Егэ по истории пробник г. Что входит в билет по истории? Какие трудности возникают у сдающих ЕГЭ по истории

10 класс

Контрольный диктант (нулевой срез).

Диктант

Кончился январь. Лениво угасал морозный день. Небо было ясно. Лишь на закате, как в кузнечном горне, жарко плавились корявые железины туч…

По дороге к Аркалыку ходкой рысью бежала пароконная упряжка. В легких желтых санях ехали два отменно одетых жигита.

В одном из них сразу узнаешь господина. Поверх теплой одежды на нем серый чекмень с щегольским черно-бархатным воротником, на голове – новый лисий тымак. Обут в превосходные шевровые сапоги; из-под голенищ выступают войлочные чулки, тоже отороченные черным бархатом. Ему лет около тридцати. Он коренаст, круглолиц и курнос. Клинышком торчит холеная бородка. Взгляд колюч…

На отлогом пригорке вдали показались две могилы, и путники, подняв руки, скороговоркой пробормотали молитву.

В полуверсте от могил завиднелась одинокая зимовка. Она казалась заброшенной, необитаемой, вросла в землю, увязла в сугробе и мало чем отличалась от могил. Крыша обветшала, углы обвалились, снег прикрывал прорехи. Лишь узкая тропка была протоптана к черным стенам зимовки, - в ней жили…

Дрожь охватывала при мысли, какое злосчастье облюбовало этот дом!

Соскочив с саней и стряхивая снег с чекменя, Ахан проговорил сквозь зубы:

Куда ты меня привез? Тут, наверно, ни сесть, ни лечь. Неужели не мог найти жилья поприличней?

(183 сл.)

(По М. Ауэзову)

Грамматические задания

1 Произвести синтаксический разбор предложения

1в На отлогом пригорке вдали показались две могилы, и путники, подняв руки, скороговоркой пробормотали молитву.

2в Обут в превосходные шевровые сапоги; из-под голенищ выступают войлочные чулки, тоже отороченные черным бархатом.

2 Построить схему предложения с прямой речью.

3 Объяснить значение слова

1в обветшала

2в прорехи

4 Продолжить текст,введя диалог.

Контрольный диктант за 1 полугодие

Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям государственного стандарта Республики Казахстан

Диктант

Быть настоящим человеком.

Известно, что талант – это во многом трудолюбие и терпение. Чтобы добиться мастерства в любом искусстве, нужно неустанно упражняться, то есть совершенствоваться. Это знает и художник, и музыкант, и певец, поэт и ученый, - словом, каждый мастер своего дела, будь то великий гений Моцарт или просто хороший токарь.

Да, это старая истина. А вот далеко не каждый знает, что прожить жизнь свою достойно на земле – это тоже большое искусство, быть может, даже более сложное, чем любое другое мастерство. И оно тоже требует неустанного упражнения, только упражнения своей души.

В жизни случается все: и горе, и болезни, и обиды, и всякие другие невзгоды. Но настоящий человек защищен и в беде высшими, непреходящими ценностями: верностью идеалам, умением любить и верить, наслаждаться прекрасным, быть стойким в труде, в борьбе за правду и понимать всю ответственность за свою жизнь, за жизнь всего человечества.

Все эти ценности связаны неразрывно, это и есть то, что мы называем настоящим у человека: мужеством и готовностью его к жизни.

(158 сл.)

Грамматическое задание.

1. Разобрать по составу и сделать словообразовательный разбор:

1в - трудолюбие, готовность.

2в - наслаждаться, достойно.

2. Выписать глаголы:

1в – сов.в.

2в – несов. в.

3. Выписать:

1в. - существительные конкретные и отвлеченные.

2в. – местоимения и определить их разряд.

4.Выписать слова с безударной гласной, проверяемой ударением,и выделить орфограмму. (5-6 слов)

5. Письменное высказывание: «Что значит «прожить жизнь свою достойно на земле».

Годовой контрольный диктант.

Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям государственного стандарта Республики Казахстан

Диктант

Лицо природы.

Вся природа содержится в душе человека. Но в природе не весь человек. Какая-то ведущая часть человека, владеющая словом, вышла за пределы природы.

Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу.

В природе вода лежит, и ее зеркало отражает небо, горы и лес. Вся история культуры и есть рассказ о том, что увидел человек в зеркале, и все наше в том, что еще в этом зеркале увидит.

Природа нам развертывается, как перспектива прошлого самого человека, но когда усилием воли постараешься войти в нее, то тут же распадаешься на свое прошлое, то есть природу, и на себя, как человека.

Значит, не будущее, а настоящее- это точка опоры рычага, отрывающего человека от природы и перебрасывающего в будущее.

Каждый из нас, путешествуя, непременно открывает для себя вдали что-то новое. И, вернувшись домой, открывает свои глаза на знакомое и тем самым обогащает и расширяет свою родину.

Все эти солнца и звезды, поверхности вод и земля подозрительны тем, что их прекрасное лицо всегда обращено к лицу человека. Восторгаясь лицом природы, спрашиваешь себя: « Не любуешься ли ты лицом самого человека, отраженным в этих водах и звездах, в огне и цветах?»

Человек, любующийся природой, не нарцисс, а «гадкий утенок», впервые благодаря природе понимающий в себе лебедя.

(214 сл.)

(По М. Пришвину)

Грамматические задания.

    Произвести синтаксический разбор предложения

1вариант Какая-то ведущая часть человека, владеющая словом, вышла за пределы природы.

2вариант Каждый из нас, путешествуя, непременно открывает для себя вдали что-то новое.

2 Выполнить морфологический разбор

1вариант природу, открывает, прекрасное.

2вариант человека, вышла, гадкий.

    Выписать 3 слова, в которых букв больше, чем звуков.

    Выписать 3 слова, в которых звуков больше, чем букв.

    Выписать 5 слов с безударной гласной в корне слова. Проверить эту гласную ударением.

    Объяснить правописание приставок в словах текста: развертывается, предел, распадаешься, расширяет, прекрасное.

    Написать сочинение-рассуждение по фразе текста: «Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку…»

Подборка интересных текстов для диктантов найдена на сервере http://ruslita.ru/images/russki . Данный сайт представляет интересные материалы для уроков русского языка и литературы.

Диагностические диктанты
Обычно в первой половине сентября проводятся входные работы по русскому языку. Чаще всего это диктанты. Их тексты содержат те виды орфограмм и пунктограмм, которые изучались в прошлом учебном году. Основная цель диагностики - определить уровень остаточных умений и навыков обучающихся. До 8 класса тексты сопровождаются грамматическими заданиями. В 9-11 классах такие задания не предусмотрены, но по желанию учителя их можно ввести.
Пятые классы пишут по текстам итоговых диктантов, проведённых в начальной школе, поэтому данные тексты адресованы учащимся с 6 по 11 класс. Обратите внимание: количество текстов становится больше в 9-11 классах. Практически все диктанты объединены осенней темой, что удачно сочетается с временем их проведения.
2013-2014 учебный год

Предзимье
Печален осенний день в лесу. Голые стоят разноцветные осины и берёзы.4Осыпает иглу высокая лиственница. Давно высохли и поблёкли травы. Серое небо прильнуло3 к земле.
Надоедливо моросит колючий дождь. Так проходит неделя за неделей. А потом вдруг налетает шумная буря. Гнутся вековые ели. Со стоном ломаются на вырубках старые осины. Ветер гонит жёлтую сухую листву по просекам и тёмным руслам речек.4
Стихает буря. И однажды утром первым делом обнаруживаешь, что земля ночью надела белый халат. Слегка морозит. Но это не настоящая зима. А пока в лесу просторно и чисто, похрустывает3 снежок, словно свежий кочан капусты.
(92 слова.) (По Р. Панову.)

