Кто не голодал в блокадном ленинграде. Наш дом - наша крепость! информационно – аналитический портал независимых родителей! Блокада Ленинграда. Воспоминания одного ребёнка

Все, кто закончил школу и уже прожил часть своей жизни, иногда вспоминают людей, с которыми они проводили много времени. Первыми в памяти всплывают в основном товарищи по учебе, с которыми уже потеряны все контакты.

Как-то устроив свою жизнь и захотев новых впечатлений, хочется окунуться в прошлое, которое сильно изменилось, ведь все люди меняются, как и жизнь. Для поиска своих одноклассников есть много способов, которые требуют от вас разных усилий.

Способы поиска

Во-первых, следует зарегистрироваться в социальных сетях, таких как «Вконтакте» и «Одноклассники». Указав свою школу, город и год выпуска вы увидите людей, которых вы возможно знали за этот промежуток времени. Это самый простой вариант, который наверняка поможет найти какое-то количество старых знакомых.

Во-вторых, скорее всего, с кем-то из одноклассников вы продолжили общаться и после школы. Возможно, они общаются не только с вами и смогут подсказать, как можно кого-то найти.

Если все это не помогает в поиске определенного человека, то стоит попробовать обратится к поисковым системам, вводя ФИО. Возможно, вам повезет, и вы наткнетесь на страницу человека в других социальных сетях или каких-то порталах. Но категорически не рекомендуется отправлять сообщения на сайтах, якобы предоставляющих информацию о человеке, таких баз нет.

Если вы в настоящий момент проживаете в другом городе, то есть смысл приехать в родное место, где вы сможете встретить старых знакомых или найти кого-то, кто подскажет в направлении дальнейших поисков.

Можно также зайти в школу, вдруг кто-то из ваших одноклассников приходил к какому-то учителю. Так вы и сами увидите вырастивших вас людей, которым будет наверняка приятно, что их не забыли, и узнаете необходимую информацию.

Встреча выпускников

Как гласит пословица – кто ищет, тот всегда найдет. В этом вопросе все зависит от вас и от того, насколько сильно вам это нужно. Может, вас тоже ищут люди и достаточно будет обычной регистрации в социальных сетях.

Как правило, раз в 5 или 10 лет проводятся встречи одноклассников, попасть на которые очень легко, надо лишь поддерживать контакты хоть с кем-то. Организаторами обычно выступают все те же инициативные люди, которых вы знали еще в школьные годы. Хоть люди и меняются со временем, некоторые привычки остаются. На таком вечере вы сможете узнать, что у кого произошло в жизни за то время, что вы не виделись, окунуться в прошлое и просто хорошо провести время.

Вариантов для поиска наверняка больше, просто нужно приложить смекалку и применить ее в конкретной ситуации. Найти человека, если он не скрывается намеренно, гораздо проще, чем может показаться на первый взгляд.

Встреча выпускников – радостное событие, навевающее огромное количество воспоминаний о былой учебе. Это может быть встреча со школьными, институтскими товарищами или бывшими сокурсниками из училища. В любом случае это мероприятие должно оставить после себя приятные воспоминания.

Инструкция

Идея о встрече выпускников обычно появляется у одного из бывших учащихся, друзей, которые так и общаются после окончания учебного заведения или же у их классного руководителя. Собрать всех выпускников класса или группы обычно бывает очень сложно и этим занимается один из активистов. Но когда все или большая часть выпускников, наконец, оповещены, то этого дня ждут с большими надеждами на приятное времяпрепровождение.

План встречи обычно составляется участниками заранее, детали проговариваются по телефону или по социальным сетям. Сценарий может быть различный. Если на улице должна быть прекрасная погода, то самое простое и веселое, что многим приходит на ум – это выезд на природу. Поездка на шашлыки требует тщательной подготовки. Так как один человек просто не сможет организовать стол на всех собравшихся, то обязанности разделяются на всех участников встречи. Важно обдумать не только, способ приезда на место, праздничный стол, но и моменты времяпрепровождения, например игры в бадминтон, волейбол, футбол. Стоит также сразу определиться, кто и за что будет отвечать в течение встречи: приготовление шашлыка, нарезка салатов, уборка мусора, организация конкурсов и т.п.

