Город защищенный стенами в метр. Городские стены. Почему регулировать теплопроводность стен их толщиной неправильно

Честно говоря, этот мост интересовал меня с детства. Будучи еще школьником, наверное, как и все любознательные мальчишки, я любил бродить по всевозможным фортам, бастионам и прочим укреплениям бывшего Кёнигсберга. Доводилось мне бывать и на Берлинском мосту . Помню, близкие сердцу, летние солнечные деньки, когда, с товарищами по двору, я грелся на тёплых плитах "Берлинки", наблюдал за разлившейся рекой и думал о чем-то своем… мальчишечьем. Это было настоящее счастье…

Конечно, благодаря СМИ, я знал о нынешней реконструкции моста, но как-то не придавал этому особого значения… Бывшие мальчишки выросли, а современная суетная жизнь вносит свои коррективы в распорядок дней и недель. Утонув в океане житейских проблем, мы часто забываем о чем-то, что было когда-то для нас близко и дорого…

Так продолжалось и до недавнего момента, пока в Калининградской Правде – главной газете региона, не вышла статья "Уходящая натура" о Берлинском мосте. В ней рассказывалось, что старый мост, который мы помним с детства, скоро прекратит свое существование, а точнее он будет реконструирован до современного новенького шестиполосного моста через Преголю…

Это был словно удар "под дых". Медлить и откладывать что-то на потом, было нельзя. Поэтому, в один из дней, я взял камеру и, с другом Сергеем, поехал на "Берлинку", чтобы запечатлеть на долгую память любимый мост, и себя на его фоне.

Добраться до моста, находящегося на юго-восточной окраине Калининграда, проще всего на маршрутке № 74, идущей в поселок Борисово. К слову, это, пока, единственный транспорт, чей маршрут проходит непосредственно через мост.

Попросив водителя тормознуть перед мостом, я вышел из маршрутки и огляделся. Строительство отдельной очереди будущего большого моста шло в самом разгаре. Проход на берег реки к, известной и любимой всеми фотографами, панорамной точке съемки, был перегорожен строительным забором, за которым сновали рабочие, гремела техника, недружелюбно лаяли собаки. Так как фотосъемка вне строительной зоны не имела никакого смысла, я решил перебраться на другую оконечность моста и попытаться сфотографировать его с другого берега реки.

Так как нынешний действующий двухполосный мост не предназначен для хождения пешеходов, я дождался очередной маршрутки и сошел на другой стороне реки. К слову, некоторые люди все же пересекают этот мост пешком, но подвергают свою жизнь определенной опасности, рискуя быть сбитыми автотранспортом.

На другом берегу реки надежда на хорошую точку съемки также быстро улетучилась, как и возникла. С этой стороны все подходы к мосту были также перекрыты развернувшейся стройкой. Повсюду висели таблички "Проход запрещен", "Опасная зона", "Осторожно, строительство", но нужно было что-то предпринимать…

Выход был один – попытаться попасть непосредственно на территорию стройки. Расчехлив фотокамеру, я направился к КПП, откуда нас отправили уже прямиком к начальству.

Начальник строительного участка, представившийся Игорем, оказался замечательным человеком. Я рассказал о себе, своем блоге и своих целях, после чего мы довольно тепло пообщались, обсудили прошлое, настоящее и будущее моста. Игорь рассказал о своей дружной и профессиональной команде, особенностях возведения различных мостов по области, а также об этапах нынешнего строительства Берлинского моста.

Получив разрешение на фотосъемку, мы попрощались и отправились в самый центр развернувшейся стройки, чтобы в последний раз полюбоваться и запечатлеть на долгую память старый и такой родной Берлинский мост

Настоящее название моста – Пальмбургский (нем. Palmburger Brücke), а Берлинским его начали неофициально называть в советское время по одноименному названию недостроенного автобана Берлин – Кёнигсберг. С тех пор "народное" название прочно приросло к мосту, а старое уже практически не используется даже в официальных документах.

