Названия бронепоездов. «Наш бронепоезд. Особенности бронепоездов в сороковые годы

В этом разделе мы расскажем вам о пулеметах как отечественных, так и зарубежных. Вы сможете узнать об истории создания этого оружия, познакомиться с устройством пулеметов и их боевым применением. Мы подготовили материалы о лучших пулеметах разных исторических периодов.

Пулемет – это индивидуальное или групповое автоматическое стрелковое оружие, которое использует для работы энергию пороховых газов и отличается высокой скорострельностью. Пулеметы имеют большую прицельную дальность и более емкие питающие устройства.

Калибры пулеметов могут существенно отличаться: большинство современных ручных пулеметов имеют калибр 6-8 мм, а крупнокалиберный пулеметы — 12-15 мм. Кроме ручных, существуют и станковые пулеметы, которые устанавливаются на специальном станке, его еще называют турелью. Практически все крупнокалиберные пулеметы являются станковыми, на турели часто ставят и обычные ручные пулеметы – это значительно увеличивает точность стрельбы.

Создать скорострельное оружие пытались еще с XVI века. Однако до изобретения унитарного патрона и бездымного пороха эти попытки заведомо были обречены на неудачу. Первым действующим образцом автоматического оружия стал пулемет Гатлинга, который представлял собой блок вращающихся вручную стволов.

Первым действительно автоматическим образцом этого оружия стал пулемет, изобретенный американцем Максимом в 1883 году. Это действительно легендарное оружие, которое впервые было применено в англо-бурской войне и оставалось в строю вплоть до Второй мировой войны. Пулемет Максима используют и сегодня.

Как массовое оружие пулемет стал применяться во время Первой мировой войны. Именно пулемет совершил настоящую революцию в военном деле. Отличные пулеметы удалось разработать германским оружейникам. Немецкие пулеметы MG 42 совершенно справедливо считаются лучшими образцами подобного оружия Второй мировой войны.

Нужно сказать несколько слов и о русских пулеметах. Активная разработка этого оружия началась в предвоенные годы, в этот период появились прекрасные отечественные образцы пулеметов: ДШК, СГ-43, пулемет Дегтярева. После войны появилась целая серия пулеметов Калашникова, которые по своей надежности и эффективности ничем не уступали знаменитому АК-47. Сегодня пулеметы России – это узнаваемый бренд, известный во всем мире.

Есть еще один тип оружия, название которого в отечественной литературе содержит слово «пулемет». Это пистолеты-пулеметы. Данный тип автоматического индивидуального оружия использует пистолетный боеприпас. Пистолеты-пулеметы впервые появились во время Первой мировой войны, они должны были увеличить огневую мощь атакующей пехоты.

«Звездным часом» этого оружия стала следующая мировая война. Все основные страны-участницы этого конфликта имели на вооружении пистолеты-пулеметы. Это оружие было очень дешевым и простым, в то же время обладало большой огневой мощью. Однако пистолеты-пулеметы имели и серьезные недостатки, главным из которых была небольшая дальность эффективной стрельбы и недостаточная мощь пистолетного боеприпаса.

Вскоре был изобретен промежуточный патрон, который привел к появлению современных автоматов и автоматических винтовок. В настоящее время пистолеты-пулеметы используются в качестве полицейского оружия.

Мы подготовили информацию о самых известных образцах пистолетов-пулеметов. Вы сможете узнать о советских автоматах ППШ и ППС, немецком МР-38, об американском автомате Томпсона, а также о других легендарных образцах этого оружия.

Бронепоезда стали ответом Российской Империи на развитие танкостроения в период ПМВ, впрочем Строили их не только в РИ. А положила начало Бронепонездостроению конечно-же США, времен гражданской войны. В СССР бронепоезда стояли на вооружении до середины 70-х годов, и вновь возродились в Чеченскую кампанию.

Артиллерийская блиндированная платформа 1880..

Броневагон для Южной Африки 1919 год.

Впервые пушки были поставлены на железнодорожные платформы во время Гражданской в США (1861−1865), в 1861 году в армии Северных штатов командиром 19-го Иллинойсского волонтёрского полка, полковником И. В. Турчаниновым (Джон Бэзил Турчин).

Артиллерия была быстро доставлена к расположившимся лагерем у линии железной дороги войскам Южных штатов и произвела внезапное опустошение в их стане. Этот удачный опыт потом неоднократно использовался.

В 1864 году на платформы были установлены уже 13-дюймовые мортиры, стрелявшие при осаде Питтсбурга снарядами массой примерно 100 кг с дальностью стрельбы до 4,5 км.

В Европе подобное использование железнодорожных платформ имело место в 1871 году при осаде Парижа прусской армией во время франко-прусской войны 1870−1871 гг.: удалось обстреливать укрепления города с разных сторон.

Британские войска в Египте 1880-е

1899. Южная африка.

К началу Первой Мировой войны несколько бронепоездов простейшей конструкции имелось на вооружении армий большинства европейских государств. После начала Первой мировой войны, создание новых бронепоездов было начато в Германии, Австро-Венгрии, России, Франции, Италии. На фронтах применяли и отдельные подвижные единицы — броневые дрезины.

Бронепоезд "Хунхуз". 1915 г.

На фото внизу — типовой бронепоезд Кавказской Армии, 1915 год. Согласно проекта состоял из двух бронеплощадок и полу-бронированного паровоза. Вооружение — две горных пушки 76,2 мм образца 1904 года и 8 пулеметов, команда — 4 офицера и 70 стрелков, толщина брони 12−16 мм. Всего было построено четыре поезда этого типа.

