Численность вдв ссср в 1980. Воздушно-десантные войска. Начало истории вдв ссср

Появление в Советском Союзе особого рода войск как ВДВ и целого семейства авиадесантных боевых машин было продиктовано логикой развития этого рода войск в СССР с начала 1930-х годов, опытом боевого применения воздушно-десантных частей, а также взглядами военного руководства страны тех лет на их место и роль в возможной будущей войне.

Советские парашютисты из особого авиадесантного отряда номер 3 рядом с ТБ-1 перед прыжком. 1932 год.

Итак, все началось 2 августа 1930 года под Воронежем, на учениях ВВС Московского военного округа, когда с самолета "Фарман-Голиаф" был высажен первый в мире воздушный десант. Его подготовкой и выброской руководил инспектор ВВС РККА по парашютному делу летчик Л.Г.Ми-нов. Десант состоял из двенадцати парашютистов-добровольцев из личного состава 11-й авиабригады. Так как самолет "Фарман-Голиаф" не мог поднять сразу всю группу, решено было десантировать ее за два рейса.

В первый рейс пошли семь человек, в том числе и сам Л.Г.Минов. Прилетев к месту выброски, десантники за пять секунд покинули самолет с высоты 500 метров. Вторая группа парашютистов выбросилась с высоты 300 метров. Затем три биплана Р-1 сбросили парашютистам оружие и боеприпасы в специальных контейнерах. Десантники были вооружены револьверами, карабинами и гранатами, а в комплект сброшенного груза входили два ручных пулемета. Все парашютисты быстро вышли на исходные позиции в полной боевой готовности.

Инициатива Минова привлекла к себе внимание на самом верху. В приказе Реввоенсовета СССР от 24 октября 1930 года говорилось: "В качестве достижений необходимо отметить удачные опыты по организации воздушных десантов...» По решению штаба РККА в марте 1931 года в Ленинградском военном округе создали опытный нештатный воздушно-десантный отряд численностью 164 человека со специальным вооружением и автотранспортом. Отряду придали авиаэскадрилью, состоявшую из двенадцати тяжелых самолетов ТБ-1 и десяти самолетов Р-5. Командиром отряда назначили ЕДЛукина. В задачу отряда входила отработка всех элементов по проведению посадочных десантных операций. Имелся и так называемый парашютный эшелон, который должен был в тылу противника захватывать посадочные площадки или аэродромы для последующего приземления самолетов основных сил. Парашютной подготовкой бойцов руководил все тог же неутомимый Л.Г.Минов.


Тяжелый бомабрдировщик ТБ-1 с грузовым контейнером для авиадесанта.

15 августа 1931 года в районе Красного Села с двух самолетов АНТ-9 произвели выброс девятнадцати парашютистов с оружием, боеприпасами и двумя динамореактивными пушками (ДРП). После "Захвата» посадочной площадки они организовали круговую оборону и обеспечили посадку эскадрильи тяжелых бомбардировщиков ТБ-1. Затеи операция была повторена на Гатчинском аэродроме. В сентябре того же года по просьбе командующего Киевским военным округом И.Э.Якира парашютно-десантный и посадочный отряды провели еще две операции на маневрах Киевского военного округа. С трех самолетов ДНТ-9 сбросили воздушный десант в составе 229 бойцов под командованием Л.Г.Минова. Начало созданию массовых воздушно-десантных войск положило постановление Реввоенсовета СССР, принятое 11 декабря 1932 года. Для подготовки соответствующих кадров и подразделений Реввоенсовет постановил развернуть на базе авиадесантного отряда Ленинградского военного округа бригаду, возложив на нее обучение инструкторов по воздушно-десантной подготовке и отработку оперативно-тактических нормативов. Одновременно намечалось сформировать к марту 1933 года по одному авиадесантному отряду в Белорусском, Украинском, Московском и Приволжском военных округах. Эти планы были реализованы - в 1933 году в вышеназванных округах сформировали авиационные батальоны особого назначения. К 1934 году в десанте уже служило 8 тыс. человек. Начался новый этап в развитии воздушно-десантных войск.


Советский самолет Р-5 с парашютными мешками Г-6. 1934 год.

Десанту было необходимо легкое, но достаточно мощное оружие. Поэтому в его вооружении для начала решили значительно увеличить долю ручных пулеметов. Для разрушения опорных пунктов врага и борьбы с танками парашютисты могли использовать динамореактивные (безоткатные) орудия, весившие не намного больше станкового пулемета. Думали и об обеспечении десанта классической артиллерией - противотанковыми и полковыми пушками. Кроме того, нужны были боеприпасы, средства связи, медикаменты, продовольствие. Все это предполагалось сбрасывать вместе с людьми. Разработкой специальной тары занимался конструкторский отдел при НИИ ВВС. развернутый затем в Особое конструкторское бюро (Оскон бюро) ВВС. Его руководителем назначили П.И.Гроховского. Из гладенькой группы энтузиастов Осконбюро быстро превратилось в крупную проектную организацию со своими мастерскими и летным отрядом. Сами конструировали, сами делали и сами испытывали. При этом Гроховский зачастую проверял свои устройства лично. За необычность экспериментов группу испытателей прозвали "цирком Гроховского». В "труппу цирка» в разное время входили знаменитые летчики В.П.Чкалов и М.С.Каминский. В марте 1934 года Осконбюро передали Наркомату тяжелой промышленности, где его переименовали в Экспериментальный институт НКТП, но направленность его работы не изменилась.


Вариант кабины для десантников для сброса.

