Шумерский царь 4. Шумерские цари до потопа. Мифическое прошлое Шумера

Боже, за что?! – страдальчески простонал Тед, недовольно подхватывая вилкой с тарелки еще один кусочек брюссельской капусты.
- Капуста полезна, в ней содержится много витамина С и почти нет калорий! – встал на защиту овоща Вениамин, сам, впрочем, не изъявляя желания становиться в очередь за полезным продуктом.
- Когда уже нам вернут нормальное меню? – все не унимался пилот. – На завтрак ломтик грейпфрута, на обед – капуста, а про ужин я даже вспоминать не хочу. Его просто нет! Когда уже лишние килограммы сбегут с боков и… кхм… другого места… Полины и мы сможем нормально питаться?! По мне, ей и так идет…

Двумя неделями ранее.

Из каюты биолога донесся надрывный плач. Затем что-то с дребезгом упало на пол.
- Пятьдесят восемь! Боже мой! Даже слоны не весят столько!
- Если ты о тоннах, тогда да, не весят, - осторожно уведомил подругу киборг, заглянув в ее каюту. – А если о килограммах, то это вес новорожденного слоненка…
- Я тут не намерена шутки шутить! Все! Я худею!
- Худей, пожалуйста, кто тебе запрещает? – с наглым видом влез Теодор. – Сказать, что сегодня на одну порцию десерта меньше?
- А что на десерт?
- Не скажу, ты же ведь все равно его не будешь! – хихикнул Тед, многозначительно покосившись на полку с коробкой шоколадок. Поймав направление его взгляда, Полина решительно схватила коробку с полки и сунула в руки немного опешившего от такой щедрости киборга.
- Вот! Все! И десерт мне не надо! И вообще я есть не буду!

Теодор осторожно прикрыл дверь каюты и с непонимающим видом оглянулся на Дэна, по прежнему стоящего с коробкой в руках.
- И что на нее вообще нашло? – недоуменно спросил пилот. – И вообще, не такая уж она и толстая… А когда мы втроем на диване не смогли уместиться, так это Дэн был виноват.
- А почему я-то? – возмутился киборг.
- М-м-м… Ну… Ты же взял с собой пачку чипсов, вот она место и занимала!
- Я ее на коленях держал.
- И что? Все равно занимала!

В течение нескольких дней после этого разговора Полина ходила раздраженная и ела очень мало. С жадностью глядя, как Дэн уминает сгущенку и чипсы, а Тед лакомится мясом или пьет пиво (жутко калорийное!), она становилась все мрачнее и мрачнее.
- Да не грусти, подруга, - беспечно говорил Тед, забрасывая в рот печеньку, - хорошего человека должно быть много! И вообще, я вон вешу на двадцать пять килограммов больше тебя и меня это устраивает!
- У тебя половина из этого мышцы, и ты выше меня на две головы!
- И что? – самодовольно спросил Тед.
- То, что этот разговор – просто впустую потраченное время!
Дверь каюты хлопнула. Пилот остался доедать печеньки с абсолютно невинным видом.

Другая же ситуация была с Дэном. Он вообще не понимал:
а) почему Полину так волнует, какова ее масса тела;
б) почему Теда совершенно не волнует, что Полину волнует, какова ее масса тела.

Она же девушка! – объяснял другу Тед, - ну… она хочет быть красивой и думает, что для этого ей нужно похудеть.
- А почему она злится на меня?
- Да она на всех злится, голодная просто! Кстати, та коробка, что она тебе дала… Ты уже весь шоколад съел?
- Нет. Я собираюсь его ей вернуть, когда она похудеет.
- Значит, никогда. Дай ее мне, а?
- А можно?
- Сама виновата, что отдала, - хохотнул Теодор, забирая коробку. – Если что, шоколадки можно купить почти везде!

Кстати, в тренажерный зал зайти было теперь практически невозможно. На одном из спортивных снарядов обязательно обнаруживалась пыхтящая Полина. Дэн был озадачен. Полина, раньше такой добрый друг, превратилась в мегеру, помешанную на похудении. Она даже заставляла его прокладывать маршрут так, чтобы они приземлялись только на станциях, где есть фитнес-клуб! Все это так сказалось на экипаже корабля, что после недели мучений капитан решил поговорить с Полиной.

Полина, понимаешь… Для твоего организма такое вредно. Ты молодая, тебе нужно хорошо питаться! Веня считает, что ты только подрываешь свое здоровье.
- Я его поправляю! Сбрасываю лишние килограммы! Они же ведь вредны для здоровья? Вредны! И Вениамин Игнатьевич тоже это подтвердит! Давайте его позовем!

Через несколько минут врач уже был в каюте капитана.

Полина, я полностью одобряю твое начинание! – с энтузиазмом начал Вениамин. – Конечно, тебе не стоит пускать все на самотек. Я могу составить для тебя меню. Да и тебе, Стасик, не помешало бы сбросить пару лишних килограммов…
- Что? – поперхнулся капитан. – Тогда и тебе! Вон какое пузо отъел!
- У меня появилась отличная идея! – вмешалась Полина. – Давайте мы все будем худеть! А то мне одной что-то скучно… И Теда заставим! Он надо мной все время смеется!
- Теодор ест очень много жирной пищи, думаю, ему не повредит, - усмехнулся капитан.

В итоге, худеть на корабле стали все, кроме Дэна (он и так мог управлять своим обменом веществ) и Михалыча, который и так почти не ел, все время находясь в машинном отделении. Полина с жаром способствовала диете. Они сговорились с Машей («женщина с женщиной всегда общий язык найдет!» - говорил Теодор), и теперь, если в каюте шуршала упаковка от шоколадки, фантик от конфеты или чпокала крышка пивной банки, Маша включала сигнал старинной воздушной тревоги (как в двадцать первом веке) и на звук приносилась разъяренная Полина. Теда она заставала на месте преступления в общей сложности четырнадцать раз, и он, вздыхая, отправлялся есть салатик. Или капустку. Меню-то разнообразное было.

