Бой миноносца стерегущий 10.03 1904. Василий новиков трюмный машинист миноносца "стерегущий". Легенда о затоплении

Осматривавший "Стерегущего" перед буксировкой японский мичман Ямадзаки докладывал: "В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд - в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки - картина ужасная. Установленные для защиты койки местами сгорели. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Число попавших снарядов в кожух и трубы было очень велико, также, видимо, были попадания в сложенный между трубами брикет. Кормовой минный аппарат был повернут поперек, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного - только на самой корме лежал один труп. Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя». В заключение Ямазаки сделал вывод: "Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию".

Все были убиты. Живыми были найдены только четыре человека из экипажа. Японцы попытались отбуксировать миноносец, но огонь береговых батарей и приближавшихся со стороны Порт-Артура русских кораблей заставил их отказаться от своих планов и затопить "Стерегущего".

Мужество экипажа русского миноносца настолько потрясло врага, что в Японии его команде был воздвигнут памятник - стела из чёрного гранита со словами: "Тем, кто больше жизни чтил Родину".

Вскоре после этих событий газета "Новое время" опубликовала версию событий, которая очень скоро превратилась в легенду. Суть её сводилась к тому, что, не желая попасть в руки врага и отдать ему российский корабль, оставшиеся в живых моряки Василий Новиков и Иван Бухарев приняли решение потопить судно и открыли кингстоны затопления. Вместе с телами убитых и раненых миноносец "Стерегущий" с развевающимся Андреевским флагом ушел под воду на глазах японцев. Легенда так ярко отражала дух российских моряков, что в неё поверили практически все. Но оказалось, что на "Стерегущем" вовсе не было кингстонов, а Василий Новиков как раз и есть один из четырёх спасшихся и взятых в плен матросов. За этот бой он был удостоен двух Георгиевских крестов. После войны Новиков вернулся в родную деревню Еловку. А в 1919 году был расстрелян односельчанами как помогавший колчаковцам. Такая вот судьба.

Как появился памятник "Стерегущему"? Существует версия, что по окончании русско-японской войны скульптор Константин Изенберг преподнес императору Николаю II сувенир – чернильницу, оформление которой воспроизводило героический и трагический момент гибели “Стерегущего”. Царю понравилось и он приказал поставить памятник “Стерегущему” по этой модели. Морской генеральный штаб представил царю доклад, в котором опроверг миф, распространённый через прессу. Но Николай II ответил: "Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца "Стерегущий". Архитектурную часть работы выполнил А.И. фон Гоген.

Платонов Артем

Японцы еще рассчитывали захватить русский миноносец. Мичман Ямазаки потом докладывал, что два русских матроса, завидя, что японцы крепят на "Стерегущем" буксир, перебежали по разбитой палубе и скрылись в машинном отделении, задраив за собой люк. Ямазаки предложил им сдаться, но в это время "Стерегущий" стал быстро крениться и погружаться. Моряки, оставшиеся неизвестными, открыли кингстоны и погибли вместе со своим кораблем...

Официальная версия

Рождение "Стерегущего"

1895 год. В Великобритании для Российского Императорского флота построен миноносец «Сокол», ставший первым кораблем в истории, сделанным из никелевой стали. По вооружению, скорости (29,7 узла) и мореходности «Сокол» стал одним из лучших в мире среди миноносцев. После испытаний корабля было решено немного доработать конструкцию (упрочнить корпус, увеличить толщину обшивки, оснастить корабли котлами улучшенной конструкции) и запустить улучшенные «Соколы» в серию.

1898 год. По заказу российского Главного управления кораблестроения в на Охтинском, Невском, Ижорском заводах и верфи в Або заложены 26 улучшенных миноносцев типа «Сокол». 12 из 26 миноносцев сделали разборными – их везли с Невского завода в Порт-Артур, где на полуострове Тигровый хвост был сооружен закрытый эллинг, рассчитанный на одновременную сборку трех миноносцев. И вот, 11 апреля 1900 года состоялась официальная закладка первого корабля на данном эллинге – "Баклана", вскоре переименованного в "Кондор", а затем в "Решительный". В том же году начали строить и "Кулик", через два года получивший новое название – "Стерегущий". В мае 1903 года его зачислили в состав 2-го отряда миноносцев Тихоокеанской эскадры, предназначенного "для защиты шхер и дальних бухт".

1904 год. Японско-российские отношения начинают стремительно портиться. 9 февраля японцы без объявления войны атакуют российские корабли на рейде Чемульпо и Порт-Артура. Начинается русско-японская война...

В этот же день «Стерегущий» с утра начал свою боевую вахту. Вначале отряженный в дозор, днем он дважды участвует в составе эскадры в атаке японцев, а вечером выходит на поиски вражеских кораблей. 14 февраля истребители «Стерегущий» и «Скорый» сопровождают минный крейсер «Всадник». 24 февраля вместе с истребителем «Сторожевой» отгоняют японские миноносцы от поврежденного броненосца «Ретвизан». Но бой, прославивший «Стерегущий», произойдет позже – 10 марта 1904 года...

Но вначале давайте посмотрим, что же предшествовало этому бою.

Предшествующие события

9 марта в 6 часов вечера миноносцы «Стерегущий» и «Решительный» под общим командованием капитана 2 ранга Боссе выходят в ночной дозор у мыса Ляотеньшань. Около часу ночи 10 марта на горизонте наблюдатели из Порт-Артура заметили какие-то огни, двигающиеся в сторону берега. Командующий флотом Тихого океана вице-адмирал С.О.Макаров приказал начальнику 1-го отряда миноносцев немедленно выйти в море, так как опасался, что неприятель может перехватить «Стерегущий» и «Решительный».

В начале четвертого ночи четыре корабля 1-го отряда («Выносливый», «Властный», «Внимательный» и «Бесстрашный») вышли из гавани и направились навстречу огням. Вскоре обнаружилось, что огни зажжены на четырех японских миноносцах – «Сиракумо», «Асасиво», «Касуми» и «Акацуки». Начальник отряда Н.А.Матусевич решает атаковать неприятеля...

Русские корабли, пользуясь тем, что они находились в тени горного массива Ляотеньшаня, подбираются незамеченными к вражеским кораблям почти вплотную. Наконец, в 3:30 с расстояния в 8 кабельтовых, «Выносливый», а затем и остальные русские миноносцы открывают огонь. Яркие вспышки выстрелов на мгновение выхватывают окрашенные в серо-оливковый цвет борта кораблей, а затем все снова погружается в темноту...

Хоть для японцев нападение и являлось полностью неожиданным, они очень быстро опомнились, дали полный ход и открыли ответный огонь. «Касуми» и «Асасиво» сосредотачивают огонь на вырвавшемся вперед «Выносливом». Вскоре один из снарядов попадает в машинное отделение, и миноносец лишается хода. Японцы приближаются к застывшему кораблю с трех сторон и начинают заваливать его снарядами. И хотя русские артиллеристы своей меткой стрельбой наносят ощутимый ответный урон, ситуация на «Выносливом» быстро ухудшается. Вскоре в кормовой части вспыхивает пожар, а взрыв в боевой рубке ранит начальника отряда Н.А.Матусевича. Кормовая часть миноносца окутывается смутно белеющим в темноте облаком – из перебитых труб отработанного пара обеих машин бьет мощная струя...

