Те сердцем нищие калеки. Надо ездить осторожно! Просмотр содержимого презентации «проект»

Из года в год уходят в никуда обычаи и традиции русского народа. Мы стали забывать наши русские праздники. В проекте рассказывается о некоторых из них.

Просмотр содержимого документа
«проект по литературе 2»

Просмотр содержимого презентации
«проект»

Проект

« В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки »

Выполнили:

Драчёва Варвара

Пятина Дарья МКОУ Доволенская СОШ №1, 6а класс

Руководитель: Ступакова Е.А .

2018 г.


Актуальность

В настоящее время назрела необходимость обращения к истокам народной культуры. Через разные источники насаждаются модели, среди которых главное - обогащение и успех любой ценой. А это ведёт к потере ряда важных морально-нравственных норм и ценностных установок.


ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

приобщение к истокам народной культуры, знакомство с народными праздниками, исследование современного знания обычаев русского народа


  • изучить материалы по теме;
  • познакомиться с традициями русского народа при проведении народных праздников;
  • провести анкетирование;
  • выполнить творческую работу по теме.

  • сбор информации,
  • работа с литературой,
  • обработка собранной информации, - творческая работа.

Многие русские народные праздники сопровождаются напоминающими театральное представление действиями.

Почему люди из года в год, из века в век в определенные дни словно исполняют хорошо заученные роли?


Знаете ли вы, когда впервые появились народные праздники?



Какие народные праздники вы знаете?


Рождество

Масленица

Иван Купала


Какие народные праздники почитают в вашей семье?


Интересовались ли вы народными праздниками, менее известными





СЕМИК (Русалчин Велик день, Троица умерших) - праздник весенне-летнего календарного периода


"Семик" - украшенная троицкая березка, березовая ветвь.

"Семика"-мужчину обычно сопровождал персонаж женского пола - Семичиха.

С "Семиком" молодежь или только

девушки обычно обходили поля, деревни, дома, он являлся непосредственным участником молодежных обрядовых игр; функционально чучело "Семика" заменяло троицкую березку.


Зелёные святки

Славянский народный праздничный комплекс весенне-летнего календарного периода называемый также по главному дню – Семиком.





В этот день «обновляли» санный путь, устраивая гонки на санях. Все жители деревни, стар и мал, собирались на какой-либо возвышенности или пригорке, чтобы посмотреть на парней и молодых мужчин, поболеть за своих.


Екатерина-Санница

Перед катанием на санях по первому снегу готовили куклу Санницу


Кукла Санница

Покатились санки вниз.

Крепче, куколка, держись!

Ты сиди, не упади –

Там канавка впереди!

Надо ездить осторожно!

А не то разбиться можно!


Выводы

  • Малая Родина - это не только ее география, история, экономика, но и обычаи, традиции, обряды, что принято называть, - духовная жизнь народа.

- Все народные праздники зависят от времени года.


Выводы

  • Чтобы полюбить свой народ, чтобы понять смысл вековых традиций и обычаев, надо изучать истоки.

  • Интернет-ресурс: https://сезоны-года.рф
  • Русские обычаи и обряды / Автор-составитель: Н.А.Юдина. – М. : Вече,
  • Интернет-ресурс: https://ru.wikipedia.org
  • Пропп В. Я. Русские аграрные праздники .- СПб.: Терра-Азбука,
  • Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. /авт.-сост. В.И.Даль.- 2-е изд. – СПб.: Типография М.О.Вольфа, 1880-1882.

НИКИТА ГАЙДАЙ

ДЕЙСТВИЕ III

Вечер. Внутренность хаты мрачно освещена нагоревшею свечкой, на столе стоящею. Марьяна одна. Смотрит пристально в окно.

