Примеры действия психологических защит. Типы психологической защиты. Рационализация: объяснения для всего

Разговаривать и говорить красиво - «две большие разницы». Молодые родители с нетерпением ждут, когда же их ребенок скажет первое слово, когда заговорит, и гордятся, если он сделает это раньше других деток в детском саду или во дворе. «Он (она) уже разговаривает!», - говорят они и на этом успокаиваются.

Словарный запас малыша в основном формируется из слов, которые он слышит от родителей, на улице, по телевизору. И не все понимают, как важно с раннего детства начинать читать ребенку детские книжки, а потом просить пересказать прочитанное своими словами. Главное - он научился разговаривать, а остальное приложится. В школе научат.

А вот в школе мы вдруг замечаем, что все говорят по-разному, в том числе и учителя. Чей-то монотонный голос навевает сон, кто-то вызывает раздражение из-за бесконечных «э-э-э» и «ну-у-у-у», а кто-то говорит так, что мы слушаем его как завороженные.

Казалось бы, какая разница, кто как говорит. Вот Эллочка-людоедка из романа Ильфа и Петрова «12» стульев вполне обходилась 30-ю словами, чтобы выразить любую свою мысль. Правда, и мыслей тех было немного. Для сравнения: «Словарь языка Пушкина» содержит 20 тысяч слов.

Бывает и так, что мы встречаем человека начитанного и много повидавшего, ждем от него ярких рассказов о своих впечатлениях, - и быстро теряем к нему интерес, потому что передать свои чувства словами он не умеет: его речь невнятна, неэмоциональна и неубедительна.

Людей, страдающих косноязычием, не так уж мало. Ведь косноязычными называют не только тех, кто говорит неразборчиво, словно у него каша во рту, но и тех, кто не умеет грамотно построить предложение, «двух слов связать не может».

Косноязычию противостоит красноречие - способность говорить красиво и убедительно. Немногим такой талант достался от природы, но ораторскому искусству можно научиться. Люди, которые говорят так, что заслушаешься, не только приятные собеседники, они еще и ценные сотрудники там, где нужно уметь убедить, уговорить, привлечь на свою сторону, побудить к необходимым действиям.

Первые школы ораторского искусства появились в Древней Греции, которая считается родиной красноречия - науке об искусстве «убеждать, увлекать и услаждать». Еще в те далекие времена, не владея словом, невозможно было добиться авторитета и сделать политическую карьеру.

А слава о великих древнегреческих ораторах Сократе, Платоне, Аристотеле и древнеримских Цицероне и Квинтилиане дошла до наших времен. Горгий, древнегреческий учитель красноречия, говорил, что слово - это великий властелин: «оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить».

Английский писатель Олдокс Хаксли заметил, что с помощью магии слов и бархатного голоса можно «убедить слушателей даже в правоте дела, вовсе не являющегося правым». Ну так кто же не хотел бы уметь говорить красиво?

Как научиться говорить красиво и убедительно?

1. Записаться на тренинг, выбрать приемлемое для себя видео на YouTube, почитать книги по теме развития речи

Сейчас существует множество всевозможных тренингов, на которых нам с помощью специальных методик предлагают избавиться от качеств, мешающих жить, и взамен приобрести новые, благодаря которым мы станем «другими людьми». Среди них немало тренингов вроде «Харизматичный оратор», «Искусство грамотной и красивой речи», «Речевик» и др. Занятия проводят специалисты, в том числе психологи и актеры.

Однако платные тренинги могут позволить себе не все. Тогда выходом может быть просмотр тематических видео на YouTube. Например, серия видеоуроков об ораторском мастерстве Дмитрия Малиночки. Или же видео «Актерское мастерство от Николая Обабкова».

На тему «Как говорить красиво» есть и довольно любопытные книги. Стоит обратить внимание на книгу Джеймса Хьюмса «Секреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как Линкольн» (2013), Питера Грубера «Расскажи, чтобы победить» (2012), Мортимера Адлера «Искусство говорить и слушать» (2013).

2. Увеличиваем словарный запас

Словарный запас у каждого человека бывает активный и пассивный. В активный входят слова, которыми мы постоянно пользуемся. В пассивный - слова, которые мы знаем, но не используем.

В пассивном словарном запасе слов в несколько раз больше, чем в активном. Однако чем больше слов будет в нашем активном запасе, тем богаче и интереснее станет наша речь. Но мы не хотим долго раздумывать, и, образно говоря, берем то, что находится под рукой.

