Как самому стать ученым. Магия слов и чисел. Поступление в достойное учебное заведение

Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить.

А нглийская пословица

Нельзя сказать человеку: «Ты можешь творить, Так давай, твори». Гораздо вернее подождать, пока он сам по скажет; «Я могу творить, и я буду творить, хотите вы "л ого или нет».

Айзек Азимов

Но ответ на поставленный в заголовке раздела вопрос скорее отрицательный, чем положительный.

Как это ни горько, но придется все- таки признать, что далеко не все способны к научной работе, не все, имеющие диплом о высшем профессиональном юридическом образовании, могут найти свое призвание в научно-исследовательской деятельности в области права. И ничего оскорбительного или унижающего их человеческое и/или профессиональное достоинство в этом нет - они не годны по своим психофизиологическим и/или иным специфическим параметрам именно к эффективной научно-исследовательской работе, но, напротив, годны к иной, не менее важной и ответственной работе (роду деятельности). Никого же не удивляет, что не все могут быть профессиональными музыкантами, поэтами, актерами и т.д.

Индивидуальная предрасположенность к тому или иному роду деятельности, сфере занятий не всегда заметна, хотя широко распространена: в самом начале 90-х годов многие в нашей стране посчитали себя способными к бизнесу и с головой окунулись в предпринимательство, но не у многих дело оказывалось успешным и часто оканчивалось финансовым, а нередко - и жизненным крахом. Вскоре выяснилось: лишь около 8% взрослых дееспособных россиян по своим индивидуальным способностям (целеустремленность с нацеленностью на успех в бизнесе, активность, энергичность, прагматичность, способность ставить перед собой все более сложные задачи и испытывать радость от их решения, особенно если при этом приходится преодолевать трудности, соревнуясь с соперниками-конкурентами) предрасположены к ведению собственной предпринимательской деятельности. Выяснилась также и еще более удивительная вещь: во всем мире этот показатель такой же.

Представляется, что способных к самостоятельной эффективной научно-исследовательской работе в целом в России (и в мире) больше, чем 8%, но значительно меньше, чем желающих быть учеными. Пока соответствующей методики подсчета не выработано. Правда, Капица- старший в свое время говорил: в СССР в науке 5% - качество, а 95% - количество. Впрочем, это как в термометре: при температуре плюс 36,6 градусов - условно - человек стопроцентно предрасположен к ведению научной деятельности, а при температуре плюс 42 градуса это ему абсолютно противопоказано (а для самой науки тем более). Люди с такими крайними показателями - редкость, основная масса занимает промежуточное положение, «примыкая» в большей или меньшей степени к тому или иному «краю».

Немалую лепту вносят и объективные предпосылки, и субъективные факторы, не влияющие на предрасположенность к занятиям наукой, К числу объективных предпосылок следует отнести общее серьезное падение престижа научно-исследовательской деятельности в нашем общественном сознании менее чем за 20 последних лет. В результате, естественно, изменился (и не в пользу науки) социальный менталитет молодежи: наличие ученой степени кандидата юридических наук в общественном сознании уже не столь явно ассоциируется с высоким общественным положением, тогда как еще менее 20 лет назад оно означало несомненный жизненный успех - практически по всему диапазону его слагающих. В бытовом плане это означает (если взять лишь один, сугубо материальный аспект): раньше приходящий в науку до защиты диссертации также получал очень маленькую заработную плату (если он работал в вузе, НИИ и там же был прикреплен в качестве соискателя или там же был заочным аспирантом) или аспирантскую стипендию, но после защиты обычно судьба его - в плане заработной платы - резко менялась в лучшую сторону. Сейчас же изменения в размере оплаты труда если и происходят, то незначительные. Но это лишь один из аспектов; за это время ведь сменился обще- ственно-экономическнй строй страны, изменилась система жизненных приоритетов у людей, понятия жизненного успеха, карьеры и т.д.

К субъективным факторам следует отнести бросающееся в глаза общее снижение уровня школьного образования, культуры, обеднение словарного запаса, а в результате - неумение изложить свою мысль на бумаге (даже неумение мыслить связно и логично); сужение общего кругозора, отсутствие навыков работы со специальной литературой (незнание - почти совсем - художественной литературы, которую Ин- тернет не заменит); снижение развитости творческого нестандартного мышления (чему, в частности, очень способствует введение ЕГЭ) и т.д. Снижение качества обучения ощущается и в высшей школе, в том числе и в высшем профессиональном юридическом образовании. Этому много причин, но одна из главных, может быть, вынужденных: сокращается число студентов (и, соответственно, выпускников вузов), способных самостоятельно мыслить, искать ответы на вопросы, развивать собственный мозг, создавать условия для его созидательной деятельности, создавать качественно новый мыслительный продукт. Одновременно растет число студентов и выпускников, обучающихся на уровне условных рефлексов, способных воспроизводить только то, что в него заложено преподавателем.

Поэтому если дипломированный юрист, не подходящий (а заранее определить это никто не возьмется) по своим психофизиологическим особенностям к научно-исследовательской работе в сфере юриспруденции, возьмется писать кандидатскую диссертацию, да еще на неудачно выбранную тему, достаточно скоро наступит: объективно - фиаско, а субъективно - разочарование. Практика свидетельствует о том, что при таком исходе неудачник винит кого угодно - научного руководителя, вуз, тему, специальность, науку, в целом государство и общество, но не себя, не понимая, что он попросту «сел не в свои сани». У каждого человека есть свое собственное предназначение, которое нужно искать и постараться не ошибиться в этом поиске.

Далеко не у каждого обладателя диплома о высшем профессиональном образовании хватает элементарного упорства стать по- настоящему «продвинутым» ученым. «Согласно средним оценкам, сложилась следующая временная цепочка для квалификационной составляющей карьеры ученого: начинающему ученому требуется около 10,5 лет для подготовки и защиты кандидатской диссертации, 16 лет, чтобы стать доктором наук, и еще восемь лет для достижения ученого звания профессора»13.

По наблюдениям автора данной книги, такая временная растянутость квалификационного роста ученого не характерна для гуманитариев вообще и юристов в частности. У юристов она, по-видимому, в целом короче вдвое. Впрочем, ситуация с предрасположенностью к занятиям наукой (либо с отсутствием оной) у юристов более сложна. Но огромную роль играют возрастной фактор, а также практический опыт аспиранта (соискателя). Ведь работа следователя, судьи, адвоката, юрисконсульта - во многом работа именно исследовательская. Она также связана с большим объемом информации, с отбором необходимых фактов, формированием доказательственной базы, обобщением и анализом, выдвижением гипотез и их сопоставлением с добытыми и проанализированными доказательствами, формулированием выводов, и т.д.

Профессиональный юрист, обладающий большим опытом практической работы, подсознательно систематизирует многие проблемные вопросы. Они у него проанализированы и разложены «по полочкам», по существу уже готовыми ответами. Осталось их облечь в слова, лучше - в письменной форме, и успех на поприще науки обеспечен.

Ничего этого пока нет у вчерашнего студента, и именно в этом большое преимущество опытного практика. Автору данной работы известны случаи, когда за написание кандидатской диссертации по юридическим наукам брались люди в возрасте 45-50 лет, сам процесс ее воплощения в машинописную форму занимал два месяца.