В первой половине 1930-х годов в Осконбюро создали целую гамму сбрасываемых мешков и коробов, а также парашютов для них, рассчитанных на вес до 1250 кг. Работы по грузовым парашютам и специальным упаковкам начали вести еще с апреля 1929 года, когда в НИИ ВВС выработали основные требования к ним. Согласно первоначальным планам все это предназначалось для снабжения партизанских отрядов, разведгрупп и. в духе времени, для организации восстаний". О воздушных десантах тогда еще не думали, однако позже эти разработки очень пригодились. Под руководством Гроховского еще в 1931 году создали «картонажный авиасбрасыватель». Это был сделанный из картона сигарообразный контейнер, в один из концов которого укладывался перкалевый парашют Г-2 диаметром 3,5 м. В "авиасбрасыватель» можно было загрузить до 30 кг груза (например, шесть винтовок или 5000 патронов). В том же году его приняли на вооружение под обозначением ПГ-2к. Самолет Р-5 мог нести десять таких «сигар». В мягкий «воздушный мешок» Г-3 укладывались три 76-мм артиллерийских снаряда, или три ручных пулемета ДП, или три ящика пулеметных лент. Он также сбрасывался с парашютом Г-2.


Подвешенная полковая пушка обр.1927 года под бомбардировщик ТБ-1

В октябре 1932 года приняли на вооружение мягкий мешок Г-4 и жесткий фанерный короб овального сечения Г-5 Они оба были рассчитаны на 150 - 160 кг груза. В том же году представили короба: Г-6 - на 80 кг и Г-7 - для крупногабаритных грузов, а также картонный цилиндр Г-8 для продовольствия. Мешки, короба, а позже специальные баки для горючего ПДББ подвешивались на бом-
бодержателях и сбрасывались как обычные бомбы с помощью ручки бомбосбрасывателя. Позднее для больших самолетов стали делать гак называемые "Грузовые мосты- - съемные конструкции с большим количеством бомбодержателей.
Сброс небольших грузов осуществляли по традиционной схеме: сначала отделение от машины, потом открытие купола. Крупные пробовали сбрасывать методом срыва: сначала раскрывался купол, который вытягивал груз из самолета. Это позволяло уменьшить как динамический удар, гак и высоту сброса. Вся сбрасываемая тара комплектовалась специальными грузовыми парашютами. Диаметр купола варьировался от трех до 30 м. Купола могли быть одинарными или тандемными - подвешенными один над другим. 8 основном их шили из перкаля. Но в Оскон-бюро работали и над другими материалами. После долгих мучений гам научились делать купола из марли. В 1935 году ВВС РККА приняли на вооружение семейство марлевых парашютов - Г-39, Г-40 и Г-41. По размерам они были больше, чем перкалевые для такого же груза, но стоили оченьдешеео. Мешки и короба могли обеспечить десант стрелковым оружием, включая разобранные пушки ДРП и станковые пулеметы, а также боеприпасами, взрывчаткой, продуктами и многим другим. Позднее создали специальную тару для беспарашютного сбрасывания грузов с малых высот и упаковки для хрупкого оборудования, в частности для радиостанций. В Осконбюро ее опробовали, загружая электрические лампочки.


Сброс полковой пушки произведен. 1932 год

В 1932 году успешно испытали парашютную систему ПД-0 для сброса 76-мм горной пушки обр. 1909 г. Пушка подвешивалась между стойками шасси бомбардировщика ТБ-1, а парашют в коробе цилиндро конической формы крепился на бомбодержателе Дер-13 под фюзеляжем. В том же году на вооружение ВВС приняли систему Г-9. Два мотоцикла «Харлей-Дэвидсон» подвешивались на бомбодержателях под крыльями биплана Р-5. Каждый мотоцикл был заключен в специальную раму и снабжен двумя парашютами, которые связывались через отверстие в центре купола первого и раскрывались один за другим. Позднее в Осконбюро сделали подвеску ПД-М2 для двух «харлеев" с колясками. Ее мог нести под фюзеляжем бомбардировщик ТБ-1. В расчете на этот же носитель спроектировали парашютную подвеску ПД-А для легкового автомобиля -Форд» (или ГАЗ-А). Машина была не совсем обычная. Во-первых, в Осконбюро ее переделали в пикап, в кузове которого монтировалась на треноге ДРП. Во-вторых, автомобиль получил усиленные рессоры, колпаки на колеса и обтекатель перед радиатором. От мотоциклов и автомобилей перешли к бронетанковой технике. В 1932 году изготовили образец системы Г-43 (ПД-Т) для сброса с парашютом английской танкетки "Карден-Ллойд* или ее советского варианта Т-27. Поскольку масса танкетки значительно превышала предельно допустимую нагрузку бомбардировщика ТБ-1, ее облепили на 344 кг, сняв все, что можно и даже слив воду из системы охлаждения. Самолет тоже пришлось облегчить. В частности, демонтировали одну из задних турелей и все пулеметы. Кроме того, значительно уменьшили запас горючего. В декабре 1932 года систему ПД-Т испытывали в НИИ ВВС- Она стала прообразом большого количества подобных устройств, предназначенных для десантирования легких танков, бронемашин и автомобилей.


Подвешенные мотоциклы Харлей-Дэвидсон под самолет Р-5

К середине 1930-х годов воздушно-десантные войска превратились в реальную боевую силу. Батальоны особого назначения развернули в воздушно-десантные бригады (сначала они именовались бригадами особого назначения), включавшие артиллерию и танки (по роте легких танков-амфибий). Первой из них стала АБОН (авиабригада особого назначения), расквартированная под Ленинградом, которую начали формировать с января 1933 года.

