Основные проблемы русской литературы 19 века. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Русская литература XX века: общая характеристика

События, произошедшие в последние десятилетия прошлого столетия, отразились на всех сферах жизни, в том числе и на культуре. В художественной литературе тоже наблюдались значительные перемены. С принятием новой Конституции в стране произошёл перелом, который не мог не отразиться на образе мышления, на мировоззрении граждан. Появились новые ценностные ориентиры. Писатели, в свою очередь, отразили это в своём творчестве.

Тема сегодняшнего повествования — современная русская литература. Какие тенденции наблюдаются в прозе последних лет? Что за черты присущи литературе XXI столетия?

Русский язык и современная литература

Литературный язык обработан и обогащен великими мастерами слова. Его следует относить к высшим достижениям национальный речевой культуры. При этом литературный язык от народного отделить нельзя. Первым, кто это понял, был Пушкин. Великий русский писатель и поэт показал, как нужно пользоваться речевым материалом, созданным народом. Сегодня в прозе авторы нередко отражают народный язык, который, впрочем, нельзя назвать литературным.

Временные рамки

Употребляя такой термин, как "современная русская литература", мы подразумеваем прозу и поэзию, созданную в начале девяностых годов прошлого века и в XXI столетии. После развала Советского Союза в стране произошли кардинальные перемены, в результате которых другой стала и литература, и роль писателя, и тип читателя. В 1990-е годы, наконец-то, доступны стали обычным читателям произведения таких авторов, как Пильняк, Пастернак, Замятин. Романы и повести этих писателей читали, конечно, и ранее, однако лишь продвинутые книголюбы.

Освобождение от запретов

В 1970-е годы советский человек не мог спокойно зайти в книжный магазин и приобрести роман "Доктор Живаго". Эта книга, как и многие другие, была запрещена долгое время. У представителей интеллигенции в те далёкие годы было модно, пусть не вслух, но ругать власть, критиковать "правильных", одобренных ею писателей и цитировать "запрещенных". Прозу опальных авторов тайком перепечатывали, распространяли. Те, кто занимался этим непростым делом, мог в любой момент лишиться свободы. Но запрещенную литературу продолжали перепечатывать, распространять и читать.

Прошли годы. Поменялась власть. Такое понятие, как цензура, на некоторое время просто перестало существовать. Но, как ни странно, люди не выстроились в длинные очереди за Пастернаком и Замятиным. Почему так произошло? В начале 1990-х люди выстроились в очереди к продуктовым магазинам. Культура и искусство находились в упадке. Со временем ситуация несколько улучшилась, но читатель уже был не тот.

Многие сегодняшние критики о прозе XXI века отзываются весьма нелестно. О том, в чём заключается проблема современной русской литературы, сказано будет ниже. Прежде стоит рассказать об основных тенденциях развития прозы последних лет.

Обратная сторона страха

Во времена застоя люди боялись сказать лишнее слово. Эта фобия в начале девяностых годов прошлого века обернулась вседозволенностью. Современная русская литература начального периода полностью лишена поучительной функции. Если, согласно опросу, проведенному в 1985 году, самыми читаемыми авторами были Джордж Оруэлл и Нина Берберова, спустя 10 лет популярными стали книги "Мент поганый", "Профессия — киллер".

В современной русской литературе на начальном этапе ее развития преобладали такие явления, как тотальное насилие, сексуальные патологии. К счастью, в этот период, как уже было сказано, стали доступны авторы 1960-1970-х годов. Читатели получили возможность ознакомиться и с литературой зарубежья: от Владимира Набокова до Иосифа Бродского. Творчество ранее запрещенных авторов оказало положительное влияние на русскую современную художественную литературу.

Постмодернизм

Это течение в литературе можно охарактеризовать как своеобразное сочетание мировоззренческих установок и неожиданных эстетических принципов. Постмодернизм получил развитие в Европе в 1960-е годы. В нашей стране он оформился в отдельное литературное течение значительно позже. Единой картины мира в произведениях постмодернистов нет, но есть многообразие версий реальности. В список современной русской литературы этого направления входят, прежде всего, произведения Виктора Пелевина. В книгах этого писателя существует несколько версий реальности, и они отнюдь не исключают друг друга.

