Уполномоченный по делам инвалидов

В этой 26-летней девушке завораживающее сочетание силы и слабости. В платье и на каблуках она кажется хрупкой - но это чемпионка мира и Европы по плаванию. У неё нет рук - но посмотрите, как она отжимается! У неё открытая жизнерадостная улыбка - но отчаяние не всегда обходит её стороной.

Анастасия Диодорова, серебряный призёр Паралимпийских игр, золотой призёр чемпионата мира (в Рио-де-Жанейро и Монреале) по плаванию среди спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата. Она знает, как не опускать руки, даже когда их нет. В Международный день инвалидов мы спросили Настю о том, как она живёт и что помогает ей быть сильной.

О том, как всё произошло

Я родилась и выросла в Москве, - рассказывает Анастасия. - В детстве мы с семьёй каждый год ездили к бабушке в Якутию. Когда мне было 3 года, в деревне я пошла гулять и залезла в трансформаторную будку. Оголённые провода, удар током в 10 тысяч киловольт. Руки обуглились сразу. Ампутация, многочисленные операции. Около двух лет я прожила в больницах. Компания, которая виновата в несчастном случае, оплатила мне лечение. В 5 лет я поехала на протезирование в Германию. Когда протезы были готовы, помню, мне очень нравилось толкать коляску с куклой новыми руками.

О родителях

Родители воспитали меня самостоятельным человеком, - говорит Настя. - В семье меня никогда не выделяли. У меня были те же обязанности по дому, что и у старшего брата и сестры. Я вытирала пыль, поливала цветы.

Настя всё научилась делать ногами, даже держать иголку с ниткой. Протезы оказались неудобными. Это сейчас появились «умные» протезы, а к таким, что делали в то время, ребёнку было очень сложно привыкнуть.

О стеснении

В первый класс я ходила с протезами, - рассказывает Анастасия. - Недолго, всего две недели, чтобы не смущать одноклассников. Протезы были неудобные, и я перестала их носить. Всё равно все знали.

Первое время в школе Настя писала ногой - и стеснялась этого. Поэтому классная руководительница оставалась с ней на переменах - и тогда Настя писала диктанты и задания, которые остальные ребята сделали на уроке.

А в пятом классе я уже начала писать на уроках, потому что слишком много информации стало, сложно было всё запомнить, - говорит она. - И тогда пришла гениальная идея: сидеть и писать на стульях. На одном стуле я сижу, а на другом пишу.

В университете, как отмечает девушка, учиться уже было намного проще:

Все взрослые, все понимают, нет лишних вопросов, как у детей: а что это, а как, а почему. Но и в детстве я не стеснялась, рассказывала, что со мной произошло.

Анастасия закончила Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Сейчас учится в Российской академии народного хозяйства и госслужбы по специальности «спортивный менеджмент».

О спортивной карьере

Когда пятилетняя Настя вместе с родителями была на протезировании в Германии, её мама узнала о Паралимпийских играх. Родители решили, что дочь будет в большом спорте. Правда, они планировали вырастить чемпиона в лёгкой атлетике, а получилось - в плавании.

Я занимаюсь в бассейне каждый день, - говорит Настя. - Когда тренировочные дни, занятия в бассейне утром и вечером. Подъём в 6:30, через 2 часа я уже плаваю. Вечером тренировка с 16:00 до 19:00. Если накопились дела между тренировками, я их решаю. Если нет, то еду домой спать. Такую возможность я стараюсь не упускать. Тренировки, конечно, изнуряют, часто я не высыпаюсь, но чем меньше свободного времени, тем больше успеваешь.

В 2008 году Анастасия принесла российской паралимпийской сборной серебряную медаль на играх в Пекине. На следующей Паралимпиаде пробиться в призовую тройку спортсменке не удалось, поэтому она очень надеялась реабилитироваться на Играх в Рио.

В Лондоне в 2012 году я плохо выступила: заняла только 7-е и 8-е места, - продолжает девушка. - Мы с тренером учли ошибки и переделали программу тренировок. Всё должно было сложиться по-другому, но нас не допустили до Игр. Конечно, это был большой удар. Все 4 года ты пахал как папа Карло с одной мыслью - что поедешь и продемонстрируешь свой лучший результат.

