Чем грозит непринятие эгоизма в себе. Мужской эгоизм в отношениях: как с ним бороться и им управлять? Избавляемся от нездорового эгоизма

Перед тем, как узнать о том, как избавиться от эгоизма в отношениях, необходимо узнать суть эгоизма и причины его проявления.

Эгоизм – это поведение, в котором человек ради своих интересов, целей и своей собственной выгоды готов идти по головам всех остальных людей, невзирая на все общественные нормы.

Про эгоизм не особо принято, что-то говорить в негативном оттенке, так как это не очень приятная тема для любых обсуждений.

Причина в том, что большинство людей осознано или неосознанно ведут себя как эгоисты и считают, что это естественное и природное поведение человека.

Большинство людей строго утверждают то, что эгоизм приносит успех, счастье, выгоду и благополучие.

Такие люди либо слишком увлеклись популярной книгой «Атлант расправил плечи » либо слишком серьезно восприняли американскую фразу «Живи только для себя ».

Как ни как, что бы продвинутые слои населения не говорили, им стоит помнить, что другие люди своим таким же эгоизмом, однажды, сделают очень неприятно и больно.

Было бы вам приятно и выгодно, если бы вас избили, отняли у вас деньги, и вы обратились в больницу, а там вам отказали бы в лечении? Наплевав на клятву Гиппократа.

Было бы для вас приятно и выгодно, если бы вам нужен был бы качественный телефон, но производитель из-за своей экономической выгоды сделал бы его недоброкачественным?

Улучшилось бы ваше финансовое состояние от того, что ваш начальник, вместо того, что бы повысить вам зарплату, купит себе очередной новый Iphone и забьет на вас огромный болт?

Стало бы вам лучше жить от того, что ваша вторая половинка постоянно будет хотеть от вас, каких-то определенных подарков и поступков, при этом ничего не давая вам взамен?

Для кого-то такие вещи вызывают нормальную природную реакцию, а для кого-то это может вызвать реакцию отвращения и разочарования в социуме.

В чем причины эгоизма?

Проявление эгоизма можно заметить в поведении животных и прочих зверушек.

Это легко можно увидеть, достаточно кинуть воробьям и голубям кусочек хлеба и вы увидите, как они силой отнимают друг у друга крошки и кусочки хлеба.

Чем такое поведение вызвано? Тем, что у животного мозги хуже развиты, чем у человека и тем, что животным нечего есть и вот, они борются за еду, то есть за выживание.

Когда-то людям не хватало еды и других благ и им приходилось, как и животным искать и отнимать еду друг у друга.

Но, теперь ведь время поменялось, человек стал понимать, что такое эгоизм и альтруизм. Человека стали называть разумным существом, то есть «Homo sapiens», а значит, поступки такого существа должны быть осмысленны и рациональны.

Какие бывают последствия эгоизма?

Проблема эгоизма очень скрыта, ее можно увидеть только, если вам скажут об этом ваши близкие друзья или родственники.

  1. Развивается чувство собственной важности;
  2. Происходит подмена жизненных ценностей;
  3. Не видение своих недостатков.

1.Развивается чувство собственной важности

От эгоистического поведения у вас может появиться чувство собственной важности, из-за которого, вы будете постоянно поучать, и говорить о том, как не правильно живут ваши друзья и близкие.

Такое поведение будет ущемлять собственное достоинство вашего окружения и такое окружение от вас уйдет либо начнет плохо о вас отзываться.

2.Происходит подмена жизненных ценностей

Жизненные цели и приоритеты сильно меняются, так как эгоистический человек живет для себя и своего комфорта.

Зачем такой особи заниматься, какими-то духовными вещами или общественной деятельностью, если все это целенаправленно на развитие и улучшение человеческих отношений?

Для эгоистического человека в приоритете являются материальные ценности наподобие: финансовой беспечности, дорогих машин, яхт и так далее.

Жизненная цель таких людей проста, она заключается в неком Гедонизме, который таит в себе бесконечное телесное наслаждение и удовлетворение.

К сожалению, все эти вещи, когда-то приведут к перенасыщению. Человек не будет от этого всего получать такую радость, которую он получал раньше и все это надоест и жизнь будет пуста.

3.Не видение своих недостатков

Эгоистичный мужчина или девушка любит себя, и не позволит в адрес своего величия слушать критику либо какое-то замечание.

К чему может привести отсутствие, какой-либо критики и замечаний?

К тому, что особь с эгоистическими наклонностями будет совершать поступки, которые объективно для нее вредны, но субъективно нормальны.

Начать принимать мелкие наркотики? Не вопрос, можно попробовать пару раз и плевать на то, что скажут остальные простолюдины.

Начать вульгарно выражаться в общественных местах? Не проблема, пускай простолюдины, думают, что я быдлан, но я, то знаю, что я по статусу их выше и лучше.

Эгоисты, иногда перестают слушать даже своих родителей, которые пытаются сказать здравую мысль своим детям, в результате чего те переоценивают свои усилия и попадают в беду.

