Сколько длится ядерная зима. Что такое ядерная зима. Описание концепции «ядерная зима» и её модели

Маленький, Богом хранимый островок посреди Кубенского озера, находится в 60-ти км от Вологды. Когда-то здесь был один из древнейших монастырей, основанный, по преданию, Глебом Васильковичем, который, плывя из Белозерска в Великий Устюг, был застигнут в пути сильной бурей. Судно его прибило к маленькому острову, называемому Каменным, на котором было несколько монахов-отшельников, молившихся в часовне, т.к. храма не было. В честь своего спасения он поставил там деревянную церковь и устроил монастырь. Было это примерно в 1260 году. В Спас-Каменном монастыре появился самый первый каменный храм на всем Русском севере - в 1481 г. в честь Преображения Господня. В 1543-1545 гг. были выстроены объединенные теплая Успенская церковь «под колоколы» с одностолпной трапезной палатой. Позже появилась галерея, объединившая Спасо-Преображенскую церковь с трапезным комплексом.

Монастырь прожил около семи веков, имел в округе свои подворья; переживал неоднократно пожары и закрывался. В начале века он в очередной раз был упразднен. И в 1930-е годы частным любителем острых ощущений был взорван храм XV в. в честь Преображения Господня. Остальные постройки стали со временем рушиться, и остался на данный момент лишь храм «под колоколы» Успения Пресвятой Богородицы. На острове ведется реставрация. За годы своего существование Спас-Каменный монастырь, славившийся своим строгим уставом, воспитал много подвижников, самые известные из которых - Иоасаф, Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, последние два основали в округе свои монастыри.



Спасо-Каменный монастырь, общежительный, на каменистом острове Кубенского озера, в 45 верстах от города Вологды и в 40 верстах от железнодорожной станции Марженги. Основан в половине XIII веке белозерским князем Глебом Васильковичем, в благодарность Всемилостивому Спасу за спасение от угрожавшей ему опасности во время плавания по Кубенскому озеру. Преображенский соборный храм построен в 1481 году. В этом монастыре 10 сентября 1453 года скончался подвизавшийся в нем в течение 5 лет сын Заозерского князя Дмитрия Васильевича, князь Андрей, в монашестве Иоасаф (см. 10 сентября), святые мощи которого прославились чудесами и около 20 лет были зримы нетленными. Во время бывшего 3 сентября 1472 года и истребившего монастырь пожара святые мощи пр. Иоасафа сгорели; лишь немногие останки их благоговейно были собраны одним иноком, вложены в ковчег и положены под престолом; впоследствии часть мощей преподобного была вложена в обложенный серебром крест, для благоговейного поклонения богомольцев. В 1650 году ковчег со святыми мощами был перенесен в особо устроенную в Преображенской церкви гробницу, и упомянутый крест возложен на нее. После бывшего 24 июля 1774 года и вновь истребившего Спасокаменный монастырь пожара, этот монастырь был упразднен, а братия переведена в Вологодский Свято-Духов монастырь, куда вместе с уцелевшим от пожара имуществом были переданы и останки святых мощей пр. Иоасафа. Вследствие ходатайства окрестного населения, упраздненный Спасокаменный монастырь был, по благословению Святого Синода в 1802 году, восстановлен, с наименованием оного Спасопреображенской Белавинской пустынью. В 1892 году Святой Синод, снисходя к просьбе жителей прибрежных к Кубенскому озеру селений, разрешил перенести ковчег с останками святых мощей пр. Иоасафа из Вологодского Свято-Духова монастыря в Спасопреображенскую Белавинскую пустынь и именовать оную Спасокаменным монастырем. Находившийся на реке крест с частицами мощей преподобного оставлен в Свято-Духовом монастыре.

В монастыре покоятся под спудом мощи инока блаженного Василия (см. 2 августа); над ними металлическая рака, на ней образ святого Василия во весь рост; при раке железные вериги и шапка его из железных полос. Здесь же находятся гробницы местных подвижников Петра чудотворца (XV век) и Кассиана игумена монастыря (1463 год). К монастырю приписан , в 40 верстах от города Кадникова, а от Спасокаменного монастыря в 8 верстах, на берегу реки Кушты, основанный в начале XV века преподобным Александром Куштским (см. 9 июня), мощи которого покоятся здесь под спудом в приделе его имени; над ними медная рака; этот монастырь в 1764 году был упразднен, а в 1833 году восстановлен и тогда же приписан к Спасокаменному монастырю. К этому же последнему монастырю приписана Белавинская Богоявленская пустынь, в 20 верстах от Спасокаменного монастыря, на острове Белавинского озера, основанная в 1630 году.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Спасо-Каменный монастырь был основан в первой половине XIII в. на одном из островов Кубенского озера, в 47 в. к северо-западу от Вологды. В 1774 г. все деревянные строения сгорели. В 1775 г. монастырь, по указу Св. Синода, был упразднён, а в 1790 г. восстановлен и назван Белавинской Спасо-Преображенской пустынью.

Основные строения монастыря к началу XX в.:

  • Спасо-Преображенская церковь, 1481 г., построена сыном великого князя Василия Тёмного Андреем Васильевичем Меньшим. Каменная, двухэтажная, холодная, престолы в честь: Преображения Господня - главный, Трех святителей Московских.
  • Тёплая Богородицкая церковь (в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» или Успенская?), 1543 года, каменная; престолы - в честь Успения Богородицы (устроен на месте сгоревшего в 1477 г. деревянного храма Успения) и свт. Николая Чудотворца. В церкви пребывали мощи преп. Иоасафа Каменского.
  • Упраздненная церковь св. Василия Блаженного.
  • Колокольня.
  • Настоятельско-братский корпус.

На колокольне имелись железные часы с надписью славянскими буквами: «Лета 7178 (1670) Июля 6 дня поставлены сии часы Успения Богородицы Подозерного монастыря при игумене Маркелле еже о Христе с братиею, а положил игумен Маркелл своих келейных денег 12 рублей в часе… мастер Михайло Стефанов». Другая надпись гражданскими буквами: «Сии часы куплены 1790 года Февраля 4 числа в Рождественском монастыре, что ныне приходская церковь Преображения Господня, что в Шухтове, за которые заплачено 15 рублей, которые как куплены и поправлены иждивением помещика Федора Ивановича господина Вараксина, и быть оным часам сей церкви на колокольне по его собственному желанию, и если оной господин или его наследники по нем пожелают их куда в другое место взять, то никому в том препятствия не чинить, понеже они куплены и исправлены своим коштом, которые починкою и постановкою и всей поправкою коштуют 50 рублев, а исправлял и устанавливал Григорий Кузнецов».

В нижней части острова существовал храм Трёх Святителей. Возможно, храм стал кладбищенским. Отмечался в нём образ Господа Саваофа дониконовского письма.

