Хохлы лурк. Почему украинцев называют хохлами. Красные лазеры в CD - и DVD-проигрывателях

Основной боевой танк Т-80У «Объект 219АС»


"Объект 219СБ1"

История создания

В 70-е годы ХКБМ была проведена большая работа по совершенствованию серийного танка Т-64Б включавшая установку нового дизеля 6ТД-1 мощностью 1000…1200 л.с. и повышению характеристик системы управления вооружением.

Было разработано новое боевое отделения, которое затем без изменений было принято и для установки на танке Т-80У. Танк Т-80У конструктивно отличался от серийного танка Т-64Б в основном двумя особенностями:

Применением опорных катков с внешней ошиновкой (вместо катков с внутренней амортизацией);

Установкой газотурбинного двигателя (ГТД) вместо дизельного двигателя.

Компоновка танка Т-80У аналогична принятой на Т-64 и основана на наработках по его модернизации.

Танк Т-80 с ГТД возник как альтернатива танку Т-64 с двухтактным дизельным двигателем (5ТДФ).


Поэтому конструктор Н.С. Попов был категорически против установки двигателя 6ТД-1 в танк Т-80 даже в качестве резервного варианта. Танк Т-80 принятый на вооружение в 1976 г., постоянно совершенствовался, но основные разработки новейших достижений по защите, управлению вооружением осуществлялись в ХКБМ, разработки же конструкторов «Спецмаш » были в основном заняты проблемами интеграции ГТД в конструкцию танка и обеспечения ее работоспособности.

В начале 80-х годов влияние сторонников газотурбинной силовой установки в высших рядах правительства, включая первых лиц государства. С целью унификации танкового парка было принято решение о производстве на заводе им. Малышева (Харьков), Ленинградском кировском заводе и заводе омском заводе «Октябрьской революции» основного танка Т-80У. Решение принималось без достаточной научной и экономической базы и основывалось на мнениях ряда влиятельных государственных деятелей СССР, в первую очередь Д. Ф. Устинова и Н.С. Попова, при поддержке ряда влиятельных государственных деятелей.


Время создания Т-80У- 1979...1990.

Основной проблемой Т-80и его модификаций оставался высокий расход топлива, превышавший расход у дизелей равной мощности в 1,5…1,7 раза.

В конце 70-х, начале 80-х годов ЛНПО им. Климова активно работало над созданием двигателя ВГТД-1000ФМ со сниженным расходом топлива, для производства этого двигателя велось строительство нового завода в Харькове.

Но решаемые задачи были слишком сложными, двигатель не выдерживал испытаний. Негативные результаты испытаний явились основной причиной неоднократных переносов сроков официального предъявления двигателя на приемочные испытания. По этой причине не был он предъявлен и в июле 1983 года - очередной установленный срок, который такжене был выдержан.

Даже перед самыми большими сторонниками ГТД встал вопрос: в каком направлении двигаться дальше?

Стало очевидным, что дальше упорствовать в доводке ВГТД-1000ФМ нет смысла. В Харькове считали, что надо прекратить работы по ГТД и приступить к организации серийного производства двигателя 6ТД-1 мощностью 1000 л.с. Но это бы означало поражение сторонников ГТД, а в эту аферу были втянуты первые лица государства.

Для обсуждения создавшегося положения было собрано совещание в ЦК КПСС, где было решено на заводе им. В. А. Малышева организовать производство модернизированного двигателя ГТД-1100Ф, выпускаемого Калужским опытным моторным заводом, форсированного до 1200- 1250 л.с.

По удельному расходу топлива ГТД-1100Ф проигрывал двигателю ВГТД-1000ФМ. Указанные предложения вскоре были официально утверждены постановлением № 604-137 от 11.06.84 г.

Затраченные средства на проектирование и изготовление оснастки для экономичного ВГТД-1000ФМв объеме примерно 30% первоначальной стоимости, изготовление и доводку двигателя и танка с ним выброшены на ветер . Выброшены на ветер миллиарды рублей.

Началась новая гонка - теперь по модернизированному двигателю ГТД-1100Ф, который существенно отличался от предыдущего двигателя ВГТД-1000ФМ.

Переход на новый двигатель существенно облегчал задачу его доводки в ЛНПО им. В.Я. Климова, так как он базировался на серийном двигателе, но усложнил задачу заводу им. В.А. Малы-шева, так как построение произ-водственных линий нужно было начинать с нуля. Время показало, что серийное производство Т-80У с ГТД-1250 быстро наладить не удалось. Первые два двигателя были предъявлены на приемочные испытания в апреле 1985 года и показали невысокий ресурс. С указанными двигателями, выпущенными Калужским опытным моторным заводом, заводом им. В. А. Малышева была изготовлена установочная партия танков Т-80У в количестве 45 шт. Таким образом, завод имени В.А. Малышева приступил к реализации Постановления ЦК КПСС.