В России «бум бронепоездов» пришёлся на Гражданскую войну. Это было вызвано её спецификой, такой, как фактическое отсутствие чётких линий фронтов, большое количество иррегулярных войск и острая борьба за железные дороги как основное средство для быстрой переброски войск, боеприпасов, хлеба.

Бронепоездные части находились в составе практически всех воюющих сторон. Помимо Красной Армии, были они и в составе белогвардейской Добровольческой Армии (позднее в Вооружённых силах Юга России (ВСЮР)) генерала Деникина, чехословацкого корпуса (б/п «Orlik»), армии УНР (б/п «Слава Украины», «Сечевик») и др.

Широкое боевое применение бронепоездов во время Гражданской войны наглядно показало их главную слабость. Бронепоезд являлся большой, громоздкой мишенью, уязвимой для артиллерийского (а позднее — и воздушного) удара. Кроме того, он опасно зависел от железнодорожной линии. Для его обездвижения было достаточно разрушить полотно спереди и сзади.

Поэтому для восстановления разрушенных путей бронепоезда имели в своём составе платформы с путевыми материалами: рельсами, шпалами, креплениями. Темп восстановления пути солдатами бронепоездов был довольно высок: в среднем 40 м/ч пути и примерно 1 м/ч моста на небольших реках. Поэтому разрушение путей лишь на небольшое время задерживало движение бронепоездов.

Часть бронепоездов достались РККА от Русской Императорской армии, при этом было развёрнуто и серийное производство новых. Кроме того, вплоть до 1919 года сохранялось массовое изготовление «суррогатных» бронепоездов, собираемых из подручных материалов из обычных пассажирских вагонов в отсутствие всяких чертежей; такой «бронепоезд» мог быть собран буквально за сутки.

К концу Гражданской войны в ведении Центрального совета броневых частей (Центробронь) РККА находилось 122 полноценных бронепоезда.
К 1928 году количество бронепоездов было сокращено до 34.

Тем не менее, РККА в межвоенный период не отказалась от планов по дальнейшему техническому развитию бронепоездов. Во время Великой Отечественной войны бронепоезда и железнодорожная артиллерия (к бронепоездам не относилась) оставалась на вооружении. Был построен ряд новых бронепоездов, развёрнуты железнодорожные батареи ПВО.

Бронепоездные части сыграли определённую роль в Великой Отечественной войне, в первую очередь, в охране железнодорожных коммуникаций оперативного тыла

Кроме Красной Армии бронепоездами располагали и оперативные войска НКВД. Они имели 25 бронепаровозов, 32 артиллерийские бронеплощадки, 36 моторных броневых вагонов и 7 бронеавтомобилей.

Советский БЕПО №695 типа БП-35 (ПР-35 + 2 x ПЛ-37) всместе с БА-20жд и БА-10жд

На начало Великой Отечественной самым массовым отечественным бронепоездом был БП-35. Он имел в своем составе две артиллерийские площадки ПЛ-37 (незадолго до этого на них заменили устаревшие ПЛ-35) и одну зенитную СПУ-БП со счетверенными «Максимами». В целом, это был неплохой бронепоезд. Однако опыт реальной войны вскоре показал все его достоинства и недостатки. Пушки и пулеметы были вполне неплохой ударной силой, а вот ПВО и бронирование оказались недостаточными.

Катастрофическое начало войны, огромные потери в боевой технике и вооружении, невозможность их быстрого пополнения из-за эвакуации предприятий заставили командование армии и руководство промышленности искать выход из столь легкой ситуации.

Разбитый Бронепоезд "За Родину"

Уже в июне-июле 1941 года на просторах Советского Союза, на паровозостроительных и ремонтных заводах, мастерских, закипает работа по строительству импровизированных бронепоездов. В ход идет все, что попадается под руку: любые железные листы, вагоны, паровозы, оружие чуть ли не из музеев. Чем ближе противник, тем выше темпы строительства.

Только за вторую половину 41-го года было создано сразу четыре (!) новых типа бронепоездов, артиллерийских и зенитных. Все они выпускались в различном количестве, а «рекордсменом» в этом плане стал зенитный бронепоезд образца 41-го - их было сделано более сотни.

Блиндированный поезд:

Трофейный советский броневагон на службе вермахта.

Бронепоезд "Железняков"

Изготовление "Бронепоезда":

Каждый бронепоезд состоял из боевой части и базы. Боевая часть предназначалась для ведения непосредственных боевых действий и включала в себя бронепаровоз, две бронеплощадки и 2-4 контрольные платформы, которые присоединялись к бронепоезду спереди и сзади, служили для перевозки материалов для ремонта железнодорожного полотна (рельсы, шпалы и т.д.) и для защиты от минно-взрывных заграждений.

База бронепоезда обеспечивала ему достаточно высокую автономность действий и состояла из вагона для начальствующего состава, вагона-канцелярии, вагона-клуба, вагона-кухни и нескольких вагонов для размещения личного состава бронепоезда.

Успешное использование бронепоездов в первые месяцы войны способствовало развертыванию их строительства в вагонных депо ряда городов.

При этом конструкция и вооружение бронепоездов в значительной степени представляли собой импровизацию и зависели от наличия броневой стали, вооружения и технологических возможностей депо.

Начиная с конца 41 года начался серийный выпуск типового бронепоезда:

ОБ-3 Выпускали во время войны по упрощенной схеме Типа ВР-35, Однако бронирование было улучшено.Сделано их было около сотни,Свою роль в ВМВ они сыграли и к концу 1946 года были разобраны

А настоящий венец отечественного строительства бронепоездов пошел в войска только в 1943 году, когда возможности промышленности уже позволяли сделать упор на более перспективную технику, такую как танки. Бронепоезд БП-43 стали в некоторой мере «гибридом» классического бронепоезда и танка.