Марьяна

Правду матушка сказала, что козаки все такие недобрые: им все равно, смеемся мы или плачем. Уехал, ему и горя мало, а еще жених! Что же будет после?.. Целый день что он там делает? Несносный этот гетман, верно, угощает его за то, что он оборонил его от смерти. Очень нужно угощать! Так Богу было угодно. (Прислушивается.) Чу! Кажется, едет. (Помолчав.) Нет, не едет. Хоть бы дорогу было видно, все бы легче. Должно быть, будет дождь. Ни одной звездочки на небе. Что это мне гетман не идет из головы? Какой он нехороший, должно быть, злой: он так на меня смотрел сердито. Что это? (Прислушивается.) Он! Он! Приехал! Разговаривает с Дорошем... Матушка! Матушка! Никита приехал!

Никита входит мрачный, навстречу ему бежит Марьяна.

Катерина выходит из боковых дверей.

Марьяна

Что ты там так долго делал?

Катерина

Слава Богу! Я думала, что ты опять на Запорожье уехал.

Никита

Оно бы было лучше.

Марьяна

Что с тобой? Ты такой сердитый, невеселый!

Никита

Так, ничего, - мало спал.

Катерина

Так и есть, я говорила: еще рано, успеешь наговориться с своим гетманом. /12/

Никита

(подавая Катерине шапку и грамоты)

Зашейте в шапку эти грамоты поскорее и покрепче.

Катерина

(принимая грамоты и шапку)

Какие это грамоты? Зачем?..

Никита

После расскажу - зашейте поскорее.

Катерина

Не посланец ли ты гетманский? а?

Никита

После узнаете.

Катерина

Что это? Слова нельзя добиться. (Уходит.)

Марьяна

Какие это грамоты, Никита? Зачем ты их в шапку велел зашить?

Никита

Чтобы не растерялись в дороге.

Марьяна

Разве ты куда едешь?

Никита

Еду, и далеко.

Марьяна

Какой ты, право, - все бы ему шутить.

Никита

Я не шучу.

Марьяна

Нет, я не верю, шутишь, шутишь. Ну, развеселись же. Какой ты сердитый! На кого ты рассердился? Или ты нездоров? Скажи мне: я все знать хочу.

Хочу тебя развеселять,

Хочу узнать твои желанья,

Твои сердечные страданья /13/

Хочу с тобою разделять;

Скажи же мне.

Никита

Тебе сказать!

К чему тебе мои страданья,

Моя сердечная тоска?

Марьяна

Чтоб разделить ее, как с другом,

Как с братом милым и отцом;

Предупреждать твои желанья,

Прекрасный взгляд твой понимать.

И петь с тобою, и рыдать,

И лаской девичьей моею

Твои недуги врачевать;

Чтобы любить тебя!..

Никита

Как много, много ты сказала!

Любить!.. Любить!.. Прекрасный звук,

Прекрасно тайное значенье

Простого слова. Но, дитя!

Ты поняла ль душой невинной,

Что ты сказала мне?

Марьяна

Ах, я любить, любить умею,

Да не умею рассказать,

Как я люблю тебя. С тобою

Я все готова разделять;

Ты для меня отец и брат,

Ты для меня все, все на свете!

И даже матушку любить

Я не могу, как я любила,

Когда не видела тебя.

Никита

Ты Божий ангел-утешитель.

Как мне отрадно понимать

Невинные, простые речи!

Любить одно! не разделять

Любовь прекрасную надвое - /14/

Это по-моему. И тот,

Кто говорит, что все он любит, -

Холодный камень он: он врет,

Он ничего тогда не любит,

Он богохульствует. Любовь -

Как солнце ясное высоко

Одно на небе голубом.

Как Бог один, - одна любовь!..

Затаена в душе глубоко,

В душе прекрасной, как твоя.

Меня ты любишь, знаю я.

Но ты соперницу имеешь,

Как ты, прекрасную.

Марьяна

Где же она, и кто такая?

Никита

Украйна милая моя!

Моя Украина родная!

Ее широкие поля,

Ее высокие курганы,

Святая прадедов земля!