Каждой бригаде придавались транспортная эскадрилья (12 ТБ-3) и разведывательный отряд на самолетах Р-5-
Был создан широкий ассортимент специального снаряжения, включая подвески для перевозки и сброса тяжелой техники. В 1935 году приняли на вооружение подвеску ПГ-12. Она серийно выпускалась на заводе № 47 в вариантах ПГ-12 (для посадочного десанта) и ПГ-12П (для сбрасывания с парашютом). Всего заказали ЬООта-ких подвесок, но фактически сделали 150. В округа эти подвески поступили к октябрю 1936 года. К ПГ-12 крепи-пась грузовая платформа II1-1 ферменной конструкции, которая позволяла перевозить и сбрасывать с парашютами автомобили, бронемашины, легкие танки или артиллерийские орудия массой до 3 т. К примеру, на платформе можно было закрепить пикап (на базе ГАЗ-А или М-1), -полуторку ГАЗ-АА (с обрезанной верхней частью кабины) или одновременно четыре пушки -две 76-мм полковые образца 1927 г. и две 45-мм противотанковые с передками. Из бронетехники пробовали грузить танк-амфибию Т-37 и броневик Д-12. Скорость ТБ-3 с наружной подвеской уменьшалась на 10 - 20 км/ч. 8 1937 году ПГ-12 модернизировали, приспособив к поздним модификациям ТБ-3. В октябре 1936 года на Медвежьих озерах под Москвой испытали систему по сбросу танков на воду.


Подвешенная танкетка Т-27 под бомбардировщик. Высокое военное начальство осматривает машины.

Проектирование подвески ТВД-2 и механизма сброса велось в проектно-конструкторском секторе научно-испытательного отдела ВАММ имени Сталина под руководством военного инженера 3-го ранга Ж.Я.Котина. Танк Т-37А сбрасывали на озеро с высоты 5 - 6 м на скорости 160 км/ч. После касания поверхности воды машина прыгала 25 - 30 м. Для предохранения танка при ударе о воду под днищем машины монтировались специальные амортизирующие приспособления. Все они были просты и незатейливы: окованный железом деревянный брус под днищем танка, стальной лист (между ним и днищем наложили еловый лапник) и, наконец, просто связки веток под танком. В первом случае у амфибии промяло днище и вырвало часть заклепок. Около 20 минут она держалась на воде, а потом затонула. Во втором и третьем - танки тонули сразу из-за трещин в корпусе. Идею сочли бесперспективной, и работы по ТВД-2 прекратили. В декабре 1938 года завод "Подьемник» изготовил первую партию подвесок ДПТ-2. Эту конструкцию разработали инженеры Троицкий, Рогов и Зуев. Крепить ее было проще, чем ПГ-12, и на загрузку техники уходило меньше времени. В ассортимент нагрузки вошли танк Т-38, бронеавтомобили БА-20 и ФАИ, бронированный гусеничный тягач -Комсомолец", передвижная радиостанция БАК на шасси пикапа ГАЗ-А. Новая подвеска позволяла перевозить по воздуху грузовик ГАЗ-АА с обычной кабиной и даже трехосный ГАЗ-AAA. В отчете об испытаниях указали, что ДПТ-2 "Обладает большими преимуществами по сравнению со старой подвеской ПГ-12». В 1939 году ДПТ-2 приняли на вооружение.


Произведен сброс автомобиля "Форд-А" 1932 год

Между тем рейд воздушно-десантных войск слабо сочетался с возможностями транспортной авиации. Основная ставка по-прежнему делалась на самолеты ТБ-3. которые к тому времени явно устарели. Уже на учениях МВО в 1936 году возникли сомнения в ценности ТБ-3 для высадки воздушных десантов. Поэтому специально для ВДВ разработали военный вариант "Дугласа" - ПС-84К, с дополнительной дверью в левом борту. В коде войсковых испытаний 17 - 18 июня с ПС-84К проводилось десантирование бойцов 201-Й вдбр на аэродроме Рельбицы под Ленинградом. Бойцы покидали самолет через обе двери - левую и правую; на все уходило 12 - 14 секунд. Посадка десанта занимала около полуторы минуты. В выводах отчета записано: -Самолет ПС-84К в десантном варианте значительно лучше самолета ТБ-3..." Из сохранившихся документов следует, что ПС-84К планировали строить специально для ВВС (как с вооружением, так и без) или же переоборудовать в них при необходимости обычные пассажирские машины, заранее предусмотрев такую возможность. Но реально изменения, свойственные модификации "К", внедрили на серийных ПС-84 уже после начала Великой Отечественной войны. Поэтому в последних крупных предвоенных маневрах воздушно-десантных войск в августе 1940 года участвовали только устаревшие ТБ-3. На учениях имитировался захват аэродрома Мигалово под Калинином [ныне Тверь). Привлекались два авиационных полка - 3-й и 7-й тбап. Сначала 26 ТБ-3 высадили батальон па-сашютистое. затем им сбросили грузы с трех Р-5 Один ТБ-3 выбросил на парашютах также два мотоцикла и два грузовых мешка. Парашютисты «захватили» аэродром и начали принимать посадочный десант. С самолетов выгрузили девять танков Т-37А и две артбатареи - 76-мм и 45-мм пушек. Возможно, именно отставание нашей военно-транспортной авиации привело к тому, что, несмотря на накопленный опыт, в Великой Отечественной воине воздушные десанты Краской Армией использовались редко, так же как и переброска по воздуху тяжелого вооружения. В то же время разработанная в 1930-х годах тара для сброса грузов с парашютом широко применялась для снабжения окруженных частей и партизанских отрядов.


Легкий плавающий танк Т-41 на подвеске ПГ-12


К лету 1941 года закончилось укомплектование личным составом пяти воздушно-десантных корпусов численностью 10 тыс. человек каждый. Правда, воздушно-десантными они являлись только номинально, поскольку для их функционирования не хватало ни средств доставки, ни снаряжения, ни даже парашютов! Поэтому зачастую ВДВ использовались в качестве разведывательно-диверсионных подразделений, своего рода спецназа сухопутных войск. Так, в сооруженном конфликте на ХалхинТоле
приняла участие 212-я воздушно-десантная бригада. Во время советско-финляндской войны вместе со стрелковыми частями сражались 201, 204-я
и 214-я воздушно-десантные бригады. Десантники совершали рейды в глубокий тыл противника, нападали на гарнизоны, штабы, узлы связи, нарушали управление войсками, наносили удары по опорным пунктам.
Первый же настоящий боевой десант советские ВВС высадили во время вступления Красной Армии в Прибалтику. В Литве и Латвии действовала 214-я воздушная бригада. 16 июня
1940 года 63 ТБ-3 перебросили на аэродром под Шяуляем первую волну десанта - 720 человек. Каждый самолет брал от 16 до 24 человек плюс два-три мешка ПДММ. Перевезли также 160 пулеметов и 36 минометов. От Шяуляя десантники двинулись на броне танков в Латвию.


