Когда человек не знает к какой пристани. Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Тренинг по развитию целеполагания у подростков

Как часто мы забывали что-то или нам не хватало сил, чтобы закончить начатое. Привычка откладывать на потом кажется безобидной, но со временем груз незавершенных дел становится все больше.
Знали ли вы, что Далай Лама был одним из самых больших прокрастинаторов в мире?
Будучи студентом, он откладывал все до последней минуты и готов был учиться и работать, только столкнувшись с трудностями или когда поджимали сроки. С тех пор он усвоил свой урок и учит остальных не откладывать на потом: «Всегда готовьтесь заранее, чтобы, если вы умрете сегодня, у вас не было сожалений». Мы можем достичь намного большего, когда перестаем откладывать все в долгий ящик. Проблема состоит лишь в том, что лень бывает очень сложно победить.

Как побороть лень

Существует правило, которое поможет вам стать намного продуктивнее.
Наш мозг плохо принимает решения, потому что решения предполагают какие-то изменения. В то же время наши инстинкты уберегают нас от перемен. Правило 2 минут помогает вам избежать процесса принятия решения и стимулирует вас начать то, что вы привыкли откладывать.
Вот как оно звучит:

Правило 1. «Если выполнение дела требует меньше 2-х минут, сделайте это СЕЙЧАС».

Это самый важный принцип, который нужно запомнить. Вы удивитесь, как многое можно сделать за 2 минуты.
Вот несколько из них:
Сразу помойте свою тарелку после еды.
Напишите важное письмо
Напишите план на день, пока пьете утренний кофе.
Уберите стол, за которым вы работаете.
Позвоните человеку, прямо сейчас.
Назначьте встречу
Выбросите мусор
Заправьте постель сразу после того, как вы встали.
Если продолжать перечислять то, что можно сделать за 2 минуты, этот список будет бесконечным.
Правило звучит очень просто. Когда вы ловите себя на мысли «Я отправлю это письмо позже», подавите в себе желание отложить на потом. Вместо этого думайте так: «У меня это займет всего 2 минуты, я просто сделаю это сейчас».

Правило 2. Если дело требует больше 2 минут, разбейте его на несколько этапов.

Вы думаете, что ваша жизнь никак не изменится, если вы начнете заправлять постель сразу после пробуждения? Она изменится, когда вы выработаете у себя привычку, а привычка побеждает лень.
Всегда помните первое правило и идите дальше. Если задача требует больше 2 минут, вам нужно разбить ее на этапы.
Например, вам нужно написать важный отчет. Вы не сможете это сделать за 2 минуты. Но вы способны разбить эту задачу на более короткие цели, такие как:


Собрать нужный материал
Провести исследование
Написать вступление
Написать другие части, шаг за шагом
Отредактировать
Спросить мнение друга
Подкорректировать
Отправить отчет
Если сбор информации занимает больше 2 минут, разбейте эту задачу на более мелкие. Что вы можете сделать за 2 минуты прямо сейчас?
Вы можете выбрать два документа. Сделайте это прямо сейчас. Как только вы прошли этот этап, вы уже будете на пути к достижению своей цели. Как говорится, главное начать.

Как преодолеть лень

Как правило 2-х минут работает в жизни?

Когда вы читаете про это правило, все кажется довольно просто, а на практике оно действительно работает: оно слишком простое, чтобы его можно было игнорировать.
Хотите стать здоровее? Съешьте банан, прямо сейчас!
Хотите серьезно заняться тренировками? Сделайте йоговский 2-минутный комплекс «приветствия Солнцу», чтобы разогреть свое тело.
Хотите прочесть больше книг? Начните читать прямо в этот самый момент. Двух минут достаточно для первой страницы.
Суть этого принципа заключается в том, чтобы заставить себя начать что-то делать. Когда вы сделаете первый шаг, вам будет намного легче достигать своих целей.

Продолжаем разговор о том, как уберечь себя от разных стрессовых состояний и защититься от страха публичных выступлений. Вы уже знаете о первом правиле и понимаете, что страдание в той форме, о которой мы говорили в предыдущей статье, очень вредно для организма человека. Но страдание, это не бумажка в кармане, которую взял и просто выкинул. Верный способ избавления от страдания – вытеснить его из своей головы такими мыслями, которые способны лично вам улучшить настроение.

Возможно, кто-то из вас сейчас подумал: «Легко сказать, да нелегко сделать». А вы попробуйте!

НЕМНОГО ПРАКТИКИ

Предположим ситуацию, когда человек боится выступать публично и использует любой повод для того, чтобы этого избежать. Поверьте, такое довольно часто встречается в нашей жизни.

Но вот сейчас такой момент, когда человек понимает, что выступать будет он и только он. Согласитесь, эта ситуация «ранит» мозг и провоцирует эмоциональный дискомфорт.

Как быть, если с вами произошло что-либо подобное?