30 января 1866 г. строитель пустыни иеромонах Фалассий, как сообщалось в Вологодских епархиальных ведомостях, "по вниманию к его доброму поведению, благоразумному и с особенным терпением соединенному обращению его с братиею обители и с посылаемыми в оную для исправления в поведении духовными и мирскими лицами, также за попечение его об устройстве обители, об улучшении хозяйственной части в оной" произведён в сан игумена.

10 декабря 1867 г. в приписной Успенской Александровской пустыне освящён возобновлённый храм во имя свт. Николая Чудотворца, настоятелем пустыни игуменом Фалассием соборне с монастырской братией и окрестными священниками. Перестроенный храм во имя св. благов. Князя Иоасафа освящён 3 февраля 1874 г. Новый придельный храм во имя св. Василия Блаженного Каменского чудотворца освящён 20 августа 1874 г. 16 августа 1886 г. бурей сорвало крест с юго-восточной главы Преображенской соборной церкви.

22 мая 1887 г. освящён возобновлённый холодный храм во имя Преображения Господня. Освящение совершал Преосвященнейший Израиль, епископ Вологодский и Устюжский, с участием благочинного монастырей, игумена Лопотова монастыря Анатолия, местного настоятеля игумена павла, ключаря кафедрального собора Н. Кирикова, благочинного 2-го округа Кадниковского уезда А. Левитского и двух местных иеромонахов, при многочисленном стечении богомольцев.

Весной 1899 г. во время ледохода, при разливе Кубенского озера, в монастыре были повреждены почти все деревянные строения: пристройка с западной стороны братского корпуса, прачечная изба, баня и рыбацкая изба; унесено много запасных брёвен, крылечные пристройки с ретирадными местами (туалетами) и со срубами при укреплённых берегах острова. Более всего были повреждены берега острова: волнами при сильном ветре размыло берег со всех сторон почти на 1 1/2 сажени, а местами и более. Общая сумма убытка составила не менее 3 тысяч рублей.



Когда-то замечательные сооружения Спасо-Каменного монастыря радовали глаз путников, проплывавших по озеру или проходивших по берегу. Монастырь на маленьком островке возникал подобно волшебному видению, на мгновение показавшемуся из глубины вод. На небольшом островке размером 120 метров в длину и 70 метров в ширину, называемый Каменным, возвышается ныне лишь похожая на колокольню церковь да корпус монастырской гостиницы. Это всё, что осталось от Спасо-Каменного монастыря, одного из древнейших на Севере.

Датой основания обители принято считать 19 августа 1260 года, когда Белоозёрский князь Глеб Василькович, внук Ростовского князя Константина Всеволодовича, плывя из Белоозера в Великий Устюг, был застигнут в пути на Кубенском озере сильной бурей. Судно его прибило к маленькому островку, называемому Каменным. В честь своего спасения князь повелел здесь воздвигнуть храм и устроить монастырь. Более двухсот лет строения на острове были только деревянными. После большого пожара, уничтожившего все монастырские постройки, в 1478 году приступили к строительству первого каменного храма на всём русском Севере - Спасо-Преображенского собора, оконченного и освящённого в 1481 году. Строительство велось на вклад удельного князя Андрея Меньшого, который владел Вологдой, Кубеной и Заозерьем. Белый камень для него доставляли из Старицы, а кирпич - из Твери. Кирпич представлял собой плоскую плинфу, век массового применения которой в строительстве на Руси тогда как раз подходил к концу. Было высказано много предположений о том, откуда были мастера, построившие собор. В настоящее время есть основания полагать, что зодчие были приглашены из Ростова, ведь и сам монастырь в ХV веке входил в состав Ростовской епархии.

В архитектуре собора прослеживалось влияние московского и ростовского зодчества. В своём первоначальном виде Спасо-Преображенский собор представлял собой четырёхстолпный трёхапсидный крестово-купольный храм на невысоком подклете. В завершении были три яруса кокошников и две главы: большая - в центре и маленькая - над юго-восточным углом, где находился придел. Обильный декор, покрывавший стены, апсиды и барабаны глав, состоял из керамических рельефных плиток, поребрика, бегунца и нишек. Собор Спасо-Каменного монастыря послужил образцом для возведения последующих храмов в северных монастырях - Ферапонтовом, Кирилло-Белозёрском, Спасо-Прилуцком. Сохранившаяся Успенская церковь была построена вместе с трапезной на вклад Василия III в 1543-1549 годах ростовскими мастерами Пахомием Горяиновым и одним из известнейших зодчих ХVI века Григорием Борисовым. Трапезная палата была довольно характерным по своему типу зданием: поставленный на подклет прямоугольный объём с главным зальным помещением, сводчатые перекрытия которого опирались на столб в центре. Успенская церковь примыкала к восточной стене трапезной, но не посередине, а ближе к юго-восточному углу. Это - оригинальный храм в виде трёхъярусного столпа. Два нижних яруса его многогранные: первый служил подклетом, а во втором помещалась церковь. Третий ярус с открытыми арками являлся колокольней, отчего и сам храм в древности называли "иже под колоколы". Во второй половине ХVII века церковь получила новое завершение - на восьмигранное основание был поставлен барабан с луковичной главкой.

После учреждения монастырских штатов с изъятием в казну монастырских имуществ, для Спасо-Каменной обители наступило время упадка, который был ускорен ещё большим пожаром в 1774 году, истребившим дотла все деревянные монастырские строения. После этого пожара Спасо-Каменный монастырь был закрыт, и это запустение продолжалось 26 лет. В 1801 году по повелению императора Павла I обитель была восстановлена под именем Белавинской Спасо-Преображенской пустыни, так как сюда была переведена братия Белавинской Богоявленской пустыни вместе с церковным имуществом. В 1892 году по указу Святейшего Синода монастырю было возвращено его прежнее наименование Спасо-Каменного.

Советская власть закрыла монастырь в 1925 году. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые разбежались уже по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания. В 1925 году древнейший храм Русского Севера (к тому времени уже пятиглавый) был уничтожен взрывом. На его месте высится груда щебня. В 1937 году ради кирпича, который хотели использовать для строительства местного Дома культуры, был взорван и Спасо-Преображенский собор. Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства. До 1971 года здесь жил штатный сторож, назначенный от Управления культуры Усть-Кубенского района. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и самостоятельных туристов. В настоящее время из монастырских построек на острове сохранилась лишь уникальная Успенская церковь-колокольня.

В 1991 году двое вологодских энтузиастов стали потихоньку восстанавливать сохранившиеся здания. Вскоре к ним присоединились неравнодушные люди. Средств на восстановление постоянно не хватало. Сначала из руин восстало последнее из появившихся здесь до революции капитальных строений - одноэтажная монастырская гостиница, сгоревшая в 1971 году по вине рыбаков.

