Князь святослав годы жизни и правления. Князь Святослав Игоревич: краткая биография, история правления, интересные факты. Борьба за «хазарское наследство»

Имя дается человеку один раз – и на всю жизнью. Некоторые все же решаются его поменять, но в большинстве случаев этот подарок родителей носят всю жизнь. Но людей в мире много, а имен – не очень. В результате часто в определенные периоды появляется мода на то или иное имя. Со временем она меняется, но некоторые держатся в топе годами. И сегодня мы попробуем найти самое распространенное имя, то, которое встречается чаще всего.

Иван

Просто русское имя на самом деле имеет очень глубокие корни. Изначально оно появилось ещё в древней Иудее. Правда, тогда оно звучало не слишком привычно: Йехоан, что означает «Яхве будет милостив». Таким нехитрым образом матери хотели привлечь удачу к своим сыновьям. А какая мать хотела бы обратного? Не удивительно, что Йехоанов с каждым годом становилось все больше.

Имя Иван было и остается особенно популярно у славянских народов. Оно даже стало нарицательным, обозначая русского. А во время Советского Союза на волне дружбы с братскими народами оно перешло в латиноамериканские страны.

Сколько Иванов видите вы на карте самых распространенных имен?

В то же время, свой вариант имени Иван есть в большинстве языков. Вот только узнать их удается далеко не всегда. Их список впечатляет: Иоанн, Ян, Ясь, Жан, Хуан, Жуан, Йоханн, Ганс, Вано, Джанни, Джованни, Джон, Иво, Эхан, Шон, Айвен. И это не считая женских вариаций: Иванна, Иванка, Яся, Яна. Кстати, одна из самых популярных русских фамилий, Иванов, популярна именно поэтому же.

Анна

Как и многие другие самые распространенные имена, это имеет библейскую историю. Кстати, по значению оно близко к Ивану и означает «благосклонность, расположение». Интересно, что в Библии упоминаются как женщины, носившие это имя (мать девы Марии, к примеру), так и мужчины (первосвященник, один из членов синедриона, осудившего Иисуса Христа). Есть и более распространенная мужская версия – Ханан.


А теперь ищем Ань

Но все же, сегодня это имя стало исключительно женским, зато получило распространение во многих языках: Анна, Энн, Ани, Ганна, Нана, Ханна. Получается, что в отличие от Ивана многочисленные переводы с языка на язык Анну пощадили. Относительно.

Мухаммед

А это имя уже из другой культуры. И если Анна и Иван чаще всего встречаются среди христианских стран, то Мухаммед – это одно из любимых имен мусульман, которых с каждым годом становится все больше.

Пояснить такую популярность несложно. Именно имя Мухаммед носил пророк – самая почитаемая личность ислама. Члены многих конфессий традиционно называют так первенца, не удивительно, что сейчас это самое распространенное имя среди мужчин.

Статистика усиливается, если учитывать, что это имя имеет массу вариаций: Мухаммад, Магомед, Мухамад, Махмуд, Магомед, Магома, Мамед, Мехмет, Маома, Мамадо. Вне ислама это имя встречается довольно редко, уж очень силен в нем религиозный аспект.

Александр/Александра

Одно из самых популярных имен имеет долгую историю. Его корни нужно искать ещё в Древней Греции, когда оно означало банальное «человек, мужчина», иногда – «защитник». Такая длительная история позволила ему не только распространиться получить довольно популярную женскую форму.

В разных языках Александр принял самые разные формы: Алекс, Олесь, Сандор, Искандер, Алехандро, Лесо. Одновременно с этим – и женские: Александра, Сандра, Алекс. И таких разнообразных Александров по миру великое множество.

Теперь вы знаете, какое имя самое популярное в мире. Все они имеют глубокий смысл и долгую историю. Они красивы и благородны, но если вы не хотите, чтобы пять детей оборачивались, когда вы зовете своего, стоит поискать что-то более оригинальное. Главное, не переусердствовать.

В последние годы девочкам во всем мире чаще всего дают имя София. А ведь еще недавно, 10-20 лет назад, этого имени не было даже в десятке наиболее популярных. По мнению ученых, причина в том, что это имя довольно легко дается носителям разных культур и языков. Чаще всего оно встречается в Мексике, Италии и России. В США София – третье имя по популярности, еще в 20 странах оно находится на втором или третьем местах. Имя София древнегреческого происхождения, означает "мудрость, премудрость, мудрая".

Анна

По самым скромным подсчетам в мире живет 100 миллионов девушек, которых зовут Анна. Это имя есть почти во всех языках и культурах, оно почти не меняет форму, лишь приобретает новые элементы – Энн, Ханна, Ася, Нета, Анита. Анна – библейское имя, переводится с иврита как "расположение, благосклонность, благоволение". В Библии есть и мужской вариант имени - Ханан.

