Гитлеровский план молниеносной войны против ссср назывался. План "молниеносной войны" японии против ссср. План молниеносной войны

Концепция социально-экономического развития РФ – это национальная социально – политическая государственная концепция, разработанная представителями Государственного совета Российской Федерации с целью проведения комплекса мероприятий по улучшению уровня жизни граждан страны, укреплению системы обороны, развития и унификации экономических методов производства. Другое сокращенное название концепции – «стратегия 2020», что объясняется предположительными сроками её реализации.

В чем заключается Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ?

  • Определение долгосрочных методов развития страны с учетом современных мировых тенденций.
  • Определение методов и субъектов политического партнерства
  • Определение приоритетов в сфере развития технологий и науки, социального прогресса и здравоохранения.
  • Приоритеты политики внешней экономики.
  • Определение задач развития на государственном и локальном уровнях.

Структура концепции долгосрочного развития

Концепция структурирована на 6 основополагающих разделов:

1) Первый раздел концепции гласит о новой модели развития страны в целом и о конкретных методах поощрения развития всех форм бизнеса, создания более выгодных условий для развития частного предпринимательства методом адаптации российской экономики к запросам мирового уровня.

2) Во втором разделе описываются макроэкономические тенденции, делается предварительный анализ их развития до 2020 года, упоминаются налоговые и пенсионные реформы.

3) Третий раздел дает представление о том, как до 2020 года возрастет уровень трудоустройства, какие реформы будут приняты по улучшению социальных условий проживания граждан. Особый акцент делается на политике по уравновешиванию социального положения различных слоев населения и преодолению финансового разрыва между ними. Так же упоминается о необходимости проведения мероприятий по повышению уровня профессиональной подготовки кадров во всех сферах деятельности. Отдельной главой подаются политические планы правительства относительно политики здравоохранения.

4) В четвертом разделе говорится об общих чертах развития государственной инфраструктуры в период с 2008 по 2020 год. Речь идет о создании комфортных условий для жизнедеятельности граждан страны. Раскрываются аспекты планирования государственной жилищной политики, то есть рассматривается вопрос о строительстве новых жилищных объектов, ликвидации архитектурных объектов, срок эксплуатации которых подошел к концу. Разработан план по заселению новых жилых домов. Заселение граждан будет происходить соответственно с разработанным планом принятия их на учет.

Еще одной проблемой на данный период является проблема территориальной разобщенности. Россия – огромная страна, имеющая множество политических локальных единиц, которые характерны массой политических, этнических, региональных и социально – культурных различий. Государственная политика, изложенная в концепции, направлена на устранение этих различий и сбалансировании социально – экономической системы страны.

Следующим пунктом рассматривается проблема ограниченного развития электроэнергетики. Предлагается план по усовершенствованию системы теплоснабжения и электроэнергетики, а так же её адаптации под новейшие стандарты оснащения. Так же проводится политика, направленная на устранение информационной разобщенности между регионами страны.

5) Пятый раздел имеет название «Эффективное государство» и сообщает о проведении ряда мероприятий по оптимизации государственного вмешательства в различные сферы жизни. Определенный акцент делается на развитии и оптимизации системы функционирования различных общественных институтов.

Отдельным параграфом оговаривается планирование системы управления государственной собственностью и вопросы передачи государственных объектов в распоряжение частных предпринимателей. Рассматриваются пути оптимизации государственных закупок и инвестирования финансов из государственных фондов в различные сферы жизнедеятельности общества. Особое значение уделяется проведению реформы бюджетного сегмента в экономической системе государства.

Концепция социально-экономического развития регионов РФ рассматривает вопросы развития и усовершенствования системы местного самоуправления и межбюджетной политики. Пересматриваются и расширяются полномочия органов местного управления в целом и отдельных его представителей в частности. Эти мероприятия направлены на утверждение реального федерализма, о котором неоднократно упоминается в тексте Концепции.

