Где басмачи. Кто такие басмачи. Эффективная дальность стрельбы, м

Рейд особого назначения, о котором рассказывается в предлагаемой статье, был направлен против басмачей Ибрагам-бека, сына эмирского чиновника, сейчас мало известного главаря банд 20-х годов, претендовавшего на диктаторство одновременно на зарубежном Среднем Востоке и в советской Средней Азии.

ИТОГИ УДАРНЫХ КАМПАНИЙ
После краха авантюр генералов Энвер-паши и Селим-паши (бывший турецкий офицер Ходжа Сами-бей) в Восточной Бухаре (1922 - 1923 гг.) одним из главарей басмачества стал Ибрагим-бек, попытавшийся объединить все его раздробленные силы, чтобы свергнуть Советскую власть в этом регионе. Очередной "главнокомандующий армией ислама" продолжал также исправно выполнять приказы свергнутого и бежавшего в Афганистан эмира бухарского Сеида Алим-хана и англичан. В горном крае продолжался разгул больших и малых банд, грабежами и насилием наводивших на дехкан страх. Запуганных и обманутых принуждали вступать в отряды басмачей, помогать им, жестоко карали даже за одно сочувствие Советской власти, тем более содействие Красной Армии и ГПУ.


(Группа командиров Красной Армии в Восточной Бухаре.
Крайний слева - комбриг Т. Т. Шапкин - руководитель воздушного десанта в Гарм в апреле 1929 г.)


В 1925 - 1926 гг. в Таджикистане были успешно проведены две массовые кампании по борьбе с басмачеством. В результате удалось ликвидировать почти все банды, в том числе и на родине Ибрагим-бека в Локае. Сложились благоприятные условия для нормальной жизни и коренных преобразований в республике.
Пока еще влиятельные на местах реакционеры, выдвинувшие бека(4), в новой обстановке советовали ему не рисковать головой и уйти к эмиру в Афганистан, чтобы там снова, как в начале 20-х годов, готовить большую войну против русских и всех неверных. Они же обещали ему поддержку.
(Пленённые главари басмаческого движения вместе со своими гаремами направлялись в спецлагеря ОГПУ. Один из таких лагерей находился на Кубани - в станице Новоромановка Арзгирского района Ставропольского края. Это глухое место в калмыцких степях. Здесь бывшие басмачи под конвоем трудились на солевых приисках..
Начало 1930-х. Начальник лагеря чекист М.Е. Деревяникин с помощью женщины-переводчицы ведёт служебный диалог с только что поступившим в лагерь очередным пленным басмачом-баем.)

В ночь на 21 июня 1926 года Ибрагим-беку с 24 басмачами удалось переправиться через Пяндж и бежать в Афганистан. У чекистов появилось много забот: бек успел оставить в подполье верных людей для тайной подготовки к будущим мятежам. Таким образом, оставшиеся глубокие корни басмачества могли дать опасные ростки.

КАНДИДАТ В ПРАВИТЕЛИ
В Кабуле Ибрагим-бек неплохо устроился под крылышком бывшего эмира. Но в приютившей его стране он начал с того, что стал сеять вражду между узбеками и таджиками, с одной стороны, и местным населением - с другой, подстрекая первых к неповиновению властям Афганистана. На севере чужой страны, особенно в приграничных с СССР районах, через духовенство велась агитация за освобождение Восточной, затем и Западной Бухары от неверных. Участникам еще одной "священной войны" заранее прощались прошлые и будущие грехи. В случае же гибели на поле боя они приравнивались к святым. Это позволило создать из "кровных братьев" крупные банды, которые зачастую возглавляли вызванные из родных мест бека подручные - мастера на расправу с непокорными. Вооружены эти формирования были английскими винтовками и даже пушками.


(Австро-венгерское горное орудие 1880-90-х годов разработки - передано из трофейных запасов басмачам англичанами.
Орудие из бишкекского музея Фрунзе - оно было отбито у "воинов Аллаха" Красной армией.)

Произошло редкое в истории явление: авантюрист, битый на своей земле, создал на чужой мощную военную силу. Один за другим захватывались не только кишлаки, но и города. После Таликана разоряется Чаяб - уездный центр провинции Ханабад. Афганцы, опасаясь резни, бежали в горы, а их имущество досталось басмачам как трофей. Правителем города бек назначил своего духовного отца ишана Иса-хана (во время кампаний 1925 - 1926 гг. он был курбаши (крупной банды, дважды попадал в плен, бежал из душанбинской тюрьмы в Афганистан к беку).
Все более реальным становилось претворение в жизнь сепаратистского лозунга марионеточного государства "Афганский Туркестан" во главе с Ибрагим-беком. Такая "автономия" сильно ослабила бы центральную власть в Кабуле, затормозила проведение прогрессивных реформ королем Аманулла-ханом, явно ухудшила взаимоотношения с ближайшим соседом - СССР. (Кстати, до этого даже предоставление под давлением англичан убежища беку не осложнило их.) В итоге была бы подорвана независимость страны. Очевидна и антисоветская направленность этого замысла. Зарубежные хозяева бека, затушевывая антиафганский характер планов и действий своего верного слуги, не скрывали его расчеты в отношении Советского Востока. Так, средства массовой информации льстиво создавали ему явно фальшивый имидж "Робин Гуда Средней Азии", сочувственно комментировали его желание реванша, мести "за поражения по ту сторону Амударьи".

ПЕРЕВОРОТ В КАБУЛЕ И ГАРМСКИЙ МЯТЕЖ
Эти два зловещих события произошли в 1929 году с разницей в несколько месяцев, причем второе стало следствием первого. В январе Кабул пережил шок узурпации власти местным авантюристом таджикским крестьянином Бачаи Сакао ("сын водоноса"), которого на совещании ханов в селении Калакан 12 декабря провозгласили эмиром Афганистана под именем Хабибулла-Гази. За спиной новоиспеченного эмира стояли англичане. Сразу же последовала отмена многих прогрессивных реформ предшественника, получил льготы иностранный капитал, главным образом британский.