После долгих уговоров, так и не склонив Дэна на свою сторону, Полина, скрепя сердце, разрешила Маше не контролировать его каюту. Отбирать сгущенку у Дэна было как-то неловко, тем более что киборгу требовалось куда больше энергии, чем человеку. Теперь каюта Дэна была чем-то вроде безопасной столовой. Тед приходил туда с пачкой чипсов, а если Полина случайно проходила мимо, поспешно совал чипсы Дэну, и придраться было не к чему. Вот только от пива все равно пришлось отказаться. Киборг его не любил.
Не обращая внимание на Теодора, капитан и доктор соблюдали диету. Они ходили в тренажерный зал, ели полезную пищу и подбадривали Полину одним только своим рвением. Однако оно постепенно начало исчезать.

На пятнадцатый день в спасительную каюту Дэна шагнул Вениамин с пакетом чипсов, гамбургеров и прочего фастфуда. На немое недоумение киборга он шепнул «Не сдавай меня ЕЙ!» и принялся за еду, угостив Дэна гамбургером.

На восемнадцатый день в каюте киборга столкнулись Теодор и Вениамин. Отнесясь к проблеме философски, они поделили еду между собой и стали приходить к Дэну вместе.

На двадцать пятый день в каюту Дэна, не выдержав, забежал капитан. Достав из-под рубашки пирожное, тайком купленное на последней станции, он обернулся и с удивлением уставился на дружную компанию, сидящую на диване и поглощающую чипсы. Дэн с умилением взирал на голодных друзей, меланхолично терзая печеньку.
- Добро пожаловать, капитан! – крикнул Тед, задорно подбросив вверх чипсину и ловя ее ртом.

С тех пор компания начала собираться на своем островке свободы регулярно. Полина, заметившая, что ее друзья не только не похудели, но и поправились, начала что-то подозревать. И установила за командой слежку. На тридцатый день она наконец выяснила, что происходит.

Собираясь триумфально раскрыть преступление, она, дождавшись очередной обжираловки, распахнула дверь в каюту и… застыла на месте. В каюте вкусно пахло едой. Нормальной едой, которую бедная девушка не видела больше месяца. Друзей, застывших с набитыми ртами, она просто не замечала. Вниманием Полины целиком и полностью завладела ОНА. Шоколадка с орехами. Она лежала на стуле, такая вкусная, такая манящая…
- А, к черту все! – крикнула биолог и впилась зубами в шоколадку.

Дэн и Тед переглянулись, и пилот расстроено протянул рыжему банку сгущенки.
- Говорил же я, что не пройдет двух месяцев! – довольно заметил Дэн.

АЛУЛИМ: (ВОЛ: БЫК)
В шумерском списке царей Эриду назван городом первых царей: «В Эриду, Алулим стал царём; он правил 28800 лет. Ал-Лулим правил 28800 лет в качестве царя. Ал-Лулим (шумер. "олень-самец", "вол") - первый додинастический царь легендарного Раннего Династического I периода Шумеров до Великого потопа. Основатель династии и первый из 2 известных мифических царей первого города-государства древнего Шумера Эриду, расположенного на юге древней Месопотамии, согласно Ниппурскому царскому списку. Вероятно имел божественное происхождение. "После того, как царствие было ниспослано с небес, Эриду стал (местом) престола" (так начинается Ниппурский царский список) и его первым архаическим царём стал Алулим, который правил городом 28800 лет. Согласно царскому списку до всемирного потопа в Шумере поочерёдно правили 9 царей в поочерёдно сменяющихся 5 городах-государствах общей продолжительностью правления 277200 лет. Исходя из того же списка можно сделать вывод, что всемирный потоп случился 12 тыс. лет до н. э., следовательно начало правления архаического царя Алулима следует отнести к 289 тысячелетию до н. э.
Аллалгар - Второй додинастический царь легендарного периода до Великого потопа.
2 царя они правили 64800 лет.
В Эриду
Алулим правил 28800 лет в качестве царя;
Алалгар правил 36000 лет -
два царя правили 64800 лет. Эриду был оставлен, (и) престол был перенесен в Бадтибиру.
Бад-Тибира или Бад-Тибиру (шумер. «Крепость медников») - один из древнейших шумерских городов в Южной Месопотамии был расположен на реке Итурунгаль. Шумерские легенды говорят, что перед Великим потопом Бад-тибира был построен вторым после Эриду из пяти самых важных городов этих земель. Согласно литературным записям, другими главными городами самого раннего Шумера были Эреду, Ларак, Шуруппак и Сиппар. Согласно Ниппурского царского списка в Бад-тибире правили 3 мифических царя общей продолжительностью 108000 лет.
библейские источники содержат неопровержимые свидетельства того, что период обращения Двенадцатой Планеты составлял 3600 лет. Число 3600 шумеры обозначали с помощью значка в виде большого круга. Эпитет этой планеты - "шар" ("верховный правитель") также переводится как "правильный круг" или "полный цикл".
(по ингушски шар это год)
Вавилонский жрец Капиша Ваала, астроном и ученый Берос говорил о десяти царях, правивших на земле до Всемирного потопа. В работе, посвященной описанию трудов Бероса, Александр Полигистор писал: "Во второй книге рассказывается о десяти халдейских царях и периодах правления каждого из них, составляющих в общей сложности сто двадцать "шаров", или четыреста тридцать две тысячи лет, до времени Всемирного потопа".
Ученик Аристотеля Абиден также цитировал Бероса, говоря о десяти земных царях, правивших на земле до Всемирного потопа на протяжении ста двадцати "шаров". Он ясно дал понять, что города, где правили эти цари, располагались на территории Месопотамии:

В Бадтибиру
Энменлуанна правил 43 200 лет,
Энменгаланна правил 28 800 лет;
Думузи, пастух, правил 36 000 лет -
Три царя правили 108 000 лет.
Затем в Списке упоминаются еще два города, Ларак и Сиппар, и их божественные правители; последним в Списке стоит город Шуруппак, где царем был человек, произошедший от божественного родителя. Удивительно, что все без исключения эти фантастические по своей продолжительности периоды правления царей кратны числу 3600:
Алулим - 8 х 3600 = 28 800
Алалгар - 10 х 3600 = 36 000
Энменлуанна - 12 х 3600 = 43 200
Энменгаланна - 8 х 3600 = 28 800
Думузи - 10 х 3600 = 36 000
Энсипазианна - 8 х 3600 = 28 800
Энмендуранна - 6х 3600 = 21 600
Убартуту - 5 х 3600 = 18 000
Когда царство вначале снизошло с Небес, город Эриду был избран царским престолом. В Эриду Алулим правил 28 800 лет как царь и Алалгар правил 36 000 лет. Два царя вместе правили 64 800 лет и затем царство было перенесено в Бад-Тибира.
В Даб-Тибире Энменлуанна правил 43 200 лет, Энменгалла правил 28 800 лет и Думузи, Пастух, правил 36 000 лет.
Три царя правили 108000 лет. Город Бадтибира был оставлен и его престол перенесен в Сиппар.

