Что значит спокойная как удав. Обыкновенный удав. Сергей головкин «удав» - «фишер»


Движение скопчества возникло на территории России в XVII веке. Его основоположником был беглый крепостной Кондратий Селиванов. До этого он принимал участие в развитии секты хлыстов "богородицы" Акулины Ивановны. Селиванов полностью отказался от курения, употребления алкогольных напитков, мяса, игр, танцев, брачных связей. Скопцы, именовавшие себя "белые голуби", были уверенными в том, что Селиванов являлся перевоплощением Христа. Его они именовали искупителем, считали своим Богом и готовы были на всё, чтобы стать ангелами во плоти.

"Страды" - священная книга участников общины. В ней описывались все мучения, страдания и переживания Кондратия Селиванова. Без этой священной книги не обходился ни один скопец и ритуал. Вторым источником учения для таких людей были молитвенные собрания. Скопцы занимались купечеством, ростовщичеством, крупным оптом.

Кто мог стать участником общины?



Чтобы стать скопцами, людям приходилось подвергать себя чудовищным мучениям - кастрации. Мужчины, желающие стать частью общины, избавлялись от детородных органов. Женщинам, в свою очередь, отрезали соски, малые и большие половые губы. Данные обряды проводились с применением двух раскаленных мечей, которые напоминали форму креста. Спустя некоторое время скопцы начали использовать другое режущее орудие. Это могли быть нож, коса, бритва и т.д. Все эти инструменты скопцы нагревали по предельно высокой температуры для того, чтобы в рану не попала инфекция и кровотечение быстро остановилось.


Интересным является тот факт, что оскоплению подвергались не только взрослые, но и их дети, поскольку в секту принимались целые семьи. После проведения обряда они не распадались, а создавали хозяйственные ячейки, которые назывались "гнездами". Главой всех участников секты был "кормчий". Этот человек властвовал над другими общинниками. В этом ему помогала женщина, которую скопцы именовали "богородицей". Людей, оскопленных в детстве, можно было без проблем отличить от других ячеек общества. Они, как правило, были высокими и непропорциональными. Борода у мужчин из-за серьезных гормональных сбоев, росла плохо.

Как скопцы вовлекали в секту новичков?



Основной целью людей, принявших оскопление, было вовлечение новичков. Чтобы увеличить количество участников секты, скопцы применяли множество способов. Они даже выкупали крепостных крестьян с целью их дальнейшего оскопления. Кроме того, участники секты заманивали людей деньгами и пропагандировали "чистоту", которая была особенно важной для молодежи. Вовлекали в секту скопцы и своих малолетних родственников. Они верили, что когда число участников движения достигнет 144 000, будет страшный суд, после которого наступит торжество последователей общины.

Движение скопцов имело свою идеологию. Участники секты именовали себя "белыми голубями". Они считали, что "обелиться" человек может только путем оскопления. "Белые голуби" также имели особенное отношение к образу жизни. Они не употребляли алкогольных напитков и мясных блюд. Для скопцов под запретом также были игры, танцы, свадьбы, крещения, половые связи.



Они уверяли, что рождение ребенка приводит к разорению, поэтому отдавали предпочтение жизни без детей. "Белые голуби" посещали православные церкви, но некоторые их обряды жестко высмеивали. Храм они именовали "конюшней", брак - "случкой", женатых - "кобылами" и "жеребцами", а их детей - "щенками". Участники общины священников называли "жеребцами", а богослужение - "ржанием жеребцов".

Священные атрибуты "белых голубей"



От Кондратия Селиванова каждый скопец получал пищу, которую тот не доедал. Употребляли ее участники общины на голодный желудок. Относились они к такой еде как к драгоценной святыне. Все скопцы мечтали иметь что-либо от тела своего "искупителя". Это могли быть ногти, волосы или сосуд с водой, которой Селиванов умывался. Данные атрибуты "белые голуби" носили с собой постоянно в ладанках на груди.

Как проводились у скопцов молитвенные собрания?


Молитвенные собрания у участников общины начинались с чаепития. После этого они приступали к хоровому пению. Сначала один из представителей секты читал молитвы, после чего начиналось исполнение духовных песен. Во время пения "белые голуби" ударяли в ладоши. Затем они приступали к танцам. Двигались участники общины до полной потери сил. Именно таким образом они достигали состояния экстаза. На молитвенные собрания скопцы приходили в белом одеянии.


Религиозная активность участников общины пошла на спад в 1881 году, когда умер тогдашний их лидер Козьма Лысин. Последние скопцы скончались в 30-х годах прошлого столетия. Именно тогда рассказ о том, что люди должны быть похожими на ангелов, закончился.

В продолжение темы рассказ про ещё .

Скопцы Олекминского уезда (Якутия)

Даже сама мысль о кастрации, вероятнее всего, пугает любого нормального здорового мужчину. С древности это считалось болезненной унизительной процедурой, которой подвергали в основном рабов или преступников (даже евнухами в восточных гаремах редко становились добровольно).

