Термин сеньор. Сеньоры и вассалы. Что такое феод

Оформление прямой речи в тексте позволяет воспроизвести все особенности живой устной речи.

Понятие о прямой речи и словах автора

Прямая речь — это воспроизведенное чужое высказывание, в котором сохранены его лексические, синтаксические и интонационные особенности. Прямую речь сопровождают слова автора, из которых становится известно, кому принадлежит мысль, при каких обстоятельствах и как она будет выражена.

Оформление прямой речи позволяет воспроизвести все особенности живой устной речи: экспрессию, обращения, восклицания и тому подобное. Прямая речь хранит не только содержание высказывания, но и его лексические, грамматические и стилистические особенности:

"Вася! Иди сюда!" — крикнул со двора отец.

Знаки препинания и прямая речь

Оформление кавычками прямой речи является обязательным правилом, причем в кавычки следует брать вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие, которым заканчивается предложение. Точку и запятую нужно выносить за кавычки. Однако если в кавычках уже есть знаки, вопросительный или восклицательный, или многоточие, то ни точка, ни запятая за кавычками не ставится. Прямая речь может состоять из одного или нескольких предложений, а также его частей.

Если происходит оформление прямой речи в тексте, слова автора могут находиться перед, внутри или после нее.

  • Бабушка спрашивает: "А что, детки? Хотите пирожков?"
  • "А что, детки? — спрашивает бабушка. — Хотите пирожков?"
  • "А что, детки? Хотите пирожков?" — спрашивает бабушка.

Усвоить употребления знаков препинания в конструкциях при оформлении прямой речи (П, п) со словами автора (А, а) можно, пользуясь следующим схемами:

Следует обратить внимание на то, что выделяются слова автора запятой и тире с обеих сторон тогда, когда они находятся внутри выраженной повествовательным предложением прямой речи. Если слова автора заканчиваются указанием (добавил, сказал, возразил, ответил), что продолжается прямая речь, оформление второй части следует начинать с заглавной буквы; после слов автора, в этом случае, нужно ставить двоеточие и тире.

Диалог

Разновидностью прямой речи является диалог. Диалог — это беседа двух или более лиц. Отдельные сообщения и вопросы, из которых складывается диалог, называются репликами. При репликах слова автора часто отсутствуют. В драматических произведениях слова автора называются ремарками.

Знаки препинания при диалогах

Диалог начинается с абзаца и тире перед репликой:

— Мама! А у солнца есть дети?
— Есть.
— А где же они?
— Где? А на небе... те звездочки, что ночью сияют, — это дети солнца...

В драматических произведениях диалог пишется после названия действующего лица и точки:

М а л ь ч и к. У меня уши замерзли...
Д е в о ч к а. Надвинь шапку!

Во всех случаях оформление прямой речи начинается с заглавной буквы.

Передача прямой речи косвенной

В жизни и в литературе часто приходится прямую речь заменять косвенной, то есть передавать ее своими словами. Предложение с прямой речью становится тогда сложноподчиненным, в котором главное предложение образует слова автора, а подчиненное — прямую речь; для связи главной и подрядной частей употребляются союзы "чтоб" или "а", также местоимения и наречия:

  • "Вы поедете на теплоходе в Канев?" — спросил старшеклассников учитель.
  • Учитель спросил, поедут ли старшеклассники на теплоходе в Канев.

Вопросы, выраженные подрядным предложением, называются косвенными; в конце такого предложения знак не ставится.

Чужое высказывание, переданное от имени рассказчика вместе со словами автора, называется косвенной речью. Когда чужое высказывание передают от себя, то есть косвенной речью, то слова автора делают главным предложением, а прямую речь — подрядным.

Правила оформления цитат

Цитата — это дословно приведенный отрывок из какого-то произведения или текста для доказательства или иллюстрации того или иного мнения. Цитата обязательно берется в кавычки.

