в школе, когда в 1948 году «Ленинградская правда» напечатала заметку о нем, после чего он легко смог поступить в Институт имени Репина


7.

Большой отпечаток на Глазунова и его творчество наложили пережитые им в детстве ужасы войны, и в качестве своей дипломной работы он нарисовал картину «Дороги войны», в которой запечатлел собственные воспоминания. Картина была единодушно отвергнута руководством академии, которое назвало ее антисоветской. «Война характерна победой, а вы смакуете отступление советских войск - такого еще не было в советском искусстве»,- заявили ему тогда. В 1977 году он попытался выставить ее в Москве, но выставка была быстро закрыта, а картина изъята и уничтожена

Но с Ленинградом у Глазунова была связана и личная трагедия. Во время Великой Отечественной войны в блокаде погибла вся его семья - отец, мать и бабушка, а 12-летний мальчик уехал в эвакуацию по Дороге жизни через Ладожское озеро. Он вернулся в Ленинград в 1944-м, поступил в художественную школу, продолжил обучение живописи в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, в мастерской Бориса Иогансона, а уже в 1957 году состоялась первая персональная выставка 26-летнего Глазунова.


8.

Заслуженный деятель искусств художник Илья Глазунов (в центре) раздает автографы посетителям своей выставки, 1978 год / Фото: Владимир Вяткин


9.

Первая персональная выставка Ильи Глазунова состоялась в 1957 году в Москве. К этому времени 26-летний художник уже был известен за границей, после того как получил Гран-при на конкурсе в Чехии, но именно после выставки в Москве к нему пришло настоящее признание. Причем в СССР его называли «ответом прогнившему буржуазному искусству», а на Западе видели в нем художника, который разрушил догмы соцреализма / Фото:


10.

Народный художник СССР, академик Российской академии художеств Илья Сергеевич Глазунов. В своей мастерской на Арбате, 1978 год / Фото: Владимир Вяткин

Формальным поводом к появлению этой экспозиции, открывшейся в московском ЦДРИ, был полученный Глазуновым Гран-при - на Всемирной выставке молодежи и студентов в Праге, где он был награжден за портрет писателя Юлиуса Фучика. Но на выставке не было представлено полотно «Дороги войны», написанное в качестве дипломной работы под впечатлениями детских лет, на котором Глазунов изобразил отступающую Красную армию. Эту картину он не показывал публике несколько лет, выставил только в 1964-м на выставке в Манеже; но это была та самая выставка, раскритикованная Никитой Хрущевым, - и в итоге «Дороги войны» (так и не принятые тогдашними академиками от живописи) оказались в Доме офицеров, а потом и вовсе были уничтожены. Только в 80-е Глазунов сделал авторскую копию картины.

Позже Глазунов получил известность как автор больших, монументальных полотен на исторические темы.


В 1978 году он написал «Мистерию ХХ века», на которой объединил людей прошедшего столетия и основные его события; в 1988-м, к тысячелетию Крещения Руси, написал «Вечную Россию». Эти работы стали составной частью цикла «История России», который Глазунов составлял несколько десятилетий - в него также входят картины «Олег с Игорем», «Князь Игорь», «Русский Икар», «Канун» (Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы), «Андрей Рублев».


11.

Народный художник СССР, академик Российской академии художеств Илья Сергеевич Глазунов (в центре). После открытия второй персональной выставки в Манеже, 1978 год / Фото: Владимир Вяткин


12.

«История России - это дерзания и войны, пожары и смуты, мятежи и казни, победы и свершения. Были минуты унижения, но пробивал час, и Россия возрождалась из пепла еще краше, сильнее и удивительнее. История России - красное пламя Революции и вера в будущее. Но нет будущего без прошлого. Верю в будущее человечества, верю, что оно несет новое одухотворенное искусство, равное вершинам прошлого и, может быть, более высокое» / Фото: Г.Розов


13.