«Перевести» или «перекинуть» слова из пассивного запаса в активный можно с помощью упражнения: берем какой-нибудь текст и в ходе чтения заменяем одни слова (глаголы, существительные, прилагательные) другими, подходящими по смыслу, - синонимами. В первые дни нам придется прибегнуть к помощи словарей.

Неплохо начать вести дневник, в котором подробно описывать произошедшие за день события. Во-первых, постепенно мы научимся правильно строить предложения. Во-вторых, желая, чтобы наши описания были интересными, мы вспомним о метафорах, эпитетах, сравнениях, гиперболах и прочих лексических средствах выразительности.

3. Больше читаем

Читая, мы пополняем свой словарный запас, учимся строить предложения и выделять главную мысль. Кроме того, получаем новую информацию, а значит, и нам, и с нами будет о чем поговорить.

С помощью упражнений разминаем язык, губы и лицевые мышцы:


  1. высовываем язык как можно дальше вперед, затем назад. Это упражнение советуют делать в течение 5 минут;

  2. касаемся языком попеременно то правой, то левой щеки (5 мин.);

  3. с закрытым ртом вращаем языком по часовой и против часовой стрелки (20-30 раз);

  4. то же самое, только высунув язык;

  5. вытягиваем губы вперед, затем как можно шире улыбаемся (5 мин.);

  6. вытягиваем губы трубочкой и двигаем их влево-вправо и вверх-вниз;

  7. надуваем щеки и перекатываем этот пузырь по кругу;

  8. корчим гримасы, развивая лицевые мышцы;

  9. произносим вслух скороговорки вроде «Опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши».

6. Преодолеваем страх, неуверенность в себе и стараемся больше общаться, выступать, дискутировать

Кто-то верно заметил, что теорию без практики можно сравнить с сумкой, набитой учебниками по плаванию, за спиной тонущего.

В процессе освоения теории посещаем места, где бывают интересные умные люди (театры, лекции, книжные магазины, тематические кафе), слушаем их, вступаем с ними в беседу, вместе обсуждаем какие-то вопросы. Поступаем в соответствии с пожеланием: «Если хочешь научиться говорить, - говори!».

Цель тренинга по риторике вынесена в заголовок этой статьи: научиться говорить свободно и убедительно. Это совсем не означает произносить текст, который Вы выучили перед этим, наизусть. Мы будем на тренинге учиться говорить убедительно с помощью списка кратких тезисов и не только.

Первое, с чем должен определиться выступающий, это цель его выступления. В зависимости от целей можно выделить три основных вида речи:

  1. Речь-информирование (т.е. Вам нужно выдать какую-либо информацию);
  2. Речь-убеждение (эта речь часто используется политиками и теми, кто хочет ими стать);
  3. Речь по случаю (этот вид речи направлен, в основном, на сердце и чувства слушателей).

В зависимости от цели и ситуации говорить нужно по-разному. При этом самое главное — это помнить свою конкретную цель, не "растекаясь мыслью по древу", т.е. не отвлекаясь на ненужные рассуждения, не относящиеся к данной цели.

Чем точнее Вы определите цель своего выступления, тем выше вероятность его успеха.

А теперь поговорим о структуре как основе любой речи. Если Вы выстроили чёткую структуру своего выступления, успех Вам обеспечен. Вспомним из школьного курса, что стандартная структура любого выступления (произведения), это:

  1. Введение (завязка);
  2. Основная часть (кульминация);
  3. Заключение (финал).

На своих занятиях мы будем учиться находить самые удачные варианты начала и финала любого выступления (так называемое "правило Штирлица", помните: запоминается первая и последняя фраза), а также научимся структурировать основную часть выступления.

Хочу обратить Ваше внимание на то, что тренинг по риторике — это логическое продолжение тренинга по ораторскому искусству. И, занимаясь риторикой, мы будем продолжать оттачивать навыки, полученные Вами на первом уровне обучения в нашей школе ораторского мастерства. Посмотрим как бы с другой стороны на то, чему мы научились на первом уровне. Потому что сейчас Вы будете сами писать свои собственные тексты выступлений, тогда как на первом тренинге Вы работали в первую очередь с рабочими материалами. А расставлять паузы, распределять эмоции, подключать жесты гораздо интереснее, когда говоришь на тему, которая интересует лично Вас.