Не теряя ни минуты надо постараться сделать следующее:

  • Вдохнуть (через нос, рот закрыт) и задержать дыхание на 4-5 сек.
  • На задержке дыхания максимально напрячь все мышцы рук, ног, туловища, шеи, лица.
  • На выдохе (через нос, рот закрыт) сбросить все напряжение.

Такую процедуру с напряжением мышц на высоте вдоха с последующим расслаблением на спокойном выдохе необходимо сделать 5-6 раз подряд. Во время выполнения по расслабленным мышцам начнет уходить напряжение, которое представляет опасность для психического здоровья человека.

ВАЖНО!

Самое главное – после этого упражнения необходимо подумать о том, что лично вам принесет успокоение и создаст хорошее настроение. Важно, чтобы ваше сознание наполнилось положительными мыслями, тогда места для негатива не останется вообще, вы его просто вытесните. Новое сознание будет автоматически притягивать к вам позитивные ситуации и людей. Помните, подобное тянется к подобному.

Всеми силами старайтесь удержать эти спасительные образы и не думать о негативных моментах. Защищайте свою крепость позитивных мыслей и не допускайте мыслей–врагов. Сознательно рассеивайте то, что ведет к вашему эмоциональному дискомфорту и заменяйте это новым позитивным потоком.

Со временем вы поймете, что мир удивителен и прекрасен, а публичные выступления дают массу положительных эмоций и преимуществ. Только раньше вы этого не замечали. Почему? Да потому, что старые негативные мысли и страхи не давали вам это увидеть.

Наши мысли, как радио, на какую волну настроишь, так и будешь жить. Открывайтесь навстречу возможностям, настраивайтесь на юмор и позитив. Тогда хорошее настроение вам гарантировано.

Уберечь себя от стресса и защититься от страха публичных выступлений поможет второе правило.

ПРАВИЛО 2. БУДЬ ВСЕГДА В ХОРОШЕМ НАСТРОЕНИИ!

Что такое настроение?

Настроение - это общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение определенного времени психические процессы и поведение человека.

Наша жизнь – это не только праздники, но и «суровые» будни. Поэтому, давайте договоримся, что понятие «хорошее настроение» мы будем воспринимать: как «приподнятое», так и спокойное благополучное уравновешенное состояние.

Что помогает нам определить настроение окружающих? Конечно же, внешний вид человека. Поза, движения, жесты, взгляд, интонации безошибочно указывают на наличие у каждого из нас того или иного состояния.

Когда настроение приподнятое, то человек бодр, энергичен, у него прямая осанка, движения решительные и точные, взгляд прямой и светящийся. Жизнерадостные люди излучают обаяние, с ними хочется встречаться и общаться. Они не стесняются демонстрировать свое хорошее настроение и чудесным образом притягивают к себе внимание окружающих.

К сожалению, встречаются люди, которые боясь показать свое позитивное состояние, держатся скованно, говорят очень вяло, хмурятся. В результате, их изначально хорошее настроение, улетучивается само собой, и психическое состояние начинает соответствовать внешнему виду.

Настроение – это результат всех тех переживаний, который человек испытывает в определенный момент. Мы подвергаемся разным эмоциям, и положительным, и отрицательным. Наше настроение можно определить как средний показатель, выведенный из суммы этих эмоций. Поэтому, очень важно научиться реагировать на различные испытания судьбы так, чтобы в конечном итоге по возможности всегда оставаться в спокойном и уравновешенном состоянии.

Почему так важно быть всегда в хорошем настроении?

У человека, находящегося в хорошем настроении, организм находится в состоянии наибольшего благоприятствования. Ритмично работает сердечно-сосудистая система, активно перекачивая кровь и разнося ее по всем тканям организма. Органы дыхания прекрасно справляются со своей функцией, обогащая кровь живительным кислородом и своевременно освобождаясь от углекислого газа. Печень успешно обеззараживает продукты обмена веществ. Все это позволяет человеку продуктивно трудиться, активно мыслить, быть ровным в отношениях с окружающими и не раздражаться по пустякам.

Жизнерадостные и оптимистично настроенные люди наполнены силой, надолго сохраняют молодость и бодрость духа. Когда человек в хорошем эмоциональном состоянии, у него все функции работают нормально.

Как правило, такие люди легче справляются с разными болезнями. Ведь преобладание положительных эмоций способствует ускоренной нормализации деятельности функций организма. Ярким подтверждением этому могут служить представления комедиантов, которые веселили публику и заряжали всех позитивом. В средние века даже бытовало мнение о том, что приезд комедиантов намного полезнее для жителей, чем куча лекарств. Взаимосвязь состояния организма человека и наличия положительных эмоций очевидна. Ведь недаром говорят: «У победителей и раны заживают скорее».

Жизнерадостные люди успешнее адаптируются к любым изменениям. Им не свойственна паника, скорее, они наоборот, запрограммированы на удовольствие. В том числе и на получение позитива от публичных выступлений. В отличие от людей, которые боятся выйти на публику и убегают от отрицательных эмоций, жизнерадостные ораторы смело «рвутся в бой» и получают от этого огромное удовольствие.