На этом производство танков с ГТД в Харькове закончилось. Обстановка начала изменяться после смерти Д.Ф. Устинова 20 декабря 1984 г. 23 января 1985 г. С уходом Д. Ф. Устинова изменилось и мнение многих сторонников ГТД, занимавших высокие посты.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 02.09.85 г. № 837-249 принят на серийное производство с формулировкой «Танк Т-80У с двигателем 6ТД». Но существовало Постановление об освоении на предприятии «Завод имени В.А. Малышева» танка Т-80У с ГТД.

Результаты сравнительных испытаний танков Т-80У с двигателями ГТД и 6ТД-1 мощностью 1000 л.с. были доложены представителями 38 НИИ БТВТ. Танк с двигателем 6ТД-1 не уступал по своим характеристикам танку с ГТД, а по показателям расхода топлива был значительно более экономичным.

Из сборочного цеха 27 декабря 1987 года ушел последний танк Т-64. Это было прощание с целой эпохой, оставившей глубокий след в отечественном танкостроении. Его место занял танк Т-80УД .

Несмотря на то, что Т-80У с ГТД был принят на вооружение раньше, его производство реально началось только в конце 80-х годов.Крупносерийное производство танка Т-80У с более мощным двигателем ГТД-1250 началось 1990 г. Было внедрено также устройство защиты силовой установки от перегрева и меры улучшения по топливной экономичности. Даже с этими мерами Т-80У не достиг уровня экономичности по топливу танка с двигателем 6ТД-1.

На период середины 90-х годов МТО с ГТД мощностью 1250 л.с. было отработано для серийного производства и обеспечивало требуемый уровень надежности, поставлялось на экспорт. Принципиального решения вопроса топливной экономичности в серийном производстве ГТД в достигнуто не было.

Тем не менее при отсутствии реальных альтернатив в виде современных и мощных дизелей серии В2 и 2В в России на данный момент развитие и модернизация ГТД может быть перспективной.

Огневая мощь

Как и все отечественные танки, начиная с Т-64А танк Т-80У вооружен гладкоствольной 125 мм пушкой.

На Т-80У установлена ее усовершенствованная модификация 2А46М-1. Скорострельность до 8 выстрелов в минуту в движении. В конвейере механизма заряжания находится 28 выстрелов, общий боекомплект 45 выстрелов. Основным противотанковым вооружением Т-80У являются бронебойные подкалиберные снаряды 3БM-42 с сердечником изготовленным из вольфрамового сплава и выстрелы ЗБМ32 с сердечником из обедненного урана. Особое место занимает комплекс управляемого вооружения «Рефлекс» с ракетами 9М119М и 9М119М1, которые обеспечивают поражение танков на дистанции до 5000 м.


Комплекс «Рефлекс»может применяться по низколетящим целям - вертолетам. Ракета 9MI19, управляемая по лучу лазера, обеспечивает дальность поражения цели типа «танк» при стрельбе на дальностях 5000 м с вероятностью 0.8 и на дальность 4000 с вероятностью 0.9.

Танк оснащен комплексом управления огнем 1А45 в состав которого входят:

Система управления огнем дневного прицела включающая:

Дневной прицел наводчика 1Г46 с независимой в двух плоскостях стабилизацией поля зрения и лазерным дальномером;

Стабилизатор вооружения, состоящий из электрогидравлического привода ВН (вертикальное наведение), электромеханического привода ГН (горизонтальное наведение), блока управления стабилизатора и датчиков;

Баллистический вычислитель 1В528, состоящий из двух блоков и переключателя баллистик,

Комплект датчиков условий стрельбы, состоящий из датчиков: поперечного ветра, крена, скорости танка, курсового угла (косинусный потенциометр);

Ночной прицел наводчика «Буран-ПА» с зависимой стабилизацией поля зрения в двух плоскостях (прибор связан с пушкой параллелограммом, стабилизация поля зрения обеспечивается стабилизацией пушки и башни, наведение поля зрения осуществляется при наведении пушки и башни). Прицел оснащен механизмом для ручного измерения дальности с «базой на цели» и ручным вводом дальности по баллистическим шкалам в поле зрения. Стрельба производится только при выключенном баллистическом вычислителе (ТВП «Агава-2» для изделий 640А).

Дневно-ночной прицел командира ТКН-4С с независимой стабилизацией поля зрения по ВН и зависимой стабилизацией поля зрения по ГН (стабилизация поля зрения обеспечивается стабилизацией башни). ТКН-4Соснащен механизмом для ручного измерения дальности с «базой на цели», ручным вводом дальности по баллистическим шкалам в поле зрения, стрельба через который производится с автоматическим отключением баллистического вычислителя (режим ДУБЛЬ).

Аппаратура установщики временных интервалов УВИ, включаю-щую пульт управления ПУВИ, блок управления, стыковочное устройство и концевой выключатель КВ-СУ, обеспечивающую стрельбу снарядами дистанционного подрыва на траектории полета (для изделий 640А).

