Древние тюрки гумилев лев николаевич. Древние тюркские племена. Потомки серой волчицы

Цыган сейчас можно встретить во всех уголках планеты, кроме разве что Антарктиды. Только в странах Европы их численность составляет 12 миллионов человек. Предлагаю вам узнать 11 национальных привычек и особенностей цыган, некоторые из которых вас очень сильно удивят.

«Цыгане» - собирательный термин, такой же как «славяне», «кавказцы», «скандинавы» или «латиноамериканцы». К цыганам относятся несколько десятков народностей. Во многих регионах России до сих пор можно встретить цыганские таборы, от них веет пушкинской Бессарабией, их язык - шероховатый словесный ком, а одежда - бесконечный праздник.

Они обзаводятся семьями очень рано

14-летняя девочка для цыган - уже потенциальная невеста. На свадьбах и прочих праздниках, где можно потанцевать, все девушки, которым больше 14 лет, будут плясать до самого окончания торжества, потому что знают, что отцы сыновей в данный момент присматриваются и оценивают их. Незамужняя цыганка 19 лет - это уже старая дева.

Они выкупают невест банками с золотом

Невесту в день свадьбы выкупают золотом в килограммах или «в банках». Отец невесты или братья, если нет отца, сами назначают цену, например две трехлитровые банки, наполненные золотыми кольцами, цепочками и т. д.

Они демонстрируют гостям на свадьбе «честь невесты»

В день свадьбы у цыган есть один волнительный для всех момент, когда старшие женщины семьи уводят невесту в спальню и проверяют, девственница она или нет. Собственно, лишение девственности там же, за закрытыми дверями, и происходит - безо всякого участия жениха. После гостям на красивом большом подносе демонстрируют белоснежную простыню или рубашку с пятном крови.

Свадьба между цыганами разных стран невозможна

Например, между котлярами и русскими цыганами вряд ли будет свадьба, так как это равносильно свадьбе с не цыганом. Цыгане одного государства видят цыган другого государства как особый народ и никогда не поддерживают связь. Русские цыгане в основном православные, крымские и палестинские - мусульмане, хорватские - католики.

Они часто усыновляют детей

В семье цыгана обязательно должен быть хоть один сын. Если наследник никак не рождается, тогда они больше не рискуют и берут из приюта мальчика. При этом ребенок может быть кем угодно: башкиром, русским, рыжим, конопатым, светловолосым, голубоглазыми. Это отчасти стало причиной мифа о том, что цыгане крадут детей.

Они неохотно отдают своих детей в школу

В школу ребенка отправляют чаще всего для того, чтобы он научился читать, писать и считать, так как с шести-восьми лет детей приучают ко взрослой жизни - они начинают помогать родителям в торговле. Поэтому если цыганский ребенок после третьего класса все еще ходит в школу на уроки, а не помогает родителям на рынке, - значит, он впустую тратит время, вместо того чтобы учиться семейному делу.

У них женщина не может стоять выше мужчины

Если у цыгана есть двухэтажный дом, никакая женщина не может подняться на второй этаж, если мужчина находится на первом. Этот закон соблюдается до сих пор.

Их женщины каждый день носят две юбки и фартук

Женщины до сих пор носят две юбки и фартук. Считается, что ниже пояса женщина «грязна» и «нечиста». Прикосновение ее юбки способно «осквернить» не только любой предмет, но и человека. Поэтому нижняя юбка считается нечистой, так как прикасается к женщине, вторая тоже считается нечистой, так как еще немного запачкана нижней. Чистым считается только фартук. К нему можно прикасаться, прислонять посуду, вытирать об него руки

У них есть внутренний суд

В случае спора съезжаются уважаемые цыгане, которые выслушивают аргументы сторон за и против. У цыган это важный момент урегулирования отношений, и он не подлежит огласке. Наказания могут быть самые разные. Одно из самых серьезных - «дали 24». Провинившегося цыгана заставляют покинуть общину и дают ему на это 24 часа.

Они клянутся в гробу

У цыган очень важен ритуал клятвы, чтобы доказать свою правоту. Самая распространенная клятва - на иконе. Самая редкая и в самых неразрешимых ситуациях - клятва в гробу (у котляров). Если цыган хочет доказать, что не виноват, то ему делают специальный гроб, в который он должен лечь и произнести клятву. В ней говорится о том, что если он в данный момент лжет, то лежать ему скоро в этом гробу.

Их дети копят деньги на похороны родителей

Похороны у цыган традиционно богатые. Иногда дети несколько лет копят средства на похороны родителей, которые в ту пору еще живы и здоровы. Если смерть пришла скоропостижно, то родственники будут после погребения собирать деньги на достойное надгробие. Особым «шиком» считается памятник из камня с портретом усопшего во весь рост.

Несмотря на то, что абсолютное большинство цыган живут в Европе, их корни с севера Индостана, на это указывают научные данные, а также самоназвания основных цыганских групп. Чаще всего цыгане именуют себя "ром" или "рома", например, известный московский цыганский театр называется "Ромэн". Эти названия восходят к индоарийскому "d’om" с первым церебральным звуком (нечто среднее между звуками "р", "д" и "л") и указывают на родственников цыган, которые сейчас живут в Индии и носят название "домы" или "домбы". Западноевропейские цыгане называют себя "синти", что можно связать с прародиной цыган - областью Синд на территории современного Пакистана. Цыгане Испании и Португалии традиционно называли себя "кале", т.е. "черные" (ср. название индийской богини Кали - "черная").

Согласно лингвистическим и генетическим исследованиям, предки цыган вышли из Индии группой около 1 тысячи человек. Точное время исхода неизвестно, но не ранее 6 века нашей эры. Проведя несколько веков в Персии, предки цыган достигли Византии, где их стали называть атцинганами, т.е. неприкасаемыми. От византийского названия произошло русское название "цыгане", болгарское "цигани" и т.д. В Европу цыгане проникли через Балканы в 12 веке. Именно в балканских странах процент цыганского населения на сегодня является наиболее высоким. Например, в Болгарии цыган 4,9% населения, в Румынии - 3,3%, в Македонии - 2,85%.

Цыгане являются одним из арийских (по языку) народов, поэтому нещадно истреблялись нацистами, которые объявили их испорченными арийцами, мещающими чистоте арийской расы. В ходе Второй Мировой войны было уничтожено до 200 тысяч цыган, из них около 30 тысяч - на оккупированной территории СССР.

Сейчас в мире насчитывается до 12 миллионов цыган. В России, по переписи 2010 года, проживает около 220 тысяч цыган. Впервые пребывание цыган в России фиксируется письменными источниками в начале 18 века. Не стоит смешивать русских цыган (ру́ска рома́) и среднеазиатских цыган, называемых "люли". Люли - мусульмане, в то время как рома - христиане, их языки и происхождение также различны, а цыганами люлей называют только из-за сходства с традиционным образом жизни европейских цыган. Русскими цыганами люли за родственников не воспринимаются, их презрительно называют "люляйки".

