Упражнения по формированию звуковой культуры речи. Игры-упражнения на развитие звуковой культуры речи дошкольников. Большой и маленький

«Взаимодействие воспитателя по обучению детей татарскому языку с педагогами детского сада по реализации УМК»

Работу по УМК мы начали с февраля 2012 года, когда поступили учебно-методические комплекты, аудио-видео материалы.

Для организации работы, я провела презентацию данной работы (по обучению двум государственным языкам) перед педагогами детского сада и началось его внедрение и реализация. С целью вовлечения педагогов, родителей в процесс обучения, рекомендован просмотр телепередачи по воскресеньям в 9.30 по каналу ТНВ “Әкият илендә” – “В стране сказок”, где происходит закрепление пройденного в детском саду материала, так как сюжет каждой передачи создан с опорой на УМК. Родители каждой группы информированы о дне и времени транслируемой детской передачи. Родители и педагоги имеют возможность наблюдать и радоваться успехами своих детей не только на открытых мероприятиях, но и в повседневной жизни детского сада.

89% русскоязычных педагогов нашего общеобразовательного учреждения прошли курсы по обучению русскоязычных педагогов татарскому языку, а 11% (1 –молодой специалист) будет учиться в этом учебном году онлайн по курсу Ана теле. Еженедельно, я провожу с воспитателями мини-курсы, учитывая идею, заложенную в УМК. На этих занятиях я знакомлю воспитателей с методические приёмами, средствами обучения, наглядным и раздаточным материалом, используемыми пособиями и оборудованием, которые помогают создавать и поддерживать развивающий и обучающий характер татарской языковой среды в группе. Языковая развивающая среда включает в себя как языковую среду, так и предметную. Предметная среда привлекает ребёнка, вызывает его интерес к языку. Ребёнок знает, что он может подойти, посмотреть, взять в руки то, что ему нужно, вызывает его интерес. В связи с этим стимулируется реальное общение на татарском языке в рамках предметной среды. Эта среда носит интерактивный характер. В нашем ДОУ оборудован специализированный кабинет для обучения детей татарскому языку.

В каждой группе имеется наглядный материал для родителей наших воспитанников для закрепления знаний татарского языка дома. Педагоги ДОУ целенаправленно и последовательно создают положительную мотивацию удовольствия от общения и сотворчества со взрослыми и детьми для каждого ребенка в течение всего воспитательно-образовательного процесса, организуют ситуации, вызывающие потребность в общении, учитывая возраст детей и их речевой опыт, используя разнообразные и привлекательные для ребенка методы и приемы (игровые, сюрпризные, проблемно-поисковые), творческие задания, стимулирующие речевую активность и способствующие развитию инициативной речи, творческих речевых умений.

Должностная инструкция

воспитателя

1. Общие положения

1.2 Воспитатель (по обучению детей татарскому языку) должен иметь : высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Дошкольная педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Воспитатель (по обучению детей татарскому языку) непосредственно подчиняется старшему воспитателю и заведующей ДОУ.

1.4. В своей деятельности руководствуется :

- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

ФЗ от 24.07.1998 № 124 – ФЗ (редакция от 25.11.2013 г.) «Об основных гарантиях ребенка в Российской Федерации»;

Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»";

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (вместе с «СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...»;

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессиональных стандартов педагога»;

Уставом ДОУ.

1.5. Должен знать:

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей, возрастную физиологию, дошкольную гигиену; методы и формы мониторинга деятельности воспитанников; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени воспитанников; методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.6. Воспитатель (по обучению детей татарскому языку) должен:

Демонстрировать знание обучающей программы.

Уметь планировать, проводить образовательную деятельность, анализировать их эффективность (самоанализ ОД).

Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки ОД: дополнительные образовательные услуги и т.п.

Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.

Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.

Находить ценностный аспект образовательной деятельности, обеспечивать его понимание и переживание воспитанниками.

Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).

Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
- Применять инструментарии и методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.

Взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей воспитанников.

Осваивать и применять психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные), необходимые для адресной работы с различными контингентами воспитанников: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.

Оценивать образовательные результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик.

2.Квалификационные требования и

необходимый уровень знаний.

2.1. Воспитатель (по обучению детей татарскому языку) должен иметь профильное высшее педагогическое или среднее специальное педагогическое образование (при условии дальнейшего обучения в ВУЗе по профилю) и владеть литературным татарским и русскими языками.

Допускается к работе после обязательного прохождения медосмотра и получения допуска к работе.

2.2. Воспитатель (по обучению детей татарскому языку) должен знать:

    Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;

    Закон Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан»;

    СанПиН;

    Директивные и информативные документы по проблемам дошкольного образования;

    Конвенцию о правах ребенка;

    Устав ДОУ;

    Методику преподавания татарского языка;

    Дошкольную педагогику и психологию;

    Основы доврачебной медицинской помощи;

    Правила и нормы по ТБ, ОТ и ПБ, охране жизни и здоровья детей, защите прав и интересов несовершеннолетних, защите прав потребителей.