Существует еще одна категория людей, которые вряд ли станут учеными. Организация высшего профессионального образования еще далека от совершенства, в силу чего иногда сквозь «сито» семестровых и государственных экзаменов способна пропустить элементарно неграмотных людей. Речь идет не только о пишущих с орфографическими ошибками, не знающих правил пунктуации, путающих падежи и читающих чуть ли не по слогам. Речь идет прежде всего о людях, не способных сформулировать собственную мысль и изложить ее в письменной форме. Это - элементарная функциональная безграмотность, а есть еще безграмотность сугубо юридическая, когда обладатель диплома о высшем профессиональном юридическом образовании «не чувствует» правовую норму (иногда говорят - не понимает права). Это как музыкант, не слышащий разницу в звуке в четверть октавы. Такой юрист может стать неплохим практиком, но настоящим ученым, имеющим дело с оттенками правовой нормы, станет вряд ли.

Итак, молодой (в подавляющем большинстве случаев) человек, специалист с высшим юридическим образованием, решил стать ученым, написать и защитить кандидатскую (для начала) диссертацию. С чего ему начать?

На всем пути - от старта до финиша, от принятия решения писать и защищать кандидатскую диссертацию до фактического получения диплома кандидата юридических наук (это - весьма условный, лишь формализованный финиш) - наш молодой человек должен пройти следующие этапы диссертационного марафона: 1) определиться в принципе - т.е. избирает ли он сей тяжкий крест - «грызть гранит науки», и если «да» (здесь само собой разумеется, что «да» означает выбор не только юридической направленности научного исследования, но и конкретной научной юридической специальности, по которой в конкретном вузе, НИИ открыта аспирантура либо можно стать соискателем), то оформиться организационно, т.е. поступить в аспирантуру (со сдачей вступительных экзаменов) или прикрепиться в качестве соискателя к кафедре, отделу и/или иному подразделению НИИ, вуза с одновременным назначением ему научного руководителя диссертационного исследования, при этом было бы хорошо, чтобы это был не только выдающийся специалист в своей области, но и одновременно - для нашего молодого человека - нравственным ориентиром; 2) выбрать тему диссертационного исследования и официально оформить ее утверждение; 3) поставить цели и конкретные задачи исследования, определить его предмет и объект и выбрать методы организации и проведения исследования; 4) провести само исследование с описанием процесса и, одновременно, с опубликованием (в нескольких статьях, тезисах докладов и сообщений) промежуточных результатов исследований и с выступлениями о них на научных конференциях с докладами и научными сообщениями; 5) сдать положенные кандидатские экзамены и зачеты; 6) обсудить результаты исследования с окончательной доработкой по замечаниям в ходе обсуждения формулировок выводов исследования, положений, выносимых на защиту, т.п.; 6) защитить диссертацию - с обеспечением всех необходимых для этого публичных процедур; 7) оформить результаты успешной защиты, контролировать, по мере возможностей, продвижение документов на пути от диссертационного совета в экспертный совет ВАКа; 8) а на завершающей марафон фазе - получить диплом. Каждый из перечисленных этапов - сложный, многокомпонентный, длительный, на каждом придется решать множество серьезных задач и подвергаться серьезным испытаниям. И на каждом этапе может наступить конец карьере диссертанта, если это испытание не удалось преодолеть. Но это одновременно и фильтр, не пропускающий негодных к занятию научно-исследовательской (в форме выполнения диссертационного исследования) деятельностью. Например, этап 5 - сдача кандидатских минимумов, в частности история и философия науки; приказом Минобразования России от 17 февраля 2004 г. № 697 утверждены программы кандидатских экзаменов и сроки их введения в действие, для экзамена по истории и философии науки - с 1 июля 2005 г., его задачами, как указывают специалисты, являются: 1) оценить умение аспиранта (соискателя) доказывать и опровергать, определять и комментировать, сравнивать и согласовывать, обобщать и упрощать в ходе полемики или дискуссии; использовать научные методы с учетом специфики гуманитарных, социальных, технических, естественных, универсально-абстрактных и социально-природных объектов; 2) проверить умение сдающего соотносить культурно- исторические и теоретические тенденции в истории научного знания".

И представив себе мысленно весь этот долгий путь, нашему молодому человеку стоит еще раз подумать и взвесить: а его ли это призвание - наука? Может ли человек, не имеющий к тому призвания, стать кандидатом наук, профессором и т.д.? Скорее всего, видимо, может, но довольно посредственным, «вымученным», т.е. став кандидатом юридических наук, причем с великими трудностями, будет ли он при этом удовлетворен своей жизнью? Возможно, его призвание - административная деятельность, квантовая физика, звездная астрономия и т.д.? Дай Бог ему сделать верный выбор. А выбрав - уверенно действовать, твердо и последовательно идти по намеченному пути, успешно преодолевая препятствия (их будет немало), не пасуя перед трудностями (а они встретятся, в том числе в форме необъективной критики), не зазнаваясь от достижений (автор встречал нескольких таких - на втором и третьем году обучения, после двух-трех публикаций и нескольких похвал они с окружающими начинали разговаривать свысока и пренебрежительно, что называется «через губу»... Ничем хорошим это никогда не оканчивалось), не останавливаясь на полпути (если это не вынужденная - объективная и временная - остановка) и не лишая себя радостей личной жизни... Весьма важен на этом пути соответствующий психологический настрой, главное, чтобы он не иссяк преждевременно.

    Задавайте себе вопросы по любому поводу.

    • Настоящие ученые задают вопросы по поводу и без повода. Они интересуются информацией на тему прочитанного и услышанного. Они никогда не принимают полученную информацию за чистую монету и горят желанием удостовериться в ее правдивости.
    • Если какой-то факт кажется недостоверным, это так и есть! Даже если кажется, что все правильно, убедитесь, что вы работаете с фактами.
  1. Проявляйте любопытство.

    • Ученые любопытны от природы. Они хотят знать все!
    • Вам также нужно проявлять естественное любопытство. Попытайтесь выяснить, почему все происходит именно так и не иначе.
  2. Формируйте завершенное мнение.

    • Принимайте разные стороны в споре и предоставляйте максимум информации для формирования мнения.
    • Делайте собственные выводы. Не стоит перенимать чужое мнение. Это очень важно для ученого.
  3. Меняйте свою точку зрения.

    • Ученому нужно быть готовым изменить свое мнение, когда он получает информацию, которая опровергает его предыдущие взгляды. Это одно из самых важных умений для ученого.
    • Будьте открыты и не бойтесь ошибаться ради поиска правды.
  4. Избегайте двойственного мнения.

    • Не позволяйте своим личным переживаниям влиять на свои действия и информацию, которую вы предоставляете другим людям.
    • Если вы с чем-то не согласны, это не значит, что это неправда.
    • Признавайте правдивость информации и не позволяйте сомнению омрачить ваши выводы.

    Обучение за пределами образовательной системы

    1. Много читайте.

      • Лучший способ получения информации за рамками формального образования – чтение. Читайте книги при каждой удобной возможности. Чтение, само по себе, может сделать из вас ученого (ведь ученый – это тот, кто постоянно учится).
      • Можете читать покупные книги, но не забывайте посещать библиотеку (городскую, школьную, институтскую) и брать книги бесплатно! Также можно брать книги на время у друзей или родственников или находить их по объявлениям типа «Отдам даром» (иногда люди раздают или распродают за символическую плату целую домашнюю библиотеку).
      • Многие книги стали общественным достоянием, и вы можете скачать их в интернете, не нарушая ничьих прав. Самый известный проект – это проект под названием «Гутенберг», но также существует возможность скачать книги через программу Amazon"s Kindle.
    2. Посещайте учебные занятия.