Чтобы тысячи мужчин (а затем и женщин!) по собственному желанию соглашались на удаление половых органов — разве такое возможно? Вполне! Если это связано как с религиозными мотивами, так и с возможностью выбиться из бедности, стать преуспевающим и уважаемым человеком. А требуется для этого всего ничего.

Секта скопцов активно действовала в России более полутора веков и только при советской власти была разгромлена.

Одной из самых мощных религиозных сект на Руси считались хлысты. К середине XVIII века, когда и произошли описываемые нами события, секта существовала уже около 100 лет и была чрезвычайно популярна. К хлыстам уходили целыми монастырями.

Это была довольно закрытая секта. Ее адепты проповедовали крайний аскетизм, отказ от земных благ и вегетарианство. Устраивали радения — ночные богослужения с самобичеванием. Однако, по слухам, сектанты практиковали на этих радениях и свальный грех.

Один из самых влиятельных и многочисленных «кораблей» (так называлась община хлыстов) находился в Орловской губернии. Управляла им некая Акулина Ивановна. С молодости она именовалась «богородицей» (ближайшей помощницей) пророка Филимона, который пользовался у сектантов особенным уважением, и после его смерти возглавила общину.

Как-то к Акулине Ивановне заявился крепостной крестьянин Кондратий Селиванов. Бедолага был немым. Кое-как он объяснил «богородице» на пальцах, что бежал от рекрутства. Он был принят в «корабль». А после одного из ночных радений внезапно заговорил. Акулина Ивановна, узрев сие чудо, тут же сделала его вторым человеком в общине.

И вот тут мы возвращаемся к вопросу о свальном грехе. Согласно официальной версии, именно против него выступил Кондратий, шокированный вольными нравами единоверцев.

Селиванов предложил хлыстам радикальным способом избавиться от греховных влечений. И послужил живым примером, проведя самокастрацию раскаленным железом.

Большинство хлыстов, включая Акулину Ивановну, были потрясены таким поступком, и Селиванову пришлось уйти из общины.

Однако некоторые хлысты, на которых «подвиг самоотречения» Кондратия произвел огромное впечатление, последовали за ним. День, когда Селиванов «сжег греховного змия», можно считать датой рождения новой секты.

Сила золота

Селиванов со товарищи обосновались в Тамбовской губернии и активно стали привлекать на свою сторону крестьян, в первую очередь богатых. Им это удалось довольно легко. Ведь именно крестьяне были наиболее религиозной частью населения и охотно верили в то, что им удастся войти в Царствие Небесное, если «изничтожить само семя греха».

Вслед за ними со временем потянулись и те, кто путем оскопления надеялся разбогатеть. Ведь у скопцов не было наследников (они разрывали семейные узы, а новых детей иметь не могли). Имущество же, согласно уставу секты, после смерти одного скопца переходило другому.

Стоит сказать, что секта отличалась сильнейшим прозелитизмом — стремлением завербовать в свои ряды как можно больше сторонников. Нередко те из сектантов, у кого уже были дети, кастрировали их. Часто они выкупали крепостных крестьян у жестоких помещиков. Что требовалось от спасенных, вы уже, конечно, поняли.

Подготовка к оскоплению

Порой богатые сектанты буквально загоняли в кабалу односельчан. А когда те уже света белого не видели из-за нищеты, предлагали простить им все долги. Взамен — кастрация и вступление в секту.

Иногда скопцы просто предлагали деньги крестьянам за «избавление от греховного змия». Суммы сулили крупные — порой до 100 рублей, что в те времена было совсем немало.

Наконец, сектанты умело давили на религиозные убеждения дремучих крестьян, цитируя отдельные куски из Библии. Они уверяли, к примеру, что все апостолы были оскоплены. В результате ряды сектантов очень быстро ширились, и вскоре уже счет их шел на сотни.

И женщины, и мужчины

Процесс оскопления имел несколько стадий, каждая из которых была чрезвычайно болезненной. «Первая печать» — это удаление яичек. Поначалу перед ампутацией яички… дробили молотком, а лишь затем отрезали. В дальнейшем от этой практики отошли, используя только режущие инструменты и раскаленное железо для прижигания раны.

Надо сказать, что некоторые мужчины после «операции» сохраняли возможность к совокуплению. Потому они считались не полностью очищенными от греха.

Тому, кто хотел занять более высокое положение в иерархии секты, необходимо было наложить «вторую», или «царскую печать». То есть полностью удалить половой орган.

Оскопленные мужчина и женщина

После этого скопцы использовали специальные приспособления, которыми затыкали мочеиспускательный канал, дабы избежать конфуза на людях. В некоторых общинах существовала и «третья печать», а именно — удаление сосков.

Женщины, которые по каким-либо причинам (например, вслед за мужем) вступали в секту, в большинстве своем также подвергались болезненным операциям. Им отрезали груди, а порой выжигали и наружные половые органы. Что, кстати, не препятствовало деторождению. Известны случаи, когда покинувшие секту женщины выходили замуж и рожали детей.

Общение с царями

Движение скопцов становилось столь популярным, что правительство забеспокоилось. Первый суд над сектантами состоялся в 1772 году. Около 300 скопцов были сосланы в Сибирь. Селиванов бежал, но через два года был пойман и бит кнутом. Следующие 20 лет своей жизни он провел в Иркутске.