З.Основные обязанности.

3.1. Воспитатель (по обучению детей татарскому языку) составляет рабочую образовательную

программу на учебный год.

3.2. Планирует и проводит работу по развитию интегративных качеств у детей, готовит их к обучению в школе в соответствии с требованиями ФГОС.

3.3. Осуществляет организованную образовательную деятельность (ОД) и создает языковую среду на двух государственных языках РТ для усвоения детьми материалов УМК.

3.4.Планирование и осуществление воспитательно-образовательной работы в
соответствии с программой, реализуемой в едином образовательном пространстве ДОУ.

3.5. Воспитатель (по обучению детей татарскому языку) проводит обучение детей татарскому языку на высоком профессиональном уровне и обеспечивает создание условий для жизнедеятельности детей, их социально - психологической адаптации.

3.6. Проводит ОД с детьми по подгруппам.

Продолжительность ОД:

Подготовительная группа- 25-30 минут;

Старшая группа- 25 минут;

Средняя группа 20 минут.

3.7. Организует ОД по подгруппам, исходя из уровня владения детьми языком и их национальной принадлежности.

3.8. Воспитывает у детей интерес к обучению татарского языка.

3.9. В соответствии с приказом Министерства Образования РТ за № 463 от 29.06.01 г. "О мерах по улучшению изучения родного татарского - русского языков в ДОУ" обучение родному языку осуществляется, начиная с I младшей группы (только с детьми татарской национальности), а татарскому и русскому языкам - со средней группы.

3.10. Проводит ОД по обучению родному, татарскому, русскому языкам три раза в неделю за счет следующих ОД:

    В I младшей группе: развитие речи, ознакомление с художественной литературой и конструирование;

    Во II младшей группе: ознакомление с художественной литературой, конструирование, лепка;

    В старшей группе: ознакомление с художественной литературой, лепка, рисование;

    В подготовительной к школе группе: развитие речи, ознакомление с художественной литературой, рисование.

3.11. Включение ОД по обучению родному, татарскому, русскому языкам не должны превышать общее количество ОД предусмотренных "Программой воспитания и обучения в детском саду" М., Просвещение, 2005 г.

3.12. При проведении ОД по обучению родному языку воспитатель использует «Балалар бакчасында тәрбия һәм белем бирү программасы» Казан, 2006 ел, Учебно - методическ ий комплект «Туган телд ә сөйләшәбез » (Хазратова Ф.В. , Зарипова З. М., Казан, 2012 ел ) , Хрестоматия «Балачак аланы» (Казан, 2011 ел).

3.13. При обучении татарскому языку воспитатель использует «Программу по обучению татарскому языку в детском саду», « Программ у к учебно - методическому комплекту «Татарча с өйләшәбез » (Зарипова З. М., Кидрячева Р. Г. Казань, Школа РИЦ, 2013) , Учебно- методическ ий комплект «Т атарча сөйләшәбез »

(Зарипова З. М., Кидрячева Р. Г. Казан, 2012 ел ) .

3.14. Кроме основных ОД воспитатель обязан проводить групповые и индивидуальные работы с детьми.

3.15. Недельная нагрузка воспитателя (по обучению детей татарскому языку) составляет 36 часов в 6 группах (1 ставка).

3.16. Оказывает помощь, консультирует воспитателей по вопросам обучения государственным языкам Республики Татарстан .

3.17. Составляет планы ОД, обеспечивает их выполнение.

3.18. Принимает участие в работе педсовета. Составляет отчёт о своей работе с представлением результатов обучения государственным языкам Республики Татарстан, проводит открытые показательные мероприятия для педагогов и родителей.

3.19. Разрабатывает планы оснащения учебного кабинета по обучению детей татарскому языку и пополнения его современным оборудованием и дидактическим материалом.

3.20. Соблюдает нормы, правила и инструкции по охране труда.

3.21. Организует работу с родителями по вопросам обучения татарскому языку в ДОУ, семье.

3.22. Проводит начальную и итоговую диагностику по обучению русскоязычных детей татарскому языку, детей татар родному языку (начиная со средней группы). Участвует в проведении мониторинга по усвоению детьми общеобразовательной программы ДОУ и составлению индивидуальных образовательных маршрутов.

3.23. Обеспечивает создание условий для жизнедеятельности детей, их социально-психологической адаптации, социальной и трудовой адаптации.

3.24. Обеспечивает санитарно-гигиенические и безопасные условия в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13.

3.25. Совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка.

3.26. Регулярно информирует руководителей ДОУ и медицинский персонал о состоянии здоровья детей. Организует выполнение установленного для детей режима дня.

3.27. Осуществляет воспитание, обучение, надлежащий уход за детьми в соответствии с Уставом детского дошкольного учреждения и Законом об образовании № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

3.28. Участвует на родительских собраниях, конференциях, семинарах и т.д. по пропаганде необходимости овладения татарским языком. Оформляет наглядную агитацию для родителей.