Как бороться с эгоизмом?

Преодолеть эгоизм можно, как и преодолеть зависть и уныние, нужно только терпение и смирение.

Осознайте, то, что все люди по своей сути и природе такие же, как вы.

Тот ущерб, который вы причините другим людям, вы, рано или поздно, прочувствуйте, так как вы тоже человек и знаете, кого это, когда с вами поступают эгоистично и не справедливо.

Внушите себе мысль, что кулак всегда сильнее, чем один палец и если вы хотите достичь, каких-то высот, то вам придется это делать коллективно.

В коллективе вы поймете, что вы не центр земли, а мелкая ее частичка, которая объединяясь с другими людьми, сможет улучшить этот мир.

Работая в одной команде, вы начнете учитывать и уважать интересы своих соратников и партнеров. С данными людьми вы настолько сможете сблизиться, что для вас будет важно их счастье и их заботы.

Помните, что из-за вашего эгоизма могут пострадать ваши родные и близкие.

Если вы не будете уделять время вашим детям или даже питомцам, то они будут голодать и оставаться в дефиците внимания.

Вывод

Без чувства эгоизма, человеческая жизнь станет осмысленнее и интереснее. Близкие и остальные люди будут тянуться к вам, и вы их сможете вдохновлять на альтруистические поступки, которые будут наше общество только украшать.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний воскресный день мы называем Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощения. В этот день принято просить прощения и у своих ближних, друзей и знакомых, даже врагов, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись друг с другом.

На прощение друг друга нас подвигают слова сегодняшнего Евангельского чтения: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14-15). В центре этих слов стоит Бог. Если мы не будем прощать людям их согрешения, мы рискуем услышать от Бога в Оный день страшные слова: «и Я тебя не прощаю! Уйди от Меня во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубов…» (см.: Мф. 13: 50; 22: 13).

Известный нам сегодня чин прощения появился в древних православных монастырях. В житии преподобной Марии Египетской мы видим свидетельство палестинской монашеской традиции V-VI веков. Чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к празднику Пасхи, в последний день перед Великим постом монахи уходили в пустыню для уединенной жизни на 40 дней. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то умирал от старости, кого-то могли постигнуть несчастья в суровой безлюдной пустыне. Потому, расходясь, отшельники, как перед смертью, просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды. И, конечно, сами от души всех прощали. Каждый понимал, что их прощание друг перед другом в преддверии Великого поста могло оказаться последним. Для того и появился существующий ныне чин прощения, чтобы примириться со всеми людьми и благодаря этому и с Богом.

Зачем же монахи для поста и молитвы уходили в пустыню? Ведь поститься и молиться можно и у себя дома.

Ответ на этот вопрос не лежит на поверхности. Да, ограничения в пище и удовольствиях воспитывают в человеке способность к воздержанной жизни, но это еще не делает из человека настоящего христианина. Пост и молитва практикуются и в других религиях, есть и светские оздоровительные практики по лечению голоданием. В центре отшельнической жизни пустынников лежала другая и очень важная цель. Это - опытное переживание Богооставленности и опытное следование за распятым Христом.

Самый горький вопль человечества - это слова Христа со креста: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27: 46). Когда у человека нет ни родных ни близких, нет ни друзей, ни коллег, у него, по крайней мере, есть надежда на Бога. Но когда и Бог оставляет, человек приходит в состояние полного безутешного одиночества. Близость Бога, Его любовь чувствует чистое сердце человека, но если в сердце у человека грех - значит, там нет места для Бога. Ощущение внутренней пустоты, подавленности, уныния - это знак того, что в сердце есть грех. И если грех заполнит всё сердце, в конечном счете наступит Богооставленность, пустота и холод бездны.

Зная это, аскеты древности уходили в пустыню, чтобы, отрекшись от суеты мира, встретиться один на один с самим собою. Живя в миру, человек окружен суетой. Он может даже не ощущать атаки греха, ему кажется, что во всех проблемах виновны окружающие люди. Но, когда он оказывается в пустыне, ему уже некого винить. Один на один с собой подвижник начинает видеть себя изнутри, словно обнажает свой грех перед собою. Наблюдая за собой, за движением плоти и мыслей, аскет постепенно начинает замечать свои страсти. Опытно переживая голод и холод, он понимает, что, если он не избавится от страстей и не взыщет Бога, злая пустыня станет его вечным селением. Богом покинутая душа по смерти наследует ад.

Подвижники древности были глубокими богословами. Для них Великий пост был не только упражнением в посте и молитве, но и в размышлении о делах Божиих в человеческой истории, о ценности распятия Христова и славного Воскресения.

Когда согрешил Адам, он был изгнан из Рая. Из земли, где течет молоко и мед, он был выслан в пустыню с терниями и волчцами, в ту пустыню, в которой Адам должен был со скорбью питаться полевою травою, добывая себе хлеб в поте лица (см.: Быт. 3: 17-19). Однако это не вразумило детей Адама. И когда Бог послал на землю Христа, люди Его распяли. Сыны Адама распяли Того, Кто мог спасти их от плена греха и смерти. Они распяли Источник света и жизни вечной. Человек снова остался один. Но есть путь возвращения к Богу - последовать за Христом в пустыню, чтобы, отвергнув дела сатаны, взять крест и распять свою плоть со Христом.