Реализм

Писатели-реалисты, в отличие от модернистов, полагают, что в мире смысл есть, правда, его следует найти. В. Астафьев, А. Ким, Ф. Искандер — представители этого литературного течения. Можно сказать, что в последние годы снова обрела популярность так называемая деревенская проза. Так, нередко встречается изображение провинциального быта в книгах Алексея Варламова. Православная вера является, пожалуй, основной в прозе этого писателя.

У прозаика может быть две задачи: нравоучительная и развлекающая. Существует мнение, что развлекает, отвлекает от обыденности литература третьего сорта. Настоящая же литература заставляет читателя задуматься. Тем не менее среди тем современной русской литературы не последнее место занимает криминальная. Произведения Марининой, Незнанского, Абдуллаева, может быть, и не наводят на глубокие размышления, но тяготеют к реалистичной традиции. Книги этих авторов нередко называют "криминальным чтивом". Но отрицать сложно то факт, что и Марининой, и Незнанскому удалось занять в современной прозе свою нишу.

В духе реализма созданы книги Захара Прилепина — писателя, известного общественного деятеля. Герои его преимущественно обитают в девяностых годах прошлого века. У критиков творчество Прилепина вызывает неоднозначную реакцию. Некоторые считают одно из самых известных его произведений - "Санькя" - своеобразным манифестом для молодого поколения. А рассказ Прилепина "Жилка" нобелевский лауреат Гюнтер Грасс назвал весьма поэтичным. Противники творчества русского писателя обвиняют его в неосталинизме, антисемитизме и прочих грехах.

Женская проза

Имеет ли право на существование этот термин? В трудах советских литературоведов он не встречается, все же роль этого явления в истории литературы отрицают не многие современные критики. Женская проза - это не просто литература, созданная женщинами. Она появилась в эпоху зарождения эмансипации. Такая проза отражает мир глазами женщины. Относятся к этому направлению книги М. Вишневецкой, Г. Щербаковой, М. Палей.

Являются ли произведения лауреата Букеровской премии — Людмилы Улицкой — женской прозой? Может быть, только отдельные произведения. Например, рассказы из сборника "Девочки". Героями Улицкой в равной степени выступают и мужчины, и женщины. В романе же "Казус Кукоцкого", за который писательница была удостоена престижной литературной награды, мир показан глазами мужчины, профессора медицины.

Не многие современные русские произведения литературы сегодня активно переводятся на иностранные языки. К подобным книгам относятся романы и рассказы Людмилы Улицкой, Виктора Пелевина. Почему сегодня так мало русскоязычных писателей, интересных на Западе?

Отсутствие интересных персонажей

По мнению публициста и литературного критика Дмитрия Быкова, в современной русской прозе применяется устаревшая повествовательная техника. За последние 20 лет не появилось ни одного живого, интересного персонажа, имя которого стало бы нарицательным.

Кроме того, в отличие от зарубежных авторов, пытающихся найти компромисс между серьезностью и массовостью, российские писатели словно разделились на два лагеря. К первому принадлежат создатели упомянутого выше «криминального чтива». Ко второму — представители интеллектуальной прозы. Создается немало артхаусной литературы, которую понять не в силах даже самому искушенному читателю, и не потому, что она чрезвычайно сложна, а потому, что нет в ней связи с современной реальностью.

Издательский бизнес

Сегодня в России, по мнению многих критиков, талантливые писатели есть. Но недостаточно хороших издателей. На полках книжных магазинов регулярно появляются книги "раскрученных" авторов. Из тысячи произведений некачественной литературы искать одно, но стоящее внимания, готов далеко не каждый издатель.

В большей части книг писателей, упомянутых выше, отражены события не начала XXI века, а советской эпохи. В русской прозе, согласно мнению одного из известных литературоведов, за последние двадцать лет не появилось ничего нового, так как писателям не о чем говорить. В условиях разложения семьи невозможно создать семейную сагу. В обществе, в котором приоритет отдается материальным вопросам, не вызовет интереса поучительный роман.

С подобными утверждениями можно и не согласиться, но в современной литературе действительно нет современных героев. Писатели, как правило, обращаются к прошлому. Быть может, вскоре ситуация в литературном мире изменится, появятся авторы, способные создавать книги, которые не утратят популярности через сто-двести лет.