Бронепоезд "Салават Юлаев" типа БП-43

Начиная с 1943 года производство Мотобронеплатформ поставили на поток:

Самый везучий Бронепоезд:

Бронепоезд был построен в 1942 году в Муроме. Он был защищен броней толщиной 45 миллиметров и за всю войну не получил ни одной пробоины. Бронепоезд прошел путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере. За время войны он уничтожил 7 самолетов, 14 орудий и минометных батарей, 36 огневых точек противника, 875 солдат и офицеров. За боевые заслуги 31-ый отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов, в который входили бронепоезда "Илья Муромец" и "Козьма Минин", был награжден орденом Александра Невского. В 1971 году в Муроме был поставлен на вечную стоянку бронепаровоз "Илья Муромца".

Польские бронепоезда:

И бронедрезины:

Немецкие:

В 30-х годах германское военное командование считало приоритетным разработку авиации и танков, а проектирование новых бронепоездов оказалось ненужным. Лишь накануне начала Второй мировой войны в июле-августе 1939 года произошёл сдвиг, и было принято решение о создании семи новых бронепоездов. Однако, времени на создание настоящих бронепоездов не хватило. Тогда был найден компромисс: использовать «поезда защиты линий» и чехословацкие трофейные бронепоезда.

Однако, эффективность этих бронепоездов была весьма невысокой - неудачное расположение 75-мм орудий (которые были установлены не в башнях, а в казематах) существенно ограничивало их сектора обстрела. Но, несмотря на недостатки, эти бронепоезда эксплуатировали вплоть до 1944 года, кроме разобранного в 1940 году бронепоезда № 5 (который неоднократно модернизировался и ремонтировался).

С 1943 по 1944 год в распоряжении вермахта имелось около 70 бронепоездов разнообразной комплектации, основная часть находилась на восточном фронте (около 30 тяжёлых и 10 разведывательных бронепоездов), оставшиеся несли боевое дежурство на территории Балкан, Франции, Италии и Норвегии. С последующим отступлением германской армии с территории СССР бронепоезда стали активно использоваться в качестве средств мобильной обороны.

Зачастую несколько бронепоездов держали отдельные участки фронта, притом в самый критический момент.

Неоднократно им успешно удавалось удерживать оборону, противостоя не только пехотным, но и танковым частям (февраль 1943 года, оборона линии Дебальцево — Штеровка).

На севере против войск СССР действовали тяжёлые бронепоезда, а на юге против партизан действовали разведывательные и дрезинные составы. Но дальнейшее удержание фронта путём использования бронепоездов как «пожарных команд» не представлялось более возможным.

Так же, как и Вермахт, вышеупомянутый департамент не мог более возмещать потери и осуществлять ремонт.
В начале февраля 1945 года из оставшихся действующих тяжёлых бронепоездов была сформирована последняя оперативная группа (под командованием полковника фон Тюркхейма), основной задачей которой было удержание Берлинского направления.

В состав группы вошли 4 бронепоезда и последний новый образец, модернизированный состав «Берлин», который был вооружён башнями от танков «Пантера».

После ВМВ:

До 1953 года бронепоезда несли службу на Западной Украине по патрулированию железнодорожных магистралей в связи с частым нападением отрядов УПА на объекты железных дорог. Постановлением Совета Министров СССР от 4 февраля 1958 года дальнейшая разработка железнодорожных артиллерийских систем была прекращена. К концу пятидесятых годов на вооружении СССР не осталось ни одного бронепоезда.
В конце 1970-х годов в связи с напряженными отношениями СССР и КНР на Харьковском заводе тяжёлого машиностроения были созданы 4 (по другим сведениям, 5) бронепоезда БП-1, после улучшения советско-китайских отношений эти бронепоезда были переведены в резерв. Там они находились до начала 1990 года.

Бронепоезда в Чечне:

Бронепоезда стали применять еще со времен Гражданской войны в США, когда пушки размещали на железнодорожные платформы. Обычно в состав бронепоезда входили бронированный локомотив (бронепаровоз или бронетепловоз), несколько броневагонов (броневых площадок) со стрелковым, артиллерийским, зенитным вооружением (чаще всего вооружение комбинируется), от двух до четырех контрольных платформ (платформ прикрытия). Их основным вооружением были, как правило, орудия калибром 76 мм .

Бронепоезда активно применялись в годы Первой мировой войны, в Гражданской войне на территории России. Накануне Великой Отечественной войны все бронепоезда Красной армии состояли на вооружении автобронетанковых войск. Всего в годы Великой Отечественной войны в боях участвовало более 200 бронепоездов Красной армии. Они являлись важным оружием прежде всего для охраны железнодорожных путей Советского Союза – одного из основных средств для транспортировки, переброски войск. Именно железнодорожными путями были эвакуированы самые важные промышленные предприятия Союза. Бронепоезда могли эффективно бороться с немецкой бронетехникой, авиацией, отрядами парашютных войск Вермахта. Как сильные стороны (мощное вооружение, мобильность), бронепоезда имели и слабости:

1) уничтожив локомотив, неприятель мог расстреливать весь состав как неподвижную мишень;

2) авиация противника, разбив железнодорожные пути, фактически блокировала бронепоезд.

Советский бронепоезд

«Наш командир был фронтовиком, и он начал собирать своих ребят. Тут к нам подбегает офицер с бронепоезда, он не смог бронепоезд вывезти, потому что его загнали туда, где вторых путей нет. Его-то «рама» и сфотографировала, а потом немцы разбомбили, а нас они не заметили, мы в кукурузе и конопле замаскировались», – вспоминает ветеран Алексей Архипов.