3.29. Постоянно повышает свою квалификацию. Внедряет инновационные технологии и передовой педагогический опыт работы с детьми.

3.30. Осуществляет преемственность в работе со школой.

3.31. Правильно применяет коллективные и индивидуальные средства защиты.

3.32. Немедленно сообщает своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае происшедшем в ДОУ, о признаках профессионального заболевания, а так же о ситуации, которая создаст угрозу жизни и здоровья людей.

4. П р а в а

Воспитатель (по обучению детей татарскому языку) ДОУ имеет право:

4.1. Вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, внедрять наиболее эффективные формы и методы, технические средства обучения.

4.2. Принимать участие в управлении делами коллектива, педсовета, методических объединений, семинаров, консультаций.

4.3. Повышать квалификационный уровень.

5. Ответственность

Воспитатель (по обучению детей татарскому языку) ДОУ несет ответственность за:

5.1. Жизнь и здоровье детей.

5.2. Строгое выполнение Правил внутреннего распорядка ДОУ.

5.3. Правильное ведение нормативной документации.

5.4. Исполнительскую дисциплину.

Ознакомлена: _______

Дата: ___________.

Исправление недостатков звукопроизношения и формирование правильного и четкого произношения звуков у дошкольников должно приобрести характер определенной системы. В нее входят, прежде всего, вспомогательные упражнения по развитию речевого слуха и слухового внимания, речевое дыхание, гимнастика языка, упражнения и игры на развитие речевого слуха и слухового внимания .

Такие игры и упражнения можно использовать как при работе воспитателя или логопеда в детском саду , так и родителями, проводя игры в домашней обстановке .

Игра «Узнай звук».

Подобрать слова с близкими по звучанию звуками (ш, с, з, ц, ж) и предложить ребенку: «Я буду называть слова, а когда услышишь в слове звук «ш», хлопни в ладони». Взрослый называет слова: «сумка», «шум», «суп»), или слова на звук «ж» («жук», «зуб», «женщина», «замок»), ребенок же хлопает в ладоши, только услышав нужный звук.

Игра «Испорченный телефон».

В условиях семьи в этой игре должны принять участие все члены семьи: взрослые и дети. Для игры подбираются слова с шипящими (ж, ш, ч, ш) и сонорными звуками (р, л, м, н). Ведущий (может быть и ребенок) говорит шепотом слово на ухо, которое передается дальше, последний вслух называет услышанное слово. Если слово искажено, выясняется, кто неправильно услышал слово.

Игра «Поручение».

На расстоянии 5-6 метров ребенку дается шепотом поручение принести нужную вещь. Например: «Принеси мне миску», «Принеси Миша», или «Покажи зубы..., губы...».

Аналогично проводится игровое упражнение «Узнай, какоея слово я сказала». Взрослый на определенном расстоянии (6-7 м) произносит вполголоса слово, ребенок его повторяет.

Полезным для развития слухового внимания являются упражнения типа «Послушай, о чем говорит комната» (кто-то стукнул, скрипнула дверь, бой или ход часов, шум мотора холодильника, бульканье воды в кране...), «Послушай, о чем говорит улица, парк, лес» (пение птиц, шум ветра, голоса людей...).

Языковые игры помогают эффективно развивать фонематический слух дошкольников, закреплять правильное произношение, воспитывать плавность речи, тренировать речевое дыхание и мышцы органов речи. Во время игр уточняются и закрепляются понятия и представления детей, развивается их творческое воображение, мышление, речь. Ребенок в дальнейшем быстрее и легче воспринимает новый материал, осваивает новые знания и навыки.

Игра «День рождения»

Дети выбирают именинника. Каждый жестами, движениями и мимикой показывает, что дарит имениннику, а именинник пытается отгадать.

Игра начинается со слов: «Я дарю...»

Игра «Показуха»

Дети делятся на команды. Каждая команда планирует слово и, используя невербальные средства, представляет это слово другой команде, которая должна его отгадать.

Игра «Окно»

Игроки становятся друг напротив друга. Воспитатель говорит: «Представьте себе, и что вас отделяет окно с очень толстым стеклом. Попытки кричать напрасны - партнер вас не услышит. Но ему необходимо рассказать очень важную новость. Попробуйте передать партнеру содержание разговора, не произнося ни слова». После этого на ушко говорит детям задачу - новость, которую необходимо передать.

Игра «Цепочка»

Первый ребенок называет объект, второй - его свойства, третий - новый объект с такими же свойствами, четвертый - другое свойство нового объекта и так далее. Например: морковь - морковь сладкая - сладким бывает сахар - сахар - белым-белым бывает снег.

Игра «Картина»

Все садятся в кружок. Один держит в руках чистый лист бумаги и пытается представить нарисованную картину. Он начинает подробно ее описывать. Потом передает лист с мнимой картиной другому, тот продолжает воображаемое описание.