Далее - самые красивые, по версии сайта Топ-антропос , цыганки. Большинство из них - русские цыганки, также в рейтинге есть венгерская цыганка и представительница испано-португальских цыган. В рейтинге нет Риты Хейворт, т.к. она, вопреки ошибочному мнению, не имеет цыганских корней.

16 место. Алмаза Плахотная (род. 21 мая 1982) - танцовщица, артистка театра "Ромэн". Её мать Екатерина и младшая сестра Аделина - также артистки театра "Ромэн". Страница ВК - https://vk.com/id8816801

15 место. Рада Рай (настоящее имя — Елена Грибкова; род. 8 апреля 1979, Магадан) - российская певица, исполнительница российского шансона. Отец - цыган, мать - русская. Официальный сайт - http://www.radarai.ru/

14 место. Рая (Раиса) Удовикова (после замужества - Биленберг) - норвежская певица и актриса. Родилась в 1934 году в цыганском таборе под Курском. В 1966 году вышла замуж за норвежского журналиста и уехала за границу. С 1967 года живёт в Норвегии (Осло), работает в Национальном драматическом театре, исполняя ведущие роли на норвежском языке, гастролирует во многих странах Европы, Америки и Азии, исполняя песни на русском, цыганском и норвежском языках.

13 место. (род. 27 октября 1963) - киноактриса. Долгое время была актрисой театра "Ромэн", художественным руководителем которого является её отец Николай Сличенко. Также в театре "Ромэн" работает её мать, супруга Николая Сличенко, Тамилла Агамирова.

12 место. Анжела Лекарева (Баталова) - певица, танцовщица, артистка московского музыкально-драматического цыганского театра "Ромэн". Родилась 28 июля 1984 года. С двух лет на сцене. Уроки мастерства получила от выдающегося хореографа, своей матери - Ганги Баталовой.

11 место. Оксана Фандера (род. 7 ноября 1967, Одесса) - российская актриса. Её отец Олег Фандера - актёр, наполовину украинец, наполовину цыган, мать - еврейка. Из интервью с актрисой:

Оксана, в вас смешаны три крови: украинская, цыганская и еврейская. В чем они проявляются?

В том, наверное, что я готовлю как украинка , люблю свободу, как цыганка, а мировую скорбь чувствую, как еврейка .

Кем вы себя чувствуете в большей степени?

Сейчас могу в равной мере ощущать себя той, другой и третьей.

10 место. Соледад Миранда / Soledad Miranda (9 июля 1943, Севилья, Испания - 18 августа 1970) - испанская актриса, танцовщица и певица. Её родители - португальские цыгане.

9 место. Диана Савельева (род. 16 мая 1979, Львов) - российская актриса и певица, исполнительница роли Эсмеральды в мюзикле "Нотр-Дам де Пари", роли Гайде в мюзикле "Монте-Кристо", роли цыганки в мюзикле "Граф Орлов". Сайт - http://saveljeva-diana.narod.ru/ Страница ВКонтакте - https://vk.com/id82172048

8 место. Аделина Плахотная (род. 29 мая 1988) - танцовщица, модель, артистка театра "Ромэн". Её мать Екатерина и старшая сестра Алмаза - также артистки театра "Ромэн". Страница ВК - https://vk.com/id16515633

7 место. Лиля (Леонсия) Эрденко - певица, продолжательница всемирно известной московской цыганской династии, дочь знаменитого певца Николая Эрденко. Берлинская радиостанция Multikulti назвала Леонсию "Королевой музыки русских цыган". Официальный сайт - http://www.leonsia.ru/ Страница ВКонтакте - https://vk.com/id43823160

6 место. Ляля Молдавская - танцовщица, актриса, участница цыганских ансамблей "Русска рома" и "Свэнко".

5 место. Нелли Мальцева - танцовщица. Стала героиней двух выпусков о танцах цыганского электронного журнала "Свэнко" .

4 место. Рада Матвиенко (род. 24 сентября 1991) - казахстанская певица и актриса. Исполняет песни почти на десятке языков, включая цыганский. Страница ВК - https://vk.com/id51427709

3 место. Патрина Шаркози - танцовщица, актриса, певица, артистка театра "Ромэн", участница ансамбля "Свэнко". Сыграла главную роль цыганской девушки Земфиры в фильме "Грешные апостолы любви". Патрина из семьи венгерских цыган, её отец - известный певец Янош Шаркози. Страница Патрины ВКонтакте - https://vk.com/patrinasharkozi

Патрина Шаркози в костюме английской цыганки

2 место. Екатерина Жемчужная (род. 28 марта 1944, Тула) - артистка театра "Ромэн", народная артистка России. Девичья фамилия - Александрович. Снималась в кино в ролях цыганок, например сыграла Зорицу в советском сериале "Вечный зов". Екатерина Жемчужная - мать актрисы Ляли Жемчужной.

В период древности и средневековья складывались и преемственно закреплялись этнокультурные традиции, которые, имея зачастую различные истоки, постепенно формировали особенности, в той или иной мере присущие всем тюркоязычным этносам. Наиболее интенсивно формирование такого рода стереотипов происходило в древнетюркское время, то есть во второй половине I тыс. н. э.Тогда определились оптимальные формы хозяйственной деятельности (кочевое и полукочевое скотоводство), в целом сложился хозяйственно-культурный тип (традиционное жилище и одежда, средства передвижения, пища, украшения и т. п.), приобрела известную завершенность духовная культура, социально-семейная организация, народная этика, изобразительное искусство и фольклор. Наивысшим культурным достижением стало создание собственной письменности , распространившейся со своей центральноазиатской родины (Монголия, Алтай, Верхний Енисей) до Подонья и Северного Кавказа.

Другая версия повествует об утке (утках). По хакасской верси и.

сначала была утка; сделав другую товарищем, послала её за песком на дно реки; та трижды приносит и отдает первой; в третий раз часть песка оставила у себя во рту, эта часть стала камнями; первая утка рассеяла песок, толкла девять дней, земля выросла; горы выросли после того, как посыльная утка выплюнула изо рта камни; из-за этого первая отказывается дать ей земли; соглашается дать землю размером с трость; посыльная протыкает дыру в земле, уходит в неё; первая утка (теперь Бог) творит из земли мужчину, из его ребра женщину, дает им скот; вторая утка - Эрлик -ха

Эрлик - бог пустого и холодного загробного мира. Его представляли трёхглазым быкоголовым существом. Один его глаз видел прошлое, второй - настоящее, третий - будущее. В его дворце томились «души». Он посылал беды, ненастья, тьму и вестников смерти.

Развит был также культ предков. Существовал политеизм с обожествлением сил природы, что сохранилось в фольклоре всех тюркских народов.

Уйгуры, УІІІ-ІХ в.в.

1: Уйгурский князь, IX в.
Точное названійе головного убора не известно, но со всей определенностью можно сказать, что он обозначал социальный статус владельца. Широкие подкладки под поясным ремнем использовались тимуридами еще в XV веке. Чехол для лука и колчан окончательно сформировавшегося средневекового типа. Сапоги, кренящиеся подвязками к поясу, довольно архаичны.