6) Шестой раздел представлен информацией о внешнем контуре развития государства до 2020 года, определении экономических ориентиров и круга экономических и политических партнеров Российской Федерации во внешней политике на указанный период. Раскрывается позиция российского представительства на международной политической арене касательно вопросов европейской интеграции всех систем жизнедеятельности в российских реалиях. В этом разделе так же имеется предложенный план по развитию бюджетных линий, который конкретизирует распланированную систему доходов и расходов государственного бюджета.

Суть концепции

Стратегия развития составлена, исходя из двух базисов, первым из которых есть новая модель развития экономики, вторым – новая социальная политика. Известно, что прежняя модель функционирования экономического развития в современных реалиях уже не является эффективной и нуждается в серьезных поправках и концептуальных изменениях. Исходя из планирования новой модели развития, происходит построение новой социальной политики, предусматривающей ускоренные темпы развития отечественной экономики на государственном уровне. Для развития экономической системы и устранения кризисных тенденций необходимо провести перераспределение всех финансовых потоков внутри страны. Это даст возможность пополнить государственные фонды финансовыми ресурсами, создать большое количество новых рабочих мест.

Новая стратегия развития предусматривает не используемого ранее маневра, который позволит повысить уровень конкурентоспособности России на мировом рынке. Речь идет о повышении ценностного уровня человеческих и научных ресурсов, то есть это означает, что в России будет проводиться усиленная политика по повышению уровня квалификации кадров всех сфер деятельности.

Если раньше основное внимание уделялось мало защищенным категориям населения, то теперь государственная политика будет направлена так же и на реализацию законных прав и интересов тех слоев общественности, которые имеют потенциал и возможности для наращивания научного и технологического развития, поднимая тем самым финансовый и политический авторитет страны в глазах мировой общественности.

Экономическую систему государства, развитую соответственно с данной стратегией, можно будет назвать постиндустриальной. Основной упор, судя по политическим прогнозам, будет сделан на человеческий , то есть развитие медицинской, образовательной, информационной отрасли. Раньше эти отрасли не финансировались подобающим образом, чем и спровоцированы кризисные тенденции в российской системе развития.

Проблема экономического застоя объясняется тем, что ранее все основные стратегически важные сферы жизнедеятельности финансировались только из государственного бюджета, который не был способен покрыть все необходимые расходы в вышеуказанных сферах. Теперь же Концепция социально-экономического развития РФ до 2020 года обещает, что в общую систему финансирования будут вовлечены и частные коммерческие структуры, которые имеют возможность поспособствовать развитию основных сфер жизнедеятельности за счет своего финансового состояния.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 г., утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

Цель разработки Концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

В соответствии с этой целью Концепция формулирует:

Основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода;

Стратегию достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы;

Формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества;

Цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике;

Цели и приоритеты внешнеэкономической политики;

Параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.

Концепция состоит из восьми блоков, разделенных по основным стратегическим направлениям:

I. Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития:

1. Итоги 1990 - 2000-х годов: возвращение России в число мировых экономических держав.

Подраздел, призванный осветить исходное состояние российской экономики и провозглашает, что «за последние годы Россия восстановила статус мощной экономической державы».

2. Вызовы предстоящего долгосрочного периода

Первый вызов - усиление глобальной конкуренции. Разработчики концепции считают, что для России трансформация мировой экономики «создает новые возможности для развития внешнеэкономической интеграции, укрепления и расширения позиций на мировых рынках, импорта технологий и капитала». Второй вызов - ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста. «Для России наличие научно-исследовательского потенциала и высокотехнологичных производств создает условия для обеспечения технологического лидерства по ряду важнейших направлений». Третий вызов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала. Четвертый вызов - исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля, низкой стоимости производственных факторов - рабочей силы, топлива, электроэнергии.

3. Целевые ориентиры:

Высокие стандарты благосостояния человека

Социальное благополучие и согласие

Экономика лидерства и инноваций

Сбалансированное пространственное развитие

Экономика, конкурентоспособная на мировом уровне

Институты экономической свободы и справедливости

Безопасность граждан и общества

4. Направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития:

Концепция рассматривает переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста, связанный и с формированием нового механизма социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности.