Чтобы «упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху», писал апостол Павел, наша плоть со страстями и похотями, наш ветхий человек должен быть распят со Христом (см.: Рим. 6: 5-7). Жизнь в пустыне, в тесноте и лишениях - это практика такого распятия страстей и похотей, когда человек перестает угождать своей плоти и освобождает ум для созерцания вещей Божественных.

Если ощущение одиночества, опустошенности или уныния, в семье или в монастыре, - это признаки Богооставленности, то «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5: 22-23) - это признаки Богообщения, плоды Святого Духа. К этим дарам, а не к посту и молитве как самоцели, стремились аскеты древности, когда радостно прощались друг с другом в Прощеное воскресенье, чтобы с еще большей радостью собраться вместе перед Пасхой.

О чем же просить прощение в Прощеное воскресенье, если мы не собираемся уходить в пустыню, как иноки древности? Если мы не чувствуем, что кого-либо как-то сильно обидели?

Нужно просить прощения у людей за то, что мы их не любим по-настоящему. Мы призваны любить каждого человека, а вместо этого мы нередко общаемся с другими людьми ровно настолько, насколько другой человек нам лично может быть интересен или полезен. Нам интересна только наша собственная персона и те люди, которые в данный момент нас слушают или нам угождают. В Прощеное воскресенье полезно почувствовать, какова мера нашего собственного эгоизма.

С точки зрения философии, эгоизм - это себялюбие, такое поведение, которое целиком определяется мыслью о собственном «Я», собственной пользе, выгоде, предпочтении своих интересов интересам других людей. С точки зрения психологии, эгоизм - это проявление интереса человека к самому себе, сосредоточение внимания на своих желаниях, влечениях, своем собственном мире.

Нередко эгоисты прикрываются заповедью «люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19: 19). Но себялюбие и любовь к себе не только не тождественны, но и прямо противоположны. Себялюбие - это самодовольство, удовлетворенность самим собой, жизнь ради удовлетворения своих желаний. Любовь к себе - это уважение к своей целостности, уникальности личности, примирение со своими недостатками, знание особенностей Богом данного характера своей души. Любовь к себе неотделима от уважения, любви и понимания другого человека как не менее уникального образа Божия.

Апостол Павел все заповеди сводит к одной: «люби ближнего твоего, как самого себя», но здесь же вводит преамбулу: «любовью служите друг другу» (Гал. 5: 13, 14). Человек, который служит другому любовью, тем самым являет, что любит и самого себя. Любящий брата своего, которого видит, способен любить и Бога, Которого не видит (см.: 1 Ин. 4: 20). Напротив, эгоист, себялюбец не любит ни Бога, ни брата и даже с самим собою не имеет мира.

Себялюбец, который стал великим постником и молитвенником, ничего для своей души не приобрел. Самолюбивый постник - это тщеславный простец, который кормит свою ненасытную гордость. Напротив, подвижник, распявший себя со Христом, - кроткий как агнец, готовый пожертвовать собой ради ближнего и голодного, половину завтрака, обеда и ужина своего он готов раздать нищим.

Прося прощения у других людей в сегодняшнее воскресенье, давайте, братья и сестры, тем самым объявим войну своему эгоизму. Признаем свои недостатки перед другими людьми, поищем в Священном Писании и богослужении знания о Боге, постом смирим нашу плоть, оросим душу слезами покаяния, чтобы, очистившись телом и духом, нам встретиться с Воскресшим Христом.

Эту дорогу мы начинаем с того, что прощаем тех, кто обидел нас, и просим прощения у тех, кого вольно или невольно обидели мы. Прося прощения, мы должны упростить, сделать проще наши отношения с Богом и ближними. С этого и начинается борьба с эгоизмом, с этого начинается наше очищение сердца, с этого начинается Великий пост.

Пусть же Господь по молитвам всех, в подвиге поста просиявших, даст нам сил примириться со всеми и через Великий пост в мире пройти к Светлой Пасхе Христова Воскресения.

В детстве родители нам поясняли, что хорошо, а что плохо. Так, например помощь – это хорошо. Мусорить, разбрасывать вещи – это плохо. Говорить спасибо после того, как поел – это хорошо, думать только о себе – это плохо и т.д. Но последний пункт далеко не все соблюдают даже в приличном возрасте. Это может быть проявление эгоизма на ранних стадиях и в этой статье вы узнаете как избавиться от эгоизма .

Данные и следствия

Можно смело заявить, что эгоизм – это очень большая любовь к себе, но у всех она бывает разная, у кого-то в большей степени, а у кого-то в меньшей, также это наплевательское отношение к окружающему нас миру или же обществу. Существует такой лозунг:

«Сам себя не похвалишь - никто не похвалит ». Да, соглашусь, но не надо этот лозунг превращать в концепцию жизни.