Два простых и выполнимых правила «Не страдай!» и «Будь всегда в хорошем настроении!» помогут каждому из вас избежать негативных моментов в стрессовых ситуациях.

Если страх публичных выступлений начинает «захватывать вас в свои объятия», вспомните о том, что ваши друзья – оптимизм и жизнерадостность, и сохраняйте эти состояния как можно дольше. А чтобы избежать негативного влияния картинок, рисуемых вашим воображением, переключитесь на какое-нибудь интересное и увлекательное занятие или воспоминание. Программируйте себя только на лучшее и это лучшее обязательно случится.

ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УПРАЖНЕНИЙ!

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» Сенека.

В предыдущем выпуске мы поговорили с вами о важности ставить на первое место Самые главные задачи. Спасибо за ваш отклик и те шаги, которые многие из вас уже совершили. Но, тем не менее, даже понимая это, многие люди продолжают отдаваться бурному течению жизни, уповая, что их когда-нибудь случайно вынесет на остров под названием богатство, здоровье, успех! Но годы идут, а остров так и не попадается на пути. Давайте еще раз поднимем тему важности постановки целей. Человек без цели - все равно, что корабль без штурвала, дрейфующий бесцельно и постоянно подвергающийся риску налететь на рифы. Человек, имеющий цель, подобен кораблю под управлением опытного капитана с помощью карты и компаса, знающего место назначения и ведущего корабль прямо в порт по своему выбору.

Последние исследования показали. Наш мозг содержит в себе механизм целеполагания, безошибочно направляющий и ориентирующий нас на достижение целей. Благодаря этому механизму, находящемуся в нашем мозгу, мы добиваемся любой поставленной перед собой цели, если только она ясна, а мы - достаточно настойчивы. Процесс достижения цели происходит почти автоматически. Но именно целеполагание и является главной проблемой для большинства людей.

Это означает, что все мы добиваемся поставленных целей - это факт. Вы – сейчас там, где вы есть, и то, чем вы являетесь, именно потому, что вы этого хотели. Ваши мысли, дела, поведение привели вас в нынешнее состояние. Если ваша цель - прожить день, вернуться домой и засесть перед телевизором, то вы ее достигнете. Если вы задаетесь целью хорошо себя чувствовать, быть здоровым и прожить долгую жизнь, то достигнете и этой цели.

Величайший враг вашего потенциала достижения успеха и свершений - ваша зона комфорта, ваше стремление застрять в колее и сопротивляться всем переменам, пусть даже и позитивным, которые пытаются вас оттуда вытолкнуть. Каждому свойственно бояться и избегать перемен. Мы хотим, чтобы все оставалось как есть, но одновременно и улучшалось. Однако любой рост, прогресс, развитие требуют перемен. Перемены неизбежны. Что бы вы ни делали, жизнь никогда не стоит на месте. Она всегда меняется в том или ином направлении. Ситуация становится то лучше, то хуже, но никогда не остается прежней. Потому что действует Закон причины и следствия. Цели - это причины; здоровье, счастье, свобода и процветание - это следствия. Вы сеете цели и пожинаете результаты. Главная причина жизненных успехов - способность намечать цели и добиваться их. Именно поэтому люди без цели обречены вечно работать на тех, у кого эти цели есть. Вывод напрашивается простой.

Вы работаете для достижения либо собственных, либо чужих целей.
Давайте попробуем определить несколько причин, почему люди не ставят цели. Ведь кто предупрежден, тот вооружен, гласит древняя мудрость.

Первая причина , по которой люди не ставят цели, состоит в том, что они просто несерьезны. Они предпочитают слово делу, хотят добиться больших успехов, улучшить свою жизнь, но не желают при этом приложить требуемых усилий. Им не хватает «огня», подстегивающего жгучее желание изменить себя, превратить собственную жизнь в нечто большее, лучшее, интересное.

Вторая причина , по которой люди не ставят цели, состоит в том, что они до сих пор не осмеливаются взять на себя ответственность за собственную жизнь. До того момента, пока человек не принял на себя полную ответственность за свою жизнь и все, что с ним происходит, нельзя сказать, что он сделал даже один шаг к постановке цели. Безответственный человек - это тот, кто все еще ждет, когда начнется настоящая жизнь. Такой человек использует всю свою творческую энергию на придумывание затейливых отговорок по поводу своей неспособности добиться прогресса, а затем покупает лотерейные билеты и отправляется домой смотреть телевизор и пить пиво.

Третья причина , по которой люди не ставят цели, состоит в глубоко укоренившемся чувстве вины и низкой самооценке. Человек, выросший в специфическом окружении, воспитавшем в нем ощущение того, что он ничего не заслуживает, вряд ли способен ставить серьезные цели.

Четвертая причина отсутствия целеполагания состоит в том, что они не сознают их важности. Если вы выросли в семье, где родители не ставят целей, а вопрос достижения целей не является темой семейных разговоров, то есть вероятность стать взрослым, так и не узнав о том, что цели существуют не только в спорте.

