Роль петра 1 в развитии российской государственности. Роль Петра I в истории России. Значение экономических преобразований Петра I

Выдающийся буржуазный историк пореформенного периода - В. О. Ключевский (1841-1911) - в оценке преобразований Петра I проявлял двойственность. С одной стороны, он не мог отрицать выдающейся роли первого российского императора и прогрессивного значения осуществленных им преобразований. Но, с другой стороны, он одним из первых в буржуазной историографии начал подчеркивать элементы случайности и бесплановости в реформах первой четверти XVIII века. Ключевский считал петровские реформы обусловленными Северной войной, в которой и усматривал главную движущую силу преобразований. Вместе с тем он попытался развенчать личность Петра I, отмечая в его деятельности сочетание великого и мелкого.

В статье "Петр Великий среди своих сотрудников" В. О. Ключевский, очерчивая яркий образ этого деятеля XVIII в., стремился показать, что Петр I будто бы в своей деятельности как правитель проявил новые черты: "это - неослабное чувство долга и вечно напряженная мысль об общем благе отечества, в служении которому и состоит этот долг".

Установление самодержавия в России, конечно, привело к некоторому изменению в формулировках идеологического оправдания самодержавия; в частности, понятие "общего блага", столь характерное для "просвещенного абсолютизма", проповедовалось не одними российскими самодержцами. Однако под этим "общим благом" понимались узкие классовые интересы, в первую очередь дворянства. Личные высокие качества Петра I вызвали стремление дворянской и буржуазной историографии резко противопоставлять деятельность Петра I его предшественникам.

Не избежал этого и В. О. Ключевский, нарисовавший явно идеалистический образ царя, будто бы подчинявшего все свои помыслы служению государству.

В трактовке реформ Петра I, их причин и характера осуществления, В. О. Ключевский был близок к взглядам П. Н. Милюкова, которые тот высказал в исследовании - "Государственное хозяйство России в первую четверть XVIII в. и реформы Петра I". И сам Ключевский в своем "Курсе русской истории" смотрел на совершавшиеся изменения в социально-экономической жизни страны в начале XVIII столетия главным образом сквозь призму правительственных преобразований. Тем не менее, и Ключевский вынужден был признать крайний схематизм построений Милюкова, ядовито отметив, что многие выводы последнего получились в результате излишнего доверия к денежным документам XVIII в.

В.О.Ключевский ставил государственные преобразования во взаимосвязь с состоянием народного хозяйства, упрекая Милюкова в том, что тот "в своем исследовании строго держится в кругу явлений государственного хозяйства, в трафарете финансовой росписи; а такую близкую к государственному хозяйству область, как хозяйство народное, оставляет в тени".

Образ Петра I складывается у Ключевского долго и сложно. Так в "Исторических портретах" знаменитый историк развивает мысль Соловьёва об исторической обусловленности деятельности Петра I как "вождя", почувствовавшего потребности народа и проводившего свои преобразования совместно с народом. Ключевский отмечал неослабное чувство долга и мысли Петра об общественном благе и то, как они влияли на окружающих. Однако, он неоднозначно рассматривал итоги преобразований Петра Великого, замечал несоответствие между их замыслом и результатами.

Ключевский писал, что бюрократизация вела к массовому казнокрадству и другим должностным преступлениям. Позднее, в начале ХХ века, всё более проявлялась антимонархическая позиция Ключевского. Он укоряет Петра за самодурство, деспотизм, нежелание понимать народ ради достижения поставленных задач и т.п.

Убежденность в непогрешимости гипотезы о приоритете внешнеполитических целей над внутренними привела Ключевского к выводу, что реформы имеют различную степень важности: он считал военную реформу начальным этапом преобразовательной деятельности Петра, а реорганизацию финансовой системы - конечной его целью. Остальные же реформы являлись либо следствием преобразований в военном деле, либо предпосылками для достижения упомянутой конечной цели. Самостоятельное значение Ключевский придавал лишь экономической политике.

По мнению Ключевского Петр вообще не хотел производить никаких реформ, он только "хотел вооружить русское государство умственными и материальными средствами Европы". Только постепенно "скромная и ограниченная по своему первоначальному замыслу "реформа" превратилась в упорную внутреннюю борьбу". Ключевский дает еще более эластичную трактовку "реформаторской" деятельности Петра, чем Соловьев. И еще более противоречивую чем Соловьев, то утверждавший, что "Петр - продолжатель старого движения" и он "решал старую, не им поставленную задачу и решал не новым способом", то доказывавший, что Петр заставил Русь пережить всесторонний переворот. Ключевский заявляет, что Петр не хотел производить никаких реформ, только постепенно реформа превратилась в борьбу, но Русь пережила не переворот, а только потрясение, но что реформа "усвоила характер и приемы насильственного переворота, своего рода революции".

Этот довод, неудачная попытка замутить воду. Революцию можно при желании называть, конечно, "своего рода революцией" или иначе, чтобы создать желаемое впечатление. Ведь сам же Ключевский утверждает, что петровская реформа "была революцией и по своим приемам и по впечатлению, каковую от нее получили современники". Итак, согласно взгляду Ключевского то, что осуществил Петр, было революцией "и по своим приемам и по впечатлению, каковое от нее получили современники". Кажется, есть все необходимые признаки революции. Но тут Ключевский спохватывается и заявляет, что все-таки это была не революция, а "это было скорее потрясение, чем переворот. Это потрясение было непредвиденным следствием реформы, но не было ее обдуманной целью".

При первом взгляде на преобразовательную деятельность Петра она представляется лишенной всякого плана и последовательности. Постепенно расширяясь, она захватила все части государственного строя, коснулась самых различных сторон народной жизни. Но ни одна часть не перестраивалась зараз, в одно время и во всем своем составе; к каждой реформа подступала по нескольку раз, в разное время касаясь ее по частям, по мере надобности, по требованию текущей минуты. Изучая тот или другой ряд преобразовательных мер, легко видеть, к чему они клонились, но трудно догадаться, почему они следовали именно в таком порядке. Видны цели реформы, но не всегда уловим ее план; чтобы уловить его, надобно изучать реформу в связи с ее обстановкой, т. е. с войной и ее разнообразными последствиями. Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приемы. Преобразовательные меры следовали одна за другой в том порядке, в каком вызывали их потребности, навязанные войной. Она поставила на первую очередь преобразование военных сил страны. Военная реформа повлекла за собой два ряда мер, из коих одни направлены были к поддержанию регулярного строя преобразованной армии и новоcозданного флота, другие к обеспечению их содержания. Меры того и другого порядка или изменяли положение и взаимные отношения сословий, или усиливали напряжение и производительность народного труда как источника государственного дохода. Нововведения военные, социальные и экономические требовали от управления такой усиленной и ускоренной работы, ставили ему такие сложные и непривычные задачи, какие были ему не под силу при его прежнем строе и составе. Потому об руку с этими нововведениями и частью даже впереди их шла постепенная перестройка управления всей правительственной машины, как необходимое общее условие успешного проведения прочих реформ. Другим таким общим условием была подготовка дельцов и умов к реформе. Для успешного действия нового управления, как и других нововведений, необходимы были исполнители, достаточно подготовленные к делу, обладающие нужными для того знаниями, необходимо было и общество, готовое поддерживать дело преобразования, понимающее его сущность и цели. Отсюда усиленные заботы Петра о распространении научного знания, о заведении общеобразовательных и профессиональных, технических школ.

ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ. Таков общий план реформы, точнее, ее порядок, установленный не наперед обдуманными предначертаниями Петра, а самым ходом дела, гнетом обстоятельств. Война была главным движущим рычагом преобразовательной деятельности Петра, военная реформа - ее начальным моментом, устройство финансов - ее конечной целью. Преобразованием государственной обороны начиналось дело Петра, к преобразованию государственного хозяйства оно направлялось; все остальные меры были либо неизбежными следствиями начального дела, либо подготовительными средствами к достижению конечной цели. Сам Петр ставил свою преобразовательную деятельность в такую связь с веденной им войной. В последние годы жизни, собирая материалы о шведской войне, он обдумывал план ее истории. После него остались заметки по этому делу. В 1722 г. он отметил: "вписать в историю, что в сию войну сделано, каких когда распорядков земских и воинских, обоих путей регламентов и духовных, такое же строение фортенций, гаванов, флотов корабельного и галерного и мануфактур всяких и строения в Питербурхе и на Котлине и в прочих местах". За полтора месяца до кончины сделана Петром заметка: "вписать в гисторию, в которое время какие вещи для войны и прочих художеств и по какой причине или принуждению зачаты, например, ружье для того, что не стали пропускать, такое ж и о прочем". Значит, в историю войны предполагалось ввести, как дела, тесно с нею связанные, меры для устройства не только военных сил, но и порядка земского и церковного, для развития промышленности и торговли. Этому плану будем следовать и мы в своем изучении; в состав его войдут: 1) военная реформа; 2) меры для поддержания регулярного строя сухопутной армии и флота, именно перемены в положении дворянства, направленные к поддержанию его служебной годности; 3) подготовительные меры к увеличению государственных доходов, имевшие целью умножение количества и подъем качества податного труда; 4) финансовые нововведения; наконец, 5) общие средства обеспечения успешного исполнения военных и народнохозяйственных реформ, именно преобразование управления и устройство учебных заведений. Повторяют этот план не значит, что реформа следовала именно такому порядку, что, покончив с одной преобразуемой областью, она обращалась к другой. Перестройка шла по разным областям одновременно, урывками и вперемежку, и только к концу царствования стала складываться в нечто цельное, что можно уложить в изложенный план.

