Конфликтогены в общении конфликтные личности. Откуда берутся конфликтные клиенты? И что с ними делать? Описание события: «Когда»

Надо заметить, что при таком подходе правовая наука обна- руживает сходство с естественными науками: и там и здесь предметом научного осмысления являются объективные свой- ства и закономерности наличной, реально существующей, «опредмеченной» действительности.

II. Нормативность права

1. Нормативность - свойство права, выявляющее его смысл и предназначение; в нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных на- чал, связанных с обеспечением упорядоченности обществен- ной жизни, движения общества к свободе, согласия и компро- мисса в общественной жизни, защищенного статуса автоном- ной личности, ее прав и свободы поведения.

Выделяя свойство нормативности и рассматривая его в ка- честве определяющего, наиболее общего в составе всего ком- плекса свойств права, необходимо сначала заметить следую- щее:

Право под известным углом зрения может быть охаракте- ризовано как «система норм», т. е. общих правил, образцов, моделей поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и в соответствии с которыми должно строиться поведение всех лиц, попавших в нормативно регламентиро- ванную ситуацию.

При этом самое существенное заключается в том, что праву, если рассматривать его с глубоких институциональных пози- ций, свойственна нормативность особого качества. Это норма- тивность, имеющая характер всеобщности, т. е. такая, когда общие правила являются таковыми для всей страны, а сама нормативность выступает как нормативность общеобязатель- ная.

2. В чем же состоит значение присущей праву всеобщей (в рамках всей страны), общеобязательной нормативности?

Прежде всего нормативность такого особого рода обладает значительным (по масштабам и силе действия) регулятивным и демократическим потенциалом, потенциалом гуманизма. Фе- номен нормы, характерной для права, в том и состоит, что при ее помощи в общественную жизнь вносятся существенные эле- менты единства, равенства, принципиальной одинаковости: вводимый и поддерживаемый юридическими нормами поря- док распространяется в принципе «на равных» на всех участ-

Глава четвертая

ников общественных отношений. Отсюда и проистекает значи- тельный не только регулятивный, но и демократический, гу- манистический потенциал законности; реальное, на практике осуществление действующих юридических норм в соответст- вии с требованием равенства всех перед законом уже есть ут- верждение гуманизма, демократических принципов в обще- ственной жизни.

Суть характерного для права регулятивного и демократи- ческого потенциала может быть обрисована с еще большей определенностью, если принять во внимание дозволительную природу права, его ориентацию преимущественно на юриди- ческие дозволения.

Как нельзя более такое видение права необходимо именно сейчас. Задачи кардинального демократического преображе- ния России, перехода российского общества в новое качествен- ное состояние предполагают такое преобразование обществен- ных отношений, при котором в полной мере открылся бы про- стор для активности, творческой инициативы людей, их кол- лективов, были бы приведены в действие механизмы самоуп- равления, товарно-рыночного хозяйствования.

Для этого нужны правовые средства обеспечения самостоя- тельности, активности участников общественных отношений, адекватные указанным экономико-политическим процессам. Эту адекватность с научной, теоретической стороны и дает пони- мание права, в котором преодолены тоталитарные, этатичес- ки-обязывающие трактовки и в котором необходимое, достой- ное место занимают дозволительные начала.

Однако значение нормативности, характерной для права (все- общей, общеобязательной), не исчерпывается заложенным в ней регулятивным и демократическим потенциалом, потенци- алом гуманизма, характерным для права как институционного образования, его свойств. Верное само по себе положение о том, что право есть система норм, еще не раскрывает всего того глубоко социального и юридического, что свойственно нор- мативности права 1 .

Под нормативностью применительно к праву в целом следу- ет понимать нечто более юридически глубокое и более соци-

1 См.: Халфина Р.О. Право как средство социального управления. М., 1988. Автор верно подчеркивает, что в советской науке право никогда не сводилось к одним только нормам (С. 46-47).

П. Нормативность права 89

ально значимое, непосредственно связанное с собственной цен- ностью права. Нормативность в указанном смысле означает, что право при помощи общих правил реализует потребность общества в утверждении нормативных начал и поэтому охва- тывает все сферы социальной жизни, нуждающиеся в юриди- ческом регулировании. Причем так, что в нем не должно оста- ваться «дыр», «пустот», где бы могли получить пристанище произвол, беззаконие, своеволие - социальные антиподы пра- ва.

В связи с необходимостью обеспечения нормативных начал общество и само право (в том числе и с точки зрения его нор- мативности) предстают в виде целостной нормативной регули- рующей системы, имеющей глубокое правовое содержание и построенной на единых правовых принципах и общих положени- ях. В соответствии с ними ключевым моментом правового ре- гулирования является общедозволительная его направленность, а в самой юридической материи - юридические дозволения, субъективные права.

