Народный мститель. Почему Степан Разин объявил войну государству? Личные качества Степана Разина

Стенька Разин — герой песни, буйный разбойник, в порыве ревности утопивший персидскую княжну. Вот все, что большинству известно о нем. И все это — неправда, миф.

Реальный Степан Тимофеевич Разин — выдающийся полководец, политический деятель, «отец родной» всех униженных и оскорбленных, был казнен то ли на Красной, то ли на Болотной площади в Москве 16 июня 1671 года. Его четвертовали, тело разрубили на части и выставили на высоких шестах у Москвы-реки. Там оно провисело, по меньшей мере, пять лет.

«Степенный мужчина с высокомерным лицом»

То ли от голода, то ли от притеснений и бесправия бежал из-под Воронежа на вольный Дон Тимофей Разя. Будучи человеком сильным, энергичным, смелым, он довольно скоро вошел в число «домовитых», то есть богатых казаков. Женился на плененной им же самим турчанке, которая родила трех сыновей: Ивана, Степана и Фрола.

Внешность среднего из братьев описана голландцем Яном Стрейсом: «Это был высокий и степенный мужчина, крепкого сложения, с высокомерным прямым лицом. Он держался скромно, с большой строгостью». Многие черты его внешности и характера противоречивы: к примеру, существует свидетельство шведского посла о том, что Степан Разин знал восемь языков. С другой стороны, согласно преданию, когда его и Фрола пытали, Степан шутил: «Слыхал я, будто только ученых людей обривают в священники, мы с тобой оба неученые, а все же дождались такой чести».

Челночный дипломат

К 28 годам Степан Разин становится одним из виднейших казаков на Дону. Не только потому, что он был сыном домовитого казака и крестником самого войскового атамана Корнилы Яковлева: раньше качеств полководца в Степане проявляются дипломатические качества.

К 1658 году он в составе донского посольства отправляется в Москву. Полученное задание выполняет образцово, в Посольском приказе его даже отмечают как человека толкового и энергичного. Вскоре он примиряет в Астрахани калмыков и нагайских татар.

Позже, в походах Степан Тимофеевич будет неоднократно прибегать к хитрости и к дипломатическим уловкам. К примеру, по окончании длительного и разорительного для страны похода «за зипунами» Разина не только не арестуют как преступника, но отпустят с войском и частью оружия на Дон: таков результат переговоров казацкого атамана с царским воеводой Львовым. Более того, Львов «принял Стеньку в названые сыновья и по русскому обычаю подарил ему образ девы Марии в прекрасном золотом окладе».

Борец с бюрократией и тиранией

Ждала Степана Разина блестящая карьера, если бы не случилось событие, кардинальным образом изменившее его отношение к жизни. Во время войны с Речью Посполитой, в 1665 году, старший брат Степана Иван Разин решил увести с фронта свой отряд домой, на Дон. Ведь казак — вольный человек, может уйти, когда захочет. Иного мнения придерживались государевы воеводы: они догнали отряд Ивана, вольнолюбивого казака арестовали и предали казни как дезертира. Бессудная казнь брата пострясла Степана.

Ненависть к аристократии и сочувствие бедным, бесправным людям окончательно укоренились в нем, и через два года он начинает готовить большой поход «за зипунами», то есть за добычей, для того, чтобы накормить казацкую голытьбу, уже в течение двадцати лет, с момента введения крепостного права, стекающуюся на вольный Дон.

Борьба с боярами и прочими угнетателями станет главным лозунгом Разина в его походах. И главной причиной того, что в разгар Крестьянской войны под его знаменами будет находиться до двухсот тысяч человек.

Хитрый полководец

Предводитель голытьбы оказался изобретательным полководцем. Выдав себя за купцов, разинцы взяли персидский город Фарабат. В течение пяти дней они торговали награбленными ранее товарами, разведывая, где находятся дома богатейших горожан. А, разведав, ограбили богачей.

В другой раз хитростью Разин победил уральских казаков. На сей раз разинцы прикинулись богомольцами. Войдя в город, отряд из сорока человек захватил ворота и позволил зайти всему войску. Был убит местный атаман, а яицкие казаки сопротивления донским не оказали.

