Преимущество тетрадей на печатной основе. Тетрадь на печатной основе как средство обучения физике. Работа в тетради на печатной основе

Это мой самый проверенный рецепт консервации огурцов. Со временем я находила много других рецептов маринованных и соленых огурцов, острых и закусочных, но этот способ остаётся самым любимым.

Такие хрустящие и вкусные огурцы думаю получаются именно благодаря корню хрена который обязательно кладу в каждую банку. Возможно что-то другое даёт такой удивительный вкус, но лучше этих маринованных огурцов я не встречала.
НА БАНКУ 1 ЛИТР
огурцы 400-600 г.
вода 400-600 г.
соль 1 ст.л.
сахар 1 ст.л. уксус 9% 1,5 ст.л.
чеснок - 2-3 зуб.
корень хрена 4-5 см. (5-10 г.)
перец душистый 5 шт.
перец черный 5 шт.
укроп 5-10 г.

Короткое видео с рецептом, меньше двух минут:

Подготовьте заранее огурцы: промойте и залейте водой на 4-6 часов. Так огурцы доберут потерянную влагу и не заберут лишнего из маринада. Помните что после замачивания огурцы подходят только для консервации, свежими храниться они уже не будут. Рецепт рассчитан на литровую банку. Если ваши ёмкости больше, увеличивайте ингредиенты пропорционально. На дно банки укладываем два-три зубчика чеснока. Корень хрена нужно очистить и нарезать тонкими пластинками. Возможно заменить корень листьями хрена. Эффект будет тот же но по объему они займут больше места в банках. К чесноку и хрену добавим черный и душистый перец. Пучок укропа отправляем так же на дно. Сверху плотно укладываем огурцы (которые простояли в воде несколько часов). Заливаем кипятком, накрывает крышками и ждём десять минут. Сливаем воду в кастрюлю и ставим ее на плиту. Ждём пока закипит первая вода в кастрюле. Тем временем добавляем в каждую по столовой ложке (совсем без горки) соли и сахара и полторы столовой ложки уксуса 9%. Заливаем сверху кипятком из кастрюли и закатываем банки. Переворачиваем банки вверх дном и хорошо укутывает для медленного остывания. В идеале остывать должно не менее суток.
Через 1-2 суток уберите банки в прохладное место, я храню в подвале. Для меня это любимый рецепт и кажется проще стерилизации. Надеюсь вам пригодится и понравится результат

Текст просто для быстрого ознакомления с темой в общих чертах (формулы и чертежи могут отображаться не точно). Качественнее отображаются в PDF файле выше):

Чрезвычайно полезны, хотя, к сожалению, и не получили
еще должного распространения в преподавании математики, материалы
с печатной основой, предназначенные для заполнения
учеником пробелов в текстах и чертежах. Тетради с печатной основой
(ТПО)-наиболее ценный из таких материалов.
1. В настоящее время, как и 5-6 лет назад, материалы с
печатной основой все еще являются новым видом учебного оборудования.
Существует необходимость перейти к массовому их
изготовлению. Разумеется, при этом следует критически осмыслить
тот опыт, который уже накоплен.
а) Например, в Латвийской ССР были недавно изданы тетради
по математике. В левой половине каждой страницы ‘этих
тетрадей напечатаны примеры. Правая половина каждой страницы
пустая. Например! (4а+36)3=….
Примеры расположены по одному на строке. Ученик, получив
на уроке такую тетрадь, накладывает на пустую половину
страницы чистый лист бумаги и против заданий пишет свои ответы.
Тем самым становится ненужным бессмысленное переписывание
условий. Ответы оказываются записанными в форме,
удобной для проверки. Одна и та же тетрадь может использоваться
многократно.
Однако это пособие имеет. ограниченное применение: оно
может содержать лишь такие задания, в которых нас интересует
только ответ. Между тем в тетради с печатной основой можно
включать и гораздо более разнообразные задачи.
б) Интересной модификацией материалов с печатной основой
являются перфорированные карточки, разработанные сотрудниками
НИИ педагогических наук Узбекской ССР. При работе
ученик скрепляет карточку с подложенным под нее листом
бумаги и вписывает недостающий текст в «окна». И здесь материалы
могут использоваться многократно, но характер заданий
становится более разнообразным.
Оба эти вида пособий роднит одно важное свойство: ответы
и тексты заданий находятся на разных листах, отозваны другот
друга, и для прочтения требуется их совмещать. Например, это
может оказаться неудобным при анализе в классе результатов
работы. И уж, конечно, работа, выполненная по этим заданиям,
не может быть использована в дальнейшем (скажем, для повторения
материала).