ВОЕННАЯ РЕФОРМА. Военная реформа была первоочередным преобразовательным делом Петра, наиболее продолжительным и самым тяжелым как для него самого, так и для народа она имеет очень важное значение в нашей истории; это не просто вопрос о государственной обороне: реформа оказала глубокое действие и на склад общества и на дальнейший ход событий.

МОСКОВСКОЕ ВОЙСКО ПЕРЕД РЕФОРМОЙ. По росписи 1681 г. (лекция LI) значительно большая часть московской рати была уже переведена на иноземный строй (89 тысяч на 164 тысячи без малороссийских казаков). Переформировка едва ли продолжалась. В состав 112-тысячной армии, какую в 1689 г. князь В. В. Голицын повел во второй крымский поход, входили те же 63 полка иноземного строя, как и по росписи 1681 г., только численностью до 80 тысяч, с убавившимся составом полков, хотя и дворянской конной милиции русского строя значилось не более 8 тысяч, в 10 раз меньше иноземного строя, а по росписи 1681 г. ее было всего в 5 - 6 раз меньше. Потому совсем неожиданным является состав сил, направленных в 1695 г. в первый азовский поход. В 30-тысячном корпусе, который пошел с самим Петром, тогда ротным бомбардиром Преображенского полка, можно насчитать не более 14 тысяч солдат иноземного строя, тогда как огромное 120-тысячное ополчение, направленное диверсией на Крым, все состояло из ратников русского строя, т. е. в сущности нестроевых, строю никакого не знавших, по выражению Котошихина, преимущественно из конной дворянской милиции. Откуда взялась такая нестроевая масса и куда девались 66 тысяч солдат иноземного строя, которые за вычетом 14 тысяч, шедших с Петром под Азов, участвовали в крымском походе 1689 г.? Ответ на это дал на известном нам пиру 1717 г. князь Я. Ф. Долгорукий, знакомый с состоянием московского войска при царе Федоре и царевне Софье, бывший первым товарищем князя В. В. Голицына во втором крымском походе. Он тогда сказал Петру, что отец его, царев, устроением регулярных войск ему путь показал, "да по нем несмысленные все его учреждения разорили", так что Петру пришлось почитай все вновь делать и в лучшее состояние приводить. Отзыв князя Долгорукого не мог относиться ни к царю Федору, ни к царевне Софье: накануне падения царевны, во втором крымском походе, полки иноземного строя были в исправности. Но дворянство оказало деятельную поддержку матери Петра в борьбе с царевной Софьей и ее стрельцами, и с падением царевны всплыли наверх все эти Нарышкины, Стрешневы, Лопухины, цеплявшиеся за неумную царицу, которым было не до благоустройства государственной обороны. Они, по-видимому, и спустили тяготившееся иноземным строем дворянство на более легкий, русский. И комплектование войска Петр застал в полном расстройстве. Прежде солдатские и рейтарские полки, распущенные по домам на мирное время, призывались на службу в случае надобности. Это был призыв отпускных или запасных, бывалых людей, уже знакомых со строем. При формировке Петром армии для борьбы со Швецией такого запаса уже не заметно. Полки иноземного строя пополнялись двумя способами: или "кликали вольницу в солдаты", охотников, или собирали с землевладельцев даточных, рекрутов, по числу крестьянских дворов. Петр указал писать в солдаты вольноотпущенных холопов и крестьян, годных к службе, и даже дал холопам свободу поступать в солдатские полки без отпуска от господ. При такой вербовке наскоро составленные, наскоро обученные немцами полки новобранцев, по выражению бывшего в Москве в 1698 - 1699 гг. секретаря австрийского посольства Корба, являлись сбродом самых дрянных солдат, набранных из беднейшей черни, "самый горестный народ", по выражению другого иноземца, жившего в России в 1714 - 1719 гг., брауншвейгского резидента Вебера. Подобным же способом составлена была и первая армия Петра в Северную войну: 29 новоприборных полков из вольницы и даточных по 1000 человек в каждом пристегнуты были к 4 старым полкам, 2 гвардейским и 2 кадровым. Нарва обнаружила их боевое качество. петр первый реформа военный

ФОРМИРОВКА РЕГУЛЯРНОЙ АРМИИ. Но сама война перерабатывала сбродное ополчение вольницы и даточных в настоящую регулярную армию. Среди непрерывной борьбы новоприборные полки, оставаясь много лет на походной службе, сами собой превращались в постоянные. После Нарвы началась неимоверная трата людей. Наскоро собираемые полки быстро таяли в боях, от голода, болезней, массовых побегов, ускоренных передвижений на огромных расстояниях - от Невы до Полтавы, от Азова и Астрахани до Риги, Калиша и Висмара, а между тем расширение театра военных действий требовало усиления численного состава армии. Для пополнения убыли и усиления армейского комплекта один за другим следовали частичные наборы охотников и даточных из всяких классов общества, из детей боярских, из посадских и дворовых, из стрелецких детей и даже из безместных детей духовенства; в продолжение одного 1703 г. забрано было до 30 тысяч человек. Армия постепенно становилась всесословной; но в нее ставилось кое-как на ходу выправленное или совсем не боевое сырье. Отсюда возникала потребность в другом порядке комплектования, который давал бы заранее и правильно подготовленный запас. Случайный и беспорядочный прибор охотников и даточных заменен был периодическими общими рекрутскими наборами, хотя и при них иногда повторялись старые приемы вербовки. Рекрутов холостых в возрасте от 15 до 20 лет, а потом и женатых от 20 до 30 лет распределяли по "станциям", сборным пунктам, в ближайших городах партиями человек в 500 - 1000, расквартировывали по постоялым дворам, назначали из них же капралов и ефрейторов для ежедневного пересмотра и надзора и отдавали их отставным, за ранами и болезнями, офицерам и солдатам "учить военному солдатскому строю по артикулу непрестанно". С этих сборных учебных пунктов рекрутов рассылали, куда требовалось, "на упалые места", для пополнения старых полков и для сформирования новых. По объяснению самого Петра, цель таких армейских питомников - "когда спросят в дополнку в армию, чтоб всегда на упалые места были готовы". Это и были "бессмертные" рекруты и солдаты, как их тогда прозвали: указ гласил, что кто из них на учебной станции или уже на службе умрет, будет убит или сбежит, вместо того брать нового рекрута с тех же людей, с которых взят выбылой, "чтоб всегда те солдаты были сполна и к государево службе во всякой готовности". Первый такой общий набор был произведен в 1705 г.; он повторялся ежегодно до конца 1709 г. и все по одной норме, по одному рекруту с 20 тяглых дворов, что должно было давать в каждый набор по 30 тысяч рекрутов и даже более. Всего велено было собрать в эти первые пять наборов 168 тысяч рекрутов; но неизвестен действительный сбор, ибо наборы производились с большими недоимками. С начала шведской войны до первого общего набора считали всех рекрутов с вольницей и даточными до 150 тысяч. Значит, первые 10 лет войны обошлись приблизительно 14-миллионному населению более чем в 300 тысяч человек. Так создана была вторая, полтавская регулярная армия, комплект которой к концу 1708 г. только по трем первым наборам поднят был с 40 тысяч в 1701 г. до 113 тысяч. Таким же порядком комплектовалась и усиливалась армия и в дальнейшие годы. Помянутый Вебер, внимательно присматривавшийся к русскому военному строю, пишет в своих любопытных записках о преобразованной России (Das veranderte Russland), что обыкновенно предписывается набирать 20 тысяч штатных рекрутов в год. На деле бывало и больше и меньше: собирали по рекруту с 50, 75 и 89 дворов, тысяч по 10, 14, по 23, не считая матросов, а в 1724 г., уже по окончании всех войн, понадобилось для укомплектования армейских и гарнизонных полков, артиллерии и флота 35 тысяч. Усиленные наборы нужны были не только для увеличения комплекта, но и для пополнения убыли от побегов, болезней и страшной смертности в полках, из которых реформа устроила солдатские морильни, а также вследствие больших недоборов. В 1718 г. числилось по прежним наборам "недоимочных", недобранных, рекрутов 45 тысяч, а в бегах - 20 тысяч. Тот же Вебер замечает, что при дурном устройстве содержания гораздо больше рекрутов гибнет еще в учебные годы от голода и холода, чем в боях от неприятеля. К концу царствования Петра всех регулярных войск, пехоты и конницы, числилось уже от 196 до 212 тысяч, да 110 тысяч казаков и другой нерегулярной рати, не считая инородцев. Притом создана была новая вооруженная сила, незнакомая древней Руси, - флот.