Почему же мост был назван Пальмбургским? Дело в том, что неподалеку находился поселок Palmburg (совр. пос. Прибрежное), который, в свою очередь, получил название благодаря небольшому сельскохозяйственному имению, специализирующееся на выращивании различных редких цветов, пальм и прочих экзотических растений.

Бетонный 633-метровый красавец-мост, парящий над широкой поймой Прегеля и ее двумя рукавами, был построен в 1938 году и являл собой чудо инженерной мысли. На опорах моста, стоящих по берегам рукавов Прегеля были сделаны специальные удлиненные пролётные строения, на которых размещались специальные вставки - русловые пролёты. То есть, по сути, мост представлял собой сборно-разборную конструкцию, которую можно было быстро "разобрать" в случае военной угрозы.

Это и произошло в ночь с 29 на 30 января 1945 года, когда комендант крепости Кёнигсберг генерал Отто Ляш отдал приказ взорвать Пальмбургский мост. В опорах моста, по обеим сторонам рукавов реки, были предусмотрены специальные ниши под определенное количество взрывчатки. По задумке, взрывы должны были нарушить конструктивное равновесие моста, в результате которого русловые пролеты должны были упасть в реку. Расчеты оказались верными, и Пальмбургский мост превратился в аналог питерских разводных мостов, застывший на добрые 67 лет.

После войны берега Старой и Новой Преголи соединили временными деревянными мостами, а в 60-х годах, советским инженерам все же удалось восстановить одну часть (две полосы) взорванного моста, тем самым вернув ему транспортную функцию. Остальную часть моста было решено не восстанавливать…

Долгие годы ходили слухи, что оставшиеся две полосы не были восстановлены из-за сложности разминирования отдельных секций моста. Также существовала версия, породившая городскую легенду, что мост был изначально разводным и имел очень сложный механизм, с которым наши инженеры не смогли справиться. На самом же деле все объяснялось куда проще. Дело в том, что в то время движение через мост было очень и очень незначительным, и нужды в четырех полосах движения не было никакой, чего нельзя сказать про сегодняшний день…

Война закончилась, а Берлинскому мосту суждено было стать знаменитым. Взорванный мост превратился в великолепную натуру для многих послевоенных фильмов, ставших уже классикой советского кино. Именно благодаря кинематографу, полюбоваться Пальмбургским мостом с экранов телевизоров и кинотеатров смогли миллионы жителей СССР.

Открывает этот список, знаменитая картина 1949 года, режиссера Григория Александрова – "Встреча на Эльбе". Роль американской разведчицы Джанет Шервуд в этом фильме исполнила несравненная Любовь Орлова. Реку Эльбу с успехом заменил бывший кёнигсбергский Прегель, а сам мост послужил великолепным фоном для большинства ключевых сцен фильма.

Затем последовали картины: Мир входящему (1961), Помни, Каспар! (1964), Игра без правил (1965), Весна на Одере (1967), Женя, Женечка и катюша (1967), "Циклон" начнётся ночью (1967), Щит и меч (1968), На пути в Берлин (1969) и другие. Режиссеры, все как один, просто не могли устоять перед Пальмбургским мостом – мрачным величием минувшей войны, каменной скалой застывшим над мирной гладью Преголи.

Вопрос о реконструкции Берлинского моста поднимался неоднократно еще с начала 90-х годов. Но, выделенные деньги куда-то пропадали, а бумаги терялись в кабинетах различных чиновников… И вот, в конце 2010 года, в рамках федеральной программы строительства Южного обхода Калининграда, необходимые средства нашлись. Конкурс выиграла, уже хорошо известная в нашем регионе, московская компания ООО "Спецмост". Работу оценили в 4 миллиарда 600 миллионов рублей.

По рассказу Игоря, работы по возведению нового трёхполосного Берлинского моста должны закончиться в следующем году, после чего по нему откроется движение, а строители займутся демонтажом старого моста и строительством 2-й очереди, которое планируется завершить в августе 2014 года. В результате город получит сразу два новеньких моста.

