1 год н э в истории. Смотреть что такое "1 год" в других словарях. Вы могли работать погонщиком верблюдов, организатором соревнований голубей или собирателем собачьего навоза

Весной обсуждали с Николаем Николаевичем Лисовым проблему предложенного мной «нулевого года» - между 1 годом до нашей эры и 1 годом нашей эры. В основном я ссылался на Евангелия, согласно которым чудесное неполовое зачатие случилось у Девы Марии в день весеннего равноденствия, а Рождество соответственно пришлось на день зимнего солнцеворота. А Иоанн Креститель зачат был пожилой четой Захарием и Елисаветой за полгода до зачатия Иисуса Христа (Евангелие от Луки 1) –

26. В шестой же месяц /беременности Елисаветы/ послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,
27. к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу; имя же Деве: Мария…
30. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;
31. и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус…
34. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
35. Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
36. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в сторости своей, и ей уже шестой месяц,
37. ибо у Бога не останется бессильным никакое слово /ни одна строка бутстрепирующей Архи-Программы/…
57. Елисавете же настало время родить, и она родила сына.
58. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовался с нею.
59. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.
60. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном…
67. И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:
68. благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,
69. и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего,
70. как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих…
76. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицеем Господа приготовить пути Ему,
77. дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их,
78. по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше /«Восток свыше» приоткрывает тайну нашего Востока, откуда родом мы, русские/,
79. просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира.

Таким образом, в Священном Писании чётко указывается на особый характер года, в котором происходило вмешательство «Востока свыше» в дела земные. Есть и чисто хронологические соображения, которые позволяют безболезненно для сложившихся и документально подтверждаемых исторических датировок ввести «нулевой год». Этот почти виртуальный «нулевой год» можно не только ввести, но и для удобства перенести в какой угодно хронологический интервал, но лучше всего – между 1 годом до н.э. и нам столь привычным 1 годом от Рождества Христова. На самом деле, конечно, Иисус Христос родился раньше 1 года нашей эры и 1 года до нашей эры, ибо распят он был на Кресте Голгофы в возрасте около 45 лет («Сказали Ему Иудеи: Тебе нет ещё пятидесяти лет» - Евангелие от Иоанна 8:57). Вообще Священное Писание ещё не прочитано здраво, тем более не постигнут его высший смысл, но священно-виртуальный «нулевой год» не просто допустим, но императивен.

Ибо без «нулевого года» получается путаница с датой рождения Иисуса Христа – нонсенс и даже оксюморон, если он родился «25 декабря 1-го года от Рождества Христова», и не очень уклюже начинать летоисчисление нашей эры с дня его рождения, если этот день приходится на «25 декабря 1-го года до Рождества Христова». Тогда получается, что первое десятилетие нашей эры и все последующие столетия и тысячелетия начинаются с года на «1», а не на «0». И первое десятилетие – с 1 года по 10-ый, а наше третье тысячелетие началось не с наступления Нового 2000-го Года, а в ночь с 31 декабря 2000 года на 1 января 2001 года. А если Иисус Христос родился «25 декабря 0-го года» – всё в порядке, и можно классифицировать десятилетия, столетия и тысячелетия так, как мы привыкли – девяностые годы от 1990 по 1999 включительно, двадцатый век с 1900 по 1999 включительно, второе тысячелетие в 1000 года по 1999, третье тысячелетие с первого дня 2000-го года и далее до последнего дня 2999-го года.

А Николай Николаевич Лисовой вместе с церковными православными иерархами исчислил Двухтысячелетие со дня рождения Иисуса Христа таким хитрым способом, что оно пришлось на 7 января 2001 года, и соответственно в Назарете собрались главы православных церквей и всякие высокопоставленные лица из православных стран и отметили меж собой эту дату, что, естественно, вызвало недоумение у здравомыслящих.

Сейчас по электронной почте пришла ежедневная словарная статья Оксфордского Словаря английского языка о слове «Девяностые» /годы/» (nineties), и в ней сказано внятно - /attrib./ Of, relating to, or characteristic of the years from ninety to ninety-nine inclusive in a particular century (esp. the nineteenth or twentieth) (http://www.oed.com/cgi/display/wotd). То есть, «девяностые годы» - от «девяностого года» до «девяносто девятого года». Как видим, декады, века и тысячелетия отсчитываются от 0 до 9, а не от 1 до 10. И потому введение «нулевого года» не только упорядочивает и делает осмысленной церковную хронологию, но и снимает ныне существующее и просто вопиющее хронологическое противоречие в исчислении десятилетий, столетий и тысячелетий.

Немного подробнее про становление нашего календаря:

Глава 1: Изменчивый календарь


У современного, привычного для нас календаря за плечами долгая история. За 4000 лет своего существования он успел пережить и взлеты, и падения. Знакомую нам форму он начал принимать только в III тысячелетии до н.э. Периодически при раскопках находят кости с загадочными отметинами, однако пока невозможно заявить с уверенностью, что именно таким образом древние вели счет времени. Даже если эти зарубки действительно означают смену дней и ночей, не похоже, чтобы наши доисторические предки пользовались каким-то общепринятым календарем. Большинство, скорее всего, просто размечало дни наперед, отсчитывая с какой-то конкретной временной точки, а если подходящей кости поблизости не оказывалось, считали на пальцах рук и ног. Однако по-настоящему долгосрочные планы так не построишь, а значит, назрела необходимость в создании календаря. Только как его сделать?

Два самых главных понятия, без которых невозможна календарная система, - месяц и год. Вполне логичным и резонным для большинства наших современников было бы определить месяц как полный цикл смены лунных фаз. Сходного мнения придерживались и вавилоняне, населявшие примерно те же земли, где сейчас располагается государство Ирак, и именно смену лунных фаз они положили 3500 лет назад в основу своего календаря. Сутки начинались вечером, а отсчет нового месяца велся с появления на небе узкого серпа новорожденной луны. Лунный цикл с его четкой периодичностью в 29,5 дней буквально просился лечь в основу календаря - и древние вавилоняне не преминули им воспользоваться. Их календарь состоял из 12 лунных месяцев продолжительностью 29 или 30 дней, а начало года приходилось на весеннее равноденствие в северном полушарии, когда день равен ночи.

По аналогичному принципу строился десятимесячный календарь и у древних римлян. Предположительно он был создан одним из основателей Рима - царем Ромулом - в тот же год, 753-й до н.э., когда был заложен «вечный город». По римскому календарю год начинался в марте, а в названиях месяцев наблюдался заметный сумбур. Некоторыми из этих названий мы пользуемся до сих пор, хотя в современном календаре они выглядят довольно абсурдными: Aprilis - месяц откорма свиней, Maius - по имени провинциальной богини Майи, Iunius - в честь царицы всех богов и (верх изобретательности) September, October, November и December - седьмой, восьмой, девятый и десятый месяцы соответственно.