Грамматическое задание

1. Разбор по составу слов: осенний, ломаются, вырубках (1вариант), вековые, налетает, снежок (2 вариант).
2. Синтаксический разбор: Ветер гонит жёлтую сухую листву по просекам и тёмным руслам речек. (1 вариант)
Голые стоят разноцветные осины и берёзы. (2 вариант).
3. Морфологический разбор: прильнуло (1 вариант), похрустывает (2 вариант).

Диагностический диктант для 6 класса
2013-2014 учебный год
Последние грибы

Ветер разлетелся по сторонам. Липа вздохнула и стряхнула с себя миллион золотых листиков.4 Ветер ещё раз рванул со всей силой. И тогда слетели все листья. Остались на чёрных ветвях старой липы только редкие золотые монетки.
Так поиграл ветер с липой, а потом подобрался3 к тёмной туче. Брызнула она и сразу вся разошлась3 дождём.
Другую тучу ветер прогнал далеко за горизонт. И вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи. Мокрые леса и поля сразу засверкали.
Рыжие листья засыпали землю. Но я нашёл немного и рыжиков, и подосиновиков, и подберёзовиков.4 Это и были последние грибы.
(92 слова.) (По М. Пришвину.)
Грамматическое задание

1. Разбор по составу слов: разлетелся, прогнал, листиков (1вариант), вырвались, поиграл, рыжиков (2 вариант).
2. Синтаксический разбор: Липа вздохнула и стряхнула с себя миллион золотых листиков. (1 вариант)
Но я нашёл немного и рыжиков, и подосиновиков, и подберёзовиков. (2 вариант).
3. Морфологический разбор: разошлась (1 вариант), подобрался (2 вариант).

АНАЛИЗ
диагностического диктанта 6 класса
2013-2014 учебный год
Учитель

ГРАМОТНОСТЬ

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
«5» «4» «3» «2» Качество знаний Обученность

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ

Лишняя запятая
Название ошибки Кол-во учащихся
Ошибки в разборе по составу
Ошибки в морфологическом разборе глагола

Ошибки в схеме предложения


2013-2014 учебный год

Звенящая тишина

Поздней осенью облетает с деревьев листва. Лес становится тихим и прозрачным. Я люблю в эту пору встречать рассвет на какой-нибудь опушке. Утренняя тишина ошеломляет. Стук собственного сердца кажется глухим и громким, как удары молота по кровельному железу. Но через минуту угаснут эти удары, словно бы стёртые3 тишиной.4 А воздух, молчащий3 до этого, зазвенит в ушах тоненьким звуком.4 Кажется, над головой поёт раскалённая нить электрической лампочки. И вдруг неожиданно слышишь какой-то писк.
«День, день...» - раздалось в ветвях ближайшей ели. «День, день...» - отозвалось с соседней сосенки. И пропала звенящая тишина, растаяла.
Что-то шевельнулось в чёрных лапах великана-дерева. Пригляделся и увидел пичугу малую. Не пойму: это синичка или ещё какой неразлучный певец нашего леса. До рассвета ещё добрых полчаса, а птицы уже подали голоса.
(123 слова.) (По Вл. Степанову.)
Грамматическое задание

1. Выписать местоимения из 1 абзаца (1 вариант), из 3 абзаца (2 вариант) и указать их разряд.
А воздух, молчащий3 до того, зазвенит в ушах тоненьким звуком. (1вариант). Но через минуту угаснут эти удары, словно бы стёртые3 тишиной. (2 вариант).
3. Морфологический разбор: молчащий (1 вариант), стёртые (2 вариант).
Диагностический диктант для 7 класса
2013-2014 учебный год
Симфония уходящего лета

Очень быстро летят последние дни уходящего3 лета. На лугу можно увидеть грустных аистов, собирающихся3 в стаи и готовящихся к отлёту.4 Их птенцы, теперь уже не похожие на птенцов, проводят свои последние тренировки перед полётом.4 Луг почти пустой, невесёлый. Только изредка пахнёт тебе в лицо аромат последних летних цветов, таких нежных и красивых. В этот миг кажется, что природа бессильна заставить их закрыть лепестки на зиму.
Солнце ласково смотрит сквозь бархатные белоснежные облака, но его улыбка уже не может согреть землю, как летом. Дожди стали частыми гостями. Птицы какие-то странные: спешат, кричат. Только под вечер успокаиваются, голоса их становятся тише. И лягушек уже не слышно. Лишь ветер насвистывает печальную симфонию прощания с летом. Спасибо тебе, лето, за все радости, которые ты нам подарило. Здравствуй, золотая осень! (125 слов.)
Грамматическое задание

1. Выписать местоимения из 1 абзаца (1 вариант), из 2 абзаца (2 вариант) и указать их разряд.
2. Синтаксический разбор предложения: На лугу можно видеть грустных аистов, собирающихся в стаи и готовящихся к отлёту. (1вариант).
Их птенцы, теперь уже не похожие на птенцов, проводят свои последние тренировки перед полётом. (2 вариант).
3. Морфологический разбор: уходящего (1 вариант), собирающихся (2 вариант).

Диагностический диктант для 7 класса
2013-2014 учебный год
Лесные озёра

Проходя сквозь чащи и дебри, речка Сия, подобно ожерелью, нанизывает на себя несколько десятков больших и малых лесных озёр. И у каждого свой особый пейзаж.
Михайловское - это ширь и синий простор. Озеро Плешково лежит в плоской круглой чаще, в зелёных дремотных берегах, окантованных3 зарослями камыша.4 Рассказывают, здесь хорошо берёт щука и окунь. Самое красивое озеро - Дудинцы - привлекает полной уединенностью, смолистым настоем окружающих3 его сосновых боров, кувшинками вдоль крошечных островов.
Каждое озеро может рассказать о рыбацкой удаче, об ошеломительных восходах и закатах, о ночлегах в маленькой продымленной избушке, о тихой радости несуетного бытия.
Меж сонных берегов ползут рваные клочья тумана. Лёгкими порывами ветра его сносит в сторону, к заболоченным зарослям ольхи и ивы. Там, коченея и напитываясь холодом, он превращается в сплошное молоко.4
(124 слова.) (По О. Ларину.)
Грамматическое задание

1. Выполнить разбор по составу слов: проходя, дремотных, продымленной (1 вариант), напитываясь, рыбацкой, заболоченным (2 вариант).
2. Синтаксический разбор предложения:
Озеро Плешково лежит в плоской круглой чаще, в зелёных дремотных берегах, окантованных зарослями камыша. (1вариант).
Там, коченея и напитываясь холодом, он превращается в сплошное молоко. (2 вариант).
3. Морфологический разбор: окантованных (1 вариант), окружающих (2 вариант).