Скопцы были поставлены вне закона, но число сектантов увеличивалось в геометрической прогрессии. Среди них прошел слух, что Кондратий Селиванов — не кто иной как Петр III, которого развратная императрица загнала в Сибирь именно за то, что он оскопил себя.

Особенно сектанты укрепились в этом мнении, когда после смерти Екатерины Великой Павел I личным указом вернул Кондратия из ссылки. Правда это или нет, но многие источники утверждают, что император удостоил скопца аудиенции.

— Ты мой отец? — якобы спросил Павел Селиванова.

— Греху я не отец. Прими мое дело, и я признаю тебя своим сыном, — заявил лукавый Кондратий. Разумеется, Павел отказался от операции и отправил Селиванова в сумасшедший дом.

Золотые времена наступили для скопцов, когда к власти пришел Александр I. Селиванова выпустили из сумасшедшего дома, а приютил его камергер бывшего польского короля Алексей Елянский. Вскоре он сам принял скопчество. На пару с Кондратием Елянский составил и отправил на высочайшее имя проект переустройства государства.

Согласно ему, вся Россия должна была превратиться в «корабль» скопцов. То есть кастрации должны были подвергнуться все — от государя императора до последнего крепостного. После этого в России наступит рай.

При этом духовным наставником Александра I назначался Селиванов. Себе же Елянский скромно отвел место главнокомандующего. После прочтения проекта император отправил зарвавшегося вельможу в ссылку. Селиванова же почему-то не тронул.

Как бы то ни было, в дом Селиванова запретили доступ полиции. На еженедельных радениях Кондратий собственноручно оскоплял мальчиков и мужчин. В ряды скопцов теперь вступали не только крестьяне и купцы, но и представители высшего света!

Одно из радений в 1805 году посетил даже сам Александр. Правда, «выжечь греховного змия» он не пожелал. Но такой визит, конечно, еще больше подогрел интерес к секте среди дворян Петербурга.

Как все закончилось

Лишь в 1820 году все изменилось. Фаворит Александра I — генерал-губернатор Санкт-Петербурга граф Милорадович -узнал, что скопческие радения посещают двое его племянников. Началось следствие. Выяснилось, что Селиванов оскоплял не только гражданских, но и солдат и матросов.

На расправу Милорадович был крут: вскоре, заручившись высочайшим позволением, он довел дело до суда, и Кондратий был сослан в один из монастырей Суздаля, где и умер в 1832 году.

Дело его, однако, жило. Счет скопцам в России шел на десятки тысяч. Одним из лидеров сектантов после смерти Селиванова стал купец первой гильдии Максим Плотицын, который жил в Моршанске. Многие сектанты завещали ему свои богатства. Он был, выражаясь современным языком, хранителем «общака».

В 1869 году, уже при Александре II, Плотицын попался на взятке должностному лицу. При обыске у него было изъято порядка 30 миллионов рублей! Осознав, с сектой какого размаха они имеют дело, власти взялись за скопцов всерьез. Плотицын отправился на каторгу, за ним — тысячи единоверцев.

Разговор со скопцами отныне был короток. Признаешься, что ты сектант, — отправляйся в Сибирь без лишних разговоров. Скопцы ушли в подполье, хотя по-прежнему обладали влиянием.

Окончательно добила сектантов советская власть. Так, в 1917 году у лидеров скопцов были проведены экспроприации. Согласно документам, у купца Бурцева конфисковали четыре миллиона рублей золотом, у братьев Никифоровых — миллион, у сестер Смирновых — 500 тысяч.

Последний громкий процесс над скопцами прошел в 1929 году. Сельских скопцов, признав врагами советской власти, отправили в Сибирь, городских — посадили. От этого удара секта уже оправиться не смогла и, по сути, прекратила свое существование.

Движение скопчества появилось в России в середине XVIII века. Основателем ее считается беглый крепостной Кондратий Селиванов, покинувший секту хлыстов "богородицы" Акулины Ивановны.

Кондратий Селиванов

Основой учения скопцов явилась строка из евангелия от Матфея 19 глава, стих 12: Есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.
Столица: Тамбов.

Общество скопцов

В общине скопцов считали, что единственный путь спасения души - борьба с плотью путём оскопления. За это в царской России её членов преследовали и ссылали в Сибирь. Но даже это не останавливало желающих вступить в общину: во второй половине XIX века скопцов насчитывалось около 6 тысяч, главным образом в Тамбовской, Курской,Орловской губерниях и... в Сибири, где богатые скопческие общины покупали земли у местного населения.
Род деятельности: купечество, ростовщичество и вообще крупный опт.
Особенности

