Отлагательные существительные. Отглагольные существительные русского языка. Несклоняемые имена существительные

Свойствам отглагольное существительное близко к герундию (хотя считается, что, скажем, в русском языке герундия нет).

От одной глагольной основы возможно образование двух видов отглагольных имён существительных: девербатива имени действия - лат. nomen actionis (сев, преобразование, спасение ) и имени действующего лица или отправителя действия - лат. nomen agentis (сеятель, преобразователь, спасатель ).

В немецком языке существуют два вида отглагольных существительных: субстантивированный инфинитив, или «имя процесса» (примеры: sein - das Sein, schwimmen - das Schwimmen и др.) и «имя результата» на -ung. От большинства глаголов могут образовываться как первая, так и вторая форма; от «статических» по смыслу глаголов обычно образуется только первая, от «динамических» могут образовываться обе формы (первая имеет более абстрактный смысл).

Применительно к восточным языкам отглагольное существительное традиционно именуется «ма́сдар» (араб. مصدر ‎‎). Он является источником словообразования согласно мнению ученых басрийской школы морфологии. Аргументируют они это тем, что он указывает лишь на определенное понятие или состояние. Он проще и элементарнее глагола, который отягощен связью со временем и лицом деятеля. Например: شُكْرٌ غُفْرَانٌ «благодарность» - «ШуКРун» (понятие не связанно ни со временем, ни с деятелем), «прощение» - ГуФРаанун (тоже нет даже намека на ответ к вопросам: «когда?» и «кто?»)

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Отглагольное существительное" в других словарях:

    См. существительное … Пятиязычный словарь лингвистических терминов

    Герундий одна из имеющихся во многих языках (английский, испанский, французский, латинский и др.) нефинитных (безличных) форм глагола. Отглагольная часть речи (наряду с причастием и деепричастием), выражающая действие как предмет. Отвечает… … Википедия

    Самоназвание: slüvensťĕ, vensťĕ Страны: Германия … Википедия

    Отглагольное существительное (также девербатив) в ряде флективных языков, включая русский, имя существительное, образованное непосредственно от глагола. Примеры: хождение (от ходить), поедание (от поедать). По многим семантическим и… … Википедия

    Отглагольное существительное (также девербатив) в ряде флективных языков, включая русский, имя существительное, образованное непосредственно от глагола. Примеры: хождение (от ходить), поедание (от поедать). По многим семантическим и… … Википедия

    ОТГЛАГОЛЬНЫЙ, отглагольная, отглагольное (грам.). Произведенный от глагола. Причастие есть отглагольное прилагательное. Отглагольное существительное. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Влияние, влиять, инфлюенция. 1 Известно, что в русском литературном языке первой половины XVIII в. влияние было словом высокого стиля (ср. книжный славянизм влиять в значении вливать) (см.: Срезневский, 1, с. 379). Его синоним в среднем и… … История слов

    ОБРАМИТЬ, ОБРАМЛЕНИЕ Слово обрамить произведено от слова рама в профессиональном (столярном) диалекте. История самого слова рама в русском языке остается неясной. В современном употреблении со словом рама связаны три основных значения: 1.… … История слов

    РАСЦВЕЧИВАНИЕ, РАСЦВЕТИТЬ В русском литературном языке XVIII в. профессиональная терминология наук и художеств находилась в беспорядочном брожении. Заимствованные слова боролись с русскими терминами и часто вытесняли их, особенно в тех областях,… … История слов

Книги

  • Английский язык. Рабочая тетрадь к сборнику упражнений Английский язык. Грамматика. 10-11 класс. Часть 2 , Голицынский Ю.Б.. Сборник упражнений по грамматике английского языка Ю. Б. Голицынского широко используется в учебном процессе общеобразовательных учреждений России и стран СНГ. Уникальность методики,…
  • Английский язык для школьников. Грамматика. Сборник упражнений. 10-11 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2 , Голицынский Ю.. Сборник упражнений по грамматике английского языка Ю. Б. Голицынского широко используется в учебном процессе общеобразовательных учреждений России и стран СНГ. Уникальность методики,…

В деловой речи для выражения действия чрезвычайно активно используются конструкции из отглагольного существительного со значением действия и полузнаменательного глагола вместо простой глагольной формы, например:

«оказать содействие», а не «посодействовать»

«оказать помощь», а не «помочь»

«произвести уборку», а не «убрать»

«провести учет», а не «учесть»

«оказать поддержку», а не «поддержать»

«произвести ремонт», а не «отремонтировать».