Дневной и ночной прицелы расположены на месте наводчика, а дневно-ночной - на месте командира.



Дневной оптический прицел 1Г46 «Иртыш» с встроенным лазерным дальномером позволяет наводчику обнаруживать малоразмерные цели. Независимо от орудия прицел стабилизирован в двух плоскостях. Его панкреатическая система изменяеткратность увеличения оптического канала в пределах х3.6…12.0.

Ночью наводчик осуществляет поиск и прицеливание с помощью активно-пассивного прицела «Буран-ПА»,также имеющего стабилизированное полезрения. Дальность распознавания целей ночью - 1200 м.

Командир ганка ведет наблюдение и дает целеуказания наводчику посредствам прицельно-наблюдательного дневного ночного комплекса ПНК-4С, стабилизированного в вертикальной плоскости.

Цифровой баллисти-ческий вычислитель учитыва-ет поправки на дальность, фланговую скорость цели, ско-рость своего танка, угол накло-на цапф пушки, износ канала ствола, температура воздуха, атмосферное давление и боко-вой ветер.

Зенитная пулеметная установка на Т-80У открытого типа с тумбовой установкой, что является серьезным недостатком по сравнению с Т-80УД.

Защита

При создании танка Т-80У значительное внимание уделялось усилению его защищенно-сти. Работы велись в нескольких направлениях. За счет применения нового камуфлирующей ок-раски, искажающей внешний вид танка, удалось снизить вероятность обнаружения Т-80У в види-мом и ИК-днапатонах .

Первые серии танка оснащались навесным комплектом динамической защиты «Контакт-1». Позднее на танк был установлен комплекс универсальной динамической защиты «Контакт-5». Этот тип ДЗ работает как против кумулятивных средств (КС), так и против бронебойных подкалиберных снарядов (БПС). Крышка блока ДЗ из толстой высокопрочной стали при ударе в нее БПС генерирует поток высокоскоростных осколков, которые и детонируют ЭДЗ. Воздействие на БПС движущейся толстой крышки оказывается достаточным, чтобы снизить бронепробивные характеристики как кумулятивных средств, так и БПС.

Встроенная динамическая защита прикрывает более 60% поверхности в курсовых углах обстрела ±20° (по корпусу) и ±35° (по башне).Сочетание усовершенствованной многослойной комбинированной брони и ВДЗ уменьшает угрозу поражения танка наиболее массовыми кумулятивными и кинетическими средствам поражения, такими как М829 и М829А1.

Важным достоинством Т-80У стала его совершенная система защиты от ОМП, превосходящая подобную защиту лучших зарубежных танков НАТО.

На танке применены подбой и надбой водородосодержащих полимеров с добавками свинца, лития и бора, экраны локальной защиты из тяжелых металлов и система автоматическойгерметизации обитаемых отделений и очистки воздуха.


Повышению выживаемости способствует применение на танке системы самоокапывания с бульдозерным отвалом шириной 2140 мм и системы постановки дымовых завес при помощи системы «Туча», включающей восемь мортирок-гранатометов 902Б. На танке может устанавливаться, также, навесной колейный трал КМТ-6, исключающий подрыв мин пол днищем и гусеницами.

Существенным нововведением стало применение на танке вспомогательного энергоагрегата ГТА-18A мощностью 30 л.с, позволяющего экономить топливо во время стоянки танка, при ведении оборонительною боя, а также в засаде. Экономится и ресурс основного двигателя.

Вспомогательный энергоагрегат , расположенный в корме машины в бункере на левой надгусеничной полке, «встроен» в общую систему работы ГТД и не требует каких-либо дополнительных устройств для своего функционирования.

Защита экв . (мм.)

башня

корпус

от БПС с ВДЗ «Контакт- V »

от КС с ВДЗ «Контакт- V »

1100

900…1100

Характеристики подвижности

На Т-80У, принятом на вооружение СА в 1985 году, был установлен газотурбинный двигатель ГТД-1000ТФ мощностью 1100 л .с. , в последствии на танке Т-80У установлена более мощная силовая газотурбинная установка 1250 л.с.

На двигателе был применен "циклонный" метод очистки воздуха от пыли. Высокоэффективный комбинированный прямоточный циклон с центральной конусной решеткой (важнейший элемент воздухоочистителя) с эффективностью воздухоочистки до 98,5%. Но в проточной части все же оседают неотфильтрованные частицы пыли. Для их удаления, при движении танка в особо тяжелых условиях, предусмотрена процедура виброочистки лопаток и продувка проточной части сжатым воздухом.

Блок воздухоочистителя и радиаторов установлен поперечно корпусу танка и крепится к передней опоре двигательного моноблока. Воздух для системы очистки забирается через прикрытые сетками жалюзи на крыше моторно-трансмиссионного отделения. Вентиляторы системы очистки и охлаждения имеют привод от основного двигателя.