Общество скопцов

1. Себя они именовали "белыми голубями". Этимология самоназвания проста: "убелиться" на жаргоне скопцов означает оскопиться. Свои общины скопцы, как и хлысты, называли "кораблями". Несмотря на декларируемое скопцами равенство "кормчий", стоящий во главе "корабля", обладал властью над прочими общинниками. Помогающая "кормщику" женщина, аналогично хлыстовской практике, именуется "богородицей".
2. Существовало несколько основных способов вовлечения в секту новичков:
- Оскопление малолетних родственников
- Экономическое закабаление
- Выкуп крепостных крестьян при условии оскопления
- Соблазнение деньгами
- Пропаганда "чистоты", особенно эффективная среди юношества
3. Скопцы не ели мясной пищи, не употребляли алкоголь, не курили, избегали, крестин и свадеб, не пели светских песен и старались вовсе не ругаться.
4. Cкопцы охотно посещали православную церковь и даже проявляли в вопросах религиозной обрядности большое усердие. При этом они открыто осмеивали православные обряды и таинства; храм называли "конюшней", священников - "жеребцами", богослужения - "ржанием жеребцов", брак - "случкой", женатых людей - "жеребцами" и "кобылами", детей - "щенятами".
5. Деторождение cкопцы считали причиной обнищания и разорения. "Вот мы не женимся и замуж не выходим, от того и богаты. Делайте то же, что и мы, перестаньте верить вашим жеребцам тогда жить будет легче, будете богаты, будете святы".
6. Скопцы веруют, что когда их число достигнет 144 тысячи, наступит страшный суд, за которым будет торжество последователей скопчества.
7. В книге "Русские скопцы" Александр Эткинд писал: "Последствия оскопления мужчин зависели от возраста, в котором была произведена операция. Скопцы, кастрированные в зрелом возрасте, теряли лишь способность к оплодотворению. Оскоплённые в детстве подвергались большим физиологическим изменениям. У них сохранялся высокий голос, не росли волосы на лице, и тело приобретало характерную тучность".
Молва
Молва приписывала богатой общине скопцов финансирование различных неправительственных организаций, например, народовольцев.
Существует теория, согласно которой Александр Пушкин в сказке "Золотом петушке" завуалированно описывал скопцов: Шамаханская царица - это деревня скопцов Шамохань, которую возглавляла женщина. Действие сказки можно рассматривать как поочередное оскопление сыновей царя, влюбившихся в эту женщину.

Иллюстрация к сказке "Золотой петушок"

Скопцы часто упоминаются в произведениях Федора Достоевского, а сама тема скопчества занимает большое место в творчестве новокрестьянского поэта Николая Клюева, по всей вероятности он сам был в своё время связан с данной сектой.

Скопческая песня Селиванова своим «детушкам»

О возлюбленные детушки! Теперь вам всю правду открою, что я искупитель, родимый батюшка, впредь устрою, кого за какую жизнь и службу удостою. Кому царство растворю, а кого раем подарю, а кого за веру поблагодарю!

История этой жестокой и необычной религиозной секты и по сей день бередит умы человечества. Скопцы – люди, добровольно уродовавшие себя. История секты – это века существования и масса вопросов, один из которых – «Во имя чего?». Так кто же они, скопцы России?

«ЦАРЬ НАД ЦАРЯМИ»

Движение скопцов зародилось в середине XVIII века в Орловской губернии, где в ту пору находился центр секты хлыстов, во главе которой стояла самозваная «Богородица» Акулина Ивановна. Однажды к секте прибился крестьянин Кондратий Селиванов, который поначалу изображал немого, а затем неожиданно заговорил. Акулина Ивановна поспешила провозгласить Селиванова «царем над царями» и сделала его вторым человеком в общине. Нравы у хлыстов были довольно свободными, и однажды Селиванов выступил против свального греха и предложил радикальное средство избавиться от греховных влечений – «раскаленным железом отжечь свои детородные уды». Селиванов провел самокастрацию, но понимания среди хлыстов не встретил и ушел из общины.

СОКРУШЕНИЕ ЗМИЯ

Вскоре Селиванов основал собственную общину в Тамбовской губернии и нашел немало последователей, захотевших по его примеру «сокрушить душепагубного змия» путем оскопления. Возможно, секрет успеха нового учения заключался в желании некоторых стать побогаче. Селиванову удалось привлечь на свою сторону нескольких богатых крестьян, возжелавших праведной жизни и царствия небесного. А поскольку у кастрата прямых наследников быть не может, в общине утвердился порядок, согласно которому добро одного скопца наследует другой скопец. Таким образом, ценой утраты мужского достоинства сектант вступал в клуб богатых наследников и мог по прошествии лет разбогатеть.Вскоре среди членов секты было уже немало обеспеченных людей.

ЛИШНИЕ ЧАСТИ

Первоначально оскопление совершалось раскаленным ножом или топором, однако довольно скоро этот обычай прекратил существование. От него сохранилась лишь традиция сожжения ампутированных органов.
Мужское оскопление устойчиво разделялось на два вида. Первый и наиболее распространенный сводился, по формулировке судмедэксперта, к «отсечению яичек». Второй – полное оскопление. После операции скопцы вставляли в отверстие мочеиспускательного канала особые оловянные или свинцовые затычки для воспрепятствования, по их словам, «самопроизвольному истечению мочи».
Что касается оскопления женского, то оно подразумевало большее хирургическое «разнообразие»: «вырезание, вытравление или выжигание грудных сосков», «отнятие (ампутация) одной или обеих грудей», «вырезание малых губ» или «вырезание больших губ вместе с малыми»… При этом наиболее распространенным видом женского оскопления была ампутация обеих грудей.