Общее количество полос для движения составит шесть штук. Длина моста (включая подходы) составит 1 километр 785,4 метра, ширина каждой полосы – 3,75 метра. Расчетная скорость движения – 120 километров в час. Проект также предусматривает и создание пешеходных тротуаров.

Предполагается, что с появлением нового современного моста, город решит сразу несколько задач. Это обеспечение благоприятных условий по грузопотоку из Европы, увеличение пропускной способности трассы в рамках малого приграничного сотрудничества нашего региона с Польшей, а также подготовка к предстоящему Чемпионату мира по футболу - 2018, отдельные матчи которого, скорее всего, пройдут в нашем городе.

Основной объем работы по возведению первой очереди нового моста сейчас ведется на небольшом островке между Старой и Новой Преголей. Раньше на этот болотистый островок можно было попасть разве что вплавь, теперь же туда ведет, искусственно возведенная, временная переправа, по которой мы, в сопровождении огромной сторожевой собаки, и направились на островок.

С переправы открывается панорамный вид на заснеженную гладь Преголи и небольшой завод на другом берегу, с которого, по словам Игоря, на стройку доставляется бетон и песок.

По обеим берегам реки мы видим инженерные сооружения – кессоны, в которых идет активная установка стальных ростверков и сетчатого каркаса фундамента будущих опор моста. К слову, многие опоры уже выстроены, а несколько готовы на уровне свай. Всего же планируется возвести 22 опоры.

По всей стройке активно снуют рабочие, никто не сидит без дела – работы хватает на всех. Чтобы уложиться в установленные сроки, работа на мосту, силами компании "Спецмост", ведется без выходных в две смены.

Стараясь не мешать, мы сфотографировались на фоне старого моста на память, и затем направились к левому рукаву Преголи, откуда открывался самый красивый вид на Берлинский мост.

Увы, сфотографировать мост так, чтобы в кадр не попала строительная техника и отдельные участки стройки уже не представляется возможным. Радует только то, что пока еще есть возможность сфотографировать мост хотя бы так, ведь пройдет совсем немного времени и новые конструкции окончательно заслонят печальный и величественный памятник минувшей эпохи.

Задранные к небу мостовые пролеты являются еще и "летописной книгой" нашей области. Каких тут только надписей не оставляли. Это и любовные признания, и пожелания кому-либо, различные имена и клички, наименования воинских подразделений, городов и т.д. Некоторые из сохранившихся надписей датированы 60-80-ми годами, но большая часть посланий оставлена в памятные 90-е. Одно время мост был очень популярным объектом у десантников и прочих военных, так как являлся финальным аккордом празднования дембелей и Дня ВМФ.

Так как наша экскурсия выпала на зимний период, к сожалению, большая часть надписей на пролётах разрушенного моста оказалась под слоем снега, поэтому сфотографировать их не удалось, но желающие могут увидеть их на многочисленных фотографиях Берлинского моста в сети Интернет.

Открытая пойма реки Преголя дает широкий простор ледяным балтийским ветрам, поэтому вскоре мы начали понемногу замерзать и надо было двигаться обратно. Окинув прощальным взглядом Берлинский мост еще раз, мы направились к выходу со стройучастка.

Печально, что такой интересный туристический и исторический объект не интересен нашим властям. Я думаю, можно было найти решение, как возвести новый мост, сохранив при этом старый… В той же Германии, наверное бы, так и поступили, превратив мост в живописную туристическую изюминку. Однако, как показывает практика, история края не особо интересна нашим властям, на первое место все чаще выходят деньги… Увы…


Владислав Ржевский
собственный корреспондент (г. Калининград)


Край, делающий ставку на туризм, утрачивает одну из достопримечательностей. Но иначе – никак.

Берлинский мост, или просто «Берлинка», - больше чем достопримечательность. Это часть калининградской истории. Увы, навсегда уходящая в прошлое. Однако против этого не возражают даже самые завзятые фанаты местной истории. С тоять в пробках никому не хочется.