Сиппаре
Энмедуранна правил 21000 лет в качестве царя -
один царь правил 21000 лет. Сиппар был оставлен, (и) престол перенесен в Шуруппак.

В Шуруппаке
Убартуту правил 18600 лет в качестве царя -
один царь правил 18600 лет.

(Всего) пять городов, восемь царей правили 241200 лет.
Затем потоп смыл (страну). После того, как потоп смыл (страну) и царство было ниспослано с небес (во второй раз), Киш стал местом престола.
В Кише
Гаур правил 1200 лет в качестве царя;
Гулла-Нидаба-Аннапад правил 960 лет;
Палакинатим правил 900 лет;
Нангишлишма правил [...] лет;
Бахина правил [...] лет;
Буанум правил 840 лет;
Зукакип правил 900 лет;
Атаб правил 600 лет;
Машда, сын Атаба, правил 720 лет;
Этана, пастух, тот, что взошел на небеса, что утвердил все страны, правил 1560 лет в качестве царя;
Балих, сын Этаны, правил 400 лет;
Энменунна правил 660 лет;
Мелам-Киш, сын Энменунны, правил 1200 лет;
Месзамуг, сын Барсалнунны, правил 140 лет;
Тизкар, сын Месзамуга, правил 305 лет;
Илку правил 900 лет;
Илтасадум правил 1200 лет;
Энмебарагесси, тот, что поразил оружие страны Элам, правил 900 лет в качестве царя;
Агга, сын Энмебарагесси, правил 625 лет.

Всего) двадцать три царя правили 24510 лет 3 месяца и 3,5 дня. Киш был повержен (в сражении), и престол был перенесен в Эанну.
В Эанне
Мескиаггашер, сын (бога солнца) Уту, правил (и) как эн и как царь 324 года - Мескиаггашер вошел в море (и) поднялся в горы;
Энмеркар, сын Мескиаггашера, царя Эреха, который построил Эрех, правил 420 лет в качестве царя;
Лугальбанда, пастух правил 1200 лет;
Думузи, рыбак, чьим городом был Куа, правил 100 лет;
Гильгамеш, чей отец был кочевником (?) правил 126 лет;
Урнунгаль, сын Гильгамеша, правил 30 лет;
Удулькаламма, сын Урнунгаля, правил 15 лет;
Лабашер правил 9 лет;
Эннундаранна правил 8 лет;
Мешеде правил 36 лет;
Меламанна правил 6 лет;
Лугалькидуль правил 36 лет.

(Всего) двенадцать царей правили 2310 лет. Эрех был повержен (в сражении), (и) престол был перенесен в Ур.
В Уре
Месаннепада правил 80 лет в качестве царя;
Мескиагнунна, сын Месаннепады, правил 36 лет;
Элулур павил 25 лет;
Балулу правил 36 лет.

(Всего) четыре царя правили 177 лет. Ур был повержен (в сражении), (и) престол перенесен в Аван.

В Аване было три царя, которые правили 356 лет, но их имена по большей части не сохранились; далее текст гласит:

Аван был повержен (в сражении) (и) его престол перенесен в Киш.

В Кише
[...] правил (более) 201 года как царь;
Дадасиг правил [...] лет;
Мамагаль правил 420 лет;
Кальбум, сын Мамагаля, правил 132 года;
Туге правил 360 лет;
Ибби-Эа правил 290 лет.

(Всего) восемь царей правили 3195 лет. Киш был повержен (в сражении) и его престол принял Хамази.

В Хамази
Хаданиш правил 360 лет.

(Всего) один царь правил 360 лет. Хамази был повержен и его престол был перенесен в Эрех.

В Эрехе
[...] правил 60 лет в качестве царя;
Лугалуре правил 120 лет;
Аргаидея правил 7 лет;
(Всего) три царя правили 187 лет. Эрех был повержен и его престол был перенесен в Ур.

Имена царей Второй династии Ура, которых было всего четыре, и которые правили, вероятно, 116 лет, не сохранились.

Ур был повержен (и) престол был перенесен в Адаб.

В Адабе
Лугаланнемунду правил 90 лет в качестве царя.

(Всего) один царь правил 90 лет. Адаб был повержен (и) его престол был перенесен в Мари.

В Мари
Илшу правил 30 лет в качестве царя;
[...] сын Илшу правил 17 лет;
[...] правил 30 лет;
[...] правил 20 лет;
[...] правил 30 лет;
[...] правил 9 лет.

(Всего) шесть царей правили 136 лет. Мари был повержен и его престол был перенесен в Киш.

В Кише
Ку-Бау правил 100 лет в качестве царя.

(Всего) один царь правил 100 лет. Киш был повержен (и) его престол перенесен в Акшак.

В Акшаке
Унзи правил 30 лет в качестве царя;
Ундалулу правил 12 лет;
Урур (возможно читается как Зузу) правил 6 лет;
Пузур-Нирах правил 20 лет;
Ишу-Иль правил 24 года;
Шу-Син, сын Ишу-Иля правил 7 лет.

(Всего) шесть царей правили 99 лет. Акшак был повержен и его престол был перенесен в Киш.

В Кише
Пузур-Син, сын Ку-Бау, правил 25 лет в качестве царя;
Ур-Забаба, сын Пузур-Сина, правил 400 лет;
Симударра правил 30 лет;
Усиватар, сын Симударры, правил 7 лет;
Иштар-мути правил 11 лет;
Нанния, каменотес, правил 7 лет.

(Всего) семь царей правили 491 год. Киш был повержен и его престол был перенесен в Эрех.

В Эрехе
Лугальзаггеси правил 25 лет в качестве царя.

(Всего) один царь правил в Эрехе 25 лет. Эрех был повержен и его престол был перенесен а Агаде.