Грузовые автомобили ГАЗ на подвесках ПГ-12

С началом Великой Отечественной войны все пять воздушно-десантных корпусов участвовал» в ожесточенных боях с захватчиками на территории Латвии, Белоруссии, Украины. В ходе контрнаступления под Москвой для содействия войскам Западного и Калининского фронтов в окружении и разгроме вяземско-ржевско-юхновской группировки немцев в начале 1942 года была проведена Вяземская воздушно-десантная операция с десантированием 4 вдк (командир - генерал-майор А.Ф.Левашов, затем - полковник А.Ф.Казанкин). Эта операция вошла в историю как самая длительная операция такого рода. Ее началом считают 27 января, окончанием - 28 июня 1942 года. Выброска отрядов парашютистов производилась на Вяземском направлении и проходила в несколько этапов. С 27 января по 2 февраля, за шесть суток, удалось сбросить чуть более двух тысяч человек. Однако из-за больших потерь во время сброса и ошибок с местами высадки к решению боевой задачи смогли приступить только 1320 человек. Следующий десант высадили в ночь на 23 февраля, на этот раз удалось сбросить более 7 тыс. человек. Правда, в результате обстрела немецким истребителем прямо в самолете погиб командир 4-го воздушно-десантного корпуса генерал-майор В.Ф.Левашов. Парашютисты должны были вести наступление с тыла на немецкие части, с целью захвата рокадной железной дороги Вязьма - Киров и выхода к Вязьме, Дорогобужу, Юхнову. Им противостояли не менее пяти пехотных полков противника, занимавших укрепленные позиции, у них имелась артиллерия и авиационная поддержка.


Подвешенный танк Т-37А. Обратите внимание на подвешенный под танк стальной лист с досками. Он защищал танк от удара при приводнении.

Без тяжелого вооружения, не имея численного превосходства, части корпуса продвинулись в ряде направлений на 20 - 22 км к линии фронта. Но поскольку советские войска не смогли развить успешное наступление с другой стороны, с 1 марта десантники. понесшие к тому времени значительные потери, вынуждены были перейти к обороне. Фронт обороны составлял примерно 35 км, в строю оставалось около трех тысяч человек. Жестокие бои шли с переменным успехом с марта по коней апреля. В мае остатки корпуса начали прорываться к своим войскам, что им и удалось осуществить 21 - 28 июня.

Вяземская и другие воздушно-десантные операции показали, что шансы на успех при высадке в тылу врага имеют только небольшие диверсионные подразделения. Чем крупнее десант, тем труднее ему решать оперативно-тактические задачи. Поэтому летом 1942 года все 10 воздушно-десантных корпусов были преобразованы в гвардейские стрелковые дивизии.

До конца войны имела место еще только одна попытка высадки крупного парашютного десанта - в ходе Днепровской наступательной операции. В период с 25 по 28 сентября 1943 года между Черкассами и Ржищевом десантировались 4,5 тысячи человек. Вследствие ряда ошибок район их сброса составил по площади 40x70 км вместо планировавшихся 7x10 км. В боях, но не наступательных, а оборонительных, оказались задействованы лишь 2,3 тысячи человек, действовавших несколькими десятками разрозненных групп (самая большая - около 600 человек). Примерно 1,2 тысячи ушли к партизанам, остальные либо погибли, либо попали в плен. Этот десант провалился еще в большей мере, чем Вяземский.


Производится сброс танка Т-37А на Медвежье озеро, Московский военный округ, 1936 год.


___________________________________________________________________________________

Источник данных: Журнал "Бронеколлекция"

Сегодня российские десантники и ветераны Воздушно-десантных войск России отмечают свой профессиональный праздник.

История наших Воздушно-десантных войск началась 2 августа 1930 года. В этот день на учениях ВВС Московского военного округа, которые проводились под Воронежем, с воздуха в составе спецподразделения lбыло десантировано 12 человек. Эксперимент показал огромные возможности и перспективы парашютно-десантных частей.


С этого момента в СССР идет быстрое развитие новых войск, в своих задачах на 1931 года Реввоенсовет Красной Армии определяет: «…воздушные десантные операции должны быть всесторонне изучены с технической и тактической стороны Штабом РККА с целью разработки и рассылки соответствующих указаний на места». Что и было сделано.

В 1931 году в Ленинградском военном округе формируется авиамотодесантный отряд, насчитывавший 164 человека. Для десантирования при этом используют самолет ТБ-3& который брал на борт по 35 десантников, а на внешнюю подвеску - или легкий танк, или бронеавтомобиль, или две пушки калибра 76 мм. Замысел проверен экспериментом.


11 декабря 1932 года принимается постановление Реввоенсовета СССР о создании массовых Воздушно-Десантных Войск. На базе авиадесантного отряда Ленинградского военного округа, котрый десантировался весь год, формируются целая бригада. Главной задачей cтановится подготовка инструкторов-десантников плюс отработка оперативно-тактических нормативов. Уже к марту 1933 года инструкторы были подготовлены, нормативы рассчитаны и в Белорусском, Украинском, Московском и Приволжском военных округах начали формировать авиационные батальоны особого назначения.


Впервые сброс массированного парашютного десанта в присутствии иностранных делегаций был выполнен На маневрах в Киевском военном округе в сентябре 1935 года. Десантировались 1200 cпециально обученных военнослужащих, которыйе быстро захватили аэродром. Это впечатлило наблюдателей. На следующих крупных учениях в Белорусском военном округе был произведен сброс уже 1800 парашютистов. Это впечатлило немецких военных наблюдателей, Геринга в том числе. который был «в теме». Весной того же года он отдал приказ сформировать первый немецкий воздушно—десантный полк. Опыт советских ВДВ был с самого начала по заслугам оценен за рубежом.