Однако обе цивилизации столкнулись с одной и той же проблемой: календарь, построенный по принципу смены лунных фаз, не соответствует смене времен года. Вавилоняне нашли выход: периодически добавляли лишний месяц, чтобы выровнять календарь. Римляне поступили еще радикальнее. Вместо десяти месяцев они сделали двенадцать, заполнив пробелы месяцами Ianuarius и Februarius. И все равно настораживающее расхождение между календарными и действительными временами года у римлян продолжало расти. Наконец стало очевидно, что для летоисчисления исключительно лунным календарем не обойтись.

В качестве альтернативы можно принять определение года как отрезка времени, за который Земля совершает полный оборот вокруг Солнца. Чтобы этот срок измерить, достаточно, например, посчитать время от одного весеннего равноденствия до другого - получится так называемый «тропический» или «солнечный» год. В наше время тропический год составляет 365 дней, 5 часов и приблизительно 49 минут. Он на целых 11 дней длиннее лунного, который состоит из 12 лунных месяцев и в котором календарное лето уже через 16 лет переезжает в самую середину зимы. Для долгосрочного планирования, тем более применительно к сельскохозяйственным работам, составлявшим основу основ древнеримской экономики, лунный календарь не годился.

Задачу исправить положение возложили на римских жрецов-понтификов. Они должны были корректировать календарь, добавляя недостающие дни в течение года. Способ вроде бы действенный, и с его помощью римлянам вполне удалось бы упорядочить календарь, если бы не одно но: понтифики оказались нечисты на руку. Долгие годы они единственные владели механизмом прибавки недостающих дней, и в результате в системе пышным цветом расцвела коррупция. Вместо того чтобы добавлять дни в определенном порядке, понтифики зачастую прибавляли лишние или, наоборот, откладывали добавление дней, а иногда даже месяцев, по собственной прихоти - либо из корыстных соображений, либо удлиняя срок пребывания в должности выгодного им политического деятеля. В результате нередко воцарялся хаос.

К 190 году до н.э. расхождение в римском календаре составляло уже целых 117 дней, однако между 140 и 70 гг. до н.э. понтифики как-то умудрились его подровнять и привести календарь в соответствие с временами года. Но вскоре снова началось отставание, и к 46 г. до н.э. разница в 90 дней уже воспринималась как норма. Юлий Цезарь обратился за советом к астрономам. И в 46 г. до н.э., в «год великой путаницы», Цезарь принял необходимые меры, чтобы упорядочить календарь. Он добавил два временных месяца и удлинил имеющиеся двенадцать, доведя общее число дней в том году до 445, с тем чтобы последующие годы состояли из 365 дней и начинались в январе. Народ ликовал, решив, что всем подарили по 90 лишних дней жизни. Но самое главное, с 45 г. до н.э. удалось восстановить соответствие между природными и календарными сезонами.

Однако даже 365 дней не совсем точно отражали продолжительность года. Цезарь полагал, что сможет скомпенсировать шестичасовую разницу добавлением одного лишнего дня через каждые четыре года (в так называемый «високосный» год). Таким образом, считал он, расхождений между календарем и природой больше не возникнет. Незадолго до гибели Цезаря в 44 г. до н.э. римский сенат, восхищенный мудростью этой давно назревавшей реформы, принял решение переименовать один из месяцев в Iulius, теперь известный нам как июль, - в честь Юлия Цезаря. Впрочем, старые привычки не так-то просто искоренить, и после гибели Цезаря возникло недоразумение: понтифики начали объявлять високосным каждый третий, а не каждый четвертый год. Ошибку исправили только при Октавиане Августе, временно упразднив високосные годы, а когда в 8 г. н.э. календарь выровнялся, ввели снова. За эту и другие заслуги перед обществом именем императора назвали шестой месяц - Augustus, и перечень названий, которыми мы пользуемся по сей день, сформировался окончательно.

Это не значит, впрочем, что месяцы больше не пытались переименовать. Император Тиберий, проявив неожиданную скромность, не позволил сенату назвать в честь самого себя и своей матери сентябрь и октябрь. Коммод, напротив, вознамерился увековечить свои многочисленные имена в названиях всех двенадцати месяцев. Декабрь, как известно, он повелел, питая страсть к образу воительниц-амазонок, переименовать в амазоний. Нерон поступил осмотрительнее и только апрелю, в память о неудачном покушении, присвоил новое название - нероний. Ближе к нашим дням, в XVIII веке, французские революционеры заменили все римские названия месяцев описаниями типичных для каждого из них погодных условий. Так, например, «термидор» в переводе «жаркий». Но для государства, претендующего на роль империи, раскинувшейся в нескольких частях света, эта затея оказалась несостоятельной. К огорчению переименователей, их стремление обессмертить свое имя в календарных названиях осталось неразделенным, и августом все переименования закончились.

Юлианский календарь - первая удачная попытка отобразить действительность, однако и его 365 дней и 6 часов не вполне соответствуют реальной картине. Юлианский календарь спешит на 11 минут. За одну человеческую жизнь такое небольшое расхождение заметить сложно, должно пройти 130 лет, прежде чем накопятся лишние сутки. Однако в масштабе истории разница становится ощутимой. К середине XVI в. календарь опережал действительность уже на 12 дней.

Этот сдвиг вызывал серьезные вопросы по поводу христианского календаря. Самый острый - когда отмечать главный церковный праздник года, Пасху. По мере распространения христианства в Европе и за ее пределами все больше разногласий возникало в толкованиях Библии касательно времени празднования Пасхи. Евангелие насчет точной даты Воскресения Христова высказывается достаточно туманно. А если еще вспомнить, что в Евангелии хронология событий дана по иудейскому лунному календарю, путаница неизбежна. Когда же предлагает отмечать Пасху юлианский календарь?

Разночтения попытались устранить в 325 г. н.э. на Никейском соборе, когда в город Никею, расположенный на территории современной Турции, съехались высшие чины христианского духовенства. В результате был найден компромисс. Лунные фазы предполагалось объединить с солнечным календарем, который ввел Юлий Цезарь. Отныне Пасху постановили праздновать в первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием. Не сказать чтобы это решение упростило людям жизнь: дата празднования смещается от года к году и Пасха бывает то «ранней», то «поздней». Однако что сделано, то сделано. Пасха теперь навсегда привязана к весеннему равноденствию.