Люблю тебя, моя Украйна:

Твои зеленые дубровы,

Твои шелковые луга,

Днепра крутые берега,

Люблю я вас любовью новой,

Любовью крепкою. И ты,

Украйны образ несравненный,

Люблю тебя, в тебе одной

Я всю Украйну обожаю.

Марьяна

И я люблю ее, как ты;

Я песни родины певала,

И я всегда воображала

Прекрасно-гордые черты,

И брови черные, и стан,

Как у тебя, живой, высокий;

И я в тебе, мой кароокий,

Славу Украины люблю;

Вождей бессмертных обожаю,

Что в песнях кобзари поют. /15/

Никита

Как ты прекрасна! ты козачка,

И я люблю тебя. Люблю,

Как мою родину святую...

Как счастлив я! Люби меня,

Воображай во мне героя

Минувших дней, - только люби!..

Марьяна

Ты мой навеки, ты мой милый,

Я неразлучная твоя:

И на край света, и в могилу

С тобою я, с тобою я!..

С тобой повсюду, и как любо

Нам будет горе горевать

И пир веселый пировать!

Я боевые песни буду

Петь для тебя, пойду плясать;

Ты мне расскажешь про походы:

Как вы ходили воевать

Татар, турецкого султана,

Как Сагайдачный с козаками

Москву и Польшу воевал,

Как Наливайко собирал

Перед родными бунчуками

Народ козацкий защищать

Святую Церковь. Все, как было,

Будешь рассказывать, а я

Ивана-сына пеленаю

И, пеленая, припеваю:

«Вырастай козакам на славу,

Врагам на расправу!»

И вырастет сын Иван,

Запорожский атаман,

Как ты, смелый, кароокий,

Как ты, стройный и высокий.

Как мне весело, как любо,

Как я рада, рада буду!

(Поет и пляшет.)

С золотыми подковами

Башмаки, башмаки!

Не смейтеся на улице,

Козаки, козаки. /16/

Я золото не молотом

Накую, накую.

Вдоль улицы протанцую,

Пропою, пропою.

Что, хорошо?

Никита

Настоящий ребенок! Теперь ты пляшешь, а через минуту готова плакать.

Марьяна

А ты настоящий дед старый, никогда не пляшешь, и, кажется, не плачешь, а вечно хмуришься, как будто сердит на меня за то, что я люблю тебя. Или ты болен? Скажи, что у тебя болит?

Никита

(показывая на сердце)

Марьяна

Что же мне делать? Я не знаю,

Чем пособить тебе могу...

Никита

Молися Богу.

Марьяна

Я молюся,

А ты по-прежнему грустишь.

Никита

Утешься, скоро перестану,

Заплачу радостно, как ты,

С тобою вместе протанцую.

Марьяна

Когда же, скоро ли?

Никита

Очень скоро; только возвращусь из Варшавы, и - пир горой.

Марьяна

Разве ты в Варшаву едешь? Зачем?

Никита

Да, еду. А ты, смотри, все к свадьбе приготовь. /17/

Марьяна

Все приготовлю. Зачем ты едешь?

Никита

Я гетманский посланник, еду с грамотами к королю и сейму.

Марьяна

Что ж в этих грамотах написано? Ты читал?

Никита

Нет, не читал; да и зачем мне знать пустое маранье придворных хитростей. Они не искренны со мною, хитрят, секретничают, но правды им не перехитрить: она возьмет свое. Я полагаю, они трактуют о вольностях козацких, чтоб отстранить Хмельницкого. Немного поздно спохватились; но, может быть, еще успеют без крови дело погасить. Дай-то, Господи! пора им опомниться. Но зачем они секретничают со мною? Будто я не знаю дел Хмельницкого и сейма? Да мне все равно: пускай они пишут, что хотят, а я скажу, что чувствую и знаю. Владислав - добрый король, друг благородного Хмельницкого, он меня выслушает.