82 . Материалы заданий.

Дополнительным недостатком перфорируемых карточек является
сложность их изготовления: каждая карточка перфорируется
по-своему, с. изменением формы и расположения
«окон».
2. Тетради с печатной основой отличаются от описанных
перфорированных карточек тем, что ученик, работая с ними, вписывает
свои ответы прямо в тетрадь, заполняет оставленные для
этой цели пробелы. Уже одно это делает использование ТПО
предпочтительным перед описанными видами пособий: ТПО
удобна для проверки и может быть использована учеником для
анализа и повторения материала, так как и задания, и ответы
ученика расположены слитно. Кроме того, ТПО может содержать
и принципиально иные задания, требующие изменения отпечатанного
в ней материала. Это задания такого же типа, как
при работе с контурными картами по географии, - задания на
достраивание чертежей, подчеркивание и зачеркивание, надписей,
раскраску и т. д. В описанных выше материалах такие задания
невозможны. Правда, это делает использование ТПО одноразовым,
что удорожает их. Однако эти затраты оправданны,
так как ТПО несравненно богаче по своим дидактическим возможностям
и изданных в Латвии тетрадей, и разработанных в
Узбекистане карточек. Вместе с тем необходимо отметить, что
ТПО просты в производстве и не отличаются в этом смысле от
обычной брошюры.
3. Среди включаемых в тетради с печатной основой задач
существенное место занимают такие, которые «избавляют учащихся
от неоправданного с педагогической точки зрения копирования
условий, чертежей и т. п.,
Именно такими задачами укомплектована тетрадь с печатной
основой, составленная К. С. Муравиным {82}: Вот характерное
задание этой тетради. На координатной сетке изображен
квадрат» Предлагается заштриховать ту область квадрата, в
которой находятся все точки, сумма координат каждой из которых
больше 9.
Здесь все вспомогательные,’ не существенные с точки зрения
данного задания построения сделаны заранее; ученик может, не
отвлекаясь, приступать к его выполнению. Работа с чертежом -
органическая часть решения, причем его копирование в тетрадь
из учебника было бы малоценной для данного случая операцией.
4. С помощью тетрадей с печатной основой могут быть даны
образцы деятельности.
а) В каждом из разработанных нашей лабораторией ком
плексов учебного оборудования тетрадям с печатной основой
принадлежит особо важная роль. В частности, задания, помещенные
в них, помогают учащимся усваивать новые понятия.
Приведем в качестве примера первые два задания тетради
с печатной основой по теме «Прямоугольный параллелепипед и
и его объем».

83 . Материалы заданий.

Задание 1. Заполни пропуски в следующих
предложениях.
Чтобы узнать, является ли тело прямоугольным
параллелепипедом:
1) нужно сосчитать, сколько у него граней.
У прямоугольного парраллелепипеда;_________
граней;
2) нужно посмотреть, являются ли все

Рис. 15 грани тела прямоугольниками. У прямоугольного
параллелепипеда все грани
Задание 2. Определи, является ли это тело прямоугольным
параллелепипедом (рис. 15).
Решение. Сосчитаем, сколько граней у этого тела. У этого
тела граней. У прямоугольного параллелепипеда
__________ граней.
Ответ. Это тело не является _________________ .
Хотелось бы обратить внимание читателя на следующие особенности
приведенных заданий.
В них пропущено сравнительно немного слов: мы стремились
максимально освободить учащегося от непроизводительного
для урока математики труда. Конечно, пропущены не случайные
слова, а такие, которые заставят ученика лишний раз
обратиться к определениям, задуматься над последовательностью
операцйй и т. д.
Задачи представляют образцы и оформления, и рассуждений
и одновременно требуют выполнения строго определенной
деятельности. При этом учащиеся вынуждены работать с определением,
которое в рассматриваемой тетради приводилось здесь
же, перед заданиями. В ходе выполнения этих (и других) заданий
определение запоминалось. Как показал эксперимент, никакого
предварительного заучивания не потребовалось.
Итак, в тетрадь с печатной оснбвой полезно включать разъяснение
того, каким образом и в какой последовательности
должны выполняться операции, в ходе которых усваиваются
знания. Это разъяснение часто содержится в целых циклах заданий.
Например, при изучении темы «Прямоугольный параллелепипед
и его объем» учащиеся должны получить представление
об объеме как о числе, показывающем, сколько единиц объема
содержится в данном теле.
Деятельность, необходимая для усвоения понятия «объем
прямоугольного параллелепипеда», заключается в подсчете единичных
кубов, на которые может быть «разрезано» данное тело.
В ходе этой деятельности должен быть открыт удобный способ
подсчета: формула для вычисления объема прямоугольного параллелепипеда.