В середине XVI в. на Тридентском соборе священнослужители наконец перестали сомневаться, что расхождение между календарем и действительностью требует безотлагательного рассмотрения. Задачу возложили на папу Григория XIII, и тот, по примеру Юлия Цезаря, обратился за советом к астрономам. В 1582 г. он предложил укоротить текущий октябрь на десять дней. В результате весеннее равноденствие пришлось на 21 марта - на ту же дату (в пересчете), которую определил для весеннего равноденствия Никейский собор.

Для того чтобы сделать календарь саморегулирующимся и раз и навсегда избавиться от этой головной боли, решено было по-прежнему считать високосные годы за исключением тех, что попадают на рубеж столетий. Из них високосным становится только каждый четвертый. Так, год 1600 был високосным, однако 1700, 1800 и 1900 гг. не довелось прибавить лишний день, который они бы получили прежде, по юлианскому календарю. Реформированный календарь спешит лишь на полминуты в год, поэтому дополнительный день для устранения этой разницы понадобится вводить лишь через 2880 лет. Впервые календарь был окончательно приведен в соответствие с действительностью. Он вошел в историю как григорианский.

К сожалению для Григория XIII, он выбрал не лучшее время для введения единого для всей Европы календаря. В 1517 г. Мартин Лютер положил начало Реформации, прибив к вратам Виттенбергского собора перечень претензий к церкви. Прокатившаяся вслед за этим по Европе волна перемен превратила ее в лоскутное одеяло, где протестанты соседствовали с католиками. В результате большинство католических стран перешли на григорианскую систему охотно и практически сразу, а протестанты отнеслись к ней с недоверием. В Британии, например, энтузиазм Елизаветы I сдерживало протестантское духовенство. А в католической Европе реформа календаря часто оборачивалась забавными казусами. Так, в Бельгии 1 января 1583 г. наступило сразу после 21 декабря 1582 г., поскольку именно на эту дату назначили переход, и все население осталось в том году без Рождества.

Еще одно неудобство вызвала смена календаря: даже при коротких путешествиях из одной христианской европейской страны в другую могла возникнуть путаница. Покидая католическую страну и прибывая в протестантскую, человек одновременно перемещался назад во времени. Еще сложнее было с путешествиями в Британию и колонии ее зарождающейся империи, поскольку к смещению календарей относительно друг друга добавлялась разница в дате начала нового года. По григорианскому календарю год начинался 1 января, тогда как в Британии по юлианскому - 25 марта. Путешественник, приехавший из континентальной Европы в Британию между 1 января и 24 марта попадал (по крайней мере формально) в прошлый год.

На новый календарь Британская империя перешла только в сентябре 1752 г., причем отнимать пришлось уже не 10 дней, а 11, поскольку с момента вступления в силу нового календаря в континентальной Европе миновал уже целый век. Многих возмутила потеря этих 11 дней. Лозунг «Верните нам наши 11 дней» присутствует на одной из гравюр серии «Выборы», созданной Уильямом Хогартом. Вспыхивали «временные бунты», один из которых, в Бристоле, даже закончился гибелью нескольких человек.
Помимо этого, переход на новый календарь имел серьезные финансовые последствия для сборщиков налогов и податей. В 1753-м, первом полном году по григорианскому календарю, банкиры отказывались платить налоги, дожидаясь положенных 11 дней после привычной даты сборов, 25 марта. В результате финансовый год в Британии начинался 6 апреля и так продолжается по сей день, как символ тех больших перемен, что произошли 250 лет назад.

Прочие христианские страны и некоторые конфессии хранили неожиданную верность юлианскому календарю. Если Швеция сменила календарь в 1753 г., через год после Британии, многие страны Восточной Европы придерживались старой системы вплоть до XX века - так, Греция перешла на новый календарь лишь в 1924 г. Одной из разновидностей юлианского календаря до сих пор пользуется православная церковь, а из государств мира - Эфиопия, и в ближайшее время ни там, ни там менять ничего не собираются.

Прочие государства и конфессии, не принадлежащие к христианским, испытывали еще меньшую потребность переходить на григорианскую систему. Исламский религиозный календарь по-прежнему основывается на смене лунных фаз и смещается относительно действительности: новый год за семнадцатилетний цикл плавно переезжает из зимы в лето. В качестве светского календаря Турция приняла григорианский только в 1926 г., а Китай еще позже - лишь в 1949-м.

Конечно, происходившая на протяжении многих веков свистопляска вокруг изменений календаря может показаться нам забавной, однако и мы недалеко ушли от предков. Мы тоже не застрахованы от ошибок. Сколько народу собиралось праздновать наступление нового тысячелетия в 2000 г? А ведь отсчет начинается не с нулевого года. По крайней мере история нас учит: если мы хотим праздника, нужно определиться со временем.

.

А это небольшой кусок из второй главы этой же книги как раз по теме поста:

Мы привыкли и принимаем как должное, что летоисчисление ведется «от Рождества Христова». До падения западной Римской империи было по-другому. Только в начале VI века н.э. монах скифского происхождения Дионисий Малый изобрел нынешний метод отсчета. Летосчисление как таковое его, впрочем, не интересовало, он искал способ определять даты празднования Пасхи. У Церкви с этим постоянно возникала путаница. После того как в 325 г. н.э. Никейский собор постановил связать Пасху с лунными фазами и весенним равноденствием, никто толком не понимал, как делать расчеты. В довершение всех бед в Церкви наметились разногласия, которые впоследствии выльются в Великий раскол: весеннее равноденствие приходилось у восточной и западной половины на разные дни. В большинстве случаев это не играло никакой роли, однако время от времени «восточная» и «западная» Пасхи праздновались с разницей в неделю, что отнюдь не способствовало единству Церкви.

В 525 г. н.э. по указанию Римской церкви Дионисий принялся вычислять дату Пасхи. Сопоставив пасхалию, составленную в Александрии, и дату весеннего равноденствия - 21 марта, он продолжил таблицу пасхалий Восточной церкви, внеся некоторый элемент единства. Но что же придумать для обозначения лет?

До Дионисия годы обозначали кто во что горазд. Древнегреческий историк Тимей ввел способ летоисчисления по олимпийским играм - «олимпиады» у греков означали отрезки времени. Другой общепринятой в христианском мире традицией обозначения лет был отсчет от смерти Христа, то есть в нашем летоисчислении от 28 г. н.э. Указывая народу, когда праздновать Пасху, Церковь зачастую руководствовалась датой восшествия на трон римского императора Диоклетиана - в 284 г. н.э. Такая точка отсчета Дионисия никак не устраивала, поскольку Диоклетиан был известен гонениями на христианскую церковь. Гораздо более приемлемым монаху показалось связать Пасху с рождением Иисуса Христа. Позже были введены сокращения «до Р.Х.» - до Рождества Христова и «Р.Х.» - от Рождества Христова, нашей эры (на латыни AD - Anno Domini, «год века Господня»). Постепенно этот способ распространился до самых дальних границ Европы. Однако Мэлори даже в XV в. приводит год начала поисков Грааля по системе отсчета от смерти Христа.