Реакционный переворот открыл перед Ибрагим-беком самые благоприятные возможности. Ведь именно отборные отряды его басмачей, стоявшие под Кабулом, блокировали в ответственный момент войска Амануллы, а затем вступили в настоящую войну против сторонников свергнутого короля, бежавшего сначала в Кандагар, а затем уехавшего в Италию. Самозванец, стремясь поскорее отработать долг, способствовал дальнейшему накоплению беком вооруженных сил на севере страны. И только из опасения дипломатического конфликта с СССР открыто не поддерживал его.Пробным шаром перед большим походом "домой" стал в мае 1929 года мятеж в Гармской области Таджикистана, сравнительно близкой к государственной границе. Английские инструкторы обучили приемам антисоветской пропаганды, организации мятежей 10 специально подобранных басмачей. Связь с тамошним подпольем убеждала бека: на сей раз у него есть шанс на успех. Учитывал он и недовольство населения трудностями жизни, ошибками в работе местных органов власти в условиях начавшейся коллективизации. Делалась ставка и на предводителя будущего мятежа Максума Фузайла, бывшего эмирского наместника в Гарме, местного уроженца, банда которого состояла из 200 человек.

Уже по дороге к Гарму басмачи собирали фанатично настроенных мусульман, убеждая их, что Советской власти больше нет, а Красная Армия расформирована. Чем дальше, тем этот процесс шел быстрее. Каждый случай расправы с советскими активистами, а то и просто с учителями или приезжими русскими убеждал многих в силе мятежников. К тому же распускались слухи о скором приходе армии бека. Положение спасли чрезвычайные меры, принятые командованием красноармейских частей в Душанбе и лично командующим Среднеазиатским военным округом П. Е. Дыбенко, прибывшим на II съезд Советов Таджикистана.Комбриг Т. Т. Шапкин, комиссар национальной бригады А. Т. Федин с четырьмя пулеметчиками вылетели 23 апреля в Гарм. Они-то и организовали подавление мятежа.
Однако провал авантюры не обескуражил Ибрагим-бека, он по-прежнему вынашивал свои поистине диктаторские замыслы.
"Если какой-то кухистанец (намек на происхождение Бачаи Сакао) занял престол с божьей и нашей помощью, то почему бы и нам не стать хозяевами Кабула?" - вопрошал он в самом узком кругу. Это амбициозное рассуждение известно из донесения разведчика ГПУ Мулло Закира Косирова, находившегося тогда в штабе бека. В 1959 году эти же слова были повторены автору воспоминаний "Чекистские были".

В октябре того же 1929 года был совершен еще один государственный переворот. Опираясь на своих соратников, мобилизовав сторонников из пуштунских племен, Надир-хан разгромил крупную группировку Бачаи Сакао. 15 октября он торжественно въехал в Кабул, где был провозглашен шахом Афганистана. Надир-хан жестоко казнил Бачаи Сакао, а басмачей Ибрагим-бека вынудил уйти из Кабула на север страны. Он же объявил о возврате к прежнему курсу реформ. Положение бека из-за заступничества англичан осложнилось, но не больше. Лишь позже его позиции пошатнулись.

БОИ С БАСМАЧАМИ
В Москве было принято чрезвычайное решение - в конце апреля 1929 года начать рейд по приграничным районам северного Афганистана. Он продолжался примерно два месяца. Известна и правовая основа /50/ этого решения. В августе 1926 года, т. е. почти сразу же после бегства Ибрагим-бека, был заключен договор "О нейтралитете и взаимном ненападении" между СССР и Афганистаном. В одном из его пунктов указывалось, что обе стороны обязуются не допускать на своей территории вооруженных отрядов и организаций, враждебных другой стороне.


(Главарь контрреволюционного басмачества Ибрагим-бек (второй слева) и члены специальной оперативной группы, созданной для его поимки: Куфельд (первый справа от бека), Енишевский, А. Н. Валишев (слева от бека).
Снимок сделан в Душанбе сразу после митинга по случаю поимки Ибрагим-бека. 1931 г.)

Между тем подготовка Ибрагим-беком восстания в северном Афганистане и похода против Советского Таджикистана продолжалась весьма активно, причем при руководящей роли англичан.
Численность нашего отряда пока не установлена, но состоял он почти целиком из коммунистов и комсомольцев. Возглавлял его командир 8-й кавалерийской бригады Иван Ефимович Петров (впоследствии генерал армии, Герой Советского Союза).
Из вооружения имелись горные орудия мортирного типа. В разобранном виде (весом до 7 пудов) их грузили на специальные седла (около 2 пудов), называемые по имени создателя "грум-гржимайло".
В сильнейшую жару, когда страшно хотелось пить, бойцам конартдивизиона часто приходилось на себе переносить части орудия, особенно при преследовании басмачей в горах. Без выучки и природной выносливости это было бы немыслимо. Очень выручала и "форма одежды" - халаты из полосатой ткани, на голове чалма из пяти метров материала серого цвета, - что позволяло вводить противника в заблуждение. За несколько минут сняв части орудий и собрав их, бойцы отряда подпускали басмачей на 300 - 500 м, открывали артиллерийский огонь, который сочетался с пулеметным. Станковые пулеметы прятали по сторонам от дороги, ручными стреляли прямо с седла. После такой стрельбы да еще прямой наводкой картечью мало кому из басмачей удавалось уйти в горы или скрыться в зарослях камыша.

Однажды Т. В. Алпатов и другие разведчики дивизиона обнаружили крупные силы противника с батареей пушек. Начавшаяся артдуэль не обещала им успеха. Надежда появилась, когда конники, обойдя противника по лощинам, внезапно открыли по нему огонь из ручных пулеметов. И все же басмачи, руководимые бывшим царским офицером-правой рукой курбаши, держались долго, видя, что их в пять-шесть раз больше. Лишь через четыре часа удалось заставить их отступить.

