Какие средства необходимы для достижения цели. Методы и средства достижения цели. Как достичь целей

Онтологическая функция - первая и отправная. Ее назна­чение - познание и объяснение политических явлений и процес­сов такими, какие они есть в действительности. Выполняя онтологическую функцию, политология отвечает на вопросы, что такое политика, политические институты и учреждения, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, ка­кова их судьба и т. д.

Эвристическая функция .Эвристика - это искусство нахож­дения истины и новых открытий. Политология не ограничивается познанием и истолкованием политических явлений и процессов, а постоянно углубляет знания о них, открывает новые закономерно­сти в их развитии.

Методологическая функция . Методология - это, по сути дела, теория (учение), обращенная к научным исследованиям. Полито­логия как сравнительно молодая наука призвана постоянно совер­шенствовать, обогащать арсенал методов, способов познания своего * сложного и динамичного предмета. Ее категории, выводы и осново­полагающие идеи используются другими гуманитарными науками, если они затрагивают проблемы политической жизни общества.

Управленческая функция . Термин "политика" в переводе с греческого - "искусство управления государством". Венцом по­литики выступает политическая (государственная) власть. Вот почему партии и политические движения ведут столь активную борьбу за политическую власть. Кому принадлежит она, тот, как правило, решает все дела. Реализуется политическая власть через государственное управление.

Мировоззренческо-регулятивная функци я. Один из осно­вателей международного права Г. Гроций говорил, что война на­чинается в умах людей. Можно сказать шире - всякое поведе­ние, любая человеческая деятельность начинается в умах, в созна­нии людей. Отсюда вытекает важная роль мировоззрения, поли­тического сознания и политической культуры в регулировании об­щественных отношений. Они образуют интеллектуальную основу, определяющую качество работы всего регулятивного механизма. От уровня политического сознания и культуры напрямую зависит политическая активность личности и общества.

Прогностическая функция . На основе познания закономер­ностей развития политических явлений и процессов политология способна выдвигать гипотезы, теории, истинность которых затем будет проверяться практикой.

Научное прогнозирование имеет большое значение для пред­видения в политической сфере, оно позволяет "заглянуть" в буду­щее политических явлений. Научные прогнозы будят мысль, при­дают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуще­ствляются.

Функции политологии тесно между собой взаимосвязаны, они дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе, они дают полное представление о назначении и социальной роли по­литологии.

Эвристический поиск на И-ИЛИ графах

Поиск в глубину на И-ИЛИ графе

Как по И-ИЛИ графу построить решающее дерево? Это дело системы (стратегии) управления. На И-ИЛИ графах возможны все виды поиска, которые мы изучили: поиск в глубину, поиск в ширину, эвристический поиск.

Поиск в глубину на И-ИЛИ графах является процедурным механизмом Prolog-системы. Вначале системе адресуется запрос, или главная цель.

Для ее решения нужно решить все подцели в теле правила, с которым запрос сопоставился. Это вершина типа «И».

Если к цели могут быть применены альтернативные правила, то это вершина типа «ИЛИ».

Цель, которая сопоставилась с фактом базы данных, - терминальная вершина.

Рассмотрим поиск в глубину на модельном И-ИЛИ графе (рис. 19):

Рисунок 19. Модельный «И-ИЛИ граф»

Поиск в глубину из вершины X:

Если Х-целевая вершина, то задача решена.

Если Х-вершина типа «ИЛИ», то нужно пробовать решать одну за другой задачи-преемники, пока не будет найдена задача, имеющая решение.

Если Х-вершина типа «И», то нужно решить все ее задачи-преемники.

Если применение этих правил не приводит к решению, то решения нет.

Задание . Написать программу, реализующую поиск в глубину на модельном И-ИЛИ графе (рис. 19). Какова ее вычислительная сложность?

Припишем дугам И-ИЛИ графа стоимости.

Положим стоимость решающего дерева равной стоимости входящих в него дуг.

Цель оптимизации - поиск дерева решения минимальной стоимости.

Определим стоимость вершины как стоимость минимального решающего дерева с корнем в этой вершине.