Джек

Имя Джек происходит от староанглийского имени "Джанкин", что в переводе значит "Бог милостив". Оно также может быть схожим с французским именем Жак, которое является производной формой от имени Иаков. Женский вариант имени Джеки также весьма распространен.

Мария

Имя Мария происходит от древнееврейского имени Мириам, которое переводится как "горечь". У православных это имя означает "госпожа". Мария – одно из самых распространенных имен в мире, потому что именно так звали мать Иисуса. В исламе Дева Мария известна под именем Мариям. Различное произношение имени Мария в европейских языках дало жизнь этому имени в различных вариациях: Мэри, Мэрайя, Марион, Мариот.

Мухаммед

Самое распространенное мужское имя в мире – Мухаммед. Это вполне нормально для мусульманского Востока, но все удивились, когда пару лет назад в ряде европейских стран имя Мухаммед стало самым популярным. Причина заключается в росте числа мигрантов. По приблизительным подсчетам это имя носит приблизительно 150 миллионов человек на всей планете.

Эмма

Эмма – одно из самых распространенных имен в крупных европейских странах и в целом на англоязычных территориях. У этого имени несколько версий происхождения: древнегерманские корни - от слова ermen, "всеобщий"; арабские - от значения "верная"; латинские - "душевная"; еврейские - как сокращенное от мужского имени "Эмммануэль", означающее "Бог с нами". Родственные имена – Амалия, Эмилия, Ирма.

Иван

Имя Иван само по себе не так распространено, однако если взять его производные, то смело можно причислить его к самым популярным именам в мире. Иван происходит от древнееврейского имени "Йоханан" и переросло в бесчисленное количество вариаций - Януш, Ганс, Жан, Джон, Шон, Ян, а также женские версии - Яна, Жанна и прочие.

Александр

Имя Александр также популярно благодаря его производным, в разных странах оно превращается в Сандора, Алехандро, Александера, Аластара. Имя Александр в переводе с греческого языка означает "защитник", "оберегающий муж", "мужчина", "человек". Женский вариант имени также не уступает в популярности мужскому.

Андрей

У имени Андрей греческие корни, оно переводится как "мужественный", "отважный". Также существует значение "мужчина", "человек". Андреас, Андре, Энди, Антти, Эндрю, Андреа, Анджей - все это производные имени Андрей.

Имя – это первое, что может рассказать о человеке. Его, за некоторыми исключениями, дают на всю жизнь. Имен на свете очень много, но, все-таки, они повторяются, даже в одном коллективе можно встретить несколько тезок. Каждое имя когда-то бывает на пике популярности, после чего мода меняется, и уже другим именем все чаще нарекают новорожденных. Но некоторые имена годами остаются любимыми среди многих поколений. Давайте узнаем, какое самое распространенное имя в мире.

По данным одного известного агентства, на данный момент самым популярным именем Британии считается Мухаммед. Оно оставило позади такие варианты как Дэниел, Томас и Джек. Например, в Лондоне только на 2009 год насчитывалось почти 2000 новорожденных Мухаммедов. А Дэниелов зарегистрировано только 800 младенцев. В других областях Великобритании процентное соотношение схоже, Мухаммед лидирует везде. Лишь в Уэльсе Оливер и Джек опередили Мухаммеда.

Любопытно, но по всей Европе имя Мухаммед столь же распространено. Специалистами особенно отмечены страны: Норвегия, Бельгия, Дания и Нидерланды. Учитывая, что на Ближнем Востоке имя Мухаммед является безоговорочным лидером, то ему смело можно вручить награду за наибольшее распространение по всему миру. Как говорит статистика, больше 150 миллионов человек зовется Мухаммедом.

Самое популярное имя в мире


Особую популярность по всей планете имеет имя София. По подсчетам ученых именно так чаще всего называют девочек родители разных государств. Чаще всего Софии появляются в Эстонии, Италии, Словакии, Российской Федерации, Мексике и Чили. В разных странах имя и пишется по-разному, но это никак не повлияло на его распространенность.

Посчитав статистику рождаемости в 49 странах, ученые пришли к выводу, что в последнее время имя София особенно популярно на пяти континентах. В девяти странах это имя занимает первое место по популярности, а в двадцати государствах – второе. Даже мусульманам полюбилось это имя.

Самое распространенное женское имя в России

Имя древнееврейского происхождения дословно означало «благосклонность и благоволение», это в какой-то степени влияет на отношение окружающих к обладательницам этого имени. Что в какой-то мере может объяснить популярность этого имени во все времена.