Я смело стану перед троном,

Как важный сын родных полей;

И сейму правдою моею

Святость народного закона

Я докажу. Они поймут,

Поймут надменные магнаты,

Что их огромные палаты

Травою дикой порастут

За поругание закона,

Что наша правда, наши стоны

На них суд Божий призовут.

Что Наливайка дух великий

Воскреснет снова средь мечей,

И тьмы страдальческих теней

Наши неистовые клики

В степях разбудят. Божий суд

Страдальцы грозно принесут

На те широкие базары,

Где Остряницы кровь текла,

Где вы разыгрывали кары,

Где реву медного вола

В восторге злом рукоплескали;

Где вы младенцев распинали. /18/

В глазах отцов и матерей,

На те базары тьмы теней

В молчаньи грозном, как страдали,

Расправу злую принесут

И вашей кровию польют

Ваши широкие базары. (Со вздохом.)

О! Боже сильный! Боже славы!

Пошли мне мудрость отвратить

Эту кровавую расправу,

Пошли мне мудрость вразумить

Алчных грабителей лукавых,

Что братья мы, что не любовью,

Раздором грешная земля

Утучнена, родною кровью! (Помолчав.)

Я знаю сердце короля:

Он добр, сговорчив; но магнаты...

Несчастной черни палачи!..

Они коварны: их словам

Не должно верить простодушно...

Они обманут, и тогда

Беда Украине, беда!

И вам, кровавые деспоты,

Несдобровать!

Они думают передать страшную расправу сынам и внукам. Нет! Теперь должно кончить, и кончить навсегда. Мы знаем вас, вероломные! Мученическая смерть Богуна, Остряницы и Наливайка нам показала, как исполняются клятвы. Столетняя война - между кем? Между родными братьями! Страшно! (Немного помолчав.) Что, ежели определено судьбою мне, простому человеку, окончить словами, чего миллионы не могли кончить саблями?

С какою радостью сердечной

Я возвращуся в Чигирин!

С каким торжественным восторгом

Взгляну на славные поля,

Где кровь козацкая текла,

Где улеглися миллионы

Несчастных жертв. Всему конец!

Всему кровавому конец!

Сынам и внукам мир и слава!

О днях минувших, днях кровавых

Кобзарь им песню пропоет. /19/

В конце той песни знаменитой

Он имя сотника Никиты

С благоговеньем помянет. (В восторге.)

Какая радость, Боже мой!

Я славу словом завоюю

И славный подвиг торжествую

С тобой одной! В тебе одной

Я всю Украйну поцелую!

(В восторге целует Марьяну.)

Марьяна

Как это весело!

Никита

Как мне весело, когда б ты знала! Ты, как дитя неразумное, веселишься и плачешь, а я?.. Но после о радостях поговорим. Иди к матушке и поторопи ее с шапкой.

Марьяна

Да зачем тебе так скоро шапка нужна?

Никита

После скажу, иди скорее. Невеста еще только, а уже не слушается.

Марьяна

(усмехаясь)

Иду, иду. (Уходит.)

Никита ходит задумавшись по комнате. Немного погодя, останавливаясь, говорит как бы с самим собою, сначала тихо, потом громче и останавливается на авансцене.

Никита

Святая родина! Святая!

Иначе как ее назвать?

Ту землю милую, родную,

Где мы родилися, росли

И в колыбели полюбили

Родные песни старины. (Громче.)

То песни славы! Звуки рая!

Сынам на диво, на любовь

Сложили их, не умудряя

Дела великие отцов.

И эти звуки, эти горы,

Эти широкие поля,

Немолчный говор синя моря, /20/

Небо высокое, земля

С ее богатством, нищетою -

Все это наше, нам родное,

Родные дети мы всему.

Мы часть ее, земли той милой,

Где наши деды родились,

Где их высокие могилы

В степях так гордо поднялися

И наши очи приковали

Своею мрачною красой,

И без речей нам рассказали

Судьбу Украины родной.

(Немного помолчав.)