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ. С началом Северной войны азовская эскадра была заброшена, а после Прута потеряно было и Азовское море. Все усилия Петра обратились на создание балтийского флота. Еще в 1701 г. он мечтал, что у него здесь будет до 80 больших кораблей. Спешно вербовали экипаж: в 1702 г., по свидетельству князя Куракина, "кликали в матросы молодых ребят и набрано с 3 тысяч человек". В 1703 г. Лодейнопольская верфь спустила 6 фрегатов: это была первая русская эскадра, появившаяся на Балтийском море. К концу царствования балтийский флот считал в своем составе 48 линейных кораблей и до 800 галер и других мелких судов с 28 тысячами экипажа. Для управления, комплектования, обучения, содержания и обмундировки всей этой регулярной армии был создан сложный военно-административный механизм с коллегиями Военной и Адмиралтейской, Артиллерийской канцелярией с генерал-фельдцейхмейстером во главе, с Провиантской канцелярией под начальством генерал-провиантмейстера, с главным комиссариатом под управлением генерал-кригс-комиссара для приема рекрутов и их размещения по полкам, для раздачи войску жалованья и снабжения его оружием, мундиром и лошадьми; сюда надо прибавить еще генеральный штаб во главе с генералитетом, который по табели 1712 г. состоял из двух генерал-фельдмаршалов, князя Меншикова и графа Шереметева, и из 31 генерала, в числе которых было 14 иностранцев. Войска получили указанный мундир. Если вам случится рассматривать иллюстрированные издания по военной истории России, остановите ваше внимание на петровском гвардейце в темно-зеленом кафтане немецкого покроя, в низенькой приплюснутой трехуголке, вооруженного ружьем с привинченным к нему "багинетом", штыком.

ВОЕННЫЙ РАСХОД. В основу регулярной реорганизации военных сил положены были такие технические перемены: в порядке комплектования прибор охотников заменен рекрутским набором; мирные кадровые полки, "выборные", как их тогда называли, превратились в постоянный полковой комплект; в соотношении родов оружия дано решительное численное преобладание пехоте над конницей; исполнен окончательный переход к казенному содержанию вооруженных сил. Эти перемены и особенно последняя сильно подняли стоимость содержания армии и флота. Смета только на генеральный штаб, не существовавший до Петра, уже в 1721 г. сведена была в сумме 111 тысяч рублей (около 900 тысяч на наши деньги). По смете 1680 г. стоимость войска доходила почти до 10 миллионов рублей на наши деньги. В продолжение всего царствования Петра сухопутная армия росла и дорожала, и к 1725 г. расход на нее более чем упятерился, превысил 5 миллионов тогдашних рублей, а на флот шло 1 1/2 миллиона рублей; в сложности это составляло 52 - 58 миллионов рублей на наши деньги, не менее 2/3 всего тогдашнего бюджета доходов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 1. Ранние годы Петра
  • 2. Стрелецкий бунт 1682 года и приход к власти Софьи Алексеевны
  • 3. Приход к власти
  • 4. Последние дни Петра I
  • Заключение

Введение

Актуальность выбранной темы контрольной работы заключается в том, что преобразования Петра Великого, его деятельность, личность, роль в судьбе России - вопросы, интересующие и привлекающие внимание исследователей нашего времени не менее чем в прошлые века.

Различные историки по-разному оценивают Петра и его деятельность. Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки, обвинить Петра в неправильном выборе и преступных деяниях. В своей работе я попытаюсь собрать воедино мнения, оценки и выводы историков и литераторов об исторической роли Петра I.

Задачами контрольной работы являются:

- рассмотрение исторических фактов из жизни Петра I;

- изучение исторического значения реформ Петра I;

- исследование влияния деятельности Петра I на мировую и отечественную историю.

1. Ранние годы Петра

Петр, сын царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной, родился 30 мая 1672 г. Бояре с опаской осмотрели младенца и, подивившись его длинному телу, вздохнули с облегчением: ребенок выглядел здоровым и жизнерадостным. Это особенно бросалось в глаза после взгляда на его сводных братьев Федора и Ивана, сыновей царя и первой жены Марии Милославской, которые с детства страдали тяжелыми врожденными недугами. Наконец, династия Романовых могла рассчитывать на здорового и энергичного наследника престола.

Как и у всех, характер Петра I закладывался в детстве: бойкость, восприимчивость, живость и склонность к забавам, носившим военный характер. Любимыми игрушками его были потешные знамена, топоры, пистолеты и барабаны, привозимые из заграницы.

Когда потребовалось перейти от игр к обязательному для московских царевичей обучению, Петру повезло меньше, чем его сестре и брату. Если Федора и Софью Милославских воспитывал высоко образованный иеромонах Симеон Полоцкий, то "дядькой" (учителем по русской словесности и закону Божьему) к Петру был назначен по требованию царя Федора Алексеевича не очень грамотный, но терпеливый и ласковый подьячий Большого Прихода Никита Моисеевич Зотов, который не только не стремился подавлять природное остроумие и непоседливость царственного отпрыска, но сумел стать другом Петра.

Зотову вменялось в первую очередь воспитывать у Петра царственную величавость и статность, но "дядька" даже не пытался принуждать шустрого ребенка к многочасовому восседанию на стуле с прямой спинкой, чтобы выработать привычку к трону. Он позволял царевичу вволю бегать по окрестностям села Преображенского, лазать по чердакам, играть и даже драться с дворянскими и стрелецкими детьми. Когда Петр уставал от беготни, Никита Моисеевич усаживался рядом и, неторопливо рассказывая о случаях из собственной жизни, вырезал деревянные игрушки. Царевич внимательно смотрел на ловкие руки "дядьки" и сам начинал прилежно обтачивать заготовку ножом. Никакими особыми навыками народного умельца Зотов не обладал, все делая "на глазок". Петр перенял эту сноровку и всегда больше полагался на собственный глазомер, нежели на чертежи и математические выкладки, и ошибался нечасто. Привычку заполнять часы досуга разными "рукомеслами" сохранилась у него на всю жизнь: даже беседуя с иностранными послами, он мог тут же строгать доски для обшивки лодки, вытачивать на токарном станке шахматные фигурки или вязать узлы на корабельных снастях. Молва утверждает, что однажды прусскому послу фон Принцену пришлось взбираться на верхушку мачты, чтобы вручить верительные грамоты царю - настолько он был увлечен оснасткой первого лично им изобретенного линкора "Предестинация". Его руки постоянно требовали занятий и находили их.

Никита Моисеевич постоянно приносил Петру книги с иллюстрациями из Оружейной палаты, а позже по мере развития интереса ученика к "историческим" предметам - военному искусству, дипломатии и географии - заказывал для него "потешные тетради" с красочными изображениями воинов, иноземных кораблей и городов. Царевич учился всему охотно, и впоследствии бегло писал по-старославянски, правда, с многочисленными ошибками. Зато его природная цепкая память до самой смерти позволяла цитировать часослов и стихи Псалтыри и даже петь в церкви "по крючкам", заменявшим русским нотные знаки. И хотя, став императором, Петр I не раз заявлял, что в русской старине нет ничего поучительного, его исторические знания были разнообразны и глубоки. А народных пословиц, поговорок и присловий он знал столько и с таким остроумием употреблял их всегда к месту, что не уставал изумлять всех европейских монархов.

В три года он уже отдавал команды Бутырскому рейтарскому полку "нового строя" на царском смотре, чем приятно удивил Алексея Михайловича и вызвал неприязнь брата Федора Милославского и его сестры, царевны Софьи.

Когда Петру еще не было четырех лет, в январе 1676 г., умер его отец. Вскоре после смерти Алексея Михайловича царица Наталья с сыном были изгнаны из Кремля новым царем Федором Алексеевичем, который ненавидел мачеху и ее дядю "англиканца". Матвеев отправился в ссылку в далекий Пустозeрск, а семья Нарышкиных - в родовое имение, село Преображенское. Никита Зотов собрался было добровольно последовать вслед за воспитанником в подмосковную глушь, но его приказали изловить и казнить. Опальному подьячему пришлось бежать из Москвы в Крым и долгие годы скрываться. Теперь Петру учиться было не у кого, и его школой стала московская окраина.