В том же бою комбриг И. Е. Петров поднялся на свой НП и приказал усилить огонь по скрытым позициям за глиняными дувалами и на укрепленном дворе, где находились замаскированные орудия врага. Затем по его команде П. А. Зотов со своим взводом после сигнала о прекращении артиллерийского огня бросился вперед и захватил пушки. Одну из них развернули в сторону отступавших басмачей...1 мая шел затяжной бой против 3000 всадников Ибрагим-бека, пришедших с востока. По отработанной схеме восемь орудий поставили на главное направление, по два станковых пулемета в 200 м от дороги. С приближением басмачей на 500 м орудия открыли частый огонь: три из них били в голову колонны, три - в хвост, а два - в середину. Заработали и спрятанные пулеметы. Противник бросился врассыпную. Конники лихо орудовали клинками и даже пиками. Через полчаса после начала боя дозор обнаружил еще 1500 басмачей, прискакавших на сей раз с запада, ими командовал Сеид Хусейн, военный советник Бачаи Сакао. Два часа длился страшный бой без надежды на перелом. Басмачи отчаянно сопротивлялись.
Выиграть бой помогла военная смекалка И. Е. Петрова.По его распоряжению к противнику отправили трех пленных, ранее захваченных у бека, чтобы сообщить главарю второй банды о результатах предыдущего боя - 2500 убито, 176 в плену и лишь трем сотням вояк удалось спастись бегством. Предупреждение подействовало: басмачи сложили оружие. Конечно, если бы оба отряда появились одновременно с противоположных сторон, то, имея 10 - 12-кратное превосходство в живой силе, они могли бы смять отряд.
В конце мая Ибрагим-бек, разъяренный неудачами, собрал 4000 всадников при трех артиллерийских батареях. Его план состоял в том, чтобы запереть отряд в ущелье недалеко от реки Вахш. Однако и на этот раз ему не удалось выполнить своего намерения.

"ТАШАКУР, ШУРАВИ!"
"Местное население, особенно бедняцкое, как могло помогало нам , - вспоминал П. А. Зотов. - И чем дальше, тем больше". Афганцы да и представители других национальностей ненавидели бандитов Ибрагим-бека, в чем бойцы неоднократно убеждались.
В одном небольшом кишлаке, например, басмачи перекрыли дехканам воду в отместку за какую-то провинность. Для устрашения выставили орудие с охраной. Доведенные до изнеможения люди пытались открыть ручей, но охранники убили двоих, остальные разбежались. Самые решительные из жителей обратились к отряду за помощью.
Командир дивизиона выслал бойцов с оружием. После короткой перестрелки басмачи бежали, трое из них были взяты в плен. Когда их привели в кишлак, собралась толпа жаждущих отомстить за издевательства и насилие. Бывших вояк закидывали камнями, били палками, с трудом удалось доставить пленных по назначению.Снабженцы отряда платили за продовольствие и фураж больше, чем на базаре. Но часто люди не брали денег за все то, что щедро давали, приговаривая: "Ташакур, шурави!" ("Спасибо, советский!"). Надо ли говорить о чувствах, словах и действиях дехкан-бедняков, когда бойцы отряда отдали им трофейных лошадей.

ПОСЛЕДСТВИЯ АВАНТЮРЫ ИБРАГИМ-БЕКА
В результате рейда басмачи понесли значительные потери, были подорваны, хотя и временно, их моральный дух, уверенность в своей безнаказанности. Недаром даже в середине августа 1930 года советник бывшего бухарского эмира Сайда Амадхаджи отчаянно призывал толпу на ханабадском базаре к священной войне с неверными. У верхушки местной эмиграции появилась растерянность, наметился раскол.
Был обеспечен значительный военный перевес в пользу нового короля Надир-хана. Кабульские власти заявили о своей решимости принять жесткие меры против басмачества на севере страны; официально объявили Ибрагим-бека врагом афганского народа и назначили за его голову крупное вознаграждение. Во второй половине 1929 года после кровопролитных боев басмачи вынуждены были отойти ближе к Амударье, т. е. к советской границе. Однако весной 1931 года Ибрагим-бек предпринял еще одну, последнюю авантюру. Он снова пытался вторгнуться в Таджикистан.
Силы его хотя и были ослаблены, но представляли серьезную угрозу.


(Арестованный Ибрагим-бек (в машине на заднем сиденье) на аэродроме в Душанбе перед отправкой в Ташкент.
Июнь 1931 г.)

Чтобы оценить обстановку, сложившуюся на севере Афганистана, понять взаимосвязь явлений, имевших место по обе стороны госграницы, сошлёмся на рассекреченный документ ГПУ.
В докладной записке из Ташкента в Москву дан точный прогноз: "Осуществление планов Ибрагим-бека... на севере Афганистана чревато для нас серьезнейшими осложнениями на советско-афганской границе в самом недалеком будущем". И далее следует поразительное по точности предвидение: "...провал готовящегося восстания за автономию Афганского Туркестана бросит Ибрагим-бека в Советский Таджикистан немедленно, но сила этого удара будет неизмеримо меньше и слабее, чем в первом случае" . Без сомнения, значение этой необычной военной акции с точки зрения истории было оценено ровно через год, когда наступил полнейший крах надежд Ибрагим-бека на диктаторство уже на таджикской земле.

В завершение остается добавить, что Т. В. Алпатов, П. А. Зотов и еще 41 боец 27-го конартдивизиона (не считая других подразделений отряда спецназначения) были награждены по возвращении на Родину орденом Красного Знамени. Тогда же дивизион стал дважды Краснознаменным...