Вывод из этого следует такой: источникам, освещающим события до 525 г. н.э. и даже чуть более поздние, можно верить лишь с большой оглядкой. К сожалению, Дионисий совершил ошибку. По его вычислениям рождение Христа пришлось на 25 декабря I в. до н.э., так что первый год нашей эры был первым годом жизни Иисуса. По более ранним источникам Дионисий установил, что Иисус родился в 28-й год правления императора Августа. Однако он упустил из вида, что первые четыре года у власти император звался Октавианом. Он успешно правил Римской империей с 31 г. до н.э., но официально взошел на трон лишь в 27 г. до н.э., и только тогда сменил имя, став Августом. Безотносительно всего этого нам сейчас известно, что царь Ирод умер в 4 г. до н.э. Значит, именно тогда и должен был родиться Иисус - в 4 г. до н.э.


Кстати, рекомендую книгу. Она небольшая, но интересная. Автор: Крис Тёрни - британский геолог, заведующий кафедрой физической географии в Эксетерском университете (Великобритания), автор более 50 научных работ и статей в журналах.

Подарили вот такую книгу:

Множество интересных фактов открывается, если внимательно читать историю.

Судите сами про первые сто лет нашей эры.


Начну с того, что Христос вероятней всего родился в 6-5 году до н.э. и к 1 году он был уже даже не младенцем, а ребенком. Это очевидно из того факта, что Ирод Великий умер в 5 году до н.э. Естественно распят и воскрес Господь никак не в 33 года от роду, как принято считать. Мы не знаем точно (Библия не говорит об этом), но на момент распятия Христу могло быть как минимум 36 лет (если Он родился в 5 веке до н.э. и распятие и воскресение произошло в 31 году), а как максимум 39 лет (если Он родился в 6 веке до н.э. и распятие и воскресение произошло в 33 году).

В 10 году н.э. римский сенат принял решение о том, что в случае убийства господина все до одного рабы и вольноотпущенники на тот момент находившиеся в доме подлежат казни. Так в 61 году префект Рима Педаний Секунд был убит своим рабом. В результате были казнены 400 (!) его рабов находившихся на момент убийства в доме, но к смерти хозяина не причастных. Обратите внимание на количество рабов - это обычное число для влиятельного патриция. В 19 года умер Германик - муж внучки Августа. Вдова убитого обвинила в его отравление нового императора Тиберия. Тот принял закон «Об оскорбление величества», на основании которого отправил Агриппину в ссылку, а ее сыновей, правнуков Августа вообще казнил. Это показывает, насколько дикие и жестокие нравы царили в Римской империи которую всегда принято представлять как цивилизованное государство. Может это и цивилизация, но мягко говоря с античеловеческими законами…

Дикость римлян приносила им повсеместные проблемы. Например, в 60 году Тигран, племянник армянского царя Тиграна IV, был посажен римлянами на армянский престол. Однако, уже вскоре армяне ненавидевшие римлян за их жестокость, публичные казни и пытки перешли на сторону парфян и подняли против них восстание. В 62 году парфяне вместе с армянами на голову разбили римлян, которые вынуждены были капитулировать и покинуть провинцию. Это подстегнуло к бунту Иудею уже буквально через четыре года.

У римлян были жестокие законы, но даже их они нарушали, когда им нужно было показать еще больше жестокости. Так в 66 году римский наместник Гессий Флор устраивает в Иерусалиме резню - он убил 3600 человек и вопреки закону (!) распял несколько иудеев имевших звание римских всадников. Сложно оценивать Римскую империю по ее законам, когда достоверно известны случаи, когда эти же законы чиновники нарушали.

В 19 году иудеи были изгнаны из Рима. То есть во времена, когда Христос еще взрослел в империи процветал антисемитизм. В 49 году евреи среди которых уже было много христиан изгнаны из Рима снова. Вообще, изгонять «странных» с точки зрения язычников людей в Риме любили. Так в 71 году из Рима изгнали философов и астрологов. Просто, потому что, они казались какими-то неблагонадежными и чудаковатыми.

Понтий Пилат становиться правителем Иудеи в 26 году; в 27 году Иоанн Креститель крестит Иисуса Христа; в 28 году Иоанн Креститель казнен Иродом Агрипой; не позже 33 года распят и воскрес Иисус Христос (возможно в 31 году); в 36 году Понтий Пилат уже обвинен в плохом управление Иудеей и отозван в Рим. Какие-то десять лет, которые перевернули мир…

В 33 году, когда возможно был распят Иисус Христос, в Римской империи произошел самый масштабный финансовый кризис в I веке нашей эры.

Иудея всегда была самой неспокойной частью империи. Реально много хуже Галлии, германских, британских провинций и Армении (где тоже всегда было неспокойно). Первые очень масштабные волнения в I веке в ней случилось уже в 40 году (хотя до этого евреи тоже часто бузили, но до войны не доходило). Тогда Калигула потребовал установить свою статую в Иерусалимском Храме. Только его неожиданная смерть спасла страну от начала Иудейской войны уже в 40 году. В 52 году новый прокуратор Иудеи Антоний Феликс подавляет еще одно масштабное восстание.

Уже спустя 4 года после попытки установить статую в Храме и смерти Калигулы в Иерусалиме в 44 году Ирод Агриппа казнил Иакова Старшего. В том же году Агриппа и умер.

Родившийся в 61 году Плиний Младший был единственным свидетелем извержения Везувия который описал это событие и записи дошли до наших дней. Таким образом, жизнь Христа описали намного больше непосредственных свидетелей события (подробно Матфей и Иоанн, а также частично Петр, Иаков и Иуда в своих посланиях), чем извержение Везувия.

В 62 году был убит апостол Павел, а в Иерусалиме был казнен Иаков Младший. В этом же году римский император Нерон развелся со своей женой Октавией и женился на Поппее Сабине. Октавия, известная своей добродетелью, была обвинена в прелюбодеяние, и сослана, а затем по приказу Нерона убита. Спустя два года (в 64 году) Нерон сжег Рим, обвинил в этом христиан, устроил их массовые казни, и тогда же вероятней всего был распят апостол Петр. То есть Павел был казнен вероятней всего на два года раньше Петра.