Имя Анна любимо во многих странах, да и существует оно на многих языках. Пусть формы имени и написание зачастую отличаются друг от друга, тем не менее, происхождение у них одно. Имя Анна любимо даже в Японии и Китае, а в Индии к тому же существует мужская форма имени.

Но, вряд ли, какой-либо язык может сравниться с русским в многообразии производных от имени Анна. Как только не называют Аннушку, это и Аня, Нюра, Анечка, Анютка, Нюся, Аннушка, Ася – список уменьшительно-ласкательных форм может быть бесконечен. По данным статистики, всего в мире более 100 миллионов обладательниц этого имени, что делает его одним из самых распространенных имен на всей планете. Но и в России оно очень популярно на протяжении многих веков.


Это имя не сдает свои позиции популярности уже многие десятилетия. Оно имеет древнегреческое происхождение и в переводе означает « возрожденная» или «воскресшая». Вначале имя было только мужским. Но вскоре «Анастас» приобрел и женскую форму, которая так полюбилась русскому народу и теперь всегда на слуху. Кстати, Анастасий можно встретить и в других странах, чаще с другим ударением.

Анастасии обладают ласковым и нежным нравом, они очень женственны и красивы, при этом умны. Сочетание изящества и обаяния делает обладательниц этого имени настоящей звездой среди сверстников. Анастасии часто погружаются в мир мечтаний и грез, их бурная фантазия отвлекает их от будничной серости. Видимо, эти качества и влияют на популярность имени в России, ведь нарекая как-либо своего ребенка, хочется дать ему самое лучшее.


На Востоке очень популярно имя Алия, имеющее арабские корни. Алия означает «драгоценную» и наделяет свою обладательницу особым очарованием и шармом. Алия с самого детства пользуется любовью окружающих, это красивые девушки, уверенные в себе и своей привлекательности. При этом мудрости им не занимать, да и аналитический склад ума не дает им пропасть. Все эти качества часто приводят Алию на руководящие посты, а в личной жизни девушки просто не знают проблем. Не удивительно, что это имя так любимо на Востоке!


На территории Соединенных Штатов, да и других англоязычных стран, почему-то особой любовью жителей пользуется имя Джейн. В большинстве случаев ему приписывают еврейское происхождение, а означает оно «принявшую Божью милость». Кстати, это еще один случай, когда женская форма мужского имени становится популярнее оригинала. Джейн произошло от библейского имени Иоанн. Вторая, но не менее популярная, версия происхождения имени Джейн – от французского Jehanne, которое в свою очередь берет начало от греческого Йоханнес.

Чем же так привлекательно это имя? Во-первых, обладательницы этого имени очень красивы и очаровательны. Они очень чувствительны, часто переживают по мелочам, но при этом умеют сохранять внутренний баланс. Джейн обычно энергична, предприимчива и практична.

На европейской территории чаще всего новорожденным дают имя Джулия. Это имя в переводе с латинского означает «из рода Юлиев». Независимые, полные энергии, иронии и бойцовских качеств, Джулии в юности могут отталкивать лиц противоположного пола. Но со временем, расцветая, превращаются в настоящих обольстительниц. А их лидерские качества гарантировано приносят им успех в карьере.


Самое распространенное мужское имя в России

Имя Александр корнями уходит к древним грекам и олицетворяет собой защитника, настоящего мужчину. Именно тогда началась всенародная любовь к этому имени, позже принесшая ему распространение по всему миру.


Во всех языках планеты можно услышать разные формы, произошедшие от имени Александр – Искандер, Алекс, Олесь, Алехандро, Ксандр, Сандор, Лесо. В нашей стране это имя многие годы входит в десятку самых любимых. Какую-то роль в этом сыграла императрица Екатерина II, став нарекать Александрами отпрысков царской семьи.

Наша страна – не единственная «фанатка» этого имени. Оно также распространено в Эстонии, Италии и Германии, надежно засев в рейтингах на первых местах. А в Швеции и Украине также возглавляет список.

Есть и другие имена, часто встречающиеся у новорожденных, это: Иван, Максим, Артемий, Никита, Дмитрий, Андрей, Данила и Егор.

Выбор имени для новорожденного малыша подчас становится для родителей сложным испытанием.

Если многие женщины могут заранее выбрать несколько самых приятных слуху или что-то значащих имен, то уже во время беременности нередко приходится «переигрывать» прямо на ходу: или имя будущего малыша плохо сочетается с отчеством и фамилией, или пол ребенка на УЗИ оказался совсем не тем, какого родители ожидали - словом, на выбор могут влиять самые разные факторы.