В СССР нам рисовали картинку дружбы народов СССР. Но скрывали тот факт, что советская власть насаждалась на всей территории бывшего Туркестана (нынешней Средней Азии) принудительными силовыми методами. До Октябрьского переворота Западный (русский) Туркестан был цветущей окраиной с развитым сельским хозяйством и перерабатывающей промышленностью. После прихода в Туркестан большевиков началась Гражданская война, которя привела к значительным разрушениям и экономическому упадку. Началось внедрение топливной энергетики.
Советская власть фактически покупала лояльность среднеазиатских республик в обмен на послабления.
После распада корпорации СССР в конце 1991 года практически вся построенная за годы советской власти промышленность была демонтирована, дееспособное население бывших среднеазиатских республик работает за рубежом, в основном, в Российской Федерации.
В период с 1918-42 гг всё население Туркестана поднялось на борьбу с красной чумой большевизма и коммунизма. Это освободительное движение называлось басмачеством и имело резко негативное значение в годы советской власти. Но правду не скроешь. Советская власть не смогла удержаться на территории СССР. Население бывшего Туркестана лойяльно белому населению дореволюционного Туркестана, а не еврейским красным бандам большевиков. До Октябрьского переворота Туркестан был белым, русским, после него-красным, еврейским.


Самарканд 1930 года. Работали водяные мельницы, которые могли обеспечивать весь город электричеством, уличные торговцы угощали водой со льдом и прошлогодним снегом, политым сиропом(похоже на мороженое).
Каким образом смогли заморозить воду и сохранить лёд с прошедшей зимы? (см. БАДГИР).

Почему разрушены медресе и мечети, почему наклонился минарет Улуг-бека?

Шла Гражданская война, Самарканд был почти разрушен.

1929 год-образовался Ватикан, начали насаждать религии.

8:08-чайхана, вывеска на 2-х шрифтах: на латинице и кирилице.

В те времена советское правительство проводило латинизацию языков СССР.

Как выглядел Самарканд в 1930 году когда перестал быть столицей

Советская власть закончила построение Турксиба (Туркестано-Сибирской магистрали) и уверенно закрепилась на огромной территории Туркестана.

Жириновский прав, утверждая с трибуны Госдумы о добровольно-принудительном насаждении советской власти в Туркестане.
Деньги, вложенные в Туркестан, ушли, как вода в песок, всё, что было построено в годы советской власти, в настоящее время демонтировано, дееспособное население Средней Азии на заработках в России. При существующем политическом раскаде никто не будет развивать и влкадывать деньги в Среднюю Азию. Большевики искусственно разделили Туркестан на республики и народы.

Жириновский. Узбеки отобрали Самарканд и Бухара у таджиков. Казахи и кыргызы один народ.

Кратко об истории Туркестана:

В 1868 году Самарканд был занят русскими войсками и присоединён к Российской империи и стал центром Зеравшанского округа, преобразованного в 1887 году в Самаркандскую область. В том же году гарнизон Самарканда под командованием генерал-майора и барона Фридриха фон Штемпеля отразил попытку самаркандцев свергнуть российскую власть. В 1888 году к вокзалу города была подведена Закаспийская железная дорога, которая впоследствии была продолжена на восток.

После Октябрьской революции город вошёл в состав Туркестанской АССР. В 1925—1930 годах являлся столицей Узбекской ССР, а с 1938 года — центром Самаркандской области данной союзной республики.

Железнодорожный транспорт достиг Самарканда в 1888 году в результате строительства Закаспийской железной дороги в 1880—1891 годах железнодорожными войсками Российской империи на территории современного Туркменистана и центральной части Узбекистана. Данная железная дорога начиналась от города Красноводск (ныне Туркменбашы) на берегу Каспийского моря и заканчивалась в станции города Самарканд.

Именно станция Самарканд являлась конечной станцией Закаспийской железной дороги. Первый вокзал станции «Самарканд» был открыт в мае 1888 года.
Позднее, вследствие строительства железной дороги в остальных местах Средней Азии, станция была соединена с восточной частью железной дороги Средней Азии и впоследствии данная железная дорога получила название Среднеазиатские железные дороги.

В советские годы в станцию Самарканд не была присоединена ни одна новая линия но в то же время она являлась одной из крупных и важнейших станций Узбекской ССР и Советской Средней Азии.

К моменту начала территориальной экспансии Российской империи, на территории современного Узбекистана существовало три государственных образования: Бухарский эмират, Кокандское ханство и Хивинское ханство. В 1876 году Кокандское ханство было разбито Российской империей, ханство упразднено, а центральные территории ханства были включены в состав Ферганской области.
К началу XX века Средняя Азия находилась в составе Российской империи и в начале становления советской власти, несмотря на сопротивление басмачей большевикам, вся Средняя Азия стала частью Советского Союза, из Туркестанской АССР, Бухарской республики и Хорезмской республики.

С 27 ноября 1917 года по 22 февраля 1918 года на территории Узбекистана существовало непризнанное независимое государство — Туркестанская автономия.

В январе 1918 года, после того как Туркестанская автономия отказалась исполнять предъявленный ультиматум признать власть Советов, для ликвидации самопровозглашённой Туркестанской автономии из Москвы в Ташкент прибыли 11 эшелонов с войсками и артиллерией , под командованием Константина Осипова.

С 6 по 9 февраля 1918 происходили уличные бои, со значительными жертвами и разрушениями в которых погибло более 10 тысяч мирных жителей. Эта операция на долгие десятилетия ликвидировала доверие местного населения к русской революции, центральной и местной Советской власти. Ответом на ликвидацию Туркестанской автономии стало мощное национально-освободительное партизанское движение, известное в советской историографии, как басмачество, ликвидированное Советской властью лишь в 1930-е годы.
С школе нам рисовали образ басмачей злодеями, которые сопротивлялись советской власти, Нам лгали о том, чем была на самом деле эта советская власть.

Басма́чество (от тюркского «басма» - налёт + суффикс -чи) - военно-политическое партизанское движение местного населения Средней Азии в первой половине XX века, возникшее после революции 1917 года в Российской империи. Первые значительные очаги этого движения возникли после разгрома большевиками Кокандской автономии на территории Туркестана, а после проведения национального размежевания - на территориях современных Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Туркмении и Киргизии, ставившее своей целью борьбу с советской властью и изгнание большевиков.
(Весь народ Туркестана поднялся на борьбу с Красной заразой, но силы были неравны.)