О жизни вне спорта

Сейчас нагрузки стало меньше, - рассказывает Настя. - Я погрузилась в учёбу, в повседневные дела и заботы. Жизнь не заканчивается. Сейчас хочу построить карьеру не в спортивной, а в другой сфере, планирую работать в области спортивного менеджмента. Конечно, мечтаю поучаствовать в организации крупных соревнований - олимпийских, паралимпийских игр.

Об отчаянии и грусти

Я даже не знаю, откуда беру силы, потому что приходится очень тяжело порой. Реально надо каждый день себе что-то доказывать. Каждый божий день, каждое утро я просыпаюсь и понимаю, что продвинулась только на миллиметр к намеченному, а впереди ещё 500 млн километров.Но силы как-то сами меня находят, откуда-то берутся.

Лучшее лекарство от депрессии - это найти, как себя занять, - говорит Настя. - Нужно найти свои лучшие стороны и развивать их. А слабые стороны можно подтягивать - заниматься физкультурой, спортом. Это несложно. Нужно выделить определённое время и заниматься каждый день.

В среду губернатор Волгоградской области Сергей Боженов представил человека, который в ближайшее время будет назначен его помощником по делам инвалидов. Им стал инвалид-колясочник Александр Олейников, он теперь будет отстаивать интересы людей с ограниченными возможностями. Введение должности уполномоченного по делам инвалидов стало одним из итогов поездки представителей ОНФ в Волгоград, где им удалось уладить ситуацию с объявившими голодовку мамами детей-инвалидов. Новый помощник по делам инвалидов рассказал ONF .RU , какие проблемы он постарается решить в первую очередь и каким образом ему самому удается добиваться своих целей в нашей среде, совсем не приспособленной для людей с ограниченными возможностями.

Александр Анатольевич, какие цели вы ставите перед собой в первую очередь, когда станете помощником губернатора по делам инвалидов?

Сейчас у нас обсуждается дорожная карта, по которой будет разработана социальная платформа помощи людям с ограниченными возможностями. В первую очередь это касается детей, которых можно назвать «не такие как все» - это их реабилитация, образование, лечение. Нужно сделать все, чтобы эти дети чувствовали себя в нашем обществе полноценными людьми. Самая главная проблема на данный момент – это то, что наше общество не всегда готово принять таких людей. Эти дети мало выходят из дома, мало общаются с другими, здоровыми детишками. Так что адаптировать надо, скорее всего, наше общество под таких людей.

На что в первую очередь жалуются люди с ограниченными возможностями?

Самая главная проблема - это доступная среда, точнее у нас недоступная среда. Магазины, музеи, административные здания должны быть доступны всем. Нужно сделать так, чтобы человек с ограниченными возможностями мог сам выйти из дома, дойти до остановки и доехать до места работы, учебы или куда-то еще. Надо развивать социальное такси, чтобы инвалид мог в любой момент добраться на нем до места работы или зайти в магазин, чтобы купить продукты. Сейчас, конечно, новые здания, строения, магазины строятся с учетом потребностей этих людей. Но все равно нужен контроль, потому что где-то делают бордюр в 10 сантиметров, и его уже не преодолеть. Дело в том, что здоровый человек не обратит внимание на этот барьер, но человек, который передвигается на коляске, про него барьер не забудет. Я, например, про них не забываю никогда.

Насколько доступна среда в Волгограде? Многое ли придется здесь менять?

Доступная среда в Волгограде, конечно, очень слабая. И дороги все разбитые, и на тротуарах съездов нигде нет. Пешеходам тяжело иногда там пройти, что тут говорить о людях на колясках. Однажды, когда наши депутаты задали мне вопрос про доступную среду, я посадил двоих депутатов на коляски и предложил им добраться таким образом от городской до областной администрации. Там всего метров семьсот, но они не смогли даже это расстояние без посторонней помощи преодолеть.

Президент правления общероссийской организации «Инвалиды России», член Центрального штаба ОНФ Юрий Давыдкин рассказал, что как только вы подъехали к зданию администрации, то сразу же стали выяснять, где здесь пандусы и почему нет стоянок для инвалидов.

