Что такое слова-помощники в русском языке


Правила русского языка 1-2 класс
УМК «Гармония»
Речь.
В речи главный работник-слово.
Правила переноса слов.
Слова чаще всего переносятся по слогам.
Нельзя оставлять на строке слог из одной буквы.
Нельзя переносить слог из одной буквы.
Когда мы сообщаем точные сведения, объясняем их – мы строим деловую речь.
Когда словами рисуем картину, передаём своё отношение – мы создаём картинную речь.
Ты вспомнил(а) о себе, поэтому твой рассказ – это твои воспоминания.
Какие бывают слова.
В речи есть слова: названия, указатели, помощники.

Слова-названия называют кого-то или что-то, признаки, действия, количество. Слова названия отвечают на вопросы:
- кто? (люди, животные- учитель, кошка, собака, девочка…)- что? (растения, вещи- кактус, яблоня, шкаф, пенал…)
- сколько? (количество- много, двадцать …)
- какие? (признаки- зелёные, мокрые, высокие, полные…)
- что делают? (действия- бегают, летают, мяукают…)
-где? (на чём?). (на верху, на дереве…)
Слова, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?
Слова, которые называют вещи, растения, явления природы и ещё многое, что мы видим, слышим, представляем, отвечают на вопрос что?
Слова-указатели (я, ты, меня, мне, он, она, её, его, их, это …) ничего не называют, но позволяют указать на кого-то или что-то.
Слова-помощники (у, в, на, и, но, за, под, над, а, не …) помогают связывать между собой другие слова.Собственные имена.
Имена, отчества, фамилии людей, а также клички животных – это собственные имена. (Семёнов Иван Иванович, собака Жучка, Антон…).
Все собственные имена пишутся с большой буквы. Помни об этих опасных местах при письме.
Слов, которые называют человека, много. Но имя, отчество и фамилия принадлежит только ему. Кличка животного тоже принадлежит именно ему. Вот почему, каждое из этих слов так и назвали – собственное имя.
Названия стран, городов, деревень, улиц, рек, книг, газет, журналов – всё это собственные имена. Поэтому такие слова всегда пишутся с большой буквы. (Россия, Америка, Cаратов, деревня Богатовка, река Волга, журнал “Мурзилка” …).
Разные языки: родной и иностранные.
Давным-давно жил народ русь. Он о своей земле говорил – русская, а о языке – русский.
У страны, где жил этот народ, было название – Русь. Позже страну назвали Россией.
Язык иной (другой) страны – иностранный.
Родной язык – это тот язык, на котором с тобой начали разговаривать твои родители.
Русский язык – общий для всех людей России. Это язык страны, в которой мы живём.
Речь устная и письменная.
Мы выражаем мысли с помощью предложений. В устной речи отделяем их друг от друга короткими остановками, паузами.
В письменной речи мы отмечаем начало предложений большой буквой, а конец-точкой, вопросительным (?) или восклицательным(!) знаком.
Когда мы выражаем мысль спокойно, без особых чувств, то ставим точку(.).
Когда подчёркиваем чувства, мы пишем восклицательный знак (!).
Когда задаём вопрос, нам нужен вопросительный знак (?).
Помни: большая буква в начале строки стихотворения не всегда показывает начало предложения.
Не забудь, что в устной речи нам помогают передать чувства голос, жесты, выражение лица (мимика).
В письменной речи знаки в конце и внутри предложений помогают нам лучше понимать друг друга.
В устной речи между предложениями мы обычно делаем короткие паузы. Между словами чаще всего таких остановок нет.
Но в письменной речи слова нужно обязательно отделять друг от друга пробелами.
Ľ _ - _ - _.
Старайся запоминать все слова-помощники, которые тебе встречаются. Их нужно научиться замечать в речи так же, как ты замечаешь на улице своих знакомых.
Помни: при перечислении перед словом-помощником и запятая чаще всего не ставится.
Всегда ставим запятую при перечислении без слов-помощников.
Чтобы узнать, есть или нет слово-помощник, надо попробовать в опасном месте добавить слово. Нельзя – нет слова-помощника; можно - оно есть и пишется отдельно.
Звуки русского языка
Звуки в нашей речи ставят в особые скобки: .
Гласные.
Гласные буквы Гласные звуки
а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я. [а], [о], [у], [ы], [и], [э]
10 букв 6 звуков
Гласные
а, о, у, ы, э и, е, ё, ю, я
Показывают твёрдость предыдущего согласного Показывают мягкость предыдущего согласного
Чтобы показать, что согласный звук мягкий, используют значок, похожий на запятую: [ п" ],[ н"],[ т"].
Буквы е, ё, ю, я могут обозначать один или два звука.
Буква е – [э] или [й"] [э]. Буква ё – [о] или [й"] [о].
Буква ю – [у] или [й"] [у]. Буква я – [а] или [й"] [а].
Один звук эти буквы обозначают после мягких согласных.
е – [э] вес [в"эс] ё – [о] вёз [в"ос]
ю – [у] тюк [т"ук] я – [а] вяз [в"ас]
Два звука буквы е, ё, ю, я могут обозначать в следующих случаях:
В начале слова Ель [й"эл"]
После гласных Стоял [стай"ал]
После Ъ,ЬВьюга [в" -й"угаСъёмка [с-й"омка]