Определим эвристическую функцию на вершинах И-ИЛИ графа. Эвристическая оценка листов равна непосредственно значению эвристики h(u) на вершине u. Внутренние вершины имеют преемников. Они будут оцениваться с помощью возвращенной эвристической оценки - оценки стоимости минимального решающего дерева с корнем в u.

Оценка для ИЛИ-вершины (рис. 20).

Рисунок 20. Возвращенная эвристика «ИЛИ»-вершины

Оценка для И-вершины (рис. 21).

Рисунок 21. Возвращенная эвристика «И»-вершины

3) - оценка для листа

В нашем дереве поиска у каждой вершины только один отец. Пусть u 0 - отец, u - сын (рис.22).

Рисунок 22. f-оценка сына u 1 с отцом u 0

f-оценка вершины u складывается как стоимость дуги, входящей в u от родительской вершины, плюс ее возвращенная эвристическая оценка . Начальная вершина не имеет родителя, поэтому будем считать, что в нее входит фиктивная дуга стоимости 0.

1.8.2. АО*-алгоритм эвристического поиска на И-ИЛИ графе

Каждый преемник ИЛИ-вершины соответствует альтернативному дереву - кандидату в решение. АО*-алгоритм на каждом шаге будет расширять дерево с минимальной f-оценкой, вычисленной следующим образом:



- для И-вершины;

Для ИЛИ-вершины.

Рассмотрим эвристический поиск на примере модельного И-ИЛИ графа (рис. 23) с эвристиками всех вершин тождественно равными 0 (h(u)≡0 для всех u).

Рисунок 23. Модельный граф с эвристиками всех вершин тождественно равными нулю

Начнем поиск из начальной вершины а.

f(a) = 0 + h(a) = 0 (рис. 24):

Рисунок 24. Трассировка алгоритма. Шаг 1

f(b) = 1 + h(b) =1;

f(c) = 3 + h(c) = 3;

f(a) = 0 + min{f(b),f(c)} = min{1,3} = 1.

Рисунок 25. Трассировка алгоритма. Шаг 2

Дерево с корнем в b является минимальным, поэтому оно расширяется (рис. 26), его оценка пересчитывается и пересчитывается оценка вершины а:

f(d) = 1 + h(d) =1;

f(e) = 1 + h(e) =1;

f(b) = 1 + f(d) + f(e) =3.

Рисунок 26. Трассировка алгоритма. Шаг 3

f(b) ≤ f(c), поэтому продолжаем расширять дерево с корнем в b. При попытке расширить d обнаруживаем что d - целевая вершина, для e находим преемника h (рис. 27):

f(h) = 6 + h(h) =6;

f(e) = 1 + h(h) =1 + 6 =7;

f(b) = 1 + f(d) + f(e) = 1 + 1 + 7 = 9

Рисунок 27. Трассировка алгоритма. Шаг 4

Поиск не успел понять, что h - целевая вершина; стоимость дерева с корнем в b равна 9, поэтому происходит переключение на дерево с корнем в с, причем рост дерева с корнем в с ограничивается величиной 9: f(c) ≤ 9 (рис. 28):

f(f) = 2 + h(f) =2;

f(g) = 1 + h(g) =1;

f(c) = 3 + f(f) +f(g) = 3 + 2 + 1 =6;

Рисунок 28. Трассировка алгоритма. Шаг 5

f(b) ≤ 9, поэтому продолжаем расширять дерево с корнем в с (рис. 29). Обнаруживаем, что g - целевая вершина и для f находим двух преемников:

f(h) = 2 + h(h) = 2;

f(i) = 3 + h(i) = 3;

f(f) = 2 +min {2,3} = 4;

f(c) = 3 + f(f) + f(g) = 8

f(a) = 0 + f(c) = 8.

Рисунок 29. Трассировка алгоритма. Шаг 6

Штриховой линией обведено активное дерево поиска. Заметим, что вершина h включена в разные деревья поиска и имеет разные f оценки: 6 и 2. f(c)≤8≤9, поэтому продолжаем расширять дерево с корнем в c. При попытке расширить h обнаруживаем целевую вершину и получаем дерево решения. Так как все h(u) ≡ 0, то оценка вершины а - f(a) есть стоимость дерева решения.

1.8.3. Некоторые свойства АО*-алгоритма

Обозначим стоимость минимального дерева решения, связывающего вершину u с терминальными вершинами.