Монументальное эхо войны

На восточной окраине Калининграда развернулась одна из самых больших в регионе строек. Каждый день, без перерывов на выходные и праздники, шумит техника. И по берегам Преголи одна за другой растут бетонные опоры нового Берлинского моста.

Между тем ещё недавно время тут словно приостанавливалось. Проходили годы и даже десятилетия, но пейзажи почти не менялись. Что в 70-е, что в нулевые - картина открывалась одна и та же: широченная пойма, пустынные берега и острова, редкие суда и рыбаки. А над всем этим - мрачный монумент войны. Огромный мост, половина которого после 1945 года так и осталась невосстановленной.

Задранные к небу пролёты - памятник войне, который поставила сама жизнь. С каждым годом сюда стремится всё больше туристов. Летом экскурсии возят и по воде. С реки зрелище особенно сильное. Стар и млад, гости из регионов России и иностранцы - все под впечатлением. Без устали снимают на фото и видео. Где ещё такое увидишь!..

Символ разобщения

Эффектные развалины впечатлили когда-то самого Григория Александрова. В мае 1948-го он приехал в Янтарный край подбирать натуру для «Встречи на Эльбе». Увидев среди прочего Берлинский мост (тогда полностью разрушенный), режиссёр решил: на такой шикарной натуре снимать будет обязательно.

Итак, «Встреча на Эльбе». Апрель 1945-го: преследуя гитлеровцев, передовые части Красной Армии в немецком Альтенштадте встречаются с войсками США. В городе, разделённом Эльбой, одна половина становится советской зоной оккупации, другая - американской. Сперва союзники - добрые соседи. Однако мало-помалу набирает обороты холодная война, отношения портятся…

Эльбу в картине Александрова изображает в основном Преголя, бывший кёнигсбергский Прегель. А Берлинскому мосту выпала особая роль. Он в этом политическом детективе стал символом разобщения между странами.

Раз Берлинка, два Берлинка…

При немцах мост назывался Пальмбургским. По посёлку на берегу реки. Ныне он носит имя Прибрежное. Почему же мост Берлинский?

Бывшая автострада Кёнигсберг - Эльбинг (ныне польский город Эльблонг) далее переходила в трассу, ведущую в столицу Третьего рейха. У народной топонимики свои законы. Раз автострада вела в Берлин - значит, так ей и называться - Берлинка. И мост, стало быть, Берлинский. Или тоже Берлинка. Кому надо, тот разберётся, где что.

Народные топонимы стали почти официальными. Зачастую их используют и чиновники. В документах - «мостовой переход через Новую и Старую Преголю». Однако назови его так в жизни - многие ли поймут, о чём речь?

То ли дело - Берлинский мост. Звучит красиво и всем понятно. Судя по всему, в итоге так его будут именовать и в документах. В Калининграде подобные прецеденты есть.

Развод по-кёнигсбергски

С Берлинкой связаны мифы, в которые многие верят. Первый: мост на самом деле разводной. Второй миф вытекает из первого. Мол, мост восстановлен лишь наполовину, потому что «русские смогли свести только одну его сторону». Кстати, эта байка особенно нравится доверчивым туристам из-за рубежа.

Вид Берлинки действительно вводит в заблуждение. Невольно вспоминаются питерские белые ночи, разводные мосты…

Так сборно-монолитный Пальмбургский мост стал разводным.

Но вернёмся в 1945-й. В ходе боёв за Восточную Пруссию советские войска 29 января оказались на подступах к Берлинскому мосту. Наши его не бомбили, надеялись воспользоваться переправой при штурме Кёнигсберга. И когда немцы поняли, что важный объект не удержать, они решили его взорвать.

Почему же мост для начала не развели? Авторитетный калининградский краевед, главный эксперт областного центра по охране памятников Авенир Овсянов по своей основной профессии - военный инженер-фортификатор. Он специально занимался строением Берлинки. «Несмотря на нынешний обманчивый вид, на самом деле мост не разводной, а сборно-монолитный, - расставляет точки над i Овсянов. - Более того, конструкция предусматривала возможность подрыва сооружения с максимальными последствиями для него. Чтобы потом тяжелее было восстановить».