Перькова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №114 г.Брянска "Чебурашка"
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: статья
Тема: Система игр и упражнений по формированию звуковой культуры речи младших дошкольников.
Дата публикации: 26.03.2016
Раздел: дошкольное образование

Система игр и упражнений в формировании

звуковой культуры речи

младших дошкольников.
Правильная речь- важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи- звукопроизношение. Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях развития дети способны к самокоррекции.
Звукопроизношение детей данного возраста характеризуется

рядом особенностей.

1
. согласные произносятся смягченно («лёзецька» - ложечка),
2.
свистящие звуки с, з, ц произносятся недостаточно четко, пропускаются(«абака» - собака, «амок» - замок); заменяются: с – ф («фобака» - собака),з – в («вамок» - замок), ц – ф («фыпленок» - цыпленок), с – т («тобака» -собака), з –д («дамок» - замок), ц – т («тветок» - цветок),
3
. шипящие звуки ш, ж, ч, щ произносятся недостаточно четко, пропускаются («апка» - шапка, «ук» - жук); заменяются: ш – с, ф («сапка», «фапка» - шапка), ж – з, в («зук», «вук» - жук), ч – ц, ть («оцки», «отьки» - очки), щ – с, т («сётка», «тётка» - щетка),
4
. звуки л и р пропускаются («ампа» - лампа, «ука» - рука); заменяются звуками л («лямпа» - лампа, «люка» - рука), i («ямпа» - лампа, «юка»
-рука). Учитывая эти недостатки, нужно готовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы детей для правильного восприятия и произношения звуков. Я работаю по
программе
" От рождения до школы" под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. В ней определены следующие
задачи по формированию звуковой культуры

речи детей 3-4 лет:
*совершенствование умения детей внятно произносить в словах гласные (а,у,и,о,э) и некоторые согласные звуки (п-б-т-д-к-г; ф-в; т-с- з-ц); *развитие моторики речедвигательного аппарата,слухового восприятия,речевого слуха и речевого дыхания,уточнение и закрепление артикуляции звуков, выработка правильного темпа речи,интонационной выразительности, формирование умения отчетливо произносить слова и короткие фразы,говорить спокойно,с естественными интонациями. Работа по воспитанию звуковой культуре речи проводится на специальных занятиях по развитию речи,а также в режимных моментах,планируются индивидуальные игры и упражнения для детей. Интенсивность работы с детьми определила в зависимости от результатов обследования речи детей в начале учебного года. Детям, которые всегда первыми приходят в детский сад, предлагала индивидуальные задания и упражнения, учитывающие их недостатки и трудности. Приходящим позднее предлагала индивидуальные задания, либо их подключала к уже работающим детям(только в том случае, если речевые дефекты детей совпадают). Так индивидуальная работа постепенно переходила в подгрупповую. По аналогии проводила работу и во второй половине дня. Ее организовала как бы в обратном порядке: от подгрупповой к индивидуальной (в зависимости как дети
расходятся по домам). Чтобы способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции на подготовительном этапе я провела консультацию для родителей с целью включения их в данную работу, подобрала и систематизировала дидактические игры и упражнения. Воспитание звуковой культуры речи - не только отработка правильного произношения,хотя данная задача считается одной из главных.При отработке звукопроизношения совершенствуются способность различать звуки(т.е.фонематический слух),речевое дыхание,темп речи,сила и высота голоса, дикция и т.п.
Формирование звукопроизношения осуществляется в три

этапа
:
1.подготовка артикуляционного аппарата,

2.уточнение произношения звука,

3.закрепление звука в словах и фразовой речи.

Подготовка артикуляционного аппарата

.
С детьми проводятся специальные упражнения,направленные на выработку и уточнение движений органов артикуляционного аппарата,обеспечивающих произношение тех или иных звуков.
Комплекс дыхательной гимнастики
Красивая звучная речь, четкая безукоризненная дикция, правильное литературное произношение - это, прежде всего, верно построенное дыхание, работа над которым имеет важное значение.Все знают, что дыхание представляет собой сложный и непрерывный биологический процесс. В древних писаниях говорится: «Физическая мощь человека, жизненные его проявления зависят не столько от пищи, сколько от правильного дыхания. Управляя дыханием, мы управляем всем телом ».
Правила обучения дыханию (для детей 2-4 лет)