Вскоре у войск, впервые появившихся в составе наших вооруженных сил, появляется возможность проверить свои возможности в реальных боевых условиях. В 1939 году в боях японскими войсками на реке Халхин-Гол принимает участие 212-я воздушно-десантная бригада. Во время советско-финляндской войны (1939-1940 гг.) сражаются 201, 204 и 214-я воздушно-десантные бригады.


К лету 1941 года комплектуют пять воздушно-десантных корпусов каждый численностью 10 тысяч человек. С началом Великой Отечественной войны все пять воздушно-десантных корпусов участвуют в ожесточённых боях на территории Латвии, Белоруссии, Украины. В ходе контрнаступления под Москвой в начале 1942 года проходит Вяземская воздушно-десантная операция с десантированием 4-го воздушно-десантного корпуса. Это крупнейшая операция ВДВ в годы войны. Всего в тыл немцев сброшено около 10 тысяч десантников.


В годы войны все воздушно-десантные соединения получают звание гвардейских. 296 десантников — звание Героя Советского Союза.

Исходя из опыта войны в 1946 году, ВДВ выводят из состава ВВС и включают в состав войск резерва ВГК и в непосредственное подчинение министру ВС СССР. Тогда же учреждается должность командующего ВДВ ВС СССР.


Первый командующий ВДВ — генерал-полковник В. В. Глаголев.

В 1954 году командующим ВДВ становится В.Ф. Маргелов (1909-1990), который остается в этой должности с коротким перерывом до 1979 года. С именем Маргелова связана целая эпоха в истории отечественных воздушно-десантных войск, недаром ВДВ получили неофициальное название «Войска Дяди Васи».


В 50-е годы на учениях воздушно-десантных частей особое внимание стало уделяться новым способам обороны в тылу противника, действиям десанта в условиях применения ядерного оружия. Части ВДВ начинают получать тяжелое вооружение - артиллерийские установки (АСУ-76, АСУ-57, АСУ-85), гусеничные боевые машины десанта (БМД-1, БМД-2). Военно-транспортная авиация оснащается самолётами Ан-12, Ан-22, которые были способны доставлять в тыл противника бронетехнику, автомобили, артиллерию, боеприпасы. 5 января 1973 года впервые в истории на парашютно-платформенных средствах в комплексе «Кентавр» с военно-транспортного самолёта Ан-12Б десантируется гусеничная БМД-1 с двумя членами экипажа на борту. Командир экипажа — сын Василия Филипповича Маргелова старший лейтенант Александр Маргелов, механик-водитель — подполковник Зуев Леонид Гаврилович.


ВДВ участвуют в чехословацких событиях 1968 года. Части 7-й и 103-й гвардейских воздушно-десантных дивизий захватывают и блокируют аэродромы Рузина (под Прагой) и г. Брно, подготовки их к приему военно-транспортных самолетов выполняли десантники. Через два часа десантники захватывают четыре моста через Влтаву, здания ЦК КПЧ, издательства, здания МВД, главпочтамта, телецентра, банков и другие важные объекты Праги. Это происходит без единого выстрела.


В дальнейшем части ВДВ участвуют в войне в Афганистане, военных конфликтах на территории бывшего СССР — Чечне, Карабахе, Южной и Северной Осетии, в Оше, Приднестровье и в зоне грузино-абхазского противостояния. Два десантных батальона выполняют задачи

Миротворческих Сил ООН в Югославии.


Сейчас ВДВ — одни из самых боеспособных подразделений Российской Армии. Они составляют основу Сил специальных операций. Ряды ВДВ насчитывают около 35 тысяч солдат и офицеров.


Мировой опыт



ВДВ США имеют богатые традиции и обладают большим боевым опытом. В отличие от России в США ВДВ не являются отдельным родом войск, американцы рассматривают ВДВ как специальный компонент сухопутных войск. Организационно ВДВ США объединены в 18-й воздушно-десантный корпус, в который также входят танковые, мотопехотные, авиационные подразделения. Корпус был сформирован в 1944 году на Британских островах и принимал участие в боевых действиях на территории Западной Европы. Соединения и части из его состава участвовали в боевых действиях в Корее, во Вьетнаме, на Гренаде, в Панаме, в зоне Персидского залива, на Гаити, в Ираке и Афганистане.


В настоящее время в состав корпуса входят четыре дивизии и разнообразные части и подразделения поддержки. Общая численность личного состава составляет 88 тысяч человек. Штаб корпуса находится в Форте-Брэгг, Северная Каролина.


ВДВ Великобритании


В британской армии ВДВ также не образуют отдельный род войск, а входят в состав Сухопутных сил.


На сегодняшний день Вооруженные силы Великобритании имеют одну — 16-ю десантно-штурмовую бригаду в составе 5-й дивизии Британской армии. Она была сформирована 1 сентября 1999 года, включив в свой состав части 5-ой воздушно-десантной бригады и 24-ой воздушной бригады. В ее состав входят воздушно-десантные, пехотные, артиллерийские, медицинские и инженерные части.


Основной упор в британской военной доктрине применения ВДВ делается на воздушный десант при поддержке вертолетных частей.


Свое название бригада получила в наследство от 1-ой и 6-ой воздушно-десантных дивизий, времён Второй Мировой войны. Эмблема «Нападающий орел» была позаимствована у Центра Специальной подготовки, который находился в Лохайлоте, в Шотландии.


16-ая бригада — основное ударное подразделение Британской армии, поэтому она принимает участие во всех военных операциях, проводимых Великобританией: Сьерра-Леоне, Македония, Ирак, Афганистан.


Личный состав бригады насчитывает 8000 служащих, что делает ее самой большой по численности из всех бригад британской армии.