Согласные.
Звонкие и глухие согласные звуки.
Парные
Звонкие [б] [в] [г] [д] [ж] [з]
Глухие [п] [ф] [к] [т] [ш] [с]
Непарные
Звонкие [й"] [л] [м] [н] [р] Глухие [х] [ц] [ч"] [щ"]
Твёрдые и мягкие согласные звуки.
Парные
Твёрдые [б] [п] [в] [ф] [г] [к] [д] [т] [з] [с] [л] [м] [н] [р] [х]
Мягкие [б"] [п"] [в"] [ф"] [г"] [к"] [д"] [т"] [з"] [с"] [л"] [м"] [н"] [р"] [х"]
Например: [б]-быть, [б"]-бить [в]-выть, [в"] – вить.

Непарные
Твёрдые [ж] [ш] [ц] - всегда твёрдые
Мягкие [й"] [ч"] [щ"] – всегда мягкие
Например: [ж] – жир [щ"] - щука

Буквы русского языка.
Алфавит.
Все буквы языка, расположенные по порядку, - это алфавит.
Слово алфавит произошло от названия первых букв греческого языка “альфа” (α) и “вита” (β).
Иногда порядок букв называют и по-другому: азбука. Это слово образо-валось от старых названий русских букв “аз” и “буки”.
Учёные располагают все слова в словарях в алфавитном порядке (по алфавиту), чтобы мы быстрее находили нужные нам слова.
Помни!
Если первые буквы одинаковы, то слова располагаются по второй букве. Если и она одинакова, то по третьей.
Как работают буквы?
Обозначаем мягкость согласных звуков.
Буквы согласных сами не показывают твёрдость или мягкость своих звуков. За них это делают буквы гласных звуков. Одни указывают на твёрдость, другие на мягкость согласного.
_ O = O Слышу твёрдый согласный – после него на месте гласного
а я пишу буквы …
о ё
у ю Слышу мягкий согласный – после него на месте гласного
э е пишу буквы …
ы и


Приложенные файлы

Что такое слова-помощники в русском языке?

    Вероятно многим знакомо выражение для связки слов. Так это как раз о них, о так называемых, словах-помощниках. Их основная функция именно связывать слова в предложениях. Как правило это предлоги, например на, под, за, в и тому подобные.

    слова-помощники в русском языке необходимы, помогают в построении предложения и речи в целом, к ним можно отнести не только предлоги и союзы,которые связывают слова в предложениях, но и отдельные гласные и звуки, которые мы можем вставить между предложениями, чтоб было время подумать, что говорить потом, например... ээээ....

    Язык помогает нам общаться и понимать друг друга. А почему мы говорим и понимаем друг друга? Потому что наша речь производится и воспринимается по определенным правилам.Речь строится из предложений. А каждое слово в предложении имеет свою определенную роль: главную и второстепенную. Слова - ПОМОЩНИКИ играют второстепенную роль, они помогают другим словам связываться между собой. Например: это слова - под,за,но,на,у, в...

    Слова-помощники это те слова, которые помогают нам связывать другие слова. Когда человек не может корректно связать одно слово с другим, он начинает пользоваться словами-помощниками. Чем грамотнее человек, тем меньше необходимости ему пользоваться подобными словами.