В 2006 году на Каменном острове указом архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко) было учреждено архиерейское подворье "Спасо-Каменный монастырь", настоятелем которого был назначен игумен Дионисий (Воздвиженский). В 2009 году в Успенском храме был отслужен первый молебен, а 17 августа 2010 года владыка Максимилиан освятил храм, и с тех пор богослужения в храме стали регулярными. К 2010 году, к 750-летнему юбилею, завершилось восстановление Успенской церкви-колокольни, во втором ярусе которой был устроен небольшой храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. 6 октября 2017 года монастырь возрождён официально.

Информация из книги: Выголов В.П., Удралова Н.В. "В край белых ночей". Путеводитель. - М.: Профиздат, 1986 г. и с сайта: ru.wikipedia.org/Спасо-Каменный монастырь.



Спасо-Каменный монастырь (Белавинская Спасо-Преображенская пустынь). Современное местоположение: остров Каменный на оз. Кубенском, Усть-Кубинский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Вологодский уезд, Вологодская губерния.

Спасо-Каменный монастырь был основан в первой половине XIII в. на одном из островов Кубенского озера, в 47 в. к северо-западу от Вологды. В 1774 г. все деревянные строения сгорели. В 1775 г. монастырь, по указу Св. Синода, был упразднён, а в 1790 г. восстановлен и назван Белавинской Спасо-Преображенской пустынью. Основные строения монастыря к началу XX в.: Спасо-Преображенская церковь, 1481 г., построена сыном великого князя Василия Тёмного Андреем Васильевичем Меньшим. Каменная, двухэтажная, холодная, престолы в честь: Преображения Господня - главный, Трех святителей Московских. Тёплая Богородицкая церковь (в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» или Успенская), 1543 года, каменная; престолы - в честь Успения Богородицы (устроен на месте сгоревшего в 1477 г. деревянного храма Успения) и свт. Николая Чудотворца. В церкви пребывали мощи преп. Иоасафа Каменского. Упраздненная церковь св. Василия Блаженного.

На колокольне имелись железные часы с надписью славянскими буквами: «Лета 7178 (1670) Июля 6 дня поставлены сии часы Успения Богородицы Подозерного монастыря при игумене Маркелле еже о Христе с братиею, а положил игумен Маркелл своих келейных денег 12 рублей в часе… мастер Михайло Стефанов». Другая надпись гражданскими буквами: «Сии часы куплены 1790 года Февраля 4 числа в Рождественском монастыре, что ныне приходская церковь Преображения Господня, что в Шухтове, за которые заплачено 15 рублей, которые как куплены и поправлены иждивением помещика Федора Ивановича господина Вараксина, и быть оным часам сей церкви на колокольне по его собственному желанию, и если оной господин или его наследники по нем пожелают их куда в другое место взять, то никому в том препятствия не чинить, понеже они куплены и исправлены своим коштом, которые починкою и постановкою и всей поправкою коштуют 50 рублев, а исправлял и устанавливал Григорий Кузнецов». В нижней части острова существовал храм Трёх Святителей. Возможно, храм стал кладбищенским. Отмечался в нём образ Господа Саваофа дониконовского письма.

30 января 1866 г. строитель пустыни иеромонах Фалассий, как сообщалось в Вологодских епархиальных ведомостях, "по вниманию к его доброму поведению, благоразумному и с особенным терпением соединенному обращению его с братиею обители и с посылаемыми в оную для исправления в поведении духовными и мирскими лицами, также за попечение его об устройстве обители, об улучшении хозяйственной части в оной" произведён в сан игумена. 10 декабря 1867 г. в приписной Успенской Александровской пустыне освящён возобновлённый храм во имя свт. Николая Чудотворца, настоятелем пустыни игуменом Фалассием соборне с монастырской братией и окрестными священниками. Перестроенный храм во имя св. благов. Князя Иоасафа освящён 3 февраля 1874 г. Новый придельный храм во имя св. Василия Блаженного Каменского чудотворца освящён 20 августа 1874 г. 16 августа 1886 г. бурей сорвало крест с юго-восточной главы Преображенской соборной церкви.

22 мая 1887 г. освящён возобновлённый холодный храм во имя Преображения Господня. Освящение совершал Преосвященнейший Израиль, епископ Вологодский и Устюжский, с участием благочинного монастырей, игумена Лопотова монастыря Анатолия, местного настоятеля игумена павла, ключаря кафедрального собора Н. Кирикова, благочинного 2-го округа Кадниковского уезда А. Левитского и двух местных иеромонахов, при многочисленном стечении богомольцев. Весной 1899 г. во время ледохода, при разливе Кубенского озера, в монастыре были повреждены почти все деревянные строения: пристройка с западной стороны братского корпуса, прачечная изба, баня и рыбацкая изба; унесено много запасных брёвен, крылечные пристройки с ретирадными местами (туалетами) и со срубами при укреплённых берегах острова. Более всего были повреждены берега острова: волнами, при сильном ветре, размыло берег со всех сторон почти на 1 1/2 сажени, а местами и более. Общая сумма убытка составила не менее 3 тысяч рублей.

5 и 7 апреля 1903 г. ледоходом разрушило гостинный корпус Спасо-Каменного монастыря. Все простенки между окнами с южной стороны корпуса выломало, железную крышу на корпусе исковеркало, все комнаты забиты были льдом. Уничтожены также деревянный флигель и баня. Общая сумма убытка составила не менее 1000 рублей.

http://parishes.mrezha.ru/monastery_history.php?id=10007



Спасо-Каменный монастырь на острове Каменном в Кубенском озере - древнейшая православная обитель на всем Русском и Европейском Севере. Спасо-Каменный монастырь является объектом культурного наследия федерального значения. Он расположен на острове Каменный в Кубенском озере на территории Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области. Кубенское озеро находится в 30 километрах к северо-западу от города Вологды, является одним из крупнейших водохранилищ Вологодчины. Площадь озера составляет 648 кв. км, протяженность озера около 60 километров, максимальная ширина - 12 километров. Остров Каменный расположен у восточного берега, недалеко от впадения реки Кубены. Река Кубена занимает второе место после реки Сухоны по своей протяженности по территории области.

Кто и когда основал Спасо Каменный монастырь точно не известно. В исторических источниках датой основания обители значится 1260 год. Существует монастырская легенда о возникновении обители, записанная в конце 15 века старцем Паисием Ярославовым, бывшим игуменом Троице-Сергиевой лавры, постриженником Спасо Каменного монастыря. Из книг, сохранившихся после пожара, он собрал материалы для своего известного Сказания о Спасо-Каменном монастыре на озере Кубенском. Согласно Сказанию, Белозерский князь Глеб Василькович, следуя в свою вотчину в Белое озеро и далее к Великому Устюгу на судне по реке Порозовице через Кубенское озеро, внезапно был застигнут сильной бурей. Князь молился Богу о спасении и обещал на месте спасения поставить церковь во имя того святого, в какой день его принесет к берегу и создать монастырь. 6 августа судно князя принесло к Каменному острову. На острове князя встретили 23 инока пустынножителя. Князь исполнил данный им обет и повелел поставить на острове Спасо-Преображенскую деревянную церковь украсить ее иконами и книгами, дал милостыню на строение монастыря. Так был основан древний Спасо Каменный монастырь.