2: Уйгурский тяжеловооруженный всадник, IX в.
Пластинчатый шлем встречался среди уйгур. Этот изготовлен из бронзовых пластинок, уложенных на кожаное основание. Остальные доспехи сделаны из твердой кожи, некоторые детали покрыты лаком.

3: Сугдийский купец, IX в.
По Великому Шелковому Пути водили караваны купцы разных национальностей, но наиболее многочисленными среди них были сугдийцы. Товар того купца размещен в тюках на спине его двугорбого верблюда-бактриана. Купец носит эклектичную одежду, состоящую из сугдианских и среднеазиатских деталей. На тюркском поясном ремне висит иранского типа сабля.

тюркские доспехи

реконструкция облика тюрок

тюрок из Монголии

В соответствии с данными антропологов, расово эти люди были 67-70%-ой монголоидностью, и с 33-30%-ой европеоидной примесью, с технической точки зрения они ближе к монголоидной расе, но с примесью. Также, они часто были довольно высокими.
Интересно то, что среди них встречались красноватые и коричневые волосы с серыми и зелеными глазами.

жужане,V в.до н.э.


Пластическая реконструкция по черепу, женщины из погребения XIII в. Казахстан. городище Бозок. Золотая Орда.

Т.С. Балуева, Е.В. Веселовская. Выполнены 2 скульптурные реконструкции мужчины и женщины эпохи бронзы из могильника Гонур (Туркмения).

Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из могильника Каракыстак, Западный Казахстан (тюркское время: 5-8 века н.э.)
Автор реконструкции: Т.С. Балуева, Е.В. Веселовская

тюркские доспехи и оружие

Легкая тюркская кавалерия была вооружена мощным луком (а) со стрелами (б), палашом (или саблей) (в). В ближнем бою всадникам служили небольшие проушные топоры (г), имевшие узкое треугольное лезвие, обух с молоточком и длинную (до 70 сантиметров) рукоять. Иногда использовались и копья (д). VII-X вв. Реконструкция по изобразительным материалам Саяно-Алтая.

Когда металлические латы по каким-то причинам отсутствовали, воины пользовались так называемыми "мягкими" доспехами. Близкое к истине представление о них дает экипировка бойцов, характерная для конных поединков, которые до недавнего времени проводились у некоторых тюркоязычных народов (например, у киргизов).

Экипировались киргизские бойцы на таких «турнирах» традиционно. Поверх нижней одежды они надевали две пары штанов и туго завязывали их па поясе сыромятным ремнем. Корпус защищала стеганая ватная куртка с натянутыми на нее кожаными латами, сделанными из толстой, грубо выделанной коровьей кожи. Латы зашнуровывались на спине. Незащищенные места - плечи, подмышечные впадины, шею, верх спины, пах - покрывали в четыре слоя войлоком, затем эти участки плотно обкручивались ватой н еще тремя слоями тонкого войлока. Завершали экипировку два халата. Нижний стеганый, с короткими рукавами имел полы чуть выше колен и высокий, до мочек ушей, воротник. Спереди он укреплялся тремя слоями толстого войлока. Рукава на локтевом сгибе также обшивались дополнительным слоем войлока. Халат имел сзади разрез, в который свободно проходила лука седла. Верхний халат был ситцевым. На ногах всадников были сапоги - на них опускались кожаные штанины. Кисти рук оставались незащищенными.

Описанная защитная одежда была практически скопирована с «мягких» доспехов древнетюркского воинства. Такие многослойные доспехи легко выдерживали удар стрелы - ее наконечник, в особенности трехлопастный, увязал в мягкой толще. Разрубить даты в скоротечном конном бою тоже, видимо, не получалось толстые прокладки гасили удар. Озерный или речной песок и железные опилки, подмешанные в подклад, эффективно защищали от секущего удара саблей. Быть может, появление именно «мягких» доспехов заставило оружейников второй половины 1-го тысячелетия делать палаши с обоюдоострой заточкой острия, а сабли - со слабой кривизной клинка, удобной для нанесения сильного колющего удара.

Один из вариантов конских доспехов. Он показан ламеллярным. но вполне мог быть и ламинарным. Такое облачение доставляло немало неудобств лошади, и двигаться в нем ей приходилось исключительно крупной рысью. Кисть под мордой - не только знак отличия, но и приспособление прочив мух

Металлические шлемы древнетюркского воинства были наборными и напоминали узкую часть яйца, увенчанную сверху небольшим конусом. Многообразие их форм достигается изменением кривизны стенок и пропорций этой полуовальной фигуры. Подобные шлемы встречались еще у ассирийских воинов в середине 1-го тысячелетия до н. э., а в Сибири использовались таштыкскими ратниками. Не будет преувеличением сказать, что они опередили свое время. Такой шлем отлично противодействовал сабельному удару. Клинок сабли, теряя энергию, беспомощно скользил по его гладкой стенке вниз и в сторону. Изготавливались наголовья как из узких, так и из широких секторообразных пластин. Узкие детали, как и раньше, связывались между собой ремешками. Хотя такая наборная конструкция кажется ненадежной, она просуществовала многие века и еще недавно с успехом применялась на северо-востоке Сибири.

Иногда наборные шлемы не снабжались заостренной вершиной. На ее мосте помещали выпуклую округлую пластину, и шле

Сражения и тактика древних тюрок

Основой тюркских войск были соединения легковооруженных всадников, использовавших лук и стрелы и в совершенстве владеющих этим оружием. Мусульманские письменные источники отмечают умение таких всадников без промаха поражать цель на скаку из любого положения, стрелять «назад и вперед, вправо и влево, вверх и вниз». В бой лучники брали с собой два-три лука и несколько колчанов, полных стрел, Нередко именно они стремительной атакой решали исход сражения. В случае неудачи конные стрелки отступали, скрываясь за плотным строем тяжеловооруженных копейщиков. Тяжеловооруженных всадников в древнетюркском воинстве насчитывалось не столь уж много, но именно эта панцирная конница спасала положение в наиболее трудных случаях. Видимо, про нее пишет Табари, как об «одинаково одетой» гвардии. Полный набор защитного вооружения был необходим только тем, кто стоял в первых рядах. Воины последующих шеренг, прикрытые бронированными латниками, обычно ограничивались нагрудником для себя и легкой попоной для своею коня.

Открывали сражение батыры, перед строем вызывавшие на поединок представителей вражеского войска. Эта древняя традиция восходит еще к эпохе родоплеменных столкновений, когда складывались правила ведения военных действий, ограничивающие масштабы кровопролития. К числу таких правил относились договоры о продолжительности сражения, числе убитых, возмещении потерь и многие другие. И среди них самое, наверное, зрелищное и «гуманное» - поединки вождей или специально выбранных для этого богатырей. Согласно сведениям Табари, "у тюрков было обычаем не выступать, пока не выйдут трое из их всадников... Затем, уже после выезда третьего, выступали все". Такие традиционные поединки пережили века. И только, пожалуй, появление огнестрельного оружия сделало это правило, имевшее явный сакральный смысл и огромное значение поднятия боевого духа, историческим анахронизмом.