ПОД СУДОМ

Первый «скопческий процесс» состоялся в 1772 году. Перед судом предстали 246 человек. В списке обвиненных в ереси были в основном крестьяне, но крестьяне отнюдь не бедные. Например, скопец Яковлев имел две избы, 10 лошадей, семь коров, 15 овец и пять свиней. Его единоверец Запольский имел три избы, девять лошадей, пять коров, 10 овец и тоже пять свиней. И таких богатеев среди подсудимых были десятки. Сам Селиванов тогда бежал, но попался в 1774 году, был высечен и выслан в Нерчинск. До Нерчинска он не дошел и последующие 20 лет жил Иркутске, однако дело его не было забыто. Скопчество было поставлено вне закона, но число его последователей продолжало расти.

ГОСУДАРЬ ПЕТР III

Постепенно скопчество обрастало собственной мифологией. Сектанты уверовали, что томящийся в Сибири Селиванов есть не кто иной, как чудом спасшийся государь Петр III.Рассказывались бредовые истории о том, что Петр III оскопился еще в родной Голштинии, а его жена Екатерина за это супруга невзлюбила и свергла. По другой же версии, Екатерина тоже уверовала в скопческое дело и ушла странствовать, оставив вместо себя фрейлину, которая и свергла кастрированного царя. Какой бы абсурдной ни была вера скопцов, их деловая хватка оставалась крепкой.

В СУМАСШЕДШЕМ ДОМЕ

И вот в 1796 году у скопцов появилась надежда на исполнение заветных мечтаний. С воцарением Павла I отношение к тем, кто был гоним при Екатерине II, резко изменилось, и Кондратий Селиванов сумел покинуть Сибирь. Верховный скопец объявился в Москве, а вскоре был вызван к самому императору.
– Ты мой отец? – якобы спросил Павел у новоявленного Петра III.
– Греху я не отец, – ответил Селиванов. – Прими мое дело, и я признаю тебя своим сыном.
Однако оскопиться император не пожелал и отправил нахала в сумасшедший дом.

«ЗОЛОТОЙ ВЕК»

И все-таки скопцы дождались своего часа. Александр I, который относился к деяниям отца так же плохо, как Павел I относился к деяниям своей матери, выпустил Селиванова из лечебницы и, подержав в богадельне, отдал на поруки бывшему камергеру польского короля Алексею Елянскому, который сам вскоре принял скопчество. С этих пор и начался «золотой век» кастрированных сектантов. Селиванов установил контакты с представителями высшей петербургской аристократии, которая в то время увлекалась всевозможными мистическими учениями, и даже благословил Александра I на войну с Наполеоном. За это благословение император пожаловал главному скопцу три богатых кафтана.
Селиванов обрел небывалые привилегии. Достаточно сказать, что ни один полицейский не имел права переступать порог его дома, где совершались сектантские радения и оскопления. Безнаказанность была полная. С Селивановым общались представители кружка генеральши Татариновой, в котором состояли придворные аристократы и в который был вхож сам князь Голицын, тогдашний министр просвещения.

ДАЕШЬ ОСКОПЛЕНИЕ!

Кончилось дело тем, что скопцы слишком зарвались. Алексей Елянский подал государю проект переустройства России, по которому Селиванов должен был стать духовным учителем самого царя. На себя Елянский был готов взять руководство вооруженными силами. Более того, в 1819 году генерал-губернатор Петербурга Милорадович узнал, что два его племянника обратились в скопчество. Это была последняя капля, и в 1820 году Селиванов был арестован и отправлен в монастырь, где и оставался до своей смерти в 1832 году. Однако секта продолжила свое существование, а ее члены по-прежнему накапливали огромные богатства.

ХРАНИТЕЛЬ ОБЩАКА

В XIX веке одним из лидеров российского скопчества был купец первой гильдии Максим Плотицын, живущий в Моршанске (Тамбовская губерния). В его доме было нечто вроде монастыря, в котором проживали шесть женщин с удаленной грудью. Поскольку Тамбовщина, где Селиванов создал свою первую общину, была священным для скопцов местом, многие сектанты завещали свои богатства Плотицыну. Он же был хранителем скопческого общака. По некоторым сведениям, у купца находилось около 30 миллионов рублей золотом. Всего этого богатства Плотицын лишился в 1869 году, попавшись на даче взятки должностному лицу. Плотицына посадили в тюрьму, многих скопцов сослали в Сибирь, а деньги в ходе следствия были кем-то разворованы.

ПОСЛЕДНЯЯ ТОЧКА

Однако окончательно своего богатства скопцы лишились только после 1917 года. Известно, что у менял сестер Смирновых было экспроприировано 500 тысяч рублей, у купца Павла Бурцева – 4 миллиона, у братьев Никифоровых – 1 миллион. Но с началом НЭПа многие из разоренных вернулись в бизнес. Окончательно скопческое предпринимательство было уничтожено лишь в 1929 году в ходе большого процесса по делу сектантов, состоявшегося в Ленинграде. Сельских скопцов раскулачили, городских посадили, а те, кто остался на свободе, стали влачить жалкое существование.

