Тартюф описание. «Тартюф, или Обманщик», анализ комедии Мольера. Мольеровская сюжетная интрига

Созданная в 60-е годы XVII века комедия «Тартюф, или Обманщик» стала одной из самых известных пьес французского драматурга. В ней Мольер подвёрг беспощадной критике наиболее отвратительные человеческие пороки: лицемерие, жажду наживы, подлость, глупость, сладострастие, эгоизм, робость.

Каждый из героев комедии является носителем одной, доминирующей черты характера. В этом разделении персонажей на положительных и отрицательных обнаруживают себя главные черты классицизма – литературного направления, не предполагающего психологического развития характеров. Центральный герой – Тартюф – предстаёт перед читателем существом, лишённым каких бы то ни было человеческих достоинств. Мнимый святоша является вместилищем целого сонма пороков: он пылает страстью к жене своего благодетеля, он не гнушается ограбить того, кто дал ему стол и кров, наконец, он не боится ни земной власти, ни небесного суда, греша и перед людьми, и перед Богом. Жизненный девиз Тартюфа: «Греши тихо, и всё сойдёт тебе с рук!». Гнусному обманщику в комедии противопоставлена горничная Марианы, Дорина – девушка умная и бойкая на язык. Ей одной на протяжении всех пяти действий удаётся хотя бы на словах противостоять Тартюфу. Остальные персонажи не могут справиться с ним целой семьёй: глава знатного семейства Оргон – слишком легковерен и глуп, чтобы разглядеть чужую подлость; его сын Дамис – не в меру порывист и горяч; его дочь Мариана – напротив, робка и стыдлива; его жена Эльмира предпочитает занимать отстранённую жизненную позицию и не волноваться из-за таких пустяков, как чужая любовь и подлость. Брат Эльмиры, Клеант, как и большинство дворян, честен и умён, но лишён внутреннего дара убеждения. Жених Марианы Валер, как человек благородный, даже и не помышляет о том, чтобы вывести Тартюфа на чистую воду, ведь он тем самым вмешается в дела чужой семьи. Каждый из героев комедии до самого конца ведёт себе так, словно не смеет поверить в невероятное лицемерие мнимого святого и непроходимую глупость его покровителя Оргона. Когда в финале семья оказывается на грани разорения и ареста, только вмешательство короля разрубает сеть злостных интриг Тартюфа. В этой развязке Мольер обнаруживает себя как истинный классицист: он наделяет монарха целым рядом достоинств – правдолюбием, прозорливостью, обострённым чувством справедливости, любовью к добру. В каком-то смысле король становится в комедии Мольера Богом, именем которого прикрывается Тартюф, чтобы добиться желаемого богатства и женщины.

Комедийный жанр не мешает «Тартюфу, или Обманщику» органично входить в классицистическую систему произведений. Напротив, обращение к «низким» слоям литературного творчества позволило Мольеру представить перед зрителем образец социальной комедии, в которой одинаково хорошо показана и внутренняя несостоятельность высшего общественного класса, и неиссякаемая жажда жизни класса низшего (в лице Дорины и разорившегося Тартюфа). Герои «Тартюфа» - это не возвышенные герои высоких классицистических жанров, это самые обычные люди, живущие своей маленькой, частной жизнью, но не становящиеся от этого менее интересными.

К числу классицистических черт в «Тартюфе» относится и принцип трёх единств – времени, места и действия. Художественное время комедии не превышает суток. Художественное пространство ограничено домом Оргона, куда при необходимости приходят все остальные персонажи – г-жа Пернель, Валер, судебный пристав – г-н Лояль, посланный королём офицер. Сюжет «Тартюфа» развивается на «едином дыхании»: события сменяют друг друга настолько естественно, насколько это вообще возможно. При этом композиция произведения отличается особой оригинальностью: в первом действии зритель знакомится с проблемой под названием «Тартюф» со слов семьи Оргона, во втором становится свидетелем того, насколько пагубным является влияние мнимого святого на жизнь знатного семейства, в третьем – наконец-то, появляется сам Тартюф и обнаруживает свою истинную суть перед Дамисом, в четвёртом – Оргон убеждается в подлости Тартюфа, в пятом наступает долгожданная развязка, начинающаяся с трагедии и заканчивающаяся стандартным для классицизма финалом – торжеством добра над злом.