Готовясь к набегу, тюрки большое внимание уделяли разведке. Разведку вели лазутчики и мобильные отряды, совершавшие глубокие рейды по тылам противника. Вот как описывает их действия западно-европейский рыцарь Робер де Клари: «У каждого из них есть десяток или дюжина лошадей; и они так хорошо их приучили, что те следуют за ними поисюду, куда бы их ни повели, время от времени они пересаживаются то на одну, то на другую лошадь. И у каждого коня, когда они вот так кочуют, имеется мешочек, подвешенный к морде, в котором хранится корм; и так-то лошадь и кормится, следуя за своим хозяином, и они не перестают двигаться ни днем, ни ночью. И передвигаются они столь быстро, что за одну ночь и за один день покрывают путь в 6, или 7, или 8 дней перехода. И пока они так передвигаются, то никогда никого не преследуют и ничего не захнатынают, пока не повернут в обратный путь; когда же они возвращаются обратно, вот тогда-то и захватывают добычу, угоняют людей в плен и вообще берут все, что могут добыть». Подобные приемы разведки в будущем скопируют у тюрков многие кочевые образования. Особенно популярной разведка станет в войсках Золотой Орды.

Боевые качества тюркских воинов в средневековом мире оценивались очень высоко. В начале IX века арабские халифы набирали их них свою личную гвардию, вскоре их примеру последовали и императоры могущественной Византии. Джахиз в своем сочинении "Достоинство войск Халифата и достоинства тюрков" даже пришел к выводу, что никто "не внушает (такой страх) арабским войскам, как тюрки", ведь у них нет « иных помыслов, кроме набега, грабежа, охоты, верховой езды, гажемия витязей, поисков добычи и завоевания стран... Они овладели этим делом в совершенстве и достигли в нем предела. Это стало их ремеслом».

м становился очень похож на плоскодончатый перевернутый горшок.

Annotation

«Древние тюрки» - знаменитая работа гениального русского историка, географа и мыслителя Льва Николаевича Гумилева (1912–1992), посвященная сравнительно малоизученному периоду мировой истории VI–VIII вв. н. э., совпавшему с образованием и расцветом Великого тюркского каганата. Осуществленный автором анализ этнических, политических и религиозных аспектов бытия этой державы представлен в присущей автору увлекательной и образной манере повествования.

Лев Гумилев
ДРЕВНИЕ ТЮРКИ

От автора

Посвящаю эту книгу нашим братьям - тюркским народам Советского Союза.


Эта книга была начата 5 декабря 1935 г. С тех пор она неоднократно переделывалась и пополнялась. Однако, она не исчерпала всего обилия материала и не осветила всех проблем, связанных с историей древних тюрок. Поэтому продолжение исследований не только желательно, но и необходимо.

Я на всю жизнь сохраню память о тех, кто помог мне выполнить эту работу и кого уже давно нет среди нас, о моем замечательном предшественнике, моем друге Г. Е. Грумм-Гржимайло, прославившем историю народов Центральной Азии и умершем в ожидании признания, о моих наставниках Н. В. Кюиере, А. Ю. Якубовском и академике В. В. Струве, помогавшим мне в тяжелые лагерные годы.

Пользуясь случаем, хочу выразить свою признательность моему учителю М. И. Артамонову, профессорам С. Л. Тихвинскому и С. В. Калеснику, рекомендовавшим книгу для печати, моим друзьям Л. А. Вознесенскому, Д. Е. Алшибая, отмерившим вместе со мной заключение в лагерях Норильска и Караганды.

Я благодарю также всех моих рецензентов за советы и критику: И. П. Петрушевского, В. В. Мавродина, М. А. Гуковского, А. П. Окладникова, М. В. Воробьева, А. Ф. Анисимова, Б. И. Кузнецова, С. И. Руденко, Т. А. Крюкову. И, наконец, благодарю нашу общую alma mater Ленинградский университет, где я обучился высокому ремеслу историка.

ВВЕДЕНИЕ

Тема и ее значение. История человечества изучена крайне неравномерно. В то время как последовательность событий и смен общественных формаций в Европе и на Ближнем Востоке была изложена в общедоступных сводных работах уже в конце XIX в., а Индия и Китай описаны в начале XX в., огромная территория евразийской степи еще ждет своего исследователя. Особенно это касается периода до появления на исторической арене Чингисхана, когда в центральноазиатской степи сложились и погибли два замечательных народа - хунны и древние тюрки, а также много других, не успевших прославить свои имена.

Было бы ошибкой считать, что все они только повторяют друг друга, хотя их способ производства - кочевое скотоводство - действительно является наиболее устойчивой формой хозяйства, почти не поддающейся усовершенствованию. Но формы быта, учреждения, политика и место в мировой истории у хуннов и древних тюрок совершенно различны, как были различны их судьбы.

Новую эпоху в истории Европы открыл 375 г. Тогда многочисленные орды гуннов вторглись в ее пределы, начав опустошительную войну. Массовое передвижение гуннов на Запад дало толчок Великому переселению народов, которое способствовало гибели рабовладельческой Римской империи. В Европе зарождаются новые, раннефеодальные общественные порядки, начинается период средневековья. Важным результатом Великого переселения народов явилось формирование новой политической и этнической карты европейского континента.

Вместе с гуннами в восточноевропейские степи пришли болгары, хазары, савиры и другие тюркоязычные племена. Тем самым эпоха Великого переселения народов сыграла огромную роль в дальнейших исторических судьбах местных народов огромного региона, простиравшегося на севере до берегов Средней Волги. Именно к этим народам, имевшим свою государственность, яркую и самобытную культуру, восходят древнейшие корни татарского народа.

Конечно, и гуннов, и пришедших вслед за ними тюрков (тюркютов) нельзя считать прямыми предками татар. Из многочисленных племен гуннского союза толь­ко болгары, савиры и барсилы, оказавшиеся в VI-VII вв. в составе Тюркского каганата, Великой Болгарии и Хазарии, ушли затем в лесостепные районы Среднего Поволжья. Смешавшись здесь с местным финно-угорским населением, они заложили основу формирования болгарской народности в составе нового государства Волжской Булгарии.

§3. Хунну- гунны и Великое переселение народов

Хунну-гунны глазами европейцев. «Неизвестный дотоле род людской, гунны, были в Европе новым племенем, о котором не знали даже наши предки, писал историк того времени Аммиан Марцеллин. У них никто не занимается хлебопашеством и никогда не касается сохи. Все они, не имея определенного места жительства, кочуют по разным местам, как будто вечные беглецы, с кибитками, в которых они проводят жизнь, гоня перед собой упряжных животных и стада; наибольшую заботу они прилагают к уходу за лошадьми… Гунны прирожденные всадники, «они приросли к коням», даже спят, пригнувшись к узкой шее своей скотины».

Кто были эти гунны, о которых с ужасом и пренебрежением повествовали средневековые авторы? Откуда они родом?