Не последнее место среди них занимает и мода. В разные эпохи на слуху бывают разные имена. К примеру, в конце 80-х детей наперебой называли «обыкновенными» именами - Оля, Катя или Наташа для девочки; Сережа, Женя, Андрюша - для мальчика. К началу нулевых будущие родители пустились во все тяжкие, и детские сады заполонили Софьи, Забавы, Богданы и Бориславы. В Перми даже имеются родные братья Люцифер и Вольдемар .

Самое популярное имя для мальчиков

Имя Максим не выходит из моды уже много лет. С развитием интернета и интеграцией России в мировое сообщество у родителей, которые выбирают это имя для сыновей, появился еще один аргумент: имя Максим легко адаптируется к большинству европейских языков. То же с именами Александр, Денис или Иван (редакция узнайвсё.рф уточняет: Иван по-английски будет Джон, а вот Евгений - Юджин, не путайте!).


Чуть сложнее ситуация обстоит с не менее популярными, но плохо переводимыми именами Ярослав, Арсений, Кирилл, Артем или Дмитрий (Деметрия - имя однокоренное, но женское. К примеру, актриса Деми Мур носит именно это имя). Отметим, Дмитриев в России за последние годы стало рождаться на свет значительно больше, чем раньше; возможно, это связано с фигурой политика Дмитрия Медведева . Не обходят, конечно, молодые родители и имя Владимир - нередко в честь Владимира Путина .

Самые красивые и редкие имена для мальчиков

А вот необычные имена российские родителя давать своим детям не стремятся - статистически «странными» именами мальчиков в России называют сравнительно редко. Если раньше ЗАГСы регистрировали таких граждан, как Ангел, Огнеслав, Саммерсет, и даже Оушен, то сейчас оригинальных имен единицы.


Одновременно возвратилась мода на «старинные» имена. Так, довольно часто малышей называют Богданами, Матвеями, Захарами, Тимофеями, Глебами, Анатолиями. Встречаются и более редкие имена - к примеру, Фома, Мирон или Лука (справедливости ради стоит отметить, что Мирон Федоров, известный как рэпер Оксимирон , получил это имя, когда оно еще не вошло в моду).

Но это в регионах России, а вот в национальных республиках сыновей называют Тимурами, Тагирами, Артурами и Амирами. Несколько другая ситуация в республиках Северного Кавказа. К примеру, во Владикавказе самое распространенное имя – это Алан, в Махачкале и Грозном – Магомед, а в Казани и Уфе – Руслан.

Самое популярное имя для девочек

Мода на имена для девочек несколько изменилась. Если три десятка лет назад встретить девочку Лизу или Соню можно было нечасто, то теперь это едва ли не самые популярные имена, причем мода держится около десятка лет. Однако не уступают позиции и другие звучные и красивые имена.

По-прежнему часто девочек называют именем Анастасия. Это имя происходит от греческого «anastos», в переводе - воскрешённая. В эзотерической среде считается, что девочка с таким именем в жизни сможет побороть все тяготы и достигнуть любых вершин. При этом у нее будет тонкая душевная организация. Анастасии, как правило, доверчивые. Они могут стать отличными психологами, артистками или же воспитательницами в детском саду.


«Сильные» имена для девочек - Ирина и Марина. Не столь популярные в последние годы, они все же пользуются определенным спросом среди родителей, которые верят в роль имени для судьбы ребенка. Эти имена дают девочкам, чтобы они росли уверенными и наполненными внутренними силами. В списке популярных имен для девочек также значатся Анна, Александра, Мария, Полина, Елена, Дарья и Наталья.

Самые красивые и редкие имена для девочек

Новорожденным девочкам, как и мальчикам, часто дают имена с налетом старины. Среди звучащих архаично для нашего уха имен - к примеру, Любава, Яромира, Глафира, Таисия и другие. Кроме того, популярностью пользуются Милена и Милана, Ева и Виталия, Варвара и Кира.

Мода на имена как примета времени

Мы в редакции узнайвсё.рф материалисты, и не уверены, что имя влияет на характер и судьбу человека. Зато с уверенностью можно утверждать, что жизнь влияет на выбор того или иного имени. В пример можно привести первые советские годы в России, когда в моде были такие имена, как Октябрина, Революция, Клара или Роза (в честь революционерок Клары Цеткин и Розы Люксембург).

Сегодняшнюю тенденцию определить сложно, но с уверенностью можно говорить о том, что детские имена стали полем для самовыражения родителей. Множество малышей называют Королями, Харизмами, Эросами и даже Ленинами. А в 2008 году в России на свет появилось семьсот Мессий.