Но главная из «умных» побед Разина — в битве у Свиного озера, в Каспийском море недалеко от Баку. На пятидесяти кораблях к острову, где был разбит лагерь казаков, приплыли персы. Увидев противника, силы которого превосходили их собственные в несколько раз, разинцы бросились к стругам и, неумело управляя ими, попытались уплыть. Персидский флотоводец Мамед-хан принял хитрый маневр за побег и приказал сцепить персидские корабли между собой, чтобы, как в сети, поймать все войско Разина. Воспользовавшись этим, казаки принялись из всех орудий стрелять по флагманскому кораблю, взорвали его, а когда тот потянул на дно соседние и среди персов поднялась паника, принялись топить один за другим другие суда. В итоге от персидского флота осталось всего три корабля.

Стенька Разин и персидская княжна

В сражении у Свиного озера казаками был пленен сын Мамед-хана, персидский принц Шабалда. Согласно легенде, в плену оказалась и его сестра, в которую был страстно влюблен Разин, которая будто бы даже родила донскому атаману сына и которую Разин принес в жертву Волге-матушке. Однако существованию персидской княжны в реальности нет никаких документальных подтверждений. В частности, известна челобитная, с которой обращался Шабалда, прося отпустить его, но при этом принц ни словом не обмолвился о своей сестре.

Прелестные письма

В 1670 году Степан Разин начал главное дело своей жизни и одно из главных событий в жизни всей Европы: Крестьянскую войну. О ней не уставали писать в иностранных газетах, за ее ходом следили даже в тех странах, с которыми у России не было тесных политических и торговых связей.

Эта война уже не была походом за добычей: Разин призывал к борьбе с существующим строем, планировал идти на Москву с целью свержения, но не царя, а боярской власти. При этом он надеялся на поддержку запорожских и правобережных казаков, отправлял к ним посольства, но результата не добился: украинцы были заняты собственной политической игрой.

Тем не менее война стала всенародной. Бедняки видели в Степане Разине заступника, борца за их права, называли отцом родным. Города сдавались без боя. Тому способствовала активная агитационная кампания, проводимая донским атаманом. Используя присущую простому люду любовь к царю и набожность,

Разин распустил слух, будто с его войском следуют наследник царя Алексей Алексеевич (на деле умерший) и опальных патриарх Никон.

Первые два корабля из плывших по Волге были накрыты красной и черной материей: на первом якобы находился царевич, на втором — Никон.

Расходились по всей Руси разинские «прелестные письма». «За дело, братцы! Ныне отомстите тиранам, которые до сих пор держали вас в неволе хуже, чем турки или язычники. Я пришел дать всем вам свободу и избавление, вы будете моими братьями и детьми, и вам будет так хорошо, как и мне, будьте только мужественны и оставайтесь верны», — писал Разин. Его агитационная политика была настолько успешной, что царь даже допрашивал Никона о связи того с бунтовщиками.

Казнь

Накануне Крестьянской войны Разин захватил фактическую власть на Дону, нажив себе врага в лице собственого крестного отца атамана Яковлева. После осады Симбирска, где Разин потерпел поражение и был тяжело ранен, домовитые казаки во главе с Яковлевым смогли арестовать его, а затем и его младшего брата Фрола. В июне отряд из 76 казаков доставил Разиных в Москву. На подходе к столице к ним присоединился конвой из ста стрельцов. Братьев одели в лохмотья.

Степана привязали к позорному столбу, установленному на телеге, Фрола приковали так, чтобы он бежал рядом. Год выдался засушливым. В разгар жары арестантов торжественно провезли по улицам города. Затем жестоко пытали и четвертовали.

После смерти Разина о нем стали слагаться легенды. То он бросает со струга двадцатипудобые камни, то защищает Русь вместе с Ильей Муромцем, а то добровольно садится в тюрьму, чтобы выпустить заключенных. «Полежит так маленько, отдохнет, встанет… Дай, скажет, уголь, напишет тем углем на стене лодку, насажает в ту лодку колодников, плеснет водой: река разольется с острова до самой Волги; Стенька с молодцами грянут песни - да на Волгу!.. Ну, и поминай как звали!»

Восстание Степана Разина 1670-1671 годов окутано самыми невероятными историями и по сей день. Вплоть до того, что ученые историки указывают две даты начала восстания. Про место и время рождения лидера «крестьянско-казачьей войны» также нет единого мнения, как нет единого определения, что же это было.

Освободительная война или стихийный и крайне жестокий бунт с целью свержения государственной власти и удовлетворения безумных амбиций казачьего атамана?

Непростое время

Нужно сказать, что восстание вспыхнуло в непростые для Русского государства времена, и во многом это объясняет, почему на сторону Разина перешло так много самых разных людей, вплоть до отдельных царских стрелецких полков. Само восстание пришлось на последние годы правления Алексея Михайловича Романова, прозванного Тишайшим. Россия тогда долго оправлялась от смутного времени, при этом еще и постоянно участвуя в конфликтах на западных границах.