Происхождение и хозяйство гуннов. Начало их мо­гущества. Два-три тысячелетия тому назад в степях современной Монголии и Северного Китая, на Алтае и в Прибайкалье жили тюркоязычные племена. В китайских источниках они были известны под названием хун-ну или сюнну. Их авторы сообщали, что это был очень сильный и многочисленный народ, не желавший никому не подчиняться.

Среда обитания хуннов не давала им возможности активно развивать земледелие, поэтому они занимались прежде всего скотоводством и вели кочевой образ жиз­ни. Основным их богатством были лошади и овцы.

В III-II вв. до н.э. у хуннов происходил процесс раз­ложения родоплеменных порядков. Родоплеменная знать начала борьбу за первенство в объединении кочевников. Китайский историк II в. н.э. Сыма Цянь оставил нам красочное описание событий, положивших начало могуществу хуннов.

Шанъюй (правитель) хуннов Тоуманъ имел двух сыновей. Наследником он хотел сделать младшего сына, а старшего Маодуня отправил заложником в вражеское племя. Затем Тоумань напал на них. Маодунь не погиб, он украл коня и ускакал к своим. Тоумань дал ему отряд воинов. Обучая их, Маодунь приказал воинам стрелять туда, куда летит его «свистунка» (знаменитая свистящая стрела хуннов). Вскоре он пустил стрелу в своего прекрасного коня. Тем, кто не последо­вал его примеру, он отрубил головы. Некоторое время спустя Маодунь пустил стрелу в свою любимую жену. Он отрубил головы тем, кто не посмел стрелять. Однажды на охоте Маодунь выстрелил в коня своего отца, и никто из его воинов не замедлил сделать то же самое. Маодунь понял, что время настало. Когда он пустил стрелу в своего отца, Тоуманя, mom через мгновение был утыкан стрелами. Казнив младшего брата и приближенных отца, Маодунь стал шаньюем. Это было в 209 г.

Правитель соседнего племени, решив, что смута ослабила хуннов, потребовал от Маодуня уступить пограничную территорию. Некоторые старейшины, страшась войны, советовали Маодуню отдать землю. Крайне разгневанный, Маодунь ответил: «Земля основа государства, разве можно отдавать ее! » Всем, советовавшим уступить землю, он отрубил головы. Затем Маодунь разгромил враждебное племя, убил их прави­теля и присоединил их земли к своим землям.

По словам того же историка Сыма Цяня, «при Маодуне сюнну (хунны) небывало усилились, покорили всех северных варваров и образовали государство, равное по силе Срединному государству», т.е. Китаю.

Хунвская держава. Хуннское государство было централизованной империей, которая вобрала в себя кочевые и полукочевые народы. Во главе государства стоял правитель шаньюй. Его власть была строго наследственной и обожествлялась. Шаньюя называли «Сыном Неба». Он распоряжался всей территорией государства, лично руководил войсками, имел право на жизнь и смерть каждого подданного, был верховным судьей.

Шаньюя окружала многочисленная группа помощников, советников и военачальников. Высшими лицами государства после шаньюя были «мудрые князья» его сыновья и ближайшие родственники. Ступенькой ниже стояли другие родственники. Из их числа назначались темники (от древнетюркского слова «тюмень» десять тысяч), т.е. начальники над десятью тысячами всадников. В пределах своих владений темник назначал в свою очередь тысячников, сотников и десятников.

Основной повинностью всего мужского населения была военная служба. Каждый хунн считался воином, и малейшее уклонение от исполнения воинских обязанностей каралось смертью.

Маодунь с успехом предпринимал завоевательные походы, расширяя границы своего государства. В первую очередь он присоединил северные территории предгорья Алтая и Прибайкалье, богатые разнообразными полезными ископаемыми. Сразу же после захвата новых земель хуннские мастера приступали к разработке месторождений железа. Появились поселения металлургов, литейщиков и кузнецов, которые снабжали армию оружием и походным снаряжением. Именно тогда возникло большинство хуннских городов и крепостей, ремесленных и земледельческих поселений. Таким образом, сообщения средневековых авторов о том, что варвары-хунны «в поисках воды и травы переходят с места на место, и у них нет городов, обнесенных внутренними и наружными стенами, нет постоянного местожительства,

и они не занимаются обработкой полей», оказались да­лекими от действительности. Значительная часть хун-нов вела и оседлый образ жизни.

Недалеко от прибайкальского города Улан-Удэ, на левом береги р. Селенга, археологи раскопали развалины большого хуннского города, названного Иволгинским. Город был укреплен пятью рядами земляных валов и рвов. При раскопках были обнаружены десятки жилищ с уникальной отопительной системой из дымоходных каналов, зернохранилища, погреба для продовольственных запасов, печи для выплавки железа и меди, остатки мастерских, инструменты ремесленников, разнообразные изделия из железа, чугуна, бронзы и кости, обработанные с удивительным мастерством. Важное место среди находок занимает оружие сложные луки с костяными накладками и свистящие стрелы. Много украшений из серебра, золота и драгоценных камней. Глиняная посуда, украшенная волнистыми узорами, изготовлена вручную и на гончарном круге.

Городов, подобных Иволгинскому, у хуннов было не­мало. Два из них Лунчэнь и Дайлин являлись столицами. По сообщению Сыма Цяня, «летом хунны съезжаются на большое собрание в Лунчэне, где приносят жертвы предкам, небу, земле, духам людей и небесным духам. Осенью, когда лошади откормлены, съезжаются на большое собрание в Дайлине, где подсчитывают и проверяют количество лошадей и домашнего скота». В этих городах были храмы, дворцы-резиденции, другие общественные сооружения. Население окрестных поселков занималось земледелием.

Противоборство с Китайской империей и его последствия. Китайская империя не могла примириться с появлением на севере такой могущественной и воинственной державы. Хунну захватили территорию, по которой пролегал Великий шелковый путь, и тем самым препятствовали торговле Китая с Западом.

Китай долгое время не признавал государство Хунну, требовал от него покорности, посылал большие военные отряды, чтобы уничтожить его. Хунну были заинтересованы в торговле с Китаем: обмен скотоводческих продуктов на зерно, ткани и ремесленные изделия сулил выгоду.

Но непримиримая политика империи по отношению к соседям заставила хуннов подняться на борьбу. В I в. до н.э. хуннские войска окружили и уничтожили китайскую армию численностью свыше 320 тысяч человек. Хунны продемонстрировали свою силу, и Китай с того времени в течение многих лет платил им дань.

Китайцы предпринимают попытки изгнать хуннов со своей территории. Между хуннами и Китаем идет беспрерывная война. Стремясь защищаться от набегов хуннов и других кочевых племен, китайцы на севере страны начинают строить мощную крепостную стену протяженностью в сотни километров. Она вошла в. историю под названием Великая Китайская стена и в значительной части сохранилась до нынешнего времени.

Постоянные войны с китайцами и другими соседями истощили силы хуннов. Ослабло единство и внутри их государства. Хунны разделились на две части. В результате они были наголову разбиты китайскими войсками в I в. н.э.