84 . Материалы заданий.

В комплексе учебного оборудования по этой теме деятель-
лость по пересчету единичных кубов осуществляется при помощи
разных предметов учебного оборудования, в том числе и при помощи
заданий 32-34 тетради с печатной основой, которые мы
приводим.
Задание 32. Определи объем тела (рис. 16).
Решение. Чтобы узнать объем тела, нужно сосчитать, сколько
в этом теле содержится В этом теле содержится 4
единиц объема. Значит, объем его равен_______________ ______ .
Ответ. Объем тела равен.
Задание 33. У этого куба одно из ребер увеличили в три
раза, а остальные измерения не меняли. Нарисуй получившийся
прямоугольный параллелепипед (рис. 17).

параллелепипеда.
Решение. Чтобы узнать объем прямоугольного параллелепипеда,
нужно подсчитать__________5 Ответ. Объем тела равен ________ ,
Задание 34. У этого куба два измерения увеличили в два
раза, а третье измерение не меняли. Нарисуй получившийся прямоугольный
параллелепипед (рис. 18).
Считая куб единичным, определи объем прямоугольного
параллелепипеда.
Ответ. Объем прямоугольного параллелепипеда равен.
Однако пересчет по одному единичных кубов, из которых
сложено тело, - нерациональный способ определения объема.
Нужны средства’обучения, которые позволили бы разъяснить
идею опосредованного подсчета числа единичных кубов, составляющих
прямоугольный параллелепипед. Эта задача также решается
при помощи различных предметов учебного оборудования,
и в частности заданий 35-37 тетради с печатной основой.
Задание 35. Найти объем этого прямоугольного параллелепипеда
кубических сантиметрах) (рис. 19).
Решение. Объем одного слоя равен куб. см. Всего ело-*
ев ____ . Объем прямоугольного параллелепипеда равен_________
куб. см.
Ответ _________ .

85 . Материалы заданий.

Задание 36. Длина прямоугольника 5 см, ширина 2 см.
Сколько кубиков с ребром в 1 см можно разместить на этом прямоугольнике
в один слой? в четыре слоя? Нарисуй получившиеся
при этом прямоугольные параллелепипеды и определи их
объемы (рис. 20).
Решение. В один слой на прямоугольнике можно разместить
кубиков. В четыре слоя на прямоугольнике можно разместить
_____ кубиков-.
Ответ. Объем прямоугольного параллелепипеда, составленного
из кубиков в четыре слоя, равен_________ куб. см,
Задание 37. Каждое измерение куба уменьшили в три раза
(рис. 21).
1) Нарисуй получившийся куб.
. 2) Разбей нижнее основание на такие квадраты, чтобы на
каждой квадрат можно было положить малый куб.
3) Сколько малых кубов можно уместить на нижнем основании
большого куба?
На нижием основании большого куба можно уместить _____
малых кубов.
4) Сколько малых кубов можно уместить на передней грани
большого куба? —
На передней грани большого куба можно уместить
малых кубов. ■
5) Считая малый куб единичным, определи объем большого
куба.
Ответ. Объем большого куба равен „
Учащимся легко подсчитать число единичных кубов, составляющих
данный прямоугольный параллелепипед, в том случае,
когда он разделен на кубы. Учителю нетрудно объяснить и то, что
объем прямоугольного параллелепипеда получается перемножением
его измерений или умножением площади основания
на высоту. Однако если этим ограничиться и сразу перейти к вы—
числению объемов с помощью формул, причем тренировать учащихся
лишь в перемножении чисел, то они очень скоро забудут
все наши рассуждения: в их сознании подсчет кубов не будет связан
с вычислением объемов по формулам. Но комплекс предусматривает
постепенное «снятие материализации». Например,
некоторое время учащиеся должны определять объем прямо-

86 . Материалы заданий.