Приведу одни из самых ярких страниц боев с участием бронепоездов Красной армии с войсками Вермахта.

26 июня 1941 г. бронепоезд №331 в боях за г. Острог уничтожил свыше 150 солдат и офицеров Вермахта, 5 бронемашин, два танка.

Бронепоезд №15 в боях 13–31 июля 1941 г. в районе Коростеня, Новоград-Волынского, Житомира уничтожил 4 танка, 8 артиллерийских орудий. 31 сентября 1942 г. в бой с 80 немецкими танками и полком пехоты за станцию Ардон вступил бронепоезд под командованием капитана П. Фандея. Немецкие войска вызвали на помощь авиацию, которая сумела разбить бронепоезд. В яростном бою бронепоезд подбил 22 немецких танка, 5 бронетранспортеров. 11 октября 1942 г. поезда 42-го ОДБП в боях уничтожили 14 танков, 7 минометов, 9 орудий и около 300 бойцов Вермахта.


Расчет артиллерийской башни бронепоезда 53-го дивизиона ведет огонь
из 75-мм французской пушки образца 1897 г. Северо-Кавказский фронт, август 1942 г.

21 февраля 1942 года в Горьком был сформирован 31-й отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов. Это был первый в мире дивизион броневых поездов, который вскоре после сформирования получил на вооружение реактивную артиллерию в виде пусковых установок для реактивных снарядов М-13. Именно из-за этого дивизион получил в свое наименование прилагательное «особый». В состав дивизиона входили горьковский и муромский бронепоезда «Козьма Минин» и «Илья Муромец», черный паровоз С-179, бронедрезина БД-39, а также специальные вагоны: штабной, медпункт, мастерская, кухня-баня и жилые. Особенностью бронепоездов дивизиона являлось использование реактивной артиллерии и орудий, размещенных в танковых башнях. В действующей армии дивизион находился с 1 мая 1942 года по 9 мая 1945 года, пройдя путь от Волги до Берлина. На его счету уничтоженный немецкий бронепоезд «Адольф Гитлер», 42 артиллерийско-минометные батареи, 24 отдельных орудия, 14 дзотов, 94 пулеметные точки, 15 немецких самолетов. Дивизион был награжден орденом Александра Невского, получив наименование 31-й отдельный особый Горьковско-Варшавский ордена Александра Невского дивизион бронепоездов.

В годы Великой Отечественной войны по разным причинам было потеряно около 89 бронепоездов, погибло 1082 солдата и более 100 офицеров из состава экипажей бронепоездов. Но и бронепоезда сумели хорошенько «насолить» Вермахту. В 1941–1945 гг. бронепоезда уничтожили около 370 танков, 344 орудия и миномета, 840 пулеметов, 115 самолетов, более 700 автомашин.


Бронепоезд «За Родину». Северо-Кавказский фронт, август 1942 г.

Состояние бронепоездов в 1920-е годы

В годы Гражданской войны на территории бывшей Российской Империи было изготовлено и использовалось в боях более 400 различных бронепоездов - своего рода мировой рекорд. Правда, часть из них была примитивных конструкций, как правило, их сооружали в железнодорожных депо или на небольших заводах, часто даже без чертежей. Меньшее количество бронепоездов было изготовлено на крупных машиностроительных предприятиях европейской России по нескольким разработанным проектам. Такие бронепоезда изготавливались партиями от 5 до 20 ед. В документах 20-х – начале 30-х годов встречаются следующие основные типы.

Сормовские бронепоезда, производство которых велось на Сормовском заводе общества железоделательных, сталелитейных и механических заводов в Нижнем Новгороде. Всего с 1918 по 1920 годы их изготовлено более 20.

Бронепоезд постройки Сормовского завода в Нижнем Новгороде, впоследствии известный как «сормовский тип»

Брянские бронепоезда производились на Брянском машиностроительном заводе в городе Бежица Брянской губернии в 1919-1920 годах. Всего Брянский завод изготовил около 20 бронепоездов.


Бронепоезд постройки Брянского завода (так называемый «брянский тип»)

К севастопольским бронепоездам относили матчасть, изготовленную на предприятиях Крыма в 1919-1920 годах. Всего здесь было построено около 15 бронепоездов.

Днепровские бронепоезда строили в 1918-1919 годах на заводе в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). Всего здесь было изготовлено 10 бронепоездов.

Ижорские бронепоезда производились с осени 1918 года на Ижорском адмиралтейском и механическом заводе в Колпино под Петроградом. Всего в 1918-1920 годах в Колпино изготовили около 15 бронепоездов.


Двухбашенная бронеплощадка Ижорского завода

Новороссийские бронеплощадки, разработанные полковником артиллерии Добровольческой армии Голяховским, строили главным образом на заводе «Судосталь» в Новороссийске. Всего в 1919 году было изготовлено около 20 таких бронеплощадок.

К моменту окончания Гражданской войны в России (февраль 1922 года) в составе Красной Армии имелось 123 бронепоезда, не считая составов, находившихся на складах.

Матчасть бронепоездов в 1930-е годы

Ситуация с состоянием бронепоездного парка в СССР коренным образом изменилась с 1929 года. В качестве образца для модернизации выбрали матчасть, изготовленную на Сормовском заводе еще в 1920 году – бронепаровоз Ов № 3707 и бронеплощадки № 356 и 357, работы по модернизации которых начались еще в декабре 1929 года. Первоочередной задачей, помимо ремонта брони и вооружения, являлась разработка схемы электрооборудования и связи для облегчения управления составом в бою.