Как вы понимаете слова М.Горького? О каких талантливых писателях и поэтах говорит М.Горький? Задание. Вспомните и назовите наиболее значимые произведения, созданные в 18 и начале 19 века


Трудны и жестоки были условия, в которых развивалась передовая русская литература. Крепостнический строй накладывал свой отпечаток на все области русской жизни. В стране царил тяжелый политический гнет. Царская цензура беспощадно подавляла свободное слово. Величайшие деятели русской литературы подвергались преследованиям, многие из них кончили свою жизнь трагически


Тем не менее русская литература достигла в XIX в. изумительно яркого расцвета и заняла одно из первых мест в Европе. Крепостнический режим вызывал недовольство широких крестьянских масс. В течение всего XIX в. в России зрела могучая демократическая революция. Лучшие произведения русской литературы и искусства возникли на гребне этого демократического подъема; в них косвенно, а иногда и прямо отразилось недовольство народных масс, их возмущение крепостным гнетом


Русская литература росла в напряженной идейной борьбе. Прогрессивные писатели и художники, одушевленные идеями вольнолюбия, вели постоянную борьбу с литераторами реакционно-монархического, а потом и буржуазно-либерального направления, защищавшими современный им общественный строй или склонными его лишь слегка реформировать Декабристы на Сенатской площади.


Литература играла огромную роль в развитии передовых идей, была той сферой, в которой особенно сильно и энергично смогла проявить себя передовая мысль. «У народа, лишенного общественной свободы, литература единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести», писал Герцен


Русские художники не были отделены от того, что происходило за рубежом. Они откликались на общественные события Западной Европы, усваивали передовые достижения искусства и литературы. Необычайная интенсивность и быстрый рост русской культуры привели к тому, что течения, развивавшиеся в литературе и искусстве Западной Европы на протяжении нескольких столетий, существовали в России одновременно, переплетаясь друг с другом. Э. Мане. Портрет Эмиля Золя


Классицизм, нашедший совершенное выражение в различных сферах русского искусства, развивался параллельно с романтическим направлением, и вместе с тем уже в 20-е годы в России определялись черты реализма, который стал ведущим течением литературы XIX столетия. Отечественная война 1812 г. и связанный с ней патриотический подъем дали мощный толчок развитию русской национальной культуры. Наиболее образованным сословием в России было тогда дворянство. Большинство деятелей культуры этой поры выходцы из дворян или люди, так или иначе связанные с дворянской культурой.


В начале XIX в. литература становится ведущей областью русской культуры, чему способствовала прежде всего ее тесная связь с прогрессивно- освободительной идеологией. Ода Пушкина «Вольность», его «Послание в Сибирь» декабристам и «Ответ» на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева «К временщику» (Аракчееву), стихотворение Лермонтова «На смерть поэта», письмо Белинского к Гоголю являлись, по сути дела, политическими памфлетами, боевыми, революционными призывами, воодушевлявшими передовую молодежь. Дух оппозиционности и борьбы, присущий произведениям прогрессивных писателей России, сделал русскую литературу той поры одной из активных общественных сил


В формировании русской национальной культуры все более активно участвует интеллигенция, первоначально составлявшаяся из образованных людей двух привилегированных сословий духовенства и дворян. Если в XVIII первой половине XIX в. ведущая роль в культуре принадлежит дворянской интеллигенции, то во второй половине XIX в. разночинцам. В состав разночинной интеллигенции (особенно после отмены крепостного права) вливаются выходцы из крестьян. В целом к разночинцам относились образованные представители либеральной и демократической буржуазии, которые принадлежали не к дворянству, а к чиновничеству, мещанству, купечеству и крестьянству. Это объясняет такую важную особенность культуры России XIX в., как начавшийся процесс ее демократизации. Увеличивается число писателей, поэтов, художников, композиторов, ученых из непривилегированных сословий, в частности из крепостного крестьянства, но преимущественно из среды разночинцев Разночинец


Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература прошлого века исключительное явление. Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звездами небе, если бы некоторые из писателей, составивших ее славу, не походили скорее на ослепительные светила или на самостоятельные «вселенные». Одни только имена А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого сразу же вызывают представления об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании псе новых и новых поколений читателей. Впечатления, производимые этим «золотым веком» русской литературы, прекрасно выразил Т. Манн. говоря о ее «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплоченности ее рядов, непрерывности ее традиций»


«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», образно заметил Достоевский, характеризуя влияние Гоголя па развитие русской литературы В начале XX в. Гоголь получает всемирное признание и с этого момента становится действующей и все более возрастающей величиной мирового художественного процесса, постепенно осознается глубокий философский потенциал его творчества.