Основными темами работ Ильи Глазунова в 1950-е годы были сельские пейзажи - он много ездил по Центральной России и рисовал терема и церкви. Также он рисовал картины, посвященные Ленинграду

В живописи Ильи Глазунова специалисты выделяют несколько циклов. Например, «Городской цикл», в котором он отразил жизнь своих современников, - «Ленинградская весна», «Город», «Последний автобус». Делал он и иллюстрации литературных произведений - Николая Некрасова, Николая Лескова, Александра Островского, Михаила Лермонтова, Александра Блока, Александра Куприна. И, конечно, Достоевского.


14.

Народный художник СССР Илья Глазунов в своей мастерской, 1981 год / Фото: С. Тартаковский


15.

«Художником меня сделал Ленинград, с его громадами стройных домов, его Дворцовая площадь, его Нева, мосты, ветер... Эрмитаж - мерцание будто бы свечей, отраженное в паркете, темные прорывы картин в золоченых рамах... Сколько помню себя - рисовал. Первое мое впечатление в сознательной жизни - кусок синего неба с ослепительно белой пеной облаков, дорога, тонущая в поле ромашек, и таинственный лес вдали. С этого мига словно кто-то включил меня, сказав: “Живи!”»


16.

«Я верил в себя. Верил, что и один смогу что-то сделать для моей России»

В четвертый цикл объединяются написанные Глазуновым портреты - рабочих и колхозников, писателей и государственных деятелей, людей науки и искусства. Среди его моделей - Сальвадор Альенде, Федерико Феллини, Джина Лоллобриджида, Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов.

Кажется, Глазунов никогда не чувствовал себя «придворным живописцем».


В 60-е он был среди создателей патриотического клуба «Родина» (быстро закрытого властями) и Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). В 70-е был одним из критиков тогдашнего Генплана Москвы, который предусматривал уничтожение старой части города, готовил посвященный «старой» Москве альбом, в котором напоминал о тех зданиях, которые уже были разрушены в результате градостроительной деятельности новой власти, с композитором Вячеславом Овчинниковым писал в Политбюро ЦК КПСС - и в итоге добился того, чтобы мнение общественности было услышано.


17.

Народный художник СССР Илья Глазунов пишет портрет своей дочери, 1984 год / Фото: Виталий Арутюнов


18.

Народный художник СССР Илья Глазунов в мастерской за работой, 1986 год / Фото: Виталий Арутюнов


19.

Народный художник СССР Илья Глазунов, 1986 год / Фото: Виталий Арутюнов

При этом Глазунов получил звание народный художник СССР (в 1980-м, всего через год после того, как он стал народным художником РСФСР), в 1981-м ему доверили создать и возглавить Всесоюзный музей декоративно-прикладного и народного искусства, он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1987 году по его инициативе была создана Российская академия живописи, ваяния и зодчества.


После распада Советского Союза Глазунов оставался одним из самых востребованных художников России. Его, пожалуй, вряд ли кто-то назвал бы оппозиционером - у него сформировались монархические взгляды, на президентских выборах в 2012-м он был доверенным лицом Владимира Путина. Но живопись оставалась для Глазунова наиболее важным и приоритетным делом. Он возглавлял мастерскую портрета в Институте имени Сурикова, а в 2004-м у него появилась собственная галерея - в Москве, на Волхонке, в особняке напротив Музея изобразительных искусств имени Пушкина и рядом с храмом Христа Спасителя.
_______


20.

Илья Глазунов «Вечная Россия»


21.

Илья Глазунов «На складе»


22.

Илья Глазунов «Рынок нашей демократии»

Глазунов Илья Сергеевич родился 10 июня 1930 года в Ленинграде (сейчас - Санкт-Петербург). В 1957 году окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. В том же году состоялась первая персональная выставка Глазунова в Центральном доме работников искусства в Москве.


23.

В 1970-е годы Илья Глазунов занимался оформлением произведений русской литературной классики. Самым любимым писателем для художника был Федор Достоевский и Глазунов стремился максимально точно передать в своих иллюстрациях сочетание света и тьмы его книг


24.

Ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Илья Глазунов общается со студентами в мастерской, 1993 год / Фото: Виталий Арутюнов


25.