Так как же правильно подготовиться к выступлению? Что такое тезисы? Как общаться с аудиторией? Как достойно выйти из любой ситуации? Дебаты — что это?

Ниже приведу некоторые темы, рассматриваемые на тренинге (не все!):

  • Как отвечать на вопросы;
  • Для чего задаются вопросы;
  • Как реагировать на вопрос?;
  • Как отвечать на вопросы правильно?;
  • На какие вопросы можно не отвечать?;
  • Подготовка к ответу на вопрос;
  • Алгоритм ухода от ответа;
  • Альтернатива прямому ответу;
  • Подготовка к выступлению;
  • Как подготовиться к выступлению, если времени мало;
  • Как правильно спланировать время своего выступления;
  • Обязательно анализируйте свои выступления;
  • Как привлекать внимание во время выступления;
  • Основные методы привлечения внимания аудитории.

Что получаете в итоге?

Научитесь сохранять спокойствие и выдержку в ситуации, когда Вас пытаются вывести из себя, лишить уверенности. Вы сможете умело управлять своими эмоциями и своим состоянием. Две недели активной практики сделают Вас гораздо увереннее в себе и более интересным другим людям, разовьют сильные стороны вашей личности и во многом изменят вашу систему взглядов и представлений об окружающих вас людях в лучшую сторону. В результате наших тренингов вы легко будете поддерживать разговор на любую тему, общаться свободно и уверенно с разными людьми, Вы уверенно почувствуете себя перед любой аудиторией и произведёте на людей хорошее впечатление.

Занятия проходят на высоком эмоциональном подъёме, как говорится "на одном дыхании". Опыт, приобретённый на тренингах по ораторскому мастерству, бесценен, т.к. он делает Вашу жизнь совершенно иной!!!

Хотите положительных изменений? Тогда Вам к нам!

Чтобы достичь цели, чтобы быть понятым, нужно научиться изъяснять свою речь убедительно, упрощено, чтобы было доступно к восприятию, наверняка. Вот как учат убедительно говорить в массмедиа - 19 полезных советов.

1. Говорите "и" вместо "но".

Например, "Это Вы хорошо сделали, и если Вы..." вместо - "Да, это хорошо, но Вы должны..." Потому что "но" перечеркивает все, что было сказано перед ним.

2. Говорите "и" вместо "и все же".

Например, "Я понимаю, что Вы не можете дать ответ так быстро, и поэтому давайте..." вместо: "Я понимаю, что Вы не можете ответить прямо сейчас, но все же было бы лучше..." Потому что "и все же" говорит собеседнику, что Вам глубоко безразличны его пожелания, ожидания, сомнения или вопросы.

3. Используйте слово "для" вместо слова "против".

Например, "Для того, чтобы что-то изменилось, я запишусь в спортивную секцию".вместо "Что бы мне еще придумать против скуки?"

4. Избегайте грубого "нет", поскольку "нет", произнесенное с соответствующей интонацией, может произвести очень негативное впечатление на партнера.

5. Вычеркнете выражение "честно говоря" из своего лексикона, потому что оно звучит так, будто честность для Вас - исключение.

6. Говорите "не так" вместо "нет".

Например, "не так" или "не сейчас". "В таком виде мне это не нравится". "В данный момент у меня нет на это времени", вместо "Нет, мне это не нравится", "Нет, у меня нет времени". Потому что "нет" отталкивает. "Нет" - это нечто законченное и окончательно решенное.

7. Измените угол зрения, используя слово "уже" вместо слова "еще".

Например, "Вы уже сделали половину" вместо "Вы сделали еще только половину?" Потому что слово "уже" превращает мало в много.

8. Навсегда забудьте слова "только" и "просто" или замените их другими.

Например, "Это мое мнение", "Такова моя идея", вместо "Я только говорю свое мнение", "Это просто такая идея". Зачеркните "просто" и "только".

9. Уберите слово "неправильно". Лучше задайте уточняющий вопрос и покажите собеседнику, что вы тоже стараетесь решить проблему.

Например, "Это получилось не так, как нужно. Давай подумаем, как исправить ошибку или избежать ее в будущем", вместо "Неправильно! Это только твоя вина".

10. Говорите "в" и "во столько-то" вместо "где-то" и "в районе". Точно назначайте срок и время.