В Агаде
Саргон, чьим отцом (?) был садовник, чашеноша Ур-Забабы, царь Агаде, построивший Агаде, правил 56 лет в качестве царя;
Римуш, сын Саргона, правил 9 лет;
Маништушу, старший брат Римуша, сына Саргона, правил 15 лет;
Нарамсин, сын Маништушу, правил 56 лет;
Шаркалишарри, сын Нарамсина правил 25 лет;
Кто был царем? Кто не был царем? (т. е. период анархии). Игиги, царь; Нинум, царь; Ими, царь; Элулу, царь, - четверо из них были царями, (но) правили только 3 года.
Лулу правил 21 год;
Шулурул, сын Дуду, правил 15 лет.

(Всего) одиннадцать царей правили 197 лет. Агаде был повержен (и) его престол был перенесен в Эрех.

В Эрехе
Урнигин правил 7 лет в качестве царя;
Унгигир, сын Урнигина, правил 6 лет;
Кудда правил 6 лет;
Пузур-Или правил 5 лет;
Ур-Уту правил 6 лет.

(Всего) пять царей правили 30 лет.Эрех был повержен оружием (и) его престол был перенесен в орду Гутии.
В орде Гутии (поначалу правил) безымянный царь; (затем Имта правил 3 года в качестве царя; Инкишуш правил 6 лет; Сарлагаб правил 6 лет; Шулме правил 6 лет; Элулумеш правил 6 лет; Инимбакеш правил 5 лет; Игешауш правил 6 лет; Ярлагаб правил 15 лет; Ибате правил 3 года; [...] правил 3 года; Курум правил 1 год; [...] правил 3 года; [...] правил 2 года; Ирарум правил 2 года; Ибранум правил 1 год; Ярлаганда правил 7 лет; [...] правил 7 лет; [...] правил 40 дней.

Орда Гутии была повержена (и) престол был перенесен в Эрех.

В Эрехе
Утухегаль правил 7 лет 6 месяцев 15 дней в качестве царя.

(Всего один царь правил) 7 лет 6 месяцев 15 дней. Эрех был повержен оружием (и) его престол был перенесен в Ур.

В Уре
Ур-Намму правил 18 лет в качестве царя;
Шульги, сын Ур-Намму, правил 48 лет;
Шу-Син, сын Амар-Сина(ошибка, правильный вариант - “сын Шульги”) правил 9 лет;
Ибби-Син, сын Шу-Сина, правил 24 года.

(Всего) пять царей правили 108 лет. Ур был повержен (и) его престол был перенесен в Иссин.

В Иссине
Ишби-Эрра правил 33 года в качестве царя;
Шуилишу, сын Ишби-Эрры, правил 10 лет;
Идин-Даган, сын Шуилишу, правил 21 год;
Ишме-Даган, сын Идин-Дагана, правил 20 лет;
Липит-Иштар, сын Ишме-Дагана, правил 11 лет;
Ур-Нинурта правил 28 лет;
Бур-Син, сын Ур-Нинурты, правил 21 год;
Липит-Энлиль, сын Бур-Сина, правил 5 лет;
Эрраимитти правил 8 лет;
Энлиль-Бани правил 24 года;
Замбия правил 3 года;
Итерпиша правил 4 года;
Урдукуга правил 4 года;
Синмагир правил 11 лет.
(Всего) четырнадцать царей правили 203 года.
«Ларсийский список царей» выглядит так:

King City Years

Alulim Eridu 28,000
Alalmar Eridu 36,000
Emenluana Badgurgurru 43,000
Kichunna Larsa 43,000
Enmengalanna Badgurgurru 28,000
Dumuzu Badgurgurru 36,000
Sibzianna Larak 28,000
Emenduranna Sippar 21,000
Uburratum Shuruppak 18,000
Zinsuddu Shuruppak 64,000

Á.LU.LIM a-lu-lim - переводится как «Образец Человека», или некий «Избранник», «Лучший из тысяч (людей, творений-тварей)
Думузи, рыбак (cu-ha), чьим городом был Куара, правил 100 лет.
Жрец Берос Библия Список царей
1. Аларос Адам Алулим
2. Алапарос Сиф Алалгар
3. Амелон Енос Енменлуанна
4. Амменон Каинан Кихуанна
5. Мегалос МалалеилЕнменгаланна
6. Даонос (Даос)Иаред Думузи
7. Еудорахус Енох Ензибзианна
8. Аменпсинос Мафусал Енмендуранна
9. Отиартес Ламех Убар-Туту
10. Ксисутрос Ной Ут-Напиштим

