Картинный план к рассказу васюткино озеро. Cочинение «Анализ рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро», план. Тайга любит сильных

Сочинению по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

  1. О.Н.У.
  2. Актуализация знаний

1) - Почему рассказ называется «Васюткино озеро»?
- Что рассказывает писатель о рыбной ловле?
- Как заблудился Васютка? Какие качества помогли Васютке выжить?
- Как поступил мальчик, когда понял, что заблудился? Как он вел себя в лесу?

Почему мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба?

Какой день, по-вашему, оказался для Васютки самым трудным: день, когда он заблудился, или день, когда начался дождь?

Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем?

Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»?

2) Рассмотрим иллюстрации, данные в учебнике. Подберем к ним строки из текста

«Васютка увидел на ели кедровку». Рисунок Е. Мешкова. «Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во все горло».
«Васютка у костра». Рисунок Е. Мешкова. «Греясь возле костра, Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер. Через секунду звук повторился, вначале протяжно, потом несколько раз коротко».

Как вы думаете, почему к этому рассказу можно сделать много различных иллюстраций?
В рассказе много действия, которое сочетается с описаниями природы.

  1. Подготовка к написанию сочинения

Давайте вместе составим план к сочинению по теме «„Тайга, наша кормилица, хлипких не любит“. Становление характера Васютки».

План
1. Васютка - главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
2. Становление характера Васютки.
1) Забота Васютки о рыбаках.
2) Поведение Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение.
3) Знание законов тайги. Внимание к природе.
4) Забота Васютки об общем деле.
3. Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика?
- Напоминаю, что каждую новую мысль, соответствующую очередному пункту плана, мы начинаем с красной строки.

  1. Написание сочинения
  2. Д/з читать П. Мериме «Маттео Фальконе»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"

Деловая игра состоит из отдельных этапов, туров, участвуя в которых, игроки должны продемонстрировать знание биографических сведений писателя и содержания произведения.Класс предварительно...

Презентация к уроку литературы в 5 классе по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Конспект урока литературы в 5 классе по учебнику под редакцией Курдюмовой, тема урока "Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева "Васюткино озеро"".Форма работы на уроке- индивидуально-групповая с ис...

Анализ произведения

Жанр произведения – рассказ. Рассказ о путешествии, кото­рое невольно совершил тринадцатилетний мальчик, заблудивший­ся на пять дней в тайге.

Главный герой – мальчик Васютка, помогавший родителям на промысле в тайге. Второстепенные персонажи – мама, дед, отец, рыбаки.

Мальчик помогает родителям в тайге, чем может. Его обязан­ность, которую он сам себе придумал, – снабжать рыбаков кед­ровыми орешками, которые те не прочь пощелкать в свободное время. Однажды, как обычно, он отправляется в тайгу набрать орехов, и вдруг у него появилась возможность застрелить глуха­ря. Это завязка рассказа.

После своих длительных скитаний и приключений Васютка вышел на берег Енисея и услышал звук мотора катера-бота. К тому времени он потерял надежду на то, что его быстро найдут. Это кульминация рассказа.

Развязка наступает, когда Васютка оказывается дома, а потом и сам ведет рыбаков на случайно открытое им озеро. В центре рассказа – поведение человека в экстремальной ситуации. Ва­сютка достойно преодолел все выпавшие на его долю трудности, несмотря

на то, что ему всего тринадцать лет.

Большой интерес в рассказе представляют собой описания тайги и ее жителей. Много познавательного можно почерпнуть из рас­сказа об обычаях и привычках таежников. Мы как будто сами путешествуем с мальчиком по тайге – так умело писатель рас­сказывает нам о Васюткиных приключениях.

Спокойный рассказ, неторопливая речь, диалектные слова – отважные и трудолюбивые люди-сибиряки вводят нас в свой мир.

План

1. Неудачи на рыбном промысле.

2. Охота на глухаря.

3. Васютка заблудился.

4. Жизнь в лесу.

6. Удачное спасение.

Глоссарий:

  • план рассказа Васюткино озеро
  • план васюткино озеро
  • план к рассказу васюткино озеро
  • план по рассказу васюткино озеро
  • васюткино озеро план

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Васютка Васютка – главный герой рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”, мальчик лет тринадцати, сын бригадира рыбаков Григория Шадрина. Это храбрый и смекалистый мальчик, который...
  2. В самом начале рассказа описывается озеро, получившее свое название в честь мальчика по имени Васютка. Именно он нашел озеро и показал его остальным людям. В...
  3. План пересказа 1. Озеро, памятное Васютке. 2. Жизнь рыбаков в ожидании путины (времени, когда особенно удачен лов рыбы). 3. Васютка в лесу. 4. Мальчик заблудился....
  4. Что помогло Васютке выжить в тайге Тайга – это бескрайние леса, в которых трудно выжить обычному человеку, тем более, если он не знаком с таежными...