Конец дворянского периода освободительного движения, и начало разночинского, буржуазно-демократического, не могли не оказать серьезного влияния на развитие русской демократический лагерь литературы. Она сделала решительные шаги по пути демократизации, приближения к боевым и актуальным вопросам общественной жизни. Окончательное размежевание либеральной и демократической тенденций в русском общественном движении привело к перегруппировке сил и в литературе. Писатели - сотрудники журнала "Современник".


В 50-е годы журнал «Современник» объединял вокруг себя крупнейших демократических и либерально настроенных писателей. К концу 50-х годов писатели умеренного направления окончательно порывают с журналом, и он становится органом революционной демократии. Идейным руководителем журнала стал Чернышевский. Революционно-демократический лагерь в литературе представляли также Герцен, Добролюбов, Некрасов, Салтыков-Щедрин. Им противостояли литераторы, тяготевшие к либеральным и умеренно монархическим взглядам. Наиболее значительными из них были Тургенев и Гончаров. Однако назревшая необходимость буржуазно-демократических преобразований и наличие демократического подъема в стране помогали в ряде случаев и этим художникам сохранить в своем творчестве глубину и силу социальной критики. Н.А.Некрасов - редактор журнала "Современник". Литературный журнал «Современник»


Основные события 19 века Восстание декабристов Крымская война Отмена крепостного права Гибель Александра II Начало правления Николая II Правление Николая I Правление Александра II «Глухие» 80-е


Основные темы русской литературы XIX века 1825 – 1855 – основной вопрос: «Кто мы? Что с нами происходит?» А.С.Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», Н.В.Гоголь «Мёртвые души» 1855 – 1861 – основной вопрос: «Кто виноват?» И.С.Тургенев «Записки охотника», И.А.Гончаров «Обломов», М.Е.Салтыков-Щедрин «Губернские очерки» 1861 – 1881 – основной вопрос: «Что делать?» Н.Г.Чернышевский «Что делать?», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», Л.Н.Толстой «Война и мир»


Социально-политическая борьба во второй половине 19 века Революционеры - демократы Западники Народники Славянофилы Выступали против: -самодержавия; -религии; -крепостничества Защищали: -самодержавие; - православие; - крепостничество Стремились: -к освобождению крестьян; - к введению республики Отстаивали: - верность принципам самодержавия, но не принимали николаевскую деспотию


Их объединяла мысль: «Русская жизнь нуждается в коренных изменениях» Как их проводить? Революционеры - демократы Западники Славянофилы Революционеры - демократы Западники Славянофилы Спасение России только в революции России необходимы реформы сверху, без революции


В литературе общественно-политическое противостояние нашло отражение в борьбе двух направлений: Критический реализм «натуральная школа» «чистое искусство» «Период с 1856 года по 1880 год – время величайших достижений русского критического реализма 19 века» (Д.Д.Благой) Теоретики «чистого искусства» романтизировали возвышенное и прекрасное, противопоставляли «вечное» в искусстве «злободневному», призывали быть далёкими от «житейского волненья» Писатели демократических убеждений сгруппировались вокруг журнала «Современник»








Сравнение романтизма и реализма Проблематика: конфликт между мечтой и действительностью; крушение надежд, утрата иллюзий, поиск нового идеала. Образ мира: контрастный окружающей жизни и представляющий авторский идеал; жизненно-правдивое отражение действительности в её характерных, всеобщих проявлениях. Образ героя: исключительный герой в исключительных обстоятельствах; «типичный герой в типичных обстоятельствах», наделённый индивидуальными чертами.


Сравнение романтизма и реализма Эстетические принципы: экспрессивность, контрасты, ирония; историзм, роль художественной детали, внимание к конкретно-историческим условиям быта. Герой и общество: герой противопоставлен обществу; человек раскрывается в связи с социальными обстоятельствами. Пафос: патетический, поэтический; изображение «…прозаически упорядоченной действительности» (Гегель).