Тактика борьбы басмачей состояла в том, чтобы, базируясь в труднодоступных горных и пустынных районах, совершать конные рейды в густонаселённые районы, убивать большевиков, комиссаров, советских работников и сторонников Советской власти. Повстанцы прибегали к партизанской тактике: избегая столкновений с крупными частями регулярных советских войск, предпочитали внезапно нападать на небольшие отряды, укрепления или занятые большевиками населённые пункты, а затем быстро отходить.

Переговоры с представителями народа (басмачами). Фергана. 1921 год

Крупные организованные вооружённые отряды представителей этого движения именовались в советских средствах массовой информации как басмачи́. Сами себя участники этих вооружённых формирований называли моджахедами, то есть участниками джихада - священной войны мусульман против неверных, то есть немусульман.

В советское время понятия басма́ч и басма́чество имело оттенок крайнего осуждения
. После распада СССР отношение к басмачам в независимых республиках Средней Азии постепенно пересматривается. В настоящее время это движение называется «освободительным движением народов Центральной Азии».
По официальной версии, басмачество как организованная сила было ликвидировано по всей Средней Азии в 1931-1932 гг., хотя отдельные бои и столкновения продолжались вплоть до 1942 года.

Война басмачества против советской власти (Википедия):

Основной конфликт: Гражданская война в России

Место: Весь Западный Туркестан, прилегающие к России/СССР территории Восточного Туркестана, Афганистана и Персии

Причина:Разгром большевиками Кокандской автономии.

Итог:Ликвидация басмаческого движения.

После национально-территориального размежевания Средней Азии, 27 октября 1924 года была образована Узбекская Советская Социалистическая Республика со столицей в городе Самарканде.
1 сентября 1930 года столица Узбекской ССР была перенесена из Самарканда в Ташкент.

Крестьянское население Узбекской ССР, как и других республик СССР, подверглось коллективизации и раскулачиванию. В 1931 году из республики были выселены преимущественно в Украинскую ССР более 3,5 тыс. кулацких семей.
Население оказывало сопротивление — только за январь — март 1930 года в республике было 105 вооруженных антиколхозных выступлений.

Насильственная латинизация языков СССР.

Рекомендую к просмотру отличный фильм 1955 года: закат Бухарского эмирата.
Не пожалеете потраченного времени. Там показана Гражданская война на территории Туркестана
и сопротивление басмачей(освободительное движение) ордам Красных.
Много интересных деталей.

Закат Бухарского Эмирата (1955)

Басмачество – военно-политическое и религиозное антисоветское движение в Средней Азии в период Гражданской войны. Своего апогея оно достигло в 1918-1919 годах, когда под знамена басмачества встали десятки тысяч местных жителей. Тем не менее к середине 1920-х годов движение практически полностью сошло на нет. В чем же причина?

Лихие налетчики

Слово «басмач» происходит от узбекского «басма» – вооруженный налет. В идеологической основе басмачества лежал пантюркизм и панисламизм.

Временем начала движения обычно принято считать февраль 1918 года, когда Красная Армия окончательно разгромила самопровозглашенную Туркестанскую автономию, охватывавшую земли нынешних Казахстана, Узбекистана и Киргизии.

Особую активность налетчики развернули в Ферганской долине и прилегающих к ней районах, в Самаркандской и Сардарьинской областях, в Хиве, Восточной Бухаре и Красноводском районе. Отряды басмачей делились на мелкие (до сотни человек) и крупные. Численность последних могла достигать нескольких тысяч человек и более.

Их тактика была типична для партизанской войны в горных и пустынных районах: басмачи старались избегать столкновений с многочисленными и хорошо вооруженными отрядами противника. Упор делался на организацию засад и лихие рейды кавалерии. Как правило, пункты базирования они организовывали в труднодоступных местах. Разведывательной информацией их обеспечивали местные жители.

По законам военного времени

Басмачи были очень серьезным и коварным противником. Их методы ведения войны отличались от боевой тактики белогвардейцев, с которыми большевики успешно воевали на фронтах Гражданской войны. Одним из самых известных курбаши (командиров) был Иргаш. Весной 1918 года он сколотил отряд в 500 человек, однако потерпел ряд поражений.

Но уже в следующем году он смог создать группировку численностью в 15 тысяч человек. Помимо прочего, его бойцы участвовали в антибольшевистском восстании в Ташкенте в 1919 году.

Помимо Иргаша в районе Ферганы действовали не менее 40 отрядов басмачей. Одним из них численностью около 700 человек командовал Мадамин-бек. В ноябре 1918 года он совершил крупный рейд против расположенных в районе Ферганы русских селений.

В Москве, понимая, что успех советской власти в Средней Азии напрямую зависит от борьбы с басмачами, решают направить в регион дополнительный контингент Красной Армии. В феврале-марте 1920 года красноармейцы переходят в наступление на отряды курбашей.

В течение зимы были разгромлены и сдались группировки Акбара-али, Махкам-ходжи, Парпи и других командиров, общей численностью более пяти тысяч человек. Понесли тяжелые потери и отряды Иргаши. Часть из них ушла в Китай и Афганистан.

К 1923 году были полностью очищены от банд Андижанский, Кокандский и другие районы Ферганы. Многие главари басмачей попали в плен и были отданы под военно-революционный трибунал, который вынес им смертный приговор.

За первые 10 месяцев 1922 года в одной только Ферганской долине Красная Армия уничтожила около 120 отрядов басмачей общей численностью более четырех тысяч человек. Были убиты 320 командиров, а в плен сдались 175.

На территории Таджикистана в силу сложности горной местности вооруженная борьба с басмачами продолжалась до июня 1925 года. К весне в горах осталось около 400 разбойников. В течение следующих нескольких месяцев красноармейцы установили контроль над Душанбинским, Файзабадским и другими районами.