Путь с Волги через Кубенское озеро на Северную Двину, по словам археологов, был известен со времен неолита, с тех же времен существовал и Каменный остров. Исследователи утверждают, что первые христиане на острове появились в начале 11 века. Новгородский воевода, посланный за данью в «полуночные страны», спасаясь от шторма, на острове случайно наткнулся на язычников, молившихся здесь у «священного камня», над которым был сделан деревянный навес. Пока озеро не стихло, князь беседовал с язычниками, пробовал обратить их в истинную православную веру, спорил с волхвами. На обратном пути, возвращаясь из Заволочья, новгородский воевода вновь высадился на знакомом острове, нашел его безлюдным, водрузил на нем крест, предварительно разрушив языческую кумирню. Почитание креста на острове продолжалось два с половиной века. Здесь молились те, кто во время дальних странствий спасался на острове от бури и шторма. Впоследствии Спасо Каменный монастырь стал крупным миссионерским центром во всей округе.

До 14 столетия монастыри строились в основном в городах или вблизи них. Островной монастырь в Кубенском озере имел очень важное стратегическое значение, открывая водный путь Древнерусского государства на Восток, на Урал и в Сибирь. Все знаменитые островные северные монастыри имеют одинаковое наименование - Спасо-Преображенские. Исторические известия о первых веках жизни Спасо-Каменного монастыря, в связи с его оторванностью от крупных центров, не дошли до нас. Покровителями Спасо-Каменного монастыря являются Святые Василий Блаженный и Иосааф Каменский. Самым почитаемым чудотворцем обители и всего Кубенозаозерского края стал святой преподобный князь-инок Иоасаф Каменский - благоверный князь Андрей, сын Дмитрия Заозерского.

Судьба острова очень трагична. Спас Камень, как обычно называют остров, неоднократно горел и разорялся, но всякий раз возрождался. Первый сильный пожар на острове случился в сентябре 1476 года, когда в огне сгорела деревянная церковь, иконы, книги, трапезная и кельи, пострадали мощи преподобного Иоасафа Каменского, к которым с верой приходили за исцелением со всякими недугами. В 1481 году на острове был построен Спасо-Преображенский собор, он поражал всех, кто его видел, своей красотой. Он был самым первым каменным сооружением Русского Севера. Только через несколько лет будет построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтове, позже ставшая знаменитой фресками Дионисия. В период Смутного времени польско-литовские и казацкие шайки разбойников грабили и уничтожали местные селения, приходские церкви, монастыри. Затем пришел мор, неурожайные годы. Но испытания для монастырской братии на этом не заканчивались.

В ночь на 24 августа 1657 года заполыхал весь монастырь на Каменном острове. Отчего вспыхнул пожар - неизвестно. Несмотря на то, что кругом была вода, ничего не удавалось спасти. После второго пожара к 1670 году обитель быстро восстановили. Помощь погорельцам собиралась по всем церковным приходам и ярмаркам. В монастыре в то время были 3 каменные церкви: холодная двухэтажная Спасо-Преображенская, теплая с трапезной палатой Успенская с надстроенной над ней колокольней и Иоанно-Предтеченская над святыми вратами. Великолепен был внутренний вид Спасо-Преображенского храма. На колокольне насчитывалось десять колоколов, из них благовестный весил 107 пудов. Больше всего во время второго пожара пострадала Успенская церковь. После следующего сильного пожара 1774 года Спасо Каменный монастырь был упразднен, спасенные братией мощи кн. Иоасафа и монастырское имущество в 1775 году были перенесены в Вологодский Духов монастырь и Спасо Каменная обитель стояла в запустении. По указу Павла 1 в 1891 году в нее была переведена братия и имущество Белавинской пустыни, основанной выходцем Спасо Каменного монастыря преподобным Марком Белавинским. Монастырь стал именоваться Белавинской Богоявленской Преображенской пустынью. В 1892 году обители вновь было возвращено прежнее название.

В 1925 году монастырь был закрыт, на его территории расположилась колония для несовершеннолетних. Вскоре после пожара она была закрыта. Позднее на острове была создана спасательная станция, на колокольне Успенской церкви был установлен маяк. В 1937 году был взорван Спасо Преображенский собор. Пострадав во время пожара, обрушилась крыша гостиницы. Часть камней, укреплявших берега острова была перевезена для строительства причала на противоположном берегу Кубенского озера.

До 90-х годов 20 столетия остров был в запустении. Спустя годы забвения, древнейшая православная обитель Русского Севера поднимается из руин. В настоящее время Спас Каменный является самым посещаемым объектом туристского показа Усть-Кубинского района. Ежегодно в период навигации на остров организуются экскурсионные и паломнические поездки.

В настоящее время памятник восстанавливается: построена обыденная часовня во имя всех Вологодских святых, отремонтирована гостиница, отреставрирована Успенская церковь и колокольня, построен дом для священнослужителей, создан небольшой музей Спасо-Каменного монастыря, построена спасательная станция, к зданию гостиницы проведен водопровод, установлен ветрогенератор. В 2013 году введена в эксплуатацию линия электропередач, на острове установлена электроподстанция. В настоящее время остров обеспечен постоянным электроснабжением. За счет средств, выделенных по Федеральной целевой программе «Культура России» и средств областного бюджета, в 2013 году продолжалась работа по восстановлению братского корпуса. В течение 2013 года были возведены стены второго яруса корпуса до свода, установлены окна и двери.

Официальный сайт архиерейского подворья «Спасо-Каменный монастырь» https://kubena35.ru/dostoprimechatelnosti/spaso-kamennyij-monastyir.html

Cпас-Каменный – это первый каменный монастырь на русском Севере . Он расположен практически в центре Кубенского озера на небольшом островке размером 120 на 70 метров. Чтобы предохранить берега острова от постепенного разрушения, монахи со всех сторон обложили его грудами дикого камня, укрепили деревянным срубом и сваями. По геологическому устройству остров состоит из каменистого щебневатого камня, почему издревле и называется «каменным», а монастырь – по имени главного храма во имя Преображения Спасителя именуется Спасо-Каменным, или Спас на Каменном. Ледяные горы, окружающие его весной, образуют неприступную крепость. В это время недели на две прекращается всякая связь с сушей.