      • Знали ли вы о том, что занятия можно посещать и не для получения ученой степени? Если вы заинтересованы в изучении определенного навыка или изучения темы, вы можете посетить неполный курс занятий. Некоторые занятия могут предоставляться бесплатно.
      • Поговорите с администрацией учебного заведения о возможности посещения лекционных занятий (это значит, что вы посещаете занятия, но не выполняете домашнего задания, контрольных работ и не получаете диплома или зачета).
      • Вы можете поговорить непосредственно с преподавателем, чтобы выработать стратегию обучения.
    3. Занимайтесь самообразованием.

      • У вас есть возможность самостоятельно получать информацию и вырабатывать нужные навыки. Человек учится в процессе деятельности, поэтому начните что-то делать!
      • Заниматься самообразованием можно с помощью книг и других материалов. Можно также учиться в процессе деятельности. Убедитесь, что вы все делаете правильно!
      • Вам потребуется огромная целеустремленность, но все в ваших руках! Не сдавайтесь!
    4. Учитесь у других людей.

      • У вас будет возможность выучить много тем и совершенствовать умения посредством общения с экспертом. Этот процесс имеет название «наставничество».
      • Найдите человека, который занимается тем, чему бы вы хотели научиться. Предложите оплатить его помощь или предоставить бесплатную консультацию, чтобы наставник показал вам, что нужно делать.
      • Такой принцип больше подходит для умений, чем для предметов научного цикла, но, может быть, у вас получится найти помощника, который сможет порекомендовать вам хорошие книги или другие методы обучения.

    Поступление в достойное учебное заведение

    1. Получайте хорошие оценки в школе.

      • Получение хороших баллов в старшей школе (или подобном заведении в вашей стране) на протяжении последних двух лет учебы является важным фактором. Колледжи и университеты будут учитывать ваши баллы при поступлении.
      • Вы будете получать хорошие оценки, если будете прилежно учиться, внимательно слушать на уроке и выполнять все задания.
      • Попросите дополнительную помощь у своих учителей. Общайтесь с ними, чтобы улучшить свои результаты.
    2. Выполняйте больше необходимого минимума.

      • Если вы будете выполнять минимальный объем работы, вы не сможете никого этим удивить, поэтому постарайтесь и приложите максимум усилий.
      • Посещайте дополнительные аудиторные занятия в местном колледже во время учебы в старших классах или работы. Можно заниматься волонтерской деятельностью или зарабатыванием денег вне школы.
      • Если дополнительные занятия соответствуют желаемой степени в колледже, вам будет намного легче. Подобный опыт выглядит многообещающе в резюме при поступлении в колледж.
    3. Выучите несколько иностранных языков.

      • Владение иностранным языком полезно не только в жизни. Это обязательное требование для получения степени! Продемонстрируйте в колледже свое владение языком.
      • Можно обучаться языку в частном порядке, в школе, на курсах в университете или в интернете! Отличными вариантами для изучения языка онлайн являются LiveMocha и Duolingo.
      • Выберите язык, который пригодится вам для обучения. Выбор непопулярного языка не принесет пользы при поступлении в колледж. Некоторые языки более полезны, чем остальные. Это касается некоторых регионов и степеней.
      • Знание одного или двух иностранных языков очень пригодится для чтения научных трудов и публикаций, не переведенных на русский язык. Английский необходим современному ученому, но пригодятся также французский, немецкий, испанский, итальянский, а в некоторых областях – латынь.
      • Возможно, вас заинтересует арабский, персидский или турецкий. Многие ученые были родом с Аравийского полуострова, из Юго-Восточной Азии, Оттоманской империи или Персии (в наши дни – Иран).
    4. Изучайте психологию и философию.

      • Психология понадобится, так как наверняка вам придется иметь дело с трудными людьми, и вам нужно понимать человеческую природу.
      • Изучение философии разовьет ваше мышление. Вы сможете думать больше и глубже, чем раньше.
    5. Сдайте экзамены на «отлично».

      • Хорошие баллы на выпускных экзаменах будут иметь огромное значение в процессе поступления. Чем лучше баллы, тем престижнее университет.
      • Получить хорошие баллы можно в том случае, если вы будете учить материал заранее (в том числе, и перед контрольной работой), и выполняйте пробные контрольные работы.
      • Узнайте, можно ли сдать экзамен или тест несколько раз.
      • Не стоит думать, что получение среднего или плохого балла повлияет на достижение желаемого результата. Можно поступить в один колледж, а затем перевестись в другой.
    6. Напишите хорошее эссе.

      • Качество эссе для поступления имеет огромное значение. Хорошее эссе поможет вам поступить в колледж, даже если результаты теста окажутся ниже среднего.
      • Прочитайте информацию об учебном заведении, чтобы понять, чего от вас ожидают, и напишите эссе в соответствии с требованиями.
      • Поставьте перед собой задачу написать по-настоящему уникальное эссе, если вы хотите попасть в число студентов. В зависимости от учебного заведения напишите что-то необычное или продемонстрируйте научное мышление.

    Получение образования в колледже/университете

    1. С самого начала обучения поставьте перед собой конкретные цели.

      • Если вы с самого начала знаете, какую степень вы бы хотели получить в вузе, это значительно облегчит ситуацию. Знание своих желаний позволит вам выбрать нужные предметы и отбросить все ненужное.
      • Изменение своего мнения – это нормально. Все это может помочь.
      • Максимально эффективно используйте время, проведенное в высшем учебном заведении, чтобы понять, что вам нужно учить, и чем вы хотите заниматься по жизни. Получение опыта в волонтерской деятельности поможет определиться с целью.
    2. Потратьте время на обучение.

      • Выделите максимальное количество времени на учебу и получение хороших баллов. Работайте продуктивно.
      • Конспектирование и внимательность на уроке поможет вам хорошо учиться. Совершенствуйте эти навыки, чтобы преуспеть в учебе.
      • Есть вариант учиться самостоятельно или в группе людей. Выберите то, что подходит именно вам. Работа с другими людьми предоставит возможность воспользоваться их конспектами.
      • Просите о помощи в случае необходимости. Можно попросить своих одноклассников, воспользоваться ресурсами учебного центра или записаться на консультацию к профессору/ помощнику учителя.
    3. Выберите нужные предметы.

      • Получение научной степени состоит из посещения определенного набора предметов. Убедитесь, что вы правильно выбрали предметы и сможете вовремя получить степень.
      • Выбирайте предметы, которые соответствуют нескольким требованиям для получения степени, чтобы ускорить процесс получения квалификации.
      • Постарайтесь выбирать только те предметы, которые относятся к вашей будущей профессии или работе. Набор определенных предметов поможет вам подготовиться к выпускному экзамену.
    4. Хорошо пишите научные работы.

      • Научные работы играют огромную роль в определении ваших баллов, поэтому их качество поможет вам обеспечить хорошие результаты. В большинстве учебных заведений требуется пример сочинения в процессе поступления.
      • Почитайте качественные примеры работ, чтобы получить представление о правильной структуре эссе и аргументации.
      • Стремитесь к совершенству. Оригинальное результативное исследование поможет отметить вашу склонность к научной деятельности.
      • Предоставьте себе достаточное количество времени, чтобы написать черновой вариант сочинения, показать его профессору до окончания срока сдачи и получить отзыв до того, как написать окончательный вариант работы.
      • Сделайте несколько черновых вариантов. Убедитесь, что вы успеваете проделать редактирование!
    5. Подружитесь с преподавателями.