СХОДСТВО:
ШУМЕРСКИЙ ЯЗЫК / ИНГУШСКИЙ ЯЗЫК
Sag- боги, главы, аннунаки / Саг -человек, Жрец.
Sag-gig - потомки Саг (шумеры) / Саг-гиг с инг. значит Из чрева Саг.
Shumer - название Шинар / Шинар - на ингуш. яз. Телец, Шинар-вторник, от Ши-второй.
An -небо, бог Неба, гл. бог. Ан- дневное небо
шумер. me-te - «подходящий» / по ингушски метта- подходит
Согласно «Списку Царей» некоего Nur-Ninsuhur из Ларсы, датированного 2170 г. до н.э., исходный Царский Список дополняется до 10 царей путем включения в список царя KICHUNNA, который правил в городе Ларса 43000 лет.
в горной ингушетии есть селение ЛАРС(щас там осетины живут и к осети он относится) имя ингушей Лорс.
Лагаш -город шумера Лагаш - на инг. ступени
Нинхурсаг -Мать людей Нянхорсаг- мать всех людей
EME- "язык" по шумерски Мотт - язык, оамал -учение.
- "отец" - A-A, Ada, Ad Отец -Да
As - по шумерски "первый, начальный" / по ингушски Аз, Ас -Я. (начало)
"год" "годы" - Shaneh - shaw-neh" / Шу -по ингушски год, шумерий- годоисчесления
KUR.GAL - "великая гора". / Кур - гора, Галл- город, дворец, башни.
метафора для Шумера как места, где земля встречается с небом
HA-NA - в шумерской транскрипции "да будет человек / Нах "люди", ноахчи -чеченцы
KAAM - "страна (шумер)","нация"/ КЬАМ - нация, народ на ингуш. отчизна
Sa-Na - означает "содержание человека / Са-по ингушски душа/свет/ Нах -люди., Саг-человек.
is для быков - Еса, Асельг -теленок.
Igi - "глаза", "смотреть" /Барьг -Глаз, гу -видеть
Mar - ложка / Мар -вилка.
у ингушей НАК это тейпы, ФАРГНАКИ, ОУШНАКИ, АКИНАКИ, как у шумер АНУНАКИ(по шум. небожители. сошед. с небес)а по ингушски НАК то дорога, и тейп. (роД) тажкке гар,вяр, это род.(тейп).
an-gur = "круглое небо" / на ингушском Небо круглое тоже Гур-"круглое", ан-небо.
шум. имя. имя - Хавила - Chaviylah - круг / Хавела -иди сюда
шум. Ашкеназ - огонь разноситель / Ашкеназ -Железная Сила
Энлиль - "бог воздуха, ветра, Духа / Эн лил -Носится Небо.
шум.Мардук (сын Дуку)(Асаг) /имя ингушей, Мардук. (Мужская Вершина)
Ишкур - (Адад, Тешуб)
KUR-"иноземье", ISH-KUR "дальние горы") ингуш. Кур- гора(помимо Лоам, Барз)
Син (Нанна, Наннар) - бог Луны / Нанна -мать, Хиннанна хранит-ца плодородия
Инанна - богиня Любви и Войны, Утренняя звезда, вошедшая в другие религии под именами Иштар
Гештинанна - у ингушей Хранительница и встречающая мертвых в Эл(мир загробный)
Шум."царственность" Kiengi / Киянг -Парень.
LiL ("ветер, воздух, дух") / Лийл -носится, двигаться
Ламех Lemek - могучий / Ламех -Горный, Лев
Ноах/ Нах - люди, на ингушском, самоназвание себя.
Нохар сын Фарры - шумер
Нахичивань - с ингушского значит Там где застрял Нох.
Хурриты -с ингушского уйри -утро
Сирия- Суйре, Сейра, -вечер/ страна заката
Лелит -Расплавиться, Ялийт -умри жен. рода
шум язык ab: домашняя корова / Хайб -домашняя корова
.ka: руно; овечья шерсть. / ингуш. Ка-баран
ama дикий бык, буйво /ингуш. гамаж-буйвол, мууш-рога
ana - "для", "для того, чтобы" / ингуш. ана, хана- зачем?
as: один; единственный; одинокий, /аз -я, ца-один
du делать, создавать, придавать форму, творить, строить (du, "делать"/ ингуш. де-делать. ду, до, ди, да, де -делать
ud, i: уходить, появляться; посылать, отправлять; выносить; подниматься, возрастать; прорастать, давать побег; быть или становиться видимым; являться свидетелем /ехай -ушла, да1юд -идет, ад-бегать
NIN: царица, богиня, дама, госпожа./ Нан, Нян, Нанна -мать
=kir: (ср. gir) - корова, кобыла / Говр -лошадь, Кхал-кобыла
kur, kurum- корзина с рационом еды, порцией/ Кар-в руках
kug-ga: хранитель священного барабана./
lul...dug: лгать.
р. аккад. lillu - слабый, хилый / Г1ийл (хилый), г1ийленг-хиляк
Шум. Sag-gig шумеры-вайнах. яз Саг (люди), Саг-гиг (из чрево Саг)
Шум. Sag- глава, боги Нинхурсаг, Асаг, Пабилсаг/ вайнах. Саг ("человек").
Библейское слово, переводимое как "год" ("годы") - Shaneh / по ингусшки ШУ-год
Название, имя Бога в Библии - Элохим (Элогим) - "elohiym - el-o-heem /El шумерский бог / По ингусшки Ал (это огонь, Царь) ингуши себя навзали Эълийнах, Аълийнах(Боголюди, Цари)
Шум. lu (""человек"") - вайнах.. луо (""человек"") - в обозначении профессий, например, тlем -луо -""человек войны"", ""воин"": ""бlав-луо"" - ""человек башни"", ""башенник"" и т.д
Шум. gаlе (""дворец"")-вайнах. . гIала (""дворец"", ""жилая башня"", ""город"")
Шум: tur (""повреждать"") -вайнах.яз. тур (""меч"", ""шашка"") и дору (""кромсаю"", ""режу"")
Шум. geme (""рабыня"") - вайнах. . гIам (""ведьма"", ""колдунья"", ""злая женщина"")
Шум. nine (""хозяйка"", ""мать"") - вайнах.. нана (""хозяйка"", ""мать"")
Шум. bar (""емкость"") - вейнах.. бар-ам (""мера"")
Шум. ur(""город"")- вейнах.. ур-ам (""улица"", ""квартал"") ар-улица, ура-вверх
Шум. daim (""постоянно"", ""всегда"") -вайнах.. даим (""постоянно"", ""всегда"")
Шум. matt"" страна"", ""место"")-вайнах.. мат, мет(""страна"", ""место"") - меттиг (""местечко"")
Шум esa(""теленок"") -вайнах..эса (""теленок"")
Шум. erin (""община""), еri (""воин"") - чеч.. гIера (""дружина"", ""отряд воинов"")
Шум. аgar (""орошаемая территория"", ""нива"") -ахар (""пахота""), ахар-хо (""земледелец"")
Шум. аb (""корова"") - инг. хьайб (""скотина"")
Шум. аn (""небо"", ""божество неба"") - вайнах. ан (""небо"", ""горизонт"")
Шум. аd (""отец""), аdad (""дед"", ""предок"") -вайнах. Да, дада (""отец"")
Шум. Кurrа (""лошадь"", ""конь"") вайнах. говр (""лошадь"")
Шум. ka (""ворота""), Каli (""запирать"") инг. ков (""ворота""), къовла (""запирать"")
Шум.tug (""платье"", ""одежда"") - вайнах. тега (""шить"") от тей-нитка
Шум. kuruh (""счастливый"", ""отличный"", ""прекрасный"") - вайнах. кура (""гордый"", ""спесивый"") /крутой.

Шумеры занимались боксом, борьбой и охотой, а также участвовали в скачках на легких двухколесных повозках. Их жрецы наблюдали за солнцем и звездами со стен священных башен. Они подсчитали, сколько в году дней, разделили год на двенадцать месяцев, неделю на семь дней, определили, что в сутках двадцать четыре часа, а в часе шестьдесят минут. чем больше находили шумерских текстоз, тем больше удивлялись историки. Оказывается, именно шумеры изобрели лук, плуг и колесо. Они первыми начали выращивать пшеницу, лен, горох и виноград. Но вот что интересно - как только в этих табличках начинается разговор о том, откуда и когда пришли шумеры в благодатную страну Двуречье. Тут-то и начинаются загадки страны Шумер. Так, согласно одной хронологии, первые 120 шумерских правителей царствовали… , - 456 000! Мало того, в хрониках говорится о том, что жители «еще помнят время, когда люди обходились без царя, т.е. без государства», а из самих списков правителей явствует, что первых царей считали посланцами богов.