Собственно комедией «Тартюф, или Обманщик» является в первых четырёх действиях. Пятое действие больше похоже на трагедию. В нём нет ничего смешного, и даже постоянно звучащий, издевательский голос Дорины слышен в пятом действии не так отчётливо. Горничная Марианы является в комедии настоящим рупором разума, не боящимся говорить правду в лицо всем, кто в этом нуждается. Большинство комедийных ситуаций в «Тартюфе» связано с художественным образом Дорины и её едкими комментариями, обнажающими истинную суть происходящего.

Особое место в «Тартюфе» занимают антиклерикальные идеи. Под личиной главного злодея комедии скрывается хорошо знакомый многим (и современникам Мольера, и людям XXI века) образ хитрого и жадного до жизненных удовольствий монаха, который лишь прикрывается верой для совершения своих подлостей. Первоначально Тартюф и был священником, но под воздействием недовольных религиозников Мольер изменил его образ на мирской, сделав героя просто «благочестивым человеком». По меткому замечанию Дорины, Тартюф – не один такой лживый общественный персонаж: знакомая г-жи Пернель, некая старушка Оранта, не грешит просто потому, что уже вышла из того возраста, когда могла бы это делать. Шурин Оргона, Клеант, ведёт себя в комедии как истинный верующий: он периодически пытается оперировать основными христианскими положениями, позволяющими ему обличать лицемерие Тартюфа и глупость Оргона. Вот только последний слишком ослеплён мнимой святостью своего кумира, а первый – слишком хитёр, чтобы попасться на удочку честного человека.

«Тартюф» - признанная вершина творчества Мольера. В этой комедии счастливо сочетается идеологическая насыщенность с художественным совершенством.

Замечательны выведенные в ней характеры. В пьесе почти нет «подсобных» персонажей с условной характеристикой. Едва ли не наиболее бледными получились Мариана, дочь Оргона, и Валер, ее возлюбленный. Впрочем, такого рода персонажи были довольно привычны для французской комедии XVII века, требовавшей обязательного романического элемента.

Они являлись своего рода двигателем шаблонного «внешнего» действия комедии: падение препятствий к их браку являлось, в сущности, сигналом к окончанию пьесы. Главный же интерес пьесы зачастую отходил от любовной интриги. Так случилось оно и в «Тартюфе».

К числу условно очерченных персонажей относится и резонер Клеант, шурин Оргона, введенный в качестве проповедника принципа здравого разума. Ему поручено доказывать различие между ложным и истинным благочестием. По замыслу Мольера он должен был оттенять плутовство Тартюфа. Без сентенций Клеанта комедия вряд ли была бы разрешена к представлению.

За исключением названных лиц, остальные персонажи обладают яркими характерами, на редкость благодарными для сценического воплощения.

Главным персонажем, героем комедии, является Тартюф.

Именно в нем воплощена ненавистная Мольеру фигура ханжи. Тартюф изображен законченным мошенником, ловко использующим наивную доверчивость людей, их веру в то, что за внешней святостью всегда кроется и высшая добродетель. Из развязки комедии мы узнаем, что Тартюф по существу даже и не ханжа, а проходимец с уголовным прошлым. Маска ханжи надета им для совершения очередной плутни, жертвой которой должен явиться Оргон. Мольер изобличает само ханжество, показывая, что оно является орудием преступления, против которого беззащитны наивные святоши. Чтобы сделать сатиру яркой, бьющей в цель, доступной, не требующей разгадки, Мольер не пожалел красок на обрисовку подлинной физиономии Тартюфа.

