Разряд по значению и грамматическим признакам числительных. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Их характеристика. Части речи как основные лексико-грамматические разряды слов

Сюжет (от фр. sujet - предмет) - ход повествования о событиях, разворачивающихся и случающихся в художественном произведении. Как правило, любой такой эпизод подчинен основной или вспомогательной сюжетной линии.

Однако в литературоведении нет единого определения этого термина. Существуют три основных подхода:

1) сюжет - это способ развертывания темы или изложения фабулы;

2) фабула - это способ развертывания темы или изложения сюжета;

3) сюжет и фабула не имеют принципиального различия.

Сюжет основывается на конфликте (столкновении интересов и характеров) между действующими лицами. Именно поэтому там, где нет повествования (лирика), там нет и сюжета.

Термин «сюжет» был введен в ХУ11 в. классицистами П.Корнелем и Н. Буало, но они были последователями Аристотеля. Аристотель же то, что именуется «сюжетом», называл «сказанием». Отсюда и «ход повествования».

Сюжет состоит из следующих основных элементов:

Экспозиция

Развитие действии

Кульминация

Развязка

Экспозиция (лат. expositio - объяснение, изложение) - элемент сюжета, содержащий описание жизни героев до того, как они начнут действовать в произведении. Прямая экспозиция располагается в начале повествования, задержанная экспозиция помещается в любом месте, но надо сказать, что современные писатели редко используют этот элемент сюжета.

Завязка - исходный, отправной эпизод сюжета. Она обычно появляется в начале повествования, но это не является правилом. Так, о желании Чичикова скупить мертвые души мы узнаем только в конце поэмы Гоголя.

Развитие действия протекает «по воле» действующих лиц повествования и авторского замысла. Развитие действия предваряет кульминацию.

Кульминация (от лат. culmen - вершина) - момент наивысшего напряжения действия в произведении, его перелом. После кульминации наступает развязка.

Развязка - завершающая часть сюжета, окончание действия, где разрешается конфликт и выясняется, обнажается мотивация поступков главных и некоторых второстепенных героев и уточняются их психологические портреты.

Развязка иногда предваряет завязку, особенно в детективных произведениях, где для того, чтобы заинтересовать читателя и завладеть его вниманием, повествование начинается с убийства.

Другими вспомогательными элементами сюжета являются пролог, предыстория, авторское отступление, вставная новелла и эпилог.

Впрочем, в современном литературном процессе мы зачастую не встречаемся ни с развернутыми экспозициями, ни с прологами и эпилогами, ни с другими элементами сюжета, и даже порой и сам сюжет размыт, едва прочерчен, а то и вовсе отсутствует.

§ 11. Сюжет и его функции

Словом «сюжет» (от фр. sujet) обозначается цепь событий, воссозданная в литературном произведении, т. е. жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах. Изображаемые писателями события составляют (наряду с персонажами) основу предметного мира произведения. Сюжет является организующим началом жанров драматических, эпических и лиро-эпических. Он может быть значимым и в лирическом роде литературы (хотя, как правило, здесь он скупо детализирован, предельно компактен): «Я помню чудное мгновенье…» Пушкина, «Размышления у парадного подъезда» Некрасова, стихотворение В. Ходасевича «2-го ноября».

Понимание сюжета как совокупности событий, воссозданных в произведении, восходит к отечественному литературоведению XIX в. (работа А.Н. Веселовского «Поэтика сюжетов»). Но в 1920-е годы В. Б. Шкловский и другие представители формальной школы резко изменили привычную терминологию. Б. В. Томашевский писал: «Совокупность событий в их взаимной внутренней связи <…> назовем фабулой (лат . сказание, миф, басня. - В.Х .) <…> Художественно построенное распределение событий в произведении именуется сюжетом». Тем не менее в современном литературоведении преобладает значение термина «сюжет», восходящее к XIX в.

События, составляющие сюжет, по-разному соотносятся с фактами реальности, предшествующей появлению произведения. На протяжении многих веков сюжеты брались писателями преимущественно из мифологии, исторического предания, из литературы прошлых эпох и при этом как-то обрабатывались, видоизменялись, дополнялись. Большинство пьес Шекспира основано на сюжетах, хорошо знакомых средневековой литературе. Традиционные сюжеты (не в последнюю очередь античные) широко использовались драматургами-классицистами. О большой роли сюжетных заимствований говорил Гете: «Я советую <…> браться за уже обработанные темы. Сколько раз, например, изображали Ифигению, - и все же все Ифигении разные, потому что каждый видит и изображает вещи <…> по-своему».

