Важность вкусов и ценностей в работах психологов. Какие ценности должны быть у будущего психолога. Стремление к развитию других людей

И по восприятию. Для кого-то появившаяся проблема проходит быстро и мимо, а кого-то берет за душу и волнует. Все начинает валиться из рук, постоянные крики и срывы в адрес близких и дорогих людей. В результате чего отношения становятся плохими, а иногда и вообще . И тогда начинает казаться, что все настроено только против вас. Это еще больше выводит из себя, появляется агрессивность и неуверенность. А в то время пока одни губят себя, другие спокойно живут и радуются жизни.

Даже если у вас произошло какое-либо трагическое событие в семье, проблемы с работой, не строится личная жизнь и т.д., не стоит вечно себя упрекать в чем-то. Это жизнь, которая подносит не только хорошие моменты. Научитесь радоваться тому, что есть сейчас, а не было когда-то или будет. Все в жизни приходит и уходит. Весь негатив тоже когда-нибудь пройдет.

Главное – не сидите на месте, а идите вперед, преодолевая все трудности на своем пути. Делайте то, что вам интересно и доставляет удовольствие. Отвлекитесь и сделайте другим людям приятно, но ни в коем случае не срывайтесь на них. Жизнь слишком коротка, иногда даже не хватает времени, чтобы исправить свои ошибки.

Если на душе плохо, то подарите кому-нибудь радость. Выйдите на улице и дайте маленькому ребенку конфету. Вы увидите, сколько искреннего счастья от одной маленькой сладости. Вам станет намного легче. Если вы любите ходить по магазинам, то сходите и купите себе новую вещь. Если не можете жить без японской еды, то побалуйте себя походом в ресторан. Проблемы и невзгоды рано или поздно уйдут или забудутся. Ищите приятные моменты в каждом дне и минуте. Просто живите ради себя, ради близких и любимых. Трудности делают людей сильнее, опытнее и мудрее. Если обидели кого-то, то попросите прощение. Исправьте мелкие ошибки, которые в силах исправить сейчас. Не откладывайте на потом, т.к. его уже может и не быть.

И, наконец, лягте на диван, включите хорошую и любимую музыку, проанализируйте вашу жизнь. Поймите, что вам мешает, и исправляйте. Уберите груз с души. Если этого не сделать, то можно жалеть всю оставшуюся жизнь. И дарите людям радость и счастье. И все к вам обязательно вернется.

Полезный совет

Научитесь радоваться мелочам.

Источники:

  • плохо в душе

Иногда проблемы и неприятности сыплются, словно из рога изобилия. Кажется, что жизненным трудностям не будет конца. Неудивительно, что в голову приходят только грустные мысли, пропадает вера в себя. Чтобы выйти из «черной полосы», нужно в первую очередь вернуть себе бодрость духа и позитивный настрой.

«Камень» на душе — это не простой депресняк «от лампочки». Это значит, что есть незавершенные проблемы в жизни, а мысли мучительны и запутаны. Взвалить груз своих проблем вроде не на кого, всё надо решать самой, а что конкретно делать со всем навалившимся — неизвестно.

И вот когда наступает самый пик невезения, всё плохо, пустота на душе, и опускаются руки, только тогда начинается тот самый депресняк. Если ты уже в этом состоянии, то давай покопаемся — что же пошло не так?

Прокрастинация — сложное слово, но его суть знакома почти каждому человеку. Психологи этим словом обозначают откладывание дел «на завтра». Это «завтра» опять же, откладывается на неопределенный день, а между тем другие незавершенные дела собираются в огромный ком.

Нет, это не простая лень, когда человек хочет просто отдохнуть и набраться сил. Это груз тех проблем, которые надо делать срочно, поэтому об отдыхе не может быть и речи. А ведь и другие дела не могут ждать, и все они такие же неотложные. В итоге всё делается на скорую руку в последнюю минуту и тяп-ляп.

Итог — результат не принес радости, шанс победы упущен, а оттуда и моральная опустошенность. Чтобы такого не происходило, вот тебе советы:

    Взялась за дело — старайся выполнить его тут же. Ну, в крайнем случае возьми короткий тайм-аут для вдохновения.

    Не хватайся за всё сразу, делая всё наполовину. Лучше абстрагироваться от других проблем, но сосредоточиться на самом важном.

    Не давай всем обещаний, чтобы выглядеть добренькой. Лучше один раз отказать и остаться честной, чем наобещать, не выполнить и потом скрываться.

    Просрочила дело — уточни, есть ли еще шанс всё наверстать. Если есть — делай всё безотлагательно, если нет — «забей».

    Не хандри из-за упущенного. Это тебе урок — или ты пытаешься взвалить на себя непосильное, или сам процесс тебе неприятен, а значит не нужен.

Прокрастинация опасна, когда дело касается личного здоровья или здоровья близких. Вот эти проблемы точно нельзя откладывать. А всё остальное — ерунда: работа, домашние хлопоты и прочие мелочи. Значит они не так уж были важны, если их можно было отложить.

Поэтому пустота в твоей душе — это всего лишь время для обдумывания новых планов. Как пробел на клавиатуре между словами: закончил одно слово — «пробел» — начинай другое. Только не повторяй своих ошибок, составь хотя бы четкий график.

Практически все люди боятся потерять то имущество, каким они владеют. Страх практически навязчивый. Они думают — лишись они всего, и будет не только пустота в душе, но и жизнь потеряет всякий смысл.