В 1649 году было принято Соборное уложение, которое увеличивало налоги и окончательно закрепощало крестьян. Единственным выходом для них был побег в области, населенные казачеством. А поскольку «с Дону выдачи нет», крестьяне становились там казаками. Только не обычными, а «голутными», или беднейшим слоем казачества. У них практически не было земли и адекватного имущества, поэтому данная часть казачества, фактически, жила разбоем.

Кстати, не без поддержки состоятельных казаков, которые тайно спонсировали подобные экспедиции, имея с разбойничьей добычи свою долю. Это «голутное казачество» и стало ударным кулаком восстания Разина. В годы, непосредственно предшествующие восстанию, как будто и без того было мало проблем, в стране разразилась эпидемия моровой язвы и голод.

Казаки против

Но для самого Разина все началось в 1665 году, когда в ходе конфликта казаков и царского войска, воевода Юрий Алексеевич Долгоруков приказал казнить старшего брата Ивана Разина. Это стало уже личным мотивом для Степана противодействовать царской власти самым жестоким способом.

А началом восстания можно считать так называемый «поход за зипунами» 1666-1669 годов, когда Разин со своими «голутными казаками» перекрыл Волгу, на тот момент – важнейшую торговую артерию не только России, но и ряда европейских стран, которые вели свои дела в Персии. Люди Разина грабили всех: и русских купцов, и персов, и европейцев, если те попадались.

Отчасти это объясняет пристальное внимание Европы к восстанию Разина, а вторая причина – это действительно небывалый масштаб военных действий и территорий, которые смогли занять разинские казаки.

К слову сказать, первая научная работа, диссертация по восстанию Степана Разина, была защищена уже в 1674 году, через три года после окончания восстания, в германском Виттенбергском университете, Иоганном Юстусом Марцием. Что еще раз подтверждает самое пристальное внимание европейцев к этому бунту.

Письма мусульманам

В 1669 разинцы взяли Кагальницкий городок, ставший своеобразной «военной ставкой». Там Разин начал активно собирать людей и объявил поход на Москву. Весной 1670 года военный поход начался. При этом, что удивительно, Разин активно пользовался «информационными технологиями» тогдашнего времени. Он и его сторонники писали «прелестные» (прельстивые) письма по городам и весям, рассказывая в них, что идут устанавливать везде казачью вольницу, отменять крепостное право, «жечь богатых и раздавать бедным». Письма писались в адрес самых разных социальных групп и даже мусульман, которым Разин обещал «всяческое радение».

И письма эти часто были весьма результативны. Например, так Разину покорилась Астрахань. И впоследствии так же стрельцы сдали ему Царицын. Этими же письмами мятежный атаман привлёк на свою сторону огромные толпы крестьянской бедноты. Характерно и то, что Разин окружил себя и свое войско самыми невероятными слухами. Так, ходила упорная и абсолютное недостоверная информация, что в окружении атамана находятся патриарх Никон (на тот момент бывший в ссылке) и царевич Алексей Алексеевич, на тот момент уже покойный (умер в январе 1670 года).

Настоящая цель

Эти слухи добавляли Разину политической легитимности. Ну и, отчасти, решали проблему того, что его довольно быстро, и за зверства в том числе, его отлучили от Церкви. Кстати, и официальной провозглашенной целью атамана было вовсе не свержение царя, а уничтожение неверных царских слуг.

Впрочем, учитывая манеру действий Разина и его сторонников, истинность этих декларируемых целей вызывает большие сомнения. Скорее, Разин, будь его воля, уничтожил бы и Царя, уж слишком жестоко действовали его сторонники в отношении представителей и власти, и Церкви. Косвенным доказательством этого служит и тот факт, что когда атамана казнили, он поклонился на три стороны, демонстративно игнорируя сторону Кремля и монарха.

Почему Разин побеждал

Но, тем не менее, бунт Разина был самым масштабным восстанием в России со времен Смутного времени. И на первых этапах казаки одерживали победы над царскими войсками. Логичен вопрос: почему? Дело в том, что по уровню подготовки царская рать того времени не слишком превосходила вольное казачество, а вот численный перевес очень скоро появился именно на стороне разинских казаков и бедных крестьян.

