Основные международные магистрали и узлы. Транспортные узлы и их развитие. Транспортная система Канады

Транспортный узел - это пункт, в котором сходятся не менее 2-3 линий одного вида транспорта. Когда в одном населённом пункте сходятся пути сообщения различных видов транспорта, он называется комплексным. Здесь ярко прослеживается взаимосвязь различных видов транспорта. В комплексных транспортных узлах осуществляется перевалка грузов и пересадка пассажиров.

Транспортные узлы бывают государственного, межрайонного, районного и местного значения. Кроме того, транспортные узлы классифицируются по назначению, сочетанию видов транспорта, по выполняемым функциям, по транспортному балансу, по величине грузооборота. Комплексные транспортные узлы могут иметь также сочетания: железнодорожно-водные (железнодорожно-речные, железнодорожно-морские), железнодорожно-автомобильные, водно-автомобильные.

Уровень развития транспортной системы экономических районов неодинаков. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 км2) отличается в десять и более раз. Наиболее развитой транспортной системой выделяются Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы; наименее развитой - Дальневосточный, Восточносибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы. Отличаются районы и по структуре грузооборота. В районах, где в межрайонном масштабе разрабатываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладает железнодорожный транспорт и высок удельный вес трубопроводного транспорта, в Центральном районе подавляющая часть перевозок осуществляется по железной дороге. Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс, т. е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья, топлива больше массы готовой продукции, а районы обрабатывающей промышленности соответственно - пассивный, т. е. ввоз превышает вывоз.

Мощности транспортных потоков также имеют существенные различия и зависят от размещения основных источников сырья, топлива, материалов и т.д. Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны:

1. Широтное магистральное сибирское направление «восток-запад» и обратно, оно включает железнодорожные, трубопроводные пути и водные с использованием рек Камы и Волги.
2. Меридиональное магистральное центральноевропейское направление «север-юг» с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями.
3. Меридиональное волго-кавказское магистральное направление «север-юг» по реке Волга, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, Севером европейской части страны и с Уралом.


По этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны, по этим направлениям особенно тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными.
Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значений. Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему России. По мере развития производительных сил страны в целом и отдельных ее районов транспортная система нуждается в постоянном совершенствовании как в отношении рационализации размещения, так и в повышении ее качественного уровня: обновлении материально-технической базы, улучшении организационно-управленческой системы, использовании новейших достижении научно-технического прогресса. Развитие транспортной системы Российской Федерации направлено на более полное обеспечение потребностей хозяйства и населения страны транспортными услугами.

Воздушный (авиационный) транспорт.

Главной функцией авиационного транспорта является перевозка пассажиров на дальние расстояния, хотя этот вид транспорта занимается и перевозкой скоропортящихся и дорогих грузов. Сегодня это дорогой , но самый быстрый вид транспорта. Его роль особенно велика в удаленных и труднодоступных регионах Севера и Сибири, где он перевозит не только пассажиров, но из-за отсутствия железнодорожных и автомобильных дорог и разнообразные грузы.

Уровень развития воздушного транспорта является показателем степени научно-технического потенциала страны. В последние годы замедлились темпы развития воздушного транспорта. В настоящее время техническая укомплектованность наземной базы составляет 60 %, а по аэровокзальным комплексам не более 30 % . Износ основных фондов оценивается в 70 %.

В России сегодня насчитывается около 800 аэропортов, из которых 50 имеют статус международных.

Таким образом, уровень развития транспортной системы Российской Федерации различается по районам . Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 км площади) отличается в десять и более раз. Наиболее развитую транспортную систему имеют Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы, наименее развитую - Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы.

Отличаются районы и по структуре грузооборота . В районах, где разрабатываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладает железнодорожный транспорт, и высок удельный вес трубопроводного транспорта, в Центральном районе подавляющая часть перевозок осуществляется по железной дороге.

Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс , т.е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья и топлива больше массы готовой продукции, а районы обрабатывающей промышленности соответственно - пассивный , т.е. ввоз превышает вывоз.

Мощности транспортных потоков также имеют существенные разли­чия и зависят от размещения основных источников сырья, топлива, ма­териалов и т.д. Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны :

1. Широтное магистральное сибирское направление "восток-запад" и обратно; оно включает железнодорожные, трубопроводные пути и водные с использованием рек Камы и Волги;

2. Меридиональное магистральное центрально-европейское направление "север-юг" с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями;

3. Меридиональное Волго-Кавказское магистральное направление "север-юг" по р.Волге, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, Севером европейской части страны и с Уралом. По этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны, и тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными.

Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значения . Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему России. По мере развития производительных сил страны в целом и отдельных ее районов транспортная «система нуждается в постоянном совершенствовании как в области рационализации размещения, так и ее качественного уровня: обновления материально-технической базы, улучшения организационно-управленческой системы, использования новейших достижений научно-технического прогресса. Развитие транспортной системы Российской Федерации нацелено на более полное обеспечение потребностей хозяйства и населения страны транспортными услугами.

Транспорт является важным связующим звеном в экономике Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Стабилизация экономики и ее подъем невозможны без решения основных проблем транспортного комплекса. В настоящее время разрабатывается комплексная программа "Транспорт России" . В первую очередь требуют решения вопросы увеличения инвестиций в эту отрасль, привле­чения иностранного капитала , налаживания работы поставщиков транспортного комплекса - транспортного машиностроения, электротехнической и электронной промышленности, приборостроения, стройиндустрии и др. В самом транспортном комплексе необходима более тесная координация работы всех видов транспорта между собой и с отраслями народного хозяйства. Одной из основных задач также является восста­новление транспортно-экономических связей со странами ближнего зарубежья, так как транспортный комплекс СССР формировался как единое целое, и обособленное функционирование его отдельных частей привело к деградации транспортного хозяйства не только России, но всех бывших республик СССР. Остро стоят проблемы транспортного обеспечения сельских населенных пунктов , пассажирских перевозок в крупных городах, снижения отрицательного влияния транспорта напри­родную среду и человека.

Переход к рыночным отношениям транспортного комплекса России сложен из-за сформировавшейся ранее сильно централизованной структуры управления и созданных ранее сверхкрупных транспортных монополий. При решении проблемы разгосударствления отдельных частей транспортного комплекса, создания условий для конкуренции возникла объективная необходимость малого и среднего бизнеса. Активно идет процесс приватизации автотранспортных предприятии, создания мелких акционированных авиакомпаний, предприятий водного транспорта.

Сфера услуг России

Сфера услуг (сфера обслуживания), являясь важнейшим элементом инфраструктуры хозяйства представляет собой комплекс отраслей, удовлетворяющих социальные запросы населения. Она относится к третичному сектору экономики.

Важнейшее значение сферы услуг состоит в повышении производительности труда за счет подготовки высококвалифицированных кадров, полноценного отдыха, сокращения потерь рабочего времени по болезни и т.п. Сфера обслуживания включает :



-Жилищно-коммунальное хозяйство: (эксплуатация жилья; электроснабжение; теплоснабжение; газоснабжение и др.);

- Здравоохранение: (поликлиники; больницы; медпункты; станции «скорой помощи»; аптеки и др.);

- Бытовое обслуживание (ателье; ремонтные мастерские; прачечные, химчистки);

- Общественное питание (столовые; кафе; рестораны);

- Розничная торговля: (магазины; рынки; киоски);

- Учреждения культуры (театры; музеи; библиотеки);

- Образование: (детские сады; школы и колледжи; вузы);

- Рекреационное хозяйство (санатории; дома отдыха; турбазы);

- Кредитно-финансовое обслуживание (Страховые компании; Банки).