Например, "Я позвоню в пятницу", "Я позвоню Вам завтра в 11 часов" вместо "Я позвоню в конце недели", "Я позвоню завтра в районе 11".

11. Задавайте открытые вопросы. Не довольствуйтесь односложными ответами "да" или "нет".

Например, "Как Вам это понравилось?", "Когда мне можно будет Вам перезвонить?", вместо "Вам это понравилось?", "Можно будет Вам перезвонить". Потому что вопросы с "Как", "Что" или "Кто"...... добывают ценную информацию.

12. Пользуйтесь выражением "С этого момента я..." вместо "Если бы я...".

Например, "С этого момента я буду внимательней прислушиваться к советам" вместо "Если бы я послушался его совета. Тогда бы этого не случилось." Потому что "Если бы я..." сожалеет о том, что прошло, и редко помогает продвинуться дальше. Лучше смотрите в будущее. Формулировка "С этого момента я..." - хорошая основа для такой позиции.

13. Перестаньте увиливать с помощью "надо бы" и "нужно бы". Лучше: "Важно сделать эту работу в первую очередь", вместо "Надо об этом подумать", "Нужно бы сначала закончить эту работу". "Надо бы" и "нужно бы" не утверждают ничего конкретного. Лучше четко и ясно назовите того (или то), о ком или о чем Вы говорите ("я" - "ты" - "Вы" - "мы").

Например, "Тебе следует это доделать", "Вам следует отдавать приоритет этой работе".


14. Говорите "Я сделаю" или "Я бы хотел" вместо "я должен".

Например, "Я бы хотел сперва немного подумать", "Я сперва соберу нужную информацию" вместо "Я должен сначала немного подумать", "Я должен собрать информацию". "Я должен" связано с принуждением, давлением или внешним определением. Все, что Вы делаете с такой установкой, Вы делаете не добровольно. "Я сделаю" или "Я бы хотел" звучит для других намного позитивнее, более дружественно и мотивированно.

15. Вычеркнете слова "вообще-то" и "собственно" из своего словаря.

Наприсер, "Это правильно", вместо "Ну, вообще это правильно". "Вообще" не содержит никакой информации и воспринимается как ограничение.

Например, "Я советую Вам довериться мне", "Я рекомендую Вам подумать над этим", "Я советую Вам принять решение как можно скорее". Словами "должны" и "следует" Вы подвергаете собеседника давлению и отбираете у него возможность самостоятельно принять решение. "Я рекомендую Вам" звучит намного более доброжелательно и позитивно.

17. Пользуйтесь также альтернативами к "Я советую Вам", такими как "Я прошу Вас" и "Я буду Вам благодарен".

Например, "Я прошу Вас принять решение как можно скорее", "Я благодарен Вам, если Вы мне доверяете" вместо "Вы должны принять решение как можно скорее", "Ты должен мне доверять". "Я прошу Вас" и "Я Вам благодарен" очень легко сказать, и они совершают чудо.

18. Откажитесь от всех форм отрицания; лучше высказывайтесь позитивно.

Например, "Это будет в порядке", "Это действительно хорошая идея", "Это легко для меня", вместо "Это для меня не проблема", "Идея действительно неплохая", "Это будет нетрудно для меня". Говоря отрицаниями, Вы идете длинным путем. Это слишком сложно и может вызвать неприятные ассоциации. Говорите прямо и позитивно.

Это Вам будет интересно:

Когда речь идет о достижениях, возраст – не более чем цифра

ЭНЕРГИЯ ДЕНЕГ: Стоит ли давать или брать деньги в долг

19. Избегайте также другие типичные формы с "не".

Например, "Пожалуйста, поймите меня правильно", "Пожалуйста, подумайте о...!", "Пожалуйста, следите за....!", вместо "Пожалуйста, не поймите меня неправильно." "Пожалуйста, не забудьте, что....!", "Давайте не терять это из виду!". Такие негативные выражения превращайте в позитивные. Ясно говорите, чего Вы хотите. Сосредоточивайте тем самым все внимание на желанной цели. опубликовано

Красивая и грамотная речь – залог успеха любого мероприятия. Умение правильно и убедительно говорить пригодится и в повседневной жизни, и на деловых мероприятиях. По этой причине над речью нужно постоянно работать. Как научиться говорить убедительно и красиво изучим далее.