ВДВ Франции


ВДВ Франции входят в состав Сухопутных войск и представлены 11-ой парашютной дивизией. Дивизия делится на две бригады и состоит из семи подразделений, по численности соответствующих батальону: 1-го парашютного полка морской пехоты, 2-го иностранного парашютно-десантного полка Иностранного легиона, 1-го и 9-го полков парашютистов-коммандос (легкая пехота), 3-го, 6-го и 8-го парашютных полков морской пехоты.


Штаб дивизии находится в Тарбе, в провинции Верхние Пиренеи. Личный состав насчитывает около 11 000 человек.


Французские десантники участвовали во всех военных конфликтах Франции последнего времени от войны в Индокитае до миротворческой операции в Мали.


ВДВ Германии


Немецкие десантники составляют основу сил специальных операций бундесвера. Организационно воздушно-десантные войска представлена в виде Дивизии специальных операций со штабом в Регенсбурге. В состав Дивизии входят: отряд специального назначения КСК («Kommando Spezialkrafte»), сформированный на базе бывшей 25-й парашютно-десантной бригады; 26-я парашютно-десантная бригада; 31-я парашютно-десантная бригада; а 4-й полк управления и связи; зенитно-ракетная батарея; 310-я отдельная рота разведки; 200-я разведывательно-диверсионная рота. Личный состав насчитывает 8 тысяч человек.


Десантники бундесвера принимают активное участие во всех миротворческих и войсковых операциях ООН и НАТО, проводимых в последнее время.


ВДВ Китая


В Китае воздушно-десантные войска входят в состав ВВС. Они сведены в 15-й воздушно-десантный корпус (штаб в г. Сяогань, провинция Хубэй), который состоит из трёх воздушно-десантных дивизий - 43-ю (Кайфын, провинция Хубэй), 44-ю (Иншань, провинция Хубэй) и 45-ю (Хуанпи, провинция Хубэй).


В настоящее время в воздушно-десантных войсках ВВС НОАК насчитывается, по разным оценкам, от 24 до 30 тыс. человек личного состава.

Воздушно-десантные войска Советского Союза

Первый случай применения воздушного десанта с присущими для этого рода войск специфическими задачами по охвату позиций противника с воздуха, действию в его тылу с целью захвата оружия и нарушения управления мобильными силами был зафиксирован весной 1929 года.В это время структуры формирующихся советских ВДВ уверенно провели операцию по обезвреживанию отрядов басмачей, которые вероломно вторглись на территорию Советского Таджикистана.

Но профессиональным праздником всех десантников не только в России, но и в большинстве стран СНГ считается 2 августа. Именно в этот день на одном из войсковых учений были использованы силы парашютного десанта.

Начало истории ВДВ СССР


Части ВДВ в СССР стремительно расширялись. На базе опытных авиамотодесантных отрядов были созданы авиационные батальоны особого назначения. Новые батальоны требовали качественной подготовки личного состава как в практическом, так и технико-тактическом аспектах. В предвоенный период резко возросло число учений, в ходе которых отрабатывались навыки применения воздушного десанта.Советские ВДВ приняли активное участие в вооруженных конфликтах на реке Халхин-Гол, в финской кампании, в присоединении Бессарабии к СССР.

К началу Великой Отечественной войны личный состав ВДВ СССР насчитывал более десяти тысяч человек. Солдаты и офицеры ВДВ принимал активное участие во многих сражениях, ставших решающими для судьбы всей военной кампании: контрнаступление под Москвой, форсирование Днепра, Маньчжурская стратегическая операция.

С 1946 году ВДВ СССР были подчинены непосредственно Министру обороны. Становление и развитие воздушного десанта как современного рода войск, качественное изменение его тактики связано с именем Василия Филипповича Маргелова, возглавлявшего элитные подразделения в 1954-1959 и 1961-1979 годах. Фигура Василия Федоровича считается культовой в среде нескольких поколений советских, а затем российских десантников. Не случайно аббревиатура «ВДВ» шуточно расшифровывается как «Войска дяди Васи».

В.Ф. Маргелов причастен и к созданию главного отличительного знака ВДВ СССР - эмблемы в виде парашюта, окруженного двумя самолетами. Не знакомый со всеми тонкостями геральдического дела, легендарный военачальник, тем не менее, отлично понимал, что эмблема ВДВ СССР должна стать узнаваемой и любимой всеми солдатами и офицерами, так или иначе связанными с «крылатой пехотой». Расчет Василия Филипповича оправдался: знаки ВДВ СССР сегодня являются настоящим символом и воплощением десантного братства, которым придается сакральный смысл.

Известная всем эмблема ВДВ СССР была разработана Зинаидой Ивановной Бочаровой. Сам Маргелов, оценивая заслуги чертежника штаба ВДВ, назвал ее «Десантником номер 2» («Номером один», естественно, был сам Василий Филиппович).

Состав ВДВ СССР


К середине 1980-х годов насчитывалось семь дивизий ВДВ СССР, а также три отдельных полка. Части ВДВ СССР по ряду параметров можно было разделить на парашютно-десантные и десантно-штурмовые части. Отличие частей заключалась в различной подчиненности, оснащенности военной техникой и ряду других параметров. Так, парашютно-десантные подразделения были предназначены для ведения боевых действий в более глубоком тылу, чем мобильные десантно-штурмовые части ВДВ СССР. В целом же основные параметры подготовки личного состава и боевые задачи частей обоих видов были схожими, а в большинстве случаев совпадали. Дивизии ВДВ СССРдислоцировались в Литовской ССР, РСФСР, Молдавской СССР, БССР, Азербайджанской ССР, Узбекской ССР.

Особенно сложным являлся вопрос существования спецназа ВДВ СССР. Подразделения Специального назначения ГРУ назывались десантниками, так как истинное наименование данных воинских структур на официальном уровне никак не афишировалось. В итоге бойцы войск специального назначения носили форму ВДВ, хотя ни по специфике выполняемых боевых задач, ни по подчинению к этому роду войск не относились.Спецназ ВДВ СССР до сих пор остается объектом острых дискуссий военных историков и специалистов.