АНАЛИЗ
диагностического диктанта 7 класса
2013-2014 учебный год
Учитель
Количество обучающихся по списку – чел.
Количество обучающихся, выполнявших работу – чел.

ГРАМОТНОСТЬ
«5» «4» «3» «2» Качество знаний Обученность

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
«5» «4» «3» «2» Качество знаний Обученность

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Название орфограммы Количество Название орфограммы Количество

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ
Название ошибки Кол-во учащихся
Запятая в предложении с однородными членами
Знаки препинания в сложном предложении
Лишняя запятая
ОШИБКИ В ГРАММАТИЧЕСКОМ ЗАДАНИИ
Название ошибки Кол-во учащихся
Выписали не все местоимения
Неверно определили разряд местоимений
Ошибки в определении частей речи
Ошибки в определении членов предложения
Ошибки в схеме предложения
Ошибки в характеристике предложения
Ошибки в разборе по составу


2013-2014 учебный год

Спутница

Не раз в дождливые сентябрьские дни наблюдал я серенькую птичку с красноватой грудкой и таким же горлышком. Она называется зарянкой и величиной не больше синички, с такими же тонкими лапками и клювиком. Отыскиваешь в частом мелколесье последние красноголовые подосиновики, и она около вертится. Остановишься посмотреть на неё, а птаха тоже тебя наблюдает, сидит в полутора-двух метрах и головку с одного бока на другой перекладывает.
А как-то раз, собирая орехи на зарастающей3 орешником и осинником вырубке, я опять свою старую спутницу увидел.4 Красногрудка бегает по земле и склёвывает с травинок, сбитых3 моими ногами, букашек.4
Вот оно, в чём дело! Погода хмурая, несколько раз дождь настраивался. Насекомые забились под травинки и палые листья. Я же хожу и тревожу их ногами, заставляю шевелиться и показывать себя. Вот у зарянки и получается приятное с полезным: букашек наловит да и любопытство своё птичье умерит.
(141 слово.) (По Н. Пашкову.)
Грамматическое задание

1. Выписать служебные слова из 1 абзаца (1 вариант), из 3 абзаца (2 вариант).
2. Синтаксический разбор предложения:
Красногрудка бегает по земле и склёвывает с травинок, сбитых моими ногами, букашек. (1вариант).
А как-то раз, собирая орехи на зарастающей орешником и осинником вырубке, я опять свою старую спутницу увидел. (2 вариант).
3. Морфологический разбор: сбитых (1 вариант), зарастающей (2 вариант).

Диагностический диктант для 8 класса
2013-2014 учебный год
Осенние краски

Зачин осени без особых примет. Вроде бы те же несколько хмурые дни и краски всюду прежние. Но вглядитесь в зелёные дали. Горизонт будто отодвинут, кругом просторней, светлей стало. «Осень яснее лета», - тонко подмечено3 в народном календаре. Воздух прозрачней и чище, не носится теперь в нём цветочная пыльца. Вот и весь секрет хрустальных дней первоосенья.
А потом эти багровые и лиловые тона! И что интересно, сперва они проявляются на самом нижнем этаже леса. Взять, к примеру, листья костяники. Летом были зелёные-зелёные, а сейчас зарделись, словно налились густым румянцем. Даже спорыш раскраснелся, стелется на опушках живописным полотном, а на ощупь жёсткий, грубый. Осенние опята, высыпавшие на пнях среди пожелтевших3 папоротников, громоздятся кучками.4 Только срезать успевай! Летние виды грибов сходят. Теперь всё чаще попадают в корзину тугие листопадники: грузди, волнушки, рыжики и поздние белые.4 Осенний гриб крепок и нечервив.
(140 слов.) (По А. Стрижеву.)
Грамматическое задание

1. Выписать служебные слова из 1 абзаца (1 вариант), из 2 абзаца (2 вариант).
2. Синтаксический разбор предложения:
Осенние опята, высыпавшие на пнях среди пожелтевших папоротников, громоздятся кучками. (1вариант).
Теперь всё чаще попадают в корзину тугие листопадники: грузди, волнушки, рыжики и поздние белые. (2 вариант).
3. Морфологический разбор: подмечено (1 вариант), пожелтевших (2 вариант).

Диагностический диктант для 8 класса
2013-2014 учебный год
Путь к озеру

Было раннее солнечное утро, в зарослях слышались свист, щёлканье, перебранка просыпающихся3 птиц. Меж сонных берегов ползли рваные клочья тумана. Лёгкими порывами ветра его сносило в сторону, к заболоченным зарослям ольхи и ивы. Там, коченея и напитываясь холодом, он превращался в сплошное молоко.4 Но солнце забиралось всё выше, вытаивая лёгкую изморозь. Туман понемногу растворялся. Берега, освещённые утренним солнцем, отодвинулись в неясной колдовской дымке.4
Легко представить себе путника, обессиленного, облепленного прожорливым комарьём, который долго бредёт по тайге, сбивая ноги, проваливаясь в зыбкие качающиеся мхи. Но душа его упрямо стремится вперёд, к долгожданному озеру. Сквозь расступившиеся заросли вдруг блеснёт лезвие голубой воды. А за ним откроется сияющее пространство, изрезанное3 белыми гребешками. Только тогда он почувствует, сколь велика душа у этого озера и какова сила его притяжения. Пейзаж без воды слеп и безжизнен. Сколько раз я убеждался в этом! Заглянул в озеро и словно выпрямился, взбодрился.
(142 слова.) (По О. Ларину.)
Грамматическое задание

1. Выписать наречия из 1 абзаца (1 вариант), из 2 абзаца (2 вариант) и указать их разряд по значению.
2. Синтаксический разбор предложения:
Там, коченея и напитываясь холодом, он превращался в сплошное молоко. (1вариант).
Берега, освещённые утренним солнцем, отодвинулись в неясной колдовской дымке. (2 вариант).
3. Морфологический разбор: просыпающихся (1 вариант), изрезанное (2 вариант).

АНАЛИЗ
диагностического диктанта 8 класса
2013-2014 учебный год
Учитель
Количество обучающихся по списку – чел.
Количество обучающихся, выполнявших работу – чел.

ГРАМОТНОСТЬ
«5» «4» «3» «2» Качество знаний Обученность

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
«5» «4» «3» «2» Качество знаний Обученность

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Название орфограммы Количество Название орфограммы Количество

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ
Название ошибки Кол-во учащихся
Запятая в предложении с однородными членами
Знаки препинания в сложном предложении
Обособленное определение, выраженное причастным оборотом
Обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом
Лишняя запятая
ОШИБКИ В ГРАММАТИЧЕСКОМ ЗАДАНИИ
Название ошибки Кол-во учащихся
Ошибки в определении служебных слов или наречий
Ошибки в морфологическом разборе причастия
Ошибки в определении частей речи
Ошибки в определении членов предложения
Ошибки в схеме предложения
Ошибки в характеристике предложения