В XIX–XX вв. изображаемые писателями события стали основываться на фактах реальности, близкой писателю, сугубо современной. Знаменателен пристальный интерес Достоевского к газетной хронике. В литературном творчестве отныне широко используются биографический опыт писателя и его прямые наблюдения над окружающим. При этом имеют своих прототипов не только отдельные персонажи, но и сами сюжеты произведений («Воскресение» Л.Н. Толстого, «Дело корнета Елагина» И.А. Бунина). В сюжетосложении явственно дает о себе знать автобиографическое начало (С.Т. Аксаков, Л.Н. Толстой, И.С. Шмелев). Одновременно с энергией наблюдения и самонаблюдения активизируется индивидуальный сюжетный вымысел. Широкое распространение получают сюжеты, являющиеся плодом авторского воображения («Путешествие Гулливера» Дж. Свифта, «Нос» Н.В. Гоголя, «Холстомер» Л.Н. Толстого, в наш век - произведения Ф. Кафки).

События, составляющие сюжет, соотносятся между собой по-разному. В одних случаях на первый план выдвигается какая-то одна жизненная ситуация, произведение строится на одной событийной линии. Таковы в своем большинстве малые эпические, а главное - драматические жанры, для которых характерно единство действия. Сюжетам единого действия (их правомерно назвать концентрическими , или центростремительными ) отдавалось предпочтение и в античности, и в эстетике классицизма. Так, Аристотель полагал, что трагедии и эпопее подобает изображение «одного и притом цельного действия, и части событий должны быть так составлены, чтобы при перемене или отнятии какой-нибудь части изменялось и приходило в движение целое».

Вместе с тем в литературе широко распространены сюжеты, где события рассредоточены и на «равных правах» развертываются независимые один от другого событийные комплексы, имеющие свои «начала» и «концы». Это, в терминологии Аристотеля, эпизодические фабулы. Здесь события не имеют между собой причинно-следственных связей и соотнесены друг с другом лишь во времени, как это имеет место, к примеру, в «Одиссее» Гомера, «Дон Кихоте» Сервантеса, «Дон Жуане» Байрона. Подобного рода сюжеты правомерно назвать хроникальными . От сюжетов единого действия принципиально отличны также многолинейные сюжеты, в которых одновременно, параллельно одна другой развертываются несколько событийных линий, связанных с судьбой разных лиц и соприкасающихся лишь эпизодически и внешне. Такова сюжетная организация «Анны Карениной» Л.Н. Толстого и «Трех сестер» А.П. Чехова. Хроникальные и многолинейные сюжеты рисуют событийные панорамы , тогда как сюжеты единого действия воссоздают отдельные событийные узлы . Панорамные сюжеты можно определить как центробежные , или кумулятивные (от лат . cumulatio - увеличение, скопление).

В составе литературного произведения сюжет выполняет существенные функции. Во-первых, событийные ряды (в особенности составляющие единое действие) имеют конструктивное значение: они скрепляют воедино, как бы цементируют изображаемое. Во-вторых, сюжет насущен для воспроизведения персонажей, для обнаружения их характеров. Литературные герои непредставимы вне их погруженности в тот или иной событийный ряд. События создают для персонажей своего рода «поле действия», позволяют им разнопланово и полно раскрыться перед читателем в эмоциональных и умственных откликах на происходящее, главное же - в поведении и поступках. Сюжетная форма особенно благоприятна для яркого, детализированного воссоздания волевого, действенного начала в человеке. Многие произведения с богатым событийным рядом посвящены личностям героическим (вспомним гомеровскую «Илиаду» или гоголевского «Тараса Бульбу»). Остросюжетными, как правило, являются произведения, в центре которых герой, склонный к авантюрам (многие возрожденческие новеллы в духе «Декамерона» Дж. Боккаччо, плутовские романы, комедии П. Бомарше, где блистательно действует Фигаро).

И, наконец, в-третьих, сюжеты обнаруживают и впрямую воссоздают жизненные противоречия. Без какого-то конфликта и жизни героев (длительного или кратковременного) трудно представить достаточно выраженный сюжет. Персонажи, вовлеченные в ход событий, как правило, взволнованы, напряжены, испытывают неудовлетворенность чем-то, желание что-то обрести, чего-то добиться либо сохранить нечто важное, претерпевают поражения или одерживают победы. Иначе говоря, сюжет не безмятежен, так или иначе причастен к тому, что называют драматизмом . Даже в произведениях идиллического «звучания» равновесие в жизни героев нарушается (роман Лонга «Дафнис и Хлоя»).