В наше время путь к обогащению слишком легкий. Возьми кредиты, ипотеку — вот тебе и жилье, и машина и дом полон всех благ. Но стоит только потерять престижную работу, как все идет кувырком:

    Квартиру и машину забирают за неуплату.

    Все золото осталось в ломбарде.

    Кредиты душат, собираясь в проценты.

Пустота в кармане — пустота в душе, помочь не может никто, потому что даже друзья перебежали на сторону более удачливых приятелей.

К сожалению, тяжесть подобных проблем чувствует огромное население нашей страны. Уж слишком сладкой конфеткой всех поманили, не объясняя, какая она внутри горькая. И только единицы смотрят на всё с оптимизмом:

    Не жили богато — и не надо было начинать. Опять съемная квартира — да и пофиг. Ипотека — тот же съём, только гораздо дороже.

    Спасибо судьбе, что помогла избавится от лживых «друзей». Теперь понятно, кто есть кто. Настоящие друзья остались рядом даже в бедности.

    Кредиты уйдут и забудутся. А судьба дала шанс начать жить с чистого листа и указала на прошлые ошибки.

    Главное, что ключевая фраза здесь «начать жить». А поэтому — всё только начинается, и пора заполнять эту пустоту в душе чем-то новым и хорошим.

Не будешь смотреть на всё с оптимизмом — морально убьешь себя и своих родных. А ведь в такой ситуации нужен хотя бы один человек, который потянет всех страдающих наверх, а не вниз. И будет лучше, если таким человеком окажешься именно ты.

А вообще на все эти проблемы надо смотреть философски: «Спасибо тебе, Боже, что деньгами взял. Все мои родные живы-здоровы, и это главное!».




Изменения в личной жизни — и не в лучшую сторону

Вот здесь душевная пустота закрывается с трудом. Лечит только доктор время. Хотя в некоторых случаях не всё потеряно.

Бросил муж

Такие печальные перемены в семье надолго вышибают женщину из равновесия. Особенно когда на пути возникает гадюка-разлучница. Сначала истерики, угрозы, умаления, а потом — депрессия, пустота, тяжесть на душе.

Но сколько раз такие гулены возвращались домой с повинной головой? А сколько раз бывало, что у женщин уже «перекипело» и супруга уже не хочется пускать на порог? Да и сколько раз женщины по-новому влюблялись, и ей нафиг уже не нужен был этот старый ловелас!

Поэтому, если твой муж сейчас заплутал, а ты места себе не находишь — знай, что он вообще-то пока еще жив. Есть множество вариантов вернуть его в семью, и один вариант — это то, что он тебе уже не нужен.

А может ты в чем-то виновата? Может есть шанс что-то исправить? Может нет никакой разлучницы? Тогда не откладывай это на завтра — вытри слезы и действуй сегодня.




Потеря близкого человека

Вот тут все сложнее. Например, ушла из жизни мама. Ты уже выплакала все слезы, прошли страшные дни всех прощальных церемоний, и ты ушла в глубокую депрессию. Смотришь в одну точку, ни с кем не хочешь общаться, хоть тебе и безумно одиноко.

Пока что работает время, чтобы тебя психологически излечить. Пока ничего не надо. Ненавязчивая забота родных и друзей — это хорошо. Главное, чтобы тебя сейчас не дергали, чтобы «вышибить депрессивную дурь из головы». Это не дурь, так и должно быть.

Лучший выход — это общение с тем, кто уже прошел подобную стадию. Только он поможет успокоить и объяснить, как лучше выйти из депрессии. Именно к нему и будет доверие. Только не попади на крючок какой-нибудь секты.




Слышу апатии звон, но не знаю, где он

Хуже всего, это поддаваться депрессии, когда ты себя непонятно чем накручиваешь. Хочется плакать — а причины вроде и нет. Тоска какая-то, ничего больше. Она то крутится в районе живота, то отдается болью в сердце, но ты не понимаешь: это что — предчувствие чего-то не хорошего?

Да, бывает страх за будущее — ты чего-то ждешь, но заранее накрутила себя, что исход должен быть обязательно плохой. В этом ошибка многих людей. Причем корни такого поведения прорастают еще с детства.

Если ты с детства росла в каком-то неминуемом страхе (в семье было насилие и тирания), то такое гнетущее состояние будет сопровождать тебя всегда. Называется оно — преследующее и карающее суперэго. Причем, если то, что тебя пугает всё же случится, то в этом винить ты будешь только себя.

Если твое состояние уже близко к тому, что тебя спасает только медвежья лежка, то почитай статью . Может именно там таится твоя депрессия, вплоть до проблем со здоровьем. Но если же ты еще способна двигаться и работать, то несколько советов тебе не помешают:

    Не накручивай себя из-за глупостей . Мол, приснился плохой сон или гадалка что-то там нагадала. Сон всего лишь отражение наших мыслей, поэтому такой «сценарий» и складывается. А гадалке надо заработать, вот и пророчит всякую ерунду.

    Окружай себя позитивом. Хочется — шоколадкой, а хочется — сабантуем с подругами. Смотри комедии по телеку, переключай триллеры и не смотри политику.

    Не складывай свои проблемы на других, если они некомпетентны в этом. Одно дело — юристы и врачи, другое — дилетанты, которые обещают, но не делают.

    Думай только о хорошем исходе дела. А для этого действуй сама, если это в твоих силах. И опять же — не откладывай ничего в долгий ящик.