Меня сейчас ставят на эту должность, и я должен быть доступен для людей двадцать четыре часа в сутки. Когда я подъехал к зданию администрации, то обнаружил, что там нет стоянок для инвалидов. Я не смог приткнуться там нигде. Потом при помощи пандуса поднялся на первый этаж, но дальше пройти оказалось невозможно. Там только лестницы. Может быть, в первую очередь мы попробуем решить именно этот вопрос.

Все эти трудности вы преодолеваете сами, поэтому понять людей с ограниченными возможностями вам будет очень легко.

Да, я сам уже двадцать восемь лет на коляске и могу сказать, что только при нынешней власти к проблемам инвалидов стали наконец относиться серьезно. Я понимаю всю ответственность, которая ложится на меня на посту помощника губернатора по делам инвалидов, и постараюсь оправдать это доверие.

Вас можно назвать человеком, который сам себя сделал. Вы возглавляете сеть ортопедических салонов в Волгограде, у вас есть семья, вы ведете активный образ жизни… Как вам удалось всего этого добиться в среде, в которой сложно даже совершенно здоровым людям?

Во-первых, у меня хорошие друзья. Они всегда были со мной. Кроме того, рядом моя мама, моя семья. Это, может быть, дало мне силы. Кроме того, я всегда хотел сам себе доказать, что могу что-то сделать. Например, наколоть дрова, вскопать огород на коляске. И я просто брал и делал. То, что я могу сделать, всегда делаю сам, никого не прошу. У меня была одна жизнь – до травмы, которую я получил, и жизнь после травмы, когда я фактически пытался выживать. Сейчас я генеральный директор сети ортопедических салонов в Волгограде. Правда, после назначения помощником губернатора по делам инвалидов мне придется уйти из бизнеса. Но его продолжат мои единомышленники.

Как вас пригласили на пост помощника губернатора? Кто к вам обратился от Общероссийского народного фронта?

Я всегда относился к Народному фронту очень хорошо. И когда научный руководитель и председатель правления Национального центра проблем инвалидности, эксперт ОНФ Александр Лысенко предложил мне эту должность, я, подумав и все взвесив, согласился. Думаю, что этот пост должен занимать человек, который видит все проблемы инвалидов не снаружи, а изнутри, который понимает все проблемы людей с ограниченными возможностями. У меня есть команда единомышленников, и я надеюсь, что вместе нам удастся сделать что-то для людей и города.

Вносится депутатами

Государственной Думы

И.В.Лебедевым,

Я.Е.Ниловым,

А.Н.Свинцовым

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об уполномоченных по защите прав

инвалидов в Российской Федерации

Статья 1

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение, основные задачи и компетенцию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав инвалидов, а также уполномоченных по защите прав инвалидов в субъектах Российской Федерации.

2. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации
по защите прав инвалидов (далее - Уполномоченный) и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, обеспечивающим гарантии государственной защиты прав и законных интересов инвалидов, соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации.

3. Уполномоченный назначается Президентом Российской Федерации с учетом мнения общественных объединений инвалидов сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может быть назначено Уполномоченным более, чем на два срока подряд.

4. Уполномоченным назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе тридцати лет, имеющее высшее образование.

5. Уполномоченный не вправе быть членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее четырнадцати дней со дня назначения на должность. В своей деятельности Уполномоченный не может руководствоваться решениями политической партии или иного общественного объединения, членом которого он состоит.

6. Полномочия Уполномоченного могут быть досрочно прекращены по решению Президента Российской Федерации.

Статья 2

Основными задачами Уполномоченного являются:

1) защита прав и законных интересов инвалидов на территории Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, договорами федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

2) осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов инвалидов федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

3) содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов инвалидов;

4) взаимодействие с общественными организациями инвалидов;

5) участие в формировании и реализации государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов инвалидов.

Статья 3

1. Уполномоченный подотчетен Президенту Российской Федерации. По окончании календарного года Уполномоченный направляет Президенту Российской Федерации доклад о результатах своей деятельности, содержащий в том числе оценку реализации государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов инвалидов в Российской Федерации, а также предложения о совершенствовании правового положения инвалидов в части, относящейся к компетенции Уполномоченного.

2. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат размещению (опубликованию) на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и официальному опубликованию в "Российской газете".