Пятая причина , по которой люди не ставят цели, заключается в том, что они просто не знают, как это делается. В нашем обществе, к сожалению, невозможно получить диплом по предмету постановки целей, и это при том, что изучение данной дисциплины куда важнее любого другого предмета, когда-либо изучаемого вами.

Шестая причина отказа от целеполагания - это всего лишь страх получить отказ, страх быть раскритикованным. С самого детства наши мечты и надежды страдают от ударов, наносимых критикой и смехом других людей. Наши недруги и друзья смеялись и потешались над нами, когда мы представляли себя кем-то. Их влияние может оставить отпечаток на вашем отношении к себе, постановке целей в течение всей жизни.

Седьмая причина , по которой люди не ставят цели, - это страх поражения. Боязнь неудачи - величайшее препятствие на пути к успеху во взрослой жизни. Именно она удерживает людей в их зонах комфорта. Именно она заставляет их пригибать головы и пребывать в безопасности, в то время как годы проходят мимо. Боязнь усваивается в раннем детстве в результате критики и наказания. Однажды пустив корни в подсознание, этот страх распространяется дальше, парализуя мечту и убивая амбиции, принося больше вреда, чем любая другая негативная эмоция, посещающая человеческую душу. Вот почему люди не ставят цели.

Еще раз прочувствуйте слова великого Сенеки.
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».
С уважением и поддержкой, Андрей Ушков & Ко
Будьте с нами! Живите позитивно!

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным Сенека

Вы уже знаете как важно ставить перед собой цели. Но, тем не менее, даже понимая это, многие люди продолжают отдаваться бурному течению жизни, уповая, что их когда-нибудь случайно вынесет на остров под названием богатство, здоровье, успех! Но годы идут, а остров так и не попадается на пути. Давайте еще раз поднимем тему важности постановки целей. Человек без цели - все равно, что корабль без штурвала, дрейфующий бесцельно и постоянно подвергающийся риску налететь на рифы. Человек, имеющий цель, подобен кораблю под управлением опытного капитана с помощью карты и компаса, знающего место назначения и ведущего корабль прямо в порт по своему выбору.

Последние исследования показали. Наш мозг содержит в себе механизм целеполагания, безошибочно направляющий и ориентирующий нас на достижение целей. Благодаря этому механизму, находящемуся в нашем мозгу, мы добиваемся любой поставленной перед собой цели, если только она ясна, а мы - достаточно настойчивы. Процесс достижения цели происходит почти автоматически. Но именно целеполагание и является главной проблемой для большинства людей.

Это означает, что все мы добиваемся поставленных целей - это факт. Вы - сейчас там, где вы есть, и то, чем вы являетесь, именно потому, что вы этого хотели. Ваши мысли, дела, поведение привели вас в нынешнее состояние. Если ваша цель - прожить день, вернуться домой и засесть перед телевизором, то вы ее достигнете. Если вы задаетесь целью хорошо себя чувствовать, быть здоровым и прожить долгую жизнь, то достигнете и этой цели.

Величайший враг вашего потенциала достижения успеха и свершений - ваша зона комфорта, ваше стремление застрять в колее и сопротивляться всем переменам, пусть даже и позитивным, которые пытаются вас оттуда вытолкнуть. Каждому свойственно бояться и избегать перемен. Мы хотим, чтобы все оставалось как есть, но одновременно и улучшалось. Однако любой рост, прогресс, развитие требуют перемен. Перемены неизбежны. Что бы вы ни делали, жизнь никогда не стоит на месте. Она всегда меняется в том или ином направлении. Ситуация становится то лучше, то хуже, но никогда не остается прежней. Потому что действует 3акон причины и следствия. Цели - это причины; здоровье, счастье, свобода и процветание - это следствия. Вы сеете цели и пожинаете результаты. Главная причина жизненных успехов - способность намечать цели и добиваться их. Именно поэтому люди без цели обречены вечно работать на тех, у кого эти цели есть. Вывод напрашивается простой.

Вы работаете для достижения либо собственных, либо чужих целей.

Давайте попробуем определить несколько причин, почему люди не ставят цели. Ведь кто предупрежден, тот вооружен, гласит древняя мудрость.

Первая причина, по которой люди не ставят цели, состоит в том, что они просто несерьезны. Они предпочитают слово делу, хотят добиться больших успехов, улучшить свою жизнь, но не желают при этом приложить требуемых усилий. Им не хватает «огня», подстегивающего жгучее желание изменить себя, превратить собственную жизнь в нечто большее, лучшее, интересное.

Вторая причина, по которой люди не ставят цели, состоит в том, что они до сих пор не осмеливаются взять на себя ответственность за собственную жизнь. До того момента, пока человек не принял на себя полную ответственность за свою жизнь и все, что с ним происходит, нельзя сказать, что он сделал даже один шаг к постановке цели. Безответственный человек - это тот, кто все еще ждет, когда начнется настоящая жизнь. Такой человек использует всю свою творческую энергию на придумывание затейливых отговорок по поводу своей неспособности добиться прогресса, а затем покупает лотерейные билеты и отправляется домой смотреть телевизор и пить пиво.