Известен Глазунов был как и портретист, который изображал политиков и деятелей культуры. Среди запечатленных им личностей были портреты индийского политика Индиры Ганди, итальянского режиссера Федерико Феллини, итальянской актрисы Джины Лоллобриджиды, российского актера Иннокентия Смоктуновского, оперной певицы Елены Образцовой, космонавта Виталия Севастьянова, генсека СССР Леонида Брежнева

В качестве дипломной работы в институте представил картину «Дороги войны», на которой было изображено отступление советской армии в 1941 году, однако работа была отклонена ученым советом. После вуза был распределен преподавателем рисования и тригонометрии в Ижевск, затем в Иваново, но вскоре вернулся в Москву.


26.

«Я - националист. Шовинист бы сказал, что мой русский народ самый лучший из всех других. А я, как патриот, утверждаю: русский народ не хуже других. Но я горжусь, что я русский» / Фото: Григорий Собченко


27.

В 1980-х годах Илья Глазунов приобретает репутацию самого знаменитого художника в СССР. Он становится народным художником СССР, пожизненным ректором Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества, а также преподает в Суриковском художественном училище / Фото: Григорий Собченко


28.

«Власть должна быть сильной, иначе это не власть!» / Фото: Александр Миридонов

В 1960-е годы путешествовал, создавал портреты политических деятелей в СССР и за рубежом. В 1964 году выставка работ Глазунова, организованная в одном из служебных помещений Манежа, была закрыта по требованию московского отделения Союза художников.

В 1964–1972 годах возглавлял патриотический клуб «Родина», был одним из инициаторов создания Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В 1967 году стал членом Союза художников СССР.


29.

Илья Глазунов вел активную общественную деятельность, защищая памятники старины. В частности в 1970-е годы Глазунов выступил против генерального плана реконструкции Москвы, который угрожал практически полным разрушением исторической части города и добился его отмены. Также он участвовал в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры / Фото: Дмитрий Духанин


30.

В 2012 году во время выборов президента России Глазунов был доверенным лицом Владимира Путина

С 1978 года преподавал в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова. В 1981 году по поручению Министерства культуры РСФСР организовал в Москве Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства и стал его директором. В 1987 году основал Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, став ее бессменным ректором.


31.

Илья Глазунов на встрече Владимира Путина со своими доверенными лицами


32.

Илья Глазунов умер 9 июля 2017 года на 88-м году жизни / Фото: Сергей Фадеичев

В 1990-е годы участвовал в реставрации зданий Московского Кремля, был художественным руководителем работ по реставрации Александровского и Андреевского парадных залов Большого Кремлевского дворца и оформлению интерьеров 14-го корпуса Кремля.

В 2004 году была открыта Московская государственная галерея Ильи Глазунова, в которой выставлены более 300 работ художника, подаренных им Москве.


33.

Илья Глазунов, «Дороги войны» (1985)


34.

Илья Глазунов, «Утро»


35.

Илья Глазунов. Вторжение


36.

Илья Глазунов. Великий эксперимент (Фрагмент). 1990


37.

Илья Глазунов «А.С. Пушкин. Накануне» (1994 год)

Глазунов является автором более 3 тыс. произведений. Наиболее известные полотна художника - «Мистерия XX века» (1978), панно в штаб-квартире ЮНЕСКО «Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию» (1980), «Вечная Россия» (1988), «Рынок нашей демократии» (1999). Широко известен в России и за рубежом как портретист - создавал портреты отечественных и иностранных общественных деятелей, актеров, политиков и др. Автор иллюстраций к произведениям Федора Достоевского, Александра Куприна, Михаила Лермонтова и других русских писателей. Создавал художественное оформление к постановкам Большого театра, Берлинской оперы и Одесского оперного театра.


38.

Глава правительства РФ Владимир Путин посетил галерею народного художника Ильи Глазунова, которому исполнилось 79 лет, 2009 год / Фото: Алексей Никольский


39.