В общем-то, от чувства тяжести на душе можно запросто избавится с помощью каких-то успокоительных медикаментов. И их тоже нельзя исключать. Успокоила нервы — просветлила голову для хороших мыслей — и столько сразу найдется решений, чтобы скинуть тяжелую гору проблем со своих плеч!

Здравствуйте, уважаемые читатели! Каждый из нас может оказаться в ситуации, когда ничего не радует. Вроде бы мир вокруг остался прежним, но словно что-то надломилось в душе. То, что вчера было важным, сегодня не вызывает ни малейшего интереса, волны тоски и апатии захлестывают с головой и временами просто не хочется жить.

Близкие порой даже не догадываются о таком состоянии, списывая необычное поведение на плохое настроение или усталость. И только вы знаете, как вам сейчас тяжело, и пытаетесь понять, что делать, когда плохо на душе?

Многие находят утешение в известной фразе “Время лечит”, погружаются в свои переживания и ждут, пока душевная боль пройдет сама собой. Но не всегда самый простой вариант оказывается оптимальным. Иногда из-за бездействия вместо долгожданного облегчения можно получить противоположный результат — . А из нее выбраться без помощи психолога практически невозможно.

Чтобы не допустить подобного состояния, не пускайте ситуацию на самотек. Если плохо на душе, и вы не знаете, что делать — воспользуйтесь проверенными советами психологов. Так вы быстрее преодолеете сложности и вновь ощутите радость жизни.

Ищем источник душевной боли

Прежде всего нужно определить, что же привело вас к нынешнему состоянию. Причем причины могут быть как явными, так и не очевидными. Явную причину определить легко — это серьезное потрясение или конфликт, который вы тяжело переживаете. Например:

  • Семейный . Ссора с родным человеком способна надолго выбить из колеи. Брошенные в лицо друг другу обвинения и оскорбления ранят глубоко и часто становятся причиной тяжелых душевных переживаний.
  • Разрыв с партнером. Человек, с которым вы собирались жить долго и счастливо, вдруг помахал рукой и оставил вас в одиночестве. Как для девушек, так и для мужчин это тяжелый удар, от которого нелегко оправиться.
  • Проблемы на работе. Здорово, когда рабочий коллектив дружный и сплоченный, но такое бывает редко. Поэтому сплетни, месте могут серьезно отравлять жизнь.
  • Тяжелые недуги. Причем выбить из колеи может как болезнь близкого человека, так и .

Но не всегда причины лежат на поверхности. Порой вы и сами не можете осознать, что выбило вас из седла и откуда взялось это гнетущее состояние. В этом случае прислушайтесь к себе, проанализируйте последние события и вы поймете, отчего такая тяжесть на душе.

К наиболее распространенным причинам можно отнести:

  • Усталость. Если вы изо дня в день работаете до изнеможения, то со временем можете ощутить не только физическую усталость, но и .
  • Ложные цели. Мы живем в обществе и вынуждены следовать общепринятым правилам и ценностям. А потому часто сохраняем , вместо того, чтобы строить новые отношения, вкалываем до изнеможения, чтобы уровень жизни соответствовал вашему окружению и растрачиваем себя на другие действия, не делающие нас счастливыми.
  • . Они подстерегают нас ежедневно и повсеместно. Критическое замечание начальника, стычка в общественном транспорте, размолвка с партнером, ссора с соседкой — все это разрастается, как снежный ком, и в один день может захлестнуть лавиной негатива.
  • Невысказанные эмоции. Если вы привыкли подавлять в себе гнев, страх, обиды и прочие деструктивные эмоции, со временем уровень негатива достигнет критической отметки. И тогда все, что вы копили в себе, отзовется невыносимой душевной болью.

Кроме того, плохо на душе может стать от одиночества, рутины, чувства вины и других причин, которые поодиночке или в совокупности способны вогнать вас в тоску, а порой и в депрессию. Если это уже произошло, обязательно прочтите книгу Ричарда О’Коннора “Депрессия отменяется. Как вернуться к жизни без врачей и лекарств ”. Она поможет вам избавиться от саморазрушающих установок и вернуться к полноценной жизни.

Чего делать не нужно

Прежде чем вы узнаете, как вести себя в ситуациях, когда очень, совсем тяжело, запомните, чего делать ни в коем случае нельзя.

Бесконечно прокручивать тяжелые воспоминания

Человек, перенесший потрясение, часто зацикливается на нем. Он снова и снова переживает произошедшее, тем самым только усиливая свою боль. Можно постоянно проигрывать различные сценарии, придумывать возможные развития событий и представлять, как бы все сложилось, поступи вы в той ситуации иначе. Но результат будет один — изменить случившееся вы не сможете, сколько бы мысленно не возвращались в прошлое. А бесконечное воскрешение и переживание негативного опыта только усугубит тоску, мешающую полноценной жизни.

Искать утешение в алкоголе или наркотиках

Порой соблазн “напиться и забыться” так велик, что ему сложно противостоять. И действительно, в состоянии опьянения человек воспринимает действительность иначе. Измененное сознание реагирует на проблемы не так, как трезвый разум. Причем и наркотики могут не только отвлечь, но и напротив — усугубить состояние.