Эгоизм может глубоко прятаться внутри нас. Кто-то убеждён, что все должны следовать по его принципам, заботясь только о нём. Скажу вамтак: отличительная черта эгоизма может быть не умение идти на компромисс.

Логические умозаключения

Бывают случаи, когда человек не отличает свои мелкие капризы от жесткой зацикленности – это и есть проявление эгоизма на ранних стадиях.

Но прежде, чем ставить себе диагноз, такой как «эгоист», надо провести сеанс глубочайших раскопок в себе. Порой, понять самому себе, что ты эгоист бывает просто невозможно. Мой совет: прислушайся к мнению окружающих тебя людей, а именно: к советам родителей, тонким намёкам твоих друзей.

Как бороться с эгоизмом

Если вы заметили в себе эгоистические наклонности, то запаситесь терпением, ведь вам предстоит большой путь борьбы с эгоизмом.

Спросите вы меня: «А как бороться с эгоизмом?», тогда я скажу вам: «Всё очень просто»! И так, правило номер одинборьбы с эгоизмом: постоянный самоконтроль, а именно: в разговоре с кем-либо не заострять внимание на своих проблемах, а наоборот больше интересоваться проблемой человека, с кем ведёшь диалог. Правило второе борьбы с эгоизмом: чаще интересуйся близкими людьми, если ты просто спросишь: «Как у тебя дела?», «Какое у тебя настроение?» и т.п., то ты непременно станешь избавляться от эгоизма.

Сторонние наблюдения

Порой мы замечаем за своими друзьями или же другом некоторые признаки эгоизма, а именно: забывает о чужом мнении, интересуясь лишь только своим.

Но, если вы дружите, значит ситуация не очень запущена – с настоящим эгоистом невозможно вести диалог. Если ты слаб характером, то можешь не заметить, как твой друг-эгоист навязал тебе своё мнение, а значит, ты играешь по его правилам и те интересы, которые ты думаешь, что они твои, на самом деле навязаны, что может в дальнейшем сложиться плачевно. Мой тебе совет: не путай вспышки вредности с настоящим эгоизмом, иначе ты потеряешь всех друзей и, в итоге, останешься один у «разбитого корыта».

Таким образом, эгоиста изменить невозможно, если он сам этого не захочет и тогда уже задавать вопросы «Как бороться с эгоизмом? » бессмысленно, но помните: бороться с эгоизмом никогда не поздно!

Мы живем в светском секулярном мире. Мир этот рисует свои образы в нашем уме и сердце, умело, старается. Нельзя в этом мире не быть воином Христовым. Нельзя быть рабом этого мира. Речь идет о рабстве и свободе. Если бы мы освободились от этого мира! Освободились от образов, которые мир тычет в нашу голову, искушая нас со всех сторон. Вместо того, чтобы искать Царствия Божия и правды его, а все остальное приложится, мы все остальное ищем, а Царство Божие приложится.

Как освободиться от перевернутого верх ногами мира? Что ищет верующий человек? – Царство Божие. Там, где сокровище наше, там и сердце наше. А что есть сокровище? – То, что нарисовано в нашей голове. Что в голове, то и в жизни, что в сердце, то и в наших действиях. Надо нашу голову, наше сердце наполнить вечным невидимым миром. Христианин на все смотрит через вечность, тогда мы опередим мир. Если мы слабы в вере, мы плетемся сзади, потому что наше представление о всем является не христианским, а полу-светским. Этот переродится наше сердце, мы мыслим, желаем, чувствуем как этот мир нас научил. Поэтому мы сзади, вера наша слабенькая, отстает. А у христианина должна идти впереди всего в жизни. Вера должна определять в жизни христианина все.

Сердце сформировано этим миром эгоистично. Проблема именно в этом, что определяет нашу жизнь, каков наш взгляд. Эгоист всегда прав. А верующий человек говорит: Бог прав, а я – грешник. В этом разница между формацией этого мира и христианского. Этот мир учит нас гордости и говорит: ты знаешь, ты понимаешь, и более того: посмотри, как многие не понимают то, что ты понимаешь, — диавол подсказывает.

Если мы хотим быть христианами, надо перебарывать в себе эгоизм каждый час, каждую секунду. Бороться с собой. Это заповедь: отвергнись себе. А мир говорит: отвергни ближнего. Эгоист исправляет ближнего, а христианин – себя. Все вывернуто. Если эгоист не прав, он уже сбился с эгоистического пути, что-то в нем прорезалось христианское, не до конца эгоист уничтожил то, что Бог дал.

Если мы не работаем над нашим сердцем, не перебарываем эгоизм, какое может быть христианство? Принцип духовной жизни: для того, чтобы перебороть грех, надо творить противоположные этому греху добродетели. В пустое место грех не влезет. Если мы творим добродетели, он это запомнит. Например, гордость и смирение: если мы боремся с гордостью, но не смиряемся – топчемся на месте.