Президент РФ Владимир Путин осматривает экспозицию «Музей сословий России» в Картинной галерее Ильи Глазунова. Слева - художник Илья Глазунов, 2015 год / Фото: Андрей Павлов


40.


Народный художник СССР (1980). Лауреат Государственной премии РФ (1997). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», также награжден орденом Трудового Красного Знамени (1985). Имеет государственные награды ряда зарубежных стран, золотую медаль ЮНЕСКО «За вклад в мировую культуру и цивилизацию».

"...Искусство Ильи Глазунова доносит до нас живую правду истории вечной России, духовную красоту и силу народных характеров." /В. Солоухин/


Родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. Отец - Глазунов Сергей Федорович, историк. Мать - Глазунова Ольга Константиновна. Супруга - Виноградова-Бенуа Нина Александровна (...-1986). Сын - Глазунов Иван Ильич, художник. Дочь - Вера Ильинична.

Илья Глазунов - художник, вокруг имени которого вот уже несколько десятилетий не стихают споры. Восторгам публики сопутствует острая критика, несмотря ни на что, интерес к творчеству этого незаурядного человека не ослабевает.

"Художником меня сделал Ленинград, - говорит он, - с его громадами стройных домов, его Дворцовая площадь, его Нева, мосты, ветер... Эрмитаж - мерцание будто бы свечей, отраженное в паркете, темные прорывы картин в золоченых рамах... Сколько помню себя - рисовал. Первое мое впечатление в сознательной жизни - кусок синего неба с ослепительно белой пеной облаков, дорога, тонущая в поле ромашек, и таинственный лес вдали. С этого мига словно кто-то включил меня, сказав: "Живи!"

Величайшим потрясением отозвалась в душе художника ленинградская блокада, осталась в памяти неотступным кошмаром, когда он, потеряв почти всех родных, умерших у него на глазах, чудом остался жив. 12-летнего мальчика вывезли из осажденного города через Ладогу, по Дороге жизни, под фашистскими бомбами...

Память о войне всегда живет в душе художника. Уже будучи взрослым человеком, студентом Ленинградского художественного института имени И.Е. Репина, он выразил свои впечатления военных лет в картине "Дороги войны", полной истинного драматизма и правды жизни. Глазунов предложил ее в качестве дипломной работы. Академическое начальство единодушно отвергло картину, назвав ее антисоветской, искажающей правду и смысл Великой Отечественной войны советского народа: "Война характерна победой, а вы смакуете отступление советских войск - такого еще не было в советском искусстве".

Картину несколько лет не выставляли. На знаменитой пятидневной выставке, которая проходила в Манеже в 1964 году, он все-таки осмелился ее показать. Однако выставка была закрыта, а картина передана в Дом офицеров, где была уничтожена. В середине 1980-х годов художник написал повторение уничтоженной картины. Она находится теперь в художественном музее Алма-Аты.

Выехав из Ленинграда, маленький Илья оказался в старинной деревеньке Гребло, затерянной в дремучих новгородских лесах. Вместе с деревенскими сверстниками копал картошку на поле, работал на гумне, пас колхозное стадо. Эти годы оставили глубокий след в сознании будущего художника, им он во многом обязан пониманием русского характера, ощущением поэтики русского пейзажа.

Война еще не кончилась, когда Илья Глазунов вернулся в родной Ленинград. Он поступил в среднюю художественную школу, ставшую впоследствии Институтом имени И.Е. Репина Академии художеств СССР, где занимался в мастерской Народного художника СССР профессора Б.В. Иогансона. То был период поисков своего пути в искусстве, своего понимания реализма - как выражения внутреннего мира человека, передаваемого через правду объективного мира. Следуя методу русской национальной школы, Глазунов уже на раннем этапе своего творчества много внимания уделял подготовительной работе, этюдам, пластическому решению композиции.