Если для всех u, то эвристический поиск построит минимальное дерево решения. Это условие для эвристики h можно заменить другим - условием монотонности эвристики h.

Пусть у вершины u имеется несколько связок, одна связка состоит из k потомков u 1 ,…, u k . Если для каждой связки имеет место неравенство

где с(u,u i) - стоимость дуги от вершины u до потомка u i , h(u i) - эвристика вершины u i , и для каждой терминальной вершины t h(t)≡0. Это условие аналогично условию монотонности для обычного графа пространства состояний:

Т.е. эвристики вершин не меняются резко и согласованы со стоимостью дуг.

Функции философии как науки

2.1. Эвристическая функция

Существо эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философский метод, применяемый в единстве с формально-логическим, обеспечивает приращение знаний, конечно, в собственно философской сфере. Результатом этого является экстенсивное и интенсивное изменение системы всеобщих категорий. Новая информация может иметь вид прогноза. Философия не содержит в себе каких-либо запретов на попытки предсказать открытия теоретико-мировоззренческого или общеметодологического характера. Возможно обнаружение новых всеобщих сторон развития, которые будут выражены в формулировании доселе неизвестных основных или неосновных законов диалектики.

Что же касается частных наук, то философский метод, будучи примененным в комплексе с другими методами, способен помогать им в решении сложных теоретических, фундаментальных проблем, «участвовать» в их предвидениях. Важное значение имеет участие философии в создании гипотез и теорий. Нет, наверное, ни одной естественнонаучной теории, формирование которой обошлось бы без использования философских представлений -- о причинности, пространстве, времени и др.

Общие философские понятия и принципы проникают в естествознание не только через онтологию, но также через гносеологию и регулятивные принципы частных наук. К последним в сфере физического знания относятся принципы наблюдаемости, простоты и соответствия. Как считает Э. М. Чудинов, гносеологические принципы играют важную роль не только в становлении физических теорий; после того как теория создана, они сохраняют значение регулятивов, определяющих характер ее функционирования.

Сказанное, конечно, не охватывает всех путей, направлений, по которым философия проникает в естественные науки; формы воздействия философии весьма многообразны.

Результаты такого воздействия при внешнем знакомстве с теорией не очевидны, однако специальный анализ показывает, что содержание той или иной теории базируется на философских представлениях. Философские принципы и понятия проникают в саму ткань науки и, участвуя в генезисе научной теории, остаются в ней, функционируют как часть, как внутренний необходимый элемент самой теории. Анализ обнаруживает, например, что:

1) классическая механика построена на логической схеме философского принципа причинности;

2) квантовая механика базируется на общекатегориальной структуре;

3) теория относительности опиралась, как на свой мировоззренческий фундамент, на философские понятия;

4) эволюционная теория в биологии (Ч. Дарвина) имела своим основанием группу мировоззренческих понятий;

Следует обратить внимание на следующий момент: воздействие философии на построение отдельных теорий не интегрально, а фрагментарно, локально. «Проникающей» силой обладают лишь отдельные идеи, понятия (или их группы), отдельные философские принципы. Данное явление объясняется прежде всего наивысшим уровнем обобщенности научного знания, заключенного в научном аспекте философии в отличие от любой части науки, и его приложением не к миру в целом, а лишь к фрагментам материальной действительности и к отдельным сторонам или уровням познавательного отношения.

Фрагментарность воздействия философии на формирование гипотез и теорий в частных науках имеет одним из своих следствий своеобразный характер натуралистского мировоззрения.

Рассмотрение эвристической функции философского метода (диалектики как метода) показывает, что роль философии в развитии частных наук весьма значительна, особенно в отношении формирования гипотез и теорий. Не всегда философия «на виду» и далеко не всегда она в качестве методологии на переднем крае. Конкретная научная задача решается, конечно, конкретным же методом или комплексом таких методов. Философский же метод чаще всего действует «с тыла»: через частнонаучные методы и общенаучные понятия. Тем не менее, без мировоззренческих понятий и принципов невозможно развитие науки (другой вопрос -- каковы эти понятия и принципы, как они трактуются и каков характер их воздействия на науку).