Мобилизация же служилых людей, которые и составляли армию государя, было делом медленным и неспешным. Тогда как Разин уже успел собрать некое подобие армии к 1671 году. И, однако же, в итоге восстание Разина было сломлено, хотя для этого и понадобилось еще полгода после его казни в июне 1671 года.

Разина же, отлученного от Церкви, долгое время не хоронили. Останки его разрубленного тела примерно до 1676 года оставались «вздетыми на высоких деревьях» на Болотной площади. А после «загадочно исчезли». По одной из версий, Разина тайно похоронили представители мусульманской общины Москвы неподалеку от своего кладбища. Впрочем, это не означает, что мусульмане считали атамана единоверцем, скорее, они помнили, что в войсках восставших было множество мусульман, а сам атаман обещал мусульманам «особое радение».

В забавное время мы живем. Руководящий товарищ, имеющий, казалось бы, научную степень по истории, совершенно серьезно утверждает необходимость исторических мифов для воспитания нравственности. Более того, угрожает всякими карами, земными и небесными, тем, кто пытается доказать, что защищаемые мифы не имеют отношения к тому, что реально происходило в прошлом. Немного напоминает тех деятелей, которые освящают самолеты, чтобы лучше летали. За такими, деликатно выражаясь, чудаками, сам дедушка русской авиации Николай Егорович Жуковский, бывший человеком вполне религиозным, гонялся бы с метлой по всему аэродрому. И кричал бы при этом: «Прочь с глаз моих, козлы бородатые! Самолеты должны летать, потому что мы их правильно рассчитали! Самолеты должны летать, потому что мы великолепно организовали производство! Самолеты должны летать, потому что у нас самые опытные летчики! И самолеты будут летать без всяких ваших заклинаний!»

И все же множество мифов живет в истории. Они очень удобно ложатся на наше сознание, воспитанное в детстве сказками. Они по безграмотности нашей кажутся нам вполне достоверными. Более того, они куда красивее реальных фактов. Чему подтверждением – произведения литературы и искусства. Образы всех исторических личностей так искажены сознательным или бессознательным мифотворчеством, что столкнись мы с ними в реальной жизни, вряд ли бы их узнали.

К Степану Разину это относится в полной мере. Даже удивляет, что изрядная часть русского фольклора посвящена этому лихому грабителю, самый главный подвиг которого – утопление персидской княжны.

В советское время Степан Разин числился одним из первых в истории России борцов за свободу народа против проклятого царизма. В его память древняя московская улица Варварка с 1933 по 1993 год называлась улицей Разина. Писатель А.Чапыгин написал большой роман «Разин Степан». Василий Шукшин написал другой роман про Разина «Я пришел дать вам волю» и собирался снять по этому роману фильм. В общем, типичный исторический миф, затмивший реальные факты.

А каковы же реальные факты?

Степан Тимофеевич Разин (1630 – 1671) был донским казачим атаманом. Родился он в станице Зимовейской (это нынешняя Волгоградская область). Кстати, из этой же донской станицы происходил другой известный бунтовщик против царской власти, Емельян Пугачев. Впрочем, есть и другая версия, согласно которой Степан Разин родился в станице Черкасской. Был он не из простых казаков, а из казацкой старшины. Поэтому уже к 1662 году Степан стал одним из командиров казачьего войска.

Кто такие казаки?

Надо сказать, что о казаках тоже ходит довольно много мифов, по большей части самими казаками и придуманных. Казаки – беженцы из центральных районов Московского царства и Великого княжества литовского на окраины, в степные районы. Жизнь здесь была более опасная, но зато вольная. Вольная, но опасная. Поэтому казаки были в первую очередь лихие и беззаветные воины. Они успешно отбивались от профессиональных воинов и грабителей, степных кочевников, а после и побивали их. Сходство слов «казаки» и названия народа «казахи» не случайно. По-тюркски «хазах» – вольный человек. Другое название казаков, «черкасы», имеет общее происхождение с названием народа «черкесы»

Как положено степнякам, казаки жили разбоем и грабежом. Но в 16 веке они часто нанимались в качестве войска к различным правителям. Войско это было не слишком организованным, но полезным, особенно в деле охраны границ. Впрочем, довольно часто охранники договаривались с теми, от кого они должны были охранять вверенные им пределы и занимались совместными набегами. Единственное, что объединяло эту весьма разнородную массу, было православие, что нынешние казаки усиленно подчеркивают. Но историки говорят, что среди казаков были и староверы, и буддисты-калмыки, и в небольшом количестве мусульмане.

Почему Алексей Михайлович звался "тишайшим"?