В общем, немцы и рады были бы развести мост - да невозможно. А потому - взрывать, пока не поздно! И 67 лет назад, 30 января 1945-го, в половине первого ночи над Прегелем рвануло. После чего в соответствии с проектом сборно-монолитный мост превратился в «разводной»...

Теперь по поводу мифа о том, что «русские не смогли». В 1963-м мост был восстановлен лишь наполовину совсем не потому, что «там до сих пор всё заминировано» (есть и такая версия). На самом деле одной стороны с лихвой хватало для нормального движения. Машин-то в те годы в области было гораздо меньше.

Что туристу здорово, то городу - смерть

В 60-е тратить народные деньги на то, чтобы полностью «свести» Берлинский мост, было незачем. Первые пробки здесь стали возникать лишь через 40 лет.

Однако сейчас этот объект - головная боль властей. Хорошо, конечно, иметь такую достопримечательность. Но что туристу здорово, то Калининграду - смерть. Мост не справляется с автомобильным потоком. Из-за этого узкого места образуются пробки в несколько километров.

«Строительство и реконструкция дорог, мостов - один из приоритетов в деятельности регионального правительства, - подчеркивает губернатор Николай Цуканов. - Это направление становится особенно актуальным в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года, игры которого планируется проводить и у нас в крае».

Реконструкция Берлинки - дорогое удовольствие. Такой проект не потянут ни город, ни область. Процесс пошёл благодаря Владимиру Путину. По его решению на объект было выделено 4,6 миллиарда рублей из федерального бюджета.

Модернизацию моста включили второй очередью в план строительства Южного обхода Калининграда. И ещё не была готова первая, а за Берлинку уже взялись строители.

Уходящая натура

Суть проекта: рядом со старым мостом возводится новый. Затем движение переносится на него и начинается реконструкция немецкого сооружения. В результате вместо узкой Берлинки, где и две машины не всегда могут разъехаться, а появление пешеходов вообще не предусмотрено, получится шестиполосный мост. По три полосы (3,75 метра каждая) в обе стороны плюс тротуары.

По словам Александра Зотова, начальника отдела мостов, искусственных сооружений и инженерных коммуникаций областного управления дорожного хозяйства, строительство новой Берлинки должно завершиться к осени 2014 года. Ещё не менее двух лет уйдёт на модернизацию старого моста.

Строительные работы набирают обороты, притягивающая туристов натура уходит. Берлинский мост уже сложно снять так, чтобы в кадр не попала развернувшаяся стройка. А вскоре новое и вовсе заслонит старое.

Уходящую уникальную натуру многим жаль. Но не настолько, чтобы иметь что-то против начавшейся реконструкции. Стоять в пробках никому не охота.

Кстати, историческая основа сооружения останется. И «свяжет» прошлое с будущим.

Берлинка-автострада уже работает на благо региона. Много лет она была «дорогой в никуда», упиралась в польскую границу. После падения «железного занавеса» запущенную за ненадобностью автостраду начали восстанавливать. В итоге она превратилась в современную трассу, которая ведёт к новому пограничному переходу Мамоново-II - Гжехотки, самому большому в Калининградской области.

Которое Советский Союз рассматривал как нарушение Потсдамского соглашения , 1 апреля 1948 года за подписью главы советской военной администрации в Германии В. Д. Соколовского вышел приказ о краткосрочном закрытии границ советской зоны оккупации . Западные союзники были вынуждены снабжать в это время свои гарнизоны в Берлине по воздуху. Этот инцидент впоследствии получил название «малой» блокады Берлина .

В период между 31 марта и 10 апреля 1948 года СССР потребовал, чтобы все поезда, идущие в Берлин из западных зон, подвергались досмотру. Впоследствии, 12 июня из-за ремонтных работ было прекращено дорожное сообщение с Западным Берлином, затем 21 июня прекратилось речное сообщение, и 24 июня - железнодорожное сообщение из-за «технических проблем».