Размещение предприятий сферы обслуживания совпадает с географией размещения населения. Однако уровень, качество и полнота набора предоставляемых услуг различается не только по регионам, но и в пределах каждого региона – между сельской местностью и городом, и даже в пределах одного города – между центральными и окраинными («спальными» и «промышленными» районами).

Размещение предприятий определяется в первую очередь частотой и объемом спроса .

Единственная отрасль обслуживания, имеющая большие региональные различия, это рекреационное хозяйство

Рекреационное хозяйство объединяет большое количество различных предприятий и учреждений, предоставляющих населению возможность отдохнуть и восстановить свои силы, здоровье, творческие способности. Оно охватывает сеть оздоровительных учреждений, баз отдыха, разнообразные формы туризма.

Выделяют несколько видов туризма: оздоровительный (лечение, отдых), познавательный (поездки по культурно-историческим местам), спортивный (охота, рыболовство, альпинизм), приключенческий и экологический.

В России при ее уникальных потенциальных возможностях сравнительно немного мест отдыха. Крупные рекреационные районы:

Черноморское побережье с курортной зоной «Большого Сочи»;

Санкт-Петербург с окрестностями;

Москва и Подмосковье;

- «Золотое кольцо России» (Москва – Загорск – Переславль-Залесский – Ростов – Ярославль – Кострома – Суздаль – Владимир);

Круизы по рекам (Волга, Обь, Лена, Енисей и др);

Кавказские Минеральные Воды (Кисловодск, Пятигорск, Железноводск, Ессентуки).

Транспортный комплекс

Железнодорожный транспорт - по-прежнему основной вид транспорта

России. Общая длина железнодорожных линий общего пользования - около

90 тыс. км, 1/3 из них электри­фицирована. По железным дорогам перевозят

грузы, что со­ставляет около 50% грузооборота всей транспортной сети

Для основных железнодорожных магистралей европейской России характерно радиальное расположение железных дорог, сходящихся к Москве. От этого крупнейшего в стране транс­портного узла расходятся в разных направлениях магистрали, которые связывают столицу со всеми экономическими рай­онами и другими государствами мира.

В Сибири железнодорожная сеть имеет в основном широтное направление и не столь густа, как в европейской части России. Через всю южную Сибирь до Владивостока тянется Трансси­бирская магистраль.

Крупнейшие железнодорожные узлы России:

Москва (лучами сходятся железнодорожные пути практически
со всех концов страны; в Москве расположено 9 вокзалов, ка­ждый из которых принимает поезда из определенных регионов
(например, Казанский - восточных, Ленинградский - северо­-западных, Курский - южных, и т. д.);

Санкт-Петербург (северо-западные "ворота" России);

Самара (крупнейший транзитный и перевалочный пункт для поездов, следующих их Европейской части России - в Азиат­скую, - и наоборот);

Нижний Новгород - объединяет железнодорожные ветки По­волжья;

Новосибирск - станция пересечения путей из Европы - в Си­бирь и Дальний Восток, и из Средней Азии - в Западную Сибирь; -

Владивосток - восточные "ворота" России, конечный пункт большинства железнодорожных маршрутов, следующих с Запада.

2. Значение морского транспорта для России определено поло­жением ее на берегах морей акватории 3 океанов: Атлан­тического, Северного Ледовитого и Тихого. Протяженность морских границ России около 40 тыс. км.

Крупнейшими морскими портами России являются :

на Балтийском море :

Калининград (самый западный порт России и единственный
незамерзающий):

. Санкт-Петербург (самый крупный порт в летнее время; не­достаток - не работает зимой из-за замерзания Финского залива);

в Черноморско-Азовской акватории :

. Новороссийск (главный нефтеналивной порт России);

. Таганрог (единственный порт на Азовском море);

. на Баренцевом море :

Мурманск (единственный северный незамерзающий порт;
крупнейший торговый порт и главная база размещения Се­верного военного флота);

. Архангельск;

на Тихом океане :

. Владивосток (главный восточный порт);

. Находка;

Петропавловск-Камчатский.