угольного параллелепипеда, у которого указаны измерения, рассказывая
и показывая, каким образом подсчитывать единичные
кубы. Даже после того, как учащиеся успешно вычислили несколько
раз объем по формулам, полезно возвратиться (и не один
раз) к подсчету единичных кубов. Для этой цели могут быть использованы,
в частности, задания, аналогичные заданию 40 тетради
с печатной основой.
Задание 40, Измерения прямоугольного параллелепипеда
равны 6, 3 и 2 единицам длины (рис. 22).
1) Определи объем этого прямоугольного параллелепипеда.
Объем прямоугольного ^параллелепипеда ‘равен»
Получившееся число показывает _______________________ _.
2) Начерти единицу объема, с помощью которой измерен
объем данного прямоугольного параллелепипеда.
б) Тетрадь с печатной основой дает возможность отрабатывать
понятия и прививать учащимся навыки решения типовых
задач. Она же может подсказать пути решения нестандартных
задач.-Вот, например, два задания из той же тетради.
Задание 14. Сколько сантиметров проволоки пошло на изготовление
каркаса этого прямоугольного параллелепипеда
(рис. 23)? Реши задачу двумя способами.
Первый способ:
1) На ребра нижнего основания пошло см.
2) На ребра верхнего основания пошло ___ см.
3) На вертикальные ребра пошло см.
,4) Всего на каркас пошло _____ см.
Второй способ: —
1) На три неравных ребра пошло. ____ см.
‘ 2) Всего на каркас пошло см.
Задание 44. Объемпервого куба равен сумме объемов трех
остальных (рис. 24). Чему равно ребро первого куба?
Решение. По таблице кубов (смотри обложку1) находим,
что:
Объем куба с ребром 3 равен
1 На обложке напечатана таблица кубов чисел первой сотни.

87 . Материалы заданий.

Объем куба с реб,ром 4 равен _____ г
Объем куба с ребром 5 равен _____ *
Значит, сумма объемов всех трех кубов {равна 27+’________ +
4- - а это и есть объем первого куба.
По таблице кубов находим, что его ребро ‘равно
Ответ. Ребро первого куба равно
5. Использование материалов с печатной основой приводит
к большой экономии времени ученика и учителя, позволяет учителю
осуществить индивидуальный подход на каждом уроке, вовремя
помочь отстающим ученикам, «догрузить» сильных дополнительными
заданиями.
Приведем задание, которое может быть использовано с указанными
выше целями, из той же ТПО по теме «Объем прямоугольного
параллелепипеда».
Задание 28. По данным таблицы вычисли площадь пола
каждой комнаты, а затем объем каждой комнаты. Подсчитай
общий объем всех трех комнат

Тетрадь с печатной основой успешно используется и тогда,
когда формулировка задачи, связанная, например, с чертежом,
отнимает непропорционально много труда и времени по сравнению
с процессом решения. Вот пример.
Задание 7. Дорисуй изображение куба (рис. 25),

88 . Материалы заданий.

Задание 8. Обведи ребра изображенного
здесь прямоугольного параллелепипеда,
чтобы они оказались окрашенными в!
один цвет (рис. 26).
6. Важной особенностью тетради с печатной
основой является ее ярко выраженная
дидактическая направленность. С хорошо
составленной тетрадью ученик может
работать дома. Нам известны случаи, когда
ученики IV класса совершенно самостоятельно выполнили все
задания тетради «Объем прямоугольного параллелепипеда».
Подбирая правильную последовательность заданий и освобождая
ученика от выписывания части текста решения (предлагая
этот текст в готовом виде), мы тем самым даем ему направление
в решении задачи. Такое руководство необходимо при первоначальном
обучении новым понятиям и операциям.

89 . Материалы заданий.

,

Не первый год в наших школах ломаются копья по поводу использования рабочих тетрадей на печатной основе.

Правомерно ли их приобретение за счет родителей? — самый актуальный вопрос, задаваемый на школьных родительских собраниях в мае, то есть в конце учебного года. Одни папы и мамы готовы потратиться. Они доверяют советам учителей, их профессионализму. Если педагоги говорят приобрести учебные комплекты — значит, купим. Пусть тетради разнообразят и дополняют учебный процесс, делают его более эффективным. Для части родителей тысяча рублей — не та сумма, из-за которой надо спорить, если речь идет о качестве знаний их детей, лишь бы обожаемые чада достойно учились и развивались. Оно и понятно: образованный ребенок — надежда на хорошие дивиденды в будущем.