Из книги Морфология `волшебной` сказки автора Пропп Владимир

Из книги Лекции по Русской литературе [Гоголь, Тургенев, Достоевский, Толстой, Чехов, Горький] автора Набоков Владимир

IV. Асимиляции Случаи двойного морфологического значения одной функции Выше было указано, что функции должны определяться независимо от того, кому приписано их выполнение. Из перечисления функций можно было убедиться, что они должны определяться и независимо от того,

Из книги Пушкин: Биография писателя. Статьи. Евгений Онегин: комментарии автора Лотман Юрий Михайлович

Сюжет 1 Обычно я не пересказываю сюжета, но для «Анны Карениной» сделаю исключение, так как сюжет ее по природе своей нравственный. Это клубок этических мотивов, на которых нужно остановиться, прежде чем мы сможем наслаждаться романом на более высоком уровне.Одна из самых

Из книги Словарик юного графомана, или Turkey City Lexicon автора Стерлинг Брюс

Из книги Творец, субъект, женщина [Стратегии женского письма в русском символизме] автора Эконен Кирсти

Сюжет, еще сюжет Авантюрный сюжет, в котором сначала происходит это, а потом происходит то, а потом происходит еще что?нибудь, и все это в конечном итоге ни к чему не

Из книги История русской литературы XVIII века автора Лебедева О. Б.

4. ГЕНДЕРНЫЙ ПОРЯДОК ЭСТЕТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА РУССКОГО СИМВОЛИЗМА: ФУНКЦИИ КАТЕГОРИИ «ФЕМИНИННОГО» Женщина должна быть (…) силой, вдохновляющей творчество мужественное. (Н. Бердяев) Символисты относительно мало писали о женщинах и их творчестве. Однако они часто

Из книги Труд писателя автора Цейтлин Александр Григорьевич

Функции фемининного в произведениях «Слепой» и «Небывалая» События пьесы «Слепой» происходят в течение одного дня и двух ночей. Молодая женщина, Ореада, пытается помочь ослепшему художнику Альдору получить зрение. Кульминация повествования - получение Ореадой (по

Из книги Поэт и проза: книга о Пастернаке автора

Функции каламбурного слова в комедии «Ябеда»: характерологическая, действенная, жанрообразующая, миромоделирующая Слово в «Ябеде» начинает играть смыслами буквально с титульного листа текста и: афиши спектакля. Как слово «недоросль» является каламбуром с двумя

Из книги «Валгаллы белое вино…» [Немецкая тема в поэзии О. Мандельштама] автора Киршбаум Генрих

Из книги Руководство по управлению космическим кораблём «Земля» автора Фуллер Ричард Бакминстер

2.1.2. Развертывание функции «лирического субъекта» как формирование системы противопоставлений «свой -

Из книги Синтез целого [На пути к новой поэтике] автора Фатеева Наталья Александровна

3.3.2. «Пульс толпы»: о функции немецких образов в «Восьмистишиях» В 1933 году Мандельштам пишет «Восьмистишия», которые становятся идейно-поэтической лабораторией «темных» стихов второй половины 1930-х годов. В них и прямо и косвенно упоминаются немецкие культурные реалии.

Из книги Проза разных лет автора Борхес Хорхе

Из книги История русской литературной критики [Советская и постсоветская эпохи] автора Липовецкий Марк Наумович

1.1. Заглавие художественного произведения: Онтология, функции, типология Заглавие открывает и закрывает произведение в буквальном и переносном смысле. Заглавие как порог стоит между внешним миром и пространством художественного текста и первым берет на себя основную

Из книги автора

СЮЖЕТ ** В довершение ужаса Цезарь, прижатый к подножию статуи разъяренными клинками друзей, видит среди лезвий и лиц Марка Юния Брута, своего подопечного и, быть может, сына; тогда он перестает сопротивляться, воскликнув: - И ты, сын мой! Патетический возглас подхватывают

Из книги автора

1. Критика в литературной политике: Статус и функции Семидесятые годы как историко-литературный период выходят за пределы календарного десятилетия, начинаясь в конце 1960-х, а завершаясь с началом горбачевской «перестройки» (1986–1987). Хотя хрущевская оттепель была весьма

Из книги автора

2. Нормы и функции перестроечной критики Вплоть до конца 1986 года официальные выступления и программные публикации о литературной критике были выдержаны в традиционном административно-командном стиле. Так, в июне 1986-го на Восьмом всероссийском съезде писателей Виталий