Сочинение

Жанр произведения - рассказ. Рассказ о путешествии, кото­рое невольно совершил тринадцатилетний мальчик, заблудивший­ся на пять дней в тайге.

Главный герой - мальчик Васютка, помогавший родителям на промысле в тайге. Второстепенные персонажи - мама, дед, отец, рыбаки.

Мальчик помогает родителям в тайге, чем может. Его обязан­ность, которую он сам себе придумал, - снабжать рыбаков кед­ровыми орешками, которые те не прочь пощелкать в свободное время. Однажды, как обычно, он отправляется в тайгу набрать орехов, и вдруг у него появилась возможность застрелить глуха­ря. Это завязка рассказа.

После своих длительных скитаний и приключений Васютка вышел на берег Енисея и услышал звук мотора катера-бота. К тому времени он потерял надежду на то, что его быстро найдут. Это кульминация рассказа.Развязка наступает, когда Васютка оказывается дома, а потом и сам ведет рыбаков на случайно открытое им озеро. В центре рассказа - поведение человека в экстремальной ситуации. Ва­сютка достойно преодолел все выпавшие на его долю трудности, несмотря на то, что ему всего тринадцать лет.

Большой интерес в рассказе представляют собой описания тайги и ее жителей. Много познавательного можно почерпнуть из рас­сказа об обычаях и привычках таежников. Мы как будто сами путешествуем с мальчиком по тайге - так умело писатель рас­сказывает нам о Васюткиных приключениях.

Спокойный рассказ, неторопливая речь, диалектные слова - отважные и трудолюбивые люди-сибиряки вводят нас в свой мир.

Неудачи на рыбном промысле.
Охота на глухаря.
Васютка заблудился.
Жизнь в лесу.
Озеро.
Удачное спасение.

Историю о том, как в критической ситуации не растеряться, поддавшись панике, и, мобилизовав силы, сделать всё, что от тебя зависит, рассказывает в своём произведении «Васюткино озеро» В. П. Астафьев.

Сюжет рассказа взят из детства писателя, проведшего свои ученические годы в Красноярском крае. Даже фамилия бригадира является реальной и принадлежит известной династии сибирских промысловиков.

История создания

Написано «Васюткино озеро» было в 1952 году, а опубликовано - в 1956. Но началом появления рассказа на свет стал тот год, когда пятиклассник Витя, выполняя задание учителя литературы, поведал в сочинении, посвященном ушедшему лету, о том, как потерявшись в тайге, провел наедине с природой много тревожных суток, обнаружил неизвестное старожилам озеро и, в конце концов, смог самостоятельно выбраться к реке. Яркий и правдивый пересказ переживаний мальчика привел к тому, что его работа была напечатана в школьном журнале.

Созданное по памяти детское сочинение и стало основой для писателя.

Описание рассказа

Простым, но образным языком рассказчик повествует о буднях рыбацкого стана в Сибири. Тринадцатилетний Васютка, сын бригадира, пытается в меру своих сил помогать взрослым, добывает для них кедровые орехи.

В один из дней, захватив ружьё и провиант, парнишка зашел подальше в лес, надеясь на богатый урожай, и заблудился. После тщетных попыток отыскать дорогу Васютка осознает, что помощи ждать неоткуда, рассчитывать надо только на себя.Ужас, паника и растерянность постепенно уступают место спокойной рассудительности. Не зря парень рос в этом суровом краю, с малолетства слыша наставления стариков о том, как вести себя в подобном случае. Применяя советы бывалых охотников и собственные навыки, мальчику удаётся не только продержаться в жестких условиях несколько дней, поборов в себе страх, но и добыть себе пропитание, обогреться, обнаружить затерянный водоем с ценной рыбой, и, вспомнив уроки географии, выйти к берегу Енисея, к людям.

Шестьдесят километров прошел школьник за пять долгих, полных неизвестности и тревоги, дней. Зная, что рыбаки давно тоскуют без улова, Васютка, прибыв домой, без промедления сообщил об увиденном озере. Указав путь бригаде заветный маршрут, подросток чувствует причастность к общему делу. Впоследствии водоём был нанесен на карту и назван именем Василия.

Главный герой

Василий Шадрин - обычный деревенский школьник, озорник и хвастунишка. Он любит приключения, считает себя вполне взрослым и самостоятельным человеком. Его характер сложился под воздействием отца, немногословных жителей таежной деревни. Обычаи и традиции сибирского края также наложили свой отпечаток. Автор не дает подробной характеристики главного героя, его личность раскрывается в процессе повествования.