    Великий и могучий русский язык и на сегодняшний день удивляет меня своей широтой. Так в русском языке есть слова-названия, слова-указатели, слова-помощники. Если с первыми двумя еще более менее поятно, то что же такое слова-помощники? Слова-помощники - это слова русского языка, позволяющие связывать между собой остальные слова. Такими могут быть но, под, а, у, за, на и так далее.

    Слова помощники проходят на уроках русского языка в 1 или во 2 классе. Детям объясняют, что в русском языке слова делятся на три котегории: слова-названия, слова-указатели и слова-помощники. Слова-помощники нужны для связи между собой других слов. Несколько позже они узнают, что слова-помощники - это предлоги и частицы: у, в, на, и, но, за, под, над, а, не.

    В программе русского языка для первого класса есть понятие - слова помощники. Основная цель (задача) этих слов - помогать связывать слова в предложениях между собой. Почему их и называют словами помощниками. По сути же это предлоги (на, от, до, из, у, к, в, без, для, под...).

    Как говориться, язык до Киева доведет! Действительно, великий и могучий русский язык удивляет своей широтой!

    Словами-помощниками являются, как правило предлоги, такие как на, в, за, под и другие. Они связывают слова в предложениях.

    Слова помощники - это всевозможные предлоги и различные вводные слова. Они служат для того, чтобы помочь лучше выразить то, что хочешь сказать.

    Например под, на, у, перед, около, если, или, при, в, от, из и так далее.

    Например во фразе кошка под кустом слово помощник под помогает связать два слова таким образом, чтобы было понятно, какой смысл связывает эти два разных по смыслу слова между собой.

    Что такое слова-помощники в русском языке? Речь строится из предложений, и каждое слово из предложения имеет свою определенную роль, главную и второстепенную. Слова-помощники, играют второстепенную роль в предложениях. Они помогают другим словам связываться между собой.

В сложноподчинённом предложении основная часть связывается с придаточной частью при помощи последующих средств связи :

  • подчинительных союзов,
  • союзных слов,
  • указательных слов.
  • Альянс - это служебная часть речи, которая служит для связи частей сложного предложения, однородных членов предложения и целых предложений.

    Союзные слова - это местоименные слова, в каких совмещены характеристики самостоятельной (знаменательной) и служебной части речи. В качестве союзных слов способны употребляться только местоименные слова вопросительного класса:

  • местоимения-существительные (кто, что);
  • местоименные прилагательные (какой, который, каков, каковой, кой, чей);
  • местоименные наречия (где, куда, откуда, когда, как, как, почему, отчего, для чего);
  • местоименное числительное (сколько).
  • Указательные слова находятся в основном предложении (бывают не всегда!). Это указательные местоимения и наречия тот, таковой, столько, там, туда, тогда и др., которые указывают, что при нём имеется придаточное предложение, и выделяют его содержание: То сердечко не научится обожать, которое утомилось непереносить (Некрасов); Там , где вырастают розы, вырастают и шипы (пословица).

    Основная неувязка при анализе сложноподчинённого предложения - трудности в разграничении союзов и союзных слов.

    Чтоб отличить альянс от союзного слова, необходимо средство связи частей сложноподчинённого предложения проверить по последующим признакам.

    Союзы

    Союзные слова

    1. Не являются членами предложения: Он произнес, что сестра не вернётся к ужину (что - альянс, не является членом предложения).

    1. Являются членами придаточного предложения: что ведёт через рощу (союзное слово что - подлежащее).

    2. Нередко (однако не всегда!) альянс есть возможность изъять из придаточного предложения, ср.: Он произнес, что сестра не вернётся к ужину. - Он произнес: сестра не вернётся к ужину.

    2. Так как союзное слово - член придаточного предложения, его нельзя изъять в отсутствие конфигурации смысла: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу ; нереально: Она не сводила глаз с дороги, ведёт через рощу .

    3. На альянс не может падать логическое ударение.

    3. На союзное слово может падать логическое ударение: Я знаю, что он будет делать завтра.

    4. После союза нельзя поставить частички же, конкретно .

    4. После союзного слова есть возможность поставить частички же, конкретно , ср.: Я знаю, что все-таки что конкретно он будет делать завтра.

    5. Альянс нельзя поменять указательным местоимением либо местоименным наречием.