Так Петр и рос - сильным и выносливым мальчиком, не боявшимся никакой физической работы. Дворцовые интриги выработали у него скрытность и умение скрывать свои истинные чувства и намерения. Всеми забытый, кроме изредка наезжавших немногочисленных родственников, он постепенно превращался в дитя заброшенной боярской усадьбы, окруженной лопухами и покосившимися посадскими избами. Целыми днями он пропадал, где угодно, прибегая только к обедне. Ему теперь приходилось учиться тайком. Зная подозрительность Милославских, он при встречах с патриархом, привозившим опальной царице небольшие суммы денег, делал вид, что не научен читать, писать и считать. Владыка Иоаким всегда сокрушался по этому поводу в беседах с боярами, которые в свою очередь судачили о невежестве заброшенного всеми царевича в Кремле. Зная кремлевские нравы, Петр так усыплял бдительность всех своих кремлевских недругов. Впоследствии это помогло ему стать незаурядным дипломатом.

27 апреля 1682 г. умер старший брат Петра Федор. После этого 28 апреля 1682 года десятилетнего Петра торжественно венчали на царство (в обход старшего брата Ивана), иностранные дипломаты единодушно отметили, что он производит и речью, и образованностью, и осанкой впечатление 16-летнего юноши. Царевна Софья сразу интуитивно почувствовала угрозу со стороны брата и с помощью князя Хованского подняла стрельцов на бунт, получивший в народе зловещее название "хованщины". День 25 мая, когда на его глазах стрельцами был поднят на пики любимый дядя Матвеев, стал самым страшным впечатлением детства Петра, а красный цвет вызывал раздражение.

2. Стрелецкий бунт 1682 года и приход к власти Софьи Алексеевны

Ставший царем в десять лет, Петр стал свидетелем стрелецких бунтов и гонений на свою мать и её близких. На его глазах были убиты родственники и друзья. Мальчик был так потрясен случившимся, что от испуга у него появились конвульсивные движения головы и лица, сохранившиеся до конца жизни.

Результатом стрелецкого бунта стал политический компромисс: на престол были возведены и Петр, и его сводный брат Иван, а правительницей при малолетних царях стала их старшая сестра царевна Софья Алексеевна - дочь Алексея Михайловича от первого брака с Марией Милославской. С той поры Петр с матерью находились в опале и были вынуждены жить не в Кремлевском Дворце, а в подмосковных селах: Преображенском и Измайлове. В Москве они появлялись лишь для участия в официальных церемониях.

Именно это обстоятельство лишило юного Петра возможности получить соответствующее его статусу образование. Но отсутствие духовной пищи щедро компенсировалось свободой. Петр сам придумывал себе занятия и развлечения.

С раннего детства мальчика стали забавлять игрушки и игры военного характера. Тяга к таким забавам привела к тому, что в придворных мастерских для него изготавливались луки, деревянные ружья и пистолеты, мастерились игрушечные знамена (обо всем этом имелись записи в расходных дворцовых книгах). В царских играх было задействовано целое «войско» его сверстников - выходцев из семей придворной челяди.

Если у Петра и не было никаких конкретных замыслов преобразования страны, после "хованщины" они, безусловно, появились. Сломить основную опору Софьи - стрельцов можно было, только противопоставив им военную силу, способную одолеть их. Рано научившийся скрывать свои чувства Петр решил сыграть роль безобидного ребенка, на уме у которого, как и у Ивана, только детские забавы. Зная, что Софья просматривает все письма и распоряжения, исходившие из Преображенского, он, подобно мальчишкам во все времена, затеял играть в войну.

Никем не руководимый, Петр начал здесь продолжительную игру, которую сам себе устроил, и которая стала для него школой самообразования. Сам замысел принадлежал молодому царю. Из спальников, дворовых конюхов, а потом сокольников и кречетников Петр образовал две потешные роты, которые вскоре пополнились охотниками из дворян и других чинов и составили два батальона. Он придумал простую и удобную темно-зеленую форму с цветными галунами для солдат разных полков и даже впервые в истории ввел в практику обмундирования погоны. Они делались из меди и пришивались на левое плечо, чтобы защитить его от удара тяжелым палашом, и украшались серебряным или золотым витым шнуром соответственно воинскому званию. Это стало модой всех европейских офицеров XVIII, первыми погоны заимствовали поляки. С этими потешными Петр поднял в Преображенском неугомонную возню, построил потешный двор, потешную съезжую избу для управления командой, потешную конюшню, забрал из Конюшенного приказа упряжь под свою артиллерию. Словом, игра обратилась в целое учреждение с особым штатом, бюджетом, с «потешной казной».

По соседству с Преображенским находилась Немецкая слобода, населенная в основном военным людом. Из них Петр стал брать в свою армию офицеров. В начале 1690-х гг., когда потешные батальоны развернулись уже в два регулярных полка, поселенных в селах Преображенском и Семеновском, полковники, майоры, капитаны были почти все иноземцы и только сержанты - русские.

Близкое знакомство с немцами и страсть к иноземным диковинкам привела Петра к вторичной выучке, незнакомой прежним царевичам. Князь Долгоруков привел к царю голландца Тиммермана. Под его руководством Петр «гораздо с охотою» принялся учиться арифметике, геометрии, артиллерии и фортификации, овладел астролябией, изучил строение крепостей, научился вычислению траектории полета пушечного ядра. С этим же Тиммерманом, осматривая в селе Измайлове амбары деда Никиты Ивановича Романова, Петр нашел завалявшийся английский бот. По его настоянию другой голландец Христиан Брант починил бот, приделал мачту и паруса и в присутствии Петра лавировал на реке Яузе. Петр дивился такому искусству и сам несколько раз вместе с Брантом повторял опыт. Из-за тесноты берегов упражнения перенесли в Просяной пруд в селе Измайлово, но и там плаванье оказалось затруднительно. Тогда Петр узнал, что озеро под Переславлем (с XVI века Переславль) подходит для его целей. Петр отпросился у матери на богомолье к Троице, съездил в Переславль и осмотрел озеро, которое ему очень понравилось. По возвращении в Москву он упросил мать отпустить его снова на Переславль, чтобы там заводить суда. Царица не могла отказать горячо любимому сыну, хотя сильно была против таких затей из боязни за его жизнь. Петр, вместе с Брантом, заложил верфь при устье реки Трубеж, впадающей в Переславское озеро, и так положил начало своему кораблестроению.

Софья и ее сторонники старались представить эти потехи молодого царя сумасбродными дурачествами. Сама мать Наталья Кирилловна не видела в них ничего, кроме забавы пылкого юноши, и думала остепенить сына женитьбою: она нашла ему невесту, молодую и красивую девушку Евдокию Лопухину. Свадьба состоялась 27 января 1689 г. Петр не имел никакого сердечного влечения к своей супруге и женился лишь из угождения к матери. Вскоре после свадьбы, как только начали вскрываться реки, он ускакал в Переславль и там занялся постройкой судов. Летом, после настоятельных просьб матери, Петр с неудовольствием вернулся в Преображенское, а вскоре развернулись события, которые надолго отвлекли его от любимых затей.

3. Приход к власти

Царевна Софья Алексеевна понимала, что с наступлением совершеннолетия Петра её власти придет конец. Летом 1689 года её соратники распространили слух, будто бы царь Пётр решил занять своими «потешными» Кремль, убить царевну, брата царя Ивана и захватить трон. Попытки Софьи внести раскол в войска провалились. Большая часть стрельцов повиновалось законному царю Петру, и его сестре пришлось признать поражение. Она отправилась в Троицкий монастырь, но Петр приказал ей вернуться в Москву. Вскоре Софья была заключена в Новодевичий монастырь.

Брат Петра, царь Иван, фактически передал ему всю власть, хотя до самой смерти в 1696 году продолжал быть номинальным соправителем России. Однако поначалу и сам Петр мало участвовал в делах государства: вместо него правили бояре, приближенные к роду Нарышкиных.

Молодого царя гораздо больше привлекали морские забавы, и он надолго уезжал в Переславль-Залесский и в Архангельск, где участвовал в постройке и испытании кораблей.

Однако приблизительно с 1695 года начинается самостоятельное царствование Петра I, отмеченное многими славными вехами. Это и военные походы, расширившие границы России, и преобразования в промышленности, а вернее сказать - её основание. Во всех своих начинаниях Петр I использовал опыт западноевропейских стран. Это касалось на только промышленности и торговли, но и науки, образования и культуры.

Политическая программа Петра Первого сложилась в основном в период его пребывания за границей в составе «Великого посольства».