Поэтому, если сильно тяжело и хочется плакать, не старайтесь заглушить эти чувства бокалом вина. Даже если в состоянии опьянения вы не совершите ничего, в чем потом будете раскаиваться, таким образом ваши проблемы не решатся. И проснувшись на следующий день вы снова встретитесь с той действительностью, от которой пытались убежать.

Как преодолеть душевную боль

Найдите корень проблемы

Если к нынешнему состоянию вас привела конкретная проблема, найти ее будет просто. дело обстоит сложнее — вам придется проанализировать ситуацию и понять, какие события выбили вас из обычного состояния.

Отпустите прошлое

Как бы ни терзали вас воспоминания, осознайте, что все это уже в прошлом и в тот момент вы больше не вернетесь. Так какой резон постоянно бередить рану, прокручивая и переживая старые обиды? Сейчас вы не можете никак повлиять на случившееся, но ваше будущее зависит только от вас. А значит, вам нужно принять то, что произошло, и жить дальше.

Простите обидчиков

Простить того, кто вас обидел, порой невероятно сложно. Но вам обязательно надо это сделать. Пока в вашей душе есть место для обиды, боли и разочарования, они будут отравлять вашу жизнь. Простить обидчика нужно даже в том случае, если он не собирается просить у вас прощение.

Чтобы вам было легче это сделать, выполните простое упражнение. Поставьте напротив два стула — на одно сядьте сами, а на другом представьте человека, который вас обидел. Расскажите воображаемому оппоненту когда и как он причинил вам боль. Высказав все претензии, простите его.

Важный момент — все это нужно произносить вслух. Мысленный монолог неэффективен. Возможно, на каком-то моменте вы запнетесь или захочется плакать. Это нормально — дайте выход эмоциям. Повторяйте упражнение до тех пор, пока слова прощения не станут искренними, идущими от сердца. Вы почувствуете облегчение и наконец-то сможете оставить пережитое в прошлом.

Попросите прощения у тех, кого вы обидели

Порой бывает плохо на душе из-за того, что обидев кого-то вы не можете извиниться, хотя и . Иногда преградой становится гордыня, иногда — страх. Но как бы то ни было, нужно найти в себе силы и мужество, чтобы раскаяться и попросить прощение.

Начать откровенный разговор скорее всего будет непросто. Ведь вы должны не просто сказать “извини”, а объяснить человеку, что искренне раскаиваетесь из-за того, что сказали или сделали.

Не ждите, что вас обязательно простят — это решение целиком и полностью зависит от вашего оппонента. Если он тяжело переживает случившееся, то достучаться до него будет сложно. Но у вас и нет задачи получить прощение любой ценой. От души попросив прощение, вы сможете оставить случившееся в прошлом и жить дальше.

Обратитесь к Богу

Если вы — верующий человек, молитва поможет привести в порядок мысли, облегчить душу и обрести покой и равновесие. Не страшно, если вы не знаете наизусть слов молитвы. Произносите то, что у вас на сердце — важно, чтобы ваши слова были искренними.

Покиньте привычное окружение

Если причиной того, что на душе тяжело и не хочется жить, стали усталость, рутина или одиночество, попробуйте сменить обстановку. Куда именно и на какой срок вы отправитесь, зависит от ваших возможностей и предпочтений. Главное, чтобы вы вырвались из обыденности, получили новые эмоции и впечатления.

Для кого-то хорошей встряской станет экстремальный тур с покорением горных вершин и сплавом по бурным рекам. Кто-то почувствует вкус к жизни, гуляя по улочкам Старой Европы и любуясь старинной архитектурой. А кому-то вернуть хорошее расположение духа поможет поездка в тихую деревушку, где можно будет взглянуть на происходящее со стороны и понять куда двигаться дальше.

Даже если вы не считаете себя талантливой личностью, попробуйте найти отдушину в творческом процессе. Вам давно хотелось попробовать свои силы в изобразительном искусстве, музыке или рукоделии? Сделайте это сейчас!

Занимаясь творчеством, вы сможете не только расслабиться, отвлечься от грустных мыслей и переживаний. Кроме того, это хороший способ дать себе время немного прийти в себя и возможность увидеть выход из застоя. Не нужно переживать, что это детское увлечение — важно, чтобы вы получали удовольствие от процесса и результата.

Позаботьтесь о ком-нибудь

Часто мы считаем собственные проблемы апогеем бед и несчастий. Но если оглянуться по сторонам, можно увидеть, что многим приходится гораздо тяжелее, чем нам. Проявите заботу о тех, кто в ней нуждается, и вы почувствуете, что на душе становится легче.

Выбирайте занятие себе по душе. Вы можете взять шефство над одиноким соседом-пенсионером или присоединиться к волонтерам, опекающим ребятишек из детского дома. Кто-то подберет бездомного щенка, а кто-то вспомнит, что давно не навещал стареньких родителей.

От вас не требуется подвигов. Просто делайте мир вокруг себя чуточку лучше и благодарность окружающих постепенно вытеснит из вашей души боль и наполнит ее теплом.

Теперь вы знаете, что делать, когда тяжело на сердце и кажется, что больше не хочется жить. Главное, не закрываться в своей ракушке, жалея себя и оплакивая нелегкую судьбу. Выход есть из любой ситуации, и вы обязательно его найдете, воспользовавшись советами психолога.

Возможно, вам удалось самостоятельно преодолеть подобное состояние. Напишите, что вам в этом помогло? Если же вы считаете свою ситуацию особенной и не знаете, как правильно поступить, задайте вопрос в комментариях и мы вместе найдем верное решение.