При этом в последнее десятилетие в стране намечается тенденция – традиционные имена возвращаются в моду. Если столетие назад на улице было полно Александров, Дмитриев, Анастасий и Марий, то и сейчас ситуация аналогичная (правда, с заметным уклоном в «русскость»).

Выводы мы вам предлагаем сделать самостоятельно, а заодно - прочесть о том, какие имена российские звезды выбирают для своих детей.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Святослав получил должность и звание великого полководца в возрасте примерно трех лет. Его отец, прямой потомок первого Рюрика Игорь, был убит древлянами, но он сам оказался слишком мал, чтобы возглавить государство. Потому до самого совершеннолетия в Киеве управлялась его матушка – Ольга. Но всякому приходит свой срок, и Святослав Игоревич тоже оставил свой неизгладимый след в истории, о чем мы и поговорим сегодня.

Биография князя Святослава: история великого воина

Если положиться на сведения, данные нам древнерусскими летописями, то Святослав был единственным сыном Игоря, прямого наследника первого Рюрика, по сути являясь его внуком. Матерью мальца была княгиня Ольга, которая имеет довольно смутное происхождение. Многие считают, будто она является дочерью Олега, прозванного Вещим, другие называют варяжской принцессой Хельгой, а третьи вообще разводят руками, думая, будто она была обычной псковской крестьянкой. Точно выяснить, в каком году она произвела на свет Святослава не представляется возможным, есть только несколько разрозненные указания из древних свитков.

Согласно Ипатьевской летописи, рождение Святослава приурочивается к 942 году, как раз в то время, когда Игорь принес поражение после неудачного похода в Византию. Однако ни в «Повести временных лет», ни в Лаврентьевском списке подобных сведений. Историков озадачивает тот факт, что столь важное событие было упущено летописцами, как несущественное. В литературных произведениях порой называется и другая дата – 920 год, но доверять им, как историческим источникам нельзя.

Все предки великого князя Святослава носили скандинавские (варяжские) имена, он стал первым, которого назвали по-славянски. Однако историки и тут искали подвох. К примеру, Василий Татищев отыскал византийские свитки, в которых имя это читалось, как Сфендославос (), из чего он сделал вывод, что это соединение греческого варианта Свен или Свент и русского окончания -слав. Со временем, первая часть имени трансформировалась в вариант Свят (святой).

Личные качества и детство князя

Отыскать первое упоминание имени Святослава документального плана можно в договоре, который его отец Игорь составил с Византией в 944 году. По разрозненным сведениям, Рюрикович был убит древлянами за непомерную жадность в 945 или даже в 955 году, но первая дата кажется более вероятной. После этого, супруга Игоря и мать будущего князя Ольга, выждала еще год и отправилась в военный поход, чтобы отомстить своим мятежным подданным.

Согласно дошедшим до нас преданиям, сынишка в это время тоже был с нею. «Повесть временных лет» гласит, что он размахнулся и бросил тяжелое копье, которое пролетело между ушей коня и упало к его ногам. Так и началось истребление древлян за убийство князя. Мальчик действительно рос воинственным и смелым, находясь при этом постоянно при матери. Он воспитывался не няньками да мамками, а сокольничими и дружинниками.

Стоит сказать несколько слов и о внешности молодого и отважного князя, все помыслы которого направлены были исключительно на военные достижения, походы, сражения и великие победы. Знаменитый византийский историк и писатель Лев Диакон пишет, что видел Святослава на ладье, вместе с подданными. Он сидел на веслах, как и остальные, не гнушаясь тяжелой работы, если это было нужно. Тот же источник пишет, что он был среднего роста, со светлыми, голубыми глазами. Голова его было гладко выбрита, только на макушке торчал клок светлых волос, признак княжеского рода.

Диакон пишет, что это был молодой мужчина крепкого телосложения, коренастый и красивый, несмотря на слегка хмурое выражение лица. В одном ухе Святослав носил золотую серьгу, украшенную карбункулом, нос его был курнос, а над верхней губой пробивались ранние усы. Русский профессора Сергей Соловьев считает, что у него была редкая борода и две косы, заплетенные на скандинавский манер.

Правление князя Святослава

Считается, что до самого начала правления в Киеве, Святослав постоянно был со своей матерью Ольгой, но это не стыкуется с некоторыми историческими сведеньями. Византийский император того времени Константин VII Багрянородный отмечал, что в Новгороде в 949 году правил «Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии». Потому многие считают, что молодой князь был посажен на престол этого города еще задолго до безвременной смерти отца. Однако со сроками это никак не согласуется. Есть свидетельства того же императора, будто Святослав был в посольстве Ольги во время ее визита в Константинополь в 957 году.