Покажите малышу и назовите предмет, на который он будет дуть. Предмет,на который будет дуть ребенок, должен находиться на уровне его рта на расстоянии 10-15 см.Расскажите и покажите, как нужно дуть. Упражнения на развитие дыхания лучше проводить стоя. Следите за осанкой ребенка - спина прямая, плечи расправлены. Соотношение вдоха и выдоха 1:3. Я провожу следующие
игры и упражнения
: "Шарик","Перышко","Занавесочка"(формирование произвольного ротового выдоха),"Ветерок","Бабочка,лети","Горячий чай"(учить продолжительному ротовому выдоху),"Загони мяч в ворота","Задуй свечу"(формировать целенапрвленный ротовой выдох),"Погреем руки","Зайка"(формировать целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха),"Ароматные коробочки","Отгадай по запаху"(формировать носовой вдох),"Воздушные шары","Трубочка"(формировать предпосылки целенаправленного комбинированного дыхания) и др.
Артикуляционная гимнастика
Произношение каждого звука – это сложный акт, требующий точной координированной работы всех частей речедвигательного и речеслухового анализаторов. Важнейшим условием правильного произношения звуков является подвижность органов артикуляционного аппарата, умение ребенка владеть ими. Поэтому, начиная с трех лет, у детей тренируют основные движения языка, губ, нижней челюсти.
Статические упражнения для языка
. «ПТЕНЧИКИ» Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. «ЛОПАТОЧКА» Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«ЧАШЕЧКА» Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. «ИГОЛКА», «СТРЕЛОЧКА», «ЖАЛО» Рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед. «ГОРКА», «КИСКА СЕРДИТСЯ» Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. «ТРУБОЧКА» Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. «ГИБОК» Рот открыт. Язык присосать к небу.
Динамические упражнения для языка.
«ЧАСИКИ», «МАЯТНИК» Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта. «ЗМЕЙКА» Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинут вперед и убрать в глубь рта. «КАЧЕЛИ» Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. «ФУТБОЛ»,«СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ» Рот открыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку. «ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ» Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами. «ЛОШАДКА» Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. «ГАРМОШКА» Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая языка от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. «ОБЛИЖЕМ ГУБКИ» Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю,
затем нижнюю губу по кругу.
Упражнения для губ.
«УЛЫБКА» Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. «ЗАБОРЧИК» Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке. «ТРУБОЧКА» Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. «ХОБОТОК» Вытягивание сомкнутых губ вперед. «БУБЛИК »Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. Чередование положений губ: «Заборчик»-«Бублик». «КРОЛИК» Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы. Уточнение произношения звука (отработка произношения изолированного звука и в звукоподражаниях). Воспитатель знакомит детей с новым звуком или звукоподражанием (многократно произносит).Используются приемы хорового повторения с индивидуальным,вкаждом удобном случае связывает звук или звукоподражание с конкретным образом (ф- песенка ежа,ааа-плач малыша,пи-пи-пищит мышка,бип-сигналит машина и т.д.) Используются дидактические игры типа "Ожившие игрушки"("Заводные игрушки") Дети изображают ежат.Воспитатель спрашивает заводит игрушку и спрашивает: "Ежик,хочешь молока?" "Ф-ф-ф",-отвечает ежик и "лакает" молоко из блюдца.По ходу игры воспитатель вызывает 10 и более детей.С интересом дети играют с "волшебным кубиком".На его гранях наклеены картинки.Вниманию детей предлагается одна из картинок,а они исполняют соответствующую песенку:самолет-в-в-в,кран- с-с-с и т.п.Я использую такие игры на звукоподражание, как "Кто как кричит?",
"Что звучит?", "Чей домик?" и другие, предлагала детям пожужжать, как "пчела", погудеть как "паровоз", пощелкать как "кучер". При звукоподражании детей шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука и других отмечалась высокая активность детей. Используя подражательные способности детей и игровую ситуацию,легче добивалась произношения того или иного звука. Дети с большим желанием изображали птиц, животных, подражали им. Закрепление звука в словах и фразовой речи. На этом этапе используются дидактические упражнения типа "Узнай и назови",игры-инсценировки,чтение отрывков из стихотворных произведений,повторение слов из текста,который рассказывает воспитатель(напр. про мышат Пик,Пак,Пок,повторение чистоговорок,исполнение колыбельных песен,используются дидактические игры типа "Теремок","Иди сюда","Узнай предмет по описанию". Упражнение на автоматизацию звука Ц 1. УТЕНОК НЕ БОИТЬСЯ ОКУНУТЬСЯ В ВОДИЦУ. 2. НЕ ПОЁТСЯ ПТИЦЕ, КОГДА ОНА В ТЕМНИЦЕ. 3. ИЗ СОСЕДНЕГО КОЛОДЦА, ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ ВОДИЦА ЛЬЕТСЯ.37 Упражнение на автоматизацию звука С 1. Н САД В СНЕГУ И ЛЕС В СНЕГУ, А ПО СНЕГУ Я БЕГУ. 2. МАЛЕНЬКУЮ ЛЮСЮ НАПУГАЛИ ГУСИ. 3. У МАЛЕНЬКОЙ САНИ, САНКИ ЕДУТ САМИ. 4. У САНИ КОСА ДО САМОГО ПОЯСА. Упражнение на автоматизацию звука З 1. ДАЕТ ХОЗЯЙКА КАПУСТУ ЗАЙКЕ.