Нормативность, рассматриваемая в таком более глубоком смысле, выявляет одну из главных внутренних пружин, один из стержней правового регулирования в обществе и потому имеет значение закономерности, которая выражена в рассмат- риваемом свойстве и недоучет, а тем более игнорирование ко- торой приводит к немалым негативным последствиям, поте- рям, издержкам, «мстит за себя». Право с этой точки зрения представляет собой наиболее адекватное требование цивили- зации, выражение и олицетворение нормативных начал в об- щественной жизни, призванных обеспечивать надлежащий уровень организованности и упорядоченности общественных отношений, реальное претворение в жизнь заложенной в че- ловеческом обществе устремленности к свободе человека, его высокому достоинству, реализации его индивидуальности.

3. Предложенная трактовка нормативности позволяет отве- тить на один, казалось бы, непростой вопрос: не означает ли нормативная трактовка права того, что каждый нормативный акт любого государственного органа (и именно потому, что это акт нормативный) должен признаваться правовым?

Положительный ответ на поставленный вопрос, который как будто бы вытекает из нормативной трактовки права, в дей- ствительности не согласуется с предложенным более основа- тельным в научном смысле пониманием нормативности.

Глава четвертая

Ведь саму нормативность права, подчеркнем еще раз, сле- дует понимать не упрощенно, т. е. не только в том смысле, что те или иные акты имеют нормативный характер (это все же плоскость формы права), а более глубоко, т.е. главным образом в том смысле, что при помощи норм, нормативных начал до- стигается общая упорядоченность данной группы обществен- ных отношений, участка социальной жизни. Следовательно, каждый нормативный акт значим не только сам по себе, но и в первую очередь в той мере, в какой он содействует общей упо- рядоченности, вписывается во всю систему актов, прежде все- го кодифицированных, которые обеспечивают эту общую упо- рядоченность.

Потому-то для права характерна не просто нормативность, а нормативность особого качества, неотделимая от специфи- ческого правового содержания. Такая нормативность, которая выражена в целостной регулирующей нормативной системе, пронизанной единым духом - принципами, общими положе- ниями, а главное - едиными на каждом участке общими регу- лятивными началами, единым юридическим порядком, как пра- вило, особым юридическим режимом. Все это строится так, что регулирование в соответствии с высоким социальным предна- значением права в конечном итоге связано с его гуманистичес- ким содержанием (на данной ступени общественного разви- тия), с его направленностью на утверждение свободы в общес- тве, в современных условиях - на утверждение прав челове- ка и поэтому «выходит» на субъективные права, предоставля- емые субъектам. В соответствии с этим каждый новый норма- тивный акт должен сообразовываться с указанными особен- ностями правового нормативного регулирования, быть совмес- тимым по своему содержанию с правовым содержанием регу- лирования в целом, с тем чтобы нормативная регулирующая система, образно говоря, «приняла» этот акт.

Уместно отметить, что, как показывает практика правот- ворчества на всех его уровнях, значительная часть подготови- тельных работ по каждому акту связана с необходимостью «вписать» проект в нормативную систему, по всем пунктам согласовать с ней и внешне (по отсылкам, реквизитам, техни- ко-юридическому оформлению и т. д.), и главным образом по содержанию, фактическому и правовому, о котором только что говорилось.

П. Нормативность права 91

Ну а как оценить нормативный акт, который, будучи по формальным признакам нормативным и, стало быть, входя- щим в общую систему писаного права, все же не вписывается в действующую нормативную правовую систему, не согласу- ется либо с ее принципами, либо с общими регулятивными началами, либо с какими-то иными моментами, характерными для содержания действующего права? Оценка такого акта долж- на быть однозначной: по своей сути такой акт не является пра- вовым с точки зрения глубокого гуманистического содержания права, содержания правовой системы в целом.

Акты, не согласующиеся с правовой системой в целом, опи- саны и в нашей литературе, в том числе в литературно-публи- цистических статьях, и они по большей части обозначаются как «правовая самодеятельность».

Подобная оценка нормативного акта того или иного органа, которая, кстати сказать, может быть у разных людей далеко не одинаковой, конечно, не лишает этот акт юридической силы, да и сама оценка нуждается в критической проверке. Но такие акты по первому же сигналу должны стать объектом повы- шенного внимания вышестоящих по отношению к данному ор- гану инстанций, в особенности органов конституционного конт- роля (Конституционного Суда), прокуратуры, призванных при наличии необходимых оснований осуществлять проверку соот- ветствия изданного нормативного акта действующему законода- тельству, а затем, коль скоро несоответствие будет выявлено, принимать в установленном порядке меры к его изменению или отмене.

Впрочем, все это не устраняет всей сложности существую- щей здесь проблемы. Ведь если отмеченные механизмы устра- нения «неправового» нормативного акта не срабатывают, то он как акт писаного права продолжает действовать.

