В каких языках есть звательный падеж. Звательный падеж и двойственное число. Звательный падеж в русском

Откуда могли появиться такие странные слова - отглагольные существительные? Источник их появления - канцелярская речь.

В практике работы следственных органов (милиция, суды) используются готовые папки, на которых уже напечатано: «Дело...», остается дописать названия событий (...о пожаре) или правонарушения (...о краже, ...о поджоге). Представим себе такую ситуацию: на берегу реки найден утопленник (помните у А.С. Пушкина: «...Тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца»). Заводится «Дело о...» - о чем? Нельзя написать: «... об убийстве», потому что это мог быть несчастный случай и напрасно будут искать виновника преступления. Нельзя также написать: «...о самоубийстве», потому что следствие может пойти по ложному пути. По словам писателя-сатирика, следователь в аналогичном случае написал: «...о самовольном вхождении в воду и невыходе из нее». Конечно, приведенные в заголовке «утонутие» и «утопание» - искусственные слова.

Писатели использовали подобные слова для стилизации речи или пародии. Например: Хозяйка вышла затем, чтобы привести в исполнение мысль насчет загнутия пирога (Н.В. Гоголь); Дело... об изгрызении плана оного мышами (А. И. Герцен); Объявить вдове Вониной, что в неприкрепле- нии ею шестидесятикопеечной марки... (А.П. Чехов); Из его слов можно было заключить, что он усматривает в действиях Блюма факт перегнутия палки (И. Ильф и Е. Петров).

Большим мастером создания комического эффекта в пародиях на канцелярский язык был М.Е. Салтыков-Щедрин. В его «Современной идиллии» один из персонажей предлагает разработанный им проект компенсации за оскорбления.

За словесное оскорбление укоризною в недостатке благовоспитанности - 20 к.

За словесное оскорбление укоризною в недостатке благовоспитанности с поднятием руки, но без нанесения - 75 к.

За нанесение по лицу удара рукой с рассечением какой-либо части оного (носа, бровей, губ и пр.) - 3 р.

Примечание. Равным образом воспрещается выколотие глаза, откушение носа, отсечение руки или ноги, отнятие головы и проч.

Из сказанного отнюдь не следует, что отглагольными существительными нельзя пользоваться.

Во-первых, они удобны благодаря своей краткости. Ср.: Когда наступило утро, вся природа оживилась. - С наступлением утра вся природа оживилась.

Во-вторых, отглагольные существительные широко используются в роли терминов, например: сложение, вычитание, ощущение, восприятие, согласование, управление, примыкание, прокладка, проходка, ввоз, вывоз и т.д.

Но вызывают возражения искусственные образования типа «вы- нутие ноги из сапога» или неоправданный канцелярский характер обычного текста, например в объявлении управдома: «Сообщение о недопущении жильцами загрязнения лестницы собаками». И в ученических работах встречается неудачное использование конструкций с отглагольными существительными, например: «Нагульнов допускает избивание кулаков»; «Написание романа «Евгений Онегин» относится к эпохе перед восстанием декабристов»; «Для раскрытия образа Татьяны очень много дает эпизод ее беседы с няней»; «У Базарова произошло заражение трупным ядом» (вместо: Базаров заразился трупным ядом).

Чтобы не допускать подобных ошибок, следует помнить, что всегда лучше употребить глагольное сказуемое, а не сочетание отглагольного существительного со вспомогательным глаголом: Растет самосознание масс. - «Происходит рост самосознания масс»; Павел организует кружок. - «Павел осуществляет организацию кружка»; Ниловна начинает понимать интересы сына. - «К Ниловне начинает приходить понимание интересов сына». Вторые синонимические конструкции воспринимаются с трудом, потому что в них усложнено сказуемое: вместо простых глаголов растет, организует, начинает понимать используются неуклюжие глагольно-именные сочетания. Подобное же «расщепление сказуемого» (как называют эти «перлы» канцелярского красноречия) затрудняет и восприятие такого предложения: «Всех нас интересовало, почему происходит снижение успеваемости по некоторым предметам» (вместо: снижается успеваемость). А вот другой неуклюжий оборот письменной речи: «На повестке дня классного собрания стоял вопрос об улучшении дисциплины». Здесь лучше было бы совсем опустить отглагольное существительное: вопрос о дисциплине.