У других родителей каждая копейка на счету. Они готовы пойти на конфликт: раз среднее образование в нашей стране бесплатное, то не только учебники, но и прилагающиеся к ним рабочие тетради на печатной основе тоже должны быть бесплатными! Никакие доводы школьных педагогов на таких родителей не действовали, они обращались с жалобами в департамент образования мэрии, в прокуратуру, дело доходило до судебных разбирательств. Поскольку бесплатных тетрадей их детям дать никто не поторопился, нервов и здоровья на восстановление справедливости у борцов ушло много.

Как нам пояснили в департаменте образования, рабочие тетради на печатной основе относятся к вспомогательной учебной литературе индивидуального (одноразового) использования и не обязательны для применения в образовательном процессе. Они предназначены для организации самостоятельной деятельности учеников с целью закрепления полученных знаний и отработки универсальных учебных действий. Для организации самостоятельной работы детей учителя могут также предусмотреть и другие дидактические материалы.

Так как рабочие тетради на печатной основе не входят в федеральный перечень учебников, их нельзя заказать на средства, выделяемые из областного бюджета. Рабочие тетради на печатной основе могут покупаться родителями на добровольной основе по решению классного родительского собрания. Администрация и учителя школы не вправе требовать от родителей обязательного приобретения рабочих тетрадей.

Как рассказала мне одна знакомая мама, в конце каждого учебного года в ее квартире накапливается увесистая стопка под названием «Рабочие тетради», которая все лето стыдливо перекладывается из угла в угол, но в итоге все равно перекочевывает к мусорным бакам. Перешел сын-школьник в очередной класс — покупаем новые рабочие тетради.

По ее мнению, рабочие тетради — изумительное изобретение, призванное облегчить труд учителя и сделать учебу для ребенка более интересной. В начальных классах действительно дети работают в этих ярких пособиях с кроссвордами, ребусами, логическими задачками и раскрасками довольно активно. В пятом и шестом классах рабочие тетради заполнены от силы процентов на 40, а по некоторым предметам — и того меньше. Каждое лето мама пытается заставить сына дорешать задания в рабочих тетрадях, чтобы выбросить их со спокойной совестью. Удается не очень.
— Итак, что такое рабочие тетради? — задала вопрос родительница и сама же на него ответила: это тонны бумаги и трудозатрат. Это приличные суммы (от 1500 до 2500 рублей), которые ежегодно тратят на них родители. Это утяжеление и без того неподъемного школьного портфеля. И самое печальное — это неуважение к чужому труду, вложенному в издание.

— А вот издателей жалеть не надо, — высказала мнение моя подруга, у которой дочь-десятиклассница. По ее мнению, выпуск различных книг для чтения, хрестоматий, задачников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературы, облегчающей работу и учителю, и ученику, — это отличный бизнес, приносящий издателям неплохие доходы. Иначе их просто-напросто не печатали бы и не продавали, спрос рождает предложение. Логика этой мамы проста: считаете, что рабочие тетради стоят дорого? Можете не сдавать деньги в общий котел после родительского собрания в классе. Покупайте все сами или распечатывайте из Интернета, а еще можно ксерокопировать тетради у одноклассников.

А что думают по поводу поднятой проблемы сами учителя? По мнению заместителя директора по учебно-воспитательной работе школы № 61 Татьяны Купаевой, рабочие тетради на печатной основе помогают разнообразить учебный процесс, менять вид деятельности. Там напечатаны задания разных уровней — для слабых и сильных учеников, есть база, которая требуется по действующим федеральным государственным общеобразовательным стандартам (ФГОС), хорошие подборки проверочных работ по вариантам. Учитель не пишет задания контрольной работы на доске, они перед каждым учеником лежат на парте. Есть формы работы над ошибками. Это удобно и полезно. Но без этого можно обойтись.

Еще один заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 61 Татьяна Юдина считает, что от каждого учителя зависит, насколько грамотно он повернет работу с рабочей тетрадью. Например, в 1-2-м классах материал учебника маленький, в помощь ему и существуют рабочие тетради на печатной основе. В 4-м классе объем учебника, наоборот, большой, поэтому времени на рабочие тетради не хватает. Тетради правильно разработаны, грамотно составлены. Учителям английского языка трудно отказаться от рабочих тетрадей из-за ограниченности материала в учебниках.