Мировоззренческая функция философии

Мировоззренческая функция философии состоит в том, что, давая людям общий, целостный взгляд на мир, философия позволяет человеку определить свое место и роль в этом мире, делает его сознательным участником этого процесса...

Предмет и функции философии

философия мировоззренческий методологический Выполнение философией своего назначения предполагает реализацию ею целого ряда взаимосвязанных функций, через которые реализуется ее назначение...

Принцип детерминизма. Основные положения и проблемы

Ещё одно отличие квантовой механики от классической физики, которое помогает понять природу принципа неопределённости, состоит в понятии мгновенного состояния физической системы...

Мировоззрение - это совокупность идей о наиболее общих закономерностях и о наиболее общих проблемах жизни . Эту совокупность идей можно называть также мировоззренческой информацией. Мировоззренческая информация отвечает на вопросы...

Роль религии в развитии общества

Культура делиться на материальную и духовную. Культуротранслирующая функция религии раскрывает отношение религии к духовной культуре...

Роль религии в развитии общества

Политика - это, во-первых, отношения между партиями, классами, национальностями, народами, государствами, и это, во-вторых, отношение отдельных людей к партиям, классам, национальностям, народам, государствам...

Роль религии в развитии общества

Положительное значение нравственной функции религии состоит в пропаганде и выработке позитивных нравственных норм. «Минус» этой функции состоит в одновременной пропаганде некоторых негативных нравственных норм...

Философия информации и сложных систем

В основе более широкого подхода к определению понятия информации лежит представление о тесной связи информации и разнообразия. Данная точка зрения является в настоящее время наиболее широко распространенной и аргументированной [А6]...

Функции философии как науки

На первом месте среди функций философии в соответствии с приоритетной значимостью проблемы человека среди всех остальных проблем философии стоит гуманистическая функция. Нет на свете, наверное, ни одного человека...

Функции философии как науки

Следующей мировоззренческой функцией философии является социально-аксиологическая функция. Она расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункции...

Функции философии как науки

Одной из функций философии является культурно-воспитательная функция. Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту...

Функции философии как науки

Одна из главных задач философии -- разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека...

Функции философии как науки

Координирующая функция философии. Существо этой функции состоит в координировании методов в процессе научного исследования. На первый взгляд она кажется излишней: если метод содержателен, обусловлен природой объекта...

Функции философии как науки

Термин «интеграция» (от латинского integratio -- восстановление, восполнение) означает объединение в целое каких-либо частей. Он применяется во многих науках и практике...

Функции философии как науки

Эта функция заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания. Выработка информации...

Существует такое понятие, как эвристика. Оно играет важную роль в психофизической деятельности человека. Об этом мы и поговорим в данной статье.

Эвристика (греч. εὑρίσκω — «отыскиваю», «открываю») – это отрасль знания, научная область, изучающая специфику творческой деятельности.

Другими словами эвристика представляет собой процесс, при котором человек, чтобы достичь цели или получить ответ на свой вопрос, использует «метод проб и ошибок».

По мнению психологов, посредством эвристического познания индивид может лучше понимать суть проблемы и искать пути для ее решения. По сути, человек доказывает или опровергает ту или иную информацию эмпирическим (опытным) путем.

Важно понимать, что эвристика характерна только для человека, но никак не для искусственного интеллекта. Ведь творческие решения – это своего рода «сбои», или отклонения от нормы, которые, в конечном счете, приводят к оригинальным, а порой и гениальным результатам.

История эвристики

Слово «эвристика» пришло к нам из древнегреческого языка и в буквальном смысле означает «отыскиваю», «открываю».

  1. Эвристика – это совокупность приёмов и методов, облегчающих и упрощающих решение познавательных, конструктивных, практических задач. При помощи эвристики человек способен открывать, что-то новое и необычное.
  2. Эвристикой также называют науку, которая занимается изучением творческой деятельности. В данная категория понимается, как способ обучения.

Идея заключается в том, что на выработку человеком решения влияют такие факторы как ограниченность имеющейся информации, познавательные границы разума и время.

Постепенно это учение стало активно развиваться, благодаря чему появился термин «эвристика доступности». Под этим выражением подразумеваются некоторые . То есть по сути, это оценка реальности на основании подтверждающих примеров полученных, например, из СМИ.