Усовершенствование двигателя ГТД-1000Т проходило поэтапно в направлении повышения его мощности путем увеличения температуры газов без увеличения габаритных размеров. Сначала двигатель был форсирован до 1100 л.с. (ГТД-1000ТФ) и установлен на танки Т-80Б, Т-80БВ и T-80У раннего выпуска. В 1990 г. началось производство танка T-80У с новым вариантом двигателя ГТД-1250 мощностью 1250 л.с.Когда встал вопрос о дополнительных мерах обеспечения двигателя более чистым воздухом, наиболее реальным вариантом казалось устройство забора чистого воздуха на высоте башни танка.

к реализации была принята конструкция, представляющая собой овальный, расширяющийся в нижней части короб, устанавливаемый на башне при помощи кронштейнов. В нижней части короб имел двухпозиционное приводное уплотнительное устройство, обеспечивающее две позиции стыковки с входными жалюзями . При обычной эксплуатации герметизация обеспечивалась только с помощью мягкого воротника по всему контуру жалюзи. Такая стыковка не препятствовала вращению башни и производству стрельбы из пушки. А при преодолении водных преград вводилось в работу дополнительное уплотнение, обеспечивающее герметизацию стыковки. С этим устройством танк получил возможность преодолевать водные преграды глубиной до 1,8 м.

Преимуществом Т-80У является наличие вспомогательной силовой установки ГТА-18А, что позволило существенно уменьшить суммарный расход топлива на 1 час работы систем танка ~ 60 л/ч (суммарное время работы танка составляет - 50% на месте и 50% в движении).

Существенным фактором экономии топлива стала установка дополнительного энергоагрегата ГТА-18А в моторно-трансмиссионное отделение (МТО) танка. Этот агрегат состоит из одновального газотурбинного двигателя и спаренного с ним генератора постоянного тока мощностью 18 кВт Основное назначение энергоагрегата — обеспечение энергопитанием тех потребителей, которые будут работать во время стоянки машины. Разработчиком и изготовителем энергоагрегата стало специальное конструкторское бюро «Турбина», начавшее серийное производство энергоагрегатов .

Энергоагрегат обеспечивает увеличение на 1/3 моторесурса , снижает демаскирующие шумы и теплоизлучение, увеличивает периодичность технического обслуживания и срока службы аккумуляторных батарей.

Были изготовлены 10 танков с пониженным эксплуатационным расходом топлива.

У пяти из них была установлена система автоматического включения режима стояночного малого газа и система автоматического уменьшения режима работы двигателя. Также было внедрено ограничение перемещения рычага ручного сектора газа (не выше малого газа), система раскрытия РСА силовой турбины в положение максимального проходного сечения при запуске. У других 5 танков, дополнительно к названным мероприятиям, установлены вспомогательные энергоагрегаты ГТА-18А.

Для сравнения с экспериментальными десятью танками были выделены 5 обычных машин. На базе учебного полка создали экспериментальную танковую роту, в которую вошли 15 танков. Председателем комиссии по испытаниям был назначен начальник бронетанковой службы Группы советских войск в Германии генерал-майор Владимир Иванович Владимиров. Испытания проводились в различных дорожных условиях, в разное время суток и неоднократно выполнялись все виды боевой учебы.

Средний объем наработки танка при условиях войсковой эксплуатации составил 3000 км, двигатели отработали 290 моточасов . Подчеркну, что на танках с энергоагрегатом наработка в среднем составила 197 моточасов основного двигателя и 106 моточасов вспомогательного агрегата. Танки участвовали во всех видах стрельб и учений. Марши проходили в условиях густой сети автомобильных и железных дорог и, благодаря хорошей организации, без происшествий.

Результаты испытаний показали, что танки, принимавшие участие в испытаниях, имели расход топлива в 1,5 раза меньший по сравнению с серийными танками. После экспериментальной проверки эффективности мероприятий в ГДР было принято решение о внедрении наших предложений в серийное производство на танках Т-80У.

Для танка с дизельным двигателем без вспомогательной силовой установки мощностью 1500 л. с, расход топлива составляет 120…150 л/ч. Главным недостатком турбин считается их невысокая топливная экономичность.

В ходе сравнительных испытаний запас хода при движении по горным, грунтовым и дорогам с асфальтовым покрытием для Т-80У составил 350 км, а для Леопарда-2А5 - 370 км, что в целом сравнимые показатели.

Тактико-технические характеристики

Параметр

Единица измерений

Полная масса

46 (46,5)

Экипаж

чел.

Удельная мощность

л.с./т

27,2 (26,8)

Двигатель (ГТД-1250)

л.с.

1250

Энергоагрегат газотурбинный (ГТА-18А)

л.с.