Бронеплощадка сормовского типа № 357 из состава модернизированного бронепоезда

Тяжелые бронеплощадки

Работы по созданию и изготовлению тяжелых бронеплощадок начались на военном складе № 60 в 1930 г. К этому моменту в Красной Армии имелось 7 тяжелых бронепоездов, переделанных еще в 20-е гг. из бронепоездов типа Б.

Из-за недостатка материалов и финансирования в качестве базы для изготовления новых тяжелых бронеплощадок использовали подходящие, часто однобашенные броневагоны времен Гражданской войны.


Бронеплощадка ПЛ-37, бронирование которой усилено во время войны путем установки дополнительных бронелистов на бортах корпуса. Зима 1942 г.


Тяжелый бронепоезд, оснащенный бронеплощадками типа военсклада № 60, изготовленными в 1931-1932 гг., на учебных стрельбах

Минометные бронеплощадки

Проектирование этих образцов началось в январе 1940 года, одновременно с зенитными железнодорожными батареями. Толчком для их проектирования стало формирование отдельных стрелковых рот бронепоездов, в составе которых имелась минометная рота.

Проект минометной бронеплощадки разработали на заводе «Красный Профинтерн» в сжатые сроки, и уже к началу марта изготовили 5 таких площадок.


Зенитный бронепоезд, разбитый во время боев под Борисовым. Июль 1941 г.

Бронетепловозы

Наряду с использованием бронепаровозов Ов, в 1930-е годы в СССР делались попытки спроектировать для оснащения бронепоездов новое средство тяги – бронированный тепловоз. Первая такая попытка была предпринята в конце 1933 года.

Предполагалось оснастить тепловоз двигателем в 300 л.с., который должен был обеспечивать бронепоезду скорость до 55 км/ч в обоих направлениях, защитить 16 мм броней и вооружить одним пулеметом Максима во вращающейся башне.

Проектирование и изготовление БТВ поручили Коломенскому заводу имени Куйбышева, который в июле 1940 года представил на рассмотрение эскизный проект. После его рассмотрения было принято решение об изготовлении БТВ в 1941 году, однако, из-за недостатка отпущенных средств и начавшейся войны БТВ так и остался на бумаге.

Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

К началу Великой Отечественной войны на вооружении Красной Армии состояло 34 легких и 13 тяжелых бронепоездов. Каждый из них включал в себя бронепаровоз серии Ов или Оп и 2 бронеплощадки (одно- или двухбашенные), изготовленные на базе 50 или 60-тонных 4-осных вагонов.

Киевские бронепоезда

В первый месяц войны одним из центров строительства бронепоездов стали предприятия Киева. К сожалению, подробных сведений о боевом составе бронепоездов киевской постройки пока обнаружить не удалось. Но, исходя из малых сроков строительства, их конструкция, скорее всего, была весьма примитивной. Вероятно, для их изготовления использовались металлические полувагоны для перевозки угля, закупленные в Америке еще в годы Первой мировой войны.

Одесские бронепоезда

Еще одним центром постройки бронепоездов стали предприятия Одессы. Их сооружение началось в августе 1941 года совместными усилиями рабочих завода имени Январского восстания и железнодорожников депо Одесса-Товарная и Одесса-Сортировочная. При изготовлении бронепоездов возникло большое количество проблем: не хватало материалов, кислорода, необходимого для сварки бронелистов, инструмента.

Таллинские бронепоезда

При обороне Таллина в августе 1941 года в мастерских арсенала были оборудованы 2 бронепоезда. Их особенностью было использование для бронировки узкоколейных (750 мм) паровозов и вагонов. Дело в том, что в окрестностях Таллина имелась разветвленная сеть железных дорог с колеей 750 мм.

Один из 2-х узкоколейных бронепоездов, построенных при обороне Таллина.

Август 1941 г.

Бронепоезда Крыма

Довольно любопытными по конструкции были бронепоезда, построенные на предприятиях Крыма летом-осенью 1941 года. Всего их было сформировано 6, при этом часть из них подчинялись командованию Черноморского флота.


Крымская бронеплощадка без вооружения с поручнем для упора верхнего откидного щитка

Ленинградские бронепоезда

Во время боев за Ленинград предприятия города дали армии и флоту 8 бронепоездов. К их характерным особенностям можно отнести широкое использование морских орудий и башен с танков KB-1. Инициатива постройки бронепоездов под Ленинградом принадлежала морякам. Это и понятно – ведь рядом находилась главная база Балтийского флота.

Бронепоезда в боях

Бронепоезда обладают мощным артиллерийским и пулеметным вооружением, броневой защитой, постоянной боевой готовностью и быстротой передвижения. Они являются в общевойсковом бою действенным средством поражения живой силы, технических и огневых средств противника в районе железной дороги. Только зависимость бронепоездов от железной дороги ограничивает их применение в общевойсковом бою.

Задачи, возлагаемые на бронепоезда, заключаются:

1. В содействии пехоте и коннице в бою (особенно в обороне) путем огневого поражения войск противника;

2. В захвате совместно с десантом узлов и пунктов (станций, мостов), важных в оперативном отношении и удержании их до подхода своих войск;

3. В охране важных станций, железнодорожных сооружений, перегонов и побережья;

4. В сопровождении наиболее важных воинских эшелонов;

5. В борьбе с авиадесантами и авиацией противника.

Действия бронепоездов в Великой Отечественной войне показали, что они нашли свое применение во всех видах боя и являлись надежным средством борьбы с противником в полосе железных дорог.

Последние бронепоезда Советской Армии

События на острове Даманском в марте 1968 года поставили СССР и Китай на грань открытого военного конфликта: шедшие две недели бои стоили нашей стране немало крови. Требовалось мобильное и эффективное средство – и тогда вспомнили о бронепоездах. Реанимировать идею поручили Харьковскому заводу транспортного машиностроения им. Малышева, вскоре после событий на Даманском получившему правительственное задание на разработку бронепоезда.