БОги шумера:
Адад в шумеро-аккадской мифологии бог грома, бури и ветра, сын бога неба Ану. Бог олицетворял как гибельные, так и плодоносные силы природы: губящие поля наводнения и плодородный дождь; в его же ведении - засоление почв; если бог-ветер забирал дождь, начинались засуха и голод. Согласно мифам об Ададе, потоп начался не из-за наводнения, а был результатом дождевой бури, поэтому понятен один из постоянных эпитетов бога - "господин плотины небес". С образом бога бури связывался бык как символ плодородия и неукротимости одновременно. Эмблемой Адада служил двузубец или трезубец молнии. В семитской мифологии ему соответствует Баал, в хуррито-урартской - Тешуб.

Мардук, в шумеро-аккадской мифологии центральное божество вавилонского пантеона, главный бог города Вавилона, сын Эйя (Энки) и Домкины (Дамгальнуны). Письменные источники сообщают о мудрости Мардука, о его искусстве врачевания и заклинательной силе; бога называют "судьей богов", "владыкой богов" и даже "отцом богов". Супругой Мардука считалась Царпаниту, а сыном Набу, бог писцового искусства, писец таблиц судеб. Мифы рассказывают о победе Мардука над войском Тиамат, воплощающей мировой хаос. Бог, вооруженный луком, дубинкой, сетью и в сопровождении четырех небесных ветров и семи бурь, созданных им для борьбы с одиннадцатью чудовищами Тиамат, вступил в бой. В разинутую пасть Тиамат он вогнал "злой ветер", и та не смогла закрыть ее. Мардук тут же прикончил Тиамат стрелой, расправился с ее свитой и отнял у убитого им чудовища Кингу (мужа Тиамат), таблицы судеб, которые дали ему мировое господство. Далее Мардук начал творить мир: он рассек тело Тиамат на две части; из нижней сделал землю, из верхней - небо. Причем бог запер небо на засов, приставил стражу, чтобы вода не могла просочиться вниз на землю. Он определил владения богов и пути небесных светил, по его плану боги создали человека и в благодарность построили ему "небесный Вавилон". Символами Мардука являлись мотыга, лопата, топор и дракон Мушхуш, а части тела самого бога сравнивались с различными животными и растениями: "его главные внутренности - львы; его малые внутренности - собаки; его спинной хребет - кедр; его пальцы - тростник; его череп - серебро; излияние его семени - золото".
Вавилонское сказание о сотворении мира - миф в честь вавилонского бога Мардука. Владыка Вавилона Мардук по единогласному решению богов стал царем в мире богов; он владелец таблиц судеб, отбранных у побежденного дракона. Сотворению мира и "судье богов" Мардуку посвящен ежегодный праздник Цакмуку. Космогонические представления, лежащие в основе шумеро-аккадской мифологии, различают небесный мир бога Ану, надземный мир Бела и подземный, принадлежащий Эйя. Под землей находится царство мертвых. Главные представления шумеро-аккадских мифов, определяющие положение трех миров, впервые изложены у Диодора Сицилийского.

Энлиль
Энлиль ("владыка-ветер"), в шумеро-аккадской мифологии одно из главных божеств, сын бога неба Ану. Супругой его считалась Нинлиль, которой он овладел силой, за что был изгнан в подземный мир. Согласно мифам, которые сравнивали Энлиля с ревущим ветром и диким быком, он отличался особой злобностью по отношению к людям: насылал на них мор, засуху, засоление почв и, в довершение всего, - всемирный потоп, при котором спасся лишь Ут-Напишти, построивший ковчег по совету богов. Энлиль, которого часто раздражали шум и суета людской жизни, в гневе насылал на землю бури, штормы, страшные бедствия вплоть до потопа.

Правители Шумера

Лугальзаггиси
Лугальзаггиси (правильнее Лугальзагеси), сначала правитель (энси) города Умма, затем царь города Урука и всего Шумера (24 в. до н. э.). Нанёс поражение Урукагине (правильнее Уруинимгине), царю Лагаша. Позже потерпел поражение от Саргона I, царя Аккада, и был взят им в плен.

Урукагина
Урукагина (правильнее Уруинимгина), царь Лагаша (2-я половина 24 в. до н. э.). Провёл реформы с целью пресечения злоупотреблений царских чиновников, судей, уменьшения поборов и повинностей с храмового персонала, защиты храмовых владений от посягательств со стороны царской администрации, а также уменьшения и упорядочения оплат за обряды. На 7-м году правления потерпел поражение от Лугальзаггиси, часть поселений Лагаша была разрушена. От времени У. дошёл хозяйственный архив из храма богини Бау (рус. пер. В. В. Струве в «Хрестоматии по истории Древнего Востока», М., 1963, с. 177–83, и И. М. Дьяконова в статье «Реформы Урукагины в Лагаше», «Вестник древней истории», 1951, №1).
Лит.: Тюменев А. И., Государственное хозяйство древнего Шумера, М. – Л., 1956.

Тиглатпаласар
Тиглатпаласар (ассир. Тукультиапал-Эшарра). В Ассирии. Наиболее значительны: Т. I (умер около 1076 до н. э.), царь около 1114 - около 1076 до н. э. Совершил несколько победоносных походов в Наири (область Урмийского и Ванского озёр), Малую Азию, Сирию, Финикию, с переменным успехом вёл войны с Вавилонией. Оттеснил за р. Евфрат надвигавшиеся на Ассирию кочевые племена арамеев. Т. III (умер 727 до н. э.), царь в 745-727 до н. э. Провёл реформы, способствовавшие стабилизации внутриполитические положения: разукрупнение наместничеств и подчинение наместников центральной власти, создание постоянного, находившегося на царском обеспечении войска на основе рекрутского набора и др. Возобновил завоевательную политику Ассирии. На З. в 743-740 разгромил Арпадскую коалицию сирийских, финикийских и малоазийских правителей, которая поддерживалась Урарту, в 734-732 выиграл войну с коалицией, объединявшей Дамасское и Израильское царства, Тир, филистимские города, аравийские княжества и Эдом. В 737 закрепился в Западной Мидии. Совершил два похода (в 738 и 735) на С., в Урарту, дважды (в начале и конце царствования) в Вавилонию, где пытались захватить власть халдейские вожди, и в 729 на основе личной унии Т. Ill стал царём Вавилона под именем Пулу. На большинстве завоёванных территорий были созданы ассирийские провинции, часть земель превращена в зависимые от Ассирии государства. При Т. Ill практиковалось переселение народов из одних завоёванных областей в другие или в Ассирию.
С. С. Соловьева.