Это явление специалисты называют «расщеплением сказуемого». Содержанием документа всегда является управленческое действие, направленное на конкретный объект, и в этих условиях словосочета­ние из отглагольного существительного и полузнаменательного гла­гола не только называет действие («произвести»), но и обозначает предмет этого действия («ремонт»), в то время как один глагол («отре­монтировать») обозначает это не в столь явно выраженной форме.

Ограниченное употребление глаголов в личной форме

Письменному деловому общению свойствен неличный (безлич­ный) характер изложения текста, т. е. употребление глаголов в форме I -го и 2-го лица ограничено, а глаголы в форме 3-го лица, как прави­ло, употребляются в неопределенно-личном значении: «комиссией проведена проверка и установлено...» «акт подписан членами комиссии и утвержден руководством».

Этим же объясняется и преобладание страдательных конструк­ций над формами действительного залога, например:

«Проектом предусмотрено сооружение здания, отвечающего миро­вым стандартам» (вместо: «Проект предусматривает...»); «Московскими организациями будет поставлено в Венгрию электро­механическое оборудование» (вместо: «Московские организации поставят...»)

«Возможность ликвидации совместного предприятия прорабатывает­ся Департаментом внешних связей Правительства Москвы» (вместо: «Департамент внешних связей Правительства Москвы прорабаты­вает... »).

Построение предложений

Особенность делового стиля - преимущественное употребление простых распространенных предложений, односоставных или двусо­ставных, имеющих обособленные обороты, например:

«В связи с крайне низкой эффективностью использования городской собственности, внесенной в уставный фонд СП «МИО», а также в связи с недостаточной загруженностью автохозяйства и его убыточ­ностью просим Вас решить вопрос о передаче доли города (Фонд имущества с марта 1993 г. зарегистрирован как один из учредите­лей СП) Финансово-хозяйственному управлению мэрии»

«Располагая достоверной информацией об имеющихся в ряде ок­ругов Москвы значительных по размерам пустующих площадях федерального подчинения, не задействованных в связи с акциони­рованием и резким сокращением штатной численности коллективов, считаем целесообразным использовать такие помещения под раз­мещение федеральных структур по решениям вышестоящих органов».

Такие предложения, как правило, содержат причастные и деепри­частные обороты, вводные слова и обороты, уточняющие обстоятель­ства, приложения, дополнения. Если предложение односоставное (подлежащее отсутствует, есть только сказуемое, обозначающее клю­чевое действие), то строится оно обычно по следующей схеме: мотивирующая часть (обоснование) - ключевое действие - пред­мет действия.

Если предложение двусоставное (есть и подлежащее, и сказуемое), то предложение может строиться по той же принципиальной схеме, но обозначению ключевого действия будет предшествовать указание субъекта действия (подлежащее); подлежащее может выноситься в начало текста, например:

«Указанные основные фонды, внесенные в уставный фонд СП, после его ликвидации перейдут на баланс Финансово-хозяйственного уп­равления мэрии для организации обслуживания автопарка мэрии и Администрации Московской области»

«В соответствии с Вашим обращением департамент рассмотрел воз­можность предоставления нежилого помещения Российскому инфор­мационному агентству «Новости» для размещения вновь организуе­мого журнала «Россия».