Известный французский писатель-моралист Лабрюйер в своих «Характерах» (1688) укорял Мольера в том, что его Тартюф слишком прямолинеен, слишком неосторожен, слишком обнаруживает себя. Но Мольер добивался именно сгущения красок, стремился освободить зрителя от всяких иллюзий, добивался того, чтобы с первых шагов героя зритель знал, с кем имеет дело. Тартюф - плут жадный, грубый и хищный. Он надел маску прежде всего потому, что эта маска ослепляет простаков и не дает им заметить даже самого явного плутовства. Тартюф слишком уверен в слепоте одураченных им благонамеренных святош. Да, он дерзок и Неосторожен. Но это потому, что разоблачения он, в сущности, не боится. Получив от Оргона дарственную на имущество и завладев документами, очерняющими Оргона политически, Тартюф сбрасывает маску и спешит воспользоваться полученными козырями и погубить прозревшего Оргона. Однако когда он разоблачен окончательно, он мигом тушуется. Его ничтожество - несмотря на грубость и хищность - ясно обнаруживается. Лишь маска мнимой святости придавала ему видимость значительности. Тартюфа создало легковерие Оргона и ему подобных.

На протяжении всей комедии наличествуют как бы два Тартюфа. Один - жадный, корыстолюбивый, сластолюбивый, бессовестный мошенник, не знающий удержу в своих низменных устремлениях. Другой - его маска: ханжа, усвоивший все манеры, весь жаргон церковников, одурачивавших простаков. И сатира Мольера направлена не столько против откровенных плутней Тартюфа-мошенника, сколько против ханжества, им усвоенного. Мольер показывает, для чего служит маска благочестия, как удобно и просто формулами иезуитской морали прикрывается и оправдывается эгоизм, своекорыстие, преступления. Совесть и ханжество - вещи несовместимые. Ханжество ловкими софизмами оправдывает все. Впрочем, софизмы эти достаточно примитивны. Тартюф без труда овладел ими.

Комедия Мольера обличала бессодержательность церковной морали. Сторонники запрещения пьесы оправдывали свое требование тем, что злоупотребление благочестием подсудно только церкви. Понятно, что это было лишь предлогом, и если бы существовала точная граница между истинным благочестием и злоупотреблением, то, быть может, не было бы и такого шума вокруг постановки. Но Мольер доказывает, что ханжа пользуется формулами так называемого «истинного благочестия», проповедуемого официальным католицизмом. Тартюф святошескими доводами оправдывает свое волокитство; святошеским смирением обезоруживает Оргона, когда Дамис изобличает грязные поступки Тартюфа. Сам Оргон отравлен святошеской софистикой. Он, например, только для того передает Тартюфу шкатулку с опасными документами, чтобы получить для своей совести лазейку и смело отпереться от причастности к хранению этой шкатулки в случае необходимости. Мольер показывает, что святошество открывает столько путей для сделок с совестью, что заглушает естественную мораль человека. В этом основная обличительная сила комедии и причина ненависти к ней.

Развитие характера Тартюфа Мольер дал новым, смелым способом, доказывающим всю оригинальность его комического дарования. Он выводит героя на сцену только во втором явлении третьего действия. На протяжении первых двух актов Тартюф не появляется. Однако характеристика его вполне дана в речах действующих лиц. Тартюф, собственно говоря, разоблачен прежде, чем он вышел на сцену. Зритель легко убеждается, кто в комедии является носителем благоразумия и кто - ослепленной жертвой. Из речей Дорины и других мы узнаем и всю историю Тартюфа, наглого, бездомного пришельца, втершегося в чужой дом и расположившегося в нем полновластным деспотическим хозяином. Этот деспотизм и ослепляет Оргона и его мать. Деспотизм Тартюфа они принимают за «святую» нетерпимость. И эта нетерпимость становится зрителю отвратительной независимо от того, притворна она или нет. Здесь и вскрывается понимание человеческой морали, проповедуемой Мольером: терпимость к естественным страстям человека, человечность в широком значении слова.