Попав в безвыходное, пугающее положение, зная, чем может обернуться потеря дороги в лесу, ясно представляя последствия, Васютка проявил мужество и выдержку, практическую сметку и рассудительность, не утратив при этом чувства юмора. Не поддавшись страху, отважно преодолевая препятствия, парнишка думает не только о себе, но и об общих интересах.

Анализ рассказа

Во вступлении, ведущемся от третьего лица, автор говорит о новом озере и о роли Васютки в этом открытии. Глубокая любовь к родине и убежденность, что каждого из нас ждут большие и малые победы, сквозит в начальных строках.

Завязка происходит, когда, увлекшись охотой за глухарем, подросток заблудился. Кульминацией выступает момент, когда таёжники спасают отчаявшегося Васютку. Развязка рассказа - это возвращение парня к матери и начало промысла в открытом озере.

Рассказчик применяет традиционную композицию с последовательным повествованием и минимальным количеством героев. Неторопливость и подробность изложения позволяет представить себя на месте центрального персонажа, читатель сочувствует Васе, переживает за него.

Для Астафьева характерно использование сравнений. Благодаря красочным описаниям природа низовья Енисея оживает. Образности действующим лицам добавляет применение в прямой речи местного диалекта.

Преодолевать трудности, всегда искать выход из непростой ситуации, использовать все возможности - вот чему учит эта история. Огромное желание жить помогло маленькому сибиряку выбраться из тайги.

Непосредственно знакомясь с кратким рассказом Астафьева «Васюткино озеро». Данное произведение – это рассказ о приключениях тринадцатилетнего мальчика, который однажды заблудился в тайге.

Астафьев «Васюткино озеро» краткое содержание

Васютка – тринадцатилетний мальчик, который родился в таежном крае в семье рыбака. Отец часто его брал с собой, поэтому мальчик хорошо был знаком с промыслом отца. Очень часто, чтобы угостить рыбаков, мальчик ходил в тайгу за кедровыми орешками. Щелкая орешки, рыбаки делились интересными историями, которые мальчик слушал внимательно, запоминая каждое слово. Всегда, отправляясь в лес, мальчик от матери слушал напутствующие слова, повторяя таежные законы, ведь всегда может случиться непредвиденное, что и произошло с Васюткой, который отправился за орешками.

Краткое содержание рассказа «Васюткино озеро» продолжается тем, что мальчик, как всегда, взял спички, соль, ружье и хлеб. Пошел он вглубь, но, когда орешки были собраны и мальчик собрался возвращаться, он заметил глухаря, за которым и погнался, а когда птица была в руках, Васютка понял, что заблудился. Целых пять дней мальчик пытался выбраться и вернуться домой. Сначала им преобладал страх, поэтому он бежал стремглав, но потом, успокоился. Применив все свои знания и умения, навыки, руководствуясь рассказами рыбаков, ребенок сумел выйти сначала к озеру, где водилась рыба, а затем и к реке Енисей, где проплывал катер-бот. Там его и взяли на борт знакомые рыбаки, а попав домой, мальчик через пару дней привел всех рыбаков во главе с отцом к тому озеру, где рыбаки и продолжили рыбачить. А на карте же появилось небольшое пятнышко с названием «Васюткино озеро».

Астафьев «Васюткино озеро» герои

В произведении Астафьева «Васюткино озеро» главным героем является мальчик Васютка, которому исполнилось тринадцать лет, но уже в этом возрасте он проявил всю свою смекалку, доказал, что тайга ему по плечу. Второстепенными героями в рассказе являются отец и мать Васютки, дед и рыбаки.

Рассказ Астафьева «Васюткино озеро»

Работая над сочинением по рассказу Астафьева «Васюткино озеро», хочется отметить мужество главного героя, его смекалку, находчивость. Благодаря знаниям местных примет, знание леса, благодаря полученным навыкам и умению разжечь огонь, умению раздобыть и приготовить самостоятельно еду, мальчик не только выжил, но и сумел вернуться домой. Его собранность, запасливость, терпеливость помогли победить тайгу. По рассказу Астафьева «Васюткино озеро» мы видим, родителям удалось вырастить настоящего мужественного сибиряка.

План рассказа

Чтобы было проще пересказывать рассказ, предлагаем ознакомиться с произведением Астафьева «Васюткино озеро» и планом рассказа
1. Невезение в рыбном деле
2. Васютка и кедровые орешки
3. Васютка охотится за глухарем
4. Мальчик заблудился. Васютка борется со своим страхом
5. Пять дней в тайге.
6. Озеро, что привело мальчика к спасительной лодке
7. Спасение мальчика
8. Васюткино озеро