При подходе же к данной проблеме с более широких пози- ций, когда действующее позитивное право рассматривается под углом зрения его соответствия естественному праву, может ока- заться, что не один нормативный акт, а целый их комплекс не является в указанном ранее смысле правовым.

И право данной страны в этом случае предстает в виде раз- ношюскостного, противоречивого образования - такого, кото- рое не только не проявляет свои исконные функции, но и по ряду позиций является негативным, дестабилизирующим

Глава четвертая

фактором. Именно эта черта и характерна для российского права в условиях проходящих ныне реформ.

4. У нормативности, характерной для права, есть еще одна существенная черта: право выражается в нормах, которые являются нормативными обобщениями.

Дело в том, что нормативность, например, обычаев и морали слита с самой социальной деятельностью. И только в плоскос- ти идеальной (идеологической) формы мораль, обычаи в той или иной мере вычленяются как нормативные явления. Право же потому и образует объективированное институционное об- разование, что соответствующие положения получают формаль- ное закрепление, воплощаются в письменных документах.

Такое формальное закрепление, фиксирование соответству- ющих положений и означает, что они обретают свое самостоя- тельное, особое существование как явления идеального поряд- ка, причем в виде внешне объективированных норм. А каждая закрепленная в письменном тексте норма как явление идеаль- ного порядка есть уже известное обобщение. Уровень, степень ее «обобщенности» можно повышать в результате целенаправ- ленной законодательной деятельности, и это является одним из показателей совершенства юридического регулирования. Вот почему, например, в литературе в качестве крупного недостатка одной из тенденций правового регулирования хозяйственных отношений справедливо было отмечено, что «нормативное ре- гулирование, развиваясь по пути дальнейшей дифференциа- ции и детализации, будет напоминать географическую карту масштаба, все более приближающегося к натуральному» 1 .

Но именно потому, что нормы, образующие право, представ- ляют собой явление интеллектуального порядка, обобщения, и потому, что уровень их «обобщенности» можно развивать, ока- зывается возможным вот с этой интеллектуальной стороны обобщать демократическое содержание права, его черты как нравственного, духовного гуманистического феномена. Обога- щение достигается путем включения непосредственно в ткань правовой материи правовых принципов или же развития в содержании права таких специфических правовых построе-

1 Сафиуллин Д. Н. Роль нормативных предписаний в определении содер- жания хозяйственного договора // Роль договора в регулировании хозяйствен- ных отношений. Пермь, 1979. С. 137.

II. Нормативность права 93

ний, как общие дозволения и общие запреты (в дальнейшем они будут рассмотрены более подробно).

Причем в последнем случае, в отличие от обогащения ин- теллектуального содержания права в виде принципов, проис- ходит обогащение социально-политическими, нравственными началами самого юридического инструментария. Механизм этого таков: поскольку в ткани права сложились широкие обобще- ния, последние выступают в качестве таких, которые согласно природе данной правовой системы имеют соответствующее социально-политическое, нравственное звучание. Когда, напри- мер, еще в советское время в трудовом законодательстве был установлен общий запрет на перевод рабочего или служащего на другое место работы без его согласия, то этот общий запрет представлял собой не просто технико-юридическое обобщение, а регулятивное начало, которое именно в силу своего общего характера призвано было хоть как-то противостоять даже в условиях советского общества зависимому положению работ- ников на предприятиях, в организациях.

В связи со всем сказанным следует подчеркнуть новую грань нормативности права: это не просто общеобязательная норма- тивность, а нормативность, неотделимая от социально-полити- ческого, нравственного, гуманистического содержания права. Следовательно, это такая нормативность, которая в своем дей- ствии имеет четкую социально-политическую, нравственную направленность.

5. Нормативность, свойственная праву, связана и с другой его особенностью как объективированного институционного образования, обладающего значительной социальной силой.

Нормы права - центральное, организующее ядро всей сис- темы правовых средств. Ведь сами по себе нормы - вовсе не единственный компонент содержания права. Материю права наряду с юридическими нормами на их основе образуют индиви- дуальные предписания, санкции, меры защиты, юридические факты и некоторые другие явления правовой действительности. Содержание права при более детальном анализе оказывается объемным, многомерным, включающим многие правовые фено- мены, из которых складывается целостный юридический орга- низм.

Но все это не должно каким-то образом принизить консти- тутивное значение юридических норм, свойство нормативнос- ти. Право - это не только нормы, но без норм, без свойства

Глава четвертая

нормативности права нет. И дело не просто в том, что юри- дические нормы представляют собой центральный, ключевой компонент правовой действительности, а в том еще (или даже прежде всего в том), что именно при помощи юридических норм разнообразные средства воздействия, защиты и т. д. обретают правовой характер. Как мы увидим подробнее далее, нормы, выраженные в формально-определенных писаных правилах, т. е. в нормативных юридических документах, представляют собой инструмент институализации всей системы правовых средств, возведения их на уровень целостной регулятивной системы.