Уважаемый Оргон пригласил погостить у него некоего господина Тартюфа. Оргон считал его воплощением мудрости и почтительности: Тартюф обладал возвышенной манерой речи и поучал благим делам. Именно благодаря ему Оргон узнал, что мир - это большая помойная яма, и теперь он не будет сожалеть, если вдруг потеряет жену, детей или любых других родственников. Набожность Тартюфа так же была предметом восхищения. А как самозабвенно он чтил нравственность…

Впрочем, единственным, кто так же восторгался новым постояльцем, была мать Оргона, госпожа Пернель. Все остальные - жена Оргона, Эльмира, брат жены Клеант, дети хозяина Дамис и Мариана, и все слуги считали Тартюфа воплощением святого лицемерия, который пользуется тем, что вводит Оргона в заблуждение, суля ему его любимые интересы: вкусную еду и мягкую постель, да ещё парочку других незамысловатых благ.

Тартюф всем докучал своими поучениями, из-за него никто не хотел приходить к ним в гости. Но если кто-то осмеливался критиковать этого святошу, госпожа Перневель тот час набрасывалась на него с злобными речами, а Оргон просто не обращал внимание ни на что, если это не было связано с восхвалением его любимца. Когда Оргон возвращается домой после недлительного отсутствия, он не обращает внимания на то, что его жена, кажется, заболела, зато участливо спрашивает о самочувствии Тартюфа, который объелся за ужином, продрых до обеда, а после ещё перепил вина.

Дети Оргона влюблены. Мариана - в благородного юного Валера, а Дамис - в сестру Валера. Оргон дал согласие на свадьбу Марианы и Валера, но почему-то тянул с её исполнением. Дамис начал беспокоиться о своей собственной свадьбе - ведь он должен был жениться сразу после сестры. Он просит Клеанта спросить Оргона, почему тот так медлит. Ото всех вопросов Оргон уклоняется или отвечает крайне неуверенно. В конечном счёте Клеант начинает подозревать, что у папаши появились другие идеи насчёт будущего дочери.

Всем становится понятно, что задумал Оргон, когда он сообщает Мариане, что Тартюфа нужно поощрить за его нравственный образ жизни, и наилучшим поощрением для него будет брак с ней. Девушка в отчаянии, но не может спорить с отцом и идти против его воли. За несчастную заступается служанка Дорина: она пытается доказать отцу, что если он выдаст Мариану за этого нищего и противного человечишку, он станет посмешищем всего города, а так же навеки обречёт свою дочь на несчастья, и та обязательно пойдёт ко дну. Речь Дорины лилась долго, и была горяча, как кипяток, но Оргон остался глух к её мольбам.

Мариана с тоской начала готовиться к свадьбе. Желание отца - закон. Дорина пыталась искоренить в ней это раболепие перед отцом, до мельчайших деталей описывая ей её будущую жизнь с Тартюфом. Мариана, казалось, одумалась.

Когда же Валер спрашивает её, что она решила, девушка говорит, что пока не знает. Отчаявшийся Валер грубит Мариане: советует подчиниться воле отца и оставить его в покое; тогда он сможет найти верную жену, которая не будет отрекаться от данного слова. Мариана, вспыхнув, говорит, что с удовольствием сделает это. Дорина вовремя примиряет их. Она говорит молодым людям, что за своё счастье надо бороться. Только в данном случае борьба будет не прямая, а подпольная - пока что нужно потянуть время, и всё обязательно наладиться. Ведь все - и Эльмира, и Клеант, и Дамис - на их стороне.

Дамис решительно собирается осадить Тартюфа, чтобы тот даже думать не смел о Мариане. Дорина пыталась объяснить ему, что угрозами ничего не добьёшься, тут надо действовать иначе, но Дамис уже настроился преподать Тартюфу урок.