В ком нет любви к стране родной,

Те сердцем нищие калеки,

Ничтожные в своих делах

И суетны в ничтожной славе.

(Немного помолчав.)

И чем несчастней, тем милей

Всегда нам родина бывает,

Тем краше вид ее полей... (Со вздохом.)

А наша родина страдает, (печально)

А прежде счастлива была.

Тогда враги ее боялись,

Тогда сыны ее мужали

И славные отцов дела

Своею славой обновляли.

И все минуло! все прошло!

Козак в неволе изнывает,

И поле славы поросло

Травой негодной... умирает

И звук, и память о былом! (Торжественно.)

Нет, запоем мы песню славы

На пепелище роковом,

Мы цепь неволи разорвем,

Огонь и кровь мы на расправу

В жилища вражьи принесем!

И наши вопли, наши стоны

С их алчной яростью умрут.

И наши вольные законы

В степях широких оживут! /21/

(Взволнованный, долго ходит молча по хате, останавливается и говорит как бы сам с собою.)

Славяне, несчастные славяне! Так нещадно и так много пролито храброй вашей крови междоусобными ножами. Ужели вам вечно суждено быть игралищем иноплеменников? Настанет ли час искупления? Придет ли мудрый вождь из среды вашей погасить пламенник раздора и слить воедино любовию и братством могущественное племя? (Задумывается.)

Входят Катерина с шапкой и Марьяна .

Катерина

Слава Богу, насилу-то угромоздили их, такие большие!

Никита

(очнувшись)

Что вы так долго с ними делали?

«В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие-калеки…»

В современных условиях проблема повышения качества образования – одна из важнейших. Для её решения многое делается.Педагоги хорошо понимают, что стране нужны грамотные специалисты высокой квалификации, знающие своё дело люди. Но, на наш взгляд, одной из приоритетных задач общества и государства является гражданско-патриотическое воспитание. Молодое поколение необходимо учить любить Родину, относиться к ней как к святыне.

В нашей школе патриотическому воспитанию уделяется особое внимание. Ребята знают о героях не только из книг и кинофильмов. В гости к учащимся часто приходят ветераны Великой Отечественной войны, а также сотрудники спецподразделения «Альфа». Школа носит имя одного из бойцов «Альфы» ,офицера Дмитрия Валерьевича Рябинкина. Дима (именно так называют его учителя и ребята) погиб 17 июня 1995 при освобождении заложников в Будённовске. Когда- то Д.В. Рябинкин учился в школе, носящей теперь его имя.

Думается, в том, что Дима стал героем, есть заслуга и педагогов. Правильно воспитывали его и родители, и учителя. Можно много говорить о методах патриотического воспитания в школе. Мы остановимся на одном из них – просмотре кинофильма с последующим его обсуждением. В преддверии Дня защитника Отечества девятиклассникам была показана военная драма «Звезда» режиссёра Николая Лебедева. Вот какие мысли вызвал фильм у ребят.