Но тут на помощь товарищу подоспел «Властный». Ведя огонь из всех орудий, он приближается к японским кораблям вплотную, и командир В.А. Карцев принимает решение таранить ближайший к себе миноносец – «Асасиво». Но японцы разгадывают этот маневр и стопорят машины, намереваясь пропустить корабль мимо себя и нанести ему таранный удар в ответ. Карцев командует резкий поворот, «Властный» выпускает в борт «Асасиво» две торпеды и проскакивает мимо. Японский миноносец после двух взрывов начинает крениться и тонуть...

Через несколько минут к «Властному» подбирается «Касуми» и, высветив того прожектором, начинает обстрел. «Властный» отвечает, и японец, не выдержав огня, гасит прожектор и резко меняет курс...

«Внимательный» и «Бесстрашный» тем временем вдвоем ведут бой с «Акацуки». Вскоре после взрыва в машинном отделении у японцев выходит из строя паровая магистраль, и миноносец превращается в неподвижную мишень. Закрепить успех русским морякам не удается – японец исчезает во тьме, а русские миноносцы вступают в перестрелку с оказавшимся рядом «Кацуми».

Вскоре противники теряют друг друга в темноте, и русские начинают отходить к берегу Лаотеньшаня – здесь, согласно инструкции, находится точка рандеву. «Внимательный» берет на буксир наиболее тяжело поврежденный «Властный», и в 7:00 отряд успешно прибывает на базу...

Последний бой «Стерегущего»

Помилуй нас Бог всемогущий

И нашей молитве внемли!

Так истребитель погиб "Стерегущий"

Вдали от родимой земли…

Наступление утра ознаменовалось густым туманом, окутавшим прибрежные воды. «Стерегущий» и «Решительный», возвращающиеся на базу после ночного дозора, в проливе Ляотешань внезапно обнаруживают крайне неприятное соседство. Пересекающимся курсом с ними идут четыре японских миноносца – «Акебоно», «Сазанами», «Синономе» и «Усугумо». Внезапная встреча стала для моряков полной неожиданностью. Однако, на «Стерегущем» и «Решительном» сразу же сыграли боевую тревогу, и русские артиллеристы первыми открыли огонь по японцам из двух 75-мм и четырех 47-мм орудий.

Используя единственный шанс вернуться в Порт-Артур и не принимать невыгодный бой (японские корабли были быстрее - 31 узел против 27, а также лучше вооружены - 6 орудий на каждом японском миноносце против 3 на каждом русском), оба корабля пошли на прорыв. Шедший в голове «Решительный», обмениваясь выстрелами в упор с «Акебоно» и «Сазанами», проскочить успел. «Стерегущему» повезло меньше – один из первых же японских снарядов попадает в котельное отделение и повреждает оба котла с главным паропроводом. Миноносец начинает стремительно терять ход... Командир «Решительного» Боссе принимает решение продолжать отход в Порт-Артур, иначе, как написал потом в рапорте командир эскадры Макаров, «повернуть «Стерегущему» на выручку, значило потерять вместо одного миноносца - два»...

Тем временем японские корабли пошли на сближение с потерявшим ход «Стремительным». Русские артиллеристы мужественно и метко отстреливались, но силы были явно неравны. Один за другим в полубак миноносца попадают три снаряда, корежа и разламывая ходовую рубку. Фок-мачта кренится и падает на правый борт. Один из снарядов попадает прямо в носовое 75-мм орудие, снеся половину ствола и уничтожив весь расчет. В кочегарке вспыхивает пожар, но кочегарам П. Хасанову, А. Осинину и трюмному машинисту В. Новикову удается его потушить...

Через час с начала боя смолкает последнее 47-мм орудие, и жестоко искалеченный «Стремительный», окутавшись дымом пожаров и паром из пробитых котлов, закачался на волнах. Все пространство от носа до первой трубы завалено частями тел и трупами – здесь полегла половина команды. С пробитых более чем в 10 местах бортов не доносится ни единого звука – 45 из 49 матросов и все 4 офицера, включая командира корабля, лейтенанта Сергеева, были мертвы...

Но победа японцам далась нелегко – досталось всем четырем миноносцам. Особенно пострадал «Акебоно», получивший 27 попаданий и вынужденный выйти из боя досрочно, и «Сазанами», отмеченный 10 попаданиями.

Видя, что русский миноносец не подает признаков жизни, японцы прекратили обстрел и спустили шлюпку. Мичман досмотровой партии Хитара Ямазаки, на найдя на борту живых (все четверо выживших – В.Новиков, А.Осинин, Ф.Юрьев и И.Хиринский, по видимому, в тот момент находились без сознания от ран), крепит на носу «Стерегущего» буксирный канат, и «Сазанами» начинает буксировку. Однако, вода, беспрепятственно вливающаяся в трюм сквозь несколько пробоин ниже ватерлинии, делает буксировку затруднительной – через 20 минут «Стерегущий» проседает и обрывает буксирный канат...

Из-за горизонта тем временем появляются дымы – вице-адмирал Макаров, узнав у вернувшегося «Решительного» о беде «Стерегущего», на крейсерах(?) «Новик» и «Баян» выходит навстречу врагу. Но к японским миноносцам уже успели присоединиться 5 крейсеров, а также приближалась броненосная эскадра, поэтому Макаров был вынужден вернуться обратно.

«Стерегущий» тем временем у всех на глазах медленно погружается под воду. Четверых оставшихся в живых моряков подбирают японцы...

Так как погиб «Стерегущий»?

Погибаю, но не сдаюсь!

Девиз моряков Императорского Военно-морского флота

В Александровском парке Петербурга гордо возвышается памятник «Стерегущему» - миноносцу, героически погибшему в Русско-японскую войну 1904-1905 годов. Этот необычного вида монумент - одна из достопримечательностей города. Но почему именно «Стерегущий» удостоился такой чести? Ведь в ту войну, не спустив Андреевского флага, погибло множество русских военных кораблей. Объясняется это сюжетом, запечатленным в бронзе памятника: два матроса, открыв кингстоны, затопляют судно, чтобы оно не досталось врагу. В этом и состоял подвиг миноносца «Стерегущий» , погибшего, но не сдавшегося японцам. Вот только имена героически погибших матросов, да и сам факт самозатопления, на памятнике из-за чего-то не указаны. Не кроется ли в этом какая-то тайна? Об этом рассказывает Михаил Пазин в своей статье "Памятник "Стерегущему" - Историческая загадка" в газете "Секретные материалы".

Как известно, внезапным нападением японских кораблей на Порт-Артур 26 января 1904 года эта база русского флота в Китае была блокирована. Несколько наших военных судов получили значительные повреждения и выбыли из строя. На следующий день в корейском порту Чемульпо приняли бой с японской эскадрой крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец». Подвиг «Варяга» облетел весь мир, но его пришлось затопить, а «Корейца» взорвать, в результате чего в этом районе боевых действий не осталось ни одного активно действовавшего русского боевого корабля. Маломощная Владивостокская эскадра не могла тягаться со всем японским флотом, мгновенно завоевавшим себе господство на Тихом океане.

Надо было наводить порядок в эскадре и выводить блокированные в Порт-Артуре корабли в бой против японцев. Командующим Тихоокеанским флотом 1 февраля 1904 года был назначен знаменитый адмирал Макаров. Он прибыл в Порт-Артур 24 февраля и сразу же взялся за дело. В первую очередь решил узнать, где базируются японские корабли, круглосуточно блокирующие с моря Порт-Артур. Не из самой же Японии они приходят на рейд и обстреливают крепость и гавань из своих орудий? У них должна быть где-то поблизости база.
Чтобы это узнать, адмирал в ночь с 25 на 26 февраля 1904 года послал в разведку два лучших миноносца - «Стерегущий», под началом лейтенанта Сергеева, и «Решительный», которым командовал капитан второго ранга Боссе, который был назначен старшим по этому разведывательному отряду.