Время деятельности Степана Разина совпало с царствованием Алексея Михайловича. Алексей Михайлович был вторым царем из династии Романовых, и царем весьма мудрым. За свой уравновешенный характер он получил прозвище «Тишайшего». Что, впрочем, не означает, что он милостиво относился к своим подданным. Впрочем, на фоне Ивана Грозного и после многих лет раздоров и раздраев, которые называются в истории Смутным временем, правление Алексея Михайловича, действительно, казалось тишайшим. Более того, Алексей Михайлович начал реформировать жизнь и уклад своего царства. Многие из достижений, которые принято приписывать его буйному сыну Петру, имели место еще при Алексее Михайловиче. Это к вопросу о стойких исторических мифах, населивших наше сознание.

Чем характерно царствование Алексея Михайловича?

Например, Алексей Михайлович разрешил иностранцам въезд в Московию. Благодаря этому в Москве на берегах реки Яузы возникла Немецкая слобода, куда потом сбегал Петр I. Неспешно, как, собственно говоря, и положено делать преобразования в большой стране, Алексей Михайлович вводил цивильные костюмы европейского образца. До бритья бород при нем, правда, не дошло. При Алексее Михайловича начало реформироваться русское стрелецкое войско. Даже первый русский корабль «Орел» был построен в Воронеже тоже в царствование Алексея Михайловича.

В царствование Алексея Михайловича также произошло изменение канона богослужения, его приближение к верному на тот момент православному канону. Это серьезное изменение религиозных порядков положило начало такому явлению, как раскол, поскольку многие не хотели отказываться от привычного порядка богослужения и от привычных книг и икон старого письма.

И опять к вопросу об исторических мифах. Церковные нововведения пришли в Московское царство из тогдашнего центра ученого православия, из Киева. Из Константинополя, к тому времени уже ставшим Стамбулом, они прийти уже не могли.

И, чтобы два раза не вставать, в царствование Алексея Михайловича, в 1654 году, произошло вхождение украинских (казачьих) земель в состав Московского царства. В советское время это вхождение было принято называть воссоединением Украины и России и добавлять присказку о вечной и нерушимой дружбе двух народов. Что тоже, в общем-то, является мифом. Во-первых, никакой России тогда еще не было. Во-вторых, вхождение было договором на достаточно вольготных для Украины условиях, а в-третьих, обеими сторонами это вхождение совсем не рассматривалось, как вечное, нерушимое и т. д. Все политики знают цену вечным и нерушимым соглашениям.

Как видим, при Алексее Михайловиче на подвластных ему территориях «жить стало лучше, жить стало веселей». Прирастанию богатства и повышению роли Московского царства в Европе способствовали усилия по прокладке торгового пути из северной Европы в Персию по пограничной в то время реке Волге. Путь этот прокладывали, главным образом, голландские купцы, но и их русские коллеги не отставали. Московская власть гарантировала охрану купеческим караванам.

Что представляло собой восстание Степана Разина?

Вот здесь-то начался конфликт между донскими казаками и московским царем. В 1667 году царский воевода боярин Юрий Алексеевич Долгорукий повесил старшего брата Разина, Ивана. Разин решил отомстить Долгорукому. Со своей ватагой он перебрался на Волгу, где начал вербовать казаков (и не только) для грабительского похода в Персию. В казачьем войске были и беглые крепостные из Московии, и татары, и калмыки.

Пока казаки Разина грабили побережье Персии, царские власти смотрели на его подвиги сквозь пальцы. Но чем дальше, тем более терпение царя истощалось. Во-первых , к 1670 году ватага Разина превратилась в довольно крепкое и неплохо управляемое войско. Во-вторых , начался грабеж русских и иностранных купеческих караванов. А в-третьих , Разин взял Астрахань, а оттуда двинулся вверх по Волге, к Москве.

Собственно говоря, Разин никакой крестьянской революции делать не собирался. В своих подметных письмах (прокламациях) Степан Разин призывал «черный люд» поступать к нему в войско, чтобы служить Богу и царю Алексею Михайловичу против «изменников-бояр».

Хотя даже противники Степана Разина находили, что порядок в его войске гораздо больший, чем в войске московского царя, но сил, конечно, было больше у Алексея Михайловича. Возле Симбирска войско Разина было разбито. Раненого атамана выдали царским воеводам. Его доставили в Москву, где после пыток четвертовали.