Принуждать к покупке рабочих тетрадей, однако, никто никого не собирается. На следующий учебный год в школе № 61 заказали много учебной литературы, в частности — бесплатных учебников, фонд библиотеки постоянно пополняется. Если родители пожелают добровольно приобрести рабочие тетради — это их дело. Они должны обсудить вопрос на классном собрании и принять общее решение.

Интересно:
С 1 сентября 2015 года первые тысячи российских школьников начнут получать знания через компьютер. Издательство «Просвещение» для будущей апробации подготовило 415 электронных учебников по всем предметам и для всех классов. Электронные учебники можно будет поставить на любое устройство — от настольного компьютера до смартфона. Они будут работать в трех наиболее распространенных операционных системах: Windows, iOS и Android.

При тестировании электронного учебника на разных устройствах был установлен такой стандарт: любая страница или раздел приложения должна открываться максимум за 15 секунд.

Специально для 14 миллионов российских школьников одна из компаний разработала планшетный компьютер стоимостью 8 тысяч рублей. Кто будет снабжать ребят техникой, пока неизвестно.

Ольга Пимантьева, «Площадь Свободы»

Родители сетуют: список этих тетрадей у каждой школы разный, а за последние экземпляры в книжных дело доходит до скандалов. Дети жалуются: не будет рабочей тетради, причем свежего года издания – учитель напишет замечание. Опять же – вопрос цены: порой в списке по 9-10 тетрадей, каждая из которых стоит минимум 2 рубля. А если семья многодетная? И зачем вообще нужны рабочие тетради на печатной основе, если есть учебник с заданиями по каждой теме? Ответить на эти вопросы нам помогла заместитель директора Национального института образования по научно-методической работе, кандидат педагогических наук Валентина Гинчук .

Рабочие тетради на печатной основе обязательны или нет?

Рабочая тетрадь может быть обычной, а может быть на печатной основе. Последние учитель может порекомендовать, но не требовать.

Если есть учебник, а в нем задания, для чего покупать еще и рабочую тетрадь с аналогичными заданиями?

Рабочая тетрадь на печатной основе - один из компонентов учебно-методического комплекса по предмету вместе с учебником, учебно-методическим пособием и др . В ней предложена авторская модель изучения учебного материала. Разрабатывая такую тетрадь, автор скрупулезно продумал, какие задания предложить ученику для усвоения содержания каждого параграфа. Заданий в рабочей тетради больше, чем в учебнике, они позволяют детально проработать учебный материал. Для учителя, особенно начинающего, это хорошее подспорье. Если педагог считает, что рабочая тетрадь на печатной основе поможет лучше организовать обучение, он может предложить ее купить. Тетради есть почти по всем предметам, а по некоторым (например, химии и географии) - разных авторов. Учитель может выбирать автора по своему усмотрению.

Учитель потребовал купить рабочую тетрадь по английскому языку и задает домашнее задание по ней. Тем, кто не купил, снижает оценку. Это законно?

Повторюсь, использование рабочей тетради на печатной основе не является обязательным. Учитель должен проявить гибкость в организации образовательного процесса, в частности предложить ученику выполнить похожие задания из учебника. Ни делать замечания, ни снижать отметку за отсутствие тетради на печатной основе учитель не имеет права.

Если у части класса рабочая тетрадь на печатной основе есть, а у кого-то нет, как учитель должен задавать домашнее задание?

В этом случае учитель может задавать домашнее задание и по учебнику, и по рабочей тетради, предлагая ученикам выполнить одно из них по выбору.

Если есть учебник, а в дополнение к нему еще и рабочая тетрадь на печатной основе, в которой расписано, по сути, как усвоить материал учебника, в чем тогда роль педагога?

Не хотелось бы, чтобы роль учителя на уроке понималась упрощенно. Урок, большую часть которого учитель стоит у доски и рассказывает учебный материал, современной педагогикой признается неэффективным. Современные научные исследования доказывают: лучше всего учебный материал усваивается, когда ученик работает с ним - читает, решает, выполняет задания. Учитель в этой ситуации - помощник. Ученик задает вопросы, если что-то непонятно, учитель объясняет. В конце урока важно оценить, что усвоили ученики. Если предложенное учителем в конце урока задание Петя выполнил без ошибок, а Вася допустил ошибки, то домашнее задание у них может быть разным. При этом важно помнить, что большую часть нового учебного материала ученик должен усвоить на уроке. На дом нужно задавать задания, которые помогут закрепить учебный материал.