Путем переговоров

Были среди басмачей те, кто добровольно соглашался прекратить борьбу. Так, Мадамин-бек, отряд которого был разбит в феврале 1920 года, договорился о включении уцелевших 1200 человек в состав Красной Армии. По этому случаю командующий Туркестанским фронтом Михаил Фрунзе организовал в Фергане военный парад.

Перешедших на сторону советской власти стали называть «красными басмачами». Вместе с тем ряд историков утверждают, что их подчинение командованию Красной Армии было лишь формальным. Дело в том, что когда доходило до столкновений с соплеменниками, перебежчики сражаться не желали.

Конец

В большинстве своем басмачество было ликвидировано к концу 1926 года. Вновь поднимать голову движение стало после начала насильственной коллективизации в конце 1920-х годов.

Как отмечают историки, лидерам басмачей, многие из которых укрывались в Афганистане, определенную поддержку оказывала Великобритания. Лондону было выгодно ослабление советской власти в Средней Азии.

Однако поддержка англичан и народное недовольство не помогли басмачам. К 1933 году они были вновь разбиты и окончательно вытеснены из региона. Последние отряды отказались от вооруженного противостояния с советской властью в 1942 году, когда СССР и Великобритания договорились о прекращении трансграничной холодной войны.

Кто такие были басмачи December 30th, 2012

Фактически это было местное население азиатских республик, которые в гробу видали советскую власть.
Только при СССР нам на уроках истории об этом не говорили - сами мол, добровольно присоединились.

Нет такого человека в нашей стране, который не видел бы знаменитого советского истерна «Белое солнце пустыни». Он снимался для того, чтобы оправдать установление коммунистической власти в Средней Азии, борьбу за «освобождение женщины Востока». На самом же деле картина стала ярким свидетельством того, как большевики, пришедшие к власти 81 год назад, уничтожали исламскую культуру, разрушали семьи, отвращали мусульманок от соблюдения норм Шариата и подрывали позиции Ислама в этом регионе.

Сопротивление безбожникам

Для молодой советской власти не было в России более серьезного соперника, нежели организованные исламские движения сопротивления. Мусульмане прежней Империи, вначале очарованные борьбой большевиков против несправедливой царской власти, их лозунгами о свободе, со временем все жестче начинали ей противостоять.

Как никто другой, эту позицию мусульман России по отношению к большевикам выразил пятый имам Дагестана и Чечни Нажмуддин Гоцинский: «…Когда на политическом горизонте взошло солнце свободы, люди в понятиях о свободе разделились. Одни из них захотели свободу, согласованную с Шариатом. Но… другая партия свободу понимает как социалистическую свободу».

«Эта последняя свобода, - утверждал Гоцинский, - освобождая народ от тирании царской власти, освобождает также и от Божьей власти и ее требований». Эту группу имам называет партией отступников от Шариата. Именно поэтому молодая советская власть встретила самое жесткое сопротивление в тех регионах страны, где очень сильны были позиции Ислама.

Одним из таких регионов являлся Туркестан, или современным языком, Средняя Азия. В этом регионе в гражданскую войну и в последующие годы мусульмане организовали самое масштабное сопротивление новой безбожной власти. Это движение в истории известно, как басмаческое, или движение басмачей.

Диверсанты от Ислама

Сам термин «басмачи» происходит от тюркского слова «басмак» - «нападать, налетать». Этим термином советская наука и пропаганда называла исламское повстанческое движение в Средней Азии, начавшееся с крахом царской власти и продлившееся в некоторых районах до конца 30-х годов. Сами же повстанцы называли себя моджахедами, или борцами за веру.

Для басмачей борьба с большевиками была именно джихадом - войной за свою религию, за свой образ жизни, за сохранение чести своих женщин, за неприкосновенность мечетей и мусульманской земли. Но коммунисты сделали все для того, чтобы очернить в истории образ туркестанских моджахедов и представить их бандитами и убийцами.

Тактика борьбы басмачей состояла в том, чтобы, базируясь в труднодоступных горных и пустынных районах, совершать конные рейды в густонаселенные районы, ликвидировать большевиков, комиссаров, советских работников и сторонников большевистской власти. Повстанцы прибегали к партизанской тактике: избегая столкновений с крупными частями регулярных советских войск, предпочитали внезапно нападать на небольшие отряды, укрепления или занятые большевиками населенные пункты, а затем быстро отходить.

Их борьба с советской властью под лозунгами священной войны обеспечивала им поддержку значительной части верующих, национальной интеллигенции, исламских ученых и лидеров, а также панисламских кругов Турции и других стран. Исламские страны и другие мусульманские народы помогали моджахедам Туркестана оружием.

Полыхающий Туркестан

Отряды басмачей действовали особенно активно в Ферганской долине и прилегающих к ней высокогорных Алайской и Арцинской долинах, в Сырдарьинской и Самаркандской областях, в Восточной Бухаре, Хиве, Каракумах, Красноводском районе, Нарынской волости. Соединения насчитывали от нескольких десятков до нескольких тысяч человек.

Существенным стимулом для повстанчества служила политика большевистских властей в отношении мусульманского населения. Самое серьезное недовольство верующих вызывали меры, ломавшие традиционный уклад и образ жизни. В фильме «Белое солнце пустыни» этот момент показан комично, но четко: красноармеец Сухов ломает семью Абдуллы, отрывает жен от мужа, отвращает их от исламских норм и уговаривает скинуть с себя мусульманскую одежду.

Кроме того, большевики, несмотря на заявленный интернационализм, некоторое время запрещали допускать мусульман на правительственные должности в Туркестане. Да, и в последующем лишь немногие представители среднеазиатских народов могли рассчитывать на получение ответственных постов. В профсоюзы принимали только русских рабочих и т. д.

Если в 1918 основным центром движения сопротивления была Фергана, то в 1919-1920 годы оно распространилось почти по всей Средней Азии. В начале 1921 Красной армии удалось разбить главные отряды моджахедов в Фергане. При подавлении движения нередко уничтожались целые селения. Именем и усами знаменитого большевистского военачальника Семена Буденного до сих пор пугают детей в Средней Азии.