Перед выходом в море Макаров проинструктировал обоих командиров лично. Им надлежало внимательно осмотреть все бухты и удобные для стоянки японского флота места вдоль всего побережья от Порт-Артура до острова Элиот. Обнаруженные вражеские корабли следовало топить торпедами, а в артиллерийский бой без нужды не вступать, поскольку вооружение «Стерегущего» и «Решительного» было слабым.
Это были небольшие кораблики длиной по 57,9 метра, шириной по 5,6 метра и осадкой в 3,5 метра. Их максимальная скорость равнялась 26,5 узла, а основным вооружением, помимо двух пушек, были два надводных торпедных аппарата. Экипаж миноносца (тогда торпеды назывались минами) составлял 62 человека, в том числе три офицера. Мощность паровых машин миноносцев составляла по 6000 лошадиных сил. Они имели запас хода в 600 миль, а в эту ночь им следовало пройти туда и обратно всего 180 морских миль.

Приказ адмирала Макарова гласил: выйти из Порт-Артура около 18 часов 25 февраля, произвести разведку вдоль побережья и на рассвете 26 февраля по открытому морю вернуться на базу. В район острова Элиот миноносцы должны были прибыть около 2 часов ночи. Погода обещала быть спокойной и лунной, что облегчало проведение разведывательной операции.
Немного задержавшись с погрузкой угля, миноносцы вышли в море. Впереди, развивая максимальную скорость, шел «Решительный». За ним, не отставая, «Стерегущий». Ведя разведку вдоль побережья, около 9 часов вечера с «Решительного» заметили вдалеке огонь боевого фонаря японского корабля у входа в бухту Талиевань. Капитан Боссе решил произвести торпедную атаку и взял курс на неприятеля, увеличив скорость. Но, как только миноносец развил полный ход, из его труб стало вырываться пламя. Это привело к демаскировке, внезапность атаки была утеряна.
За первым боевым фонарем вражеского судна русским морякам открыт огни и других кораблей. Капитан Боссе решил от боя уклониться. Оба миноносца повернули от берега в открытое море. Уже наступал четвертый час ночи, и командиры миноносцев, посовещавшись, решили возвратиться в Порт-Артур, по считав свою задачу выполненной.

Домой они возвращались не вдоль берега, а открытым морем. Около 6 часов утра 26 февраля на горизонте показались горы Ляотешань, в подножии которых располагался Порт-Артур.

До базы оставалось каких-нибудь 20 миль, когда наши миноносцы заметили сразу 4 вражеских корабля. Это были японские миноносцы «Усугумо», «Синонаме», «Сазанами» и «Акебано». Всю ночь они безрезультатно рыскали у входа на рейд Порт-Артура, надеясь торпедировать какой-нибудь русский корабль. Этим отрядом японских кораблей командовал капитан второго ранга Цуция. Теперь они уходили на соединение с основными силами японского флота, который в предрассветных сумерках надвигался на Порт-Артур.


Эскадренный миноносец "Стерегущий"

Противник сразу обнаружил два русских миноносца и ринулся на них, отрезая дорогу на Порт-Артур. Завязался ожесточенный бой. Силы были неравными: помимо того, что японцы имели численное преимущество - четверо против двух, у них еще было и более мощное вооружение. Японские миноносцы оказались и более быстроходными. Они быстро настигли «Решительный» со «Стерегущим» и открыли по ним артиллерийский огонь. Отлично понимая, что такого боя им не выдержать, капитан Боссе решил идти на прорыв. Его миноносец шел головным, отчаянно отстреливаясь от наседавшего врага, а сзади прикрывал тыл «Стерегущий». Вырвавшись вперед, «Решительный» ушел из-под обстрела, а вот «Стерегущему» не повезло - в первые же минуты боя у него было повреждено большинство орудий и вышла из строя машина. Миноносец потерял гад, и на нем сосредоточили огонь все четыре японских корабля.

Вражеские снаряды разрушали палубные надстройки, дырявили борта, но «Стерегущий» продолжал бой. Видя гибельное положение товарища, «Решительный» повернул назад, чтобы прикрыть его, но не смог пробиться сквозь заградительный огонь японцев. Поняв, что спасти «Стерегущий» уже нельзя, а потерять и свой миноносец можно, капитан Боссе решил идти в Порт-Артур, чтобы вызвать подкрепление. Развив максимально возможный ход и отстреливаясь от противника, «Решительный» вскоре вошел в зону действия береговых батарей. Здесь японцы поостереглись его преследовать.
«Стерегущий» остался один. Пылая от носа до кормы, глубоко осев в воду, он продолжал бой. Поочередно на нем были убиты все офицеры, принимавшие командование, - Сергеев, Головизнин и Анастасов, погибло и большинство команды.

В это время «Решительный» достиг гавани и тяжело раненный капитан Боссе успел доложить адмиралу Макарову: «Потерял миноносец, ничего не слышу» и упал без сознания. На помощь гибнущему судну поспешил сам командующий флотом, ведя крейсера «Новик» и «Баян». Подойдя к месту трагедии, он увидел, что возле искореженного, наполовину затопленного «Стерегущего» кружатся японские корабли, подбирая раненых и заводя буксирный трос, а с моря на Порт-Артур надвигается японская броненосная эскадра. Внезапно «Стерегущий» вздрогнул, как раненый зверь, и ушел под веду. Больше Макарову в море делать было нечего - «Стерегущий» утонул, а легким крейсерам «Новик» и «Баян» с броненосцами сражаться было бесполезно. Поэтому он отдал приказ возвращаться в Порт-Артур.

По распоряжению Макарова весь экипаж «Решительного» был награжден Георгиевскими крестами. Многие упрекали капитана Боссе в том, что он бросил на произвол судьбы подбитый «Стерегущий», но Макаров заступился за него, объяснив, что лучше было потерять один корабль, а не два. За бой 26 февраля 1904 года капитан Боссе был награжден орденом Святого Георгия IV степени.
Такова в общих чертах история героической гибели миноносца «Стерегущий». До этого момента никаких тайн и загадок не существует - все предельно ясно. А вот дальше начинаются нестыковки.

27 февраля 1904 года из Мукдена в Петербург на имя Николая II от наместника на Дальнем Востоке генерал- адъютанта Алексеева была отправлена телеграмма, в которой со слов адмирала Макарова описывался морской бой ранним утром 26 февраля. В ней совершенно недвусмысленно было сказано: «Когда выяснилось положение «Стерегущего», я перенес свой флаг на «Новик» и вышел с «Новиком» и «Баяном» на выручку, но у миноносца оказалось 5 вражеских крейсеров, и приближалась броненосная эскадра. Спасти не удалось, миноносец утонул; уцелевшая часть экипажа попала в плен».
Из этого следует: адмирал Макаров считал, что «Стерегущий» затонул сам, причем это случилось на его глазах. Что творилось на корабле в последний момент, никто не знал, поскольку из всего экипажа осталось в живых всего четыре человека, которые и попали ранеными в плен.