Существует предание об основании монастыря на Каменном острове в Кубенском озере. В 1260 году Белозерский князь Глеб Василькович, путешествуя от Белоозера к Устюгу на судах, попал на Кубенском озере в бурю и в минуты опасности дал обет построить церковь и монастырь на том месте, где пристанет к берегу. Судно прибило к Каменному острову. На острове жили двадцать три инока, которые по бедности не имели у себя церкви, а собирались для молитвы в часовню. Князь приказал построить церковь во имя Преображения Господня и деревянные кельи. С того времени монастырь Спасо-Каменный находился под покровительством белозерских князей, расцвел, сделался многолюдным и благоустроенным, особенно во дни игумена своего Дионисия Грека, который дал этой обители устав святой горы Афонской, где сам принял пострижение. Через два столетия молва о праведниках с островной обители разнеслась так далеко, что мечтавший о наследнике Великий князь Василий III отправился паломником в Спасо-Каменный монастырь с женой Еленой Глинской. Мальчика, появившегося на свет после княжеского паломничества на Кубенское озеро, история запомнила под именем Ивана Грозного. Бывал на острове и Петр Великий, не раз проплывавший Кубенским озером.

В средние века Спас-Каменный был не только духовным, но и хозяйственным центром региона . У монастыря было 7 сел, 4 сельца, 98 деревень, два подворья в Вологде и две соляные варницы в Тотьме. Монастырь был идеальным местом для заточения опальных церковных деятелей. В частности, сюда сослали «передового старообрядца» Ивана Неронова. Здесь же доживали свои дни полоцкий епископ Арсений Шишка и вице-прокурор Священного Синода Георгий Дашков.

Вся история острова и возникшего на нем в XIII веке монастыря неразрывно связана с противостоянием природе . Добраться до Спас-Каменного нелегко в любое время года. Летом и осенью волны бывают столь сильные, что уносят даже легкую моторную лодку. Зимой встает лед, но и это не самый надежный способ добраться до острова.

Островные монахи более других были изолированы от мира с его соблазнами и пороками. Этому способствовало не только географическое положение острова, но и строгий устав Спас-Каменного монастыря – женщинам путь на остров был закрыт. Даже бани были вынесены за его пределы на песчаные отмели. Но за «отрешенность» нужно было платить – неустанным трудом. В монастыре существовала уникальная система отопления, когда печной дым циркулировал внутри всех стен, согревая все здание. Сохранилось немало рассказов о сюрпризах, которые постоянно преподносила жителям Спас-Каменного природа. Среди них есть почти сказочные. Сообщается, что однажды льды вытеснили из воды и забросили на крышу келий огромный камень весом более пятисот пудов.

Монахи не только успешно боролись со стихией, но и помогали мирянам. В 1876 году на острове с разрешения епархиального начальства Императорским российским обществом спасения на водах была открыта первая и единственная в губернии спасательная станция . Сначала из-за недостатка средств при действующем монастыре был учрежден всего лишь предохранительный пост. На острове было установлено два маяка. Один – на крыше домика спасательной станции, другой – на крыше двухэтажного корпуса братско-настоятельских келий. Этот маяк был разрушен в 1915 году вынесенными с озера огромными льдинами, проломившими крышу. На монастырской колокольне в непогоду ударяли в колокол. Этот колокол весом в пять тонн был отлит в Санкт-Петербурге из гильз, оставшихся после войны 1812 года.

Советская власть закрыла монастырь в 1925 году . Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые, правда, разбежались по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания. Разрушение монастыря закончили люди. В 1937 году ради кирпича, который нужен был для строительства местного Дома культуры, был взорван Спасо-Преображенский собор . Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства. В войну на острове был организован пункт по приему и переработке рыбы. До 1971 года здесь жил штатный сторож районного управления культуры. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и охотников. В настоящее время из монастырских построек на острове сохранилась лишь уникальная Успенская церковь-колокольня XVI века.

В 1991 году объект был включен в план реставрации . Финансирование осуществлялось в рамках российской программы «Наследие». Руководство производственными работами взял на себя вологжанин Александр Плигин , инженер по образованию. Разрушенный монастырь начал возрождаться и восстанавливаться, во многом благодаря А.Н. Плигину, его семье и всем их добровольным помощникам. В 1994 году финансирование реставрационных работ прекратилось. Рабочие уехали с острова, а Александр Плигин поселился на Спас-Каменном, чтобы сберечь хотя бы то, что было уже сделано.

С середины 1999 года областная администрация вновь включила Спасо-Каменный монастырь в план реставрации. На южной стороне острова возле Успенской церкви возвели часовню «об един день» и освятили во имя всех вологодских святых. В июле 2000 года на остров прибыла экспедиция московских реставраторов во главе с С.С. Подъяпольским. Они произвели натурные исследования и обмеры руин Преображенского храма, что стало первым шагом для составления проектно-сметной документации.

Зимой 2004 года Александр умер. Его супруга, Надежда Плигина , решила продолжить дело мужа. Она осталась на острове и возглавила некоммерческое партнерство «Спас-Камень», целью которого является сохранение и восстановление памятника. Труд семейства Плигиных стал примером для многих энтузиастов, которых объединяет стремление сохранить Спас-Каменный. Активную помощь в реставрации оказывают жители села Устье. Поддержку также оказывает и Фонд гражданских инициатив, благодаря которому на остров приезжают многие желающие внести лепту в строительство монастыря.

В 2006 году в соответствии с федеральной программой «Культура России 2006-2011 годы» из федерального бюджета стали выделяться денежные средства на ремонтно-реставрационные работы по восстановлению комплекса под названием «Теплая трапезная церковь-колокольня во имя Успения Пресвятой Богородицы с братско-настоятельским корпусом» . Реставрационные работы велись некоммерческим партнерством «Спас-камень».

К 2010 году, к 750-летнему юбилею обители, восстановление колокольни было закончено. Во втором ярусе устроен небольшой храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Продолжается восстановление трапезной части комплекса. Восстановлена и освящена трапезная церковь в честь Успения Божией Матери. Ведутся работы по воссозданию братского корпуса.

В 2006 году по благословению архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана на острове было учреждено Архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь» , а храмы переданы в пользование подворью. На острове ведутся богослужения, приезжают паломники. Постепенно возрождается духовная жизнь.

С использованием материалов статьи: Котин М. На необитаемом острове // Независимая газета. - 2002. - №3 (2557). - 16 января.


Плюсануть

Один из старейших монастырей Русского Севера. Находится на острове Каменный на Кубенском озере, невдалеке от села Устье, Усть-Кубенского района.

Принято считать, что монастырь был основан во второй половине XIII века, что делает его одним из древнейших монастырей Русского Севера. Кроме того, это первый каменный монастырь на Русском Севере. В 1774 году на острове возник мощнейший пожар, уничтоживший практически все деревянные постройки, после чего монастырь был закрыт. В 1801 году обитель возобновилась и монастырь просуществовал до 1925 года. В 1937 году древнейший храм Русского Севера 1481 года постройки был взорван с целью получения кирпичей для строительства местного Дома культуры. С 1991 года силами энтузиастов под руководством А. Н. Плигина началось восстановление Спасо-Каменного монастыря, продолжающееся и по сей день.