Дорина подозревает, что Тартюф не ровно дышит к Эльмире, и подсылает её к нему, чтобы та выяснила, как он сам относится к браке с Марианой. Когда противный сторонник нравов узнаёт, что госпожа хочет остаться с ним наедине и поболтать, он заметно оживляется. С порога он засыпал Эльмиру комплиментами, такими плоскими и вычурными, что она даже не смогла вставить и слова. Наконец она улучает минутку молчания и спрашивает о Мариане, Тартюф убеждает её, что сердце его уже навеки принадлежит другой. Эльмира наигранно недоумевает - неужели святой отец так подвержен человеческой страсти? Тортюф отвечает, что пусть он и свят, но от природы никуда не деться - сердце просит своего. И тут же, долго за словами в карман не суясь, он предлагает Эльмире заняться с ней любовью. Эльмира угрожает, что всё расскажет Оргону. Испугавшись, тот просит её молчать, и клянётся, что сделает всё, что угодно. Тогда Эльмира предлагает ему постараться, чтобы Мариана как можно скорее вышла замуж за Валера, а она, в свою очередь, забудет об этом маленьком недоразумении.

Сделку испортил Дамис. Он, не дослушав разговор, кинулся к отцу и рассказал ему услышанное. Оргон, конечно же, не поверил сыну, поведясь на уловки Тартюфа, который в этот раз был особенно убедителен в своём притворстве. Разневавшись, Оргон выгоняет Дамиса из дома и объявляет, что свадьба Тартюфа и Марианы состоится сегодня же. Так же Тартюф получает в приданое всё его состояние.

Клеант предпринимает последнюю попытку убедить Тартюфа отказаться от брака и наследства - ведь это по совести ему не принадлежит. Но Тартюф всегда находит средства оправдаться.

Мариана умоляет отца одуматься. Пусть Тартюф получит все деньги, а она готова уйти в монастырь. Однако Органон, ученик Тортюфа, хладнокровно говорит, что жизнь с мужем, с которым противно находиться на одной кровати, может пойти во благо, ведь умерщвление плоти и воздержание пойдёт только на пользу юной девушке. Наконец Эльмра не выдерживает. Видя фиаско всех родных, она решает сама вывести Тартюфа на чистую воду. Убеждённый, что Тартюф свят до мозга костей, Оргон соглашается спрятаться под стол и подслушать разговор Эльмиры и его любимца.

Тартюф чувствует неладное в поведении Эльмиры - та вдруг ни с того ни с сего признаётся ему в чувствах. Он предлагает ей переспать с ним, и после этого он готов отказаться от Марианы. Если всё, что останавливает Эльмиру от греха, это заповедь - то уж Тартюф найдёт способ договориться с богами.

Услышав всё своими ушами, Оргон наконец-то прозревает. Он вышвыривает мерзавца вон. Тот сначала пытается оправдаться, но, увидев непреклонность хозяина, перед уходом обещает отомстить ему.

Тартюф не был голословным: к этому моменту Оргон уже оформил дарственную на него, и теперь подлый священник был законным хозяином его имения. Во-вторых, во время их дружбы Тартюф стал обладателем шкатулки, в которой хранились изобличительные бумаги на имя его родного брата, который был вынужден покинуть страну по политическим причинам.

Нужно было придумать, как обезопасить себя. Дамис предложил избить Тартюфа, но Клеант снова останавливает пылкого юношу: делу помочь может только острый ум. К тому моменту, когда в дом пришёл судебный пристав, господин Лояль, никто ничего ещё не придумал. Пристав отдал Оргону бумагу, в которой был указ освободить дом к утру.

Через некоторое время Валер сообщил хозяевам о том, что гадёныш отдал королю ларец с теми бумагами. Теперь Органона могут арестовать за укрывательство своего мятежного брата. Оргон собрался было бежать, но его опередили: стражники ворвались в дом и арестовали его.

Вместе с полицией пришёл и Тартюф. Все, даже и госпожа Пернель, началиобвинять его в лицемерном действии. Разозлившись, тот просит офицера арестовать их, ругающих добродетельного гражданина последними словами. У удивлению всех, офицер арестовывает его.

Потом выясняется, что офицер на самом деле был послан проследить за Тартюфом, дабы удостовериться в его злодеяниях. Король оказался настолько мудрым, что сразу же заподозрил доносчика в нечистых замыслах. Он проверил его личность и оказался прав - Тартюфом оказался тот мошенник и разбойник, за которым давно уже охотилась вся полиция. Государь расторгает дарственную по дому и публично прощает Оргона за косвенное причастие к побегу его брата.