Третья причина, по которой люди не ставят цели, состоит в глубоко укоренившемся чувстве вины и низкой самооценке. Человек, выросший в специфическом окружении, воспитавшем в нем ощущение того, что он ничего не заслуживает, вряд ли способен ставить серьезные цели.

Четвертая причина отсутствия целеполагания состоит в том, что они не сознают их важности. Если вы выросли в семье, где родители не ставят целей, а вопрос достижения целей не является темой семейных разговоров, то есть вероятность стать взрослым, так и не узнав о том, что цели существуют не только в спорте.

Пятая причина, по которой люди не ставят цели, заключается в том, что они просто не знают, как это делается. В нашем обществе, к сожалению, невозможно получить диплом по предмету постановки целей, и это при том, что изучение данной дисциплины куда важнее любого другого предмета, когда-либо изучаемого вами.

Шестая причина отказа от целеполагания - это всего лишь страх получить отказ, страх быть раскритикованным. С самого детства наши мечты и надежды страдают от ударов, наносимых критикой и смехом других людей. Наши недруги и друзья смеялись и потешались над нами, когда мы представляли себя кем-то. Их влияние может оставить отпечаток на вашем отношении к себе, постановке целей в течение всей жизни.

Седьмая причина, по которой люди не ставят цели, - это страх поражения. Боязнь неудачи - величайшее препятствие на пути к успеху во взрослой жизни. Именно она удерживает людей в их зонах комфорта. Именно она заставляет их пригибать головы и пребывать в безопасности, в то время как годы проходят мимо. Боязнь усваивается в раннем детстве в результате критики и наказания. Однажды пустив корни в подсознание, этот страх распространяется дальше, парализуя мечту и убивая амбиции, принося больше вреда, чем любая другая негативная эмоция, посещающая человеческую душу. Вот почему люди не ставят цели.

Еще раз прочувствуйте слова великого Сенеки.

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер не будет попутным.

Сенека.

Предисловие

Целеполагание подростков рассматривается как целостный сложно организованный процесс представленный:

· прогнозированием результатов деятельности, включающим целепорождение (образ цели) и целеобразование (мысленное моделирование цели и стратегии (методы и средства) ее достижения);

· деятельностью по достижению результатов – целереализацией (доведение мысленной модели до уровня ее практического использования) и целеосуществлением;

· опытом рефлексии, представленным целерефлексией (анализ модели и деятельности по ее реализации, определение ошибок) и целекоррекцией (проектирование путей коррекции и их реализация).

Потребность в осуществлении самостоятельного целеполагания формируется при организации ситуации заинтересованности с использованием приемов, являющихся составляющими методов эмпатии и смыслового видения. К таким приемам можно отнести обмен мнениями или тема-вопрос, составление словосочетаний, работа над понятием, подбор слов-ассоциаций, продолжение незаконченной фразы, ситуация яркого пятна, домысливание, вхождение в образ, обоснование сделанного правильного выбора, презентация своего мнения с помощью различных знаков, отсроченная догадка, удивление, метафорическая аналогия, поймай ошибку, проживание проблемной ситуации, парадокс.

Использование приемов способствует созданию эмоционального климата, особенностями которого являются ровные взаимоотношения между участниками образовательного процесса, осознание возможностей в достижении успеха и преодолении трудностей, положительные эмоции от столкновения с эмоциогенным материалом, способствующим активному включению в деятельность целеполагания.

Постановка целей

Существенной частью любой формы занятий, или оказания помощи подросткам, является определение целей работы. Привлекая подростка к постановке целей, педагог увеличивает мотивацию и уверенность подростка в себе. Подросток будет упорнее работать над целями, если это касается его собственных целей; если он видит и слышит, что действительно что-то изменяется; если он замечает, что может влиять на самого себя и на окружение.

Прежде чем формулировать цели, необходимо выяснить характер и величину проблем поведения, а также факторы окружающей среды, вызвавшие это поведение и способствующие его сохранению.

На что надо обращать внимание при постановке целей:

Цели можно обсуждать и оценивать. Формулируйте контролируемые конечные цели. На основе этого впоследствии можно будет судить, есть ли прогресс. Подростку и педагогу таким образом яснее, над чем точно они работают. Это увеличивает шансы на успех;

Различайте цели на короткое время и цели на более длительное время;

описывайте реальные цели. Старайтесь так ставить цели, чтобы их можно было достичь за короткое время. Это действует стимулирующе как на подростка, так и на педагога;

Описывайте цели по возможности в терминах увеличения компетенции. Задача педагога вместе с подростком найти позитивно сформулированные изменения или формы поведения, которых хочет достичь подросток;

Цели, которые могут быстро дать результаты, должны находиться в равновесии с целями, для достижения которых подростку надо потрудиться;

Лучше много четких целей, чем ограниченное количество глобальных;

Цели должны соответствовать интересам/правам ребенка.

