Как стать человеком с большой буквы. С большой буквы. Что такое человечность

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (греч. episteme - знание, logos - учение) - философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие. Традиционно отождествляется с теорией познания. Однако в неклассической философии может быть зафиксирована тенденция к различению Э. и гносеологии, которое основано на исходных категориальных оппозициях. Если гносеология разворачивает свои представления вокруг оппозиции «субъект-объект», то для Э. базовой является оппозиция «объект - знание». Эпистемологи исходят не из «гносеологического субъекта», осуществляющего познание, а скорее из объективных структур самого знания. Основные эпистемологические проблемы: Как устроено знание? Каковы механизмы его объективации и реализации в научно-теоретической и практической деятельности? Какие бывают типы знаний? Каковы общие законы «жизни», изменения и развития знаний? При этом, механизм сознания, участвующий в процессе познания, учитывается опосредовано, через наличие в знании интенциональных связей (номинации, референции, значения и др). Объект при этом может рассматриваться как элемент в структуре самого знания (идеальный объект) или как материальная действительность отнесения знаний (реальность).(Исторически, эпистемологические представления и проблематика возникают раньше гносеологических и складываются уже в античности. Таковы, например, «идеи» Платона и предложенная им референ-ционная концепция «истины», апории Зенона, тропы скептиков, логика Аристотеля. Античные представления о знании имели не столько описательный, сколько проблематизирую-щий и нормативно-методологический характер. Например, апории Зенона фиксировали факт отнесения противоречивых знаний к одному и тому же объекту и задавали таким образом эпистемологическую проблему. Аристотель пытался снять накопившиеся проблемы за счет нормировки научных рассуждений и введения общих принципов организации знания. Это позволило в дальнейшем создать образцы систематической организации знания. «Начала» Евклида можно рассматривать не только как продукт обобщения и сведения геометрических знаний, но и как реализацию нормативных эпистемологических концепций Платона и Аристотеля. В средние века критическая и исследовательская составляющие Э. в большой степени сковываются и ограничиваются нормативным характером аристотелевской логики. Яркое выражение средневековой Э. - схоластический спор «номиналистов» и «реалистов». Новые мотивы вносит Возрождение. Пробуждается интерес к опытному знанию, меняется представление о месте и назначении знания в общей картине мира. Николай Кузанский вводит представление о проблемах как «ученом незнании», т.е. знании о незнании, что формирует в перспективе новую эпистемологическую стратегию. С другой стороны, философская рефлексия все больше обращается к субъекту и его познавательным способностям. В этой связи актуализируется введенное фактически уже Петром Абеляром понятие сознания как индивидуальной способности и действительности существования концептов. «Великое усовершенствование наук», провозглашенное Ф. Бэконом и развернувшееся в 17-18 вв., порождает новую формацию знания - новоевропейскую науку. Новая организация знания требовала критической рефлексии и теоретического оформления. Эпистемологические схемы античности и средневековья не могли решить этих задач. На их месте начинает складываться гносеологическая концепция познания, которая переорганизует философско-методологические представления о знании на основе субъект-объектных схем. До 20 в. Э. не имела собственных институциональных форм, а соответствующая ей проблематика развивалась в основном в логике (прежде всего в английской аналитической традиции) и в рамках гносеологии. Однако уже с конца 19 в. эпистемологическая проблематика начинает эмансипироваться от гносеологической. Исследователи (прежде всего логики) стремились уйти от субъективизма и психологизма, порождаемого сенсуалистическими и позитивистскими трактовками субъект-объектных схем. В 20 в. этот процесс приводит к оформлению новых философско-методологических направлений и подходов. Развиваются аналитические, операциональные, нормативные, стуктурно-функциональные приемы и методы исследования знания. В 1970-х Поппер дал онтологическое обоснование эмансипации Э., выдвинув концепцию «третьего мира» (объективного содержания знания) и «познания без познающего субъекта». Среди факторов, определяющих современное состояние эпистемологических исследований, необходимо отметить следующие: 1) отношение знания и объекта выходит за рамки чисто познавательных ситуаций. Складываются комплексные практики, где помимо познания, необходимо рассматривать функционирование знания в других типах деятельности: инженерии, проектировании, управлении, обучении; 2) классическое отношение «истинности» дополняется (а иногда и замещается) рядом других отношений: «непротиворечивости», «полноты», «интерпретируемости», «реализуемости» и др.; 3) типология знания становится все более разветвленной и дифференцированной: наряду с практико-методологическим, естественно-научным, гуманитарным и инженерно-техническим знанием выделяются более частные его варианты; 4) особым предметом исследования становится семиотическая структура знания; 5) помимо «знания» интенсивно исследуются и другие эпистемологические единицы (например, «языки»); 6) обозначился кризис сциентизма: научное знание перестает рассматриваться как основная форма знания, все больший интерес вызывают когнитивные комплексы, связанные с различными историческими и духовными практиками, выходящими за рамки традиционных представлений о рациональности.


Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ЭПИСТЕМОЛОГИЯ" в других словарях:

    Эпистемология … Орфографический словарь-справочник

    Эпистемология - Эпистемология ♦ Épistémologie Раздел философии, рассматривающий не знание вообще (чем занимается теория познания, или гносеология), а одну или несколько отдельных наук. Теория познания, если можно так выразиться, расположена «выше» знания;… … Философский словарь Спонвиля

    - (от греч. знание и слово, учение), термин, употребляемый для обозначения теории познания. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 … Философская энциклопедия

    - [гр. epistemologia наука о знаниях] филос. ГНОСЕОЛОГИЯ, теория познания, занимающаяся возможностями, границами и объемом человеческого познания, а также его истинностью. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. эпистемология (гр.… … Словарь иностранных слов русского языка

    эпистемология - ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, ГНОСЕОЛОГИЯ) раздел философии, в котором анализируется природа и возможности знания, его границы и условия достоверности. Ни одна философская система, поскольку она претендует на нахождение… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Эпистемология - (гр. еpisteme білім+logos ілім: білім туралы ілім) таным проблемаларын, атап айтқанда білімді тап осындай (знание как таковое) , оның құрылысын, құрылымын, қызмет етуі мен дамуын зерттейтін философияның тарауы. Әлбетте таным теориясымен… … Философиялық терминдердің сөздігі

    - (от греческого episteme знание и...логия), то же, что теория познания … Современная энциклопедия

    - (от греч. episteme знание и...логия) то же, что теория познания … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 3 гносеология (3) иллюзия (28) философия (40) … Словарь синонимов

    См. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Человек с большой буквы – это тот человек, который вдохновляет других людей, делясь своей любовью к жизни. Любить жизнь, несмотря на все её трудности, очень нелегко, но некоторым людям с глубокой душой это удаётся. Приведу примеры.

В тексте Бориса Екимова повествуется о мужчине, потерявшем радость жизни, и о молодой студентке, радостно восклицающей о простых мелочах – новогодних подарках своим близким. Услышав её наполненные радостью слова, мужчина вдохновился, и ему открылась красота в простом, обыденном: в «малиновом чистом закате», в «речушке под гибким деревянным мостком», в детском смехе. Он достиг истины. Понял, что счастье в мелочах, в том, чего ранее он не замечал. Он увидел старую дорогу к дому, по которой он проходил десятки раз, по-новому. Он обрёл надежду на лучшее, то, без чего жил раньше. Простое восклицание с детской невинностью поменяло взгляд взрослого человека на мир. А всё потому, что девушка любила и ценила жизнь, своих близких. Ей нравилось дарить людям радость, а когда ты даришь счастье другим, ты сам счастлив.

В моей жизни тоже есть человек, прочно изменивший моё отношение к окружающему миру. Это оратор Ник Вуйчич. Он колесит по миру с лекциями и рассказами о своей семье, друзьях, жизни. Но что особенного в этом человеке? Почему люди готовы слушать рассказы о его буднях? Он рождён без рук и без ног. Когда врачи увидели такого новорожденного, они сказали: «Он не проживёт и месяца». А он прожил. И сейчас ему больше двадцати лет. У него есть жена, и они ожидают ребёнка. И каждый раз, рассказывая о своих конечностях, Ник улыбается. Он не говорит об этом с глубокой печалью, на его глазах не появляются слёзы. Он улыбается и даже шутит, говоря о своей проблеме. На каждой лекции он говорит о том, что радуется всему: пению птиц, утреннему солнцу, грязным лужам, мурчанию кота, усталым лицам людей в метро. После его рассказов жизнь людей меняется. Люди находят радость во всём, и это правильно. Я думаю, что этого мужчину можно назвать настоящим Человеком с большой буквы.