  1. Ничего в цитате менять нельзя, даже знаки препинания. Когда цитата приведена не полностью, пробелы в ней следует обозначать тремя точками.
    Цитирование бывает двух видов: в виде прямой речи и в виде косвенной речи.
  2. Если цитата приведена в виде прямой речи, то оформление знаков препинания при ней нужно делать так же, как и оформление прямой речи на письме.
  3. Если цитата приводится как составная часть в авторском предложении, тогда к ней применяются такие же требования, как и к косвенной речи.
  4. Если цитата подается в форме стиха, то она в кавычки не берется.

Чужая речь - это речь собеседника, третьего лица или собственная речь говорящего, произнесенная ранее. Чужой речью называется также и то, о чем человек думает, что он пишет. Чужая речь передается различными способами: при помощи предложений с прямой речью, косвенной речью, а также простым предложением.

Прямая речь - это точно воспроизведенная чужая речь, переданная от лица того, кто ее произнес (вслух или мысленно). Предложение с прямой речью состоит из двух частей: речи чужого лица и слов автора, которые сопровождают прямую речь. Например: «Живой Гриша! Живой наш родненький!» - рыдающим голосом вопила Дуняшка еще издали (Шолохов). Прямая речь заключается в кавычки. Между словами автора и прямой речью ставится двоеточие, когда прямая речь стоит после слов автора, и тире, когда она стоит перед словами автора или разрывается словами автора. Например: Григорий, оживившись, мигнул Наталье: «Петро зараз казачка урежет, гляди». «Неужели все ушли?» - подумала Ирина. «Я поеду с казаками, - предупредил взводного офицера Листницкий. - Передайте, чтобы мне оседлали вороного» (Шолохов). Каждое предложение в прямой речи пишется с большой буквы и в конце его ставится тот знак, который нужен по цели высказывания и интонации этого предложения (точка, вопросительный или восклицательный знак).

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Диалог. Знаки препинания при диалоге

Диалог - это разговор двух или нескольких лиц. Слова каждого лица, участвующего в разговоре, называются репликами. Слова автора могут сопровождать реплику, или они могут отсутствовать. Каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки, перед репликой ставится тире, а кавычки не ставятся. Например: Пан указывал ручкой на стул: - Садись. Григорий садился на краешек. - Как тебе нравятся наши лошади? - Добрые кони. Серый тоже хорош. - Ты его почаще проезжай (Шолохов).

Предложение с косвенной речью

Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто ее на самом деле произнес. В отличие от предложений с прямой речью они передают только содержание чужой речи, но не могут передать все особенности ее формы и интонации. Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчиненные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы, или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, где, когда, почему и др., или частицей ли. Косвенная речь с союзами что, будто выражает содержание повествовательных предложений чужой речи. Например: Охотник сказал, что он видел на озере лебедей. Охотник сказал, будто он видел на озере лебедей. Косвенная речь с союзом чтобы выражает содержание побудительных предложений чужой речи. Например: Капитан приказал, чтобы шлюпки спустили на воду. Косвенная речь с местоимениями и наречиями что, кто, какой, как, где, куда, когда, почему и др. или частицей ли выражает содержание вопросительных предложений чужой речи. Например: Я спросил, который час; Мы спросили встречных, куда они едут; Я спросил товарища, решил ли он эту задачу. Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится. При замене предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью особое внимание нужно обращать на правильное употребление личных и притяжательных местоимений, так как в косвенной речи мы передаем чужие слова от своего имени. Важно также понимать, что не все особенности чужой речи могут быть переданы в косвенной. Например, в косвенной речи не может быть обращений, междометий, форм повелительного наклонения и многих других форм, характерных для устной речи.

Такие слова и формы при переводе прямой речи в косвенную или вообще опускаются, или заменяются другими. Например: Учитель сказал: «Алеша, сходи за мелом». - Учитель сказал Алеше, чтобы он сходил за мелом. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой.