Есть здесь еще один пункт, который принципиально важен. Это организующая, цементирующая, объединяющая роль нор- мативности для формирования комплексов правовых средств, когда в полной мере выявляется значение нормативности как своего рода «инструмента инструментов».

В развитых правовых системах на общественную жизнь воз- действуют не отдельно взятые, изолированно существующие правовые нормы, иные правовые средства, хотя бы и возве- денные в устойчивые, институализированные правовые фор- мы, а их системы, комплексы, порой довольно сложные. Имен- но через системы правовых средств оказывается возможным обеспечить многостороннее правовое воздействие на обществен- ные отношения, учесть интересы различных субъектов, в пол- ной мере реализовать в юридическом и социальном бытии глу- бокие правовые начала, надежно юридически гарантировать правовые позиции субъектов.

И вот соединить правовые средства во взаимосвязанные комплексы, в целостные системы можно при помощи норма- тивной формы, точнее, при помощи нормативных документов, в особенности кодифицированных, которые в первую очередь затрагивают содержание права, саму правовую материю. С этой точки зрения суть кодификации заключается в применении более широких нормативных обобщений, иными словами, в при- ведении в действие нормативности более высокого ранга. Это выражается не только в том, что в само содержание кодифи- цированных документов включается нормативный материал, выраженный в дефинициях юридических понятий, положени- ях о принципах и иных общих юридических началах, но и в том, что путем нормативных обобщений, возможных лишь в рамках кодифицированных актов, объединяется в одну связку

II. Нормативность права 95

совокупность правовых средств, образующих в этой связке це- лостный их комплекс.

Таков, скажем, содержащийся в нашем российском граж- данском законодательстве комплекс правовых средств, регу- лирующих правовое положение граждан в имущественных и связанных с ними отношениях. В части первой Гражданского кодекса Российской Федерации гражданам как субъектам граж- данского права посвящено 30 статей, причем наглядно видно, что содержащийся в них нормативный материал «сбит» в це- лостный комплекс с использованием нормативных обобщений весьма высокого ранга, свойственных кодифицированному из- ложению. В ст. 17 ГК, по сути дела, закрепляется всеобщее и равное для всех граждан «право на право»: правоспособность гражданина т.е. способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности (гражданская правоспособность), при- знается в равной мере за всеми гражданами. Остальные же нормы рассматриваемого комплекса имеют детализирующий по отношению к приведенному обобщенному положению ха- рактер, хотя они тоже представляют собой нормативные обоб- щения высокого ранга (имя гражданина, место жительства гражданина, банкротство индивидуального предпринимателя, эмансипация, опека, попечительство, доверительное управле- ние имуществом и т. д.).

Именно в кодифицированных нормативных документах по- лучают юридически завершенное закрепление юридические конструкции - такие комплексы правовых средств, которые образуют типизированные модели (построения), соответству- ющие своеобразной разновидности общественных отношений.

Конечно, юридические конструкции могут объединять и «ком- поновать» правовой материал и в отдельных нормативных юридических актах. Но все же, думается, определенное пос- троение правового материала выливается в завершенную юридическую конструкцию тогда, когда оно в виде комплекса нормативных положений высокого уровня воплощается в соот- ветствующем кодифицированном акте или строится в органичес- кой связи с таким актом с учетом содержащихся в нем нор- мативных обобщений. При этом принимаются во внимание достижения правовой культуры в целом, в том числе мировой.

Итак, при помощи юридических норм, в особенности содер- жащихся в кодифицированных актах (когда формулируются обобщения высокого ранга - высокозначимые элементы пра-

Глава четвертая

вовой культуры), осуществляется оптимальное системное действие правовых средств, объединение их в такие эффек- тивные комплексы, которые дают возможность всесторонне, в сочетании различных компонентов воздействовать на обществен- ную жизнь. В рассматриваемом отношении юридические нормы, прежде всего нормы кодифицированных актов, представляют собой своего рода «инструментальный цех», который обеспечива- ет правовую систему отработанным юридическим инструмента- рием.

6. Нормативность, как бы широко ни трактовалось это опре- деляющее свойство права, в принципе ни в чем ином, кроме как в нормах, общих формализованных писаных правилах по- ведения, выражаться не может.

Но здесь хотелось бы сказать и о том, что сами нормы нуж- но понимать не в одном аспекте - не только под углом зрения начал цивилизации, демократии и т. д., но и с точки зрения самой их «плоти», видеть в них более насыщенные, богатые явления действительности именно с правовой стороны, учиты- вать, что они сами предстают в виде своеобразных регулятив- ных комплексов.

Вот несколько соображений на этот счет, формулируемых в качестве гипотезы.

Уже упоминалось, что отдельное, изолированно взятое нор- мативное предписание, как правило, не выступает в качестве регулятора в реальных жизненных отношениях. И дело не толь- ко в том, что реальное воздействие на общественную жизнь оказывают целостные комплексы нормативных положений.