Интерес к проблеме ценностей обостряется в переломные периоды жизни общества. Таковой является и современная эпоха, когда происходят динамичные социальные трансформации, глобальные природные и техногенные катастрофы, обусловливающие поиск смыслов, стержневых ценностных оснований существования человека как на уровне мировой цивилизации, российской государственности, так и на уровне самосознания конкретного человека, осуществляющего жизнедеятельность в изменяющемся мире. Поиск ценностных ориентиров осуществляется также и в сфере образования, отвечающей на вызовы современности.

Выдающийся философ ХХ-го в. Э. Фромм писал, что «самосознание, разум и воображение – все эти новые свойства человека… требуют создания такой картины мира и места человека в нем, которая имеет четкую структуру и обладает внутренней взаимосвязью... Человеку необходима система координат, жизненных ориентиров, ценностных ориентаций , без которой он может заблудиться и утратить способность действовать целенаправленно и последовательно... Потребность в наличии жизненных координат включает также и необходимость цели, которая указывает ему, куда он должен идти. Мир для человека имеет определенный смысл, и совпадение его собственной картины мира с представлениями окружающих его людей является для него лично критерием истины» . Э. Фромм утверждал, что нет ни одной такой культуры, которая могла бы обойтись без подобной системы ценностных ориентаций, или координат, в обязательном порядке есть она и у каждого индивидуума. Ценности усваиваются человеком в процессе социализации, получения образования, когда формируются самосознание, мировоззрение, профессиональная позиция и идентичность личности.

Система ценностных координат необходима для реализации субъектом профессиональной деятельности, особенно тех ее видов, которые имеют непосредственное отношение к человеку как объекту труда.

Учитывая, что имеющая самое прямое отношение к человеку профессиональная деятельность психолога получила в последнее пятнадцатилетие широкое распространение, проблема ценностных оснований профессии и психологического образования все более требует настоятельного рассмотрения.



Ценности, ценностные ориентации, ценностные координаты, – понятия, широко используемые в социальных науках. Разработка проблемы ценностей имеет продолжительную традицию в философии, к ней обращались Ф. Брентано, М.Вебер, В. Виндельбанд, В.Вундт, Дильтей, Дж. Дьюи, К.И. Льюис, Ф. Нодль, Ф. Таульсен, Алексиус фон Мейнонн, М. Шелер и др., сформировавшие следующие типы ценностных теорий: натуралистические, психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм и социологизм.

Анализ историко-философской литературы по проблеме ценностей показывает, что ценности на протяжении истории рассматривались как «регулятивный механизм» со­циальной жизни людей. Данный механизм представляет собой сложно организован­ную систему, в которой вместе с ценностя­ми, осуществляющими самую общую, стра­тегическую регуляцию поведения, имеются и нормы. В общечеловеческой ценности вопло­щаются общеродовая сущность человека, его природа.

В философской литературе сложились различные подходы к определению ценностей: ценность отождествляется с идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира; воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение, синонимизируется с культурно-историческими стандартами; ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретным жизненным стилем. В современной аксиологии утвердилась позиция, связанная с признанием существования ценностного отношения в системе объектно-субъектных отношений, значения объекта для субъекта. Например, в исследованиях М.С. Кагана показано: ценностей вне человека и общества нет, и вне отношения к человеку предметы сами по себе ценностной квалификации не подлежат. Ценности рассматриваются как личностно окрашенное отношение человека к миру, возникшее на основе знания и собственного опыта. При этом к ценностям автор относит только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом . А.Г. Здравомыслов определяет ценности как «обособившиеся в ходе истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы, объектом которых являются моральные, нравственные и эстетические нормы» .

В «Российском энциклопедическом словаре» ценности определяются как «положительная или отрицательная значимость объектов или явлений окружающего мира для человека, определяемая их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности. Критерии и способы оценки этой значимости получают выражение в нормативных представлениях, идеалах, установках, целях» .

Психологический словарь ценность трактует как понятие, характеризующее социально-историческое значение для общества и личностный смысл для индивидов определенных явлений действительности, отмечая регулятивную функцию: «ценности служат важным фактором регуляции поведения личности и взаимоотношений людей» .

Одним из оснований при рассмотрения ценностей в отечественной психологии является направленность личности, которая в разных концепциях обозначается по-раз­ному: как «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн), «смысло-образующий мотив» (А.Н.Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н.Мясищев, А.В.Братусь), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев).

Д.А.Леонтьев , характеризуя формы существования ценностей (социальные идеалы, предметно воплощенные и личностные ценности), он уточняет, что социальные идеалы и предметно воплощенные ценности изучает философия и социология, а психология апеллирует к изучению личностных ценностей.

Личностные ценности, во-первых, не ограничены данным моментом, данной ситуацией, во-вторых, не влекут человека к чему-то изнутри, а притягивают его извне, и, в-третьих, не эгоистичны, придают оценкам элемент объективности, поскольку любая ценность переживается как нечто, объединяющее меня с другими людьми. Хотя эта объективность относительна, ведь даже самые общепринятые ценности, становясь частью внутреннего мира конкретного человека, трансформируются и приобретают в нем свои отличительные способности.