Во время визита в Европу Пётр I пугал местных аристократов своей грубоватой манерой общения и простотой нравов. Ганноверская курфюрстина София писала о Петре так:

«Царь высок ростом, у него прекрасные черты лица и благородная осанка; он обладает большой живостью ума, ответы у него быстры и верны. Но при всех достоинствах, которыми одарила его природа, желательно было бы, чтобы в нём было поменьше грубости. Это государь очень хороший и вместе очень дурной… Если бы он получил лучшее воспитание, то из него вышел бы человек совершенный, потому что у него много достоинств и необыкновенный ум».

Государство Петру представлялось как «общее благо», и он считал самого себя первым слугой России, верил «в ея великое будущее» и старался быть образцом для своих подданных. У консервативной части общества такая непривычная позиция царя вызывала протест. Те же старообрядцы, которых Петр преследовал самым жестоким образом, видели в нем антихриста.

Первым делом Петр ввел ношение иностранного платья и приказал брить бороды всем, кроме крестьян и духовенства.

20 декабря 1699 царем был издан Указ о введении нового летоисчисления от Рождества Христова и праздновании Нового года 1 января.

Петр I лично возглавлял армию в Азовских походах 1695-1696, Северной войне 1700-1721, Прутском походе 1711, Персидском походе 1722-1723; командовал войсками при взятии Нотебурга (1702), в морском сражении при мысе Гангут (1714) и в Полтавской битве (1709).

Петр способствовал упрочению экономического и политического положения дворянства. И в то же время, согласно Табели о рангах, предоставлял выходцам из низших сословий возможность получить дворянский титул как награду за выдающиеся заслуги.

По инициативе Петра I были открыты многие учебные заведения, а также Академия наук. Принята гражданская азбука и основана первая русская газета. Благодаря его начинаниям, в образованной среде начинала постепенно складываться иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений.

Петра волновали буквально все явления и события. Он заботился о прекращении затворничества женщин, о смягчении нравов общества, об улучшении быта низших слоев народа.

Петр обладал замечательным умением выбирать себе сподвижников. Меншиков, Шереметьев, Долгорукий, братья Голицыны, Куракин, Матвеев, Шафиров, Ягужинский и иностранцы - Остерман, Брюс, Миних и другие. Многие шли с царем рука об руку на протяжении всей его жизни.

Тем не менее, реформы Петра I проводились жестокими средствами, путем крайнего напряжения материальных и людских сил. Недаром столетие спустя Пушкин скажет, что некоторые из указов царя были написаны кнутом. Такие методы, разумеется, влекли за собой восстания (Стрелецкое 1698, Астраханское 1705-1706, Булавинское 1707-1709). В подавлении мятежников Петр I был беспощаден.

Петр Великий основал множество городов, в том числе жемчужину мировой архитектуры Санкт-Петербург - новую столицу России, которая по замыслу царя должна была стать образцовым городом-«парадизом».

Первому российскому императору удалось создать могущественное абсолютистское государство и добиться признания за Россией авторитета великой державы.

4. Последние дни Петра I

В конце октября 1724 г. Петр плавал осматривать учрежденный недавно Сестрорецкий литейный завод. Недалеко от устья Невы он увидел судно с солдатами и матросами, плывущее из Кронштадта и носимое во все стороны ветром и непогодой. На глазах Петра это судно село на мель. Он не удержался, велел плыть на помощь потерпевшим, бросился по пояс в воду и помогал вытаскивать корабль с мели, чтобы спасти находившихся на нем людей. Несколько человек, находившихся рядом с ним, были унесены водой. Сам Петр проработал целую ночь и успел спасти жизнь двадцати людям. Утром он почувствовал лихорадку и больной поплыл в Петербург.

После этого здоровье его уже не поправлялось, но становилось со дня на день все хуже: у него открылись признаки каменной болезни.

Будучи человеком непоседливым и строптивым, он не прислушивался к советам своего лейб-медика Блюментроста. С лета 1724 года императора начали мучить продолжительные приступы, болезнь не отпускала. Но Петр, тем не менее, старался не обращать внимания на недомогание и продолжал заниматься государственными делами вплоть до 16 января 1725 г.

В середине января 1725 года страдания больного стали невыносимыми, и он обратился к медикам. Но время было упущено - болезнь оказалась неисцелимой.

22 января возле комнаты Петра воздвигли алтарь, он причастился и исповедовался. А 28 января 1725 года, в четверть шестого утра, Петр Великий скончался, так и не успев распорядиться судьбой государства. 2 февраля его труп забальзамировали, а 8 марта погребли в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге.

Престол наследовала его вторая жена - императрица Екатерина Михайловна.

Заключение

Обсуждение исторической роли Петра, его личностных качеств давно уже перешло в русской историографии в оживленную дискуссию. Историки XVIII в. и сподвижники императора видели в Петре идеального монарха в духе проев еще иного абсолютизма (П.П. Шафиров, В.Н. Татищев, И.И. Голиков и др.). М.М. Щербатов и Н.М. Карамзин осуждали его за «ужасы самовластья». В то же время Щербатов признавал, что путь, пройденный страной при Петре, без него пришлось бы преодолевать два столетия, а Карамзин даже полагал, что на это ушло бы шесть столетий.

Образ Петра воплощен в ряде книг, принадлежащих современным отечественным историкам. И у каждого из них сложилось свое мнение об исторической роли Петра.

Я считаю, что по масштабу интересов и умению видеть главное в проблеме Петру I трудно найти равного в российской истории. Сотканный из противоречий, император был под стать своей огромной державе, которую он словно гигантский корабль выводил из тихой гавани в мировой океан, расталкивая тину и пни и обрубая наросты на борту.

петр полк стрелецкий политика

Список используемой литературы

1. Буганов В.И. Петр Великий и его время/ В.И. Буганов.- Москва: «Наука», 1989. - 192с.

2. Карпов Г.М. Великое посольство Петра I /Г.М. Карпов. - Калининград: Янтарный сказ, 1998. -120с.

3. Кафенгауз Б.Б. Россия при Петре I/ Б.Б. Кафенгауз. - Москва, 1955. - 175с.

4. Рыжов К.В. 100 великих россиян/ К.В. Рыжков. - М.: Вече, 2001. - 656с.

5. История государства Российского: Жизнеописания. XVIII век. - М.: Изд-во «Книжная полка», 1996. - 445с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Жизнь дворца в конце правления Алексея Михайловича. Московский стрелецкий бунт 1682 года и приход к власти Софьи Алексеевны. Интерес Петра I к военному делу, Преображенский и Семёновский потешные полки. Военные реформы и создание Российской Империи.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2014

    Изучение биографических данных царевны Софьи. Причины и этапы ее борьбы за престол. Особенности стрелецкого бунта, организованного царицей Софьей 15 мая 1682 г. и его последствий: двоевластие на русском престоле. Семь лет заочного царствования Софьи.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2010

    Приход к власти Петра I в конце XVII в., его решающее влияние на судьбу Российского государства. Изменение роли России в международных отношениях. Установление режима абсолютизма. Методы и стиль, проведенных Петром реформ, их историческое значение.

    реферат , добавлен 12.12.2010

    Становление личности Петра I в Преображенском и появление мысли о преобразовании России в великую европейскую державу в XVII в. Ознакомление с жизнеописанием семейства императора. Создание потешных войск. Исследование периода регенства Софьи Алексеевны.

    реферат , добавлен 01.12.2013

    История восхождения Петра на трон. Стрелецкий бунт и борьба с царевной Софьей. Военная реформа как первоочередное преобразовательное дело Петра I. Создание регулярного военно-морского флота. Значение реформ Петра, противоречия его преобразований.

    реферат , добавлен 26.10.2011

    Влияние реформ Петра I на последующее развитие России. Рост церковного землевладения. История знаменитых элитных царских полков. Переговоры с европейскими дворами о заключении союза христианских государств против турок. Проведение стрелецкого "розыска".

    реферат , добавлен 10.07.2012

    "Бунташный" XXVII век в России. Соляной бунт-причины, развитие и последствия. Восстание в Пскове и Новгороде. Медный бунт-кризис денежной системы Московского государства. Стрелецкий бунт или "Хованщина"-борьба за власть между боярскими кланами.

    реферат , добавлен 26.10.2007

    Предпосылки петровских преобразований: экономическое и социальное положение страны, внутренние раздоры, внешнее давление. Противоречивый характер реформ Петра I. Внешняя политика России в первой четверти XVIII века на обретение статуса морской державы.

    реферат , добавлен 09.03.2008

    Основные события, предшествовавшие переселению запорожских казаков на территорию Кубани, история заселения и ее этапы. Оценка изменений в социально-экономической жизни черноморского казачества. Персидский бунт и его влияние на казачье самоуправление.