5. Взаимодействие государства, частного бизнеса и общества как субъектов инновационного развития.

II. Этапы инновационного развития

Предусматривается, что инновационное развитие российской экономики в 2008 - 2020 годах будет проходить в 2 этапа, различающиеся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики государства. Первый этап (2008 - 2012 годы) базируется на реализации и расширении тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов). Одновременно будут создаваться институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе системный перевод российской экономики в режим инновационного развития. Второй этап (2013 - 2020 годы) - рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики.

Последующие шесть разделов конкретизируют достижение поставленных целевых показателей и включают:

III. Развитие человеческого потенциала:

1. Демографическая политика и политика народосбережения

2. Развитие здравоохранения

3. Развитие физической культуры и спорта

4. Развитие образования

5. Развитие культуры и средств массовой информации

6. Развитие рынка труда

7. Повышение доступности жилья

8. Развитие социальных институтов и социальная политика

9. Молодежная политика

10. Развитие пенсионной системы

11. Экологическая безопасность экономики и экология человека

IV. Развитие экономических институтов и поддержание макроэкономической стабильности:

1. Формирование институциональной среды инновационного развития.

2. Долгосрочные приоритеты денежно-кредитной и бюджетной политики.

3. Долгосрочные приоритеты развития финансовых рынков и банковского сектора.

V. Повышение национальной конкурентоспособности

1. Развитие науки, национальной инновационной системы и технологий

2. Развитие высокотехнологичных отраслей:

Авиационная промышленность и двигателестроение;

Ракетно-космическая промышленность;

Судостроительная промышленность;

Радиоэлектронная промышленность;

Атомный энергопромышленный комплекс;

Информационно-коммуникационные технологии.

3. Развитие базовых отраслей промышленности

4. Реформирование естественных монополий

5. Развитие конкурентных преимуществ в транспортной инфраструктуре

6. Развитие энергетической инфраструктуры и повышение энергоэффективности экономики

Развитие электроэнергетики

Развитие нефтегазового комплекса

7. Развитие конкурентных преимуществ в сфере природопользования

Лесные ресурсы

Водные ресурсы

8. Развитие аграрного и рыбохозяйственного комплексов

VI. Внешнеэкономическая политика

1. Цель и принципы внешнеэкономической политики

2. Приоритетные направления внешнеэкономической политики

3. Географическая диверсификация внешнеэкономических связей России

Содружество независимых государств

Страны дальнего зарубежья

VII. Региональное развитие

1. Основные принципы государственной политики регионального развития

2. Инновационная и социальная ориентация регионального развития

3. Центры регионального развития

4. Совершенствование системы государственного регионального управления

VIII. Основные макроэкономические параметры инновационного развития до 2020 года

1. Преимущества инновационного сценария социально-экономического развития

2. Прогноз развития мировой экономики

3. Основные макроэкономические параметры инновационного развития Российской Федерации

4. Формирование спроса и предложения

5. Диверсификация экономики, повышение конкурентоспособности отраслей промышленности и сельского хозяйства

6. Динамика доходов населения

7. Энергосбережение и динамика цен и тарифов на продукцию и услуги компаний в инфраструктурных секторах экономики.

Развитие после 2020 года будет направлено на закрепление лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры общества.

06.12.2009

Битва, сорвавшая планы фашистов. Оборона Москвы, 1941 год

5 декабря 1941 года началось контрнаступление советских войск под Москвой. Выиграв битву, Красная армия оттеснила противника от столицы СССР, устранив непосредственную угрозу Москве и окончательно сорвав планы блицкрига.

Адольф Гитлер рассматривал взятие Москвы, столицы СССР и самого большого советского города, как одну из главных военных и политических целей операции Барбаросса. В германской и западной военной истории известна как «Операция Тайфун».