Русский реализм второй половины XIX века, не теряя своей социальной остроты, выходит к вопросам философским, ставит вечные проблемы человеческого существования. Литература этого периода ощутила острую тревогу за судьбу человека на том этапе истории, когда на попрании религиозных истин возникла фанатическая вера в науку, ее абсолютную безупречность, в возможность устранения общественного несовершенства. Уроки русской классической литературы до сих пор не усвоены. Мы только пробиваемся к их постижению, проходя через горький опыт исторических потрясений XX века. Нам всем есть над чем задуматься.

Презентация на тему "Русская история и русская литература XIX века" по литературе в формате powerpoint. В данной презентации для школьников 10 класса рассматриваются основные литературные направления в 19 веке и их представители. Автор презентации: Хвощевская Лариса Михайловна, учитель русского языка и литературы.

Фрагменты из презентации

До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в XIX веке, но и поражающее разнообразие их. М.Горький

Классицизм

  • (от лат. classicus - образцовый)
  • стиль и направление в литературе и искусстве 17 - нач. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.

Сентиментализм

  • (от франц. sentiment - чувство)
  • течение в европейской и американской литературе и искусстве 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. Отталкиваясь от просветительского рационализма, объявил доминантой «человеческой природы» не разум, а чувство, и путь к идеально-нормативной личности искал в высвобождении и совершенствовании «естественных» чувств

Романтизм

  • (франц. romantisme)
  • художественный метод, сложившийся в начале XIX в. и получивший широкое распространение как направление в искусстве и литературе. Для романтизма характерен особый интерес к личности, характеру ее отношения к окружающей действительности, а также противопоставление реальному миру идеального. Стремление художника выразить свое отношение к изображаемому преобладает над точностью передачи действительных фактов, что придает художественному произведению повышенную эмоциональность.

Реализм

  • (от лат. realis - вещественный)
  • художественный метод нового времени, начало которого ведут либо от Возрождения (ренессансный реализм), либо от Просвещения (просветительский реализм), либо с 30-х гг. XIX в.
  • ведущие принципы реализма: объективное изображение жизни в сочетании с высотой авторского идеала; воспроизведение типических характеров в типических обстоятельствах при полноте их индивидуализации; жизненная достоверность изображения наряду с использованием условных и фантастических форм; преобладающий интерес к проблеме личности и общества

Роман

Драматургия

  • (греч. drama, букв. действие)
  • один из основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и лирикой). Специфика драмы как рода литературы заключается в том, что она написана в диалогической форме и, как правило, предназначается для постановки на сцене.

Критика

  • социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев)
  • «органическая» (Григорьев)
  • эстетическая (Боткин, Страхов)

Основные темы и проблемы русской литературы XIX века

  • свобода;
  • духовно-нравственные искания человека;
  • обращение к народу в поисках нравственного идеала.
Введение.
Русская литература XIX века
в контексте мировой культуры.
Основные темы и проблемы русской
литературы XIX века.

До безумной гордости волнует не
только обилие талантов,
рожденных в России в 19 веке, но и
поражающее разнообразие их.
М Горький

Как вы понимаете слова М.Горького?
О каких талантливых писателях и
поэтах говорит М.Горький?
Задание.
Вспомните и назовите наиболее
значимые произведения, созданные в
18 и начале 19 века.
08.02.2017
3

Трудны и жестоки были
условия, в которых
развивалась передовая
русская литература.
Крепостнический строй
накладывал свой отпечаток
на все области русской
жизни. В стране царил
тяжелый политический
гнет. Царская цензура
беспощадно подавляла
свободное слово.
Величайшие деятели
русской литературы
подвергались
преследованиям, многие из
них кончили свою жизнь
трагически.
08.02.2017

Тем не менее русская литература
достигла в XIX в. изумительно яркого
расцвета и заняла одно из первых
мест в Европе.
Крепостнический режим вызывал
недовольство широких крестьянских
масс. В течение всего XIX в. в России
зрела могучая демократическая
революция.
Лучшие произведения русской
литературы и искусства возникли на
гребне этого демократического
подъема; в них косвенно, а иногда и
прямо отразилось
недовольство народных масс, их
возмущение крепостным гнетом.
08.02.2017
5