Если сердце сформировано эгоистически, плоды будут эгоистическими. Мы трудимся, исповедуемся, причащаемся, но если мы не перерождаем своего эгоиста в любящего человека – будет одна печаль. Может ли печалиться любящий Бога и ближнего человек? Откуда у него возьмется печаль? Это две противоположности, или печаль, или любовь.

Вопрос о том, как переродить свое сердце, должен стоять первым в нашей жизни. Мы не должны огорчаться тем, что нам трудно. Не в этом проблема. Проблема в том, сколько мы прилагаем усилий для того, чтобы преодолеть себя. Сегодня мы говорили о роде неверном и развращенном, о посте и молитве. Это как раз то, о чем мы и сейчас говорим. Эгоист – это тот же род развращенный и неверный. Что такое рабство? – Хочу-не хочу, должен делать так, как хозяин говорит. Что такое свобода? – Владею собой. Какая страсть может овладеть свободным человеком?

Мы не должны принадлежать роду неверному и развращенному. Кто тот, кто к нему принадлежит? – Эгоист, который совокупляет в себе все эти качества. Мы знаем, как он мыслит, чего желает, чего ищет в своем сердце.

Эгоистическое сердце – это очень сложный механизм. Его никогда не обойдешь, потому что он настроен совершенно на другой лад. На какой волне находится эгоизм? – На волне «Я» — а все остальные – под. По большому счету, эгоизм всегда хоть немножко, но выше, иначе он хромает, потому что идет серьезная работа. Идет переоценка всего в борьбе с эгоизмом. Если этого не делать, эгоизм будет изощренно и четко держать свои рубежи, потому что он ищет противоположного Богу.

Бог ищет человека, чтоб дать ему Себя. Для чего Христос висит на Кресте? – Чтобы дать Себя нам. А эгоизм нуждается только в том, чтобы было так, как ему хочется. Он самодостаточен. Как эгоист мыслит, действует, желает? Он знает, что есть что. Он знает, кто есть ближний, чего ему не хватает и как ему исправиться. Даже изложит вам множество путей исправления ближнего.

Начинается все с маленького: должно быть так. А если пойти глубже, эгоист не только укажет, как ближнему исправиться, а множество вариантов предложит. А кто такой любящий человек? – Работает над собой, над своими недостатками. По-настоящему помогает ближнему, потому что отдает ему себя. Господь – Любовь — хочет отдать Себя нам. Наш Творец – Он Всемогущий Бог, мог бы указывать каждому, что и как делать, но приходит и распинается на кресте, страждет за нас, чтобы мы хотя бы поняли, что Он взял наши грехи и мы можем освободиться от них, стать новыми людьми, следовать за Ним и никогда не печалиться, ибо Он пришел не для того, чтобы послужили Ему, а чтобы послужить другим.

Но как этого достичь этого нового состояния, стать новым творением? С эгоистическим сердцем это невозможно, ибо на этом пути стоит себялюбие. Обойти его невозможно. Есть такое выражение: надо сокрушить сердце, эгоистическое. То есть стереть в порошок, чтобы от эгоизма ничего не осталось. От старого человека ничего не должно остаться. Вот какая работа нам предстоит – сокрушение сердца. Если мы только что-то переменили немного, это ничего не даст, оно снова возродится в эгоизме, будет еще хуже. Эгоизм способен обновляться, если с ним не бороться серьезно. Как только остановились в борьбе, он снова занял свои позиции, еще более изощренно. И начинается борьба с ближним, который, оказывается, виноват.

Кто такой христианин? – Слушает Христа, Который говорит: «отвергнись себе, возьми крест свой». А сегодня говорит: «этот род можно изгнать только молитвой и постом». Вот принцип работы над нашим эгоистическим сердцем: не дать ему покоя. Кто на фронте выигрывает? – Тот, кто не теряет инициативу. Когда у него есть инициатива на фронте, враг не может собраться. Если у верующего человека есть в духовной жизни инициатива, его эгоист, старый человек не может собраться. Без инициативы у нас ничего не получится. Эгоист очень изощрен в нашем сердце, и диавол — его помощник, его тыл.

Наш эгоист обновляется от нашей безынициативности, от отхода от литургической жизни, от духовности, которая должна быть в глубине нашего сердца. Великий пост – это время серьезной борьбы с нашим эгоистом. Здесь серьезная инициатива очень нужна, потому что для нашей духовной жизни Господь дарует возможность все больше обретать Царствие Небесное в нашем сердце. Что такое Великий пост? – Это самый серьезный бой нашей духовной немощи, нашим слабостям. И когда мы в литургической инициативе, то есть в следовании всем литургическим предписаниям Церкви, проводим время в молитве, в посте, в духовном делании, естественно, что наше сердце наполняется Божьей благодатью. Потому что эгоист, который хочет своего, ущемляется. Хочется, а нельзя, не хочется – а надо. Исповедь, причастие, соборование, множество служб, отказ от развлечений.