Город Клин в Московской области после освобождения от немецких захватчиков

К началу декабря соотношение сил под Москвой стало меняться. Хотя противник сохранял превосходство в численности войск, количеств артиллерии и танков, это превосходство уже не было подавляющим. В начале декабря немецкие войска предприняли еще одну попытку захватить Москву, но были сразу остановлены.

12 ноября 1941 года. Сапёры-разведчики В.Драчёв, П.Кайгородов и И.Аксёнов готовят проходы в немецких заграждениях.

В момент, когда наступательные возможности противника уже иссякли, но он еще не успел перейти к обороне, по всему фронту от Калинина до Ельца советские войска 5-6 декабря перешли в контрнаступление.

В результате успешного контрнаступления к началу января 1942 г. Красная Армия освободила Калинин, Калугу, сотни городов и сел.

Враг был отброшен от Москвы на 100-250 км. Непосредственная угроза столице Советского государства была ликвидирована.

Победа под Москвой имела огромное военно-политическое значение.

Гитлеровская армия, триумфально шествовавшая по Европе, потерпела первое крупное поражение.

3 декабря 1941 год. Воины-артиллеристы ведут огонь по врагу из тяжелой гаубицы во время Великой Отечественной войны.

Под Москвой был окончательно сорван фашистский план "молниеносной войны".

В начале января Ставка ВГК приняла решение о переходе советских войск в общее наступление в полосе от Ладожского озера до Крыма.

Минометчики-десантники на огневых позициях под Москвой

На КП 16-й армии: Рокоссовский К.К., Белобородов А.П., Лобачев А.А. и писатель Ставский В.П. на одном из участков фронта в районе Истры

Большинство военных историков склоняются к мысли о том, что, если бы план начальника немецкого генерального штаба Альфреда фон Шлиффена был реализован, первая мировая война могла пойти совсем сценарию. Но еще в 1906 году германский стратег был смещен со своего поста и его последователи побоялись реализовывать задумку Шлиффена.

План молниеносной войны

В начале прошлого столетия Германия начала планирование большой войны. Связано это было с тем, что побежденная несколькими десятилетиями ранее Франция явно вынашивала планы военного реванша. Германское руководство не особо опасалось французской угрозы. Но на востоке набирала экономическую и военную мощь Россия, являвшаяся союзницей Третьей республики. Для Германии возникала реальная опасность войны на два фронта. Хорошо это осознавая, кайзер Вильгельм отдал распоряжение фон Шлиффену разработать план победоносной войны в этих условиях

И Шлиффен, в довольно сжатые сроки, такой план создал. Согласно его задумке, Германия должна была начать первой войну против Франции, сосредоточив на этом направлении 90% всех своих вооруженных сил. Причем война эта должна были быть молниеносной. На взятие Парижа отводилось всего 39 дней. На окончательную победу – 42.

Предполагалась, что Россия за столь короткий срок не сможет провести мобилизацию. Немецкие же войска после победы над Францией будут переброшены на границу с Россией. Кайзер Вильгельм одобрил план, сказав при этом знаменитую фразу: «Пообедаем мы в Париже, а ужинать будем уже в Санкт-Петербурге».

Провал плана Шлиффена

Сменивший Шлиффена на начальника германского генштаба Гельмут фон Мольтке воспринял шлиффенский план без особого восторга, посчитав его чрезмерно рискованным. И по этой причине подверг его основательной переработке. В частности, он отказался сконцентрировать на западном фронте основные силы немецкой армии и, из соображений предосторожности, значительную часть войск направил на восток.

А ведь Шлиффена намечался охват французской армии с флангов и полное ее окружение. Но из-за переброски значительных сил на восток у немецкой группировки войск на западном фронте попросту для этого не хватило имеющихся средств. В результате чего французские войска не только не были окружены, но и сумели нанести мощный контрудар.

Расчет на медлительность русской армии в плане затяжной мобилизации также себя не оправдал. Вторжение российских войск в Восточную Пруссию буквально ошеломило немецкое командование. Германия оказалась в тисках двух фронтов.