2013-2014 учебный год
Горит костёр рябины красной

Кружит разноцветная метелица. Обрывает осень роскошный наряд деревьев, бросает его на дороги, несёт в реки и лужи, словно стараясь смыть яркую весёлую краску. Холодно по утрам. Нет-нет да и покроется трава серебристой пылью. Правда, выдаются погожие и тёплые дни. И тогда кажется, будто снова вернулось лето. Но ненадолго. И вот снова мелкий холодный дождь, низкое свинцовое небо, прощальные крики перелётных птиц.
С каждым днём прозрачнее становится лес. Теряет он свою таинственность, роняет на землю роскошный убор. И тогда запылают на лесных опушках рябиновые костры. Долго будут гореть они, озаряя лес своим холодным пламенем, пока не налетят на них шумные и шустрые ватаги дроздов.
Нарядна рябина с весны до осени. Весной светло-жёлтые, почти белые пушистые шапки цветов украшают это дерево с ажурной кроной. «Почему ажурной?» - вы спросите. Присмотритесь внимательнее. Ажурной делают её листья. Не правда ли, кажется, что кто-то набросил на рябину сплетённое кружево? Потом на рябине начнут поспевать ягоды, делаясь с каждым днем всё оранжевее и ярче. Пока наконец не вспыхнет рябиновый костёр.
(161 слово.) (По Т. Горовой.)
Диагностический диктант для 9 класса
2013-2014 учебный год

Лавируя среди густого камыша, егерь правил «Ветерок» к узкому лесистому мысу. Он выключил мотор, и нос лодки мягко ткнулся в тину. Вдоль заболоченного берега росли молоденькие березы и осинки, заслонившие собой хмурую неприбранную тайгу. Стволы некоторых осин были изгрызены зайцами почти до основания.
Блаженная, дремотная теплынь пала на землю. Всё вокруг было величественно, просто и надёжно, а в тишине слышалось даже собственное сердце. Но вот где-то в чаще хрустнула ветка, испуганно вскрикнула сойка, и её голос передался другим обитателям леса. Долгим машинописным стуком отозвался дятел, прошуршала в хвое белка и тут же исчезла...
Тропинка, по которой мы шли, была устлана мелким валежником, окантована сочным малахитовым мхом. Душным облаком реял над нами хвойный настой, кружил голову запах опавших и уже перебродивших листьев. Под высохшими ветками елей краснела брусника, выглядывали подосиновики, волнушки, маслята. На ходу подбирая грибы, лесники очищали их от листьев и осторожно, чтобы не повредить шляпки, накалывали на острые ветки деревьев - примерно на высоте человеческого роста. Как проголодается белка зимой, будет, значит, у неё сушёное лакомство.
(167 слов.) (По О. Ларину.)
Диагностический диктант для 9 класса
2013-2014 учебный год
Лесные пожары

Пожары на Севере редко бывали повальными, когда огнём объяты целые стволы и пламя бушует, выбрасывая длинные языки. Чаще всего случались пожары низовые. Горели сухая трава, мох, а высота пламени едва достигала метра. Но сколько несчастий для леса приносил такой огонь!
Погибали хвойный подрост, кустарники, выходящие на поверхность корни деревьев. Нередко низовой пожар действовал как раковая опухоль, как мина замедленного действия. Внешне, казалось бы, невредимые, но на самом деле обессиленные деревья уже не могли сопротивляться полчищам жучков-короедов и прочей насекомой нечисти, которая миллионами крепких челюстей вгрызалась в древесную мякоть, превращая её в труху.
Можно ли подсчитать урон, нанесённый живой природе одним невинным на первый взгляд туристским костром? Думаю, математика здесь бессильна. Конечно, можно посчитать гектары сгоревшего леса, стоимость пожарных работ. Но войдут ли в такую калькуляцию погибшие животные, птицы, растения?
Этот убыток, моральный и материальный, просто непредсказуем, он не попадёт ни в одну бухгалтерскую ведомость, точно так же, как непредсказуемо содержание лесного пожарника, лётчика, егеря.
Мои спутники почти закончили утренний обход. Их загорелые лица выражали усталое довольство и благодушие.
(166 слов.) (По О. Ларину.)


2013-2014 учебный год
Рябина

Рябина - одно из любимых деревьев в народе. Недаром её величают рябинушкой. Не только на лесных опушках и в редколесье можно встретить это дерево. Сажают его возле домов, вдоль дорог.
Рябина обыкновенная - стройное дерево высотой до пятнадцати метров с гладкой серой корой. Растёт она по лесным опушкам, в редколесье, во втором ярусе лесов. Рябинушка неприхотлива к почвам и не боится морозов. Вот только свет очень уж любит. Обычно на вырубках среди молодой поросли можно встретить много рябинок. Но подрастут другие деревья, и не окажется среди них красавицы рябины. Мало света было ей, вот и погибла.
Плоды рябины, которые в народе зовут ягодами и яблочками, не только красивы, но и полезны. Они широко применяются в народной медицине. Плоды рябины - ценное витаминное сырье. В них особенно много яблочной и лимонной кислоты.
Рябина относится к семейству розоцветных. Род рябин объединяет различные виды деревьев или крупных кустарников, которые растут почти во всех лесах нашей страны. Обычно они не очень высоки, от десяти до двадцати пяти метров.
Различны по окраске и цветки рябины. Белые, светло-жёлтые или красноватые, они собраны в крупное соцветие. А к осени превратятся они в крупные гроздья ягод оранжево-красного, пурпурного, иногда синеватого цвета.
(190 слов.) (По Т. Горовой.)

Диагностический диктант для 10 класса
2013-2014 учебный год
Осенняя пора

В сентябре осень приходит в леса и лесостепи Русской равнины. Те места, что лежат южнее хвойной тайги, зовутся у нас средней полосой. В её природе нет пышности и яркости влажных тропиков или скудости и суровости пустынь. Она скромна и обаятельна, её краски мягки, запахи тонки.
Иногда сентябрь начинается здесь дождями. Они льют из низких туч - затяжные, монотонные. Вокруг тускло и скучно. В сентябре поутру полёгшие травы седеют от инея.
Но во второй половине месяца часто приходит пора, которую народ зовёт «бабьим летом». В «бабье лето» задремавшая было природа иногда пробуждается вновь. Снова зацветают малина, земляника, черёмуха, шиповник. Оживляются мухи и шмели, а плодовитые зайчихи, казалось бы вопреки законам природы, рожают малышей. Люди называют этих зайчат «листопадниками».
Время идёт. Кружит золотая лиственная метель. Птицы трогаются на юг. Очень высоко плывут косяки журавлей и гусей. Ласточки, зяблики, скворцы летят ниже - тучей.
Если в средней полосе осень длится три месяца, то в Сибири - полтора-два. Уже в августе приходит сюда осень, а в октябре ложится снег. Особенная осень в Якутии. Здесь три основные краски: лазурь неба, золото крон и красноватый цвет древесных стволов. Сибирь - страна лесов. Их обитатели готовятся к длинной и суровой зиме.
(190 слов.)
Диагностический диктант для 10 класса
2013-2014 учебный год
Осень в Сибири

Сентябрь - осенний месяц, но он совсем не одинаков на побережье Ледовитого океана и на юге.
Осень начинается в Арктике на просторах Сибири. Под косыми лучами северного солнца красным, оранжевым, жёлтым пламенем вспыхнули краски осенней тундры. Это начало полярной осени. Здесь она наступает ещё в летнем месяце - августе. К сентябрю тундра выцветает, буреет. Крепкие ночные морозы схватывают пропитанную влагой почву. Снег сыплется всё чаще, и к концу месяца тундра белеет.
Сибирь - страна лесов. Их обитатели готовятся к длинной и суровой зиме. Медведь ищет берлогу, барсук чистит нору, белки и бурундуки делают запасы грибов, ягод, орехов. В это же время ласка, горностай, песец, лиса и другие пушные звери линяют и одеваются в красивые зимние шубы.
На Дальнем Востоке своя осень. Лето здесь чаще сырое. Зато осень тихая, теплая и ясная. Это лучшее время года у берегов Тихого океана. Прогретое Японское море сверкает бездонной голубизной. Краски дальневосточной осени неистовы, преобладает красно-багровый цвет, до самого горизонта простираются пламенеющие сопки.
Южнее лесов раскинулись степи, почти целиком распаханные. Но кое-где сохранилась заповедная первозданная целина. Там под бледно-голубым знойным небом волнуются и мерцают заросли ковыля.
Вот так осень, начиная в августе своё шествие по стране, к середине октября завоевывает всё пространство.
(190 слов.)