Сегодня в рюкзаке у школьника учебники, рабочие тетради на печатной основе, которые по формату часто не меньше учебника, плюс обычные тетради. Порой ощутимый груз!

По одному учебному предмету ученик должен носить одну рабочую тетрадь: обычную либо на печатной основе.

У кого-то в классе есть тетрадь на печатной основе, а у кого-то возможности купить ее просто нет. И даже если педагог не ругает, ребенок без тетради будет чувствовать себя ущербно. Что делать?

Проблема не возникнет, если учитель будет предлагать задания из учебника и рабочей тетради на выбор. С другой стороны, многие проблемы решаются в ходе общения родителей и педагогов - на родительском собрании учитель может объяснить преимущества рабочей тетради на печатной основе. Но решение о ее покупке остается за родителями.

Если педагоги решают, что рабочие тетради им нужны, может, выдавать их вместе с учебниками и платить за них централизованно?

Обязательными сегодня являются рабочие тетради на печатной основе по предметам «Беларуская мова », «Русский язык», «Математика» только для 1 класса, их выдают централизованно и стоимость их включена в стоимость комплекта учебников для 1 класса. Во всех остальных случаях использование рабочих тетрадей на печатной основе является необязательным.

У всех родителей на руках разный список рабочих тетрадей. Часто их на всех не хватает. Либо же они есть, но не того года издания…

Списки разные, потому что учителя составляют их на свое усмотрение. Относительно года издания: в образовательном процессе могут использоваться рабочие тетради, имеющие гриф «Рекомендовано научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования РБ». Гриф присваивается рабочим тетрадям на время действия учебной программы. За это время рабочая тетрадь может доиздаваться, но меняется только год издания. Другое дело, если обновляются учебные программы - под них разрабатываются новые учебники и новые рабочие тетради. Обновленные учебные программы вводятся поэтапно: в прошлом учебном году – 1, 5, 10 классы, в этом году – 2, 6, 11 классы.

КОМПЕТЕНТНО

«Рабочие тетради – не высасывание денег, а вложение в образование ребенка»

В нашей стране хорошие учебники, но помимо учебника изучение любого школьного предмета требует еще и наличия методики для учителя, рабочей тетради, сборника самостоятельных и контрольных работ, сборника задач и пр. - считает Александр Таранда, главный редактор издательства «Аверсэв », пособия которого в основном и покупают школьники. - Рабочие тетради – это мировой опыт. Они не дублируют задания из учебников. Это заблуждение. В них предлагаются задания по интенсивной многоуровневой работе с учебником, они дают практические навыки, позволяют более глубоко усвоить материал и экономят время: не нужно переписывать задание из учебника, оно уже напечатано в тетради.

- Родители жалуются, что такие рабочие тетради не всем по карману…

Если взять полный комплект наших пособий на год обучения, получится порядка 30-40 рублей. Не секрет, что многие школьники занимаются с репетиторами, посещают факультативы. Месяц школьных факультативов стоит примерно столько же, а для репетитора это стоимость одного занятия. Да, есть категория людей, для которых эта сумма может оказаться большой, но если говорить о многодетных семьях, им оказывает помощь государство. С другой стороны, родители должны быть заинтересованы в хорошем образовании детей. Кстати, за границей комплект учебников стоит порядка 600 долларов. Да, у нас другой уровень жизни, но даже если разделить эту сумму на 10, наши пособия все равно дешевле. А ведь себестоимость сырья у нас европейская - оснований, чтобы книга стоила дешево, нет.

Доводилось слышать обвинения в ваш адрес, мол, интересы издательства кто-то лоббирует, чтобы печатный станок был загружен…

Мы 22 года на рынке, каждый наш продукт прошел экспертную оценку, мы единственное издательство, которое отзывает учебную литературу, переставшую соответствовать учебной программе. И мы можем говорить, что в большинстве случаев наши пособия лучшие. Так что обвинения в лоббировании интересов беспочвенны.

Есть вопросы о школе? Присылайте по адресу: 220005 Минск, а/я 192 или по электронной почте: [email protected] с пометкой «Педсовет».