Главным методом войны Третьего рейха, в силу недостатка ресурсов и того факта, что Германия приступила к формированию своей военной мощи сравнительно недавно, в силу запретов Версальского договора, до 1933 года, её возможности были ограничены, был «блицкриг».

Вермахт старался сокрушить основные силы противника первым ударом, путём достижения максимальной концентрации сил на главных направлениях удара. 3 апреля 1939 года первоначальный план войны с Польшей, план «Вайс» - Белый план, разработанный штабом Вооруженных сил Германии, был направлен командующим сухопутными войсками, ВВС и ВМФ. К 1 мая командующие были должны предоставить своё мнение, относительно войны с Польшей. Был и назван и срок нападения на Поляков – 1 сентября 1939 года. К 11 апреля верховное главнокомандование Вооруженных сил (ОКВ) разработало «Директиву о единой подготовке Вооруженных сил к войне на 1939-1940 гг.», её подписал Адольф Гитлер.

Основу Белого плана составлял план «молниеносной войны» - польские вооруженные силы предполагали стремительными глубокими ударами расчленить, окружить и уничтожить. Большую роль в этом должны были сыграть бронетанковые части и люфтваффе. Основные удары должны были нанести группа армий «Север» из Померании и Восточной Пруссии и «Юг» с территории Моравии и Силезии, они были должны разгромить главные силы польской армии западнее рек Висла и Нарев. ВМФ Германии должен был блокировать польские базы с моря, уничтожить польские ВМС, поддерживать сухопутные силы.

Разгром и захват Польши планировали не только с целью решения проблемы Данцига и соединения территорий двух частей Рейха (Восточная Пруссия была анклавом), но и как этап в борьбе за мировое господство, важнейший шаг в реализации «восточной программы» нацистов, расширения «жизненного пространства» немцев. Так, 23 мая 1939 года на совещании с военными Гитлер говорил: «Данциг – отнюдь не тот объект, из-за которого всё предпринимается. Для нас речь идёт о расширении жизненного пространства на Востоке и об обеспечении продовольствием, а также о решении балтийской проблемы». То есть разговора только о разгроме Польши и решении проблемы Данцига, «польского коридора» не было, с самого начала планировали лишить Польшу государственности, их ждала политика геноцида и разграбления ресурсов в пользу Германии.

Кроме того, территория Польши должна была стать важным плацдармом для удара по Советскому Союзу. Разгром Польши должен был стать первой ступенью и для подготовки удара по Франции.


Главнокомандующим сухопутными войсками, Вальтер Браухич.


Гитлер и Браухич на параде 5 октября 1939 года.

Захват Германией Чехословакии и Мемеля резко осложнил военно-стратегическое положение Польши, вермахт получил возможность нанести удары с севера и с юга. С захватом Чехословакии усилил вермахт и свои возможности, захватив мощную чешскую промышленность и немало , техники.

Главной проблемой для военно-политического руководства Германии была необходимость избежать войны на два фронта – удара французской армии с запада, при содействии Англии. В Берлине считали, что Париж и Лондон по-прежнему будут придерживаться курса «умиротворения», Мюнхенского курса. Так, начальник генштаба сухопутных войск Гальдер писал в своём дневнике, Гитлер уверен в том, что Англия будет угрожать, прекратит на время торговлю, может, отзовёт посла, но в войну не вступит. Это подтверждает и генерал К. Типпельскирх: «Несмотря на существующий франко-польский союз и на гарантии, которые Англия дала Польше в конце марта… Гитлер надеялся, что ему удалось ограничиться военным конфликтом с одной только Польшей». Гудериан: «Гитлер и его министр иностранных дел Риббентроп были склонны считать, что западные державы не решатся начать войну против Германии и у них поэтому развязаны руки для осуществления своих целей в Восточной Европе».

В принципе Гитлер оказался прав, Париж и Лондон «сохранили лицо» объявив войну Германии, но в реальности ничего не сделали, чтобы помочь Польше – так называемая «странная война». И была оставлена возможность урегулировать без кровную «войну» между Германией и Францией, Англией.