В принципе, вначале цели согласовываются с тем, что является самым важным для подростка. Иногда интересы окружения перевешивают, и вначале поставленные цели отражают эти интересы. При установлении приоритетов важны следующие моменты:

Степень трудности (работайте по принципу от легкого к трудному);

Эффективность (способствуют ли они увеличению компетенции подростка);

Важность (насколько подростка беспокоят определенные проблемы);

Реализуемы ли цели и за какой срок;

Соответствие сильным сторонам подростка.

При выборе цели, над которой подросток сам хочет работать, педагог может воспользоваться разными вспомогательными средствами: карточками желаний, линией жизни, целевыми карточками.

ПРАКТИКА

Карточки желаний и линия жизни .

Карточки желаний и линия жизни - это увлекательные методы, имеющие отношение к планам подростка на будущее и его идеалам. К этим методам можно прибегать, если педагогу нужно получить больше информации о подростке. Планы на будущее и идеалы нередко дают толчок к определенным тренировочным упражнениям, таким как, например, поиски работы, поиски жилья, знакомство с симпатичной девушкой, выбор образовательного учреждения, занятий по интересам.

Сделать карточку желаний - это значит расспросить подростка о его желаниях на короткий и длительный период.

Что бы ты хотел изменить в своей жизни?

Что в данный момент должно быть по-другому, что должно быть по-другому долгое время?

Представь, что ты волшебник и все можешь. Какой бы ты хотел видеть свою жизнь?

Что бы ты хотел в ней изменить?

Каковы твои планы на будущее?

Ответы записываются в карточку желаний.

Некоторым подросткам трудно формулировать свои планы. У них нет планов на будущее, они не хотят изменять свою жизнь или не видят возможностей внести изменения в свою ситуацию. Чтобы как-то помочь им нарисовать в воображении картину будущего, можно с вызовом поставить на обсуждение линию их жизни.

Педагог проводит на доске горизонтальную линию и слева направо отмечает годы (например 0, нынешний возраст, 50 и 80 лет). Он заполняет эту линию последовательно в обратном направлении, спрашивая подростка, как он себе представляет свою жизнь в конкретном возрасте. Так, двигаясь в обратном направлении, педагог вместе с подростком далекие планы на будущее постепенно переводит на язык желаний более близкого времени.

Пример. "Элла, представь, что тебе 50 лет. Какой ты видишь свою жизнь в этом возрасте? Ты все еще живешь с родителями? Ты все еще ходишь в школу? И каждую субботу на дискотеку? Нет?.. Тебе это смешно?.. А как ты себе это представляешь?"

Пошаговое целеполагание:

1. Четкая формулировка цели;

2. Записать эту цель;

3. Продумать и записать план действий, для достижения цели;

4. Сделать шаг первый, по плану;

5. Фокусировка внимания на своей цели и в дальнейшем;

6. При достижении цели, обязательно отметить и поощрить себя

Подробнее о каждом шаге:

1. Четкая формулировка цели:

Главным и первостепенным является - определение цели, для этого нужно выделить время для себя, взять ручку и бумагу, сесть и записать витающие в голове мысли-желания, цели, чтобы было можно разобраться с приоритетной.

Потом возьмите и разделите лист бумаги пополам, вверху листа напишите все направления и сферы вашей жизни, которые влияют на ваше ощущения и понимание гармоничной жизни. Например - семья, здоровье, учеба, хобби, деньги, т. д., но напишите не более 8 сфер.

В нижней разделенной части - нарисуйте круг и разделите его на сектора, по сферам, которые вы написали выше, которые следует подписать. На каждую линию, которая очерчена сфера - нанесите деления от 0 до 10. Поставьте оценку удовлетворенности на сегодняшний день, по 10 бальной шкале, на соответствующей линии. Затем соедините линии, посмотрите, что получится. Получился ли у вас равномерный круг или колесо вашей жизни? Теперь осталось придумать конкретную формулировку цели, со сроками, в позитивном русле.

2. После этого, как цель определена, запишите её. Всё, что вы не записали - так и останется в голове - мечтой, где она будет также далека, как и звезда. Обязательно записать!

3. Следующий шаг целеполагания - продумать и записать план действий, для достижения цели. Понадобится календарный план , в который вы впишите план, и в дальнейшем все остальные планы также.

4. Есть план, привязанный к срокам и календарю, необходимо сделать первый шаг. До тех пор, пока человек его не сделает, имеется в виду, конкретное действие, то можно считать, что человек, к своей цели не идет, а все еще пытается стартовать. Здесь важно запомнить, что пусть будет несколько фальц - стартов, чем человек погрязнет в усовершенствовании плана до бесконечности.

5. Фокусировка внимания на своей цели и в дальнейшем

6. И наконец-то, когда цель будет достигнута, человеку обязательно нужно отметить и поощрить себя, чтобы закрепился положительный эффект. Коллаж мечты.

ТРЕНИНГ ПО РАЗВИТИЮ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ У ПОДРОСТКОВ

кандидат психологических наук, доцент

РВУЗ Крымский гуманитарный университет (г. Ялта)

Цель предлагаемого тренинга – развитие умения определять цели и действовать в соответствии с ними.