    5. Союзное слово есть возможность поменять указательным местоимением либо местоименным наречием, ср.: Я знаю, что он будет делать завтра. - Я знаю: это он будет делать завтра; Я знаю, где он был вчера. - Я знаю: там он был вчера.

    Нужно держать в голове, что не любой из этих приемов в отдельности может посодействовать распознаванию союза и союзного слова. Ни один из признаков не является универсальным, т.к. опирается только на наружное выражение существенных внутренних различий. Используя нареченные аспекты в совокупы либо в разных сочетаниях, есть возможность научиться определять, союзом либо союзным словом присоединяется придаточная часть к главной.

    Кроме обозначенных выше методов разграничения союзов и союзных слов следует учесть последующее:

    1) Что, как, когда могут быть как союзами, так и союзными словами. Это омонимы , потому при разборе сложноподчинённых предложений с этими словами нужно быть отдельно внимательными.

  • Когда является союзом
  • В придаточном времени (Отец мой скончался, когда мне был шестнадцатый год . Лесков);

    В придаточном условия (Когда необходимо чёрта, так и ступай к чёрту! Гоголь).

  • Когда является союзным словом
  • В придаточном времени, в том случае в главной части есть указательное слово тогда (Отец мой скончался тогда , когда мне был шестнадцатый год);

    В придаточном изъяснительном (Я знаю, когда он вернётся );

    В придаточном определительном (Тот день, когда мы повстречались в первый раз, я не забуду никогда ; когда в определительном придаточном есть возможность поменять главным для этого придаточного союзным словом который , ср.: Тот день, в который мы повстречались в первый раз, я не забуду никогда ).

  • Как является союзом во всех обстоятельственных придаточных, не считая придаточных вида действия и степени (ср.: Служите мне, как вы ему служили (Пушкин) - придаточное сравнительное (как - альянс). Как душа черна, так мылом не смоешь (пословица) - придаточное условия, есть возможность поменять: в том случае душа черна (как - альянс). Делай так, как тебя учили - придаточное вида действия и степени (как - союзное слово).
  • Отдельно пристально следует разбирать придаточные изъяснительные: в их как и что могут быть как союзами, так и союзными словами . Ср.: Он произнес, что вернётся к ужину (что - альянс). - Я знаю, что он будет делать завтра (что - союзное слово); Я слышал, как за стенкой рыдал ребёнок (как - альянс). - Я знаю, как она любит отпрыска (как - союзное слово).
  • В придаточном изъяснительном альянс как есть возможность поменять союзом что , ср.: Я слышал, как за стенкой рыдал ребёнок. - Я слышал, что за стенкой рыдал ребёнок.
  • 2) Чем является союзом в 2-ух случаях:

  • в составе двойного союза чем... тем : Чем далее в лес, тем больше дров; Чем поближе осень, тем грустнее на душе;
  • в придаточных подобных сложноподчинённых предложений, которые имеют в главной части прилагательное, наречие в сравнительной степени либо слова другой, иной, по другому : Он оказался выносливее, чем мы задумывались; Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, повернуться (Крылов).
  • 3) Где, куда, откуда, кто, почему, для чего, сколько, который, какой, чей - союзные слова и не могут быть союзами.

    4) При разборе придаточного предложения очень нередко допускается тяжелейшая ошибка : вид придаточного предложения определяют по союзу либо союзному слову. Это неприемлимо, так как один и тот же альянс (союзное слово) может вводить различные виды придаточных.

  • Чтоб не ошибиться, нужно поставить вопрос от головного предложения к придаточному : Я знаю (что?), когда он вернётся; Я знаю (что?), где он был - придаточные изъяснительные; Он возвратился в город (в какой город?), где провел молодость; Тот день (какой день?), когда мы познакомились, я не забуду никогда - придаточные определительные.
  • Не считая того, в определительном придаточном союзные слова где, куда, откуда, когда есть возможность поменять союзным словом который . Ср.: Он возвратился в город, где провёл молодость. - Он возвратился в город, в каком провёл молодость; Тот день, когда мы познакомились, я не забуду. - Тот день, в который мы познакомились, я не забуду.
  • 5) Ещё одна трудность - найти, каким членом предложения является союзное слово.