Начало княжения

Мать юного князя Святослава Игоревича, великая княгиня Ольга, рано прониклась византийской культурой. Приблизительно в 955-957 годах она приняла крещение, отправившись для этого в Царьград, где для данных целей ей даже был выделен собственный епископ. После этого она неоднократно просила сына последовать ее примеру, но он был убежденным язычником и только посмеивался над матерью, считая, что на нее просто блажь нашла. Да и ко всему, среди языческого воинства едва ли удалось бы заслужить авторитет христианину.

Как уже упоминалось, Лев Диакон говорит, что в посольство Ольги в Царьграде входили и люди Святослава, однако даров они получили очень мало, даже меньше, чем ее рабыни на первом приеме. Во время второго визита имя наследника вообще не упоминается. Советский историк и филолог считает, что все намного банальнее. Он говорит, что Святослав приехал сватать греческую принцессу, в чем ему вежливо, но вполне доступно было отказано. Потому после первого приема он просто убрался восвояси, так и ставшись до конца жизни язычником.

История князя Святослава довольно запутанна и туманна, но его отношение к христианству в целом прослеживается прекрасно. Первый миссионер и архиепископ Адальберт Магдебургский пишет, что в 595 году королева ругов Ольга прислала посольство к Оттону I Великому, королю германскому, где и обсуждались вопросы повального крещения Руси. Тот не преминул тут же послать епископа со свитой, но миссия их в Киеве в 961 году завершилась ничем, то есть полным провалом.

Это может свидетельствовать о том, что у власти на то время уже была не Ольга, убежденная христианка, а ее упрямый отпрыск. Следующие сведения уже касаются 964 года. Знаменитый Нестор в своей «Повести…» рассказывает о том, каким храбрым и сильным воином был князь Руси Святослав, каким уважением пользовался среди своей дружины и какой славой покрыл себя перед народом.

На троне: достижения и военные походы

Приблизительно в 960-961 годах хазарский царь Иосиф жаловался в письме сановнику Кордовского халифата Хасдаю ибн Шафруту, будто ведет нескончаемую и упорную войну с русами, которую ни выиграть, ни завершить никак не может. Он считал, что, не пуская их по морю к Дербенту, защищает все исламские земли, вкупе с мусульманской верой, так как эта армия может завоевать и Багдад. Действительно, за предыдущие годы русские успешно починили практически всех хазарских данников – восточно-европейских славян. Русы желали получить стратегический Керченский пролив и Поддонье, потому война была явно неизбежна, и никакой Иосиф не мог встать у них на дороге.

  • Поход в Хазарию.

Согласно данным «Повести…» в 964 или 965 году великий князь Святослав выступил в сторону Оки и Волги. По пути он встретил вятичей, но не стал покорять их и обкладывать данью, так как по всей видимости, преследовал иные цели. В следующем году он подошел вплотную к Хазарии, а именно к Белой Веже (Саркел, сегодня находящийся под водой Цимлянского водохранилища). Хазары выступили навстречу князю со своим каганом и потерпели сокрушительное поражение. Была разграблена русскими столица Хазарии, город Итиль, Семендер и многие другие выше по течению Волги.

Удалось Святославу покорить также ясов, что их угров, и касогов. Арабский путешественник и географ того времени, Абуль-Касим Мухаммад ибн Хаукаль ан-Нисиби называет среди «трофеев» князя еще и Волжскую Булгарию в 968 или 969 годах. Ему удалось сокрушить крепкий до того Хазарский каганат, тогда же к Руси присоединился город Тмутаракань. По некоторым данным, русские стояли в Итиле вплоть до 980 года. Но еще до этого, в 966 году были все-таки покорены вятичи, с наложением на них дани, о чем пишет «Повесть временных лет».

  • Недоразумения с Болгарским царством.

Начиная с 967 года меж Византией и Болгарским царством неожиданно разгорелся конфликт, причины которого историки трактуют по-разному. В том же году или спустя год император греков Никифор II Фока решил подлизаться к Святославу и отправил к нему посольство. Оно везло щедрые дары, историк говорит, о почти половине тонны золота (15 кентинариев), не считая всего остального. Основной целью этого было, по всей видимости, сокрушение Болгарского царства, при этом чужими руками, как бы и не принимая в этом особого участия.

Глава посольства в Киев Клокир со Святославом вопросы «порешал» и договорился не только о завоевании Болгарского царства, но и о том, что тот поможет ему отобрать византийский престол. В 968 году русские войска вошли в Болгарию и выиграли решающую битву под Доростоле (Силистра), хотя саму крепость взять не удалось. Зато удалось захватить более восьми десятков других укрепленных городов. Он устроил свое поселение в Переяславце, что на реке Дунай, куда ему привезли и дары от греков.