    реферат , добавлен 26.01.2015

    Михаил Федорович - первый русский царь из боярского pода Романовых. Годы правления Алексея Михайловича, составление Соборного Уложения. Период правления царевны Софьи Алексеевны. Становление на царство Петра I. Императрица Всероссийская Екатерина.


Введение стр. 3

I. Восхождение на престол стр. 6

II. Создание армии и флоте стр. 11

III. Развитие экономики при Петре I стр. 15

IV. Реформы Петра I и их особенности стр. 18

1. Реформа органов власти и управления стр. 19

2. Военная реформа стр. 21

3. Устройство сословий стр. 21

4. Церковная реформа стр. 24

5. Финансовые меры стр. 28

6. Реформы в области культуры стр. 29

V. Итоги преобразования Петра I стр. 32

Заключение стр. 36

Список использованных источников стр. 38

Введение

Пою премудрого Российского Героя,

Что, грады новые, полки и флоты строя,

От самых нежных лет со злобой вел войну,

Сквозь страхи проходя, вознес свою страну,

Смирил злодеев внутрь и вне попрал противых,

Рукой и разумом сверг дерзостных и лживых,

И мир делами весь на зависть удивил.

М.В. Ломоносов

В царствование Петра I были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.

Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы управленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти. Необходимо было также создание боеспособной регулярной военной силы для проведения более агрессивной внешней политики и подавления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юридическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни. Все это в совокупности и обусловило проведение реформ в различных сферах деятельности государства. Два с половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении Петровских преобразований, но вне зависимости от точки зрения того или иного исследователя все сходятся в одном - это был один из наиважнейших этапов истории России, благодаря которому всю ее можно разделить на до петровскую и после петровскую эпохи. В российской истории трудно найти деятеля, равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для России полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным.

Знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьев, который наиболее глубоко исследовал личность и поступки Петра Великого, писал: «Различие взглядов происходило от громадности дела, совершенного Петром, продолжительности влияния этого дела; чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нем, чем долее ощущают на себе его влияние».

Как уже было сказано, предпосылками петровских реформ явились преобразования конца XVII века. Во второй половине этого столетия изменяется, становясь более централизованной, система государственного управления. Предпринимались также попытки более четко разграничить функции и сферы деятельности различных приказов, появились зачатки регулярной армии - полки иноземного строя. Происходили изменения в культуре: появились театр, первое высшее учебное заведение.

Но, несмотря на то, что почти всем реформам Петра Великого предшествовали те или иные государственные начинания XVII в., они имели, безусловно, революционный характер. После смерти императора в 1725 г. Россия была на пути превращения совсем в другую страну: из Московского государства, чьи контакты с Европой были довольно-таки ограниченными, она превратилась в Российскую империю - одну из величайших держав мира. ПетрI превратил Россию в подлинно европейскую страну - недаром выражение «прорубил окно в Европу» стало настолько часто употребляемым. Вехами на этом пути стали завоевание выхода к Балтике, строительство новой столицы - Санкт-Петербурга, активное вмешательство в европейскую политику.

В результате энергичной и целеустремленной деятельности Петра I и его ближайших помощников было построено много промышленных предприятий, возникли новые отрасли производства (отметим особенно рост металлургической промышленности), расширилась внутренняя и внешняя торговля. Развитию производственных сил для России был мощный толчок, и тем самым создавались условия, способствовавшие утверждению элементов капиталистических производственных отношений.

Деятельность Петра создала все условия для более широкого знакомства России с культурой, образом жизни, технологиями европейской цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процесса ломки норм и представлений Московской Руси.

Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток российских правителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы - все это становилось делом всей страны.

В нынешней России, провозгласившей задачу возрождения, ориентированной на демократические и гуманистические ценности мирового общества, особенно актуально обращение к петровским преобразованиям.

Петр I превратил Россию из дикого деспотического царства Московского в Великую империю. Благодаря ему было покончено с политической изоляцией, и укреплялся международный престиж России.

I. Восхождение на престол

«Петр I пришел к власти после нескольких лет борьбы за престол, которую вели две группировки, возглавляемые Милославскими и Нарышкиными» 1 . Стрельцы, возглавляемые Софьей, пытались устроить новый переворот с целью низвержения Петра. Таким образом, очень скоро Петр ощутил ту пустоту, на которой основывалась его власть. Это положение осознавал не только Петр, но и его предшественники, и они пытались найти из него выход. Они начертали программу преобразований, преследовавшую своей целью лишь исправление существовавших устоев общества, но не их замену. Преобразования должны были коснуться реорганизации вооруженных сил, сферы финансов, экономики и торговли. Была признана необходимость более тесного соприкосновения с европейскими странами и обращения к ним за помощью. В планах имелись также изменения в социальной сфере: предоставление самоуправления городскому населению и даже частичная отмена крепостного права.

Петр I принял уже имевшуюся программу, немного изменив ее и расширив. Добавил реформу нравов, изменения в образе поведения, по примеру установившихся в Европе, но оставил неприкосновенной главную проблему социальной сферы - крепостное право.

Затянувшаяся война, длившаяся 20 лет, руководила принятием многих решений,следствием этого было ускорение хода преобразований и, порой, непоследовательности принимаемых решений и проводимых мероприятий. «Постоянно раздражаемый войной, увлекаемый ее волною, Петр не имел возможности систематизировать своих планов; он вихрем пронесся над своей державой и своим народом. Он изобретал, творил и наводил ужас». 2

Преобразовательную деятельность Петр начал сразу же по возвращению Великого посольства из Европы. Официальной целью Посольства было подтверждение дружеских отношений России с европейскими странами и поиск союзников против Турции, но реальной задачей для Петра было узнать о политической и культурной жизни Европы, государственном устройстве, системе образования, устройстве и оснащении армии, о флоте - Петра интересовало абсолютно все. Что же касается дипломатических целей путешествия, то нужно заметить, что страны Европы приняли русское посольство, мягко говоря, прохладно: Россия не только не нашла союзников против Турции, но еще оказалось, что начали формироваться элементы антирусского блока в Европе. На дипломатическом поприще ярких успехов достичь не удалось. Но эта поездка дала очень многое Петру: он увидел и решил для себя множество интересовавших его вопросов.

«Вернувшись из путешествия по Европе в августе 1699г., царь явился к своим подданным в одеянии жителя Запада, в коем его еще не видывали. А через несколько дней, 29 августа 1699г., вышел указ,по которому велено было бороды брить и одеваться в иностранное платье, венгерского или французского покроя, образцы установленного платья были расклеены по улицам. Бедным разрешалось носить старое платье, но с 1705 г. все должны были носить новое платье под страхом штрафа или более сурового наказания» 1 . Борода издавна считалась неприкосновенным украшением, признаком чести, родовитости, предметом гордости, поэтому этот указ вызвал сопротивление, но Петр решил эту проблему экономическим путем: ношение бороды облагалось особым налогом, величина которого определялась состоятельностью обладателя сего украшения. Раскольникам и богатым купцам борода обходилась в год 100 рублей, при уплате налога выдавалась бляха с надписью «борода - лишняя тягота».

Главным шагом Петра I в первые годы царствования было уничтожение стрельцов, которые с самого детства царя становились у него на пути. После того как Петр I заявил о своем намерении реформировать вооруженные силы и сформировать новую армию на европейский лад, он как бы дал понять, что время, когда стрельцы были самой боеспособной силой прошло. Таким образом, стрельцы были осуждены на уничтожение. Стрелецкие полки теперь отправляли на самые грязные работы, подальше от Москвы, - стрельцы пали в опалу. В марте 1698 г. они подняли бунт, в это время Петр находился в Англии. Стрельцы послали из Азова в Москву депутацию с изложением своих сетований. Депутация вернулась ни с чем, но привезла с собой будоражащие известия о том, что Петр душой и телом предался чужеземцам, а заключенная в Девичьем монастыре царевна Софья призывает своих прежних сторонников на защиту трона и алтаря от мятежного и нечестивого царя”. 1 Стрельцы подняли бунт и двинулись на Москву. Навстречу им выступил генерал Шеин, встретились они 17июня 1698г. около Воскресенского монастыря. Войско генерала Шеина превосходило и по численности, и по оснащенности, поэтому победа была на стороне правительственных войск. Несколько человек было убито, а остальные были забраны в плен. Петр, узнав об этом, торопился с возвращением и, воспользовавшись сложившейся ситуацией, решил, что это удачный предлог для нанесения окончательного удара по стрелецким формированиям. Приехав в Москву, Петр сразу же объявил розыск, который был наскоро проведен генералом Шеиным и Ромодановским, но этого было мало и розыски возобновлялись несколько раз. Пойманных стрельцов либо убивали, либо отправляли в застенки. Проводились пытки с целью получения явных доказательств участия царевны Софьи в заговоре против Петра. Розыски сопровождались массовыми казнями. Петр задался целью раз и навсегда избавиться от стрельцов и сделал все для достижения этой цели. Стрельцы исчезли. Не было более стрельцов, но не было и войска. «Спустя несколько месяцев царь осознал свою поспешность, потому он был вынужден «возвращать к жизни умерших» и в 1700 г. в битве под Нарвой принимали участие стрелецкие полки - это провинциальные стрельцы, которые указом от 11 сентября 1698 г. были лишены своего имени и организации, а указом от 29 января 1699г. им было возвращено и то и другое.» 2 Окончательное решение об уничтожении стрельцов было принято в 1705 г. после Архангельского бунта, в котором принимали участие остатки не дисциплинированных полчищ.