Речной транспорт России является самым развитым и много­численным в мире. Россия имеет густую речную сеть . Многие реки судоходны. Внутренние судоходные пути России - более 80 тыс. км. Удельный вес внутреннего водного транспорта в общем грузообороте составляет 3,9%.

Основным в России является Волго-Камский речной бассейн, к которому тяготеет экономически развитая часть страны (40% грузооборота речного флота). Благодаря Волго-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому и Волго-Донскому судоходным ка­налам Волга стала стержнем единой водной системы европей­ской части России, а Москва - речным портом 5 морей.

Огромными по протяженности судоходными речными путями располагают Сибирь и Дальний Восток. Здесь протекают круп­нейшие реки России -Амур, Енисей, Лена, Обь и их притоки. Все они используются для судоходства и сплава леса, перевоз­ки продовольствия и промышленных товаров в отдаленные

районы. Значение речного транспорта для Сибири весьма ве­лико, так как сеть железных дорог (особенно в меридио­нальном направлении) там еще недостаточна.

Трубопроводный транспорт играет большую роль в экономике современной России. Россия - крупнейший экспортер нефти и газа. Ключевую роль в доставке этого сырья в Европу играют газопроводы и нефтепроводы. В настоящее время в России проложено свыше 217 тыс. км магистральных трубопроводов, в том числе газопроводных магистралей, включая газопродуктоводы, нефтепроводных, нефтепродуктоводных. Крупнейшие га­зопроводы :

. Уренгой - Москва;

Саратов - Москва;

Нижний Новгород - Череповец;

Уренгой - Помары - Ужгород.

Также имеется большое количество внутренних (локальных) газопроводов и нефтепроводов.

3. Автомобильный транспорт - наиболее маневренный вид транс­
порта. Важное место в перевозках грузов автотранспорту при­надлежит в районах, где нет других видов транспорта. Он имеет
преимущество при перевозке грузов и пассажиров на короткие
расстояния.

По уровню обеспеченности автодорожной сетью территорию России можно разделить на 3 зоны :

европейскую - с относительно развитой сетью дорог. Города с областными центрами связаны дорогами с твердым покрытием;

южную - с неразвитой и локальной сетью;

северную, включающую почти всю Сибирь и Дальний Восток. Это сплошное бездорожье. Автотранспорт представлен везде­ходами, которые в дорогах не нуждаются, а имеющиеся дороги используются сезонно.

4. Авиационный транспорт - наиболее дорогой вид транспорта,
но в то же время самый быстрый. Первая в России воздушная
линия была открыта в 1923 г. (Москва - Нижний Новгород).

В связи с огромными расстояниями между регионами России (путь от Москвы до Владивостока поездом составляет 7 - 9 су­ток) авиационный транспорт часто является единственным эффективным средством передвижения. Большое количество пассажиров, следующих практически во все регионы позволяет авиакомпаниям снижать цены и, тем самым, стимулировать полеты авиационным транспортом. В некоторые регионы Рос­сии (например, районы Крайнего Севера, Камчатки, Чукотки) большую часть года практически невозможно добраться иначе как с помощью авиации.

Крупнейший авиаузел России и мира - Москва. Большинство авиамаршрутов как внутри России, так и за рубеж следуют из Москвы или через Москву. Москва имеет 5 аэропортов - Внуково (включая Внуково-2), Шереметьево-1, Шереметьево-2, Быково, Домодедово. В настоящее время идет процесс модернизации всех аэропортов Москвы, повышения их пропу­скной способности, развития инфраструктуры и повышения уровня комфорта.