Статья 4

1. Уполномоченный рассматривает жалобы инвалидов и общественных организаций инвалидов, граждан Российской Федерации (далее - заявитель) в пределах компетенции Уполномоченного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также порядком подачи и рассмотрения жалоб, принятия решений по ним, утвержденным Уполномоченным.

2. Уполномоченный принимает решение о принятии жалобы заявителя к рассмотрению или об отказе в принятии жалобы к рассмотрению в течение десяти дней со дня ее поступления, о чем уведомляет заявителя в течение трех дней. В дальнейшем Уполномоченный уведомляет заявителя о результатах реализации мер по восстановлению его нарушенных прав и законных интересов с периодичностью не реже одного раза в два месяца.

3. Уполномоченный направляет заявителю мотивированный отказ в принятии жалобы к рассмотрению при наличии в жалобе указания почтового и (или) электронного адреса заявителя по следующим основаниям:

1) текст жалобы, направленной в письменной форме, не поддается прочтению;

2) в жалобе содержится только тот вопрос, на который заявителю многократно давались Уполномоченным ответы по существу в письменной форме в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые обстоятельства по этому вопросу;

3) ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

4. В случае, если в поступившей на имя Уполномоченного жалобе не указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый или электронный адрес заявителя, такая жалоба не подлежит рассмотрению.

5. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан выполнить одно или несколько из следующих действий:

1) разъяснить заявителю вопросы, касающиеся его прав и законных интересов, в том числе форм и способов их защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

2) передать жалобу в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу. Направлять жалобу на рассмотрение должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется, запрещается;

3) направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и законных интересов инвалидов, заключение с указанием мер по восстановлению прав и соблюдению законных интересов инвалидов;

4) обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов (за исключением органов прокуратуры, Следственного комитета Российской Федерации, органов судебной власти), органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц в случае, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы инвалидов, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления прав инвалидов;

5) обжаловать вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, принятые в отношении заявителя, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

6) направить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы, организации, наделенные федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, обращение о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов инвалидов, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

6. При рассмотрении жалоб Уполномоченный вправе привлекать экспертов, способных оказать содействие в их полном, всестороннем и объективном рассмотрении.

7. Информация о результатах рассмотрения жалоб заявителей подлежит размещению (опубликованию) на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" при условии обязательного обезличивания персональных данных.

Статья 5

1. В ходе рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

2) беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления при предъявлении служебного удостоверения;

3) в целях защиты прав инвалидов, подозреваемых, обвиняемых и осужденных по делам о преступлениях, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, без специального разрешения посещать места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы;

4) одновременно с обжалованием в судебном порядке ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы инвалидов, выносить подлежащие немедленному исполнению предписания о приостановлении их действия до вступления в законную силу судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения заявления Уполномоченного.

2. Руководители и иные должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления обязаны обеспечить прием Уполномоченного, направить ответ в письменной форме на обращение Уполномоченного, а также предоставить Уполномоченному запрашиваемые сведения, документы и материалы в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения соответствующего обращения. Ответ на обращение Уполномоченного направляется за подписью должностного лица, которому оно непосредственно было адресовано.

3. В целях рассмотрения обращений Уполномоченного органы прокуратуры, правоохранительные органы, органы государственной власти по инициативе Уполномоченного могут создавать рабочие группы.

Статья 6

В целях выполнения определенных настоящим Федеральным законом задач Уполномоченный вправе:

1) направлять Президенту Российской Федерации, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о принятии нормативных правовых актов (о внесении изменений в нормативные правовые акты или признании их утратившими силу), относящихся к сфере деятельности Уполномоченного;

2) направлять Президенту Российской Федерации мотивированные предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и законных интересов инвалидов до решения этого вопроса соответствующим судом;

3) направлять Президенту Российской Федерации мотивированные предложения об отмене постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации;

4) направлять в Правительство Российской Федерации мотивированные предложения об отмене или о приостановлении действия принятого федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта или его отдельных положений, необоснованно усложняющих реализацию инвалидом прав и законных интересов.