После уничтожения стрельцов перед царем возникла другая проблема: у России не было армии, которая могла бы оказать серьезное сопротивление. Под стенами Азова Петр испытал ценность своего войска и обнаружил, что вооруженная сила, которую он надеялся в них найти, не существовала.

Стрелецкое восстание было не просто выражением недовольства, тем как с ними обошлись, обиженных стрельцов - это было выявлением существовавших оппозиционных настроений в стране. Не является секретом тот факт, что многие старые бояре не понимали Петра, а, следовательно, не приветствовали его затеи. Нежелание что-либо менять, консервативность мышления и враждебный настрой ко всему иноземному, новому ополчили против царя часть боярства. И с этим приходилось считаться Петру. Возможно, именно этот фактор не дал возможности Петру пойти дальше и глубже в своих преобразованиях. Оппозиция зачастую играла тормозящую роль в продвижении реформ.

Большим ударом для Петра было то, что в оппозиционные круги вошел его сын Алексей. Петр не раз пытался привлечь Алексея к своим делам и заботам, но царевич проявлял к этому полнейшее равнодушие. Наконец, 27 октября 1715 г. Петр поставил сына перед выбором: «либо тот одумается и вместе с отцом возьмется за дело, или отречется от престолонаследования. На требование отца определить свое место в жизни, Алексей ответил, что согласен постричься в монахи» 1 . Но в действительности у Алексея не было желания вести монашескую жизнь. Алексей видел для себя выход в бегстве за границу. Царевич бежал в Австрию, где ему было тайно предоставлено убежище. Спустя короткое время он был найден и 31 января 1718 г. привезен в Москву. Получив прощение отца он подписал заранее приготовленный манифест об отречении от престола. После этого царевич раскрыл всех своих сообщников, которые были осуждены, казнены или сосланы в Сибирь. После этих событий марта 1718 г. царский двор переехал в Петербург. «Страх за свою жизнь замутил Алексею рассудок. Во время допросов он лгал, оговаривал других, чтобы умалить свою вину. Но Петербургский этап розыска установил его бесспорную вину. 14 июня 1718 г. Алексея взяли под стражу и посадили в Петропавловскую крепость. Суд, состоявший из 127 важных чинов, единогласно объявил царевича достойным смерти. 24июня 1718 г. Алексею объявили смертный приговор за государственную измену.» 2

Цели урока:

Образовательная (дидактическая):

  • создать условия для рассмотрения и оценки деятельности, определить особенности курса Петра I;
  • охарактеризовать Петра I как государственного деятеля;

Воспитательные:

  • формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе сравнения положительного и отрицательного результата в условиях необходимости модернизации государства.
  • подвести учащихся к пониманию сложности изучения великой личности в истории (на примере Петра I), в силу неоднозначности позиций, с которых рассматривается его деятельность, и субъективности восприятия исторической действительности каждым конкретным человеком;

Развивающие:

  • содействовать развитию навыков работы с историческими высказываниями;
  • продолжать формирование оценочных суждений.

Оборудование урока:

  • раздаточный материал: задания с фрагментами текста,
  • таблицы для работы;
  • карта «Россия в конце XVII - первой половине XVIII вв.»;
  • презентация к уроку
  • мультимедийный проектор и экран, компьютер

Эпиграфы к уроку:

« Народ собрался в дорогу, ждал вождя, вождь появился»
В.О. Ключевский

«Россия вошла в семью европейских народов как опущенный корабль, при стуке топора и громе пушек»
А.С. Пушкин

Проблемное задание: Определите значение петровских реформ для России и роль Петра I в истории России.

Материал урока условно можно разделить на несколько частей:

  1. Актуализация ранее полученных знаний
  2. «Психологическая пауза» - определение темы занятия, выдача рабочих листов к уроку. Определение задания к уроку.
  3. Работа в группах. Учитель сочетает исследовательский и частично-поисковый метод, организует беседу и обсуждение материала. На этом этапе дети, отвечая на вопросы, могут проверить себя: насколько хорошо они поняли материал.
  4. Рефлексия. Аргументированные ответы на вопросы.

Ход урока

I. Актуализация ранее полученных знаний.

Вспомните, какие ключевые проблемы стояли перед Россией в к XVII века.

  1. Укрепление обороноспособности страны.
  2. Преодоление экономической отсталости
  3. Создание предпосылок для развития торговли и связей с другими странами.
  4. Развитие просвещения
  5. Изменение положения классов.

II. «Психологическая пауза». Ребята, тема урока « Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории» (слайд 1)(Приложение).

Эпиграфы к уроку:

« Народ собрался в дорогу, ждал вождя, вождь появился»
В.О. Ключевский

«Россия вошла в семью европейских народов как опущенный корабль, при стуке топора и громе пушек» (слайд 2).
А.С. Пушкин

Проблемное задание: Определите значение петровских реформ для России и роль Петра I в истории России.

Подумайте, что положительного и отрицательного было достигнуто в решение ключевых проблем России?

(работа в группах, заполнение таблицы) , обсуждение

Учитель: Характеристики Петра в русской мысли - самые противоположные. Он - то единственный государь, вернувший Россию на путь цивилизации, совершивший славные победы, расширивший территорию России, превративший ее в Империю, прорубивший окно в Европу, давший начало наукам и Просвещению, основавший промышленность, то душегуб и палач, столкнувший Россию с великого собственного пути, подражатель европейцам, гонитель Православия, антихрист, исторический неудачник, так как дело его и мечты оказались не прочными, не укорененными и не реализованными.

О личности Петра I отзывы неоднозначны:

Отец Отечества

Царь Антихрист, который нарушил естественный ход развития истории (Слайд 3)

Работа с текстами в группах, по заданиям, выскажите свою оценку.

Историки о Петре I

"... Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом на­родным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: выве­сти посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она на­ходилась до сей поры". (С.М. Соловьев)

"Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено". (И.С. Аксаков)

"Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к про­свещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя "общего блага", любя и служа Отечеству, "Россию поднял на дыбы"". (В.О. Ключевский)

1) На основе текста документа изложите отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I.

2) В чем суть позиции И.С. Аксакова?

3) Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I?

4) Что привлекает историков в личности Петра I?

5) Объясните, почему личность и реформаторская деятель­ность Петра I по-разному оценивалась современниками и историками?

III. А сейчас мы с вами проведём аукцион знаний: (вопросы группам) (слайд 4)

1. Пётр I в своё царствование при назначении на высшие церковные посты в России осознанно отдавал предпочтение малороссам (белорусам, украинцам). Почему?

Ответ: Пётр I не доверял великороссийским архиереям, которые были приверженцами и защитниками старины, противниками всего нового, идущего с запада. Пётр, насаждая реформы западного образца вызывал недовольство со стороны великорусской церкви. Малороссы были ближе к Европе (они длительное время находились под властью Литвы), были терпимее к западному образу жизни.

2. Кто он? (слайд 5)

В 1698 году пожалован сержантом, в 1702 году - графом, 1707 г.- светлейшим князем. Командовал армией в Польше, Курляндии, Померании, дослужился до высшего чина. Был губернатором шлиссельбургским и С-Петербургским, президентом военной коллегии. Состоял под судом за казнокрадство, уплатил 200 тыс. рублей штрафа.

По счетам видно, что с 1705-1711года потратил лично на себя 45 тысяч рублей. Владел более чем 150 тыс. крепостных.

Пётр I: «… в беззаконии зачат, во грехах родила его мать и в плутовстве скончает живот свой (окончит жизнь свою); если не исправится, быть ему без головы».

Ответ : А. Д. Меньшиков.

3. Обычай дарить младенцам одежду голубого (для мальчиков) и розового (для девочек) цвета укоренился от Петра I . Почему? (слайд 6)

Ответ: Пётр дарил высокопоставленным чиновникам, у которых рождались дети ордена с лентами. В честь сына- орден Андрея Первозванного с голубой лентой, в честь дочери – орден Святой Екатерины с розовой лентой.