Кто такой эгоист? – Захотел — развлекается, захотел – командует, захотел – предается лени, спит, что захотел – то и делает. С одной стороны, во время поста мы отказываемся от многого, ущемляем свои желания, а с другой – заставляем себя совершать многие добродетели, прежде всего – молиться, воздерживаться. Первейшее дело – связать язык, чтобы развязать его на Пасху, когда мы славим Бога. Если мы следуем литургическим предписаниям церкви, мы глубоко в своем сердце искореняем эгоиста. Для этого дан литургический ритм. Мир не владеет человеком, который следует духовным путем.

Что такое литургический ритм, литургический год? – Нет времени на искушение. А если мы литургический год откладываем в сторону, диавол радуется: наконец-то свободен! Если нет внутри литургического ритма, человек освободился для самого себя, для своих страстей, он свободен. Если бы мы серьезно к этому относились, сколько бы радости было в нашем сердце! Оторваны от искушений. Где наша печаль? – Прилепились к искушениям. А литургическая жизнь не терпит искушений, помогает их преодолевать.

Сокрушить эгоистическое сердце можно только работой. Церковь – это жизнь, в которой эта работа ведется. Мы хотим быть православными христианами – и часто думаем: пусть кто-то другой трудится над моим сердцем. Чего только нет в нашей жизни! А духовной борьбы нет.

Самое главное в духовной борьбе – невидимая брань. Вот, где центр жизни христианина! Кто-то видит наше сердце? Кроме Бога – никто. Никому не дано, ни диаволу, ни ангелам. Они духовно более сильные и глубоко проникают в духовную жизнь человека, но не могут увидеть, что в нашем сердце. Как диавол определяет, что в нашем сердце? – На тарелочке подносит самое сладкое для человека и смотрит, на что мы реагируем, чем искушаемся. Но он все равно не знает, ему не дано, он всегда просчитывается с верующим сердцем и проигрывает, потому что там Христос. Он, конечно, может много терзать верующее сердце, но оно покаялось – и разрушило все затеи его. Диавол строит свои планы против человека, а верующий человек говорит: какой ужас! Надо покаяться.

Но до конца карточный дом диавола разваливается только тогда, когда мы не спим, трудимся, чтобы совершать противоположные греху добродетели. Если этого нет – это самое печальное явление. Диавол видит: человек спит – а должен быть на службе. Что он делает? Шепчет: ты немощен, устал, это ничего не значит, отдохни, потом пойдешь в церковь, будешь молиться. И когда человек положен на лопатки, диавол подсовывает ему тарелочки со «вкусным». Диавол хочет двух вещей: гордости и удовлетворения страстей. Он обрабатывает наше сердце, говорит о нашем величии, когда человек разленился, послабил себе. И полетели мы под небеса. И когда человек начинает думать о себе, диавол подсказывает: тебе хочется удовлетворить себя и в том, и в этом. Когда человек расслабился, страсти сразу говорят: что сделать, надо – значит, надо.

Расслабления не может быть в духовной жизни, оно приводит ко греху. Мы можем почить только в руках Божиих. Отдых должен быть продуктивный. Сочетать приятное с полезным, только не по-светски. В нашей духовной жизни, в борьбе с эгоистическим сердцем недопустимы послабления, потому что диавол этим воспользуется. Как только мы отошли от литургического духовного ритма, диавол уже бежит за нами. Когда мы в литургическом ритме, он крутится рядом и ничего не может сделать. Этот род изгоняется только постом и молитвой. Этот род диавольской силы работает над нами. Эгоист – это кто? — Напарник диавола, и очень хороший. Диавол считает, что он тоже как Бог. А кто такой эгоист?

Что мы обретаем на земле, то получаем в большом количестве в вечной жизни. Если здесь у нас непокой, то представляете, какой будет там непокой? Род неверный и развращенный имеет покой? Нет. А после молитвы? Мы имеем единственный покой. Как этот непокой мира сего, рода развращенного и неверного изгнать? – Только постом и молитвой. Великий пост – это тишина. Связывание языка. Эгоисту скучно с верующим: сколько его не бьешь – никакой реакции. Кто такие мученики? Мир боролся с христианством, но кровь мучеников стало семенем христиан. Кровь мучеников – это тишина из тишины. Мученика бьют, терзают, мучают, а он радуется. А кто такой мучитель? – непокой из непокоя. Вы представляете, что творилось в душах мучителей? Какой ад творился в душах мучителей! Какой великий рай в душах мучеников, такой величины ад в душах мучителей.

Мы говорили сегодня о сокрушении мучащего нас сердца. Эгоист – мучитель нашего сердца. Ему все надо, всего хочется, все интересно. Если бы он мог все на свете охватить, занять – он бы занял и охватил.