В ближайший период приоритетными отраслями российской экономики, помимо ТЭК, могут быть сельское хозяйство, пище­вая промышленность, производство потребительских товаров длительного пользования (на базе ВПК), строительство, особен­но жилищное . Они отвечают растущему спросу на рынке и быст­рой окупаемости капитала. Следовательно, районами наиболее интенсивного развития в этот период будут те, которые распола­гают свободными производственными мощностями, кадрами и инфраструктурой указанных отраслей . В средне- и долгосрочной перспективе упор должен быть сделан на развитие передовых, на­укоемких отраслей ведущих комплексов и разнообразных отрас­лей потребительских комплексов с выпуском широкого ассорти­мента высококачественных товаров. Во всех регионах, с учетом территориального разделения труда, предстоит добиваться как высокого научно-технического уровня производства, так и ново­го качественного уровня личного потребления.

В транспортной системе России воздушный транспорт - один из основных видов пассажирского транспорта. Перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты - 1/5. По доле в пассажирообороте воздушный транспорт уступает лишь железнодорожному и автомобильному транспорту.

Основные сферы использования воздушного транспорта - внутренние и международные перевозки пассажиров на дальние расстояния, доставка срочных и дорогостоящих грузов, а также транспортное обслуживание территорий, лишённых других видов транспорта.

Наиболее массовые и устойчивые пассажиропотоки сконцентрированы на авиалиниях от Москвы по пяти основным направлениям: Кавказкому, Южному, Восточному, Центральноазиатскому и Западному.

Крупнейший авиаузел России - Московский _ отправляет ежегодно около 15 млн пассажиров, тогда как главные авиаузлы Европы, Восточной Азии отправляют по 25–110 млн пассажиров в год. При этом доля пассажиров в международном сообщении Московского авиаузла невелика (25–30%). В летний сезон отсюда наибольшее число регулярных авиарейсов выполняется в Париж (43 в неделю), (30), Берлин (21), Лондон (17), и Вену (14), (13); Нью-Йорк, и (по 10); , Гамбург, Милан, Ниццу, Рим, Софию, Стамбул, Токио, Хельсинки (по 7). Таким образом, Москва наиболее тесно связана с большинством столиц Европы. В города СНГ из Москвы в этот же период наибольшее число рейсов в неделю выполняется в Киев (67), Ереван (42), (36), Баку (28), Бишкек (25), Минск (21), т.е. наиболее интенсивны пассажирские связи столицы России с городами , Киргизии и Белоруссии.

Остальные аэропорты России, из которых выполняются международные авиарейсы (Санкт-Петербург, Новосибирск, Иркутск, ), как по объему отправок (0,5-2 млн пассажиров в год), так и по доле международных пассажиропотоков не играют существенной роли в пассажирских связях России с другими странами. Из них осуществляются рейсы в города Восточной и Юго-Восточной Азии; из - в города Европы.

После 1992 г. многие аэропорты среднего размера прекратили выполнение регулярных пассажирских рейсов и перешли на чартерные, другие были закрыты; одновременно некоторые военные аэродромы были перепрофилированы в коммерческие пассажирские.

С начала ХХI в. ведётся или начинается реконструкция взлётно-посадочных полос в аэропортах Иркутска, (Толмачёво), Геленджика; строятся новые аэропорты и вторые взлётно-посадочные полосы для приёма самолетов Боинг.

На рынке авиаперевозок действуют более 260 авиакомпаний, из них 85 - в государственной и муниципальной собственности; 150 авиакомпаний выполняют полёты на международных линиях.

Высокий уровень промышленности обусловил развитие транспортной сети США и всех видов транспорта.
Во внутренних перевозках грузов решающая роль принадлежит автомобильному транспорту (90% внутренних перевозок). Автомобильный транспорт обслуживает пассажирские перевозки и перевозки грузов на короткие и средние расстояния.

В дальних перевозках особую роль играет железнодорожный транспорт. Большую роль в транспортной системе играет трубопроводный транспорт. Главные магистральные трубопроводы соединяют штаты Юга (Техаса и Луизианы) с промышленно развитыми штатами Приозерья.

Большая часть внутренних водных перевозок в широтном направлении осуществляется по системе реки Св. Лаврентия и Великим озерам, а меридионального - по Миссисипи («американская Волга»).