Тут еще два момента.

Во-первых, в действии того или иного нормативного поло- жения или их ассоциации нередко, так сказать, в скрытом виде проявляется и действие нормативных положений более высо- кого ранга, находящихся как бы за их спиной. Речь идет о принципах права, в особенности отраслевых, и, кроме того, об общих дозволениях или общих запретах, об основанных на них правовых режимах. Все это в определенной мере оставляет «след» на данных конкретных нормативных положениях, пря- мо или в виде «следа» участвует в^гравовом регулировании. С этой стороны правовые нормы и их ассоциации оказываются богатыми, юридически насыщенными регулятивными феноме- нами, которые в процессе регулирования демонстрируют и свою силу, и силу проявляющихся через них принципов, общих пра-

П. Нормативность права

вовых начал, иных общих положений. А это помимо всего ино- го означает, что даже с рассматриваемой стороны первичные частицы правовой материи не просто и не только нормы как таковые или их ассоциации, а нечто более богатое и много- гранное в нормативном смысле. И когда мы говорим, что право есть система юридических норм, то, даже оставаясь в плоскос- ти нормативного видения права, мы упрощаем проблему, об- рисовываем первичные частицы правовой материи в урезан- ном, «обескровленном» виде.

Во-вторых, действие каждого нормативного положения или целой их ассоциации сопровождают не только явления более высокого ранга, хотя такого же нормативного класса (принци- пы права, общие правовые начала), но и явления, относящиеся к другим секторам целостной правовой.системы. Норма или ассоциация норм как бы окутана «облаком» правосознания, правовой идеологии, через которое те или иные стороны нор- мативного материала получают специфическое выражение (и это происходит даже тогда, когда при помощи правосознания не исправляется, не корректируется содержание действующих норм; такое выражение, которое сообразно правосознанию рас- крывает ту или иную грань нормативного регулирования). Не меньшее, а, пожалуй, большее значение имеет практика при- менения нормативных положений, их ассоциаций. При этом практика присоединяется к нормативному материалу не только в виде «облака» правовой идеологии, правосознания (в час- тности, профессионального), но и в виде так или иначе объек- тивированных ее форм, в том числе правоположений практи- ки, содержащихся в актах суда, других правоприменительных органов. Причем в ряде случаев эти правоположения носят формально выраженный нормативный характер (что прису- ще, например, актам высших юрисдикционных органов, в час- тности постановлениям Пленума Верховного Суда, Пленума Высшего Арбитражного Суда в нормативной их части).

Итак, что же получается? Вместо «голого» нормативного положения или ассоциации таковых перед нами сложный ре- гулирующий комплекс. Отсюда возникает следующее предпо- ложение: не слишком ли упрощается проблема права, когда даже в нормативном аспекте его видения мы по большей части говорим о нем как о системе норм? Не точнее ли, как уже упоминалось, утверждать, что первичными частицами разви- той системы права являются вот эти самые регулирующие

Глава четвертая

нормативные комплексы? И быть может, при более тщатель- ном анализе окажется, что структура таких комплексов на мик- роуровне воспроизводит структуру правовой системы в целом, где, как говорилось ранее, наряду с центральным элементом - совокупностью действующих общеобязательных норм - при- сутствуют и правосознание (правовая идеология), и юридичес- кая практика.

Очевидно, высказанное предположение нуждается в обсуж- дении, во всесторонней проработке. Но, как говорится, игра стоит свеч: возможно, рассмотрение явлений правовой дей- ствительности сквозь призму первичных частиц права, имею- щих комплексный характер, позволит поднять осмысление правовых вопросов на новый, более высокий уровень научного анализа.

Помимо всего прочего при таком варианте научной интерпре- тации правовых проблем отчетливо прослеживаются «институ- циональные» различия между публичным и частным правом. В сфере последнего на первое место выдвигаются индивидуальные (многосторонние, двусторонние и даже односторонние) акты- сделки, имеющие правоустанавливающее значение.

Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, установленных или санкционированных государством, реализация которых обеспечивается силой государственного принуждения.

Признаки права:

Нормативность. Исходящие от государства властные предписания можно разделить на две группы - индивидуально-правовые и нормативные. Первые - суть конкретные указания, вторые - правила общего характера. Право представляет собой именно систему норм, то есть не конкретных указаний - кому, что и как делать, а наиболее общих, типичных моделей поведения. Именно поэтому правовые нормы часто называют образцами, эталонами, критериями, масштабом правомерного поведения, в соответствии с которыми строится поведение каждого лица, попавшего в нормативно регламентированную ситуацию. Нормативность права обусловлена типичностью, однородностью, массовостью, повторяемостью отдельных социальных ситуаций, явлений, взаимодействий.