      • Хорошие отношения с преподавателем подразумевают не только получение лучших баллов, потому что вы ему нравитесь. Ваш преподаватель может стать пропуском в аспирантуру, а в будущем – вашим коллегой.
      • Воспользуйтесь преимуществом консультаций. Убедитесь, что вы не отнимаете у преподавателя его личное время. Задавайте только актуальные вопросы и внимательно слушайте ответы.
      • Также у вас есть шанс понравиться преподавателю, если вы будете активно участвовать в обсуждении вопросах. Сядьте поближе к доске, задавайте вопросы, отвечайте на них, принимайте участие в групповых дискуссиях.
      • Вы можете поговорить с преподавателем и попросить совета. Он также заинтересован в вашем успехе и будет рад, если сможет дать вам несколько советов по поводу работы и достижения результатов в определенной сфере.
    6. Получите необходимые ученые степени.

      • Для некоторых ученых достаточно получить степень магистра. Остальным потребуется степень кандидата или доктора наук.
      • Все это значит, что если вы хотите потратить всю жизнь на научную деятельность, вам нужно поступить в аспирантуру. Помните о том, что ваше образование будет длиться 8 лет и больше после окончания школы!
      • В аспирантуру поступают после окончания университета. Там вам нужно будет не только учиться, но и писать статьи, работать над диссертацией, а если аспирантура очная, то, вероятнее всего, еще и преподавать.
      • Не стоит беспокоиться по этому поводу. Аспирантура отличается от обычной школы, и, в некоторой степени, учиться здесь намного проще. Когда вы уясните суть, вы будете чувствовать себя как рыба в воде.
    7. Серьезно занимайтесь наукой после окончания вуза. Если вы хотите сделать академическую карьеру, вам необходимо получить степень кандидата наук (чтобы стать доцентом), а в будущем и доктора (чтобы стать профессором). Чтобы преуспеть, вам понадобится как можно больше публикаций в авторитетных научных изданиях.

    8. Занимайтесь другими видами научной деятельности.

      • Во время обучения в школе у вас есть возможность заниматься в научных кружках. Это увлекательный способ расширить ваш кругозор.
      • У вас есть возможность читать для себя и открывать сферу собственных научных интересов.
      • Также можно заняться групповыми видами деятельности, если вы компанейский человек. К примеру, можно записаться в дискуссионный клуб.

    Работа после получения образования

    1. Найдите работу.

      • Как только вы получите степень, вам нужно найти работу в сфере преподавания или исследований. Преподавание в университете – самая распространенное занятие для ученого.
      • Возможно, в вашем учебном заведении есть центр, которые поможет вам устроиться на работу после выпуска.
      • Постарайтесь найти работу со всеми преимуществами и хорошей зарплатой.
      • Постарайтесь найти работу в колледже или университете, чтобы иметь под рукой доступные ресурсы, которых нет в других заведениях.
    2. Проводите занятия.

      • Если вас примут на полный рабочий день, ваша загруженность день ото дня будет зависеть от расписания. Помимо чтения лекций, проведения семинаров и приема зачетов, вам нужно будет готовиться к занятиям, проверять работы, писать методические материалы и (самое неприятное в отечественных вузах) бесчисленные отчеты.
      • На должности доцента и профессора происходит периодическое переизбрание. Учитывается не только ваша степень и опыт работы, но и ваша исследовательская деятельность и наличие публикаций.
      • Если вы занимаетесь инженерией или естественными науками, узнайте об исследовательских возможностях в вузе, оснащении лабораторий, финансировании разработок и подобных вещах.
      • Если вы станете преподавателем, вам придется вести свой предмет. Некоторые предметы будут иметь непосредственное отношение к изученному материалу, но скорее всего, вам придется приложить максимум усилий, особенно в начале преподавательской карьеры.
      • Это значит, что вам придется выступать перед огромным количеством людей. Иногда их будет очень много, если вы будете вести лекции для первокурсников в большой аудитории.
      • Не смущайтесь. У вас будет практика преподавания в аспирантуре, и ваш факультет предоставит вам поддержку. Может быть, ваши студенты нервничают даже больше, чем вы сами, потому что им хочется получить хорошие баллы!
    3. Продолжайте учиться.

      • Настоящий ученый учится всю свою жизнь. Если вы закончили высшее учебное заведение, это не значит, что ваше обучение завершено.
      • Продолжайте читать в свободное время. Как правило, нужно читать научные журналы, чтобы быть в курсе последних достижений в вашей сфере деятельности. Еще раз повторим: без английского языка вам не обойтись.
      • Если есть возможность, ездите в другие страны для повышения квалификации и обмена опытом. Во многих сферах деятельности поездки за границу помогут вам представить, чем занимаются ваши коллеги в других странах, и получить доступ к материалам, которых нет в вашем заведении.
      • Получите несколько степеней. Иногда ученые возвращаются в вузы, чтобы получить степень в другой области. Таким образом, у них есть возможность продвигаться по карьерной лестнице и искать точки соприкосновения с другими сферами деятельности.
    4. Посещайте конференции.

      • Конференции – это специальные собрания ученых, работающих над конкретной проблемой. Ученые собираются вместе, чтобы предоставить результаты своих исследований и поучиться у своих коллег.
      • Можно представить и свои результаты, но большую часть времени вы будете слушать выступления других людей и общаться с коллегами.
      • Некоторые конференции могут проводиться в конкретном городе или регионе, но вы также можете посетить международные конференции.
      • Поверьте нам: на конференциях может быть интереснее, чем вы думаете. На самом деле это возможность потусоваться и выпить с другими такими же учеными.
    5. Оставайтесь в курсе последних изменений и открытий в вашей сфере, а также посещайте деловые конференции. Вам следует читать новые публикации каждый день, что не должно составить особого труда, если вы по-настоящему любите свое дело. (Если нет, возможно, вам и не стоит преподавать этот предмет.)

      • Если вы хотите стать хорошим преподавателем, вы должны постоянно расширять познания по предмету. Содержание учебников устаревает, но от вас студенты должны получать актуальную информацию. Не отставайте ни на шаг от развития науки и от своих коллег.
      • Общение и сотрудничество со специалистами в вашей области благоприятствует и вашим собственным исследованиям.
      • Джордж Бернард Шоу сказал: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас по-прежнему будет по одному яблоку. Но если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». Не бойтесь делиться идеями; не бойтесь, что их украдут. Когда люди выслушивают вас и комментируют, развивают или критикуют ваши идеи, это помогает вам усилить собственную позицию и выработать контраргументацию.
      • Вы также будете писать статьи для периодических изданий, работы для конференции и книги для публикации. Если ваше исследование будет достаточно оригинальным и значимым, это добавит престижа университету, в котором вы работаете, и поможет привлечь студентов и гранты.
    • Как правило, в библиотеках есть консультант, которые специализируется на конкретной теме. Этот человек поможет вам выучить больше информации и предоставит вам лучшие книги при необходимости.

А.М. Новиков

КАК СТАТЬ УЧЕНЫМ

К карьере ученого необходимо готовить себя с детских лет. Во-первых, необходима любознательность – вопрос «почему?» неотступно преследует ученого всю жизнь. Необходимо любить учиться - ученый учится всю жизнь. Ведь слова «учение», «ученик» и «ученый» - одного корня. Ученым называется человек не только по тому, что он «выученный», но и потому, что он учится постоянно, на протяжении всей жизни, вплоть до смерти. Кому учеба не в радость, кому учеба надоедает, тот может и не думать о карьере ученого. Но учеба учебе рознь – ведь круглые отличники крайне редко становятся настоящими учеными: у такого «отличника» основная цель – выучить материал. И за этим он ничего другого не видит. А когда надо уже не учить, а что-то конкретное делать самому, отличник теряется – он к этому никак не приспособлен.

Во-вторых, необходима вдумчивость, усидчивость, упорство в достижении целей. Сначала учебных, потом уже научных. Голова ученого постоянно занята какими-то проблемами. Мысли неотвязно преследуют ученого, как говориться, «ни сна, ни отдыха...».