Под высокими сводами академического коридора - бывшей Императорской Академии художеств - 25-летний студент Илья Глазунов встретил женщину своей судьбы, которая стала его супругой, - Нину Александровну Виноградову-Бенуа. Происходила она из известной всем любителям искусства семьи Бенуа. Ее дядя, Н.А. Бенуа, 30 лет был главным художником театра "Ла Скала", другой родственник - всемирно известный режиссер и актер Питер Устинов. Его мать - родная сестра бабушки Нины Александровны - была дочерью архитектора и ректора Императорской Академии художеств Леонтия Бенуа, родного брата Александра Бенуа.

Первая выставка 26-летнего ленинградского студента Ильи Глазунова состоялась в начале февраля 1957 года в Центральном Доме работников искусств в Москве. Невиданный громоподобный успех, отозвавшийся волной публикаций в мировой прессе, возвещавшей о мощном ударе по социалистическому реализму, нанесенном молодым художником, поставил это событие в разряд исторических явлений. Основанием для проведения выставки послужило получение Глазуновым Гран-при на Всемирной выставке молодежи и студентов в Праге за созданный им образ заключенного в тюрьму писателя Юлиуса Фучика. Молодой художник решил эту тему смело и неожиданно. Он показал колодец тюремного двора, куда заключенных вывели на прогулку, и они уныло бредут по кругу, глядя в землю. И только один, чем-то напоминающий своими чертами самого молодого художника, осмелился поднять высоко голову и смотреть на красоту тающих в небе облаков и кружащихся в вечернем закате птиц. Эта картина, столь необычная и драматическая, потрясла не только международное жюри в Праге, но и советскую публику.

Обращение художника к образу автора "Репортажа с петлей на шее" было поддержано официальной идеологией в традиционном интернационалистском звучании, и это, вероятно, давало основание предполагать развитие творчества молодого художника в перспективе. Но то, что увидели потрясенные зрители на его выставке, входило в полное противоречие с советскими идеологическими установками. Художник представил 80 графических и живописных работ. В их создании выразилось творческое кредо художника-реалиста, понимающего реализм по Достоевскому - "в высшем смысле этого слова". "Нет ничего фантастичнее реальности" или, как говорил один из любимых художников Глазунова - М.А. Врубель, "только реализм родит глубину и всесторонность". Поток зрителей, желавших попасть на выставку, нарастал с каждым часом, а в день ее обсуждения властями была вызвана для укрощения страстей милиция, что впоследствии стало атрибутом и других выставок Глазунова. Официальная критика на первых порах пребывала в шоковом состоянии, затем по поводу творчества молодого художника разгорелась жестокая полемика, разделившая публику на два непримиримых лагеря.

И сегодня имя Ильи Глазунова - своего рода лакмусовая бумажка, которая сразу выявляет мировоззрение человека. Не случайно один из великих писателей современности недвусмысленно сказал: "Тот, кто против Глазунова, тот против России. И наоборот". Зрители и авторы публикаций, приветствовавшие появление дерзкого таланта, отмечали его глубоко национальный характер, говорили о правде жизни и поэтическом видении, об открытии новых и свежести трактовки таких вечных тем, как любовь, об особой чуткости к темам трагического звучания и необыкновенной для молодого художника глубине проникновения в мир Достоевского. Другие в его творчестве усматривали увлеченность западными веяниями, упадничество и пессимизм. Именно в таком духе велось обсуждение выставки в высших партийных инстанциях, которого удостоился дотоле неизвестный студент. После закрытия выставки идеологические баталии вокруг нее не закончились, что в немалой степени осложняло всю дальнейшую судьбу Глазунова.

Большинство исследователей да и сам художник выделяют четыре основных цикла в его творчестве.

Жизнь современника, поэзия будней большого города - тема его лирического "Городского цикла", в который входят такие картины, как "Ленинградская весна", "Город", "Последний автобус", "Ушла" и другие. Для города Глазунова характерно особое психологическое настроение, передающее состояние духа художника. Порой Глазунов выражает настроение своего лирического героя, показывая город, увиденный его глазами.

"Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной - есть постыдное равнодушие" - эти слова Александра Сергеевича Пушкина стали девизом Глазунова в работе над циклом "История России". "История России - это дерзания и войны, пожары и смуты, мятежи и казни, победы и свершения, - говорит художник. - Были минуты унижения, но пробивал час, и Россия возрождалась из пепла еще краше, сильнее и удивительнее. История России - красное пламя Революции и вера в будущее. Но нет будущего без прошлого. Верю в будущее человечества, верю, что оно несет новое одухотворенное искусство, равное вершинам прошлого и, может быть, более высокое..." Более 20 лет посвятил художник циклу "История России" и продолжает его. "Олег с Игорем", "Князь Игорь", "Два князя", "Русский Икар", "Проводы войска", "Канун" (Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы), "Андрей Рублев", "Русская красавица", "Мистерия XX века", "Вечная Россия" и многие другие полотна воспевают трудную и героическую судьбу Древней Руси.

Важный этап творчества художника - иллюстрация литературных произведений. Если цикл "Город" сравнивают с лирическими стихами, то о цикле иллюстраций пишут, что в нем Россия предстает во всей своей социальной многогранности, многоплановости. Иллюстрации к произведениям Мельникова-Печерского, Никитина, Некрасова, Лескова, Островского, Лермонтова, Блока, Куприна... Из прочтения всего писателя, из его книг Глазунов стремится воссоздать зримый образ Родины - такой, каким он выкристаллизовался в душе писателя. И то, что удается в итоге Глазунову, далеко не всегда "иллюстрация" в прямом смысле этого слова: это и живописное дополнение к тексту писателя, и самостоятельное произведение. Цикл подобных произведений составляет своеобразную живописную энциклопедию русской жизни былых времен. Имя художника Глазунова иногда связывают с именем Ф.М. Достоевского; цикл иллюстраций, выполненный к его произведениям, в зримой форме передает мысли-образы писателя. Достоевский научил Глазунова "искать человека в человеке", в повседневной действительности ощущать великий ход времен с его извечной яростной схваткой добра и зла, "где поле битвы - сердце человека".

Четвертый цикл работ Глазунова составляют портреты современников. "Пишу молча, - рассказывает Илья Сергеевич. - Мне необходимо почувствовать внутреннюю музыку души того человека, портрет которого я пишу. Идеальная обстановка - если при этом звучит классическая музыка: она создает настроение. Каждый портрет - экзамен для меня, я не имею права писать его безразлично. Каждый человек - Вселенная, каждый необычайно интересен: и строитель, и космонавт, и знаменитая киноактриса, и вьетнамская ополченка, и шахтер, и студент, работающий на БАМе... Нарисовать человека вовсе не означает нарисовать комплимент ему, нет, только сказать правду! И он должен быть похож, иначе это не портрет. Портрет - документ человеческого духа, реальная форма гуманизма".

Со многих портретов, выполненных Глазуновым, глядят красноречивые, волнующие, проникающие в душу зрителя глаза. Для художника характерны углубленный психологизм, умение распознать внутренний мир изображаемой личности, выразить ее духовную жизнь.

Особо интересен портрет жены Глазунова - "Нина". Художница из знаменитой династии художников Бенуа, Нина стала спутницей, другом, помощником Глазунова. Их дети, Ваня и Вера, тоже сделались прототипами персонажей многих картин Глазунова.

Ильей Сергеевичем написаны портреты рабочих и колхозников, писателей и государственных деятелей, людей науки и искусства: Сальвадор Альенде, Урхо Кекконен, Федерико Феллини, Давид Альфаро Сикейрос, Джина Лоллобриджида, Марио дель Монако, Доменико Модуньо, Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов, Сергей Смирнов... Многое написано с места событий. Будь то Чили, Вьетнам, Франция, Италия или Россия (строительство Байкало-Амурской магистрали, города и села России).

Однажды на Волге, в деревенской избе, художник увидел икону, оклад которой был расшит речным жемчугом и стеклярусом. Их созвучие было "как замерзшее окно, как спелое ржаное поле - вся гамма красоты и неповторимая форма выражения". И возникла идея: писать на инкрустированной доске с использованием жемчуга. Подобный коллаж ("Иван Грозный", "Борис Годунов", "Царевич" и другие) усиливает психологию образа, воскрешает обаяние творчества древних русских художников.