Тартюфа сажают в тюрьму. Оргон восхваляет мудрого и великодушного короля, а затем благословляет Валеру и Мариану.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Тартюф». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Образцом "высокой комедии" может служить "Тартюф". Борьба за постановку " Тартюфа" шла с 1664 по 1669 год; в расчете на разрешение комедии Мольер трижды ее переделывал, но смягчить своих противников не смог. Противниками "Тартюфа" были могущественные люди — члены Общества Святых Даров, своего рода мирского отделения при ордене иезуитов, которое исполняло функции негласной полиции нравов, насаждало церковную мораль и дух аскетизма, лицемерно провозглашая, что борется с еретиками, врагами церкви и монархии. Доносы тайных агентов этого общества причиняли много зла, так что современники прозвали его "заговором святош". Но иезуиты в этот период безраздельно господствовали в религиозной жизни Франции, из их числа назначались духовники королевской семьи, и королева-мать, Анна Австрийская, лично покровительствовала Обществу Святых Даров. Поэтому, хотя королю понравилась пьеса, впервые представленная на придворном празднестве в 1664 году, пойти против церковников, убеждавших его, что пьеса нападает не на ханжество, а на религиозность вообще, Людовик до поры до времени не мог. Только когда король временно рассорился с иезуитами и в его религиозной политике наступила полоса относительной терпимости, "Тартюф" был наконец поставлен в его нынешней, третьей по счету, редакции. Эта комедия тяжелей всего далась Мольеру и принесла ему наибольший прижизненный успех.

"Тартюф" на одном из диалектов южной Франции значит "мошенник", "обманщик". Так, уже названием пьесы Мольер определяет характер главного героя, который ходит в светском платье и представляет собой очень узнаваемый портрет члена "кабалы святош". Тартюф, прикинувшись праведником, проникает в дом богатого буржуа Оргона и полностью подчиняет себе хозяина, переписывающего на Тартюфа свое имущество. Всем домочадцам Оргона очевидна натура Тартюфа — лицемеру удается провести только хозяина и его мать, госпожу Пернель. Оргон порывает со всеми, кто решается сказать ему правду о Тартюфе, и даже изгоняет из дома своего сына. Чтобы доказать свою преданность Тартюфу, он решает породниться с ним, отдать ему в жены свою дочь Мариану. Чтобы предотвратить этот брак, мачеха Марианы, вторая жена Оргона, Эльмира, за которой давно исподтишка ухаживает Тартюф, берется разоблачить его перед мужем, и в фарсовой сцене, когда Оргон прячется под столом, Эльмира провоцирует Тартюфа на нескромные предложения, заставляющие удостовериться в его бесстыдстве и предательстве. Но, изгнав его из дома, Оргон ставит под удар собственное благополучие — Тартюф заявляет права на свою собственность, к Оргону является судебный пристав с ордером о выселении, к тому же Тартюф шантажирует Оргона неосторожно доверенной ему чужой тайной, и только вмешательство мудрого короля, отдающего приказ арестовать известного плута, на чьем счету целый список "бессовестных деяний", спасает дом Оргона от краха и обеспечивает комедии счастливую развязку.

Характеры в классицистической комедии выражают, как правило, одну характерную черту. Тартюф у Мольера воплощает универсальный человеческий порок лицемерия, прикрывающегося религиозным ханжеством, и в этом смысле характер его обозначен ясно с самого начала, не развивается на протяжении действия, а только глубже раскрывается с каждой сценой, в которой участвует Тартюф. Злободневные черты в образе, связанные с обличением деятельности Общества Святых Даров, давно отошли на второй план, но их важно отметить с точки зрения поэтики классицизма. Также однолинейны многие другие персонажи комедии: привычные амплуа юных влюбленных представляют образы Марианы и ее жениха Валера, бойкой служанки — образ Дорины; резонер, то есть персонаж, который "проговаривает" для зрителя моральный урок происходящего, — брат Эльмиры, Клеант. Однако в каждой пьесе Мольера есть роль, которую он исполнял сам, и характер этого персонажа всегда самый жизненный, драматичный, самый неоднозначный в пьесе. В "Тартюфе" Мольер играл Оргона.