Через некоторое время английская газета «Тайме», со ссылкой на японские источники, опубликовала сенсационное известие: оказывается, «Стерегущий» утонул не сам, а был сознательно за-топлен русскими моряками. «Тридцать пять убитых и тяжело раненных лежали на палубе русского миноносца, когда его взяли на буксир японцы, подобравшие лишь 4 легко раненных русских, бросившихся в море. Но на «Стерегущем» оставались еще два матроса; они заперлись в трюме и не сдавались, несмотря на все увещевания. Они не только не сдались врагу, но вырвали у него добычу, которую он уже считал своей: открыв кингстоны, они наполнили родной миноносец водой и погребли себя вместе с ним в морских пучинах...».

Следует сказать, что во время той войны как на японском флоте, так и в армии было много нейтральных наблюдателей и корреспондентов газет. Очевидно, кто-то из них имел беседу с японскими моряками, которые высаживались на «Стерегущий».
Это сообщение вызвало в России настоящий фурор. На фоне так неудачно начавшейся войны с Японией подвиг миноносца «Стерегущий» и двух его неизвестных матросов был ярким примером стойкости и храбрости наших воинов, что вселяло веру в победу. Российские газеты мгновенно подхватили эту новость, и она стала достоянием широкой общественности, вызвав взрыв патриотизма. Уже в мае 1904 года в Петербурге вышла красочная открытка с изображением «Стерегущего» и его командира лейтенанта Сергеева. В тексте были даны тактико-техническое параметры корабля, а также описание подвига. Венчало этот памятный листок стихотворение неизвестного поэта, в котором были и такие слова:

Два сына «Стерегущего»
в пучине спят морской,
Их имена неведомы,
сокрыты злой судьбой.
Герои безыменные, не нужно
вам имен:
Вы гордость нашей родины,
краса ее знамен.

Факт героической гибели двух неизвестных матросов со «Стерегущего», затопивших свой корабль, чтобы он не достался врагу, стал в России общеизвестным. В 1905 году Морское ведомство опубликовало официальный отчет «Порт-Артур: Японская осада и русская оборона его с моря и с суши». Были в нем строки и о «Стерегущем»: «Два матроса заперлись в трюме, решительно отказались сдаться и открыли кингстоны, ибо миноносец вскоре же затонул... Безвестные герои внесли новый неувядаемый лавр в подвиги подвиги русского флота».
До сих пор факт самозатопления «Стерегущего» базировался только на газетных сообщениях, поскольку очевидцев этого события не было. Но, как мы помним, четверо матросов со «Стерегущего» попали в плен - квартирмейстер Федор Юрьев, кочегар Иван Хиринский, кочегар Александр Осинин и трюмный машинист Василий Новиков. Если первые трое ничего толком рассказать не могли, поскольку были ранены задолго до конца боя, то Василий Новиков прояснил ситуацию. Находясь в плену, он встретил в Японии капитана I ранга Селецкого, командира парохода Добровольного флота «Екатеринослав». Его судно еще 24 февраля 1904 года по пути на Дальний Восток было захвачено японским броненосцем «Сайен» и отведено в порт Фузан. В лагере для военнопленных Новиков и рассказал Селецкому о том, как погиб «Стерегущий». В 1910 году Селецкий опубликовал воспоминания о своем пребывании в плену, в которые был включен рассказ Новикова, изложенный от третьего лица: «Стрельба со «Стерегущего прекращается; машина и котлы его повреждены, команда перебита, и миноносец больше сопротивляться не может. Легко раненный кочегар Алексей Осинин выползает из кочегарного отделена на палубу, так как его котел поврежден и топки заливает вода. Японцы также прекращают стрельбу и спускают на воду уцелевшие шлюпки, чтобы послал их на «Стерегущий» забрать раненых и завладеть самим миноносцем. В это время из машины показывается чудом оставшийся не только в живых, но и не раненым машинист Василий Новиков. Видя, что японцы спешат на миноносец он, по совету смертельно раненного сигнальщика Василия Кружкова, начинает выбрасывать за борт сигнальные книги, предварительно завернув их вместе со снарядами во флаги, а затем и все судовые флаги, предварительно обмотав ими снаряды, чтобы они не достались японцам как трофеи. Увидев, что шлюпка с вооруженными японцами подходит к «Стерегущему», он бросается в машину и закрывает за собой люк, завинтив его изнутри; а затем начинает открывать кингстоны и клинкеты. Окончив свою работу и видя, что вода в машинном отделении начинает подниматься выше его колен, он открывает люк и выходит наверх. Его моментально схватывают несколько японцев, но он сопротивления им не оказывает. Осмотревшись кругом, он видит следующую картину: на вертикально поднятом крюке развевается военный японский флаг; в шлюпке, стоящей у борта, лежат его раненые товарищи: Федоров, Хиринский и Осинин, а сам «Стерегущий» буксируется японским миноносцем». После этого «Стерегущий» стал тонуть, и японцам срочно потребовалось перерубить буксирный канат, чтобы погибавший русский корабль не утащил за собой на дно и своего победителя.

Как видим, рассказ Новикова предельно точен, ошибся он только лишь в фамилии раненого квартирмейстера - того звали не Федоровым, а Федором Юрьевым. Однако заслугу потопления Стерегущего» Новиков присвоил себе. Никаких двух неизвестных матросов не было - миноносец затопил один конфетный человек машинист В. Новиков, к тому же он не утонул вместе с кораблем, а успел выбраться на палубу.

Рассказ этот существенно поколебал уже ставшую официальной версию гибели «Стерегущего». Поэтому перед установкой памятника было решено создать в Морском ведомстве специальную комиссию, которая исследовала бы все обстоятельства гибели «Стерегущего». Выл еще и практический вопрос - что же все-таки написать на памятнике: подвиг двух неизвестных матросов или подвиг матроса Новикова? Работать комиссии было трудно, ведь никаких документов со «Стерегущего» не сохранилось, оставшиеся в живых матросы, кроме Новикова, толком ничего сказать не могли. Экипаж миноносца «Решительный» тоже ничем делу помочь не мог, так как был свидетелем лишь начала боя, а потом ушел в Порт-Артур.

Тогда решили обратиться к японцам. К большому удивлению всех, они факта самозатопления русскими матросами миноносца «Стерегущий» не подтвердили! Но ведь начальная информация об этом поступила именно от них?! К сожалению, найти человека, рассказавшего о подвиге двух русских матросов англичанам, не удалось. Более того, Морским Генштабом Японии был издан капитальный 4-томный труд «Описание военных действий на море в 37-38 годах Мейдзи (1904-1905 гг.)», в котором официально значилось, что «Стерегущий» затонул сам собой в 10 часов утра в семи милях маяка Ляотешань. Кроме того, нашему военному атташе в Токио старшему лейтенанту Воскресенскому были переданы иные материалы, в которых было записано, что в момент буксировки русский миноносец затонул сам вследствие поступления в него большого количества воды через многочисленные пробоины. В частности, российской стороне было передано донесение мичмана Ямазаки. Он был старшим призовой команды, высаживавшейся на «Стерегущий». Вот что он увидел на русском миноносце: «В полубак попало три снаряда, палуба пробита. Один снаряд попал в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе погонного орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около 20 трупов обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки - картина ужасная. В этом числе один, видимо офицер, на шее у него был одет бинокль. Установленные для защиты койки местами сгорели. В средней части миноносца с правого борта одно 47мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Число попавших снарядов в кожух и трубы было очень велико, также, видимо, были попадания в сложенный между трубами брикет. Кормовой минный аппарат был повернут поперек, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного - только на самой корме лежал один труп. Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя. Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не под-дается описанию».