Менее хлопотный, но более затратный вариант – это организация встречи в кафе, ресторане, боулинг клубе. В этом случае необходимо заранее определить точное количество человек, которые придут на встречу. Обсуждать меню также лучше заблаговременно, так как многие кафе и рестораны подготавливают стол к назначенному времени прихода посетителей.

Если у выпускников есть возможность на несколько часов снять яхту или организовать небольшой круиз по реке, морю, то эта встреча запомнится им надолго. В такой обстановке они не только вспомнят все яркие моменты из учебной жизни, но и приобретут новые впечатления, запечатлеют счастливые моменты на фото.


Сегодня в России отмечают 70-летие со дня освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Страшнее, чем бомбежки и артобстрелы в то время оказался голод, который косил людей тысячами. Весь ужас тех страшных дней вы сможете прочитать под катом.

Впереди меня стоял мальчик, лет девяти, может быть. Он был затянут каким-то платком, потом одеялом ватным был затянут, мальчик стоял промерзший. Холодно. Часть народа ушла, часть сменили другие, а мальчик не уходил. Я спрашиваю этого мальчишку: „А ты чего же не пойдешь погреться?“ А он: „Все равно дома холодно“. Я говорю: „Что же ты, один живешь?“ - „Да нет, с мамкой“. - „Так что же, мамка не может пойти?“ - „Да нет, не может. Она мертвая“. Я говорю: „Как мертвая?!“ - „Мамка умерла, жалко ведь ее. Теперь-то я догадался. Я ее теперь только на день кладу в постель, а ночью ставлю к печке. Она все равно мертвая. А то холодно от нее“.

«Блокадная книга» Алесь Адамович, Даниил Гранин

«Блокадная книга» Алеся Адамовича и Даниила Гранина. Я купил ее когда-то в лучшем питерском букинисте на Литейном. Книга не настольная, но всегда на виду. Скромная серая обложка с черными буквами хранит под собой живой, страшный, великий документ, собравший воспоминания очевидцев, переживших блокаду Ленинграда, и самих авторов, ставших участниками тех событий. Читать ее тяжело, но хотелось бы, чтобы это сделал каждый…

Из интервью с Данилом Граниным:

«- Во время блокады мародеров расстреливали на месте, но также, я знаю, без суда и следствия пускали в расход людоедов. Можно ли осуждать этих обезумевших от голода, утративших человеческий облик несчастных, которых язык не поворачивается назвать людьми, и насколько часты были случаи, когда за неимением другой пищи ели себе подобных?

Голод, я вам скажу, сдерживающих преград лишает: исчезает мораль, уходят нравственные запреты. Голод - это невероятное чувство, не отпускающее ни на миг, но, к удивлению моему и Адамовича, работая над этой книгой, мы поняли: Ленинград не расчеловечился, и это чудо! Да, людоедство имело место…

- …ели детей?

Были и вещи похуже.

Хм, а что может быть хуже? Ну, например?

Даже не хочу говорить… (Пауза). Представьте, что одного собственного ребенка скармливали другому, а было и то, о чем мы так и не написали. Никто ничего не запрещал, но… Не могли мы…

Был какой-то удивительный случай выживания в блокаду, потрясший вас до глубины души?

Да, мать кормила детей своей кровью, надрезая себе вены».