Ширина танка

Удельное давление на грунт

кгс/см 2

0,91

Температурный режим работы

°С

40…+55

(со снижением мощности)

Длина танка

с пушкой вперед

мм

9654

корпуса

мм

6900

Ширина танка

по гусенице

мм

3400

по съемным защитным экранам

мм

3670

Высота по крыше башни

мм

2202

Длина опорной поверхности

мм

4290

Дорожный просвет

мм

Ширина колеи

мм

Скорость движения

Средняя по сухой грунтовой дороге

км/ч

40…45

Максимальная по дороге с твердым покрытием

км/ч

На передаче заднего хода, максимальная

км/ч

Расход топлива на 100 км

По сухой грунтовой дороге

л, до

450…790

По дороге с твердым покрытием

л, до

430…500

на основных топливных баках

км

с дополнительными бочками

км

Боекомплект

Выстрелов к пушке

шт

(из них в конвейере механизма заряжания)

шт

Патронов:

к пулемету (7,62 мм)

шт

1250

к пулемету(12,7 мм)

шт

Аэрозольных гранат

шт


Использовались данные из книг

«Танк, бросающий вызов времени». М.В. Ашик , А.С. Ефремов, Н.С. Попов. 2001 г.

«Моторы и судьбы. О времени и о себе». Н.К. Рязанцев. 1991 г.

Так уж сложилось, что почти все ОБТ (основные боевые танки) мира имеют дизельный двигатель. Есть только два исключения: Т-80У и «Абрамс». Какими соображениями руководствовались советские специалисты, создавая знаменитую «восьмидесятку», и каковы перспективы этой машины в настоящее время?

Как все начиналось?

Впервые отечественный Т-80У увидел свет в 1976 году, а в 1980 году свой «Абрамс» сделали американцы. До сей поры только Россия и США имеют на вооружении танки с газотурбинной силовой установкой. Украину в расчет не принимают, потому как там на вооружении стоят исключительно Т-80УД, дизельный вариант знаменитых «восьмидесяток».

А начиналось все в 1932 году, когда в СССР было организовано конструкторское бюро, принадлежавшее Кировскому заводу. Именно в его недрах зародилась идея о создании принципиально нового танка, оснащенного газотурбинной силовой установкой. Именно от этого решения зависело, какой вид топлива для танка Т-80У будет использоваться в дальнейшем: обычный дизель или керосин.

Знаменитый конструктор Ж. Я. Котин, работавший над компоновкой грозных ИСов, в свое время задумался о создании еще более мощных и лучше вооруженных машин. Отчего же он обратил свое внимание на газотурбинный двигатель? Дело в том, что он замыслил создать танк массой в пределах 55-60 тонн, для нормальной подвижности которой требовался мотор мощностью не менее 1000 л. с. В те годы о таких дизелях приходилось только мечтать. Оттого-то и появилась мысль о привнесении авиационных и кораблестроительных технологий (то есть ГДТ) в танкостроение.

Уже в 1955 году началась работа, были созданы два перспективных образца. Но тут выяснилось, что инженеры кировского завода, до того создававшие только двигатели для судов, не в полной мере поняли технологическое задание. Работа была свернута, а потом и вовсе прекращена, так как Н. С. Хрущев полностью «запорол» все разработки тяжелых танков. Так что в то время появиться танку Т-80У, двигатель которого по-своему уникален, было не суждено.

Впрочем, огульно обвинять Никиту Сергеевича в этом случае не стоит: параллельно ему были продемонстрированы и перспективные дизельные моторы, на фоне которых откровенно сырой ГТД смотрелся весьма малообещающе. Да что там говорить, если «прописаться» на серийных танках этот двигатель сумел лишь к 80-м годам прошлого столетия, да и сегодня к таким силовым установкам у многих военных отношение не самое радужное. Нужно отметить, что тому есть вполне объективные причины.

Продолжение работ

Все изменилось после создания первого в мире ОБТ, коим стал Т-64. Вскоре конструкторы поняли, что на его базе можно сделать еще более совершенный танк… Но сложность заключалась в жестких требованиях, выдвинутых руководством страны: он должен быть максимально унифицирован с существующими машинами, не превышать их габаритов, но при этом иметь возможность использоваться в качестве средства для «рывка к Ла-Маншу».

И тут все снова вспомнили о ГДТ, так как родная силовая установка Т-64 уже тогда требованиям времени решительно не соответствовала. Именно тогда Устинов принял решение о создании Т-80У. Основное топливо и двигатель нового танка должны были способствовать его максимально высоким скоростным характеристикам.

Возникшие сложности

Огромная проблема заключалась в том, что новую силовую установку с очистителями воздуха требовалось как-то вместить в стандартное МТО Т-64А. Более того, комиссия требовала блочной системы: проще говоря, нужно было двигатель сделать так, чтобы при капитальном ремонте можно было извлечь его целиком и заменить новым. Не тратя, разумеется, много времени на это. И если с относительно компактным ГТД все было сравнительно просто, то система воздухоочистки доставила инженерам массу головной боли.