В целом японская версия гибели «Стерегущего» выглядела так. Как только он перестал оказывать сопротивление, с миноносца «Сазанами», которым командовал капитан-лейтенант Кондо Цунемацу, была спущена шлюпка с призовой командой, во главе которой был мичман Ямазаки. Они подобрали из воды русских матросов Федора Юрьева и Ивана Хиринского. Высадившись на палубу, японцы пленили Александра Осинина и Василия Новикова. В течение 40 минут японские моряки осматривали свой трофей и тушили пожары, намереваясь отбуксировать «Стерегущий» в Японию. Они подняли над ним свой флаг и начали заводить буксирный трос. Однако, из-за непрерывного поступления воды в трюм, «Стерегущий» все больше и больше оседал, несмотря на начатую японцами буксировку, которая продолжалась около 20 минут. Наконец, буксирный трос, не выдержав тяжести залитого водой «Стерегущего», лопнул. Тогда японцы решили завести новый буксирный трос, но в этот момент со стороны берега появились русские крейсера «Новик» и «Баян». Оценив положение «Стерегущего» как безнадежное, японцы сняли свой флаг и в спешке покинули его. В момент отхода японских миноносцев от «Стерегущего» и приближения к нему спешивших на выручку русских крейсеров он и затонул.
Таковы были факты, предоставленные японской стороной. Авторитетная комиссия, созданная для расследования обстоятельств гибели миноносца «Стерегущий», пришла к выводу, что никакого подвига двух неизвестных матросов не было. Миноносец не мог быть затоплен так, как описывал Новиков, потому, что в машинном отделении не было ни кингстонов, ни клинкетов. Так Николаю II и доложили. Не мудрствуя лукаво, тот на рапорте Морского ведомства собственноручно начертал: «Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца «Стерегущий»», то есть всего экипажа, а не конкретных лиц.


Памятник "Стерегущему"

Но как же быть с монументом? Ведь на нем изображены два матроса, отрывающих кингстоны! Поскольку в обществе уже укоренилось мнение, что подвиг двух храбрых моряков все же был, то памятник решили не переделывать и оставили все как есть.
Торжественное открытие памятника «Стерегущему» состоялось 10 мая 1911 года. На Каменноостровском проспекте были выстроены войска со знаменами, а в Неву вошли боевые корабли. Возле памятника стояли почетные гости - вдова адмирала Макарова, родственники погибших моряков, премьер-министр Столыпин, председатель Государственной думы Родзянко, командир миноносца «Решительный» капитан Боссе, а также высшие чины армии и флота.

Когда к открытию монумента было все готово, на торжество прибыл император Николай II с дочерьми Ольгой и Татьяной. Их сопровождали великие князья и морской министр адмирал Григорович. С верков Петропавловской крепости грянул салют, и в этот момент с монумента было сдернуто белое покрывало. Восхищенным взорам присутствующих открылся необычного вида монумент, ставший памятником героизму, самоотверженности и мужеству русских моряков. Прозвучали соответствующие такому случаю речи, а затем Николай II, как писала «Петербургская газета», «подойдя к стоявшему у памятника часовому, оставшемуся в живых из команды миноносца «Стерегущего» бывшему кочегару I статьи Александру Осинину, собственноручно приколол ему на грудь орден Святого Георгия III степени, а также осчастливил своим вниманием семью погибшего лейтенанта Сергеева». После этого к подножию монумента были возложены венки, а войска прошли церемониальным маршем. На этом торжество было завершено.

Вскоре Морское ведомство, на средства которого был сооружен монумент, официально передало его в ведение городского самоуправления Петербурга. Памятник «Стерегущему» быстро стал достопримечательностью города, привлекая своим необычным видом - через открытый иллюминатор к ногам фигур матросов в специально устроенный бассейн стекала вода, создавая иллюзию гибели миноносца. В таком первозданном виде он сохранялся до 1970 года, когда была отключена вода, так как она явилась причиной коррозии металла монумента.
Так был ли подвиг двух неизвестных матросов в бою 26 февраля 1904 года или же миноносец затонул сам? Эта загадка до сих пор не разгадана, и тайна гибели «Стерегущего» не раскрыта.

«Стерегущий» действительно вел себя в том бою по-геройски - его экипаж сражался до последнего, не спустив славного Андреевского стяга. Большинство членов команды погибли, а сам миноносец превратился в искореженный кусок металла, со сбитыми трубами и мачтами. К тому же он имел множество надводных и подводных пробоин в бортах. Во время своего последнего боя комендоры «Стерегущего» влепили 8 снарядов в японский миноносец «Сазанами» и 27 - в миноносец «Акебано», на которых было много убитых и раненых.

Подвиг миноносца «Стерегущий» вошел в анналы истории русского военно-морского флота, став образцом храбрости и доб-лести, проявленных при защите Отечества, для многих поколений наших моряков.

10 марта 1904 года миноносец Русского Императорского флота "Стерегущий" вступил бой с 2 Японскими крейсерами и 4 миноносцами, 4 Русских орудия против 24х Японских. В жестоком бою Русский миноносец огнём корабельных пушек разрушил четыре Японских миноносца.

Орудия «Стерегущего» вели огонь до тех пор, пока в живых не осталось почти никого из членов экипажа. Два оставщихся в живых матроса задраились в машинном отделении и открыли кингстоны затопив свой корабль. Так в отчаянном беспощадном бою погиб Русский миноносец "Стерегущий".

Миноносцы – в то время корабли небольшие, Кстати, напомним происхождение термина, миноносцами называли корабли, оснащенные аппаратами, выпускавшими, как тогда говорили, "самодвижущиеся мины" - торпеды.

Миноносец «Стерегущий»

Миноносец "Стерегущий" был заложен на Невском судостроительном заводе в Петербурге и в разобранном виде перевезен по железной дороге в Порт-Артур для достройки. В начале 1903 года корабль был спущен на воду и в мае того же года вошел в состав Сибирской военной флотилии.

-"Стерегущий" принадлежал к крупной серии миноносцев, родоначальником которой был знаменитый "Сокол". Впервые в истории судостроения построенный из никелевой стали (что позволило сэкономить на массе конструкции в пользу вооружения, он по вооружению, скорости мореходности превосходил почти все корабли этого класса. Водоизмещение 240 т; длина 57,9 м, ширина 5,6 м, осадка 3,5 м; мощность паровой машины 3800 л. с.; скорость хода максимальная 29,7 узла, дальность плавания 600 миль. Вооружение: 1 - 75-мм и 3 - 47-мм орудия, 2 торпедных аппарата, экипаж 49 человек.

Шла Русско-Японская войн

Шла русско-японская война. Активность русского флота после назначения вице-адмирала С. О. Макарова командующим Тихоокеанским флотом резко возросла. Особое внимание Макаров обратил на улучшение разведывательной службы. Ежедневно в море на разведку высылались миноносцы. В ночь с 9 на 10 марта для выявления мест базирования японских кораблей вышли в море 2 отряда миноносцев. Первый отряд направился в Ляодунский залив. Второй - в составе эскадренных миноносцев "Решительный" и "Стерегущий" под командованием капитана 2 ранга Ф. Э. Боссе - к островам Эллиот. Миноносцам предписывалось ночью скрытно пройти по намеченному маршруту вдоль побережья, осмотреть все бухты и места якорных стоянок и на рассвете 26 февраля вернуться обратно.