Д.А. Леонтьев описывает механизм превращения социальной ценности в личностную. Любой социальной группе – от отдельной семьи до человечества как целого – присущи направленность на определенные общие ценности – идеальные представления о хорошем, желательном, должном, обобщающие опыт совместной жизнедеятельности всех членов группы. Усваивая от окружающих взгляды на нечто как на ценность, человек закладывает в себе новые, независимые от потребностей регуляторы поведения. Соответственно механизмом превращения социальной ценности в личностную является включение человека вместе с группой в практическое реализацию конкретной ценности, причем принципиально важным является ощущение этой ценности как собственной. .

Практика показывает, что психолог, осуществляя работу с клиентом, оказывает определенное влияние на него: изменяя его отношение к ситуации, расширяя видение и понимание себя, других людей, помогая осознать возможность реализации иных моделей поведения в проблемных ситуациях, кроме тех, что сложились в индивидуальном опыте клиента. Психолог, оказывая изменение на сознание и самосознание клиента, реализует лидерскую позицию. Безусловно, что форма проявления данного лидерства существенно отличается от лидерства, проявляющегося в руководстве организацией, большими и малыми группами и т.д. Лидерство психолога - прежде всего экспертное лидерство. Он знает то, что помогает человеку обрести точку опоры, он находит способы оказания психологической помощи конкретному клиенту. Вышесказанное обусловливает необходимость рассмотрения сущности понятия о лидерстве и его различных проявлениях.

Слово лидер происходит от английского lead (вести). Лидер - это ведущий, идущий впереди. Лидер - член группы, за которым она признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях (37).

Кричевский Р.Л. характеризует лидера как человека, обладающего высоким личным статусом, оказывающего сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций (38) .

Наряду с понятием лидер рассматривается понятие «лидерство», которое определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей (Шрисхайн); или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей (Стогдилл) (38).

По мнению Ф.Фидлера, лидерство есть конкретные действия по координации и управлению деятельностью группы.

Лидерство -отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе (38).

Лидерство можно определить как тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь - вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными (37).

В зависимости от направленности влиянияна реализацию целей организации и личности лидерство делится на:

1. конструктивное (функциональное), т.е. способствующее осуществлению целей организации;

2. деструктивное (дисфункциональное), т.е. формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации (например, лидерство, сформировавшееся на предприятии группе воров или взяточников);

3. нейтральное, т.е. не влияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности (например, лидерство в группе работающих в одной организации садоводов-любителей).

Конечно, в реальной жизни грани между типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством. Для эффективного влияния психолога на клиента необходимо, чтобы он одновременно являлся и деловым и эмоциональным лидером. Конечно, уровень позиции, занимаемойпсихологом в системе эмоциональных отношений, также влияет на эффективность его профессиональных отношений.

Для психолога приемлемо конструктивное лидерство, потому что основная задача профессиональной деятельности психолога - оказание помощи клиенту в решении его проблемы, что в свою очередь, предполагает возможность и реализацию влияния психолога на клиента, а значит, проявление лидерства: «Не навредить, а сделать лучше» (1).

Интересной на наш взгляд является типология, представленная Э.Шейном:

1. Лидерство посредством доминирования и силы (осуществляется тогда, когда у лидера больше власти и силы, т.е. это не его личностная черта, а приобретенная посредством статуса, должности. «Я начальник, и ты будешь делать то, что я скажу»).

2. Лидер-манипулятор. (Посредством обмана, введения в заблуждение. «Ты - мне, я - тебе»). Эксплуатируются как низменные инстинкты, как зависть, корысть, так и положительные качества за счет хитрости (трудолюбие, честность, ответственность, преданность, порядочность). Т.е. человек используется для достижения целей манипулятора.

3. Харизматический лидер - яркая личность, имеющая какие-то свои идеи, имеет последователей, которые восхищаются им, хотят подражать ему, и он управляет за счет того. Что люди хотят быть рядом, участвовать в одном деле с интересным человеком. Он приемлет только поклонение. (Например, гуру и его секта; фанаты и певец). Он сам выбирает не насилие (как властный лидер) и не обман (как лидер-манипулятор). Харизматический лидер оказывает влияние на людей, восхищение и поклонение.

4. Социально-ответственный лидер. Говорит: «Если не я, то кто?» Харизматические - сами стремятся быть лидерами, имеют обаятельный, яркий образ, а этот тип воспринимает лидерство как обязанность, ответственность. Лидерство посредством авторитета, уважения и чувства долга. Люди его уважают, слушаются и доверяют ему.

5. Лидер-учитель. Всего достиг, остается лидером посредством передачи знаний, опыта ученикам, развивает их. Лидирует тем, что усиливает людей и поэтому они добровольно принимают его как лидера.

6. Духовный лидер . Люди выбирают его как образец для подражания, сами стараются быть такими, как он. Влияние такого лидера заключается в том, что, вдохновленный примером духовного лидера, человек сам изменяет и развивает себя. Лидер же целенаправленно никак не влияет на людей. Духовный лидер не прикладывает никаких усилий, люди сами его выбирают в качестве своего лидера.

На наш взгляд, данная типология также может быть использована для более глубокого понимания сущности лидерства в профессиональной деятельности психолога. Мы считаем, что психолог чаще всего проявляет лидерство как учитель (не даром в деятельности организационного психолога одной из главных функций является обучение других, например, персонала в организации). В то же время в групповой психотерапии и тренинговом процессе не противопоказано и харизматическое лидерство, особенно на начальных этапах работы с группой.