Тренинг проходит в три этапа:

1. Актуализация цели (целеанализ).

2. Овладение целью (целесинтез).

На первом этапе участникам группы предлагается выполнить рисунок "Мой портрет в лучах солнца" с заданием:

напиши свое имя, а вдоль лучей напиши все хорошее, что ты о себе знаешь.

Упражнение 1. Это упражнение используется для того, чтобы помочь подросткам понять, на что им следует направить свои усилия для достижения выбранных целей.

1. Раздать каждому участнику копию рисунка "Карта моих целей" (Рис. 1).

2. Объяснить назначение "Карты целей".

Например, таким образом: эта карта может помочь составить план достижения своих целей. Представьте себе, что цель – это место куда вы стремитесь. "Остановки" на карте – это те места, которые вам придется посетить на своем пути.

3. Разбить участников на пары и попросить их обсудить, что бы они хотели получить в результате изменения своего поведения. Пусть каждый запишет это вверху рисунка рядом со словом "цель".

4. Собрать группу участников и спросить каждого, какую цель он себе выбрал. Когда они будут рассказывать об этом, помогите им определить, какие остановки необходимо сделать на пути к главной цели. Попросите их нанести эти остановки на карту целей и обсудите способы, которыми они будут отмечать свое продвижение к финишу.

Упражнение 2. В этом упражнении участники стремятся проиграть свои жизненные планы.

Постарайтесь не ставя себе никаких ограничений, нарисовать свою будущую жизнь – так, как вы хотели бы, чтобы она сложилась, с теми дорогами, по которым вы хотели бы пройти, с теми вершинами, на которые вы хотели бы взойти. Начните со списка того, о чем вы мечтаете, кем хотите стать, каким хотите стать, где жить, чем заниматься, что иметь. Дайте волю своему воображению, отбрасывайте ограничения. Если какие-то сомнения, ограничения все же будут приходить вам в голову, представьте себе мысленно, что вы выводите их с поля, удаляете с ринга.

Записывая то, чего вы хотели бы в результате достичь, следуйте таким правилам:

1) формулируйте свои мечты в позитивных терминах;

2) будьте предельно конкретны: постарайтесь ясно представить себе, как это выглядит, как пахнет, как звучит, какое

на ощупь; чем сенсорно богаче ваше описание, тем лучше оно задействует ваш мозг для достижения цели;

3) постарайтесь составить ясное представление о результате: что именно будет, когда вы достигните своей цели, что вы будете тогда чувствовать, что и кто вас будет окружать, как это будет выглядеть, как вообще узнать, что ты достиг того, к чему стремился;

4) важно сформулировать такие цели, достижение которых в принципе зависит от вас; то, к чему вы стремитесь, должно принадлежать вам, исходить от вас, быть вашим;

5) спроецировав в будущее последствия ваших сегодняшних целей, подумайте, не нанесут ли они ущерба другим людям; ваши результаты должны приносить пользу и вам и другим

Упражнение 3. Цель этого упражнения – составить список необходимых для достижения целей ресурсов, которыми уже обладает каждый участник тренинга.

1) Опишите, что у вас уже есть – это могут быть какие-то черты характера, друзья, которые вас поддерживают и помогут, финансовые ресурсы, уровень вашего образования, вашей энергии на конец времени, которым вы располагаете, и т. д.

2) Попробуйте припомнить те случаи из своей жизни, когда вы чувствовали себя абсолютно успешным. Какие из перечисленных ресурсов вы тогда использовали максимально эффективно? Это может быть все, что угодно: от удачного ответа на уроке до вечера, проведенного с друзьями. Припомните 3-5 таких случаев. Запишите это, зафиксируйте на бумаге, что вы делали тогда, когда добились успеха, какие свои качества, возможности, ресурсы вы использовали. Что вообще эта была за ситуация, в которой вы чувствовали себя успешно.

3) А теперь опишите, каким человеком вы должны были быть, чтобы достигнуть своих целей. Может быть, следовало бы быть более собранным, дисциплинированным, а быть может более раскованным, спонтанным. Может быть, вы хотели бы научиться лучше распоряжаться своим временем или повысить свою самооценку. Подумайте и заполните такими записями о своей личности, как минимум, одну страницу.

4) Сформулируйте в нескольких тезисах, что мешает иметь все то, о чем вы мечтаете, к чему стремитесь прямо сейчас. Что конкретно вам мешает? Что вас ограничивает?

5) На этом этапе надо для каждой из выбранных целей составить черновик пошагового плана для ее достижения.

Начните с конечного результата, а потом шаг за шагом спланируйте весь путь вплоть до того, что вы можете сделать по этому плану прямо сегодня. Если у вас нет уверенности в том, каким должен быть этот план, спросите себя вновь, что же тогда мешает иметь все то, к чему вы стремитесь. Решив такую промежуточную задачу, вы сможете приблизится к__ достижению вашей новой цели.