Лекция 22 Имя числительное

В лекции рассматриваются лексические, морфологические и синтаксические особенности имени числительного как части речи

Имя числительное

В лекции рассматриваются лексические, морфологические и синтаксические особенности имени числительного как части речи

План лекции

22.1. Категориальное значение имени числительного

22.2. Лексико-грамматические разряды числительных

22.3. Типы числительных по структуре

22.4. Грамматические признаки числительного

22.4.1. Грамматические признаки количественных числительных

22.4.2. Грамматические признаки порядковых числительных

22.5. Синтаксические особенности числительного

22.1. Категориальное значение имени числительного

Имя числительное — это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые обозначают числа, количество предметов или порядок предметов при счете и отвечают на вопрос сколько? или какой?

Числительное является частью речи, в которую объединены слова на основании общности их значения — отношения к числу.

Рассмотрим несколько примеров и постараемся определить, в каких случаях выделенное слово является именем числительным.

  1. Великолепная семерка
  2. Восьмерка с четвертью
  3. Восемь рублей
  4. Девяносто лет
  5. Девяностолетний пенсионер
  6. Получить треть
  7. Седьмой дом
  8. Удвоить темп

Итак, в каждом примере есть слово, имеющее определенное отношение к числу.

Однако следует помнить, что не являются числительными такие слова, как половина, четверть, треть, пятерка, десяток, сотня и др. Это существительные.

Слова сколько, столько, несколько относят к местоимениям, слова много, мало — к наречиям.

Таким образом, в примерах 1, 2, 6 перед нами имена существительные.

В примере 5 слово «девяностолетний» является именем прилагательным, обозначающим признак через отношение к числу.

В примере 8 слово «удвоить» является глаголом, так как обозначает действие. Тем не менее связь данного глагола с числительным очевидна: два →двое→ двоить →удвоить

Следовательно, числительные есть только в примере 3, 4, 7, причем в примере 3,4 перед нами числительные, которые обозначают числа, количество предметов и отвечают на вопрос сколько? , а в примере 7 - числительное, которое обозначает порядок предметов при счете и отвечает на вопрос какой?

22.2. Лексико-грамматические разряды числительных

Количественн ые ч и слительные обозначают отвлеченные числа (пять ) и количество предметов (восемь яблок ) и отвечают на вопрос сколько?

Целые количественные числительные обозначают целые числа или количества. Целые количественные числительные сочетаются со счетными существительными, т. е. с такими существительными, которые обозначают предметы, которые можно посчитать штуками.

Дробные количественные числительные обозначают дробные числа или количества и сочетаются как со счетными существительными (две третьих конфет ), так и с несчетными существительными (две третьих воды ), но не могут сочетаться с одушевленными существительными.

Собирательные числительные обозначают количество предметов как целое. К собирательным числительным относятся слова оба, двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро .

Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете (первый, второй, пятый, сто двадцать пятый ) и отвечают на вопрос какой?

22.3. Типы числительных по структуре

22.4. Грамматические признаки числительного

22.4.1. Грамматические признаки количественных числительных

Признак падежа - единственный «полноценный» морфологический признак количественных числительных.

Изменение числительных по падежам называется склонением .

тридцать два

тридцати двух

тридцати двум

тридцать два

тридцатью двумя

семерыми

тридцати двух

Морфологический признак числа количественные числительные не имеют .

Морфологический признак рода представлен только у числительных два, оба, полтора , причем у них противопоставлены две родовых формы, одна — для мужского и среднего рода (два брата, окна ), другая — для женского рода (две сестры ):

полтора

м., ср. род

м., ср. род

м., ср. род

полтор-а

полтор-ы

дв-ух

полутор-а

обо-их

обе-их

дв-ум

полутор-а

обо-им

обе-им

И. п./Р. п.

полтор-а

полтор-ы

дв-умя

полутор-а

обо-ими

обе-ими

дв-ух

полутор-а

обо-их

обе-их

Как мы видим, у слов два и полтора родовые различия проявляются только в И. п. и В. п., у слова оба родовые различия прослеживаются во всех падежах, причем в И. п. и В. п. они выражаются окончанием, а в остальных падежах — в основе (если принять такое разделение на морфемы, которое приведено в таблице).

В грамматическом отношении среди количественных числительных выделяются слова один, тысяча, миллион, миллиард, триллион и другие названия больших чисел.