Лядов Андрей: « Последние кадры фильма. Бегущие титры. А я сижу и не понимаю, что же всё-таки со мной произошло… Фильм потряс правдивостью и человечностью». А вот мнение Ольги Савинят: « Фильм меня покорил. Он очень эмоциональный и трогательный». «Звезда» никого не оставила равнодушным, заставила о многом задуматься. Какие сцены больше всего запомнились девятиклассникам? Об этом стоит поговорить подробнее. Вот что пишет Шабалина Полина: «Сцена разрушенной деревни мне показалась самой сильной. Первые люди в кадре мне напоминали призраков. Они блуждали возле разбомблённых домов, лишённые всего: крова, семьи, надежды. Эта сцена произвела потрясающее впечатление, хотя в ней не было никаких «страшилок». Била правда в глаза и больше ничего». Вика Федулова обращает внимание на эпизод не менее драматичный. Спасаясь от преследования фашистов, разведчики оказываются в болоте. Девушка пишет: «Несмотря на то, что немцы не услышали ни единого шума, свидетельствовавшего о пребывании в трясине людей, один гитлеровец стал наугад стрелять и ранил Бражникова. Разведчик даже не вскрикнул, хотя ему было больно. Уважением проникаешься к такому человеку». Настю Яцкевич поразила другая сцена. «Воробышек», он же рядовой Воробьёв, содрогается от ужаса, видя проплывающие по реке трупы русских солдат с выжженными на спинах звёздами. Широко раскрытые глаза разведчика выдают его эмоциональное состояние. Убивать людей, хоть это и противники, трудно, но после подобных зверств Воробьёв найдёт в себе силы лишать жизни тех, кто пришёл на родную землю « с мечом и пожаром» . Сцена последнего боя взволновала до глубины души абсолютно всех. Дима Калашников высоко оценил поведение умирающего «Воробышка», Благонравова Света пишет, что не может забыть слов горящего заживо сержанта Мамочкина, обращённых к командиру: «А помирать - то не хочется, лейтенант».

Девятиклассников фильм покорил не только своим содержанием. Игру актёров, работу оператора Ю.Невского, музыку А.Рыбникова ребята оценили по достоинству. Куприянов Влад пишет: «Мне понравился А.Панин в роли сержанта Мамочкина. Костя Мамочкин – весёлый добрый человек. Без таких, как он, не обойтись даже в разведке». Кристина Дмитриева отмечает: «Если бы не музыка Алексея Рыбникова, фильм «Звезда» не был бы настолько запоминающимся и ярким». Настя Яцкевич говорит о мастерстве Юрия Невского. Девушке запомнилась сцена, в которой оператор крупным планом сверху снимает место, где разведчики принимают последний бой. «В таком красивом месте происходят морально страшные события. Оператор снимает зеленые деревья. Природа живёт, а разведчики обречены. Ю.Невский словно подчёркивает, ради чего погибают воины. Ради жизни на земле умирают они, ради тех, кто увидит бушующую силу природы уже после их смерти».

Какие же ещё выводы сделали ребята, посмотрев «Звезду»? Никита Сапронов пишет: «Фильм вызывает чувство гордости за защитников нашей страны. Мне очень запомнился эпизод, в котором показаны стоящие перед горящим сараем фашисты. Один из них без головного убора. Видимо, и он отдаёт дань уважения мужеству советских разведчиков». Полянский Леонид говорит о том, что после просмотра фильма у него осталось ощущение собственной причастности к происходящему. «Мне показалось, что я один из разведчиков, выполнивших свой воинский долг до конца».

Если дети делают подобные выводы после просмотра фильма, их трудно считать нравственно несостоятельными. И слова поэта, вынесенные в название статьи, не про них. Мы верим в своих воспитанников и делаем всё возможное для того, чтобы из них выросли достойные граждане, патриоты России.

«Не встанет солнце. Мир во мгле!
И правды нету на земле!»
Но солгала дурная воля
Тебе, душа: заря встает
и за собою день ведет.
Уже трепещут на престоле
Цари в своем бессильном зле…
И будет правда на земле!..
Тарас Шевченко

В ком нет любви к стране родной,
Те сердцем нищие калеки.
Тарас Шевченко

Жить мне дай, Творец небесный,
О, дай мне сердце, сердцем жить,
Чтоб я хвалил Твой мир чудесный,
Чтоб мог я ближнего любить.
Тарас Шевченко

Завещение

Как умру, похороните
На Украйне милой,
Посреди широкой степи
Выройте могилу,
Чтоб лежать мне на кургане,
Над рекой могучей,
Чтобы слышать, как бушует
Старый Днепр под кручей.
И когда с полей Украйны
Кровь врагов постылых
Понесет он… вот тогда я
Встану из могилы -
Подымусь я и достигну
Божьего порога,
Помолюся… А покуда
Я не знаю Бога.
Схороните и вставайте,
Цепи разорвите,
Злою вражескою кровью
Волю окропите.
И меня в семье великой,
В семье вольной, новой,
Не забудьте - помяните
Добрым тихим словом.
Тарас Шевченко