Продвижение гуннов на Запад. Аттнла. После поражения часть хуннов начинает двигаться на Запад. К ним присоединяются насильно или добровольно другие кочевые и полукочевые племена Южной Сибири. Пройдя через степи современного Казахстана, они появляются на берегах Аральского и Каспийского морей.

В 375 г. гунны (так их называли на Западе) переправляются через Волгу. Они устремляются дальше и проникают на территорию Восточной Европы. Массовое продвижение гуннов на Запад дало толчок Великому переселению народов, которое продолжалось в течение нескольких веков.

В V в. гунны во главе со знаменитым полководцем Аттилой достигают границ современной Италии, Испании, Франции и участвуют в разгроме некогда могущественной Римской империи. Завоевав бескрайние территории, государство держит в ужасе всю Европу. После смерти Аттилы в 453 г. Гуннская держава распалась и перестала существовать.

В объединении гуннов были племена, говорившие в основном на тюркском языке. При переселении с Востока на Запад они согнали с обжитых мест многие народы, среди которых были болгары и сувары далекие предки татарского народа. Некоторые из этих племен волей-неволей присоединились к гуннам, другие, бросив родные места, ушли в более спокойные северные районы.

Среднее Поволжье в гуннское время. В период нашествия гуннов часть племен, продвигавшихся вместе с ними, оседает в Поволжье. Среди переселенцев, очевидно, были и сами гунны. Археологи находят здесь предметы, характерные только для них. Так, у деревни Татарское Сунчелеево Аксубаевского района Республики Татарстан были найдены большие бронзовые котлы с двумя ручками, очень красиво украшенные. Они, безусловно, принадлежали когда-то гуннам.

У деревни Тураево Менделеевского района есть древнее кладбище, которое относят к IV-V вв. Высокие холмы над могилами когда-то были видны издалека. Находки, сделанные при раскопках, железный шлем, украшенный золотом и серебром, кольчуга, меч с позолоченной ручкой и ножнами, наконечники стрел и копий, боевые топоры свидетельствуют о том, что здесь существовало богатое захоронение военачальников. Это были воины из тюркских племен, переселявшихся вместе с гуннами. Так гуннское нашествие оставило свой след в истории края, в истории татарского и других местных народов.

Вопросы и задания

1. Кем были хунну в этническом отношении? Где первоначально обитали эти племена? 2. Сопоставьте представления о хунну европейцев и их реальный образ жизни. К каким выво­дам вы пришли? 3. Когда было создано Хуннское государство?4. Из кого состоял правящий слой Хуннского государства? Как строилось управление в этой империи? 5. Опишите хозяйствен­ные занятия хуннов. 6. Почему войско хунну представляло со­бой мощную силу? 7. Расскажите о противостоянии Хуннского государства и Китайской империи. Определите основныерезультаты и последствия этого противостояния. 8. Как отразилось гуннское нашествие в истории края?

§4. Тюркский каганат (551-630 гг.)

Родина и происхождение тюрков. В VI в. на истори­ческом пространстве впервые появилась небольшая группа населения под названием « тюрк», «тюркюты» . Они обитали на Южном Алтае и считали себя потомками хуннов. В одной из легенд о происхождении тюрков рассказывается, что народ хуннов якобы был полностью истреблен соседями; уцелел лишь один десятилетний мальчик, которому враги отрубили руки и ноги, а самого бросили в болото. Спасла мальчика волчица. Выкормила его, унесла в горы и спрятала в пещере. Юношу все-таки убили, а волчица родила от него десять сыновей. Род этот размножился; один из внуков волчицы получил имя Ашина. Он и стал основателем тюркской династии.

В IV начале VI вв. тюрки вели оседлый образ жизни, занимаясь в предгорьях Алтая добычей и плавкой железа. Однако они находились в вассальной зависимости от монголоязычных жужаней. Вся экономика и вооружение армии жужаней зависели от тюрков рудокопов, железоплавилыциков и кузнецов.

Тюрки во время правления Бумына. При правителе Бумыне тюрки усилились, перестали считаться с жужа-нями и продвинули свои владения далеко на восток. Они стремились поддерживать мирные отношения и торговые контакты с Китаем. В 545 г. в ставку Бумына прибыло посольство китайского императора. «Тюрки поздравляли друг друга и говорили: теперь наше государство будет процветать! Ведь к нам приехал посол великой державы», так описано это событие в одной китайской хронике. Бумын в ответ отправил в Китай своих послов с богатыми дарами. Тем самым государство тюрков получило международное признание.

Скоро представился случай для полного освобождения от ненавистной жужаньской зависимости. Тюркские племена телэ, изнемогавшие от жужаньского ига, восстали и двинулись в поход против своих поработителей. По пути они встретились с тюркютами, с кото­рыми не собирались воевать. Телесцы изъявили полную покорность Бумъгау. После этого, сообщают летописи, «полагаясь на свою силу и многочисленность», Бумын обратился к жужаньскому государю с просьбой дать ему в жены царевну. Разгневанный хан ответил: «Ты мой плавильщик! Как же осмелился сделать мне такое предложение?» Тогда решительный Бумын попросил руки китайской царевны и женился на ней. Авторитет его среди кочевников возрос. Воспользовавшись сложившимся положением, в 551 г. Бумын разгромил все основные силы жужаней и присвоил себе титул илькаган. Так возник первый Тюркский каганат.

Походы тюрков. Войны Истеми-кагана. В 552 г. Бумын-каган умер. При его потомках были значительно расширены владения тюрков. Они вели беспрерывные войны с соседними племенами, захватывая их богатства, новые земли, и превращая пленных в своих воинов, рабов. Даже китайский император после очередного поражения вынужден был платить кагану ежегодную дань в размере 100 тысяч кусков шелковой ткани. Господство тюрков утвердилось в обширных регионах.

Спустя некоторое время после образования каганата тюркские войска начинают передвигаться на запад по пути, проложенному еще гуннами. Западный поход воз­главили Истёми- каган, младший брат Бумына, и его сын Кара-Чурин. Подчинив себе, ряд племен Южной Сибири, Приаралья и Южного Урала, они в 558 г. вышли к берегам Волги.

В Средней Азии тюрки разгромили мощное государство эфталитов, а также согдийцев, заключили союз с Сасанидским Ираном. Иран и Тюркский каганат поделили между собой Среднюю Азию все земли к восто­ку и северу от Амударьи вошли в состав каганата. На вновь завоеванных землях тюркам удалось установить контроль над Великим шелковым путем, что способствовало усилению экономической мощи государства.

Распад каганата. Теперь Тюркский каганат простирался от Желтого моря на востоке до причерноморских степей на западе. Столь обширные земли не могли продолжительное время сосуществовать в рамках единой империи, созданной силой оружия. Между отдельными областями не было тесных экономических связей. Государство ослабляли частые междоусобные войны, стремление отдельных представителей тюркской аристократии самостоятельно управлять захваченными территориями, борьба за власть в правящем слое. В результате каганат в 581-603 гг. распался на две части: Западный (от Алтая до Черного моря с центром в Семиречье) и Восточный (от Алтая до Великой Китайской стены с центром на р. Орхон). В 630 г. оба эти государства пере­стали существовать.

