Что такое мидия в истории. Мидия — краткая история мидийского царства. Как достичь успеха в бизнесе

Ми́дия, историческая область в северо-западной части Иранского нагорья. В 70-х гг. 7 - сер. 6 вв. до н. э. царство со столицей в Экбатане. Расцвет при Киаксаре. В 550/549 завоевана персами. Возродившееся в последней четверти 4 в. до н. э. мидийское царство занимало часть территории Мидии - южный Азербайджан, который позже был назван Мидией (или Малой Мидией, Мидийской Атропатеной, Атропатеной).

Предыстория государства Мидии восходит к 15-14 векам до н. э., когда первые ираноязычные племена проникли в северо-западный Иран из Предкавказья. На основе взаимодействия части пришельцев с местными кутийско-каспийскими племенами к началу 9 века в долине реки Кызыл-Узена и сопредельных юго-восточных областях сложился т. н. Мидийский союз племен (в ассирийских источниках - «Мадай»).

В 834-788 ассирийские войска систематически вторгались на территорию мидян и при Семирамиде и Ададнерари III (810-783) покорили весь северный Иран вплоть до Каспия и Деште-Кевира . Только ослабление Ассирии в 770-х под ударами Урарту привело к быстрому освобождению мидян. Новая череда ассирийских походов (744-713) привела к вторичному включению Мидийского союза и соседних областей в Ассирийскую державу. Однако вторжение скифов в северо-западный Иран (ок. 675) привело к восстанию местных подданных Ассирии; несмотря на успешный карательный поход Асархаддона в 674, уже в 673 три ассирийские «провинции» в Мидии с помощью скифов окончательно отложились от Ассирии и сформировали самостоятельное Мидийское государство со столицей в Экбатанах.

Первым царем Мидии стал Хшатрита (ок. 673-653), однако впоследствии основателем царства считался некий Дейок (конец 8 века), вождь небольшого племени, родственного мидянам, в 715 плененный ассирийцами; как видно, он приходился предком Хшатрите. Новое государство быстро объединило северный Иран; теперь оно состояло из шести племен - бусов, паретакенов, струхатов, арьязантов, будиев и магов (некоторые из них представляли местное доиранское население, но быстро иранизировались). Примирение скифов с Ассирией заставило было Хшатриту номинально признать верховное владычество Ашшурбанипала (ок. 665/660); тем не менее в 653 Хшатрита двинулся в поход на коренные области Ассирии и, по-видимому, занял долину Диялы , однако был разгромлен ассирийскими союзниками - скифами и погиб (652). Мидия (царем которой был как будто признан малолетний Хувахштра (Киаксар), сын Хшатриты) попала под владычество скифов, свергнутое лишь в 625.

Независимое правление Хувахштры (625-585) стало эпохой расцвета Мидийской державы. В 625-616 Хувахштра подчинил большую часть Иранского нагорья, в т. ч. Персию и Элам (как вассалов), а также Парфию и, может быть, Арейю и Дрангиану . В 615-609 он воевал на стороне Вавилонии против коалиции Ассирии, Урарту и Манны и присоединил в ходе этой войны всю северо-восточную часть Ассирии, Скифское царство (613), Манну и Урарту (последние три государства - на вассальных началах), после чего втянулся в конфликт с Арминой (609 - ок. 605), закончившийся, вероятно, подчинением последней.

Ок. 600 (?) мидяне, согласно легенде, отбили нашествие массагетов на Парфию. В 596 Мидия войсками своего эламского вассала безуспешно напала на Вавилонию; в ответ ок. 594 Навуходоносор II разгромил эламитов и захватил западный Элам (Сузиану). Ожидалась большая война, но одновременно возникла угроза Мидии со стороны лидийского царя Алиатта, под чье влияние к концу 590-х попала Армина и часть скифов, откочевавшая в пределы Лидии. Хувахштра должен был примириться с Вавилонией и обратиться против Лидии. В ходе мидийско-лидийской войны (590-585) Урарту, Манна и Скифское царство были уничтожены и прямо включены в состав Мидии, расширившаяся Армина признала ее власть, а лидийцы отступили за реку Галис, объявленную границей между Мидией и Лидией по миру 585 г., неожиданно превратившему недавних врагов в союзников. Престарелого Хувахштру вскоре сменил Астиаг (584-550).