2. ДВЕ КОЗЫ И ДВА БИЗОНА, ПОТОПТАЛИ ВСЕ ГАЗОНЫ 3. ЗОИНОГО ЗАЙКУ ЗОВУТ ЗАЗНАЙКА Упражнение на дифференциацию звуков С-З 1. ВОЗДУХ ЛЕСНОЙ ПАХНЕТ СОСНОЙ 2.ДЕТИ НА СКАМЕЙКУ СЕЛИ. ПЕСНЮ ЗВОНКУЮ ЗАПЕЛИ. 3. СОСТАВЛЯЕТ ЗАЙКА ЗАБАВНУЮ МОЗАИКУ. Упражнение на дифференциацию звуков С-З-Ц 1. ВЕСНОЙ В ОКОНЦЕ СВЕТИТ СОЛНЦЕ, 2.ПОЗВАЛИ ЗАЙЦЕВ БЕЛКИ, ВЕСНОЙ НА ПОСИДЕЛКИ. Более пристальное внимание я уделяю воспитанию интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса, поскольку в этих умениях заложены наиболее важные условия дальнейшего развития всех сторон речи. Для этого проводится, например, следующая игра. «Чей это голос?» Цель игры:Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша. Для этой игры понадобятся фигурки:лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок. Если подбор фигурок вызовет затруднения, можно подобрать картинки или вылепить игрушки из пластилина, привлекая ребенка к совместной деятельности. В гости к ребенку приходят (приезжают на машине, на поезде) звери, они хотят поиграть. Ребенок должен угадать, чей голос он услышал. - Мяу- мяу. Кто это мяукает? (Кошка.) А тонким голосом кто мяукает? (Котенок.) У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как?
(Мяу-мяу.) - Му-у-у - кто так мычит? (Корова.) А кто у нее детеныш? (Теленок.) Каким голосом он мычит? (Тоненьким.) Теперь еще раз послушай и угадай, кто это мычит - корова или теленок. - Ква-ква - чей это грубый голос? (Лягушки.) А кто квакает тоненько? (Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки? Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Можно предложить ребенку правильно позвать игрушку, тогда он сможет поиграть. («Лягушонок, иди ко мне», «Котенок, поиграй со мной».) В таких играх дети учатся различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражаниям (корова мычит громким голосом, а теленок тихим, тонким; лягушка квакает громко, а лягушонок тоненько). Подобные игры я провожу с разными животными. Например, показываю ребенку картинку. На ней нарисован петух. - Кто это? (Петух.) А ласково мы его называем... (Петушок). Петя- Петушок кричит... (ку-ка-ре-ку). --А это кто?(Утка) А ласково?(Уточка) - Послушай слова: «петууух», «ууутка» (голосом выделяется звук «у»). ,От звукового оформления высказывания зависят его эмоциональность и выразительность, поэтому важно научить детей умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, вопроса или ответа. Например, детям читаю русскую народную песенку «Курочка- рябушечка». Сначала читаю детям всю песенку, а затем начинается диалог. Одеваю ребенку шапочку курочки и предлагаю ему отвечать на вопросы: - Курочка- рябушечка, куда идешь?
- На речку. - Курочка- рябушечка, зачем идешь? - За водой. - Курочка- рябушечка, зачем тебе вода? - Цыплят поить. Они пить хотят. На всю улицу пищат - пи-пи-пи! Также предлагаю детям фразы из стихотворений, например: "Колобок, колобок, я тебя съем..."они произносят их с разной силой голоса (тихо - громко - шепотом) или в разном темпе (быстро - медленно). Параллельно можно менять интонации (спросить, ответить, передать радость, грусть, удивление). Чем хороши для меня эти игры, что их можно проводить в режимные моменты как в группе, так и вовремя прогулок. Огромные педагогические возможности таят в себе подвижные игры. Они нашли широкое применение в развитии звуковой культуры речи младших дошкольников. В подвижной игре на фоне двигательной активности переплетаются заклички, дразнилки, переклички, перевёртышы. Поэтому осуществляется наиболее полный выход эмоциональной и чувственной энергии детей, их темперамента. Ребёнок освобождается от комплексов. Таким образом, создаются благоприятные условия для решения коррекционных проблем. Рассмотрим пример. Русская народная игра "Козлик и дети". Воспитатель вместе с детьми выбирает водящего-" козлика". Шёл козлик по мостику И вилял хвостиком. За перила зацепил
Прямо в речку угодил. (Дети встают в круг, а козлик в середину.) Вышел козлик погулять Свои ножки поразмять. (Дети идут по кругу, взявшись за руки, а «козлик» идёт противоходом топающими шагами) . Козлик ножками стучит По-козлиному кричит. (Дети хлопают в ладоши, а «козлик» прыгает на двух ногах с продвижением вперед.) -Ме-Ме-Ме! (Дети разбегаются, а козлик их ловит) . - Кто ни разу не попался козлику? Кто оказался самым ловким? Как козлик кричал? Использование подвижных игр в педагогическом процессе позволяет мне не только сократить сроки работы над звуком, но и способствует приобщению к народной культуре. В своей работе активно использую подвижные игры с речевым материалом, например: игра « Бусинки». Перед началом игры выбираем ведущего, который будет ловить детей –собирать «бусинки». Все дети встают за ним в колонну. По моей команде начинается ходьба за ведущим по кругу (можно в дальнейшем усложнить ходьбой змейкой), одновременно дети произносят текст: Раскатились бусинки по ковру. Я сегодня бусинки соберу. Насажу на ниточку по одной-
Бусики получатся для мамочки родной. (С окончанием слов все разбегаются, а "козлик" их ловит.) Во время произношения текста выделяю слова бусинки, бусики,при этом выделяю звуки б,с,к. В соответствии с ФГТ интегрирую область "Речевое развитие", куда входит звуковая культура речи, с другими образовательными областями: познание, физическая культура, художественно- эстетическое развитие,социально-коммуникативное развитие. Использовав индивидуальную и коллективную работу с детьми, заметила что в коллективных занятиях продуктивность повышается, а утомляемость детей снижается. Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния. Чтобы привлечь родителей к данной работе, я предлагаю им взять домой на вечер карточки с дидактическими играми и упражнениями, чтобы у них была возможность еще и дома поиграть с детьми. В итоге моей работы по формированию правильного звукопроизношения дети значительно отчетливее произносят слова и короткие фразы, говорят спокойно, с естественными интонациями, вырабатывается правильный темп речи.

Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на развитие звуковой культуры речи

В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определять место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умение подобрать слова с заданным количеством слогов.

  • Игра «Придумай слово»
    Цель: – развитие фонематического слуха или умение определить количество слогов в слове.
    Нужно придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д. Данная игра мною используется тогда, когда нужно организовать учащихся на восприятие новой темы или просто заинтересовать. Например, учитель говорит: «Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы её открыть, нужно сказать слово - пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] или [м’]. Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно». И дети будут изо всех сил стараться придумывать нужное слово. Но здесь необходимо учитывать один момент: если учитель заметит, что кто-то из детей в силу каких-то причин не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребёнку и, желательно, чтобы помощь исходила от детей.
  • Игра «Строим дорожку»
    Цель: – развитие фонематического слуха.
    Дети садятся в круг. Кому-то даётся мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч передаётся следующему игроку. Он должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока. В этой игре на первом этапе учитель активно помогает учащимся правильно произнести слово (вместе с ним), выделяя очень чётко последний звук в слове. На следующем этапе учитель уже просто следит, чтобы дети чётко проговаривали слово и выделяли последний звук. К концу второго года обучения у детей вырабатывается навык чёткого произнесения слова и выделения последнего звука, а учитель выполняет роль наблюдателя-контролёра, который лишь организует процесс игры, а помогает лишь в редких случаях.
  • Игра «Ловушка»
    Цель: – развитие умения услышать в слове определённый звук.
    Учитель предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на парту, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Он даёт задание: если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши. Слова подбираются учителем в зависимости от темы занятия.
  • Игра «Поймай слог»
    Цель: – развитие слухового внимания и его быстроты.
    Учитель «бросает» детям слог, а они должны «превратить» его в слово.
    Например:
    ПА – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т.д.
  • Игровое упражнение «Раздели правильно»
    Цель: – развитие умения делить слова на слоги.
    Учитель говорит детям, что сейчас мы разделим слово на слоги. Для этого наши руки превратятся на время в «топорики». Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.
  • Игра «Посели в домик»
    Цель – развитие умения определить слоговую структуру слова.
    Учитель вводит «гостей» при помощи загадки или ещё как-то и предлагает поселить каждого гостя в домик. При этом он обращает внимание детей, что в одном домике – окно из одной створки, а у второго – из двух. Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно определить, сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя селим в домик с одной створкой. Если два слога, то гостя селим в домик с двумя створками. Для усложнения игры можно потом пригласить гостей на новоселье и распределить их по такому же принципу.

Игры на формирование грамматического строя речи
В этом блоке мною собраны разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи, т.е. на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола.

  • Игровое упражнение «Подбираем рифмы»
    Цель: – развитие умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.
    Учитель читает детям шуточное стихотворение – начало английской народной песенки в переводе С.Я.Маршака:
    -Даю вам честное слово, вчера в половине шестого
    -Я видел двух свинок без шляп и ботинок.
    -Даю вам честное слово!
    Далее учитель задаёт детям вопросы на понимание текста:
    -Кого видел поэт? В каком виде они были?
    -Носят ли свинки ботинки? А может быть они носят чулки? (Носки, тапочки, рукавички и т.д.)
    -Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал. Мы с вами тоже можем сочинить весёлые шуточные стихи про разных птиц и животных. Я буду начинать, а вы продолжайте.

Даём честное слово:
Вчера в половине шестого
Мы видали двух сорок
Без…(ботинок) и …(чулок).
И щенков без …(носков).
И синичек без …(рукавичек).

  • Игра «Кузовок»
    Цель: – образовывать уменьшительно – ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.
    Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начнёт игру. Ему даётся в руки корзинка. Он держит её, а дети в это время говорят слова:

Вот тебе кузовок,
-Клади в него, что на –ок.
-Обмолвишься – отдашь залог.