Бронепоезд на базе хранения ЗабВО

Для ускорения работы в конструкции широко использовались унифицированные и серийные выпускаемые агрегаты – локомотив, платформы, тележки и колесные пары вагонов, артиллерийское вооружение из танковых пушек в штатных башнях (такое решение полностью себя оправдало в годы войны). Башни с орудиями и прицелами позаимствовали у Т-55, зенитное вооружение должно быть включать пару башен от «Шилки» со счетверенными зенитными автоматами и РЛС. В качестве локомотива однозначно был принят мощный дизельный тепловоз.

Изготовление бронепоезда полностью завершили к 1970 году. Основной боевой единицей поезда стали «бронелетучки» в составе пары открытых 55-тонных платформ с танками Т-62 (могли использоваться и машины любых других типов, имевшиеся под рукой, в том числе и лишившиеся подвижности – лишь бы сохранялись их «огневые» возможности) и бронированного маневрового тепловоза типа ТГМ14.


После расформирования бронепоездов на хранении остались только бронированные локомотивы. Первый в сцепке – тяговый тепловоз ТГ16

Полностью укомплектованный состав выглядел следующим образом. Впереди – платформа прикрытия, служившая страховкой на случай подрыва полотна (для его ремонта предназначались рельсы и шпалы, загруженные на платформу и служившие балластом, а с поездом следовала бригада восстановителей пути), тепловоз, за ним – две танковые «бронелетучки». Середина поезда формировалась из штабного броневагона, площадки зенитных установок и платформ с ПТ-76. Замыкали состав ещё три «бронелетучки» и платформа прикрытия. Кроме того, при необходимости поезд мог включать вагоны для личного состава (теплушки или пассажирские), а также полевые кухни, предусмотренные для воинских эшелонов.

По прямому назначению бронепоезда решено было использовать в январе 1990 года при ликвидации антиправительственного мятежа в Баку и националистического в Сумгаите.

Примечательно, что в тяжелые для армии 1990-е, когда без сожаления сотнями списывались и шли в металлолом боевые самолеты и танки, все четыре поезда сохранялись в надлежащем состоянии, полностью укомплектованные и оборудованные. В конечном счете, от бронепоездов остались на хранении только тяговые локомотивы и тепловозы «бронелетучек».

Современные бронепоезда

В Чеченской Республике для выполнения служебно-боевых задач Объединённой группировкой войск в конце 2002 года использовались три специальных поезда: «Козьма Минин», «Байкал» и «Терек».


;

·крытый вагон с оборудованными амбразурами для ведения огня из стрелкового оружия и пулемётов и даже разного рода башенками на крыше для ведения огня из автоматических гранатомётов (АГС-17 ) и пулемётов (в том числе и крупнокалиберных);

·крытый вагон с запасами необходимых материальных средств;

·1-2 пассажирских вагона для отдыха личного состава экипажа поезда (в местах базирования и на охраняемых станциях);

·2-3 платформы с балластом (мешками с песком) – прикрытие от фугасов с взрывателями контактного действия;

·1-2 платформы с установленными на них радиостанциями (на автомобильном шасси);

·тепловоз.


Броневагон специального поезда «Байкал»

В периоды между выездами на выполнение боевых задач, бронепоезда располагаются на специально оборудованной, охраняемой базе в Ханкале, где имеется всё необходимое для отдыха личного состава и обслуживания техники и вооружения.

Командование железнодорожных войск России отказалось от закупки новых бронепоездов для вооружения своих подразделений. Существующие спецпоезда «Байкал» и «Амур», которые стоят на вооружении в Южном военном округе, до 2015 года будут сняты с боевого дежурства.


Решение «похоронить» боевые железнодорожные составы военное руководство объясняет нецелесообразностью развития железнодорожного вооружения. В государственной программе вооружений до 2020 года формирование боевых железнодорожных поездов не запланировано. Таким образом эра железнодорожного оружия, которое гремело в Первую мировую и Великую Отечественную войны, заканчивается, а железнодорожные войска перестают уничтожать врага и сосредотачиваются на ремонте и разминировании путей и мостов для обеспечения прохода эшелонов.

Традиция использовать бронированные передвижные железнодорожные составы в СССР идет еще со времен Гражданской войны. В те времена они использовались для боевой поддержки военных соединений и в отдельных тактических самостоятельных операциях. При этом у бронепоездов ценились скорость перемещения и мобильность, огневая мощь и крепкая броня. Бронепоезда Великой Отечественной войны часто применялись как тяговая сила для транспортировки составов с важными грузами.

Осенью 1920 года в составе большевистской армии насчитывалось более 100 бронепоездов. Но к 1924 году количество их было намного меньше, так как военное управление артиллерии, на чей баланс поезда были переданы, не считало их действенным оружием и относилось как к обыкновенным орудиям на платформах.

составы в ВОВ

Бронепоезда в комплектовались в дивизионные подразделения. Например, бронепоезда «Кузьма Минин» и «Илья Муромец» находились в составе 31-го самостоятельного Горьковского дивизиона бронированных поездов. Также в состав соединения входили: паровоз черного цвета С-179, бронированная дрезина БД-39, пара броневиков БА-20, три мотоцикла и с десяток автомобилей и десантно-минометная рота. Всего в дивизионе было около 340 человек.

Бронепоезда во время Великой Отечественной войны использовались от самого начала до Победы. Помимо того что они поддерживали пехотные части, которые вели боевые действия вдоль железной дороги, наносили поражение неприятелю на железнодорожных станциях, охраняли побережье и вели контрбатарейный огонь по вражеской артиллерии.