«НОВЫЙ СЕЛИВАНОВ»

И все же история скопчества и поныне не оставляет многих в покое. В качестве любопытного курьеза можно привести такой случай. Он был описан в 1983 году британскими медиками. Речь идет о 37-летнем безработном, «который был помещен в больницу из-за потери крови, последовавшей за попыткой самокастрации». Пациент утверждал, что «в своем предыдущем воплощении он возглавлял религиозное движение в России XVIII века, подвергался преследованиям и поэтому кастрировал себя раскаленной кочергой».

Кризис средневекового мировоззрения наступил в России в XVII веке и вылился в раскол, породивший феномен старообрядчества. Важным катализатором этих изменений стали петровские реформы, усугубившие кризис традиционной ре-лигиозности. Петр I вдохновлялся опытом протестантских стран: целью было не только создание института церкви, но и религиозное просвещение.

«Я давно побуждал… сделать книгу, где бы изъяснить, что непременный Закон Божий, и что советы, и что предания отеческие, и что вещи средние, что толь-ко для чину и обряду сделано и что непременное… <…> понеже Понеже — потому что. всю надежду кладут на пение церковное, пост и поклоны и прочее тому подобное…» — писал в 1724 году император в созданный им высший орган церковного управления Святейший синод. Так впервые за долгое время был объявлен приоритет Писа-ния над церковной традицией, а догматов — над обрядом.

Разрешив самостоятельное чтение Библии, что в православной традиции не поощрялось, Петр I и его единомышленники не подозревали о последствиях. Как остроумно заметил английский историк Кристофер Хилл: «Библия могла иметь различный смысл для разных людей в разные времена и при разных обстоятельствах. Она была огромным сундуком, из которого можно было вынуть все что угодно».

Читая или слушая Библию, простые люди увидели массу несоответствий меж-ду библейскими заповедями и церковной реальностью. Так возникли новые религиозные группы, чьи принципы явно напоминают основные идеи европей-ской Реформации: отказ от института священства, поклонения иконам, почи-тания святых и совершения таинств. Впрочем, появление новых сект связано не только (и не столько) с чтением Библии, но и с разочарованием в традици-онных религиозных институтах.

Правительство опасалось миссионерской активности сектантов и стремилось изолировать их от православных, ссылая в Сибирь, на Северный Кавказ и в Закавказье. Возможность открыто исповедовать свою веру религиозные меньшинства получили лишь после царского манифеста от 17 октября 1905 года, провозгласившего свободу совести. Однако после установления советской власти религиозная свобода стала фикцией. Борьба государства с любыми формами религии привела к тому, что число русских сектантов сильно сократилось, а некоторые группы и вовсе ушли в небытие.

Хлысты

Семья хлыстов в деревне Селиванихе. Начало XX века University of Alberta Libraries

Первые упоминания о хлыстах относятся к концу XVIIначалу XVIII века. Существуют разные версии о происхождении названия секты: оно либо связано с практикой самобичевания, либо произошло в результате искажения слова «христы» — так называли хлыстовских наставников. До сих пор идут споры о том, как возникло это движение, зато известно точно, что основал его ко-стромской крестьянин Даниил Филиппович. В отличие от других сек-тантов, хлысты формально не порывали с православием: они продолжали посещать церковь, но одновременно участвовали в особых собраниях — радениях. По-следние представляли собой особую экстатическую практику: члены общины, имевшие статус пророков и пророчиц, до изнеможения кружились, выкри-кивая свои пророчества. Остальные внимали им, кланяясь в ноги и рыдая. Хлыстовские радения проходили тайно, и посторонние на них не допуска-лись: так возникло множество безосновательных слухов о происходившем там свальном грехе и кровавых жертвоприношениях.

Страшилки о хлыстовских практиках приводятся в книге русского писателя XIX века Мельникова-Печерского, который служил чиновником осо-бых пору-чений Министерства внутренних дел и по долгу службы изучал и преследовал раскольников: «Мне самому приходилось слышать от лиц, хорошо знавших хлыстовские корабли Кораблями назывались хлыстовские общины. , рассказ о гнусном людоедстве, равно как и о заклании младенцев мужского пола». Вопреки этим расхожим стерео-типам Подобные обвинения довольно распростра-нены: в первые века нашей эры им подверга-лись христиане, а сегодня — представители современных новых религиозных движений. , хлысты проповедовали аскетизм и безбрачие. «Хмельного не пейте, плот-ского греха не творите, не женитесь, а кто женат, живите с женой как с се-строй; нежени-мые не женитесь, женимые разженитесь», — эти заповеди хлы-сты приписы-вали Даниилу Филипповичу.

Свое «экстравагантное» богослужение хлысты оправдывали, апеллируя к Биб-лии: «Надобно молиться по старине, как молился царь Давид для спасения душ», а Давид, как известно, молясь, «скакал из всей силы перед Господом» (2 Цар. 6:14).