В 66 году начинается Иудейская война. Христиане тогда покидают Иерусалим и уходят в Пеллу за Иорданом. Апостолы Петр и Павел уже до этого не дожили. Через три года после ухода христиан 10 сентября 70 года Тит овладевает Иерусалимом и разрушает Храм. Тогда же начинается работа над Евангелиями Матфея, Марка и Луки, которая длиться десять лет. Еще через три года в 73 году пал последний очаг иудейского сопротивления - Масада.

Книга Деяний Апостолов была окончательно сведена и отредактирована в промежуток между 80 и 90ми годами. В то же десятилетие в 86 году Римский император Домициан первым принял титул «господин и бог» (dominus et deus).

Окончательная редакция Евангелия от Иоанна появилась к концу 90х годов. Любопытно, что Иоанн еще заканчивал Евангелие, а уже появилось послание к Коринфянам Климента Римского, которое не вошло в канон Нового Завета. То есть еще были живы последние апостолы, когда уже начали активно действовать и созидать Церковь мужи апостольские. В то же десятилетие Иосиф Флавий пишет «Иудейские древности». В 96 году был новый виток гонений на христиан от императоров Домициана и Нервы. В 98 году по приказу Траян Климент Римский сослан в Крым, где он находит довольно большую общину христиан, многие из которых были из иудеев.

В 100 году в Крыму убивают Климента Римского и в том же году рождается христианский апологет Иустин Философ.

Такое вот насыщенное событиями столетие…

6 591

Как известно, наша эра началась с большим запозданием. Только через два столетия после утверждения христианства в Римской империи монах Дионисий Малый сумел, по заказу папы, вычислить дату Рождества Христова. Он предложил сменить очередной 241 год эры Диоклетиана — языческого императора, гонителя христиан — на 525 год новой христианской эры. Предложение было принято не сразу и не всеми, но нам сейчас важнее другое: как жили люди Земли за пять веков до Дионисия, в начале неведомой им самим эры — полагая, что живут в 754 году от основания Рима, или в первом году 195 Олимпиады, или в 543 году от воплощения Будды?

Окинем «космическим» взглядом тогдашнюю Землю — покрытую в основном лесами и степями, но населенную уже тремя сотнями миллионов людей. По берегам Нила, Евфрата, Хуанхэ плотность населения достигла сотен человек на квадратный километр.

Население многих городов исчисляется десятками тысяч, а великие столицы — Рим и Александрия в Средиземноморье, Антиохия и Ктесифон на Ближнем Востоке, Паталипутра в Индии, Саньян и Чанъань в Китае — уже перешагнули полумиллионный рубеж. Такая населенность говорит о высокоразвитой экономике. Действительно — на рубеже новой эры античные общества имеют в своем активе не только совершенную технологию земледелия и ирригации, богатейший набор разнообразных ремесел, но и широко разветвленную систему товарного производства, а вместе с нею — высокую культуру финансового дела.

Знаменитая формула «Деньги — Товар — Деньги» широко применялась вавилонскими финансистами еще за 7 веков до новой эры. Двумя веками позже эта формула проникла в Элладу, где относительная перенаселенность вынуждала многочисленные полисы к межгородскому разделению труда и интенсивной торговле. Рим перешел к товарному хозяйству позже — во время долгой изнурительной войны с Ганнибалом, когда отток рабочих рук в армию и быстрый рост военной промышленности взвинтили цены на продукты питания.

Одновременно сходные процессы шли в Китае, разделенном на десятки враждующих княжеств. Здесь дальновидный купец Люй Бу-вэй выступил пионером новой формулы: «Деньги — Власть — Деньги». Своими средствами он помог взойти на трон царства Цинь малолетнему принцу Чжену — и пожал стократные плоды этой инвестиции, когда принц стал владыкой всего Китая, императором Цинь Ши хуанди.

С тех пор прошло два столетия. В начале новой эры экономика античных обществ кажется такой же процветающей — с точки зрения тех, кто пожинает и распределяет плоды этого процветания. Правда, есть еще рабы; их много местами больше, чем свободных. Но ведь это же не люди! В сельскохозяйственном трактате римского экономиста Колумеллы раб классифицирован как «говорящее орудие» — в отличие от плуга, который молчит, и от вола, который мычит. Раб так же необходим для античного способа производства, как плуг и вол.

Но класс рабов не воспроизводится с достаточной интенсивностью. Значит, нужны постоянные войны для обращения свободных людей в рабство, и полезные люди — пираты, поставляющие рабов на рынок во время мира… Так рассуждают представители правящих слоев всех античных государств. Поэтому агрессивные войны — неотъемлемая часть античной политики, неизбежное следствие интенсивного рабовладельческого хозяйства.

Вглядимся в политическую карту мира, какою она была в начале новой эры. Начнем с той полосы цивилизаций, которая протянулась поперек Евразии от Геркулесовых столпов через все Средиземноморье, Ближний Восток и Иран, а дальше делится Гималаями на две ветви: «индийскую» на юге и «китайскую» на севере.

В этой зоне обитало более 80 процентов человечества; здесь располагались все крупные города, все значительные государства Земли. Впрочем, великих держав в ту пору было немного: колоссальная Римская империя на западе, столь же огромная империя Хань на востоке, да их гораздо менее могучие соседи-соперники: Парфянское царство в Иране и кочевая держава Хунну в степях Монголии. Все четыре державы — почти ровесницы: они сложились во второй половине 3 века до н.э. Но структура и судьбы у них разные, и рассматривать их стоит попарно: Рим — Парфия и Хань — Хунну.

Первая пара держав охватила так называемый «Эллинистический мир». Здесь давным-давно сформировались первые земледельческие цивилизации; здесь сложились первые государства шумеров и египтян. Политическое наследие этих древнейших народов позволило персам создать в этом районе первую в мире устойчивую многоэтническую империю. Другие пришельцы — эллины — создали под влиянием древней критской культуры такую замечательную структуру, как полис — самоуправляемый республиканский город. Александр Македонский попытался соединить эти два достижения — персидскую державность и эллинскую муниципальность — в единый жизнеспособный организм, охватывающий всю Западную ойкумену.

Эта попытка не удалась: не было экономической основы для устойчивой «вселенской» державы. Но македонский опыт экспорта греческого полиса на Ближний Восток прошел успешно. Через три века после Александра погибли уже все царства, основанные его преемниками — а полисы процветают в Египте и Сирии, в Иране и Средней Азии. Даже парфянские цари признают самоуправление полисов в пределах своей державы.