Причины поражения

В 1924 мусульманское повстанчество снова усилилось во многих районах в связи с засухой, голодом и широким недовольством населения политикой властей. Хотя большевикам удалось в основном разбить моджахедов в 1925-1926 годы, отдельные группы до начала 1930-х проникали в советскую Среднюю Азию из-за границы, в основном из Афганистана и Уйгуристана.

Численность басмачей в разные годы достигала до нескольких десятков тысяч бойцов. Одновременно по всему Туркестану действовали десятки повстанческих отрядов. Наиболее крупными лидерами басмачей были Иргаш, Мадамин-бек, Куршермат, Махкам-ходжа, Акбар-Али, Парпи, Муэтдин-бек, Джунаид-хан и Ибрагим-бек.

Дополнительный импульс движение моджахедов получило в связи с насильственной коллективизацией в конце 1920-х - начале 1930-х годов. Басмачи, прорывавшиеся в советский Туркестан из Афганистана, и повстанцы в туркменских Каракумах боролись с большевистской властью вплоть до второй половины и даже конца 30-х годов.

Последние группы повстанцев исчезли только после того, как в 1942 году Великобритания по договору с СССР обещала пресечь их нападения с территории Ирана и Афганистана. Основными причинами поражения басмаческого движения в противостоянии с большевиками были, конечно, общий упадок, внутренний кризис, а затем и крах Халифата, разрозненность мусульманских народов, отсутствие единой стратегии борьбы и четкого видения военно-политического будущего исламского Туркестана.

Интересным фактом является то, что во время работы над фильмом «Белое солнце пустыни» местные девушки отказались участвовать в съемках в роли жен Абдуллы. Все кандидатки на женские роли были привезены из Москвы, но и их не хватало. В некотрых кадрах под паранджой, вместо женщин, находились солдаты.

Кроме того, в полной версии, в конце фильма жены убитого Абдуллы выбегают, бросаются к телу мужа и рыдают. Это эпизод был вырезан советской цензурой.

«Лента.ру» продолжает изучать «спорные вопросы», сформулированные экспертами, готовящими «единый учебник» по русской истории. Тема №19 посвящена «характеру национальной политики большевиков и ее оценке». К началу 1920-х годов Советская Россия подчинила себе практически всю территорию страны, за исключением Дальнего Востока. Оставалось дело за малым - усмирить национальные окраины. Если в Белоруссии, на Украине и Кавказе большевики достаточно быстро достигли успеха, то процесс «замирения» Средней Азии растянулся на долгие годы. Борьба с вооруженным антисоветским движением - басмачеством - продолжалась до 1930-х. «Лента.ру» попыталась понять, в чем была суть басмачества и как вышло так, что сама национальная политика большевиков привела к его возникновению.

Пик басмачества в Средней Азии пришелся на первую половину 1920-х. Центрами вооруженного сопротивления советской власти стали Ферганская долина, Хорезм, Закаспийская область, южные районы современной Киргизии. В советской историографии басмачей считали однозначным злом - закостенелыми феодалами и наймитами западных империалистов. Однако в последние годы историки пытались уйти от столь однобокой трактовки басмаческого движения, которое возникло в пику экспансии Советов и во многих отношениях было национально-освободительным.

Кто такие басмачи?

В тезисах по национальному и колониальному вопросам, подготовленных Владимиром Лениным ко II съезду коммунистического интернационала, утверждалось, что единственный путь для зависимых, отсталых и слабых наций (к таковым большевистское руководство, очевидно, и причисляло народы Средней Азии) - это вхождение в состав единого федеративного союза. В той же работе Ленин пишет, что буржуазно-демократическому освободительному движению на окраинах империи необходима поддержка со стороны большевиков, но призывает при этом бороться с «перекрашиванием» этого движения в цвета коммунизма.

Население Туркестанского края к 1917 году превышало 11 миллионов человек, при этом в городах жили только 14 процентов из них. Более 90 процентов жителей региона исповедовали ислам. Уровень грамотности в Туркестане колебался в районе двух-трех процентов, в то время как, например, в Центральной России он составлял около 35 процентов. Часть населения вела полукочевой образ жизни - максимально традиционный и несовременный. Национальное самосознание также было чрезвычайно низким - многие местные народности еще не успели сформироваться в нации.

Руководствуясь этими принципами, советские власти начали экспансию в Среднюю Азию, где к началу Гражданской войны еще вполне благополучно существовали два феодальных государства, Хивинское ханство и Бухарский эмират (после установления советской власти в 1920 году и до вхождения в СССР в 1924-м - Хорезмская народная советская республика и Бухарская народная советская республика соответственно) - протектораты Российской империи. Впоследствии их территории, наряду с Ферганской долиной, стали основными базами басмачества.

Слово «басмач» произошло от тюркского «басмак», что означает «совершать набег, налет». Басмаческие банды появились на территории Средней Азии еще до того, как регион стал частью Российской империи. Но если в XIX веке это были небольшие разбойничьи шайки, то после Октябрьской революции басмачество приняло массовый характер.

Известно, что в освоении Средней Азии Москва проявляла предельную нетерпимость к традиционному патриархальному укладу местной жизни, опиравшейся по большей части на ислам. Тем не менее советские историки отказывались считать одной из главных причин расцвета басмачества просчеты самих большевиков. С точки зрения коммунистических исследователей, басмачество стало результатом враждебной по отношению к Советам позиции «эксплуататорского класса», в том числе духовенства, а также влияния Великобритании на обстановку в Средней Азии.