«…В каждой квартире покойники лежали. И мы ничего не боялись. Раньше разве вы пойдете? Ведь неприятно, когда покойники… Вот у нас семья вымерла, так они и лежали. И когда уж убрали в сарай!» (М.Я.Бабич)

«У дистрофиков нет страха. У Академии художеств на спуске к Неве сбрасывали трупы. Я спокойно перелезала через эту гору трупов… Казалось бы, чем слабее, человек, тем ему страшнее, ан нет, страх исчез. Что было бы со мною, если бы это в мирное время, - умерла бы, от ужаса. И сейчас ведь: нет света на лестнице - боюсь. Как только люди поели - страх появился» (Нина Ильинична Лакша).

Павел Филиппович Губчевский, научный сотрудник Эрмитажа:

— Какой вид имели залы?

— Пустые рамы! Это было мудрое распоряжение Орбели: все рамы оставить на месте. Благодаря этому Эрмитаж восстановил свою экспозицию через восемнадцать дней после возвращения картин из эвакуации! А в войну они так и висели, пустые глазницы-рамы, по которым я провел несколько экскурсий.

— По пустым рамам?

— По пустым рамам.

Безвестный Прохожий - пример массового альтруизма блокады.

Он обнажался в крайние дни, в крайних обстоятельствах, но тем доподлинней его природа.

Сколько их было – безвестных прохожих! Они исчезали, вернув человеку жизнь; оттащив от смертельного края, исчезали бесследно, даже облик их не успевал отпечататься в мерклом сознании. Казалось, что им, безвестным прохожим,– у них не было никаких обязательств, ни родственных чувств, они не ждали ни славы, ни оплаты. Сострадание? Но кругом была смерть, и мимо трупов шли равнодушно, удивляясь своей очерствелости.

Большинство говорит про себя: смерть самых близких, дорогих людей не доходила до сердца, срабатывала какая-то защитная система в организме, ничто не воспринималось, не было сил отозваться на горе.

Блокадную квартиру нельзя изобразить ни в одном музее, ни в каком макете или панораме, так же как нельзя изобразить мороз, тоску, голод…

Сами блокадники, вспоминая, отмечают разбитые окна, распиленную на дрова мебель - наиболее резкое, необычное. Но тогда по-настоящему вид квартиры поражал лишь детей и приезжих, пришедших с фронта. Как это было, например, с Владимиром Яковлевичем Александровым:

«- Вы стучите долго-долго - ничего не слышно. И у вас уже полное впечатление, что там все умерли. Потом начинается какое-то шарканье, открывается дверь. В квартире, где температура равна температуре окружающей среды, появляется замотанное бог знает во что существо. Вы вручаете ему пакетик с какими-нибудь сухарями, галетами или чем-нибудь еще. И что поражало? Отсутствие эмоционального всплеска.

И даже если продукты?

Даже продукты. Ведь у многих голодающих уже была атрофия аппетита».

Врач больницы:

— Помню, привезли ребят-близнецов… Вот родители прислали им маленькую передачу: три печеньица и три конфетки. Сонечка и Сереженька - так звали этих ребятишек. Мальчик себе и ей дал по печенью, потом печенье поделили пополам.

Остаются крошки, он отдает крошки сестричке. А сестричка бросает ему такую фразу: «Сереженька, мужчинам тяжело переносить войну, эти крошки съешь ты». Им было по три года.

Три года?!

Они едва говорили, да, три года, такие крошки! Причем девочку потом забрали, а мальчик остался. Не знаю, выжили они или нет…»

Амплитуда страстей человеческих в блокаду возросла чрезвычайно - от падений самых тягостных до наивысших проявлений сознания, любви, преданности.