Мидийское царство, с момента покорение скифов в 613 притязавшее, по-видимому, на всеазиатское владычество, на деле было довольно рыхлым государством, включавшем по крайней мере три полунезависимых образования: Элам, Персию и Армину. Персидский царь Кир, объединив вокруг себя все персидские племена, поднял мятеж против Астиага (553) и после трехлетней войны овладел всем Мидийским царством, основав державу Ахеменидов (550). Таким образом, Мидийская держава стала ядром персидского «Царства стран».

Древние цивилизации Бонгард-Левин Григорий Максимович

МИДИЯ

Необходимость оказать сопротивление грабительским нашествиям ассирийцев ускорила процесс объединения мелких мидийских княжеств в единое государство. В 672 г. до н. э. мидийцы, поддержанные киммерийцами и скифами, вторгшимися из Северного Причерноморья в Переднюю Азию в последние десятилетия VIII и в начале VII в. до н. э., подняли восстание против Ассирии. Но вскоре ассирийцам удалось добиться, чтобы скифы отпали от восставших. Мидийцы продолжали борьбу и смогли добиться независимости. Они сумели создать свое государство, которое к середине VII в. до н. э. наряду с Ассирией, Эламом и Урарту стало крупным царством. В 653 г. мидийцы предприняли поход против Ассирии. Но в это время скифы, союзники Ассирии, напали на мидийцев. Последние потерпели поражение, не выдержав борьбы на два фронта. В 653-624 гг. до н. э. в Мидии господствовали скифы.

В 624 г. до н. э. мидийский царь Киаксар нанес поражение скифам и окончательно объединил все индийские племена в единое государство со столицей в Экбатанах (ныне Хамадан). Вскоре Киаксар создал боеспособную регулярную армию, реорганизовав ее по родам оружия (копьеносцы, лучники и конница) вместо прежнего ополчения по племенному принципу.

Теперь мидийцы обратились против Ассирии, которая к тому времени уже более десяти лет воевала с Вавилонией. В 614 г. до н. э. мидийцы во главе с Киаксаром захватили Ашшур, древнюю столицу Ассирии. В августе 612 г. мидийцы и вавилоняне ворвались в Ниневию. В результате разгрома Ассирийской державы мидийцы захватили восточную часть Малой Азии и коренную территорию Ассирии.

Киаксар, которого древнегреческий трагик Эсхил назвал «основателем владычества над Азией», стал расширять границы своего государства за счет южных и восточных соседей. Один из первых его ударов обрушился на Персию, которая была завоевана около 624 г. до н. э. Киаксару удалось захватить также Парфию и Гирканию, расположенные к востоку от Каспийского моря, а кроме того, Армению. Около 590 г. Киаксар присоединил к Мидии Манну - крупное государство к западу от Мидии. Тогда же мидийцы подчинили своей власти и Урарту.

В VII и первой половине VI в. до н. э. Мидия была центром иранской материальной и духовной культуры, которую затем заимствовали и развили персы. В трудах Геродота и Полибия сохранилось описание царского дворца в Экбатанах. Дворец был окружен семью крепостными стенами. При этом одна стена возвышалась над другой на высоту бастиона, а сами бастионы были окрашены в различные цвета. Два бастиона, примыкавшие к дворцу, были соответственно посеребрены и позолочены. Внутри этих стен находились сам дворец и сокровищница. Дворец имел в окружности более одного километра. Потолки и портики дворцовых покоев были сделаны из кедра, обшитого золотом и серебром. Раскопки археологических памятников Мидии начались всего несколько десятилетий назад. Поэтому исследователям еще предстоит открыть индийскую дворцовую архитектуру и памятники монументального искусства. За последние 30 лет на территории Мидии велись интенсивные археологические работы. Обнаруженные в ходе их памятники относятся к эпохе железного века и датируются временем между 1300-600 гг. до н. э. Особо следует отметить «луристанские бронзы» - вотивные и бытовые предметы, оружие, детали конской сбруи, изображающие реальных и фантастических животных. Часть предметов относятся к рубежу II и I тыс. до н. э.