Но главный полис Запада — это Рим. Дорого стоило римлянам их первенство. Город сложился, как лагерь изгоев и беглецов из разных полисов Средней Италии. Конфликты в этой пестрой массе были часты и остры, а соседи враждебно относились к новой слободе гулящих людей. Объединенные недоброй судьбой, римляне поневоле развили в себе редкую гражданскую зрелость и политическую гибкость. Рим оформился как республика, сочетающая высокий уровень предприимчивости граждан со столь же высокой самодисциплиной, с сильной властью выборной администрации и авторитетным наследственным сенатом. Все это скреплялось почти непрерывным военным положением в республике: если римляне не оборонялись от кого-то, то по инерции на кого-то нападали, и, по словам греческого историка Полибия, «опаснее всего они были тогда, когда им самим более всего приходилось опасаться».

Однако вершиной политических достижений римлян стала их многоступенчатая система союзничества и гражданства. Чем больше услуг оказывало Риму то или иное племя, тем большую долю прав и привилегий римского гражданина получали члены этого племени. Привилегии были значительны: право на военную помощь при нападении извне, доля в совместной военной добыче и страховка на случай военного разорения, допуск на контролируемые Римом рынки, облегчение торговых пошлин и т.п. Такая умная щедрость римлян к союзникам в сочетании с хладнокровной беспощадностью к побежденным привела Рим к господству над всей Италией.

Побежден был и Карфаген — торговая аристократическая республика финикийцев на африканском континенте, с отличным флотом и профессиональной наемной армией, но без больших людских ресурсов. Одолев грозного Ганнибала, римляне обнаружили вдруг, что ни одна держава в Средиземноморье не может устоять против их военно-государственной машины, против римского сплава отваги, алчности и упорства. Тогда римлянам впервые стало нечего опасаться извне. И сразу же в их державе начались внутренние распри, затянувшиеся на целый век — от Гракхов до Августа.

Отчего так получилось? Во имя чего владыки Средиземноморья убивали друг друга под знаменами Мария и Суллы, Помпея и Цезаря, Антония и Октавиана? В сущности, борьба шла за тот или иной способ навести порядок в великой державе, которая переросла рамки старого полиса и требовала иных политических учреждений, соответствующих новым производительным силам общества.

Первыми поднялись малоземельные крестьяне, вытесняемые латифундиями «всадников» — новых римских богачей-рабовладельцев — и не желавшие превращаться в лишних людей — «пролетариев». Это движение, возглавленное братьями Гракхами, было подавлено военной силой. Но нужно было создать новую сферу занятости для пролетариев — и военная реформа Мария открыла им путь в армию. Так армия стала новым (и последним) оплотом демократии в римской державе.

Следующий шаг сделали италики — те подданные Рима, которые не успели добиться гражданского полноправия до победы над Карфагеном и которым сенат теперь отказывал в их требованиях. Италики восстали с оружием в руках; с огромным трудом легионеры Мария и Суллы одолели их, а потом правители Рима все же пошли навстречу требованиям италиков. Уже не сенат, а военные диктаторы Рима распространили римское гражданство на всю Италию и на те земли, где они вербовали своих легионеров. Так было восстановлено социальное единство державы. Оставалось политически оформить обновленный социум, уравновесив претензии новых классовых сил: легионеров — «демократов от меча», и всадников — «аристократов от кошелька». Долгий процесс остывания и кристаллизации этого кипящего хаоса мы называем установлением Римской империи; начало ей положил в канун новой эры Октавиан Август.

Каков он — первый римлянин своей эпохи? Невзрачный человек с неярким характером… Однако Цезарь усыновил его, назначил главным наследником и девятнадцатилетний юнец из провинции явился в Рим, спокойно предъявил всевластному Антонию свои права на великое наследство. Не обладая политическим опытом, Октавиан сумел, однако, сперва заключить союз с Цицероном и сенатом против Антония — а затем, укрепившись, породнился с Антонием и предал вчерашних союзников, легко согласился на убийство Цицерона. Не отличаясь ни полководческим даром, ни особой храбростью, Октавиан одолел в гражданской войне талантливого и популярного полководца Антония. Будучи слабого здоровья, он дожил до 76 лет и полвека простоял на вершине власти, работая обычно по 14 часов в день.

Какие особые таланты нужны для такой карьеры? Огромное честолюбие, железная воля, великий дар администратора… и еще — чрезвычайно развитое чувство долга, ответственности за исполняемую должность. Похоже, что Октавиан смолоду привык глядеть на весь мир как на театр, где главное для актера — безупречно сыграть роль длиною во всю жизнь, ни разу не сбившись и сделав все, чего потребует Судьба. Такая работа требует постоянного насилия над своей личностью. Видимо, Октавиан созательно превращался с годами в идеального политического робота, играющего роли Императора, Консула, Трибуна, Цезаря, Августа, Верховного Жреца, Отца Отечества, Наилучшего Правителя — все эти титулы были ему даны послушным сенатом.

В начале новой эры Августу исполнилось 63 года. Правит он уже 30 лет, и главное дело жизни сделано: Римская держава обрела внутренний мир и порядок. Согласно переписи, в государстве насчитывается более 4 миллионов полноправных граждан. Прочих подданных Рима не перечесть но их, по крайней мере, вдесятеро больше. Август продолжает распространять гражданство в осторожном темпе — но реальное содержание привилегий римского гражданина неуклонно падает. Два века спустя император Каракалла «дарует» римское гражданство всем своим подданным; этот эдикт не будет иметь большого значения.

Фактически Римская держава превратилась в монархию. Но на официальном жаргоне ее еще долго будут именовать республикой, ибо сенат действует (под руководством Августа). Сенаторы управляют провинциями — но лишь теми, где нет легионов; губернаторов пограничных провинций назначает император. Он — верховный главнокомандующий 30 легионов; он назначает префекта, управляющего Городом в отсутствие Августа. Прошли времена, когда городские и государственные дела решались на Форуме — голосованием, или схваткой между гражданами. Теперь все текущие вопросы решаются в канцелярии Августа: там вершат дела вольноотпущенники императора из числа ученых рабов — греки или сирийцы, не имеющие даже гражданских прав.

Важнейшие проблемы державы обсуждает Государственный Совет, составленный из сенаторов — но сенату не подвластный. Наоборот — сенат подвластен императору, который решает вопросы о пополнении сената новыми членами или об исключении провинившихся сенаторов. Август контролирует и состав «второго сословия» — всадников, поставляющих кадры для офицерского состава армии и администраторов в римские провинции. Для вступления в привилегированные сословия требуется довольно высокий имущественный ценз; однако при наличии достаточных средств, или знатного происхождения и деловой хватки римлянину имперской эпохи нетрудно сделать карьеру в рамках государственной машины.