В деловой речи часто употребляются сложные бессоюзные и слож­ноподчиненные предложения со значениями причины, условий, цели, изъяснительные и определительные:

«Одновременно сообщаем (главное предложение), что в настоящее время подготовлен проект распоряжения Правительства Российской Федерации об установлении тарифов на электроэнергию, отпус­каемую сельскохозяйственным потребителям на производственные нужды, на уровне средних затрат с минимальной рентабельностью (придаточное предложение)»

«При условии нанесения на тонкостенные стальные трубы надежного внутреннего и наружного антикоррозийных покрытий (придаточное предложение), считаем допустимым их применение при прокладке закрытых оросительных сетей в Нечерноземной зоне Российской Федерации (главное предложение)».

Место придаточного предложения в составе главного зависит от того, какой член главного предложения оно поясняет:

Если придаточное предложение поясняет какое-либо слово глав­ного, оно, как правило, следует непосредственно за этим словом;

Если придаточное относится ко всему главному предложению или к группе сказуемого, то оно ставится перед главным, если акценти­руются обстоятельства совершения действия, или после главного, если оно поясняет основную мысль предложения.

Вместо:

которые находятся в пользовании УС-2, просим передать ОКС.

Здания, сооружения, оборудование и прилегающую территорию растворного узла, находящиеся в пользовании УС-2, просим пере­дать ОКС.

Не допускается соединять как однородные члены предложения причастные и деепричастные обороты с придаточными предложе­ниями.

Неправильно:

Учитывая, что проект на Пушкинской площади является одним из первых крупных проектов, которые финансируются Европейским банком реконструкции и развития, просим рассмотреть вопрос о предоставлении некоторых льгот турецким и российским партне­рам, осуществляющим этот проект.

Правильно:

Учитывая, что проект на Пушкинской площади является одним из пер­вых крупных проектов, финансируемых Европейским банком рекон­струкции и развития, просим рассмотреть вопрос о предоставлении некоторых льгот турецким и российским партнерам, осуществляю­щим этот проект.

При употреблении деепричастных оборотов следует помнить, что деепричастие всегда должно быть связано с существительным, обозна­чающим действующее лицо, - субъект действия, и ни в коем случае не с объектом.

Неправильно:

Оценивая результаты работы отдела, у него отмечается высокий про­цент внедренных разработок.

Правильно:

Оценивая результаты работы отдела, мы отмечаем высокий процент внедренных разработок.

Особый тип предложений в деловой речи - сложные рубрицированные перечисления, дающие возможность языковыми средствами формализовать передачу однотипной информации:

«При проработке данного вопроса редакцией были сформулирова­ны специфические требования к выделяемому помещению:

Оно не должно располагаться на уровне одного этажа, должно иметь не менее двух залов площадью 35-40 кв. м каждого для размещения компьютерной техники;

Должно иметь не менее 16-ти кабинетов на 2-3 чел. каждый и один зал для заседаний;

Помещение не должно требовать ремонта; необходим ряд помещений технического назначения».

Значение ОТГЛАГОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ в Словаре лингвистических терминов

ОТГЛАГОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Слова разных частей речи, образованные от глагольной основы. Отглагольные наречия. Наречия, образованные от деепричастия, утратившего видо-временное и залоговое значения. Лежа, сидя, стоя, играючи, крадучись.

Отглагольные предлоги см. предлоги отглагольные (в статье предлог).

Отглагольные прилагательные.

1) Прилагательные, образованные от глагольной основы суффиксальным способом, сохраняющие только генетическую связь с глаголами. Дубильный, копировальный, купальный, обручальный, сушильный, точильный (с суффиксом -льн-ый). Восклицательный, гадательный, желательный, избирательный, изобретательный, наблюдательный, одобрительный, оскорбительный, прохладительный, раздражительный, употребительный (с суффиксом -тельн-ый). Бывалый, вялый, горелый, запоздалый, зрелый, обледенелый, окаменелый, оцепенелый, полинялый, прелый, спелый (с суффиксом -л-ый, восходят к древнерусским причастиям). Висячий, горючий, гремучий, кипучий, колючий, лежачий, летучий, стоячий, сыпучий, ходячий (с суффиксами -ач- (-яч-), -уч- (-юч-), восходят к древнерусским причастиям).