Брат Степана Разина, Фрол, выторговал себе пять лет жизни. Уже у самого эшафота он закричал «слово и дело», пообещав выдать тайное место, где Степан хранил свои сокровища, а главное, переписку с другими заговорщиками, как русскими, так и заграничными. Услышав это, старший брат сказал предателю: «Молчи, собака!», и, вероятно, эти слова были его последними словами. Тайный приказ в течение пяти лет искал сокровища и архив Разина, руководствуясь показаниями Фрола. Когда эти поиски ни к чему не привели, младшего брата Разина казнили так же, как и старшего.

Степан Тимофеевич Разин - атаман донского казачества, организовавший крупнейшее народное восстание допетровского периода, которое было названо Крестьянской войной.

Будущий предводитель мятежных казаков родился в станице Зимовейская в 1630 году. Некоторые источники указывают на другое место рождения Степана – город Черкасск. Отец будущего атамана Тимофей Разя был родом из Воронежского края, но переселился оттуда по неясным причинам на берега Дона.

Молодой человек прижился среди вольных поселенцев и вскоре стал домовитым казаком. Тимофей отличался в военных походах отвагой и смелостью. Из одной кампании казак привел в дом плененную турчанку и женился на ней. В семье родилось три сына – Иван, Степан и Фрол. Крестным отцом среднего брата стал сам атаман войска Корнила Яковлев.

Смутное время

В 1649 году «Соборным посланием», подписанным царем , на Руси окончательно закрепилось крепостное право. Документ провозглашал наследственное состояние крепостничества и позволял увеличивать срок поиска беглых до 15 лет. После принятия закона по стране начали вспыхивать восстания и мятежи, многие крестьяне пускались в бега в поиске вольных земель и поселений.


Наступило смутное время. Казацкие поселения все чаще становились пристанищем «голытьбы», бедных или нищих крестьян, которые примыкали к зажиточному казачеству. По негласной договоренности с «домовитыми» казаками из беглых создавались отряды, которые занимались грабежом и воровством. Теркские, донские, яицкие казачества увеличивались за счет «голутвенных» казаков, их военная мощь росла.

Молодые годы

В 1665 году произошло событие, которое повлияло на дальнейшую судьбу Степана Разина. Старший брат Иван, принимавший участие в русско-польской войне, решил самовольно покинуть позиции и удалиться с армией на родину. По обычаю вольное казачество не обязано было подчиняться правительству. Но войска воеводы догнали разинцев и, объявив их дезертирами, казнили на месте. После смерти брата Степан воспылал яростью к русскому дворянству и решил идти войной на Москву, дабы освободить Русь от боярщины. Нестабильное положение крестьянства также стало причиной восстания Разина.


С юности Степан отличался удалью и смекалкой. Он никогда не шел напролом, а использовал дипломатию и хитрость, поэтому уже в молодом возрасте он входит в состав важных делегаций от казачества в Москву и Астрахань. Дипломатическими уловками Степан мог уладить любое провальное дело. Так знаменитый поход «за зипунами», который закончился для Разинского отряда плачевно, мог привести к аресту и наказанию всех его участников. Но Степан Тимофеевич так убедительно пообщался с царским воеводой Львовым, что тот отпустил все войско домой, снарядив новым оружием, и одарил Степана иконой Богородицы.

Проявлял себя Разин и как миротворец среди южных народов. В Астрахани он выступил посредником в споре между нагайбакскими татарами и калмыками и не допустил кровопролития.

Восстание

В 1667 году в марте Степан начал собирать войско. С 2000 воинами атаман отправился в поход по впадающим в Волгу рекам грабить суда купцов и бояр. Грабежи не воспринимались властью как бунт, так как воровство было неотъемлемой частью существования казачества. Но Разин пошел дальше привычного разбоя. В селе Черный Яр атаман устроил расправу над стрелецким войсками, а затем отпустил всех ссыльных, находящихся под стражей. После чего отправился на Яик. Войска мятежника хитростью проникли в крепость к уральским казакам и подчинили себе слободу.


Карта восстания Степана Разина

В 1669 году пополнившаяся беглыми крестьянами армия под предводительством Степана Разина отправилась на Каспий, где учинила ряд нападений на персов. В схватке с флотилией Мамед-хана русский атаман перехитрил восточного полководца. Струги Разина имитировали побег от персидского флота, после чего перс отдал приказ объединить 50 кораблей и окружить войско казаков. Но Разин неожиданно развернулся и подверг мощному обстрелу главное судно противника, после чего оно начало тонуть и потянуло за собой весь флот. Так малыми силами Степан Разин вышел из боя у Свиного острова победителем. Понимая, что после такого поражения сефивиды соберут большее войско против разинцев, казаки отправились через Астрахань на Дон.