Но только в этих рамках! Политической самодеятельности в Риме больше нет: такова цена, уплаченная за прекращение гражданских усобиц. Подавляющее большинство современников Августа не считает эту цену чрезмерной: ведь римляне перестали убивать друг друга, экономика процветает, а внешняя политика успешна. Город Рим регулярно снабжается хлебом из Египта, подвластного лично императору. Парфянский царь под угрозой римского вторжения освободил всех пленных римлян и вернул Августу знамена легионов Марка Красса, разгромленных полвека назад в битве при Каррах. Римская цивилизация укоренилась в Галлии; довольно успешно идет завоевание Германии. Римские легионы прошли всю Испанию и Северную Африку, укрепились на Рейне и на Балканах, побывали в Британии и на Евфрате — и почти всюду были непобедимы.

Все это — бесспорные успехи; но успехи государственной машины, а не общества в целом. Римский социум вступил в эпоху кризиса, и отчуждение имперской власти от управляемых масс — не причина, а следствие глубоких экономических процессов. Произошел переход от фермерского сельского хозяйства к латифундиям; народное ополчение превратилось в профессиональную армию, пожирающую чужие народы и истощающую свой этнос… Это явный шаг назад — от производящей экономики к присваивающей!

Отныне римская держава обречена на деградацию — экономическую и политическую. Медленнее всего будет деградировать военная машина, постепенно превращаясь из национальной армии в «иностранный легион», набираемый из окрестных варваров. Но стоит такой армии ослабеть — и империя рухнет от ударов тех варваров, с которыми она еще вчера легко справлялась.

Столь же печальна судьба римского народа в начале новой эры. Отчуждение основной массы граждан от развития экономики и державы разрушило привычную систему ценностей — тех идеалов, которые объединяют толпу людей в единый этнос, позволяют им ощущать себя частями великого целого. Республиканские римляне поклонялись многим богам, но самой важной богиней была Рома — символ Города вместе с народом, его населяющим. Империя — не замена Роме. Она служит божеством только для своих жрецов — немногих администраторов и военачальников, чьи личности вполне самовыражаются в служении государственному механизму.

А простые грваждане Рима чувствуют себя осиротевшими, духовно ограбленными. Отсюда — жадный поиск новых ценностей, новой веры и новых богов, дающих прочную основу для душевного спокойствия, для уверенности, что ты правильно живешь, и для надежды на лучшую долю в загробном мире. Чего только не перепробуют римляне в первые века новой эры: «все культы в гости будут к ним», кроме разве что буддизма. Окончательный выбор будет сделан в пользу христианства — самой «личностной» из ближневосточных религий. Имперская машина не одобряет новую веру — но противопоставить ей она ничего не может. В конце концов император Константин объявит Христа равноправным с богами-олимпийцами, чтобы крепче привязать обновленный народ к старой державе. Но державу это не спасет…

Историческая хронология, как известно, делится на два периода. Вначале было время, которое современники называют этапом до нашей эры. Оно заканчивается с наступлением первого года. В это время началась наша эра, которая до сегодняшнего дня и длится. И хотя сегодня, называя год, люди не говорят "н. э.", тем не менее, это подразумевается.

Первые календари

Процесс эволюции человека создал необходимость упорядочить даты и время. Древнему земледельцу нужно было максимально точно знать, в какое время ему лучше засевать семена, животноводу-кочевнику - когда переходить на другие территории, чтобы успеть обеспечить свой скот кормом.

Так стали появляться самые первые календари. И основаны они были на наблюдениях за небесными телами и природой. У разных народов существовали и отличающиеся друг от друга временные календари. К примеру, римляне вели свое летосчисление со дня основания Рима - с 753 года до нашей эры, тогда как египтяне - с первого момента правления каждой из династий фараонов. Собственные календари создавали и многие религии. Например, в исламе новая эра начинается с года, когда родился пророк Мухаммед.

Юлианский и Григорианский календари

В 45 году до нашей эры Гай Юлий Цезарь основал свой календарь. В нем год начинался с первого января и продолжался двенадцать месяцев. Этот календарь назвали Юлианским.

Тот, которым пользуемся сегодня мы, был введен в 1582 году Папой Римским Григорием Двенадцатым. Ему удалось устранить некоторые значительные неточности, накопившиеся с первого На тот момент они составляли целых десять дней. Разница между Юлианским и увеличивается примерно на сутки за каждое столетие, и сегодня составляет уже тринадцать суток.

В истории летоисчисление всегда играет большую роль. Ведь важно представлять, в какой период времени происходило значимое в жизни человечества событие, будь это создание первых орудий труда или же начало Говорят, что история без дат похожа на математику без цифр.

Религиозная форма летоисчисления

Поскольку начало нашей эры исчисляется с года, считающегося датой рождения Иисуса, в религиозном варианте часто используется соответствующая запись: от Рождества Христова и до него. До сих пор нет совершенно точных исторических данных о том, когда на нашей планете появилась жизнь. И только основываясь на религиозных и исторических артефактах, ученые могут делать заключения о том, когда примерно произошло то или другое событие. При этом года до нашей эры указываются в хронологически обратном порядке.

Нулевой год

Упоминание раздела между временем до и после Рождества Христова связано с расчетом в астрономической записи, сделанным согласно номерам целых чисел на оси координат. Нулевой год не принято использовать ни в религиозной, ни в светской нотациях. Зато он очень распространен в астрономической записи и в ISO 8601 — международном стандарте, выданном такой организацией, как International Organization for Standardization. В нем описывается формат дат и времен, а также даются рекомендации для их применения в международном контексте.

Отсчет

Понятие «до нашей эры» получило свое распространение в летосчислении после использования его Достопочтенным Бедой - бенедиктинским монахом. Он написал о нем в одном из своих трактатов. И уже начиная с 731 года исчисление времени было поделено на два периода: до нашей эры и после нее. Постепенно практически все страны в Западной Европе стали переходить на этот календарь. Самой последней из них стала Португалия. Произошло это 22 августа 1422 года. До первого января 1700 года Россия пользовалась хронологическим исчислением Константинопольской эры. За исходную точку в ней была принята христианская эпоха «от сотворения мира». По большому счету, в основе многих эр было заложено соотношение между «днями творения мира» и всей продолжительностью его существования. А Константинопольская была создана при Констанции, и летосчисление по ней велось с первого сентября 5509 года до нашей эры. Однако поскольку этот император не являлся «последовательным христианином», его имя, а заодно и составленный им отсчет времени, упоминаются неохотно.