Русская литература росла в напряженной идейной
борьбе. Прогрессивные писатели и художники,
одушевленные идеями вольнолюбия, вели постоянную
борьбу с литераторами реакционно-монархического, а
потом и буржуазно-либерального направления,
защищавшими современный им общественный строй
или склонными его лишь слегка реформировать.
Декабристы
на Сенатской
площади.
08.02.2017

Литература играла огромную роль в развитии передовых
идей, была той сферой, в которой особенно сильно и
энергично смогла проявить себя передовая мысль. «У
народа, лишенного общественной свободы, литература-
единственная трибуна, с высоты которой он заставляет
услышать крик своего возмущения и своей совести»,-
писал Герцен.
08.02.2017

Э. Мане. Портрет Эмиля Золя
08.02.2017
Русские художники не
были отделены от того, что
происходило за рубежом.
Они откликались на
общественные события
Западной Европы, усваивали
передовые достижения
искусства и литературы.
Необычайная интенсивность и
быстрый рост русской
культуры привели к тому, что
течения, развивавшиеся в
литературе и искусстве
Западной Европы на
протяжении нескольких
столетий, существовали в
России одновременно,
переплетаясь друг с другом.

Классицизм, нашедший
совершенное выражение в
различных сферах русского
искусства, развивался
параллельно с романтическим
направлением, и вместе с тем
уже в 20-е годы в России
определялись черты реализма,
который стал ведущим
течением литературы XIX
столетия.
Отечественная война 1812 г.
и связанный с ней
патриотический подъем дали
мощный толчок развитию
русской национальной
культуры. Наиболее
образованным сословием в
России было тогда дворянство.
Большинство деятелей культуры
этой поры- выходцы из дворян
или люди, так или иначе
связанные с дворянской
08.02.2017
культурой.

В начале XIX в. литература становится
ведущей областью русской культуры,
чему способствовала прежде всего ее
тесная связь с прогрессивноосвободительной идеологией. Ода
Пушкина «Вольность», его «Послание в
Сибирь» декабристам и «Ответ» на это
послание декабриста Одоевского, сатира
Рылеева «К временщику» (Аракчееву),
стихотворение Лермонтова «На смерть
поэта», письмо Белинского к Гоголю
являлись, по сути дела, политическими
памфлетами, боевыми,
революционными призывами,
воодушевлявшими передовую
молодежь. Дух оппозиционности и
борьбы, присущий произведениям
прогрессивных писателей России,
сделал русскую литературу той поры
одной из активных общественных сил.
08.02.2017

В формировании русской национальной культуры
все более активно участвует интеллигенция,
первоначально составлявшаяся из образованных
людей двух привилегированных сословий -
духовенства и дворян. Если в XVIII - первой
половине XIX в. ведущая роль в культуре
принадлежит дворянской интеллигенции, то
во второй половине XIX в. - разночинцам. В
состав разночинной интеллигенции (особенно
после отмены крепостного права) вливаются
выходцы из крестьян. В целом к разночинцам
относились образованные представители
либеральной и демократической
буржуазии, которые принадлежали не к дворянству, Разночинец
а к чиновничеству, мещанству, купечеству и
крестьянству. Это объясняет такую важную
особенность культуры России XIX в., как
начавшийся процесс ее демократизации.
Увеличивается число писателей, поэтов,
художников, композиторов, ученых из
непривилегированных сословий, в частности из
крепостного крестьянства, но преимущественно из
08.02.2017
среды разночинцев.

Даже на фоне всей богатейшей мировой
классики русская литература прошлого века
- исключительное явление. Можно было бы
сказать, что она подобна Млечному Пути,
ясно выделяющемуся на усыпанном
звездами небе, если бы некоторые из
писателей, составивших ее славу, не
походили скорее на ослепительные светила
или на самостоятельные «вселенные». Одни
только имена А. Пушкина, М. Лермонтова, Н.
Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого сразу же
вызывают представления об огромных
художественных мирах, множестве идей и
образов, которые по-своему преломляются в
сознании псе новых и новых поколений
читателей. Впечатления, производимые этим
«золотым веком» русской литературы,
прекрасно выразил Т. Манн. говоря о ее
«необыкновенном внутреннем единстве и
целостности», «тесной сплоченности ее
08.02.2017 рядов, непрерывности ее традиций».
12