В 1947 г. местные жители нашли у высокого холма в 42 км к востоку от г. Саккыз большой клад. Среди найденных сокровищ выделяются золотое нагрудное украшение, которое, по всей вероятности, носил царь, обломок золотой царской диадемы, массивная золотая часть ножен меча, серебряные и золотые детали конской сбруи и керамические сосуды. Для украшения этих предметов чаще всего использовались изображения оленя, грифа, зайца и барана. Позднее археологи установили, что на месте клада в VIII-VII вв. до н. э. была расположена крепость. Надо полагать, что к тому же времени относятся и упомянутые вещи из Саккыза.

С 1951 г. велось исследование холма Хасанлу в северо-западном Иране. Этот холм высотой 25 м скрывал, в частности, памятники мидийской эпохи. Было раскопано укрепленное здание (по-видимому, дворец), окруженное стеной с двенадцатью башнями, интервалы между которыми составляют около Юм. К зданию вел портик длиной 4,5 м. За портиком следовал «зал аудиенций» с четырьмя рядами колонн. Здание это погибло в огне в конце IX в. до н. э. во время набега урартского войска.

В 1961 -1962 гг. был раскопан могильник Марлик в области Гилян. Этот памятник содержал 53 погребения с богатым инвентарем. Особый интерес представляют найденные в нем золотая фигурка человека в церемониальной одежде, мужская и женская керамические фигуры обезьяно-людей, золотые и серебряные сосуды с изображениями различных, в том числе и фантастических, животных.

Большой интерес представляет памятник мидийской эпохи, получивший название Нуш-и Джантепе. Он расположен в 70 км к югу от Хамадана. В 750-600 гг. там была мидийская крепость с культовыми и административными зданиями и жилыми покоями для правителей и их вельмож. Помещения крепости, сооруженные из сырцового кирпича, сохранились на высоту до 8 м. На территории крепости находились также зал для аудиенций и два храма огня. Все эти здания были обнесены круглой кирпичной стеной с башнями.

Из книги Занимательная Греция автора Гаспаров Михаил Леонович

Мидия и царь Кир Мидяне, сокрушившие ассирийскую власть, жили в нагорьях, что высятся над долиной Тигра и Евфрата. Земли эти были просторные, но бедные, и на все царство был только один город - Экбатаны, окруженный семью стенами семи цветов: белой, черной, красной, синей,

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Древние иранцы. Мидия Древние иранцы, принадлежавшие к одной из ветвей индоевропейцев, появились на территории современного Ирана на рубеже II–I тысячелетий до н.э., причем в науке до сих пор не решен вопрос, откуда они появились – с территорий Кавказа или из Средней Азии

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Иран и Мидия в I тысячелетии до н. э Ранние государства мидян и «авестийских ариев» Первая половина I тысячелетия до н. э. была временем нарастающей ассимиляции аборигенного населения и на Западе, и на Востоке Ирана. На основе взаимодействия пришлых иранцев с местными

Из книги Рассказы Геродота о греко-персидских войнах и еще о многом другом автора Гаспаров Михаил Леонович

Рассказ второй, место действия которого - Мидия, а главный герой - персидский царь Кир Царствование Кира: 559–530 гг. до н. э.Взятие Вавилона: 538 г. до н. э.«Итак, лидийцы порабощены были персами. С этого времени повествование наше будет следить за Киром - кто был сей

Из книги История Древнего мира. Том 2. Расцвет древних обществ автора Свенцицкая Ирина Сергеевна