Эти поезда настолько успешно применялись в начальные месяцы войны, что их производство было начато в нескольких городах сразу. Конструкции бронепоездов здорово различались. Это зависело от мощности строительного предприятия, изготавливающего этот боевой транспорт, от наличия бронированной стали и комплекта вооружения. К началу войны основная часть поездов была произведена Брянским заводом поездов. На этом заводе изготавливались не только артиллерийские бронированные железнодорожные платформы, но и поезда, оснащенные средствами противовоздушной обороны.

Зенитные бронепоезда ПВО в Великой Отечественной войне внесли значительный вклад в охрану железнодорожных станций от атак вражеских самолетов, сбивая их разнокалиберными зенитными орудиями и пулеметами ДШК.

Бронепоезда Великой Отечественной. Сколько было изготовлено?

На 22 июня 1941 года русская армия насчитывала 34 легких и 19 тяжелых бронепоездов, которые имели 53 бронированных паровоза, более 100 артиллерийских площадок, около 30 платформ ПВО и 160 бронированных автомашин, предназначенных для передвижения по железнодорожным путям. Также в наличии имелось девять бронедрезин и несколько бронированных моторных вагонов.

Помимо армии, бронепоездами владели и войска НКВД. В их подчинении находилось 23 бронепоезда, 32 орудийные платформы, 7 бронемашин и более 30 бронированных вагонов.

Основные бронепоезда Красной Армии

Самым известным типом бронепоезда в годы Великой Отечественной войны стал спроектированный в 42-м году бронированный поезд БП-43.

В состав этого поезда входил бронепаровоз ПР-43, который размещался в середине соединения, две артиллерийские площадки в голове бронепоезда и столько же в конце, две зенитные платформы и 2-3 площадки, перевозившие боеприпасы, ремонтные материалы для поезда и железнодорожного полотна. Также бронепоезд имел пару броневиков БА-20 или БА-64, адаптированных передвигаться по железным путям.

Для армии было сделано 21 бронепоезд этого типа и почти столько же для НКВД.

Технические данные бронированных механизмов

Бронепоезда Великой Отечественной, «тяжелые» модели, оснащались 107-мм орудиями, которые могли бить на расстояние до 15 километров. Бронированные листы, толщиной до 10 см, обеспечивали защиту от попадания артиллерийских снарядов, чей калибр достигал 75 мм.

Одной заправки воды, мазута и угля хватало бронепоезду, чтобы на скорости 45 км/ч проехать порядка 120 километров. Одна заправка - 10 тонн угля и 6 тонн мазута. Снаряженная масса бронепоезда достигала 400 тонн.

В боевую команду входили: командование, взвод управления, два взвода артиллерийских башенных орудийных и бортовых пулеметных расчетов, взвод зенитчиков, отряд, отвечающий за движение и тягу бронепоезда, и взвод экипажа броневиков, который располагал в своем составе 2-5 машинами, передвигающимися по рельсам.

Бронепоезда Великой Отечественной. Немецкие модели

Перед операцией «Барбаросса» немецким командованием планировалось ввести несколько бронепоездов, приспособленных к русской железнодорожной колее. Их было немного, Генеральным штабом Германии им отводилась малозначительная роль в ведении боевых действий. Например, до 1942 года они охраняли в тылу ж/д линии от партизан. И уже намного позднее, изучив успешную тактику применения подобных механизмов советскими войсками, немцы стали использовать бронепоезда в боевых сражениях.

Всего германская армия на Восточном фронте имела около 12 бронепоездов и пару десятков бронированных дрезин. Были случаи, когда немцы пользовались трофейными советскими поездами.

Оснащение немецких бронированных составов

Германские бронепоезда №№26-28 обладали тремя танковыми или артиллерийскими платформами и двумя пехотными вагонами, №№ 29-31 имели в составе две танковые площадки и одну пехотную платформу. С конца 1943 года к бронепоездам стали цеплять площадку с системой ПВО. Паровозы таких составов имели только бронированную кабину.

Как показали боевые действия, немецкие бронепоезда были не только технически отсталыми и примитивными, но и огневая мощь их была очень слаба. Поэтому командование германскими войсками держало их в тылу для борьбы с партизанскими формированиями.

Боевая мощь советских бронепоездов серьезно помогала армии в победе над гитлеровской Германией. Однако сам механизм, какой бы высокий технологический уровень он ни занимал, ничего не может сделать без команды, управляющей им. Так, машинисты бронепоездов во время Великой Отечественной войны также внесли свой вклад в общую победу. Чтобы доказать это достаточно вспомнить один эпизод из войны.

В 1944 году под Ковелем на Украине встретились два бронепоезда: советский «Илья Муромец» и немецкий «Адольф Гитлер». Машинисты русского бронепоезда, умело используя складки местности, смогли поставить состав так, что немцы его не видели и стреляли наугад. В то же время наши артиллеристы немецкий поезд видели достаточно хорошо. После непродолжительной артдуэли германский бронепоезд был уничтожен, что в то время было очень символически и предрекала скорую гибель всем фашистам. Наш состав не получил ни одного попадания. Это произошло благодаря умелым действиям машинистов бронепоезда. Ведь в военной науке известно, что грубая сила еще не гарантирует победу в сражении. Необходимо еще маневренность и умелость ведения боевых действий.

Бронепоезда и Сталинградская битва

Весной 1942 года германская армия вплотную подошли к реке Волге и к городу Сталинграду. Все возможные силы были брошены на его защиту. В обороне Сталинграда бронепоезда великой отечественной играют очень заметную роль.