Основание монастыря

По преданию в августе 1260 года белозерский князь Глеб Василькович «плыл на струге из отчины своей от Бело-озера к городу Устюгу рекою Порозовицею и взошел в озеро Кубенское, но волны были так велики на озере, что князь должен был простоять десять дней у берега, там, где церковь Преподобного Антония Великого. Едва утихла пучина, и двинулся он в путь, как опять настигла черная туча со страшным громом и молниею, и княжий насад начал заливаться волнами. Князь с людьми своими стали молиться Всемилостивому Спасу, дабы избавиться им от надлежащей беды и дали обет: где и в какой день принесет их ко брегу, на том месте соорудить церковь во имя празднуемого Святого и устроить обитель. И вот, благоволением Божьим в 6 день августа, на праздник Преображения Господня принесло их бурею на средину озера к острову, называемому Каменным».

На острове на тот момент находилось порядка 23 пустынножителей. По-видимому, это были выходцы с пристани Антоний, рядом с которой стояла Антониевская церковь, считающаяся одной из самых ранних северных церквей. Проживавшие на острове старцы вели иноческий образ жизни и занимались проповедью Христовой веры среди обитавших по ближайшим берегам язычников. «По причине их убожества и нападения неверных человеков церкви у них не было». Глеб Василькович, бывший, к слову, внуком великого князя Ростовского Константина Всеволодовича и мужем внучки Батыя, и имевший в силу этих обстоятельств большое влияние, сдержал свое слово и в короткий срок на острове была возведена Преображенская церковь.

Монастырь в XV-XIX веках

Следующей вехой в истории монастыря становится первая половина XV века, когда настоятелем Спасо-Каменного монастыря по воле великого князя Дмитрия Ивановича Донского становится Дионисий Грек. Согласно «Сказанию о начале Спасо-Каменного монастыря», Дионисий был афонским пострижеником. По мнению А. Е. Тарасова, Дионисий мог быть русским или южным славянином, уехавшим в Грецию.

Данное событие свидетельствует о том внимании двора московского князя, которые было обращено на столь отдаленный северный монастырь. И подобная опека вполне ясна.

Спасо-Камень наряду с Кирилло-Белозерским монастырем являлся в XV веке крупнейшим культурно-религиозным центром. Даже Ферапонтов монастырь не мог похвастаться таким влиянием в северных землях. В Спасо-Каменном монастыре приняли монашеский постриг множество будущих великих подвижников, чьими трудами и молитвами создавалась Северная Фиваида. Среди них были преп. Дионисий Глушицкий, преп. Александр Куштский, преп. Евфимий Сянжемский, преп. Иоасаф Каменский.

В 1481 году ростовскими мастерами был возведен первый на Русском Севере каменный собор, который освятили в честь Преображения Господня. 9 годами позднее в 1490 году эти же мастера возвели в Ферапонтовом монастыре собор Рождества Богородицы.

В 1541 году была возведена теплая трапезная церковь во имя Успения Богоматери «иже под колоколы».

Примечательным является тот факт, что Иван IV Грозный, неоднократно посещавший Вологду, ни разу не был в Спасо-Каменном монастыре. Однако известно, что царь прислал на остров колокол.

В 1650 году игумен Маркелл установил раку для мощей преподобного Иоасафа Каменского.

В 1773 году на острове случился мощнейший пожар, после которого обитель была упразднена, а братия переведена в Духов монастырь в Вологде, получивший в 1775 году название Спасо-Каменного - по наименованию сгоревшего и упраздненного островного монастыря.

В 1801 году повелением императора Павла I сгоревшая обитель была восстановлена, и на остров переведена братия Белавинской Богоявленской пустыни. Так островной монастырь получил название Белавинской Спасо-Преображенской пустыни.

В 1892 году монастырю указом Синода было возвращено исходное наименование Спасо-Каменного.

Монастырь в ХХ-ХХ I веках

В 1925 году монастырь был закрыт. В 1937 году была предпринята попытка добыть на острове кирпич для строительства Дома культуры путем взрыва Спасо-Преображенского собора. Однако подорвать древние стены таким образом, чтобы можно было их использовать в дальнейшем, большевикам не удалось, поэтому по сей день в центре острова лежат разрушенные стены собора.

До 1971 года здесь жил штатный сторож районного управления культуры. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и охотников.

С 1991 года усилиями энтузиастов под руководством А. Н. Плигина и А. А. Асафова началось восстановление монастыря. В 1993 году Александр Асафов скончался, и работы по возрождению обители продолжил Александр Плигин. В 2004 году скончался Александр Плигин, дело его продолжают вдова, Надежда Александровна, и дети.

Сейчас уже восстановлены гостиничный корпус, колокольня с Успенской церковью, идут работы по восстановлению трапезной палаты. На острове создано архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь».

Для каждого человека, вне зависимости от его возраста, места положения и национальности, термин "ядерная зима" - это нечто крайне пугающее и страшное. Сразу возникают в голове мрачные образы, полуразрушенные города, отсутствие солнечного света и полное отсутствие цивилизации в привычном для нас виде. Что может стать причиной подобного? Неужели наше будущее - ядерная зима. Это может случиться на самом деле или данная картина является лишь плодом воображения авторов и режиссеров? Давайте начнем разбираться в этом вопросе по порядку.

Вступление

Прежде всего, мы отметим, что большая, можно даже сказать, подавляющая часть населения нашей планеты уверена в том, что фото ядерной зимы, которые предоставлены в книгах, журналах, в Сети, и прочие источники, описывающие данное явление, являются подлинным прогнозом будущего. Народ полагает, что подобное может случиться с миром из-за ядерной бомбардировки. Существует целый ряд официальных трактовок того, как будет вести себя природа, климат и прочие составляющие биосферы, если случится Третья мировая война. Мы обязательно рассмотрим данную теорию ядерной зимы, все ее компоненты и сделаем логический вывод.

Однако стоит обратить внимание на очевидное. Как бы нас ни пугали, существуют определенные формулы и расчеты, которые позволяют просчитать математически все последствия атомной бомбардировки. Сделав это, можно убедиться, что миф о ядерной зиме - ничто иное, как "сильно преувеличенная правда", а говоря проще - страшилка. Конечно же, будет глупо отрицать тот факт, что подобное оружие не сможет нанести вред человечеству. Ущерб будет ощутимым, но далеко не таким, каким он описан в большинстве книг и фильмов.

Официальная трактовка термина

В широком понимании ядерная зима - это гипотеза, в соответствии с которой будет кардинально меняться климат Земли в результате атомной бомбардировки в очень обширных масштабах. Говоря кратко, предполагается, что в результате повсеместных ядерных взрывов и поднятия в атмосферу огромного количества дыма и сажи солнечный свет начнет отражаться от поверхности Земли с большей интенсивностью. Получается, что последствие ядерной зимы - это снижение температурного режима над поверхностью планеты. Климат станет примерно таким, как в субарктической зоне, Землю покроет толстый снежный слой, наступит новый ледниковый период.