В-третьих, для будущего ученого необходим романтический склад души. Необходимо уметь мечтать, необходимо уметь переживать. Ведь вроде бы «суха теория...». Да, результаты научной работы сухи, в них не может быть и не должно быть эмоций. Но процесс научного исследования для ученого насыщен сильнейшими эмоциями! Что-то не получается, что-то получается, но не так, как хотелось бы, в чем-то тебя не признают и т.д. и т.п. Вся жизнь ученого – это богатейшая палитра эмоций. Но если художник, композитор «выплескивают» свои эмоции на полотно, в музыкальное произведение, то эмоции ученого остаются в нем самом, внутри. И даже делиться своими эмоциями с другими коллегами у ученых не принято – делятся лишь сухими результатами. Для развития «научной романтики» весьма полезны книги о великих ученых из серии «Жизнь замечательных людей», а также художественные романы о деятельности ученых А. Кронина, С. Моэма, В. Каверина и др.

В-четвертых, необходимо с детства, с юности воспитать в себе критическое отношение ко всему на свете: почему это так как мне говорят, пишут? А почему нельзя иначе? А как еще можно объяснить это явление? А зачем мне это надо? Где я смогу это использовать? И т.д. Хотя, такие вопросы чаще всего вызывают бешенство школьных, да и вузовских педагогов, поскольку спрашивающий ученик «мешает проходить программу». Но это качество – критического отношения ко всему на свете, сомнения во всем – необходимый атрибут настоящего ученого.

В-пятых. Необходимо готовить себя и к скудным материальным возможностям. Ведь на начальных этапах зарплата младшего научного сотрудника или ассистента очень невелика. Относительный материальный достаток приходит позже. И вообще занятия наукой не приносят больших доходов. Если человек хочет жить «богато», получать, иметь много денег – ему не место в науке. Здесь есть интересный момент. Ученые в некоторой степени относятся с «завистью» к менеджерам, банкирам, чиновникам – что их доходы зачастую в десятки, сотни раз больше – наверное, и я мог бы быть таким же. Но те, в свою очередь, завидуют ученым – они кандидаты, доктора, профессора – к ним почтительное отношение со стороны окружающих. Кроме того, ученый сеет «разумное, доброе, вечное». Его книги остаются на книжных полках библиотек навечно, а результаты «деловых» людей сиюминутны, эфемерны, призрачны. Ну что же, как говорится, «каждому свое». Есть одно существенное преимущество профессии ученого. Общеизвестный факт: ученые, как правило, долго живут. Интенсивная умственная работа способствует долголетию, не дает организму стареть.

В шестых. Для ученого необходимо понимание окружающих. В первую очередь, в семье. Внешне, со стороны непосвященных людей, ученый вроде бы ничего не делает. Ну, подумаешь, сидит, читает или пишет, а то и вовсе просто сидит – думает. Разве это работа?! Когда-то давно, в молодости, один мой коллега-ровесник, талантливый молодой ученый женился на поварихе. Теща была заведующей той же столовой. И вот жена и теща изводили парня: вот мы целыми днями топчемся у горячей плиты, устаем до смерти. А ты бездельник! Сидишь целыми днями за письменным столом, ничего не делаешь, на работу редко ходишь. Парень был слабохарактерным, дело кончилось печально – суицидом.

Еще один момент. Голова ученого постоянно занята мыслями о своих научных проблемах: и днем и ночью, и на работе и на досуге, и в выходные и в отпуске. Постоянно. Известна масса анекдотов о рассеянности ученых – они имеют под собой реальную основу – ведь ученый поглощен своими проблемами и бытовые мелочи для него несущественны. А это вызывает зачастую большие сложности в семейных отношениях: муж как бы дома, рядом с женой и в то же время в мыслях «отсутствует». А для женщины, как говорится, «женское счастье – был бы милый рядом...». Даже бытует среди ученых такая поговорка: «Сколько жен надо иметь ученому? Как минимум две: первой сказал, что пошел ко второй, второй сказал, что пошел к первой, а сам пошел в лабораторию». Те же проблемы, только в несколько ином звучании и у женщины-ученого.

Поэтому лучше, когда в семье и муж, и жена научные работники. Лично у меня так и сложилось. И очень удачно. А своему сыну я еще во времена его юности говорил: «тебе надо жениться на дочери профессора». На что он мне отвечал: «А у меня нет знакомых профессоров». Но со временем так оно и получилось.

В-седьмых. В самом начале научной деятельности научному работнику приходиться решать очень узкие частные задачи. Это неизбежный этап – учиться надо вначале на простом. И здесь необходимо терпение и самоограничение. Ведь человеку, приходящему в науку хочется сразу заниматься «глобальными» проблемами. Так, чтобы сразу «перевернуть все здание науки!». Но такого не бывает. Учиться начинают на малом. И те молодые люди, которые на смогли пойти на такое самоограничение, спустя какое-то время, разочаровавшись, уходили из науки. А таких талантливых молодых людей я на своем веку встречал немало. Лишь после защиты кандидатской диссертации исследователь начинает расширять круг своих интересов. А уже после защиты докторской может уже заниматься чем угодно (в хорошем смысле), браться за решение «глобальных проблем».

Лично у меня на заре моей научной деятельности тоже были огромные амбиции. Но, с другой стороны, я вообще не понимал, о чем люди говорят на заседаниях Ученого совета, и откровенно засыпал. А общие собрания Академии педагогических наук СССР (нас, сотрудников академических институтов обязывали на них присутствовать) вообще были мне неинтересны, и я их избегал оригинальным способом. Собрания проходили в Московском доме учителя, где зал был небольшой. Я появлялся в фойе, чтобы меня видели, дожидался, пока все места будут заняты, и спокойно уезжал в свою лабораторию: «мест не хватило».

Какими науками заниматься? Это неважно. Все науки чрезвычайно интересны и занимательны. Я, например, собирался стать физиком, а стал педагогом. И нисколько об этом не жалею. Мне довелось по жизни глубоко, на профессиональном уровне вникать в психологию, физиологию, в кибернетику, в системный анализ, в теорию управления. И все было чрезвычайно интересно. Другое дело, что, идя в науку, поступая в аспирантуру или на должность младшего научного сотрудника, ассистента, следует поинтересоваться: какие в этой организации – вузе, в НИИ традиции и условия для научного роста. Если в среднем молодой ученый защищает кандидатскую диссертацию через 3-5 лет – это нормально. Если через 10, а то и вовсе молодежь не защищается – в такую организацию идти нежелательно.

Кроме того, есть различия приоритетов индивидуальных и коллективных исследований. В математике, в общественных и гуманитарных науках исследования носят, как правило, индивидуальный характер. В физике, в технике исследования чаще всего коллективные. Ведь, к примеру, создание нового самолета, ракеты, или исследования на ускорителях, колайзерах требуют усилий сотен, тысяч ученых. В индивидуальных исследованиях есть бόльшие возможности для продвижения, научного роста. Но ученый работает чаще всего в одиночку и сам отвечает за свои результаты. В коллективных исследованиях возможности для научного роста каждого исследователя скромнее, но зато есть дружная работа в коллективе.

music : Caamora - (Disc 2) #06] The Eleventh Hour

Это перевод статьи "How to become a good theorerical physicist" голландского физика Герарда Хоофта , лауреата Нобелевской премии 1999 года за вклад в электрослабую теорию, профессора Утрехтского университета. Я хочу потренироваться в переводах и надеюсь, что эта статья будет полезна людям, интересующимся физикой, а еще надеюсь на багфиксы и русскоязычные аналоги рекомендуемой литературы в комментах.