    При определении синтаксической роли союзного слова вопрос ставится уже в самом придаточном предложении прямо от того слова (либо словосочетания), к которому относится союзное слово:

    Вот дом, в каком (= в доме) мы жили ранее - союзное слово в каком (местоимение) в роли происшествия места : жили (где?) , а вид придаточной - придаточная определительная.

    Вот дом, который (= дом) выстроили в прошедшем году - союзное слово который в роли прямого дополнения : выстроили (кого?/что?), а вид придаточной - придаточная определительная.

    Вот дом, внешний облик которого (= обители) мне очень нравится - союзное слово которого в роли несогласованного определения : внешний облик (чей?), а вид придаточной - придаточная определительная.

    Вот дом, который (= дом) был возведен в XIX веке - союзное слово который в роли подлежащего : (кто?/что?) дом, а вид придаточной - придаточная определительная.

    Источники:

  • licey.net - статья «Разграничение союзов и союзных слов»;
  • traktat.com - статья «Подчинительные союзы и союзные слова».
  • В сложноподчинённом предложении главная часть связывается с придаточной частью с помощью следующих средств связи :

    • подчинительных союзов,
    • союзных слов,
    • указательных слов.

    Союз — это служебная часть речи, которая служит для связи частей сложного предложения, однородных членов предложения и целых предложений.

    Союзные слова — это местоименные слова, в которых совмещены свойства самостоятельной (знаменательной) и служебной части речи. В качестве союзных слов способны употребляться только местоименные слова вопросительного типа:

    • местоимения-существительные (кто, что);
    • местоименные прилагательные (какой, который, каковой, каков, кой, чей);
    • местоименные наречия (где, куда, откуда, когда, как, насколько, почему, отчего, зачем);
    • местоименное числительное (сколько).

    Указательные слова находятся в главном предложении (бывают не всегда!). Это указательные местоимения и наречия тот, такой, столько, там, туда, тогда и др., которые указывают, что при нём имеется придаточное предложение, и выделяют его содержание: То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть (Некрасов); Там , где растут розы, растут и шипы (пословица).

    Основная проблема при анализе сложноподчинённого предложения — трудности в разграничении союзов и союзных слов.

    Чтобы отличить союз от союзного слова, нужно средство связи частей сложноподчинённого предложения проверить по следующим признакам.

    Союзы

    Союзные слова

    1. Не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину (что — союз, не является членом предложения).

    1. Являются членами придаточного предложения, к ним можно поставить вопрос: что ведёт через рощу (союзное слово что — подлежащее).

    2. Часто (но не всегда!) союз можно изъять из придаточного предложения, ср.: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину. — Он сказал: сестра не вернётся к ужину.

    2. Поскольку союзное слово — член придаточного предложения, его нельзя изъять без изменения смысла: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу ; невозможно: Она не сводила глаз с дороги, ведёт через рощу .

    3. На союз не может падать логическое ударение.

    3. На союзное слово может падать логическое ударение: Я знаю, что он будет делать завтра.

    4. После союза нельзя поставить частицы же, именно .

    4. После союзного слова можно поставить частицы же, именно , ср.: Я знаю, что же что именно он будет делать завтра.

    5. Союз нельзя заменить указательным местоимением или местоименным наречием.

    5. Союзное слово можно заменить указательным местоимением или местоименным наречием, ср.: Я знаю, что он будет делать завтра. — Я знаю: это он будет делать завтра; Я знаю, где он был вчера. — Я знаю: там он был вчера.

    6. С союзом нельзя образовать самостоятельное вопросительное предложение: Знаешь, я читала, что бессмертны души (Что бессмертны души? — нет смысла).

    6. С союзным словом можно образовать самостоятельное вопросительное предложение: Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною (Что сбудется в жизни со мною? — так можно спросить).
    7. Союз не может употребляться с предлогом. Союзное слово может употребляться с предлогом: Я знаю, у кого можно спросить адрес.

    Необходимо помнить, что не каждый из этих приемов в отдельности может помочь распознаванию союза и союзного слова. Ни один из признаков не является универсальным, т.к. опирается лишь на внешнее выражение существенных внутренних различий. Используя названные критерии в совокупности или в различных сочетаниях, можно научиться определять, союзом или союзным словом присоединяется придаточная часть к главной.