А ведь эта система крайне важна даже для дизельного танка, не говоря уж о его газотурбинном аналоге на Т-80У. Какое топливо бы ни использовалось, лопатки турбинной установки моментально облепятся шлаком и развалятся, если поступающий в камеру сгорания воздух не будет в должной мере очищен от загрязняющих его примесей.

Следует помнить, что все конструкторы двигателей стремятся к тому, чтобы воздух, попадающий в цилиндры или рабочую камеру турбины, был очищен от пыли на 100 %. И понять их нетрудно, так как пыль буквально пожирает внутренности мотора. По сути, она действует как мелкий наждак.

Опытные образцы

В 1963 году небезызвестным Морозовым был создан опытный экземпляр Т-64Т, на который был установлен газотурбинный движок, обладающий весьма скромной мощностью в 700 л. с. Уже в 1964 году конструкторы из Тагила, работавшие под руководством Л. Н. Карцева, создали куда более перспективный мотор, который мог выдать уже 800 «лошадей».

Но конструкторы, как в Харькове, так и в Нижнем Тагиле, столкнулись с целым комплексом сложнейших технических проблем, из-за которых первые отечественные танки с ГТД смогли появиться только в 80-х годах. В конечном итоге действительно неплохой движок получил только Т-80У. Вид топлива, используемый для его боепитания, также выгодно отличал этот мотор от ранних прототипов, так как танк мог использовать все виды обычного дизельного горючего.

Мы не случайно расписывали пылевые аспекты выше, так как именно проблема качественной очистки воздуха стала наиболее сложной. У инженеров был большой опыт в разработке турбин для вертолетов… но движки геликоптеров работали в постоянном режиме, а вопрос пылевой загрязненности воздуха на высоте их работы вообще не стоял. В общем-то, работы были продолжены (как ни странно) только лишь с подачи Хрущева, бредившего ракетными танками.

Наиболее «жизнеспособным» был проект «Дракон». Для него был жизненно необходим двигатель повышенной мощности.

Опытные объекты

В общем-то, ничего удивительно в этом не было, так как для таких машин важна была повышенная подвижность, компактность и пониженный силуэт. В 1966 году конструкторы решили пойти другим путем и представили на суд публики опытный проект, сердцем которого стали сразу два ГТД-350, выдающие, как нетрудно понять, 700 л. с. Силовую установку создали в НПО им. В. Я. Климова, где к тому времени было достаточно опытных специалистов, занимавшихся разработкой турбин для летательных аппаратов и кораблей. Именно они по большому счету и создали Т-80У, двигатель которого для своего времени был действительно уникальной разработкой.

Но вскоре выяснилось, что даже один ГТД - штука сложная и довольно капризная, а уж их спарка и вовсе не имеет абсолютно никаких преимуществ перед обычной моноблочной схемой. А потому к 1968 году было издано официальное постановление правительства и Министерства обороны СССР о возобновлении работ над одиночным вариантом. К середине 70-х годов был готов танк, который впоследствии стал известен всему миру под обозначением Т-80У.

Основные характеристики

Компоновка (как и в случае с Т-64 и Т-72) классическая, с задним расположением МТО, экипаж - три человека. В отличие от предыдущих моделей, здесь мехводу дали сразу три триплекса, которые значительно улучшали обзор. Даже столь невероятная для отечественных танков роскошь, как подогрев рабочего места, здесь был предусмотрен.

Благо что тепла от раскаленной турбины было в достатке. Так что Т-80У с газотурбинным двигателем вполне оправданно является любимцем танкистов, так как условия работы экипажа в нем куда комфортнее, если сравнивать эту машину с Т-64/72.

Корпус изготавливается методом сварки, башня литая, угол наклона листов составляет 68 градусов. Как и в Т-64, здесь была использована комбинированная броня, составленная из броневой стали и керамики. Благодаря рациональным углам наклона и толщине танк Т-80У обеспечивает повышенные шансы выживания экипажа в самых сложных боевых условиях.

Имеется также развитая система защиты экипажа от оружия массового поражения, в том числе и ядерного. Компоновка боевого отсека практически полностью аналогична таковой на Т-64Б.

Характеристики машинного отсека

Конструкторам все же пришлось расположить ГТД в МТО продольно, что автоматически вылилось в некоторое увеличение габаритов машины по сравнению с Т-64. ГТД был выполнен в виде моноблока массой 1050 кг. Его особенностью было наличие особого редуктора, позволяющего снимать максимум возможного с мотора, а также сразу две коробки передач.

Для питания использовались сразу четыре бака в МТО, общий объем которых составляет 1140 л. Следует заметить, что Т-80У с газотурбинным двигателем, топливо для которого запасается в таких объемах, - довольно «прожорливый» танк, который потребляет в 1,5-2 раза больше горючего, чем Т-72. А потому и размеры баков соответствующие.