При широте взгляда, при всем разнообразии тем и изобразительных средств, высоком мастерстве живописца, своеобразии рисунка и колорита, манеры и почерка главное в творчестве Ильи Глазунова - цельность восприятия мира, его философский, идейный порыв, одухотворенность. Его работы освещены отблеском огня, который горит в душе, направляя течение мыслей. Все это составляет смысл жизни художника.

Творческая биография мастера неразрывно связана с театром. Еще в студенческие годы он был страстно увлечен музыкой, искусством выдающихся певцов и музыкантов, даже хотел было стать театральным художником. Этот импульс дал плоды в зрелую пору, когда вместе с супругой, тонким знатоком русского костюма, он создал потрясающее оформление к постановкам опер "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Н. Римского-Корсакова в Большом театре, "Князь Игорь" А. Бородина и "Пиковая дама" П. Чайковского в Берлинской опере, к балету "Маскарад" А. Хачатуряна в Одесском оперном театре...

Здесь им были продолжены традиции великих русских художников - таких, как В. Васнецов, А. Бенуа, К. Коровин, А. Головин и других, заложивших на рубеже ХIХ-ХХ веков основные принципы современного театрально-декорационного искусства. Постановки с декорациями, созданными по эскизам И.С. Глазунова, воскрешающими дух знаменитых "Русских сезонов" в Париже, имели огромный успех. Театральные критики с восторгом отзывались о "поющей живописи" Глазунова, шедшего, как всегда, и против нынешних модернистских течений, захлестнувших театральную сцену, и против казенного натурализма.

Для многих русских художников, особенно прошедших школу Петербургской Императорской академии художеств, неизменным оставался интерес к архитектуре. Не мог быть чуждым ему и Илья Глазунов, выросший в атмосфере дворцовых ансамблей родного Питера. Первым его архитектурным проектом стал конкурсный проект музея народного искусства в Палехе, выполненный совместно с молодым архитектором Поликарповым в традициях "новорусского стиля", раздавленного в годы революции натиском авангарда. Этот проект, резко отличавшийся от других, попался на глаза и приглянулся тогдашнему министру иностранных дел А.А. Громыко. Вскоре Глазунов был приглашен в Мадрид, где тогда строилось новое здание советского посольства. Но за ним оставили только работу над интерьерами. В холле и залах здания, построенного по канонам "корбюзьевского" мышления, неожиданно открылся величественный державный дух русского зодчества, который исходил от столь любимого художником Петербурга и лучших творений отечественной архитектуры! Мэр Мадрида Терно Гальван говорил, что эти интерьеры станут украшением испанской столицы. А испанские журналисты писали, что "не надо даже ездить в Россию, все известно из работ Глазунова".

Особой вехой в биографии Глазунова была битва за спасение исторической Москвы - вернее, того, что от нее осталось к началу 1970-х годов. Известно, что особенно сильный ущерб был нанесен городу в 1930-е годы при реализации Генерального плана его реконструкции, взлелеянного Лазарем Кагановичем. Святыню России, воспетую во множестве произведений, приводившую в трепет иностранцев своей красотой, Каганович объявил "невообразимым хаосом, созданным будто пьяным мастеровым", подлежащим уничтожению ради постройки "нового коммунистического города". Последующие перепланировки и перестройки довели Москву до того состояния, что она была вычеркнута из международного реестра исторических городов.

Илья Сергеевич с единомышленниками создал огромный альбом, показывающий былую Москву, несравненный образец мирового градостроительного искусства, и отражающий невосполнимые утраты, нанесенные столице, которой грозило превращение в безликий населенный пункт. Этот фундаментальный труд стал веским аргументом в руках Глазунова, неустанно бомбардировавшего высшие органы власти. Вместе с известным композитором Вячеславом Овчинниковым ему удалось собрать подписи самых выдающихся деятелей науки и культуры под письмом в Политбюро ЦК КПСС. Генплан был выставлен на обозрение в Манеже и раскритикован возмущенной общественностью. После чего он был "зарублен", имена его авторов сняты с представления на Ленинскую премию, а при ГлавАПУ Москвы был создан общественный совет, без санкции которого разрушения исторической застройки не могли допускаться.