Салманасар
Салманасар в Ассирии:
С. I, царь (по традиционной датировке, около 1280 - 1260 до н. э.). Продолжал борьбу с государством Митанни, начатую его отцом Ададнирари I. Разгромил митаннийские войска и вспомогательные хеттские и арамейские отряды, фактически уничтожив Митанни. Продвижение войск С. I к Кархемишу, представлявшее угрозу хеттам и Египту, ускорило заключение мира между хеттским царём Хаттусили III и египетским фараоном Рамсесом II, а также возобновление хеттско-вавилонского союза. На севере С. I нанёс поражение союзу урартских племён.
С. III, царь (859-825 или 824 до н. э.). Сын и преемник Ашшурнасирпала II (Ашшурнацирапала). Подчинил царство Бит-Адини (на Среднем Евфрате) и обложил данью ряд государств Северной Сирии. Попытка С. III овладеть Дамасским царством окончилась неудачей. С. III получал дань с финикийских торговых городов и Израильского царства. Совершал хищнические походы на восток от хребта Загрос
(в том числе в Мидию), а также против Урарту.
С. V, царь (727-722 до н. э.). Сын и преемник Тиглатпаласара III. Одновременно был царём Вавилонии (под именем Улулай). Проводил военные операции против Тира и Израильского царства. Отменил иммунитеты храмовых городов (Ашшура, Сиппара, Ниппура и Вавилона), обложил их налогами и ввёл повинности. Был свергнут в 722 во время осады Самарии.

Семирамида
Семирамида, Шаммурамат, Шамирам, царица Ассирии, жена царя Шамшиадада V и мать Ададнирари III, регентша в годы малолетства последнего (810-806 до н. э.). Вела войны главным образом в Мидии. В Ассирии была известна под именем Шаммурамат. В античную литературу вошла под именем С. (впервые у греческого писателя Ктесия, конец 5 - начало 4 вв. до н. э.). С её именем связывались «висячие сады» («сады С.») - одно из «семи чудес света». В армянской литературе известна под именем Шамирам (в сочинениях армянского историка Мовсеса Хоренаци, 5 - начало 6 вв. н. э.).

Ашшурнасирпал II
Ашшурнасирпал II, царь Ассирии . Покорил Сев. Месопотамию, Сев. Сирию и Финикию. Известны барельефы из дворца А. II в Кальху (современный Нимруд); часть их хранится в Государственном Эрмитаже (Ленинград).

Ашшурбанипал
Ашшурбанапал, царь Ассирии , сын Асархаддона. Вёл военную и дипломатическую борьбу за сохранение ассирийского государства. В первые годы царствования совершил ряд походов против восставшего Египта, вновь покорил его, но ненадолго (около 655 Египет окончательно отпал от Ассирии). На З. покорил Тир и Арвад. На В. и С. успешно боролся с киммерийцами, скифами, персами и мидянами. На Ю. столкнулся с антиассирийской коалицией (Вавилонией, Эламом, арамеями, халдеями и др.) во главе с правившим в Вавилонии его братом Шамашшумукином, который около 653 поднял восстание против А. Овладев Вавилонией (648), А. затем поодиночке разбил её союзников. В последние годы жизни разгромил Элам (639) и совершил поход против аравийских племён. По его приказу были собраны десятки тысяч древних исторических, религиозных, магических и научных текстов. Библиотека А. открыта раскопками 1849-54 на месте Ниневии (холм Куюнджик).
Лит.: Streck М., Asurbanipal und die letzten assyrischen Konige, Lpz., 1916.
Р. А. Грибов.

Асархаддон
Асархаддон (ассир. Ашшурахиддин), царь Ассирии . Вступил на престол в результате гражданской войны. Опирался на торгово-жреческую партию. Восстановил разрушенный его отцом Синахерибом г. Вавилон, вернул ряду городов привилегии, ввёл налоги в пользу храмов. А. вёл войны в Аравии (676), в Финикии и Египте (675-671). Завоевав г. Мемфис, принял египтские царские титулы. В 673-672 совершил поход в Шубрию (на границе с Урарту). В те же годы в результате восстания мидянина Каштарити, поддержанного скифами, от Ассирии отложилась Мидия.

Современная археология знает немало находок, смысл и значение которых до сих пор не разгаданы и вряд ли будут поняты в ближайшее время. Например, древнеиндийские манускрипты, в которых подробно описано нечто похожее на корабли для полетов в ближний космос или ядерные взрывы. Или труднообъяснимые рисунки на стенах древнеегипетских гробниц. Одним из таких загадочных артефактов был и остается так называемый список шумерских царей .

Шумеры - это первая из известных современной науке высокоразвитых человеческих цивилизаций. Их города располагались в междуречье Тигра и Евфрата. Сейчас это юг Ирака от Багдада до Персидского залива.

Установлено, что к III тысячелетию до нашей эры в составе цивилизации Шумера было по крайней мере 12 отдельных городов-государств: Киш, Урук, Ур, Сиппар, Акшак, Ларак, Ниппур, Адаб, Умма, Лагаш, Бад-Тибира и Ларса. Причем в каждом городе население поклонялось своим богам. Там были установлены и посвященные им храмы.

Таинственная призма

Изначально, как утверждается в древних источниках, власть у шумеров принадлежала народу. То есть они дали миру прообраз современной демократии. Но потом у шумеров появился институт царской власти. Вот и все, что современное человечество знало о шумерах вплоть до 1906 года.

Но в тот год было сделано поразительное открытие - найден «царский список» этой древнейшей цивилизации. А точнее, коллекция древних текстов, свидетельствующих о том, что далеко не все, что мы привыкли считать мифами, - действительно вымысел.