Крестьянская война

1670 год начался подготовкой войска Степана Разина к походу на Москву. Атаман пошел вверх по Волге, захватывая прибрежные селения и города. Для привлечения местного населения на свою сторону Разин использовал «прелестные письма» – особые грамоты, которые он распространял среди городского люда. В письмах говорилось о том, что гнет боярщины можно скинуть, если примкнуть к армии мятежников.

На сторону казаков переходили не только угнетенные слои, но и старообрядцы, ремесленники, марийцы, чуваши, татары, мордвины, а также русские солдаты правительственных войск. После повального дезертирства царские войска вынужденны были начать привлечение наемников из Польши и Прибалтики. Но с такими воинами казаки поступали жестоко, подвергая всех военнопленных иностранцев казни.


Степан Разин распространял слух, что в стане казаков скрывается пропавший царевич Алексей Алексеевич, а также ссыльный . Тем самым атаман привлекал на свою сторону все больше недовольных действующей властью. За год на сторону разинцев перешли жители Царицына, Астрахани, Саратова, Самары, Алатыря, Саранска, Козмодемьянска. Но в бою под Симбирском флотилия казаков была разбита войсками князя Ю. Н. Барятинского, а сам Степан Разин после ранения вынужден был отступить к Дону.


Полгода Степан укрывался с приближенными в Кагальницком городке, но местные зажиточные казаки тайно приняли решение о сдаче атамана правительству. Старейшины опасались гнева царя, который мог лечь на все русское казачество. В апреле 1671 года после короткого штурма крепости Степан Разин попал в плен и был вывезен в Москву вместе с близким окружением.

Личная жизнь

О частной жизни атамана в исторических документах сведений не сохранилось, но известно только то, что в Кагальницком городке проживала супруга Разина и его сын Афанасий. Мальчик пошел по стопам отца и стал воином. Во время стычки с азовскими татарами юноша попал в плен к противнику, но вскоре вернулся на родину.


В легенде о Степане Разине упоминается персидская княжна. Предполагается, что девушка попала в плен к казакам после знаменитого боя на Каспийском море. Она стала второй женой Разина и даже успела родить казаку детей, но от ревности атаман утопил ее в пучине Волги.

Смерть

В начале лета 1671 года охраняемые воеводами стольником Григорием Косаговым и дьяком Андреем Богдановым Степан и его брат Фрол были доставлены в Москву для суда. Во время следствия Разиных подвергали жестоким пыткам, а через 4 дня повели на казнь, которая состоялась на Болотной площади. После оглашения приговора Степана Разина четвертовали, но его брат не выдержал увиденного и попросил пощады в обмен на тайные сведения. Спустя 5 лет, не найдя обещанных Фролом награбленных сокровищ, решено было казнить и младшего брата атамана.


После смерти лидера освободительного движения война продолжалась еще полгода. Казачество возглавили атаманы Василий Ус и Федор Шелудяк. Новым предводителям не хватило харизмы и мудрости, поэтому восстание было подавлено. Народная борьба привела к неутешительным итогам: крепостничество было ужесточено, отменены дни перехода крестьян от хозяев, разрешено проявлять крайнюю степень жестокости в отношении к неповинующимся крепостным.

Память

История о восстании Степана Разина надолго осталась в памяти народа. Национальному герою посвящено 15 народных песен, в том числе «Из-за острова на стрежень», «Есть на Волге утес», «Ой, то не вечер». Биография Стеньки Разина вызывала творческий интерес у многих литераторов и историков, таких как , А. А. Соколов, В. А. Гиляровский, .


Сюжет о подвигах героя Крестьянской войны использовался при создании первого российского фильма в 1908 году. Кинолента называлась «Понизовая вольница». В честь Разина названы улицы Санкт-Петербурга, Твери, Саратова, Екатеринбурга, Ульяновска и других населенных пунктов.

События XVII столетия легли в основу опер и симфонических поэм русских композиторов Н. Я. Афанасьева, А. К. Глазунова, .

Бунт Стеньки Разина, как его уничижительно называли в царское время, или Крестьянская война под предводительством Степана Разина, как уважительно стали именовать это событие в советское время, было одним из самых мощных народных восстаний в допетровской России. Его эхо на целые столетия осталось в народных легендах и песнях, даже в топонимике (Стрельная гора, Молодецкий курган, утёс Шелудяк в Жигулях).