«Все мы вышли
из «Шинели»
Гоголя», -
образно заметил
Достоевский,
характеризуя
влияние Гоголя
па развитие
русской
литературы.
В начале XX в. Гоголь получает
всемирное признание и с этого момента
становится действующей и все более
возрастающей величиной мирового
художественного процесса, постепенно
осознается глубокий философский
потенциал его творчества.
08.02.2017

Конец дворянского периода освободительного движения, и
начало разночинского, буржуазно-демократического, не могли
не оказать серьезного влияния на развитие русской
демократический лагерь литературы. Она сделала
решительные шаги по пути демократизации, приближения к
боевым и актуальным вопросам общественной жизни.
Окончательное размежевание либеральной и
демократической тенденций в русском общественном
движении привело к перегруппировке сил и в литературе.
Писатели - сотрудники
журнала
"Современник".
08.02.2017
14

В 50-е годы журнал «Современник» объединял вокруг себя
крупнейших демократических и либерально настроенных
писателей. К концу 50-х годов писатели умеренного направления
окончательно порывают с журналом, и он становится органом
революционной демократии. Идейным руководителем журнала
стал Чернышевский. Революционно-демократический лагерь в
литературе представляли также Герцен, Добролюбов, Некрасов,
Салтыков-Щедрин. Им противостояли литераторы, тяготевшие к
либеральным и умеренно монархическим взглядам. Наиболее
значительными из них были Тургенев и Гончаров. Однако
назревшая необходимость буржуазно-демократических
преобразований и наличие демократического подъема в стране
помогали в ряде случаев и этим художникам сохранить в своем
творчестве глубину и силу социальной критики.
08.02.2017
Н.А.Некрасов редактор
журнала
"Современник".
Литературный
журнал
«Современник»

Основные события 19 века

1825
Восстание
декабристов
1853-1856
Крымская
война
1861
Отмена
крепостного
права
1881
Гибель
Александра
II
Правление Николая I
Правление
Александра
II
«Глухие» 80-е
1894
Начало
правления
Николая II

Основные темы русской литературы XIX века

1825 – 1855 – основной вопрос: «Кто мы? Что
с нами происходит?»
А.С.Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов «Герой
нашего времени», Н.В.Гоголь «Мёртвые души»
1855 – 1861 – основной вопрос: «Кто
виноват?»
И.С.Тургенев «Записки охотника», И.А.Гончаров
«Обломов», М.Е.Салтыков-Щедрин «Губернские очерки»
1861 – 1881 – основной вопрос: «Что
делать?»
Н.Г.Чернышевский «Что делать?», Ф.М.Достоевский
«Преступление и наказание», Л.Н.Толстой «Война и мир»

Социально-политическая борьба во второй половине 19 века

Западники
Революционеры
- демократы
Народники
Выступали против:
-самодержавия;
-религии;
-крепостничества
Защищали:
-самодержавие;
- православие;
- крепостничество
Отстаивали:
- верность принципам
самодержавия, но не принимали
николаевскую деспотию
Стремились:
-к освобождению
крестьян;
- к введению республики
Славянофилы

Их объединяла мысль: «Русская жизнь нуждается в коренных изменениях» Как их проводить?

Революционеры демократы
Западники
Славянофилы
Их объединяла мысль: «Русская жизнь нуждается в
коренных изменениях»
Как их проводить?
Революционеры демократы
Спасение России
только в революции
Западники
Славянофилы
России необходимы реформы
сверху, без революции

В литературе общественно-политическое противостояние нашло отражение в борьбе двух направлений:

Критический реализм
«натуральная школа»
«Период с 1856 года по 1880
год – время величайших
достижений русского
критического реализма 19
века» (Д.Д.Благой)
Писатели демократических
убеждений сгруппировались
вокруг журнала «Современник»
«чистое искусство»
Теоретики «чистого искусства»
романтизировали
возвышенное и прекрасное,
противопоставляли «вечное» в
искусстве «злободневному»,
призывали быть далёкими от
«житейского волненья»

Основные проблемы в литературе 19 века

добро и зло;
вина и наказание;
мир и война;
энергия человека и его бездействие;
мудрость и легкомыслие;
любовь и отчуждение;
деспотизм и рабство;
труд и праздность;
тело и душа;
вера и скепсис.