Но тут пришли вести, что мятежные печенеги, зная, когда князя нет в городе, осадили Киев и Святославу Игоревичу пришлось спешно возвращаться домой. Российский историк Анатолий Новосельцев считает, что подбить кочевников на такой шаг могли хазары, но и византийское вмешательство полностью исключать нельзя, ведь эта страна всегда отличалась нечистоплотными решениями для своей пользы. Князь с конной дружиной легко отогнал толпы печенегов обратно в степь, но оставаться дома не захотел, даже несмотря на смерть горячо любимой, хоть и зачастую порицаемой, матери, великой княгини Ольги, впоследствии признанной святой.

Географически Переясловец, который так полюбил князь Святослав Игоревич, определить очень сложно. Многие считают, что это городок-порт на Дунае, под названием Переслав или Переслав Малый. Татищев приводит свидетельства, будто в то время, пока Святослав пугал печенегов по Киевом, его наместнику в Переясловце Волку приходилось постоянно обороняться от набегов болгар, что опять же свидетельствует о близости болгарской столицы Преслава Великого. Там же есть данные, что при последней битве киевскому князю удалось захватить и самого болгарского царя Бориса.

  • Византийская война.

Посидеть спокойно в Переясловце Святославу не удалось, хотя и не того он был склада человек, чтобы просто остаться на месте. Его тянуло в битву, в сражение, завоевывать для себя и народа славу и богатства, которые не забудут вовеки веков. Уже в 970 году он заключил сделку с болгарами, уграми (венграми) и печенегами, что подчинялись ему, и напал на историческую область Фракию, принадлежащую Византии. Лев Диакон говорит, что на стороне киевского князя было более тридцати тысяч ратников, в то время как греческий полководец Варда Склир мог располагать не более, чем двенадцатью тысяч воинов.

Русское воинство подошло очень близко к Царьграду (Константинополь) и встало в осаду Аркадиополя. Там сперва были окружены и перебиты печенеги, вслед за ними болгары и только потом разгромлена и дружина Святослава. Так говорит Диакон, но «Повесть временных лет» трактует события несколько иначе. Она гласит, что великий князь подошел по самые стены столицы, не стал нападать, а лишь взял богатую дань.

Вопреки ранним ожиданиям, Византия осталась очень недовольной оккупацией русскими болгарских владений. Вместо слабенького христианского соседа, греки получили сильного, мужественного и отважного язычника, который не готов был останавливаться на достигнутом. Вступивший во власть в 969 году император Иоанн I Цимисхий стал готовиться к войне с русами, понимая, что договорным путем с ними решить вопросы никак не получится. Ранней весной 971 года лично правитель в сопровождении пяти тысяч воинов перешел Балканские горы, а основная часть армии следовала следом, под началом знаменитого евнуха Василия Лакапина.

В Переясловце узнали об ударном отряде Иоанна довольно поздно, потому пришлось укрываться за стенами города, хотя на то время там стояла дружина их восьми тысяч ратников. Это было роковой ошибкой, так как подоспела подмога византийцев и они взяли город приступом. Тогда погибло много воинов-руссов, а Волку и его соратникам удалось спрятаться в крепости дворца царя Симеона. Святослав, который как раз был на подходе, попытался отбить город, но ему это не удалось. Он был взят в осаду в знаковом месте – крепости Доростола, откуда все начиналось и спустя три месяца изнурительных стычек и голода стал искать мира. Он отдал Византии Болгарию, а сам был отпущен восвояси, с условием восстановления собственного отца от 944 года (военно-торговое соглашение).

Личная жизнь и смерть великого воина Святослава Игоревича

Правление князя Святослава наполнено военными подвигами и победами. Он сам, словно и не знатного рода, брал в руки оружие и сражался всегда в первых рядах. Однако не помешает рассказать немного и о том, каким же он был в быту, имел ли детей и какое наследие оставил после себя этот человек. Он всегда стоял на своем, отстаивал веру предков, охранял пределы государства и старался как можно больше расширить их, потому даже настолько далекие потомки, как мы с вами, могут по заслугам оценить его вклад в историю великой Киевской Руси.

Семейная жизнь: резиденция, браки и дети

О свадьбах-женитьбах великого князя киевского есть очень мало информации у летописцев того времени. Видимо, особого внимания он этому моменту не уделял, а больше был занят военным делом. Политика князя Святослава более была направлена вовне, чем внутрь страны, это тоже сыграло свою роль. Основной резиденцией его считается Киев, но все же появлялся там правитель довольно редко. Он не любил свою столицу и лучше чувствовал себя на воле, к примеру, в том же Переясловце, где знал, что все под контролем.