Оргон — в практическом плане взрослый человек, преуспевающий в делах, отец семейства — одновременно воплощает духовную несамодостаточность, как правило, свойственную детям. Это тип личности, нуждающийся в руководителе. Кто бы ни оказался этим руководителем, люди, подобные Оргону, проникаются к нему беспредельной благодарностью и больше доверяют своему идолу, чем самым близким. Оргону не хватает собственного внутреннего содержания, которое он пытается компенсировать верой в благость и непогрешимость Тартюфа. Оргон в плане духовном несамостоятелен, он не знает самого себя, легко поддается внушению и становится жертвой самоослепления. Без доверчивых оргонов не бывает обманщиков-тартюфов. В Оргоне Мольер создает особый тип комического характера, которому свойственна правда его личных чувств при их объективной ложности, и его муки воспринимаются зрителем как выражение нравственного возмездия, торжества положительного начала. Очень справедливо в этой связи замечание А. С. Пушкина: "Высокая комедия не основана единственно на смехе, но на развитии характеров — и что нередко, она близко подходит к трагедии".

По форме "Тартюф" строго выдерживает классицистическое правило трех единств: действие занимает один день и целиком разворачивается в доме Оргона, единственное отступление от единства действия — линия любовных недоразумений между Валером и Марианой. Комедия написана, как всегда у Мольера, простым, ясным и естественным языком.

Церковники так и не простили Мольеру "Тартюфа": когда он скончался в феврале 1673 года (во время четвертого представления своей последней пьесы "Мнимый больной" у него пошла горлом кровь, и его едва успели перенести домой, но исповедаться он уже не успел), архиепископ Парижский дал разрешение на похороны драматурга в церковной земле лишь по приказу короля.

В 1680 году король издал указ о слиянии театра Мольера с ведущим театром, специализировавшемся на постановках трагедий, Бургундским отелем, и так было положено начало "Комеди Франсез", старейшему французскому театру, который называют еще "Домом Мольера" и в репертуаре которого всегда значатся его пьесы.

Творчество Мольера, являясь одним из высших достижений классицизма, далеко выходит за его рамки. Каждая эпоха находит своего Мольера, в зависимости от времени те или иные его пьесы оказываются особенно актуальны. Наиболее эстетически чуткие современники великого драматурга предсказывали ему именно такое будущее, как свидетельствует диалог, произошедший уже после смерти Мольера между Людовиком XIV и Никола Буало. Король спросил:

— Кто тот величайший писатель, который прославил мое царствование?

— Мольер, сир.

— Я этого не думал, но в этом Вы понимаете лучше меня.

Жан-Батист Мольер был и актером, и директором театра. Но он в наибольшей степени известен нам как комедиограф. Репертуарный голод вынудил мсье Поклена (родовая фамилия) взяться за перо. Сорокадвухлетний писатель, уже став знаменитым и признанным королевским двором, рискнул представить к театральному представлению едкий социальный памфлет, пародирующий лицемерие софизмов французского духовенства.

Мольеровская сюжетная интрига

Попытка сыграть произведение в театре удалась лишь через пять лет. Данная статья есть его краткое содержание. "Тартюф" имеет достаточно прозаичный сюжет: разрешение обстоятельств, препятствующих свадьбе Марианны, дочери хозяина дома (Оргона), и ее любимого Валера. (Брат Марианны Дамис, в свою очередь, влюблен в сестру Валера). Вся интрига «закручена» вокруг главного героя - Тартюфа, гостящего в доме. Внешне это молодой, образованный, благочестивый человек, склонный к высоким поступкам. В действительности же, имея уголовное прошлое, Тартюф обладает целым букетом «достоинств»: хроническая лживость, редкая способность плести непрерывную цепь мошенничеств. Но изюминкой образа мошенника является профессиональная мимикрия - подражание проповедям духовного лица. Мольер блистательно преподнес зрителям этот «гремучий коктейль». Полное представление о комедии может дать лишь ее театральная постановка, ибо плохое зеркало для иронии великого француза - лишенное эмоций краткое содержание. "Тартюф" Мольера уже более 350 лет возглавляет хиты театральных сезонов.