Одним из самых первых бронированных составов, прибывших к городу, был бронепоезд НКВД под №73. В течение всего сентября он не выходил из боев. Немцы пытались его уничтожить авиацией, артиллерией и минометами, были разбиты четыре платформы, однако бронепоезд выдержал и смог не только отбиться, но и нанести мощный ответный удар по скоплению вражеских войск.

14 сентября на бронированый состав, находящийся возле Мамаевого Кургана, налетели вражеские самолеты, которых было около 40 штук. Из-за попадания авиабомбы в платформу с боеприпасами произошел мощный взрыв, уничтоживший большую часть бронепоезда. Выжившая команда сняла все доступное вооружение с поезда и отошла к реке. Немного позже другой бронепоезд под таким же номером появился на фронте - создали его в Перми бывшие солдаты 73-го бронепоезда. Они же и стали его новым экипажем.

5 августа на Сталинградский фронт также прибыл бронепоезд №677, который был переподчинен 64-й армии. Он держал возле села Плодовитое. На этом месте «стальная крепость» смогла отразить многочисленные немецкие танковые атаки. Благодаря ему пункт «47-й километр» остался за русскими войсками. Чуть позже, поддерживая контратаку 38-й стрелецкой дивизии, бронепоезд оказался под огнем бомбардировщиков, которые закидали его зажигательными бомбами. Ему пришлось после боя отойти в тыл на ремонт, так как получил более 600 пробоин и вмятин.

Также в битве под Сталинградом принимали участие бронепоезда №№ 1, 708, 40-й дивизион и знаменитая «стальная крепость» «Киров».

В первые годы войны немцы удивлялись мощности и конструкции наших бронепоездов. Они долго не верили, что их построили русские. Думали, что поезда завезены из Америки. Но на самом деле все бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941-1945 строились в Советском Союзе. К моменту вторжения немцев история создания подвижных «крепостей» в Союзе насчитывала не одно десятилетие. В Гражданскую войну бронепоезда активно использовались разными сторонами. Их маневренность, защита и вооружение постоянно улучшались. Поэтому гитлеровцев и удивляло умелое применение этого вида вооружения в сражениях с ними.

Мы же упомянем о самых знаменитых бронепоездах во время ВОВ.

Бронепоезд «Кузьма Минин»

Этот бронированный состав получился самой удачной конструкцией. Построили его зимой 1942 года в Горьком (Нижний Новгород).

В состав бронепоезда входили: обшитый бронированными листами паровоз, две артиллерийские платформы, две крытые площадки, имевшие на вооружении две танковые 76-мм пушки и спаренные с ними пулеметы. Также впереди и сзади бронепоезда были установлены зенитные платформы, а в центре - площадка с пусковой реактивной установкой М-8. Толщина фронтальный брони была 45 мм, а верхней - 20 мм.

Орудия поезда могли вести огонь на дальность до 12 км, уничтожая технику противника, а пулеметы и пусковая установка поражали живую силу неприятеля.

Мощь бронепоезда Великой Отечественной, фото которого расположено ниже, поражает воображение. Это действительно "стальная крепость на рельсах"

Бронированный поезд «Илья Муромец»

Построили «Илью Муромца» в 1942 году в городе Муроме. Защиту его составляли 45-мм листы. За весь период войны он не получил ни одного серьезного повреждения. Его боевой путь проходил по всем стратегически важным точкам ВОв и закончился он во Франкфурте-на-Одре. На счету этого бронепоезда Великой Отечественной насчитывается 7 вражеских самолетов, 14 артиллерийских и минометных батарей, более 35 опорных пунктов, около 1000 германских солдат и офицеров.

За отвагу и боевые заслуги бронепоезда «Илья Муромец» и «Кузьма Минин», входившие в состав 31-го отдельного подразделения, были награждены орденом А. Невского. В 1971 году «Илья Муромец» в г. Муроме был установлен на пожизненную стоянку.

Вышеназванные боевые поезда были не единственными в своем роде. Истории известны также и другие бронированные составы, сыгравшие важную роль в ВОВ. Это касается и бронепоезда «Балтиец», построенного на Ижорском заводе. Он имел 6 танковых орудий, 2 120-мм миномета и 16 пулеметов. Он активно участвовал в обороне Ленинграда, прикрывая подходы к городу сразу с 15-ти огневых точек.

Также во время битвы под Ленинградом отличился бронепоезд «Народный мститель», сооруженный в этом же городе. На его вооружении стояли две пушки ПВО и два танковых орудия, а еще 12 пулеметов «Максим».

Бронированные составы после войны

Бронепоезда Великой Отечественной, фото которых представлены в этой статье, являются героями своего времени. Они сделали огромный вклад в победу нашего народа над фашистской Германией. Однако к концу войны стало понятно, что улучшенная артиллерия сможет теперь уничтожать подобные механизмы, как легкую бронированную технику. К тому же доктрина современного ведения боевых действий подразумевала большую маневренность и тактическую мобильность воинских соединений, а бронепоезда сильно привязаны к ж/д путям, что серьезно снижает их мобильность.

Такими же темпами, как и артиллерия, развивалась и авиация, для которых уничтожение бронепоезда не стало чем-то сложным, а бронированных составом уже не могли обеспечить надежную защиту. До 1958 года кое-как разработка и проектирование подобных механизмов еще продолжалось. Но далее они были сняты с вооружения.

Между тем опыт и знание по монтированию боевых орудий на поезда не ушел в забытье. В конце 80-хх годов на боевое дежурство по охране целостности государства стали БЖРК (ракетный комплекс на ж/д платформе). По внешнему виду они не отличаются от гражданских поездов, но внутри у них установлены системы запуска стратегических ракет. Некоторые из них имели ядерные боеголовки.

Так «внуки» продолжили славное дело своих «дедов» по охране нашей Родины.