Эта статья для молодых студентов и всех тех, кого (как и меня) волнуют вызовы, с которыми сталкивается настоящая наука. Для тех, кто (как и я) решил использовать свой мозг, чтобы открывать новое о том физическом мире, в котором мы живем. Для тех, кто решил изучать теоретическую физику.

А теперь начинаются серьезные вещи. Не жалуйтесь, что их слишком много, вы не получите вашу Нобелевскую премию нахаляву, и помните, все это вместе занимает время наших студентов на 5 лет интенсивной ботвы. Как минимум один читатель был удивлен этим утверждением, заявив, что никогда не осилит это за 5 лет, так что, несомненно, я обращаюсь к людям, которые собираются провести большую часть этого времени, занимаясь самообразованием. Помимо времени требуется интеллект, несколько больше зачаточного, потому как обычные студенты могут одолеть этот материал только под руководством терпеливых преподавателей. Необходимо делать упражнения, которые содержат некоторые из этих текстов. Делайте их, а лучше придумывайте свои, пробуйте перемудрить авторов, но, пожалуйста, воздержитесь от рассказов мне о своих альтернативных теориях, пока все не выучите: если вы во всем хорошо разберетесь, вы обнаружите, что многие из этих авторов совсем не так глупы.

Начала математики

У вас все в порядке с числами, сложением, вычитанием, квадратными корнями и т.п.?
Натуральные числа, целые числа, рациональные числа, вещественные числа, комплексные числа (очень важны!), формула Эйлера.
Теория множеств: открытые множества, компактные пространства, топология. Вы будете удивлены, узнав, насколько важную роль они играют в физике!
Алгебраические уравнения. Приблизительные методы. Разложение в ряд, ряд Тейлора. Решение уравнений с комплексными числами. Тригонометрия: sin2x = 2sinxcosx и т.п.
Бесконечно малые. Дифференцирование. Производные элементарных функций (sin, cos, exp…). Интегрирование. Первообразные элементарных функций, для которых это возможно. Дифференциальные уравнения. Линейные уравнения.
Преобразование Фурье. Использование комплексных чисел. Сходимость рядов.
Комплексная плоскость. Теоремы Коши и интегрирование по контуру (это забавно). Гамма-функция (порадуйтесь ее свойствам). Интегралы Гаусса. Теория вероятностей.
Уравнения в частных производных. Граничные условия Неймана и Дирихле.

Это все для начинающих. Некоторые из этих тем на самом деле целые курсы лекций. Многое из этого - необходимые части физических теорий. Вам не обязательно изучить это все до начала изучения того, что идет дальше, но не забудьте вернуться к тому, что пропустили.

  1. Голдстейн. Классическая механика (3-е издание).

  2. Classical dynamics: a contemporary approach - Jorge V. Jose, Eugene J. Saletan

  3. Classical Mechanics - Systems of Particles and Hamiltonian Dynamics - W. Greiner

  4. Арнольд. Математические методы классической механики (2-е издание).

  5. Ландау, Лифшиц. Механика (3-е издание).

Оптика

Преломление и отражение. Линзы и зеркала. Телескоп и микроскоп. Введение в распространение волн. Эффект Доплера. Принцип Гюйгенса волновой суперпозиции. Волновой фронт. Каустика.
  1. Борн, Вольф. Основы оптики.

  2. Шен. Принципы нелинейной оптики.

Статистическая механика и термодинамика

Три закона термодинамики. Распределение Больцмана. Цикл Карно. Энтропия. Тепловые двигатели. Фазовые переходы. Термодинамические модели. Модель Изинга (отложите знакомство с техниками решения двумерной модели Изинга). Закон излучения Планка (как прелюдия к квантовой механике).

Статистическая механика

  1. L. E. Reichl: A Modern Course in Statistical Physics, 2nd ed.

  2. R. K. Pathria: Statistical Mechanics

  3. M. Plischke & B. Bergesen: Equilibrium Statistical Physics

  4. Ландау, Лифшиц. Статистическая физика, том 1.

  5. S.-K. Ma, Statistical Mechanics, World Scientific

Термодинамика

  1. Thermodynamics and an Introduction to Thermostatistics 2ed - H. Callen

  2. Thermodynamics and statistical mechanics - Greiner, Neise, Stoecker

Электроника

(только самые простые сведения об электронных цепях)
Закон Ома, емкости, индуктивности, использование комплексных чисел для их расчета. Транзисторы, диоды (как они на самом деле работают чуть ниже).

Электромагнетизм

Уравнения Максвелла (однородные и неоднородные), в среде, решение их для вакуума и однородной среды, в ящике (волноводе), с граничными условиями (отражение и преломление). Векторный потенциал и калибровочная инвариантность (исключительно важно!). Излучение и поглощение электромагнитных волн (антенна), рассеяние света.
  1. Джексон. Классическая электродинамика (3-е издание).

  2. Electromagnetic Fields And Waves - Lorrain and Corson

  3. Classical Electrodynamics - W. Greiner

  4. Introduction to Electrodynamics - D. Griffiths

  5. Quantum Electrodynamics - 3rd ed., - W. Greiner, J. Reinhardt

Вычислительная физика

Даже чистому теоретику могут пригодиться некоторые аспекты вычислительной физики.

Квантовая механика (не релятивистская)

Атом Бора. Соотношения де Бройля (энергия-частота, импульс-волновое число). Уравнение Шредингера (с электрическим потенциалом и магнитным полем). Теорема Эренфеста. Частица в ящике. Атом водорода, решение волнового уравнения для него. Эффект Зеемана, эффект Штарка. Квантовый гармонический осциллятор. Операторы энергии, импульса, момента импульса, рождения и уничтожения, их правила коммутирования. Введение в квантовомеханическое рассеяние, матрица рассеяния. Радиоактивный распад.

Атомы и молекулы

Химическая связь. Орбитали. Атомный и молекулярный спектр, излучение и поглощение света. Квантовые правила отбора. Магнитные моменты.

Физика твердого тела

Кристаллографические группы. Отражение Брэгга. Диэлектрические и диамагнитные постоянные. Спектр Блоха. Уровень Ферми. Проводники, полупроводники и изоляторы. Теплоемкость. Электроны и дырки. Транзистор. Сверхпроводимость. Эффект Холла.
  1. Ашкрофт, Мермин. Физика твердого тела.

  2. Киттель. Введение в физику твердого тела (7-е издание).

Ядерная физика

Изотопы. Радиоактивность. Ядерный распад и синтез. Капельная модель ядра. Ядерные квантовые числа. Магические ядра. Изотопический спин. Теория Юкавы.

Физика плазмы

Магнито-гидродинамика. Волны Альфвена.

Математика посложнее

Теория групп, линейные представления групп. Теория групп Ли. Векторы и тензоры. Больше техник для решения дифуров, урчпов и интуров. Принцип экстремума и основанные на нем техники приближенного решения. Разностные уравнения. Производящие функции. Гильбертово пространство. Введение в функциональные интегралы.