Таким образом, я понимаю, что радость и любовь к жизни есть истинные черты Человека с большой буквы. Почему с большой? Да потому, что жизнь любят от прекрасных природных пейзажей до грустных лиц и заплаканных глаз. (355 слов).

Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года (По тесту 9 сборника тестов И.П.Цыбулько.)

Что такое человечность?

Человечность… Сколько синонимов имеет это прекрасное слово! Гуманизм, сострадание, человеколюбие…Все эти слова обозначают систему нравственных и социальных установок, в основе которых лежит проявление сочувствия к людям, оказание помощи, не причинение страданий. Приведу примеры из текста В. Астафьева.

Так, в предложениях (37-39) описывается гуманный поступок местного охотника, который пожалел куницу, оправдал ее месть людям и отпустил зверька на волю.

Освободили старшие ребята-школьники и котенка, которого мучили дети в детском садике «Петрушка»: тянули за хвост и за уши. Первоклассники поступили по-доброму.

Таким образом, человечность-это добрые действия людей, направленные на помощь страдающим.(89 слов)

Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 10

Что такое человечность?

Ирина Самарина в своем стихотворении пишет:

Разучились ценить человечность:

Кто-то добрый по-новому – лох.

В моде выгода и бессердечность,

Мир от шелеста денег оглох…

Не хочется верить в правдивость этих строк. Все-таки люди, окружающие нас, добры и гуманны. Приведу примеры.

Так, в тексте А.Лиханова рассказывается о человечном мальчике Теме, который, рискуя жизнью, спас маленьких цыплят.

А молодой, 25-летний пожарный, старший лейтенант Мордвов в одно утро вынес из огня девятерых взрослых и троих детей. Вся операция заняла не более 15 минут. Александр говорит, что в чрезвычайных ситуациях ему приходится руководствоваться внутренними чувствами: человечностью и состраданием.

Таким образом, человечность и сострадание живут в душах наших людей.

Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года (По тесту 11 сборника тестов И.П.Цыбулько. Вариант 2.)

По словам философа И.Канта, «человечность-это способность участвовать в судьбе других людей». Могу добавить от себя: « И животных, и птиц…» Об этом рассказывается в произведениях многих классиков.

Так, охотник, герой текста писателя Э. Сетон-Томпсона, все лето преследовал оленя-красавца с целью убить его. И вот долгожданная встреча! Олень и человек долго смотрят в глаза друг другу, после чего мысль об убийстве животного покажется охотнику невозможной (предложение 22). Яну как будто помешает что-то. Его внутренний голос будет приказывать стрелять, а доброе сердце подсказывать другой выход: опустить ружье. Охотник поступит по-человечески: участвуя в судьбе животного, он отпустит оленя Песчаных холмов!

Оказывается, чувство гуманности свойственно не только людям! Когда в августе 1996 года в одном из зоопарков США трёхлетний мальчик залезет на ограду и свалится с неё прямо в вольер с гориллами, он сильно ударится головой о землю и потеряет сознание. На помощь придет горилла по имени Бинти-Джуа. Она осторожно поднимет малыша, возьмет его на руки, покачивая, донесет до входа в вольер, где его уже будут ждать спасатели. Вот вам и обезьяна! Обезьяна, проявившая милосердие!

Итак, человечность-это способность проявлять доброту, участие, помощь не только людям, но и животным.

ВАРИАНТ 1.

Человечность – это нравственное качество, предполагающее уважение и сочувствие. В тексте Сетона-Томпсона данное качество проявляется у Яна, который поступил как настоящий человек.

Ян очень долго выслеживал «гигантского оленя» и тут снова напал на след и наконец встретил его. В глазах животного охотник увидел что-то живое, отличающее его от других зверей: «Казалось, они читали в глазах и сердцах друг друга». Ян не смог выстрелить в «бедное, прекрасное животное»! Он увидел, что тот живёт не просто как животное, а живёт всей душой, всем сердцем. Олень не испугался близкой смерти, а смотрел ей прямо в глаза. Ян понял, что если он выстрелит, то погубит благородное животное, и у него просто не поднялась рука сделать это.

Я хотел бы привести пример человечности и из личного жизненного опыта. Однажды мой дедушка ехал на охоту. Была ранняя весна, речки начали таять, и образовались плавающие льдины. На одной из таких льдин мой дед заметил странный маленький комочек. Когда льдину прибило к берегу, дедушка подошёл к ней и увидел лисёнка. Он был худой, грязный и обессиленный. Мой дед поднял его и поехал с ним домой. Там он накормил его тёплым молоком, согрел и начал думать, что с ним делать. Ничего не приходило в голову, и дед решил оставить его у себя. Вскоре лисёнок оправился, перестал бояться и стал ручным. Дедушка никогда не жалел, что оставил его у себя.