Корабельное радение хлыстов. Иллюстрация из книги Владимира Даля «Исследование о скопче-ской ереси». 1844 год Wikimedia Commons

Хлыстовские общины назывались кораблями, а их лидеры — кормщиками и христами. В некоторых случаях лидерами были женщины — кормщицы и богородицы. В христианской традиции корабль — по аналогии с Ноевым ковчегом — символ спасения. Лидеры общин были окружены особым почита-нием: перед ними ставили свечи, на них крестились, а те, в свою очередь, ода-ривали всех водой или квасом, хлебом и изюмом.

В XIX веке на волне увлечения мистицизмом интерес к хлыстовству проявляли представители высших слоев общества; по некоторым свидетельствам, с хлы-стами был связан Григорий Распутин. В конце XIX — начале ХХ века хлысты и хлыстовские практики описывались в ряде художественных произведений, например в «Жизни Клима Самгина» Максима Горького, «Серебряном го-лубе» Андрея Белого, в поэзии Николая Клюева.

В советский период, несмотря на преследования властей, хлыстовские общины некоторое время продолжали существовать и прекратили свое существование в 50-60-х годах ХХ века.

Скопцы


Община скопцов в Якутии. Начало XX века yakutskhistory.net

Скопчество, возникшее во второй половине XVIII века, подходило к борьбе с человеческими грехами еще радикальнее, чем хлыстовство. Скопцы практи-ковали «огненное крещение» — оскопление — и ставили таким образом неру-шимую преграду между человеком и грехом. Среди скопцов была распро-странена легенда о том, что Иисус Христос, будучи евреем, был не просто обрезан, а оскоплен. Таким образом, кастрируя, или, как говорили сектанты, «убеляя» себя, они подражали Спасителю. Кроме того, оправдание своей практики эти радикальные аскеты находили в Библии: «Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф. 19:12). Основным ритуалом скопцов, как и хлыстов, были радения.

Основателем скопчества был крестьянин Кондратий Селиванов, выходец из хлыстовских кругов. Впоследствии он объявил себя спасшимся императором Петром III и, по легенде, даже встречался с Павлом I, призвав и его к «огнен-но-му крещению». В результате своей активной деятельности, приведшей к оско-плению нескольких нижних гвардейских чинов, а также вовлечению в скоп-ческий корабль родственников высокопоставленных чиновников, Кондратий Селиванов был арестован в 1820 году и сослан в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где жил до смерти в 1832 году. Его могила стала объектом палом-ничества — в ней проделывали ямки, куда опускали сухари, чтобы тем самым их освятить.

Кондратий Селиванов.

Литография из книги «Исследование о скопческой ереси» Николая Надеждина. 1845 год «Дом антикварной книги в Никитском»

Литография из книги «Исследование о скопческой ереси» Николая Надеждина. 1845 год «Дом антикварной книги в Никитском»

К концу XIX века количество скопцов составляло десятки тысяч человек. Пра-вительство активно боролось с сектантами, отдавая их в солдаты, ссылая в За-кавказье и Восточную Сибирь, где они создавали свои поселения и успешно хо-зяйствовали, всячески процветая.

Скопцы, как и другие сектанты, с энтузиазмом отнеслись к революции, ожидая для себя перемен к лучшему. Однако этим надеждам не суждено было сбыться: советская власть довольно быстро начала преследовать скопцов. По-видимому, скопческое движение окончательно сошло на нет в 1940-50-х годах — хотя время от времени появляются сообщения о современных скопческих общинах, их трудно счесть достоверными.

Молокане

Происхождение молоканства обычно связывают с деятельностью крестьянина Семена Уклеина, жившего во второй половине XVIII века в Тамбовской губер-нии. В почитаемой у молокан книге «Дух и жизнь» он воспевается как герои-ческий воин, единственным оружием которого была Библия: «Неустра-шимо всякого дьявольского за ним преследования, ревностно вышел со святою Биб-лией прямо на ратное поле и открыл войну против всей духовной демон-ской власти».

Название «молокане», вероятно, связано с употреблением последователями этого движения молока во время православных постов. Правда, сами молокане возводят его к одному из новозаветных текстов — Первому посланию апостола Петра: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Петр. 2:2).

Молокане на Кавказе. 1870-е годы New York Public Library

Молоканская деревня. 1870-е годы New York Public Library

Молокане, приехавшие в Лос-Анджелес с Кавказа. 1905 год New York Public Library

Молокане в Лос-Анджелесе. Начало XX века Library of Congress

Молокане отвергли водное крещение и причастие, а также, следуя ветхоза-ветным запретам, отказались от почитания икон и употребления в пищу сви-нины: «Икона — не Бог, свинина — не мясо; поклоняться изображению не по-добает, а есть свинину нелепо и нечисто» «Дух и жизнь», 1975 год. .

Молоканское богослужение, совершаемое под руководством пресвитера, вклю-чает чтение и толкование Библии, пение псалмов и духовных пе-сен. Молокан-ство делится на два основных направления: это постоянные молокане и духов-ные (или прыгуны). Последние практикуют экстатические формы богослуже-ния (пророчество, глоссолалия Глоссолалия (с греч. «говорение на язы-ках») — практика говорения на несуществую-щем ангельском языке в ходе богослужения. Восходит к раннехристианским временам, неоднократно упоминается в Новом Завете. Сегодня встречается в ряде христианских конфессий. , прыжки и т. п.) и почитают сочинения одно-го из своих лидеров — Максима Рудомёткина, в середине XIX века объявившего себя воплощением Святого Духа.