Доисторическая и историческая эпохи

История - это доисторическая и историческая эпохи. Первая из них начинается с момента появления первого человека, а заканчивается тогда, когда появилась письменность. Эпоха доисторическая разделена на несколько временных периодов. Основой их классификации служат археологические находки. Эти материалы, из которых люди до нашей эры изготавливали орудия труда, период, когда они ими пользовались, легли в основу воссоздания не только временных рамок, но и названий этапов доисторической эпохи.

Историческая же эра состоит из периодов Античности и Средневековья, а также Нового и Новейшего времен. В разных странах они наступали в разные времена, поэтому ученые не имеют возможности определять их точные временные рамки.

Общеизвестно, что новая эра в самом начале не исчислялась непрерывным отсчетом лет, например, начиная от первого года и до, предположим, нынешнего. Ее хронология началась гораздо позже, с датой Рождества Христова. Считается, что первым ее вычислил римский монах по имени Дионисий Малый в шестом веке, то есть спустя более чем пять сотен лет после датируемого события. Чтобы получить результат, Дионисий сначала отсчитал дату Воскресения Христа, основываясь на церковном предании о том, что Сын Божий был распят на тридцать первом году жизни.

Дата его Воскресения, согласно римскому монаху - это двадцать пятое марта 5539 года по летоисчислению «от Адама», а годом Рождества Христова, следовательно, стал 5508-й по византийской эре. Надо сказать, что вычисления Дионисия вплоть до пятнадцатого века вызывали сомнения на Западе. В самой же Византии их так и не признали каноническими.

С седьмого по третье тысячелетие до нашей эры на планете была эпоха неолита - периода перехода присваивающей формы хозяйства, а именно охоты и собирательства, к производящей - земледелию и скотоводству. В это время появились ткачество, шлифовка каменных орудий и глиняная посуда.

Конец четвертого - начало первого тысячелетия до нашей эры: на планете царит Бронзовый век. Получает распространение металлическое и бронзовое оружие, появляются кочевые скотоводы. сменился Железным. В это время в Египте правили первая и вторая династии, объединившие страну в единое

В 2850-2450 годах до н. э. начался экономический подъем шумерской цивилизации. С 2800-го по 1100-й поднимается Эгейская, или культура Древней Греции. Почти в то же время в долине Инда зародилась Индская цивилизация, наблюдался наивысший расцвет царства Трои.

Около 1190 года до н. э. рухнула мощная Хеттская держава. Спустя почти четыре десятка лет Эламский царь захватил Вавилонию, и наступил расцвет его могущества.

В 1126-1105 годах до н. э. наступило правление вавилонского государя Навуходоносора. В 331-м на Кавказе образовалось первое государство. В 327 году до н. э. проходила индийская компания Александра Македонского. В этот период произошло очень много событий, в том числе и восстание рабов на Сицилии, Союзническая война, Митридатовы войны, поход на парфян, правление императора Августа.

И, наконец, между восьмым и четвертым годами до нашей эры родился Христос.

Новое летоисчисление

У разных народов понятие о летоисчислении всегда было неодинаковым. Каждое государство решало данную проблему самостоятельно, при этом руководствуясь как религиозными, так и политическими мотивами. И лишь к девятнадцатому веку все христианские государства установили единую точку отсчета, используемую и поныне под наименованием "наша эра". Календарь древних майя, византийская эра, древнееврейское летоисчисление, китайское - все они имели свою дату сотворения мира.

Например, японский календарь начинался в 660 году до нашей эры и обновлялся после каждой смерти императора. Буддистская эра скоро войдет в год 2484, а календарь хинди - в 2080 год. Ацтеки обновляли свое летоисчисление раз в 1454 года, после смерти и возрождения Солнца. Поэтому если бы их цивилизация не погибла, для них сегодня был бы всего 546 год новой эры...

Древняя карта мира

До нашей эры путешественники тоже интересовались миром и составляли рисунки своих маршрутов. Они переносили их на древесную кору, песок или папирус. Первая карта мира появилась еще за много тысячелетий до новой эры. Именно наскальные рисунки стали одними из первых изображений. В то время как люди разведывали Землю, их стали особенно интересовать древние карты былых эпох. Одни из них представляют нашу планету как омываемый океаном огромный остров, на других уже можно увидеть очертания континентов.

Вавилонская карта

Самой первой картой, созданной до нашей эры, была небольшая глиняная табличка, найденная в Месопотамии. Она датируется концом восьмого - началом седьмого веков до нашего летоисчисления и является единственной дошедшей до нас от вавилонян. Земля на ней окружена морями, названными «соленой водой». За водой - треугольники, обозначающие, очевидно, горы далеких земель.

На этой карте обозначено государство Урарту (современная Армения), Ассирия (Ирак), Элам (Иран) и сам Вавилон, посередине которого протекает Евфрат.

Карта Эратосфена

Даже древние греки представляли Землю сферой и весьма изящно аргументировали это. Пифагор, например, говорил, что все гармонично в природе, а самая совершенная форма в ней - шар, в виде которого существует наша планета. Первая карта, составленная с учетом этого изображения Земли, принадлежит Эратосфену. Он жил в третьем веке до нашей эры в Кирене. Считается, что этот ученый, который возглавлял и придумал такой термин, как «география». Именно он впервые еще до нашей эры расчертил мир на параллели и меридианы и назвал их «идущими рядом» или «полуденными» линиями. Миром Эратосфена был один остров, который омывался Северным сверху и Атлантическим океаном снизу. Он делился на Европу, Ариану и Аравию, Индию и Скифию. На юге находился Тапробан - нынешний Цейлон.

При этом Эратосфену казалось, что на другом полушарии живут «антиподы», добраться до которых невозможно. Ведь люди тогда, в том числе и древние греки, думали, что у экватора настолько жарко, что море там кипит, а все живое сгорает. И, напротив, у полюсов очень холодно, и там не выживает ни один человек.

Карта Птолемея

На протяжении нескольких веков основной считалась другая карта мира. Она была составлена древнегреческим ученым Клавдием Птолемеем. Созданная около ста пятидесяти лет до нашей эры, она была частью восьмитомника "Руководство по географии".

У Птолемея Азия занимала пространство от Северного полюса до самого экватора, вытеснив Тихий океан, при этом Африка плавно перетекала в terra incognita, занимая весь Южный полюс. На севере от Скифии была мифическая Гиперборея, а об Америке или Австралии не было сказано ничего. Именно благодаря этой карте Колумб стал добираться до Индии, плывя при этом на запад. И даже после открытия Америки еще некоторое время продолжали пользоваться картой от Птолемея.