«Повесть временных лет» цитирует его слова, будто пишет он матери, зовущей его домой, что «не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце», «куда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды; из Чехии и из Венгрии серебро и кони; из Руси же меха и воск, мёд и рабы». Однако имеется сведения, по крайней мере, о трех сыновьях.

  • Ярополк Святославович (955 года рождения), князь киевский (972-978 годы), князь новгородский (977-978 годы).
  • Олег Святославич (955 года рождения), князь древлян (970-977 годы).
  • Владимир Святославич, известный также как Владимир I, Владимир Великий, Владимир Креститель, Владимир Святой (около 960 года рождения), князь новгородский (970-988 годы) и киевский (978-1015 годы).

Ни имен, ни указаний на родство матерей первых двух отпрысков история не указывает. Зато уже о матери Владимира известно кое-что. Звали ее Малуша Любечанка и была она не знатного рода, а служила ключницей у матери Святослава Ольги, когда еще была совсем дитя. После этого была отдана в наложницы князю. По легенде, именно ее брат стал прототипом для создания образа русского богатыря Добрыни Никитича.

Византийский хронист и чиновник девятого века Иоанн Скилица говорит еще об одном брате Владимира, по имени Сфенг, который в 1016 году якобы помогал грекам подавлять мятеж Георгия Цула в Херсонесе. Однако русский историк Александр Соловьев считает, что речь идет вовсе не о еще одном сынке Святослава, а о его внуке, сыне Владимира Мстиславе Храбром, князе Тмутараканском и Черниговском.

Предательство и смерть отважного воина

После заключения сепаратного мира с Византией, Святослав с войском был благополучно отпущен домой, куда он и отправился, погрузившись на ладьи. Однако, понимая, что он никогда не оставит греков в покое, император приказал оповестить кочующих вокруг Киева печенегов о возвращении его в окружении очень малочисленного войска. Хазарский каганат был наголову разгромлен, а пути на Восток открыты, хитрые византийцы не могли упустить такой шанс.

Князь в 971 году подошел к Днепру и хотел подняться по нему в Киев, но воевода, имя которого сохранилось в «Повести…», как Свенельд, предупредил, сто выше над порогами стоят печенеги, готовые уничтожить остатки дружины Святослава. Однако подойдя к порогам по суше, он и тут не избежал битвы, так как на него напал печенежский князь Куря, что и убил сына Игорева. Те же сведения подтверждает византиец Лев Диакон. Он говорит, что русскому воинству была устроена засада паценаками (печенегами).

Великий русский историк Николай Карамзин, впрочем, как и все его последователи, считают, что именно греки убедили печенегов напасть на русичей и убить их. Они опасались растущей мощи и влияния Киевской Руси. Если проанализировать трактат Константина Багрянородного «Об управлении империей», то можно найти строки, в которых открытым текстом пишется, что следует подружиться с паценаками, для совместной борьбы с уграми (венграми) и русскими. Нестор-летописец приписывает гибель Святослава оттого, что он ослушался воли родительской и не принял крещение, как велела ему Ольга. Однако подобное развитие событий является крайне маловероятным.

Увековечение памяти в народе

Личность великого воина князя Святослава Игоревича привлекла деятелей искусства далеко не сразу, хотя военных песен о нем современники помнили много. Русские поэты и художники вытащили образ славного воителя, смелого и неподкупного, отряхнут от вековой пыли и использован во времена русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Ведь все это снова происходило на Дунае, несложно было провести аналогию. К примеру, в картине Ивана Акимова «Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев» показано все метание души воина, между семьей и долгом перед государством.

К девятнадцатому веку интерес к фигуре Святослава несколько поутих. Однако в 1843 вышла повесть Александра Фомича Вельтмана «Райна, королевна болгарская», о болгарских войнах князя. На заре двадцатого века была возведена скульптура «Святослав на пути к Царь-граду», созданная Евгением Лансере, русским скульптором-анималистом. Образ упрямого князя использовался уже в наши дни неоязычниками, в качестве примера стойкости взглядов и мировоззрения. Памятники Святославу Игоревичу есть в Киеве, Мариуполе, Серпухове, Запорожье.

Не слабый резонанс вызвал один из памятников к 1040-летию разгрома Хазарского каганат, который сперва планировалось поставить в Белгороде, но в итоге он был воздвигнут в деревне Холки. Все дело в том, что скульптор Вячеслав Клыков изобразил на щите поверженного хазарина шестиконечную звезду Давида, в чем усмотрели антисемитизм. В итоге щит поменяли, а саму скульптуру поставили в селе, чтобы не мозолила глаза. Святослав также является символом ультрас футбольного клуба «Динамо» из Киева. Они даже выпускают газету с тем же названием.