Играл Гитлер и на антисоветских настроениях элиты Франции и Англии, представляя нападение на Польшу, как подготовку удара по Союзу, скрывая свой следующий этап на пути к господству в Европе – разгром Франции. Кроме того, быстрый, молниеносный разгром Польши, должен был предотвратить реальное втягивание англо-французских сил в войну с Германией. Поэтому, для прикрытия западной границы Германии выделалось минимум сил и средств, без танков. Там развернули только 32 дивизии, с 800 самолетами – группа армий «Ц», из них всего 12 дивизий были полностью укомплектованы, остальные резко уступали в своих боевых возможностях. Их можно было использовать только для позиционной войны и то на второстепенных участках. Эти дивизии должны были держать оборону на границе протяжённостью около 1390 км, с Голландией, Бельгией, Люксембургом, Францией, укреплённая линия «Зигфрид» ещё только строилась и не могла быть надёжной опорой.

К началу войны в Польши, только у Франции на восточной границе было 78 дивизий, более 17 тыс. орудий и минометов, около 2 тыс. танков (без учёта легкой бронетехники), 1400 самолетов первой линии и в резерве 1600 самолетов. В первые же дни эту группировку могли значительно усилить. Плюс поддержка ВМФ и ВВС Англии.

Немецкие генералы это всё осознавали и весьма нервничали, так Манштейн писал: «риск, на который пошло немецкое командование, был очень большим… не подлежит сомнению, что французская армия с первого же дня войны во много раз превосходила немецкие силы, действовавшие на Западном фронте».

Немецкие солдаты на границе Польши.

Задача сокрушительного разгрома польской армии, максимальной концентрации сил и средств

Задачу тотального разгрома и уничтожения польских войск была окончательно сформулирована А. Гитлером на совещании с высшим генералитетом 22 августа 1939 года: «Цель: Уничтожение Польши, ликвидация её живой силы. Речь идёт не о выходе на какой-то рубеж или новую границу, а об уничтожении противника, к чему следует неуклонно стремиться любыми путями… Победителя никогда не судят и не спрашивают…». Начинается с этих слов и Директива о плане нападения на Польшу главнокомандующего сухопутными войсками генерал-полковника Браухича: «Целью операции является уничтожение польских Вооруженных сил».

Для этого вермахт максимально сосредотачивал свои силы и средства против Польши: против неё были направлены все наиболее подготовленные дивизии, все танки, 1-й и 4-й воздушный флоты. К 1 сентября 1939 года в полной боевой готовности было сосредоточено 54 дивизии (ещё несколько было в резерве – всего против поляков выставили 62 дивизии): в группе армий «Север» 3 и 4-я армии, в группе армий «Юг» 8, 10, 14-я армии. Общая численность сил вторжения насчитывала 1,6 млн. человек, 6тыс. артиллерийских орудий, 2000 самолетов и 2800 танков. К тому же польское командование облегчило задачу вермахту, рассредоточив свои силы по всей границы, стараясь прикрыть всю границу, вместо того, что бы постараться плотно закрыть основные направления возможных ударов, сосредоточив на них максимально возможное число сил и средств.

У Герда фон Рундштедта командующего группой армий Юг» было сосредоточено: 21 пехотная дивизия, 4 танковые, 2 моторизованные, 4 легкие, 3 горнострелковые дивизии; в резерве ещё 9 дивизий, более 1000 танков. У командующего группой армий «Север» Теодора фон Бока было 14 пехотных дивизий, 2 танковые, 2 моторизованные, 1 кавалерийская бригада, в резерве 2 дивизии. Обе группы армий наносили удары в общем направлении на Варшаву, к Висле, у группы армий «Юг» на Варшаву наступала 10-я армия, более слабые 8-я и 14-я поддерживали её наступательными действиями. В центре вермахт сосредотачивал сравнительно небольшие силы, они должны были отвлекать противника, вводя его в заблуждение, относительно главных направлений удара.