Интерес к проблеме ценностей обостряется в переломные периоды жизни общества. Таковой является и современная эпоха, когда происходят динамичные социальные трансформации, глобальные природные и техногенные катастрофы, обусловливающие поиск смыслов, стержневых ценностных оснований существования человека как на уровне мировой цивилизации, российской государственности, так и на уровне самосознания конкретного человека, осуществляющего жизнедеятельность в изменяющемся мире. Поиск ценностных ориентиров осуществляется также и в сфере образования, отвечающей на вызовы современности.

Выдающийся философ ХХ-го в. Э. Фромм писал, что «самосознание, разум и воображение – все эти новые свойства человека… требуют создания такой картины мира и места человека в нем, которая имеет четкую структуру и обладает внутренней взаимосвязью... Человеку необходима система координат, жизненных ориентиров, ценностных ориентаций , без которой он может заблудиться и утратить способность действовать целенаправленно и последовательно... Потребность в наличии жизненных координат включает также и необходимость цели, которая указывает ему, куда он должен идти. Мир для человека имеет определенный смысл, и совпадение его собственной картины мира с представлениями окружающих его людей является для него лично критерием истины» . Э. Фромм утверждал, что нет ни одной такой культуры, которая могла бы обойтись без подобной системы ценностных ориентаций, или координат, в обязательном порядке есть она и у каждого индивидуума. Ценности усваиваются человеком в процессе социализации, получения образования, когда формируются самосознание, мировоззрение, профессиональная позиция и идентичность личности.

Система ценностных координат необходима для реализации субъектом профессиональной деятельности, особенно тех ее видов, которые имеют непосредственное отношение к человеку как объекту труда.

Учитывая, что имеющая самое прямое отношение к человеку профессиональная деятельность психолога получила в последнее пятнадцатилетие широкое распространение, проблема ценностных оснований профессии и психологического образования все более требует настоятельного рассмотрения.

Ценности, ценностные ориентации, ценностные координаты, – понятия, широко используемые в социальных науках. Разработка проблемы ценностей имеет продолжительную традицию в философии, к ней обращались Ф. Брентано, М.Вебер, В. Виндельбанд, В.Вундт, Дильтей, Дж. Дьюи, К.И. Льюис, Ф. Нодль, Ф. Таульсен, Алексиус фон Мейнонн, М. Шелер и др., сформировавшие следующие типы ценностных теорий: натуралистические, психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм и социологизм.

Анализ историко-философской литературы по проблеме ценностей показывает, что ценности на протяжении истории рассматривались как «регулятивный механизм» со­циальной жизни людей. Данный механизм представляет собой сложно организован­ную систему, в которой вместе с ценностя­ми, осуществляющими самую общую, стра­тегическую регуляцию поведения, имеются и нормы. В общечеловеческой ценности вопло­щаются общеродовая сущность человека, его природа.

В философской литературе сложились различные подходы к определению ценностей: ценность отождествляется с идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира; воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение, синонимизируется с культурно-историческими стандартами; ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретным жизненным стилем. В современной аксиологии утвердилась позиция, связанная с признанием существования ценностного отношения в системе объектно-субъектных отношений, значения объекта для субъекта. Например, в исследованиях М.С. Кагана показано: ценностей вне человека и общества нет, и вне отношения к человеку предметы сами по себе ценностной квалификации не подлежат. Ценности рассматриваются как личностно окрашенное отношение человека к миру, возникшее на основе знания и собственного опыта. При этом к ценностям автор относит только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом . А.Г. Здравомыслов определяет ценности как «обособившиеся в ходе истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы, объектом которых являются моральные, нравственные и эстетические нормы» .

В «Российском энциклопедическом словаре» ценности определяются как «положительная или отрицательная значимость объектов или явлений окружающего мира для человека, определяемая их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности. Критерии и способы оценки этой значимости получают выражение в нормативных представлениях, идеалах, установках, целях» .

Психологический словарь ценность трактует как понятие, характеризующее социально-историческое значение для общества и личностный смысл для индивидов определенных явлений действительности, отмечая регулятивную функцию: «ценности служат важным фактором регуляции поведения личности и взаимоотношений людей» .

Одним из оснований при рассмотрения ценностей в отечественной психологии является направленность личности, которая в разных концепциях обозначается по-раз­ному: как «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн), «смысло-образующий мотив» (А.Н.Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н.Мясищев, А.В.Братусь), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев).

Д.А.Леонтьев , характеризуя формы существования ценностей (социальные идеалы, предметно воплощенные и личностные ценности), он уточняет, что социальные идеалы и предметно воплощенные ценности изучает философия и социология, а психология апеллирует к изучению личностных ценностей.

Личностные ценности, во-первых, не ограничены данным моментом, данной ситуацией, во-вторых, не влекут человека к чему-то изнутри, а притягивают его извне, и, в-третьих, не эгоистичны, придают оценкам элемент объективности, поскольку любая ценность переживается как нечто, объединяющее меня с другими людьми. Хотя эта объективность относительна, ведь даже самые общепринятые ценности, становясь частью внутреннего мира конкретного человека, трансформируются и приобретают в нем свои отличительные способности.

Д.А. Леонтьев описывает механизм превращения социальной ценности в личностную. Любой социальной группе – от отдельной семьи до человечества как целого – присущи направленность на определенные общие ценности – идеальные представления о хорошем, желательном, должном, обобщающие опыт совместной жизнедеятельности всех членов группы. Усваивая от окружающих взгляды на нечто как на ценность, человек закладывает в себе новые, независимые от потребностей регуляторы поведения. Соответственно механизмом превращения социальной ценности в личностную является включение человека вместе с группой в практическое реализацию конкретной ценности, причем принципиально важным является ощущение этой ценности как собственной. .