Однако через полвека в Монголии образовался Восточно- Тюркский каганат. Он просуществовал до 740-х гг. и подарил миру великолепные образцы рунической письменности в виде надписей на надгробных камнях Куль-Тегина, Тоньюкука и Бильге-кагана. Эти надписи повествуют о жизни и подвигах правителей и полководцев Тюркского каганата на фоне его общей истории.

Тюрки в истории Евразии. Тюркский каганат сыграл важную роль в истории народов Средней Азии и Восточной Европы. Тюрки не разрушали оседло-земледельческие области, ограничиваясь сбором дани с населения. Их политика была направлена на развитие торговли. Тюрки способствовали также объединению разнородных тюркоязычных племен и народностей в рамках единого государства. В недрах этого объединения закладывались основы современных тюркских народов. Тюрки впервые создали культуру, основанную на письменности. Сначала это была согдийская письменность. Позднее она легла в основу рунической письменности, которой пользовалось все население каганата. Вместе с ней зародился общетюркский литературный язык именно на нем написаны знаменитые тексты на надгробных камнях, поставленных в честь Кюль-Тегина, Тоньюкука и Бильге-кагана. В тюркское время получили свое дальнейшее развитие градостроительство, архитектура и искусство. В исторических источниках имеются сведения о постройке дорог и почтовых станций.

Именьковская культура. В период существования Тюркского каганата, т.е. в VI-VII вв., обычным явлением была миграция народов. Волна переселения докатилась до берегов Волги и Камы. В то время, когда Тюркский каганат вел войны за степи Приазовья, Прикаспия и Причерноморья, в наших краях, в районе слияния Волги и Камы, появились новые племена. В науке их называют именьковскими (о существовании этих племен впервые поведали результаты раскопок у села Именьково Лаишевского района).

Традиции и культура именьковцев резко отличаются от обычаев местных племен. Умерших, например, они сначала сжигали, их останки помещали в глиняные горшки и хоронили в маленьких ямах.

У именьковцев было развито земледелие. Они первыми среди местных племен края начали обрабатывать землю при помощи плуга, который тащила лошадь. К числу их основных занятий относилось также скотоводство.

Именьковские племена установили и поддерживали торговые отношения с очень отдаленными районами, вплоть до Средней Азии и Казахстана. Они одними из первых среди местных народов начинают пользоваться при торговле металлическими деньгами. Первые деньги были сделаны из литой бронзы, имели продолговатую форму.

Этническая принадлежность именьковцев до сих пор является предметом научных споров. Одни ученые считают их тюрками, другие древними славянами. Пока точного ответа нет. Очевидно лишь то, что именьковцы, как и некоторые другие племена, в свое время вынуждены были уйти с обжитых мест в результате захватнических войн Тюркского каганата.

Вопросы и задания

1. Опишите образ жизни, занятия тюрков в IV - начале VI вв. 2. Когда и при каких обстоятельствах возникпервый Тюркский каганат? 3. Какие земли входили в состав Тюркского каганата? 4. Когда и на какие части распался Тюркский каганат? Объясните причины этого явления. 5. Определите роль тюрков в истории народов Средней Азии и Восточной Европы. 6. Опишите занятия, культуру именьковцев. Чем они отличались от местных племен? 7. Как в целом изменился этнический состав населения края в результате нашествия гуннов и захватнических войн Тюркского каганата? 8. Каким образом история народов нашего края связана с историей Тюркского каганата?

§5. Великая Болгария и Хазарский каганат

(VII- X вв.)

Наследники гуннов в степях Восточной Европы. Тюрки Истеми-кагана и Кара-Чурина, завоевав в середине VI в. прикаспийские и причерноморские степи, столкнулись здесь с многочисленными народами. Среди этих народов были болгары, савиры, авары, утригуры, кутри-гуры и другие тюркоязычные племена, пришедшие сюда в составе гуннской орды еще в 370-х гг.

Часть из них участвовала в походах Аттилы на Европу. После его смерти болгары служили в качестве наемников у византийского императора Зенона, разоряли Балканский полуостров. Болгары в Восточной Европе неоднократно упоминаются в исторических сочинениях авторов VI в. Так, в одном из них сообщается, что «за Каспийскими воротами», т.е. на территории современного Дагестана, «живут бургары (болгары) со своим языком, народ языческий и варварский, у них есть города». Очевидно, эти болгары были одним из сильных племен в гуннском союзе. Особенно активно они начали действовать после гибели державы Аттилы.

В результате распада Тюркского каганата в 630 г. на его развалинах возникали новые государственные образования. В Прикаспийской низменности и прилегающих территориях Предкавказья сформировалось объединение хазар, считавших себя прямыми наследниками тюркского кагана. Его правитель действительно был из могущественного правящего тюркского рода Ашина. В причерноморских и приазовских степях, на Таманском полуострове и Прикубанье образовалось объединение болгар Кубрата.

Кубрат-хан и его держава. Сведений о Кубрате, создателе этого государственного объединения, очень мало. Известны его связи с императорским домом в Константинополе (Византия). Утверждается, что Кубрат воспитывался при дворе императора, был крещен и слыл удачливым полководцем, умным политиком. Источники говорят о нем как о племяннике «гуннского» правителя Органы из тюркского рода Дуло.

Столица государства Фанагория находилась на Таманском полуострове. Этот античный город, разрушенный в свое время гуннами, был отстроен болгарами и превратился в центр ремесла и торговли. Рядом возникли другие оседлые поселения, жители которых занимались земледелием и ремеслами, в том числе гончарным делом. Основная часть населения вела преимущественно полукочевой образ жизни.

Болгары после смерти Кубрата. Великая Болгария просуществовала недолго. После смерти Кубрата в 50-х начале 60-х гг. VII в. государство распалось. Его территорию разделили между собой сыновья наследники хана. Как сообщают источники, Кубрат «оставил пять сыновей, завещав, им ни в коем случае не отделяться друг от друга и жить вместе так, чтобы всегда властвовали надо всем и не попадали в рабство другому народу». Устное предание-болгар рассказывает, что Кубрат, умирая, позвал сыновей к себе, велел им принести связку прутьев и приказал каждому переломить ее. Никому это не удалось, прутья остались целыми. «Так и вы, сказал Кубрат, вместе будете непобедимы, но каждого по отдельности легко могут разбить и уничтожить». Однако сыновья не последовали совету отца и начали борьбу за престол.

Воспользовавшись удачным моментом, на болгар напали хазары и разбили их. Один из сыновей Кубрата по имени Аспарух вынужден был увести свою орду на новые земли, на берега Дуная. Здесь болгары, покорив славян, в 681 г. создали новое государство Дунайскую Болгарию.

Большая же часть болгар вместе с другим сыном Кубрата, Батбаем, осталась на своих коренных землях в Предкавказье и причерноморских степях. Вскоре они заняли Крымский полуостров и частично продвинулись в северном направлении в степи и лесостепи Приднепровья. Именно в этом районе, у села Малое Пере-щепино Полтавской области Украины, обнаружен знаменитый клад золотой и серебряной посуды, драгоценного оружия и украшений, в том числе два перстня самого Кубрата. Вполне возможно, что этот клад («сокровище Кубрат-хана») был зарыт чуть позднее, где-то в конце VII в., во время военного столкновения Батбая с хазарами.