Диагностический диктант для 10 класса
2013-2014 учебный год
Хрустальный холм

Серые сплошные облака обложили всё небо. Лес, тянущийся за речкой, казался совсем тёмным. Лишь кое-где сквозь сплошную черноту продёрнуты белые ниточки - стволы берёз.
Я подошла к хорошо знакомому холму и от неожиданности остановилась. Летом этот холм, пологим склоном сбегающий к речке, казался лохматым, заросшим высокими пушистыми растениями. Незатейливые цветы их собраны в метёлки. Их часто продёргивают между пальцами, загадывая, что получится: «петушок» или «курочка».
Сейчас, поздней осенью, метёлки, конечно, облетели. Но на пожелтевших стебельках вместо них сверкали хрустальные бусинки. Стебельки так и склонялись под их тяжестью. Казалось, подуй ветер, и раздастся нежный перезвон.
Может, это семена такие удивительные? Попробовала я сорвать растение, но бусинки тотчас осыпались. И остался у меня в руках по-осеннему голый стебелёк с растопыренными во все стороны тоненькими жёлтыми веточками.
Сорвала я ещё одно растение. Только теперь уже осторожно. И, как бывало летом с метёлками, продёрнула его между пальцами. Бусинки тотчас исчезли. А пальцы у меня стали мокрые. Бусинки-то из воды были. Это туман причудливо осел на стебельках.
Вот на какой хрустальный холм привелось мне набрести в это скучное, унылое утро. Оказывается, даже в такой безрадостный день вокруг нас множество удивительных, просто сказочных вещей.
(190 слов.) (По Е. Суровой.)
2013-2014 учебный год
Сентябрь

В погожий день ещё мелькают над жухлыми травами нарядные бабочки, трепетно стучат большие стрекозы-коромысла. Отрадны и птицы с их прощальными песнями. Особенно голосисты скворцы, поющие у родных домишек. Вдаль пронеслись молодые трясогузки. Скоро осеннее небо огласится криками журавлиных стай.
Впереди будут ещё и по-настоящему ведренные дни, когда природа ненароком расщедрится на тепло и ласку. За полосой ненастья - яркая теплынь «бабьего лета». Золотые снопы лучей вернут среднерусским просторам не только приветливые улыбки цветов, но и звонкие песни пернатых, кучевые, причудливые облака, радушие светлых вод.
Сентябрь - умильная пора года! Запасайтесь бумагой и карандашом, надо торопиться в поля, луга, к реке, чтобы не упустить случая узнать самые свежие осенние новости.
Застарелое жнивье кое-где заткано тончайшим шёлком пауков-тенетников. А на озимом клину - изумруд чистейшей зелени: всходы выкрасились, преодолев младенческую лиловость.
В лесу самое интересное сентябрьское явление - начало листопада. В сентябре расстанутся с летней красотой вязы, черемухи и липы. Кроме погоды, на скорость листопада влияют также местность, грунтовые воды, особенности почвы и, конечно, возраст деревьев.
Взглянем и на клумбы. Как они встретили осень? Похоже, что во всей красе. Поздние цветы стоят горделиво и к тому же собой обаятельны, живописны. Особенно радуют взор густо-красные канны, венчающие мощные стебли. Им стоять неувядаемыми до самых морозов.
(202 слова.) (По А. Стрижеву.)

Диагностический диктант для 11 класса
2013-2014 учебный год
Зверёк-барометр

Желтеет тайга, близится осень. В кедровых шишках созрел, налился маслом орех, до вишнёвого цвета зарумянилась брусника. То там, то здесь виднеются фиолетовые, оранжевые, серые сыроежки. Часто встречаются, словно вшитые в зелёный мох, багряные рыжики.
Набрав полное лукошко грибов, выхожу на вырубку. Облюбовал пенёк повыше, сел отдохнуть. Всюду тихо, дремотно, таинственно. Лес пламенеет в неугасимых огнях, как бы нарочно раскрашен в яркие, радужные краски. Вдруг сбоку шорох.
И откуда ни возьмись передо мной появляется забавный зверёк - бурундучишка.
Хвост у него длинный, ершистый, на спине пять продольных полосок. А выпуклые чёрные пуговички глаз обрамлены светлыми колечками, которые создают впечатление, будто зверёк бегает в очках.
Известно, что бурундук хлопотлив, любопытен и, как никто другой из дикого царства тайги, доверчив к человеку. Вот и теперь, проверив, чем наполнено лукошко, он как бы в недоумении поглядел на меня, вскочил на валежину. Круть-верть на одном месте. Замер столбиком, постоял, качнулся с боку на бок раз, другой и, словно сокрушаясь о чем-то, заплакал. Печально-тоскливые звуки, издаваемые зверьком, поразительно напоминали тихий жалобный плач. Казалось, что бурундучишка изливает мне своё не ведомое никому горе, с плачем жалуется на какого-то обидчика.
Если уж бурундук закричал в тайге, то обязательно жди ненастья. И, правда, к вечеру небо затянуло тучами, начался затяжной осенний дождь.
(203 слова.) (По П. Стефарову.)
Диагностический диктант для 11 класса
2013-2014 учебный год
Лесной шум

Степной ветер беззвучно размахивает лёгкими, как паутинки, метёлками ковыля, пригибает к земле шелковистую сочную траву и стремительно несётся дальше. Но плотной стеной встречают его лесные полосы, выращенные на целине. Деревья дружно сплетают ветви, словно взявшись за руки, раскачивают укоризненно вершинами и гневно шипят каждым лепестком.
Попробуйте прислушаться, и вы убедитесь, что леса шумят по-разному - каждый своим голосом.
Сосновый бор шумит тягуче, как-то задумчиво, с едва заметным присвистом. Голос лиственного леса удивительно похож на шум горной речки с её журчанием, далёким звоном чуть слышных колокольчиков и множеством других звуков, слитых в общий хор. Молчаливей всех саксаульные леса пустынь, лишённые листьев и хвои. Они совсем не шумят даже на сильном ветру, а только слабо шелестят, совсем как зимние голые осины с промёрзшими на морозе ветвями, деревянными голосами, точно оправдывая значение этого слова.
Если кому приходилось ночевать рядом со снежными вершинами, среди красочных альпийских лугов, около зарослей полярных берёзок ростом всего до колен, тот помнит, как по ночам едва слышно шипит по-змеиному этот карликовый лес поднебесных вершин под порывами лёгкого бриза.
(200 слов.) (По М. Звереву.)
Диагностический диктант для 11 класса
2013-2014 учебный год
Игуана