Допустим, по телевидению начали часто говорить о терактах, финансовых кризисах, природных катаклизмах и прочих негативных вещах. Это отрицательно скажется на тех, кто регулярно смотрит TV, вследствие чего может появиться плохой сон, повышенная тревожность и т.п.

И наоборот, если человек прочитал в газете о том, что кто-то выиграл в лотерею автомобиль, у него может сложиться ложное представление о том, что вероятность повторить подобный успех гораздо выше, чем есть на самом деле.

Из этого следует естественный вывод о том, что эвристика может быть, как полезным, так и отрицательным явлением. Кстати, так же обстоят дела и с , о котором мы уже рассказывали.

Эвристические методы

Как говорилось ранее, эвристика представляет собой метод для поиска решений. При этом важно не забывать, что это довольно молодая наука, поэтому в ней могут встречаться недостаточно четкие формулировки.

Мы не станем слишком глубоко влезать в дебри, а рассмотрим лишь самые популярные эвристические методы, которые можно употреблять на практике.

Мозговой штурм

При данном методе, решение задач происходит путем внедрения процедуры группового креативного мышления. Этот способ был открыт американским психологом А. Осборном.

По его мнению, в любом кругу людей есть индивиды, которые лучше генерируют мысли, но при этом им сложно анализировать свои идеи. И наоборот есть те, которым легко детально осмысливать то или иное чужое решение, но трудно вырабатывать его в своей голове.

Благодаря методу мозгового штурма, для решения поставленной задачи предлагается большое количество различных вариантов, как плохих, так и хороших. Затем, на базе критического подхода, все эти решения серьезно анализируются, после чего наиболее креативные и действенные воплощаются в жизнь.

Такую схему можно описать так:

отбор участников → определение проблемы → мозговой штурм → анализ материала

Несмотря на всю простоту метода, кроме призыва быть оригинальным и выйти за рамки стандартного мышления, точных методологических указаний на практике пока что нет.

Синектика

Образовался вследствие применения мозгового штурма на практике. Его создателем является профессор Д. Гордон. Суть метода заключается в том, что участники группы (синекторы) изначально проходят поэтапный отбор:

  • 1 этап – оценка знаний и опыта индивида;
  • 2 этап – творческий потенциал;
  • 3 этап – коммуникативные способности.

После того, как члены отбора прошли все этапы, они могут стать участниками синектического метода. Под этим подразумевается не высказывание идей в их законченном виде, а общая разработка того или иного варианта, на основе знаний и эмоционального опыта.

Благодаря такой коллективной работе могут родиться самые необычные креативные идеи. Отрицательной стороной такого метода является достаточно быстрое снижение продуктивности. Это связано с тем, что люди в группе привыкают друг к другу.

Многомерные матрицы или метод «морфологического ящика»

Впервые он был применен неким Бернсом, которому хотелось увеличить эффективность производства. Но усовершенствовать данный подход удалось физику из США Ф. Цвикки.

Суть метода состоит в том, что новое – это или другая комбинация известных составляющих старого, или комбинация известного с пока еще неизвестным. В этом случае речь идет не о методе проб и ошибок, а о целостном комплексе связей, которые возможно вычислить посредством матричного анализа проблематики.

Бесспорным преимуществом данного подхода к проблеме является потенциальная возможность открыть какое-нибудь новое и необычное решение.

Но в таком методе есть и очевидные недостатки: чем сложнее задача, тем больше вариантов будет представлено в матрице, из-за чего поиск оптимального решения значительно усложнится.

Инверсия

Посредством инверсии можно найти решения в оригинальных и противоположных направлениях. Основой идеи является диалектика Гегеля, когда любое явление познается с помощью использования противоположных процедур творческого мышления: логического и интуитивного, статики и динамики, анализа и синтеза.

Для применения этого эвристического метода, необходимы специализированные навыки, опыт и знания. Однако несмотря на подобные трудности, это дает возможность отыскать необычные и креативные решения.

8 практических эвристических правил

Перед вами эвристические правила, которые помогут людям, чья работа или связаны с творческой деятельностью. Многократные исследования доказывают, что эвристика является ключом к и творческого мышления.