4.Какие знаки воинского отличия появились в 1700 году? Более 100 лет их носили только на левом плече.(слайд 7)

Ответ : погоны.

5. Когда в России наступил XVIII век? Какой век был до этого? (слайд 8)

Ответ : Пётр ввёл новый календарь с 1 января 1700 года. До этого в России шёл 7208 год от Сотворения мира – он начался 1 сентября 1699г.

6.Какими ремёслами владел Пётр I?(слайд 9)

Ответ: Всего Пётр I освоил около 15 профессий, в том числе плотника, столяра, слесаря, кузнеца, фельдшера, переводчика, бухгалтера, картографа, штурмана, артиллериста, кораблестроителя.

7. Какие иностранные языки знал Пётр I?(слайд 10)

Ответ: Пётр I говорил по-голландски и по- немецки, хорошо понимал шведский и польский, немного – татарский, английский, читал по-латыни. Правда с грамматикой (всех языков) у Петра I дело обстояло неважно.

8. Какой вид казни впервые ввёдён при Петре I? (слайд 11)

Ответ: расстрел.

9. Почему говорят, что мастера, приезжавшие при Петре I, были «худшего качества», чем те, которые приезжали при Иване Великом? (слайд 12)

Ответ : Во времена Ивана Великого в Россию приезжали мастера из среды гуманистов, имевшие энциклопедическое образование. Они были универсальными мастерами, в то время, как в эпоху Петра I энциклопедисты остались только в науке.

10. В каких государствах побывал Пётр I и почему? (слайд 13)

Ответ: Пётр был в Голландии, Англии (изучал кораблестроение), Франции, Германии, Польше (с целью заключения военных союзов, для лечения и для торговых переговоров).

4.Рефлексия.

Учитель: Ребята, вернёмся к эпиграфам к уроку, как Вы понимаете слова В.О. Ключевского и А.С. Пушкина.(ответы учащихся) (слайд 14)

Благодаря реформам Петра I преодолена экономическая и культурная отсталость России. Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление внутреннего кризиса путём модернизации страны. Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет России в мире, а сам Пётр стал для многих образцом государя- реформатора. «До чего мы дожили, погребаем, слава и сила при нас».

Задание группам, написать синквейн на тему «Пётр в истории России» (правила написания на экране - слайд 15)

Домашнее задание : (слайд 16) Составить кроссворд по теме «Эпоха Петра Великого» (15 слов)

Использованные ресурсы

Экономическое усиление страны и укрепление ее международного положения создали предпосылки для реформ конца XVII - первой четверти XVIII века. Военная реформа была первоочередным преобразовательным делом Петра. Она была наиболее продолжительной и самой тяжелой как для него самого, так и для народа. Заслугой Петра является создание регулярной российской армии. Московские стрелецкие полки Петр I расформировал и с помощью преображенцев и семеновцев, выросших из потешных полков и ставших первыми солдатскими полками регулярной царской армии, принялся за комплектование и обучение новой армии. В военной кампании 1708-1709 гг. против шведов новая русская армия показала себя на уровне европейских армий. Для комплектования армии солдатским составом были введены рекрутские наборы. Наборы проводились по норме - по одному рекруту с 20-ти тягловых дворов.

Для подготовки офицерского состава было учреждено несколько специальных школ: навигацкая, артиллерийская, инженерная. Главной военно-практической школой офицерства служил гвардейский полк - Преображенский и Семеновский. Указом царя от 26 февраля 1714 г. запрещалось производить в офицеры дворян, которые не служили солдатами в гвардейских полках. В конце царствования Петра Великого численность регулярного сухопутного войска доходила до 200 тыс. человек Военный флот состоял из 48 линейных кораблей и около 800 галер и иных судов. Из всех преобразований Петра центральное место занимала реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев. Стали создаваться новые приказы, появились канцелярии. Радикально решить проблему управления Петр надеялся с помощью областной реформы, то есть создания новых административных образований - губерний, которые объединяли несколько прежних уездов. В 1708 г. в России было образовано и губерний. Для обеспечения армии всем необходимым устанавливалась прямая связь губернии с полками.

Областные реформы явились характерным показателем развития бюрократической тенденции Они привели к сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов - представителей центральной власти, создали на местах разветвленную иерархическую сеть бюрократических учреждений с большим штатом чиновников.Следующим уровнем бюрократизации высшего управления явилось создание Сената. Он явился на смену Боярской думе. Сенат как высшее учреждение петровской администрации сосредоточил в своих руках судебные, административные и законосовещательные функции, ведал коллегиями и губерниями, назначал и утверждал чиновников.

К вновь созданным органам центральною у правления относятся коллегии, созданные в 1717-1718 гг. вместо бывших приказов. Было учреждено 9 коллегий, в том числе воинская, адмиралтейская, иностранных дел, юстиц-коллегия, и так далее.


В 1699 г. городам было предоставлено право ведать своими выборными бурмистрами. Эти бурмистры составляли ратушу. Ратуши областных городов были подчинены Бурмистрской палате, или ратуше г. Москвы. В 1720 г. в Петербурге был учрежден Главный магистрат, который должен был организовать магистраты в областных городах и руководить ими. Магистраты вели городское хозяйство, должны были заботиться о развитии торговли и промышленности, о благоустройстве и благочинии городов и решали не только гражданские, но и уголовные дела.

Итак, в ходе петровских преобразований на смену системе средневекового управления приходит бюрократическая государственная машина.

Самая главная особенность экономического бума начала XVII века состояла в определяющей роли самодержавною государства в экономике, его активном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни. Этого требовала господствовавшая в Европе концепция меркантилизма. Выражается в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь - в достижении активного баланса во внешней торговле.

Постоянная нужда в деньгах на военные расходы побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники государственных доходов. Появляется ряд новых налогов, создается собственная торговля, вводится монополии на заготовку и сбыт определенных товаров.

Коренной переворот претерпело при Петре прямое обложение. Если до этого население облагалось по дворам, то теперь перешли к поголовному обложению. Подати должны были платить крестьяне и посадские люди мужского пола от младенца до глубокого старика.

В царствование Петра I была создана русская монетная система. Мелкая разменная монета копейки, денежки и полушки чеканилась из меди. Из серебра чеканились гривенники, полтинники, полуполтинники и рубли. Из золота чеканились червонцы. По западному образцу Петр I старался своих капиталистов научить действовать по-европейски - соединять капиталы, объединяться в компании. Так, указом от 1699г. он предписал купцам торговать компаниями. Для их поощрения вводились различные льготы - казенные субсидии и льготы.примерно с конца 10-х годов XVIII в. Петр пошел на существенное изменение торгово-промышленной политики: была ликвидирована фактически монополия на экспортную торговлю, приняты различные меры по поощрению частного промышленною предпринимательства, особое распространение получила практика передачи государственных предприятий прежде всего убыточных для казны частным владельцам или специально созданным для этого компаниям. Однако, изменяя в определенной мере экономическую политику. Петр не собирался ослаблять влияние государства на экономику. Тогда же в России произошли важные преобразования социального характера. Была резко усилена борьба с побегами крестьян. Началось массовое возвращение беглых прежним владельцам. Вне закона была объявлена категория вольных и гуляющих.18 января 1721 г. Петр 1 подписал указ, который разрешал частным мануфактурам покупать крепостных крестьян для использования их на заводских работах. Этот указ знаменовал собой решительный шаг к превращению промышленных предприятий, на которых зарождался капиталистический уклад, в предприятия крепостнические, в разновидность феодальной собственности.Вводился новый критерий службы дворян. Раньше действовал принцип происхождения. Теперь был введен принцип личной выслуги. Ее условия определялись законодательством. Новый принцип был отражен в Табеле о рангах 1722г. Он разделил всю массу государственных служащих, военных и гражданских, на 14 чинов, или рангов. По ним должен был продвигаться каждый офицер и гражданский чиновник. Важнейшим из условий была обязательность прохождения службы рядового солдата или канцеляриста. Социальные преобразования коснулись и крепостных крестьян. Петровская эпоха привела к слиянию в единое сословие крепостных крестьян и холопов. Существенной была реформа и в отношении жителей городов. Петр решил унифицировать социальную структуру города, перенеся в него западноевропейские институты: магистраты, цеха, гильдии.

Посадское население было поделено на две гильдии. Первую гильдию составили первостатейные. В нее вошли верхи посада, богатые купцы, ремесленники, горожане интеллигентных профессий. Во вторую - мелкие лавочники и ремесленники. Они были объединены в цеха по профессиональному признаку. Все остальные граждане подлежали поголовной проверке с целью выявления среди них беглых крестьян.