Советские историки утверждали, что сепаратно проведённая 20 июня 1948 года в трёх западных секторах Германии денежная реформа побудила советскую администрацию к ответным действиям. В целях предотвращения наплыва старых рейхсмарок в советской зоне оккупации Германии 23 июня также была проведена денежная реформа. В ответ на заявление СССР о распространении действия своей денежной реформы на всю территорию Берлина западные союзники ввели в обращение в западных секторах Берлина немецкую марку . Несогласованные действия бывших союзников по этому вопросу стали лишь поводом к более серьёзным мерам, приведшим к блокаде Берлина . В сообщении телеграфного информационного агентства «АДН» (нем. Allgemeiner Deutscher Nachrichtendienst ), созданного в советской зоне оккупации, говорилось, что прекращение движения грузового и легкового транспорта в Берлин и из него вызвано техническими сложностями.

Ещё в ночь с 23 на 24 июня 1948 года была прервана подача электроэнергии с электростанции в Гольпа-Цшорневиц в западные районы Берлина. Вслед за этим ранним утром 24 июня последовало прекращение автомобильного, водного и железнодорожного сообщения между западной и восточной частью Берлина. В это время в западных секторах лежащего в руинах Берлина проживало около 2,2 млн человек, полностью зависимых от внешних поставок продовольствия.

Правительства западных держав ожидали негативную реакцию на денежную реформу со стороны СССР, но к блокаде Берлина оказались совершенно не готовы и вынуждены были даже рассматривать возможность сдачи Берлина советским властям и вывода своих войск из Берлина. Глава военной администрации американской зоны оккупации Германии генерал Люсиус Д. Клей решительно выступал за дальнейшее пребывание союзнических войск в Берлине. Он предложил прорвать блокаду с использованием танков. Однако президент США Гарри Трумэн отверг эту идею, посчитав, что такой подход к берлинской проблеме может спровоцировать новую войну.

Воздушный коридор

В отличие от наземного, воздушное сообщение регулировалось специальным договором, предоставлявшим в исключительное пользование западных союзников воздушный коридор шириной в 32 км. Решение об организации авиаснабжения Берлина принималось на уровне командующего ВВС США Кёртиса ЛеМэя. К операции был привлечён генерал-лейтенант Уильям Х. Таннер, который организовал в своё время функционировавший в течение нескольких лет воздушный мост «Хамп» (англ. The Hump ) в Гималаях для снабжения войск Чан Кайши . 23 июля 1948 года генерал Таннер возглавил командование воздушным мостом в Берлине.

Изюмные бомбардировщики

Это прозвище самолёты, участвовавшие в работе берлинского воздушного моста, получили благодаря Гейлу Хелворсену и его последователям. Хелворсен привязывал к маленькими парашютикам из носовых платков сладости - плитки шоколада и жевательную резинку из своего пайка - и сбрасывал их перед посадкой в Темпельхофе ожидающим у края лётного поля берлинским детям. Когда из берлинских газет о тайных сбросах сладких грузов узнало начальство Хелворсена, к акции подключились другие военные лётчики и простые американцы, которые организовали сбор сладостей в поддержку операции «Operation Little Vittles» («Малый провиант» ).

Жертвы берлинского воздушного моста

В ходе почти 278 тысяч рейсов произошло несколько несчастных случаев со смертельным исходом, в которых погиб 41 британец, 31 американец и не менее 6 немцев.

Памятники

О событиях 1948-1949 годов в Берлине напоминает установленный в 1951 году на площади Воздушного моста в берлинском аэропорту Темпельхоф памятник жертвам воздушного моста, созданный Эдуардом Людвигом. Аналогичные памятники были позднее установлены в аэропорту Франкфурта и на военном аэродроме в Целле.

Аэропорты

Большинство лётных полей, где приземлялись самолёты, изначально представляли собой неукреплённые посадочные полосы с