Я считаю, что каждый должен обладать человечностью, ведь без души и сочувствия мир изменился бы в самую худшую сторону. (239 слов).

Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года (По тесту 12 сборника тестов И.П.Цыбулько.)

Что такое человечность? Это сочувствие людям, животным и птицам, оказание безвозмездной помощи всему живому, отказ от причинения страданий.

Понимает своего ученика директор школы, герой рассказа Ю.Яковлева. Мальчик по имени Таборка рассказывает ему свою печальную историю о том, как родители лишили его собаки. В словах мальчишки столько горя и сочувствия к бедному животному, что директор, человек милосердный, осознав это, предлагает Таборке подарить немецкую овчарку (предложения 49-51).

В моей жизни тоже была похожая история. Дядя подарил мне маленького котёнка, к которому я очень привязалась, но однажды мой любимец исчез. Папа, видя, как я плачу, пообещал мне купить нового котёнка. И свое слово он сдержал! Разве это не милосердие?!

Итак, человечность – это то, что мы делаем своими руками, принося другим счастье и радость.

Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года (По тесту 13 сборника тестов И.П.Цыбулько.)

Самовоспитание, согласно статье «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова, - это «воспитание самого себя».

В тексте К. Осипова рассказывается, как Александр Суворов, знаменитый русский полководец, сам готовил себя к военной службе. Он много читал книг о войнах и сражениях, знал биографии видных военачальников, закалялся физически, разыгрывал у себя в комнате целые сражения.

Старший брат моей подруги тоже мечтал стать военным. С 7 класса он начал серьезно заниматься математикой и географией, ежедневно бегал кроссы, подтягивался, ходил на занятия школьного стрелкового кружка. Самовоспитание позволило Андрею успешно сдать все экзамены в военный институт. Сейчас он курсант престижного военного заведения.

Таким образом, самовоспитание – эта работа над собой – позволяет людям достичь исполнения своей мечты.

Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года (По тесту 14 сборника тестов И.П.Цыбулько.)

Что такое самовоспитание?

«Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова дает такое определение слову «самовоспитание»: «воспитание самого себя», то есть это работа человека над собой, формирование его характера, силы воли.

В книге «Жизнеописания знаменитых греков и римлян» рассказывается о том, что все в жизни было против того, чтобы Демосфен стал прославленным оратором Древней Греции. Мальчик от рождения имел «очень слабый голос, говорил невнятно, слегка заикался, картавил» (предложение 12). Но самовоспитание, упорство и целеустремленность сделали свое дело!

Такое качество, как человечность встречается все реже в мире потребления и растущей конкуренции. Каждый задумывается лишь о собственной выгоде, финансовом или моральном благополучии. Мы забыли о том, что такое настоящее сострадание и благородство.

Поэтому те, кто бескорыстно помогают другим, преодолевают огромные трудности, не за благодарность или вознаграждение, а потому, что не видят другого пути, воспринимаются как особенные. Да! О каждом из них можно сказать - Человек с большой буквы.

Это могут быть как простые жители разных стран, которые не боятся быть не такими как все, так и звезды разного масштаба, ведущие благотворительные и миротворческие проекты. Возможно, они не остановят СПИД или войну. Но жить, отдавая себя другим и спасти хотя бы одного нуждающегося – может только Человек.

Жить полной жизнью, когда невозможно

Эта история потрясла весь мир, и вызывает дрожь практически у каждого, кто узнает об этом человеке. Речь об австралийском юноше, который в не столь далеком 1982 году родился без рук, а вместо ног с одной лапкой. Зовут его Ник Вуйчич.

Сегодня он успешный бизнес-тренер, счастливый муж и отец прекрасного малыша. Но только представьте, сколько упорства и силы воли понадобилось, чтобы научиться жить в нашем жестоком мире. Благодаря заботе родителей и одному подобию левой ноги он смог плавать, ходить, печатать на компьютере и учился в обычной школе, где был старостой.