Цитаты и знаки препинания при них

Цитатами называются дословные (точные) выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли. Цитаты могут стоять при словах автора и представлять собой прямую речь. В этом случае знаки препинания при цитатах ставятся, как в предложениях с прямой речью. Например: В. Г. Белинский писал: «Стих Пушкина благороден, изящно прост, национально верен духу языка». Но цитата может вводиться в авторскую речь и как часть предложения. Тогда она выделяется кавычками и пишется со строчной буквы. Например: Мысль Л. Н. Толстого «время есть отношение движения своей жизни к движению других существ», высказанная в его дневнике, имеет глубокое философское содержание. По словам Ф. И. Шаляпина, искусство может переживать времена упадка, но «оно вечно, как сама жизнь».

Упр. 79. Составьте схемы следующих предложений c прямой речью.

1. Все чаще вспоминались слова: «И может быть - на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной» (Пушкин). 2. «Идите за мной», - сказала она, взяв меня за руку (Лермонтов). 3. «Позвольте... - прошептал Эмиль трепетным голосом, - позвольте мне ехать с вами». 4. «Кондуктор! - крикнул сердитый голос. - Почему не даете билетов?» (Паустовский). 5. «Ну уж это положительно интересно, - трясясь от хохота, проговорил профессор, - что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» (Булгаков). 6. Он сказал: «Я это уже слышал!» - и попросил больше не повторяться.

Упр. 80. Перепишите предложения с прямой речью, расставляя знаки препинания.

1. Замолчи строго сказал Красильщиков. 2. Я хочу послезавтра пообедать с вами в «Праге» сказала она Никогда там не была и вообще очень неопытна Воображаю что вы обо мне думаете А на самом деле вы моя первая любовь. 3. Вы со мной говорите уже на «вы» задыхаясь сказал я вы могли бы хоть при мне не говорить с ним на «ты» Почему спросила она подняв брови. 4. Наконец Соня говорила Ну спать и простясь с ними я шел к себе... 5. Когда я подбежал к ним он взглянув на меня успел весело крикнуть А доктор здравствуйте в то время как она побледнела до гробовой синевы... 6. Как блестят глаза сказал он Тебе не холодно.

Упр. 81. Составьте предложения с прямой речью, используя данные реплики.

1. Мы не опоздаем? 2. Да нет, не думаю. 3. Дело в том, что я не поеду. 4. Ну что ж. Мне даже завидно. 5. В общем, мне здесь, признаться, будет лучше, чем в Крыму. 6. Прощайте!

Упр. 82. Составьте несколько предложений с косвенной речью.

1. Успеем ли мы приехать на вокзал? 2. Времени у нас достаточно. 3. Его друг с нами не поедет. 4. Им можно позавидовать. 5. Эти места лучше Крыма. 6. Когда они приедут? 7. Как они отдохнули?

Упр. 83. Перепишите текст, заменяя прямую речь косвенной.

«Нравится наш город?» - спросили дети. «Нравится, особенно его украшают цветы», - сказал я. «У нас уже пятьдесят тысяч розовых кустов. В будущем году выполним план». - «И тут план», - удивился я. «А как же? Сколько жителей в городе - столько и должно цвести кустов!» - «Кто же такое придумал?» - «Иван Иванович». «А кто он, этот Иван Иванович?» - поинтересовался я. «Он один из первых строителей города, - гордо объявила девочка. - Он сам цветы сажает».

Упр. 84. Составьте и запишите по правилам пунктуации предложения с данными цитатами, сопровождая их словами автора. Используйте разные глаголы, вводящие цитаты.

1. Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живет и движется, развиваясь и совершенствуясь... (Белинский). 2. Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи (Пушкин). 3. ...Сам необыкновенный язык наш есть еще тайна (Гоголь). 4. В лингвистическом смысле народ составляют все люди, говорящие одним языком (Чернышевский). 5. Краткость - сестра таланта (Чехов).

Способы оформления чужой речи

I. Прямая речь

А: «П». «П», - а. «П, - а, - п».

А: «П?» «П?» - а. «П? - а. - П».

А: «П!» «П!» - а. «П! - а. - П».