Говорим убедительно: важные советы

Речь развивается с самого рождения, однако, чтобы она была правильной необходимо приложить некоторые усилия. Представим несколько советов, которые позволят научиться говорить убедительно:

  • правильный подбор темпа и громкости речи. Если слушатель разговаривает тихо и медлительно, а рассказчик – громко и быстро, то уровень убедительности такой речи значительно снижается. Если необходимо убедить оппонента в своей правоте, лучше придерживаться его темпа и громкости речи. Много информации по этой теме содержится в учебниках по нейро-лингвистическому программированию;
  • отзеркаливание жестов. Этот прием хорошо известен психологам. У некоторых людей отзеркаливание происходит автоматически. Если прием не отработан, то ему можно научиться. Для этого стоит внимательно следить за движениями оппонента, стараясь иногда их повторять. Это повышает убедительность речи и взаимопонимания;
  • обязательно нужно уважать оппонента. Правильные слова, к примеру, «Я понимаю», «Я знаю» позволяют не только высказать уважение к точке зрения партнера по разговору, но и повысить убедительность своей речи;
  • если предполагается выступление, целью которого является убеждение людей, то необходима тщательная подготовка. Лучше всего составить план речи, с выделением важной информации. В идеале стоит украсить такую речь презентацией. Наглядное оснащение надолго запомнится слушателям и значительно повысит статус рассказчика;
  • не стоит перед выступлением пить успокоительные, поскольку при возникновении у слушателей вопросов, найти ответы быстро и точно будет затруднительно. Однако, нервничать также не стоит, поскольку при стрессе в кровь выделяется адреналин, который вовсе не помогает убеждать людей;
  • убедительным может быть только человек с безупречным внешним видом. Нужно выглядеть опрятно и ухоженно. Большую роль играет правильно подобранная одежда, макияж и прическа.

Итак, говорить убедительно не так сложно. Конечно, необходимо знание некоторых психологических нюансов, но хорошая подготовка позволит добиться нужного результата. Кроме этого, необходимо повышать свою эрудированность, для умения поддержать разговор в любой ситуации.

Как научиться говорить красиво: упражнения

Красивая речь имеет средний темп и громкость. Именно к такой речи привыкло большинство людей. Следующие советы позволят научиться говорить красиво:

Зачем учиться говорить убедительно и красиво

Необходимость такого навыка не вызывает сомнений:

  • добиться продвижения по карьерной лестнице;
  • легко убеждать людей в своей правоте;
  • повысить и письменную, и устную грамотность;
  • улучшить взаимоотношения с окружающими.

Таким образом, убедительная и красивая речь очень важна. Замечено, что сотрудники, обладающие красноречием, быстрее двигаются по карьерной лестнице, а студенты, речь которых звучит убедительно, лучше учатся. В любом случае, правильная речь – качество современного воспитанного человека.

Психологическая защита работает на бессознательном или подсознательном уровне, и, зачастую, человек не может контролировать свои защитные механизмы психики , если он ничего не знает о них. (Индекс жизненного стиля — тест)

Психологическая защита и разрушающее действие защитных механизмов психики человека

Психика человека имеет свойство защищать себя от неблагоприятных воздействий, будь то внешние факторы или внутренние. Механизмы психологической защиты работают в той или иной мере у каждого человека. Они выполняет функцию стража нашего психического здоровья, нашего «Я» от воздействия стрессов, неудач, повышенной тревожности; от неприятных, разрушающих мыслей, от внешних и внутренних конфликтов вызывающих негативное самочувствие.
(преодоление психологической защиты)

Кроме охраняющей функции психологическая защита человека может нести и разрушающее воздействие на личность, она может не давать личности расти и развиваться, достигать успехов в жизни.

Это происходит при частом повторении какого-либо защитного механизма психики в сходных жизненных ситуациях, но некоторые ситуации, хоть и сходны с той которая изначально вызвала защиту, все же в ней не нуждаются, т.к. человек способен сознательно решить эту проблему.

Так же психологическая защита становится разрушительной для личности в случаях использования человеком сразу нескольких защит одновременно.

Человек, часто использующий защитные механизмы (напомню: это происходит бессознательно) обречен на статус «неудачника» в своей жизни.

Психологические защиты личности не врожденные, они приобретаются при социализации ребенка, и основным источником развития тех или иных защит, а так же их использования в жизни (по назначению или же разрушающих) являются родители или лица их замещающие. Короче говоря, использования детьми психологической защиты зависит от того, как и какую защиту используют родители.