Лекция 7: Мидия и Ахеменидская Персия. Мидия.Родственные друг другу индийские и персидские племена пришли на Иранское плато не позже начала I тысячелетия до н.э. (скорее даже во II тысячелетии до н.э.). Мидяне осели в Северном Иране, а персы - на юге, в современной провинции

Мидия - первоначально наименование племенного союза, затем - царства, расположенного в северо-западных областях Иранского нагорья. Впервые мидяне упоминаются в Ассирийских летописях IX в. до Р.Х. Мидийское царство возникло в VII в. до Р.Х. в результате антиассирийского восстания, поддержанного киммерийцами и скифами. В союзе с Вавилонией Мидия разгромила Ассирийскую державу, завоевала Урарту, Северную Месопотамию, Парфию, Персию и часть Малой Азии. В 1585 г. до Р.Х. разделила сферы влияния в Передней Азии с Лидией. В VI в. до Р.Х. на подконтрольных ей территориях разросся персидский племенной союз, война с которым (553-550) закончилась поражением Мидии, захватом ее столицы Экбатаны (современный Хамадан) и включением в состав Персидской державы. Последнее упоминание о Мидии как самостоятельном государстве имеется в армянских источниках 1 в. до Р.Х.

Мидийское царство, втор. пол. VII в. до н. э. - 550 г. до н. э.

Мидийцы были ближайшими родственниками персов. Они создали крупное государство на Ближнем Востоке, подчинив себе Ассирию, Персию, Сирийские царства и некоторые другие территории.

Традиционная хронология Мидии вызывает большие сомнения. Приводимая здесь - получена в результате современных исследований.

Дейок втор. четв. VII в. до н. э. - 640-е гг. до н. э.

Фраорт 640-е гг. - 620-е гг. до н. э.

Киаксар 620-е гг. - ок. 585 г. до н. э.

Астиаг ок. 585-550 гг. до н. э.

В 550 г. до н. э. Мидийское царство было уничтожено царём области Парсуа из династии Ахеменидов - Киром II .

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 583.

Далее читайте:

Мидии цари , царская династия, правившая в Мидии (Иран) ок. 670-550 гг. до Р. Х.

Дайукку , царь Мидии (Иран), правивший ок. 670-647 гг. до Р. X.

Иштувегу (Астиаг), царь Мидии в 585-550 гг. до Р. Х.

Увахшатра (Киаксар, Хвахшатра) (625-585 гг. до н.э.), сын Фраорта, царь Мидии.

Фравартиш (Фраорт), царь Мидии (Иран), правивший в 647-625 гг. до Р. Х. Сын Дайукку. + 625 г. до Р. Х. По свидетельству Геродота, Фравартиш, унаследовав власть от отца, не удовольствовался владычеством над мидийцами и пошел войной на персов. Персы первые подверглись его нападению и первыми подчинились мидийцам. Властвуя над двумя этими народами, Фравартиш начал покорять Азию, народ за народом. Наконец он выступил в поход на ассирийцев, но погиб в этой войне, и с ним вместе погибла большая часть его войска.

МИДИЯ

Мидийская империя примерно в 600 г. до н. э.

Манна (1000—700 до н. э.).

Мидия (728—550 до н. э.).

Ахемениды (648—330 до н. э.).

Селевкиды (330—150 до н. э.).

Аршакиды (250 до н. э. — 224 н. э.).

Мидия — древнее государство, а также древняя этногеографическая область на западе Ирана, от р. Аракс и гор Эльбурс на севере до границ Персиды (Фарса) на юге и от гор Загроса на западе до пустыни Деште-Кевир на востоке.

Мидийское царство существовало в 670 до н. э. — 550 до н. э. и в годы своего расцвета было гораздо шире границ этнической Мидии.

Ираноязычные племена мидийцев известны в истории с начала IX века до н. э., когда они переселились из Средней Азии (по другой версии, с Северного Кавказа вокруг Каспийского моря) в Иран. В следующие века мидийцы постепенно ассимилировали неарийские племена кутиев, лулубеев и касситов , с древнейших времен населявших территорию Ирана.