Илья Сергеевич продолжает принимать деятельное участие в возрождении былого великолепия Старой Москвы. Среди его работ последних лет - непосредственное участие в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля, в том числе Большого Кремлевского Дворца.

Великие творцы, независимо от своей творческой профессии, всегда ощущали непреодолимую тягу к исповедальному слову. Суть этого влечения прекрасно определил Иван Ильин: "Они призваны не только творить, но и преподавать; не только созидать творения, но и подслушать свое творчество и рассказать о нем другим творящим людям... Мало самому гореть - надо других научить горению".

Не мог миновать этой стези и Илья Глазунов. В 1965-1966 годах в нескольких номерах журнала "Молодая гвардия" была напечатана его книга "Дорога к тебе" - лирическая исповедь о пути к познанию России, ее богатейшей истории и великой культуры, выделяющейся среди культур других народов своей православной духовностью. В те годы, когда само понятие "русское национальное сознание" было изъято из лексикона, эта книга воспринималась как гимн историческому бытию России, ее национальному величию.

Мысли и предчувствия, описанные в книге, Илья Глазунов упорно развивал затем и в творчестве, и в своих устных и печатных выступлениях.

В начале 1960-х годов И.С. Глазунов создал патриотический клуб "Родина", к деятельности которого были привлечены многие авторитетные люди страны. Клуб стал одним из первых питомников национального самосознания. Увы, через некоторое время он был ликвидирован. Организация Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, давшего легальную и стабильную возможность вести борьбу за национальные святыни, - тоже во многом заслуга Глазунова.

Илья Глазунов возглавляет мастерскую портрета в Институте имени Сурикова. По инициативе И.С. Глазунова в столице России в 1987 году создано уникальное учреждение - Российская академия живописи, ваяния и зодчества, в которой ведется обучение по специальностям: "живопись", "скульптура", "реставрация и технология живописи", "архитектура", "история и теория изобразительного искусства". "Считаю, что миссия педагога-художника - воспитать личность, которая понимает свое время и владеет всем арсеналом высокого реализма школ прошлого, скажем, Ренессанса, лучших русских мастеров".

Илья Глазунов и поныне остается одним из самых востребованных русских художников. Его выставки с триумфом проходят по столицам и крупнейшим городам планеты - от Мадрида до Токио, доносят душу и жизнь России до мировой цивилизации.

По результатам общественного опроса, проведенного ВЦИОМом в 1999 году накануне своего 70-летия И.С. Глазунова, он назван "самым выдающимся художником ХХ века". Его имя присвоено одной из малых планет, а ЮНЕСКО удостоило его своей высшей награды - золотой медали за выдающийся вклад в мировую культуру. Король Лаоса, в молодости хорошо знавший Шаляпина, наградил Глазунова орденом Вишну, Индира Ганди вручила премию имени Д. Неру, португальский принц Браганца - орден Святого Михаила. Две старейшие испанские Королевские академии художеств - в Мадриде и Барселоне - избрали Глазунова своим почетным членом.

И.С. Глазунов - Народный художник СССР (1980), лауреат Государственной премии РФ (1997) за реставрацию Московского Кремля, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1973), действительный член Российской академии художеств (2000), профессор, бессрочный ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, действительный член Академии менеджмента в образовании и культуре (1997).

"Из всего многотрудного, необъятного мира Илья Глазунов взял и сделал главным объектом изображения Родину, родной народ, его историю и его духовный мир... Он мастер самобытного творческого почерка, художник острый, с ярким напряженным колоритом. Его картины одухотворены и никого не оставляют равнодушными... Искусство Ильи Глазунова доносит до нас живую правду истории вечной России, духовную красоту и силу народных характеров" - так писал о Народном художнике СССР Илье Глазунове писатель Владимир Солоухин.

Живет и работает в Москве.