5) направлять высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) мотивированные предложения об отмене или о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в случае, если соответствующие полномочия предусмотрены конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации);

6) давать заключения на проекты нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы инвалидов, являющиеся обязательными для рассмотрения Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. О результатах рассмотрения заключения Уполномоченный должен быть уведомлен в письменной форме в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения соответствующего заключения;

7) направлять органам и лицам, имеющим право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, мотивированные предложения в части, относящейся к компетенции Уполномоченного, об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Статья 7

1. Уполномоченный вправе назначать общественных представителей, действующих на общественных началах.

2. Общественные представители Уполномоченного осуществляют представительские и экспертные функции.

3. Уполномоченный в рамках своей компетенции осуществляет взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах.

4. Уполномоченный вправе создавать экспертные, консультативные и общественные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах, и привлекать для участия в их деятельности представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, представителей общественных организаций инвалидов, иных общественных организаций, в сферу деятельности которых входит защита прав и законных интересов инвалидов, оказание социальной и иной помощи инвалидам.

5. Уполномоченный вправе создавать на территории Российской Федерации общественные приемные, оказывающие инвалидам консультативную помощь по вопросам, относящимся к компетенции Уполномоченного.

Статья 8

1. Местом постоянного нахождения Уполномоченного является город Москва.

2. Финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного осуществляется за счет средств федерального бюджета.

3. Информация о деятельности Уполномоченного, включая порядок подачи и рассмотрения жалоб, принятия решений по ним, размещается на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Статья 9

1. Законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность уполномоченного по защите прав инвалидов в субъекте Российской Федерации (далее - уполномоченный в субъекте Российской Федерации), которая является государственной должностью субъекта Российской Федерации.

2. Уполномоченный в субъекте Российской Федерации осуществляет свою деятельность в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Правовое положение, основные задачи и компетенция уполномоченного в субъекте Российской Федерации устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.

4. Назначение кандидата на должность уполномоченного в субъекте Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по согласованию с Уполномоченным с учетом мнения общественных организаций инвалидов.

5. Уполномоченный в субъекте Российской Федерации не вправе замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы.

6. Досрочное прекращение полномочий уполномоченного в субъекте Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по представлению Уполномоченного либо с его согласия.

7. Финансовое обеспечение деятельности уполномоченного в субъекте Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 10

1. Уполномоченный в субъекте Российской Федерации рассматривает жалобы инвалидов, права и законные интересы которых были нарушены на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (далее также - заявители), на решения или действия (бездействие) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, нарушающие права и законные интересы инвалидов.

2. Направление жалобы по одному и тому же вопросу уполномоченным, осуществляющим свою деятельность в разных субъектах Российской Федерации, не допускается. В случае, если после принятия жалобы к рассмотрению уполномоченным в субъекте Российской Федерации будет установлено, что аналогичная жалоба уже рассматривается уполномоченным в другом субъекте Российской Федерации, жалоба оставляется без дальнейшего рассмотрения и возвращается обратившемуся с ней заявителю.

3. При осуществлении своей деятельности уполномоченный в субъекте Российской Федерации вправе:

1) запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления и у должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;

2) обращаться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц в случае, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы инвалидов, необоснованно усложняют реализацию инвалидом прав и законных интересов.

3) направлять в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления мотивированные предложения о принятии нормативных правовых актов (о внесении изменений в нормативные правовые акты или признании их утратившими силу), относящихся к сфере деятельности уполномоченного в субъекте Российской Федерации;

4) направлять высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) мотивированные предложения об отмене или о приостановлении действия актов органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;

4) осуществлять иные действия в рамках своей компетенции в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

4. Уполномоченный в субъекте Российской Федерации в рамках своей компетенции осуществляет взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, полномочными представителями Президента Российской Федерации.

5. Руководители и иные должностные лица органов государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, органов местного самоуправления обязаны обеспечить прием уполномоченного в субъекте Российской Федерации, а также предоставить ему запрашиваемые сведения, документы и материалы в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения соответствующего обращения. Ответ на обращение уполномоченного в субъекте Российской Федерации направляется за подписью должностного лица, которому оно непосредственно было адресовано.