В конце IX в. — начале VIII в. до н. э. Мидия была завоёвана ассирийцами, однако около 673 г. до н. э. мидийцы, которых возглавил Каштарити , восстали и обрели независимость.

Фраорт, который пошёл войной на персов и одержал победу

Вскоре после этого Мидией стала править местная династия, основателем которой был судья Дайукку. Его сын, Фраорт смог захватить Персию, а при его внуке — Увахшатре (греч. Киаксар ) — мидийцы завоевали совместно с вавилонянами огромную Ассирийскую державу. При этом Мидии отошла Северная Месопотамия; вслед за тем Увахштра покоряет Урарту и нападает на мелкие царства восточной Малой Азии; после длительной войны он успешно делит с Лидией Анатолию по реке Галис (Кызыл-Ырмак).

Таким образом к концу царствования Увахшатры мидийцы оказываются на вершине могущества, владея всем нынешним Ираном, Армянским нагорьем, Северной Месопотамией и востоком Малой Азии.

Столицей Мидии являлся город Экбатаны (ныне Хамадан).

Мидийский царь носил титул «Царя царей», что, впрочем, отражало не вселенские притязания (как это стали истолковывать позже), а тот факт, что он изначально был «первым среди равных» вассальных царьков.

Сын Увахшатры, Иштувегу (греч. Астиаг), попытался укрепить царскую власть, чем вызвал оппозицию вельмож.

Около 550 г. до н. э. Мидия была завоёвана вассальным персидским царьком , как говорят предания, при активной помощи недовольных Иштувегу мидийских вельмож. Персы были родственны мидийцам, сам Кир по матери принадлежал к мидийскому царскому роду (он был внуком Иштувегу), и, судя по всему, мятежные мидийские вельможи рассматривали победу персов как дворцовый переворот. Однако их надежды были обмануты: в течение одного поколения мидийцы были оттеснены от всех значительных постов и могли занимать лишь второстепенные должности в мировой державе Ахеменидов, а сама Мидия была превращена в одну из рядовых сатрапий и платила дань персам наряду с прочими покорёнными народами. Впрочем, Экбатаны продолжали считаться одной из столиц персидских (а затем парфянских) царей, где они предпочитали проводить знойные летние месяцы.

После смерти Александра Македонского последний сатрап Мидии Атурпатак (Атропат) провозгласил себя царём на севере своей бывшей сатрапии, в районе озера Урмия, основав таким образом государство «Малая Мидия», иначе «Мидия Атропатена », или просто «Атропатена ». От слова "Атропатена" возник позже этноним "Азербайджан ".

Мидийцы были очень близки к персам и по языку, и по религии, и по обычаям. Они носили длинные волосы и бороды; как и персы и все иранцы, они носили штаны, короткие сапожки и на поясе — акинак (среднее между длинным кинжалом и коротким мечом), бывший отличительным признаком свободного мужчины. В отличие от персов, они надевали не узкие куртки, а длинные свободные одеяния с большими рукавами (их быстро переняла персидская знать и презирали греки, считая «женскими»); от персов их также отличал особый вид головных уборов. Мидийские пехотницы были вооружены короткими копьями и плетеными, обтянутыми кожей щитами. Но в отличие от персов, сражавшихся в пешем строю, мидийцы славились своей конницей. Мидийский царь сражался в центре войска, стоя в ассирийской колеснице — обычай, перенятый персами. Как и все иранские народы, мидийцы использовали пластинчатые доспехи, покрывавшие и всадников, и коней.

Среди мидийцев более, чем среди персов, был развит чистый зороастризм, возможно, бывший государственной религией при Иштувегу. Недаром зороастрийские священнослужители — маги — происходили из мидийского племени с этим именем и до сего дня сохранили его название.