Внешние перевозки грузов осуществляет в основном морской транспорт. Крупнейшие морские порты США - Нью-Йорк и Новый Орлеан.

Порты имеются не только на побережье океанов, но и на побережье Великих озер («третье морское побережье»). В перевозке пассажиров в другие страны особая роль принадлежит воздушному транспорту.
Основу транспортной сети США образуют трансконтинентальные магистрали широтного и меридионального направления, на которые накладывается сеть внутренних водных путей.

В местах пересечения транспортных магистралей образовались транспортные узлы.

Самый крупный из них – Чикаго. Крупные транспортные узлы сложились во многих морских портах (Нью-Йорк, Филадельфия, Балтимор, Новый Орлеан, Хьюстон на атлантическом побережье и Лос-Анджелес, Сиэтл, Сан-Франциско на тихоокеанском побережье).

Транспорт в США википедия
Поиск по сайту:

Поиск Лекций

Транспортная система США

Транспортная система США – одна из наиболее развитых в мире, а по протяженности дорог и трубопроводу, по грузо- и пассажирообороту автомобильного и воздушного транспорта страна занимает первое место.

Грузооборот больше задействует железнодорожный и автомобильный транспорт, а пассажирооборот – автомобильный и воздушный.

Карта транспортных дорог США

Длина всех автомобильных дорог США превысила 6,5 млн км., что составляет 20 % от мировой (рис.

4). В США 13 тыс. населенных пунктов с населением около 86 млн чел. полностью зависит от автомобилей, поскольку не имеет никаких других путей сообщения.

Отличительная черта железных дорог США – это низкий уровень электрификации (не более 1 %) и преобладание тепловозной тяги. Это объясняется политикой нефтяных монополий, которые заинтересованы в железнодорожном транспорте как в одном из потребителей нефтепродуктов.

Общая длина внутренних водных путей США составляет 41 тыс.

км. Перевозки грузов по речным путям осуществляются с помощью несамоходных барж, которые образуют составы по 20–30 барж, передвигаемые буксирами-толкачами.

Скелет транспортной системы США образуют трансконтинентальные железнодорожные магистрали как широтного, так и меридионального направления. Широтные магистрали связывают Атлантическое и Тихоокеанское побережье страны, в первую очередь, Нью-Йорк и Вашингтон с Сан-Франциско, Сиэтлом и Лос-Анджелесом.

Железнодорожные магистрали меридионального направления проходят вдоль обоих океанских побережий по долине Миссисипи и в других местах, среди которых наибольшее значение имеют скоростные линии Бостон-Нью-Йорк-Вашингтон, а также Чикаго – Новый Орлеан и Чикаго – Атланта. Главные автомагистрали в какой-то степени повторяют направления железных дорог, хотя многие из них проложены и по самостоятельным маршрутам. Кроме того, в США развита сеть внутренних водных путей.

В широтном направлении это система реки Святого Лаврентия и Великих озер, а в меридиональном направлении – система реки Миссисипи.

Значительную часть внутренних и международных пассажирских перевозок выполняет авиационный транспорт США. Внутреннее авиасообщение является самым эффективным и широко распространенным средством передвижения в стране. Любой, даже самый удаленный, провинциальный город имеет свой аэропорт. В США находятся одни из самых больших аэропортов в мире: Атланта, Чикаго, Лос-Анджелес.

Для трубопроводной сети США характерно диагональное направление.

Она связывает нефтедобывающий район юго-западного Центра с районом потребления нефти на северо-востоке. В местах пересечения сухопутных и водных транспортных путей образовались крупные транспортные узлы: Чикаго, Нью-Йорк, Филадельфия, Лос-Анджелес, Хьюстон. Важную составную части узлов образуют крупные аэропорты.

Из 33 крупнейших международных аэропортов мира здесь находится 17. Важную часть транспортных узлов США образуют портово-промышленные комплексы. По объемам грузов первое место занимают порты Атлантического побережья: Нью-Йорк, Филадельфия, Балтимор, Хэмптон-Роудс.