Около 19 часов 25 февраля миноносцы вышли из Порт-Артура. Море было спокойным, погода идеальная для ведения разведки. Около 21 часа с "Решительного", шедшего головным, заметили огонь японского корабля, находившегося у входа в залив Талиевань. Ф. Э. Боссе решил выйти на него в торпедную атаку. При увеличении скорости из трубы корабля стали вырываться языки пламени. Внезапность была утрачена, и наши корабли решили возвращаться в базу. Теперь их курс проходил вдали от берега. Около 6 часов утра миноносцы находились примерно в 20 милях от Порт-Артура Около шести часов утра 10 марта были обнаружены возвращавшиеся из ночного дозора у Порт-Артура миноносцы "Усугу-Мо", "Синономе", "Сазанами" и "Акебоно". Некоторое время на русских кораблях теплилась надежда, что японцы их не обнаружили. «Решительный», а вслед за ним и «Стерегущий» резко повернул в открытое море: командир «Решительного» капитана 2-го ранга Ф. Э. Боссе надеялся, сделав петлю, незаметно обойти японский отряд. Но эти надежды оказались напрасными. Корабли неприятеля изменили курс пытаясь перехватить их. Описав пологую кривую, «Решительный» и «Стерегущий», развивая предельную скорость устремились к Порт-Артуру. Японские истребители легли на параллельный курс, имея головным «Акебоно» и открыли огонь. Имея численное превосходство, противник начал развертывание для охвата русских кораблей с двух сторон. Видя неизбежность неравного боя, командир "Решительного" капитан 2 ранга Боссе, бывший старшим в русском отряде, смело повернул свой корабль на противника и, дав полный ход, открыл по врагу огонь. Вслед за "Решительным" вступил в бой и "Стерегущий". На них обрушился шквал огня. Вскоре подошли легкие крейсера "Унтозе" и "Токйва". Имея подавляющее преимущество, японцы усилили натиск и начали окружать русские корабли. Ведя меткий огонь на оба борта, "Решительный" полным ходом пошел на прорыв окружения и, повредив два неприятельских миноносца, на большёй скорости прорвался к Порт-Артуру под прикрытие береговых батарей. "Стерегущий" оказался в более трудных условиях. Из-за неисправности машины он не мог дать полный ход и, продолжая отстреливаться из всех орудий, упорно вел тяжелый бой. Если «Решительный», находившийся в тот момент на три румба справа и впереди «Акебоно», успешно отбивался от него, то шедший кильваторе «Стерегущий» оказался на траверзе сразу двух миноносцев «Акебоно» и «Сазанами» и с первых минут боя был засыпан градом неприятельских снарядов. Когда дистанция сократилась до 2 кб, в бой включились два оставшихся японских истребителя. Яростно отстреливаясь, русские корабли спешили к Порт-Артуру, но силы были слишком неравные.

C первых минут боя «Стерегущий» получил значительные повреждения Один из первых японских снарядов попал в борт "Стерегущего", вывел из строя два котла и перебил главный паропровод. «Стерегущий» прикрывая прорыв «Решительного» лёг на обратный курс и атаковал Японские корабли. Видя, что «Решительный» уходит и для них недосягаем, японцы сосредоточили огонь на «Стерегущем». Можно только догадываться, какой ад творился на осыпаемой неприятельскими снарядами палубе русского миноносца. Оставшись один против шести японских кораблей, "Стерегущий" продолжал бой, нанося урон врагу. Пробив борт «Акебоно», русский снаряд разорвался в командирской каюте в опасной близости к кормовому патронному погребу, получив двадцать семь прямых попаданий от меткого огня "Стерегущего" "Акебоно" окутался паром и вышел из боя, вслед за ним отошел устранять повреждения "Сазанами", на котором было десять крупных пробоин. Выясняя характер повреждений, японский миноносец на некоторое время вышел из боя.Еще в начале боя Андреевский флаг прибили к мачте гвоздями, чтобы его случайно не сорвало взрывом. Поражает хладнокровие, с которым моряки действовали в бою. Командир корабля лейтенант Сергеев руководил боем лежа на палубе с перебитыми ногами. Одно за другим замолкали орудия «Стерегущего». Погиб командир миноносца лейтенант Александр Семёнович Сергеев. Командование принял лейтенант Н. Головизнин, но и он вскоре был сражен осколком. Моряки не только вели огонь по противнику из четырех пушек (одной калибра 75 мм и трех калибра 47 мм), но и пытались бороться за живучесть корабля, получившего множественные повреждения и пробоины. На палубе «Стерегущего» укрыться негде, даже у его орудий не было щитов, но на место погибших к пушкам тут же становились те, кто еще мог вести бой. По свидетельству уцелевших, дольше всех из носовой пушки вел огонь получивший несколько ранений мичман К. Кудревич. Кочегары и машинисты подносили снаряды и тушили пожары. К концу боя кораблем командовал раненый инженер-механик В. Анастасов. - Когда замолчало последнее орудие, тяжело раненый сигнальщик Кружков с помощью кочегара Осинина, тот принес сигнальные книги помог привязать к ним обрывком фала кусок железа, и секретные документы полетели за борт. На корабле погиб командир, все офицеры и 45 из 49 матросов, «Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя. Вообще, положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию…». Японцы попытались буксировать «Стерегущего» к борту подлшёл вельбот с "Сазанами". Японцы еще рассчитывали захватить русский миноносец Мичман Ямазаки потом докладывал, что два русских матроса, завидя, что японцы крепят на "Стерегущем" буксир перебежали по разбитой палубе и скрылись в машинном отделении, задраив за собой люк. Ямазаки предложил им сдаться, но в это время "Стерегущий" стал быстро крениться и погружаться. Моряки, оставшиеся неизвестными, открыли кингстоны и погибли вместе со своим кораблем. Неравный бой закончился.. Японские сигнальщики заметили в море на горизонте дымы от двух Русских кораблей От Порт-Артура на помощь миноносцу уже спешили крейсера «Баян» и «Новик», посланные адмиралом Макаровым, и японские корабли предпочли уйти, не принимая бой, тем более что они получили значительные повреждения, имели убитых и раненых.. Шестерым кораблям японского флота победа над "Стерегущим" далась недешево: в "Сазанами" попало 8 снарядов, в "Акебоно" - чвыше 30, корабли получили серьезные повреждения, понеся убыль в командах

Так завершился бой, благодаря которому миноносец "Стерегущий" навсегда вошел в историю Российского флота

Миноносцы – в то время корабли небольшие, и их гибель в морских боях отнюдь не редкость. Возможно, этот случай остался бы только в памяти свидетелей боя, да в штабных документах, но судьба распорядилась иначе.

Через несколько дней после боя в лондонской «Таймс» была опубликована статья, заставившая весь мир удивиться стойкости и самоотверженности русских моряков. Корреспондент, ссылаясь на рассказы японских моряков, писал, что лишенный хода «Стерегущий» принял неравный бой с японскими кораблями, но спустить флаг отказался. Естественно, что статью перепечатали и российские газеты, которые часто черпали информацию у иностранных коллег. «Стерегущий» и его командир лейтенант Александр Сергеев стали известны всей стране.

Мужество экипажа миноносца «Стерегущий» настолько потрясло противника, что в Японии его команде был воздвигнут памятник - стла из чёрного гранита, на которой выведены слова: «Тем, кто больше жизни чтил Родину».

В 1962 году в его честь был назван небольшой остров в архипелаге Северная Земля.

В моем родном городе Санкт – Петербурге в Александровском парке близ Каменноостровского проспекта находится памятник миноносцу «Стерегущий» .