А:»П…» «П…» - а. «П, - а. - П».

Пр.: 1) . П. И. Чайковский писал: «Вдохновение - это гостья, которая не любит посещать ленивых».

2). «Вдохновение - это гостья, которая не любит посещать ленивых», - писал П.И. Чайковский.

3). «Вдохновение, - писал П. И. Чайковский, - это гостья, которая не любит посещать ленивых».

Если прямая речь представлена в форме диалога, то каждая реплика начинается с нового абзаца и перед ней ставится тире.

- Довольны ли вы, господа генералы? - спрашивал между тем мужчина-лежебок.

- Довольны, любезный друг, видим твоё усердие! - отвечали генералы.

- Не позволите ли теперь отдохнуть?

- Отдохни, дружок, только свей прежде верёвочку.

М. Салтыков-Щедрин

II . Косвенная речь

, (). Сложноподчинённое предложение с изъяснительным придаточным, стоящим после главного.

Предложения с прямой речью

Предложения с косвенной речью

1) Он сказал: «Я принесу эту книгу завтра».

1) [Он сказал], (что принесёт эту книгу завтра).

2) Он сказал мне: «Принеси эту книгу завтра».

2) [Он сказал мне], (чтобы я принёс эту книгу завтра). /Косвенное побуждение/

3) Он спросил: «Когда ты принесёшь эту книгу?»

3) [Он спросил], (когда я принесу эту книгу). /Косвенный вопрос/

4) Он спросил: «Ты принесёшь эту книгу завтра?»

4) [Он спросил], (принесу ли я эту книгу завтра). /Косвенный вопрос/

III . Основные способы цитирования

Предложение с прямой речью

А. П. Чехов писал: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Предложение с косвенной речью

А. П. Чехов считал, что «в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Предложение с вводными словами

По словам А. П. Чехова, «в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Частичное цитирование

А. П. Чехов считал, что «в человеке должно быть всё прекрасно».

Вводные конструкции (источник сообщения)

ВВ, ….…, ВВ,……, ВВ.

1) По утверждению П. И. Чайковского, «вдохновение - это гостья, которая не любит посещать ленивых»./Вводное словосочетание/.

2) Как писал П. И. Чайковский, «вдохновение - это гостья, которая не любит посещать ленивых»./Вводное предложение/.

3) «Вдохновение, - как писал П. И. Чайковский, - это гостья, которая не любит посещать ленивых».

Частичное цитирование

1) В середине или конце предложения.

Пр. а) «Это надежда нашей словесности». (В. А. Жуковский об А. С. Пушкине)

В. А. Жуковский называл А. С. Пушкина «надеждой нашей словесности».

б) «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок...»

(Н. В. Гоголь)

Н. В. Гоголь всегда «дивился драгоценности русского языка».

2) В начале предложения.

«Николай Островский! Ты ушёл от нас, но твоя чудесная пламенная жизнь продолжается, цветёт, кипит в миллионах твоих читателей ! (В. Катаев о Н. Островском)

«... Пламенная жизнь продолжается... в миллионах... читателей», -

писал В. Катаев о Н. Островском.

IV . Ошибки в оформлении чужой речи

  1. Смешение прямой и косвенной речи.

А. П. Чехов писал, что : «В человеке должно быть все прекрасно».

Правильно:

А. П. Чехов писал: «В человеке должно быть все прекрасно».

А. П. Чехов писал, что «в человеке должно быть все прекрасно».

2. Использование лишнего союза в предложении с косвенной речью.

Я спросил в театре, что будет ли сегодня премьера.

Правильно: Я спросил в театре, будет ли сегодня премьера.

3. Постановка вопросительного знака в повествовательном предложении с косвенным вопросом.

Я спросил в театре, будет ли сегодня премьера?

Правильно: Я спросил в театре, будет ли сегодня премьера.

4. Оформление вводного предложения как слов авторапри прямой речи.

Как считает А. П. Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно».

Правильно: Как считает А. П. Чехов, «в человеке должно быть всё прекрасно».