Впервые о том, что это - ядерная зима, почему все должно быть именно так и какие еще могут быть последствия у данного явления, установили во второй половине ХХ столетия. Над теорией трудились ученые СССР и США. Подробнее об этом читаем ниже.

Зарождение версии

Впервые проблемы ядерной зимы и все вытекающие из нее последствия описали советский ученый Георгий Голицын и американский исследователь Впоследствии разработанная ими модель получила подтверждение от Вычислительного Центра АН СССР. В лаборатории была сконструирована модель биосферы под названием "Гея". Исходя из опытов, которые провели на ней, выяснилось, что если суммарная мощность атомных взрывов будет равна 10 000 мегатонн, то у поверхности Земли солнечный поток сократится в 400 раз. При таком раскладе период самоочищения атмосферы продлится несколько месяцев. Все это, в свою очередь, станет причиной кардинальной смены земного климата. Ядерная зима будет заключаться в том, что атмосфера сильно охладится над материками, температура воздуха над известными нам поверхностями упадет сначала на 15 градусов, а затем на 25-30.

Подробнее о погоде

Ключевой проблемой ядерной зимы исследователи отметили тот факт, что смог и дым, которые будут стоять в воздухе после многочисленных взрывов боеголовок и пожаров, возникших вследствие бомбардировки, будут буквально заслонять нашу планету от воздействия солнечных лучей. Таким образом ультрафиолет не сможет попадать на Землю в том количестве, в котором он попадает сейчас. В первую очередь это станет причиной не только ядерной зимы, это станет началом ядерной ночи, которая продлится несколько месяцев. Во вторую же очередь недостаточное количество ультрафиолета негативно повлияет на фотосинтез в растениях, следовательно, нарушится привычный нам состав кислорода. Это повлечет за собой эпидемии и вымирание сотен видов растений и животных, а также смерти людей.

Что будет после

Самое главное последствие ядерной зимы - это нарушение всей биосферы. Смена климата кардинально "подчистит" ряды флоры и фауны, уничтожит множество человеческих жизней. Одним словом, выживет сильнейший. Считается, что скотоводство и сельское хозяйство будут возможны только на экваторе, так как все остальные земли окажутся под огромным слоем снега и льда. Даже после того, как смог над планетой развеется и Солнце сможет начать прогревать ее поверхность, понадобится огромное количество времени, чтобы исправить случившееся. Эффект ядерной зимы продлится не одно поколение, более того, даже после нормализации обстановки климат уже не станет прежним, а заимеет новые свойства.

Несколько вариантов развития событий

Ну, а теперь мы предлагаем представить себе, что наступила ядерная зима. Чего можно ожидать от такого техногенно-природного явления? Насколько плачевным будет состояние климата? Ядерная зима быстро закончится или же продлится несколько сотен лет? Варианты будут представлены по возрастающей, от самого "позитивного" исхода до наиболее печального:

  • Повсеместное падение температуры на 1-2 градуса, что будет длиться в течение одного года. Большого влияния на популяцию биологических видов и людей не будет.
  • Наступление ядерной осени. Температура упадет на 3-4 градуса, длиться это будет несколько лет. Прогноз характерен непогодами, ураганами, отсутствием хорошего урожая.
  • Наступление десятилетней ядерной зимы. Это как было описано в фильме "Послезавтра", только причиной послужит не природный катаклизм, а атомный взрыв. Почти вся земля, за исключением экватора, покроется снегами. Люди продолжат воевать за теплые территории. Также будут встречаться попытки "согреть" планету дополнительными ядерными взрывами, что повлечет за собой наступление ядерного лета. Однако запасов еды человечеству хватит на то, чтобы пережить этот период.
  • Наступление нового ледникового периода. Длиться он будет несколько сотен лет, и за этот период человечество полностью изменится, а впоследствии и земная карта.
  • Необратимое похолодание. Это наихудший вариант развития событий. Он предполагает установление антарктического климата на всей Земле, замерзание океанов и материков. Выжить сможет только та цивилизация, которая обоснуется подо льдом около геотермальных источников.

Почему думают именно так?

У термина "ядерная зима" история имеет огромный шлейф. Начинается он примерно в 1816 году, когда Западная Европа и Северная Америка пережили так называемый год без лета. Это событие получило такое название из-за рекордно низких температур, даже в течение жаркого сезона. В США 1816 год прозвали "тысяча восемьсот насмерть замерзшим", и с начала письменной истории человечества до настоящего момента это время, действительно, было самым холодным.

На тот момент люди не догадывались о причинах столь суровой погоды, однако в 1920 году климатолог Уильям Хамфрейс выдвинул свою первую гипотезу. Он полагал, что причиной холодов стало извержение вулкана Тамбора в предыдущем, 1815 году, который находится на Индонезийском острове Сумбава в Южном полушарии. Дым и смог, которые образовались в ходе данного литосферного процесса, потоками ветра переместились в область Северного полушария, образовав там кратковременный циклон, названный вулканической зимой.

Дальнейшая жизнь теории

Извержение было эпохальным событием. Подобных природных явлений человечество не видело до этого долгие столетия и до сих пор таких катаклизмов не встречается. Тем не менее, столь масштабное извержение огромного вулкана вызвало лишь аномальное похолодание, причем даже не во всем мире. Нетипичная для лета погода длилась лишь один год, после чего ситуация полностью стабилизировалась.

Вышеупомянутые ученые Голицын и Саган "зацепились" за данное явление и извлекали из него лишь крайне негативные аспекты, упустив тот факт, что похолодание было кратковременным и не нанесло большого ущерба миру. Тем не менее их теория получила очень широкий резонанс в ряде ведущий стран и стала некой догмой, единственно верным прогнозом ближайшего будущего человечества. Несмотря на тот факт, что их теорию неоднократно подвергали критике и деструктуризации, официально опровергнуть ее не смогли.

Современная официальная версия

На основе трудов Сагана и Голицына современные американские ученые сделали так называемые обновленные подсчеты. Они в очередной раз подтвердили концепцию атомной зимы вследствие повсеместных взрывов ядерных боеголовок, и вот какие цифры были обнародованы в ходе нового эксперимента. Если наступит война между Индией и Пакистаном, стратегических атомных запасов этих держав будет достаточно, чтобы выбросить в атмосферу 6,6 миллиона тонн сажи. По мнению исследователей, этого количества копоти будет достаточно для того, чтобы температура над поверхностью планеты опустилась ниже рекордного уровня 1816 года.

Если же в схватку вступят супердержавы - Россия и США, то в атмосферу будет выброшено свыше 150 мегатонн сажи. Это станет причиной начала нового ледникового периода, сравнимого по своим погодным условиям с плейстоценовой эрой. Подробности подобного явления мы детально описали выше.