Зачинщиками и предводителями всех крестьянских войн в истории России всегда были не сами крестьяне, а казаки. При этом каждая новая крестьянская война происходила всё дальше и дальше от Москвы. Так, крестьянская война под предводительством Ивана Болотникова (1606-1607) развёртывалась в непосредственной близости от Москвы, и повстанцы подступали к столице. А крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва (1773-1774) бушевала уже столетие спустя после Разина – в основном на Урале и, в последней стадии, в Нижнем Поволжье. Территориями мятежа Степана Разина стали Подонье, Поволжье, часть Центрально-Чернозёмного региона.

Вторая половина XVII века – «бунташного века», как его назвали современники, наполненного мятежами, – была особенно неспокойной. Окончательное установление крепостного права, зафиксированное Соборным уложением 1649 года (прикреплялись не только крестьяне к своему помещику, но и городские ремесленники к посаду), усиливало недовольство крестьян и бедных посадских людей, вызывало их бегство в привольные степи, к казакам. В 1653 году новый московский патриарх Никон начал реформу церковных обрядов, породившую огромную смуту в умах людей и жестокую религиозную распрю. С 1654 года Россия вела войну с Польшей за Украину. Война потребовала колоссальных государственных расходов, и государство вынуждено было прибегнуть к широкомасштабной порче монеты. Это вызвало в 1662 году мощное восстание в Москве (Медный бунт), кроваво усмирённое. Всё это происходило на фоне «революции цен» (бурного их роста), вызванной всё более тесной интеграцией России в мировые экономические связи. В 1666 году на Дону началось народное движение под руководством Степана Разина.

В любое народном выступлении различаются причины и повод к нему. Выше было сказано об общих причинах, позволявших разгореться народному восстанию. Готовый материал для него был везде. В том, что предводителем восстания стал донской казак Степан Разин, и что восстание вспыхнуло сначала на Дону, следует искать конкретных поводов.

Степан Разин был потомственным донским казаком, хотя о месте его рождения идут споры среди историков. До начала восстания Разин уже пользовался большим авторитетом среди казаков. Известно, что в 1652 году он уже был одним из атаманов. Род Разиных числился на хорошем счету у царской власти: старший брат Степана – Иван – упоминается как наказной атаман Войска Донского. Наказными атаманами были те, кого царское правительство назначало командовать казаками, хотя до начала XVIII века высшим авторитетом на Дону обладали выборные атаманы.

Донские казаки в то время, хотя на словах и признавали власть московского царя, но во внутренних делах были совершенно самостоятельны и стремились также соблюдать независимость и во внешних делах. Разин в начале 1660-х гг. участвовал в походах донцов (совместно с калмыками и запорожскими казаками) на крымских татар, выполнял дипломатические поручения Войска в переговорах с теми же калмыками и с ногайцами.

В 1665 году произошло событие, сделавшее Степана Разина непримиримым врагом царской администрации. Во время войны с Польшей отряд донских казаков под командованием наказного атамана Ивана Разина заволновался и стал проситься уйти домой, на Дон. Разгневанный царский воевода князь Юрий Долгоруков приказал казнить Ивана. Степан Разин решил отомстить всему монархическо-приказному строю Московии.

Желание Разина попало на благоприятную почву. В то время на Дону множилось число крестьян и посадских людей, бежавших от крепостного гнёта и роста налогов (тягла). Их предводителем и стал Степан Разин. Надо заметить, что изначально его движение было движением не всего казачества, а только его наиболее беспокойной и озлобленной на порядки Московского царства части. Хотя вначале зажиточная часть казаков, стремившаяся к спокойной жизни за счёт хороших отношений с царской властью и царских пожалований, и не могла препятствовать действиям вольницы Степана Разина, в дальнейшем она ополчилась на Разина и выдала его московским властям.

В 1667 году разинцы стали разбойничать на Нижней Волге и Каспийском море. Объектами их нападений стали первоначально богатые купеческие караваны (русские, персидские и прочие). Поначалу это не выходило за рамки обычного разбоя («похода за зипунами», как называли это казаки), но их нападения не могли остаться безнаказанными со стороны властей. Начались столкновения «воровских» казаков с царскими войсками. Русское правительство вошло в соглашение с персидским о совместных действиях против разинских пиратов. В то же время молва о лихих разинских делах вызывала приток к нему охочих людей из многих областей России. И в 1670 году Разин решил бросить прямой вызов царским воеводам, начав поход вверх по Волге.