2) Отпричастные образования, т. е. причастия, утратившие видо-временное и залоговое значения, а также глагольное управление (адъективированные причастия). Вареный, граненый, дареный, драный, жареный, званый, мороженый, раненый, рваный, соленый, сушеный (с суффиксами -и-, -ен-). Взволнованный, желанный, изысканный, истощенный, квалифицированный, преданный, растерянный, сдержанный, уверенный, умеренный, усиленный (с суффиксами -ни-, -енн-). Допустимый, заменимый, излечимый, ископаемый, невыносимый, недосягаемый, неизгладимый, неподражаемый, непромокаемый, несгораемый, неувядаемый, осязаемый (с суффиксами -м-, -ем-). Блестящий, вызывающий, животрепещущий, многозначащий, начинающий, подходящий, потрясающий, приходящий, сверкающий, угрожающий (с суффиксами -ущ-(-ющ-), -ащ- (ящ-), иногда сложные образования). Падший, прошедший (с суффиксом -ш-). Избитый (оборот речи), надтреснутый (голос), отпетый (негодяй), смятый (костюм), сплюснутый (нос), спертый (воздух) и т. п. (с суффиксом -т-).

Отглагольные существительные. Существительные, образованные от глагольных основ и обозначающие опредмеченное действие (состояние, процесс), т. е. представляющие его в отвлеченном смысле. Отглагольные существительные образуются:

а) безаффиксным способом словообразования: ввоз, взмах, вывоз, заплыв, нагрев, накал, обжиг, обмолот, отлов, отстрел, подрыв, провоз, прогул, прокат, распада

б) суффиксальным способом словообразования: арендование, барахтанье, блуждание, бурение, возвращение, высказывание, награждение, овладение, оказание, окончание, появление, приобретение, разбрасывание, управление, установление (с суффиксами -ни-е (-нь-е), -ани-е, -ени-е)’, бритье, вздутие, взятие, закрытие, мытье, нажатие, развитие (с суффиксом -ти-е (-ть-ё) — малопродуктивным); варка, вклейка, возка, заливка, заправка, засолка, кройка, прокладка, проходка, разбивка, чистка, читка (с-суффиксом -к-а); грабеж, дележ, платеж (с ’суффиксом -ёж-); бомбежка, дележка, зубрежка, кормежка (с суффиксом -ёжк-а); молотьба, пальба, резьба, стрельба, ходьба (с суффиксом -б-а).

Отглагольные существительные широко используются во всех стилях речи (научном, официально-деловом, публицистическом, разговорном). В них выработались разнообразные синонимические отношения (дележ — дележка, нагрев — нагревание, проход — проходка), особенно между словами на -ние и -ка (варение — варка, корчевание — корчевка, плавление—плавка, резание — резка, шлифование — шлифовка). Однако их использование требует осторожности, так как отсутствие у них основных глагольных категорий может привести к неясности высказывания. ср. : “На повестке дня вопрос о выполнении плана” (непонятно, пойдет ли речь об итогах выполнения, о ходе выполнения или о мероприятиях по его выполнению). В языке художественной литературы иногда создаются искусственные образования, используемые как прием пародийной стилизации под канцелярскую речь. Равным образом воспрещается выколотые глаза, откушение носа. . . отнятие головы (Салтыков-Щедрин). Губернское правление, получив этот рапорт, вошло в такого рода рассуждение: так как влетение и разбитие стекол вороною показывает ясную небрежность со стороны лиц, смотрению которых непосредственно подлежат присутственные места, то израсходованную сумму возложить на виновных... (Писемский). Умерщвление произошло по причине утонутия (Чехов).