Правовые нормы регулируют не какой-то отдельный случай, а широкий круг однородных обстоятельств, общественных отношений, распространяя свое регулирующее действие на все случаи данного рода. Норма права показывает, как следует себя вести в той или иной нормативно описанной ситуации, какое поведение является правомерным, что можно, нужно или нельзя делать в определенном, урегулированном правом социальном взаимодействии. Таким образом, в отличие от индивидуально-правовых предписаний нормы являются всеобщими моделями правомерного поведения лица.

Субъектами, на которых направлено действие нормативных правил, выступают не конкретные, перечисленные поименно субъекты, а однородные категории лиц - военнослужащие, пенсионеры, иностранцы, обвиняемые и потерпевшие, акционерные общества, органы местного самоуправления и т.п. Таким образом, право регулирует поведение персонально неопределенного круга лиц, действует постоянно вплоть до отмены или изменения соответствующей правовой нормы. При этом действие нормы носит не одноразовый характер. Она не теряет силу после однократной реализации, продолжая и далее регулировать поведение лиц, оказавшихся в сфере ее действия.



Общеобязательность. Неправовые социальные нормы носят локальный характер, замыкаясь в определенном сообществе людей. Право же регулирует поведение каждого лица, находящегося в нормативно предусмотренной ситуации. Никто не выпадает из-под действия права. Все субъекты без исключения должны выполнять правовые требования. Право носит всеобщий характер, распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население. При этом правовые нормы обязательны для всех, в том числе и для государства. Иногда нормы права регулируют узкий, ограниченный круг общественных отношений или субъектов, действуют строго определенный период времени.

Императивность, обязательность права не зависит от усмотрения или согласия отдельных лиц подчиняться правовому воздействию.

Кроме того, право обладает безусловным верховенством в системе социальных норм. В случае противоречия корпоративным правилам, морали, религии или обычаям действуют именно правовые нормы.

Общеобязательность права создает основу для формально-юридического равенства субъектов перед законом и судом, для ликвидации какой-либо дискриминации. В результате этого в общественную жизнь вносятся элементы справедливости, единства, равенства, принципиальной одинаковости.

Формализованность. Для права характерна документальная фиксация правовых норм в определенных источниках, принятых по установленной процедуре. Правые нормы официально закрепляются в законах, указах, постановлениях и других юридических формах, содержащих обязательные реквизиты (наименование, нумерация, дата, подпись уполномоченного лица и т.п.).

Нормы права - это не просто идеи, мысли, намерения, формы общественного сознания; они всегда внешне выражены (объективированы) и зафиксированы материально. При этом нормы не просто объективируются вовне, они должны быть приняты на основании определенной процедуры, утверждены и подписаны компетентными должностными лицами, опубликованы. Таким образом, право излагается в определенной форме, нарушать которую недопустимо. Принятие источников права осуществляется путем официально установленных и строго обязательных процедур, называемых правотворческим процессом. Процедурным аспектам в правоведении придается огромное значение.

Неопубликованный закон применению не подлежит. То есть норма, не доведенная до всеобщего сведения, не порождает правовых последствий. Таким образом, право характеризуется общедоступностью, публичностью восприятия.

Определенность. Правовые нормы отличает особый юридический язык, особая юридическая техника. Речь прежде всего идет о четкости, ясности, недвусмысленности изложения нормативного материала. Право должно точно фиксировать требования, предъявляемые к поведению людей, рамки и условия возможного, должного и запрещенного поведения, подробно расписывать возможные или требуемые варианты правомерных поступков, последствия их нарушения.

Кроме того, язык закона должен быть общедоступен для восприятия, понятен каждому.

Точность, конкретность, однозначность нормы обеспечивает правовую унификацию, то есть единообразное понимание и применение права всеми участниками правоотношений. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе реализации права, что приводит к разногласиям, произволу, правовым конфликтам. Так, в Уголовном кодексе 1996 г. (в изначальной редакции) таких неопределённых норм было достаточно много. Как показала правоприменит6льная практика, их наличие вызывало множество коллизионных ситуаций. Например, в ст. 199 УК РФ предусматривалась уголовная ответственность за уклонение от уплаты налоговых платежей и обязательных сборов во внебюджетные фонды "иным способом". Данная формулировка давала неограниченные возможности для злоупотреблений, что приводило к отмене больших количеств приговоров судами кассационной и надзорной инстанций. Данная формулировка была исключена в редакции УК РФ от 8 декабря 2003 г., но этот пример хорош для иллюстрации тезиса о том, что норма права должна быть конкретной и определенной.

Определенность права обеспечивает единый для всех, устойчивый правопорядок в обществе.

Государственная природа. Государство и право неразрывно связаны, взаимодействуют, взаимообусловливают друг друга. В обществе действует множество различных социальных норм. Но только право непосредственно исходит от государства. Тем самым праву придается официальный, публичный характер. Нормы права формируются не стихийно, а в результате целенаправленной правотворческой деятельности, выступающей атрибутивным признаком государства.