Советские ВДВ в ходе Афганской кампании


События в Афганистане стали крупнейшей после Великой Отечественной войны кампанией, в которой были задействованы части ВДВ СССР. 18 линейных батальонов ВДВ СССР составили пятую часть от всех «линейных» батальонов Ограниченного контингента Советских войск в Афганистане.

Специфический рельеф не позволял использовать все тактические возможности десантных подразделений. Тем не менее, летом 1982 года в ущелье Пандшер в успешной операции по зачистке данного района приняли участие более четырех тысяч солдат и офицеров частей советских ВДВ.

Участие ВДВ СССР в иных вооруженных событиях

В условиях «холодной войны» Вооруженные Силы СССР должны были всегда быть готовыми к защите своих интересов в любой точке земного шара. Воздушно-десантные подразделения, оснащенные самим современным вооружением, не имеющим аналогов в мире для данного рода войск, с успехом справлялась с поставленными задачами. В частности, бойцы советских ВДВ во многом обеспечили успех операций войск Организации Варшавского Договора в Венгрии в 1956 году и Чехословакии в 1968 году.

В истории ВДВ СССР существуют и менее известные страницы. Так, силами данного вида войск была проведена операция «Родопы», которая являла собой демонстрацию военного присутствия в приграничных с Грецией регионах Болгарии. Дело в том, что в 1967 году в Греции произошел военный переворот, и новые власти, не скрывавшие своих антикоммунистических настроений, выражали заинтересованность в ревизии границы между Болгарией и Грецией. Таким образом, ВДВ СССР сыграли значимую роль в сохранении стратегического превосходства СССР в Центральной и Юго-Восточной Европе.

Как отображена тематика советских ВДВ в электронных ресурсах?

Огромной популярностью сегодня пользуются видео о ВДВ СССР, широко представленные в сети Интернет. Каждый интересующийся историей ВДВ СССР имеет возможность просмотра уникальных кадров, на которых запечатлены основные этапы становления и развития данного рода войск. Особый сегмент составляет кинохроника участия воздушно-десантных подразделений в войне в Афганистане.

Фото ВДВ СССР также весьма точно отражают дух эпохи развития этих элитных воинских подразделений. Для многих наших соотечественников, посвятивших свою жизнь «крылатой пехоте», черно-белые снимки становятся настоящей семейной реликвией. Каждый интересующийся военной историей может ознакомиться с качественными фото и видео ВДВ СССР на множестве специализированных сайтах.

2 августа 1930 года недалеко от Воронежа были проведены учения военно-воздушных сил (ВВС). Особенностью учений стало десантирование на парашютах воинского подразделения в количестве двенадцати человек с самолета «Фарман-Голиаф». Эта дата стала днем Красной армии, в дальнейшем ставших отдельным родом войск, командование которым осуществлялось командующим. Командующие ВДВ назначались из числа опытных боевых офицеров.

Новый род войск

Первое воздушно-десантное подразделение было сформировано в СССР в 1931 году. В декабре 1932 года Реввоенсовет своим Постановлением вводит воздушно-десантные подразделения. Началось массовое развертывание частей нового рода войск, девизом которых в будущем станет «Никто, кроме нас».

Первоначально воздушно-десантные подразделения входили в структуру ВВС Красной Армии, но 3 июня 1946 года постановлением правительства СССР ВДВ были переданы в подчинение лично министру Вооруженных Сил (ВС) СССР. В связи с этим была введена штатная единица командующего этого рода войск.

Командующие ВДВ СССР и РФ, каждый в свое время, внесли вклад, кто больше, кто меньше, в развитие своих войск.

Командующие «крылатой пехотой» СССР

За время существования ВДВ командование этим особенным доверялось пятнадцати командующим.

Открывает список Василий Васильевич Глаголев - в 1946 году он возглавил новый род войск в СССР.

С октября 1947 года, после внезапной смерти В.В. Глаголева, командующим назначается Александр Федорович Казанкин.

Менее года (конец 1948 года - сентябрь 1949 года) войска воздушного десанта находились под командованием Руденко Сергея Игнатьевича, маршала авиации.

Генерал Горбатов А. В. командовал ВДВ с 1950 по 1954 годы.

Человек-легенда Маргелов В. Ф. руководил воздушными десантниками более 20 лет (1954 - январь 1979).

В последующие годы командующие ВДВ СССР занимали свои посты максимум год-два, за исключением Д. С. Сухорукова:

  • Тутаринов И. В. (1959 - 1961);
  • Сухоруков Д. С. (1979 - 1987);
  • Калинин Н. В. (1987 - начало 1989);
  • Ачалов В. А. (1989 - 1990);
  • Грачев П. С. (январь - август 1991);

Подколзин Е. Н. стал последним командующим "крылатой пехоты" СССР и первым - России (август 1991 - ноябрь 1996).

Командующие «голубых беретов» России

С образованием Российской Федерации наблюдается определенная стабильность в руководстве ВДВ: командующие занимают свои должности более продолжительное время, что говорит о серьезности подбора кадров в Министерстве обороны страны.

Последнюю четверть века ВДВ России находились под командованием генералов:

  • Подколзина Евгения Николаевича (сентябрь 1991 - декабрь 1996);
  • Шпака Георгия Ивановича (декабрь 1996 - сентябрь 2003);
  • Евтуховича Валерия Евгеньевича (ноябрь 2007 - май 2009);
  • Шаманова Владимира Анатольевича (май 2009 - по настоящее время);

Первый командующий

После вывода из подчинения ВВС министром ВС СССР был назначен первый командующий ВДВ: им стал генерал Василий Васильевич Глаголев.

Родился 21 февраля 1896 года. Первичное образование получил в начальной школе и реальном училище Калуги.