ГТД-1000Т создан с использованием трехвальной схемы, имеет одну турбину и два независимых компрессорных агрегата. Гордость инженеров - регулируемый сопловый агрегат, который позволяет плавно управлять оборотами турбины и значительно повышает ее эксплуатационный ресурс Т-80У. Какое топливо при этом рекомендуется использовать для продления долговечности силового агрегата? Сами разработчики говорят, что наиболее оптимален для этой цели качественный авиационный керосин.

Так как силовой связи между компрессорами и турбиной попросту нет, танк может уверенно двигаться по грунтам даже с очень плохой несущей способностью, причем двигатель при этом не заглохнет даже при резкой остановке машины. А чем «питается» Т-80У? Топливо для его мотора может быть разным…

Турбинная установка

Основным достоинством отечественного газотурбинного двигателя является его топливная всеядность. Может работать на любом типе солярки, низкооктановом бензине, предназначенном для автомобилей. Но! Т-80У, топливо для которого должно лишь обладать сносной текучестью, все же очень чувствителен к «нелицензионному» горючему. Заправка не рекомендованными видами топлива возможна только в условиях боевой обстановки, так как влечет за собой существенное снижение ресурса двигателя и лопаток турбины.

Запуск мотора осуществляется за счет раскрутки компрессоров, за что отвечают два автономных электромотора. Акустическая заметность танка Т-80У значительно ниже его дизельных собратьев как за счет характеристик самой турбины, так и за счет особым образом расположенной системы выхлопа. Кроме того, машина уникальна тем, что при торможении используются как так и сам движок, за счет чего тяжелый танк останавливается практически мгновенно.

Как это осуществляется? Дело в том, что при одиночном нажатии на педаль тормоза лопатки турбины начинают вращаться в противоположном направлении. Процесс этот дает огромную нагрузку на материал лопаток и всей турбины, а потому он контролируется электроникой. Из-за этого при необходимости резкого торможения следует сразу же утапливать педаль газа полностью. При этом в работу сразу включаются гидравлические тормоза.

Благодаря САУР износ лопаток удалось сократить минимум на 10 %, а при грамотной работе педалью тормоза и переключении передач механик-водитель может снизить на 5-7 %. Кстати, а какой для этого танка основной вид топлива? Т-80У в идеальных условиях должен заправляться но подойдет и качественная солярка.

Системы очистки воздуха

Был использован циклонный очиститель воздуха, обеспечивающий 97 % удаление из всасываемого воздуха пыли и других инородных примесей. К слову сказать, у «Абрамса» (за счет нормальной двухступенчатой очистки) этот показатель близок к 100 %. Именно по этой причине топливо для танка Т-80У - тема больная, так как расходуется его значительно больше, если сравнивать танк с его американским конкурентом.

Оставшиеся 3 % пыли оседают на лопатках турбины в виде запекшегося шлака. Чтобы его удалить, конструкторы предусмотрели автоматическую программу вибрационной очистки. Следует заметить, что к воздухозаборникам можно подключать специальное оборудование для подводного вождения. Оно позволяет преодолевать реки глубиной до пяти метров.

Трансмиссия танка стандартная - механическая, планетарного типа. Включает две коробки, два редуктора, по два гидравлических привода. Имеется четыре скорости вперед и одна назад. Опорные катки обрезиненные. Гусеницы также имеют внутреннюю Из-за этого танк Т-80У имеет весьма недешевую ходовую часть.

Натяжение осуществляется за счет механизмов червячного типа. Подвеска комбинированная, в ее состав входят как торсионы, так и гидравлические амортизаторы на трех катках.

Характеристики вооружения

Основное орудие - пушка модели 2А46М-1, калибр которой равен 125 мм. Точно такие же пушки ставились на танки Т-64/72, а также на небезызвестное самоходное противотанковое орудие "Спрут".

Вооружение (как на Т-64) было полностью стабилизировано в двух плоскостях. Опытные танкисты говорят, что дальность прямого выстрела по визуально наблюдаемой цели может достигать 2100 м. Боекомплект стандартный: осколочно-фугасные, подкалиберные и кумулятивные снаряды. А автомате заряжания одномоментно может находиться до 28 выстрелов, еще несколько могут быть расположены в боевом отделении.

Вспомогательным вооружением являлся 12,7-миллиметровый пулемет «Утес», но украинцы уже давно ставят любое схожее вооружение, ориентируясь на требования заказчика. Огромным недостатком пулеметной установки является тот факт, что стрелять из нее может только командир танка, причем для этого ему в любом случае приходится покидать заброневое пространство машины. Так как начальная баллистика пули 12,7 мм очень схожа с таковой у снаряда, важнейшим предназначением пулемета является также пристрелка орудия без затрат основных боеприпасов.

Боеукладка

Механизированная боеукладка была размещена конструкторами по всему периметру обитаемого объема танка. Так как немалую часть всего МТО танка Т-80 занимают баки с топливом, конструкторы ради сохранения объема были вынуждены разместить горизонтально только сами снаряды, тогда как метательные заряды стоят в барабане вертикально. Это очень заметное отличие «восьмидесяток» от танков Т-64/72, в которых снаряды с вышибными зарядами располагаются горизонтально, на уровне катков.