Правовые нормы всегда устанавливаются или санкционируются государством. Все государственные органы в рамках своей компетенции издают нормативные акты. Представительные органы власти специализируются именно на реализации нормотворческой функции.

Государство выявляет экономические, политические, социальные притязания отдельных классов, групп, слоев населения, а затем формирует и возводит в закон согласованную волю общества. Таким образом, в праве выражается общая, интегрированная воля населения. При этом следует помнить, что право и законодательство - не тождественные понятия. Правовым является лишь закон, соответствующий демократическим правовым идеям, принципам, ценностям, неотъемлемым правам и свободам человека.

Государственная защита. Этот признак вытекает из общеобязательности права и дополняет его. В то время как моральные, корпоративные, обычные, религиозные и иные социальные нормы поддерживаются исключительно общественными санкциями, право охраняется и гарантируется государством. В случае необходимости правопорядок обеспечивается государственным принуждением. В случае нарушения правовых норм, неисполнения юридических обязанностей и запретов применяются государственные санкции.

Таким образом, государство контролирует соблюдение права участниками правоотношении, пресекает правонарушения, привлекает нарушителей к юридической ответственности. Особое значение здесь придается судебным органам, разрешающим правовые конфликты и гарантирующим каждому защиту ею нарушенных прав и свобод.

Системность. Право представляет собой не случайную совокупность, а стройную, целостную систему норм - организованное множество структурных элементов, определенным образом взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Разумеется, эта система не исключает возможных коллизий. Но в целом право обладает внутренним единством, структурированностью, непротиворечивостью.

Право – это система общеобязательных, формально - определенных норм, установленных или санкционированных государством, выражающих меру свободы и ответственности в обществе, являющихся регулятором общественных отношений и поддерживаемых силой государственного принуждения.

Дать понятие чего-либо, в том числе и права, – это значит назвать его свойства, отличающие его от всех иных явлений окружающей действительности.

Свойства права – качества, характеристики, отличающие это явление от иных, сходных с ним. Значит, объективные свойства права - это то, что отличает право от иных регуляторов поведения. Эти свойства называются объективными потому, что от конкретного человека не зависят.

Можно выделить следующие объективные свойства права:

  1. Нормативность;
  2. Общеобязательность;
  3. Принудительность;
  4. Формальная определенность;
  5. Системность;
  6. Динамизм и стабильность;
  7. Реальная применимость;

Нормативность права означает, что право в своей значительной части состоит из норм, из общих правил поведения. Нормативность показывает, что право вбирает в себя, фиксирует отношения, нормальные для данного общества, принятые в нем. Нормы права – это общеобязательные правила поведения.

Общеобязательность означает, что нормы права распространяются на всех лиц, попавших в сферу действия права, независимо от того, как они к этим нормам относятся. Если бы нормы права не были обязательными, то не было бы порядка, т.к. люди следовали бы праву по своему усмотрению.

Принудительность означает, что если лицо добровольно на исполняет требования норм права, то его можно заставить это сделать с помощью принуждения или насилия, либо можно наказать его за отступление от правовых требований.

Формальная определенность означает, что поведение людей фиксируется в праве жестко, четко; точно очерчиваются его границы. Формальная определенность означает, что содержание права должно быть выражено в определенной форме. Эти формы являются внешними проявлениями права, источниками, из которых мы получаем знания о действующем праве, например, может быть закон, правовой обычай, судебный прецедент. Именно формальная определенность дает возможность праву устанавливать границу поведения.

Системность означает, что в праве все правовые явления взаимосвязаны, действие одних норм права влечет за собой действие других. Системность означает, что все правила четко разделимы, но при этом согласованы друг с другом. Понять содержание правовой нормы можно, только применяя ее в комплексе, в совокупности с другими нормами.

Динамизм и стабильность показывает взаимосвязь права и регулируемых общественных отношений. Общество постоянно меняется, право же призвано вносить стабильность в жизнь общества. Стабильность права означает его устойчивость, относительную постоянность. Но вместе с тем право предоставляет возможности развития, позволяет учитывать новые отношения, появляющиеся в обществе - в этом проявляется его динамизм. Динамизм права - это его изменчивость, способность меняться в зависимости от меняющихся условий общественной жизни.

Излишняя стабильность вредна, в этом случае право сковывает общественные отношения. При этом излишний динамизм права также негативно сказывается на развитии общества. В этом случае, когда нормы права меняются слишком часто, в общественные отношения привносится элемент нестабильности, утрачивается авторитет права как регулятора общественных отношений, субъекты не могут ориентироваться на правовые нормы при планировании дальнейшей жизни. В праве должны гармонично сочетаться элементы стабильности и динамизма, только в этом случае оно может выступать эффективным регулятором общественных отношений.