С началом гражданской войны (1918 год) воевал на стороне Красной Армии в кавалерии. После окончания братоубийственной войны Глаголев проходит Третьи Бакинские курсы командиров и продолжает служить в 68-м кавалерийском полку.

В 1941 году после Высших академических курсов при Военной академии (ВА) им. Фрунзе получает звание полковника. В годы войны показал себя умелым командиром. За действия в боях на Днепре 27 октября 1943 года Глаголев получает звание генерал-лейтенанта, а вскоре и звезду Героя. В 1946 году Глаголев назначается командующим ВДВ СССР.

За выдающиеся заслуги был награжден орденом Ленина (дважды), орденом Красного Знамени (дважды), орденами Суворова и Кутузова.

Учения 21 сентября 1947 года стали последними для командующего - он скончался в ходе их проведения. Могила находится на Новодевичьем кладбище.

Его имя носят улицы Москвы, Минска, Калуги.

Войска дяди Васи

Так расшифровывалась аббревиатура ВДВ в период, когда "крылатой пехотой" командовал Филиппович - человек-легенда ВС СССР.

Командующий ВДВ СССР Маргелов В. Ф. родился 9 января 1908 года в Екатеринославле (ныне Днепропетровск). В 1928 году по комсомольской путевке Маргелов направляется в военную школу в Минске, которую с отличием оканчивает в 1931 году. В советско-финляндскую войну молодой офицер проявляет воинскую доблесть.

Нападение фашистской Германии Маргелов встречает в должности командира стрелкового полка, а с 1944 года ему доверяется 49-я стрелковая дивизия 28-й армии 3-го Украинского фронта.

За умелое руководство вверенными частями во время комдив Маргелов получает звезду Героя.

После Победы учится в ВА Генштаба ВС СССР им. Ворошилова, по окончании командует дивизией. Затем был Дальний Восток, где Маргелову доверили корпус.

С 1954 по 1979 годы (с перерывом в 1959 - 1961 гг.) Маргелов командует ВДВ. В этой должности «Суворов ХХ века» проявил себя замечательным организатором: благодаря ему "голубые береты" стали грозной ударной силой, не знавшей себе равных.

Суровый характер Маргелова органично сочетался с отцовской теплотой к подчиненным. Забота о людях была приоритетом для командующего. Воровство каралось беспощадно. Боевая учеба сочеталась с обустройством солдат и офицеров. За звали Маргелова "батей".

Именно в его бытность командующим ВДВ в 1973 году впервые стало возможным десантирование бронетехники с экипажем внутри.

Рязанскому высшему командному училищу ВДВ присвоено имя Маргелова. В Рязани, Санкт-Петербурге, Пскове и многих других городах память о "Десантнике №1" увековечена в названиях улиц, площадей, памятниках.

Командующий ВДВ двух государств

Командующий ВДВ генерал-полковник Подколзин Е. Н. - уникальный в определенной степени военачальник: будучи командующим, с распадом СССР продолжил занимать эту должность в десантных войсках РФ.

Окончил училище ВДВ города Алма-Аты, затем - ВА им. Фрунзе. В 1973 году командует десантным полком, а через три года - уже 106-й дивизией.

В 1982 году, после учебы в ВА Генштаба им. Ворошилова, назначается первым заместителем начштаба ВДВ, затем - начштаба-первым замом командующего ВДВ. В 1991 году Подколзин назначается командующим.

С распадом Союза Евгений Николаевич продолжает службу в должности командующего ВДВ, но теперь уже нового государства - России. В 1996 году Подколзин был уволен в запас.

Годы службы Подколзина отмечены орденами, среди которых Красная Звезда.

Командующий Шпак Г.И.

Командующий ВДВ РФ Георгий Иванович Шпак родом из города Осиповичи, что находится в Могилевской области. Дата рождения - 8 сентября 1943 года.

После Рязанского высшего училища ВДВ продолжил службу в учебных подразделениях училища и десантных частях.

В 1978 году Шпак после ВА им. Фрунзе занимает должности комполка, начштаба 76-й дивизии ВДВ, а затем командира этой дивизии.

В декабре 1979 года его полк первым принял участие в военном конфликте в Афганистане.

После ВА Генштаба ВС СССР (1988 год) занимает должности командующего армией, начальника штаба Туркестанского и Приволжского округов.

В декабре 1996 года назначается командующим ВДВ. На этом посту Шпак пробыл до сентября 2003 года, после чего уволился по достижении пенсионного возраста.

Георгий Иванович отмечен правительственными наградами, в том числе орденом Красного Знамени.

Второй Ермолов

Командующий ВДВ России Владимир Анатольевич Шаманов выделяется из всех своих предшественников: в его «активе» значатся две войны - чеченские.

Родился в Барнауле 15 февраля 1957 года. В 1978 году, после Рязанского училища, по рекомендации самого командующего ВДВ Сухорукова, назначается комбатом. Предельная требовательность к себе и своим подчиненным сделала его карьеру очень стремительной.

В 90-е годы Шаманов принимает участие в Карабахском конфликте, командует группировкой 7-й дивизии ВДВ в Чечне. В конце 1995 года становится замкомандующего группировкой ВС РФ в Чечне, а через год - командующим этой группировки.

Жесткость Шаманова в принятии решений многими сопоставляется с известным генералом Ермоловым, в свое время «принудившим к миру» Кавказ.

В мае 2009 года Владимир Анатольевич назначается командующим ВДВ РФ. В этой должности он находится по настоящее время. Служит жестко и действенно.

Роль командующих ВДВ

Командующие ВДВ, несомненно, сыграли решающую роль в становлении и развитии воздушного десанта нашей страны. Каждый из них сделал все, чтобы «крылатая пехота» стала грозной силой, способной решать любые задачи в любой точке планеты.

Трудно переоценить вклад таких командующих, как Глаголев, Маргелов, Шаманов. Они заслужили почет и уважение сослуживцев и мирного населения, и народ воздает им должное.