Плуту удается окрутить Оргона до такой степени, что тот решает отменить свадьбу с Валера и выдать замуж дочь за Тартюфа. Но цель мошенника - прибрать к рукам весь дом и состояние. Он имеет также влияние на г-жу Пернель, мать хозяина дома.

Мольер показывает обманщика, нарочито не прибегая к мудреному кружеву лжи. Тот до такой степени уверен в безотказном воздействии своей ханжеской псевдоморали на простаков, что действует зачастую просто «по-топорному».

Персонажи комедии

Краткое содержание «Тартюфа» повествует не только о негодяях и одураченных. Супруга Орегона, Эльмира Дорина - достаточно трезвомыслящая дама, отличающаяся спокойным нравом и самообладанием. Вместе с тем она кокетливая и светская. Тартюф откровенно волочится за ней, при удобном случае предлагая симпатичной хозяйке дома заняться с ним любовью. Та отказывает, угрожая, что выдаст лицемера, и далее пытается переиграть мошенника, предложив ему свое молчание в обмен на его отказ от свадьбы с Марианной.

Замысел матери непреднамеренно разрушает молодой и горячий сын Дамис, подслушав и передав его содержание отцу - Орегону. Наивный! Тартюфу же ничего не стоит убедить хозяина дома, простака, в возвышенности своих чувств и поступков. Он, одураченный, в гневе изгоняет сына, пообещав все причитающееся ему имущество мошеннику.

Второстепенные образы также вносят свои акценты в краткое содержание «Тартюфа». Острая антипатия к мошеннику отличает служанку Дорину. Ей Мольер приписывает одни из наиболее острых высказываний. Клеант, брат Эльмиры же, по замыслу Мольера, представляет своей порядочностью контраст мошеннику Тартюфу. Он сначала пытается вразумить Тартюфа отказаться от брака с Марианной, затем убеждает Дамиса не избивать мошенника, поскольку предпочтительней следовать разуму.

Однако, несмотря на всю сопутствующую ему антипатию и противодействие, замысел Тартюфа движется «как по нотам». Дело идет к свадьбе. Даже если что-то расстроится - одураченный Орегон переписал на него все свое имущество. К тому же у него в руках находится компромат - переданный ему по доброй воле недалеким хозяином дома сокровенный сундучок с щекотливыми для него письмами. Кроме того, им подкуплен судебный пристав Лояль (здесь явственна мольеровская ирония: "лояль" переводится с французского как "правосудие").

Кульминация

Эльмира же притворно признается ему в любви, но негодяй в залог отказа от свадьбы с дочерью желает близости с мачехой. Это, наконец, открывает глаза Орегону, и он выгоняет обманщика из дома.

Но по документам дом уже находится в собственности Тартюфа. К г-ну Орегону является пристав Лояль с предписанием, содержащим требование - до завтрашнего дня освободить жилье. Впрочем, разорить, показалось негодяю мало, желая окончательно погубить хозяина дома, он посылает королю тайный ларец с письмами, свидетельствующими о помощи брату-мятежнику. Монарх же поступает мудро, сначала определив личность подавшего донос. Изумленного Тартюфа, злорадно пришедшего вместе с королевским офицером, чтобы насладиться арестом Орегона, арестовывают самого.

Заключение

Так традиционным хэппи эндом, да еще и возвеличиванием мудрости короля заканчивается комедия Мольера «Тартюф», названная нашим классиком Александром Сергеевичем Пушкиным гениальной. Как и у Шекспира, сила таланта писателя сочеталась в этом человеке с преданностью и служению Театру. Современники же считали, что талант Мольера расцвел потому, что у него был Дар - видеть в каждом человеке "что-то необыкновенное".