На побережье Мексиканского залива – Новый Орлеан, Хьюстон и Тампа. На Тихоокеанском побережье выделяются Окленд, Сиэтл, Лос-Анджелес и Лонг-Бич.

Транспортная система Канады

Транспортная система Канады развита хорошо, что обусловлено большой площадью страны, ее приморским положением, особенностью экономико-географического положения, а также экспортным характером экономики.

По грузообороту первое место занимает железнодорожный транспорт, его длина – 67 тыс. км. Длина автодорог – 900 тыс. км. В Канаде хорошо развит воздушный, трубопроводный и водный транспорт. Крупнейшие порты страны – Ванкувер, Сеть-Уль, Монреаль, Квебек, а крупнейший аэропорт – Монреаль.

Фермы в США

Основной тип сельхозпредприятий США – это крупная капиталистическая ферма, которая выращивает основную часть продукции на продажу.

Преобладают семейные фермы, которые составляют около 90 % предприятий, производящих 93 % валовой продукции области.

Как правило, каждая семейная ферма заключает контракт с компанией в системе агробизнеса. Это компания снабжает фермера машинами, удобрениями, семенами, а также осуществляет научно-методическое сопровождение.

Эта же фирма указывает фермеру точные сроки сдачи продукции, ее размеры и качество. Невыполнение фермером задачи по качеству или опоздание по срокам грозит разрывом контракта и полным разорением.

Уборка пшеницы в США

При этом ее уборку производят не сами фермеры, а специальные фирмы, присылающие и технику, и рабочую силу, которые начинают жатву в мае в Техасе, в июне в Оклахоме, в июле в Канзасе, в августе в Небраске и Вайоминге и заканчивают её в сентябре в Северной Дакоте и Монтане.

В период жатвы комбайны работают обычно по 16 часов в сутки.

Фабрики мяса в США

В последнее время в мясном скотоводческом комплексе возникли своеобразные фабрики мяса.

Это огромные откормочные хозяйства, которые содержат до 100 тыс.

голов крупного рогатого скота, но не на пастбищах, а в стойлах (рис. 7). Для этого сооружаются загоны на 200–250 голов каждый, в котором кормление и поение животных осуществляется с помощью автоматики, а дозировка – с применением компьютера.

Такие комплексы обслуживают крупные города, например Лос-Анджелес.

ВОПРОСЫ:

1. Назовите

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

6. География транспорта: главные магистрали и узлы.

Внешняя торговля. Каркас транспортной сети США образуют трансконтинентальные магистрали широтного и меридионального направлений, протягивающиеся от Атлантического до Тихого океана и от канадской до мексиканской границы. На него как бы накладывается сеть внутренних водных путей. В широтном направлении это прежде всего система реки Св.

Лаврентия и Великих озер, в середине 50-х гг. превращенная в глубоководный путь. В меридиональном направлении это "американская Волга" — Миссисипи. В местах пересечения сухопутных и водных магистралей и воздушных линий образовались крупные транспортные узлы. Пример. Самый крупный транспортный узел США — Чикаго. Здесь сходятся десятки железных и автомобильных дорог, производится перевалка большого количества разнообразных грузов.

Как вы уже знаете, в Чикаго находится самый большой в мире аэропорт О’Хэйр.
Крупные транспортные узлы сложились во многих морских портах, которые расположены на атлантическом и тихоокеанском побережьях страны, а также на "третьем морском побережье" США — Великих озерах. Всего в стране около ста крупных портов. Самые главные из портово-промышленных комплексов находятся на северном участке атлантического побережья, который отличается обилием удобных естественных гаваней, и на побережье Мексиканского залива.
Благодаря очень емкому внутреннему рынку экономика США по сравнению с экономикой зарубежной Европы и Японии отличается меньшей "открытостью".