Герд фон Рундштедт, возглавлял группу армий "Юг".

В итоге вермахту удалось сосредоточить на направлениях главных ударов подавляющее превосходство: 8- кратное в танках, 4-кратное в полевой артиллерии, 7-кратное в противотанковой артиллерии. Кроме того, были успешно проведены мероприятия по маскировке крупных сил, включая механизированные.

Планировались максимальные темпы наступления танковых и моторизированных дивизий, им приписывалось не отвлекаться на окончательное уничтожение разбитых польских частей, возложив эту задачу, а также прикрытие флангов и тыла на пехотные дивизии. Они были должны не дать возможности польскому командованию провести мероприятия по мобилизации, сосредоточению, перегруппировке войск, захватить важнейшие экономические районы в неприкосновенности. 14 августа Гитлер поставил задачу разгромить Польшу в кратчайшие сроки – 8-14 дней, после этого основные силы должны были быть освобождены для возможных действий на других фронтах. 22 августа Гитлер заявил: «Необходим быстрый исход военных действий… Главное – быстрота. Преследование вплоть до полного уничтожения».

Важную роль в срыве мобилизационных мероприятий противника возлагалось на авиацию, она должна была наносить удары по польским мобилизационным центрам, сорвать движение на железных дорогах, по шоссе, не дать полякам сосредоточить группировку сил в полосе наступления 10-й армии, в Западной Галиции, западнее Вислы; срывать организацию оборонных мероприятий в полосе наступления группы армий Север на рубеже Висла-Древенц и на Нареве.

Уничтожение противника путём охвата и окружения: В основу Белого плана была положена идея глубокого охвата, окружения, уничтожения главных сил польских вооруженных сил западнее рек Висла и Нарев. Этот план был вызван к жизни удачным стратегическим положением – возможностью развернуть войска на территории бывшей Чехословакии. Кстати Словакия тоже выделила пару дивизий для войны с Польшей. Настолько их поляки разозлили своими территориальными претензиями.

В итоге вермахт наступал двумя далеко находившимися друг от друга фланговыми группировками, почти полностью отказавшись от крупных операций в центре.


Теодор фон Бок, командующий группой армий "Север".

Дипломатическое прикрытие, меры дезинформации

Чтобы иметь возможность нанести максимально внезапный удар – Берлин скрывал свои намерения даже от своих союзников, Рима и Токио. Одновременно велись тайные переговоры с Англией, Францией, Польшей, провозглашались декларации о приверженности идее мира, даже съезд партии назначенный на сентябрь назвали «съездом мира».

Для запугивания французов, чтобы удержать их от вступления в войну, Гитлер в конце июля демонстративно посетил «линию Зигфрида», хотя командование и Гитлер знали, что она не готова подняли шумиху на радио в СМИ, о её полной готовности и «неприступности». Даже фото «новых» оборонительных сооружений, были все ещё старых укреплений – до 1933 года. Распускались слухи о сосредоточении на Западе крупных сил. В итоге в Варшаве «клюнули» и поверили», что если война и начнётся, главные силы Германии будут воевать на Западе, против неё будут вспомогательные силы и что даже удастся самим провести наступательную операцию против Восточной Пруссии.

Давя на Варшаву по поводу Данцига и строительства железной дороги и шоссе в «польском коридоре», Берлин одновременно говорил о общем направлении борьбы – против СССР, о возможном совместном походе на Восток, полякам обещали Украину и выход в Чёрное море. Лишая Польшу таким образом единственной возможности выстоять – согласится на помощь СССР, которую тот не однократно предлагал, до заключения пакта с Германией.

На границе с Польшей развернули строительство оборонительных сооружений, усыпляя бдительность поляков. Это было одно из крупнейших и весьма дорогостоящих мероприятий по введению Польши в заблуждение. С весны 1939 года строили так называемый «Восточный вал» и темпы строительства были довольно высокими, в строительстве участвовали целые дивизии вермахта. Одновременно строительством объяснялась и высокая концентрация сил вермахта на границе с Польшей. Переброску дополнительных частей в Восточную Пруссию замаскировали подготовкой к празднеству 25-летия победы над Русской армией под Танненбергом в августе 1914 года.