романтизм
предромантизм
жанр повести
(А. А. БестужевМарлинский, В. Ф.
Одоевский);
реализм
Основные
направления
в литературе
1-й половины
XIX века
классицизм
сентиментализ
м
исторически
й роман (А. С.
Пушкин, Н. В.
Гоголь).

Основные принципы реализма:
изображение
широкий охват
человека в его
действительности, взаимодействии со
средой,
типизация жизни.


Образ героя:
исключительный герой в
исключительных обстоятельствах;
«типичный герой в типичных
обстоятельствах», наделённый
индивидуальными чертами.
Образ мира:
контрастный окружающей жизни и
представляющий авторский идеал;
жизненно-правдивое отражение
действительности в её характерных,
всеобщих проявлениях.
Проблематика:
конфликт между мечтой и
действительностью;
крушение надежд, утрата иллюзий,
поиск нового идеала.

Сравнение романтизма и реализма
Пафос:
патетический, поэтический;
изображение «…прозаически
упорядоченной действительности»
(Гегель).
Герой и общество:
герой противопоставлен обществу;
человек раскрывается в связи с
социальными обстоятельствами.
Эстетические принципы:
экспрессивность, контрасты, ирония;
историзм, роль художественной детали,
внимание к конкретно-историческим
условиям быта.

Русский реализм второй половины XIX века, не теряя своей
социальной остроты, выходит к вопросам философским, ставит
вечные проблемы человеческого существования. Литература этого
периода ощутила острую тревогу за судьбу человека на том этапе
истории, когда на попрании религиозных истин возникла
фанатическая вера в науку, ее абсолютную безупречность, в
возможность устранения общественного несовершенства.
Уроки русской классической литературы до сих пор не усвоены.
Мы только пробиваемся к их постижению, проходя через горький
опыт исторических потрясений XX века. Нам всем есть над чем
задуматься.

Девятнадцатый век в русской литературе является самым многозначительным для России. В этом веке начали проявлять свое творчество А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.Н. Островский. Все их произведения ни на что не похожи и несут большой смысл в себе. Даже по сей день в школах проходят их произведения.

Все произведения принято делить на два периода: на первую половину девятнадцатого века и вторую. Это заметно по проблемам произведении и используемых изобразительных средств.

В чем же заключаются особенности русской литературы в девятнадцатом веке?

Первое, это то, что А.Н Островского принято считать реформатором, который принес очень много новшеств в драматургические произведения. Он первый затронул самые волнующие темы того времени. Не побоялся написать о проблемах низшего класса. Также А.Н.Островский первый смог показать нравственное состояние души героев.

Во-вторых, и И.С. Тургенев известен своим романом "Отцы и дети". Он затронул вечные темы любви, сострадания, дружбы и тему отношения между старым поколением и новым.

И, конечно, это Ф.М. Достоевский. Его темы в произведениях обширны. Вера в Бога, проблему маленьких людей в мире, человечность людей - все это он затрагивает в своих произведениях.

Благодаря писателям девятнадцатого века, нынешняя молодежь может учиться доброте и самым искренним чувствам через произведения великих людей. Миру повезло, что в девятнадцатом веке родились и жили эти талантливые люди, которые дали всему человечеству новую пищу для ума, открыли новые проблемные темы, научили сочувствию к ближнему и указали на ошибки людей: на их черствость, лживость, зависть, отречение от Бога, унижения другого человека и их корыстные побуждения.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по стихотворению Узник Пушкина 6 класс

    Для того чтобы понять смысл стихотворения «Узник», нужно понять, что А.С. Пушкин находился в этот момент в южной ссылке. Именно поэтому здесь и поднимается тема тюрьмы и заключения. Но, несмотря на всю мрачность ситуации

  • Каждый из не знает, зачем появился на свет. У каждого человека есть собственное предназначение, индивидуальная миссия. Во всяком случае, хочется в это верить

  • Дуэль Базарова и Кирсанова анализ сочинение

    Произведение Отцы и дети является своеобразной темой для споров либеральной половины населения с половиной демократической, у которых рознятся взгляды. Когда автор писал данный роман тема человеческой свободы