Психологические защиты имеют самую тесную связь с акцентуациями характера , и насколько более выраженной является акцентуация, настолько более выражены защитные механизмы психики человека.

Зная акцентуацию характера , свои индивидуально-личностные психофизиологические особенности (теория личности) , человек сможет научится управлять своими психологическими защитами и акцентуациями характера, (Программа психокоррекции характера) добиваться успехов в жизни, т.е. переходить из «неудачников» в «победители». (Теория личности 2)

Механизмы психологической защиты человека

Первым ввел понятие «психологическая защита» Зигмунд Фрейд , это «вытеснение» и «сублимация».

Это такие защитные механизмы психики как: Вытеснение, подавление, сублимация, интеллектуализация, рационализация, отрицание, проекция, замещение, идентификация с агрессором, регрессия, компенсация и гиперкомпенсация, реактивное образование, обратное чувство и их составляющие.

МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА — ОТРИЦАНИЕ — наиболее ранний онтогенетически и наиболее примитивный механизм защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания эмоции принятия окружающих, если они демонстрируют эмоциональную индифферентность или отвержение.

Это, в свою очередь, может привести к самонеприятию. Отрицание подразумевает инфантильную подмену принятия окружающими вниманием с их стороны, причем любые негативные аспекты этого внимания блокируются на стадии восприятия, а позитивные допускаются в систему. В результате индивид получает возможность безболезненно выражать чувства принятия мира и себя самого, но для этого он должен постоянно привлекать к себе внимание окружающих доступными ему способами.

Особенности защитного поведения в норме: эгоцентризм, внушаемость и самовнушаемость, общительность, стремление быть в центре внимание, оптимизм, непринужденность, дружелюбие, умение внушать доверие, уверенная манера держаться, жажда признания, самонадеянность, хвастовство, жалость к себе, обходительность, готовность услужить, аффектированная манера поведения, пафос, легкая переносимость критики и отсутствие самокритичности.

К другим особенностям относятся выраженные артистические и художественные способности, богатая фантазия, склонность к розыгрышам.

Предпочтительная работа в сферах искусства и обслуживания.

Возможные девиации (отклонения) поведения: лживость, склонность к симуляции, необдуманность поступков, недоразвития этического комплекса, склонность к мошенничеству, эксгибизионизм, демонстративные попытки суицида и самоповреждения.

Диагностическая концепция: истерия.

Возможные психосоматические заболевания (по Ф. Александеру): конверсионно-истерические реакции, параличи, гиперкинезы, нарушения функции анализаторов, эндокринные нарушения.

Тип групповой роли (по Г. Келлерман): «роль романтика».

МЕХАНИЗМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ _ ПОДАВЛЕНИЕ — развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания реального стимула, а также всех объектов, фактов и обстоятельств, ассоциативно связанных с ним.

В кластер подавления входят близкие к нему механизмы: ИЗОЛЯЦИЯ и ИНТРОЕКЦИЯ . Изоляция подразделяется некоторыми авторами на ДИСТАНЦИРОВАНИЕ, ДЕРЕАЛИЗАЦИЮ и ДЕПЕРСАНОЛИЗАЦИЮ, которые можно выразить формулами: «это было где-то далеко и давно, как бы не наяву, как будто не со мной» .

В других источниках эти же термины применяются для обозначения патологических расстройств восприятия.

Особенности защитного поведения в норме: тщательное избегание ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх (например, полеты на самолете, публичные выступления и т.д.), неспособность отстоять свою позицию в споре, соглашательство, покорность, робость, забывчивость, боязнь новых знакомств, выраженные тенденции к избеганию и подчинению подвергаются рационализации, а тревожность — сверхкомпенсации в виде неестественно спокойного, медлительного поведения, нарочитой невозмутимости и т.п.

Акцентуация характера: тревожность (по К. Леонгарду), конформность (по П.Б. Ганнушкину).

Возможные девиации поведения: ипохондрия, иррациональный конформизм, иногда крайний консерватизм.

Возможные психосоматические заболевания (по Э. Берну): обмороки, изжога, потеря аппетита, язва 12-перстной кишки.

Диагностическая концепция: пассивный диагноз (по Р. Плутчику).

Тип групповой роли: «роль невиновного».

механизм защиты — РЕГРЕССИЯ — развивается в раннем детстве для сдерживания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Регрессия предполагает возвращение в эксквизитной ситуации к более незрелым онтогенетически паттернам поведения и удовлетворения.