Точка зрения критиков данного прогноза

Никто не ставит под сомнение тот факт, что ядерное оружие - вещь наиболее разрушительная и страшная из всех, что существуют на планете. Однако многие люди, в том числе весьма опытные и образованные ученые, почему-то отрицают тот мрачный прогноз, который был создан в середине минувшего века. Наиболее ярым противником теории атомной зимы является Фред Сингер, который не только публикует свои труды, но и вступает в научные дискуссии с Саганом. Стоит подчеркнуть, что не просто "смягчает" прогноз, а приводит противоположные результаты исхода подобной войны. Он полагает, что после многочисленных ядерных взрывов наступит не похолодание, а парниковый эффект. Его воздействие на биосферу окажется не столь плачевным, климат придет в норму спустя малый период времени.

Сингер подчеркивает, что суть ядерной зимы исследователи заключили в нарушении работы биосферы, что повлечет за собой кардинальную смену климата, и в атомном заражении воздуха. Но все это сказка, составленная от незнания особенностей строения ядерного оружия. Мифы относительно данной тематики он представил по отдельности и опроверг каждый. Давайте изучим их.

Миф 1 - ядерное оружие способно пробить мантию

Данному роду оружия нередко приписывают подобные сверхъестественные свойства. Якобы даже в скалистых районах самые мощные боеголовки смогут полностью нарушить тектонический строй планеты и вывести мантию на поверхность Земли. Что же, на самом деле взрыв одной из наиболее мощных бомб, потенциал которой приравнивается к 58 Мт, образует воронку с диаметром примерно 1,5 км, и при этом ее глубина будет равна 200 метров. Поэтому о пробитии коры говорить тут нечего - это просто надуманный прогноз.

Миф 2 - все живое на Земле погибнет

И погибнет оно именно вследствие самого взрыва, который якобы будет настолько обширным, что за секунду уничтожит и живых существ, и постройки. Опровергнуть эту версию нам помогут небезызвестные атомные бомбардировки островов Хиросима и Нагасаки. В ходе данной военной операции были полностью уничтожены лишь эти населенные пункты, а все земли и воды, окружающие их, остались практически невредимыми.

Теперь давайте приведем конкретные цифры. 100 % населения погибнет в радиусе 4 км от взрыва. Еще 80 % пострадает на расстоянии 7,5 км от сильных разрушений зданий, иными словами, под обломками. А вот в радиусе уже в 10 км погибших будет не более 5 %, но при этом половина населения может получить травмы различной степени тяжести. Получается, что, воюя, державы смогут уничтожить друг друга, но не весь мир.

Миф 3 - новый ледниковый период

Или сама ядерная зима - называйте его как хотите. Именно так изображает Саган последствия ядерной атаки - с повсеместной сменой климата в ходе "заслонения" солнечного света и избытка сажи в атмосфере. Исследователь утверждает, что взрывы атомных бомб станут причинами лесных и городских пожаров. Смог, восходящий от них, достигнет стратосферы и создаст эффект ночи на несколько месяцев. Этого и будет достаточно для того, чтобы снизить температуру планеты на несколько десятков градусов.

Опровергая данную печальную версию, Сингер утверждал следующее. Во-первых, по лесным массивам никто "палить" не станет, так как лесной пожар даже на территории противника - вред всей планете. Во-вторых, пожары в современных городах, которые выстроены из металлопластика, а не из дерева, - это миф. Доказательством тому служили башни-близнецы, взорванные в 2001 году. Они не пылали, а дымились на протяжении долгих часов. Ну, и самое главное - Земля попросту не может воспламениться как спичка повсеместно. В одних регионах огонь остановит туман, в других - дождь, в третьих - снежный покров. Смог от огня не достигнет даже стратосферы, так как будет подавлен облаками и опустится на землю в виде черного дождя.

Миф 4 - радиационное заражение

Атомную зиму сложно себе представить без нашумевшего значка "Осторожно! радиация!" и без людей, которые уныло бродят по пустынной земле с разрушенными постройками в противогазах. Этот концепт нам вскармливали на протяжении десятилетий, но, как оказалось, от реальности он кардинально отличается, и тому даже есть очевидный пример. Это уже выше упомянутые острова Нагасаки и Хиросима, которые пострадали от весьма мощных и разрушительных атомных боеголовок. На тот момент люди, которые находились в эпицентре взрыва, погибли непосредственно от удара или же не выжили под обломками. Те, кто остался в живых, не мутировали и не заразились радиацией - они продолжили жить и выносили здоровое потомство. Ныне эти японские города живут и процветают, и ничто в них не намекает о тех постапокалиптических условиях, которые там наблюдались в 45 году.

На практике же скажем, что в современных боеголовках содержатся преимущественно короткоживущие изотопы. Через 7 часов после взрыва степень излучения падает в 10 раз, через 50 часов - в 100 раз, а через 350 часов - в 1000 раз.

Также отметим любопытный факт. Многие люди проживают в настолько радиоактивных уголках мира, что фон там сильно превышает допустимые пределы и является куда более высоким, нежели спустя 350 часов после взрыва бомбы. Так что заселять пораженную территорию можно будет спустя несколько месяцев.

Почему нас так пугают атомной войной?

Конечно же, в истории человечества было несчетное количество войн, которые не просто разрушили государства и унесли жизни людей, но и изрядно подпортили биосферу. Но неужели ядерные ракеты способны стереть с лица планеты все живое? Если бы это было действительно так, то даже враждующие страны знали бы, что истребив таким образом противника, они бы не смогли заселить его территорию.

Разговоры о тотальном ядерном разоружении начались примерно тогда, когда появилась концепция атомной зимы. Вся эта пропаганда внедрялась с целью настроить человечество на пацифистский лад, разоружить основные державы, которые обладают подобным потенциалом, и исключить шансы возникновения очередных стычек между народами.

Существует также менее "гуманная" версия. Она повествует, что программу ядерного разоружения основали Штаты с целью обезвредить основного противника - СССР. В итоге, как мы знаем, Горбачев подписал злополучный акт, в ходе которого Союз развалился и стал не таким страшным в глазах Америки.

Заключение

Изучив официальную теорию, узнав о ее правдах и неправдах, ознакомившись с фото ядерной зимы, мы понимаем, что в этом вопросе есть еще много загадок. Ответы на них хранятся лишь в узких правительственных кругах, но в народные массы они никогда не спустятся. Нам остается лишь надеяться не то, что ядерной бомбардировки, в принципе, никогда не будет, а как следствие, не будет и атомной зимы с ее "ледниковым периодом". Даже в случае, если официальная теория миф, и последствия будут не такими масштабными, как кажется, пережить еще одну "Хиросиму" никому не хочется.

Так что, в какой-то степени программа ядерного разоружения - это здорово, ведь пацифизм - одна из форм гуманизма. Человечество сейчас очень образовано и всесторонне развито, поэтому воевать и уничтожать друг друга будет крайне глупо и неразумно.