Последнее утверждение, про заговор мирового капитализма против СССР, более чем спорно. После того как исход Гражданской войны стал очевиден, а все проекты, поддержанные англичанами в Средней Азии (например, Закаспийское временное правительство), провалились, Лондон отказался от прямой помощи антисоветскому движению. Существуют свидетельства, что базировавшиеся в Афганистане басмачи снабжались оружием и боеприпасами через консульство Великобритании в Персии до конца 1920-х годов, однако эта помощь не носила систематического характера, а со временем и вовсе была свернута. Как ни хотели бы англичане насолить Советам, расшатывать ситуацию в регионе с помощью исламистски настроенных формирований было не в их интересах, поскольку, в первую очередь, это угрожало владениям самой британской короны. Как бы то ни было, окончание басмаческого движения многие связывают с союзным договором между Москвой и Лондоном, подписанным в 1942 году - именно тогда англичане обязались пресекать любую активность антисоветских банд на подконтрольной им территории.

Любопытно рассуждал о причинах возникновения басмачества большевик Георгий Сафаров, в 1921 году опубликовавший работу «Колониальная революция (опыт Туркестана)». В ней автор указывал, что советская власть в Средней Азии носила откровенно колонизаторский характер. В числе главных причин распространения басмачества Сафаров назвал экономический кризис, приведший к упадку сельского хозяйства и массовому обнищанию дехкан (крестьян), а также тот факт, что интересы большевиков в регионе, как правило, представляли «деклассированные элементы». Работу Сафарова критиковали все последующие советские историки, а сам автор, что неудивительно, был объявлен «врагом народа» - как участник троцкистско-зиновьевской группировки (расстрелян в 1942 году).

По мнению современного таджикского историка Камолудина Абдуллаева, по большей части также отвергающего то влияние на басмачей со стороны англичан и ваххабитов, на котором настаивали советские специалисты, в 1918-1920 годах басмачество было спонтанным движением «против насилий и бесчинств, творимых новой властью и Красной армией, которое в 1921-1922 году переросло в гражданскую войну между сторонниками и противниками новой власти». При этом, соглашаясь с религиозной мотивацией движения, Абдуллаев отказывается считать его национально-освободительным, поскольку объединения басмачей, как правило, были разобщены и преследовали свои, сугубо локальные цели, а сами среднеазиатские нации еще только формировались.

Отряды басмачей пополнялись в основном за счет разоренных экономическим кризисом и революцией дехкан, а во главе подразделений стояли или местные феодалы, или уже зарекомендовавшие себя в дореволюционные годы бунтовщики. В 1918 году хлопковые хозяйства окончательно пришли в упадок, местные жители вынуждены были сеять вместо хлопка пшеницу - подвоз хлеба из России полностью прекратился, региону грозил полномасштабный голод. Поскольку для выращивания пшеницы не требовалось такого количества работников, как для посева и обработки хлопка, сотни тысяч жителей сельской местности остались неустроенными. Это вынуждало многих из них браться за оружие, чтобы элементарно прокормить себя и семью.

Одновременно басмачество подогревалось и религиозной политикой советских властей. Сами басмачи нередко называли себя моджахедами, то есть борцами за веру. Большевики, принявшиеся отделять церковь от государства, в Средней Азии столкнулись с наибольшим количеством трудностей. Четко сформулированной линии поведения в отношении мусульман не было - в итоге в некоторых случаях местные власти доходили до прямых репрессий в отношении служителей культа, тогда как другие священнослужители чувствовали себя так же вольготно, как и в царское время.

Но как только большевики почувствовали, что репрессивные меры в отношении мулл и их паствы приводят лишь к росту народного возмущения, а следовательно, и к увеличению количества басмачей, они пошли на попятную. В январе 1920-го власти Туркестанской республики создали комиссию по согласованию законоположений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства с шариатом и адатом. Два года спустя было принято решение вернуть вакуфные (то есть находящиеся в собственности мечетей) земли их хозяевам. Одновременно руководство Бухарской народной республики издало документ, обязывавший местные власти привлекать мусульман к молитве; работников, которые саботируют это распоряжение, разрешалось наказывать - вплоть до расстрела.

Религиовед из Самарканда Мустафо Базаров в своем труде «Советская религиозная политика в Средней Азии в 1918-1930 годах» пишет, что, пойдя на уступки мусульманам, большевики, в частности, решили восстановить и шариатские суды, деятельность которых сразу после революции новая власть попыталась было свернуть. В июле 1922-го вышло постановление ЦИК Туркестанской республики, согласно которому религиозные суды могли функционировать наряду с советскими. Все эти послабления способствовали расколу басмаческого движения - часть из тех, кто примкнул к повстанцам, включая многих священнослужителей, вернулись к мирной жизни. Но как только советская власть одержала верх над главными отрядами басмачей, начался новый виток репрессий против служителей культа и верующих в целом. К 1927 году шариатские суды были окончательно упразднены, а вакуфные земли отошли к государству.

Как они воевали

Считается, что басмачи до зубов были вооружены британским оружием; однако английские винтовки «Спрингфилд» (а позже - немецкие маузеровские винтовки) были у них лишь в ограниченном количестве. Основным же огнестрельным оружием басмачей были старинные кремневые ружья, так называемые «карамультуки».

Сложившийся в советском кинематографе образ басмача - удалого кавалериста также не совсем соответствует действительности: образцовыми наездниками были только туркменские бойцы. Что же касается ферганских или бухарских дехкан, то далеко не каждого из них можно считать лихим джигитом. К тому же во время Первой мировой войны уроженцев Средней Азии не брали в армию, где они могли бы обучиться умению сражаться в седле. Как указывает современный узбекский публицист Ядгор Норбутаев, басмачи действовали против красноармейцев, как правило, в качестве конной пехоты - когда лошадь используется только на марше, а перед боем всадники спешиваются.

Тактика басмачей мало чем отличалась от тактики других партизанских формирований: базируясь в труднодоступных горных или пустынных районах, отряды совершали конные рейды во владения большевиков - там басмачи ликвидировали партийных активистов или им сочувствующих, захватывали провизию и оружие. Впрочем, время от времени басмачам удавались полномасштабные операции с применением полевой артиллерии.