Словарь лингвистических терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ОТГЛАГОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ОБРАЗОВАНИЯ
    ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПОРЯДОК ЯВОЧНО-НОРМАТИВНЫЙ - см. ЯВОЧНО -НОР-МАТИВНЫЙ ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ …
  • ОБРАЗОВАНИЯ в Словаре экономических терминов:
    ГОСУДАРСТВЕННОПОДОБ-НЫЕ - см. КВАЗИГОСУДАРСТВА …
  • ЗУРАБАШВИЛИ СЛОВЕСНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ в Толковом словаре психиатрических терминов:
    (Зурабашвили А.Д., 1955). Модификация ассоциативного эксперимента, учитывающая онтогенетическое развитие речевой сигнализации. Включает следующие варианты ассоциативного эксперимента, отражающие различные эволюционно-динамические ступени …
  • ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    , высший уровень профессионального образования; уровень квалификации по специальности, полученный в высших учебных заведениях (вузах) на базе полного среднего образования, …
  • ХАУСА (ЯЗЫК)
    язык народа хауса. Распространён в Северной Нигерии и прилегающих районах Нигера, а также в Камеруне, Дагомее, Гане и некоторых …
  • ФРАНЦИЯ
  • ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ГЕРМАНИИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • УНИВЕРСИТЕТЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от лат. universitas v совокупность, общность), высшие учебно-научные заведения, ведущие подготовку специалистов по совокупности дисциплин, составляющих основы научного знания. История …
  • УКРАИНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Советская Социалистическая Республика, УССР (Украiнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украiна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием …
  • СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    часть речи, класс полнозначных слов (лексем), который включает в себя названия предметов и одушевлённых существ и может выступать в предложении …
  • СССР. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    науки Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной …
  • СССР. НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    образование Развитие культуры и просвещения народов СССР имеет многовековую историю. Ещё в 4-5 вв. в Грузии и Армении при церквах …
  • СССР. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    науки Математика Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в., когда членами Петербургской АН стали Л. …
  • СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    общеобразовательная школа, учебно-воспитательное учреждение, имеющее целью дать учащимся систематизированные знания основ наук, а также соответствующие умения и навыки, которые необходимы …
  • СОЕДИНЁННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Штаты Америки (США) (United States of America, USA). I. Общие сведения США - государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. …
  • СЕМИТСКИЕ ЯЗЫКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    языки, одна из ветвей афразийской, или семито-хамитской, семьи языков. Распространены в арабских странах (Ирак, Кувейт, государства на южном берегу Персидского …
  • СЕЛИШСКИЕ ЯЗЫКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    языки, сэлишские (салишские) языки, группа близкородственных языков американских индейцев (чехалис, скомиш, калиспел, белла кула, кёр д"ален и др. - около …
  • РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ПРЕДЛОГ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    разряд служебных слов (или служебная часть речи), употребляемых во многих языках (например, индоевропейских, семитских) для выражения различных отношений между зависимыми …
  • ПЕДАГОГИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (греч. paidagogike), наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования …
  • МОРФОЛОГИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. morphe - форма и...логия) , часть системы естественного языка, обеспечивающая построение и понимание его словоформ; …
  • КИТАЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    образование, совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая …
  • АССИРИЙСКИЙ (НОВОСИРИЙСКИЙ) ЯЗЫК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (новосирийский) язык, общее название современных восточно-арамейских диалектов (урмийский, саламасский, джилу, тиари, мосульский и др.), принадлежащих к семье семито-хамитских языков. На …
  • ЭЛЕМЕНТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • СТРАДАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ
    (грамм.) — залог (см.), обозначающий, что подлежащее является носителем выражаемого глаголом действия, исходная точка которого лежит вне подлежащего. В С. …
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Этот термин впервые употреблен французским министром народного просвещения Дюрюи, который в циркуляре о преобразовании среднего обучения (1863 г.) предложил две …
  • в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I Содержание: I. Начальное народное образование вообще. II. Начальное народное образование за границей: Австро-Венгрия, Англия, Бельгия, Болгария, Германия, Голландия, Дания, …
  • ГЛАГОЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Глагол - в индоевропейских языках часть речи, означающая непостоянное качество или свойство предмета (как имя прилагательное исуществительное), а, наоборот, известный …
  • UNIVERSITY EXTENSION в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    так называется движение к демократизации высшего образования, начавшееся во второй половине XIX в. в Англии и Америке и распространившееся к …
  • ЭЛЕМЕНТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • УНИВЕРСИТЕТ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ТЕРМОХИМИЯ
    ? отдел химии, занимающийся превращениями внутренней энергии тел в тепло при химических процессах. Почти каждая химическая реакция связана с тем …
  • СТРАДАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (грамм.) ? залог (см.), обозначающий, что подлежащее является носителем выражаемого глаголом действия, исходная точка которого лежит вне подлежащего. В С. …
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • НАЧАЛЬНОЕ НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ГОРНЫЕ ПОРОДЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • Отглаго́льное существи́тельное (также девербати́в) в ряде флективных языков, включая русский, - имя существительное, образованное непосредственно от глагола. Примеры: хождение (от ходить), поедание (от поедать).