В сочинениях школьников встречается ненужное словотворчество, связанное не только с отглагольными существительными. Например: «Беспринципиальность - черта характера Обломова». Автор этой фразы соединил прилагательное беспринципный и существительное принципиальность и получил несуществующее слово «беспринципиальность». Другой пример: «Молодогвардейцы проявляли чудеса героичества». Из двух слов - прилагательного героический и существительного геройство - ученик образовал третье, не существующее в русском языке.

Создание неологизмов - естественный процесс в развитии языка, но до поры до времени воздержитесь от активного участия в этом процессе.

  • Отглаго́льное существи́тельное (также девербати́в) в ряде флективных языков, включая русский, - имя существительное, образованное непосредственно от глагола. Примеры: хождение (от ходить), поедание (от поедать).

    По многим семантическим и синтаксическим свойствам отглагольное существительное близко к герундию (хотя считается, что, скажем, в русском языке герундия нет).

    От одной глагольной основы возможно образование двух видов отглагольных имён существительных: девербатива имени действия - лат. nomen actionis (сев, преобразование, спасение) и имени действующего лица или отправителя действия - лат. nomen agentis (сеятель, преобразователь, спасатель).

    В немецком языке существуют два вида отглагольных существительных: субстантивированный инфинитив, или «имя процесса» (примеры: sein - das Sein, schwimmen - das Schwimmen и др.) и «имя результата» на -ung. От большинства глаголов могут образовываться как первая, так и вторая форма; от «статических» по смыслу глаголов обычно образуется только первая, от «динамических» могут образовываться обе формы (первая имеет более абстрактный смысл).

    Применительно к восточным языкам отглагольное существительное традиционно именуется «ма́сдар» (араб. مصدر‎). Он является источником словообразования согласно мнению ученых басрийской школы морфологии. Аргументируют они это тем, что он указывает лишь на определенное понятие или состояние. Он проще и элементарнее глагола, который отягощен связью со временем и лицом деятеля. Например: شُكْرٌ غُفْرَانٌ «благодарность» - «ШуКРун» (понятие не связанно ни со временем, ни с деятелем), «прощение» - ГуФРаанун (тоже нет даже намека на ответ к вопросам: «когда?» и «кто?»)

    Отглагольные существительные широко используются в различных стилях языка:

    В общественно-политической и специальной литературе в качестве терминов, образованных различными способами:

    при помощи суффикса -ни-е (-ани-е, -ени-е), например: бетонирование, рыхление, разгосударствление, анкетирование, вычитание, сложение, согласование, управление;

    при помощи суффикса -к-а, например: кладка, шпаклевка (процесс и результат процесса); при наличии вариантов обоих типов (гравирование - гравировка, маркирование - маркировка, прессование - прессовка, шлифование - шлифовка) первый вариант имеет более книжный характер;

    бессуффиксным способом, например: вылет, жим, обжиг, промер, сброс, при наличии вариантов (нагрев – нагревание, обжиг – обжигание, слив – сливание) за формами на -ние сохраняется большая степень книжности.

    В официально-деловой речи, например: Началось выдвижение кандидатов; Переговоры завершились установлением дипломатических отношений; Достигнута договоренность о продлении соглашения на следующие пять лет; Просьба о предоставлении отпуска удовлетворена.

    В заголовках, например: Запуск космического комплекса; Показ новых фильмов; Вручение орденов и наград; Возвращение на родину. Обычная формулировка пунктов плана - словосочетания с отглагольным существительным в качестве главного слова.