СТО

Преобразование Лоренца. Лоренцево сжатие и растяжение времени. E = mc 2 . 4-векторы и 4-тензоры. Правила преобразования для поля Максвелла. Релятивистский эффект Доплера.
  1. Classical Mechanics - Point Particles And Relativity - W. Greiner

  2. Introduction to the theory of relativity and the principles of modern physics - H. Yilmaz

Квантовая механика посложнее

Гильбертово пространство. Квантовые скачки. Излучение и поглощение света. Вынужденное излучение. Матрица плотности. Интерпретации квантовой механики. Неравенства Белла. Вперед, к релятивистской квантовой механике: уравнение Дирака, тонкая структура. Электроны и позитроны. Теория БКШ о сверхпроводимости. Квантовый эффект Холла. Расширенная теория рассеяния. Закон дисперсии. Теория возмущений. Квазиклассическое приближение (метод ВКБ), принцип экстремума. Конденсат Бозе-Эйнштейна. Сверхтекучий гелий.
  1. Quantum Mechanics - an Introduction, 4th ed. - W. Greiner

  2. R. Shankar, Principles of Quantum Mechanics, Plenum

  3. Quantum Mechanics - Symmetries 2nd ed. - W. Greiner, B. Muller

  4. Коэн, Таннуджи. Квантовая механика, том 1 и 2.

  5. J.J. Sakurai, Advanced Quantum Mechanics, Addison-Wesley

Феноменология

Субатомные частицы (мезоны, барионы, фотоны, лептоны, кварки) и космические лучи. Свойства и химия веществ. Ядерные изотопы. Фазовые переходы. Астрофизика (планетные системы, звезды, галактики, красное смещение, сверхновые). Космология (космологические модели, инфляционные теории, микроволновое фоновое излучение). Технологии детекторов.

ОТО

Метрический тензор. Кривизна пространства-времени. Уравнение гравитации Эйнштейна. Черная дыра Шварцшильда, Райсснера-Нордстрема. Прецессия перигелия, гравитационное линзирование. Космологические модели. Гравитационное излучение.

ОТО

  1. J.B. Hartle, Gravity, An Introduction to Einstein"s General Relativity, Addison Wesley, 2003

  2. T.-P. Cheng, Relativity, Gravitation and Cosmology, A Basic Introduction, Oxford Univ. Press, 2005

Космология

  1. An Introduction to cosmology, 3rd Ed - Roos

  2. Толман. Относительность. Термодинамика и космология.

Квантовая теория поля

Классические поля: скалярное, спинорное Дирака, векторное Янга-Миллса.
Взаимодействия, возмущения. Спонтанное нарушение симметрии, голдстоуновский бозон, механизм Хиггса.
Частицы и поля: пространство Фока. Античастицы. Правила Фейнмана. Сигма-модель Гелл-мана-Лоу для пионов и ядер. Петлевые диаграммы. Unitarity, Causality and dispersion relations. Перенормировка (регуляризация Паули-Вилларса, Хоофта-Вельтмана). Калибровочные поля: калибровка векторного потенциала, определитель Фаддеева-Попова, тождества Славнова, БРСТ-симметрия. Ренормгруппа. Асимптотическая свобода.
Солитоны, скирмионы. Магнитные монополи и инстантоны. Конфайнмент. 1/N разложение. Разложение операторного произведения. Уравнение Бете-Солпитера. Построение Стандартной модели. Нарушение P и CP-инвариантности. CPT-теорема. Связь спина и статистики. Суперсимметрия.курсов лекций
  • Michael Fowler"s (Virginia) lectures по квантовой механике.
  • К сожалению, некоторые из этих ссылок уже не работают. Надеюсь, что в этом случае вам поможет Internet archive . Ну и current music послушайте, конечно.

    Если у вас пытливый ум, но нет глубоких знаний, и если вы тот, кто всю жизнь грезил о науке, но не решается начать, и продолжаете быть простым служащим или обычным пенсионером, мы поможем сбыться вашей мечте. Изучив небольшое методическое руководство, вы сможете быстро стать известным человеком.

    Воспользуйтесь нашей методикой, и вам понадобится всего лишь два-три вечера, чтобы сделать первые научные открытия, и около недели, чтобы вас заметили в определенных ученых кругах. Вскоре у вас непременно появятся единомышленники, почитатели, последователи, а затем и ученики.

    Как стать альтернативным исследователем и перекроить вселенную
    Методическое пособие для начинающих домашних ученых


    Чтобы встать на путь ученого и успешно шагать по нему, нужно сперва выполнить несколько простых условий.
    Поскольку так называемая классическая или официальная наука давно захвачена всякими чиновниками, академиками РАН и доцентами прочих институтов, вряд ли у начинающего исследователя без образования есть шансы туда пролезть.
    Да и не за чем стремиться в это болото устаревших и заведомо ошибочных знаний. Тезис про абсолютное ничтожество традиционной науки должен стать вашим главным философским принципом - это первое условие. Наше методическое руководство предназначено для тех, кто намерен посвятить себя не классической, а альтернативной науке.
    В соответствии с чем, второе условие - категорический отказ от любых учебников, полное отвержение всех академических знаний и теорий, недоверие к любой информации из официальных научных изданий.
    Третье правило. Вся исходные научные факты и теоретические посылы содержатся в Библии, Ведах, учениях Кастанеды и Блаватской, а также в трудах ряда заслуженных ученых - альтернативщиков. Лабораторного и практического опыта вам будет достаточно собственного - того, который вы лично приобрели в быту - у себя на кухне и во время работ на приусадебном участке. Отдельные сведения допускается черпать из желтых страниц таких газет, как «Аргументы и факты», «Нострадамус» и т.п., и телепередач канала РЭН TV. Только выше перечисленным кладезям знаний вы в праве доверять и только ими руководствоваться в вашей предстоящей научно-исследовательский деятельности. Лишь тогда вы сумеете добиться быстрых результатов и скорого признания.

    И еще два важных момента. Вам понадобится быстрый интернет и масса свободного времени. А также одержимость в работе на грани фанатизма и слабо выраженной шизофрении.
    Вот, в принципе, все что нужно для начала карьеры домашнего ученого - альтернативщика. Мы можем переходить к изучению основных разделов методички

    Где брать свежие идеи и как совершать научные открытия

    Запомните: чем шире ваш кругозор (естественные науки, история, археология, физика и т.д.), но чем более поверхностны ваши знания, тем больше вероятность что в вашу в голову придет нестандартная идея. При этом надо всегда отталкиваться от тех вещей и явлений, которые в силу вашей необразованности кажутся вам странными, удивительными или загадочными. Допустим, вы абсолютный дилетант в какой-то науке, скажем, в геологии. Что вам следует предпринять в связи с этим? Взять все, что вы не понимаете в геологии, и объявить это ложью и коварным заговором проклятых ученых.

    Разберем для примера несколько ярких альтернативных открытий. Это реальные случаи, но мы не станем пока называть имена авторов, а распишем алгоритм действий, как надо действовать, будь вы на их месте.

    1. Вы когда-то прочитал в Библии, что Бог создал мир за шесть дней. А чуть позже посмотрели по РЭН ТВ фильм о том, что наша планета не старше 5-6 тыс. Но почему-то консервативные ученые настаивают на возрасте Земли более чем 4,5 млрд. лет на основании каких-то там лабораторных анализов абсолютного и относительного возраста пород и ископаемых останков.
    4,5 миллиардов - это намного больше, чем 5 тысяч. Как вы должны поступить с такой неувязочкой? Объяснить, что, во-первых, вся геологическая наука - сплошная голословная выдумка, что она несколько веков не развивалась, а просто уводила человечество в сторону от истинного учения, что весь органический мир Земли: и докембрийские строматолиты, и юрские динозавры, и мамонты, и кошки с блохами - все эти организмы вылупились из одного божественного яйца, одномоментно. Чуть позже часть тварей захлебнулась во время всемирного потопа, а кошки с блохами спаслись на Ноевом ковчеге. А, во-вторых, все что касается определения геологического возраста - полная чушь, потому что цифры не верны, а методика определения ошибочная потому что она в корне неправильная.