Мидийский язык

Вопрос о мидийском языке спорный. Одни учёные (например, И. М. Дьяконов. История Мидии, М.-Л., 1956) принимают существование единого мидийского языка; другие (например, О. Л. Вильчевский. Курды, м., 1961) отрицают это, считая, что мидийцы говорили на нескольких диалектах, которые наряду с персидским диалектом составляли единый древнеиранский язык. Это аргументируется тем, что языки, которые можно считать потомками мидийского (именно талышский, курдский), не демонстрируют необходимой степени родства. Во всяком случае, a priori можно полагать, что общим языком в Мидии был диалект Экбатанского округа (по общему правилу, согласно которому государственный язык — это, за немногими исключениями, язык столицы и двора).

История мидийского восстания известна по ассирийским гадательным надписям, не датированным по годам. Вероятно, в 671 г. восстание охватило ряд восточных провинций Ассирии. Главную роль играли мятежные местные правители из мидийских областей: Каштарити из Кар-Кашши, Дусани из Сапарды и Мамитиарши из Мадай. В союзе с ними были скифы, киммерийцы и манией. Под угрозой уже находились ассирийские крепости в Кишессу и даже в Бит-Хамбане. Ассирийцы пытались договориться с мятежниками и вождем скифов Партатуа. На этом наши сведения обрываются. Но часто предполагают, что Партатуа все же пошел на союз с Ассирией, и это помогло ей сохранить часть восточных провинций.

Мидия же к 669 г. считалась ассирийцами отдельной "страной". Но она еще не была единым царством. В ходе восстания, вероятно, возникло объединение типа военного союза, но каждый из трех руководителей правил в своей "стране", а их в Мидии было много больше. И по рассказу Геродота, являющемуся основным источником по истории Мидийского царства, после завоевания независимости Мидия оставалась разобщенной и в ней продолжались междоусобицы, пока она не была объединена Дейоком (иран. Дахыока). Сначала он был правителем и "судьей" своей "страны" (дахью), а затем возглавил мидийское объединение, еще состоявшее из различных "стран" и округ со своими правителями, и власть Дейока была ограничена определенными функциями, в частности "судьи" всей Мидии. Очевидно, в борьбе с местными правителями он добился того, что на специально собранном совете "всех мидян" был провозглашен царем.

После этого Дейок построил большой царский город с дворцом и сокровищницей внутри цитадели, окруженной мощными стенами, за которыми был поселен "прочий" народ; так были основаны Экбатаны (иран. Хагматана, совр. Хамадан). Была создана царская стража, установлены строгие дворцовые порядки, к царю обращались через вестников или подавая письменные прошения. Эти меры имели целью оградить и возвысить царя перед членами знатных родов, ранее равными ему по положению. Была учреждена полицейская служба, по всей стране имелись соглядатаи и подслушивающие.

Многое в этом рассказе Геродота скорее отражает порядки позднего периода существования Мидийской державы. Но ко времени Дейока относятся само утверждение царской власти, основание столицы, возвышение царя над правителями других "стран" и реальное объединение Мидии. Сын Дейока, Фраорт (ок. 646-624), начал завоевания за ее пределами. Первыми, по Геродоту, были покорены персы, а затем ряд других народов. Тоща Фраорт решился на войну с Ассирией, но в этом походе погиб с большой частью войска.

При его сыне Киаксаре (624/23-585/84) Мидия достигла наивысшего могущества, став великой державой. Однако в начале правления он потерпел неудачу в борьбе со скифами, и мидяне должны были платить им дань, как ее платили скифам многие народы Передней Азии. Позже Киаксар положил конец скифскому "владычеству" над Азией (по Геродоту, изменнически перебив часть скифов), но когда это произошло, неясно. Очевидно, до завершающего этапа войны с Ассирией Киаксар провел военную реформу: вместо ополчения, набираемого по народам и "странам", было создано регулярное войско из соединений копьеносцев, лучников и конницы.

Мидия вновь вступила в войну с Ассирией, которая в союзе с Манной, Урарту и Египтом вела борьбу с Нововавилонским царством и другими противниками. После поражения в 616 г. ассирийских и маннейских войск от вавилонян мидяне вторглись во владения Ассирии (и, вероятно, тогда же подчинили Манну); вскоре они были уже в провинции Аррапха (у совр. Киркука в Ираке), а затем прошли по коренным землям Ассирии до Ашшура и взяли этот ее древнейший центр (614 г. до х.э.).