Ребёнок отвечает: «Я положу в кузовок …и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладёт в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети под руководством учителя назначают каждому залогу выкуп – какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т.д.)

  • Игровое упражнение «Чьё всё это?»
    Цель: – упражнение в согласовании слов – предметов и слов – признаков в нужном числе и падеже.
    Детям показывается картинка с изображением животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?

Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.
-Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи.
-Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи.
-Лошадь – лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.
-Кошка – кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.

  • Игра «Домики»
    Цель – упражнение в определении рода слов – предметов.
    Учитель объясняет детям, что в первом домике живут слова, про которые можно сказать «он мой», во втором – «она моя», в третьем – «оно моё», в четвёртом – «они мои». Нужно «расселить» слова (картинки) по домикам. Ребята определяют род и число слов без называния терминов.

Игры на обогащение словарного запаса
В эту группу включены лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь,
развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в данных играх и упражнениях происходит знакомство со словами – предметами, словами – признаками, словами – действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.

  • Игра «Наоборот»
    Цель: – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).
    Учитель говорит, что к нам пришёл в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чём вся беда: он очень любит всё делать наоборот. Мама – ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стали мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому что всё его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее учитель играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий – низкий) и бросить мяч учителю.
    Ещё при работе со словами – антонимами можно использовать стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра»:

Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).

  • Игровое упражнение «Закончи фразу»
    Цель – развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова – неприятели).
    Учитель называет словосочетания, делая паузы. Ученик должен сказать слово, которое пропустил учитель, т.е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон … .
-Луна видна ночью, а солнце … .
-Огонь горячий, а лёд … .
-Река широкая, а ручей … .
-Камень тяжёлый, а пух … .

Обыграть это можно следующим образом: учитель говорит, что наш знакомый Незнайка пошёл всё-таки учиться в школу. Там на уроке русского языка был диктант – дети писали под диктовку разные фразы. Но так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать эти фразы до конца и получил плохую оценку. Учительница сказала, что если он исправит ошибки в диктанте, то она исправит ему плохую оценку. Давайте ему поможем.

  • Игровое упражнение «Скажи по-другому»
    Цель: – упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов – приятелей).
    Учитель говорит: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова – приятели.
    Почему он такой? Да потому что на улице
    идёт дождь, а мальчик идёт в школу.
    Какое слово повторилось два раза? (идёт)
    Что значит «дождь идёт»? Скажи по-другому.
    Что значит «мальчик идёт»? Скажи по-другому.
    Как можно сказать по-другому: весна идёт? (весна наступает).
    Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

Чистый воздух (свежий воздух).
Чистая вода (прозрачная вода).
Чистая посуда (вымытая посуда).
Самолёт сел (приземлился).
Солнце село (зашло).
Река бежит (течёт, струится).
Мальчик бежит (мчится, несётся).
Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный),
очень маленький (малюсенький).

  • Игра «Какой предмет?»
    Цель: – развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов – признаков и правильно их согласовывать.
    Содержание игры заключается в следующем: учитель показывает картинку или предмет либо называет слово и задаёт вопрос: «Какой?» Затем участники игры по-очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков.
  • «Что бывает?»
    Цель: – развитие умения соотносить слово – предмет со словом – признаком и правильно их согласовывать.
    Эта игра похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову – признаку подбирается как можно больше слов – предметов.
    -Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт, …
    -красное – платье, яблоко, знамя, …

Игры на развитие связной речи.
Работа по развитию связной речи является как бы синтезом всех предыдущих упражнений. Она неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. Обучение рассказыванию может проводиться в разной форме. Я чаще всего использую: составление рассказов – описаний по теме, по картинке, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т.д. Некоторые из таких игр и игровых предложений я привожу ниже.

  • Игровое упражнение «Распространи предложение»
    Цель: – развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
    Детям предлагается продолжить и закончить начатое учителем предложение, опираясь на наводящие вопросы учителя. Например, учитель начинает предложение так: «Дети идут … (Куда? Зачем?)» Или более усложнённый вариант: «Дети идут в школу, чтобы …» . Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребёнка по отношению к различным жизненным ситуациям.
  • Игра «Пойми меня»
    Цель: – развитие умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
    Учитель показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше учитель объясняет, что, когда он подойдёт к кому-то, то этот ученик должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на неё, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по – одной картинке, учитель спрашивает детей, хочется ли им узнав, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда учитель говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом учитель рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось учителю. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.
  • Игровое упражнение «Если бы…»
    Цель: – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.
    Учитель предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

-«Если бы я был волшебником, то …»
-«Если бы я стал невидимым…»
-«Если весна не наступит никогда…»

Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.

  • Игровое упражнение «Закончи сам»
    Цель: – развитие воображения, связной речи.
    Учитель рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям даётся задание продолжить или придумать концовку.