Слово один изменяется по родам, числам и падежам, в которых согласуется с существительным (один стол, одна парта, одно окно, одни сани ). В количественном значении форма множественного числа слова один сочетается с существительными, имеющими форму только множественного числа. Другими словами, числительное один грамматически ведет себя как относительное прилагательное.

Слова тысяча, миллион, миллиард и др. имеют постоянный морфологический признак рода (перв-ая тысяча — жен. род, перв-ый миллион — муж. род), изменяются по числам и по падежам (перв-ые тысяч-и, перв-ых тысяч ).

Иными словами, эти слова грамматически ведут себя как существительные.

Их отнесение к числительным происходит только на основании их значения.

Грамматические признаки порядковых числительных

Грамматически порядковые числительные сходны с относительными прилагательными. Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам

пятый/пятого

пятых/пятые

каменный

каменное

каменная

каменные

каменного

каменной

каменных

каменному

каменной

каменным

каменный

каменное

каменную

каменные

каменным

каменной

каменными

о каменном

каменной

о каменных

22.5. Синтаксические особенности числительного

1.Количественные имена числительные отличаются следующими синтаксическими особенностями:

1) сочетаются только с именами существительными; такие словосочетания синтаксически неразложимы и выступают как один член предложения;

2) не могут определяться именем прилагательным.

До экзамена осталось три дня .

Я купила пять книг .

а)Числительное один (одна, одно) согласуется с существительным в роде, числе и падеже:

один день

одного дня

одному дню

один день

одним днем

об одном дне

б)Числительные два, три, четыре в форме именительного-винительного падежа управляют формой родительного падежа единственного числа существительных неодушевленных и согласуются с формой родительного падежа множественного числа существительных одушевленных (ср. потерял два дня - потерял двух товарищей ); в остальных падежах эти числительные согласуются с существительными во множественном числе (двух столов, двумя столами, на двух столах ).

два друга

два стола

управление

двух друзей

двух столов

согласование

двум друзьям

двум столам

согласование

двух друзей

два стола

управление

двумя друзьями

двумя столами

согласование

о двух друзьях

о двух столах

согласование

Составные числительные, оканчивающиеся на два, три, четыре , имеют всегда форму винительного падежа, совпадающую с формой именительного падежа (ср.: надо избрать двадцать два - три - четыре представителя ). Названные составные числительные не сочетаются с существительными, употребляемыми только во множественном числе; в подобных случаях используются синонимические выражения (двадцать две штуки саней ).

Субстантивированные прилагательные мужского и среднего рода в сочетании с числительными два, три, четыре употребляются в форме родительного падежа множественного числа (ср.: два дежурных, три насекомых ), а субстантивированные прилагательные женского рода - в форме родительного или именительного-винительного падежа множественного числа (ср.: две запятых - две запятые и т.п.).

в)Числительные, начиная от пяти и далее, в именительном-винительном падеже сочетаются с существительными по способу управления, а в остальных падежах - по способу согласования, причем существительные в таких сочетаниях имеют форму множественного числа.

пять учеников

сто шагов

управление

пяти учеников

ста шагов

согласование

пяти ученикам

ста шагам

согласование

пять учеников

сто шагов

управление

пятью учениками

ста шагами

согласование

о пяти учениках

о ста шагах

согласование

г)Слово тысяча в косвенных падежах может сочетаться с существительными (ср.: к тысяче рублей - к тысяче рублям ). Слова миллион, миллиард во всех падежах управляют существительными в родительном падеже множественного числа (миллион, миллиона, миллионам жителей ). При употреблении во множественном числе слова тысяча, миллион, миллиард имеют значение счетных существительных и потому во всех падежах управляют родительным падежом множественного числа (о тысячах, миллионах жителей ).

д)Дробные числительные в синтаксическом отношении отличаются следующими особенностями:

1) выступают в роли количественного определения не только при существительных, обозначающих единичные предметы, но и при существительных собирательных и вещественных, например: одна пятая студенчества; три седьмых масла ;

2) сочетаются с именами существительными всегда по способу управления, причем существительное употребляется как в единственном, так и во множественном числе (ср. три четвертых комнаты, одна шестая суток );

3) при смешанном числе существительное управляется дробью и ставится в родительном падеже единственного числа, например: 10 2/3 гектара (десять и две третьих гектара) .

2.Порядковые числительные во всех падежах согласуются с именами существительными и выполняют функцию определения.

Дата: 2010-05-22 00:45:24 Просмотров: 8103