Тем не менее внешние экономические связи имеют большое значение и для этой страны. По размерам внешнеторгового оборота США занимают первое место в мире. Их товарный экспорт состоит из промышленных изделий и продукции сельского хозяйства.

В целом на экспорт прямо или косвенно идет около 15% промышленной продукции (в том числе 1/4 металлов, 1/5 машин и химических товаров). Экспортность сельского хозяйства значительно выше и составляет по пшенице 1/2, по сое бобам и табаку 1/3 и по кукурузе 1/5.

В импорте США преобладают сырье, машины и оборудование.

По стоимости импорт превышает экспорт, поэтому торговый баланс страны обычно пассивный. География же внешней торговли США в первую очередь определяется их связями с двумя другими членами НАФТА -Канадой и Мексикой, а также с зарубежной Европой и Японией.
США являются крупным экспортером капитала, который направляется преимущественно в страны Запада.

Но прямые инвестиции европейских стран и Японии в США также очень велики. Они уже почти сравнялись с экспортом американского капитала. Поэтому, как говорят, сформировалась "улица с двухсторонним движением".

Общая характеристика транспортной системы США.

На территории США и Канады сформировался североамериканский тип транспортных систем.

На формирование транспортной сети оказали воздействие: обширность территории и особенности ЭГП страны; большой объём выпускаемой продукции, высокий уровень товарности хозяйства; неравномерное размещение производства и населения; высокая транспортная подвижность населения; активность процессов межрайонного и международного разделения труда.

Транспорт США занимает первое место в мире по многим общетранспортным показателям.

Сеть путей сообщения США составляет около 1/3 мировой транспортной сети; на них приходится 40% мощности силовых тяговых средств и 1/4 грузоподъёмности всего подвижного состава. В США сосредоточено 30% мирового внутреннего грузооборота и более 35% пассажирооборота. Сеть путей сообщения всех видов транспорта хорошо развита везде, за исключением Аляски. Магистральная система сочетается с густой сетью подводящих путей (автодорог, трубопроводов).

Особенности транспортной сети:

значительная избыточность перевозочных и перерабатывающих мощностей;

2. резкая пространственная неравномерность загрузки сети, что отражается на развитии транспортных узлов;

отставание в развитии морских портов;

4. отставание сетей городского общественного транспорта;

5. преобладание в сети нефтепроводов труб небольшого диаметра;

6. большая мощность грузо- и пассажиропотоков;

7. большая дальность перевозок;

8. развитие междугородных и международных сообщений;

9. многовидовость;

равновесность структуры;

11. высокий уровень технической оснащенности всех видов транспорта.

Для многих районов характерны перенасыщенность транспортной инфраструктурой, дублирование железных дорог автомагистралями. Это вызывает систематическое сокращение железных дорог; в ряде штатов – автодорог (при качественном улучшении). Стабильны по протяженности внутренние водные пути.

Медленно растут сети нефтепроводов.

Транспорт развивается под воздействием производства. Сам транспорт оказывает большое влияние на его размещение, специализацию и кооперирование. С развитием автомобильного транспорта связаны процессы субурбанизации и очень высокая транспортная подвижность населения.

На долю транспорта приходится около 1/4 общего потребления энергии в стране и более 1/2 всего потребления жидкого топлива.

Структура транспортаСША имеет особенности. В грузообороте ни один из его видов резко не преобладает: 48,4% приходятся на железнодорожный, морской и трубопроводный, 35,3% – на автомобильный, 15,8% – на внутренний водный и 0,5% – на воздушный транспорт.

В пассажирообороте наоборот: 82% обеспечивает автомобильный транспорт, 17,5% – воздушный и всего 0,5% – железнодорожный транспорт.

В структуре ВВП доля транспорта составляла 2,95 % в 2007 г. В транспортной отрасли трудятся почти 4 млн. ч.. Транспортное хозяйство контролируют крупные частные компании. Государство занимается только транспортной инфраструктурой. В 70-х гг. были созданы две частно-государственные железнодорожные компании, в т.