Реальная применимость права означает, что оно должно соответствовать условиям жизни и уровню развития общества, отношения в котором оно регулирует. Самые прогрессивные, демократичные нормы не будут действовать в обществе, не готовом к их восприятию. С точки зрения реальной применимости права считается, что лучшим будет вариант, когда правовые предписания будут пусть и несовершенны, не столь прогрессивны, но при этом пригодны для использования в данном конкретном обществе.

Юридические нормы воплощают веду-

щее объективное свойство права – его нормативность. Значение этого свойства прежде всего вытекает из той роли, которую играют нормы права в механизме правового регулирования.

Как уже говорилось (гл. IX), юридические нормы образуют основу ме-

ханизма правового регулирования. По своей роли в механизме они нацелены на то, чтобы обеспечить нормативное регламентирование (нормирование) общественных отношений. При помощи юридических норм программируются (моделируются) те общественные отношения, которые

соответствуют государственной воле народа, и вся та совокупность юридических средств, которая используется для осуществления этой воли.

В чем же конкретно состоит роль правовых норм как средств регламентирования общественных отношений? Юридические нормы определяют: а) круг общественных отношений, на который распространяется действие норм, т.е. виды регулируемых отношений, а отсюда и субъ-

ектов отношений;

в) обстоятельства, с которыми связывается возникновение, изменение и прекращение возможного или должного поведения субъектов; г) юридические средства, обеспечивающие возможное или должное поведение, в том числе построение субъективных прав и юридических обязанностей, а также государственно-принудительные меры, применяемые к лицам при неисполнении или ненадлежащем испол-

нении обязанностей (правовые санкции).

Нормативность является именно тем свойством права, которое и предопределяет основные моменты его социальной ценности.

Дело в том, что социальные нормы позволяют решать коренные вопросы в налаживании и обеспечении организованности общественных отношений. При нормативном регулировании нет необходимости специально урегулировать каждый случай, который нуждается в регламентации со стороны общества, отдельных организаций. Здесь имеется целая система типовых масштабов, т.е. общих правил, распространяющихся на все случаи данного вида. Достигнутая таким путем общность регулирования, конечно, не исключает возможности индивидуальной регламентации общественных отношений (т.е. регламентации, рассчитанной толь-

Глава XII. Норма права

ко на данный конкретный случай). Но последняя применяется на основе норм и носит дополнительный характер. Социальные нормы представляют собой необходимый и целесообразный регулятор общественных отношений, непрерывно действующий механизм типовых масштабов, способный обеспечить на единых началах их организованность в соответствии с «заданной программой» – требованиями экономического базиса, объективных экономических законов.

Причем в праве социально полезные черты социальных норм усиливаются, «возводятся в степень». Праву свойственна высшая нормативность. Это выражается во всеобщности права, а именно в том, что правовым нормированием, во-первых, в принципе охватывается какой угодно объем общественных отношений, которые могут быть предметом права, а во-вторых, закрепляется порядок отношений, действующий как угодно долго и во времени. К тому же всеобщий характер права (и по предмету, и во времени) подкрепляется его общеобязательностью, категоричностью, властностью1.

Нормативность права делает возможным создание единой, экономичной, непрерывно действующей общеобязательной системы типовых масштабов поведения, обеспечивающей целенаправленное и гармоничное функционирование и развитие социального организма в соответствии с объективными потребностями социалистического общества. А это дает значительный выигрыш в организации общественных отношений2.

Указание на нормативность (в том виде, в каком она присуща праву) имеет первостепенное значение для общей характеристики права, его природы и роли в жизни общества. Здесь наглядно видно, что для права характерны единая упорядоченность общественных отношений, строгая гарантированность социальной системы, ее устойчивость и стабильность, обеспечение нормального, правильного функционирования и развития всего общественного организма. Нормативность как ведущее объективное свойство права выражает (отчасти в скрытом виде)

1 Как правильно пишет А.Б. Венгеров, в праве масштаб (мера) поведения «в силу возможности государственного принуждения становится обязательным для лиц и организаций. Нормативность права проявляется в диалектическом единстве таких свойств правил поведения, как обобщенность и обязательность» (Венгеров А.Б. О применении конституционных норм судебными органами СССР // Советское государство и право. 1969. № 10. С. 42).

«Норма права – это установление, направленное не только в настоящее, но и в будущее. Содержание, смысл, цель нормы – упорядочить общественные отношения определенного вида, подчинить их определенному режиму, способствовать их развитию в том или ином направлении, внести в них необходимую с точки зрения государства систему» (Общая теория советского права. М.: Юрид. лит., 1966. С. 181).

Раздел второй. Нормы права и правоотношения

специфические черты его содержания, основные требования социалистической законности. Таким образом, полная и всесторонняя характеристика нормативности права позволяет углубить общие представления о праве, выявить главные моменты его социальной ценности.