    2. Следующий пример. Вы не представляете как действуют вулканы, каким таким волшебным образом из-под твердой холодной земли извергается жидкая горячая лава. Но зато вы видели по телевизору, как в доменной печи выплавляют металл, и много знаете про внеземные цивилизации. Этого будет достаточно, чтобы написать научный труд :

    «…Теперь не является секретом то, что наша планета посещалась и посещается инопланетными кораблями, имея на Земле свои подземные базы.
    Не без участия космической техники древняя цивилизация Атлантида создавала наземные и подземные города и транспортные коммуникации. Так, её священная столица у подножья гор Роккевей и Якутат на о. Посейдонис (сейчас они находятся под водами Атлантического океана) имела громадные храмы, дворцы, каналы, порт с 1200 морскими кораблями. От острова в разных направлениях под дном океана уходило несколько транспортных тоннелей в сторону Скандинавии, Азорских, Канарских, Зелёного Мыса островов и т.д.
    При строительстве подземных объектов ненужная порода выбрасывалась на поверхность планеты через шахты, скважины разными методами, создавая терриконы, холмы, сопки, увалы. С очень больших километровых глубин на поверхность Земли грунт выбрасывался через скважины реактивным способом. При этом на определённых участках скважины последовательно подключались новые устройства реактивного выброса. В этом огненном потоке плавилось всё, что попадалось, выливаясь лавой из жерла вулкана...»

    И прилагаете для убедительности готовый чертеж:

    3. Пирамидальные горы. В детстве вы, как все играли пирамидками, а потом покупали такие же своим детям. А также видели египетские пирамиды, возможно даже собственными глазами. И вы в курсе, что пирамидки производят китайцы на своих фабриках игрушек, а пирамиды складывают неизвестными механизмами все те же пришельцы из космоса. И никак иначе, чем искусственным путем, пирамидоподобные структуры на Земле появится не могут. То есть у вас имеется опыт и все необходимые знания, чтобы используя простую логику, сделать величайшее открытие: все горы необычной формы на Земле - это искусственные мегалиты, возведенные представителями какой-то высокоразвитой инопланетной цивилизации, расой великанов атлантов, живших на Земле, а теперь спящих внутри пирамидальных гор, как фараоны в египетских пирамидах. Типичный случай - в Тибете, но вообще таких гор тысячи, включая Эверест, который тоже пирамидальной формы.

    4. Предположим, вы где-то, что-то слышали про квадратуру круга. Можете смело выдвигать гипотезу, что во вселенной существуют планеты с квадратной орбитой движения.

    Надеемся, общие принципы генерирования домашних открытий вам теперь понятны. Когда вы поднакопите идей, не выходя со своей кухни, можете постепенно расширять рамки и отправляться за новыми фактами куда-нибудь подальше, в путешествие, как это сделал А. Ю. Скляров…. За две недели туристической поезди в Мексику и посещения трех-четырех местных музеев этому известному альтернативному ученому удалось переосмыслить полностью и переписать всю древнюю истории Мексики

    Будьте наблюдательны, постоянно на чеку. Если вы заметили в природе что-то, на ваш взгляд, подозрительное, не ищите этому никакого земного объяснения, а по старайтесь сразу же, на основе единичного наблюдения выдать глобальную теорию космического масштаба. Вам не нужны настоящие многолетние исследования, достаточно высосать что-нибудь из пальца в расчете на малообразованность публики по данным вопросам. К примеру, некий приверженец теории инопланетянского заговора, рассматривая видеозапись Луны, заметил в объективе тепловые колебания воздуха. Они показались ему странными, и энтузиаст науки тут же придумал сенсационную теорию, что Луна - это вовсе не спутник Земли а всего лишь голограмма, созданная инопланетянами для утаивания места нахождения их базы.
    Если вы будете со всеми природными явлениями разбираться с помощью учебников, вы никогда не сможете стать настоящим альтернативным ученым.

    Вероятно, начав работать, вы столкнетесь с конкуренцией, и заметите, что множество оригинальных идей уже высказано раньше вас. Может показаться даже, что и выдумать больше нечего. Это вас не должно останавливать. Руководствуйтесь гениальным выводом одного остроумного человека: «Количество ума на Земле величина постоянная, а население растет» (с). И продолжайте работу. Даже старые гипотезы, переписанные многократно, но другими словами, обязательно найдут своих новых поклонников.

    Как продвигать свои идеи и находить единомышленников

    Ученому мало сделать открытие и завоипть: «Эврика», нужно чтобы научный крик еще долетел до чьих-то ушей. Есть несколько способов быть услышанным

    1. Вы можете останавливать случайных прохожих на улице и подробно рассказывать им про свои открытия. Но это путь трудоемок и охват аудитории будет невелик. Существует риск, что вас могут забрать санитары

    2. Издание печатных трудов. К сожалению, вы должны быть готовы к тому, что консервативные и бессовестные редакторы академических изданий не допустят вас в свои журналы.
    Издавать монографию на собственные средства - тоже не выход, это дорого и не слишком эффективно.
    Хороший путь - попасть в со своими идеями в телепередачу или на страницы «Комсомольской правды» к Свете Кузиной . Но для такой удачи нужно сперва немного потрудиться, чтобы имя ваше примелькалось.

    Поэтому самый правильный старт - это интернет. Заведите аккаунт на ЖЖ, ВК, ФБ и везде, где только можно, продублируйте его. Живой журнал наиболее предпочтительная, интеллектуальная платформа, охватывающая пользователей с максимальным диапазоном эрудиции и умственного развития. Со стопроцентной гарантией вы очень быстро найдете здесь своих единомышленников.
    Ваши коллеги могут находиться в разных социальных и культурных слоях, но не нужно искать сторонников в среде высокообразованных, культурных людей, потому что именно там и обитают все эти ученые консерваторы - враги альтернативных учений. Поэтому смело ориентируйтесь на среднюю аудиторию не слишком богатых, не слишком культурных, малограмотных обывателей, домохозяек, яростных патриотов и антисемитов. Обязательно каждой своей работе придавайте национал-патриотический оттенок.
    Допустим, вы увидели какие-то неровности на Солнце. Тема вашего нового открытия - это древние письмена, начертанные на светиле неизвестными полубогами, знавшими секрет сверхогнеупорной краски . Это прародители всех землян. Если вы китаец, вы должны разглядеть на Солнце иероглифы. Если украинский ученый-альтернативщик, то слова будут украинские. А если вы из России, то естественно, новость о вашем открытии зазвучит так: «Ученые обнаружили н а Солнце надписи на русском языке».
    Если ваша статья об палеонтологии, то и здесь не будет лишним вставить патриотическое замечание, что даже в генах динозавров вами были найдены звенья белковой цепочки, по форме точно такой же, что висела на шее Ивана Грозного. Сами понимаете, о чем это свидетельствует.

    Не стесняйтесь лишний раз поругать ученых жидо-масонов, перекрывающих кислород настоящим исследователям, клеймите позором чиновников, отказывающихся выделять деньги на поиски древних русских городов в Африке, погибших пять веков назад от ядерной бомбы.
    Обвиняйте проклятый Госдеп в любых своих неудачах. Это сразу поднимет ваш рейтинг.

    Но писать все это нужно хитро и виртуозно, подавать материал умело. Как овладеть таким умением, и о том, какие существуют приемы, мы будем говорить в следующей главе методического пособия.

    Следующие главы методического пособия «Как стать ученым, не выходя из квартиры»:
    Как писать свои научные труды
    Как дискутировать с оппонентами. Алгоритмы поведения