В 612 г. мидяне и вавилоняне опять вторглись в Ассирию и двинулись на ее столицу. В августе 612 г. Ниневия пала после штурма и ожесточенных уличных боев.

В Мидийскую державу теперь входили Урартское, Маннейское и Скифское царства, к 593 г. сохранявшие автономию. Но она вскоре, видимо, была уничтожена, и в 590 г. началась война мидян с Лидией - к тому времени основным государством на западе Малой Азии. Война эта закончилась после битвы, во время которой произошло полное солнечное затмение 28 мая 585 г. По миру, закрепленному женитьбой сына Киаксара, Астиага, на дочери лидийского царя, граница обоих государств устанавливалась по р. Галис (Кызылырмак), - за Мидией была закреплена северовосточная часть Малой Азии.

О владениях Мидии на востоке достоверных данных не имеется. Сфера ее влияния охватывала, возможно, запад Средней Азии и Афганистана, но не распространялась на Маргиану (область Мерва) и области далее к востоку, впервые покоренные Ахеменидами.

Во многих, особенно периферийных, областях Мидийской державы сохранялись зависимые царства (как и персидское, управлявшееся Ахеменидами). Другие районы входили в провинции во главе в наместниками, назначаемыми из Экбатан. Но конкретных сведений о размерах наместничеств, полномочиях их правителей и иных особенностях внутреннего строя Мидийской державы почти нет. Бесспорно, однако, что она сыграла очень важную роль в развитии иранских государственных институтов, и многие из них были унаследованы и развиты при Ахеменидах.

Создание большого государства и завоевания, сопровождавшиеся захватом огромной добычи и дани, способствовали экономическому и социальному развитию мидийского общества, росту богатств определенных кругов знати. Есть данные о существовании в Мидии крупных хозяйств с эксплуатацией рабов и зависимых, а также свободных, лишившихся своего хозяйства. Укрепление царской власти, борьба с местными владетелями и знатью нашли идеологическое обоснование в учении магов, последователей дуализма маздеитского типа (сам культ Мазды засвидетельствован на западе Ирана и в Мидии с VIII в.). Противодействие централизации, местное "беззаконие" и усобицы объявлялись проявлением "Лжи" и противоположностью "Правде", "справедливому" миропорядку, осуществляемому на земле царем и его "благим законом". Эта идеология использовалась, по рассказу Геродота, уже при объединении Мидии Дейоком, а позже, очевидно, широко пропагандировалась в стране. Сами же маги играли видную роль в политической жизни и при царском дворе наряду с родовой, военной и вельможной знатью.

До начала VI в. внутренние противоречия скрадывались внешнеполитическими успехами. Но эпоха мидийской истории, связанная с борьбой за независимость, сокрушением Ассирии и последовавшими завоеваниями, закончилась с правлением Киаксара. Его сын Астиаг за 35 лет царствования не вел, во всяком случае на западе, значительных военных действий. Но Именно при нем происходило упорядочение институтов Мидийской державы (и, вероятно, установление многих из ее порядков, о которых писал Геродот). Астиаг стремился ограничить могущество высшей знати и был "жесток" с ней. Одновременно возросло влияние магов. В Мидии сложилась вапряженная обстановка.

В этих условиях часть знати во главе с членом царского рода и начальником войск Гарпагом вошла в сношения с персидским царем Киром II, готовившим восстание против Мидии. После начала восстания, в 550 г., во время похода Астиага на персов "его войско восстало против него, он был схвачен и отдан Киру", пишет вавилонская хроника. А по Геродоту, в решающей битве сражалась лишь часть мидийского войска, непричастная к заговору, а другая открыто перешла на сторону персов. Кир одержал победу, и Ахеменидская держава сменила Мидийскую.