Польские военнопленные во временном немецком лагере на территории Польши, сентябрь 1939 года.

Даже скрытую мобилизацию начали только 25 августа, посчитали, что наличных сил хватит и поэтому можно пренебречь полным развертыванием всех сил. Поэтому, приняли решение временно воздержатся и от создания армии резерва. Территориальных подразделений ландвера. Развертывание авиации планировалось только на самый первый день войны.

В итоге ещё до официальной мобилизации Берлин смог перебросить и развернуть для вторжения 35% состава сухопутных войск военного времени, 85% танковых, 100% моторизированных и легких дивизий, всего 63% выделяемых для войны с Польшей сил. В первых операциях против Польши смогли участвовать 100% моторизованных и 86% танковых и всего 80% сил запланированных для всей военной кампании против Польши. Это позволило осуществить первый удар всей мощью главных сил, в то время, как поляки к 1 сентября выполнили лишь 60% мобилизационного плана, развернув 70% войск.

Палаточный лагерь немецких войск перед границей c Польшей незадолго до вторжения Германии. Время съемки: 31.08.1939-01.09.1939.

Немецкие пикирующие бомбардировщики Юнкерс Ю-87 (Ju-87) в небе Польши, сентябрь 1939 года.

Итог

В целом план был выполнен, но причины этого не только в том, что вермахт был великолепен, есть и другие фундаментальные причины: слабость самой Польши. Польская элита полностью провалила предвоенный этап, как в политико-дипломатическом плане, так и в военном. Не искали союза с СССР, окончательно стали его врагом, не шли на уступки по вопросу Данцига и строительства шоссе и железной дороги в Восточную Пруссию – хотя была возможность, что Берлин этим ограничится и в итоге Польша бы, как и хотела, стала бы сателлитом Германии, в войне с СССР. Выбрали не правильную стратегию обороны – распыление сил по всей границе, до войны не уделили достаточного внимания авиации, средствам ПВО, противотанковой артиллерии.

Отвратительно повело себя польское военно-политическое руководство, не использовав все возможности для борьбы, бросило свой народ и армию, когда те ещё дрались, сбежали, этим окончательно сломив волю к сопротивлению.

Берлину, повезло, что в Париже сидели люди не типа де Голля, удар французской армии, поставил бы Германию на грань катастрофы, путь на Берлин фактически был открыт. Пришлось бы срочно перебрасывать силы на Запад, останавливая наступление французской армии, поляки бы продолжили сопротивление. Гитлер получил бы реальную войну на два фронта, затяжную, к которой Германия не была готова, ей бы пришлось искать выход в дипломатии.

Немецкие солдаты осматривают брошенный однобашенный польский танк «Виккерс», от обычного его отличает большой кожух воздухозаборника с решеткой

Польские танки 7ТР, захваченные немцами, проходят мимо главных трибун на параде по случаю первой годовщины капитуляции польских войск 6 октября 1940 года. На высоких трибунах присутствуют губернатор Ганс Франк и генерал-фельдмаршал Вильгельм Лист. Время съемки: 06.10.1940. Место съемки: Варшава, Польша.

Немецкая армия марширует по захваченной Варшаве, столице Польши.

Источники :
Документы и материалы кануна второй мировой войны. 1937-1939. В 2-х т. М., 1981.
Курт фон Типпельскирх. Второй мировой войны. Блицкриг. М., 2011.
Манштейн Э. Утерянные победы. Воспоминания фельдмаршала. М., 2007.
Соловьёв Б. Г. Внезапность нападения – орудие агрессии. М., 2002.
http://militera.lib.ru/db/halder/index.html
http://militera.lib.ru/h/tippelskirch/index.html
http://militera.lib.ru/memo/german/guderian/index.html
http://waralbum.ru/category/war/east/poland_1939/