105 лет назад 26 февраля 1904 г. (10 марта по новому стилю) (все даты до 1917 года даны по старому стилю) миноносец русского флота «Стерегущий» геройски погиб в ожесточенной схватке с четырьмя японскими кораблями. Мужество его экипажа настолько потрясло противника, что в Японии его команде был воздвигнут памятник - стела из черного гранита, на которой значится лаконичная надпись: «ТЕМ, КТО БОЛЬШЕ ЖИЗНИ ЧТИЛ РОДИНУ».
По сей день у нас в различных изданиях - газетах и журналах, книгах и энциклопедиях, и в сети конечно - гуляет легенда о двух неизвестных матросах, якобы открывших кингстоны и затопивших «Стерегущего», предотвратив тем самым его захват японцами. Опровержение этому «факту» было найдено еще до 1910 года и об этом тогда же было доложено государю, но памятник героям «Стерегущего» был тогда же установлен.

Возвращаясь на рассвете 26 февраля 1904 г. из ночной разведки в Порт-Артур, эскадренные миноносцы русского флота «Решительный» и «Стерегущий» обнаружили четыре вражеских корабля, идущие им на перехват. Это были японские миноносцы-истребители «Акебоно», «Сазанами», «Синономе» и «Усугумо», которые с ночи рыскали в поисках добычи на рейде Порт-Артура.
Командир «Решительного» капитан 2-го ранга Ф. Боссе и командир «Стерегущего» лейтенант А. Сергеев, памятуя о наказе командующего флотом вице-адмирала С. Макарова «без особой нужды» с вражескими миноносцами в бой не вступать, попытались обойти японцев, но неприятель начал сближение, открыв огонь. И тогда наши миноносцы пошли на прорыв. А к месту схватки в это время уже спешили еще два японских крейсера: «Токива» и «Читосе». «Решительному», несмотря на полученные повреждения, удалось-таки вырваться из-под огня и уйти под защиту своих береговых батарей, а затем проскочить к Порт-Артуру.
Упустив «Решительный», японцы в ярости сосредоточили весь огонь на «Стерегущем». Это был настоящий ад: вражеские снаряды рвали, кромсали, корежили металл корабля, снесли мачту и трубы, осколки косили людей. Смертельно раненный командир миноносца лейтенант А. Сергеев отдал последний приказ: «...Деритесь так, чтобы каждый выполнил свой долг перед Родиной до конца, не помышляя о позорной сдаче неприятелю родного корабля». Но русские моряки сдаваться и не собирались, стояли насмерть, усилив скромное вооружение корабля, состоявшее из 75-мм орудия и трех 47-мм пушек, собственной отчаянной храбростью и мужеством.
Из Иллюстрированной летописи Русско – Японской войны» (выпуск №2 1904, стр.78) «…наш миноносец «Стерегущий» оказался в критическом положении. Командир его, лейтенант Сергеев пал в самом начале боя, погибли лейтенант Головизнин 2-й, инженер – механик Анастасов, начальствование перешло к мичману, который сам принял на себя обязанности и рулевого, так как последний тоже был убит… Вскоре погиб и мичман… Машина подбита, миноносец стал тонуть…».

Портрет командира «Стерегущего» лейтенанта А. С. Сергеева и рисунки того памятного боя.

Получив очередное попадание, тяжело поврежденный «Стерегущий» стал терять ход, превращаясь в неподвижную мишень. Вскоре его разбитые орудия смолкли. В живых из экипажа почти никого не осталось. Заметим, что и японцам в этой схватке досталось, причем всем четырем миноносцам, и особенно «Акебоно», который был «отмечен» 27 снарядами со «Стерегущего».
Видя, что русский миноносец перестал отстреливаться и подавать признаки жизни, японцы прекратили огонь, решив взять его на буксир, захватить как добычу. С «Сазанами» спустили шлюпку. Вот какая картина открылась поднявшимся на борт «Стерегущего» японским морякам, описанная в рапорте мичманом Хитара Ямазаки: «...В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд - в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в т.ч. пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Вся передняя половина корабля в полном разрушении, заваленная кусками железа. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные руки и ноги - картина ужасная... Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию».
Взяв «Стерегущего» на буксир, «Сазанами» дал ход. Но буксир лопнул, и смертельно израненный эсминец, продержавшись еще минут 20 на воде, пошел ко дну. В это время со стороны Порт-Артура показались идущие на подмогу «Стерегущему» крейсера «Новик» и «Баян» под командованием адмирала С. Макарова. Но было уже поздно: японские корабли, не приняв боя, отошли, подобрав из воды уцелевших четверых членов экипажа «Стерегущего».

А как же подвиг двух матросов, открывших кингстоны и затопивших миноносец, чтобы он не достался врагу, о чем нам твердили на протяжении многих десятилетий, да и нынче еще пишут и говорят? НЕ ПОДЛЕЖИТ НИКАКОМУ СОМНЕНИЮ: ПОДВИГ МОРЯКОВ «СТЕРЕГУЩЕГО» БЫЛ. Он кровью членов экипажа корабля вписан в боевую летопись Военно-морского флота России. Вот только кингстоны на «Стерегущем» никто не открывал. Да и не было вовсе на этом корабле в машинном отделении кингстонов. И об этом было сказано ясно и четко в материалах специальной комиссии, занимавшейся расследованием гибели миноносца «Стерегущий». Желающие и сегодня могут ознакомиться с этими документами, хранящимися в Центральном государственном архиве ВМФ.
Версия о геройском поступке двух моряков, якобы открывших кингстоны и погибших вместе со «Стерегущим», оформленная под «исторический факт», пошла гулять с легкой руки корреспондента английской (!) газеты «Таймс». Сославшись на данные «японского донесения», он первым сообщил об этом всему миру.
Вот текст статьи «Таймс», приведенный в «Иллюстрированной летописи Русско – Японской войны» (выпуск №2 1904 стр.79-80),: «Тридцать пять убитых и тяжело раненых лежали на палубе русского миноносца, когда его взяли на буксир японцы, подобравшие лишь четверых легко раненых русских, бросившихся в море. Но на «Стерегущем» оставались еще два матроса; они заперлись в трюме и не сдавались, несмотря на все увещевания. Они не только не сдались врагу, но и вырвали у него добычу, которую он уже считал своей: открыв кингстоны, они наполнили родной миноносец водой и погребли себя вместе с ним в морских пучинах…»

Через некоторое время скульптор К. Изенберг создал модель памятника «Двум неизвестным морякам» миноносца «Стерегущий», которую одобрил император Николай II. Памятник в форме креста, изображающий двух моряков открывающих кингстоны.