Уже в 8 лет ему хотелось совершить самоубийство, так как не мог представить, что будет с ним дальше, за что ему такое наказание. Но любовь близких, желание жить и быть нужным этому миру заставили переосмыслить свое существование. Если он родился таким, значит, так было угодно Богу. Он не спился и не опустился на дно, юноша сам стал проповедником для тех, кому нужна помощь и поддержка.

Ник получил престижное финансовое образование, катается на серфе, у него сотни друзей. Его лекции собирают стадионы, он вдохновляет жить, несмотря ни на что, и бороться за свое счастье. Он настоящий Человек с большой буквы.


Спасти 2 миллиона детей

Часто Человеком с большой буквы становится тот, кто сам пережил тяжелые обстоятельства, болезни, лишения. Так популярная актриса Шарлиз Терон, выросшая в бедной семье в Южной Африке, начав зарабатывать в кинематографе, основала фонд помощи африканским женщинам и стала послом ООН.


Еще один австралиец по имени Джеймс Харрисон в 13 лет пережил тяжелейшую операцию, выжил только благодаря переливанию крови. Через несколько лет было обнаружено, что у него уникальная плазма крови, в которой содержатся антитела, способные устранить резус-конфликт матери и ребенка, частую причину мертворождения или тяжелых болезней младенцев. С 18 лет и по сей день, а сейчас ему уже глубоко за 70 он каждый месяц сдает ровно 400 мл донорской крови. За столько лет он сдал порядка 380 литров крови, этого хватило, чтобы спасти жизнь более 2 млн. малышей во всем мире, среди которых и его собственная дочь. Это настоящее благородство и милосердие. Джеймс Харрисон действительно Человек с большой буквы.


В Нижнем Новгороде 2 года назад появился социальный проект «Наставник», где группа волонтеров начала помогать детям из малообеспеченных и неблагополучных семей найти свой путь в жизни. Василий Коптев – организатор и вдохновитель проекта. Он находит детей, откликается на любой призыв, ищет им наставников, спортсменов, актеров, музыкантов, танцоров, которые бесплатно занимаются с подопечными. Воспитанница проекта выиграла чемпионат мира по боксу, мальчик сам поступил в театральную студию, все они обрели уверенность в себе, и «улица» им уже не грозит. А проект распространяется по всей стране среди таких же неравнодушных людей. Это яркий пример человечности и бескорыстной помощи тем, кому это действительно нужно.

Отдаваться без остатка

Есть еще одна категория людей, которая достойна звания Человек с большой буквы. Те, кто успешен в жизни, смог реализовать себя в карьере, но не стал зазнавшимся или пафосным, а живет достаточно скромно, отдавая свои доходы нуждающимся в этом людям. Причин для этого много – личное горе или внутреннее чувство долга, у каждого своя история.

Один из них – известный российский актер Константин Хабенский. После рождения сына у его жены нашли онкологию, он отдал все гонорары, недвижимость, чтобы ее спасти, но не удалось. Теперь он воспитывает сына, живет очень скромно, а заработанные средства отдает в поддержку детей с раком мозга. Причем PR себе он на этом не делает, все так же активно работает и снимается в кино, настоящий Человек с большой буквы.


Также интересен пример, который подает 78-летний Президент Уругвая Хосе Мухику. Его называют «самый бедный президент». Практически все свое жалование он отдает на благотворительность, оставляя лишь десятую часть на существование. Он ходит в обычную поликлинику и общается с жителями как обычный гражданин. Человек с большой буквы, не потерявший лицо под влиянием власти.


Ценить семью

Высшее благо человеческой жизни – это семья и дети, но далеко не все это простую ценность могут осознать. До начала кризиса в стране наблюдался своего рода беби-бум, когда молодые мамы охотно шли за вторым и третьим ребенком. Но родить – это одно, а воспитать достойными людьми более сложная задача.

В Воронежской области живет семья Шишкиных, в которой 20 своих детей, в их доме мир, порядок и уют. Все дети окружены заботой и вниманием, несмотря на то, что проблем в такой семье гораздо больше, чем в любой другой. Только представьте, при входе более 100 пар обуви, постоянная стирка, обед готовится сразу на двух кухнях. Тем не менее, эти люди достойны глубокого уважения, далеко не каждый сможет настолько посвятить себя семье.


Стать Человеком с большой буквы может каждый, для этого необязательно быть героем войны или совершать революцию, нужно лишь открыть горизонты личного пространства и решить, чем каждый из нас может быть полезен этому миру.