    По многим семантическим и синтаксическим свойствам отглагольное существительное близко к герундию (хотя считается, что, скажем, в русском языке герундия нет).

    От одной глагольной основы возможно образование двух видов отглагольных имён существительных: девербатива имени действия - лат. nomen actionis (сев, преобразование, спасение) и имени действующего лица или отправителя действия - лат. nomen agentis (сеятель, преобразователь, спасатель).

    В немецком языке существуют два вида отглагольных существительных: субстантивированный инфинитив, или «имя процесса» (примеры: sein - das Sein, schwimmen - das Schwimmen и др.) и «имя результата» на -ung. От большинства глаголов могут образовываться как первая, так и вторая форма; от «статических» по смыслу глаголов обычно образуется только первая, от «динамических» могут образовываться обе формы (первая имеет более абстрактный смысл).

    Применительно к восточным языкам отглагольное существительное традиционно именуется «ма́сдар» (араб. مصدر‎). Он является источником словообразования согласно мнению ученых басрийской школы морфологии. Аргументируют они это тем, что он указывает лишь на определенное понятие или состояние. Он проще и элементарнее глагола, который отягощен связью со временем и лицом деятеля. Например: شُكْرٌ غُفْرَانٌ «благодарность» - «ШуКРун» (понятие не связанно ни со временем, ни с деятелем), «прощение» - ГуФРаанун (тоже нет даже намека на ответ к вопросам: «когда?» и «кто?»)

    Отглагольные существительные широко используются в различных стилях языка:

    В общественно-политической и специальной литературе в качестве терминов, образованных различными способами:

    при помощи суффикса -ни-е (-ани-е, -ени-е), например: бетонирование, рыхление, разгосударствление, анкетирование, вычитание, сложение, согласование, управление;

    при помощи суффикса -к-а, например: кладка, шпаклевка (процесс и результат процесса); при наличии вариантов обоих типов (гравирование - гравировка, маркирование - маркировка, прессование - прессовка, шлифование - шлифовка) первый вариант имеет более книжный характер;

    бессуффиксным способом, например: вылет, жим, обжиг, промер, сброс, при наличии вариантов (нагрев – нагревание, обжиг – обжигание, слив – сливание) за формами на -ние сохраняется большая степень книжности.

    В официально-деловой речи, например: Началось выдвижение кандидатов; Переговоры завершились установлением дипломатических отношений; Достигнута договоренность о продлении соглашения на следующие пять лет; Просьба о предоставлении отпуска удовлетворена.

    В заголовках, например: Запуск космического комплекса; Показ новых фильмов; Вручение орденов и наград; Возвращение на родину. Обычная формулировка пунктов плана - словосочетания с отглагольным существительным в качестве главного слова.