Регрессивное поведение, как правило, поощряется взрослыми, имеющими установку на эмоциональный симбиоз и инфантилизацию ребенка.

В кластер регрессии входит также механизм ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ, предполагающий непроизвольные иррелевантные действия для снятия напряжения.

Особенности защитного поведения в норме: слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию окружающих, внушаемость, неумение доводить до конца начатое дело, легкая смена настроения, плаксивость, в эксквизитной ситуации повышенная сонливость и неумеренный аппетит, манипулирование мелкими предметами, непроизвольные действия (потирание рук, кручение пуговиц и т.п.), специфическая «детская» мимика и речь, склонность к мистике и суевериям, обостренная ностальгия, непереносимость одиночества, потребность в стимуляции, контроле, подбадривании, утешении, поиск новых впечатлений, умение легко устанавливать поверхностные контакты, импульсивность.

Акцентуация характера (по П.Б. Ганнушкину): неустойчивость.

Возможные девиации поведения: инфантилизм, тунеядство, конформизм в антисоциальных группах, употребление алкоголя и наркотических веществ.

Диагностическая концепция: неустойчивая психопатия .

Возможные психосоматические заболевания: данные отсутствуют.

Тип групповой роли: «роль ребенка».

Защитный механизм психики — КОМПЕНСАЦИЯ — онтогенетически самый поздний и когнититвно сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности.

Компенсация предполагает попытку исправления или нахождения замены этой неполноценности.

В кластер компенсации входят следующие механизмы: СВЕРХКОМПЕНСАЦИЯ, ИДЕНТИФИКАЦИЯ, и ФАНТАЗИЯ, которую можно понимать как компенсацию на идеальном уровне.

Особенности защитного поведения в норме: поведение, обусловленной установкой на серьезную и методическую работу над собой, нахождение и исправление своих недостатков, преодоление трудностей, достижение высоких результатов в деятельности, серьезные занятия спортом, коллекционирование, стремление к оригинальности, склонность к воспоминаниям, литературное творчество.

Акцентуация характера: дистимность.

Возможные девиации: агрессивность, наркомания, алкоголизм, сексуальные отклонения, промискуитет, клептомания, бродяжничество, дерзость, высокомерие, амбициозность.

Диагностическая концепция: депресивность.

Возможные психосоматические заболевания: нервная анорексия, нарушение сна, головные боли, атеросклероз.

Тип групповой роли: «роль объединяющего».

Психологическая защита — ПРОЕКЦИЯ — сравнительно рано развивается в онтогенезе для сдерживания чувства неприятия себя и окружающих как результата эмоционального отвержения с их стороны. Проекция предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональную основу для их неприятия и самопринятия на этом фоне.

Особенности защитного поведения в норме: гордость, самолюбие, эгоизм, злопамятность, мстительность, обидчивость, уязвимость, обостренное чувство несправедливости, заносчивость, честолюбие, подозрительность, ревнивость, враждебность, упрямство, несговорчивость, нетерпимость к возражениями, тенденция к уличению окружающих, поиск недостатков, замкнутость, пессимизм, повышенная чувствительность к критике и замечаниям, требовательность к себе и другим, стремление достичь высоких показателей в любом виде деятельности.

Возможные девиации поведения: поведение детерминированное сверхценными или бредовыми идеями ревности, несправедливости, преследования, изобретательства, собственной ущербности или грандиозности. На этой почве возможны проявления враждебности, доходящие до насильственных действий и убийств. Реже встречаются садистско-мазохистский комплекс и ипохондрический симптомокомплексы, последний на базе недоверия к медицине и врачам.

Диагностическая концепция: паранойя.

Возможные психосоматические заболевания: гипертоническая болезнь, артриты, мигрень, диабет, гипертиреоз.

Тип групповой роли: «роль проверяющего».

защита психики — ЗАМЕЩЕНИЕ — развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как фрустратор, во избежание ответной агрессии или отвержения. Индивид снимает напряжение, обращая гнев и агрессию на более слабый одушевленный или неодушевленный объект или на самого себя.

Поэтому замещение имеет как активные, так и пассивные формы и может использоваться индивидами независимо от их типа конфликтного реагирования и социальной адаптации.