Вот тогда-то, готовя обоснование на изготовление памятника и надписи на нем, представители Исторической части Морского генерального штаба, исследовав множество различных свидетельств, установили, что ни в каких документах, в т.ч. предоставленных и японской стороной, нет ни строчки «о двух неизвестных моряках, открывших кингстоны».
Но подвиг экипажа «Стерегущего», конечно же, от этого ничуть не меркнет, о чем еще в 1910 г. сказал и.о. начальника Исторической части Морского генерального штаба Е. Квашин-Самарин: «Всякому, кто прочел бы и сопоставил все собранные по делу «Стерегущего» материалы и документы, было бы совершенно ясно, насколько велик был подвиг «Стерегущего», даже и без недосказанного мифа... Пусть легенда живет и живит будущих героев на новые беспримерные подвиги, но знайте же, что 26 февраля 1904 г. в борьбе с сильнейшим врагом эскадренный миноносец «Стерегущий», потеряв командира, всех офицеров, 45 из 49 матросов, после часового, до последнего снаряда боя пошел ко дну, ИЗУМЛЯЯ ВРАГА ДОБЛЕСТЬЮ СВОЕГО ЭКИПАЖА!».
Считая, что гибель двух неизвестных матросов, открывших кингстоны, «есть выдумка» и «как выдумка она не может быть увековечена в памятнике», Морской генеральный штаб 2 апреля 1910 года обратился с докладом на «Высочайшее имя», где спрашивал, «надлежит ли считать предполагавшийся к открытию памятник сооруженным в память геройского самопожертвования двух оставшихся неизвестными нижних чинов команды миноносца «Стерегущий», или же открыть этот монумент в память геройской гибели в бою миноносца «Стерегущий»?
«Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца «Стерегущий», - такова была резолюция Николая II. Уже без предполагавшейся ранее надписи-упоминания о подвиге двух неизвестных нижних чинов памятник был открыт 26 апреля 1911 г. в Санкт-Петербурге в присутствии самого Государя Императора. Переделывать его не стали, и миф, увековечивающий момент «открытия кингстонов двумя моряками», так и остался отлитым в бронзе.

Работа над созданием памятника была начата в 1905 году по проекту скульптора К. В. Изенберга, 28 октября 1908 года общий проект утвердил Николай II. Архитектурную часть работы выполнил А. И. фон Гоген.
В почётном карауле при открытии памятника стоял кочегар 1-й статьи Алексей Осинин - один из выживших матросов со «Стерегущего». На церемонии кроме Императора присутствовали председатель Совета министров П. А. Столыпин, высшие чины армии и флота.
Памятник представлял из себя декоративный водопад. По скрытой системе труб сюда поступала вода и стекала в гранитный бассейн у подножия. В начале 1930-х годов к тыльной стороне памятника подвели трубы для подачи воды к открытому кингстону вверху памятника. Общая композиция стала выглядеть эффектней, однако вода стала разрушать поверхность монумента. Поэтому в 1935 году подачу воды прекратили. В 1947 году трубы вновь восстановили, окончательно подачу воды прекратили в 1971 году, тогда же и разобрали подводящую систему.

С обратной стороны памятника приведено описание гибели «Стерегущего» и установлена памятная доска со списком погибших на нем офицеров и матросов. И в начале списка – имя командира миноносца лейтенанта А. С. Сергеева

Имя героического миноносца «Стерегущий» в ХХ столетии было присвоено в разное время трем кораблям Военно-морского флота: в 1906 г. минному крейсеру Черноморского флота; в 1939 г. в состав Балтийского флота под этим именем вошел эскадренный миноносец; в 60-80-х гг. на Тихоокеанском флоте нес океанскую вахту большой противолодочный корабль «Стерегущий».

Вот они – ГЕРОИ – экипаж «Стерегущего»:

Командир – лейтенант Александр Семенович Сергеев 2-й (род. 18.09.1863)

Минный офицер – лейтенант Николай Семенович Головизнин 2-й (1877).
Вахтенный начальник – мичман Константин Владимирович Кудревич (1882).
Судовой механик – младший инженер-механик Владимир Спиридонович Анастасов (1879).

Объявляются списки нижних чинов, погибших в боях:
На миноносце «Стерегущий»

Комендор Филипп Васильевич Васильев (Смоленской губ., Бельского уезда),
Комендор Кузьма Артемьевич Майоров (Уфимской губ., Мензелинского уезда),
Комендор Кузьма Иванович Астахов (Рязанской губ., Сапожковского уезда),
Комендор Селивестр Лкузин ,
Старший минер Тимофей Ливыцкий ,
Минер Константин Евстафьевич Степанов (Подольской губ., Кам. – Подольского уезда),
Минер Федор Степанович Черемухин (Тамбовской губ., Шатского уезда),
Минер Иннокентий Алексеевич Денежкин (Вологодской губ., Никольского уезда),
Рулевой Михаил Шимаров ,
Сигнальщик Василий Яковлевич Кружко
Сигнальщик Леонтий Иванов ,
Матрос 1-й ст. Лука Антипович Петухов (Новгородской губ., Старорусского уезда),
Матрос 1-й ст. Иван Артемьевич Гаврилов (Киевской губ., Сквирского уезда),
Матрос 1-й ст. Афонасий Иванович Карпухин (Тульской губ., Ефремовского уезда),
Матрос 1-й ст. Николай Осипович Бондарь (Подольской губ., Проскуровского уезда),
Матрос 1-й ст. Тихон Порфирьевич Максименко (Тульской губ., Новосильского уезда),
Матрос 1-й ст. Михаил Васильевич Повалихин (Пензенской губ., Городищенского уезда),
Матрос 1-й ст. Константин Михайлович Красников (Орзоровской губ., Кромского уезда),
Матрос 2-й ст. Платон Николаевич Николаев (Новгородской губ., Старорусского уезда),
Матрос 2-й ст. Марк Григорьевич Лемешко (Полтавской губ. и уезда),
Машинный содержатель 2-й ст. Иван Семенович Алексеев (Иркутской губ., Иркутского округа),
Машинный квартирмейстер 1-й ст. Михаил Федорович Бабкин (Вятской губ., Сарапульского уезда),
Машинный квартирмейстер 1-й ст. Иван Михайлович Бухарев (Казанской губ., Чистопольского уезда),
Машинный квартирмейстер 2-й ст. Борис Логинович Аксененко (написано - Аксiоненко) (Енисейской губ., Ачинского уезда),
Машинный квартирмейстер 2-й ст. Александр Денисович Артамонов (Томской губ. и уезда),
Машинный квартирмейстер 2-й ст. Иван Васильевич Харламов
Машинный квартирмейстер 2-й ст. Сергей Иванович Зимин (Рязанской губ., Зарайского уезда),
Машинист 2-й ст. Василий Николаевич Новиков (Томской губ. и уезда),
Хозяин трюмного отсека 2-й ст. Алексей Иванович Булдаков (Томской губ., Каинского уезда),
Кочегар квартирмейстер 2-й ст. Павел Васильевич Рагулин (Саратовской губ., Камышинского уезда),
Кочегар 1-й ст. Александр Васильевич Пономарев (Казанской губ., Козьмодемьянского уезда),
Кочегар 1-й ст. Андрей Ипполитович Кобель (Минской губ., Слуцкого уезда),
Кочегар 1-й ст. Петр Михайлович Хасанов (Псковской губ., Холмского уезда),
Кочегар 1-й ст. Федор Антонович Апришко
Кочегар 2-й ст. Кузьма Захарович Игнатов (Уфимской губ. и уезда),
Кочегар 2-й ст. Тимофей Иванович Зацепилин (Пензенской губ., Керенского уезда),
Кочегар 2-й ст. Павел Петрович Ботманов (Уфимской губ., Белибеевского уезда),
Кочегар 2-й ст. Валентин Филиппович Комаров (Рязанской губ., Зарайского уезда),
Кочегар 2-й ст. Кирилл Павлович Коростин (Полтавской губ., Гадячского уезда),
Кочегар 2-й ст. Игнатий Игнатов ,
Минный машинист Федор Иванович Тонкий (Архангельской губ., Минежского уезда),
Минный машинист Тимофей Григорьевич Сапожников (Вятской губ., Малмыжского уезда).

Взяты японцами в плен при гибели миноносца «Стерегущий»:
Минный квартирмейстер Илиодор Юрьев ,
Машинный квартирмейстер Василий Николаевич Новиков ,
Кочегары:Алексей Александрович Осинин
и Иван Панкратьевич Ширинский .