Хазары и образование Хазарского каганата. Как уже отмечалось, большую роль в распаде Великой Болгарии сыграли хазары. Чуть позже ее бывшие земли оказываются под властью Хазарского каганата.

О хазарах древние авторы начинают упоминать с VI в. В одной из рукописей говорится, что «язык болгар подобен языку хазар», а сами хазары «великий народ, вышедший из Барсилии». Барсилия тогда располагалась в Прикаспии, на территории нынешнего Дагестана. На этих землях еще в IV-V вв. жили многочисленные тюркоязычные народы: барсилы, савиры, авары, болгары, хазары, оказавшиеся здесь в составе Гуннской державы. Они часто враждовали и воевали друг с другом, а иногда и объединялись для борьбы со своими соседями.

Эти племена были покорены тюркским каганом Ис-теми, однако ненадолго. Хазары настойчиво стремились выйти из-под подчинения Тюркскому каганату. И когда тот из-за долгих войн ослабел, они, подобно болгарам Кубрата, в VII в. создали свое государство Хазарский каганат. По сравнению с Великой, Болгарией он оказался более жизнеспособным.

Каганат занимал довольно обширную территорию. Она включала в себя степи и предгорья современного Дагестана и Прикубанья, приазовские земли, частично степи Северного Причерноморья и большую часть Крыма.

Первоначальной столицей каганата являлся Беленджер. Это был большой город, обнесенный каменными и кирпичными стенами с полукруглыми башнями высотой до 10 метров. Границы каганата расширялись, а сам он подвергался постоянным нападениям южных соседей. В связи с этим позже столицей стал город Семендер. Однако хазарскому кагану не удалось обосноваться здесь надолго.

Арабо-хазарские войны и их последствия. Молодое государство хазар становится серьезным противником Византии и Арабского халифата. В первой половине VIII в. начинаются арабо-хазарские войны. Арабы, пытавшиеся завоевать мир под флагом ислама, заняли Албанию (Азербайджан) и Армению земли южных соседей хазар. На очереди была Хазария.

Один из крупнейших походов состоялся в 737 г. Арабские войска численностью в 120 тысяч человек во главе с полководцем Марваном вторглись на территорию хазар и окружили город Семендер. Завоеватели вытеснили все население из предгорий Кавказа и Прикаспийской равнины. Многие города и сельские поселения хазар были разорены.

Каган и его войска скрывались на севере в Подрнье и на Нижней Волге. Вслед за ним, на север, вынуждены были переселиться и племена, уставшие от беспрерывных войн. Там они захватили земли болгар, которые оставались здесь со своим предводителем Батбаем. Часть болгар, а вместе с ними племена савиров (суваров) и барсилов (берсула), покидают эти земли и поднимаются вверх по Волге. В середине УШ в. они достигают территории современного Татарстана. Однако другая, довольно значительная, часть болгар осталась в составе Хазарского каганата. Стремясь спасти свое обессилевшее в постоянных войнах государство от полного краха, хазарский каган заключает с Арабским халифатом перемирие. Согласно условиям договора, он принимает ислам. Новая религия распространяется и среди болгар.

Экономика я культура Хазарского каганата. В стране наступает долгожданное спокойствие. Новой, уже третьей, столицей становится Итиль, расположенный недалеко от места впадения Волги в Каспийское море. Итиль тогда был одним из самых красивых и больших городов. Один из притоков Волги разделял его на две части. В одной части города жил каган в своем роскошном дворце, здесь же находились преданные ему войска. Рядом с ханским дворцом ютились глиняные мазанки и юрты. Эта часть города была обнесена высоким забором.

За рекой располагались торговцы и ремесленники. По сообщению одной из древних рукописей, в этой части города находилось около 10 тысяч мусульман, для которых были построены Соборная мечеть и около 30 обычных мечетей. Здесь же жили христиане, иудеи и язычники. Таким образом, в Хазарском каганате разрешалось исповедовать любую религию.

Со временем Хазарский каганат стал сильным, развитым в экономическом и культурном отношении государством. На высоком уровне здесь находилось градостроительство, развивались животноводство, земледелие, ремесла. Однако решающее значение для хозяйственной жизни страны имела торговля. Хазары одними из первых в Восточной Европе стали выпускать свои металлические деньги.

Одним из наиболее существенных показателей развитости культуры является письменность. У хазар широкое распространение получило руническое письмо, которое принесли в Восточную Европу народы Тюркского каганата. Археологам часто попадаются глиняные горшки, медные и серебряные сосуды, изделия из кости со знаками или даже небольшими текстами на руническом алфавите. К сожалению, они все еще не расшифрованы.

Культура и быт Хазарского каганата нашли яркое отражение в археологических памятниках салтово- маяцкой культуры. Территория ее распространения полностью совпадает с территорией Хазарин. Памятники этой культуры разнообразны: остатки кочевий (сезонных стойбищ) по низким берегам рек, развалины городов и крепостей на высоких мысах, могильники. Они говорят о том, что происходил процесс оседания кочевников и образования земледельческих и ремесленных поселений.

В начале IX в. хазарами при участии византийских мастеров на левом берегу Дона был построен город-крепость Саркел . Город был обнесен кирпичными стенами с угловыми башнями и густо застроен жилищами-полуземлянками. Саркел поддерживал оживленные торговые связи с Византией, Крымом, Закавказьем и Средней Азией.

Многочисленны поселения сельского типа. Судя по обнаруженным лемехам от плугов, серпам и косам, основная часть населения Хазарин вела оседлый образ жизни.

Еще одну страницу истории приоткрыли могильники салтово-маяцкой культуры с разными видами погребений. Их характерные особенности говорят о том, что на территории Подонья и Приазовья жили аланы (народы северокавказского происхождения, ушедшие из своей родины под натиском арабов) и болгары.

Вопросы и задания

1. Расскажите, какие народы занимали территорию прикаспийских и причерноморских степей. Когда они пришли сюда? 2. Что вы знаете о действиях болгар после смерти Аттилы? Как происходил процесс их возвышения? 3. Назовите государственные образования, возникшие после распада Тюркского каганата. 4. Охарактеризуйте хозяйственные занятия населе­ния Великой Болгарии. 5. Расскажите о судьбе болгар после распада государства. 6. Кто такие хазары? Что есть общего у них и у болгар? 7. Сравните процесс образования Хазарского каганата и Великой Болгарии. 8. Изложите причины и по­следствия арабо-хазарских войн. 9. Охарактеризуйте эконо­мику и культуру Хазарского каганата. 10. Чем отличалась ре­лигиозная политика хазарских правителей? 11. Проследите исторические связи между Гуннской державой, Тюркским кага­натом, Великой Болгарией и Хазарским каганатом. 12. Оцените вклад тюрков в достижения мировой цивилизации.