Гигантская древесная ящерица - зелёная игуана - встречается по берегам многочисленных притоков Амазонки и в мангровых зарослях Гвианы и Бразилии. Особенно много игуан обитает на мелких островах Атлантического побережья.
Игуана при первом взгляде производит отталкивающее впечатление. Четырехгранная голова, сидящая на короткой толстой шее, разрисованная тёмными полосами зелёная спина, вдоль которой тянется неровный зубчатый гребень, уродливая, похожая на мешок, складка кожи, свисающая под грудью, и длинный, сжатый с боков хвост не делают игуану красавицей. Однако для индейцев игуана - прекрасная добыча. Мясо её считается деликатесом, а сваренные яйца, мягкие, как масло, - излюбленное лакомство.
Иногда индейцы охотятся на игуан с ружьём при помощи специально натасканных собак. Но ловля игуан при помощи петли привлекает больше и считается спортом.
Питаются игуаны растительной пищей, главным образом листьями и плодами деревьев. Большую часть жизни игуаны проводят на деревьях, хотя умеют прекрасно плавать и нырять. При приближении опасности звери прыгают в воду.
В сентябре самки игуан уходят в верховья рек, где откладывают яйца в прибрежном песке или дюнах. Каждая самка откладывает по пятнадцать-двадцать яиц. Иногда несколько самок откладывают яйца в одну ямку. Инкубатором служит солнце. Вылупившиеся детёныши остаются без всякого надзора и вырастают совершенно самостоятельно.
(200 слов.) (По Е. Линник.)

Диагностический диктант для 11 класса
2013-2014 учебный год
Голоса деревьев

Осень хозяйничала в лесу. Листва деревьев от прикосновения её холодного дыхания окрасилась во все горячие цвета: лимонно-жёлтые, золотистые, багряные, оранжевые.
Я шёл по едва приметной тропинке, припорошенной опавшими листьями. Она петляла меж дубов-великанов. Вдруг я услышал звучный шлепок - к моим ногам подкатился толстый, пузатый жёлудь-крепыш. Я поднял его и положил на ладонь. Увесистый, дышащий силой кусочек плоти дерева-богатыря, он, как зеркало, отражал искорки неяркого осеннего солнца. Словно какой-то чудесный и искусный мастер отполировал его и любовно покрыл лаком. Но мастер, как видно, не остался доволен делом рук своих и смастерил ещё ладную клетчатую шляпку, кокетливо надев её ему набекрень.
В звенящей тишине леса, нарушаемой лишь перестуком дятла да попискиванием перелетающей с ветки на ветку птицы, сухой звук упавшего жёлудя напоминал ружейный выстрел. День и ночь в дубравах слышны эти звуки - жёлуди отважно падают с веток дубов, старых, кряжистых и мудрых.
Упавшие жёлуди ласково укроет снег, а весной, когда следы зимы растопят горячие солнечные лучи, они прорастут, упрямо взметнув к теплу и свету нежно-зелёные упругие листочки.

Попробуйте прислушаться, и вы убедитесь, что деревья шумят по-разному, каждое из них разговаривает по-своему.
Вот на широкой улице степного села растут рядом пирамидальный тополь и берёза. Ветер уже начисто подмёл улицу, но всё ещё находит где-то в закоулках немного пыли и несёт её, как снежную позёмку, по асфальту шоссе. Берёза на свежем ветру из себя выходит, размахивая мягкими ветвями, как космами растрёпанных волос.
А рядом пирамидальный тополь, весь устремлённый вверх, едва пошевеливает толстыми ветвями, и чтобы вызвать его на большой разговор, нужен ветер во много раз сильнее. И только когда хочется повернуться и ветру спиной - тогда закачают вершинами гордые тополя и повернут свои листочки светлым низом кверху. Совсем не то, что разговорчивая берёза, готовая от любого ветерка размахивать ветвями и шуметь.
Ну, а про осину каждый знает, что это самое разговорчивое дерево в лесу. Её листья трепещут и лепечут себе под нос, когда ветер настолько мал, что ни один листик не шевелится у других солидных деревьев.
Хороши по-своему голоса всех деревьев. А для меня милее всех лесных разговоров шум соснового бора. Вероятно, это потому, что рядом с ним прошло всё моё детство.
(200 слов.) (По М. Звереву.)

Эта коллекция диктантов ориентирована на тему: Все ярче костры листопада. Березы и клены осень покрасила в желтый цвет, а листья осинок разрумянила.

Отправилась она в леса, в поля, в луга, убрала с контрольная работа по теме словосочетания диктант золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие стога. Поднялись в небо косяки птиц: Вот под самыми облаками летят большие белые птицы и шлют прощальный привет родным местам. Смывает холодным дождем пестрый убор листьев. Вот выглянуло солнце из-за тучки, и под его ласковыми лучами изменилась хмурая картина осени. Скребицкому Грамматические задания Подчеркните грамматические основы предложений первого абзаца.

В последнем предложении укажите изученные части речи. Распускаются ее клейкие листочки. Раз в году бывает такой свежий аромат. Первая звездочка уже запуталась в вязи ветвистой вершины и с любопытством смотрит на землю.

Самый голосистый певец в контрольная работа по теме словосочетания диктант время - дрозд. Его не только слышишь, но и видишь. Он сидит на макушке ели, вертится и громко поет. Чудесно переливаются лучезарные краски заката. Когда сгущаются сумерки, гаснет его пурпур. Звонкий вечер уходит в сумрак ночи. Дрозд свистнул в последний раз и улетел.

  • В тыквах-каретах ездят на бал только в сказках, а в жизни можно увидеть и тыкву-бочонок, и тыкву-бутыль;
  • Но без наших знаний она остаётся беззащитной.

Внезапно заговорил торопливый ручеек, перестали перекликаться с пением воды голоса птиц. Чарующий миг лесной тишины! Зуеву Грамматические задания 1.

Диктанты по русскому языку - 5 класс - синтаксис и пунктуация

Найдите в тексте сложные предложения. Напишите номера этих предложений. Из последнего предложения выпишите все словосочетания. Звени веселее, школьный звонок! Здравствуй, сентябрь - пора заманчивых тайн, неожиданных открытий и увлекательных путешествий в прекрасную страну знаний! Здравствуй, школа, где мы постигаем законы жизни, открываем для себя мир природы и человека! Старшие ребята уже давно идут дорогой научного познания жизни. Младшие делают на ней первые шаги.

  • Зуеву Грамматические задания 1;
  • Чтобы добраться до сучка, ему надо было перескочить на другую сторону липы, но тут всегда случалось неожиданное;
  • Учёные открыли, что скаты способны вызывать электрический разряд большой силы;
  • Распускаются ее клейкие листочки;
  • Пришвин 5 класс - синтаксис и пунктуация продолжение Сорока Сорока пользуется каждым удобным случаем, чтобы собрать нужную для гнезда шерсть;
  • Ушинский Знаки препинания при диалоге.

Но и тем, и другим идти одинаково трудно. Миром сегодня правит знание. Как много в человеческом сердце любви ко всему земному! Живите, луга и поляны! Но без наших знаний она остаётся беззащитной. Дорога познания начинается в школе.