Особенности защитного поведения в норме: импульсивность, раздражительность, требовательность к окружающим, грубость, вспыльчивость, реакции протеста в ответ на критику, нехарактерность чувства вины, увлечение «боевыми» видами спорта (бокс, борьба, хоккей и т.п.), предпочтение кинофильмов со сценами насилия (боевики, фильмы ужасов и т.п.), приверженность к любой деятельности, связанной с риском, выраженная тенденция к доминированию иногда сочетается с сентиментальностью, склонность к занятиям физическим трудом.

Возможные девиации поведения: агрессивность, неуправляемость, склонность к деструктивным и насильственным действиям, жестокость, аморальность, бродяжничество, промискуитет, проституция, часто хронических алкоголизм, самоповреждения и суициды.

Диагностическая концепция: эпилептоидность (по П.Б. Ганнушкину), возбудимая психопатия (по Н.М. Жарикову), агрессивный диагноз (по Р. Плутчику).

Возможные психосоматические заболевания: гипертоническая болезнь, артриты, мигрень, диабет, гипертиреоз, язва желудка (по Э. Берну).

Тип групповой роли: «роль ищущего козла отпущения».

Механизм психологической защиты — ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ — развивается в раннем подростковом возрасте для сдерживания эмоции ожидания или предвидения из боязни пережить разочарование. Образование данного механизма принято соотносить с фрустрациями, связанными с неудачами в конкуренции со сверстниками.

Предполагает произвольную схематизацию и истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над любой ситуацией. В этот кластер входят следующие механизмы: АННУЛИРОВАНИЕ, СУБЛИМАЦИЯ и РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ.

Последняя подразделяется на рационализацию актуальную, предвосхищающую, для себя и для других, постгипнотическую и проективную и имеет следующие способы: дискредитация цели, дискредитация жертвы, преувеличение роли обстоятельств, утверждение вреда во благо, переоценивание имеющегося и самодискредитация.

Особенности защитного поведения в норме: старательность, ответственность, добросовестность, самоконтроль, склонность к анализу и самоанализу, основательность, осознанность обязятельств, любовь к порядку, нехарактерность вредных привычек, предусмотрительность, дисциплинированность, индивидуализм.

Акцентуация характера: психастения (по П.Б. Ганнушкину), педантичный характер.

Возможные девиации поведения: неспособность принять решение, подмена деятельности «рассуждательством», самообман и самооправдание, выраженная отстраненность, цинизм, поведение, обусловленное различными фобиями, ритуальные и другие навязчивые действия.

Диагностическая концепция: навязчивость.

Возможные психосоматические заболевания: болевые ощущения в области сердца, вегетативные расстройства, спазмы пищевода, полиурия, сексуальные расстройства.

Тип групповой роли: «роль философствующего».

РЕАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — защитный механизм психики , развитие которого связывают с окончательным усвоением индивидом «высших социальных ценностей».

Реактивное образование развивается для сдерживания радости обладания определенным объектом (например, собственным телом) и возможности использования его определенным образом (например, для секса и агрессии).

Механизм предполагает выработку и подчеркивание в поведении прямо противоположной установки.

Особенности защитного поведения в норме: неприятие всего, связанного с функционированием организма и отношениями полов, выражается в различных формах и с различной интенсивностью, избегание общественных бань, уборных, раздевалок и т.п., резкое отрицательное отношение к «неприличным» разговорам, шуткам, кинофильмам эротического характера (а также со сценами насилия), эротической литературе, сильные переживания по поводу нарушений «личностного пространства», случайных соприкосновений с другими людьми (например, в общественном транспорте), подчеркнутое стремление соответствовать общепринятым стандартам поведения, актуальность, озабоченность «приличным» внешним видом, вежливость, любезность, респектабельность, бескорыстие, общительность, как правило, приподнятое настроение.

Из других особенностей: осуждение флирта и эксгибиционизма, воздержанность, иногда вегетарианство, морализаторство, желание быть примером для окружающих.

Акцентуации характера: сенситивность, экзальтированность.

Возможные девиации поведения: выраженная завышенная самооценка, лицемерие, ханжество, крайний пуританизм.

Диагностическая концепция: маниакальность.

Возможные психосоматические заболевания (по Ф. Александеру): бронхиальная астма, язвенная болезнь, язвенный колит.

На этом описание защитных механизмов психики человека — закончено.

Желаю всем психического здоровья!

Предварительная консультация психоаналитика бесплатно.

Часто задаваемые вопросы психологу