  1. Замечайте все, что происходит вокруг

Для человека многое из того, что происходит вокруг него остается незамеченным. Очень важно научиться воспринимать внешнюю среду свежим взглядом. И тут не обойтись без деталей. Это правило является частью общепринятой теории творческого мышления.

  1. Сконцентрируйте на нескольких областях знания

Под этим правилом подразумевается одновременное изучение наследия . Это могут быть писатели, математики, живописцы, скульпторы или музыканты. Другими словами, исследовать нужно не какую-то одну область, необходимую вам в узких целях, а сразу несколько.

  1. Избегайте любой узости

Старайтесь творчески смотреть на вещи с разных сторон. Не загоняйте себя в узкие рамки, обусловленные теми или иными аргументами. Таким образом, вы сможете накопить множество информации, выделяя для себя наиболее важное.

  1. Ассоциации

Глядя на окружающие вас предметы, ищите для них необычные применения. Думаете, фантазируйте и мыслите ассоциативно.

  1. Психическая механика: движение, внимательность, нестандартность

Чтобы мыслить оригинально, нужно уметь концентрироваться на проблеме, избегая при этом шаблонных решений.

  1. Анализируйте идеи, заставляющие смеяться

  1. Идеи не абсолютны

По сути, идеи и размышления человека не могут быть верными или неверными. В отношении творчества надо проявлять гибкость и быть предрасположенными к чему-то новому и неизведанному. В этом плане превзошел большинство своих современников, что позволило ему стать ученым с мировым именем.

В современном понимании дисциплина <Безопасность жизнедеятельности> изучает опасности производственной, природной, социальной, бытовой, городской и других сред обитания человека как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения. Основная цель БЖД как наука - защита человека в техносфре от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений.

основными целями учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности являются:

· формирование мировоззрения и воспитание у студентов социальной ответственности за последствия своей будущей профессиональной деятельности;

· освоение студентами теоретических, организационного-правовых и методических основ обеспечения безопасности жизнедеятельности;

· приобретение знаний по идентификации опасностей в различных условиях жизни и деятельности человека;

· выработка практических навыков в принятии решений по защите населения и материальных ценностей от воздействия негативных факторов среды обитания и ликвидации их последствий;

· развитие потребности в расширении и постоянном углублении знаний по проблемам обеспечения безопасности жизнедеятельности в современных условиях реформирования экономики России.

Безопасность жизнедеятельности решаем следующие основные задачи.

· идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания;

· защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

· ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

· создание нормального, т.е. комфортного состояния среды обитания человека.

1.3. основные понятия и определения.

Безопасность жизнедеятельности, представляющая серьезную проблему современности и привлекающая для ее решения многие другие науки, выработала определенную систему понятий, теоретических положений, аксиом и методов исследования.

Основные теоретические положения учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности:

· с момента своего появления на земле человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей;

· опасности причиняют вред здоровью человека, что проявляется в травмах, болезнях, инвалидных и летальных исходах, поэтому они угрожают не только каждому конкретному человеку, но и обществу и государству в целом;

· профилактика опасностей и защита от них – актуальная гуманитарная и социально-экономическая проблема, в решении которой должно быть заинтересовано, прежде всего, государство;

· обеспечение безопасности – приоритетная задача для личности, общества и государства;

· абсолютной безопасности не бывает, всегда существует некоторый остаточный риск, поэтому под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития общества можно смириться;

· для выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения разработана учебная дисциплина < Безопасность жизнедеятельности>.

Как известно, современный человек на протяжении своей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, местной (городской, сельской), бытовой, природной и др. Человек и среда его обитания образуют систему <человек - среда обитания>,состоящую из множества взаимодействующих элементов, имеющую упорядоченность в определенных границах и обладающую специфическими свойствами. Такое взаимодействие определяется множеством факторов и оказывает влияние, как на самого человека, так и на соответствующую среду его обитания.

Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

В системе <человек - среда обитания> происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации. Это происходит в соответствии с законом сохранения жизни: жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации.

Потоки веществ, энергии и информации имеют естественную и антропогенную природу, они во многом зави9ят от масштабов преобразующей деятельности человека и от состояния среды обитания.

Человек и окружающую его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых

человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и (или) окружающую среду.