Поэтому здравствуй, День знаний! В городе у них было очень красиво.

Вокруг каждого дома росли цветы: Там даже улицы назывались именами цветов: А сам город назывался Цветочным городом.

Лето контрольная работа по теме словосочетания диктант к концу, и на улицах зацвели самые красивые цветы: Огненные настурции вились по огородам, по стенам домов и цвели даже на крышах. Ветерок доносил нежный запах резеды и ромашки. За рекой был лес. Коротышки делали из берёзовой коры лодочки, переплывали через реку и ходили в лес за ягодами, за грибами, за контрольная работа по теме словосочетания диктант. Носову Однородные члены предложения. Обобщающие слова перед однородными членами.

Океан даёт приют множеству удивительных созданий: Поистине фантастическое зрелище представляют скаты. Эти медлительные рыбы бесшумно и плавно скользят в толще воды. Шипы, чешуйки и колючки на коже предохраняют их от случайных ранений, сильных хищников и других опасностей. Учёные открыли, что скаты способны вызывать электрический разряд большой силы.

Эта удивительная способность позволяет им выполнять многие жизненно важные функции: Контрольная работа по теме словосочетания диктант Однородные члены предложения с обобщающими словами. Тыква На кухне, где состоялось свидание феи с Золушкой, наверняка были разные овощи: Но в золотую карету превратилась тыква, которую фея выбрала за цвет и величину.

В тыквах-каретах ездят на бал только в сказках, а в жизни можно увидеть и тыкву-бочонок, и тыкву-бутыль. Несколько тысяч лет служит человеку тыква, и ни в одной стране эту старушку не собираются отпустить на пенсию. Очень уважают её кулинары. Из тыквы можно приготовить более тридцати блюд: Тыквенные семечки любят и ребята, и синицы.

Надеждиной Однородные члены предложения с обобщающими словами. Как белка дразнила дятла У старой липы, которая стояла перед домом, был маленький сучок на высоте чуть выше нормального человеческого роста. На этот сучок мы накалывали кусочек 6 сала, который клевали синицы. Приглянулся он и солидному дятлу, который двигался по стволу подпрыгивая. Чтобы добраться до сучка, ему надо было перескочить на другую сторону контрольная работа по теме словосочетания диктант, но тут всегда случалось неожиданное.

Шустрая, лёгкая, как коричневый дымок, белка срывала кусочек сала и воздушным прыжком взлетала выше, садилась на ветке и уплетала сало за обе щеки.

  • Значит, через мою ласку ей жизни прибавилось;
  • Алые и золотые, каждый цветок упакован в папиросную бумагу, а сверху письмо.

А дятел, издав крик обиды, отлетал ни с. Это повторялось много. Тихонову Сложные предложения с союзами. Осень Осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло, как в облетающем саду. В доме я ночую редко. Большинство ночей я провожу на озёрах, а когда остаюсь дома, то ночую в старой беседке в глубине сада. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьёт в неё сквозь пурпурную, лиловую, зелёную и лимонную листву.

И мне всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажжённой ёлки. контрольная работа по теме словосочетания диктант

  1. Она заросла диким виноградом.
  2. Чудесно переливаются лучезарные краски заката. Я люблю в такую погоду бродить по лесу, особенно когда впереди есть тёплый уголок, где можно обсушиться и обогреться.
  3. Вокруг каждого дома росли цветы.
  4. Как много в человеческом сердце любви ко всему земному!
  5. Как белка дразнила дятла У старой липы, которая стояла перед домом, был маленький сучок на высоте чуть выше нормального человеческого роста. Там даже улицы назывались именами цветов.

Воробьи с удивлением заглядывают в беседку. Их смертельно занимают часы. Они тикают на врытом в землю круглом столе. Воробьи подбираются к ним, слушают тиканье то одним, то другим ухом, а потом сильно клюют часы в циферблат. Паустовский Сложные предложения с союзами.

Дождливый день Дождливый летний день. Я люблю в такую погоду бродить по лесу, особенно когда впереди есть тёплый уголок, где можно обсушиться и обогреться. Да к тому же летний дождь тёплый. В городе в такую погоду грязь, а в лесу земля жадно впитывает влагу, и вы идёте по чуть отсыревшему ковру из прошлогоднего талого листа и осыпавшихся игл сосны и ели.

Деревья покрыты дождевыми каплями, которые сыплются на вас при каждом движении. А когда выглянет солнце после такого дождя, лес так ярко контрольная работа по теме словосочетания диктант и весь горит алмазными искрами. Что-то праздничное и радостное вокруг вас, и вы чувствуете себя на этом празднике желанным, дорогим гостем.

Мамин-Сибиряк Сложные предложения с союзами Природные барометры То дождик, то солнышко. Контрольная работа по теме словосочетания диктант снимал свой ручей и когда промочил ногу и хотел сесть на муравьиную кочку по зимней привычкето заметил, что муравьи выползли и плотной массой, один контрольная работа по теме словосочетания диктант одному, сидели и ждали чего-то или приходили в себя перед началом работы.

А несколько дней тому назад перед большим морозом тоже было очень тепло, и мы дивились, почему нет муравьёв, почему берёза ещё не даёт сока. После того хватил ночной мороз в 18 градусов, и теперь нам стало понятно: Теперь же земля растаяла, и берёза дала сок, и муравьи выползают.

Пришвин 5 класс - синтаксис и пунктуация продолжение Сорока Сорока пользуется каждым удобным случаем, чтобы собрать нужную для гнезда шерсть. Вышел я осторожно на крыльцо и вижу, что сидит сорока на плетне и внимательно заглядывает под навес сарая. А там спит соседский пёс, большой, кудлатый, клочьями висит на нём линяющая шерсть.

Нырнула сорока под навес, на лету вырвала у собаки клочок шерсти и уселась на дереве, чтобы поудобнее уложить шерсть в клюве.

Один из предметов по выбору, который указывается выпускником в заявлении, поданном до 1 февраля, это ЕГЭ по истории 2018.

  1. Спецификация (описание работы, перечислены необходимые документы, отражена структура ЕГЭ по истории, дан план варианта КИМа).
  2. Кодификатор (перечень умений и тем, которые проверяются на ЕГЭ по истории. В кодификаторе есть приложение, в котором перечислены все события в истории зарубежных стран, которые будут проверяться в заданиях №1 и №11).
  3. Демоверсия ЕГЭ по истории (один вариант ЕГЭ по истории), с которой и нужно начинать подготовку к государственному экзамену по истории.

Структура КИМ ЕГЭ по истории

Всего 25 заданий

Часть 1 Часть 2

19 заданий с кратким ответом 6 заданий с развернутым ответом

В части 1 представлены такие задания:

  • на знание хронологии (надо знать, в каком году, в каком веке произошло важное историческое событие);
  • на знание исторических понятий и терминов;
  • на знание исторических фактов;
  • два задания на умение работать с историческими источниками;
  • на знание исторических личностей;
  • на проверку умения работать с информацией, данной в виде таблицы;
  • на работу с исторической картой;
  • на знание фактов истории культуры;
  • на работу с иллюстративным материалом.