6. По окончании календарного года уполномоченный в субъекте Российской Федерации направляет Уполномоченному информацию о результатах своей деятельности и оценку реализации государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов инвалидов в субъекте Российской Федерации и предложениями о совершенствовании правового положения инвалидов.

Статья 11

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.

3. Уполномоченный в течение тридцати дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утверждает порядок подачи и рассмотрения жалоб, принятия решений по ним.

Президент

Российской Федерации В.Путин

__________________________________________________________________________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона

«Об уполномоченных по защите прав инвалидов

в Российской Федерации»

В статье 7 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов (наряду с другими категориями лиц), развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Российская Федерация в 2012 году ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Реализация ее положений предполагает обеспечение инвалидов условиями для преодоления ограничений жизнедеятельности и создание для них возможности участия в жизни общества наравне с другими. В Российской Федерации приняты масштабные законодательные меры, позволяющие улучшить условия адаптации инвалидов при пользовании услугами транспорта, информации, связи, а также в сферах культуры, спорта, охраны здоровья, социальной защиты, занятости, доступа к правосудию. В то же время необходимо провести большую работу по приведению российского законодательства в соответствие с Конвенцией о правах инвалидов и созданию других условий для их полноценной жизни и деятельности. В первоначальном докладе Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах инвалидов «О мерах, принятых для осуществления обязательств по Конвенции о правах инвалидов, и о прогрессе, достигнутом в соблюдении прав инвалидов в течение двух лет после ее вступления в силу для Российской Федерации» приводятся значимые цифры бюджетных расходов, произведенных для достижения показателей целевых программ. На федеральную целевую программу «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы» было выделено 4,7 млрд. рублей, в том числе из средств федерального бюджета - 3,0 млрд. рублей. На выполнение программы «Доступная среда» запланировано выделение финансовых средств в 36 раз больше (всего 180 млрд. рублей, в том числе из средств федерального бюджета - 160 млрд. рублей). Первый для России Доклад в ООН был подготовлен в сентябре 2014 года Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Несмотря на принимаемые меры, данные о числе инвалидов, свидетельствуют о том, что в течение 5 лет (2009-2013 годы) число инвалидов практически не уменьшается, а число детей-инвалидов растет. Результаты анализа федеральных программ также свидетельствует о том, что предпринимаемые меры носят экстенсивный характер. Реабилитационная направленность предпринимаемых мер явно недостаточна.

Для того, чтобы переломить ситуацию с положением инвалидов в Российской Федерации, необходим комплекс системных организационных, социальных, финансовых, кадровых, научных действий, которые должны координироваться на самом высоком государственном уровне.

Одной из значимых организационных мер, обеспечивающей формирование, реализацию и контроль государственной политики в сфере поддержки и обеспечения прав инвалидов, станет создание института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав инвалидов (далее - Уполномоченный). Учреждение такого института согласуется с рекомендациями ООН.

Проект федерального закона определяет правовое положение, основные задачи и компетенцию Уполномоченного, а также закрепляет основные принципы деятельности уполномоченных по защите прав инвалидов в субъектах Российской Федерации. В соответствии с проектом федерального закона Уполномоченный назначается Президентом Российской Федерации с учетом мнения общественных объединений инвалидов сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может быть назначено Уполномоченным более, чем на два срока подряд.

Уполномоченный является государственным органом, обеспечивающим гарантии государственной защиты прав и законных интересов инвалидов, соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Уполномоченный рассматривает жалобы инвалидов; участвует в рассмотрении дел арбитражными судами; участвует в уголовном судопроизводстве; имеет право запрашивать и получать необходимые документы и сведения; имеет право в случаях, предусмотренных федеральными законами, без специального разрешения посещать места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также учреждения, исполняющие наказания; осуществляет иные действия, направленные на защиту прав и законных интересов инвалидов. Уполномоченный вправе создавать экспертные и консультативные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах.

Законопроектом предусмотрено создание органами государственной власти субъектов Российской Федерации должности уполномоченного по правам инвалидов в субъекте Российской Федерации.

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и законных интересов инвалидов, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов. Предлагаемые меры будут способствовать защите прав и законных интересов инвалидов.

В целях приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом «Об уполномоченных по защите прав инвалидов в Российской Федерации» необходимо принятие дополнений и изменений в некоторые федеральные законы.