Как важно видеть реальность того, что такое эгоизм, и что такое любовь. Где у эгоизма покой? Даже если у него все хорошо, он неспокоен. Чем больше ему дать, тем больше он хочет. Мы должны видеть контраст неспокойного эгоиста и любящего, который удовлетворяется всем, даже самым малым и незначительным. Ему даже правую щеку ударили – он подставил левую, потому что всем доволен. Как мир рисует свои искушения для нас, и как мы должны вопреки этим картинам искушения наполнять свое сердце реальностью любви Божией. Этим ложным картинам противопоставить реальность любви. Когда мы видим, что такое эгоизм и что такое любовь, мы себя настраиваем на христианский лад. Иначе никакой работы нет. Работа есть тогда, когда нам ясно, что эгоизм нас будет мучить, а любовь – насыщать. Эгоисту дай все, ему будет мало, любящему дай чуть-чуть, даже ничего не дай – он будет доволен, потому что он любит, делает дело Божье, Господь в его сердце.

Если сердце хочет дать сдачу обидевшему его человеку, оно должно плакать перед Богом в покаянии, рыдать, пока не устрашимся себя, своих недобрых желаний. Это действительно страшно. Вы же знаете, от кого происходит это желание. Как оно вселилось в нас? Надо серьезно относиться к своему сердцу, серьезно над ним работать. Но главное в этой борьбе – это наполнение его добродетелями. Пока этого не будет, мы будем самыми печальными людьми, потому что пустоту, которая появляется в нашем сердце, диавол будет стараться наполнить.

Что такое борьба с эгоизмом без наполнения сердца добродетелями? – это незаполненная свободная реальность. Если мы себе запретили, появилось пустое место, не заполненное желаниями. Если мы не наполнили сердце угодным Богу, у нас появляется пустота, потому что у эгоиста все до отказа заполнено эгоизмом. У верующего эгоиста – какое ужасное сочетание, — не может быть все до отказа заполнено эгоизмом, там все-таки есть вера. Когда мы боремся с собой и не обретаем добродетели – остается незаполненное пространство. И диавол говорит: я буду помогать человеку это пространство держать, не заполнять, чтобы он понял, что все нормально, и тогда я потихоньку переселюсь туда. Часто человек борется с собой, долго воздерживается, но в итоге терпение лопает. Потому что не работаем мы над собой, пустое пространство не заполняем, которое когда-то чем-то наполнится. Нельзя не заполнять добродетелью сердце.

Когда же христианин по-настоящему борется, он упражняется в добродетелях. Более того, когда христианин борется со своими слабостями, он перебарывает свои слабости только противоположными им добродетелями, не оставляет никакого пространства, у него нет пустого пространства, все заполнено, у него времени нет. Кто хочет расслабиться? – Тот, кто работает над собой, но не наполняет себя добродетелями. А кто такой упражняющийся в добродетелях? – У него нет свободной минуты, он даже не успевает совершить многие добрые дела. А кто такой эгоист? – у него все размечено. Почему он впадает в расслабление? – Потому что у него время есть свободное.

Ропот происходит от эгоизма, который хочет, чтобы было так, как ему хочется. У любящего нет понимания, как ему хочется, у него есть понятие о том, как надо, как он должен. А эгоист – он же велик, он же делает необычное, он заслуживает отдых, а ему не дают! А верующему это в голову не придет – он отдохнул и пошел дальше.

Сердце надо переделывать любовью. Сердце должно любить – то есть делать, все что может, творить. Христианин совершает добрые дела не для ближнего, а для Христа. Труд над своим сердцем – это радость, потому что если сердце полно добродетелей, желаний делать угодное Богу, это одна радость, а если этого нет – одна печаль и ропот. Никто вместо нас это в нашем сердце не сделает. Наше сердце должно все больше заполняться силой поста и молитвы. Пост и молитва не должны пониматься нами как отказ только от пищи, предстояние на молитвенном правиле. Пост сам по себе – это воздержание во всем. В чувствах, желаниях – прежде всего. В Византийской империи был закон, велевший закрывать увеселительные заведения во время поста, они не совместимы с плачем. Почему не венчают во время поста? – Венчание – это торжество, а пост – плач над своими грехами. Ритм сбивается. Даже не крестят иногда во время поста, чтобы не делать увеселений, к тому же, Великий пост в древности был подготовкой к крещению на Пасху.

Мы говорили о том, что мир рисует в нашей голове. А что церковь рисует? Мир говорит: удовлетвори себя, а Церковь – воздержись. Церковь тоже рисует, но мы не очень прислушиваемся к предписаниям ее. Мир как распахнутая дверь, через которую в нас влезает все, что мы увидели, услышали.

Как бороться с искушениями? Когда мир был христианским, искушений было много, но не множество, были ограничения. А в современном мире все открыто именно в Великий пост. Этот мир рисует искушение, а мы должны прислушаться к Церкви и следовать тому, что Церковь нам указывает. Мы должны серьезно отнестись к Великому посту, — хочется поговорить, осудить, во время поста появляется сугубое хотение. Диавол пролазит по своим путям, туннелям – язык, глаза, уши… Какой это пост, если мы так же болтливы, как и вне поста? Если мы себя не воздерживаем, мы и Пасху не сможем отпраздновать. Язык, потрудившийся в подвиге, в борьбе с пустословием, многословием, может славить Бога, а развязанный язык издает звуки, но сердце остается безразличным.