И в самых радостных краях
Не знаю ничего красивей,
Достойней матери счастливой
С ребенком малым на руках.
Тарас Шевченко

Кто согрет любовью к людям -
Не остынет вечно!
Тарас Шевченко

Моя ты доля молодая!
Не оставляй меня. В ночи
И днем, и в утреннем тумане
Ты надо мной витай, учи,
Учи неложными устами
Вещать лишь правду в наши дни…
Тарас Шевченко

Невесело на свете жить,
Коль сердцу некого любить.
Тарас Шевченко

Святая родина! святая!
Иначе как ее назвать!
Ту землю милую, родную,
Где мы родилися, росли
И в колыбели полюбили
Родные песни старины.
Тарас Шевченко

И как художник . Его повести и рассказы на русском языке довольно слабы в художественном отношении . Вся литературная сила Ш. - в его «Кобзаре». По внешнему объему «Кобзарь» не велик, но по внутреннему содержанию это памятник сложный и богатый: это малорусский язык в его историческом развитии, крепостничество и солдатчина во всей их тяжести, и наряду с этим не угасшие воспоминания о казацкой вольности. Здесь сказываются удивительные сочетания влияний: с одной стороны - украинского философа Сковороды и народных кобзарей, с другой - Мицкевича, Жуковского, Пушкина и Лермонтова . В «Кобзаре» отразились киевские святыни, запорожская степная жизнь, идиллия малорусского крестьянского быта - вообще исторически выработавшийся народный душевный склад, со своеобразными оттенками красоты, задумчивости и грусти. При посредстве своего ближайшего источника и главного пособия - народной поэзии, Ш. тесно примыкает к казацкому эпосу, к старой украинской и отчасти польской культуре и даже стоит в связи, по некоторым образам, с духовно-нравственным миром «Слова о Полку Игореве ». Главная трудность изучения поэзии Ш. заключается в том, что она насквозь пропитана народностью; крайне трудно, почти невозможно определить, где кончается малорусская народная поэзия и где начинается личное творчество Ш. <...>
Поэзия Ш. очень богата религиозно-нравственными мотивами. Теплое религиозное чувство и страх Божий проникают весь «Кобзарь». ...Сердце поэта исполнено смирения и надежды. Все это спасло его от пессимизма и отчаяния, лишь по временам, под влиянием тяжелых условий его личной жизни и жизни его родины, пробивавшихся в поэзию Ш. В тесной связи с основным религиозно-нравственным настроением поэта стоят мотивы о богатстве и бедности, о значении труда. Поэта смущает имущественное неравенство людей, нужда их, смущает и то, что богатство не обеспечивает счастья...
Все перечисленные выше мотивы поэзии Ш., за исключением двух-трех (Днепр, Украина, казаки), отступают перед основными мотивами семейно-родственными. Семья - настоящая суть всего «Кобзаря»; а так как основу семьи составляет женщина и дети, то они и наполняют собой все лучшие произведения поэта. <...> В особенности видное значение в поэзии Ш. имеют дети . В русской литературе нет ни одного писателя, у которого так много места было бы отведено детям. Причиной тому были сильные личные впечатления поэта из тяжелого его детства и его любовь к детям, подтверждаемая, помимо «Кобзаря», и многими биографическими данными <...>
Чтобы определить значение Ш., как живописца и гравера, нужно оценить его произведения в совокупности и с разных исторических точек зрения, не подгоняя их под то или другое излюбленное требование. Ш. заслуживает изучения как сила, отразившая на себе настроение эпохи, как ученик определенных художественных течений. Кто пожелает ознакомиться обстоятельно со школой Брюллова и выяснить его влияние, тот некоторую долю ответа найдет в рисунках и картинах Ш. Кто пожелает изучить влияние в России