СОВМЕСТНАЯ ОБЩЕСТВО

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ социальные ценности

    Ценность образования;

    Ценность профессионализма;

    Ценность благоприятного социального статуса;

    Ценность построения успешной карьеры и т.д.

Практика показывает, что психолог, осуществляя работу с клиентом, оказывает определенное влияние на него: изменяя его отношение к ситуации, расширяя видение и понимание себя, других людей, помогая осознать возможность реализации иных моделей поведения в проблемных ситуациях, кроме тех, что сложились в индивидуальном опыте клиента. Психолог, оказывая изменение на сознание и самосознание клиента, реализует лидерскую позицию. Безусловно, что форма проявления данного лидерства существенно отличается от лидерства, проявляющегося в руководстве организацией, большими и малыми группами и т.д. Лидерство психолога - прежде всего экспертное лидерство. Он знает то, что помогает человеку обрести точку опоры, он находит способы оказания психологической помощи конкретному клиенту. Вышесказанное обусловливает необходимость рассмотрения сущности понятия о лидерстве и его различных проявлениях.

Слово лидер происходит от английского lead (вести). Лидер - это ведущий, идущий впереди. Лидер - член группы, за которым она признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях (37).

Кричевский Р.Л. характеризует лидера как человека, обладающего высоким личным статусом, оказывающего сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций (38) .

Наряду с понятием лидер рассматривается понятие «лидерство», которое определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей (Шрисхайн); или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей (Стогдилл) (38).

По мнению Ф.Фидлера, лидерство есть конкретные действия по координации и управлению деятельностью группы.

Лидерство - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе (38).

Лидерство можно определить как тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь - вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными (37).

В зависимости от направленности влияния на реализацию целей организации и личности лидерство делится на:

          конструктивное (функциональное), т.е. способствующее осуществлению целей организации;

          деструктивное (дисфункциональное), т.е. формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации (например, лидерство, сформировавшееся на предприятии группе воров или взяточников);

          нейтральное, т.е. не влияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности (например, лидерство в группе работающих в одной организации садоводов-любителей).

Конечно, в реальной жизни грани между типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством. Для эффективного влияния психолога на клиента необходимо, чтобы он одновременно являлся и деловым и эмоциональным лидером. Конечно, уровень позиции, занимаемойпсихологом в системе эмоциональных отношений, также влияет на эффективность его профессиональных отношений.

Для психолога приемлемо конструктивное лидерство, потому что основная задача профессиональной деятельности психолога - оказание помощи клиенту в решении его проблемы, что в свою очередь, предполагает возможность и реализацию влияния психолога на клиента, а значит, проявление лидерства: «Не навредить, а сделать лучше» (1).

Интересной на наш взгляд является типология, представленная Э.Шейном:

    Лидерство посредством доминирования и силы (осуществляется тогда, когда у лидера больше власти и силы, т.е. это не его личностная черта, а приобретенная посредством статуса, должности. «Я начальник, и ты будешь делать то, что я скажу»).

    Лидер-манипулятор. (Посредством обмана, введения в заблуждение. «Ты - мне, я - тебе»). Эксплуатируются как низменные инстинкты, как зависть, корысть, так и положительные качества за счет хитрости (трудолюбие, честность, ответственность, преданность, порядочность). Т.е. человек используется для достижения целей манипулятора.

    Харизматический лидер - яркая личность, имеющая какие-то свои идеи, имеет последователей, которые восхищаются им, хотят подражать ему, и он управляет за счет того. Что люди хотят быть рядом, участвовать в одном деле с интересным человеком. Он приемлет только поклонение. (Например, гуру и его секта; фанаты и певец). Он сам выбирает не насилие (как властный лидер) и не обман (как лидер-манипулятор). Харизматический лидер оказывает влияние на людей, восхищение и поклонение.

    Социально-ответственный лидер. Говорит: «Если не я, то кто?» Харизматические - сами стремятся быть лидерами, имеют обаятельный, яркий образ, а этот тип воспринимает лидерство как обязанность, ответственность. Лидерство посредством авторитета, уважения и чувства долга. Люди его уважают, слушаются и доверяют ему.

    Лидер-учитель. Всего достиг, остается лидером посредством передачи знаний, опыта ученикам, развивает их. Лидирует тем, что усиливает людей и поэтому они добровольно принимают его как лидера.

    Духовный лидер . Люди выбирают его как образец для подражания, сами стараются быть такими, как он. Влияние такого лидера заключается в том, что, вдохновленный примером духовного лидера, человек сам изменяет и развивает себя. Лидер же целенаправленно никак не влияет на людей. Духовный лидер не прикладывает никаких усилий, люди сами его выбирают в качестве своего лидера.

На наш взгляд, данная типология также может быть использована для более глубокого понимания сущности лидерства в профессиональной деятельности психолога. Мы считаем, что психолог чаще всего проявляет лидерство как учитель (не даром в деятельности организационного психолога одной из главных функций является обучение других, например, персонала в организации). В то же время в групповой психотерапии и тренинговом процессе не противопоказано и харизматическое лидерство, особенно на начальных этапах работы с группой.