Пост – это воздержание себя от всякого желания, похоти. Все должно быть связано. Если мы себя во время поста свяжем, мы войдем в Пасху славящими Христа, потому что сердце, научившееся себя воздерживать, знает своего Господа и благодарит Его за этот дар. Воздержание – это дар. Славя Христа Воскресшего, мы славим Того, Кто дал нам дар воздержания. Мы должны славить Бога за то, что можем воздержаться в современном мире. Для современного мира воздержание – это абсурд, а мы можем воздерживаться и видеть в этом существо, цель своей жизни.

В этом труде самое важное – любовь. Сокрушить эгоистическое сердце невозможно, это совершает только Сам Господь. Мы только произволяем, заставляем себя, но действует Дух Святой. Если мы будем серьезными христианами в нашей духовной жизни, то Дух Святой будет действовать в нашем сердце. Почему мы говорили о верующем эгоисте, который борется, но не выдерживает, падает, отчаивается? – Потому что Дух Святой не может там действовать, эгоист сам борется. Как любящие люди мы наполняем свое сердце множеством добродетелей, и это угодно Богу. Что такое добродетель? – все угодное Богу в нашей жизни. Не только доброе, но Божье дело. Дух Святой действует в нашем сердце через желание делать угодное Богу. Если мы это делаем, наше сердце наполняется радостью, может ли быть печаль, если Дух Святой действует в нашей душе? Если мы не заставим себя не реагировать на то, что не нравится нам в ближнем, Бога не будет в нашем сердце. Мы должны действовать так, как показал нам Господь. Он ждал до конца покаяния и обращения всех, даже фарисеев, но поддались, услышали Его только некоторые из них. И как может зайти Господь в наше сердце, если оно смотрит только на ближнего своего и на его поступки, следит за ним, осуждает его? Почему даже верующий, но живущий эгоистически человек осуждает ближнего? – Потому что он видит и ему кажется, что ближний не исполняет Закон Божий.

Мы не можем не бороться серьезно со своими недостатками… Мы должны всегда помнить, что борьба наша с нашим эгоизмом должна вестись глубоко в нашем сердце, слушая совесть. Основная проблема в лености нашей. Если мы заставляем себя к тому или иному, Господь совершает это. Так как сами мы бы не справились ни с одной проблемой, ни с одной страстью.

Мы славим Господа и просим Его помочь нам, и Он помогает, если мы верим. И эта вера во Христа помогает нам все совершать в этой жизни. Но мы должны не только бороться со слабостями, но и совершать добродетель. Ибо если мы расслабляемся, дьявол пользуется этим. Духовная жизнь не терпит вакуума, то есть того состояния нашей жизни, когда мы не трудимся над собой. Так как в этом случае этот мир начинает трудиться над нами. Именно поэтому искоренение своего эгоизма – это постоянная работа, круглосуточная, даже во сне. Ибо молитва на сон грядущий настраивает нас на эту борьбу во сне. Христианин не останавливается ни на одну секунду, так как понимает, что он – воин Христов, он на фронте. Если расслабился – все, конец тебе, потерпишь поражение. Конечно, можно отдохнуть и идти дальше в бой, и только так. Это продуктивно.

Дьявол работает, он знает, как бороться с нами, а нам с ним бороться нужно постоянством в борьбе. Настоящая духовная жизнь – это непрерывность. Потому что если мы ее прерываем, это уже не духовная жизнь, так как в бочку меда нельзя добавлять ни грамма дегтя. Если поддался, расслабился – сразу на исповедь, на покаяние. Если мы верующие люди, мы будем делать все, помня о Нем, о Самом Христе. Центр жизни – Сам Христос. Верующий эгоист раздвоен, у него всегда: это Богу, а это мне. Он топчется на одном месте. Какой может быть компромисс с совестью? Этот мир работает усердно над нашим сердцем и рисует все искушения в нашей голове, а нам надо прилагать усилия, чтобы в нас, в нашем сердце было Евангелие.

У нас нравственность – Сам Христос. Но беда наша в том, что мы эгоистически живем сами в себе и действуем по нашей автономной нравственности. Человек себя воздерживает, но в нем нет цели, нет самого существа жизни, на которой можно стоять незыблемо. Потому что эта нравственность – всего лишь некие правила, которые сами по себе ничего не значат. Нравственность неверующего – возможность, а нравственность верующего – требование.

Христианство – это не какие-то правила абстрактные, это Сам Христос. Трудность наша в том, что нет любви ко Христу. Ее надо обретать. Эгоизм – себялюбие, христианство – Христа люблю. У верующего человека есть Я? Нет – оно во Христе! Эгоист – человек без Христа. Любящий – это человек со Христом. Любящий не может быть эгоистом, потому что если не переборол своего Я, то перебарывает. Лишь только помнить о Христе мало, нужно сердцем быть перед Ним и в Нем. Когда мы сердцем перед Ним, мы начинаем жить во Христе.