    Помимо указанных выше способов разграничения союзов и союзных слов следует учитывать следующее:

    1) Что, как, когда могут быть как союзами, так и союзными словами. Это омонимы , поэтому при разборе сложноподчинённых предложений с этими словами надо быть особенно внимательными.

    • Когда является союзом

    — в придаточном времени (Отец мой скончался, когда мне был шестнадцатый год . Лесков);

    — в придаточном условия (Когда нужно чёрта, так и ступай к чёрту! Гоголь).

    • Когда является союзным словом

    — в придаточном времени, если в главной части есть указательное слово тогда (Отец мой скончался тогда , когда мне был шестнадцатый год);

    — в придаточном изъяснительном (Я знаю, когда он вернётся );

    — в придаточном определительном (Тот день, когда мы встретились впервые, я не забуду никогда ; когда в определительном придаточном можно заменить основным для этого придаточного союзным словом который , ср.: Тот день, в который мы встретились впервые, я не забуду никогда ).

    • Как является союзом во всех обстоятельственных придаточных, кроме придаточных образа действия и степени (ср.: Служите мне, как вы ему служили (Пушкин) — придаточное сравнительное (как — союз). Как душа черна, так мылом не смоешь (пословица) — придаточное условия, можно заменить: если душа черна (как — союз). Делай так, как тебя учили придаточное образа действия и степени (как — союзное слово).
    • Особенно внимательно следует разбирать придаточные изъяснительные: в них как и что могут быть как союзами, так и союзными словами . Ср.: Он сказал, что вернётся к ужину (что — союз). — Я знаю, что он будет делать завтра (что — союзное слово); Я слышал, как за стеной плакал ребёнок (как — союз). — Я знаю, как она любит сына (как — союзное слово).
    • В придаточном изъяснительном союз как можно заменить союзом что , ср.: Я слышал, как за стеной плакал ребёнок. — Я слышал, что за стеной плакал ребёнок.

    2) Чем является союзом в двух случаях:

    • в составе двойного союза чем... тем : Чем дальше в лес, тем больше дров; Чем ближе осень, тем грустнее на душе;
    • в придаточных таких сложноподчинённых предложений, которые имеют в главной части прилагательное, наречие в сравнительной степени или слова иной, другой, иначе : Он оказался выносливее, чем мы думали; Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться (Крылов).

    3) Где, куда, откуда, кто, почему, зачем, сколько, который, какой, чей союзные слова и не могут быть союзами.

    4) При разборе придаточного предложения очень часто допускается грубая ошибка : вид придаточного предложения определяют по союзу или союзному слову. Это недопустимо, потому что один и тот же союз (союзное слово) может вводить разные виды придаточных.

    • Чтобы не ошибиться, надо поставить вопрос от главного предложения к придаточному : Я знаю (что?), когда он вернётся; Я знаю (что?), где он был — придаточные изъяснительные; Он вернулся в город (в какой город?), где провел юность; Тот день (какой день?), когда мы познакомились, я не забуду никогда — придаточные определительные.
    • Кроме того, в определительном придаточном союзные слова где, куда, откуда, когда можно заменить союзным словом который . Ср.: Он вернулся в город, где провёл юность. — Он вернулся в город, в котором провёл юность; Тот день, когда мы познакомились, я не забуду. — Тот день, в который мы познакомились, я не забуду.

    5) Ещё одна трудность — определить, каким членом предложения является союзное слово.

    При определении синтаксической роли союзного слова вопрос ставится уже в самом придаточном предложении непосредственно от того слова (или словосочетания), к которому относится союзное слово:

    Вот дом, в котором (= в доме) мы жили раньше — союзное слово в котором (местоимение) в роли обстоятельства места : жили (где?) , а вид придаточной — придаточная определительная.

    Вот дом, который (= дом) построили в прошлом году — союзное слово который в роли прямого дополнения : построили (кого?/что?), а вид придаточной — придаточная определительная.

    Вот дом, внешний вид которого (= дома) мне очень нравится — союзное слово которого в роли несогласованного определения : внешний вид (чей?), а вид придаточной — придаточная определительная.

    Вот дом, который (= дом) был построен в XIX веке — союзное слово который в роли подлежащего : (кто?/что?) дом, а вид придаточной — придаточная определительная.

    Источники:

    • licey.net — таблица «Разграничение союзов и союзных слов»;
    • traktat.com — статья «Подчинительные союзы и союзные слова».