Действуя в этой системе, человек непрерывно решает как минимум две основные задачи:

· обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе;

· создаёт и использует защиту от негативных воздействий со стороны, как среды обитания, так и себе подобных. Среда обитания неразрывно связана с понятием биосфера.

Биосфера -область распространения жизни на 3емле, включающая в себя нижний слой атмосферы, атмосферу гидросферу верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия.

ХХ век ознаменовался потерей устойчивости в таких процессах, как рост населения Земли и его урбанизация. Это вызвало крупномасштабное развитие энергетики, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, военного дела и обусловило значительный рост антропогенного воздействия. Кроме того, к середине ХХ в. человек стал обладать способностью инициировать крупномасштабные аварии и катастрофы и тем самым вызывать необратимые экологические изменения регионального и глобального масштабов, соизмеримые со стихийными бедствиями. В результате активной техногенной

деятельности человека во многих регионах нашей планеты разрушена биосфера и создан новый тип среды обитания - техносфера.

Техносфера - регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям (техносфера-регион города или промышленной зоны, производственная или бытовая среда).

Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, к росту коммуникабельности к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. однако созданная руками и разумом человека техносфера, призванная максимально удовлетворять его потребности в комфорте и безопасности, не оправдала во многом надежды людей, Новые техносферные условия обитания.человека в городах и промышленных центрах, транспортные и бытовые условия жизнедеятельности оказались далеки по уровню безопасности от допустимых требований, что предопределяет актуальность и важность профессионально грамотного осуществления соответствующего комплекса предупредительных и защитных мер при внедрении научно-технического прогресса в различные сферы экономики.

негативные воздействия в системе <человек - среда обитания>

принято называть опасностями.

Опасность - негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

Опасности не обладают избирательным свойством, при возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду. Опасности реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации, они существуют в пространстве и во времени.

Многочисленность и многообразие опасностей, высокая вероятность их воздействия на каждого позволили сформулировать аксиому о потенциальной опасности процесса жизнедеятельности: <жизнедеятельность человека потенциально опасна!>

Потенциальная опасность заключается в скрытом, неявном, характере её проявления. Например, мы не ощущаем до определённого момента увеличения концентрации СО2 в воздухе. В норме атмосферный воздух должен содержать не более 0,05% СО2 увеличивается. Углекислый газ не имеет цвета, запаха, и нарастание его концентрации проявится возникновением усталости вялости снижением работоспособности. Но в целом организм человека, пребывающего систематически в таких условиях, отреагирует сложными физиологическими процессами: изменением частоты, глубины и ритма

дыхания (одышкой), увеличением частоты сердечных сокращений, изменением артериального давления, Это состояние (гипоксия) может повлечь за собой снижение внимания, что в определенных областях деятельности может привести к травматизму и, другим негативным последствиям.

По степени и характеру действия на организм все факторы условно делят на вредные и опасные.

К вредным относятся такие факторы которые становятся в определенных условиях причиной заболеваний или снижения работоспособности,

Опасными называют такие факторы, которые приводят в определенных условиях к травматическим повреждениям или внезапным и резким нарушениям здоровья. это деление условно, так как вредные факторы в определенных условиях могут стать опасными.

Какая-то часть опасных и вредных факторов – преимущественно это относится к производственным, а в какой-то мере и к другим средам обитания - обычно имеет внешне определенные, пространственные области проявления которые называются опасными зонами. Они характеризуются увеличением риска возникновения несчастного случая,

Условия, при которых созд8ется.,возможность возникновения несчастного случая, называют опасной ситуацией.

В процессе деятельности и жизни человек может оказаться в такой опасной ситуации, когда физические и психические нагрузки достигают пределов при которых индивидуум теряет способность к рациональным поступкам и действиям, адекватным сложившейся ситуации. Такие ситуации называют экстремальными.

Потенциальная опасность как явление - это возможность воздействия на человека неблагоприятных или несовместимых с жизнью факторов, Аксиома о потенциальной опасности предусматривает количественную оценку негативного воздействия, которые оценивается риском нанесения того или иного ущерба здоровью и жизни.

Риск определяется как отношение тех или иных нежелательных последствий в единицу времени к возможному числу событий. Различают индивидуальный и социальный риск.

Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума.

Социальный риск (точнее групповой) - это риск для группы

людей. Социальный риск - это зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей.

В мировой практике отвергнута концепция абсолютной безопасности и находит признание концепция приемлемого риска.

Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические;

социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения, т.е. риск, при котором защитные мероприятия позволяют поддерживать достигнутый уровень безопасности.

Введение приемлемых рисков является акцией, прямо направленной на защиту человека и его безопасность. Безопасность - состояние, деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей или имеет место отсутствие чрезмерной опасности.

Человечество должно научиться прогнозировать негативные

воздействия и обеспечивать безопасность принимаемых, решений на стадии их, разработки, а для защиты от действующих негативных факторов создавать и активно использовать защитные средства и мероприятия, всемерно ограничивая зоны действия и уровни негативных факторов. Реализация этих задач обусловила необходимость, разработки специальной области научных знаний безопасность жизнедеятельности. Компетентность людей в мире опасностей и способы защиты от них - необходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности человека на всех этапах его жизни.

Контрольные вопросы и задания.

1 . Какие изменения характерны для мира опасностей XXI в.?

2 . Каковы последствия антропогенного воздействия человека на окружающую среду?

3 " Как влияет урбанизация на безопасность жизнедеятельности людей?

4 . Что изучает научная и учебная дисциплина <Безопасность жизнедеятельности>?

5 . Назовите основную цель дисциплины <Безопасность жизнедеятельности>.

6 ."Каковы средства достижения основной цели дисциплины?

7 . Какие задачи решает дисциплина <Безопасность жизнедеятельности>?

8 . Перечислите основные теоретические положения учебной дисциплины <Безопасность жизнедеятельности>.

9 . Дайте определение понятию <опасность>.

10 . Сформулируйте основную аксиому безопасности жизнедеятельности.

11 . Дайте определения понятиям <ноосфера> и <техносфера>,

12 . Каковы основные положения учения В.И. Вернадского?

13 . Что такое индивидуальный и социальный риск?

14. Объясните содержание и смысл концепции приемлемого риска.

ГЛАВА 2

ОБЩАЯ КЛССИФИКАЦИЯ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

2.1.Понятие чрезвычайной ситуации

Тысячелетняя практика жизнедеятельности человека свидетельствует о том, что ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно, любая деятельность потенциально опасна. В Словаре русского языка. С, И. Ожегова слово <.чрезвычайный> трактуется как <исключительный, очень большой, превосходящий все>. Словосочетание чрезвычайная ситуация> определяет опасные события или явления, приводящие к нарушению

безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, чрезвычайная ситуация (ЧС) - это, нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей на определенной территории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, в результате которых возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

Источник чрезвычайной ситуации - это опасное природное явление, авария, или опасное техногенное происшествие, широко распространенным инфекционным болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Часто в печати, по радио и телевидению одни и те же события

называют по-разному - аварией или катастрофой. На первый взгляд

может показаться, что различия межу ними нет. Но достаточно оценить потери и человеческие жертвы, и различия в понятиях проявляются.

Аварии - это повреждение машины, поточной линии, системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания или сооружения. На промышленных предприятиях они, как правило, сопровождаются взрывами, пожарами, обрушениями, выбросом или разливом сильно действующих ядовитых веществ (СДЯВ). Эти происшествия незначительны, без серьезных человеческих жертв.

Катастрофа - событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей.

Комитет по проблемам современного общества (Всемирная организация здравоохранения __ВОЗ) считает, что катастрофа – это непредвиденная и неожиданная ситуация, с которой пострадавшее население неспособно, справиться самостоятельно.

Различают следующие виды катастроф:

· экологическая - стихийное бедствие, крупная производственная или транспортная авария (катастрофа), приводящие к чрезвычайно неблагоприятным изменениям в сфере обитания и, как правило, массовому поражению флоры, фауны, почвы, воздушной среды и в целом природы;

· производная или транспортная - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы и значительный материальный ущерб;

· техногенная - внезапное, непредусмотренное освобождение механической, химической, термической, радиационной и иной энергии;

· стихийные бедствия - это опасные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, при которых возникают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности людей, разрушением и уничтожением материальных ценностей.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31