Например, в «московском» метро был отмечен случай, как юноша за поездку занимал свободное место, но на каждой станции уступал его бабулечкам, беременным или просто девушкам. Это большая редкость, к сожалению. В соц. сетях уже за такой нетривиальный поступок юноша был назван Человеком с большой буквы.

Будем добрее и лояльнее друг к другу, тогда мир станет чуточку лучше, а Людей с большой буквы станет еще больше!

21-го сентября в музее Гатчины состоялась первая в этом сезоне встреча Дискуссионного клуба. Наставники клуба были рады видеть ребят после летнего отдыха и сразу предложили им поразмышлять над непростой темой «Что для вас значит быть Человеком с большой буквы?»

Тема очень широкая. Включает в себя много аспектов, о которых можно поговорить, но на сегодняшней встрече решили вывести основные тезисы. Кто такой человек с большой буквы? Им рождаются или становятся в течение жизни? Герой и человек с большой буквы - одно ли это и то же? Вот такие вопросы рассмотрели наставники клуба с ребятами.

Ребята с удовольствием включились в активное обсуждение и очень дружно определили, что человек с большой буквы - это, прежде всего, победа силы человеческого духа над внешними обстоятельствами, человеческой слабостью, страхом, физическим недугом. Это человек, пытающийся изменить мир вокруг себя к лучшему. Делая хорошие дела одним, он не должен вредить другим людям. Такой человек, прежде всего, должен иметь большое желание совершать добрые поступки! И подкрепляющий это желание своими делами. Какими качествами обладает человек с большой буквы? Он заметен по уважению к окружающим его людям, независимо от их внешнего вида и социального статуса, никогда не обидит других ни силой, ни словом. Это человек, принимающий взвешенные решения, умеющий анализировать ситуации и обстоятельства, обязательно осознающий и несущий ответственность за последствия своих поступков. На последний тезис наставники задали подросткам «коварный» вопрос: а является ли герой, совершивший сиюминутный подвиг, человеком с большой буквы? После бурного обсуждения все же пришли к выводу, что героический поступок совершается внезапно, в порыве эмоции, не раздумывая и, как показывает история, совершить геройский поступок может как сильный духом, так и показывающий себя ранее слабым, человек. С другой стороны, героизм совершается вопреки обстоятельствам и требует определенных качеств человека, таких как сила духа, поэтому, возможно, человек просто раньше никак не проявлял себя хорошими поступками, но имел все качества для этого.

Очень интересным и познавательным получилось обсуждение на вопрос наставников: а является ли известный литературный персонаж Робин Гуд человеком с большой буквы? Ведь он пытался помочь бедным крестьянам, отбирая деньги у богатых. Приемлем ли такой способ для настоящего человека? Увы, как ни ищи оправдания, деятельность Робина Гуда - это воровство (а возможно, сюда же приплюсовывается убийство или калечение человека) Таким образом, воровство это минус, помощь бедным - это плюс. Человек, поступающий таким способом, остается на «нуле», если не опускается еще ниже в результате нелицеприятных поступков, не имея нравственного роста, необходимого, чтоб стать человеком с большой буквы.

Так все же: человеком с большой буквы рождаются или становятся? Гены человека и его наследственность имеет свое влияние, но все же, главным и определяющим поступки человека является его воспитание, пример родителей. Потому человеком с большой буквы становятся постепенно, накапливая жизненный опыт, который не возможен без совершенных ошибок, проб и исканий. Для того чтобы стать человеком с большой буквы, не обязательно иметь для этого какие-то ресурсы, средства, не нужно быть богатым или талантливым. Главное, иметь желание сделать мир вокруг чище и лучше, не причиняя при этом никому вреда, уважая окружающих и самого себя. Человека определяют только его реальные поступки (а не слова!), только они позволяют оценить его как личность.

Как подведение итогов, наставники предложили ребятам «круговой» опрос: каждый из ребят и сами наставники должны были ответить на вопрос: считают ли они сами себя человеком с большой буквы и были ли такие люди в их жизни. Конечно, первое задание оказалось несколько каверзным, ибо человек не может объективно оценивать сам себя и свои поступки, потому никто не «признал» себя человеком с большой буквы. Со вторым вопросом оказалось проще. Большинство ребят вспоминали своих дедушек-ветеранов, жизненный опыт наставников оказался более богатым: они вспомнили немало людей в их жизни, о которых они с полным правом могли сказать «Это человек с большой буквы»…