Упражнение 4. В этом упражнении необходимо научиться строить перспективу движения. Для этого рассмотрите список и установите приоритет для каждой цели. В колонке справа от списка желаний пронумеруйте цели в зависимости от их важности для вас. Расстановка приоритетов важна для определения, какая цель имеет для вас сейчас наибольшее значение и заслуживает приложения немедленных усилий, а какой из маршрутов может подождать до лучших времен.

Важна не только сама расстановка приоритетов. Этот процесс заодно сэкономит ваше время, деньги и нервы, поскольку некоторые цели должны быть достигнуты раньше других.

Теперь рассортируйте оставшиеся цели то трем категориям: долгосрочные, промежуточные и ближайшие. Обратите внимание на то, что промежуточные и ближайшие цели протягивают день за днем цепочку к вашей долгосрочной, может быть, жизненной цели. Они определяют дела на каждый день и действия, которые вы можете совершить на этой неделе.

Ближайшей целью может быть все, требующее для достижения от одного дня до одного месяца.

Вашей промежуточной целью может быть все, требующее для достижения от месяца до полугода.

Долгосрочной целью может быть все, требующее для достижения от полугода до года

Теперь, перечислив ваши цели и установив их очередность, вы приступаете к составлению эффективного плана действий

Описание цели . Опишите свою цель в позитивных терминах, будьте предельно конкретны. Определение цели в самой простой и ясной форме поможет вам в точности узнать, чего вы на самом деле хотите. Четкое описание – ваш первый шаг на пути к успеху. Перечислите все препятствия, которые могут встретиться на пути к успеху, например, недостаток умений,

негативные предубеждения, ваши собственные внутренние сомнения и т. д. Первое правило при любых затруднениях – хорошо изучить проблему. Установив, в чем камень преткновения, вы сможете выработать стратегию.

Стратегия . Выйдите на релаксационное расслабление, используйте свое воображение и творческие способности для выработки стратегии преодоления каждого препятствия, которое может вам повстречаться.

Конечная дата. Определив и уточнив стратегию преодоления препятствий, выберите дату, к которой вы должны достичь намеченной цели. Назначьте разумные сроки – пощадите себя. Назначив дату уже сегодня, вы придадите себе импульс для движения вперед. Лучше установить временной диапазон, а не крайний срок. Рассчитывайте добиться успеха к назначенному времени, однако оставьте временной запас, чтобы при необходимости можно было подкорректировать сроки.

Личное вознаграждение . Распишите, какое вознаграждение и какие преимущества вы получите, когда достигните успеха. Предвкушение удовольствий поможет вам повысить мотивацию и обрести решимость, необходимую для поддержки горячего энтузиазма. Вы избавитесь от склонности откладывать и мешкать и сможете эффективнее придерживаться своего курса к успеху.

Установите пусковой механизм. Подберите пусковое слово, фразу или действие, которое будет напоминать вам о маршруте.

Текущий отчет . Время от времени отслеживайте уровень своего прогресса в достижении намеченной цели. При необходимости скорректируйте, например, временные рамки. Разбейте свой путь к успеху на отрезки так, чтобы можно было легко заметить и оценить прогресс. Когда достигните цели, отметьте эту дату. Празднуйте! Отмечайте свои успехи.

Сохраните заполненную таблицу успеха и просматривайте ее каждый раз, когда вам понадобится повысить уверенность в себе или повысить мотивацию, добиться нового успеха. Достигая цели, отмечайте события. И вспоминайте свои успехи. Все будет о-т-л-и-ч-н-о. Празднуйте и наслаждайтесь своими достижениями.

Анкета достижения успеха . Скопируйте эту анкету на чистый лист бумаги и держите ее в папке для ежедневной проверки вашего прогресса:

Установление маршрута

Препятствия

Стратегия

Предполагаемая дата завершения

Личное вознаграждение

Пусковой механизм

Текущий отчет

Дата завершения

Дневник целеустремленного человека . Заведите дневник, где будете фиксировать все случаи, когда вы достигли цели.

Записывайте, когда и что произошло, благодаря кому и чему цель была достигнута, какие черты вашего характера

способствовали этому.

Формируйте уверенность в себе, которая вырабатывается за счет успешного выпонения трудных задач. Начать можно и с небольших дел, постепенно поднимая планку. Первым делом надо, конечно, решить, чего вы хотите добиться Выберите три цели, которых вы хотели бы достичь в течение ближайшего месяца. Пусть эти цели будут конкретными и выполнимыми.

После того, как первый шаг успешно сделан, наградите себя комплиментом, походом в кино, мороженым – тем, что вы, по вашему мнению, заслужили.__ Затем приступайте к следующему шагу. И так далее, пока не будет достигнута главная цель.

Насладитесь ощущением успеха. Громко похвалите себя за сделанное дело. После этого обратитесь к следующей цели, можно также подразделить ее и приступить к выполнению. Все, чего вы хотите в жизни, может быть разбито на более мелкие задачи и осуществлено шаг за шагом.