«…В числе детей, с которыми я уезжала, был мальчик нашей сотрудницы - Игорь, очаровательный мальчик, красавец. Мать его очень нежно, со страшной любовью опекала. Еще в первой эвакуации говорила: «Мария Васильевна, вы тоже давайте своим деткам козье молоко. Я Игорю беру козье молоко». А мои дети помещались даже в другом бараке, и я им старалась ничего не уделять, ни грамма сверх положенного. А потом этот Игорь потерял карточки. И вот уже в апреле месяце я иду как-то мимо Елисеевского магазина (тут уже стали на солнышко выползать дистрофики) и вижу - сидит мальчик, страшный, отечный скелетик. «Игорь? Что с тобой?» - говорю. «Мария Васильевна, мама меня выгнала. Мама мне сказала, что она мне больше ни куска хлеба не даст». - «Как же так? Не может этого быть!» Он был в тяжелом состоянии. Мы еле взобрались с ним на мой пятый этаж, я его еле втащила. Мои дети к этому времени уже ходили в детский сад и еще держались. Он был так страшен, так жалок! И все время говорил: «Я маму не осуждаю. Она поступает правильно. Это я виноват, это я потерял свою карточку». - «Я тебя, говорю, устрою в школу» (которая должна была открыться). А мой сын шепчет: «Мама, дай ему то, что я принес из детского сада».

Я накормила его и пошла с ним на улицу Чехова. Входим. В комнате страшная грязь. Лежит эта дистрофировавшаяся, всклокоченная женщина. Увидев сына, она сразу закричала: «Игорь, я тебе не дам ни куска хлеба. Уходи вон!» В комнате смрад, грязь, темнота. Я говорю: «Что вы делаете?! Ведь осталось всего каких-нибудь три-четыре дня, - он пойдет в школу, поправится». - «Ничего! Вот вы стоите на ногах, а я не стою. Ничего ему не дам! Я лежу, я голодная…» Вот такое превращение из нежной матери в такого зверя! Но Игорь не ушел. Он остался у нее, а потом я узнала, что он умер.

Через несколько лет я встретила ее. Она была цветущей, уже здоровой. Она увидела меня, бросилась ко мне, закричала: «Что я наделала!» Я ей сказала: «Ну что же теперь говорить об этом!» - «Нет, я больше не могу. Все мысли о нем». Через некоторое время она покончила с собой».

Судьба животных блокадного Ленинграда - это тоже часть трагедии города. Человеческая трагедия. А иначе не объяснишь, почему не один и не два, а едва ли не каждый десятый блокадник помнит, рассказывает о гибели от бомбы слона в зоопарке.

Многие, очень многие помнят блокадный Ленинград через вот это состояние: особенно неуютно, жутко человеку и он ближе к гибели, исчезновению от того, что исчезли коты, собаки, даже птицы!..

«Внизу, под нами, в квартире покойного президента, упорно борются за жизнь четыре женщины - три его дочери и внучка, - фиксирует Г.А.Князев. - До сих пор жив и их кот, которого они вытаскивали спасать в каждую тревогу.

На днях к ним зашел знакомый, студент. Увидел кота и умолял отдать его ему. Пристал прямо: «Отдайте, отдайте». Еле-еле от него отвязались. И глаза у него загорелись. Бедные женщины даже испугались. Теперь обеспокоены тем, что он проберется к ним и украдет их кота.

О любящее женское сердце! Лишила судьба естественного материнства студентку Нехорошеву, и она носится, как с ребенком, с котом, Лосева носится со своей собакой. Вот два экземпляра этих пород на моем радиусе. Все остальные давно съедены!»

Жители блокадного Ленинграда со своими питомцами

«В одном из детских домов Куйбышевского района произошел следующий случай. 12 марта весь персонал собрался в комнате мальчиков, чтобы посмотреть драку двух детей. Как затем выяснилось, она была затеяна ими по «принципиальному мальчишескому вопросу». И до этого были «схватки», но только словесные и из-за хлеба».

Завдомом тов. Васильева говорит: «Это самый отрадный факт в течение последних шести месяцев. Сначала дети лежали, затем стали спорить, после встали с кроватей, а сейчас - невиданное дело - дерутся. Раньше бы меня за подобный случай сняли с работы, сейчас же мы, воспитатели, стояли, глядя на драку, и радовались. Ожил, значит, наш маленький народ».

В хирургическом отделении Городской детской больницы имени доктора Раухфуса, Новый год 1941/42 г.