Принцип работы основного орудия и заряжающего устройства

При поступлении соответствующей команды барабан начинает вращаться, попутно подводя выбранный тип снаряда к плоскости заряжания. После этого механизм стопорится, снаряд и вышибной заряд досылаются в орудие при помощи закрепленного в одной точке досылателя. После выстрела гильза автоматически захватывается специальным механизмом и помещается в освободившуюся ячейку барабана.

«Карусель» заряжания обеспечивает темп стрельбы не ниже шести-восьми выстрелов в минуту. Если автомат заряжания выходит из строя, зарядить орудие можно вручную, но сами танкисты считают такое развитие событий нереалистичным (слишком сложно, муторно и долго). На танке используется прицел модели ТПД-2-49, независимо от орудия стабилизированный в вертикальной плоскости, позволяющий определять расстояние и наводится на цель при дальностях 1000-4000 м.

Некоторые модификации

В 1978 году танк Т-80У с газотурбинным двигателем был несколько модернизирован. Основным нововведением стало появление ракетного комплекса 9К112-1 "Кобра", стрельба из которого производилась ракетами 9М112. Ракета могла поразить бронированную цель на расстоянии до 4 километров, причем вероятность этого была от 0,8 до 1 в зависимости от характеристик местности и скорости движения цели.

Так как ракета полностью повторяет габариты стандартного 125-миллиметрового снаряда, она может располагаться в любом лотке заряжающего механизма. Этот боеприпас «заточен» исключительно против бронетехники, боеголовка только кумулятивная. Как и обычный выстрел, конструктивно ракета состоит из двух частей, совмещение которых происходит при стандартной работе механизма заряжания. Наводится она в полуавтоматическом режиме: наводчик первые секунды должен прочно удерживать рамку захвата на атакуемой цели.

Наведение или оптическое, или по направленному радиосигналу. Чтобы максимизировать вероятность поражения цели, наводчик может выбрать один из трех полетных режимов ракеты, ориентируясь на боевую обстановку и окружающую местность. Как показала практика, это полезно при атаке бронетехники, защищенной активными системами противодействия.

Шутливое прозвище «хохол» вроде бы не содержит ничего оскорбительного, однако сами украинцы реагируют на это слово с обидой. Слово «хохол» - это экзоним, то есть название народа, которое возникло за его пределами и используется другим этносом. Сами же украинцы себя так не называют, разве что в тех случаях, когда говорят о худших чертах своего национального характера.

Стоит ли обижаться украинцам на это прозвище? Такие авторитетные исследователи русского языка, как С. Ожегов и В. Даль не считали слово «хохол» обидным: оба лексикографа утверждают, что хохол - то же самое, что , без каких-либо уничижительных оттенков, а Ожегов добавляет, что слово это устаревшее и разговорное. А вот в словаре Ушакова читаем, что «хохол – в устах шовинистов – украинец», и что слово это является шутливым и бранным.

Среди украинских исследователей также нет единого взгляда на слово «хохол». Большой толковый словарь современного утверждает, что «хохол – унизительное название украинца». А вот известный украинский прозаик и общественный деятель В. Винниченко писал, что слово «хохол» кажется унизительным и обидным только тем, кто не знает истории происхождения этого слова. Видимо, само слово является нейтральным, а обидным или дружеским его делает контекст, в котором оно употребляется.

Первое упоминание слова «хохол» встречается в «Триязычном » Поликарпова 1704 года, однако очевидно, что в разговорной речи слово появилось гораздо раньше. Существует несколько версий происхождения слова «хохол». Так, некоторые исследователи считают, что слово пришло из монгольского языка и связано с украинского флага: «хох улу» в переводе с монгольского «сине-желтый». Другие исследования возводят слово «хохол» к тюркскому выражению «хох оол», «сын неба».

Однако самая популярная и реалистичная версия утверждает, что это прозвище получили украинцы в связи с традиционной прической – пучком волос на наголо выбритой голове. Существует , что однажды Петр I пригласил казаков на переговоры в Петербург. И европеизированная интеллигенция была так поражена необычными казацкими прическами, что переговорщиков прозвали «хохлатыми людьми», и так это прозвище и прилипло ко всей украинской нации.

С учетом той важности, которую придавали казаки своим хохолкам, эта версия кажется вполне убедительной. Такая прическа была символом казацкой доблести и чести; предателям, трусам, не честным на руку, уличенным во лжи и других грехах казакам носить чубы запрещалось. Срезать же казаку оселедец было смертельным оскорблением. Это трепетное отношение к оселедцам уходит корнями в глубокую древность: во времена Киевской Руси такая прическа говорила о знатном происхождении. Сами же казаки называли свои прически со свойственным им юмором: «оселедец» в переводе