Часть 2 – это 6 заданий, предполагающих развернутый ответ, который надо писать своими словами.

3 задания (№20, №21, №22) – задания на работу с историческим источником.

Задание №20 предполагает атрибуцию исторического источника (атрибуция – это определение авторства, определение времени создания исторического источника, определение событий, о которых говорится в этом историческом тексте).
Задание №21 – это задание на поиск информации в источнике.
Задание №22 – проверка контекстных знаний.
Задание №23 – историческая задача или анализ исторической ситуации.
Задание №24 на проверку аргументировать исторические точки зрения. Это самое трудное задание во всей работе.
Задание №25 – историческое сочинение.
Задания первой части можно считать заданиями базового уровня, а вот умения, продемонстрированные учащимися во второй части, относятся к повышенному уровню сложности.

Какие навыки должен продемонстрировать выпускник?

Экзаменаторы ждут от выпускника, сдающего ЕГЭ по истории, следующих умений:

В первой части:

  • умения работать с историческими источниками, текстами;
  • работать с исторической картой;
  • умения работать с иллюстративным материалом.

Во второй части:

  • умения аргументировать в историческом сочинении;
  • решать исторические задачи.

История – это наука о фактах

История – это предмет, который требует знаний. Можно много уметь, но сдать историю хорошо без знания фактов практически невозможно. Необходимо знать:

  1. даты, годы тех или иных событий;
  2. факты, события, процессы и явления;
  3. исторических деятелей;
  4. факты истории культуры;
  5. необходимо ориентироваться в причинно-следственных связях.

Подробнее о заданиях с развернутым ответом

Понятно, что у одиннадцатиклассников еще мало жизненного опыта, какие-то вещи им сложно анализировать или сопоставлять. Но в заданиях с развернутым ответом проверяется знание фактов, которые изучаются в курсе школьного предмета. Возраст учащихся, конечно, накладывает отпечаток на понимание этих фактов. Также не всегда у ребят есть желание углубиться в исторические источники, понять причинно-следственные связи событий.

В 2017 году в структуре работы изменений не было. Есть только одно изменение в задании №25 (это историческое сочинение). Конкретизированы требования и немного изменились критерия оценивания.

В историческом сочинении требуется написать последовательный связный текст, то есть мини-сочинение об одном из периодов истории (на выбор из трех).

К сочинению предъявляются определенные требования:

  • должно быть представлено в работе не менее двух процессов, явлений в рамках выбранного учащимся периода;
  • должны быть указаны две личности, охарактеризованы их роли в этих событиях, процессах, явлениях;
  • должно быть указано не менее двух причинно-следственных связей;
  • должна быть использована историческая терминология;
  • нельзя делать фактических ошибок.

Время выполнения работы – 3 часа 55 минут (235 минут).

Максимальный первичный балл, который можно набрать за выполнение всей работы, – это 55 баллов. Эти 55 баллов переводятся в тестовые по специальной шкале.

Какие трудности возникают у сдающих ЕГЭ по истории?

Как правило, сложность представляют следующие задания в первой части:

  • посвященные истории Великой Отечественной войны (№8);
  • на знание исторических персоналий, исторических личностей (№9);
  • на знание фактов истории культуры (№17);
  • на анализ иллюстративного материала(№18 и №19).

Во второй части с развернутым ответом также есть задание, которое оказывается сложным для учеников 11 класса. Это задание на аргументацию (№24), где представлена некая дискуссионная точка зрения, которая существует в исторической науке, и выпускникам нужно привести 2 аргумента с точки зрения сторонников этой позиции и 2 аргумента с точки зрения противников.

Модель ЕГЭ по истории подвижна, она на протяжении нескольких лет совершенствуется. Это связано с ответной реакцией общественного мнения – с мнением абитуриентов, учителей, педагогов, экспертным сообществом. Особое внимание уделяют изменениям в ЕГЭ и политики, так как жизнь общества постоянно меняется, что должно находить отражение и в заданиях госэкзамена по истории.

Дата проведения ЕГЭ по истории будет известна в январе 2018 года.

О результатах ЕГЭ по истории в 2018 году можно узнать в своей общеобразовательной организации или на официальном сайте ЕГЭ.

Советы по подготовке к ЕГЭ по истории можно посмотреть здесь:

Спецификация
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2018 году единого государственного экзамена
по ИСТОРИИ

1. Назначение КИМ ЕГЭ

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками знаний и умений по курсу истории в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных стандартов среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни.

Результаты единого государственного экзамена по истории признаются образовательными организациями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по истории.

2. Документы, определяющие содержание КИМ

3. Подходы к отбору содержания и разработке структуры КИМ

Экзаменационная работа охватывает содержание курса истории России с древности по настоящее время с включением элементов всеобщей истории (история войн, дипломатии, культуры, экономических связей и т.п.) и нацелена на выявление образовательных достижений выпускников средних общеобразовательных учреждений.

Задания КИМ включают значительный пласт фактического материала. В то же время особое внимание уделяется проверке аналитических и информационно-коммуникативных умений выпускников. Акцентируется внимание на заданиях, направленных на проверку умений: систематизировать исторические факты; устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи; использовать источники информации разных типов (текстовый источник, таблица, историческая карта, иллюстрация) для решения познавательных задач; аргументировать собственную позицию с привлечением исторических знаний; представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности. Ориентация на активную деятельность экзаменуемых, а также привлечение широкого круга исторических источников, проблемных исторических материалов создают

возможности для выявления выпускников, в наибольшей степени ориентированных на продолжение образования по данному профилю. Всё указанное выше позволяет качественно дифференцировать участников экзамена по уровню их подготовки по истории.

4. Структура КИМ ЕГЭ

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом.

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

  • задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;
  • задания на определение последовательности расположения данных элементов;
  • задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах;
  • задания на определение по указанным признакам и запись в виде слова (словосочетания) термина, названия, имени, века, года и т.п.

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде цифры или последовательности цифр, записанных без пробелов и других разделителей; слова; словосочетания (также записывается без пробелов и других разделителей).

Часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение выпускниками различных комплексных умений.

20-22 - комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора).

23-25 - задания, связанные с применением приёмов причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений. Задание 23 связано с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации. Задание 24 - анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса. Задание 25 предполагает написание исторического сочинения. Задание 25 альтернативное: выпускник имеет возможность выбрать один из трёх периодов истории России и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале. Задание 25 оценивается по системе критериев.

Таблица 1. Распределение заданий по частям экзаменационной работы

5. Распределение заданий КИМ ЕГЭ по содержанию, видам умений и способам деятельности

Работа построена на основе требований Историко-культурного стандарта, каждый раздел которого состоит из следующих составных частей: краткая характеристика периода, включающая основные события, явления, процессы; список понятий и терминов; список персоналий; список источников; список основных дат. Каждая из названных частей несёт в себе значительный объём информации, обязательной для изучения в школе. Особое внимание в Историко-культурном стандарте уделяется изучению вопросов культуры. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, частью которой является Историко-культурный стандарт, указывает на необходимость работы с исторической картой. Необходимо также учесть общую патриотическую направленность ИКС, что, в частности, проявляется в повышенном внимании к изучению истории Великой Отечественной войны.

Указанные требования Историко-культурного стандарта стали основой для определения структуры экзаменационной работы.