Открытие сделал американский археолог немецкого происхождения Герман Хилпрехт. На месте, где располагался древний шумерский город Ниппур, ученый нашел фрагмент списка правителей шумерской державы. Это привлекло к теме шумеров интерес ученых со всего мира.

После открытия Хилпрехта другими исследователями было найдено еще 18 артефактов, содержащих частично или полностью тот же самый текст. Самой значительной находкой в этом направлении стала четырехгранная керамическая призма высотой около 20 сантиметров, которую извлекли на свет в 1922 году.

По имени своего первооткрывателя она называется призмой Вельда Бланделла. Эксперты установили, что возраст глиняного манускрипта - около 4 тысяч лет. Все четыре грани призмы заполнены клинописью в два столбца. В центре находится отверстие, куда, как предполагалось, вставлялся деревянный стержень, чтобы призму можно было поворачивать и читать каждую из граней. В наши дни знаменитый артефакт хранится в клинописной коллекции Музея Эшмола в Оксфорде.

После того как все надписи удалось расшифровать, выяснилось, что список правителей Шумера включает в себя не просто перечень имен. Там описывались и Всемирный потоп, и спасение Ноя, и многие другие события, известные нам по Ветхому Завету.

Ученые сделали вывод, что и призма Вельда Бланделла, и остальные фрагменты клинописного текста - все это списки с какого-то общего источника, где подробно описывалась история цивилизации шумеров.

Секреты долголетия

Список правителей начинается с допотопных времен и заканчивается 14-м правителем династии Исин (около 1763-1753 годов до нашей эры). Конечно, наибольший интерес вызвали имена тех царей, которые правили Шумером до Всемирного потопа (согласно современным взглядам, подобная глобальная катастрофа действительно могла постигнуть нашу планету около 8122 года до нашей эры).

Первое, что поразило ученых, - сроки царствования каждого из древних правителей. Вот несколько переведенных фрагментов из клинописей, адаптированных под современный язык: «Алулим правил 28 800 лет в качестве царя; Алалгар правил 36 000 лет - два царя правили 64 800 лет. Эриду был оставлен, (и) престол был перенесен в Бад-Тибиру».

Всего же, по сведениям древних источников, цари допотопного периода в общей сложности правили 241 200 лет. Несколько обстоятельств заставили современных ученых усомниться в правдивости этих записей. Во-первых, невероятно длинные сроки правления каждого из царей. И во-вторых - то, что эти персонажи являются героями древних шумерских и вавилонских легенд и эпосов.

Однако сейчас есть исследователи, которые находят объяснение этим обстоятельствам. Например, существует теория, что эти цифры являются своего рода гиперболами и выражают власть, торжество или важность персон, к которым они относятся.

Например, в Древнем Египте фраза «Он умер в возрасте 110 лет» относилась к тем, кто прожил жизнь в полной мере и внес важный вклад в жизнь общества. То же самое могло быть и с шумерскими древними царями. Такими «сроками» историки награждали своих правителей за их безграничную власть и важность того, что они делали для государства.

Кстати, здесь таится еще одна загадка шумерского «царского списка». Дело в том, что после потопа, который упоминается там как реальное историческое событие, сроки правления шумерских царей стали сокращаться, и последние из них уже правили в течение вполне реальных «человеческих» периодов. Разумного объяснения этому ученые пока не нашли.

Правда, есть еще одна гипотеза, которая объясняет несоответствия дат. Она была выдвинута в 1993 году и заключается в том, что у шумеров была совершено другая система летоисчисления, которая и приводила к таким фантастическим срокам. Но опять же - она не объясняет, почему «после потопа» сроки стали вполне реальными. Эти обстоятельства еще ждут своих исследователей.

В соответствии с Писанием

Еще одна особенность, которая делает шумерские списки уникальными и необычайно ценными для современной науки, заключается в том, что они косвенно подтверждают истинность тех событий, которые описаны в Ветхом Завете. Например, в Книге Бытия рассказывается о «великом потопе» и об усилиях Ноя спасти представителей рода человеческого и животных - «каждой твари по паре».

В шумерских клинописях тоже упоминается, что на Земле был великий потоп, который смыл многие города. Причем упоминается как о реальном, само собой разумеющемся факте. Вот еще одна цитата из древних источников, адаптированная для современного восприятия: «(Всего) в пяти городах восемь царей правили 241 200 лет. Затем потоп смыл (страну). После того как потоп смыл (страну) и царство было ниспослано с небес (во второй раз), Киш стал местом престола».

На основании шумерской клинописи можно попробовать ориентировочно установить дату библейского потопа. Если сопоставить время правления допотопных династий и даты строительства шумерских городов, то можно прийти к выводу, что «вода смыла землю» примерно за 12 тысяч лет до Рождества Христова.

В источниках древней цивилизации есть и другие совпадения с Ветхим Заветом. В частности, там тоже упоминается «первый человек» (прообраз библейского Адама) и рассказывается о грехах, которые он совершил и этим прогневал богов. Есть там и косвенные упоминания о печальной истории Содома и Гоморры - городах, которые были уничтожены Богом за греховность их жителей.

Правда, там описывается несколько иное наказание за грехи. Если библейские Содом и Гоморра были уничтожены «небесным огнем», то шумерских грешников поубивали и разрушили их города «существа, спустившиеся с гор и не знающие пощады».

Конечно, в шумерских списках нет и быть не может текстуального совпадения с библейскими текстами. Это понятно - Библия неоднократно переводилась, переписывалась, исправлялась и дополнялась. Можно с уверенностью говорить, что ее нынешний текст сильно отличается от реальных событий, которые там описаны.

Но важно то, что и в Ветхом Завете, и в шумерском «списке царей» упоминаются одни и те же хорошо узнаваемые эпизоды развития человеческой цивилизации. Именно это делает находки Хилпрехта и его последователей такими значимыми для человечества.

В заключение хочется подчеркнуть вот что. У ученых до сих пор нет единого мнения относительно того, являются ли шумерские списки точным отражением исторических событий или это все-таки смесь легенд, сказок и реальной истории. Но, как известно, наука не стоит на месте. Не исключено, что в будущем будут найдены другие артефакты, которые дополнят или опровергнут шумерский «список царей».

Дмитрий ГРИГОРЬЕВ