К концу XVIII века движение насчитывало уже несколько тысяч человек. В 1805 году Александр I издал указ, согласно которому молоканам было разрешено открыто исповедовать свою веру. Однако при его младшем брате, императоре Николае I, молокан начали преследовать и ссылать в Закавказье, которое стало главным местом их расселения. В XIX — начале ХХ века эми-гри-ровавшие из России общины молокан появились в Турции, США (штаты Кали-форния и Аризона) и в других странах. В начале 1920‑х в СССР был создан Союз духовных христиан-молокан, просуществовавший до 1930‑х и возобнови-вший свою деятельность в 1991 году. В начале XXI века общая численность молокан, живших в России, США, Австралии, Мексике, Армении, Азер-байджане и Тур-ции, по некоторым данным, составляла около 300 тысяч человек.

Духоборы

Духоборы на крыльце дома. Начало XX века

Три девушки-духоборки. Канада, начало XX века British Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

Духоборы. Начало XX века British Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

Собрание духоборов. Канада, Йорктон, 1915 год British Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

Мужчина и мальчик - духоборы. Канада, начало XX века British Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

Муж и жена - духоборы. Канада, начало XX века British Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

Духоборы из Йорктона отправляются в паломничество. Канада, 1902 год British Library / Picturing Canada / Wikimedia Commons

Духоборы получили свое имя благодаря оппонентам: в конце XVIII века те пы-тались представить новое движение борцами против Святого Духа, однако са-ми сектанты поняли это название иначе (духоборы — «поборники Духа») и ста-ли охотно употреблять.

Как и другие сектанты, духоборы отвергали православную обрядность, но, в от-личие от молокан, не считали Библию непререкаемым авторитетом. Ее место в традиции занимает так называемая «Животная книга» — в основе лежат тексты, созданные духовными лидерами общины, главным образом псалмы.

Духоборы — принципиальные пацифисты. В конце XIX века в духоборских по-селениях в Грузии (духоборов, как и других сектантов, при Николае I сослали в Закавказье) собрали и сожгли оружие, а ранее служившие в армии сдали при-бывшей полиции военные билеты. После обрушившихся на духоборов прави-тельственных репрессий за них вступился Лев Толстой. Он призвал Нобелев-ский комитет вручить духоборам премию мира и пожертвовал им часть гоно-рара за роман «Воскресение». Благодаря этой помощи более семи тысяч духо-боров в самом начале ХХ века перебрались в Канаду, где их потомки живут до сих пор.

Часть духоборов осталась в Грузии, однако после распада Советского Союза многие предпочли переехать в Россию. Таким образом в 90-х годах ХХ века в Тульской, Брянской и других областях появились духоборческие поселения.

Субботники

Субботник. Начало XX века Альманах «Еврейская старина», 1913 год

Члены еще одного религиозного дви-жения, возникшего в XVIII веке, так называемые русские иудействующие, настолько радикально прочитали Биб-лию, что отвергли не только православ-ную церковь, но и само христианство, предпочтя Ветхий Завет и иудаизм.

Сами русские иудействующие назы-вают себя «субботники», «геры», очень редко — «евреи»: «Мы сами не знаем, кто мы… Евреи бывшие?» Правитель-ство Российской империи наклеило на них ярлык «жидовствующие» в указе 1825 года «О мерах к отвращению рас-пространения жидовской секты под названием субботников». Там же пред-писывалось высылать из регионов рас-пространения секты всех евреев без ис-ключения, возлагая на последних от-ветственность за «совращение» православных в иудаизм Однако иудаизм не миссионерская религия, и обратившиеся в иудаизм русские крестьяне сами инициировали контакты с новыми еди-новерцами. Бывали и случаи, когда столкно-вение с живым, а не книжным иудаизмом разочаровывало неофита и приводило к его возвращению в православие. .

Субботники, как следует из названия, еженедельным праздничным днем счи-тают субботу, а не воскресенье, а также соблюдают некоторые другие — пищевые ограничения, обрезание и другие обряды жизненного цикла, а также иудейские праздники. Субботники давали детям еврейские име-на, а в советское время иногда считались евреями и по паспорту Так, субботники — жители села Ильинка в Воронежской области благодаря этому обстоятельству в 70-х годах ХХ века эмигри-ровали в Израиль. .

В постсоветское время судьбы субботников складывались по разному: часть эмигрировала в Израиль, часть переехала из традиционных мест проживания в Закавказье и в Россию. Их отношения с еврейскими религиозными органи-зациями в России порой складываются непросто: в некоторых городах суббот-ники активно участвуют в возрождении еврейских религиозных общин, в дру-гих — местные раввины ограничивают их участие в общинной жизни.

  • Энгельштейн Л. Скопцы и Царство Небесное: Скопческий путь к искуплению.